Microsoft excel план урока

Здесь
размещена подборка лекций, конспектов и справочный материал по теме
«Информационные технологии. Технология обработки числовой информации. MS Excel»

Табличный
процессор MS Excel. Назначение и интерфейс

Типы данных в ячейках
электронной таблицы. Правила записи арифметических операций

Форматирование элементов
таблицы. Формат числа

Ошибки в формулах в Microsoft
Excel

Конспект урока на тему: 
Табличный процессор Microsoft Excel.
Назначение и интерфейс

Тип
урока:

Урок
изучения новых знаний

Образовательная
цель урока:

Изучение
и первичное закрепление знаний;
Актуализация ведущих знаний;
Ввести понятия «табличный процессор» и «электронная таблица»;
Сформировать понятия: ячейка, строка, столбец, адрес ячейки, диапазон (блок
ячеек), рабочий лист, книга.

План
урока:

1.  Организационная
часть (приветствие, проверка присутствующих учащихся, запись даты и темы в тетрадь)

3
мин.

2.  Объяснение
нового материала

30
мин.

3.  Самостоятельная
работа учащихся

10
мин.

4.  Домашнее
задание

2
мин.

Конспект
урока:

Современные
технологии обработки информации часто приводят к тому, что возникает необходимость
представления данных в виде таблиц. В языках программирования для такого
представления служат двухмерные массивы. Для табличных расчетов характерны
относительно простые формулы, по которым производятся вычисления, и большие
объемы исходных данных. Такого рода расчеты принято относить к разряду рутинных
работ, для их выполнения следует использовать компьютер. Для этих целей созданы
 электронные
таблицы (табличные процессоры)
 
— прикладное программное
обеспечение общего назначения, предназначенное для обработки различных данных,
представимых в табличной форме.

Электронная
таблица (ЭТ)
 позволяет хранить в табличной форме большое
количество исходных данных, результатов, а также связей (алгебраических или
логических соотношений) между ними. При изменении исходных данных все
результаты автоматически пересчитываются и заносятся в таблицу. Электронные
таблицы не только автоматизируют расчеты, но и являются эффективным средством
моделирования различных вариантов и ситуаций. Меняя значения исходных данных, можно
следить за изменением получаемых результатов и из множества вариантов решения
задачи выбрать наиболее приемлемый.

При работе
с табличными процессорами создаются документы, которые также называют
электронными таблицами. Такие таблицы можно просматривать, изменять, записывать
на носители внешней памяти для хранения, распечатывать на принтере.


Таблица – форма
организации данных по строкам и столбцам.
 
Электронная таблица – компьютерный эквивалент обычной таблицы. 
Табличный процессор – комплекс программ, предназначенных для создания и обработки
электронных таблиц.
 

Электронная
таблица
 – самая распространенная и мощная технология
для профессиональной работы с данными. В ячейках таблицы могут быть записаны
данные различных типов: текст, даты, числа, формулы и др. Главное достоинство
электронной таблицы – возможность мгновенного автоматического пересчета всех
данных, связанных формульными зависимостями, при изменении значения любого
компонента таблицы.

Табличный процессор MS Excel позволяет: 

1.   
Решать математические задачи: выполнять разнообразные табличные
вычисления, вычислять значения функций, строить графики и диаграммы и т.п.;

2.   
Осуществлять численное исследование (Что будет, если? Как сделать,
чтобы?);

3.   
Проводить статистический анализ;

4.   
Реализовать функции базы данных – ввод, поиск, сортировку,
фильтрацию (отбор) и анализ данных;

5.   
Устанавливать защиту на отдельные фрагменты таблицы, делать их
невидимыми;

6.   
Наглядно представлять данные в виде диаграмм и графиков;

7.   
Вводить и редактировать тексты;

8.   
Осуществлять обмен данными с другими программами, например,
вставлять текст, рисунки, таблицы, подготовленные в других приложениях;

9.   
Осуществлять многотабличные связи.

Окно программы MS Excel

Основные объекты табличного процессора MS Excel:

·        
Ячейка – минимальный объект табличного
процессора;

·        
Строка – горизонтальный набор
ячеек, заголовки столбцов – A, B, C,…,IV;

·        
Столбец – вертикальны набор ячеек,
заголовки строк – 1, 2, 3,…65536;

·        
Выделение диапазона (блока) ячеек

Адрес ячейки 
определяется пересечением столбца и строки (A1, F123, AC72);

·        
Указатель ячейки – рамка;

·        
Активная ячейка 
выделенная рамкой, с ней можно производить какие-либо операции;

·        
Смежные ячейки – ячейки
расположенные последовательно;

·        
Диапазон (блок) ячеек 
выделенные смежные ячейки, образующие прямоугольный участок таблицы;

·        
Адрес диапазона (блока) ячеек 
определяется адресом верхней левой и нижней правой ячейки, разделенных
двоеточием (
:), B2: C7
B2, B3, B4, B5, B6, B7, C2, C3, C4, C5, C6, C7.

·        
Книга – документ электронной
таблицы, состоящий из листов, объединенных одним именем и являющихся файлом;

·        
Лист – рабочее поле, состоящее
из ячеек.

При работе
с табличными процессорами создаются документы, которые можно просматривать,
изменять, записывать на носители внешней памяти для хранения, распечатывать на
принтере. Режим формирования электронных таблиц предполагает заполнение и
редактирование документа. При этом используются команды, изменяющие содержимое
клеток (очистить, редактировать, копировать), и команды, изменяющие структуру
таблицы (удалить, вставить, переместить).

Режим
управления вычислениями.
 Все
вычисления начинаются с ячейки, расположенной на пересечении первой строки и
первого столбца электронной таблицы. Вычисления проводятся в естественном
порядке, т.е. если в очередной ячейке находится формула, включающая адрес еще
не вычисленной ячейки, то вычисления по этой формуле откладываются до тех пор,
пока значение в ячейке, от которого зависит формула, не будет определено. При
каждом вводе нового значения в ячейку документ пересчитывается заново, —
выполняется автоматический пересчет. В большинстве табличных процессоров
существует возможность установки ручного пересчета, т.е. таблица
пересчитывается заново только при подаче специальной команды.

Режим
отображения формул
 задает индикацию
содержимого клеток на экране. Обычно этот режим выключен, и на экране
отображаются значения, вычисленные на основании содержимого клеток.

Графический
режим
 дает возможность отображать числовую
информацию в графическом виде: диаграммы и графики. Это позволяет считать
электронные таблицы полезным инструментом автоматизации инженерной,
административной и научной деятельности.

В современных табличных
процессорах, например, в Microsoft Excel, в качестве базы данных можно
использовать список (набор строк таблицы, содержащий связанные данные). При
выполнении обычных операций с данными, например, при поиске, сортировке или
обработке данных, списки автоматически распознаются как базы данных.
Перечисленные ниже элементы списков учитываются при организации данных:

•  столбцы списков становятся полями базы данных;

 
•  заголовки столбцов становятся именами полей базы данных;
 
•  каждая строка списка преобразуется в запись данных.

«Типы
данных в ячейках электронной таблицы. 
Правила записи арифметических операций»

Ячейки рабочего листа
электронной таблицы могут содержать:

·        
исходные или первичные данные – константы;

·        
производные данные, которые рассчитываются с помощью формул или
функций.

Данные в ячейках таблицы
могут относиться к одному из следующих типов: текст, числа, даты, формулы и функции.

Текст 
последовательность букв, иногда цифр или некоторых специальных символов.

Числа могут
включать цифры и различные символы: знак процента, знак мантиссы, круглые
скобки, денежные обозначения, разделители и др. Например: 5; 3,14.

Дата и
время
 вводятся
в ячейки электронной таблицы как числа и выравниваются по правому краю.

Формулой в
электронной таблице называют алгебраические и логические выражения. Формулы
всегда начинаются со знака равенства (=) и вводятся в латинском регистре.
Например: =А5*2/В1

Функция представляет
собой программу с уникальным именем, для которой пользователь должен задать
конкретные значения аргументов. Функции могут вводиться в таблицу в составе
формул либо отдельно. Например, функция суммирования имеет вид =СУММ(А1:А2)

Аргументами функции
могут быть: числа; ссылки на ячейки и диапазоны ячеек; имена; текст; другие
функции; логические значения и др.

MS Excel содержит более 400
встроенных функций. Имена функций можно набирать в любом регистре – верхнем или
нижнем. Для облегчения работы с встроенными функциями используется Мастер
функций.

Приоритеты выполнения арифметических действийВ формулах
используются следующие знаки арифметических операций:

сложение +

вычитание –

умножение *

деление /

возведение в степень ^

Для изменения порядка
арифметических действий используются круглые скобки.

«Форматирование
элементов таблицы.
Формат числа»

Форматированием называется
изменение внешнего оформления таблиц и данных в них.

Важно! Excel различает
форматирование всей ячейки и форматирование содержимого ячейки.

К форматированию ячеек относится: изменение шрифта
содержимого ячеек, выравнивание данных в ячейках, представление чисел в разных
форматах, оформление границ ячеек, и т.д. Для того чтобы изменить
формат ячейки
 необходимо
щелкнуть на ней и выполнить команду Формат—Ячейки.
Появившееся диалоговое окно Формат Ячеек, позволит изменить формат
всей ячейки.

Для выравнивания данных следует:

·        
щелкнуть на форматируемой ячейке или выделить диапазон ячеек,
содержащих выравниваемый текст;

·        
выполнить команду Формат—Ячейки. На закладке Выравнивание установить опцию Переносить по словам, которая
позволяет располагать текст одной ячейки в несколько строк.

Формат ячеек: Выравнивание

Для оформления предварительно выделенных ячеек с
помощью рамок
 следует
выполнить команду Формат—Ячейки. На закладке Границаследует выбрать тип линии для
рамки, а затем щелкнуть на кнопке с нужным видом рамки. (Возможно поочередное
назначение нескольких видов рамок).

Для назначения цветного
фона
 предварительно
выделенным ячейкам необходимо выполнить команду Формат—Ячейки. На закладке Видвыбрать цвет фона ячеек и нажать
кнопку ОК.

Для изменения шрифта
предварительно выделенного
 текста
или числа, находящихся в нескольких ячейках, необходимо выполнить команду Формат—Ячейки. На закладке Шрифт следует указать тип
шрифта (Arial, Times New Roman и т. д.), начертание (жирный, курсив,
подчеркнутый), размер шрифта, цвет и т.д.

Для изменения формата
чисел
, находящихся в выделенном диапазоне ячеек необходимо
выполнить команду Формат—Ячейки. С помощью закладки Число можно установить один из
следующих форматов чисел: денежный, процентный, дата, текстовый и т.д.

Формат ячеек: Число

Представление числа
100 в разных форматах

Пояснения

Общий

100

Без использования специальных средств. Текст
выравнивается по левому краю, число по правому.

Числовой с двумя знаками после запятой

100,00

Числовой формат позволяет отображать любое
количество знаков после запятой с соблюдением правил округления

Денежный (в рублях)

100,00 р.

Знак денежной единицы («р.» и «) отображается
только в ячейке, в строке редактирования (формул) он отсутствует.

Денежный (в долларах)

$100,00

Дата

09.04.1900

MS Excel хранит даты в виде последовательных
чисел. По умолчанию дате 1 января 1900 года соответствует порядковый номер 1,
а 1 января 2008 года – 39448.

Процентный

10000,0%

В процентном формате число умножается на 100%

Экспоненциальный

1,00Е+02

E+02 означает 10 во 2-ой степени

Текстовый

100

Текстовый формат используется для ввода чисел
начинающихся с 0.

«Ошибки
в формулах в Microsoft Excel»

При проведении расчетов в
электронной таблице Microsoft Excel иногда в ячейках вместо ожидаемых значений
выводятся различные «непонятные» результаты. Сегодня мы попытаемся сделать их
для нас понятными.

Ячейки
заполнены знаками # # # # # # # # # #

Ячейка может заполняться
набором символов «решетки» (#) по одной из следующих причин:

1.   
ширина столбца недостаточна для размещения численного значения,
для которого установлен формат Числовой, Денежный или Финансовый. Такая
ситуация встречается, например, в ячейке, в которую скопирована формула из
другой ячейки, для которой был установлен один из перечисленных форматов. Для
исправления ошибки необходимо либо расширить ячейку, либо изменить формат
представления данных в ней;

2.   
ячейка содержит формулу, возвращающую некорректную дату или время.
Excel, например, не поддерживает даты до 1900 года  или отрицательные
значения времени. Увеличение ширины ячейки данную ошибку не исправляет.


Ошибка #ДЕЛ/0!

О
том, что делить на ноль нельзя, знают даже учащиеся начальных классов. Но тем
не менее такая ситуация в Excel встречается довольно часто. Например, на листе,
подготовленном для решения линейного уравнения вида ax + b = 0:

Решение линейного уравнения


— формула в ячейке B4, имеющая вид =–B3/B2,
вернет значение ошибки #ДЕЛ/0! в ситуации, когда значение коэффициента а в ячейке B2 еще не задано. Для
исключения вывода ошибки можно воспользоваться функцией ЕСЛИ, которая проверяет
наличие «неправильного» значения в ячейке B2:

=ЕСЛИ(B2=0; ««; –B3/B2) 
Данная формула выводит «пустое» значение (««),
если ячейка пустая или содержит 0; в противном случае выводится вычисленное
значение корня уравнения.

Другое решение заключается в использовании
функции ЕСЛИ для проверки существования любой ошибки. Следующая формула также
отображает «пустое» значение в случае получения ошибки любого типа:

=ЕСЛИ(ЕОШИБКА(–B3/B2); ««; –B3/B2) 
С особенностями функции ЕОШИБКА ознакомьтесь
самостоятельно.

Ошибка
Имя?
 

Как известно, в Excel можно использовать в формулах не только адреса отдельных
ячеек или диапазонов, но и их имена. Это облегчает понимание формул. Например,
вы согласитесь, что формула нахождения корня линейного уравнения, оформленная в
виде:
=ЕСЛИ(a=0; ««; –b/a)
— где a и b — имена ячеек, в которых задаются значения коэффициентов уравнения a и b соответственно, выглядит гораздо
понятнее приведенного ранее варианта.

Ошибка Имя? возникает в следующих случаях:

1.   
формула содержит неопределенное имя ячейки или диапазона. Здесь же
следует отметить одну особенность Excel. Если удалить имя какой-то ячейки или
какого-то диапазона, используемое в формуле, то в самой формуле оно останется
(казалось бы, Excel мог бы преобразовать имена в ссылки на соответствующие ячейки,
однако этого почему-то не происходит);

2.   
формула содержит текст, который Excel интерпретирует как
неопределенное имя. Например, ошибка в написании имени функции приводит к
отображению ошибки Имя?.


Ошибка #Знач!

Ошибка весьма
распространена и встречается, как правило, в следующих ситуациях.

1.    Формула
пытается провести операцию, используя некорректные данные (например, пытается
сложить число и текстовое значение). Если на листе в ячейке B7 (см. фрагмент
листа ниже) была записана формула =B3+B4+B5+B6, которая затем была
распространена (скопирована) на ячейки C7 и D7, то для приведенных исходных
данных в ячейке будет выведен результат #Знач! (ясно, что складывать числа и
текст нельзя).

результат #Знач!


Использование функции СУММ позволит найти сумму числовых значений в диапазоне,
в котором имеются и текстовые значения: =СУММ(D3:D6). Это означает, что в
ячейке B7 можно записать формулу =СУММ(B3:B6) и распространить (скопировать) ее
на ячейки C7 и D7.

2.   
В качестве аргументов функции использованы данные
несоответствующего типа (например, в функции ЕСЛИ вместо условия использовано
число или текст).

3.   
В качестве аргумента функции используется диапазон, тогда как
аргументом должна быть отдельная ячейка. Пример ошибочного оформления: =КОРЕНЬ
(A3:A6).

Ошибка
#Число!

Ошибка #Число! возникает в одном из двух случаев:

1) для функции,
использующей числовой аргумент, задан аргумент другого типа. Пример ошибочного
оформления: =КОРЕНЬ(И3);
2) формула содержит слишком большое или слишком маленькое значение. Excel
поддерживает величины в пределах от 1Е-307 до 1Е307 (от 10-307 до 10307).

Ошибка
#Ссылка!

Ошибка #Ссылка! возникает в
случае использования формулой ошибочной ссылки на ячейку. Данная ошибка может
встречаться в следующих ситуациях.

1.   
1. Ячейка, на которую ссылалась формула, была удалена. Например,
следующая формула отображает ошибку #Число!, если удалена строка 20, столбец A
или столбец B:
=A20/B20

2.   
Формула скопирована в новое место, где относительные ссылки на
ячейки становятся недействительными. Например, если формулу =A1–1 в ячейке A2
скопировать в ячейку A1, формула вернет ошибку #Число!, так как в ней будет
присутствовать ссылка на несуществующую ячейку.

3.   
Содержимое ячейки с формулой было вырезано (командой Правка  Вырезать) и затем
вставлено в ячейку, на которую ссылается формула.


В заключение заметим, что в случаях, когда результатом формулы является ошибка
любого из рассмотренных типов, а ширина столбца недостаточна для размещения
соответствующего сообщения, ячейка заполняется знаками «#».

01.12.2008

Используемая
литература:

1.   
Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная
концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург:
Питер.2000г.

2.   
Информатика. 5-11 класс. /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер,
2001

3.   
Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. ИКФ
«Сталкер»,1997

4.   
Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7
– 11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника» — Москва: ABF,1996

5.   
Ефимова О.В., Моисеева М.В., Ю.А. Шафрин Практикум по компьютерной
технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и
вычислительная техника» — Москва: ABF,1997

6.   
Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. М.:
Лаборатория базовых знаний, 2001

7.   
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней
школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002

8.   
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное
пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС:
Информ-Пресс, 1998

9.   
Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. М.: АСТ-ПРЕСС:
Информком-Пресс, 2001

10. 
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для
детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002

ПЛАН

урока производственного обучения

профессия «Оператор ЭВМ»

Тема:  «Окно программы MS Excel. Настройка общих параметров MS Excel.»

1. Образовательная цель

  • дать общее представление об интерфейсе окна  MS Excel и настройке параметров;
  • обеспечить усвоение навыков настройки параметров  окна MS Excel;
  • сформировать умения работать в MS Excel.

2. Развивающая цель

  • развивать у учащихся профессиональные интересы к выбранной профессии;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • развивать аккуратность, ответственность, собранности;

3. Воспитательная цель

  • воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
  • воспитывать у учащихся чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувство долга.

4. Методическая цель

  • расширение представлений об информационных технологиях

Основные понятие

  • электронная таблица
  • ячейка электронной таблицы
  • Книга  Excel

Оборудование и дидактическое обеспечение

  • ПЭВМ, ОС Windows XP, презентация урока, мультимедиапроектор, практическая работа, карточки-задания

Тип урока

  • Урок изучения нового материала

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный этап
  2. Вводный этап
  • Сообщение темы урока
  • Постановка целей урока
  • Актуализация опорных знаний
  • Объяснение материала урока с демонстрацией практических приемов
  • Закрепление изученного материала
  1. Основной этап
  • Выполнение практической работы
  • Отработка умений и закрепление знаний
  1. Заключительный этап
  • Сообщение о достижении цели урока
  • Разбор типичных ошибок
  • Выставление оценок
  • Домашнее задание

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

  1. Выявление отсутствующих учащихся
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  3. Инструктаж по технике безопасности.

ВВОДНЫЙ ЭТАП

Сообщение темы и задачи урока

Тема урока: «Окно программы MS Excel. Настройка общих параметров MS Excel.» (записать в тетрадь)

Постановка целей урока

На прошлом  занятии мы с вами закончили изучение одной из программ пакета Microsoft Office – текстового редактора Word. На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомство с  Microsoft Office и начнем знакомиться с редактором электронных таблиц Microsoft Excel.

Задачи

  1. Выяснить для чего служит редактор Excel.
  2. Изучить окно программы Excel.
  3. Научиться настраивать параметры редактора.
  4. Приобрести и отработать начальные навыки настройки и работы в Excel.

Объяснение нового материала

Редактор Excel служит преимущественно для работы с числами и выполнения с ними математических действий в электронных таблицах.

Мы с вами знаем о возможности создавать таблицы и производить в них расчеты, которая существует и текстовом редакторе. В чем же отличие таблиц  Word  от таблиц Excel?  Как правило, в текстовом редакторе создаются таблицы, которые содержат текст или числа, с которыми либо вообще не производится никаких математических операции либо производимые операции элементарны. Редактор Excel незаменим для создание таблиц, в которых необходимо производить сложные математические расчеты, изменять данные и получать результат не пересчитывая все заново, а лишь изменив формулу. Для примера продемонстрирую, как у нас в учебном процесс используются электронные таблицы. (учебные планы)

Так же мы столкнулись с ситуацией, что таблицы     Word   не всегда удобны, если необходимо совместить таблицы расположенные на нескольких листах, как например, в нашем расписании. Несмотря на то, что в     Word  существует возможность выравнивания высоты строк и ширины столбцов, разбиение ячейки на числитель знаменатель читается как добавление новой строки в результате чего равновесие сбивается. Редактор Excel позволяет не только выровнять указанные параметры, но и отразить совмещаемые таблицы на одном листе.(расписание)

Так же Excel позволяет строить диаграммы. В текстовом редакторе тоже существует функция создания диаграмм, но как мы с можем убедиться на примере диаграммы  Word  и диаграммы Excel принципиально отличаются. В    Word  это скорее схема (схематическая диаграмма), а в Excel  — это диаграммы, которые выражают и отображают те или иные зависимости.(диаграмма)

Мы познакомились лишь с некоторыми возможностями Excel, более подробно мы будем знакомиться на следующих занятиях, на сегодня одна из наших задач изучить окно редактора. Для этого мы в текстовом редакторе отобразим окно Excel и подпишем все его объекты. Тем самым мы повторим некоторые приемы работы в  Word   .

Один учащийся работает на компьютере с проектором, остальные на своих рабочих местах.

Окно Excel относится к стандартным, содержит обрамление и рабочее поле. Обрамление Excel мало отличается от окна Word  , в типовом варианте включает в себя строку заголовка, панели инструментов Стандартная и Форматирование, область задач, прокрутку. Отличительной особенностью является лишь строка формул.        

Строка формул предназначена для ввода в ячейку таблицы математического выражения. Она состоит из трех областей. Слева находится поле, в котором отображается имя выделенной ячейки таблицы. Во второй области находится кнопки команд ввода и отмены ввода математического выражения, а так же кнопка, открывающая список математических функции для вставки их в ячейку. Основную часть строки формул занимает текстовое поле для набора математического выражения.

Есть некоторые особенности в конструкции горизонтальной прокрутки окна Excel.Прокрутка состоит из двух частей: прокрутка корешков листов и для перемещения по рабочему полю.

Существенно отличается и рабочее поле.

Документ Excel называется книгой и после запуска открывается файл с условным именем Книга1.

Книга состоит из листов, который подобен листу тетради в клеточку. На пересечении строк и столбцов находятся ячейки в которых могут находится текстовые объекты, числа и формулы. По умолчанию Excel включает в Книгу 3 листа с условными именами Лист1 и т.д. Лист включает себя 256 столбцов и 65536 строк. Строки поименованы цифрами, а столбцы латинскими буквами. Каждой ячейке по умолчанию присваивается условное имя состоящее из имени столбца и строки (А1). При необходимости имя можно изменить.

Строки и столбцы можно добавлять или удалять при этом количество их остается постоянным. Ячейки таблиц можно объединять, разбивать их как      нельзя.

Познакомимся меню Вид, которая позволяет нам удалять и восстанавливать строку формул и панели инструментов (список которых несколько отличается от  Word)

Познакомимся с настройками вида и общих параметров редактора. (СЕРВИС — ПАРАМЕТРЫ)

Познакомимся с создание новой книги (область задач)

Познакомимся с контекстным меню Листа

Познакомимся с выделением смежных и несмежных ячеек (Ctrl, Sift)

Познакомьтесь с изменением размера столбцов и строк (отображать самостоятельно)

Познакомьтесь с копированием ячеек и выравниваем по содержимому двойным щелчком

Познакомьтесь меню ОКНО (новое, разделить, расположить)

2. Закрепление изученного материала (письменный опрос)

Вопросы:

  1. Как запустить Excel? (ПУСК-ПРОГРАММЫ- Microsoft Office –  Microsoft Office — Microsoft Excel.
  2. Для чего служит редактор Excel? (для работы с числами, выполнения с ними математических действий, построения графиков и диаграмм)
  3. Под каким условным именем сохраняется документ Excel? (Книга)
  4. Какая кнопка дает возможность выделить несмежные строки и столбцы? (Ctrl)
  5. При помощи чего можно удалить, добавить или переименовать лист? (при помощи контекстного меню)
  6. Как называется строка, предназначенная для ввода в ячейку таблицы математического выражения? (строка формул)
  7. Можно ли разбить ячейку в Excel? (нет)
  8. Из чего состоит условное имя (адрес) ячейки? (из имени строки и имени столбца)
  9. Где располагается кнопка команды Выделить все? (в левом верхнем углу)
  10. Какая команда позволяет просматривать несколько областей таблицы? (ОКНО-РАЗДЕЛИТЬ)

Проверка учащимися работ своих одногруппников и выставление оценок.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

1.Самостоятельная практическая работа.

Самостоятельное выполнение практической работы.

2. Самостоятельная работа по карточкам для отработки умений и закрепления знаний

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Сообщение о достижении цели урока

Разбор типичных ошибок

Выставление оценок

Домашнее задание :  конспект, отработка навыков настройки редактора Excel.

Цели:


  1. Повторить основные элементы программ,
    предназначенных для работы с OS Windows 95/98.
  2. Познакомить учащихся с основными понятиями
    электронной таблицы.
  3. Освоить основные приемы заполнения и
    редактирования электронных таблиц.
  4. Усвоить способы сохранения и загрузки
    электронных таблиц.
  5. Вырабатывать навыки самостоятельной работы.
  6. Проверить знания учащихся, полученные в
    результате выполнения лабораторной работы.

По итогам занятия учащиеся должны знать:

  • способы загрузки программы MS Excel;
  • основные понятия электронной таблицы;
  • основные приемы заполнения и редактирования
    электронных таблиц;
  • способы сохранения электронных таблиц;
  • способы загрузки электронных таблиц;
  • основные возможности MS Excel.

Учащиеся должны уметь :


  • загружать MS Excel через главное меню программы
    Windows 95/98;
  • создавать ярлык для загрузки MS Excel;
  • находить загружаемый файл Excel.exe;
  • вводить и изменять данные в ячейке;
  • пользоваться приемами упрощения наборы
    формулы.

Формы работы: Индивидуальная работа
учащихся, групповая форма работы.

План урока

I Организационный момент время 15 мин
II Объяснение нового материала время 30 мин
III Закрепление пройденного
материала
время 20 мин
IV Контроль усвоения темы время 15 мин
V Поведение итогов время 5 мин
VI Задание на дом время 5 мин

Ход урока

I Организационный момент

Объяснение учителя.

Мы с вами закончили изучение темы MS Word.
При изучении этой программы мы встречались с
таким понятием, как таблица. Учились заполнять
таблицы. Наверное, вы заметили, что данные,
представленные в табличной форме воспринимаются
легче. Например, посмотрите на эту таблицу :

Подарочные
наборы

Название конфет

Стоимость 1 кг

Количество кг

Всего

1

Ласточка

300

1

300

2

Мишка

400

2

800

3

Весна

500

3

1500

     

Итого:

2600

Здесь сказано, что конфет Ласточка
было куплено 1 кг на 300 тенге

Мишка – на 800 тенге, Весна на 1500 тенге. И
подсчитана сумма, потраченная на покупку. Но если
вместо 1 кг конфет Ласточка нам надо будет купить
2,5 кг, все данные придется пересчитывать. Это
неудобно.

Поэтому, для проведения вычислений в
таблице была создана программа MS Excel.

Итак, программа MS Excel создана для
обработки электронных таблиц.

Сегодня мы начнем изучение этой темы.
Применение этой программы очень разнообразно.

Нет ни одного человека, который, умея
работать на компьютере не знал или не хотел бы
знать об этой программе.

Приведем пример рутинного труда
бухгалтера: каждый месяц ему приходится
составлять огромную таблицу, в которой из месяца
в месяц повторяются громоздкие вычисления.
Программы MS Excel позволяет свести эту работу к
минимуму. Начисление зарплаты довольно
упрощается. Достаточно один раз составить
таблицу и затем ежемесячно вносить изменения, а
программа будет автоматически пересчитывать
результаты.

Постановка задачи: Посмотрите
на листы с лабораторной работой, которые лежат у
вас на столе. Внимательно прочитайте задание на
первой странице, которое записано перед
рамочкой: Запиши в тетрадь.

В конце занятия все, что помещено в
рамочку, должно быть записано у вас в тетради.

То есть, материал из трех рамочек будет
составлять основу теста, который вы напишите по
окончании лабораторной работы (контрольный лист
– Приложение 1).

В лабораторной работе после первой
рамочки предлагается задание для совместной
работы. Вы можете ответить на вопросы и проверить
правильность ответов друг у друга. (Варианты
правильных ответов помещены рядом, но это не
значит, что надо сразу же к ним обращаться.
Сначала проверьте себя, а затем проверьте
правильность своих ответов.)

Я вам советую максимально
самостоятельно (без подглядывания) ответить на
вопросы.

Приступайте к выполнению лабораторной
работы. Если будут возникать трудности –
поднимите руку, я подойду и отвечу на ваши
вопросы.

II Объяснение нового материала

III Закрепление пройденного материала

Выполнить самостоятельно задание
“Подарочный набор”:
Вы – заведующий детского
садика. Вам надо сформировать подарки к Новому
году. В подарок должны войти конфеты, которые
перечислены в таблице. Их стоимость тоже
известна и изменению не подлежит. Вам надо
уложиться в 10000 тенге. Изменяя только данные
столбца С (от С4 до С7), добиться в итоге суммы в 10000
тенге. Начальное количество конфет в кг:
“Ласточка” – 1, “Мишка” – 2, “Весна” – 3,
“Гусиные лапки” – 4.

IV Контроль усвоения темы

Учащимся предлагается выполнить
задания на контрольных листах.


Нужно вписать в прорези правильные
ответы. Затем подписать работы: Указать свою
Фамилию, Имя, класс, Вариант.

V Поведение итогов

Учитель подводит итоги по проведению
лабораторной работы.

В ходе выполнения лабораторной работы
ученики, которые правильно и быстро справились с
заданием получают оценки. После выполнения
задачи по комплектации подарочных наборов
проводится проверка работ и выставление оценок.
За ответы по вопросам контрольного листа, оценки
объявляются на следующем уроке.

VI Задание на дом

Для домашней работы учащимся предлагается
рейтинговая контрольная работа.

За правильное выполнение задачи ученик
получает определенное количество баллов. если
ученик хочет получить 5 баллов за домашнюю
работу, то ему нужно решить либо 1 задачу на 5
баллов, либо первое задание и третье, либо второе
и третье, то есть ученик сам распределяет свои
силы.

Раздаточный материал для учащихся:

Лабораторная работа “Табличный
процессор Microsoft Excel

При работе с большим количеством информации
большую роль играет наглядность отображения
данных и необходимость быстро производить
вычислительные операции с этими данными. Поэтому
часто для работы информацию представляют в виде
таблицы.

Запиши в тетрадь:

! Программа Microsoft Excel предназначена для
обработки электронных таблиц.


! Основные возможности программы:


  • проведение различных высчислений с
    использованием формул и функций;
  • возможность исследования характера изменений
    данных;
  • возможность выбора данных по какому – либо
    признаку;
  • построение графиков и диаграмм.

Способы запуска программы:

1. Через главное меню программы: Пуск/Программы/
Microsoft Excel

2. Найти загрузочный файл этой программы Еxcel.exe
и запустить его. Поиск можно произвести командой
Пуск/Поиск/…

3. Для быстрого запуска программы можно
создать на рабочем поле ярлык этой программы.

4. Сделать двойной щелчок по значку документа,
созданного в программе Microsoft Excel.

Посмотрите на внешний вид экрана MS Excel. Его
внешний вид похож на внешний вид программы MS Word.

Попробуй вспомнить за что отвечает каждый из
обозначенных значков и тихо обсуди ответы с
рядом сидящим товарищем.

Проверьте свои ответы:


1 – системный значок;

2 – строка заголовка;

3 – строка меню;

4 – панель форматирования;

5 – панель стандартная;

6 – рабочая область;

7 – строка состояния;

8 – полосы прокрутки;

9 – кнопка “свернуть” рабочую книгу;

10 – развернуть рабочую книгу;

11 – развернуть программу MS Excel;

12 – закрыть рабочую книгу;

13 – закрыть программу MS Excel

Запиши в тетрадь:

Рабочей книгой называют файл с расширением .XLS.
Каждая рабочая книга может содержать от одной
до 255 рабочих листов. На рисунке они
накладываются один на другой. Поэтому виден
только 1 рабочий лист, а от следующих нам видны
только ярлычки.

Каждый рабочий лист имеет стандартное имя-ярлык:
«Лист 1» … «Лист n», которое может быть
изменено по желанию пользователя. Рабочий лист
состоит из строк и столбцов. Строки
нумеруются от 1 до 65536. Столбцы обозначаются
односимвольными и двухсимвольными буквами
латинского алфавита: A, B, C, … AA, AB, … AZ, … IV. Всего
на рабочем листе располагается 256 столбцов.

!Пересечение строки и столбца
называется ячейкой (клеткой).

Каждая ячейка имеет адрес, заданный
заголовком столбца и строки, например: A45, DF4567.
Поэтому на рабочем листе может находиться 16 млн.
ячеек.

Ячейка, на которой стоит курсор,
называется текущей ячейкой.

Диапазон ячеек (блок) – прямоугольная
часть таблицы Excel. Например, А2:В6

Способы перемещения по рабочей книге.

Попробуйте понажимать на стрелки “вправо”,
“влево”, “вверх” и “вниз”. Обратите внимание,
как меняется внешний вид рабочего листа. Нажмите
на клавиши “Page Up” и “Page Down”. Вновь обратите
внимание на происходящие изменения на экране.

Попробуем создать таблицу, похожую на
ту, что изображена на рисунке ниже:

Введите в В1 текст WebСтраница;
А3 –Годовой доход, А5 – Прирост оборота, А6 –
Реклама, А7 – Покупка модема, А8 – Оплата
Web-дизайнера, А9 – Оплата Web-мастера, А11 – Годовая
эффективность.

Вы видите, что текст не входит в размер
ячейки. Выделите ячейки от А1 до А11. Выберите Формат
/ Столбец / Автоподбор ширины
.

Автоподбор ширины можно сделать и
потом уже после ввода текста во все ячейки, но их
надо будет предварительно выделить: выделите
ячейки от А1 до D11 и выберите Формат / Автоподбор

В диалоговом окне представлены
различные форматы. Выберите к примеру
Классический1. Нажмите ОК. Выделите ячейки от А1
до D1. Обозначить этот диапазон можно так: (А1:D1)
Выберите Ж на панели инструментов
Форматирование и он станет набран полужирным
шрифтом. Щелкните на ячейке А1 и перетащите указатель
мыши
вправо до конца таблицы. Сделайте так,
чтобы текст в столбце отображался по центру,
шрифт Courier New, размер шрифта – 10, начертание ячеек
А3 и А11– Полужирное.

Прирост оборота от создания Web –
страницы намечается в размере 10%.

Использование рекламы на данной
странице принесет тоже 10% от Прироста оборота.
Покупка модема обойдется в 14800 тенге. Зарплата
дизайнера – 6000, а мастера – 5000. Следовательно,
при расчете Годовой эффективности
необходимо сложить Годовой прирост, Доход от
рекламы, вычесть затраты на покупку модема,
зарплату дизайнеру и мастеру.

! ВВОД ФОРМУЛ НАЧИНАЕТСЯ СО ЗНАКА =.

Введите формулы согласно рисунка справа.

Сохраните файл в папке “Мои
документы” под именем “Web-страница”: Файл /
Сохранить / найти папку “Мои документы” и
введите имя файла Web-страница. Закройте
программу MS Excel: Файл / Выход.

Войдите в программу MS Excel: Пуск /
Программы / Microsoft Excel. Откройте файл Web-страница: Файл
/ Открыть / Web-страница.

Добавим заголовок “Годовая
эффективность использования Web – страницы”. Для
этого вставим строку 1. Щелкните по номеру строки
“1”. Строка выделится другим цветом. Вставка /
Строки. В ячейку А1 введите текст заголовка
“Годовая эффективность использования Web –
страницы”. Выделите ячейки А1 и В1. Щелкните на
кнопке “Объединить и поместить в центре” на
панели инструментов Форматирование. Произошло
слияние выделенных ячеек в одну. Эту же операцию
можно было произвести и другим способом:
выделить ячейки А1 и В1, нажать на правую кнопку
мыши, в контекстном меню “Формат ячеек”, вкладку
“Выравнивание”, поставить флажки около
“перенос по словам” и “объединение ячеек”. См.
рисунок.

На ярлычке после двойного щелчка
вместо надписи “Лист 1” введем название газеты
“Голос народа”.

Обратите внимание: для этой газеты
неэффективно использовать Web – страницу.

Рассмотрим второй вариант –
использование Web – страницы газетой “Спектр”.
Выделите всю таблицу с заголовком (А1:В12). Правка /
Копировать. Щелкните по ярлыку с надписью
“Лист2”. Установите курсор в клетке А1. Правка /
Вставить. На ярлычке после двойного щелчка
вместо надписи “Лист 2” введем название газеты
“Спектр”. Для выделенной таблицы выполните
действия: Формат / Автоформат / Финансовый2. В
ячейку В4 – 500 000.

Обратите внимание: для этой газеты
эффективно использовать Web – страницу.

Автоформат / Финансовый2. В ячейку В4 –
500 000.

Обратите внимание: для этой газеты
эффективно использовать Web – страницу.

Получается, что изменение значения в ячейке В4
автоматически изменило значения во всех
остальных ячейках столбца В.

Рассчитаем годовую доходность для
вашей газеты для этого наведите курсор так, как
показано на рисунке:

Выделиться вся таблица. Щелчок по
значку “Копировать” на панели Форматирования.
Щелкните по ярлыку с надписью “Лист3”.
Установите курсор в клетке А1. Щелчок по значку
“Вставить” на панели Форматирования. На ярлычке
после двойного щелчка вместо надписи “Лист 3”
введем название вашей газеты. Изменяя значение
только ячейки В4 добейтесь того, чтобы
эффективность была равна 0, затем 15 000.

Задание: Вы – заведующий
детского садика. Вам надо сформировать подарки к
Новому году. В подарок должны войти конфеты,
которые перечислены в таблице. Их стоимость тоже
известна и изменению не подлежит. Вам надо
уложиться в 10 000 тенге. Изменяя только данные
столбца С (от С4 до С7), добиться в итоге сумму в 10 000
тенге. Начальное количество конфет в кг.:
“Ласточка” – 1, “Мишка” – 2, “Весна” – 3,
“Гусиные лапки” –4.

Сделай самостоятельно.

После того, как вы введете формулу в ячейку D4,
сделайте ячейку D4 активной и, добившись того, что
правый нижний угол прямоугольника примет вид
крестика, удерживая левую кнопку мыши перетащите
курсор до ячейки D7. Это позволит автоматически
скопировать формулы

Запомни, изменять можно только данные
столбца С.

Запиши в тетрадь:

Способы выделения диапазона:

Одного диапазона:


  1. Выделить ячейку, являющуюся углом выделяемого
    диапазона, а затем, удерживая клавишу Shift
    щелкнуть ячейку диагонально противоположную.
  2. Выделить ячейку, являющуюся одним из углов
    диапазона, а затем, удерживая левую клавишу мыши
    выделить диапазон.

Выделение несмежных диапазонов:

Выделить один из диапазонов, а затем
выделять все следующие диапазоны с нажатой
клавишей Ctrl.

Выделение рабочего листа:

Щелкнуть кнопку, находящуюся в левом верхнем
углу рабочего листа на пересечении заголовков
строк и столбцов, или клавишами Ctrl + Shift + пробел.

Редактирование данных в ячейке одним из
следующих способов
:

  1. Двойной щелчок по ячейке.
  2. Нажать клавишу F2.
  3. С помощью строки формул (одинарный щелчок по
    данным в строке формул).

Рейтинговая домашняя работа.

Вам надо набрать максимум 5 баллов. Для
этого можно решить те задачи, которые
соответствуют в сумме той оценке, которую Вы бы
хотели получить за домашнюю работу.

1. В какие ячейки следующих таблиц заносятся
числа, а в какие – формулы? Если есть несколько
вариантов ответов, то рассмотреть их все (а – 1
балл, б – 1 балл).

А)

  А В С
1 Цена единицы товара Количество товара Стоимость
2      

Б)

  А В С
1 Длина пути Скорость Время в пути
2      

2. В какой из таблиц предыдущей задачи (а или б)
могут быть введены выведены следующие числа в
режиме отображения значений? (2 балла)

  А В С
1 ? ? ?
2 150 30 5

3. Найти высоту трапеции, если известны её
основания (5см и 3 см) и площадь (4 кв. см). В какие
ячейки таблицы заносятся числа, а какие –
формулы? Заполнить таблицу исходными данными и
формулами (3 балла).

  А В С D
1 А – основание трапеции В – основание трапеции Н – высота трапеции S – площадь трапеции
2        

4. Придумать и сформулировать условие задачи,
для решения которой можно использовать
следующую таблицу (5 баллов).

 

А

В

1

15

=А1/А4*100

2

30

=А2/А4*100

3

10

=А3/А4*100

4

=А1+А2+А3

 

Список использованной литературы

1.  Информатика: 10 – 11 класс / Под ред.
Н.В.Макаровой. СПб: Издательство “Питер”, 2000.

2.  Информатика: Практикум по технологии
работы на компьютере / Под ред. Н.В.Макаровой. М.:
“Финансы и статистика”, 2000

Министерство образования и науки Республики Дагестан

ГБПОУ РД «ППК им.М.М.Меджидова»

Разработал:

Омаров О.М.,

преподаватель информатики

ГБПОУ РД «ППК им.М.М.Меджидова»

Избербаш 2021

Урок информатики по теме «Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы. «.

Тема и номер урока в теме: Тема: «Табличные вычисления на компьютере», Урок 3 (из 10).

Базовый учебник: «Информатика — базовый курс», Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л.

Цель урока:

Цели обучения:

  • освоить новые знания по теме “ Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы”;

  • развить навыки работы в среде табличного процессора,

  • развивать интерес к решению задач,

  • сформировать навыки самостоятельной работы,

  • составления с помощью компьютера электронных документов,

Цели воспитания:

  • воспитание интереса к изучаемому материалу,

  • развитие познавательного интереса,

Цели развития:

  • развитие логического мышления, памяти, внимательности.

Цели познавательные:

  • повышение интереса к занятиям информатикой,

  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Задачи:

  • обучающие: изучение новых понятий и определений по теме “ Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы. Правила заполнения таблицы”; совершенствование навыков работы с текстовыми, графическими редакторами и электронными таблицами; стимулирование учащихся к созданию новых проектов в сфере информационных технологий;

  • развивающие: развитие коммуникативных навыков и технических умений; развитие умения оценивать результаты выполненных действий; развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;

  • воспитательные: воспитание добросовестного отношения к труду и ответственности; воспитание уверенности в своих силах.

Тип урока: изучение нового материала, урок целевого применения изученного.

Необходимое техническое оборудование:

  • персональные компьютеры;

  • операционная система Windows;

  • мультимедийный проектор и интерактивная доска;

  • пакет программ Microsoft Office;

  • Учебник: «Информатика — базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л.

План урока:

  • Организационный момент. Вступление учителя;

  • Объяснение новых понятий- составление конспекта;

  • Техника безопасности;

  • Практическая работа на закрепление;

  • Физкульминутка;

  • Вопросы учеников

  • Домашнее задание.

  • Подведение итогов. Выставление оценок.

  • Рефлексия.

Ход урока.

1.Актуализация знаний. (3-4 мин)

Объяснение нового материала учителем сопровождается демонстрацией слайдов презентации, подготовленной в программе MS PowerPoint. На слайдах представлены основные понятия изучаемой темы.

(Слайд1) Вступительное слово учителя: « Чтобы обрабатывать большое количество информации, необходимо представить ее в удобной форме. Таблица – это наиболее удачный вид расположения информации и сегодня мы начнем изучать электронные таблицы: узнаем для чего они нужны, где их используют.

Внимательно смотрим презентацию и слушаем в конце будет «аукцион» оценку «5» продадим самому внимательному ученику.

(Слайд 2) Электронные таблицы используются в компьютерной технологии около 40 лет.

Идея создания электронной таблицы возникла довольно давно – в 1979 г. Первая электронная таблица предназначалась для рационализации скучных экономических вычислений и не отличалась разнообразием функций. Времена шли, один табличный процессор сменялся другим, более совершенным, и к настоящему времени наиболее популярным стал табличный процессор Excel, разработанный компанией Microsoft

Microsoft Excel (входит в пакет Microsoft Office) и

Calc (модуль электронных таблиц OpenOffice.org).

2.Формирование новых понятий. (25 мин)

У каждого ученика конспект с пропусками. При изучении нового материала учащиеся вписывают пропущенные понятия.

Далее работа по презентации:

(Слайд 3) 1. Электронные таблицы или Табличные процессоры – это прикладные программы, предназначенные для работы с числами (данными) представленные в табличной форме

(Слайд 4) 2. Какие программы позволяют работать в ЭТ?- Microsoft Excel, OpenOffice.orgCalc .

(Слайд 5) 3. Где располагаются эти программы на компьютере?- Пуск àВсе программыà Microsoft Office à Microsoft Office Excel 2007

(Слайд 6-9) 4. Рабочее окно ЭТ имеет структуру такую же как и окна других приложений ( Вспомним основные элементы всех приложений)

Основные элементы ЭТ: строка, столбец, ячейка, активная ячейка, адрес ячейки, лист, книга, Автосумма. (Ученики отмечают в своих конспектах эти элементы).

Книги и Рабочие листы можно переименовывать

(Слайд 10) 5.Основные операции над элементами ЭТ: удаление и вставка. Основные операции с элементами ЭТ это удаление и вставка. Эти команды находятся в меню Ячейки, которые позволяют:

Вставить ячейки, строку, столбец, лист;

Удалить ячейки, строку, столбец, лист;

(Слайд 11-14) 6. Основными информационными объектами, обрабатываемыми электронной таблицей, являются следующие типы данных:

Числа: целый, дробный, процентный, экспоненциальный. Специальный вид: дата, время, денежный. (Примеры в конспект).

Текст: буквы, цифры, пробелы, специальные знаки. (Выравниваются по левому краю ячейки). (Примеры текста в конспект).

Формулы: состоят из адреса ячеек, чисел и математических действий между ними. (Примеры в конспект).

(Слайд 15) 7. Как можно изменить внешний вид таблицы? Форматирование: границы, толщина и цвет линии; заливка ячейки, форматирование текста. Для этого используются команды раздела меню Шрифт

(Слайд 16) 8. Главное отличие ЭТ от таблиц на бумаге – При изменении данных в Электронной таблице, все зависящие от неё величины изменяются автоматически — ЭТ может постоянно меняться.

(Слайд 17) 9. Где используется ЭТ? – С помощью программы Microsoft Excel можно обрабатывать числовые данные, организованные в таблицы. С ее помощью можно выполнять сложные расчеты – экономические, инженерные

Математика: Для построения графика функции сначала строится таблица значений.

География: По статистическим данным строится диаграмма.

Физика: Результаты лабораторной работы.

В результате беседы получился опорный конспект по теме.

(Слайд 18)

3. Повторение техники безопасности.

(Слайд 19)

4.Формирование умений и навыков. (12мин)

(Слайд 20)

Практическая работа: памятки на столах, задание на рабочем столе вашего компьютера. Что непонятно поднимаем руку.

(Слайд 21)

( Проверка практической работы в ходе её выполнения)

Что было непонятно в ходе выполнения практической работы?

5. Гимнастика для глаз.

(Слайд 22-26)

6. « Аукцион»
(Слайд 27) Первый слайд презентации был оформлен рисунком шахмат и морской бой. Какое отношение эти картинки имеют к нашей теме урока

Ответ на вопрос — в игре «Морской бой», шахматах и в ЭТ используется один и тот же способ обозначения местоположения корабля, шахматной фигуры и ячейки в ЭТ.

8. Подведение итога урока.

(Слайд 28) Выставление оценок.

9. Домашнее задание: повторить конспект. Пункт 18..
(Слайд 29) 10. Рефлексия

-Выскажи своё мнение об уроке фразой начинающейся словами с экрана

-Дорисуй этот вариант на лице информатика.

«Итак, друзья мои, пора нам оценить самих себя,
А также в целом весь урок.
Чтоб это сделать каждый смог,
В портрете важную деталь дорисовать необходимо».

Коль удался урок на диво,
Пускай наш информатик улыбнется,
Ведь тот, кто весел, тот смеется!
Коль не понравился урок,
Улыбка прочь — рот на замок…

Поднимите вверх улыбающихся человечков. Сколь нас?

Прикрепите на доску своих человечко.

Спасибо за урок.

Опорный конспект по теме: « Электронные таблицы»

1. Электронные таблицы или Табличные процессоры — это___________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие программы позволяют работать в ЭТ?- Microsoft Excel, OpenOffice.orgCalc .

3. Где располагаются эти программы на компьютере?- Пуск àВсе программыà Microsoft Office à Microsoft Office Excel 2007.

4. Основные элементы рабочей области ЭТ-

_____________________________________________________________________________________________

5. Основные операции над элементами ЭТ — ____________________ Эти команды находятся в меню Ячейки.

6. Основные типы данных, хранящихся в ячейках ЭТ:

    1. _________________________________________________

    2. _________________________________________________

    3. _________________________________________________

Нельзя

7. Как можно изменить внешний вид таблицы? Изменить_____________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Для этого используются команды раздела меню Шрифт

8. Главное отличие ЭТ от таблиц на бумаге — При изменении данных в Электронной таблице, все зависящие от неё величины изменяются автоматически . ___________________________________________________

9. Где используется ЭТ?

Математика: Для построения графика функции сначала строится таблица значений.

География: По статистическим данным строится диаграмма.

Физика: Результаты лабораторной работы.

ПЛАН УРОКА

Дата: ___________

Тема урока: Табличный процессор Microsoft Excel для Windows.

Цель:

  • ознакомить учащихся с основными понятиями и назначением электронной таблицы, освоить основные приемы заполнения и редактирования электронных таблиц; научиться сохранять и загружать электронную таблицу Excel;

  • формировать навыки введения и редактирования числовой и текстовой информации, работы с файлами электронных таблиц (книгами);

• развивать навыки самоорганизации, информационную компетентность учащихся;

• воспитывать аккуратное отношение к компьютерной технике, взаимовыручку.

Тип урока: усвоение новых знаний с элементами практикума

Методы обучения: лекция с элементами беседы, работа в команде, кооперативное обучение; работа в парах.

Оборудование: персональный компьютер, опорный конспект, локальная сеть, карточки с заданием.

Структура урока

1. Организационный момент 2хв.

2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 5хв.

3. Мотивация учебно-познавательной деятельности 2хв.

4. Изучение нового материала 12хв.

5. Систематизация и закрепление новых знаний 5хв.

6. Практическая работа с использование ПК 15хв.

7. Итог урока 2хв.

8. Домашнее задание 2хв.

Ход урока

1. Организационный момент

1. Приветствие, проверка присутствующих.

2. Сообщение темы и цели урока.

Преподаватель: Здравствуйте, садитесь. Дежурный, доложите, кто отсутствует в группе и по какой причине.

Преподаватель: Сегодня на уроке мы повторим сведения о текстовом редакторе, изучим табличный процессор, электронные таблицы, их применение на практике.

Целью нашего урока является овладение навыками введения и редактирования числовой и текстовой информации при построении электронных таблиц, работа с книгами (файлами), формирование информационной компетентности.

2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Преподаватель: На прошлом уроке мы изучили тему «Текстовый редактор». Предлагаю Вам ответить на вопросы кроссворда и повторить изученное.

За правильный ответ вы получаете «мышку» красного цвета (1балл). У вас на партах лежит оценочная таблица, в ходе урока вы будете вносить свои результаты, в конце урока подсчитав сумму, это и будет оценка за урок.

Вопросы к кроссворду на тему: «Текстовый редактор Word»

1. Команда для внедрения объекта (Вставка)

2. Для поворота листа меняется ………. страницы (Ориентация)

3. Часть памяти, выделяемая программным обеспечением для временного хранения информации (Буфер)

4. Команда для проверки введенного текста на ошибки (Правописание)

5. Информация, которая повторяется на каждой странице документа (Колонтитул)

6. Один из основных элементов форматирования текста (Абзац)

7. Действия, изменяющие параметры шрифта, интервал, выравнивание, стиль и т.п. (Форматирование)

Кроссворд «Текстовый редактор Word»

1

в

с

т

а

в

к

а

2

о

р

и

е

н

т

а

ц

и

я

3

б

у

ф

е

р

4

к

о

л

о

н

т

и

т

у

л

5

п

р

а

в

о

п

и

с

а

н

и

е

6

а

б

з

а

ц

7

ф

о

р

м

а

т

и

р

о

в

а

н

и

е

Преподаватель: Молодцы! Вы правильно отгадали кроссворд и прочли зашифрованное слово. Это слово «ТАБЛИЦА».

Мы с вами изучили построение таблиц в текстовом редакторе Word, тему вы усвоили на достаточном уровне, а теперь научимся строить и редактировать таблицы в табличном процессоре Excel.

Ребята, не забывайте записать результаты в оценочную таблицу.

Преподаватель: А сейчас мы переходим к изучению новой темы

Я напоминаю тему урока: «Табличный процессор Microsoft Excel для Windows», т.е. эта программа предназначена для построения таблиц

3. Мотивация обучения

Преподаватель. Вы будущее повара, знания табличного процессора облегчит ваш труд по созданию и заполнению калькуляционных карт и тех документов, где необходимы расчеты для осуществления вашей профессиональной деятельности.

Преподаватель: Кроме профессиональной деятельности, где еще применяется табличный редактор?

Учащиеся:

  • бухгалтерские и инженерные расчеты;

  • Статистическая обработка данных.

Преподаватель: Табличный процессор позволяет не только создавать таблицы, но и автоматизировать обработку табличных данных. С помощью электронных таблиц можно выполнять различные экономические расчеты, а также строить разного рода диаграммы, проводить сложный экономический анализ, моделировать и оптимизировать решение различных хозяйственных ситуаций и т. д.

4. Изучение нового материала

Преподаватель: Итак, вы правильно назвали те сферы деятельности, в том числе и профессиональной, где применяется табличный редактор, убедились в том, что эти знания необходимы вам в вашей практике. Давайте обратимся к изучению данного вопроса. Для начала — историческая справка о возникновении табличного редактора, которую подготовил учащийся _____________________________.

Учащийся: Зачитывает историческую справку: «Начало создания электронных таблиц было положено в 1979 году, когда два студента Дэн Бриклин и Боб Френкстон, на компьютере Apple II создали первую программу электронных таблиц, которая получила название VisiCalc от Visible Calculator (наглядный калькулятор). Основная идея программы заключалась в том, чтобы в одну ячейку помещать числа, а в других задавать закон их математического превращения. Эта идея определила целый класс программ, которые теперь принято называть табличными процессорами. VisiCalc получила широкое распространение как первая электронная таблица, однако быстро уступила свои позиции Lotus 1-2-3, а впоследствии Excel — эта программа входит в состав Microsoft OFFICE и свободного табличного процессора StarOffice и OpenOffice.»

Преподаватель: Молодец, это было опережающее задание, ты с ним справился очень хорошо, получи свою «мышку».

Преподаватель Я предлагаю самостоятельно изучить новый материал. Для этого вы объединитесь в команды. Названия командам я придумала сама, они связаны с устройством и эксплуатацией компьютера

Каждой команде предлагаю изучить один вопрос

Команда №1 «Мышка» изучает вопрос: «Определение и назначение ЕТ».

Команда №2 «Информатик» вопрос: «Как загрузить Microsoft EXCEL? Вид экрана после загрузки EXCEL».

Команда №3 «Плотер» изучает вопрос: «Ввод и редактирование данных. Изменение данных».

Команда №4 «Модем» изучает вопрос: «Диапазон столбцов, диапазон строк. Ввод формул».

И, наконец, Команда №5 «Джойстик» изучает вопрос: «Построение диаграммы на основе созданной таблицы».

После выполнения заданий вы обменяетесь информацией с другими командами. Выступление от команды будет оценено определенным количество баллов, так что имейте виду: от полученных ответов зависят оценки всей команды.

Материал вы будете изучать по опорным конспектам, расположенным у вас на столе. Для изучения материала отводится 5мин.

Пока учащиеся готовятся, звучит музыка.

Преподаватель: Итак, время для изучения нового материала каждой командой закончилось. Выступление команд оценивается таким образом: за полный ответ -4балла, а за неполный -3балла.

Слово представителю команды №1. «Мышка»

Название EXCEL произошло от Executable Cells – исчисляемые ячейки. Электронные таблицы – это специальные программы, предназначенные для работы с данными разных типов в табличной форме. Электронная таблица — это объект прорабатывания, а табличный процессор — средство прорабатывания таких электронных таблиц.

Современные табличные процессоры являются интегрированными системами, потому что они содержат средства для работы с текстами, таблицами, графикой, а также разные дополнения для моделирования, анализа и прогнозирования.

В электронных таблицах информация организована в виде прямоугольной таблицы и занесена к ее клеточкам. В памяти ПК сохраняется большая электронная таблица на несколько сотен столбцов и несколько тысяч строк.

Все распространенные табличные процессоры позволяют:

  • создавать таблицы одноразового и многоразового пользования;

  • вводить, редактировать, форматировать данные разных типов: текст, числа, формулы;

  • использовать специальные расчеты (математические, статистические, бухгалтерские и другие);

  • прорабатывать табличные данные с помощью встроенных функций;

  • автоматизировать расчеты, причем в случае изменения исходных значений можно видеть, как изменяются расчетные, анализировать полученные результаты, что позволяет быстро получить множественное число разных вариантов решений одной той же задачи;

  • строить по данным таблицы разную графику и диаграммы;

  • взаимодействовать с системами управления базами данных;

  • находить и выбирать данные за определенными критериями;

  • в случае необходимости создавать текстовые документы;

  • печатать данные на бумаге.

Первые ЭТ появились в 1979 году.

Назначение.

ЭТ предназначены для экономистов, бухгалтеров, инженеров, научных работников – всех тех, кому приходится работать с большими массивами числовой информации.

Преподаватель: вы правильно дали определение ЕТ, их предназначение и сферу их использования.

Слово предоставляется команде №2. «Информатик»

Загрузка Microsoft EXCEL осуществляется так же, как и WORD:

Пуск → Программы → Microsoft EXCEL. Документы, которые создаются с помощью EXCEL, называются рабочими книгами и имеют расширение .XLS. Новая рабочая книга имеет три рабочих листа, которые называются ЛИСТ1, ЛИСТ2 и ЛИСТ3.

Вид экрана. Вид экрана стандартный для приложений WINDOWS:

  • Строка заголовка, в которой содержится название программы и текущего документа.

  • Строка меню с основными командами.

  • Панели инструментов – Стандартная, Форматирования и Строка формул.

  • Рабочее поле состоит из строк и столбцов. Строки нумеруются числами от 1 до 65536. Столбцы обозначаются латинскими буквами: А, В, С, …, АА, АВ, … , IV, всего – 256. На пересечении строки и столбца находится ячейка. Каждая ячейка имеет свой адрес: имя столбца и номер строки, на пересечении которых она находится. Например, А1, СВ234, Р55.

  • Слева и внизу экрана находятся полосы прокрутки. Слева от нижней полосы прокрутки находятся вкладки с названиями рабочих листов. Мы видим только кусок огромной таблицы, которая формируется в памяти ПК.

Преподаватель Молодцы, усвоили основной материал верно.

Что нам скажет команда №3. «Плотер»?

Представитель команды:

Рабочая книга — основной документ Excel. Рабочая книга состоит из отдельных рабочих листов, каждый из которых может содержать данные.

В EXCEL можно вводить следующие типы данных:

  • Числа.

  • Текст (например, заголовки и поясняющий материал).

  • Формулы.

Данные вводятся в ячейки.

Ячейка ЭТ — основной элемент ЭТ для хранения данных. Каждая ячейка имеет собственное имя (адрес), которое образуется из названий столбцов и номеров строк, на пересечении которых находится ячейка.

Для ввода данных нужную ячейку необходимо выделить.

Существует два способа ввода данных:

  • Просто щелкнуть в ячейке и напечатать нужные данные.

  • Щелкнуть в ячейке и в строке формул и ввести данные в строку формул.

Нажать ENTER.

Изменение данных.

  • Выделить ячейку → нажать F2 → изменить данные.

  • Выделить ячейку → щелкнуть в строке формул и изменить данные там.

Для изменения формул можно использовать только второй способ.

Преподаватель: Верно, хорошо.

Команда № 4 «Модем»

Диапазон столбцов – это вертикальная полоса таблицы. Она задается именами столбцов, ограничивающих её справа и слева. Например, диапазон В:Е – это вертикальная полоса шириной 4 столбца от В до Е включительно.

Диапазон строк – это горизонтальная полоса таблицы. Она задается номерами строк, ограничивающих её сверху и снизу. Например, диапазон 3:8– это горизонтальная полоса шириной 6 строк от третьей до восьмой включительно.

Блок ячеек – это прямоугольник, задаваемый адресом левой верхней и правой нижней ячеек. Например, блок В3:Е8 находится на пересечении вертикальной полосы В:Е и горизонтальной полосы 3:8 (он содержит 4х6 = 24 ячейки).

Ввод формул.

Формула – это арифметическое или логическое выражение, по которому производятся расчеты в таблице. Формулы состоят из ссылок на ячейки, знаков операций и функций. MsEXCEL располагает очень большим набором встроенных функций. С их помощью можно вычислять сумму или среднее арифметическое значений из некоторого диапазона ячеек, вычислять проценты по вкладам и т. д.

Преподаватель: Очень хорошо, молодцы!

Команда №5. «Джойстик»

С помощью Microsoft EXCEL можно создавать сложные диаграммы для данных рабочего листа.

Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или несколько значений одной величины.

EXCEL представляет 9 типов плоских диаграмм и 6 объемных типов диаграмм. Диаграмма может находиться на рабочем листе вместе с исходными данными или на отдельном листе диаграмм, который является частью книги. Диаграмма, которая находится на рабочем листе, называется внедренной диаграммой.

  1. Выделите диапазон, содержащий исходные данные и нажмите кнопку Мастер диаграмм (или выберите в меню Вставка команду Диаграмма). В результате появится окно мастера для построения диаграммы.

  2. Первое окно диалога мастера диаграмм предоставляет набор рисунков с типами диаграмм. Выберите необходимый тип диаграммы. Нажмите кнопку Далее.

  3. В третьем окне Мастера диаграмм устанавливаются различные параметры для создаваемой диаграммы.

  4. В последнем окне диалога Мастер диаграмм, для создания внедренной, установите переключатель в поле Поместить диаграмму на имеющемся листе. Нажмите кнопку «Готово».

Преподаватель: Я не сомневаюсь, что вы усвоили предоставленную вам информацию.

5. Систематизация и закрепление новых знаний

Преподаватель: Чтобы убедиться в этом, предлагаю вам участие в блицтурнире. Мой вопрос – ваш ответ. (каждый ответ блицтурнира оценивается в 1балл.)

  1. Microsoft Excel – это текстовый редактор? (Нет)

  2. С чего начинается формула в Excel? (=)

  3. Верите ли вы, что в программе Microsoft Excel возможно указание адресов в виде D4:D16? (Да)

  4. Возможно ли построить диаграмму Microsoft Excel? (Да)

  5. Можно ли из 100 страниц документа распечатать только 1? (Да)

Преподаватель: Теоретический материал усвоили хорошо, а теперь поработаем в группах по 2 чел., используя полученные знания на практике. Займите свои места за ПК.

Ребята, не забывайте о технике безопасности, напоминаю, что вы работаете с электронной аппаратурой, клавиатуру нажимать только пальцами и без усилий, соблюдаем осанку при работе на ПК, обо всех неисправностях и проблемах сообщайте преподавателю.

6. Практическая работа с использование ПК

Преподаватель рассказывает и показывает, как сделать таблицу с помощью программы Microsoft Excel и проектора.

Преподаватель: Смотрите внимательно и запоминайте.

  1. Необходимо запустить программу Microsoft Excel Пуск → Программы → Microsoft Offic→ Microsoft Excel.

  2. После того, как программа запустилась, Мы видим, что интерфейсы программ EXCEL и текстового редактора Word своей структурой очень похожи.

  1. Необходимо заполнить первый столбец (в ячейке А1 мы набираем № п/п)

  2. Переходим в ячейку В1 (с помощью «мышки» или стрелочек на клавиатуре → набираем текст с большой буквы Наименование, т.к. слово у нас большое, то нам необходимо расширить столбец. Для этого между столбцами В1и С1 необходимо курсор поставить так чтобы он поменялся с курсора на или выделяем столбец, заходим в Формат→Столбец→Ширина, в появившемся окне задаем ширину столбца).

  3. И, таким образом, вам заполнить следующие столбцы таблицы.

  4. После создания заголовка, необходимо заполнить таблицу

  5. В ячейки Е2 всего ставим = потом нажимаем (С2*D2, и нажать enter)

  6. После посторенние всей таблице необходимо сделать оформление таблицы, т.е. навести границы таблицы для этого необходимо выделить таблицу и нажать Формат→Ячейка появится диалоговое окно заходим в Границы и выбираем оформление таблицы, нажать ОК.

  7. После всех операций таблица готова

№ п/п

Наименование

Количество

Цена за 1кг

Всего

1

Окорочка куриные

10

22,50

225

Преподаватель: Вы, посмотрели, как необходимо строить таблицу, а теперь ваша очередь показать мне, как вы усвоили материал по построению таблицы.

Преподаватель на вашим системных блоках лежит задание, пожалуйста, приступайте к выполнению практического задания.

(Практическое задание оценивается в 4балла.) Время на практическое задание 15мин. (12мин учащиеся за ПК и 3мин на проверку преподавателем).

/практическая часть – набор таблицы на компьютере учащимися/

  1. Запустить Microsoft EXCEL

  2. Построить и заполнить таблицу

№ п/п

Наименование

Количество кг

Цена за 1кг

Всего

Вырезка свинины

10

45

Свиная грудинка

2

39

Шея свиная

15

65

Лопатка свиная

42

39

Телятина

2

55

Бедра куриные

48

25

Голень куриная

45

30

Фарш свиной

7

37

Печень куриная

10

29

Печень индюшиная

5,5

35

Грудка куриная

14

32

Пупки куриные

2

27,50

Ножки куриные

4

5,55

  1. На основании таблицы столбцов наименование и количество построить диаграмму Гистограмму

  2. Сохранить и сдать работу преподавателю

Преподаватель: Ребята время вышло, пора показывать работу. Прошу занять свои места.

7. Итог урока

Преподаватель: Сегодня на уроке, вы ознакомились с электронными таблицами, научились вводить и редактировать данные, вычислять сумму, оформлять таблицы, на основе данных строить диаграммы. (преподаватель выставляет оценки за урок).

8. Домашнее задание

  1. Информатика. Учебник

  1. Набрать таблицу, построить диаграмму круговая «Продажа блюд в кафе Корона»

Наименование товара

Продажа

1кв

2кв

Салат «Луганский»

25

12

Салат «Мясной»

12

45

Салат «Весна»

34

24

Салат «Шуба»

30

46

Салат «Греческий»

5

20

Салат «Цезарь»

26

23

Салат «Шапка Мономаха»

18

5

3. Составить кроссворд по теме: «Текстовый редактор Word», «Табличный процесор Excel»

9. Рефлексия

Дорисуй этот вариант на лице информатика.

«Итак, друзья мои, пора нам оценить самих себя,
А также в целом весь урок.
Чтоб это сделать каждый смог,
В портрете важную деталь дорисовать

необходимо».

Коль удался урок на диво,
Пускай наш информатик улыбнется,
Ведь тот, кто весел, тот смеется!
Коль не понравился урок,
Улыбка прочь — рот на замок…

Преподаватель: Сегодня вы все были активны на уроке. Спасибо за урок.

14

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Microsoft excel печать документа
  • Microsoft excel команда если
  • Microsoft excel перемещение по ячейкам
  • Microsoft excel количество строк
  • Microsoft excel параметры настройки