Моделирование биоритмов человека в excel скачать

Задача «Моделирование биоритмов человека»

  1. Постановка задачи.

Создать модель физического, эмоционального и интеллектуального состояния человека на конкретный период.

Период физического цикла – 23 дня.

Период эмоционального цикла – 28 дней.

Период интеллектуального цикла – 33 дня.

  1. Разработка модели.

Формулы расчетов:

Физическое состояние = .

Эмоциональное состояние = .

Интеллектуальное состояние = .

Количество прожитых дней = порядковый день – дата рождения

Схема размещения данных и формул:

3. Компьютерный эксперимент.

1. Создать свою папку. Загрузить Microsoft Excel

2. Объединить ячейки A1:D2. Ввести название — Моделирование биоритмов человека

3. В ячейку А3 — надпись — Исходные данные

4. В ячейку А4 — надпись — Неуправляемые параметры (константы)

5. В ячейку С4 — надпись — Управляемые параметры

6. В ячейку А5 — надпись — Период физического цикла

7. В ячейку В5 — надпись — 23

8. В ячейку С5 — надпись — Дата рождения

9. В ячейку D5 — ввести свою дату рождения!!!!

10. В ячейку А6 — надпись — Период эмоционального цикла

11. В ячейку В6 — надпись — 28

12. В ячейку С6 — надпись — Дата отсчета

13. В ячейку D6 — ввести сегодняшнюю дату!!!!!

14. В ячейку А7 — надпись — Период интеллектуального цикла

15. В ячейку В7 — надпись -33

16. В ячейку С7 — надпись — Длительность прогноза

17. В ячейку D7 — надпись — 30

18. В ячейку А8 — надпись — Результаты

19. В ячейку А9 — надпись — Порядковый день

20. В ячейку В9- надпись — Физическое

21. В ячейку С9 — надпись — Эмоциональное

22. В ячейку D9 — надпись — Интеллектуальное

23. В ячейку А10 — формула — =d6

24. В ячейку А11 — формула — =a10+1

25. В ячейку B10 — формула — = sin (2*Пи ()*(а10-$d$5)/23)

26. В ячейку C10 — формула — = sin (2*Пи ()*(а10-$d$5)/28)

27. В ячейку D10 — формула — = sin (2*Пи ()*(а10-$d$5)/33)

28. Скопировать формулу из ячейки А11 с помощью маркера заполнения вниз на 30 дней.

29. Аналогично скопировать формулы из ячеек B10, C10, D10 вниз на 30 дней.

30. Нарисовать границы таблицы по образцу.

  1. Построить графики для всех рассчитанных ячеек: A9:D42 и разместить их на отдельном листе. Добавить название графиков Моделирование биоритмов Ивановой Татьяны (вписать свою фамилию). Поместить легенду в нижней части графика.

32. Сохранить таблицу в файле Биоритмы_Фамилия в свою папку.

Образец полученных биоритмов

4. Анализ результатов.

При изменении даты рождения и даты отсчета вид графиков 3-х состояний меняется.

Проанализировав диаграмму, ответить на вопросы

  1. Выбрать неблагоприятные дни для сдачи зачета по физкультуре (плохое физическое состояние).

  2. Выбрать день для похода в цирк, театр или на дискотеку (эмоциональное состояние хорошее).

  3. По кривой интеллектуального состояния выбрать дни, когда ответы на уроках будут наиболее/ наименее удачными.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Постановка задачи.

Создать модель физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости двух друзей на конкретный период.

Когда у двух людей совпадают или очень близки графики по одному, двум или даже всем трем биоритмам, то можно предположить довольно высокую совместимость этих людей.

Построить модель физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости двух друзей.

  1. Разработка модели.

Рекомендации по построению компьютерной модели

  1. Открыть файл Биоритмы.

  2. Выделить ранее рассчитанные столбцы своих биоритмов (диапазон В9:D42), скопировать их и вставить в столбцы E, F, G, используя команду Специальная вставка… Вставить значения.

  3. Ввести в ячейку D5 дату рождения друга. Модель мгновенно просчитается для данных друга.

  4. В столбцах H, I, J провести расчет суммарных биоритмов по формулам.

H

I

J

9

Физическая сумма

Эмоциональная сумма

Интеллектуальная сумма

10

=B10+E10

=C10+F10

=D10+G10

11

Заполнить вниз

Заполнить вниз

Заполнить вниз

  1. Оформить таблицу границами и выделить заголовки соответствующим шрифтом.

  2. По столбцам H, I, J построить гистограмму физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости. Пример суммарной диаграммы представлен на рисунке.

  1. Добавить название гистограммы и переместить гистограмму на отдельный лист.

  2. Максимальные значения по оси у на диаграмме указывают на степень совместимости: если размер по у превышает 1,5, то у вас полное взаимопонимание.

5

Районная  научно-практическая конференция

 «Эврика»


                        Расчет биоритмов человека с помощью MS Excel

                                                                             Работу выполнила: Власова Валерия,

                                                                                                               ученица 11 класса В  

                                                                                                          МБОУ СОШ № 6 г. Амурска

                                                                             Руководитель: Свирина Юлия Анатольевна,

                                                                                                       учитель информатики

                                                                                                       МБОУ СОШ № 6 г. Амурска

г. Амурск

2015

Аннотация

Тема: Расчет биоритмов с помощью MS Excel .

В работе с помощью табличного процессора MS Excel построена модель биологических ритмов выпускников МБОУ СОШ №6 г. Амурска. Проанализированы данные о биоритмах на момент сдачи выпускных экзаменов. Даны рекомендации.  

Методы: анализ литературы, анализ и обработка данных, моделирование в среде табличного процессора Microsoft Excel.

Результаты исследования: получен прогноз неблагоприятных и благоприятных дней для учащихся в период сдачи экзаменов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы учащимися, учителями, психологами, родителями.

Объем работы:  26 страниц (включая приложения). Работа содержит: 1 таблицу, 3 диаграммы, 8 графиков, 7 литературных источников, 3 приложения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..……………..4

1.Наука хронобиология…………………………………………………………….……………5

2.Биоритмы: физические, эмоциональные, интеллектуальные…………………..…….…….6

3.Практическая часть…………………………………………………………………………….8

4.Анализ полученных данных………………………………………………………..………..13

Заключение………………………………………………………………………………………15

Список использованных источников………………………………………………………….16

Приложение 1.  График проведения ЕГЭ на 2015 год ………………………………..………17

Приложение 2. Технология выполнения работы в программе MS Excel…………………..18

Приложение 3. Таблицы расчета биоритмов………………………………………………….19

Введение

В последнее время я задаюсь вопросом, почему при одних и тех же обстоятельствах иногда я чувствую себя бодрее, а иногда уставшей и подавленной? Какие факторы влияют на самочувствие и даже на успеваемость? Такими факторами, несомненно, являются и продолжительность сна и работа за компьютером и объем школьной программы и прочее. Однако существует еще один немаловажный фактор — это биологические ритмы человека. Значит, если я буду обладать информацией о состоянии моего организма на конкретный промежуток времени, то я смогу спрогнозировать, например успехи или неуспехи в делах. Тогда в этом свете проблема изучения биоритмов становится особенно актуальной.

        Гипотеза: предполагаем, что если ознакомить учащихся с графиками их биологических ритмов, то подготовка учащихся к ЕГЭ и его сдача будут более успешными.

Объект исследования: учащиеся МБОУ СОШ №6.

Предмет исследования: биологические ритмы человека.

Цель исследования: построение графиков физического, эмоционального и интеллектуального биоритмов человека для прогнозирования неблагоприятных и благоприятных дней для экзаменационного периода учащихся.

Задачи:

  • изучить библиографию по затронутой проблеме;
  • рассчитать биологические ритмы выпускников МБОУ СОШ № 6 г. Амурска;
  • проанализировать биологические ритмы учащихся на период сдачи ЕГЭ;
  • дать рекомендации.

1 Наука хронобиология

Вы знаете, что такое хронобиология? Все мы состоим из одинакового набора органов, а у каждого из этих органов есть свои собственные часы наилучшего или наихудшего состояния, проще говоря – «часы пик». Вот специалисты — хронобиологи как раз изучают проявления цикличности в работе нашего организма, или, проще говоря, биоритмы человека.

Хронобиология (от «Chrono» — «время») — наука, которая исследует периодические (циклические) феномены, протекающие у живых организмов во времени, и их адаптацию к солнечным и лунным ритмам. Эти циклы именуют биологические ритмы.

Синхронизация уровня и длительности биологической активности с внешними факторами у живых организмов происходят при многих существенных биологических процессах. Это происходит:

  • у животных (еда, сон, спаривание, зимовка, миграция, клеточная регенерация, и т. д.),
  • у растений (движения листа, фотосинтез и т. д.).

Наиболее важный ритм в хронобиологии — суточный ритм, примерно 24-часовой цикл физиологических процессов у растений и животных.

Есть и другие важные циклы:

  • инфрадианные, более долгосрочные, такие как ежегодные циклы миграции или воспроизводства, выявленные у некоторых животных, или человеческий менструальный цикл.
  • ультрадианные ритмы, краткие циклы, такие как 90-минутный цикл REM-сна у людей, 4-часовой назальный цикл или 3-часовой цикл продуцирования гормона роста.

Достижения хронобиологии:

1. Биоритмы обнаружены на всех уровнях организации живой природы. Биоритмика — одно из наиболее общих свойств живых систем.

2. Биоритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функций организма, обеспечивающим гомеостаз, динамическое равновесие и процессы адаптации в биологических системах.

3. Биоритмы, с одной стороны, имеют эндогенную природу и генетическую регуляцию, с другой, их осуществление тесно связано с модифицирующим фактором внешней среды, так называемых датчиков времени. Эта связь в основе единства организма со средой во многом определяет экологические закономерности.

4. Обнаружены биоритмы чувствительности организмов к действию факторов химической и физической природы. Хронофармакология — способы применения лекарств с учетом зависимости их действия от фаз биологических ритмов функционирования организма и от состояния его временной организации, изменяющейся при развитии болезни.

5. Закономерности биоритмов учитывают при профилактике, диагностике и лечении заболеваний.

Изучением того, какое место в жизни человека занимают циклические периоды, занимались Гиппократ и Авиценна. Эти великие ученые создали научные труды, содержащие информацию о возможности грамотного чередования положительных и отрицательных фаз. Именно такой режим, по их мнению, и образует здоровый образ жизни человека. Современная биоритмология возникла благодаря деятельности профессора Франца Халберга. Также изучением биоритмов занимались российские ученые Иван Петрович Павлов, Владимир Иванович Вернадский и Иван Михайлович Сеченов.

2 Биоритмы: физические, эмоциональные, интеллектуальные

Среди важных для человека циклов явно выделяются три вида периодических изменений самочувствия и способностей: физический цикл (длительностью 23 дня), эмоциональный цикл (длительностью 28 дней) и интеллектуальный цикл (длительностью 33 дня).

Зная состояние биоритмов, человек получает представление о своей предрасположенности к физической активности, эмоциональной восприимчивости и интеллектуальной деятельности в тот или иной день.

Биологические часы человека начинают «тикать» с момента рождения. Его и берут за начало отсчета. Полученное число делят на период каждого цикла, то есть на 23, 28 и 33. Полученный в результате деления остаток определяет положение каждого из циклов.

Теории «трех биоритмов» около ста лет. Ее авторами стали западные ученые Герман Свобода, Вильгельм Флисс и Фридрих Тельчер. Интересно, что Г. Свобода и В. Флисс получили одинаковые результаты, работая независимо друг от друга. Венский психолог Свобода обратил внимание, что мысли, идеи и импульсы его пациентов повторяются с определенной периодичностью. Другим путем пришел к такому же результату берлинский отоларинголог Вильгельм Флисс. Его заинтересовала сопротивляемость организма инфекционным процессам. Чем объяснить то, что дети с одинаковыми диагнозами и с примерно равными иммунными возможностями по-разному переносят болезни? Одни достаточно легко справляются с ними, а другие  могут даже умереть. Совершенно очевидно, что это связано с положением пациента в каком-то временном отрезке. Кто-то находится на благоприятной фазе некоего цикла, а кто-то нет. Но как узнать отправную точку такого цикла? Тщательно собирая данные о развитии болезней, Флисс связал их с датой рождения человека. Наблюдения показали зависимость иммунитета от двадцатитрехдневного физического и двадцативосьмидневного психического биоритма. Это полностью совпадает с открытием Германа Свободы.

Но на этом научная мысль не прекратила свое движение. Теория Свободы и Флисса заставила преподавателя из Инсбрука Фридриха Тельчера начать собственные исследования. Он стал наблюдать за своими студентами. Вскоре эти наблюдения привели к определенным выводам. Так, оказалось, что способность студентов воспринимать и систематизировать информацию, а также самим генерировать идеи, постоянно меняется. Причем изменяется во времени по весьма строгим отрезкам. Руководствуясь этими выводами, Тельчер сопоставил дату рождения каждого студента и результаты успеваемости. Все это привело к вычислению интеллектуального биоритма.

Теория «трех биоритмов» имела многих противников и оппонентов. Исследования биоритмов продолжались в Европе, США, Японии. Особенно интенсивным этот процесс стал с открытием ЭВМ и более современных компьютеров. В 70-80 гг. биоритмы завоевали весь мир. Сейчас мода на биоритмы прошла.

ФИЗИЧЕСКИЙ БИОРИТМ. Знание собственного физического биоритма должно быть особенно интересно тем, кто занимается физическим трудом в любой форме – профессионально (массажист, танцор, строитель и т. д.) или, например, в спорте. Такие люди лучше ощущают влияние физического биоритма. Как правило, в высшей фазе человек чувствует себя полным сил, выносливым, физическая работа не требует больших затрат энергии, все удается, в спорте можно достичь хороших результатов. Под воздействием этого биоритма оказываются также предприимчивость, динамичность, уверенность в собственных силах и мужество.

Любой критический день физического биоритма знаменует критическое время: со здоровьем могут возникнуть проблемы, любая деятельность требует более высокой концентрации, при работе нервной системы, мышц и суставов «в мотор попадает песок». Для фазы спада характерен постепенный упадок сил, появляется необходимость при физических нагрузках делать более длительные и частые паузы. Последние дни фазы спада лучше посвятить отдыху, чтобы иметь возможность накопить силы. По крайней мере, в такие дни нужно стараться избегать перегрузок.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БИОРИТМ влияет на силу наших чувств, на внутреннее и внешнее восприятие, на интуицию и способность творить. Особенно важным этот биоритм является для тех людей, чьи профессии связаны с общением. В фазе подъема человек более динамичен, склонен видеть в жизни только приятные стороны. Он превращается в оптимиста. Работая в контакте с другими людьми, он добивается хороших результатов, способен сделать много полезного.

Через 14 суток, в тот день недели, в который человек родился (иногда на день раньше, особенно, если он родился рано утром), наступает критический день душевного биоритма. Иногда критический период длится недолго, иногда затягивается. Человек ощущает себя угнетенным. Появляется подходящий «климат» для смятения и душевных конфликтов. В фазе спада плохие новости воспринимаются совсем по-другому. Человек становится пессимистом, появляются угнетенность и страхи. Он сильнее ощущает бессмысленность многих вещей. А если и по складу характера человек вообще не оптимист, то проблема становится еще более острой. В такие дни, особенно перед концом фазы спада, очень важна самодисциплина, нельзя позволить пессимизму одержать над собой верх. Если ребенок проходит эту фазу, то бесполезно читать ему морали, это пустое занятие – в одно ухо у него влетает, а в другое вылетает.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ БИОРИТМ, прежде всего, затрагивает способность работать по плану, используя умственные способности. Это касается логики, ума, обучаемости, способности предвидеть то или иное событие, комбинаторики, внутренней и внешней ориентации – в буквальном смысле «присутствия духа». Учителя, политики, референты, журналисты и писатели хорошо чувствуют «маятник» этого биоритма. Легко себе представить, какой эффект он имеет на стадии подъема: поддержка любой интеллектуальной деятельности, хорошее усваивание учебного материала и информации. Человек способен сконцентрироваться. Если вы посещаете семинар повышения квалификации, то на фазе подъема он принесет гораздо больше пользы, чем на фазе спада.

Критические дни духовного биоритма тормозят интеллектуальную деятельность. Ослабевает сила и скорость реакции, поэтому все участники дорожного движения должны быть более осторожными и готовыми к тому, что сегодня они способны совершить ошибку. В это время часто блокируется способность воспринимать новый материал. Лучшее средство настроиться на смену климата – отказ от сложных заданий и повышенная концентрация.

То же самое можно сказать и о периоде с 20-го по 33-й день интеллектуального биоритма: в фазе спада ум перестает быть гибким, человек быстро устает от интеллектуальной деятельности, уменьшается радость от получения новых знаний и принятия решений. Страхи становятся настолько явными, как будто то, чего вы боялись, уже произошло. Если ребенку трудно учиться, то новый материал надо проходить только в период подъема.

Во всех трех периодах дни перехода из положительной фазы в отрицательную,  и обратно называют нулевыми или критическими. Именно в критический день физического цикла с людьми чаще всего происходят несчастные случаи, дорожные происшествия. Аналогичные переходные дни эмоционального цикла чреваты эмоциональными срывами. Если нулевые дни в двух циклах совпадают, то человеку нужно быть особенно бдительным, В среднем нулевые дни физического или эмоционального цикла выпадают один раз в 6 дней. Двойные нулевые дни («серые дни») случаются в году примерно 6 раз, а тройные «черные дни» –  лишь однажды.

3 Практическая часть

Для расчета биоритмов и построения графиков применяется  компьютерное моделирование.

В результате работы была создана в среде табличного процессора Microsoft Excel  математическая модель биоритмов человека и путем построения диаграммы была проведена визуализация полученной модели. Технология выполнения работы в программе MS Excel представлена в Приложении 2.

Исходными данными для табличной модели являются:

  • фамилия, имя учащегося;
  • дата рождения;
  • дата отсчета;
  • период физического цикла;
  • период эмоционального цикла;
  • период интеллектуального цикла.

Для расчета значений биоритмов использовались следующие формулы:

=SIN(2*$E$3*(A10-$D$5)/23) – для физического состояния;

=SIN(2*$E$3*(A10-$D$5)/28) – для эмоционального состояния;

=SIN(2*$E$3*(A10-$D$5)/33) – для интеллектуального состояния.

В работе были построены  графики биоритмов для восьми выпускников 11-х классов МБОУ СОШ №6. Критерием отбора послужило то, что все они будут сдавать ЕГЭ по русскому языку, математике и информатике и ИКТ.

График сдачи ЕГЭ на 2015 год представлен в Приложении 1.

График биоритмов Власовой Валерии

График биоритмов Кручинина Антона

Анализируя полученные графики, мы видим, что кривые интеллектуального состояния и у Власовой Л. и у Кручинина А. убывают, т. е. выпускники будут испытывать отрицательное влияние биоритмов в период с 28 мая по 10 июня, а после интеллектуальный подъем.

График биоритмов Лобец Сергея

График биоритмов Семина Вячеслава

Данная пара графиков указывает на фазу интеллектуального спада с 29 июня по 15 июня.

График биоритмов Кремлева Ильи

Здесь видим с 6 июня по 21 июня период интеллектуального подъема.

График биоритмов Лушкина Сергея

До 5 июня подъем, далее спад до 22 июня.

График биоритмов Соколова Артема

Стадия подъема интеллектуального биоритма с 29 мая по 14 июня.

График биоритмов Ягодина Сергея

Интеллектуальный подъем после 9 июня.

4 Анализ полученных данных

На основе полученных графиков был проведен анализ биоритмов выпускников. Датой отсчета  выбран день сдачи первого ЕГЭ – 25.05.15.

Нас интересуют конкретные даты сдачи ЕГЭ по математике, русскому и  информатике и ИКТ.

Сведем данные в таблицу, где Ф – Физическое состояние, Э – Эмоциональное состояние, И – Интеллектуальное состояние, Красный – неблагоприятный день для человека, Зеленый – благоприятный день для человека, Синий – стадия подъема, Желтый – стадия спада.

Сводная таблица результатов

Фамилия имя

Русский

28 мая

Математика (профиль)

4 июня

Информатика

 15 июня

Ф

Э

И

Ф

Э

И

Ф

Э

И

Власова Валерия

Кручинин Антон

Лобец Сергей

Семин Вячеслав

Кремлев Илья

Лушкин Сергей

Соколов Артем

Ягодин Сергей

ИТОГО

подъем

4

3

2

7

3

1

2

4

6

спад

3

3

4

1

4

6

5

3

2

неблагоприятные дни

1

1

0

0

1

0

0

0

0

благоприятные дни

0

1

2

0

0

1

1

1

0

Построим диаграммы, на которых покажем количество учащихся в циклах подъема и спада для каждого экзамена.

Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что самый благоприятный период у выпускников  день сдачи русского языка. В данный период  из восьмерых исследуемых, только у двоих график интеллектуального биоритма идет на спад, а у шести подъем. 4 июня у шестерых  выпускников наблюдается интеллектуальный спад и только у двух выпускников  этот день благоприятный.

15 июня (информатика) у четверых – период спада, у  четверых подъем.

Заключение

Использование биоритмов в жизни человека должно изменить ее к лучшему. Ни в коем случае не следует впадать в полную зависимость от течения циклов, однако использовать знания в этой области необходимо. Человек должен сам понимать, какие виды деятельности будут наиболее эффективны в конкретный период времени, а для этого ему достаточно рассчитать биоритмы.

Данное исследование показало, что  готовясь к ЕГЭ  выпускникам нужно обращать внимание на свой личный график биоритмов. На экзамене будет важен  не только интеллектуальный биоритм, но эмоциональный и физический.

Применение биоритмов открывает широкие возможности для оптимизации внутренних ресурсов человека. Отслеживание цикличных изменений потенциала человека позволяет: активно использовать благоприятные периоды; беречь ресурсы и восполнять внутреннюю энергию в периоды отрицательного роста; проявлять особую осторожность в критические дни биоритмов.       

Я думаю, что перед экзаменом каждый должен научиться держать себя  под  эмоциональным, интеллектуальным и физическим контролем. Я хотела бы дать несколько рекомендаций,  для того чтобы облегчить осуществление данного контроля.

Правильное питание, соблюдение режима дня  и режима отдыха  всегда будут полезны для человека. Так же  это поможет  держать организм под контролем, что  не даст спадам физического ритма выпускника испортить экзамен из-за нехватки  сил. Прием витаминов  повысит внимательность, поможет ученику запомнить как можно больше информации. Ну и конечно  с оптимистическим настроением  и дела будут идти лучше, поэтому в любых ситуациях нужно находить лучшие стороны.
И, конечно же,  знание материала  и уверенность в своих силах сыграет важную роль на экзамене. Учитывая эти правила можно подготовить себя к экзаменам и не дать  биоритмам испортить  ваш результат.  

Список используемых источников

  1. Биологические ритмы — под ред. Ю. Ашоффа. — М.: Мир, 1984
  2. Губин Г. Д., Герловин Е. Ш. Суточные ритмы биологических процессов и их адаптивное значение в онто- и филогенезе позвоночных. — Новосибирск: Наука, 1980.
  3. Жданов Ю.В., Формирование здорового образа жизни. Биология в школе. -2004. — №2.
  4. Информатика и информационные технологии. Угринович Н.Д. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний,2010 г.
  5. Информатика. Задачник – практикум в 2 т./ Под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера: том 2 – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2002 г.
  6. Уинфри А. Т. — Время по биологическим часам. — М.: Мир, 1990 г.
  7. Хронобиология и хрономедицина/Под ред. Ф. И. Комарова. — М.: Медицина, 1989. ISBN 5-225-01496-8

Приложение 1

График проведения ЕГЭ на 2015 год,  основной период

Дата

Предмет

25 мая (пн)

литература, география

28 мая (чт)

русский язык

1 июня (пн)

математика (базовый уровень)

4 июня (чт)

математика (профильный уровень)

8 июня (пн)

обществознание, химия

11 июня (чт)

физика, иностранные языки (письменная часть)

15 июня (пн)

биология, история, информатика и ИКТ

18-19 июня (чт, пт)

иностранные языки (устная часть)

22 июня (пн)

резерв: русский язык

23 июня (вт)

резерв: математика (базовый уровень), математика (профильный уровень)

24 июня (ср)

резерв: обществознание, физика, химия, литература, география

25 июня (чт)

резерв: биология, история, информатика и ИКТ, иностранные языки (письменная часть)

26 июня (пт)

резерв: иностранные языки (устная часть)

Приложение 2

Технология выполнения работы в программе MS Excel

  1. Объединить ячейки А1,В1,С1,D1 и ввести Фамилию, имя учащегося.
  2. Объединить ячейки А2,В2,С2,D1 и напечатать текст: Исходные данные.
  3. В ячейке А5 напечатать текст: Период физического цикла. В ячейке А6 — текст: Период эмоционального цикла. В А7: Период интеллектуального цикла.
  4. В ячейках В5, В6, В7 проставить соответственно числа: 23, 28, 33
  5. В ячейке C5 – текст: Дата рождения человека. В C6 – текст: Дата отсчета. В C7 – текст: Период для прогноза
  6. В ячейках D5, D6, D7 соответственно – дата рождения выпускника, дата отсчета  — 25.05.15, длительность прогноза – 33.
  7. Объединить ячейки А8, В8, C8, D8 и напечатать текст: Результаты.
  8. В А9 – текст: день. В В9 – текст: Физическое состояние. В С9 – текст: Эмоциональное состояние. В D9 – текст: Интеллектуальное состояние.
  9. В ячейку В10 введите формулу: =SIN(2*$E$3*(A10-$D$5)/23) – для физического состояния;

С10: =SIN(2*$E$3*(A10-$D$5)/28) – для эмоционального состояния;

     D10: =SIN(2*$E$3*(A10-$D$5)/33) – для интеллектуального состояния.

  1. В ячейке Е3: число пи.

Приложение 3

Таблицы расчета биоритмов

Власова Валерия

исходные данные

Период физического цикла

23

Дата рождения

08.01.98

Период эмоционального цикла

28

Дата отсчета

25.05.15

Период интеллектуального цикла

33

Период для прогноза

33

результаты

день

физическое состояние

эмоциональное состояние

интеллектуальное состояние

25.05.15

-0,51958

-0,78183

0,94500

26.05.15

-0,26980

-0,90097

0,86603

27.05.15

0

-0,97493

0,75575

28.05.15

0,26980

-1

0,61816

29.05.15

0,51958

-0,97493

0,45823

30.05.15

0,73084

-0,90097

0,28173

31.05.15

0,88789

-0,78183

0,09506

01.06.15

0,97908

-0,62349

-0,09506

02.06.15

0,99767

-0,43388

-0,28173

03.06.15

0,94226

-0,22252

-0,45823

04.06.15

0,81697

0

-0,61816

05.06.15

0,63109

0,22252

-0,75575

06.06.15

0,39840

0,43388

-0,86603

07.06.15

0,13617

0,62349

-0,94500

08.06.15

-0,13617

0,78183

-0,98982

09.06.15

-0,39840

0,90097

-0,99887

10.06.15

-0,63109

0,97493

-0,97181

11.06.15

-0,81697

1

-0,90963

12.06.15

-0,94226

0,97493

-0,81458

13.06.15

-0,99767

0,90097

-0,69008

14.06.15

-0,97908

0,78183

-0,54064

15.06.15

-0,88789

0,62349

-0,37166

16.06.15

-0,73084

0,43388

-0,18925

17.06.15

-0,51958

0,22252

0

18.06.15

-0,26980

0

0,18925

19.06.15

0

-0,22252

0,37166

20.06.15

0,26980

-0,43388

0,54064

21.06.15

0,51958

-0,62349

0,69008

22.06.15

0,73084

-0,78183

0,81458

23.06.15

0,88789

-0,90097

0,90963

24.06.15

0,97908

-0,97493

0,97181

25.06.15

0,99767

-1

0,99887

26.06.15

0,94226

-0,97493

0,98982

Кручинин Антон

исходные данные

Период физического цикла

23

Дата рождения

28.08.97

Период эмоционального цикла

28

Дата отсчета

25.05.15

Период интеллектуального цикла

33

Период для прогноза

33

результаты

день

физическое состояние

эмоциональное состояние

интеллектуальное состояние

25.05.15

-0,94226

0,62349

0,86603

26.05.15

-0,99767

0,43388

0,75575

27.05.15

-1

0,22252

0,61816

28.05.15

-0,88789

0

0,45823

29.05.15

-0,73084

-0,22252

0,28173

30.05.15

-0,51958

-0,43388

0,09506

31.05.15

-0,26980

-0,62349

-0,09506

01.06.15

0,00000

-0,78183

-0,28173

02.06.15

0,26980

-0,90097

-0,45823

03.06.15

0,51958

-0,97493

-0,61816

04.06.15

0,73084

-1

-0,75575

05.06.15

0,88789

-0,97493

-0,86603

06.06.15

0,97908

-0,90097

-0,94500

07.06.15

0,99767

-0,78183

-0,98982

08.06.15

0,94226

-0,62349

-0,99887

09.06.15

0,81697

-0,43388

-0,97181

10.06.15

0,63109

-0,22252

-0,90963

11.06.15

0,39840

0

-0,81458

12.06.15

0,13617

0,22252

-0,69008

13.06.15

-0,13617

0,43388

-0,54064

14.06.15

-0,39840

0,62349

-0,37166

15.06.15

-0,63109

0,78183

-0,18925

16.06.15

-0,81697

0,90097

0,00000

17.06.15

-0,94226

0,97493

0

18.06.15

-0,99767

1

0,37166

19.06.15

-1

0,97493

0,54064

20.06.15

-0,88789

0,90097

0,69008

21.06.15

-0,73084

0,78183

0,81458

22.06.15

-0,51958

0,62349

0,90963

23.06.15

-0,26980

0,43388

0,97181

24.06.15

0,00000

0,22252

0,99887

25.06.15

0,26980

0

0,98982

26.06.15

0,51958

-0,22252

0,94500

Лобец Сергей

исходные данные

Период физического цикла

23

Дата рождения

15.01.97

Период эмоционального цикла

28

Дата отсчета

25.05.15

Период интеллектуального цикла

33

Период для прогноза

33

результаты

день

физическое состояние

эмоциональное состояние

интеллектуальное состояние

25.05.15

0,13617

0,43388

0,81458

26.05.15

-0,13617

0,22252

0,90963

27.05.15

0

0,00000

0,97181

28.05.15

-0,63109

0

0,99887

29.05.15

-0,81697

-0,43388

0,98982

30.05.15

-0,94226

-0,62349

0,94500

31.05.15

-0,99767

-0,78183

0,86603

01.06.15

-0,97908

-0,90097

0,75575

02.06.15

-0,88789

-0,97493

0,61816

03.06.15

-0,73084

-1,00000

0,45823

04.06.15

-0,51958

-1

0,28173

05.06.15

-0,26980

-0,90097

0,09506

06.06.15

0,00000

-0,78183

-0,09506

07.06.15

0,26980

-0,62349

-0,28173

08.06.15

0,51958

-0,43388

-0,45823

09.06.15

0,73084

-0,22252

-0,61816

10.06.15

0,88789

0,00000

-0,75575

11.06.15

0,97908

0

-0,86603

12.06.15

0,99767

0,43388

-0,94500

13.06.15

0,94226

0,62349

-0,98982

14.06.15

0,81697

0,78183

-0,99887

15.06.15

0,63109

0,90097

-0,97181

16.06.15

0,39840

0,97493

-0,90963

17.06.15

0,13617

1,00000

-1

18.06.15

-0,13617

1

-0,69008

19.06.15

0

0,90097

-0,54064

20.06.15

-0,63109

0,78183

-0,37166

21.06.15

-0,81697

0,62349

-0,18925

22.06.15

-0,94226

0,43388

0,00000

23.06.15

-0,99767

0,22252

0,18925

24.06.15

-0,97908

0,00000

0,37166

25.06.15

-0,88789

0

0,54064

26.06.15

-0,73084

-0,43388

0,69008

Семин Вячеслав

исходные данные

Период физического цикла

23

Дата рождения

22.03.97

Период эмоционального цикла

28

Дата отсчета

25.05.15

Период интеллектуального цикла

33

Период для прогноза

33

результаты

день

физическое состояние

эмоциональное состояние

интеллектуальное состояние

25.05.15

-0,63109

0,43388

0,81458

26.05.15

-0,81697

0,62349

0,90963

27.05.15

-1

0,78183

0,97181

28.05.15

-0,99767

1

0,99887

29.05.15

-0,97908

0,97493

0,98982

30.05.15

-0,88789

1,00000

0,94500

31.05.15

-0,73084

0,97493

0,86603

01.06.15

-0,51958

0,90097

0,75575

02.06.15

-0,26980

0,78183

0,61816

03.06.15

0,00000

0,62349

0,45823

04.06.15

0,26980

0

0,28173

05.06.15

0,51958

0,22252

0,09506

06.06.15

0,73084

0,00000

-0,09506

07.06.15

0,88789

-0,22252

-0,28173

08.06.15

0,97908

-0,43388

-0,45823

09.06.15

0,99767

-0,62349

-0,61816

10.06.15

0,94226

-0,78183

-0,75575

11.06.15

0,81697

-1

-0,86603

12.06.15

0,63109

-0,97493

-0,94500

13.06.15

0,39840

-1,00000

-0,98982

14.06.15

0,13617

-0,97493

-0,99887

15.06.15

-0,13617

-0,90097

-0,97181

16.06.15

-0,39840

-0,78183

-0,90963

17.06.15

-0,63109

-0,62349

-1

18.06.15

-0,81697

0

-0,69008

19.06.15

-1

-0,22252

-0,54064

20.06.15

-0,99767

0,00000

-0,37166

21.06.15

-0,97908

0,22252

-0,18925

22.06.15

-0,88789

0,43388

0,00000

23.06.15

-0,73084

0,62349

0,18925

24.06.15

-0,51958

0,78183

0,37166

25.06.15

-0,26980

1

0,54064

26.06.15

0,00000

0,97493

0,69008

Кремлев Илья

исходные данные

Период физического цикла

23

Дата рождения

01.11.96

Период эмоционального цикла

28

Дата отсчета

25.05.15

Период интеллектуального цикла

33

Период для прогноза

33

результаты

день

физическое состояние

эмоциональное состояние

интеллектуальное состояние

25.05.15

-0,99767

0,62349

0,45823

26.05.15

-0,97908

0,78183

0,28173

27.05.15

-1

0,90097

0,09506

28.05.15

-0,73084

1

-0,09506

29.05.15

-0,51958

1,00000

-0,28173

30.05.15

-0,26980

0,97493

-0,45823

31.05.15

0,00000

0,90097

-0,61816

01.06.15

0,26980

0,78183

-0,75575

02.06.15

0,51958

0,62349

-0,86603

03.06.15

0,73084

0,43388

-0,94500

04.06.15

0,88789

0

-0,98982

05.06.15

0,97908

0,00000

-0,99887

06.06.15

0,99767

-0,22252

-0,97181

07.06.15

0,94226

-0,43388

-0,90963

08.06.15

0,81697

-0,62349

-0,81458

09.06.15

0,63109

-0,78183

-0,69008

10.06.15

0,39840

-0,90097

-0,54064

11.06.15

0,13617

-1

-0,37166

12.06.15

-0,13617

-1,00000

-0,18925

13.06.15

-0,39840

-0,97493

0,00000

14.06.15

-0,63109

-0,90097

0,18925

15.06.15

-0,81697

-0,78183

0,37166

16.06.15

-0,94226

-0,62349

0,54064

17.06.15

-0,99767

-0,43388

1

18.06.15

-0,97908

0

0,81458

19.06.15

-1

0,00000

0,90963

20.06.15

-0,73084

0,22252

0,97181

21.06.15

-0,51958

0,43388

0,99887

22.06.15

-0,26980

0,62349

0,98982

23.06.15

0,00000

0,78183

0,94500

24.06.15

0,26980

0,90097

0,86603

25.06.15

0,51958

1

0,75575

26.06.15

0,73084

1,00000

0,61816

Лушкин Сергей

исходные данные

Период физического цикла

23

Дата рождения

08.08.97

Период эмоционального цикла

28

Дата отсчета

25.05.15

Период интеллектуального цикла

33

Период для прогноза

33

результаты

день

физическое состояние

эмоциональное состояние

интеллектуальное состояние

25.05.15

-0,39840

0,62349

-0,37166

26.05.15

-0,63109

0,78183

-0,18925

27.05.15

-1

0,90097

0,00000

28.05.15

-0,94226

1

0,18925

29.05.15

-0,99767

1,00000

0,37166

30.05.15

-0,97908

0,97493

0,54064

31.05.15

-0,88789

0,90097

0,69008

01.06.15

-0,73084

0,78183

0,81458

02.06.15

-0,51958

0,62349

0,90963

03.06.15

-0,26980

0,43388

0,97181

04.06.15

0,00000

0

0,99887

05.06.15

0,26980

0,00000

0,98982

06.06.15

0,51958

-0,22252

0,94500

07.06.15

0,73084

-0,43388

0,86603

08.06.15

0,88789

-0,62349

0,75575

09.06.15

0,97908

-0,78183

0,61816

10.06.15

0,99767

-0,90097

0,45823

11.06.15

0,94226

-1

0,28173

12.06.15

0,81697

-1,00000

0,09506

13.06.15

0,63109

-0,97493

-0,09506

14.06.15

0,39840

-0,90097

-0,28173

15.06.15

0,13617

-0,78183

-0,45823

16.06.15

-0,13617

-0,62349

-0,61816

17.06.15

-0,39840

-0,43388

-1

18.06.15

-0,63109

0

-0,86603

19.06.15

-1

0,00000

-0,94500

20.06.15

-0,94226

0,22252

-0,98982

21.06.15

-0,99767

0,43388

-0,99887

22.06.15

-0,97908

0,62349

-0,97181

23.06.15

-0,88789

0,78183

-0,90963

24.06.15

-0,73084

0,90097

-0,81458

25.06.15

-0,51958

1

-0,69008

26.06.15

-0,26980

1,00000

-0,54064

Соколов Артем

исходные данные

Период физического цикла

23

Дата рождения

14.07.97

Период эмоционального цикла

28

Дата отсчета

25.05.15

Период интеллектуального цикла

33

Период для прогноза

33

результаты

день

физическое состояние

эмоциональное состояние

интеллектуальное состояние

25.05.15

-0,81697

0,00000

-0,94500

26.05.15

-0,94226

0,22252

-0,98982

27.05.15

-1

0,43388

-0,99887

28.05.15

-0,97908

1

-0,97181

29.05.15

-0,88789

0,78183

-0,90963

30.05.15

-0,73084

0,90097

-0,81458

31.05.15

-0,51958

0,97493

-0,69008

01.06.15

-0,26980

1,00000

-0,54064

02.06.15

0,00000

0,97493

-0,37166

03.06.15

0,26980

0,90097

-0,18925

04.06.15

0,51958

1

0,00000

05.06.15

0,73084

0,62349

0,18925

06.06.15

0,88789

0,43388

0,37166

07.06.15

0,97908

0,22252

0,54064

08.06.15

0,99767

0,00000

0,69008

09.06.15

0,94226

-0,22252

0,81458

10.06.15

0,81697

-0,43388

0,90963

11.06.15

0,63109

-1

0,97181

12.06.15

0,39840

-0,78183

0,99887

13.06.15

0,13617

-0,90097

0,98982

14.06.15

-0,13617

-0,97493

0,94500

15.06.15

-0,39840

-1,00000

0,86603

16.06.15

-0,63109

-0,97493

0,75575

17.06.15

-0,81697

-0,90097

1

18.06.15

-0,94226

-1

0,45823

19.06.15

-1

-0,62349

0,28173

20.06.15

-0,97908

-0,43388

0,09506

21.06.15

-0,88789

-0,22252

-0,09506

22.06.15

-0,73084

0,00000

-0,28173

23.06.15

-0,51958

0,22252

-0,45823

24.06.15

-0,26980

0,43388

-0,61816

25.06.15

0,00000

1

-0,75575

26.06.15

0,26980

0,78183

-0,86603

Ягодин Сергей

исходные данные

Период физического цикла

23

Дата рождения

10.02.97

Период эмоционального цикла

28

Дата отсчета

25.05.15

Период интеллектуального цикла

33

Период для прогноза

33

результаты

день

физическое состояние

эмоциональное состояние

интеллектуальное состояние

25.05.15

0,81697

0,00000

0,75575

26.05.15

0,63109

-0,22252

0,61816

27.05.15

0

-0,43388

0,45823

28.05.15

0,13617

-1

0,28173

29.05.15

-0,13617

-0,78183

0,09506

30.05.15

-0,39840

-0,90097

-0,09506

31.05.15

-0,63109

-0,97493

-0,28173

01.06.15

-0,81697

-1,00000

-0,45823

02.06.15

-0,94226

-0,97493

-0,61816

03.06.15

-0,99767

-0,90097

-0,75575

04.06.15

-0,97908

-1

-0,86603

05.06.15

-0,88789

-0,62349

-0,94500

06.06.15

-0,73084

-0,43388

-0,98982

07.06.15

-0,51958

-0,22252

-0,99887

08.06.15

-0,26980

0,00000

-0,97181

09.06.15

0,00000

0,22252

-0,90963

10.06.15

0,26980

0,43388

-0,81458

11.06.15

0,51958

1

-0,69008

12.06.15

0,73084

0,78183

-0,54064

13.06.15

0,88789

0,90097

-0,37166

14.06.15

0,97908

0,97493

-0,18925

15.06.15

0,99767

1,00000

0,00000

16.06.15

0,94226

0,97493

0,18925

17.06.15

0,81697

0,90097

0

18.06.15

0,63109

1

0,54064

19.06.15

0

0,62349

0,69008

20.06.15

0,13617

0,43388

0,81458

21.06.15

-0,13617

0,22252

0,90963

22.06.15

-0,39840

0,00000

0,97181

23.06.15

-0,63109

-0,22252

0,99887

24.06.15

-0,81697

-0,43388

0,98982

25.06.15

-0,94226

-1

0,94500

26.06.15

-0,99767

-0,78183

0,86603

Практическая
работа по Excel «Расчет биоритмов
человека»

Самочувствие
человека зависит от циклов его биоритмов:
физического – способность к физическим
нагрузкам; эмоционального – настроение;
интеллектуального – умственная
деятельность.

Каждый
биоритм изменяет свое значение во
времени от самого благоприятного до
минимального. Биоритмы изменяются
циклически, но не синхронно. Цикл для
физического биоритма составляет 23 дня,
для эмоционального – 28, а для
интеллектуального – 33 дня.

Для
построения графика биоритмов нужно
задать дату рождения (ячейка В1) и дату
начала расчета (ячейка В2)

Формула
для вычисления физического состояния:

=SIN(2*ПИ()*(Дата дня вычисления –Дата
рождения)/23)

Для
расчета эмоционального состояния число
23 нужно заменить на 28, а для интеллектуального
– на 33.

Для прогнозирования своего состояния
график биоритмов надо строить на будущее

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Муниципальное образовательное учреждение

Кораблинская средняя общеобразовательная школа №2

ТЮРИН

Геннадий Васильевич

Учитель информатики

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

Моделирование биоритмов человека в MS Excel

11 класс

Кораблино

© 2014

Обобщающий урок-исследование

«Моделирование биоритмов человека в MS Excel»

Тема урока:

Моделирование биоритмов человека в MS Excel.

Цели урока:

  1. Закрепление навыков работы с приложением MS Excel;

  2. Получить представление о реализации модели в среде MS Excel;

  3. Знать способы создания графиков в MS Excel;

  4. На основе готовой математической модели осуществить построение биоритмов человека в MS Excel.

Общеобразовательная цель:

  • знать основные тенденции развития информационного общества;

  • знать основное назначение математических моделей;

  • знать основные принципы построения графиков.

Развивающая цель:

  • развить навыки креативного мышления при оперировании с информационными моделями;

  • приобретение опыта исследовательской деятельности;

  • развить навыки аналитического мышления.

Воспитывающая цель:

  • формировать и воспитать познавательный интерес путем описания окружающего мира автоматическими средствами представления данных.

Технология:

Проблемно-исследовательская технология.

Межпредметные связи:

Математика (знание графика синусоиды, нахождение максимума по графику функции). биология (биологические ритмы человека).

Формируемые компетентности:

Личностные:

  • организация самостоятельной исследовательской деятельности;

  • умение сотрудничать, работать в группе; учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения;

  • адекватная оценка своей работы и полученного результата.

Предметные:

  • знание принципов построения модели, этапов исследования;

  • умение применять MS Excel при решении задач;

  • умение строить компьютерную модель;

  • умение проводить компьютерный эксперимент для построения моделей.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно формулировать учебные цели, задачи, планировать пути их достижения, осуществлять анализ объектов; делать выводы, оформлять результаты своей деятельности, учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения;

  • умение видеть возможности применения полученных знаний в своей дальнейшей жизни;

  • повышение мотивации к дальнейшему саморазвитию.

Оборудование:

Компьютерный класс, оснащён современной техникой и лицензионным программным обеспечением.

На компьютерах установлена операционная система Windows XP и пакет Microsoft Office 2010 (включая MS Excel 2007).

Рабочее место учителя оборудовано компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской, документ-камерой.

Все компьютеры подключены к сети Интернет.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Создание проблемной ситуации.

  3. Выдвижение гипотезы.

  4. Постановка цели.

  5. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.

  6. Актуализация знаний.

  7. Построение математической модели для расчёта биоритмов.

  8. Реализация модели в программе MS Excel. Алгоритм построения графика биоритмов

  9. Поиск информации в сети Интернет.

  10. Выполнение учащимися самостоятельной работы.

  11. Решение проблемы: работа с датами в MS Excel до 1900 года.

  12. Подведение итогов урока.

  13. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Бывают дникогда опустишь руки.

И нет ни словни музыкини сил.

В такие дни я был с собой в разлуке

И никого помочь мне не просил.

А. Макаревич

Глядя в ваши умные, внимательные глаза, я испытываю уверенность за наше сегодняшнее сотрудничество.

  1. Создание проблемной ситуации.

Ребята, вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь как зебра: сегодня нам все удаётся, а через неделю элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг.

Учёные установили, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами:

  • Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, т.е. его физическое состояние, энергию, силу, выносливость.

Периодичность ритма составляет 23 дня.

  • Эмоциональный биоритм характеризует состояние нервной системы, настроение.

Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням.

  • Интеллектуальный цикл определяет мыслительные способности, способность обрабатывать информацию.

Цикличность его – 33 дня.

В каждом из трёх циклов первая половина является благоприятной для человека, вторая – неблагоприятной, пересечение же графика с осью абсцисс считается критической точкой, в такие критические дни человек может ожидать для себя наибольших опасностей. Необязательно считать, что должно произойти несчастье, просто в этот день нужно быть начеку, так как ваши физические, интеллектуальные или эмоциональные возможности снижены.

Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее. Более того, в некоторых странах людям рискованных профессий (летчикам, каскадерам и т.д.) предоставляется выходной в тот день, когда нулевую отметку пересекают одновременно две или три кривые биоритмов.

В 80-ые годы прошлого века в советской армии была создана специальная группа по изучению этих явлений и влиянию их на военных лётчиков.

Всегда интересно соответствие теории и практики.

  1. Выдвижение гипотезы.

Как вы думаете, зависит ли реальная жизнь человека от его биоритмов? Ваши предположения? Сформулируем в виде гипотезы: да, зависит.

Каким способом мы можем проверить гипотезу? Практическим. Необходимо построить биоритмы. Итак, тема сегодняшнего урока: «Моделирование биоритмов человека в MS Excel».

  1. Постановка цели.

Итак, наша цель – построить биоритмы конкретного человека.

  1. Актуализация знаний.

Вопрос: Что такое математическое моделирование?

Ответ: Математическое моделирование – это моделирование, при котором исследование объекта осуществляется посредством модели, сформулированной на языке математики.

Вопрос: Что такое компьютерная модель?

Ответ: Компьютерная модель – модель, реализованная средствами программной среды.

Вопрос: Что такое электронная таблица?

Ответ: Электронные таблицы предназначены для организации табличных расчетов на компьютере. Прикладные программы, работающие с электронными таблицами, называются табличными процессорами.

Наименьшая структурная единица электронной таблицы — ячейка. Имя ячейки складывается из буквенного имени столбца и номера строки.

В ячейке может помещаться текст (символьная последовательность), число, дата, формула.

Ячейки, в которые пользователь заносит числа, содержат исходные данные для вычислений. В ячейках с формулами получаются результаты вычислений.

Изменение исходных данных мгновенно приводит к пересчету формул, в которые эти данные входят.

Электронные таблицы (так же как и базы данных) можно рассматривать как информационные модели реальных объектов

Вопрос: Назовите бесплатные аналоги пакета MS Office, в состав которых входит табличный процессор?

Ответ: Open Office, Libre Office.

Вопрос: Назовите различия между абсолютными, относительными и смешанными ссылками.

Ответ: Относительная ссылка указывает на ячейку, согласно ее положения относительно ячейки, содержащей формулу. Обозначение относительной ячейки – А1.

Абсолютная ссылка указывает на ячейку, местоположение которой неизменно. Обозначение абсолютной ячейки – $A$1.

Смешанная ссылка содержит комбинацию относительной и абсолютной ссылок – $A1, A$1

Вопрос: Как с помощью MS Excel вычислить количество дней между двумя датами?

Ответ: Для выполнения этой задачи используется оператор вычитания () или функция ЧИСТРАБДНИ, как показано в приведенном далее примере:

A

B

1

Дата

2

08.06.2007

3

20.06.2007

4

Формула

Описание (результат)

5

=A3-A2

Количество дней между двумя датами (12)

6

=ЧИСТРАБДНИ(A2;A3)

Количество рабочих дней между двумя датами (9)

  1. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.

Сегодня мы проводим практическое занятие в компьютерном классе. Для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять следующие правила:

  • Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры.

  • Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов.

  • Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.

  • Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.

  • Нельзя ходить по классу, вставать со своего места.

  • В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари – позвать учителя.

  1. Построение математической модели для расчёта биоритмов.

Что будет результатом моделирования?

  • Графическое представление биоритмов.

Какие исходные данные необходимы для построения графиков?

  • Начало отсчета.

  • Период исследования.

  • Уравнение зависимости.

За начало отсчёта всех трёх биоритмов берется день рождения человека. Очевидно, что момент появления на свет очень труден для него, ведь ребенок, появляясь на свет, меняет водную среду на воздушную. Происходит глобальная перестройка всего организма. С точки зрения биологи достаточно правдоподобно, что все три биоритма в этот день пересекают ось абсцисс.

Предположите, график, какой функции вы видите на экране? Действительно, математики предположили, что эта зависимость синусоидальная и описывается следующими формулами:

Физический цикл:

где х – количество прожитых дней

Эмоциональный цикл:

Интеллектуальный цикл:

Период исследования – 31 день.

Какое средство можно выбрать для реализации?

MS Excel из пакета Microsoft Office.

  1. Реализация модели в программе MS Excel.

Алгоритм построения графика биоритмов.

Откроем заготовку файла Биоритмы.xlsx

Запишем имя человека, на которого мы рассчитываем биоритмы.

Дата рождения – 11 декабря 1953 г.

Дата начала прогноза – 1 декабря 2013 г.

Продолжительность прогноза будет считаться автоматически, исходя из количества заполненных ячеек в колонке «Дата прогноза». Для этого воспользуемся формулой =СЧЁТЗ(A9:A365).

Заполняем колонку «Дата прогноза»:

  • В ячейку А9 запишем =$B$5.

  • В ячейку A10 запишем =А9+1.

  • Маркером автозаполнения растягиваем до 30 дней.

Заполняем колонку «Физический цикл»:

  • В ячейку B9 запишем =SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/23).

  • Маркером автозаполнения растягиваем до последней даты прогноза.

Заполняем колонку «Эмоциональный цикл»:

  • В ячейку C9 запишем =SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/28).

  • Маркером автозаполнения растягиваем до последней даты прогноза.

Заполняем колонку «Интеллектуальный цикл»:

  • В ячейку D9 запишем =SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/33).

  • Маркером автозаполнения растягиваем до последней даты прогноза.

Строим график:

  • Выделим диапазон для графика: Дата прогноза и значения всех трёх биоритмов.

  • Выбираем меню «Вставка».

  • На ленте выбираем «График с маркерами».

Получаем график.

Распечатаем полученный результат на принтере:

Выбираем меню «Файл».

Находим пункт «Печать».

В параметрах настраиваемого масштабирования выбираем «Вписать лист на одну страницу» – уменьшение распечатки так, чтобы она полностью помещалась на одной странице. (По умолчанию установлено «Текущий» – печать листов с фактическим размером).

Получим такой результат:

  1. Поиск информации в сети Интернет.

Поиск дат рождения известных людей в Интернете.

  1. Выполнение учащимися самостоятельной работы.

Составить графики биоритмов для себя на месяц. Распечатать на принтере.

Разгрузочная пауза (физкультминутка).

Сюжет из передачи «Вести NET», посвящённый 30-летию создания компьютера Apple Macintosh (длительность — 3 мин).

Составить графики биоритмов для А.С. Пушкина (26 мая [6 июня] 1799 – 29 января [10 февраля] 1837).

Составить графики биоритмов для С.А. Есенина (21 сентября [3 октября] 1895 – 28 декабря 1925).

Оказывается MS Excel не может работать с датами до 1900 года.

Возникла проблемная ситуация.

  1. Решение проблемы: работа с датами в MS Excel до 1900 года.

Если возникла необходимость выполнить вычисления с датами до 01.01.1900, то придется прибегнуть к некоторым ухищрениям, чтобы использовать встроенные функции EXCEL для работы с датами.

Чтобы иметь возможность использовать встроенные функции EXCEL необходимо, чтобы даты были в диапазоне от 01.01.1900 до 31.12.9999. Но, иногда, этого диапазона дат недостаточно. Рассмотрим типичную задачу, в которой может возникнуть необходимость использования дат до 01.01.1900.

Начнем с того, что Excel хранит все даты в виде положительных чисел, причем единица соответствует 01 января 1900 года. Вы можете в этом убедиться, если введете в любую ячейку дату 01.01.1900 и поменяете формат числа на «Числовой». Отрицательное число в виде даты не допускается, а если ввести в ячейку дату, относящуюся к XIX веку, то она сохранится в виде строки.

Для того, чтобы использовать такие даты в вычислениях, нам понадобится дополнительный столбец, в котором запишем вот такую формулу:

=ДАТАЗНАЧ(ЛЕВСИМВ([Исходная дата];6)&(ПРАВСИМВ([Исходная дата];4))+2000)

Суть в том, что мы просто добавили к нашей «древней» дате 2000 лет, и таким образом переместили её в диапазон допустимых значений. Теперь можно осуществлять любые вычисления, только перед выводом результата надо не забыть эти две тысячи лет вычесть, например, так:

=СЦЕПИТЬ(ТЕКСТ([Дата для вычислений];»ДД.ММ.»);ГОД([Дата для вычислений])-2000)

Почему мы прибавили 2000 лет, а не, например, 1000? Это сделано для того чтобы учесть високосный ли год. Дело в том, что согласно действующего Григорианского календаря, год кратный 4 — високосный, но если год кратен 100, то он не считается високосным. А вот если он еще и кратен 400, то он все-таки високосный. Поэтому для обеспечения точности до дней лучше прибавлять к датам до 01.01.1900 величины кратные 400, т.е. 2000, а не 1000.

  1. Подведение итогов урока.

После выполнения задания каждый учащийся должен распечатать результаты своей работы на принтере и получить оценку.

  1. Домашнее задание.

В течение месяца вести дневник наблюдений своего физического, интеллектуального и эмоционального состояния, оценивая их ежедневно по шкале:

1, 0, -1 (см. таблицу 1).

Для самооценки своего состояния мы предложили определённые критерии, которых следует придерживаться (см. таблицу 2).

Таблица 1

Фамилия, имя

дата

физическое

эмоциональное

интеллектуальное

Таблица 2

Физическое

Эмоциональное

Интеллектуальное

Если ваши физические функции сегодня усилены, вы энергичны, хотите заняться спортом, любыми другими делами, требующие физического напряжения, то поставьте 1.

Если сегодня вы оптимистичны, уверены в своих силах и возможностях, если у вас ну очень хорошее настроение, то поставьте 1.

Если сегодня у вас повышенный творческий настрой, мозг легко принимает и перерабатывает новую информацию, то поставьте 1.

Если вы наблюдаете спад физической активности и выносливости, если тонус организма снижен, если энергичность уступает ленивости, то поставьте -1.

Если у вас апатия, пессимистическое отношение к окружающему миру, вы раздражительны, все критически анализируете, то поставьте -1.

Если у вас упадок творческого настроения и мыслительных способностей, то поставьте -1.

Если ваш физический тонус между подъемом и спадом, то поставьте 0.

Если ваше эмоциональное настроение где-то между подъемом и спадом, то поставьте 0.

Если ваше интеллектуальное настроение где-то между, то поставьте 0.

Самоанализ урока:

Применение на уроке проблемно-исследовательской технологии обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся.

Рассматриваемый урок относится к разделу «Моделирование и формализация», в котором изучается математическое моделирование в его компьютерной реализации при максимальном использовании межпредметных связей информатики и универсальной методологии моделирования.

Целью урока является  создание модели, определяющей благоприятные дни для разного рода деятельности. Урок предполагает реализацию комплекса задач, направленных на формирование таких метапредметных категорий как форма и содержание.

Обычно при изучении раздела «Моделирование и формализация» рассматриваются задачи по физике, математике, биологии, экономике. Я выбрал предметную область биологию, а именно её раздел – хронобиологию, изучающую биологические ритмы. В результате учащиеся не только знакомятся с теорией биоритмов, но и совершают исследование в области себя (ведь познание себя так важно для любой личности) и определяют биологическую совместимость с друзьями.

Кроме того, овладение основами компьютерного моделирования позволяет учащимся углубить научное мировоззрение и развить творческие способности. При этом важное значение имеет рациональное использование технических и дидактических средств обучения. Так, в активе урока продуктивно используются компьютерный класс, проектор, табличный процессор MS Excel, файл-заготовка Биоритмы.xlsx, презентация урока, раздаточный материал для учащихся.

В процессе урока учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках информатики, математики, биологии. А именно – структура электронной таблицы, ввод чисел, формул в таблицы, стандартные функции, абсолютная и относительная адресации, построение графиков, процесс моделирования, нахождение максимума синусоиды, биологических ритмов человека.

Выбор структуры и темпа урока обоснованы возрастными психологическими особенностями учащихся, типом урока (урок комплексного применения знаний и способов деятельности) и санитарно-гигиеническими требованиями к проведению урока, а его содержание имело практическую направленность.

В связи с чем, на уроке превалируют практические и деятельностные методы обучения с опорой на личностно-ориентированное взаимодействие, это позволяет учащимся не только освоить материал, но и развить навыки работы в социуме, то есть в группе.

Исследовательский, творческий характер учебных заданий способствует поддержанию интереса учащихся на протяжении всего урока. Поэтому учащиеся достаточно активны и мотивированны.

Организация ситуации взаимопомощи между учениками, групповой работы позволяет создать в классе атмосферу сотрудничества.

Домашнее задание, предложенное учащимся, имеет практическое значение, так как его выполнение способствует развитию навыков самостоятельного проектирования личностного развития, что очень важно для будущего выпускника.

Данный урок проводился неоднократно. Заканчивая урок, я вижу счастливые глаза детей. Значит, моим ученикам урок понравился.

Слайды презентации к уроку Приложение 1

Раздаточный материал для учащихся Приложение 2

Моделирование биоритмов человека в MS Excel

  1. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.

Сегодня мы проводим практическое занятие в компьютерном классе. Для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять следующие правила:

  • Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры.

  • Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов.

  • Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.

  • Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.

  • Нельзя ходить по классу, вставать со своего места.

  • В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари – позвать учителя.

  1. Построение математической модели для расчёта биоритмов.

Физический цикл:

где х – количество прожитых дней

Эмоциональный цикл:

Интеллектуальный цикл:

  1. Реализация модели в программе MS Excel. Алгоритм построения графика биоритмов.

Откроем заготовку файла Биоритмы.xlsx.

Запишем имя человека, на которого мы рассчитываем биоритмы.

Дата рождения – 11 декабря 1953 г.

Дата начала прогноза – 1 декабря 2013 г.

Продолжительность прогноза будет считаться автоматически, исходя из количества заполненных ячеек в колонке «Дата прогноза». Для этого воспользуемся формулой =СЧЁТЗ(A9:A365).

Заполняем колонку «Дата прогноза»:

  • В ячейку А9 запишем =$B$5.

  • В ячейку A10 запишем =А9+1.

  • Маркером автозаполнения растягиваем до 30 дней.

Заполняем колонку «Физический цикл»:

  • В ячейку B9 запишем =SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/23).

  • Маркером автозаполнения растягиваем до последней даты прогноза.

Заполняем колонку «Эмоциональный цикл»:

  • В ячейку C9 запишем =SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/28).

  • Маркером автозаполнения растягиваем до последней даты прогноза.

Заполняем колонку «Интеллектуальный цикл»:

  • В ячейку D9 запишем =SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/33).

  • Маркером автозаполнения растягиваем до последней даты прогноза.

Строим график:

  • Выделим диапазон для графика: Дата прогноза и значения всех трёх биоритмов.

  • Выбираем меню «Вставка».

  • На ленте выбираем «График с маркерами».

Получаем график.

Распечатаем полученный результат на принтере: Выбираем меню «Файл». Находим пункт «Печать».

В параметрах настраиваемого масштабирования выбираем «Вписать лист на одну страницу» – уменьшение распечатки так, чтобы она полностью помещалась на одной странице. (По умолчанию установлено «Текущий» – печать листов с фактическим размером).

  1. Выполнение учащимися самостоятельной работы.

Составить графики биоритмов для себя на месяц. Распечатать на принтере.

Составить графики биоритмов для А.С. Пушкина (26 мая [6 июня] 1799 – 29 января [10 февраля] 1837).

Составить графики биоритмов для С.А. Есенина (даты жизни найти в Интернете).

Оказывается MS Excel не может работать с датами до 1900 года.

Откройте в файле Биоритмы.xlsx Лист «Работа с датами до 1900 года».

  1. Решение проблемы: работа с датами в MS Excel до 1900 года.

Если возникла необходимость выполнить вычисления с датами до 01.01.1900, то придется прибегнуть к некоторым ухищрениям, чтобы использовать встроенные функции EXCEL для работы с датами.

Чтобы иметь возможность использовать встроенные функции EXCEL необходимо, чтобы даты были в диапазоне от 01.01.1900 до 31.12.9999. Но, иногда, этого диапазона дат недостаточно. Рассмотрим типичную задачу, в которой может возникнуть необходимость использования дат до 01.01.1900.

Начнем с того, что Excel хранит все даты в виде положительных чисел, причем единица соответствует 01 января 1900 года. Вы можете в этом убедиться, если введете в любую ячейку дату 01.01.1900 и поменяете формат числа на «Числовой». Отрицательное число в виде даты не допускается, а если ввести в ячейку дату, относящуюся к XIX веку, то она сохранится в виде строки.

Для того, чтобы использовать такие даты в вычислениях, нам понадобится дополнительный столбец, в котором запишем вот такую формулу:

=ДАТАЗНАЧ(ЛЕВСИМВ([Исходная дата];6)&(ПРАВСИМВ([Исходная дата];4))+2000)

Суть в том, что мы просто добавили к нашей «древней» дате 2000 лет, и таким образом переместили её в диапазон допустимых значений. Теперь можно осуществлять любые вычисления, только перед выводом результата надо не забыть эти две тысячи лет вычесть, например, так:

=СЦЕПИТЬ(ТЕКСТ([Дата для вычислений];»ДД.ММ.»);ГОД([Дата для вычислений])-2000)

Почему мы прибавили 2000 лет, а не, например, 1000? Это сделано для того чтобы учесть високосный ли год. Дело в том, что согласно действующего Григорианского календаря, год кратный 4 — високосный, но если год кратен 100, то он не считается високосным. А вот если он еще и кратен 400, то он все-таки високосный. Поэтому для обеспечения точности до дней лучше прибавлять к датам до 01.01.1900 величины кратные 400, т.е. 2000, а не 1000.

Раздаточный материал для учащихся Приложение 3

Домашнее задание

Фамилия, имя ______________________________ класс ______

В течение месяца вести дневник наблюдений своего физического, интеллектуального и эмоционального состояния, оценивая их ежедневно по шкале: 1, 0, -1 (см. таблицу 1).

Для самооценки своего состояния мы предложили определённые критерии, которых следует придерживаться (см. таблицу 2).

Таблица 1

Дата

Физическое состояние

Эмоциональное состояние

Интеллектуальное состояние

Таблица 2

Физическое состояние

Эмоциональное состояние

Интеллектуальное состояние

Если ваши физические функции сегодня усилены, вы энергичны, хотите заняться спортом, любыми другими делами, требующие физического напряжения, то поставьте 1.

Если сегодня вы оптимистичны, уверены в своих силах и возможностях, если у вас ну очень хорошее настроение, то поставьте 1.

Если сегодня у вас повышенный творческий настрой, мозг легко принимает и перерабатывает новую информацию, то поставьте 1.

Если вы наблюдаете спад физической активности и выносливости, если тонус организма снижен, если энергичность уступает ленивости, то поставьте -1.

Если у вас апатия, пессимистическое отношение к окружающему миру, вы раздражительны, все критически анализируете, то поставьте -1.

Если у вас упадок творческого настроения и мыслительных способностей, то поставьте -1.

Если ваш физический тонус между подъемом и спадом, то поставьте 0.

Если ваше эмоциональное настроение где-то между подъемом и спадом, то поставьте 0.

Если ваше интеллектуальное настроение где-то между, то поставьте 0.

31

Мулька: биоритмы в Excel

Считать биоритмы можно в чём угодно, способном вычитать даты и брать синусы… даже если Вы
в них не верите, в смысле, в биоритмы, а не в синусы. На расчёт и визуализацию в Excel мне понадобилось минут 5,
любители Екселя попросили,
вот с этим сравнил — вроде совпало, формулы и файл прилагаются.

Считается, что период физического биоритма — 23 дня, эмоционального — 28 дней
и интеллектуального — 33 дня. В момент рождения все биоритмы равны 0,
а дальше меняются по синусоидальному закону, соответственно, для каждого из 3 биоритмов
имеем формулу
sin(2*pi/T*N), где T — период биоритма, N — номер дня от начала очередного
периода в этом биоритме. Введя дату рождения, нетрудно посчитать всё остальное (на скрине часть документа):

Биоритмы в Excel

Биоритмы в Excel

График выводится на минус/плюс 30 дней от текущей даты. Дата берётся из Excel, то есть, с часов компьютера.

 Скачать или открыть Биоритмы в Excel (41 Кб)

20.02.2012, 18:00 [12275 просмотров]


Like this post? Please share to your friends:
  • Множество парето в excel
  • Моделирование биоритмов человека в excel практическая работа готовая
  • Множество значений функции excel
  • Моделирование биологических процессов в excel 11 класс
  • Множественный корреляционно регрессионный анализ в excel