Содержание
- Вычислительный эксперимент со свободным падением тела таблица excel
- Практическая работа №38. Компьютерное моделирование свободного падения в электронных таблицах. Образец выполнения практической работы представлен в файле Книга 1.
- Практическое занятие. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели. Теоретические сведения
Вычислительный эксперимент со свободным падением тела таблица excel
Что такое модель объекта или процесса и зачем её создавать? Какие бывают модели? Что такое информационная модель? Основные этапы моделирования Алгоритмическая модель Моделирование в языках программирования Моделирование в среде MS Excel
MS Excel – разновидность электронной таблицы. Это программа обработки числовых данных, хранящая и обрабатывающая данные в прямоугольных таблицах.
Таким образом, с помощью этой программы можно решать задачи исследовательского характера, требующие большого количества вычислений.
Рассмотрим задачу и сследовани я физических моделей . П остро им информационн ую модел ь движения тела, брошенного под углом к горизонту
1 этап. Содержательная постановка задачи «Бросание мячика в площадку». В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в площадку определенной длины, находящуюся на известном расстоянии.
Проведём формализацию задачи. Формулируем основные предположения:
· мячик мал по сравнению с Землей, поэтому его можно считать материальной точкой;
· изменение высоты мячика мало, поэтому ускорение свободного падения можно считать постоянной величиной g = 9,8 м/с 2 и движение по оси 0 Y можно считать равноускоренным;
· скорость бросания тела мала, поэтому сопротивлением воздуха можно пренебречь и движение по оси О X можно считать равномерным.
Вывод: можно использовать формулы для равноускоренного движения, известные из курса физики.
При заданных начальной скорости v 0 и угле бросания α значения координат дальности полета x и высоты y от времени можно описать следующими формулами:
Площадка расположена на расстоянии s и имеет длину l . Попадание произойдет, если значение координаты х мячика будет удовлетворять условию: s ≤ х ≤ s + l . Если х s , то это означает «недолет», а если х > s + l , то это означает «перелет».
2 этап. Построение компьютерной модели движения тела в среде MS Excel .
В ячейки B 5 и C 5 введем формулы для вычисления х и у : =$B$1*COS( РАДИАНЫ ($B$2))*A5 =$B$1*SIN( РАДИАНЫ ($B$2))*A5-4,9*A5*A5
|
3 этап. Исследование модели. Исследуем модель и определим с заданной точностью 0,1 градуса значения диапазона углов бросания, которые обеспечивают попадание мячика в мишень (например, при скорости бросания v 0 = 18 м/с в площадку длиной l = 1 м , находящуюся на расстоянии S = 30 м ).
Установить для ячеек точность один знак после запятой.
· в ячейку B 21 значение начальной скорости;
· в ячейку B 22 – значение угла бросания;
· в ячейку B 23 – значение расстояния до мишени;
· в ячейку B 25 формулу для вычисления координаты x мячика на поверхности для заданных начальных условий: =B21^2*SIN(РАДИАНЫ(2*B22))/9,81. Получится так, как показано на рисунке:
Для определения диапазона углов используем метод Подбор параметра. Этот метод позволяет задать значение функции и найти значение аргумента функции, который обеспечивает требуемое значение функции.
Функцией в нашем случае будет являться зависимость координаты тела x от параметра, т.е. угла бросания α. Для определения диапазона углов, необходимо определить два угла, которые обеспечивают попадания в ближний и дальний края площадки. Для заданных начальных условий (скорости бросания и расстояния до мишени) проведем поиск углов, которые дают попадание в площадку на расстояниях S = 30 м и S + l = 31 м.
Ищем значение угла бросания, которое обеспечит попадание мячика в ближний край площадки, т.е. какой угол α обеспечивает значение функции x = 30 метров .
Выделить ячейку В25, содержащую значение высоты мячика, и ввести команду [Сервис-Подбор параметра…].
В появившемся диалоговом окне ввести в поле Значение: расстояние до ближнего края площадки (т.е. 30).
В поле Изменяя значение ячейки: ввести адрес ячейки В$22, содержащей значение угла бросания.
В ячейке В22 появится значение 32,6, т.е. значение минимального угла бросания мячика, которое обеспечивает попадание в площадку при заданных начальных условиях.
Далее, найдем угол бросания, который обеспечит попадание мячика в дальний край площадки, т.е. какой угол α обеспечивает значение функции x = 30 м + 1 м = 31 м .
Выделить ячейку В25, содержащую значение координаты х мячика, и ввести команду [Сервис-Подбор параметра…].
В появившемся диалоговом окне ввести в поле Значение: расстояние до дальнего края площадки (т.е. 30).
В поле Изменяя значение ячейки: ввести адрес ячейки В$22, содержащей значение угла бросания.
В ячейке В22 появится значение 34,9, т.е. значение максимального угла бросания мячика, которое обеспечивает попадание в площадку при заданных начальных условиях.
Итак, существует диапазон значений угла бросания мячика от 32,6 ° до 34,9 ° , в котором обеспечивается попадание в площадку длиной 1 м, находящуюся на расстоянии 30 м, мячиком, брошенным со скоростью 18 м/с.
Можно п овторит ь исследование модели при другом начальном значении угла (например, 55°).
Источник
Практическая работа №38. Компьютерное моделирование свободного падения в электронных таблицах. Образец выполнения практической работы представлен в файле Книга 1.
Практическая работа №38
Компьютерное моделирование свободного падения в электронных таблицах
Дата проведения занятия – 18.06.2020г.
Дисциплина:Информатика и ИКТ
Группа:2 «Парикмахер»
Тип занятия:Практическая работа
Цели занятия:
— научить студентов моделировать физические процессы на компьютере;
— развитие логического мышления, познавательного интереса студентов;
— развитие самостоятельности при изучении нового материала и выполнении заданий;
— способствовать воспитанию дисциплины и исполнительности, ответственному отношению к образовательному процессу.
Задание:
Сопоставить процессы падения твердого шара радиуса r с одной и той же высоты в разных средах:
• в пустоте (без сопротивления)
Образец выполнения практической работы представлен в файле Книга 1.
Ход работы:
1. Откройте ЭТ Excel. Заполните таблицу исходными данными:
1) В строки 1-6 внесите параметры модели (константы)
2) В строки 8-13 внесите вычисляемые параметры моделив соответствии с формулами
• k1 = 6π ∙ μ ∙ r k2 = с2 ∙ δ ∙ ρ = 0,4 ∙π∙ r ∙r ∙ ρс m = ∙π∙ r ∙ r ∙ r ∙ ρжел,
• где π =3,14 r= I4 ρc = d2 μ воздуха = d4 ρ воздуха =d3 μ воды = d6 ρ воды =d5
3) задайте шаг по времени 0,1 сек в ячейку d15
— Используя функцию автозаполнения , начиная со строки 18, заполните столбцы А и В
4) Для заполнения основной таблицы используйте следующие формулы:
D19=F19=H19 = $I$2 C19=E19=G19 = $I$3
C20 =С19- $I$5*$D$15 D20 =D19-$I$5*$D$15^2/2 +C19*$D$15
Е20 =E19+($G$10*E19+$G$11*E19^2-$G$9*$I$5)*$D$15/$G$9
F20 =F19+E19*$D$15
G20 =G19+($G$12*G19+$G$13*G19^2-$G$9*$I$5)*$D$15/$G$9
H20 =H19+G19*$D$15
5) используя автозаполнение, доведите столбцы D F H до первого отрицательного значения.
Источник
Практическое занятие. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели. Теоретические сведения
Практическое занятие
Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели
Цель работы: реализация на компьютере математической модели движения тела при свободном падении в плотной среде с использованием электронных таблиц и программирования
Оборудование: персональный компьютер, учебные элементы.
Теоретические сведения
Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Модель (фр.сл. мodele, ит. сл. modelo, лат. сл. modelus) – мера, образец. Модель — некий новый объект, который отражает некоторые существенные свойства изучаемого явления или процесса
Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью.
Всё разнообразие моделей можно разделить на два больших класса: натуральные модели и информационные модели.
Содержание отчета
1. Название работы.
3. Задание и его решение.
4. Вывод по работе.
Литература
1. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова. Информатика, углубленный уровень,10 класс ч. 1, БИНОМ, 2014 год
Источник
-
1 - Войти
- Зарегистрироваться / Создать сайт
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Был в сети 29.11.2022 00:27
Денисов Евгений Константинович
учитель физики
41 год
2 273
17 460
15.11.2017 11:37
Несмотря на экономическую направленность, Excel является весьма мощной программой, включающей в себя более 400 функций. Интуитивно-понятный «дружественный» интерфейс, подробная справка на русском языке и широкая интеграция с другими программами от Microsoft делают освоение и использование Excel легким, удобным и приятным. Благодаря этому в Excel можно заниматься физикой.
Просмотр содержимого документа
«Моделирование физических процессов в среде «Microsoft Excel»»
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Практическая работа №38
Компьютерное моделирование свободного падения в электронных таблицах
Дата проведения занятия – 18.06.2020г.
Дисциплина:Информатика и ИКТ
Группа:2 «Парикмахер»
Тип занятия:Практическая работа
Цели занятия:
Обучающая:
— научить студентов моделировать физические процессы на компьютере;
Развивающая:
— развитие логического мышления, познавательного интереса студентов;
— развитие самостоятельности при изучении нового материала и выполнении заданий;
Воспитательная:
— способствовать воспитанию дисциплины и исполнительности, ответственному отношению к образовательному процессу.
Задание:
Сопоставить процессы падения твердого шара радиуса r с одной и той же высоты в разных средах:
• в пустоте (без сопротивления)
• в воздухе
• в воде
Образец выполнения практической работы представлен в файле Книга 1.
Ход работы:
1. Откройте ЭТ Excel. Заполните таблицу исходными данными:
1) В строки 1-6 внесите параметры модели (константы)
2) В строки 8-13 внесите вычисляемые параметры моделив соответствии с формулами
• k1 = 6π ∙ μ ∙ r k2 = с2 ∙ δ ∙ ρ = 0,4 ∙π∙ r ∙r ∙ ρс m = ∙π∙ r ∙ r ∙ r ∙ ρжел,
• где π =3,14 r= I4 ρc = d2 μ воздуха = d4 ρ воздуха =d3 μ воды = d6 ρ воды =d5
3) задайте шаг по времени 0,1 сек в ячейку d15
— Используя функцию автозаполнения , начиная со строки 18, заполните столбцы А и В
4) Для заполнения основной таблицы используйте следующие формулы:
D19=F19=H19 = $I$2 C19=E19=G19 = $I$3
C20 =С19- $I$5*$D$15 D20 =D19-$I$5*$D$15^2/2 +C19*$D$15
Е20 =E19+($G$10*E19+$G$11*E19^2-$G$9*$I$5)*$D$15/$G$9
F20 =F19+E19*$D$15
G20 =G19+($G$12*G19+$G$13*G19^2-$G$9*$I$5)*$D$15/$G$9
H20 =H19+G19*$D$15
5) используя автозаполнение, доведите столбцы D F H до первого отрицательного значения.
РЕЗУЛЬТАТ:
В пустоте и воздухе Т от 1,4 до 1,5 сек
В воде Т от 2,2 до 2,3 сек
2. Составьте отчет по практической работе.
1. Компьютерное моделирование свободного падения
Гл 3.2 §3.2.3
11 класс
2. Задача 1
• Сопоставить процессы падения твердого
шара радиуса r с одной и той же высоты в
разных средах:
• в пустоте (без сопротивления)
• в воздухе
• в воде
3. Физический эксперимент
• Вакуум
• Воздух при нормальном
атмосферном давлении
• Вода
• 3 одинаковых
металлических шарика
начинают падать
одновременно
4. Математическая модель на ПК
• Для тела сферической формы
• k1 = 6π ∙ μ ∙ r
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Моделирование движения в поле силы тяжести
Математическая модель свободного падения тела
1
11 класс -
2 слайд
Математическая модель свободного падения тела
Рассмотрим одну из традиционных задач классической механики: движение тела в поле силы тяжести.
Определяющими факторами, влияющими на механическое движение тела, являются действующие на него силы. Согласно второму закону Ньютона:Где m — масса тела, — его ускорение,
— равнодействующая всех сил, действующих на тело.
2 -
3 слайд
Н
На свободно движущееся в поле силы тяжести тело в газовой или жидкой среде действуют три силы:
архимедова сила,
сила сопротивления,
сила тяжести.Y
Запишем уравнение второго закона Ньютона
Проектируя данное векторное уравнение на ось Y и выражая ускорение получим:
(3.3)
(3.2)
3 -
4 слайд
Свободное падение без учета сил сопротивления
Выразим ускорение: a = -g
Из формул кинематики равноускоренного движения следует:
4 -
5 слайд
Учитывая, что: и , из формул (3.4) и 3.5 получаем:
О
V
T
y
t
О
H
T
y
t
Абсолютная величина скорости в момент падения будет равна
5 -
6 слайд
Свободное падение с учетом сопротивления среды
При движениях тел в газовой или жидкостной среде сопротивление среды оказывает сильное влияние на характер движения.
Механизмы сопротивления среды
«Лобовое» сопротивление
Вязкое трение
При малых скоростях величина силы сопротивления пропорциональна скорости, а далее с ростом скорости возрастает пропорционально ее квадрату.
и — коэффициенты пропорциональности
6 -
7 слайд
С учетом силы сопротивления из уравнения второго закона Ньютона в проекции на ось Y выразим ускорение:
Ускорение зависит от времени, поэтому движение не равноускоренное.
7 -
8 слайд
Для решения полученной задачи используем численный подход к моделированию динамического процесса.
Пусть ∆t – малый шаг изменения времени. Получим формулу, по которой будем вычислять величину скорости. Допускаем, что скорость и ускорение движения на каждом шаге по времени не изменяется, а при переходе к следующему шагу изменяется скачком. Поскольку ускорение есть скорость изменения скорости, то:
Отсюда:
Ускорение выразим из формулы (3.8). Поскольку , то:
За время ∆t на i-м шаге тело перемещается на расстояние . Следовательно, координата y тела будет принимать значения.
По условию задачи падение происходит с высоты Н с нулевой начальной скоростью, поэтому при t=0 выполняются начальные условия: v(0)=0, y(0)=H
8 -
9 слайд
Предельная скорость свободного падения
Предельное значение скорости можно найти решив квадратное уравнение
Отсюда:
9 -
10 слайд
ПАРАМЕТРЫ МОДЕЛИ С УЧЕТОМ СОПРОТИВЛЕНИЯ СРЕДЫ
Масса тела;
Начальная высота Н;
Динамическая вязкость среды μ;
Плотность среды ρ;
Начальная скорость движения тела V(0);
Характерный размер тела b в направлении, перпендикулярном потоку;
Параметры с1 и с2, отражающие форму тела.
10 -
11 слайд
Компьютерное моделирование свободного падения
Задача 1. Сопоставим процессы падения твердого шара радиуса К с одной и той же высоты в разных средах: в пустоте, в воздухе, в воде.
С учетом сферической формы тела имеем:
Перепишем еще раз математическую модель свободного падения тела
11 -
12 слайд
Домашнее задание
12
§3.2.1 -3.2.3.
— Провести вычислительный эксперимент со свободным падением тел в ЭП «Excel»
— Ответить на вопросы 2-3 стр. 189.
Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ» Профильный уровень