Никогда не программировал, но хочешь сдать ЕГЭ по информатике? Тогда знай: к экзамену можно подготовиться за год, если грамотно организовать учебный процесс. Из этой статьи ты узнаешь все о структуре ЕГЭ по информатике в 2023 году, изменениях и типах заданий.
В этой статье:
Изменения в ЕГЭ по информатике 2023О структуре экзаменаШкала оцениванияКакие типы заданий встретятся на ЕГЭ по информатике 2023?Как подготовиться к ЕГЭ по информатике 2023?
До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!
Изменения в ЕГЭ по информатике 2023
Последние 2 года ЕГЭ по информатике проводился в компьютерной форме, что предоставляло сдающим большое право выбора, как решать то или иное задание, благодаря чему появлялись лазейки, упрощающие решения некоторых номеров из экзамена.
В связи с этим, ФИПИ ежегодно вносят изменения в КИМ по информатике, чтобы внести больше разнообразия и избавиться от шаблонных решений. В 2023 году полностью претерпят структуру 2 задания, но это не все изменения, что ФИПИ представили в новой демоверсии ЕГЭ.
Долой переборное решение!
В блоке «Программирование» даже после перехода на компьютерную форму было два задания, в которых программа уже представлена в условии, а задача сдающего — проанализировать ее — задания №6 и 22. Но многие справедливо подумали – зачем анализировать код, если я могу его переписать и запустить переборное решение. Благодаря этому, почти все, кто знал о таком варианте решения заданий, законно получали 2 балла за них. ФИПИ такой способ решения вряд ли понравился.
Официальный список изменений выглядит следующим образом:
Задание №6 теперь мы будем относить к блоку «Алгоритмизация», так как теперь оно предоставляет нам работу с исполнителем и анализом алгоритма. В демоверсии вам предлагают проанализировать «Черепашку», которая многим знакома из ОГЭ по информатике:
Задание №22 пополняет ряды блока «Информационные модели», а также заданий, к которым прилагаются дополнительные файлы, если быть точнее — электронная таблица. В условии затрагивается новая для экзамена тема – многопоточность (довольно важная тема для многих IT-специалистов и затрагивается на определенных предметах в университете), а решение требует анализа таблицы и зависимостей процессов:
Кроме двух новых заданий, некоторые номера также претерпели изменения:
Задание №14 все еще направлено на работу с системами счисления, но теперь нужно искать неизвестную цифру числа. Такого прототипа ранее на ЕГЭ мы не видели:
Задание №12, судя по демоверсии, станет сложнее — это уже знакомый для экзамена исполнитель «Редактор», но с необычным вопросом (раньше, в основном, требовалось назвать получившуюся после обработки программой строку/сумму цифр строки):
Задание №16 на рекурсию из демоверсии намекает нам на то, что не стоит забывать про аналитическое решение. Это происходит из-за больших аргументов у функции, гораздо проще поразмыслить, что же считает функция:
О структуре экзамена
В ЕГЭ по-прежнему осталось 27 заданий с кратким ответом. За задания 1-25 можно получить по 1 первичному баллу, а за задания 26 и 27 — по 2 балла. Максимальный возможный результат — 29 первичных баллов.
Все задания школьникам нужно решить за 3 часа 55 минут.
На экзамене встретятся задания по программированию, логике, алгоритмизации, на работу с информационными моделями, а также на кодирование информации.
В каждом блоке есть определенные темы, которые нужно знать. Давайте посмотрим, что именно надо учить.
Программирование
Программирование встречается в шести заданиях — а именно в 16, 17, 24, 25, 26 и 27. Чтобы справиться с ними достаточно хорошо знать только один язык программирования. Нужно уметь работать с массивом, строками, файлами, знать алгоритмы сортировки и другие не менее важные алгоритмы работы с числами.
Логика
Логика встречается в заданиях 2 и 15. Чтобы успешно справиться с этими заданиями, нужно знать основные логические операции и их таблицы истинности, уметь преобразовывать и анализировать выражения.
Алгоритмизация
В данный блок входят семь заданий (5, 6, 12, 19, 20, 21 и 23). Для решения этих заданий нужно уметь работать с различными алгоритмами и исполнителями. Важно понимать теорию игр — определять выигрывающего игрока, выигрышную позицию, различать понятия заведомо проигрышной и выигрышной позиций.
Благодаря возможности использовать инструменты компьютера, многие из этих заданий также можно решать с помощью написания программы или построения электронной таблицы.
Информационные модели
С заданиями 1 и 13 ученики обычно справляются хорошо. Чтобы их решить, нужно уметь работать с графами и таблицами и знать пару простых методов. С заданием 10 проблемы возникают редко, так как от вас требуется найти количество определенных слов в текстовом документе. Задания 3, 9 и 18 требуют работы с электронными таблицами, при решении вам помогут знания про ссылки, функции и фильтры. К этому же блоку добавляется новое задание 22.
Информация и ее кодирование
Задания этого блока достаточно разнообразны. Вы встретите алгоритмы перевода чисел в различные системы счисления, условие Фано, формулы, единицы измерения информации и комбинаторику. Все это разнообразие встречается в заданиях 4, 7, 8, 11, 14, а также может пригодится в заданиях на программирование. А новый прототип задания 14 на работу с системами счисления и вовсе можно решить с помощью программы.
Шкала оценивания
На самом деле шкала перевода баллов составляется после проведения экзаменов, так как в формуле есть параметр «среднее значение». То есть то, что мы называем шкалой — это результат перевода баллов прошлого года. ФИПИ переводит баллы по формуле, а не по шкале. Поэтому шкала меняется, если меняется экзамен или массово меняются результаты его прохождения. Мы полагаем, что в 2023 году проходной балл будет 40 вторичных баллов, но это может измениться.
Какие типы заданий встретятся на ЕГЭ по информатике 2023?
На ЕГЭ 2023, как и в 2021 году, все задания будут с кратким ответом, больше не нужно писать подробные объяснения по теории игр и сдавать программный код на проверку на бумаге. Но это не значит, что все задания идентичны. Посмотрим, какие именно типы заданий встретятся на экзамене.
Задания, которые можно решить «вручную»
Хотя ЕГЭ по информатике и проходит в компьютерной форме, в КИМах по-прежнему остаются задания, которые можно решать, как на бумаге, так и на компьютере. Это задания 1, 2, 4-8, 11-15, 19-23, в них необходимо получить число или последовательность букв в ответе. Ты можешь написать программу на компьютере или использовать электронные таблицы, а затем записать в ответ получившееся значение. За каждое задание можно получить 1 балл.
Задания, которые решаются с помощью компьютера
Все такие задания бывают трех типов:
- Работа с предложенным файлом
- Создание программы
- Написание программы и получение ответа, используя предложенный файл
Разберемся с каждым типом отдельно.
Работать только с предложенным файлом нужно в заданиях 3, 9, 10, 18 и 22. Чтобы решить эти задания, нужно знать, какие функции есть у текстовых редакторов и редакторов электронных таблиц, а также теория по реляционным базам данных. За каждое задание можно получить по 1 баллу.
Создать программу понадобится в задании 25. Задача в том, чтобы написать код и получить на выходе какой-то ответ. Начальные данные, при которых нужно получить ответ, уже указаны в самом задании. За оба задания можно получить по 1 баллу.
Задания, где нужно написать программу и считать информацию из файла — это 17, 24, 26 и 27. Эффективность и способ решения, который вы использовали, не проверяется. Главное — получить верный численный ответ. За задания 17 и 24 вы можете получить по 1 баллу, а за задания 26 и 27 — по 2 первичных балла.
Обрати внимание, что в некоторых прототипах заданий 17, 24, 25, 26 и 27 программу можно не писать, если ты знаешь, как решить эти задания другим способом — это не запрещено.
Как подготовиться к ЕГЭ по информатике 2023?
Лучший способ — разобраться в каждой теме и выучить все необходимое. Как это сделать?
- Для начала оцените текущий уровень знаний. Можно пройти диагностическое тестирование или попробовать решить последнюю демоверсию экзамена. Таким образом вы поймете, что вы уже знаете, а над чем нужно еще поработать.
- Если вы не умеете программировать, советуем заняться этим с самого начала учебного года. Задания на программирование приносят минимум 8 первичных баллов из 29, это достаточно много.
- Подумайте, смогут ли вас хорошо подготовить в школе. Оцените, что из школьной программы вы уже знаете, а что предстоит изучить в течение года.
- Решите, как вам комфортнее заниматься: лично с преподавателем, в группе или онлайн.
- Регулярно занимайтесь, уделяя время и теории, и практике!
Public user contributions licensed under
cc-wiki license with attribution required
Программы, которые должны быть установлены на компьютерах для сдачи ОГЭ и ЕГЭ по информатике, ими можно пользоваться на экзамене.
Список программ для ОГЭ (версии на момент ОГЭ 2022 года)
В 2023 году возможны версии программ выше (новее) указанных.
Офисный пакет
LibreOffice
• Офисный пакет LibreOffice, версия 5.2.Х – 7.3.Х (обязателен: русскоязычный интерфейс)
http://ru.libreoffice.org/download/
Microsoft Office Офисные приложения MS Office 2010 – 2019 (в приоритете версия 2010):
• Microsoft Word
• Microsoft Excel
• Microsoft PowerPoint
Среды программирования
Pascal
• Система программирования PascalABC.NET, версия не ниже 3.7.2 (3.7.2 – 3.8.3.)
http://pascalabc.net/ssyilki-dlya-skachivaniya
Python
— Система программирования Python, консоль IDLE, версия не ниже 3.7. (3.7 — 3.10)
https://www.python.org/downloads/
С++
• Система программирования DevC++, версия не ниже 5.8. (5.8 — 5.11.)
https://dev-c1.software.informer.com/download/
Среда исполнителя
Кумир
• Система программирования КуМир версия 2.1.0
https://www.niisi.ru/kumir/dl.htm
Редакторы
PDF-XChange
• PDF-XChange Viewer, версия 2.5.322.10 (Многофункциональная программа для просмотра PDF документов)
https://www.tracker-software.com/product/pdf-xchange-viewer
Архиватор 7-Zip
https://www.7-zip.org/download.html
Список программ для ЕГЭ
Программное обеспечение «Блокнот»
• стандартный Блокнот (Notepad Windows)
Текстовые процессоры
• LibreOffice Writer
Электронные таблицы
• LibreOffice Calc
Калькуляторы
• Стандартный калькулятор Windows
Среды программирования
Алгоязык
• КуМир
Python (Пайтон)
• Python >2.7
• Python >3.5
• PyCharm-community-2019.2.3
Pascal (Паскаль)
• PascalABC.Net
• Turbo Pascal
Basic (Бейсик)
• Microsoft Small Basic
• QBasic
Java (Ява)
• Java
• IntelliJ IDEA Community Edition
C, C++, C# (Си / Си++ / СиШарп)
• Code::Blocks + mingw
• Microsoft Visual Studio Community
• C++, C#
• Dev C++
Дополнительное программное обеспечение
• Архиватор 7zip
• Microsoft .NET Framework v4.7.1
• Unreal Commander
• Abobe Acrobat Reader DC
gdzotvet.ru
-
Обновлено: 02 марта 2023
Девятое задание из ЕГЭ по информатике 2022 проверяет умение обрабатывать числовую информацию с помощью таблиц Excel.
При подготовке к 9 заданию из ЕГЭ по информатике может быть полезна и прошлогодняя статья.
В 2022 году пошла тенденция давать задачи, в которых применяются знания по математике и геометрии.
(№ 4335) (А. Богданов) Откройте файл электронной таблицы 9-114.xls, содержащей в каждой строке три натуральных числа. Выясните, какое количество троек чисел могут являться сторонами равнобедренного треугольника. В ответе запишите только число.
Чтобы проверить первое условие, нужно вспомнить неравенство треугольника: любая сторона треугольника должна быть меньше суммы двух других сторон.
Поставим «1» в столбце D напротив тех троек, которые подходят под первое условие.
Сначала напишем формулу для первой строчки в ячейке D1.
Кликаем в ячейку D1 и нажимаем кнопку Вставить функцию.
Выбираем функцию ЕСЛИ. Пишем логическое выражение:
И(A1
Союз И говорит о том, что три условия должны сработать одновременно.
В Значение_если_истина ставим 1. В Значение_если_ложь ставим 0.
Если одновременно выполняются три условия, то в ячейку идёт 1, иначе 0.
Распространим формулу на весь столбец. Подведём курсор к правому нижнему углу. Как только загорелся чёрный крестик, кликаем два раза, и формула должна распространится на весь столбец.
Возле тех строчек, которые удовлетворяют условию, будут нули, возле тех, которые не удовлетворяют, будут единицы.
За второе условие будет отвечать столбец E. Напишем условие в ячейку E1.
ИЛИ(A1=B1; A1=C1; B1=C1)
Союз ИЛИ говорит о том, что если одно условие сработает, значит, выражение будет считаться истинным.
В Значение_если_истина ставим 1. В Значение_если_ложь ставим 0.
Распространяем всю формулу на весь столбец E. Напротив тех строчек, которые удовлетворяют второму условию, будут стоять «1», в противном случае «0».
В столбце F ставим «1» в тех строчках, где в столбцах D И E одновременно «1», используя функцию ЕСЛИ.
И(D1=1; E1=1)
В Значение_если_истина ставим 1. В Значение_если_ложь ставим 0.
Выделив столбец F, в правом нижнем углу посмотрим сумму единиц в этом столбце.
Получается ответ 229.
Ответ: 229
Ещё одна тренировочная задача из ЕГЭ по информатике 2022.
Задача (Тупоугольный треугольник)
(А. Богданов) Откройте файл электронной таблицы 9-114.xls, содержащей в каждой строке три натуральных числа. Выясните, какое количество троек чисел могут являться сторонами тупоугольного треугольника. В ответе запишите только число.
Источник задачи: https://kpolyakov.spb.ru/
Решение:
Во-первых проверим: удовлетворяют ли числа условию неравенства треугольника (аналогично прошлой задаче). За это будет отвечать столбец D.
В столбцах E, F, G мы будем вычислять косинусы трёх углов треугольника. Косинусы будем находить по теореме косинусов. Косинусы будем вычислять для всех троек, но учитывать только те, где выполняется неравенство треугольника.
В ячейке E1 напишем формулу:
=(A1^2-B1^2-C1^2)/(-2*B1*C1)
В ячейке F1 напишем формулу:
=(B1^2-A1^2-C1^2)/(-2*A1*C1)
В ячейке G1 напишем формулу:
=(C1^2-A1^2-B1^2)/(-2*A1*B1)
Распространим вышеуказанные формулы на соответствующие столбцы.
Получается примерно такая картина:
Остался последний шаг: проверить, есть ли у какой-нибудь тройки, которая удовлетворяет неравенству треугольника, отрицательный косинус. Тупой угол имеет отрицательный косинус.
Кликаем в ячейку H1, нажимаем кнопку «Вставить функцию» и выбираем ЕСЛИ.
В поле Лог_выражение пишем:
И(D1=1; ИЛИ(E1
В поле Значение_если_истина ставим «1», в поле Значение_если_ложь ставим «0». Распространяем формулу на весь столбец H, и посчитаем количество единиц в этом столбце.
Количество единиц равно 1720.
Ответ: 1720
Снова нужно знать математические формулы в следующей задаче из примерных вариантов ЕГЭ по информатике 2022.
Задача (Координаты точки)
(А. Комков) Откройте файл электронной таблицы 9-103.xls, содержащей в каждой строке два целых числа – координаты точки на плоскости. Найдите наибольшее расстояние точки от начала координат. В ответе запишите целую часть найденного расстояния.
Источник задачи: https://kpolyakov.spb.ru/
Решение:
Посмотрим, как найти расстояние от точки с координатами (x1, y1) до точки с координатами (x2, y2).
Здесь работает теорема Пифагора. Здесь s — расстояние между двумя точками.
s2 = (x2-x1)2 + (y2-y1)2
В нашей задаче первая точка — это начало координат, следовательно, x1=0 и y1=0.
В столбце С получим расстояние от конкретной точки до начала координат.
В ячейке C1 напишем формулу и распространим эту формулу на весь столбец.
=КОРЕНЬ(A1^2 + B1^2)
Получается следующее:
Найдём максимальное значение в столбце С. Теперь кликнем в ячейку D1. Нажмём кнопку «Вставить функцию». Выберем функцию МАКС. Укажем мышкой столбец С. Нажмём «ОК».
Целая часть получившегося числа равна 425.
Ответ: 425
Задача (Прочие функции)
(Е. Джобс) Откройте файл электронной таблицы 9-j1.xls, содержащей показатели высот над уровнем моря географических точек. Найдите среднее значение всех отрицательных показателей и максимальное положительное значение. В качестве ответа укажите целую часть суммы найденных значений.
Источник задачи: https://vk.com/inform_web
Решение:
Эта задача уже не связана c математическими аспектами. Здесь просто достаточно воспользоваться встроенными функциями Excel.
Нужно найти среднее значение только отрицательных значений. Для нахождения среднего значения есть функция СРЗНАЧ. Но нам нужно именно отрицательных значений. Для нахождения среднего значения с условием есть функция СРЗНАЧЕСЛИ. Щёлкним по пустой ячейки и вы
В поле Диапазон мы должны указать все ячейки. Это можно легко сделать с помощью мышки.
В поле Условие укажем »
Среднее значение примерно равно -497,47.
Для определения максимального значения, можно просто воспользоваться просто функцией МАКС, т.к. всё равно максимальное число будет положительным.
Максимальное значение получается 1000.
Сумма равна: 1000 + (-497,47) = 502,53
Целая часть равна 502.
Ответ: 502
Решим ещё одну old school’ную задачу, которая также полезна при изучении 9 задания из ЕГЭ по информатике 2022.
Задача (old school)
Электронная таблица содержит результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев. Определите, сколько раз за время измерений результат очередного измерения оказывался ниже результата предыдущего на 2 и более градусов.
Источник задачи: https://inf-ege.sdamgia.ru/
Решение:
Внизу под числами представим мысленно область, где будет наше решение.
Таким образом, каждой ячейке соответствует своя ячейка в области решения.
Если выполняется условие задачи (т.е. предыдущее значение больше, чем данное значение на 2 и более градусов), то в соответствующей ячейке из области решения будет стоять «1», в противном случае «0».
Первая ячейка в каждой строчке нуждается в особой формуле, т.к. эта ячейка должна сравниваться с последней ячейкой предыдущей строчки.
Для остальных ячеек формула будет одинаковая, т.к. их значение сравнивается с предыдущем значение, т.е. с левой ячейкой.
Для первой ячейке не будем писать формулу, т.к. ей не с кем сравниваться.
Пишем формулу для строчек в ячейке C94:
=ЕСЛИ(B2-C2>=2;1;0)
Здесь используем функцию ЕСЛИ, как мы делали в предыдущих задачах.
Распространяем эту формулу на всю строчку.
И распространяем на всё пространство (кроме первого столбца)
Важно: Всего должно быть 91 строчка, как и в оригинале.
Теперь составим формулу для первого столбца. Кликаем в ячейку B95. И пропишем формулу:
=ЕСЛИ(Y2-B3>=2;1;0)
Распространим данную формулу на весь столбец (на 91 строчку).
Осталось подсчитать количество единиц во всём рабочем пространстве, например, с помощью стандартной функции СУММ.
Количество единиц равно 458.
Ответ: 458
Счастливых экзаменов.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ в Excel
Приглашаем учащихся 10 —11 классов!
В данном курсе будут подробно разобраны задачи ЕГЭ по информатике, которые могут быть решены в электронных таблицах (Excel):
Тема курса |
Количество академических часов |
1. Формула и адресация. Базовые функции EXCEL. Решение задачи №9 |
3 |
2. Системы счисления. Таблицы истинности логических функций. Решение задач №2, №14 |
3 |
3. Рекурсия. Решение задачи № 16 |
3 |
4. Динамическое программирование. Решение задачи №23 |
3 |
5. Решение задачи №18 |
3 |
6. Перебор массива. Решение задач №17, 18 |
3 |
7. Связанные таблицы. Решение задачи №3 |
3 |
8. Сортировка. Решение задачи №26 |
3 |
На ЕГЭ по Информатике и ИКТ задания выполняются с помощью компьютера. На протяжении всего экзамена будут доступны текстовый редактор, редактор электронных таблиц и системы программирования.
ВАЖНО!
Есть задачи, для решения которых предполагается написание программы,
НО
Ø их можно решить и с помощью таблиц Excel;
Ø а если и написали программу, то ответ можно проверить с помощью таблиц Excel – это рекомендация наших первокурсников.
В процессе обучения будут рассмотрены нюансы решения задач ЕГЭ по информатике в Excel, изучены основные возможности Excel и теория, необходимые для решения задач.
Результаты обучения:
- овладение эффективными способами решения задач ЕГЭ по информатике;
- изучение основ и некоторых продвинутых возможностей работы в Excel.
Преимущества курса:
1) Преподаватель курса: Мачикина Елена Павловна, доцент кафедры Прикладной математики и кибернетики СибГУТИ, имеет большой опыт подготовки школьников к ЕГЭ по Информатике и ИКТ.
2) Малочисленная группа.
3) Курсы проводятся в государственном Университете.
4) Можно получить налоговый вычет.
5) В стоимость очных курсов включены: экскурсия по локациям Киберполигона СибГУТИ, собрание для учащихся и родителей по вопросам поступления и обучения.
Продолжительность обучения – с января 2022 г. (начало занятий при наборе группы не менее 5 человек). Количество мест ограничено. Максимальное количество учащихся в группе – 11 человек.
Количество занятий курса – 8.
Занятия на курсах планируется провести очно, 2 раза в неделю, понедельник и среда с 17.00(Рассмотрим пожелания проведения занятий один раз в неделю – укажите понедельник или среда удобнее, пожелания проведения в онлайн формате – укажите один или два раза в неделю, и тогда понедельник или среда).
СТОИМОСТЬ КУРСА– 4320 рублей за весь период обучения
ВНИМАНИЕ!!! Первое занятие можете посетить БЕСПЛАТНО.
КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ СибГУТИ
Запись производится по e—mail: pk_sibguti@mail.ru
§ Тема письма: Информатика в Excel;
§ В письме укажите: ФИО, в каком классе учитесь и контактный телефон
§ Для обучения необходимо до начала второго занятия заключить с университетом Договор (в 2-х экземплярях) и произвести оплату курса через банк (бланк договора и квитанцию выдадут на занятии).
§ Для оформления пропуска потребуется фотография 3х4 см (приносить на второе занятие) .
Официальная демоверсия ЕГЭ по информатике от ФИПИ на 2022 год.
Экзаменационная работа состоит из 27 заданий с кратким ответом, выполняемых с помощью компьютера.
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 3 часа 55 минут.
Экзаменационная работа выполняется с помощью специализированного программного обеспечения, предназначенного для проведения экзамена в компьютерной форме. При выполнении заданий Вам будут доступны на протяжении всего экзамена текстовый редактор, редактор электронных таблиц, системы программирования. Расположение указанного программного обеспечения на компьютере и каталог для создания электронных файлов при выполнении заданий Вам укажет организатор в аудитории.
На протяжении сдачи экзамена доступ к сети Интернет запрещён.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Демоверсия утверждена.
→ Демоверсия: inf-demo2022-v2.pdf
→ Спецификация: inf-s2022-v2.pdf
→ Кодификатор: inf-k2022-v2.pdf
→ Скачать одним архивом с дополнительными файлами: inf-demo2022-v2.zip
Изменения в КИМ ЕГЭ в 2022 году по сравнению с 2021 годом
В 2022 г. в КИМ ЕГЭ внесены следующие изменения:
1. задание 3 будет выполняться с использованием файла, содержащего простую реляционную базу данных, состоящую из нескольких таблиц (в 2021 г. это задание было аналогично заданию 3 бланкового экзамена прошлых лет);
2. задание 17 будет выполняться с использованием файла, содержащего целочисленную последовательность, предназначенную для обработки с использованием массива;
3. задание 25 будет оцениваться, исходя из максимального балла за его выполнение, равного 1.
4. Максимальный первичный балл за выполнение работы уменьшен с 30 до 29.
В остальном модель КИМ ЕГЭ 2022 г. аналогична модели 2021 г.
Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2022 года по информатике
№ | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности задания | Требуется использование специализированного программного обеспечения | Макс. балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) |
1 | Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы) |
Б | нет | 1 | 3 |
2 | Умение строить таблицы истинности и логические схемы | Б | нет | 1 | 3 |
3 | Умение поиска информации в реляционных базах данных | Б | да | 1 | 3 |
4 | Умение кодировать и декодировать информацию | Б | нет | 1 | 2 |
5 | Формальное исполнение простого алгоритма, записанного на естественном языке, или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд, или умение восстанавливать исходные данные линейного алгоритма по результатам его работы | Б | нет | 1 | 4 |
6 | Знание основных конструкций языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания | Б | нет | 1 | 4 |
7 | Умение определять объём памяти, необходимый для хранения графической и звуковой информации | Б | нет | 1 | 5 |
8 | Знание основных понятий и методов, используемых при измерении количества информации | Б | нет | 1 | 4 |
9 | Умение обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах | Б | да | 1 | 6 |
10 | Информационный поиск средствами операционной системы или текстового процессора |
Б | да | 1 | 3 |
11 | Умение подсчитывать информационный объём сообщения | П | нет | 1 | 3 |
12 | Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд | П | нет | 1 | 6 |
13 | Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы) | П | нет | 1 | 3 |
14 | Знание позиционных систем счисления |
П | нет | 1 | 3 |
15 | Знание основных понятий и законов математической логики | П | нет | 1 | 3 |
16 | Вычисление рекуррентных выражений | П | да | 1 | 5 |
17 | Умение составить алгоритм обработки числовой последовательности и записать его в виде простой программы (10–15 строк) на языке программи- рования | П | да | 1 | 14 |
18 | Умение использовать электронные таблицы для обработки целочисленных данных | П | да | 1 | 8 |
19 | Умение анализировать алгоритм логической игры | Б | нет | 1 | 6 |
20 | Умение найти выигрышную стратегию игры | П | нет | 1 | 8 |
21 | Умение построить дерево игры по заданному алгоритму и найти выигрышную стратегию | В | нет | 1 | 11 |
22 | Умение анализировать алгоритм, содержащий ветвление и цикл | П | нет | 1 | 7 |
23 | Умение анализировать результат исполнения алгоритма, содержащего ветвление и цикл | П | нет | 1 | 8 |
24 | Умение создавать собственные программы (10–20 строк) для обработки символьной информации | В | да | 1 | 18 |
25 | Умение создавать собственные программы (10–20 строк) для обработки целочисленной информации | В | да | 1 | 20 |
26 | Умение обрабатывать целочисленную информацию с использованием сортировки | В | да | 2 | 35 |
27 | Умение создавать собственные программы (20–40 строк) для анализа числовых последовательностей | В | да | 2 | 40 |
Всего заданий – 27; из них по уровню сложности: Б – 11, П – 11, В – 5. Максимальный первичный балл за работу – 29. Общее время выполнения работы – 235 мин. |
19 задание ЕГЭ информатика с двумя кучами | Разбор с помощью ExcelПодробнее
19-4 КЕГЭ Выигрышная стратегия Excel | 19 задание информатика егэПодробнее
2 Выигрышная стратегия Excel | 19 задание информатика кегэПодробнее
5 Выигрышная стратегия Excel | 20 задание кегэ информатикаПодробнее
В каком порядке проходить темы и задания ЕГЭ по инфе? | ЕГЭ информатика 2022Подробнее
Самый легкий способ решения задания №26? Excel | Parta 2022 | ИнформатикаПодробнее
1 Выигрышная стратегия Excel — 19 задание #кегэ информатикаПодробнее
Абсолютно нечего бояться ! 27 задание (Python + Excel) из ЕГЭ по информатике (Демо 2022)Подробнее
Информатика ЕГЭ 2022 | Задание 9.2 | ExcelПодробнее
🔔🔔🔔 Новый способ решения теории игр (№19-21) в Excel. ЕГЭ информатика 2022Подробнее
Демоверсия ЕГЭ 2022 по информатике задание 16 теория excelПодробнее
Информатика ЕГЭ 2022 | Задание 9 | ExcelПодробнее
Все 26 задания ЕГЭ-2022 на Python и Excel по информатике. Разбор и решение с сайта Решу ЕГЭПодробнее
Какие задания можно и нужно решать в Excel на ЕГЭ по информатике 2022Подробнее
Задание 26 (Excel) из ЕГЭ 2022 по ИнформатикеПодробнее
СТАТГРАД 27.10.2021 задания 24-27 | ЕГЭ информатика 2022Подробнее
ЕГЭ по информатике 2022 — Задание 9 (Электронная таблица)Подробнее
Задание 19-21 ДВЕ КУЧИ | 3 балла за 5 минут!Подробнее
Самые легкие два балла. Задание №26 | Информатика ЕГЭ 2022 | УмскулПодробнее
Девятое задание из ЕГЭ по информатике нового формата 2021 основывается на работе с таблицами Excel.
Это задание выполняется на компьютере в новом формате ЕГЭ 2021 года. Будет выдан файл Excel, по которому нужно получить правильный ответ и записать его в бланк заданий.
Если Вам урок удобнее смотреть в видеоформате, то можете перейти на ролик по 9 заданию из ЕГЭ по информатике 2021 на Youtube. Подписывайтесь на канал!
Здесь имеется столбец «Продукт». Другие столбцы: «Жиры», «Белки», «Углеводы», «Калорийность» – это характеристики этих продуктов.
В Excel можно каждой ячейке задавать какие-нибудь формулы. Например, пусть в ячейке F2 будет писаться СУММА из ячеек B2 (Жиры) и С2 (Белки).
Кликаем по ячейке F2, а затем на значок «вставить функцию».
Появится окно «Вставка функции«. Здесь все функции разбиты на категории: Финансовые, математические, логические и т.д. По умолчанию стоит категория «10 недавно используемых функций». В этой категории уже есть нужная нам функция СУММ. Выбираем её и кликаем «ОК». (Основная категория для функции СУММ является «математические»)
Появляется окно для функции СУММ.
Если мы напишем в поле Число1: «B2:E2» ,– то у нас суммируются три ячейки: B2, C2, E2. Таким образом, мы задали интервал.
Можно суммировать и вниз, т.е. ячейки одного столбца (B2:B1001).
Чтобы просуммировать отдельные ячейки, без интервала – необходимо уже использовать поле Число2.
Нам нужно просуммировать два числа: значение ячейки B2 и значение С2. Значит, пишем в поле Число1
— B2, а в поле Число2 — C2.
Нажимаем «Ок». Теперь у нас в ячейке F2 сумма значений ячеек B2 и С2.
Примечание 1: Мы могли сделать данную операцию с помощью интервала. Для этого нужно было написать в поле Число1: B2:C2.
Примечание 2: Так же мы могли суммировать и без вставки функции. Для этого нужно кликнуть по ячейке F2 и затем в поле, на которое показывает стрелка на рисунке, вписать формулу: «=B2+C2«. И нажать «Enter».
Необходимо подвести мышку к нижнему правому углу ячейки с формулой, чтобы появился чётный крестик:
И нажав левую кнопку мыши, тянем вниз. Таким образом, у нас формула распространится на весь столбец.
При изменении данных в ячейках столбцов В и С – значения в ячейках столбца F меняется автоматически.
Примерные задачи 9 задания ЕГЭ по информатике 2021
Задача (Среднее значение с условием)
Откройте файл электронной таблицы, содержащей результаты тестирования обучающихся по математике и информатике. Каков средний балл по информатике среди участников тестирования, получивших зачётные баллы по этому предмету (т.е. не менее 44 баллов)?
В ответе округлить число до двух знаков после запятой.
Решение:
Для решения этой задачи будем использовать функцию =СРЗНАЧЕСЛИ().
Кликнем в свободную ближайшую ячейку E2. Здесь мы хотим получить ответ на задачу. Нажмём на кнопку «Вставить функцию«, выберем категорию «статистические«, а затем выберем функцию СРЗНАЧЕСЛИ.
В диапазоне нужно указать все ячейки с числами столбца «Информатика» (Столбец D). Значит, напишем: D2:D273 (Чтобы понять сколько строчек в таблице, нужно прокрутить всю таблицу до самого конца вниз.). В условии напишем: >=44 (Т.к. мы должны считать среднее значение для тех ячеек, где число не меньше 44).
Нажимаем «ОК» и получаем в ячейке E2 число 68,60851064. Нам его нужно округлить до 2 знаков после запятой. Воспользуемся инструментом в программе Excel для округления.
Найдём кнопки «Уменьшить разрядность» и «Увеличить разрядность«. Их можно применять к выделенной ячейке.
Уменьшим разрядность до 2 знаков. Получается число 68,61. Это и будет ответ!
Примечание 1: Если мы хотим найти среднее значение без условия, есть функция СРЗНАЧ.
Примечание 2: СРЗНАЧЕСЛИ (СРЗНАЧ)- это и есть среднее арифметическое значение.
Ответ: 68,61
Посмотрим ещё один важный пример 9 задания ЕГЭ по информатике нового формата 2021.
Задача (Количество с условием)
Откройте файл электронной таблицы, содержащей данные о сотрудниках одного из предприятий города Москвы. Сколько человек в таблице имеют возраст меньше 30 лет, и их вес превышает 100 кг?
В ответе напишите одно целое число.
Решение:
Сначала поставим 1 в столбце F в тех строчках, которые удовлетворяют нашему условию: человек имеет возраст меньше 30 лет, и его вес превышает 100 кг. Если строчка не удовлетворяет условию, значит, в ячейке столбца F поставим 0.
Сначала настроим формулу для одной строчки, а затем формулу распространим на весь столбец.
Кликаем по ячейке F2. Нажимаем на кнопку «Вставить функцию«. Выбираем функцию ЕСЛИ из категории «Логические«.
В поле «Лог_выражение» задаём условие : И(C2>100; E2<30). Т.к. сначала мы задаём формулу для второй строки, то пишем ячейки C2 и E2. Мы написали условие нашей задачи для второй строки. Столбец C — отвечает за Вес, а столбец E — за возраст.
В условии ставим вначале союз «И«, т.к. одновременно два условия должны выполняться. Если бы в задаче говорилось, что мы должны подсчитать количество строчек, где хотя бы одно условие сработало, тогда бы поставили союз «ИЛИ«.
В поле «Значение_если_истина» ставим 1. В поле «Значение_если_ложь» ставим 0. Нажимаем «ОК».
Получилось, что в ячейке F2 высветился ноль. Значит, первый сотрудник не удовлетворяет условию задачи.
Теперь распространим формулу на весь столбец F. Подводим мышку к ячейке F2 к правому нижнему углу. Когда появился чёрный крестик, нажимаем левую кнопку мыши и тянем вниз, распространяя формулу на весь столбец.
Где-то будут получатся нули, а где-то единицы. Всё зависит от характеристик сотрудника.
После того, как формула будет распространена на весь столбец F, нам нужно посчитать количество единиц в столбце F. Это количество и покажет число сотрудников, которые подходят под условие задачи.
Воспользуемся функцией СУММ. Кликнем по ячейке G2. Именно здесь получим ответ. Затем нажмём на кнопку «Вставить функцию» и выберем СУММ из категории «Математические«.
В поле Число1 зададим интервал F2:F301 (Ведь всего у нас 301 строчка в таблице).
Нажимаем «ОК» и получаем в ячейке G2 ответ на нашу задачу. В ответе напишем 14.
Примечание: Для подчёта количества с условием можно использовать функцию СЧЁТЕСЛИ. Попробуйте решить с помощью неё самостоятельно.
Ответ: 14
Продолжаем тренироваться решать 9 задания из ЕГЭ по информатике нового формата 2021.
Задача (Наименьшее значение + условие ИЛИ)
Откройте файл электронной таблицы, содержащей результаты тестирования обучающихся по математике, информатике и физике. Чему равна наименьшая сумма баллов по математике и информатике среди школьников, получивших более 50 баллов по математике или информатике?
В ответе запишете целое число.
Решение:
В начале нужно выписать отдельно сумму баллов по математике и информатике для тех школьников, которые подходят под условие.
Выпишем сумму двух предметов, для удовлетворяющих условию строчек, в столбец F, с помощью функции ЕСЛИ.
В начале нужно задать формулу для одной ячейки F2. Кликаем по ячейке F2, нажимаем на кнопку «Вставить функцию«, выбираем функцию ЕСЛИ.
В поле «Лог_выражение» пишем: ИЛИ(C2>50; D2>50). В поле «Значение_если_истина«: C2+D2. В поле «Значение_если_ложь«: «» (Пустые двойные кавычки).
Важно: Здесь мы в поле «Значение_если_ложь» должны поставить пустые двойные кавычки, ведь, если поставить ноль, тогда, при поиске минимального значения будем находить всегда этот ноль. Мы ноль ставим в это поле только тогда, когда ищем количество строчек, ведь, тогда мы суммируем единицы, а ноль при суммировании не влияет на результат.
Нажимаем «ОК», и в ячейке F2 получается число 160. Это говорит о том, что первая строчка удовлетворяет условию задачи. И теперь в ячейке F2 лежит сумма баллов по математике и информатике для первого учащегося.
Распространим данную формулу на весь столбец F.
В основном получатся числа, но где-то ячейки останутся пустыми. Это значит, что эти строчки не подошли под условие задачи.
Теперь нужно с помощью функции МИН найти минимальное значение в столбце F.
Кликаем по ячейке G2, нажимаем «Вставить функцию«, выбираем функцию МИН из категории «Статистические«.
В поле Число1 пишем диапазон столбца F: F2:F273.
Получаем ответ 75.
Ответ: 75
Продолжаем оттачивать навыки работы с электронными таблицами в 9 задании из ЕГЭ по информатике нового формата 2021.
Задача (Среднее значение + сложное условие)
Откройте файл электронной таблицы, содержащей результаты тестирования обучающихся по математике, информатике и физике. Каков средний балл по математике обучающихся, набравших не менее 60 баллов по информатике?
В ответе запишите только целую часть получившегося числа.
Решение:
Эту задачу решим двумя способами.
1 Способ
В этом способе решения будем снова использовать функцию СРЗНАЧЕСЛИ.
Кликаем по ячейке F2 и вставляем функцию СРЗНАЧЕСЛИ из категории «Статистические«.
Т.к. столбец, по которому мы будем проверять условие, отличается от того, по которому нужно искать среднее значение, то мы напишем следующие параметры:
В поле «Диапазон» пишем: D2:D273 (Это диапазон, который участвует в условии).
В поле «Условие«: >=60 (Это само условие, которое работает в диапазоне, написанный выше).
В поле «Диапазон_усреднения«: C2:C273 (Это диапазон, для которого будет найдено среднее арифметическое значение. Будут участвовать только те строчки, которые прошли условие).
Если последнее поле остаётся пустым, то среднее значение ищется по первому полю.
Нажимаем «ОК», и получаем число 60,0301205. Округлим это число до целых, получим число 60.
2 Способ
Этот способ подходит и для более запутанных ситуаций.
Для строчек, где выполняется условие задачи, перенесём значения столбца С в столбец F.
Кликаем в ячейку F2, нажимаем кнопку «Вставить функцию«, выбираем функцию Если.
Сначала нужно записать формулу для одной строки.
В поле «Лог_выражение» пишем: D2>=60 (Условие того, что человек набрал не менее 60 баллов по информатике)
В поле «Значение_если_истина» пишем: C2 (Переносим само значение столбца математики. Именно впоследствии мы должны найти среднее значение баллов по математике).
В поле «Значение_если_ложь» пишем: «» (Пустые кавычки. Нельзя писать ноль, иначе мы сильно занизим реальное среднее значение).
Нажимаем «ОК». Получается число 81 в ячейке F2.Оно перенеслось из ячейки C2, ведь значение по информатике больше 60 для этой строчки.
Распространяем формулу на весь столбец.
В строках, которые не удовлетворяют условию задачи, будут пустые ячейки.
Когда столбец готов, легко найти среднее значение для столбца F.
Кликаем в ячейку G2 и вставляем функцию СРЗНАЧ. В этой функции указываем диапазон F2:F273.
Получается число 60,0301205. Округляем его до целых, получается число 60.
Ответ: 60
Не редкий гость в примерных задачах 9 задания из ЕГЭ по информатике 2021.
Задача (Найти проценты)
Откройте файл электронной таблицы, содержащей данные о количестве белков, жиров и углеводов для различных продуктов. Сколько процентов от общего числа составили продукты, у которых более 10 г белка?
В ответе напишите одно целое число.
Решение:
Задачи на проценты обычно сводятся к нахождению количества.
Найдём сколько продуктов, у которых белка более 10 г.
Кликаем по полю E2. Применим функцию СЧЕТЕСЛИ из категории «Статестические«.
Диапазон указываем: C2:C1001 (Столбец белка).
В поле критерий пишем: >10.
Нажимаем кнопку «ОК». В поле E2 получается число 373.
Чтобы найти проценты, нужно это количество, которое мы нашли, разделить на всё количество продуктов и умножить на сто.
Кликаем по верхнему полю («строка формул»):
Дописываем: =СЧЁТЕСЛИ(C2:C1001;»>10″)/1000 * 100
Всего у нас 1000 наименований продуктов. Строчек 1001, но начинаются продукты со второй строчки. Поэтому делим на 1000 (1001 — 1). Умножаем на 100, чтобы найти проценты.
Нажимаем Enter. Получается число 37,3. Округлим до целого числа, ответом будет 37.
Ответ: 37
В следующей примерной задаче 9 задания ЕГЭ по информатике 2021 будем комбинировать уже изученные приёмы.
Задача (Комбинируем приёмы)
Откройте файл электронной таблицы, содержащей вещественные числа – ведомость продуктового магазина. Наценкой товара считается разность между закупочной ценой и ценой реализации. Прибыль – количество проданных товаров, умноженное на значение наценки. Найдите товар с наценкой выше среднего значения, который принесет максимальную прибыль после его полной продажи.
В качестве ответа укажите одно число – полученную после продажи найденного товара прибыль. Ответ округлите до целых чисел.
Сначала нужно найти среднее значение наценки. Запишем наценку в столбце E.
Запишем формулу сначала для одной ячейки E2. Кликаем по ячейки E2, затем кликаем по верхнему полю («строка формул») и пишем: =C2-B2.
Примечание: Формула начинается со знака «равно»!
Нажимаем Enter. Получается число 9,42.
Подводим курсор мышки к правому нижнему углу. После появления чёрного крестика, нажимаем левую кнопку мышку и тянем вниз. Тем самым распространим формулу на весь столбец.
Найдём среднее значение наценки, которая находится в столбце E.
Кликаем по ячейке F2, затем на кнопку «Вставить функцию«, выбираем СРЗНАЧ. Диапазон указываем: E2:E100. Нажимаем «ОК» и получаем число 58,25. Это и есть среднее значение для наценки.
Теперь напишем в столбец G прибыль, но только для тех товаров, у которых наценка выше среднего значения.
Сначала запишем формулу для одной строчки. Кликаем по ячейки G2, нажимаем «Вставить функцию«, выбираем ЕСЛИ.
В поле «Лог_выражение» пишем: E2>58,25. Если наценка выше среднего, то будем считать прибыль.
Т.к. в столбце E все числа имеют не более двух знаков после запятой и число 58,25 тоже имеет два знака после запятой, то мы не получим ошибок из-за округления среднего значения.
В поле «Значение_если_истина» : E2 * D2 (Умножаем наценку на количество проданных товаров. Получаем прибыль).
В поле «Значение_если_ложь«: «» (Пустые кавычки. Ведь мы потом будем искать максимальное значение для прибыли, для товаров, у которых наценка выше среднего значения).
Нажимаем «ОК». Получается в G2 пустое окошко. Значит, для этого товара наценка не выше среднего значения.
Распространим формулу на весь столбец G. Где-то окажутся числа, а где-то пустые ячейки.
Кликнем по ячейке H2 и найдём с помощью функции МАКС (категория «Статистические») максимальную прибыль, в диапазоне указав: G2:G100. Округлив до целых, в ячейке H2 получается ответ 10185.
Примечание: Мы могли при составлении условия E2>58,25 использовать название ячейки F2 вместо числа 58,25. Но тогда нужно её «зацементировать» т.е. E2>$F$2 (Использовать абсолютную адресацию). Если мы всё-таки решили написать число, то нужно следить, чтобы точность была одинаковая у среднего значения, и у тех ячеек, которые мы сравниваем с этим средним значением.
Ответ: 10185
Последнее. Если в задаче говорится о значении по абсолютной величине, т.е. о значении по модулю, то нужно использовать конструкцию ABS(). Например, разница по абсолютной величине двух ячеек A2 и B2 равна ABS(A2-B2). Это можно использовать при составлении формул.
Так же при подготовке к 9 заданию может быть полезна статья, которая была написана под старый формат ЕГЭ по информатике.
На этом всё. Комбинируйте приёмы, которые мы рассмотрели в этом уроке при подготовке к 9 заданию из ЕГЭ по информатике нового формата 2021. Удачи!
Чем можно пользоваться на ЕГЭ
Дополнительные материалы и оборудование – это устройства и справочные материалы, которыми разрешается пользоваться во время ЕГЭ по разным предметам. Каждый год Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки вместе со сроками и единым расписанием проведения ЕГЭ утверждает новый перечень дополнительных материалов и оборудования.
ХИМИЯ
К каждому варианту КИМ прилагаются следующие материалы:
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
- Таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде.
- Электрохимический ряд напряжений металлов (на бумажных и/или электронных носителях (устройствах), не имеющих доступа к сетям передачи данных (в том числе к сети Интернет).
- Электрохимический ряд напряжений металлов.
Во время выполнения заданий разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
МАТЕМАТИКА
Справочные материалы выдаются вместе с текстом экзаменационной работы. Это может быть перечень определенных математических формул и т.д. При выполнении заданий разрешается пользоваться линейкой (для построения чертежей и рисунков).
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ (английский, немецкий, французский и испанский)
Дополнительные материалы и оборудование на ЕГЭ по иностранным языкам включают: звукозаписывающую аппаратуру, аудиокассеты или компакт-диски (СD) с материалами для выполнения заданий КИМ 1 раздела («Аудирование»), не имеющие доступа к сети Интернет; аудиогарнитуру для выполнения заданий раздела «Говорение» КИМ ЕГЭ.
Кроме того, в день проведения экзамена недопускается делать пометки, которые относятся к содержанию КИМ ЕГЭ по учебным предметам.
ФИЗИКА
На ЕГЭ по физике используются непрограммируемый калькулятор без доступа к сети Интернет (на каждого ученика) с возможностью вычисления тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arccos, arctg) и линейка для построения графиков, оптических и электрических схем.
ГЕОГРАФИЯ
Участники ЕГЭ по географии должны быть обеспечены линейками (не содержащими справочной информации), транспортирами и непрограммируемыми калькуляторами.
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
Задания КИМ по информатике выполняются без использования компьютеров и других вычислительных средств. Вычислительная сложность заданий не требует использования калькуляторов. Чтобы обеспечить равенство всех участников ЕГЭ использование калькулятора не разрешается.
ИСТОРИЯ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
БИОЛОГИЯ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ ЯЗЫК
Для данных предметов дополнительные материалы и оборудование не используются.
Если во время ЕГЭ у абитуриента обнаружат устройства и справочные материалы, которые не вошли в перечень Рособрнадзора (сотовые телефоны, шпаргалки, справочники, учебники и т.д.), работа участника будет аннулирована.
___________________________
Это может быть интересным:
Кому нужно сдавать ЕГЭ для поступления в вуз?
Продолжительность ЕГЭ