Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д17 C1 № 19
i
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | округ | фамилия | предмет | балл |
2 | C | Ученик 1 | обществознание | 246 |
3 | В | Ученик 2 | немецкий язык | 530 |
4 | Ю | Ученик 3 | русский язык | 576 |
5 | СВ | Ученик 4 | обществознание | 304 |
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учеников в Восточном округе (В) выбрали в качестве любимого предмета информатику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Северного округа (С)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
task19.xls
Источник: ГИА по информатике 31.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 1301.
2
Задания Д17 C1 № 39
i
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | округ | фамилия | предмет | балл |
2 | C | Ученик 1 | обществознание | 246 |
3 | В | Ученик 2 | немецкий язык | 530 |
4 | Ю | Ученик 3 | русский язык | 576 |
5 | СВ | Ученик 4 | обществознание | 304 |
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учеников в Северо-Восточном округе (СВ) выбрали в качестве любимого предмета математику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Южного округа (Ю)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
task19.xls
Источник: ГИА по информатике 31.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 1302.
3
Задания Д17 C1 № 59
i
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | округ | фамилия | предмет | балл |
2 | C | Ученик 1 | обществознание | 246 |
3 | В | Ученик 2 | немецкий язык | 530 |
4 | Ю | Ученик 3 | русский язык | 576 |
5 | СВ | Ученик 4 | обществознание | 304 |
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учеников в Северо-Западном округе (СЗ) выбрали в качестве любимого предмета русский язык? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Западного округа (3)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
task19.xls
Источник: ГИА по информатике 31.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 1303.
4
Задания Д17 C1 № 79
i
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | округ | фамилия | предмет | балл |
2 | C | Ученик 1 | обществознание | 246 |
3 | В | Ученик 2 | немецкий язык | 530 |
4 | Ю | Ученик 3 | русский язык | 576 |
5 | СВ | Ученик 4 | обществознание | 304 |
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учеников в Центральном округе (Ц) выбрали в качестве любимого предмета английский язык? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Восточного округа (В)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
task19.xls
Источник: ГИА по информатике 31.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 1304.
5
Задания Д17 C1 № 99
i
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | округ | фамилия | предмет | балл |
2 | C | Ученик 1 | обществознание | 246 |
3 | В | Ученик 2 | немецкий язык | 530 |
4 | Ю | Ученик 3 | русский язык | 576 |
5 | СВ | Ученик 4 | обществознание | 304 |
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учеников в Юго-Восточном округе (ЮВ) выбрали в качестве любимого предмета обществознание? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Юго-Западного округа (ЮЗ)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
task19.xls
Источник: ГИА по информатике 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1305.
Пройти тестирование по этим заданиям
На уроке рассмотрен материал для подготовки к ОГЭ по информатике, разбор 14 задания. Объясняется тема решения заданий в электронный таблицах Excel.
Содержание:
- Объяснение заданий 14 ОГЭ по информатике
- Типы ссылок в ячейках
- Стандартные функции Excel
- Построение диаграмм
- Решение 14 задания ОГЭ
- Решение заданий ОГЭ прошлых лет для тренировки
- Формулы в электронных таблицах
- Анализ диаграмм
14-е задание: «Электронные таблицы Excel».
Уровень сложности
— высокий,
Максимальный балл
— 3,
Примерное время выполнения
— 30 минут,
Предметный результат обучения:
Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы.
* задания темы выполняются на компьютере
* Некоторые изображения страницы взяты из материалов презентации К. Полякова
Типы ссылок в ячейках
Формулы, записанные в ячейках таблицы, бывают относительными, абсолютными и смешанными.
- Имена ячеек в относительной формуле автоматически меняются при переносе или копировании ячейки с формулой в другое место таблицы:
- Имена ячеек в абсолютной формуле не меняются при переносе или копировании ячейки с формулой в другое место таблицы.
- Для указания того, что не меняется столбец, ставится знак
$
перед буквой столбца. Для указания того, что не меняется строка, ставится знак$
перед номером строки: - В смешанных формулах меняется только относительная часть:
Относительная адресация:
имя столбца вправо на 1
номер строки вниз на 1
Абсолютная адресация:
имена столбцов и строк при копировании формулы остаются неизменными
Смешанные формулы
Стандартные функции Excel
В ОГЭ встречаются в формулах следующие стандартные функции. Ниже рассмотрен их смысл. Наводите курсор на пример для просмотра ответа.
Таблица: Наиболее часто используемые функции
русский | англ. | действие | синтаксис |
---|---|---|---|
СУММ | SUM | Суммирует все числа в интервале ячеек | СУММ(число1;число2) |
Пример: | |||
=СУММ(3; 2) =СУММ(A2:A4) |
|||
СЧЁТ | COUNT | Подсчитывает количество всех непустых значений указанных ячеек | СЧЁТ(значение1, [значение2],…) |
Пример: | |||
=СЧЁТ(A5:A8) | |||
СРЗНАЧ | AVERAGE | Возвращает среднее значение всех непустых значений указанных ячеек | СРЕДНЕЕ(число1, [число2],…) |
Пример: | |||
=СРЗНАЧ(A2:A6) | |||
МАКС | MAX | Возвращает наибольшее значение из набора значений | МАКС(число1;число2; …) |
Пример: | |||
=МАКС(A2:A6) | |||
МИН | MIN | Возвращает наименьшее значение из набора значений | МИН(число1;число2; …) |
Пример: | |||
=МИН(A2:A6) | |||
ЕСЛИ | IF | Проверка условия. Функция с тремя аргументами: первый аргумент — логическое выражение; если значение первого аргумента — истина, то результатом выполнения функции является второй аргумент. Если ложно — третий аргумент. | ЕСЛИ(лог_выражение; значение_если_истина; значение_если_ложь) |
Пример: | |||
=ЕСЛИ(A2>B2;»Превышение»;»ОК») | |||
СЧЁТЕСЛИ | COUNTIF | Количество непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. | СЧЁТЕСЛИ(диапазон, критерий) |
Пример: | |||
=СЧЁТЕСЛИ(A2:A5;»яблоки») | |||
СУММЕСЛИ | SUMIF | Сумма непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. | СУММЕСЛИ (диапазон, критерий, [диапазон_суммирования]) |
Пример: | |||
=СУММЕСЛИ(B2:B25;»>5″) |
В качестве параметра функции везде указывается диапазон ячеек: МИН(А2:А240)
СРЗНАЧ
не учитываются пустые ячейки и текстовые ячейки; например, после ввода формулы в C2 появится значение 2 (не учитывается пустая А2):Построение диаграмм
- Диаграммы используются для наглядного представления табличных данных.
- Разные типы диаграмм используются в зависимости от необходимого эффекта визуализации.
- Так, круговая и кольцевая диаграммы отображают соотношение находящихся в выбранном диапазоне ячеек данных к их общей сумме. Иными словами, эти типы служат для представления доли отдельных составляющих в общей сумме.
- Соответствие секторов круговой диаграммы (если она намеренно НЕ перевернута) начинается с «севера»: верхний сектор соответствует первой ячейке диапазона.
- Типы диаграмм Линейчатая и Гистограмма (на левом рис.), а также График и Точечная (на рис. справа) отображают абсолютные значения в выбранном диапазоне ячеек.
Егифка ©:
Решение 14 задания ОГЭ
Задание 14_0. Демонстрационный вариант 2022 г.:
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | Округ | Фамилия | Предмет | Баллы |
2 | С | Ученик 1 | Физика | 240 |
3 | В | Ученик 2 | Физкультура | 782 |
4 | Ю | Ученик 3 | Биология | 361 |
5 | СВ | Ученик 4 | Обществознание | 377 |
В столбце A
записан код округа, в котором учится ученик;
в столбце B
– код фамилии ученика;
в столбце C
– выбранный учеником предмет;
в столбце D
– тестовый балл.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
- Сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов? Ответ запишите в ячейку
H2
таблицы. - Каков средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике? Ответ запишите в ячейку
H3
таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой. - Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников тестирования из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки
G6
. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение соответствия данных определённому сектору диаграммы) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
✍ Решение:
Приведем один из вариантов решения.
- Поскольку спрашивается об учениках, которые проходили тестирование по информатике и набрали более 600 баллов, то здесь необходимо учесть одновременно два условия. Поэтому будем использовать функцию
ЕСЛИ
с логическим операторомИ
(одновременное выполнение нескольких условий). В ячейкуE2
запишем формулу:
=ЕСЛИ(И(C2="информатика"; D2>600); 1;0))
или для англоязычного интерфейса:
=IF(AND(C2="информатика"; D2>600); 1;0)
Т.е. если в ячейке C2
находится слово «информатика» и при этом значение ячейки D2
больше 600, то в ячейку E2
запишем 1 (единицу), иначе в ячейку E2
запишем 0 (ноль).
E
. Для этого поместите курсор в правый нижний угол ячейки Е2
, и, когда курсор мыши приобретет вид крестика дважды щелкните левой кнопкой мыши. Формула должна при этом скопироваться во все нижние ячейки столбца. H2
. Установите курсор в ячейку. Для выполнения задания нам достаточно посчитать, сколько единиц в ячейках столбца E
. Для этого мы можем суммировать их. Введите формулу:=СУММ(Е:Е)
Е:Е
обозначает диапазон ячеек по всему столбцу. Так как мы уверены, что ячейки после таблицы нет никаких лишних данных, то можно указывать такие диапазоны. Но на всякий случай следует проверять, нет ли после таблицы каких-то ненужных значений.
Ответ: 32
Решение задания 2:
- В ячейку
F2
внесем формулу:
=ЕСЛИ(C2="информатика";D2;0)
или для англоязычной раскладки:
=IF(C2="информатика"; D2; "")
Если в ячейке C2
находится слово «информатика», то в ячейку F2
установим значение из ячейки D2
, т.е. балл, иначе, поставим туда «» (пустое значение).
F
. Для этого поместите курсор в правый нижний угол ячейки F2
, и, когда курсор мыши приобретет вид крестика дважды щелкните левой кнопкой мыши. Формула должна при этом скопироваться во все нижние ячейки столбца. H3
. Установите курсор в ячейку. Для выполнения задания нам достаточно посчитать среднее арифметическое непустых значений ячеек столбца F
. Введите формулу:=СРЗНАЧ(F:F)
Ответ: 546,82
Решение задания 3:
Ответ: Секторы диаграммы должны визуально соответствовать соотношению 32:29:108.
Разбор задания 14.1:
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
В столбце А записан округ, в котором учится ученик;
в столбце В — фамилия;
в столбце С — любимый предмет;
в столбце D — тестовый балл.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько учеников в Северо-Восточном округе (СВ) выбрали в качестве любимого предмета математику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
- Каков средний тестовый балл у учеников Южного округа (Ю)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
-
Задание 1:
- В задании необходимо посчитать количество определенных данных, в зависимости от условий. Можно было бы использовать функцию СЧЁТЕСЛИ(), но ситуация осложняется тем, что в задании два условия: Северо-Восточный округ и любимый предмет — математика.
- Если заданы два условия будем использовать сначала логическую функцию ЕСЛИ с логической операцией И для выполнения двух условий одновременно. Применим данную функцию сначала для первой строки с данными:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(И(A2="св";C2="математика");1;0)
Если значение в ячейке A2 равно св и одновременно значение в ячейке C2 равно математика, то в ячейку F2 запишем значение 1, иначе — в ячейку F2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(AND(A2="св";C2="математика");1;0)
для англоязычной записи функций
=СУММ(F2:F1001)
Суммируем значения ячеек в диапазоне от F2 до F1001.
для англоязычной записи функций =SUM(F2:F1001)
Ответ: 17
Задание 2:
для русскоязычной записи функций
=СУММЕСЛИ(A2:A1001; "Ю";D2:D1001)
Если значения ячеек диапазона A2:A1001 равно значению «Ю», то суммируем соответствующие этим строкам значения ячеек D2:D1001.
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; "Ю")
Подсчитывается количество ячеек диапазона A2:A1001, значения которых равно «Ю».
для русскоязычной записи функций =СУММЕСЛИ(A2:A1001; "Ю";D2:D1001)/СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; "Ю")
для англоязычной записи функций =SUMIF(A2:A1001; "Ю";D2:D1001)/COUNTIF(A2:A1001; "Ю")
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 525,70
Разбор задания 14.2 :
В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
В столбце A записан продукт;
в столбце B – содержание в нём жиров;
в столбце C – содержание белков;
в столбце D – содержание углеводов и
в столбце Е – калорийность этого продукта.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 продуктам.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков? Запишите число, обозначающее количество этих продуктов, в ячейку H2 таблицы.
- Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Запишите значение в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
-
Задание 1:
- Поскольку в задании используется условие, то начнем с него: два условия, значит будем использовать функцию ЕСЛИ с логической операцией И. Формула будет выполняться по значениям каждой строки, поэтому запишем ее сначала для второй строки таблицы, там, где начинаются основные данные. В ячейке F2:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(И(D2<50;C2<50);1;0)
Если значение в ячейке D2 меньше 50 (углеводы) и одновременно значение в ячейке C2 меньше 50 (белки), то в ячейку F2 запишем значение 1, иначе — в ячейку F2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(AND(D2<50;C2<50);1;0)
для англоязычной записи функций
=СУММ(F2:F1001)
Суммируем значения ячеек в диапазоне от F2 до F1001.
для англоязычной записи функций =SUM(F2:F1001)
Ответ: 864
Задание 2:
для русскоязычной записи функций
=СУММЕСЛИ(B2:B1001; "<1";E2:E1001)
Если значения ячеек диапазона B2:B1001 меньше единицы, то суммируем соответствующие этим строкам значения ячеек E2:E1001.
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;"<1")
Подсчитывается количество ячеек диапазона B2:B1001, значения которых < 1.
для русскоязычной записи функций =СУММЕСЛИ(B2:B1001; "<1";E2:E1001)/СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;"<1")
для англоязычной записи функций =SUMIF(B2:B1001; "<1";E2:E1001)/COUNTIF(B2:B1001;"<1")
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 89,45
Разбор задания 14.3:
В электронную таблицу занесли численность населения городов разных стран. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
В столбце А указано название города; в столбце В — численность населения (тыс. чел.); в столбце С — название страны.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 городам. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько городов, представленных в таблице, имеют численность населения менее 100 тыс. человек? Ответ запишите в ячейку F2.
- Чему равна средняя численность населения австрийских городов, представленных в таблице? Ответ на этот вопрос с точностью не менее двух знаков после запятой (в тыс. чел.) запишите в ячейку F3 таблицы.
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
-
Задание 1:
- Поскольку в задании используется условие, то начнем с него: так как задано только одно условие (численность населения менее 100 тыс), то можно использовать функцию СЧЁТЕСЛИ:
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(диапазон;критерий)
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;"<100")
для англоязычной записи функций =COUNTIF(B2:B1001;"<100")
Дословно переведем действие формулы. Считать количество значений меньших 100 в диапазоне ячеек от B2 до B1001.
Ответ: 448
Задание 2:
для русскоязычной записи функций
=СУММЕСЛИ(C2:C1001; "Австрия";B2:B1001)
Если значения ячеек диапазона C2:C1001 равно значению «Австрия», то суммируем соответствующие этим строкам значения ячеек B2:B1001.
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(C2:C1001; "Австрия")
Подсчитывается количество ячеек диапазона C2:C1001, значения которых равно «Австрия».
=E2/E3
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 51,10.
Разбор задания 14.4:
В электронную таблицу занесли информацию о грузоперевозках, совершённых некоторым автопредприятием с 1 по 9 октября.
Каждая строка таблицы содержит запись об одной перевозке. В столбце A записана дата перевозки (от «1 октября» до «9 октября»); в столбце B — название населённого пункта отправления перевозки; в столбце C — название населённого пункта назначения перевозки; в столбце D — расстояние, на которое была осуществлена перевозка (в километрах); в столбце E — расход бензина на всю перевозку (в литрах); в столбце F — масса перевезённого груза (в килограммах).
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 370 перевозкам в хронологическом порядке.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- На какое суммарное расстояние были произведены перевозки с 1 по 3 октября? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
- Какова средняя масса груза при автоперевозках, осуществлённых из города Липки? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее одного знака после запятой.
✍ Решение:
-
Задание 1 первый способ:
- Поскольку в задании указано, что данные приведены в хронологическом порядке, то можно утверждать, что все строки с самой первой до той, в которой последняя запись за «3 октября» будут подходить под условие «перевозки с 1 по 3 октября».
Таким образом, смотрим, что последняя запись за «3 октября» соответствует ячейке A118. Значит, для получения суммарного расстояния будем вычислять сумму по диапазону ячеек D2:D118 (столбец Расстояние). Используем функцию СУММ. - В итоге мы получим сразу искомый результат. Поэтому запишем формулу в ячейке H2:
для русскоязычной записи функций
=СУММ(D2:D118)
для англоязычной записи функций =SUM(D2:D118)
Дословно переведем действие формулы. Суммируем значения ячеек в диапазоне от D2 до D118.
Ответ: 28468
Задание 1 второй способ:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(ИЛИ(A2="1 октября";A2="2 октября";A2="3 октября");D2;0)
Если значение в ячейке A2 равно «1 октября» или значение в ячейке A2 равно «2 октября» или значение в ячейке A2 равно «3 октября», то в ячейку I2 запишем значение, которое находится в ячейке D2 (Расстояние), иначе — в ячейку I2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(OR(A2="1 октября";A2="2 октября";A2="3 октября");D2;0)
=СУММ(I2:I371)
Суммируем значения ячеек в диапазоне от I2 до I371.
для англоязычной записи функций =SUM(I2:I371)
Ответ: 28468
-
Задание 2:
- Для начала подумаем, как вычислить среднюю массу груза автоперевозок из Липки: для этого необходимо сумму всех значений массы перевозок из Липки (Пункт отправления — Липки) разделить на количество таких перевозок.
- Поскольку необходимо найти сумму только при определенном условии, то будем использовать функцию СУММЕСЛИ. Заметим, что проверка должна осуществляться по диапазону ячеек B2:B371 (Пункт отправления), в то время как суммироваться должны значения ячеек диапазона F2:F371 (Масса груза).
- Данная формула выглядит так:
для русскоязычной записи функций
=СУММЕСЛИ(B2:B371; "Липки";F2:F371)
Если значения ячеек диапазона B2:B371 равно значению «Липки», то суммируем соответствующие этим строкам значения ячеек F2:F371.
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(B2:B371; "Липки")
Подсчитывается количество ячеек диапазона B2:B371, значения которых равно «Липки».
=I2/I3
Возможны и другие варианты решения, например, сортировка строк по значению столбца B с дальнейшим выбором необходимых диапазонов для функций.
Ответ: 760,9
Разбор задания 14.5:
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по географии и информатике. Вот первые строки получившейся таблицы:
В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В — номер школы учащегося; в столбцах С, D — баллы, полученные, соответственно, по географии и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 272 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько учащихся школы № 2 набрали по информатике больше баллов, чем по географии? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F2 таблицы.
- Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по географии больше 50 баллов? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F3 таблицы.
✍ Решение:
-
Задание 1:
- В задании необходимо посчитать количество определенных данных, в зависимости от условий. Можно было бы использовать функцию СЧЁТЕСЛИ(), но ситуация осложняется тем, что в задании два условия: школа №2 и баллов по информатике больше чем баллов по географии.
- Если заданы два условия, то следует использовать сначала логическую функцию ЕСЛИ с логической операцией И для выполнения двух условий одновременно. Применим данную функцию сначала для первой строки с данными. Для этого в ячейке G2 (свободный столбец) запишем формулу:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(И(B2=2;D2>C2);1;0)
Если значение в ячейке B2 равно 2 и одновременно значение в ячейке D2 больше значения в C2, то в ячейку G2 запишем значение 1, иначе — в ячейку G2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(AND(B2=2;D2>C2);1;0)
для англоязычной записи функций
=СУММ(G2:G273)
Суммируем значения ячеек в диапазоне от G2 до G273.
для англоязычной записи функций =SUM(G2:G273)
Ответ: 37
-
Задание 2:
- Найдём количество участников, набравших по географии более 50 баллов. Воспользуемся одной из возможных в таких случаях функций — функцией СЧЁТЕСЛИ(диапазон;критерий). В качестве критерия укажем условие «>50», обязательно указанное в кавычках. Запишем формулу в свободной ячейке H2:
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(C2:C273; ">50")
Если значения ячеек диапазона C2:C273 больше 50, то считаем количество соответствующих этим строкам значений ячеек диапазона C2:C273.
=H2/272*100
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 74,6
Разбор задания 14.6:
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по физике и информатике. Вот первые строки получившейся таблицы:
В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В — округ учащегося; в столбцах С, D — баллы, полученные, соответственно, по физике и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 266 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Чему равна средняя сумма баллов по двум предметам среди учащихся школ округа «Южный»? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F2 таблицы.
- Сколько процентов от общего числа участников составили ученики школ округа «Западный»? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F3 таблицы.
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
-
Задание 1:
- Необходимо найти среднюю сумму баллов по двум предметам. Значит, для учащихся южного округа посчитаем сумму баллов по двум ячейкам со значениями баллов по предметам. Так как предусмотрено условие, то будем использовать функцию ЕСЛИ, а в случае истинности значения — выводить сумму двух ячеек. Для этого в ячейке G2 (свободный столбец) запишем формулу:
для русскоязычной записи функций
=ЕСЛИ(B2="Южный";C2+D2;"-")
Если в ячейке B2 стоит значение «Южный», то выводим сумму значений ячеек C2 и D2, иначе выводим «-«
для англоязычной записи функций
=If(B2="Южный";C2+D2;"-")
для русскоязычной записи функций
=СРЗНАЧ(G2:G267)
Функция СРЗНАЧ самостоятельно суммирует значения в ячейках диапазона от G2 до G267 и делит получившуюся сумму на количество ячеек, которые имеют числовые значения.
для англоязычной записи функций
=AVERAGE(G2:G267)
Ответ: 117,15;
Ответ: 15,4.
Разбор задания 14.7:
В московской Библиотеке имени Некрасова в электронной таблице хранится список поэтов Серебряного века. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
Каждая строка таблицы содержит запись об одном поэте. В столбце А записана фамилия, в столбце В — имя, в столбце С — отчество, в столбце D — год рождения, в столбце Е — год смерти.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 150 поэтам Серебряного века в алфавитном порядке.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Определите количество поэтов, родившихся в 1889 году. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
- Определите в процентах, сколько поэтов, умерших позже 1940 года, носили имя Сергей. Ответ с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку НЗ таблицы.
✍ Решение:
-
Задание 1:
Ответ: 8.
-
Задание 2:
- Для того, чтобы вычислить процент, необходимо сначала определить общее количество поэтов, умерших позже 1940 года, а затем определить сколько среди этого числа поэтов с именем Сергей.
- Таким образом, можно использовать условие (функция ЕСЛИ) для определения года смерти позже 1940, в случае истинности условия выводить имя поэта. Запишем в ячейку F2 (свободного столбца) формулу:
для русскоязычной записи функций
=ЕСЛИ(E2>1940;B2;"-")
Если год смерти (ячейка E2) позже 1940, то в текущую ячейку выводим значение ячейки B2 (имя), иначе выводим дефис («-«).
для англоязычной записи функций
=IF(E2>1940;B2;"-")
для русскоязычной записи функций =СЧЁТЕСЛИ(F2:F151;"=Сергей")/СЧЁТЕСЛИ(E2:E151;">1940")*100
Считаем количество ячеек в диапазоне F2:F151, в которых находится имя Сергей. Полученное значение сначала делим на количество ячеек диапазона E2:E151, соответствующих критерию >1940, а затем умножаем на 100.
для англоязычной записи функций =COUNTIF(F2:F151;"=Сергей")/COUNTIF(E2:E151;">1940")*100
Ответ: 6,02.
Разбор задания 14.8:
В медицинском кабинете измеряли рост и вес учеников с 5 по 11 классы. Результаты занесли в электронную таблицу. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
Каждая строка таблицы содержит запись об одном ученике. В столбце А записана фамилия, в столбце В — имя; в столбце С — класс; в столбце D — рост, в столбце Е — вес учеников.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 211 ученикам в алфавитном порядке.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Каков рост самого высокого ученика 10 класса? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
- Какой процент учеников 8 класса имеет вес больше 65? Ответ с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку НЗ таблицы.
✍ Решение:
Разбор задания 14.9:
В электронную таблицу занесли результаты сдачи нормативов по лёгкой атлетике среди учащихся 7−11 классов. Результаты занесли в электронную таблицу. Ниже приведены первые строки таблицы:
В столбце А указана фамилия; в столбце В — имя; в столбце С — пол; в столбце D — год рождения; в столбце Е — результаты в беге на 1000 метров; в столбце F — результаты в беге на 30 метров; в столбце G — результаты по прыжкам в длину с места.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учащимся.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько процентов участников пробежало дистанцию в 1000 м меньше, чем за 5 минут? Ответ запишите в ячейку L1 таблицы.
- Найдите разницу в см с точностью до десятых между средним результатом у мальчиков и средним результатом у девочек в прыжках в длину. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку L2 таблицы.
✍ Решение:
Разбор задания 14.10:
Результаты сдачи выпускных экзаменов по алгебре, русскому языку, физике и информатике учащимися 9 класса некоторого города были занесены в электронную таблицу. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы:
В столбце A электронной таблицы записана фамилия учащегося, в столбце B — имя учащегося, в столбцах C, D, E и F — оценки учащегося по алгебре, русскому языку, физике и информатике. Оценки могут принимать значения от 2 до 5.
Всего в электронную таблицу были занесены результаты 1000 учащихся.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Какое количество учащихся получило только четвёрки или пятёрки на всех экзаменах? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку I2 таблицы.
- Для группы учащихся, которые получили только четвёрки или пятёрки на всех экзаменах, посчитайте средний балл, полученный ими на экзамене по алгебре. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку I3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
✍ Решение:
- В задании необходимо посчитать количество определенных данных, в зависимости от условий. Можно было бы использовать функцию СЧЁТЕСЛИ(), но ситуация осложняется тем, что в задании несколько условий: только четвёрки или пятёркина всех (четырех!) экзаменах.
- Если заданы несколько условий, то следует использовать сначала логическую функцию ЕСЛИ с логической операцией И для выполнения четырех условий для четырех экзаменов одновременно.
- При этом заметим, что оценка 4 или 5, означает условие оценка > 3. Применим данную функцию сначала для первой строки с данными. Для этого в ячейке G2 (свободный столбец) запишем формулу:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(И(C2>3;D2>3;E2>3;F2>3);1;0)
Если значение в ячейке C2 > 3 и значение в ячейке D2 > 3 и значение в ячейке E2 > 3 и значение в ячейке F2 > 3, то в ячейку G2 запишем значение 1, иначе — в ячейку G2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(AND(C2>3;D2>3;E2>3;F2>3);1;0)
для русскоязычной записи функций
=СУММ(G2:G1001)
для англоязычной записи функций
=SUMM(G2:G1001)
Ответ: 1)88; 2)4,32.
Решение заданий ОГЭ прошлых лет для тренировки
Рассмотрим, как решается задание 14 ОГЭ по информатике.
Формулы в электронных таблицах
Подробный видеоразбор по ОГЭ 14 задания:
📹 Видеорешение на RuTube здесь
Разбор задания 14.1:
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке A2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) =B1/C1 2) =D1−A1 3) =С1*D1 4) =D1−C1+1
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам:
B2 = D1 - 1 B2 = 5 - 1 = 4
C2 = B1 * 4 C2 = 4 * 4 = 16
D2 = D1 + A1 D2 = 5 + 3 = 6
1) =B1/C1 = 2 2) =D1−A1 = 2 3) =С1*D1 = 10 4) =D1−C1+1 = 4
Ответ: 4
Разбор задания 14.2:
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) 0 2) 6 3) 3 4) 4
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Обратим внимание, что ни в одной формуле указанного диапазона ячеек не встречается ячейка A1. То есть оставим ее пустой.
- Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам:
A2 = D1 - 3 A2 = 4 - 3 = 1
B2 = C1 - D1 B2 = 5 - 4 = 1
C2 = (A2 + B2) / 2 C2 = (1 + 1) / 2 = 1
D2 = B1 - D1 + C2 D2 = ? - 4 + 1
D2 = B1 - D1 + C2 D2 = ? - 4 + 1 = 3 получаем: 6 - 4 + 1 = 3
Ответ: 2
Разбор задания 14.3:
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) 1 2) 2 3) 0 4) 4
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Обратим внимание, что ни в одной формуле указанного диапазона ячеек не встречается ячейка D1. То есть оставим ее пустой.
- Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам:
A2 = C1 - 3 A2 = 5 - 3 = 2
B2 = (A1 + C1) / 2 B2 = (3 + 5) / 2 = 4
C2 = =A1 / 3 C2 = 3 / 3 = 1
D2 = (B1 + A2) / 2 D2 = (? + 2) / 2
D2 = (B1 + A2) / 2 D2 = (? + 2) / 2 = 3 получаем: D2 = (4 + 2) / 2 = 3
Ответ: 4
Анализ диаграмм
14_4:
На диаграмме отображено количество участников тестирования по предметам в разных регионах России.
Какая из диаграмм правильно отражает соотношение общего количества участников (из всех трех регионов) по каждому из предметов тестирования?
✍ Решение:
- столбчатая диаграмма позволяет определить числовые значения. Так, например, в Татарстане по биологии количество участников 400 и т.п. Найдем с помощью нее общее количество участников со всех регионов по каждому предмету. Для этого посчитаем значения абсолютно всех столбцов в диаграмме:
400 + 100 + 200 + 400 + 200 + 200 + 400 + 300 + 200 = 2400
Биология: 1200/2400 = 0,5 = 50% История: 600/2400 = 0,25 = 25% Химия: 600/2400 = 0,25 = 25%
Результат: 1
Предлагаем посмотреть подробный разбор данного 7 задания на видео:
📹 Видеорешение на RuTube здесь
14_5:
На диаграмме отображено количество участников тестирования по предметам в разных регионах России.
Какая из диаграмм правильно отражает соотношение количества участников тестирования по истории в регионах?
✍ Решение:
Результат: 2
Подробный разбор задания смотрите на видео:
📹 Видеорешение на RuTube здесь
Практическая работа
Решение задачи ОГЭ №14 «Обработка большого
массива данных»
Примечание: Задание
взято с сайта https://inf-oge.sdamgia.ru/
Задача
РЕШУ ОГЭ № 10576 (https://inf-oge.sdamgia.ru/problem?id=10576)
В электронную таблицу
занесли результаты тестирования учащихся по географии и информатике.
Вот первые строки получившейся таблицы:
A |
B |
C |
D |
|
1 |
Ученик |
Школа |
География |
Информатика |
2 |
Лиштаев Евгений |
1 |
81 |
79 |
3 |
Будин Сергей |
2 |
63 |
90 |
4 |
Христич Анна |
6 |
62 |
69 |
5 |
Иванов Данила |
7 |
63 |
74 |
6 |
Глотова Анастасия |
4 |
50 |
66 |
7 |
Лещенко Владислав |
1 |
60 |
50 |
В столбце А указаны
фамилия и имя учащегося; в столбце В — номер школы учащегося; в столбцах С,
D — баллы, полученные, соответственно, по географии и информатике.
По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов. Всего в электронную
таблицу были занесены данные по 272 учащимся. Порядок записей в таблице
произвольный.
Выполните задание.
Откройте файл с данной
электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы
экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте
на два вопроса.
1. Чему равна наибольшая
сумма баллов по двум предметам среди учащихся школы № 4? Ответ на этот вопрос
запишите в ячейку F4 таблицы.
2. Сколько процентов
от общего числа участников составили ученики, получившие по информатике
не менее 80 баллов? Ответ с точностью до одного знака после запятой
запишите в ячейку F6 таблицы.
3. Постройте круговую
диаграмму, отображающую соотношение учеников из школ «1», «6» и «7». Левый
верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
ФАЙЛ
task-14.xls
Порядок действий для выполнения 1 задания
1. Открыть
файл task-14.xls (РЕШУ ОГЭ
№ 10576)
2. Выделить
Лист
3. Применить
фильтр по столбцу ШКОЛА (Вкладка Главная — Сортировка и фильтр — Фильтр),
Столбец Школа – поставить «галочку» номер 4.
4. В ячейку H6 внести
формулу =СУММ(C6:D6). Нажать
клавишу Enter.
5. Используя
Автозаполнение, скопировать данную формулу в данном столбце до ячейки H273.
6. В ячейку H274 внести
формулу =МАКС(H2:H273).
Нажать клавишу Enter.
7. Внести
ответ в нужную ячейку. При необходимости установить нужный формат ячейки
(Вызвать контекстное меню ПКМ – Формат ячеек… — вкладка Число – тип Числовой-
установить Число десятичных знаков – нажать ОК ).
ОТВЕТ: 157
Порядок действий для выполнения 2 задания
1. Очистить
фильтр (Вкладка Главная — Сортировка и фильтр – Очистить).
2. Применить
фильтр по столбцу ИНФОРМАТИКА (поставить «галочку» от 80 и выше)
3. В
ячейках от I3 до I273
поставить «1».
4. В ячейку I274 внести
формулу =СУММ(I3:I273).
Нажать клавишу Enter.
5. На
черновике составить пропорцию
6. Снять
фильтр (Вкладка Главная — Сортировка и фильтр — Фильтр)
7. Внести
в нужную ячейку (F6) формулу
=(55*100)/272. Нажать клавишу Enter.
При необходимости установить нужный формат ячейки (Вызвать контекстное меню
ПКМ – Формат ячеек… — вкладка Число – тип Числовой- установить Число
десятичных знаков – нажать ОК ).
ОТВЕТ: 20,2
Порядок действий для выполнения 3 задания
1. Установить
фильтр по столбцу ШКОЛА.
2. В
ячейку J1
записать «Школа 1».
3. С
помощью Автозаполнения в ячейки до конца списка поставить «1» в данном столбце.
4. В
свободной последней ячейки данного столбца внести формулу ==СУММ(J3:J273)
5. В
ячейку J2
внести ответ, полученный в пункте 4.
6. Очистить
фильтр (Вкладка Главная — Сортировка и фильтр – Очистить).
7. В
ячейку К1 написать «Школа 6». Повторить пункты 1-5 для соответствующих
значений. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Адреса ячеек изменятся!!!
8. В
ячейку L1
написать «Школа 7». Повторить пункты 1-5 для соответствующих значений. ОБРАТИТЕ
ВНИМАНИЕ: Адреса ячеек изменятся!!!
9. Выделить
диапазон J2:L2.
10. Меню
Вставка – Круговая диаграмма – выбрать тип диаграммы.
11. В
области диаграммы ПКМ вызвать контекстное меню — Выбрать данные…
12. В
диалоговом окне Подписи горизонтальной оси (категории) нажать кнопку «Изменить»
13. Выбрать
диапазон подписей оси
14. Выделить
ячейки J1:L1
и нажать кнопку, выделенную красным.
15. Дважды
нажать кнопку «ОК».
16. Результат
должен быть таким
Содержание
- Задание 14 ОГЭ информатика по теме «Электронные таблицы Excel»
- Объяснение заданий 14 ОГЭ по информатике
- Типы ссылок в ячейках
- Стандартные функции Excel
- Построение диаграмм
- Решение 14 задания ОГЭ
- Решение заданий ОГЭ прошлых лет для тренировки
- Формулы в электронных таблицах
- Анализ диаграмм
Задание 14 ОГЭ информатика по теме «Электронные таблицы Excel»
Объяснение заданий 14 ОГЭ по информатике
Типы ссылок в ячейках
Формулы, записанные в ячейках таблицы, бывают относительными, абсолютными и смешанными.
- Имена ячеек в относительной формуле автоматически меняются при переносе или копировании ячейки с формулой в другое место таблицы:
Относительная адресация:
имя столбца вправо на 1
номер строки вниз на 1
Абсолютная адресация:
имена столбцов и строк при копировании формулы остаются неизменными
Стандартные функции Excel
В ОГЭ встречаются в формулах следующие стандартные функции. Ниже рассмотрен их смысл. Наводите курсор на пример для просмотра ответа.
русский | англ. | действие | синтаксис |
---|---|---|---|
СУММ | SUM | Суммирует все числа в интервале ячеек | СУММ(число1;число2) |
Пример: | |||
=СУММ(3; 2) =СУММ(A2:A4) |
|||
СЧЁТ | COUNT | Подсчитывает количество всех непустых значений указанных ячеек | СЧЁТ(значение1, [значение2],…) |
Пример: | |||
=СЧЁТ(A5:A8) | |||
СРЗНАЧ | AVERAGE | Возвращает среднее значение всех непустых значений указанных ячеек | СРЕДНЕЕ(число1, [число2],…) |
Пример: | |||
=СРЗНАЧ(A2:A6) | |||
МАКС | MAX | Возвращает наибольшее значение из набора значений | МАКС(число1;число2; …) |
Пример: | |||
=МАКС(A2:A6) | |||
МИН | MIN | Возвращает наименьшее значение из набора значений | МИН(число1;число2; …) |
Пример: | |||
=МИН(A2:A6) | |||
ЕСЛИ | IF | Проверка условия. Функция с тремя аргументами: первый аргумент — логическое выражение; если значение первого аргумента — истина, то результатом выполнения функции является второй аргумент. Если ложно — третий аргумент. | ЕСЛИ(лог_выражение; значение_если_истина; значение_если_ложь) |
Пример: | |||
=ЕСЛИ(A2>B2;»Превышение»;»ОК») | |||
СЧЁТЕСЛИ | COUNTIF | Количество непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. | СЧЁТЕСЛИ(диапазон, критерий) |
Пример: | |||
=СЧЁТЕСЛИ(A2:A5;»яблоки») | |||
СУММЕСЛИ | SUMIF | Сумма непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. | СУММЕСЛИ (диапазон, критерий, [диапазон_суммирования]) |
Пример: | |||
=СУММЕСЛИ(B2:B25;»>5″) |
В качестве параметра функции везде указывается диапазон ячеек: МИН(А2:А240)
следует иметь в виду, что при использовании функции СРЗНАЧ не учитываются пустые ячейки и текстовые ячейки; например, после ввода формулы в C2 появится значение 2 (не учитывается пустая А2):
Построение диаграмм
- Диаграммы используются для наглядного представления табличных данных.
- Разные типы диаграмм используются в зависимости от необходимого эффекта визуализации.
- Так, круговаяи кольцеваядиаграммы отображают соотношение находящихся в выбранном диапазоне ячеек данных к их общей сумме. Иными словами, эти типы служат для представления доли отдельных составляющих в общей сумме.
- Соответствие секторов круговой диаграммы (если она намеренно НЕ перевернута) начинается с «севера»: верхний сектор соответствует первой ячейке диапазона.
Типы диаграмм Линейчатаяи Гистограмма(на левом рис.), а также Графики Точечная(на рис. справа) отображают абсолютные значения в выбранном диапазоне ячеек.
Решение 14 задания ОГЭ
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | Округ | Фамилия | Предмет | Баллы |
2 | С | Ученик 1 | Физика | 240 |
3 | В | Ученик 2 | Физкультура | 782 |
4 | Ю | Ученик 3 | Биология | 361 |
5 | СВ | Ученик 4 | Обществознание | 377 |
В столбце A записан код округа, в котором учится ученик;
в столбце B – код фамилии ученика;
в столбце C – выбранный учеником предмет;
в столбце D – тестовый балл.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
- Сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов? Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
- Каков средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике? Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
- Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников тестирования из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6 . В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение соответствия данных определённому сектору диаграммы) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
- Поскольку спрашивается об учениках, которые проходили тестирование по информатике и набрали более 600 баллов, то здесь необходимо учесть одновременно два условия. Поэтому будем использовать функцию ЕСЛИ с логическим оператором И (одновременное выполнение нескольких условий). В ячейку E2 запишем формулу:
или для англоязычного интерфейса:
Ответ: 32
Решение задания 2:
- В ячейку F2 внесем формулу:
или для англоязычной раскладки:
Ответ: 546,82
Решение задания 3:
Ответ: Секторы диаграммы должны визуально соответствовать соотношению 32:29:108.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько учеников в Северо-Восточном округе (СВ) выбрали в качестве любимого предмета математику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
- Каков средний тестовый балл у учеников Южного округа (Ю)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Ответ: 17
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 525,70
Разбор задания 14.2 :
В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
В столбце A записан продукт;
в столбце B – содержание в нём жиров;
в столбце C – содержание белков;
в столбце D – содержание углеводов и
в столбце Е – калорийность этого продукта.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 продуктам.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков? Запишите число, обозначающее количество этих продуктов, в ячейку H2 таблицы.
- Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Запишите значение в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Поскольку в задании используется условие, то начнем с него: два условия, значит будем использовать функцию ЕСЛИ с логической операцией И . Формула будет выполняться по значениям каждой строки, поэтому запишем ее сначала для второй строки таблицы, там, где начинаются основные данные. В ячейке F2:
Ответ: 864
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 51,10.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 370 перевозкам в хронологическом порядке.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- На какое суммарное расстояние были произведены перевозки с 1 по 3 октября? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
- Какова средняя масса груза при автоперевозках, осуществлённых из города Липки? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее одного знака после запятой.
Таким образом, смотрим, что последняя запись за «3 октября» соответствует ячейке A118. Значит, для получения суммарного расстояния будем вычислять сумму по диапазону ячеек D2:D118 (столбец Расстояние). Используем функцию СУММ .
Ответ: 28468
Задание 1 второй способ:
Ответ: 28468
Возможны и другие варианты решения, например, сортировка строк по значению столбца B с дальнейшим выбором необходимых диапазонов для функций.
Ответ: 760,9
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 272 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько учащихся школы № 2 набрали по информатике больше баллов, чем по географии? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F2 таблицы.
- Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по географии больше 50 баллов? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F3 таблицы.
Ответ: 37
- Задание 2:
Найдём количество участников, набравших по географии более 50 баллов. Воспользуемся одной из возможных в таких случаях функций — функцией СЧЁТЕСЛИ(диапазон;критерий). В качестве критерия укажем условие «>50», обязательно указанное в кавычках. Запишем формулу в свободной ячейке H2:
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 74,6
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 266 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Чему равна средняя сумма баллов по двум предметам среди учащихся школ округа «Южный»? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F2 таблицы.
- Сколько процентов от общего числа участников составили ученики школ округа «Западный»? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F3 таблицы.
Необходимо найти среднюю сумму баллов по двум предметам. Значит, для учащихся южного округа посчитаем сумму баллов по двум ячейкам со значениями баллов по предметам. Так как предусмотрено условие, то будем использовать функцию ЕСЛИ , а в случае истинности значения — выводить сумму двух ячеек. Для этого в ячейке G2 (свободный столбец) запишем формулу:
Ответ: 117,15;
Ответ: 15,4.
Каждая строка таблицы содержит запись об одном поэте. В столбце А записана фамилия, в столбце В — имя, в столбце С — отчество, в столбце D — год рождения, в столбце Е — год смерти.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 150 поэтам Серебряного века в алфавитном порядке.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Определите количество поэтов, родившихся в 1889 году. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
- Определите в процентах, сколько поэтов, умерших позже 1940 года, носили имя Сергей. Ответ с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку НЗ таблицы.
Ответ: 8.
Ответ: 6,02.
Каждая строка таблицы содержит запись об одном ученике. В столбце А записана фамилия, в столбце В — имя; в столбце С — класс; в столбце D — рост, в столбце Е — вес учеников.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 211 ученикам в алфавитном порядке.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Каков рост самого высокого ученика 10 класса? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
- Какой процент учеников 8 класса имеет вес больше 65? Ответ с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку НЗ таблицы.
Ответ: 1) 199; 2) 53,85.
В столбце А указана фамилия; в столбце В — имя; в столбце С — пол; в столбце D — год рождения; в столбце Е — результаты в беге на 1000 метров; в столбце F — результаты в беге на 30 метров; в столбце G — результаты по прыжкам в длину с места.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учащимся.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько процентов участников пробежало дистанцию в 1000 м меньше, чем за 5 минут? Ответ запишите в ячейку L1 таблицы.
- Найдите разницу в см с точностью до десятых между средним результатом у мальчиков и средним результатом у девочек в прыжках в длину. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку L2 таблицы.
Ответ: 1) 59,4; 2)6,4.
Результаты сдачи выпускных экзаменов по алгебре, русскому языку, физике и информатике учащимися 9 класса некоторого города были занесены в электронную таблицу. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы:
Всего в электронную таблицу были занесены результаты 1000 учащихся.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Какое количество учащихся получило только четвёрки или пятёрки на всех экзаменах? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку I2 таблицы.
- Для группы учащихся, которые получили только четвёрки или пятёрки на всех экзаменах, посчитайте средний балл, полученный ими на экзамене по алгебре. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку I3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
- В задании необходимо посчитать количество определенных данных, в зависимости от условий. Можно было бы использовать функцию СЧЁТЕСЛИ(), но ситуация осложняется тем, что в задании несколько условий: только четвёрки или пятёркина всех (четырех!) экзаменах.
- Если заданы несколько условий, то следует использовать сначала логическую функцию ЕСЛИ с логической операцией И для выполнения четырех условий для четырех экзаменов одновременно.
- При этом заметим, что оценка 4 или 5, означает условие оценка > 3. Применим данную функцию сначала для первой строки с данными. Для этого в ячейке G2 (свободный столбец) запишем формулу:
Ответ: 1)88; 2)4,32.
Решение заданий ОГЭ прошлых лет для тренировки
Рассмотрим, как решается задание 14 ОГЭ по информатике.
Формулы в электронных таблицах
Подробный видеоразбор по ОГЭ 14 задания:
Перемотайте видеоурок на решение заданий, если не хотите слушать теорию.
📹 Видеорешение на RuTube здесь
Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке A2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
- Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам:
- Вспомним, что круговая диаграмма отображает части целого. Из вычисленных значений имеем три подряд идущих сектора, равных соответственно: 4, 16 и 8. Секторы должны следовать подряд, т.к. в заданном диапазоне A2:D2 эти значения тоже идут друг за другом (по часовой стрелке).
- Расставим в диаграмме известные значения в те секторы, которые подходят им по размеру:
Ответ: 4
Разбор задания 14.2:
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
- Обратим внимание, что ни в одной формуле указанного диапазона ячеек не встречается ячейка A1. То есть оставим ее пустой.
- Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам:
- Вспомним, что круговая диаграмма отображает части целого. Из вычисленных значений имеем три подряд идущих сектора, равных соответственно: 1, 1 и 1. Секторы должны следовать подряд, т.к. в заданном диапазоне A2:D2 эти значения тоже идут друг за другом (по часовой стрелке).
- По диаграмме видим, что четвертый сектор должен быть равен сумме трёх рассмотренных секторов, т.е. 1+1+1 = 3. Подставим это значение для формулы ячейки D2:
- Получили B1 = 6. Это соответствует варианту 2 .
Ответ: 2
Разбор задания 14.3:
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
- Обратим внимание, что ни в одной формуле указанного диапазона ячеек не встречается ячейка D1. То есть оставим ее пустой.
- Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам:
- Вспомним, что гистограмма отображает абсолютное значение в выбранном диапазоне ячеек. Из вычисленных значений имеем три подряд идущих столбика, равных соответственно: 2, 4 и 1. Столбики должны следовать подряд, т.к. в заданном диапазоне A2:D2 эти значения тоже идут друг за другом (слева направо).
- По диаграмме видим, что четвертый столбик должен быть равен значению третьего столбика, умноженного на 3 (1 * 3 = 3), или разности значений второго и третьего столбика (4 — 1 = 3), т.е. значение 3. Подставим это значение для формулы ячейки D2:
- Получили B1 = 4. Это соответствует варианту 4 .
Ответ: 4
Анализ диаграмм
На диаграмме отображено количество участников тестирования по предметам в разных регионах России.
Какая из диаграмм правильно отражает соотношение общего количества участников (из всех трех регионов) по каждому из предметов тестирования?
✍ Решение:
- столбчатая диаграмма позволяет определить числовые значения. Так, например, в Татарстане по биологии количество участников 400 и т.п. Найдем с помощью нее общее количество участников со всех регионов по каждому предмету. Для этого посчитаем значения абсолютно всех столбцов в диаграмме:
- по круговой диаграмме можно определить только доли отдельных составляющих в общей сумме: в нашем случае это доли участников по различным предметам тестирования;
- для того чтобы разобраться, какая круговая диаграмма подходит, сначала посчитаем самостоятельно долю участников, тестирующихся по отдельным предметам; для этого из столбчатой диаграммы вычислим сумму участников по каждому предмету и разделим на уже полученное в первом пункте общее количество участников:
- Теперь сравним полученные данные с круговыми диаграммами. Данные соответствуют диаграмме под номером 1 .
Результат: 1
Предлагаем посмотреть подробный разбор данного 7 задания на видео:
📹 Видеорешение на RuTube здесь
На диаграмме отображено количество участников тестирования по предметам в разных регионах России.
Какая из диаграмм правильно отражает соотношение количества участников тестирования по истории в регионах?
✍ Решение:
Подробный разбор задания смотрите на видео:
📹 Видеорешение на RuTube здесь
Источник
Задание 1.
-
Откройте новый лист в MS Excel.
-
Повторите следующую таблицу:
-
Сделайте выравнивание по середине и по центру в таблице.
-
Посчитайте «Общая сумма» умножив цисло из столбца «Количество» на число из столбца «Цена».
-
Добавьте следующий столбец после «Общая сумма» и назовите его “Max,Min,Ср.Знач”.
-
Вычислите максимальное, минимальное и ср значение из графы «Общая сумма» за все дни.
Задание 2.
-
Создайте новый лист.
-
Повторите таблицу, можно задать дизайн как вам угодно:
-
Сделайте форматирование как в третьем пункте «Задание 1.»
-
Вычислите среднее значение в столбце «Среднее» для каждого ученика.
-
Округлите до десятых полученные результаты с помощью:
-
Вычислите также «Среднее по предмету».
-
Построить гистограмму (Объёмную) по успеваемости по предметам выделив так: И назвоите гистограмму «Успеваемость по предметам».
Задание 3.
-
Создайте новый лист.
-
Повторите таблицу, дизайн по вашему усмотрению:
-
Вычислите значения в столбце D по формуле: Отчетный год, тонн / Предшествующий год, тонн * 100. Ответы сократите до сотых.
-
В столбце Выполнение поставок с помощью функции ЕСЛИ(больше или равно 100% – «Выполнено», иначе – «Не выполнено»).
-
Посчитайте «Всего» через функцию СУММ для столбцов B и C, для «Всего» в столбце D посчитайте как в пункте 3. «Всего» в столбце E не нужно считать.
Задание 4.
-
Создайте новый лист.
-
Повторите таблицу:
-
Посчитайте оптимальный вес по следующей формуле: Рост, см – 100.
-
Посчитайте разницу в весе по формуле: =ABS(«Оптимальный вес» – «Вес, кг»). Примечание: =ABS потому, что нам нужно число в модуле, так как фраза «Вам надо похудеть на -5кг» будет нелепо смотреться.
-
Если вес человека оптимальный, то в столбце «Советы» напротив его фамилии должна появиться запись «Оптимальный вес». Если вес меньше оптимального – «Вам надо поправиться на», с указанием в соседней ячейке количества недостающих килограмм. Если вес больше оптимального – «Вам надо похудеть на» с указанием в соседней ячейке количества лишних килограмм.