Microsoft excel для врача

Министерство
здравоохранения Саратовской области

Государственное автономное
профессиональное

образовательное учреждение

«Балаковский медицинский
колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО  ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

по
разделу
: «Организация
профессиональной

деятельности
с помощью средств
Microsoft Office»

на 4 час.

Тема:
«Применение табличного процессора 
Excel
для решения медицинских задач» .

Учебная
дисциплина:
«Информатика»

ПМ
06 Организационно-аналитическая деятельность

                 
Специальность: 31.02.01 «лечебное дело»

Курс
4

Балаково

2018
г.

 Методическая  разработка  
по учебной дисциплине  Информатика по разделу: «Организация профессиональной
деятельности  с помощью средств
Microsoft Office»
на тему: «Применение табличного процессора  
Excel
для решения медицинских задач» .

Автор:
Шаныгина Людмила  Григорьевна 
Балаково, 2018 г. —  
страниц — 21

Рецензент:
 преподаватель высшей квалификационной категории  

Балаковского
медицинского колледжа: Ростовская Т.А.

Содержание

1.Пояснительная записка

2.Технологическая
карта практического занятия

3.Распределение
рабочего времени на учебном занятии
:

4.Методические указания для студентов к практическому
занятию дисциплина: «Информатика»

5.Контролирующие задания

Вариант 1. Знакомство с электронными таблицами

Вариант 2. Ввод информации в электронные таблицы

Вариант3. Фрагменты таблицы. Относительная и
абсолютная адресация

6.Список рекомендуемой литературы

1.Пояснительная записка

Цель данной работы:  Понимание особенностей
использования математической модели в
Excel  для вычислений и построения диаграмм .

Актуальность темы: Будущему медику необходимо обладать
основными навыками работы с компьютером и с программами пакета
MS Office. Пособие  составлено  для
совершенствования учебного процесса, более эффективного усвоения знаний
студентами и формирования у них профессиональных компетенций.

Методическое  пособие практического
занятия предназначено для студентов дисциплины Информационные технологии в
профессиональной деятельности по специальности «Лечебное дело». Материалы
разработаны  в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности  «Лечебное
дело».

Занятие проводится в кабинете
Информатики. Бюджет времени на указанную тему составляет практическая часть –
180 минут.  В методических рекомендациях  отражены учебные, воспитательные и
развивающие цели, осуществляются межмодульные и внутридисциплинарные связи. Для
лучшего усвоения материала являются необходимыми знания и умения, полученные на
предшествующих и сопутствующих дисциплинах. 

На занятии предполагается проверка
знаний студентов, которые они получили на теоретических занятиях и при
самостоятельной работе с учебной литературой. Практическая часть занятия дает
возможность закрепить, систематизировать знания и применять их  в дальнейшем
процессе обучения.

Для преподавателей данное  методическое
пособие  поможет правильно организовать и на доступном современном уровне провести
практическое  занятие,  заинтересовать студентов в необходимости теоретических
знаний специальных дисциплин.

 

 

2.Технологическая карта практического занятия

Цели занятия:                               

1)   
Знакомство  с  текстовым процессором Excel.

2)    Создание
таблицы в
Microsoft Excel.
Осуществлять ввод и редактирование данных.  Производить форматирование таблицы.

3)     Использовать
формулы и функции.

4)    Построить
диаграмму с помощью Мастера диаграмм. Редактировать диаграмму. Осуществлять
сортировку и поиск данных в таблице.

5)   
Совершенствование  приобретенного
практического опыта    с целью формирования  профессиональных компетенций 
фельдшера.

6)   
Применение умений и знаний  в
самостоятельном решении  поставленных задач  в различных ситуациях.

Развивающие:

1)   
Развитие умения оперировать полученными
знаниями,  делать самостоятельные выводы по полученной информации.

2)   
Развитие навыков концентрации внимания,
мыслительных способностей студентов при решении  поставленных задач..

3)   
Развитие у студентов интереса к новейшим
медицинским технологиям.

Воспитательные:

1)   
Побуждение студентов к активности через
включение в процесс.  

2)   
Формирование профессиональных качеств
медицинского работника:  

   
ответственность, доброжелательность, бережное отношение к аппаратуре и умение
выполнять сложные задачи.

3)   
Воспитание в себе стремления быть образованным и
эрудированным человеком.

    
Знать:

1.     Методы
создания таблиц в
Microsoft Excel.

2.     Способы ввода
и редактирования данных.

3.     Производить
форматирование таблицы.

4.    
Методы
ввода данных в таблицы;

Уметь:

1)    Использовать
формулы и функции.

2)    Строить
диаграмму с помощью Мастера диаграмм.

3)    Редактировать
диаграмму.

4)     Осуществлять
сортировку и поиск данных в таблице.

Место
проведения:
кабинет
информатики. Время: 180 минут

Освоение общих
компетенций:

ОК 1.
Понимать
сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.

ОК 2.
Организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4.
Осуществлять
поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения 
возложенных на него профессиональных задач, а также для своего 
профессионального и личностного развития.

ОК 5.  Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8.
Самостоятельно
определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей
квалификации.

ОК 9.  Ориентироваться
в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями:

ПМ 06
«Организационно-аналитическая деятельность»:

ПК 6.1. Рационально организовывать деятельность персонала с
соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.

ПК 6.2. Планировать свою деятельность на ФАПе, в здравпункте
промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей
врачебной (семейной) практики и анализировать ее эффективность.

ПК 6.3. Вести медицинскую документацию.

ПК 6.4. Организовывать и контролировать выполнение
требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда на
ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях,
центрах офисе общей врачебной (семейной) практики.

ПК 6.5. Повышать профессиональную квалификацию и внедрять
новые современные формы работы.

Материальное
обеспечение учебного занятия:

Оснащение:

Технологическая
карта занятия, персональные компьютеры, методические пособия для  студентов на
каждом задействованном в занятии ПК.

Методические
приемы:

1.     Проверка
самостоятельной внеаудиторной работы.

2.     Рецензирование
ответов студентов.

3.     Работа
по алгоритму.

3.Распределение рабочего времени на учебном занятии:

Содержание
занятия

Время

Методические
указания

1.
Организация занятия

5мин.

Мобилизация
внимания студентов. Создание благоприятного психологического микроклимата в бригаде.

2.
Формулировка темы, ее мотивация

5

Знание данного материала – необходимо в 
работе  каждого медицинского работника, незнание — подтверждение
некомпетентности медицинского работника.

3.
Определение целей занятия

10

Формулирование 
конечных результатов работы на занятии.
Активизация познавательной деятельности.

4.
Контроль исходного уровня знаний

10

Выявление
имеющихся пробелов в знаниях.
Формирование дополнительных
знаний.

5.
Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

12

Активизация
самостоятельной деятельности студентов, развитие умений анализировать,
сравнивать, принимать решение, воспитание аккуратности, взаимопомощи.

6.
Вводный инструктаж

8

Формирование знаний и
практического опыта в соответствии с целями занятия.

Стимулирование
познавательной деятельности студентов, активизация самостоятельной
деятельности.  Воспитание дисциплины. Определение ориентиров к предстоящей
деятельности.

7.
Самостоятельная работа

1).Определение рабочего диаметра аорты.

2) Определение
остаточного объема левого желудочка

3)  Оцените
диастолическую функцию левого желудочка.

4). Исследование
показателей системной гемодинамики у разных групп людей.

120

Активизация
самостоятельной деятельности студентов, развитие умений анализировать,
сравнивать, принимать решение, воспитание аккуратности, взаимопомощи

8.
Подведение итогов занятия.

7

Убедиться
в том, что цели занятия достигнутыО
ценить  знания с
обоснованием ответов студентов.

9.
Задание на дом.

3

Дать
рекомендации на закрепление изученного материала.

 

 

 

 

4.Методические указания для студентов к практическому занятию
дисциплина: «Информатика»

Специальность
Лечебное дело

ПМ
06 Организационно-аналитическая деятельность

Тема:
«Применение математической модели в 
Excel
для вычислений определённых величин» .

Цель работы: Использование
математической модели  в
Excel

 при решении задач.

Работа состоит из 4  заданий
рассчитанных на выполнение в течение 180 минут.

Задание  №1

Задача №1 Определение рабочего диаметра аорты с использованием математической
модели

Технология выполнения:

Произведите последовательность действий:

1.           
Запустите программу Excel (Пуск => Программы Microsoft Excel).

2.              
Заполните электронную таблицу: в ячейки B1 и С1
введите условные сокращения УОС и АДп. Далее в ячейки
B1 и С1
введите соответствующие значения гемодинамических показателей пациента (таблица
№1)

Таблица №1.

Значения гемодинамических показателей пациентов, необходимые для расчета
рабочего диаметра аорты  внесите в таблицу.

3.                                  
В ячейку D2 введите
формулу. Для этого поставьте  в ячейку знак равенства.

Затем нажмите кнопку со стрелкой для выбора функции в
панели для ввода и изменения формул. Выберите сначала «Другие функции», затем
категорию функций «Математические» и функцию «Корень». В строке формул появится
запись =  КОРЕНЬ(). В скобках введите подкоренное выражение 2,81(*)В22.

При этом
арифметический оператор умножения вводят с клавиатуры знаком *, арифметический
оператор деления обозначают косой чертой (/). Нажмите
«Enter». Произойдет автоматический расчет рабочего
диаметра аорты по введенной формуле. Полученное значение диаметра аорты
занесите в таблицу в тетради. Дополните таблицу до 10 пациентов и введите новые
значения в таблицу №1 для всех пациентов. Ввод каждой цифры заканчивайте
нажатием клавиши
«Enter». В ячейке D3 появится новое автоматически рассчитываемое значение рабочего диаметра
аорты у очередного пациента.

4.                                  
По результатам вычислений постройте диаграмму,
отражающею диаметр аорты разных пациентов.

Задание
2

Задача
№ 2. Определение остаточного объема левого желудочка с  использованием
математической модели.

Известен способ
определения остаточного объема левого желудочка, согласно которому в качестве
геометрической модели левого желудочка используют трехмерный эллипсоид, имеющий
две одинаковые малые и одну большую оси, соотношение которых в систоле и
диастоле принимается постоянным — 1:1:2. Объем эллипсоида описывается формулой:

V
= 4/ЗπА.В.С где
V — объем
эллипсоида, А, В, С — полуоси эллипсоида. Подставляя вместо А, В, С
соответствующие эхокардиографические размеры полости левого желудочка в конце
систолы, вычисляют остаточный объем.

Voct
= АДд*
t*К/Vуд*АДп

где Vуд.
в мл — ударный объем сердца,
t — время
изгнания крови в сек., АДд — диастолическое артериальное давление, АДп
пульсовое артериальное давление, К — коэффициент, равный для мужчин 9284, для
женщин — 5732.

Технология
выполнения:

1.Откройте лист 2 
и заполните электронную таблицу: в ячейки В введите соответственно пол:
муж./жен. В ячейки
C1 D1 Е1
F1 и т.д.
введите условные сокращения АДд,
t, К, Vуд, АДп, Vосt Да ячейки
В2, С2,
D2, Е2, F2 введите
соответствующие значения гемодинамических показателей пациента А.

2.    В ячейку
для расчёта объёма сердца введите формулу =, используя арифметические операторы
умножения и деления. Для правильной последовательности действий произведение в
знаменателе необходимо взять в скобки.
Voct.= АДд* t*K/( Vуд* АДп)

3.    Дополните
таблицу показателями для 3 мужчин и 4 женщин
s и рассчитайте остаточный объём
сердца.

 Таблица
2

                                                                                                          
 58,6

Постройте
диаграмму по результатам вычислений
остаточного объема левого желудочка.

Задание
3

Задача 3  Рассчитайте
конечнодиастолический объем сердца оцените диастолическую функцию левого
желудочка.

Для
решения этой задачи необходимо продолжить  заполнение ячеек  предыдущей таблицы
2 и  введите сокращения КДО и ДФ. В ячейку
I2 введите формулу
= (сумма ударного и остаточного объемов сердца), нажмите «
Enter». В
ячейку
J2 введите
формулу =
Vост/КДО(%),
нажмите «
Enter».

Таблица 3.

       

Задание
4

Задача
№ 4. Исследование показателей системной гемодинамики у здоровых людей,
пациентов с пограничной артериальной гипертензией и больных гипертонической
болезнью I стадии.

Для определения
важнейшего параметра системной гемодинамики среднего динамического
артериального давления возможно использование усовершенствованной модели В.А.
Лишука. Конечное выражение модели указанных показателей системы кровообращения
имеет вид:

Адср= Vн*ОПС(Св + ОПС*Са)-1

где Адср — среднее
артериальное давление,
Vh — напряженный объем крови, 1/β —
насосный коэффициент сердца, Св — эластичность венозных сосудов, Са —
эластичность артериальных сосудов, ОПС — общее периферическое сопротивление.

 Технология
выполнения:

Откройте лист 3 и заполните
электронную таблицу: в ячейки
Al, Bl,
Cl, Dl, Е1
введите условные сокращения
Vh, Св,
ОПС, Са, АДср. Далее в ячейки В2, С2,
D2 введите
соответствующие значения гемодинамических показателей пациентов из таблицы 4.

3. В ячейку F2 введите формулу = B2*D2*1/(C2+(D2*E2) используя арифметические операторы умножения,
деления и сложен — *, / и +. Для правильной последовательности действий в
знаменателе используйте скобки. Нажмите
«Enter».

В ячейке F2 будет появляться новое
автоматически рассчитываемое значение АД.
Входные параметры для расчета
среднего артериального давления (АДер) у здоровых людей, больных с пограничной артериальной
гипертензией (ПАГ) и больных с гипертонической болезнью (ГБ) 1 стадии.

Таблица 4     

По 
результатам вычислений постройте  диаграмму.

Работу  распечатать и сдать на проверку
преподавателю.

В заключении ответить на тесты по теме: MS Excel.

ПРИЛОЖЕНИЯ

5.Контролирующие задания

Вариант 1. Знакомство с
электронными таблицами

1. Электронная таблица – это:

1) приложение,
хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах и предназначенное для
автоматизации расчетов

2) программные
средства, осуществляющие поиск информации

3) приложение,
предназначенное для сбора, хранения, обработки и передачи информации

4) приложение,
предназначенное для набора и печати таблиц

2. Независимые поля:

1) содержат
исходные данные для расчетов

2) вычисляются
через значения других столбцов

3. Дана таблица:

Фамилия
имя

Математика

Физика

Сочинение

Сумма
баллов

Средний
балл

1

2

3

4

5

6

Бобров Игорь

5

4

3

12

4,0

Городилов Андрей

4

5

4

13

4,3

Лосева Ольга

4

5

4

13

4,3

Орехова Татьяна

3

5

5

13

4,3

Орлова Анна

3

2

0

5

1,7

Определите, какие столбцы будут
вычисляемыми:

1) 5, 6

2) 2, 3, 4

3) 1, 2, 3, 4

4) нет вычисляемых
столбцов

4. Документ в электронной таблице
называется:

1) рабочая книга

2) рабочий лист

3) таблица

4) ячейка

5. Рабочая книга состоит из:

1) строк и
столбцов

2) рабочих листов

3) таблиц

4) ячеек

 6. В электронной таблице буквами A,
B,
… обозначаются:

1) строки

2) столбцы

3) ячейки

4) нет таких
обозначений

7. В электронной таблице числами 1, 2, …
обозначаются:

1) строки

2) столбцы

3) ячейки

4) нет таких
обозначений

8. В электронной таблице А1, В4 – это
обозначения:

1) строк

2) столбцов

3) ячеек

4) нет таких
обозначений

9. Данные в электронных таблицах – это 
только:

1) текст, число и
формула

2) текст и число

3) формула

4) число и формула

Вариант 2. Ввод информации в
электронные таблицы

Вариант3. Фрагменты таблицы.
Относительная и абсолютная адресация

1.     Адрес
какой ячейки является относительным?

1)    3S

2)    F$9

3)    D4

4)    $B$7

2.     Адрес
какой ячейки является абсолютным?

1)    $A:$3

2)    $F$3

3)    $8$D

4)    A6

3.     В каком
адресе не может меняться номер строки при копировании?

1)    F17

2)    D$9

3)    $A15

4)    13B

4.     Сколько
ячеек содержит выделенная область А2:С4?

1)    8

2)    6

3)    7

4)    9

5.     В ячейки D5, D6, E5, E6 введены
соответственно числа: 8, 3, 5, 2. В ячейке
G3 введена формула =СУММ(D5:E6). Какое
число будет в ячейке
G3?

1)    16

2)    4

3)    24

4)    18

6.     В ячейку
Е4 введена формула =$
C2+D3.
Содержимое Е4 скопировали в ячейку
G4. Какая формула будет в G4?

1)    =$C2+D3

2)    =C3+$F3

3)    =$C2+F3

4)    =$C2+E3

7.     В ячейку D3 введена
формула =В1*С2. Содержимое
D3 скопировали в ячейку D7. Какая формула
будет в D7?

1)    =В4*С6

2)    =В5*С6

3)    =В4*С5

4)    =В6*С7

8.     В ячейки
С4, С5,
D4, D5 введены
соответственно числа: 5, 3, 4, 8. В ячейке Е9 введена формула =СРЗНАЧ(С4:
D5). Какое
число будет в ячейке Е9?

1)    20

2)    5

3)    13

Оценка практических умений

«5» – четкое грамотное выполнение лабораторной работы с
теоретическим обоснованием, стремление познать новое, использовать
дополнительный материал.

4» – менее свободное выполнение лабораторной работы, с
незначительной помощью преподавателя при теоретическом обосновании, стремление
и активность в улучшении результата.

«3» – недостаточно четкое выполнение лабораторной работы,
слабое овладение техникой, затруднения при теоретическом обосновании материала,
отсутствие стремления к самостоятельности в работе.

«2» – неумение
самостоятельно выполнить  лабораторную  работу, полное отсутствие знаний и
интереса к работе.

   Тест – контроль

   «5» – 91%
от количества заданий и выше.

   «4» – 81%
— 90% от количества заданий.

   «3» – 71% 
— 80% от количества заданий.

  «2» – 70% и меньше от количества заданий.

Ответы к тестам

Вариант1.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Правильный

1

1

1

1

2

2

1

3

1

Вариант 2.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильный

2

3

1

2

4

1

3

1

3

2

Вариант 3.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Правильный

3

2

2

4

4

3

2

2

6.Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Информационные технологии
в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф.
образования / Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Дополнительная литература:

2.                
Омельченко В.П., Демидова А.А. Практикум
по медицинской информатике, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2011

3.                
Информационные технологии. (Учебное
пособие для ссузов.) Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. (2012, 256с.)

Электронное информационное
обеспечение и Интернет-ресурсы:

Электронная
библиотека медицинского вуза «Консультант студента»

Консультант Студента. Электронная библиотека медицинского
вуза.
. www.studmedlib.ru/ Информатика для
медиков: учебное пособие / Г. А. Хай. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 223 с.

Использование электронных таблиц Microsoft Office Excel для автоматизации вычислений показателей деятельности медицинской организации

Статистика – это отрасль знаний, наука, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения, мониторинга и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.

Задачи статистической науки:

  1. Постоянные (долговременные):

а) обеспечить органы управления государством, регионами, отраслями и отдельными предприятиями своевременной полной и достоверной информацией, необходимой для принятия решений;

 б) информировать общественность о явлениях и процессах, происходящих в обществе.

  1. Актуальные задачи, формирующиесяисходя из потребности общества и экономики на современном этапе:

а) получение объективной информации о деятельности хозяйственных структур;

б) создание автоматизированных баз данных о деятельности текущих хозяйственных структур с возможностью санкционированного доступа к ним для получения  информации, необходимой для решения текущих хозяйственных задач;

в) прогнозирование развития важных социально-экономических процессов и явлений;

г) распространение выборочных обследований во всех секторах общественной и экономической жизни;

д) проведение организационно-методологической работы по постепенному переходу на систему национальных счетов.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в следующих значениях:

а) отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни;

б) цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

в) отрасль знания, особая научная дисциплина, соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.

Медицинские работники изучают санитарную статистику.

Статистика санитарная — отрасль статистики, изучающая количественные закономерности состояния и динамики здоровья населения и системы здравоохранения, а также разрабатывающая методы статистического анализа клинических и лабораторных данных. Санитарная статистика собирает, накапливает и анализирует информацию, связанную со здравоохранением, является основой системы учета и отчетности. Она является одним из методовсоциальной гигиены.В последнее время ее все чаще называют медицинской статистикой.

Задачи санитарной статистики:

  1. определение уровня и сдвигов в здоровье отдельных групп населения;
  2. оценка влияния социально-биологических факторов на здоровье населения;
  3. анализ данных о сети, кадрах, деятельности лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ);
  4. определение эффективности лечебно-профилактических мероприятий;
  5. использование статистических методов в экспериментальных, клинико-биологических, социально-гигиенических исследованиях.

Основные разделы санитарной статистики (статистики здравоохранения):

  1. статистика лечебно-профилактической помощи взрослому населению;
  2. статистика службы охраны материнства и детства;
  3. статистика санитарно-профилактической службы;
  4. статистика медицинских кадров и т. д.

Источниками данных санитарной статистики являются:

  • первичная учетная медицинская документация,
  • статистическая отчетность,
  • единовременные учеты,
  • лабораторные и клинические выборочные и специальные обследования.

Государственная отчетность по здравоохранению позволяет количественно охарактеризовать изменение здоровья населения.

Раздел санитарной статистики, включающий вопросы получения, обработки, анализа статистической информации о сети, штатах и деятельности лечебно-профилактических учреждений, называется статистикой здравоохранения. Статистика здравоохранения отражает не только состояние материальной базы ЛПУ и кадров, работающих в ней, но и уровень технологии лечебно-профилактического обслуживания населения.

Деятельность лечебно-профилактических учреждений учитывается статистической документацией, утвержденной приказом МЗ СССР №1030 (1980 г.). Согласно ему все формы медицинской документации разделены на 7 групп: только для стационара; только для поликлиники; для стационара и поликлиники; для других лечебно-профилактических учреждений; для учреждений судебно-медицинской экспертизы; для станции переливания крови; для санитарно-профилактических учреждений.

Медицинские учетные документы делятся на две группы, предназначенные для различных целей:

1. Медицинская технологическая документация — «Медицинская карта стационарного больного» (ф. №003/у), «Медицинская карта амбулаторного больного» (ф. №025/у), «История развития ребенка» (ф. №112/у) и др.

2. Документация, регистрирующая деятельность учреждения по его подразделениям и функциональной направленности — «Книга записи вызовов на дом» (ф.№031/у), «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (ф. №030/у), «Дневник работы врача» (ф. № 039/у), «Журнал приема и отказов в госпитализации» (ф. № 001/у), «Листок учета движения больных и коечного фонда стационара» (ф. № 007/у), «Сводная ведомость учета движения больных и коечного фонда по стационару» (ф. № 016/у), «Статистическая карта выбывшего из стационара» (ф. № 066/у) и другие.

Для анализа работы лечебно-профилактического учреждения может быть рекомендована следующая схема:

  1. показатели организации медицинского обслуживания;
  2. показатели профилактической работы;
  3. показатели диагностической работы;
  4. показатели лечебной работы;
  5. оценка преемственности между поликлиникой и стационаром;
  6. медико-демографические показатели здоровья населения;
  7. показатели административно-хозяйственной, экономической деятельности, включая эффективность использования материально-технической базы ЛПУ.

Основные показатели, определяющие деятельность лечебно-профилактических учреждений и фельдшерско-акушерских пунктов:

  • удельный вес посещений ЛПУ населения;
  • охват населения целевыми осмотрами для выявления туберкулеза;
  • охват диспансерным наблюдением;
  • среднегодовая занятость койки;
  • средняя длительность пребывания больного на койке;
  • оборот койки;
  • больничная летальность и т. д.

Вообще, полученные показатели являются результатом профессиональной деятельности медицинской организации.

Для вычисления показателей используют следующие формулы:

Общий коэффициент рождаемости

  х 1000

Общий коэффициент смертности

  х1000

Общий коэффициент естественного прироста

Общий коэффициент рождаемости –

 Общий коэффициент смертности

Общий коэффициент миграционного прироста

бщий коэффициент прибывших –

 Общий коэффициент выбывших

Коэффициент общего прироста

Dкоэффициент естественного прироста — коэффициент миграционного прироста

Мертворожденность

 х1000

Младенческая смертность

 х1000

Перинатальная смертность

  х1000

Ранняя неонатальная смертность

  х1000

Поздняя неонатальная смертность

  1000

Больничная летальность

  х100%

Показатель досуточной летальности

  х100%

Структура первичной заболеваемости

  х100%

Общая заболеваемость

(распространенность, болезненность)

  х1000

Первичная заболеваемость

(по обращаемости)

  х1000

Среднегодовая занятость койки

 

Оборот койки

 

Фертильность

(плодовитость)

  х1000

Для представления результатов медицинской профессиональной деятельности возможно использование приложений общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access.

Для автоматизации вычислений показателей деятельности ЛПУ рассмотрим использование программы электронные таблицы Microsoft Excel.

В диапазон ячеек А1:В5 внести данные. В ячейки Е2:Е4 внести соответственно формулы для вычисления показателей деятельности стационара.

Адресной ссылке В5 соответствует число койко-дней, (В2+В3) – число выбывших больных, В3 – число умерших больных.

Таблица динамичная, то есть при изменении исходных данных, показатели автоматически изменяются.

Таблица представлена с отображенными формулами, и она же с вычисленными показателями.

Аналогично внести в таблицу исходные данные и формулы для вычисления показателя смертности и структуры причин смертности.

Адресной ссылке В3 соответствует число умерших за год, В2 – численность населения города, В5, В6, В7, В8 – соответственно причины смертности

Таблица с отображенными формулами, она же с вычисленными показателями и круговой диаграммой структуры причин смертности для визуализации данных.

Таблица также динамичная, так как при изменении исходных данных изменяются показатели и соответственно показатели.

Таким образом, использование электронных таблиц Microsoft Excel для представления результатов медицинской профессиональной деятельности упрощает работу по созданию отчетной документации.

Литература

  1. Малая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1960. — Т.8. — С. 1090.
  2. Большая медицинская энциклопедия// http://бмэ.орг/index.php/СТАТИСТИКАСАНИТАРНАЯ
  3. Википедия — свободная энциклопедия// https://ru.wikipedia.org/wiki
  4. Гилярова Г. М. математика для медицинских колледжей. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 442.
  5. Приказ Минздрава РФ от 30.12.2002 N 413 «Об утверждении учетной и отчетной медицинской документации» // http: // www.consultant.ru / document / consdoc LAW 79088 /
  • Facebook logo
  • Twitter logo
  • LinkedIn logo

© 2023 Prezi Inc.
Terms & Privacy Policy

ГОУ ДПО «Иркутский государственный институт усовершенствования врачей»

ГУЗ Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр

Использование программы

Microsoft Excel для проведения внутрилабораторного контроля качества

Пособие для врачей

Иркутск, 2008

Пособие для врачей утверждено

Методическим советом при ИГИУВ 12 ноября 2008г.

Рецензенты: зав. кафедрой ИГМУ д.м.н. профессор Игнатьева Л.П.

Зав. кафедрой ИГИУВ, д.м.н., профессор Зоркальцева Е.Ю.

Кузьменко В.В., Скворцова Р.Г.

Использование программы Microsoft Excel для проведения внутрилабораторного контроля качества: Методическое пособие. – Иркутск: РИО ИГИУВа, 2008. —

Пособие ориентированы на врачей клинической лабораторной диагностики с целью ознакомления с основами проведения контроля качества исследований в КДЛ.

В пособии показано, как использовать программу Microsoft Excel для расчета статистических параметров и построения контрольных карт при проведении внутрилабораторного контроля качества количественных методов клинических лабораторных исследований с использованием контрольных материалов в соответствии с Отрослевым стандартом ОСТ 91500.13.0001-2003.

Оглавление

Введение………………………………….

1. Общие принципы организации и проведения внутрилабораторного контроля качества в КДЛ……

2. Правила проведения внутрилабораторного контроля качества количественных методов с использованием контрольных материалов

2.1. Общие положения

2.2. Контрольные материалы и их использование

2.3. Статистические основы оценки погрешностей количественных методов исследования с применением контрольных материалов

2.4. Порядок проведения внутрилабораторного контроля качества

2.4.1. Стадия 1: оценка сходимости результатов измерений

2.4.2. Стадия 2: оценка воспроизводимости и правильности результатов измерений (установочные серии), построение контрольных карт

2.4.3. Стадия 3: проведение оперативного внутрилабораторного контроля качества

2.5. Смена контрольного материала

Заключение

Список литературы……………………………

Введение

Проведение контроля качества в клинической лаборатории включает расчет статистических параметров для всех количественных показателей, которые исследуются в этой лаборатории, построение для них контрольных карт и заполнение отчетных форм, предусмотренных Отраслевым стандартом. При небольшом количестве показателей эти расчеты могут быть проведены вручную, однако увеличение количества методик делает работу весьма трудоемкой. Повысить производительности труда лаборанта можно, используя для выполнения расчетов и построения контрольных карт компьютерные программы.

В настоящее время существует немало программ, которые могут быть полезны при проведении внутрилабораторного контроля качества клинических лабораторных исследований. Этот список включает, как простые программы, типа калькулятор, так и специализированные статистические пакеты, а также автоматизированные рабочие места по управлению качеством в составе лабораторной информационной системы. Каждый из перечисленных типов программного обеспечения имеет свои достоинства и спектр применения. В зависимости от стоящих перед лабораторией задач и имеющегося лабораторного оборудования может быть подобран оптимальный вариант программы с учетом ее стоимости и функциональных возможностей. Можно с уверенностью утверждать, что в большинстве случаев применение программы Microsoft Excel, уже установленной практически на всех компьютерах, как раз и будет этим оптимальным выбором, который позволит облегчить расчеты при проведении контроля качества исследований.

В большой централизованной лаборатории можно считать оптимальным наличие отдельной программы контроля качества в составе лабораторной информационной системы (ЛИС). Эта программа в автоматическом режиме получает информацию о выполненных лабораторных исследованиях с анализаторов через ЛИС, полученные значения наносит на контрольные карты и в случае обнаружения контрольных правил сигнализирует об этом оператору. Примером такой программы может служить программа Алтей.

Программа Microsoft Excel выбрана нами для использования во внутрилабораторном контроле качества не случайно. С одной стороны, это одна из самых распространенных программ «электронных таблиц», а с другой – ее возможностей с лихвой хватает для выполнения всех расчетов в любой лаборатории, как маленькой, так и в крупной.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Microsoft excel все знаки
  • Microsoft excel для бухгалтерии
  • Microsoft excel ворд скачать бесплатно
  • Microsoft excel для андроид все версии
  • Microsoft excel вопросы с ответами