Решение задачи о движении тела, брошенного под углом к горизонту с помощью электронной таблицы.
При
изучении информатики ученики получили
первые навыки моделирования физических
процессов. На основе этих знаний можно
иначе подойти к изучению уже знакомых
явлений.
Предлагаем
изучить рассказ «Пуля и воздух» из
книги Я.И. Перельмана «Занимательная
физика».
Вот
выдержка из данного рассказа:
Покинув
ствол ружья под углом 45°, с начальной
скоростью 620 м/с, пуля описала бы дугу в
10км высотой; дальность полета составила
бы почти 40км. В действительности же пуля
при указанных условиях описывает
сравнительно небольшую дугу и дальность
ее полета составляет 4км. Изображенная
на том же чертеже дуга почти незаметна
рядом с первой; таков результат
противодействия воздуха!..
Полет
пули в пустоте и в воздухе.
Большая
дуга изображает путь, какой описала бы
пуля, если бы не существовало атмосферы.
Маленькая
дуга слева – действительный путь пули
в воздухе.
Задание
Создайте
компьютерную модель движения пули.
Используя данные из этого рассказа и
модель, определите коэффициент
сопротивления воздуха для пули, найдите,
при каком угле дальность полета будет
максимальной и чему она равна. Проверьте,
выполняется ли равенство дальности
полета для углов, сумма которых равна
90°.
Движение
пули в воздухе происходит под действием
двух сил: тяжести и сопротивления
воздуха. Сила сопротивления воздуха,
действующая на пулю, прямо пропорциональна
квадрату скорости (для больших скоростей)
и направлена в противоположную движению
сторону. Поэтому под действием силы
изменяется скорость, что приводит к
изменению силы. Поэтому с помощью
привычных методов решение данной задачи
весьма проблематично.
Математическая
модель движения пули
Время
движения пули разобьем на небольшие
интервалы и будем считать, что на
протяжении каждого из них скорость и
сила сопротивления остаются постоянными.
По истечении каждого интервала изменяются
скорость движения, сила сопротивления,
угол направления скорости и силы, т. е.
эти величины, изменяются скачкообразно.
На рисунке показаны два дискретных
положения пули.
Дискретный
процесс изменения физических величин
определяется рекуррентными формулами:
(Аргумент
функции α переводится из градусов в
радианы.)
(Учтено
то, что направление силы противоположно
скорости.)
Компьютерная
модель движения пули
Используем
табличную схему модели в электронных
таблицах.
В
ячейку В1 введем название «Движение
тела, брошенного под углом к горизонту,
с учетом сопротивления воздуха».
Исходными
данными для поставленной задачи являются
начальная скорость, угол выстрела, масса
пули, ускорение свободного падения,
коэффициент сопротивления воздуха и
шаг времени.
В
раздел «Исходные данные» внесем:
А4:
620
В4:
«м/с – начальная скорость»
А5:
45
В5:
«градусов – угол выстрела»
А6:
0,009
В6:
«кг – масса пули»
А7:
9,81
В7:
«м/с2
– ускорение свободного падения»
А8:
0
В8:
«Н*(с/м)2
–
коэффициент сопротивления воздуха»
А9:
0,52
В9:
«с – шаг времени»
В
раздел «Расчетная таблица» в строку
12 внесем по порядку буквы, обозначающие
физические величины: t,
α
,
v,
vx,
vy,
k,
F,
Fx,
Fy,
ax,
av,
x,
y.
В
строку 13 вносим следующие формулы:
А13:
0
В13:
=А5
С13:
=А4
D13:
=С13*СОS(В13*ПИ()/180)
Е13:
=C13*SIN(B13*IIИ()/180)
F13:
=А8
G13:
=F13*C13^2
Н13:
=G13*COS((B13+180)*ПИ()/180)
I13:
=G13*SIN((B13+180)* ПИ
()/180)
J13:
=H13/$A$6
K13:
=I13/$A$6-$A$7
L13:
0
M13:
0
В
строку 14 вносим формулы:
А14:
=А13+$А$9
В14:
=АТАN
(Е14/D14)*180/ПИ()
С14:
=КОРЕНЬ(D13^2+Е14^2)
D14:
=D13+J13*$A$9
Е14:
=Е13+К13*$А$9
F14:
=F13
G14:
=F14*C14^2
Н14:
=G14*COS((B14+180)*
ПИ ()/180)
I14:
=G14*SIN((B14+180)* ПИ
()/180)
J14:
=H14/$A$6
K14:
=I14/$A$6-$A$7
L14:
=L13+D14*$A$9
M14:
=M13+E14*$A$9
Остальные
строки расчетной таблицы (до 190-й строки)
заполняются вниз блоком А14:М14.
Бланк
электронной таблицы будет иметь вид:
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Инфоурок
›
Информатика
›Другие методич. материалы›Лабораторная работа «Моделирование полёта тела, брошенного под углом к горизонту средствами EXCEL»
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 122 человека из 48 регионов
- Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 211 241 материал в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 16.04.2018
- 725
- 11
- 16.04.2018
- 462
- 0
- 16.04.2018
- 833
- 2
Презентация по проблемам информатизации
- Учебник: «Информатика (базовый уровень)», Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
- Тема: Глава 2. Информационные источники и информационные технологии в проектной деятельности
- 16.04.2018
- 686
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя физики»
-
Курс повышения квалификации «Облачные технологии в образовании»
-
Курс повышения квалификации «Использование компьютерных технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Введение в программирование на языке С (СИ)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление в сфере информационных технологий в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания дисциплины «Информационные технологии» в условиях реализации ФГОС СПО по ТОП-50»
-
Курс повышения квалификации «Современные языки программирования интегрированной оболочки Microsoft Visual Studio C# NET., C++. NET, VB.NET. с использованием структурного и объектно-ориентированного методов разработки корпоративных систем»
-
Курс повышения квалификации «Применение интерактивных образовательных платформ на примере платформы Moodle»
-
Скачать материал
-
16.04.2018
3197
-
DOCX
58.5 кбайт -
81
скачивание -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Ким Светлана Владиславовна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 3 месяца
- Подписчики: 14
- Всего просмотров: 233992
-
Всего материалов:
134
Файлы
Рабочий лист подходит для учеников 7 класса, работающих по учебнику «Информатика. ФГОС», автор Л….
Содержательная постановка задачи.
В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задачть автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в
мишень определенного размета, находящуюся на известном расстоянии.
Качественная описательная модель
Сначала построим качественную описательную модель процесса движения тела с использованием физических объектов, понятий и законов, то есть в данном случае идеализированную модель движения
объекта. Из условия задачи можно сформулировать следующие соновные предположения:
* мячик мал по сравнению с Землей, поэтому его можно считать материальной точкой;
* изменение высоты мячика мало, поэтому ускорение свободного падения можно считать постоянной величиной g=9,8м/с2 и движение по оси OY можно считать равноускоренным;
* скорость бросания тема мала, поэтому сопротивление воздуха можно пренебречь и движение по оси ОХ можно считать равномерным.
Формальная модель
Для формализации модели используем известные из курса физики формулы равномерного и равноускоренного движения. При заданных начальной скорости Vo и угле бросания a значения координат дальности
полета х и высоты у от времени можно описать следующими формулами:
х = Vo * cos a * t; y = Vo*sin a * t — g*t2/2.
Пусть мишень высотой h будет размещаться на расстоянии s от автомата. Из первой формулы выражаем время, которое понадобится мячику, чтобы преодолеть расстояние s:
t = s/(Vo * cos a).
Подставляем это значение для t в формулу для y. Получаем l — высоту мячика над землей на расстоянии s:
l = s*tg a — g*s2/(2*vo2 * cos2 a).
Формализуем теперь условие попадания мячика в мишень. Попадание произойдет, если значение высоты l мячика будет удовлетворять условию в форме неравенства:
0 <= l <=h.
Если l < 0, то это означает «недолет», а если l > h, то это означает «перелет».
Компьютерная модель в электронных таблицах Excel.
Модель «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» в электронных таблицах.
polet.xlsx
Microsoft Excel Table
12.1 KB
Модель «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» на языке ООП.
Моделирование физических процессов на яз
Microsoft Word Document
60.3 KB
Практические задания
1. Тело брошено вертикально вверх с некоторой высоты. Определить, через какое количество времени тело упадет на поверхность земли.
2.
Моделирование задач (Полет тела, брошенного под углом к горизонту).
Здесь возможны модификации:
-
Попадание в заданную площадку.
-
Попадание в стенку с указанной высотой.
Задание 1: Формальная модель «Попадание в площадку тела, брошенного под углом к горизонту». Построить формальную модель решения задачи «Попадание в площадку тела, брошенного под углом к горизонту». В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в площадку определенной длины, находящуюся на известном расстоянии.
Содержательная постановка задачи. В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в площадку определенного размера, находящуюся на известном расстоянии.
Качественная описательная модель. Сначала построим качественную описательную модель процесса движения тела с использованием физических объектов, понятий и законов, т.е. в данном случае идеализированную модель движения объекта. Из условия задачи можно сформулировать следующие основные предположения:
мячик мал по сравнению с Землей, поэтому его можно считать материальной точкой;
изменение высоты мячика мало, поэтому ускорение свободного падения можно считать постоянной величиной g=9,8 м/с2 и движение по оси Y можно считать равноускоренным;
скорость бросания тела мала, поэтому сопротивлением воздуха можно пренебречь и движение по оси X можно считать равномерным.
Формальная модель. Движение мячика по оси Х равномерное, а по оси Y равноускоренное, поэтому для формализации модели используем известные из курса физики формулы равномерного и равноускоренного движения. При заданных начальной скорости v0 и угле бросания α значения координат дальности полета x и высоты y от времени можно описать следующими формулами:
x = v0·cosα·t
y = v0·sinα·t – g·t2/2
Площадка расположена на поверхности земли, поэтому из второй формулы можно выразить время, которое понадобится мячику, чтобы достичь площадки:
v0·sinα·t – g·t2/2 = 0
t·(v0·sinα – g·t/2) = 0
Значение времени t = 0 не имеет физического смысла, поэтому:
v0·sinα – g·t/2 = 0
t = (2·v0·sinα)/g
Подставим полученное выражение для времени в формулу для вычисления координаты х:
x = (v0·cosα·2·v0·sinα)/g = (v02·sin2α)/g
Формализуем теперь условие попадание мячика в площадку. Пусть площадка расположена на расстоянии s и имеет длину L. Тогда попадание произойдет, если значение координаты х мячика будет удовлетворять условию в форме неравенства:
s ≤ х ≤ s+L
Если хs, то это означает «недолет», а если хs+L, то это означает «перелет».
Заготовка программы для попадания в площадку:
program ploschadka;
uses graphABC, crt;
const xc=40; yc=240; s=300;
m=20; n=7; step=0.01; g=9.8;
var
x,y,t,a,v0,da:real;
xe,ye:integer; i:integer;
begin clrscr;
{возможен ввод начального угла в градусах:
write(‘a =’);readln(a); a:=a*pi/180;}
write(‘v0=’); readln(v0);
line(xc,10,xc,470);
line(10,yc,630,yc);
a:=pi/20; da:=pi/(6*n);
for i:=1 to n do
begin
a:=a+da;
t:=0;
repeat
x:=v0*cos(a)*t;
y:=v0*sin(a)*t-g*t*t/2;
xe:=round(xc+m*x);
ye:=round(yc-m*y);
setpixel(xe,ye,2);
t:=t+step;
until (ts/(v0*cos(a))) or (yeyc);
end;
end.
Задание:
-
Реализовать программу на компьютере. Оценить результат. C какой скоростью V0 и начальном угле a при заданном значении n будет зафиксировано наибольшее число попаданий в площадку? Результат записать в тетрадь для проверочных работ.
-
Разработать формальную модель при условии попадания мячика в стенку высотой h. Записать выкладки с пояснениями в тетрадь для проверочных работ.
-
Модифицировать программу таким образом, чтобы при попадании в стенку траектория полета мячика за стенкой не имела продолжения. Программу записать в тетрадь для проверочных работ.
-
Найти диапазон скоростей и углов для попадания в стенку.
-
C какой скоростью при заданном значении n будет зафиксировано наибольшее число попаданий в стенку? Результат записать в тетрадь для проверочных работ.
-
Приложение к программе:
Построение делений по оси y:
xt:=10; dx:=10
For i:=1 to 62 do
Begin
xt:=xt+dx;
line(xt,yc,xt,yc-5);
end;
Построение стенки высотой h на расстоянии s0:
line(s0,yc,s0,yc-h);
Соотношение для угла видимости ah (в радианах) верхней границы стенки высотой h на расстоянии s0:
ah:=arctan(2*h/s0); da:=ah/n;
Задание 2: Компьютерная модель «Попадание в площадку тела, брошенного под углом к горизонту»в электронных таблицах. На основе формальной модели «Попадание в площадку тела, брошенного под углом к горизонту» построить и исследовать компьютерную модель в электронных таблицах StarOffice Calc ( В ДАННОЙ РАБОТЕ СООТВЕТСТВУЮТ ВСЕ КОМАНДЫ В Microsoft Excel). Поэтому работаем в Microsoft Excel.
Выделим в таблице определенные ячейки для ввода значений начальной скорости v0 и угла α и вычислим по формулам 3.1 значения координат тела x и y для определенных значений времени t с заданным интервалом.
Для преобразования значений углов из градусов в радианы используем функцию РАДИАНЫ().
Проект «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» |
1 |
Запустить электронные таблицы Microsoft Excel. Для ввода начальной скорости будем использовать ячейку B1, а для ввода угла – ячейку B2. |
|
2 |
Введем в ячейки A5:A16 значения времени с интервалом в 0,2 с. |
|
3 |
В ячейки B5 и C5 введем формулы: =$B$1*COS(РАДИАНЫ($B$2))*A5 =$B$1*SIN(РАДИАНЫ($B$2))*A5-4,9*A5*A5 |
|
4 |
Скопируем формулы в ячейки В6:В16 и С6:С16 соответственно. |
Визуализируем модель, построив график зависимости координаты y от координаты x (траекторию движения тела).
5 |
Построить диаграмму типа График, в которой используется в качестве категории диапазон ячеек B5:B16, а в качестве значений — диапазон ячеек С5:С16. |
|
Исследуем модель и определим с заданной точностью 0,1 градуса значения диапазона изменений угла, которые обеспечивают попадание в площадку, находящуюся на расстоянии 25 м и длиной 2 м, при заданной начальной скорости 17 м/с. Воспользуемся для этого методом Подбор параметра.
6 |
Установить для ячеек точность один знак после запятой. |
||
7 |
Ввести в ячейки B19 и B20 значения начальной скорости V0 = 17 м/c и угла α = 31 град, а в ячейку B22 формулу для вычисления координаты X мячика для заданных начальных условий: =B19^2*SIN(РАДИАНЫ(2*B20))/9,81 |
||
8 |
Выделить ячейку В22 и ввести команду [Сервис-Подбор параметра…]. На появившейся диалоговой панели ввести в поле Конечное значение координату ближнего края площадки – 25. В поле изменяемая ячейка ввести адрес ячейки, содержащей значение угла (в данном случае $В$20). |
||
9 |
После щелчка по кнопке Да на появившейся панели StarOffice Calc в ячейку В20 будет записано значение 29,0. |
||
10 |
Повторить процедуру подбора параметра для попадания в дальний край площадки, в ячейке В20 получим значение 33,2. Таким образом, существует диапазон значений угла бросания от 29,0 до 33,2 градусов, в котором обеспечивается попадание в площадку. |
||
11 |
Повторить процедуру определения диапазона углов при начальном значении 55 град, получим значения предельных углов 56,8 и 61,0 градуса. С учетом точности вычислений данные для обоих диапазонов углов подтверждают результаты, полученные при исследовании компьютерной модели на языке ABCPascal |
program stenka1;
uses graphABC,Crt;
const xc=40; {нач. коорд. по Х}
yc=240;{нач. коорд. по У}
h=50; {высота стенки}
s=300; {расстояние до стенки}
m=10; {множитель, через сколько пикселей ставится точка}
n=7; {число бросков}
step=0.005; {шаг по времени}
g=9.8; {ускорение св. падения}
var
x,y,t,a,v0,ah,da:real;
xe,ye:integer; i:integer;
begin
clrscr;
{write(‘угол в градусах a =’);readln(a); a:=a*pi/180;}
write(‘нач. скорость в м/с v0=’); readln(v0);
line(xc,10,xc,470);
line(10,yc,630,yc);
line(s,yc,s,yc-h);
ah:=arctan(3*h/s); {максимальный угол броска}
da:=ah/n; {промежуток в радианах между бросками}
a:=0; {нач. угол}
for i:=1 to n do
begin
a:=a+da;
t:=0;
repeat
x:=v0*cos(a)*t;
y:=v0*sin(a)*t-g*t*t/2;
xe:=round(xc+m*x);
ye:=round(yc-m*y);
setpixel(xe,ye,2);
t:=t+step;
until (ts/(v0*cos(a))) or (yeyc);
end;
end.
program stenka2;
uses graphABC,Crt;
const
xc=40; {нач. коорд. по Х}
yc=240;{нач. коорд. по У}
h=50; {высота стенки}
s=300; {расстояние до стенки}
m=10; {множитель, через сколько пикселей ставится точка}
n=7; {число бросков}
step=0.005; {шаг по времени}
g=9.8; {ускорение св. падения}
var
x,y,t,a,v0,ah,da:real;
xe,ye:integer; i:integer;
begin
clrscr;
{write(‘угол в градусах a =’);readln(a); a:=a*pi/180;}
write(‘нач. скорость в м/с v0=’); readln(v0);
line(xc,10,xc,470);
line(10,yc,630,yc);
line(s,yc,s,yc-h);
ah:=arctan(3*h/s); {максимальный угол броска}
da:=ah/n; {промежуток в радианах между бросками}
a:=0; {нач. угол}
for i:=1 to n do
begin
a:=a+da;
t:=0;
repeat
x:=v0*cos(a)*t;
y:=v0*sin(a)*t-g*t*t/2;
xe:=round(xc+m*x);
ye:=round(yc-m*y);
if (ye(yc-h)) and not(xes) then
setpixel(xe,ye,2);
if (ye
setpixel(xe,ye,2);
t:=t+step;
until (ts/(v0*cos(a))) or (yeyc);
end;
end.
3
Цели урока:
- выделить этапы моделирования.
- сформулировать основные задачи на каждом этапе
моделирования. - построить график функции.
Задачи урока:
Образовательные:
- научить обобщать материал и выделять главное
- научить применять полученные знания на
практике
Воспитательная:
- формирование самостоятельности и
ответственности при изучении нового
материала
Развивающая:
- развитие логического мышления
Методы обучения:
- лекция
- объяснительно — иллюстративный (презентация)
- фронтальный опрос
План урока:
- Организационный момент
- Объяснение новой темы
- Практическая работа
- Подведение итогов
- Домашнее задание.
1. Организационный момент.
2. Изучение новой темы.
Ход урока
Поскольку мы занимаемся изучением информатики
и компьютерных технологий, то и в моделировании
нас интересует ответ на вопрос: как создать
компьютерную модель? Представим этот вопрос
поэтапно в виде схемы.
Схема модели
Приложение 1
При решении конкретной задачи она может
уточняться и корректироваться в зависимости от
поставленной задачи и цели моделирования.
Рассмотрим процесс построения и исследования
модели на конкретном примере движения тела,
брошенного под углом к горизонту.
I этап — Постановка задачи. В процессе
тренировок теннисистов используются автоматы по
бросанию мяча в определенное место площадки.
Цель: задать необходимую скорость и угол
бросания мяча для попадания в площадку
определенного размера, находящимся на известном
расстоянии. Исследовать движение мяча,
брошенного с начальной скоростью ?0 под
углом ? к горизонту, когда сопротивлением
воздуха можно пренебречь.
II этап — Разработка информационной модели.
Построим описательную модель процесса движения
тела с использованием физических объектов,
понятий и законов, то есть идеализированную
модель движения объекта.
Из условия задачи сформулируем основные
предположения:
- мяч мал по сравнению с землей, поэтому его можно
считать материальной точкой; - изменение высоты мяча можно считать постоянной
величиной g = 9,8 м/с2 и движение по оси Y можно
считать равноускоренным; - скорость бросания тела мала, поэтому
сопротивлением воздуха можно пренебречь и
движение по оси Х можно считать равномерным.
— Создание формализованной модели.
(Описание информационной модели записывается с
помощью какого-либо формального языка. В такой
модели с помощью формул, уравнений, неравенств и
так далее фиксируется формальные отношения
между начальными и конечными значениями свойств
объектов, а также накладываются ограничения на
допустимые значения этих свойств.)
Приложение 2
— Создание компьютерной модели. (Формальную
информационную модель преобразуем в
компьютерную, выразив ее на понятном для
компьютера языке. Для этого используем
программное обеспечение Microsoft Office ( электронные
таблицы EXCEL.)
Приложение 3
III этап — Компьютерный эксперимент.
(Компьютерная модель исследуется в приложении
электронные таблицы EXCEL, проводится сортировка
данных, строится график зависимости J ( t), Х(у).)
План эксперимента.
Тестирование
Провести тестовый расчет компьютерной модели
по данным, приведенным в таблице.
Приложение 4
Эксперимент
- Исследовать движение мяча.
- Исследовать изменение движения тела при
изменении начальной скорости. - Исследовать изменение движения тела при
изменении угла бросания. - Изменяя начальную скорость и угол бросания,
исследовать характер движения тела и его
положение по отношению к площадке.
Приложение 5
IV этап — Анализ результатов моделирования.
(Результаты и выводы, полученные в экспериментах,
оформите в виде отчета в текстовом документе. В
отчете приведите ответы на следующие вопросы:
- Как движется тело, брошенное под углом к
горизонту? - Как определить наивысшую точку подъема?
- Как изменяется наибольшая высота подъема при
увеличении начальной скорости и неизменном угле
броска? - Как изменяется дальность полета при увеличении
начальной скорости и неизменном угле броска?
Подведение итогов: выставление оценок за
проведенную исследовательскую работу.
Домашнее задание. Разработать и исследовать
физическую модель для решения задач по теме:
«Гармонические колебания».
Пример: Дан пружинный маятник, совершающий
гармонические незатухающие колебания
(сопротивление среды не учитывать). Жесткость
пружины k (Н/м) и масса груза m (кг).
Исследовать зависимость периода колебания (Т),
от жесткости пружины (k), и построить график этой
зависимости. Предусмотреть возможность введения
любого значения массы груза (m). Жесткость k
меняется от 100 до 1000 Н/м, через каждые 100 Н/м.
Исследовать зависимость периода колебания (Т),
от массы груза (m), и построить график этой
зависимости. Предусмотреть возможность введения
любого значения жесткости пружины (k). Масса груза
m меняется от 1 до 10 кг, через каждые 1 кг.
Список литературы
- Горстко А. Б. Информатика для школьников и
всех-всех-всех / - Горстко А. Б., Чердынцева М. И. — Ростов-на-Дону:
Изд-во «Феникс», 1996. - Ракитина Е. А. Решение типовых задач по
информационным технологиям / Ракитина Е. А.,
Бешенков С. А., Галыгина И. В., Галыгина Л. В.
//Информатика и образование . — 2004. — №4. - Информатика в школе. Решение типовых задач по
информатике. Часть 2. : Москва «Образование и
Информатика», Приложение к журналу
«Информатика и образование». — №1. — 2004. - Кутугина Е.С Моделирование. Учебное пособие. —
Томск, 2005. — 80с.