Однофакторный дисперсионный анализ в excel интерпретация результатов

  • Редакция Кодкампа

17 авг. 2022 г.
читать 3 мин


Однофакторный дисперсионный анализ используется для определения того, существует ли статистически значимое различие между средними значениями трех или более независимых групп.

В следующем примере представлено полное руководство по интерпретации результатов однофакторного дисперсионного анализа в Excel.

Пример. Как интерпретировать результаты ANOVA в Excel

Предположим, учитель случайным образом распределяет 30 учеников своего класса, чтобы они использовали один из трех методов обучения для подготовки к экзамену.

На следующем снимке экрана показаны баллы учащихся в зависимости от используемого ими метода:

Предположим, учитель хочет выполнить однофакторный дисперсионный анализ, чтобы определить, одинаковы ли средние баллы для всех трех групп.

Чтобы выполнить однофакторный дисперсионный анализ в Excel, щелкните вкладку « Данные » на верхней ленте, затем щелкните « Анализ данных» в группе « Анализ ».

Если вы не видите опцию Анализ данных , вам нужно сначала загрузить бесплатный пакет инструментов анализа .

Как только вы нажмете на это, появится новое окно. Выберите Anova: Single Factor , затем нажмите OK .

В появившемся новом окне введите следующую информацию:

Как только вы нажмете OK , появятся результаты однофакторного дисперсионного анализа:

В выходных данных отображаются две таблицы: SUMMARY и ANOVA .

Вот как интерпретировать значения в каждой таблице:

РЕЗЮМЕ Таблица :

  • Группы : названия групп
  • Count : количество наблюдений в каждой группе
  • Сумма : сумма значений в каждой группе.
  • Среднее : среднее значение в каждой группе.
  • Дисперсия : дисперсия значений в каждой группе

Эта таблица предоставляет нам несколько полезных сводных статистических данных для каждой группы, используемой в дисперсионном анализе.

Из этой таблицы видно, что студенты, использовавшие метод 3, имели самый высокий средний балл за экзамен (86,7), но у них также была самая высокая дисперсия в баллах за экзамен (13,56667).

Чтобы определить, являются ли различия в средних значениях статистически значимыми, мы должны обратиться к таблице ANOVA.

Таблица дисперсионного анализа :

  • Источник вариации : измеряемая вариация (либо между группами, либо внутри групп)
  • SS : сумма квадратов для каждого источника вариации.
  • df : Степени свободы, рассчитанные как #groups-1 для df Between и #observations – #groups для df Within
  • MS : средняя сумма квадратов, рассчитанная как SS / df
  • F : Общее значение F, рассчитанное как MS Между / MS В пределах
  • P-значение : p-значение, соответствующее общему F-значению.
  • F crit : критическое значение F, соответствующее α = 0,05.

Самым важным значением в этой таблице является значение p , которое оказывается равным 0,002266 .

Напомним, что однофакторный дисперсионный анализ использует следующие нулевую и альтернативную гипотезы:

  • H 0 : Все средние группы равны.
  • H A : Все средние группы не равны.

Поскольку p-значение меньше α = 0,05, мы отклоняем нулевую гипотезу однофакторного дисперсионного анализа и делаем вывод, что у нас есть достаточно доказательств, чтобы сказать, что не все средние группы равны.

Это означает, что не все три метода обучения приводят к одинаковым средним экзаменационным баллам.

Примечание.Вы также можете сравнить общее значение F с критическим значением F, чтобы определить, следует ли отклонить или не отклонить нулевую гипотезу. В этом случае, поскольку общее значение F больше критического значения F, мы отвергаем нулевую гипотезу. Обратите внимание, что подход с использованием p-значения и подход с использованием критического значения F всегда приводят к одному и тому же выводу.

Дополнительные ресурсы

В следующих руководствах объясняется, как выполнять различные ANOVA в Excel:

Как выполнить однофакторный дисперсионный анализ в Excel
Как выполнить двухсторонний ANOVA в Excel
Как выполнить повторные измерения ANOVA в Excel
Как выполнить вложенный ANOVA в Excel

Однофакторный дисперсионный анализ изучает влияния одного фактора на анализируемый признак.

В таблицы приведены статистические данные по количеству изготовленных деталей на заводе каждым мастером в течение каждой недели.

Необходимо выяснить зависимость количества изготовленных деталей от производительности мастера. Уровень значимости равен α=0.05.

таблица задача однофакторный дисперсионный анализ

№ п/п Номер недели Количество изготовленных деталей
Первым мастером Вторым мастером Третьим мастером Четвертым мастером Пятым мастером
1. Первая неделя 260 253 258 257 251
2. Вторая неделя 257 255 255 252 250
3. Третья неделя 259 250 254 253 255
4. Четвёртая неделя 254 254 260 257 251

Решение

Переходим на вкладку Данные -> Анализ данных. Выбираем однофакторный дисперсионный анализ и жмём Ок.

анализ данных excel однофакторный дисперсионный анализ

Появляется окно, здесь во входном интервале выбираем диапазон данный в нашей таблицы в нашем случае это диапазон ячеек $C$3:$G$6, альфа ставим 0,05 (обычно в Excel данная величина стоит по умолчанию) и в выходном интервале указываем произвольную ячейку на листе Excel, где желаете, чтобы отобразился результат, далее Ок.

однофакторный дисперсионный анализ

В результате получим решение в виде таблицы.

однофакторный дисперсионный анализ решение

Однофакторный дисперсионный анализ
ИТОГИ
Группы Счет Сумма Среднее Дисперсия
Столбец 1 4 1030 257,5 7
Столбец 2 4 1012 253 4,666666667
Столбец 3 4 1027 256,75 7,583333333
Столбец 4 4 1019 254,75 6,916666667
Столбец 5 4 1007 251,75 4,916666667
Дисперсионный анализ
Источник вариации SS df MS F P-Значение F критическое
Между группами 94,5 4 23,625 3,800268097 0,025089214 3,055568276
Внутри групп 93,25 15 6,21666667
Итого 187,75 19

Из таблицы значения F-критерия равно Fнабл=3.8, а Fкрит=3, правосторонний интервал (3; +∞) Fнабл>Fкрит, отсюда следует, что Fнабл лежит в этом интервале, следовательно, нулевую гипотезу H0 о равенстве групповых матожиданий — отвергаем, следовательно фактор — количества изготовленных деталей зависит от признака — производительности мастера.

Найдём выборочный коэффициент детерминации:

${R^2} = frac{{frac{{94,5}}{{20}}}}{{frac{{187,75}}{{20}}}} approx 0,5$

Этот показатель говорит о том, что около половины еженедельного количества изготовленных деталей мастерами связано с номером недели.

7274



Пусть имеется случайная переменная

Y

, значения которой мы можем измерять. Исследователь предполагает, что эта переменная зависит от фактора, значения которого мы можем контролировать, т.е. задавать с требуемой точностью. Покажем как методом дисперсионного анализа (

ANOVA

) проверить гипотезу о наличии или отсутствии влияния указанного фактора на зависимую переменную

Y

.


Disclaimer

: Эта статья – о применении MS EXCEL для целей

Дисперсионного анализа, поэтому

данную статью не стоит рассматривать, как пересказ главы из учебника по статистике. Статья не обладает ни полнотой, ни строгостью изложения положений статистической науки. Теоретические отступления приведены лишь из соображения логики изложения. Использование данной статьи для изучения теории

Дисперсионного анализа

– плохая идея. Хорошая идея — найти в этой статье формулы MS EXCEL для проведения

Дисперсионного анализа.

Перед прочтением этой статьи рекомендуется освежить в памяти следующие понятия статистики:

  • Проверка статистических гипотез

    ;

  • Дисперсия

    и

    среднее значение

    ;

  • Распределение Фишера

    и

    квантили

    этот распределения;

  • F-тест

    ;

  • Блочные диаграммы

    .


Дисперсионный анализ

(ANOVA, ANalysis Of VAriance) позволяет

проверить гипотезу

о равенстве нескольких

средних значений

выборок (взяты ли выборки из одного распределения или из разных распределений).


Примечание

: В статье

Двухвыборочный t-тест с одинаковыми дисперсиями

решалась подобная задача о сравнении

средних значений

2-х распределений. Здесь рассмотрим более общую задачу – будем одновременно сравнивать несколько

средних значений

выборок (более 2-х).

Чтобы пояснить суть

дисперсионного анализа

приведем пример.

Сгенерируем

2 выборки: первую возьмем из

нормального распределения

со средним значением равно 4, вторую со средним — 5 (

стандартные отклонения

одинаковые). Сказать, сильно ли они различаются или нет, невозможно, пока мы не знаем разброс (стандартное отклонение) значений в каждой выборке относительно среднего. Если зададим в распределениях небольшой разброс, скажем 0,1, то в каждой выборке получим близкое к нему значение. В этом случае, очевидно, что наблюдаемое различие между

средними

равное 1 (5-4=1) – значительное и можно говорить, что выборки взяты из разных распределений (см. картинку ниже).

Если же разброс в выборках составляет около 2, то наблюжаемое различие средних значений выборок равное 1 уже не кажется таким значительным.

В дисперсионном анализе эти значения выборок представляют собой значения зависимой переменной Y, а выборки берутся при различных уровнях фактора Х. В первом случае для того дать ответ о зависимости Y от фактора Х, даже не нужно проводить

дисперсионный анализ

: из диаграммы итак очевидно, что отличие между средними значениями выборок (5-4=1), гораздо больше разброса внутри выборки (0,1). Следовательно, очевидно, что выборки взяты из различных генеральных совокупностей (с различными распределениями), которые соответствуют разным значениям Х.

Во втором случае без

дисперсионного анализа

не обойтись. Различие между

средними значениями

может быть обусловлено просто случайностью выборок, взятых из одного распределения.

В конце статьи мы определим математически точно условие «значимости» различия

средних выборок

.

Немного теории


Примечание

: Пользователи, уверенно владеющие методом

дисперсионного анализа

, могут перейти непосредственно к

формулам MS EXCEL

.

Пусть необходимо исследовать зависимость некой

количественной

случайной величины Y от одной переменной, которую мы можем контролировать (устанавливать их значения с требуемой точностью). В теории

дисперсионного анализа

переменная Y называется

зависимой переменной

(

dependent

или

response

variable

), а переменные, от которых исследуется зависимость переменной Y, называются факторами или зависимыми переменными (

factors

или

dependent

variables

).

Для целей этой статьи будем предполагать, что Y зависит только от одного фактора.


Примечание

: Случай зависимости от 2-х факторов рассмотрен в статье

Двухфакторный дисперсионный анализ

.

Отдельные, заданные значения фактора называются уровнями (

levels

) или испытаниями (

treatments

).

Так как мы можем контролировать значения, которые принимает

фактор

, то данные (набор значений Y), которые получены в результате испытаний, мы назовем

экспериментальными

, а сам процесс получения этих данных —

экспериментом

.

Целью эксперимента является исследование влияния различных уровней фактора на переменную Y. В самом деле, так как фактор нами контролируется, то у нас есть возможность сделать несколько наблюдений (измерений) величины Y при определенном заданном уровне фактора. Зачем их делать несколько, ведь значения Y должны получиться одинаковыми? Нет. Так как мы предполагаем, что на переменную Y может влиять множество неконтролируемых нами факторов, то мы будем получать в ходе каждого измерения несколько отличающиеся значения Y. Единственное, что мы можем сделать, это обеспечить одинаковые условия проведения эксперимента для всех измерений.

Например, измеряя расход бензина на 100 км/ч одной и той же марки бензина на одном и том же автомобиле, мы будем получать несколько различные значения. Может непредсказуемо измениться направление ветра, состояние дороги или автомобиля, что в свою очередь повлияет на расход.

Уровни фактора (treatments) будем обозначать буквой j (j изменяется от 1 до

a

). Каждому уровню фактора соответствует одна выборка (состоит из нескольких измерений). Предполагается, что

дисперсии

всех выборок σ

2

неизвестны, но равны между собой.

Непосредственно измеренные значения Y при заданном уровне фактора j будем обозначать y

ij

. Количество наблюдений для разных уровней факторов может быть одинаковым или отличаться.


Примечание

: Чем больше количество измерений/наблюдений (т.е. размер выборки) мы сделаем, тем более обоснованным будет наш статистический вывод о равенстве

средних значений

этих выборок.

В тексте статьи будем рассматривать только равные выборки, их размер обозначим n. В Этом случае общее количество измерений N=n*a.


Примечание

: В

файле примера

выполнены вычисления для обоих случаев (равные и неравные по размеру выборки).

Если фактор действительно оказывает влияние на зависимую переменную Y, то при различных уровнях фактора мы должны в среднем получать различные значения Y. Другими словами, мы должны получить «заметно различающиеся»

средние выборок

при различных уровнях фактора:

Остается выяснить, что значит средние выборок «заметно отличаются».

Стандартные обозначения дисперсионного анализа

Общий подход при проведении Дисперсионного анализа: проверить значимость различия средних значений выборок, сравнив один источник разброса (проверяемый фактор) с другим источником разброса (обоснованный лишь случайностью выборок/ случайным воздействием неконтролируемых факторов):

Введя нижеуказанные обозначения, выражение можно записать в компактной форме:

SST=SSA+SSE

Эти общеупотребительные обозначения расшифровываются следующим образом: SS – это сокращение английского выражения Sum of Squares (сумма квадратов отклонений от среднего), T – это сокращение от Total (Общее среднее), А – это фактор А, E – это сокращение от Error (ошибка).

На основании данных определений, вышеуказанное выражение может быть преобразовано в вычислительную форму:

где,

– общее среднее:

Обратите внимание, что квадраты отклонений имеют размерность

дисперсии

, т.е. меры изменчивости. Теперь очевидно, что левая часть выражения представляет собой общую изменчивость (разброс) каждого из наблюдений относительно общего среднего. Эта общая изменчивость (SST) состоит из двух частей: SSA — изменчивость, объясненная нашей моделью (междувыборочная изменчивость, основанная на различиях в уровнях фактора) и из SSE — ошибка модели (внутривыборочная изменчивость, сумма разбросов наблюдений внутри каждой выборки).

Также в

дисперсионном анализе

используется понятие

среднего квадрата отклонений

(Mean Square), т.е. MS. Соответственно для SST имеем MST=SST/(N-1), для SSA имеем MSA=SSA/(n-1), для ошибки модели SSE имеем MSE=SSE/(a(n-1)).

MS имеет смысл средней изменчивости на 1 наблюдение (с некоторой поправкой). Эта поправка отражает тот факт, что MS должна вычисляться не делением SS на соответствующее количество наблюдений, а на число

степеней свободы

(degrees of freedom, DF). Например, чтобы вычислить MST, мы из N (общего количества наблюдений) должны вычесть 1, т.к. в выражении SST присутствует одно

среднее значение

(аналогично тому, как мы делали при вычислении

дисперсии выборки

). Одна степень свободы теряется при вычислении среднего – это видно в формуле выражения для SST.

В SSA мы имеем уже

а

средних значений (равно количеству уровней фактора, т.е. количеству выборок). Поэтому, из общего количества наблюдений

a

*n необходимо вычесть

а

– количество вычисленных средний значений выборок (an-a=a(n-1)).

Напомним, что в

дисперсионном анализе

проверяется гипотеза о равенстве

средних значений

этих выборок. Т.е. формулируется нулевая гипотеза Н

0

, которая утверждает, что Y не зависит от фактора и все выборки, измеренные при различных уровнях фактора, на самом деле взяты из одного распределения с общим средним.

Идем дальше. Оказывается,

если нулевая справедлива

, то:

  • случайная величина MSА представляет собой оценку σ

    2
  • отношение MSА/MSE имеет

    распределение Фишера

    с

    а-1

    и

    a

    (

    n

    -1)

    степенями свободы.

MSА/MSE обозначают как F

0

(

тестовая статистика

для

однофакторного дисперсионного анализа

).


Примечание

: Можно показать, что MSE также представляет собой оценку σ

2

дисперсии выборок (

математическое ожидание

случайной величины MSE равно σ

2

). Но, в отличие от MSА, MSE представляет собой оценку σ

2

вне зависимости от того, справедлива ли нулевая справедлива или нет.

Теперь, введя основные понятия, рассмотрим вычислительную часть

дисперсионного анализа

на примере решения задачи.

Задача

В качестве задачи рассмотрим технологический процесс изготовления нити в химическом реакторе.

Пусть предполагается, что инженер исследует влияние некой добавки на

прочность нити

Y. Он решает провести эксперимент:

  • Использовать 4 различных концентраций добавки (1%; 5%; 7% и 10%).

    Прим

    .:

    эти значения концентраций не участвуют в расчетах.
  • Провести по 6 (n) измерений прочности нити для каждой концентрации добавки.

Таким образом, имеется только 1 фактор (концентрация добавки). Фактор имеет 4 (а=4) различные уровня (j=1; 2; 3; 4). Всего у нас имеется 24 (N=4*6) измерения.

Вроде бы эксперимент полностью описан, теперь инженеру требуется только провести измерения. Однако, есть еще одна сложность: на разброс результатов при различных уровнях фактора может повлиять то,

как

мы проводим эксперимент.

О рандомизированном эксперименте

Представим, что у нас есть только 1 реактор. Инженер включает реактор, делает 6 измерений для первого уровня, затем, для 2-го и т.д. В итоге, может случиться так, что первые 6 измерений у нас будут выполнены в реакторе, который только начал прогреваться, а последние 6, когда он полностью вышел в рабочий режим. Понятно, что такой подход не годится: на разброс выборок может влиять не только концентрация добавки, но и порядок, в котором проводились измерения.

Также не годится подход, когда используются 4 одинаковых, но отдельных реактора для каждого эксперимента: первый реактор для концентрации 1%, второй — для 5% и т.д. Однако, индивидуальные особенности каждого реактора (период эксплуатации, воздействие ремонтов, незначительное различие конструкции допущенное при изготовлении) могут сказаться на разбросе выборки.

То есть для постановки правильного эксперимента требуется исключить влияние конкретного устройства (experimental unit) на значение переменной Y.

Обычно используют

полностью рандомизированный эксперимент

(completely randomized experimental design) – это когда для каждого испытания (

treatment

) выбираются образцы экспериментального устройства выбираются случайным способом.

Например, для нашего случая можно предложить следующую схему

полностью рандомизированного эксперимента

: мы случайным образом выбираем из большого количества

одинаковых

ректоров (например, из 1000) 6 ректоров для наблюдений первого уровня фактора (для каждого наблюдения 1 реактор), 6 – для второго и т.д. Всего 24 ректора из 1000.

Или можно предложить схему попроще. Всего имеется 24

одинаковых

реакторов. Для

каждого

наблюдения выбираем случайным образом свой реактор.

Или еще проще: каждому из 24 измерений случайным образом (вне зависимости от уровня фактора) назначаем один из 4

одинаковых

реакторов. Каждый реактор участвует в 6 измерениях.


Примечание

: Т.к. не всегда представляется возможным иметь в распоряжении множество одинаковых экспериментальных устройств для проведения

полностью рандомизированного эксперимента

, то в статистике часто используются и другие формы проведения экспериментов, например,

блочный рандомизированный эксперимент

(

randomized block design

).

Вычисления в MS EXCEL

Итак, предположим, что все измерения проведены в соответствии со схемой

полностью рандомизированного эксперимент

а. Результаты измерений представлены в таблице ниже (см.

файл примера на листе Модель

).

Сначала изучим статистические характеристики набора данных, построив

блочную диаграмму

.

Из блочной диаграммы видно, что концентрация добавки влияет на

прочность нити

Y (чем выше концентрация, тем в среднем прочнее нить). Однако, мы пока не можем сделать статистически обоснованный вывод, о том что

концентрация добавки

влияет на

прочность нити

. Возможно, различие в

средних значениях

выборок обусловлено лишь случайностью выборок.


Примечание

: Из

блочной диаграммы

видно, что разброс данных (его отражает дисперсия выборки) имеет примерно одинаковую величину для всех 4-х выборок, что является обязательным условием для корректности применения метода

дисперсионного анализа

.

Сделаем вспомогательные вычисления по формулам из предыдущего раздела статьи: вычислим средние значения каждой выборки, общее среднее, суммы квадратов SS, степени свободы, MSE, MSA.


Тестовая статистика

вычисляется по формуле:

Т.к.

тестовая статистика

имеет

F

-распределение (

распределение Фишера

)

, то ее значение, вычисленное на основании наблюдений, должно лежать около

среднего значения

F

-распределения

с соответствующими

степенями свободы

.

В нашем случае среднее значение

F

-распределения

с

3

и

20

степенями свободы

равно 1,11. Если вычисленное нами значение F

0

«значительно» превосходит это значение, то это является маловероятным событием и у нас есть основания для отклонения

нулевой гипотезы

.

В нашей задаче F

0

равно 5,3358. «Значительно» это или нет? Для ответа на этот вопрос вычислим вероятность этого события (т.е. вероятность события, что случайная величина F, имеющая

распределение Фишера

с указанными степенями свободы, примет значение 5,3358 или более). Эта вероятность не высока =0,0072. Этого и следовало ожидать, т.к. 5,3358 значительно больше среднего значения 1,11. В MS EXCEL эту вероятность можно вычислить по формуле:

=

F.РАСП.ПХ((F

0

;a-1;a(n-1))=F.РАСП.ПХ((5,3358;3;20)

0,0072 – это так называемое

p

-значение

, т.е. вероятность, что статистика F

0

примет вычисленное значение.


Примечание

: Обычно под F

0

понимается как сама случайная величина —

тестовая статистика

F

0

, так и ее конкретное значение F

0

, вычисленное из условий задачи (исходных данных).

Теперь сравним

p

-значение

с

уровнем значимости

(обычно 0,05 или 0,01). Если

p

-значение

меньше

уровня значимости

, то нулевую гипотезу отклоняют.

В начале статьи мы задались вопросом о том, как математически точно определить «значимое» отличие

средних значений выборок

(чтобы мы могли сделать вывод, что уровни фактора влияют на значение переменной Y). Теперь мы можем утверждать, что

средние выборок

статистически значимо отличаются, если вычисленное

p

-значение

меньше заданного

уровня значимости

.

Таким образом, наша модель является полезной и наше предположение о зависимости Y (прочности нити) от фактора (концентрации добавки) является статистически обоснованным.


Примечание

: Однофакторный дисперсионный анализ можно также выполнить с помощью

надстройки Пакет анализа

. Об этом см.

в статье здесь

.

В
программе MS
Exce
l для
статистического анализа данных имеется
надстройка «Пакет
анализа
«,
которая позволяет проводить дисперсионный
анализ следующих видов:

  • однофакторный
    дисперсионный анализ,

  • двухфакторный
    дисперсионный анализ без повторений,

  • двухфакторный
    дисперсионный анализ с повторениями.

      1. Однофакторный дисперсионный анализ.

Условием применения
такого анализа является повторность
данных.

Например:
Необходимо оценить влияние условий и
характера труда (в данном случае профиля
цеха) на заболеваемость рабочих острым
и хроническим гастритом. Повторность
данных – обеспечена наблюдением за
работниками предприятий, схожими по
профилю. Исходные данные представлены
в таблице ():

Согласно
таблице исследуемый фактор имеет 3
уровня: доменный, мартеновский и прокатный
цеха. В каждой группе имеется только по
4 наблюдения – 1,2,3,4 заводы, которые
рассматриваются как повторности
наблюдений.

Рисунок 100.
Исходные данные однофакторного комплекса

Для
решения задачи в MS
Excel
:

1.Сформируйте
таблицу с исходными данными ().

2.Выберите
<Пакет
анализа
>
из меню <Сервис>.

3.В
соответствии с условиями задачи выберите
в появившемся диалоговом окне метод
«Однофакторный
дисперсионный анализ
»
и нажмите кнопку [OK].

4.В
окне «Однофакторный
дисперсионный анализ
»
установите для входных данных следующие
параметры:

  • входной
    интервал ($B$4:$D$7),

  • метки
    (выбранный нами входной диапазон не
    содержит метки, то есть названий строк
    и столбцов),

  • альфа
    (уровень значимости =0,05).

5.Для
параметров вывода установите переключатель
в положение
«Выходной интервал
»
и укажите клетку с координатой (Е1).

6.После
завершения настройки параметров нажмите
кнопку [OK].

Диалоговое
окно с заполненными исходными параметрами
должно выглядеть следующим образом

Рисунок
101. Окно исходных параметров однофакторного
дисперсионного комплекса

Результаты
дисперсионного анализа будут состоять
из двух таблиц. В первой таблице для
каждого столбца исходной таблицы, в
которых располагаются анализируемые
группы, приведены числовые параметры:
количество чисел (счет), суммы по столбцам,
средние дисперсии по столбцам.

Рисунок
102. Результаты анализа однофакторного
комплекса

Во
второй части результатов MS
Excel
использует
следующие обозначения:

  • SS
    — сумма квадратов,

  • df
    — степени свободы,

  • MS
    — средний квадрат (дисперсия),

  • F
    — F-статистика Фишера (фактическое
    значение),

  • p-значение
    – общая значимость результатов
    дисперсионного анализа данных,
    расположенных по столбцам;

  • F-критическое
    — критическое значение F-статистики
    (Фишера) при заданном ранее p=0,05.

Таким
образом, сумма квадратов, обусловленная
влиянием исследуемого фактора
(межгрупповая сумма), равна 756,56 Остаточная
сумма квадратов (внутригрупповая) равна
457,08. Соответствующие дисперсии
межгрупповая (для исследуемого фактора)
— 378,28. , остаточная, внутригрупповая —
55,79.

Основной
вывод
из полученных результатов заключается
в следующем:

Есть
основания отвергать нулевую гипотезу
об отсутствии влияния рассмотренного
фактора (условия и характер работы в
разных цехах) на заболеваемость рабочих
гастритом: т.к. выполняется неравенство
FFкр.,
при котором величина значимости Р
= 0,012. Для отрицания нулевой гипотезы
она должна быть не более 0,05.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Чтобы проанализировать изменчивость признака под воздействием контролируемых переменных, применяется дисперсионный метод.

Для изучения связи между значениями – факторный метод. Рассмотрим подробнее аналитические инструменты: факторный, дисперсионный и двухфакторный дисперсионный метод оценки изменчивости.

Дисперсионный анализ в Excel

Условно цель дисперсионного метода можно сформулировать так: вычленить из общей вариативности параметра 3 частные вариативности:

  • 1 – определенную действием каждого из изучаемых значений;
  • 2 – продиктованную взаимосвязью между исследуемыми значениями;
  • 3 – случайную, продиктованную всеми неучтенными обстоятельствами.

В программе Microsoft Excel дисперсионный анализ можно выполнить с помощью инструмента «Анализ данных» (вкладка «Данные» — «Анализ»). Это надстройка табличного процессора. Если надстройка недоступна, нужно открыть «Параметры Excel» и включить настройку для анализа.

Работа начинается с оформления таблицы. Правила:

  1. В каждом столбце должны быть значения одного исследуемого фактора.
  2. Столбцы расположить по возрастанию/убыванию величины исследуемого параметра.

Рассмотрим дисперсионный анализ в Excel на примере.

Психолог фирмы проанализировал с помощью специальной методики стратегии поведения сотрудников в конфликтной ситуации. Предполагается, что на поведение влияет уровень образования (1 – среднее, 2 – среднее специальное, 3 – высшее).

Внесем данные в таблицу Excel:

Таблица с исходными данными.

  1. Открываем диалоговое окно нашего аналитического инструмента. В раскрывшемся списке выбираем «Однофакторный дисперсионный анализ» и нажимаем ОК.
  2. Инструмент Анализ данных.

  3. В поле «Входной интервал» ввести ссылку на диапазон ячеек, содержащихся во всех столбцах таблицы.
  4. Диапазон ячеек.

  5. «Группирование» назначить по столбцам.
  6. «Параметры вывода» — новый рабочий лист. Если нужно указать выходной диапазон на имеющемся листе, то переключатель ставим в положение «Выходной интервал» и ссылаемся на левую верхнюю ячейку диапазона для выводимых данных. Размеры определятся автоматически.
  7. Результаты анализа выводятся на отдельный лист (в нашем примере).

Результаты анализа.

Значимый параметр залит желтым цветом. Так как Р-Значение между группами больше 1, критерий Фишера нельзя считать значимым. Следовательно, поведение в конфликтной ситуации не зависит от уровня образования.



Факторный анализ в Excel: пример

Факторным называют многомерный анализ взаимосвязей между значениями переменных. С помощью данного метода можно решить важнейшие задачи:

  • всесторонне описать измеряемый объект (причем емко, компактно);
  • выявить скрытые переменные значения, определяющие наличие линейных статистических корреляций;
  • классифицировать переменные (определить взаимосвязи между ними);
  • сократить число необходимых переменных.

Рассмотрим на примере проведение факторного анализа. Допустим, нам известны продажи каких-либо товаров за последние 4 месяца. Необходимо проанализировать, какие наименования пользуются спросом, а какие нет.

Исходные данные.

  1. Посмотрим, за счет, каких наименований произошел основной рост по итогам второго месяца. Если продажи какого-то товара выросли, положительная дельта – в столбец «Рост». Отрицательная – «Снижение». Формула в Excel для «роста»: =ЕСЛИ((C2-B2)>0;C2-B2;0), где С2-В2 – разница между 2 и 1 месяцем. Формула для «снижения»: =ЕСЛИ(J3=0;B2-C2;0), где J3 – ссылка на ячейку слева («Рост»). Во втором столбце – сумма предыдущего значения и предыдущего роста за вычетом текущего снижения.
  2. Рост по итогам.

  3. Рассчитаем процент роста по каждому наименованию товара. Формула: =ЕСЛИ(J3/$I$11=0;-K3/$I$11;J3/$I$11). Где J3/$I$11 – отношение «роста» к итогу за 2 месяц, ;-K3/$I$11 – отношение «снижения» к итогу за 2 месяц.
  4. Детализация роста.

  5. Выделяем область данных для построения диаграммы. Переходим на вкладку «Вставка» — «Гистограмма».
  6. Гистограмма.

  7. Поработаем с подписями и цветами. Уберем накопительный итог через «Формат ряда данных» — «Заливка» («Нет заливки»). С помощью данного инструментария меняем цвет для «снижения» и «роста».

Формат ряда данных.

Теперь наглядно видно, продажи какого товара дают основной рост.

Двухфакторный дисперсионный анализ в Excel

Показывает, как влияет два фактора на изменение значения случайной величины. Рассмотрим двухфакторный дисперсионный анализ в Excel на примере.

Задача. Группе мужчин и женщин предъявляли звук разной громкости: 1 – 10 дБ, 2 – 30 дБ, 3 – 50 дБ. Время ответа фиксировали в миллисекундах. Необходимо определить, влияет ли пол на реакцию; влияет ли громкость на реакцию.

Исходная таблица.

  1. Переходим на вкладку «Данные» — «Анализ данных» Выбираем из списка «Двухфакторный дисперсионный анализ без повторений».
  2. Двухфакторный дисперсионный анализ без повторений.

  3. Заполняем поля. В диапазон должны войти только числовые значения.
  4. Параметры анализа.

  5. Результат анализа выводится на новый лист (как было задано).

Результат.

Та как F-статистики (столбец «F») для фактора «Пол» больше критического уровня F-распределения (столбец «F-критическое»), данный фактор имеет влияние на анализируемый параметр (время реакции на звук).

Скачать пример факторного и дисперсионного анализа

скачать факторный анализ отклонений
скачать пример 2

Для фактора «Громкость»: 3,16 < 6,94. Следовательно, данный фактор не влияет на время ответа.

Для примера также прилагаем факторный анализ отклонений в маржинальном доходе.

Like this post? Please share to your friends:
  • Однофакторный дисперсионный анализ excel 2010
  • Одноуровневый список в word это
  • Одновременное редактирование документа word
  • Однотипные данные в excel это
  • Одновременное редактирование документа excel