Для унификации подхода к формированию НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта, подписываемого с единственным поставщиком) при выполнении закупок в соответствии с ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разработаны методические рекомендации с методами и формулами расчета. А для участия в государственных торгах нужно составлять обоснование НМЦК. Расчет можно произвести в Excel.
Как формируется НМЦК
Исчисление и обоснование начальной (максимальной) цены контракта зависит от методов, определенных в Законе:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
- нормативный;
- тарифный;
- проектно-сметный;
- затратный.
Предпочтение отдается методу сопоставимых рыночных цен. Получить ценовую информацию об одинаковых (идентичных) товарах, работах и услугах можно из следующих источников:
- официальных публикаций государственных и муниципальных органов, международных организаций;
- сайта госзакупок;
- сведений информационно-ценовых агентств;
- статистических отчетов;
- общедоступной рекламы в СМИ, Интернете.
При расчете начальной цены контракта используются коэффициенты, которые учитывают:
- объем товара, работ, услуг;
- срок определения НМЦК, исполнения договора;
- место поставки;
- изменение номенклатуры и т.д.
Расчетные данные и обоснование НМЦК оформляются документально и подписываются работником контрактной службы.
Методики обоснования НМЦК
Выбор конкретного способа зависит от ситуации, исходных данных и других факторов.
Метод сопоставимых рыночных цен
НМЦК рассчитывается на основе информации о рыночных ценах на идентичные или однородные работы, товары или услуги. Собрать необходимые сведения законодатель предлагает следующими способами:
- отправить запросы не менее чем пяти поставщикам изучаемого товара;
- опубликовать запрос в ЕИС;
- найти данные в реестрах контрактов заказчиков;
- получить информацию из общедоступных источников.
Источники информации должны вызывать доверие и подтверждаться соответствующими расчетами.
Используемая формула:
, где
- v – объем товара;
- n – число значений в расчете;
- i – номер источника ценовой информации;
- цi– цена товара с номером i.
Рассмотрим пример расчета НМЦК в Excel.
На первом этапе собранные сведения заносятся в таблицу:
Запросы отправлены 5 поставщикам. Получен ответ от трех. Для получения объективной картины нужно не менее 3 цен от разных поставщиков. Это условие выполнено.
Далее нужно проверить однородность совокупности значений выявленных цен, которые применяются при расчете. Рассчитаем коэффициент вариации.
Как рассчитывается среднее квадратичное отклонение, показано на рисунке. Среднюю арифметическую цену считаем с помощью функции СРЗНАЧ (=СРЗНАЧ(E3:G3)). Для расчета коэффициента вариации среднее квадратичное отклонение делим на среднюю арифметическую цену: =I3/H3*100. Показатель не должен превышать 33%. Это условие соблюдено.
Теперь рассчитываем начальную цену контракта. Формула для расчета НМЦК в Excel:
Нормативный метод
Методика применяется в случаях, определенных законодательством (ст.19 ФЗ №44). Законодатель подразумевает использование предельных цен на товар, работу, услугу. В качестве источника информации применяется государственный реестр предельных отпускных цен.
Формула:
, где
- v – объем товара;
- цпред – предельная цена единицы товара.
Расчет НМЦК по 44-ФЗ в Excel:
Эта методика может использоваться совместно с методом сопоставимых рыночных цен.
Тарифный метод
Используется, когда цены на товары регламентируются на государственном или местном уровне. Источник информации – сведения о тарифах, размещенные на официальный сайтах или в печатных изданиях государственных организаций.
Формула:
, где
- v – объем товаров;
- цтариф – установленная на федеральном или муниципальном уровне цена.
Пример расчета в Excel:
В области строительства применяется проектно-сметный метод. НМЦК формируется на основе проектно-сметной документации, составленной согласно требованиям законодательства.
Когда применить ту или иную методику невозможно, используется затратный метод. Подсчитываются все затраты. Результат сравнивается с показателем прибыли, характерным для данной сферы.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) — это приоритетный способ определения начальной (максимальной) цены контракта по 44-ФЗ. Разберемся, в чем его суть, по какой формуле считать НМЦК и приведем образец такого расчета.
Понятие
Определение НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (пример можно посмотреть ниже) — это анализ ценовых предложений на аналогичные товары, работы или услуги с учетом коммерческих и финансовых условий планируемого заказа. На основании такого анализа и полученных данных и устанавливается максимальная стоимость. В статье разберем подробнее, как происходит обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, пример такого расчета вы найдете ниже.
По сути, метод сопоставимых рыночных цен анализа рынка заключается в прогнозировании стоимости закупки на основании расценок на идентичные товары, а при их отсутствии — на однородные товары.
Разберем отличия данных групп.
Идентичные товары имеют одинаковые функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, страну происхождения и производителя. При этом незначительные различия во внешнем виде не имеют значения. Например, два автомобиля, одинаковые во всех отношениях (одной марки, одинаковой комплектации и т. д.), но отличающиеся по цвету. Последнее считается расхождением в отношении внешнего вида.
Однородные товары имеют сопоставимые характеристики и состоят из аналогичных компонентов, с одинаковым качеством, страной происхождения и репутацией на рынке. Выполняют одни и те же функции и могут быть коммерчески взаимозаменяемыми. Например, две резиновые покрышки зимнего типа, шипованные, одинаковые по размеру, индексу скорости и нагрузки, изготовленные в одной стране, но двумя разными производителями с различными торговыми знаками. Обе покрышки изготовлены по одному стандарту, из одинаковых материалов, имеют одинаковую репутацию на рынке, следовательно, являются однородными.
Следует учитывать, что коммерческие предложения поставщиков должны содержать в себе указание на конкретные товары, имеющие товарный знак, модель и другие параметры. Заказчик, изучив их, сможет понять: идентичные или однородные товары ему предлагают.
Методы анализа рынка
Для получения ценовой информации заказчик может использовать следующие процедуры.
Направление запросов поставщикам
П. 3.7.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 указывает на необходимость направить пять запросов. Однако Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2015 по делу № А42-2927/2014 оспаривает этот факт и указывает, что заказчик самостоятельно определяет количество запросов, которые необходимы для определения НМЦК.
Алгоритм получения коммерческого предложения и необходимые образцы мы подробно рассматривали в статье «Составляем запрос на коммерческие предложения».
Публикация запросов цен в Единой информационной системе (ЕИС)
Предлагаем скачать образец такого запроса для публикации в ЕИС.
Скачать
Анализ реестра контрактов ЕИС
Минэконом рекомендует заказчикам использовать информацию только по контрактам, которые исполнены без взыскивания неустойки в течение последних трех лет (п. 3.7.3, а также Приложение № 2 Приказа № 567).
Цена анализируемых контрактов может быть увеличена в зависимости от способа проведенного заказа:
- конкурс — стоимость может быть увеличена не более чем на 10 %;
- аукцион — 13 %;
- запрос котировок — 17 %;
- запрос предложений — 17 %;
- у единственного поставщика — не подлежит корректировке.
Использование данных, которые содержатся в общедоступных источниках информации
К такой информации относится реклама, каталоги, публичные оферты, котировки на биржах и площадках, государственные статистические отчеты и данные иных гос. и муниципальных органов, сведения информационно-ценовых агентств.
Заказчику не следует использовать для определения НМЦК информацию:
- от лиц, состоящих в реестре недобросовестных поставщиков;
- от анонимных источников;
- не соответствующую описанию заказа;
- не содержащую детальный расчет.
Формула расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен
Для определения стоимости закупки заказчику следует использовать не менее трех цен, предлагаемых различными поставщиками.
Предоставленные цены не должны значительно разниться между собой. К примеру, при предложении одного поставщика за товар 100 рублей, а другого — 1000 рублей показатели будут считаться неоднородными и не могут использоваться при расчете НМЦК. Для этого заказчику необходимо рассчитать коэффициент вариации, который не должен превышать 33 %.
Для определения НМЦК заказчик должен использовать следующую формулу:
Как рассчитать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, пример
Скачать
Для проведения государственных или муниципальных закупок требуется обоснование цены договора, контракта. Цену рассчитывают одним из методов, указанных в 44-ФЗ.
Методы обоснования НМЦК: как выбрать правильный
Заказчики проводят госзакупки по определенной цене — начально максимальной цене контракта (НМЦК). Цену определяют заранее: еще до проведения заказа, на этапе планирования торгов. Заказчики ежегодно составляют план-график и включают в него все планируемые закупки на очередной финансовый год (ст. 16 44-ФЗ).
По правилам, расчет начальной цены называют обоснованием НМЦК. Заказчик определяет, какую сумму он сможет потратить на торги. Основные методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ перечислены в статье 22 Федеральной контрактной системы. Стоимость закупки рассчитывают методом анализа рынка, проектно-сметным, тарифным, нормативным или затратным методом.
Выбор способа расчета напрямую зависит от предмета заказа. Если заказчик выберет неправильный метод, ему грозят жалобы от потенциальных поставщиков и штрафы от контролеров.
Начальную (максимальную) цену указывают и в плане-графике, и в извещении и документах заказа, и в предложении принять участие в закрытой процедуре (п. 9 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ). Если заказчик заключает контракт с единственным поставщиком, он рассчитывает не НМЦК, а цену контракта с едпоставщиком. Но НМЦК и цена контракта с единственным поставщиком определяются по одним и тем же правилам из ч. 1 ст. 22 44-ФЗ.
В таблице обоснования цены контракта по 44-ФЗ разобрали основные методы расчета.
Название метода |
Применение |
Норматив |
---|---|---|
Анализ рынка (метод сопоставимых рыночных цен) |
Применяют, когда необходимо сравнить цены на идентичные товары, работы и услуги и вывести актуальную НМЦК |
Ч. 2-6 ст. 22 44-ФЗ |
Нормативный |
Применяют, если вышестоящая организация установила для заказчика предельные цены |
Ч. 7 ст. 22 44-ФЗ |
Тарифный |
Используют для регулируемых объектов — если для предмета заказа установлены определенные тарифы |
Ч. 8 ст. 22 44-ФЗ |
Проектно-сметный |
Рассчитывают цены для строительных контрактов: если объект закупки — строительство, реконструкция, ремонт, то для него составляется проект и сметная документация |
Ч. 9, 9.1, 9.2 ст. 22 44-ФЗ |
Затратный |
Используют, если не подходят другие способы расчета, но надо обосновать, почему другие методы не применяются |
Ч. 10-12 ст. 22 44-ФЗ |
Приоритетным способом расчета начальной цены является анализ рынка. Заказчики используют его для определения НМЦК для большинства закупок. Но выбор способа расчета всегда определяется спецификой закупки и обязательно подтверждается документами. Форма и порядок обоснования НМЦК закреплены в Приказе Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013, в специальных методических рекомендациях.
Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен
Этот вид обоснования начальной максимальной цены (44-ФЗ) используют, если нет оснований для расчета НМЦК другими способами (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Общий порядок обоснования методом анализа рынка:
- Определяем товары, работы и услуги, которые идентичны предмету заказа. Если идентичных товаров нет, находим однородные — те, которыми заменяют товар.
- Узнаем информацию о ценах из любых доступных источников. Заказчики используют для расчета ценовые предложения и прайсы от поставщиков, сведения с официальных сайтов и других открытых источников, данные из исполненных аналогичных контрактов, опубликованных в реестре контрактов Единой информационной системы. Кроме того, у покупателя есть возможность разместить запрос цен в ЕИС.
- Выявляем однородность полученных цен.
- Рассчитываем НМЦК по специальной формуле.
Информацию о стоимости товаров, работ и услуг необходимо привести в соответствие с условиями заказа — скорректировать с учетом срока исполнения контракта, количественных характеристик, места поставки, системы налогообложения. К расчетам применяются специальные коэффициенты и индексы для пересчета ценовых показателей. Если разместили в ЕИС запрос ценовых сведений, корректировать условия не требуется. Но только если ценовая информация получена в пределах полугода до даты обоснования НМЦ (п. 3.22 Методических рекомендаций № 567).
Однородность определяют, используя коэффициент вариации (п. 3.20 Методических рекомендаций № 567):
Для расчета НМЦ по формуле понадобятся минимум 3 ценовых предложения от потенциальных поставщиков (п. 3.21 Методических рекомендаций).
Актуальный пример обоснования НМЦ анализом рынка.
Обоснование НМЦК тарифным методом
Тарифный метод применяют, если стоимость предмета заказа регулируется государством или местными властями. Обычно такой способ используют при закупке коммунальных услуг:
- водоснабжение и водоотведение (Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ);
- электроснабжение (Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ);
- теплоснабжение (Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ);
- общедоступная электросвязь, почтовая связь (перечень из ПП РФ № 637 от 24.10.2005).
НМЦ рассчитывают так: умножают тариф за единицу товара, работы, услуги на их количество (п. 5.2 Методических рекомендаций № 567). Сведения о региональных тарифах публикует Федеральная антимонопольная служба.
Обоснование НМЦК проектно-сметным методом
Проектно-сметным способом обязательно обосновывают НМЦК на закупки работ:
- по строительству, реконструкции, сносу, капитальному ремонту объекта капстроительства (их проводят по проектной документации);
- по сохранению памятников истории, культурного наследия (исключением являются научно-методическое руководство, технадзор за такими работами).
Минстрой настаивает, что проектно-сметный способ надо использовать и для обоснования НМЦК на заказ работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации. А если в федеральном реестре сметных нормативов нет нужного показателя, для расчета НМЦ применяются иные способы.
Заказчик вправе, но не обязан обосновывать проектно-сметным методом начальную цену контракта на текущий ремонт (ч. 9.1 ст. 22 44-ФЗ).
Порядок обоснования НМЦ проектно-сметным способом:
- Определяем сметную стоимость строительных работ (ст. 8.3 ГрК РФ).
- Используем прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительства при составлении сметы (письмо Минстроя № 8587-СМ/09 от 02.03.2018).
- Расчет проводим с учетом правил Минстроя из Приказа № 841/пр от 23.12.2019. Учитываем разъяснения Минстроя и ФАУ «Главгосэкспертизы России».
В Приказе № 841/пр разъясняется, нужна или нет дата обоснования НМЦК в смете: точную дату ставить не обязательно, но надо указать период составления проектно-сметной документации. Это необходимо для перерасчета сметы по прогнозным индексам изменения сметной стоимости с учетом повышения цен на стройматериалы.
Обоснование НМЦК нормативным методом
Рассчитывайте цену нормативным способом, если вышестоящий орган установил предельные цены на товары, работы и услуги. Предельную стоимость указывают в требованиях к отдельным видам ТРУ: посмотрите их в Единой информационной системе, в разделе планирования и подразделе «Правила нормирования в сфере закупок (44-ФЗ)».
НМЦ определяют так: необходимое количество товара умножают на предельную стоимость (п. 4.2 Методических рекомендаций № 567). Вместе с нормативным применяют и метод сопоставимых рыночных цен. Рассчитайте цену двумя способами, и если НМЦ по анализу рынка меньше нормативного показателя, используйте ее в закупках (п. 4.4 Методических рекомендаций, письма Минфина № 24-01-08/34018 от 27.04.2020, № 24-01-08/36522 от 06.05.2020).
Обоснование НМЦК затратным методом
Используйте затратный способ, если никакие другие методы обоснования НМЦ не подходят. Обычно такой расчет применяют для закупки товаров, работ, услуг с индивидуальными характеристиками или при отсутствии необходимого количества поставщиков.
Для расчета начальной цены надо сложить прямые и косвенные затраты на производство или покупку, реализацию товаров и прибыль, обычную для конкретной сферы деятельности. Вся эта информация есть в ЕИС — в исполненных госконтрактах из реестра контрактов. Кроме того, разрешается использовать сведения из общедоступных источников и результаты исследований рынка, которые инициировал заказчик.
К затратам в рамках затратного способа относят заработную плату работников, налоги, коммуналку, аренду, покупку материалов, ГСМ и другие расходы.
Закупки с особенностями обоснования НМЦК
Для некоторых заказов начальная цена определяется не только по нормам ст. 22 Федеральной контрактной системы, но и с учетом особого порядка и отраслевых правил. К таким закупкам относятся:
- заказы в градостроительной сфере. Стоимость работ рассчитывают в порядке, определенном Приказом Минстроя № 841/пр от 23.12.2019;
- государственный оборонный заказ. Товары, работы и услуги в рамках ГОЗ приобретают в соответствии с ПП РФ № 1465 от 02.12.2017;
- энергосервисные контракты. Особенности обоснования НМЦ прописаны в приложении № 2 к ПП РФ № 636 от 18.08.2010;
- медицинское оборудование. Стоимость формируют по нормам ПП РФ № 881 от 03.11.2011;
- лекарственные препараты для медицинского применения. Заказчики руководствуются Приказом Минздрава № 1064н от 19.12.2019;
- медицинские изделия. Эти закупки регламентирует Приказ Минздрава № 450н от 15.05.2020;
- стандартное жилье у единственного поставщика. Обязательно изучите Федеральный закон от 22.07.2008 N 151-ФЗ;
- встречные инвестиционные обязательства в регионах. Учитывайте правила ПП РФ № 1166 от 12.11.2016 и региональные нормативные акты;
- регулярные перевозки пассажиров и багажа автобусами, трамваями, троллейбусами. Для таких заказов действует Приказ Минтранса № 351 от 20.10.2021;
- охранные услуги. НМЦ рассчитайте на основании Приказа Росгвардии № 45 от 15.02.2021.
В каких случаях НМЦК не обосновывают
В 44-ФЗ указано, когда не требуется обоснование НМЦК, — если заключаете контракт с единственным поставщиком. Цену контракта с едпоставщиком рассчитывают так же, как и для конкурентных процедур, — одним из способов ст. 22 Федеральной контрактной системы. Если эти методы не подошли, используйте собственный способ расчета. Но обязательно подготовьте обоснование невозможности применения других способов расчета НМЦ (ч. 12 ст. 22 44-ФЗ, письмо Минфина № 24-01-08/16645 от 05.03.2020).
При планировании закупок и заключении контракта с единственным поставщиком обоснование НМЦ не требуется. Если заказ соответствует правилам нормирования и формирования стоимости, его признают обоснованным (ч. 1 ст. 18 44-ФЗ).
Но есть случаи, когда обоснование НМЦК с единственным поставщиком все же потребуется. Если заключаете контракт по п. 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30-35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93, подготовьте форму-обоснование. Укажите стоимость контракта, метод ее расчета и перечислите подтверждающие документы.
Если проводите закупку у единственного поставщика по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в электронной форме, сформируйте извещение, приложите к нему проект контракта и обоснование ЦК (п. 4 ч. 12 ст. 93 44-ФЗ).
Как накажут за нарушения
Если заказчик нарушил порядок расчета НМЦК, его должностному лицу грозит штраф:
- за включение в план-график НМЦ без обоснования или закупки с неправильным обоснованием — от 20 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
- за несоблюдение порядка, формы обоснования НМЦ — 10 000 рублей (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
- за нарушение правил расчета начальной цены по государственному оборонному заказу — от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1, 2 ст. 7.29.1 КоАП РФ).
Если нарушили правила 44-ФЗ из корыстных целей, личной заинтересованности, возможна уголовная ответственность (ст. 200.4 УК РФ). Но накажут, только если нарушение привело к крупному ущербу.
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Другие материалы раздела Все о 44-ФЗ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет НМЦК в Excel начальной максимальной цены контракта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
НМЦК или начальную цену единицы продукции обосновывают в плане-графике и в закупочной документации. Кроме того, закупку обосновывают в плане: указывают цель закупки, отвечает ли она требованиям нормирования. Например, если товар входит в ведомственный перечень, то максимальная цена не должна превышать цену в перечне.
Статья 22 Закона 44-ФЗ
Приказ Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567 “Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)” (далее – Методические рекомендации)
Заказчики Пермского края учитывают приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 17.07.2019 N СЭД-32-01-04-83 «Об утверждении регламента проведения экспертизы начальных (максимальных) цен контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Пермского края».
- Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)
При обосновании цены по 44-ФЗ чаще всего применяется именно этот метод. В его основе лежит анализ существующих на рынке цен на те ТРУ, которые являются предметом контракта. В том числе он подходит для обоснования цены по 44-ФЗ при закупке у единственного поставщика. Заказчик может скорректировать полученную таким методом стоимость при помощи различных коэффициентов и индексов, если существуют объективные отличия проанализированных объектов от предполагаемых к закупке либо имеются особенности в условиях поставки. Но не следует забывать, что такие коэффициенты и индексы должны быть обоснованы.
Сведения о реальной рыночной ситуации собираются из различных источников:
- публичные источники, содержащие информацию о ценах на рынке (ч. 18 ст. 22 закона 44-ФЗ);
- данные от поставщиков, реализующих аналогичные ТРУ. Они предоставляются по соответствующим запросам от организаций-заказчиков;
- сведения об уровне цен, полученные заказчиками через ЕИС после проведения запросов о стоимости ТРУ.
- Нормативный метод
Этим способом рассчитывается НМЦК в том случае, если к объекту закупки предъявляются требования, касающиеся максимального лимита стоимости, в соответствии со ст. 19 44-ФЗ. Методика подходит как для конкурсных процедур, так и для сделок с единственным поставщиком. Заказчик обязан опубликовать в ЕИС правила нормирования, требования и предельные пороги цен для конкретных товаров (работ, услуг), предназначенных для обеспечения деятельности различных государственных и муниципальных структур.
На сегодняшний день существует многоуровневая система нормирования. Но в будущем планируется ее изменение и внедрение единственного уровня.
- Тарифный метод
Электронный
Пункт 2
части 6 статьи 83.1
Бумажный
Пункт 2
части 6 статьи 83
Бумажные закупки заказчик вправе проводить только в исключительных случаях.
Обоснование цены необходимо включить в контракт с единственным поставщиком. Правило действует для закупок по пунктам 3, 6, 9–14, 17, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Об этом сказано в части 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Величина НМЦК прямо воздействует на конечную цену закупаемых товаров и услуг в договоре. Но есть и прочие показатели тендеров, которые тоже будут зависеть от цены контракта. К примеру:
- Тип закупки. При НМЦК свыше 500 тыс. руб. заказчик теряет возможность провести запрос котировок, свыше 300 тыс. руб. — закупку у единственного поставщика. Порог цены подобных закупок выше (максимум 600 тыс. руб.) только для культурных учреждений — от зоопарков до ДК, театров и библиотек.
- Период подачи заявок. Для тендеров с НМЦК более 3 млн. руб. с момента размещения извещения до закрытия приема заявок проходит 15 и более дней. Для тендеров с ценой контракта ниже 3 млн. руб. аналогичный срок составляет от 7 дней.
- Наличие обеспечения. Когда цена в контракте превышает 1 млн. руб., заказчик вправе требовать от поставщика, чтобы он обеспечил заявку на участие залогом или гарантией банка.
Виды общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для определения НМЦК
Товары, работы и услуги имеющие одинаковые характеристики относятся к идентичным. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация.
Однородные товары, не являются идентичными, имеют схожие характеристики и состоят из схожих компонентов. Это позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.
Однородными работами, услугами являются, не идентичными, имеют схожие характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг считаются сопоставимыми в том случае, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие итоги или эти различия могут быть учтены с использованием необходимых корректировок таких условий.
Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Производится согласно методическим рекомендациям, описанных в ч.20 ст.22 44-ФЗ.
Виды общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для определения НМЦК:
- информация о ценах, содержащаяся в контрактах, которые выполнены и к ним не применялись неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением;
- информация, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, являющихся публичными офертами;
- информация о котировках на российских и иностранных биржах;
- информация о котировках на ЭТП;
- данные государственной статистики о ценах;
- информация о ценах, содержащаяся в официальных источниках уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, а также в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
- информация о рыночной стоимости предмета оценки согласно законодательству РФ или законодательству иностранных государств;
- информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты анализа рынка, проведенного по инициативе заказчика и на основании контракта.
Правительство Российской Федерации оставило за собой право установления полного списка источников информации, которые могут применяться для определения НМЦК.
Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы устанавливаются методические рекомендации по применению методов определения НМЦК. В качестве дополнения к методическим рекомендациям, указанным в ч.20 ст.22 44-ФЗ, могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, в том числе предусматривающие рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения НМЦК согласно ч.12 ст.22 44-ФЗ.
НМЦК – определение и для чего необходимо. Различные ситуации при определении НМЦК. Особенности размещения извещения в ЕИС
Начальная (максимальная) цена контракта — как видно из названия, это высшая (максимальная) цена, которая указывается заказчиком в извещении, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Она формируется при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК прописаны в ч.1 ст.22 44-ФЗ.
Определение НМЦК производится заказчиком при составлении плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке.
Давайте рассмотрим разные ситуации при определении НМЦК:
- При занижении цены закупка может не состояться, т.к. очевиден убыток процедуры. Большая вероятность найти недобросовестного поставщика, который не сможет исполнить контракт по заявленной цене, либо предоставит некачественную услугу;
- При завышении расчета произойдет неэффективное расходование бюджетных средств, а также цена может снизиться до состояния среднерыночной. Еще данная ситуация может говорить о том, что контракт «заточен» под своего поставщика, и заказчик разными уловками подведет к тому, что в закупке будет участвовать одна заявка;
- И, наконец, при корректном определении НМЦК ситуация будет благоприятной, как для заказчика, так и для поставщика, произойдет эффективное расходование денежных средств, заказчик получит качественную услугу от добросовестного поставщика.
Извещение размещается на сайте ЕИС в сроки, приведенные ниже, в зависимости от способа закупки и размера НМЦК (таблица 1):
Таблица 1
Наименование закупки | НМЦК | Срок размещения на сайте ЕИС |
Открытый конкурс в электронной форме | При любом размере | Не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок |
Электронный аукцион | Более 3 млн. руб. | Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания подачи заявок |
3 млн. руб. и менее | Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания подачи заявок | |
Запрос котировок в «бумажной» форме |
Свыше 250 тыс. руб. | Не менее чем за 7 рабочих дней до даты окончания подачи заявок |
Не более 250 тыс. руб. | Не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок | |
Запрос котировок в электронной форме | При любом размере | Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок |
Запрос предложений в электронной форме | При любом размере | Не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения такого запроса |
Нормативно-правовые акты, регулирующие определение НМЦК в некоторых сферах закупок
- Особенности определения НМЦК при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
- До установления условий отнесения жилых помещений к стандартному жилью под стандартным жильем понимается жилье, соответствующее условиям отнесения его к жилью экономического класса (№ 506-ФЗ от 31.12.2017 г.).
- Особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при приобретении жилых помещений, относящихся к стандартному жилью, устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
- Особенности определения НМЦК при выполнении работ, связанных с перевозками пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ.
- Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 216-ФЗ описывает право Правительства РФ определить сферы деятельности, в которых устанавливается порядок определения НМЦК. Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос» могут устанавливать порядок определения НМЦК согласно данному закону.
Нормативный метод согласно описываемому приказу № 567 посредством методических рекомендаций расчёта НМЦК способен использоваться как самостоятельно, так и в виде дополнения к вышеприведённому.
Он базируется на потолке цен на некоторые типы закупочных объектов, который установлен правительством. Список данных закупочных объектов приводится на сайте ЕИС.
Чтобы определить искомый показатель по нормативному методу, рекомендуется применять следующую формулу:
НМЦКнорм = VЦпред,
в которой:
- НМЦКнорм — НМЦК, определяемая нормативным методом;
- V — количество (объём) закупаемого товара (работы, услуги);
- Цпред — предельная цена единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках нормирования в сфере закупок.
Формирование и обоснование начальной максимальной цены государственного контракта
Согласно положениям Федерального закона от 05.04.
2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) заказчики обязаны не просто указать начальную (максимальную) цену контракта (далее – НМЦК) в извещении и документации о закупке, но и обосновать её. Обоснованию подлежит цена не только по конкурентным закупкам, но и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
НМЦК – это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом.
Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования согласно ч. 7 ст. 18 Закона № 44-ФЗ устанавливаются Правительством РФ.
В настоящее время постановлением Правительства РФ от 05.06.
2015 № 555 утверждены Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила) и Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок (далее – Форма плана закупок) и при формировании и утверждении плана-графика закупок (далее – Форма плана-графика).
Обоснованием выбора способа определения контрагента могут служить ссылки на нормы Закона № 44-ФЗ, определяющие применение конкретного способа, а в случаях, когда выбор зависит от воли заказчика, также указания на обстоятельства, определяющие предпочтительность выбранного способа (сроки проведения процедуры, возможность предъявления тех или иных требований и (или) критериев оценки предложений участников закупки и т.п.). Обоснованием НМЦК, рассчитанной с применением методов, предусмотренных ст. 22 Закона № 44-ФЗ, является сам ее расчет.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона № 44-ФЗ оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной (ч. 5 ст. 18 Закона № 44-ФЗ). В силу ч. 6 ст.
Тарифным методом можно воспользоваться если на предмет закупки существуют тарифы, то есть, цены регулируются государством или другими правовыми актами. Например, в случае необходимости приобретения заказчиком электо- и теплоэнергии (см. часть 8 статьи 22 закона о гос. закупках), либо перевозка грузов, почтовые перевозки, перевозка пассажиров. Подробнее с информацией по тарифам можно ознакомиться в Пост. Правительства РФ N239 от 7 марта 1995 года «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». Тарифный метод не всегда рекомендован к применению (см. методические рекомендации пункт 5.1). Стартовая цена закупки тарифным методом рассчитывается довольно просто умножая количество на его стоимость или тариф, без поправочных коэффициентов.
Методы определения НМЦК
1. Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В первую очередь нас тут интересует метод №4
9. Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
НМЦК будет определена на основании проектно-сметной документации, которая в свою очередь составляется в соответствии с методиками и нормативами утвержденными соответствующими органами исполнительной власти.
9.2. Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Сметная стоимость принимаемая для определения НМЦК определяется в соответствии со ст. 8.3 Градостроительного кодекса, а данная статья нас обязывает применять сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов.
Таким образом получается, что первым этапом мы разрабатываем проектно-сметную документацию, определяем сметную стоимость в соответствии со ст. 8.3 Градостроительного кодекса. Вторым этапом – происходит определение НМЦК на основании этой сметной стоимости. Далее перейдем к Приказу Минстроя от 23.12.2019 года №841/пр – в приказе утверждается порядок определения НМЦК.
Как использовать калькулятор, если неизвестен объем закупки
С 01.07.2019 Федеральный закон № 71-ФЗ от 01.05.2019 разрешил заказчикам проводить закупки, если объем ТРУ неизвестен. А с 01.10.2019 проводят закупки лекарств, зная расценки за единицу или суммарную стоимость единиц лекарств, в рамках этого же Федерального закона.
НМЦК в этом случае рассчитывается немного иначе — требуется определить среднюю стоимость для каждого товара, работы или услуги. Инструкция по работе с калькулятором НМЦК по 44 ФЗ online отличается только тем, что количество ТРУ не вводится. Используйте значение «1», которое установлено по умолчанию.
Вот как это выглядит для примера с краской и кистью.
Шаг 1. Введите расценки за краску. Поле «Количество» не заполняйте, оставьте значение «1»!
Разберем отличия данных групп
Идентичные товары имеют одинаковые функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, страну происхождения и производителя. При этом незначительные различия во внешнем виде не имеют значения. Например, два автомобиля, одинаковые во всех отношениях (одной марки, одинаковой комплектации и т. д.), но отличающиеся по цвету. Последнее считается расхождением в отношении внешнего вида.
Однородные товары имеют сопоставимые характеристики и состоят из аналогичных компонентов, с одинаковым качеством, страной происхождения и репутацией на рынке. Выполняют одни и те же функции и могут быть коммерчески взаимозаменяемыми. Например, две резиновые покрышки зимнего типа, шипованные, одинаковые по размеру, индексу скорости и нагрузки, изготовленные в одной стране, но двумя разными производителями с различными торговыми знаками. Обе покрышки изготовлены по одному стандарту, из одинаковых материалов, имеют одинаковую репутацию на рынке, следовательно, являются однородными.
Следует учитывать, что коммерческие предложения поставщиков должны содержать в себе указание на конкретные товары, имеющее товарный знак, модель и другие параметры. Заказчик, изучив их, сможет понять: идентичные или однородные товары ему предлагают.
Как обосновать нмцк методом сопоставимых рыночных цен
Для проведения любой закупки, даже самой небольшой, заказчик обязан обосновать ее цену. При подготовке конкурентных процедур рассчитывается так называемая начальная (максимальная) цена будущего контракта (НМЦК) — та сумма, которую заказчик готов заплатить за необходимые ему товар/работу/услугу, исходя из своих финансовых (бюджетных) возможностей, коньюнктуры и возможностей рынка, ряда других факторов, и от которой зачастую зависит выбор способа закупки (конкурентная/неконкурентная, котировка, аукцион и проч.) и необходимый для ее осуществления срок.
Величина НМЦК определяется еще на этапе планирования, вносится в план-график закупок, и позднее может корректироваться как в сторону уменьшения, так и увеличения. Непосредственно при подготовке извещения начальная цена уточняется, и вместе с обоснованием, публикуется в составе документации о закупке в единой информационной системе (ЕИС).
Похожие записи:
Содержание
- Как посчитать нмцк в excel
- Расчет начальной максимальной цены контракта (НМЦК) методом сопоставимых рыночных цен
- Коммерческие предложения
- Импортировать данные Ошибка импорта
- Инструкция по обоснованию НМЦК методом сопоставимых рыночных цен
- Новые требования Минфина
- Основание применения метода
- Источники информации для анализа
- Инструкция расчета НМЦК и примеры
- Расчет НМЦК в Excel начальной максимальной цены контракта
- Как формируется НМЦК
- Методики обоснования НМЦК
- Метод сопоставимых рыночных цен
- Нормативный метод
- Тарифный метод
Как посчитать нмцк в excel
Расчет начальной максимальной цены контракта (НМЦК) методом сопоставимых рыночных цен
Калькулятор для расчета начальной максимальной цены контракта методом сопоставимых рыночных цен по формулам, приведенным в приказе Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»
Описание работы калькулятора вы можете найти под калькулятором.
Калькулятор для расчета начальной максимальной цены контракта методом сопоставимых рыночных цен
Коммерческие предложения
Коммерческие предложения
Импортировать данные Ошибка импорта
Для определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) калькулятор выше использует формулу, приведенную в Приказе Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» 1
— НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)
— количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги)
— количество значений, используемых в расчете
— номер источника ценовой информации
— цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов)
При этом калькулятор ожидает не менее трех значений в таблице коммерческих предложений, так как в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) 2
Также калькулятор определяет коэффициент вариации по формуле:
, выраженный в процентах, где
— коэффициент вариации
— средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги
— среднее квадратичное отклонение, рассчитываемое по формуле
, где
— номер источника ценовой информации
— цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов)
— количество значений, используемых в расчете
При этом, совокупность значений, используемых в расчете, при определении НМЦК считается неоднородной, если коэффициент вариации цены превышает 33%. Если коэффициент вариации превышает 33%, целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах 3
Инструкция по обоснованию НМЦК методом сопоставимых рыночных цен
Расчет НМЦК по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен — это обоснование максимальной суммы, которую заказчик может потратить на товары, работы, услуги, с применением способа анализа рынка.
Новые требования Минфина
Минфин выпустил проект приказа с методическими рекомендациями по расчетам начальной цены контракта. По новым правилам определение НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рассчитывается по формуле (как и сейчас). Если расчетное значение превысит лимиты бюджетных обязательств, выделенные на закупку, заказчики пересчитают НМЦК по другой формуле (п. 4.19 проекта).
Кроме того, в ведомстве подготовили инструкцию по выбору метода расчетов начальной (максимальной) стоимости контракта (раздел III проекта). Выберите способ обоснования следующим образом:
- Проверьте наличие нормативных актов, регулирующих порядок определения НМЦК для закупаемых товаров, работ, услуг.
- Определите, действуют ли в отношении планируемой закупки регулируемые цены и тарифы.
- Узнайте, требуется ли смета для проведения заказа. Если да, то составьте ее по всем законодательным правилам из градостроительной сферы (для тендеров на строительство и ремонт).
Приказ Минфина вступит в силу после отмены действующих методических рекомендаций Минэкономразвития.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как сформировать НМЦК всеми способами без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Основание применения метода
Законодательная основа расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта — это статья 22 федерального закона №44-ФЗ. В ней приведены все возможные способы исчисления максимальной стоимости закупки (ч. 1 ст. 22 44-ФЗ). Дополнительно расчет регулирует приказ Минэкономразвития №567 от 02.10.2013 и утвержденные им Методические рекомендации.
Скачать образец расчета начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ |
Скачать образец расчета НМЦК по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен |
Скачать образец запроса цен у поставщика |
В ч. 6 ст. 22 44-ФЗ анализ рынка определяется приоритетным способом расчета начальной стоимости. По нормам 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен и анализа рынка заключается в изучении общедоступных источников информации и сборе аналитических данных по требуемым позициям с целью дальнейшего использования этих сведений для исчисления начальной цены контракта (ч. 2, 5 ст. 22 44-ФЗ).
При изучении стоимости (конкретных предложений продавца, прайс-листов, расценок с официальных сайтов) в расчет берутся идентичные или, если невозможно найти идентичные предложения, однородные товары. Этот способ расчета подходит практически для всех конкурентных заказов и закупок у единственного поставщика, стоимость которых рассчитывается путем анализа ценовых предложений поставщиков по приобретаемым заказчиком товарам, работам, услугам.
Под идентичными понимаются те продукты, которые имеют одинаковые характеристики и признаки, включая качество, количество, внешний вид, уникальность, страну-изготовителя. У однородных товаров главные характеристики и критерии являются аналогичными, но не одинаковыми (ч. 13, 14 ст. 22 44-ФЗ). Однородная продукция имеет одни и те же качественные характеристики или одинаковую страну происхождения.
Когда поставщик направляет заказчику ценовые предложения на товары, работы, услуги, он включает в документ основные описательные и качественные характеристики, отсылку на товарный знак и представляемую модель и комплектацию. В результате заказчик относит поставляемые ТРУ к группе однородных или идентичных товаров.
По 223-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен необязателен к применению. Закон о закупках отдельными видами юридических лиц позволяет не обосновывать цену заключаемых договоров и методы ее расчета. Но по аналогии с анализом рынка в 44-ФЗ специалисты, закупающие товары, работы и услуги по 223-ФЗ, используют рыночный метод исчисления стоимости договора.
Источники информации для анализа
Анализ тендеров Единой информационной системы показывает, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) применяется при закупках практически всех товаров, работ и услуг с конкурентной стоимостью. Исключение — заказы строительных и ремонтных работ (сметный метод) и тендеры с регулируемыми и нормативными тарифами.
После сбора информации заказчики по 44-ФЗ делают расчет максимальной стоимости соглашения, используя метод сопоставимых рыночных цен. Чтобы провести анализ рынка, необходимо собрать дополнительные сведения. Все финансовые и коммерческие условия конкретной закупки должны сопоставляться (ч. 3 ст. 22 44-ФЗ). Для приведения данных в сопоставимую форму используют индекс пересчета цен или иные обоснованные коэффициенты (ч. 4 ст. 22 44-ФЗ).
Стоимостную информацию получают несколькими способами:
- Отправка запросов минимум 5 потенциальным поставщикам (п. 3.7.1 Методических рекомендаций). В судебных нормативах есть практические случаи, устанавливающие право заказчика определять количество направляемых запросов (постановление АС Северо-Западного округа по делу №А42-2927/2014 от 27.03.2015). Запросы направляют по электронной почте или почтовым отправлением. В ответ организация-заказчик должна получить коммерческие предложения от поставщика.
- Изучение общедоступных источников информации, это могут быть прайс-листы, каталоги, официальная реклама, биржевые котировки и котировки на электронных площадках, сведения о ценах, определенные исполнительными органами, данные рыночной оценки и органов государственной статистики. Не рекомендуется использовать данные, полученные от поставщика, включенного в РНП, из анонимных источников или сведения, в которых нет детализации расчетных величин и которые не соответствуют приобретаемым ТРУ.
- Цены, приведенные в реестре контрактов в Единой информационной системе, при условии, что данные соглашения были исполнены без штрафов в течение 3 предшествующих лет (п. 3.7.3 Методических рекомендаций, Приложение №2 приказа №567). ЦК из реестра в ЕИС при необходимости увеличивают: на 17% — для запроса котировок и предложений, на 13% — для аукциона, не более чем на 10% — для конкурса. Для закупок у единственного поставщика стоимость не меняется.
Если о закупаемых товарах, работах или услугах невозможно найти данные о стоимости в открытых и доступных сервисах, воспользуйтесь еще одним источником получения аналитической ценовой информации — разместите в Единой информационной системе запрос цен.
Инструкция расчета НМЦК и примеры
Пошаговая инструкция, как рассчитать НМЦК по 44-ФЗ на примере:
Шаг 1. Сбор необходимой ценовой информации.
Шаг 2. Анализ полученных данных и приведение сведений в сопоставимую форму. Для этого используется коэффициент вариации.
Шаг 3. Если исчисленные ценовые значения однородны, то применяется формула расчета. Если исчисленный коэффициент вариации равен 33% и более, то цены не являются однородными. Значит, заказчику надлежит запросить новые ценовые предложения или вновь проанализировать возможные информационные источники, а затем пересчитать стоимость.
Источник
Расчет НМЦК в Excel начальной максимальной цены контракта
Для унификации подхода к формированию НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта, подписываемого с единственным поставщиком) при выполнении закупок в соответствии с ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разработаны методические рекомендации с методами и формулами расчета. А для участия в государственных торгах нужно составлять обоснование НМЦК. Расчет можно произвести в Excel.
Как формируется НМЦК
Исчисление и обоснование начальной (максимальной) цены контракта зависит от методов, определенных в Законе:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
- нормативный;
- тарифный;
- проектно-сметный;
- затратный.
Предпочтение отдается методу сопоставимых рыночных цен. Получить ценовую информацию об одинаковых (идентичных) товарах, работах и услугах можно из следующих источников:
- официальных публикаций государственных и муниципальных органов, международных организаций;
- сайта госзакупок;
- сведений информационно-ценовых агентств;
- статистических отчетов;
- общедоступной рекламы в СМИ, Интернете.
При расчете начальной цены контракта используются коэффициенты, которые учитывают:
- объем товара, работ, услуг;
- срок определения НМЦК, исполнения договора;
- место поставки;
- изменение номенклатуры и т.д.
Расчетные данные и обоснование НМЦК оформляются документально и подписываются работником контрактной службы.
Методики обоснования НМЦК
Выбор конкретного способа зависит от ситуации, исходных данных и других факторов.
Метод сопоставимых рыночных цен
НМЦК рассчитывается на основе информации о рыночных ценах на идентичные или однородные работы, товары или услуги. Собрать необходимые сведения законодатель предлагает следующими способами:
- отправить запросы не менее чем пяти поставщикам изучаемого товара;
- опубликовать запрос в ЕИС;
- найти данные в реестрах контрактов заказчиков;
- получить информацию из общедоступных источников.
Источники информации должны вызывать доверие и подтверждаться соответствующими расчетами.
- v – объем товара;
- n – число значений в расчете;
- i – номер источника ценовой информации;
- цi– цена товара с номером i.
Рассмотрим пример расчета НМЦК в Excel.
На первом этапе собранные сведения заносятся в таблицу:
Запросы отправлены 5 поставщикам. Получен ответ от трех. Для получения объективной картины нужно не менее 3 цен от разных поставщиков. Это условие выполнено.
Далее нужно проверить однородность совокупности значений выявленных цен, которые применяются при расчете. Рассчитаем коэффициент вариации.
Как рассчитывается среднее квадратичное отклонение, показано на рисунке. Среднюю арифметическую цену считаем с помощью функции СРЗНАЧ (=СРЗНАЧ(E3:G3)). Для расчета коэффициента вариации среднее квадратичное отклонение делим на среднюю арифметическую цену: =I3/H3*100. Показатель не должен превышать 33%. Это условие соблюдено.
Теперь рассчитываем начальную цену контракта. Формула для расчета НМЦК в Excel:
Нормативный метод
Методика применяется в случаях, определенных законодательством (ст.19 ФЗ №44). Законодатель подразумевает использование предельных цен на товар, работу, услугу. В качестве источника информации применяется государственный реестр предельных отпускных цен.
- v – объем товара;
- цпред – предельная цена единицы товара.
Расчет НМЦК по 44-ФЗ в Excel:
Эта методика может использоваться совместно с методом сопоставимых рыночных цен.
Тарифный метод
Используется, когда цены на товары регламентируются на государственном или местном уровне. Источник информации – сведения о тарифах, размещенные на официальный сайтах или в печатных изданиях государственных организаций.
- v – объем товаров;
- цтариф – установленная на федеральном или муниципальном уровне цена.
Пример расчета в Excel:
В области строительства применяется проектно-сметный метод. НМЦК формируется на основе проектно-сметной документации, составленной согласно требованиям законодательства.
Когда применить ту или иную методику невозможно, используется затратный метод. Подсчитываются все затраты. Результат сравнивается с показателем прибыли, характерным для данной сферы.
Источник