Лекция
по Excel
№2 «Логические функции»
1.Что
такое условие? 2
2.Функция
ЕСЛИ 3
3.Логические
функции И, ИЛИ, НЕ 4
4.Вложенные
логические функции 5
-
Что такое условие?
Логические
функции чаще всего используются для
решения задач с нелинейным алгоритмом.
Задачи
с линейным алгоритмом являются самыми
простыми. В них действия выполняются
последовательно друг за другом без
инструкций передачи управления. Задачам
с таким алгоритмом соответствует
следующая блок-схема:
К
задачам с нелинейным алгоритмом относятся
задачи: с условными разветвлениями, с
циклическими повторениями, рекурсивные
алгоритмы.
В
задачах с условными разветвлениями,
вычисления могут вестись по двум разным
сценариям в зависимости от какого-то
условия.
С
условными разветвлениями мы встречаемся
на каждом шагу:
-
Малыш,
если
ты съешь кашу, то
мы пойдем гулять, иначе
– нет; -
Если
ты закончишь четверть без троек, то
я куплю тебе велосипед, иначе
– нет; -
Если
ваш рейтинг ниже 30%, то
вы автоматически получаете по предмету
«Информатика» оценку «два»; -
и
т.п.
Условие
– это логическое выражение, имеющие
(как правило) знаки сравнения и возвращающее
результат логического типа (ИСТИНА,
ЛОЖЬ).
В
условиях EXCEL используются
следующие знаки сравнения:
= |
Равно |
<> |
неравно |
> |
Больше |
< |
меньше |
>= |
Больше |
<= |
Меньше |
!
Основным отличием условия то обычного
математического выражения является
то, что условие при вычислении всегда
возвращает только два варианта ответа:
либо ИСТИНА, либо ЛОЖЬ.
Сравним
обычное математическое выражение X+1и
условие X>0:
Возьмем
для Х несколько разных значений:
X |
X+1 |
X>0 |
10 |
11 |
истина |
5 |
6 |
истина |
-5 |
-4 |
ложь |
0 |
1 |
ложь |
Таким
образом, при вычислении математического
выражения для разных Х получаем разные
результаты, а условие при любых Х
возвращает только один из двух вариантов
ответов: либо ИСТИНА, либо ЛОЖЬ, что и
позволяет однозначно выбрать либо один
сценарий вычислений, либо – другой.
*Для
общего сведения:
В
Excel
используется общепринятое правило
обработки условий (такое же как, например,
во многих языках программирования,
таких как Pascal,
C,
C++,
VBA
и др.):
Полученный
при вычислении условия 0 интерпретируется
как ЛОЖЬ, все что не 0 ‑ интерпретируется
как ИСТИНА.
Условие,
как правило, состоит из трех частей: две
сравниваемые величины и какой-либо знак
сравнения. В условиях EXCEL
могут сравниваться:
-
значения
ячеек с числовыми константами: A2>5 -
значения
ячеек: С1<>C2 -
значения
ячеек с текстовыми или логическими
величинами: А2= “студент”, С4=ИСТИНА -
результаты
вычисления функций: ОСТАТ(А2;2)=0, СРЗНАЧ(А1:А5)>3,5
(функция ОСТАТ
возвращает целочисленный остаток от
деления своего первого аргумента на
второй. Например, ОСТАТ(5;2) возвратит
1. Чаще всего эта функция используется
для анализа четности/нечетности,
кратности/некратности числа).
Все
текстовые строки в EXCEL
заключаются в двойные английские кавычки
-
Функция ЕСЛИ
Используется
для выбора одного из двух вариантов
действий.
Функция
ЕСЛИ проверяет истинность какого-либо
условия, и при истинности условия
возвращает результат вычисления одного
выражения, а при ложности – другого.
Синтаксис:
ЕСЛИ(условие;
выражение_если_истина; выражение_если_ложь)
Например,
=ЕСЛИ (А6<25;
0;1)
Эта
формула возвратит ноль, если значение
ячейки А6 меньше 25, иначе формула возвратит
1.
Пример:
Вычислить
значение кусочной функции в заданной
точке:
Вышеприведенная
запись читается следующим образом: если
х>0, то значение y(x)
равно sin(x),
иначе y(x)=x^2.
То есть, на той части числовой прямой,
где х>0, функция строится как синусоида,
а где х<=0 – как парабола. График такой
кусочной функции выглядит следующим
образом:
Решение:
Легче
всего построить функцию ЕСЛИ, пользуясь
мастером по построению функций:
Вставка/Функция/Категория: Логические.
В
качестве аргументов функции ЕСЛИ могут
использоваться:
-
Простые
математические выражения: =ЕСЛИ
(А1<-3; A1+2;A1^3) -
Другие
функции: =ЕСЛИ(СУММ (А1:А10)>50;ПРОИЗВЕД
(А1:А10);СРЗНАЧ(А1:А10)) –
если сумма значений ячеек А1:А10 больше
50, то функция ЕСЛИ возвратит произведение
ячеек А1:А10, иначе среднее арифметическое
ячеек А1:А10. -
Текстовые
константы: =ЕСЛИ (А2<3; “экзамен не
сдал”; “сдал”) – если
значение ячейки А2 меньше трех, выдается
сообщение “экзамен не сдал”, иначе
“сдал”. -
Пустые
строки: =ЕСЛИ (С8<>0;1/C8;
“”) – формула
вычисляет значение выражения 1/х, только
в том случае, если х не равен 0, иначе
возвращает пустую строку. Значение для
х находится в ячейке С8.
-
Логические функции И, ИЛИ, НЕ
Этим
функции могут использоваться в качестве
автономных формул, но чаще применяются
для анализа составных условий.
Функции
И, ИЛИ используются для анализа
нескольких условий и имеют следующий
синтаксис:
И
(условие1; условие2; условие3; …;условиеN)
ИЛИ
(условие1; условие2; условие3; …;условиеN)
Функция
И возвращает ИСТИНУ, если все
проверяемые условия верны, иначе ЛОЖЬ.
Функция
ИЛИ возвращает ИСТИНУ, если истинно
хотя бы одно условие.
Максимальное
количество проверяемых условий у этих
функций не должно превышать 30.
Пример:
=ЕСЛИ
(И (A2>2;B2>2;C2>2);
“сессия сдана”; ”сессия не сдана”)
‑ формула
проверяет оценки, введенные в диапазон
ячеек А2:С2 и, если все они больше 2,
выдается сообщение “сессия сдана”.
Необходимо
помнить о правиле работы функции И:
Если
первое проверяемое условие функции И
– ложно, все остальные условия не
проверяются.
Функция
НЕ имеет один аргумент и следующий
синтаксис:
НЕ
(логическое_выражение)
Меняет
значение своего аргумента на противоположное
и обычно используется в сочетании с
другими функциями.
Функция
НЕ возвращает истину, если аргумент
функции имеет значение ЛОЖЬ, и наоборот.
Пример:
=ЕСЛИ
(НЕ (А2=2);”сдал”;’”не сдал”)
‑ функция
возвращает текстовую строку ”сдал”,
если значение ячейки А2 не 2.
Пример:
Вычислить
значение функции, зависящей от двух
аргументов:
‑ значение
функции z(x,y)
вычисляется как
,
если ли х или y является
четным числом. Во всех остальных случаях
.
Для
определения четности /нечетности
(кратности /некратности) числа используем
функцию ОСТАТ.
ОСТАТ
(делимое; делитель) – возвращает
целочисленный остаток от деления
делимого на делитель. И первый,
и второй аргумент этой функции, и
результат вычисления функции – являются
целыми числами.
Решение:
-
Вложенные логические функции
Функция
ЕСЛИ в самом простом варианте способна
обработать только одно условие, в
зависимости от которого выбирается
одно из двух направлений вычислений. В
более сложных задачах очень часто
требуется проанализировать несколько
условий или выбрать одно из предлагаемых
действий. В этом случае рекомендуется
различать следующие типы задач:
-
ВЛОЖЕННЫЕ
ФУНКЦИИ ЕСЛИ.
В
этих задачах предлагается несколько
условий, на каждое из которых имеется
свой отклик (свое действие).
Пример:
В
зависимости то имеющихся в кармане у
гражданина денег, выбрать способ, которым
гражданин доберется домой.
Решение:
Обратите
внимание,
что в данной задаче очень важен порядок
следования условий. Если
условия поменять местами, например,
так:
=ЕСЛИ(A2>=6;
«пешком»; ЕСЛИ(A2>=10; маршрутка»;
ЕСЛИ(A2>=50; «такси»; трамвай»)))
то,
формула вычисляться будет, но ответ
будет неверным. Например, при количестве
денег равном 46 руб., формула выдаст ответ
«пешком», т.к. самое первое
анализируемое условие A2>=6 дает при
вычислении ИСТИНУ.
Необходимо
помнить правило работы функции ЕСЛИ:
сначала вычисляется условие, если оно
истинно, то вычисляется второй аргумент
функции, все остальные аргументы
игнорируется.
Третий
аргумент функции ЕСЛИ получает управление
только тогда, когда условие ложно.
Максимальное
число вложений функции ЕСЛИ не должно
превышать 7.
-
ВЛОЖЕННЫЕ
ФУНКЦИИ И, ИЛИ.
В
таких задачах на несколько проверяемых
условий имеется один отклик.
Пример:
Выдать
премию в размере 500 руб. женщинам, имеющим
более 2-х детей.
Решение:
В
таких задачах несколько проверяемых
условий объединяются с помощью функций
И, ИЛИ.
-
КОМБИНАЦИЯ
I и II ВАРИАНТОВ.
Пример:
Вычислить
значение кусочной функции в заданной
точке
В
зависимости то того, к какой части
числовой прямой принадлежит х,
y(x)вычисляется
по одной из трех формул.
Необходимо
помнить, что число принадлежит диапазону,
только тогда, когда оно больше левой
границы диапазона и меньше правой
границы.
!
Запись -5<=A2<=5
является неправильной, т.к. при такой
записи анализируется только первое
условие -5<=A2,
все остальное пропускается.
Решение:
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
#Руководства
- 18 янв 2023
-
0
Показали, как работать с логическими функциями Excel: ИСТИНА, ЛОЖЬ, И, ИЛИ, НЕ, ЕСЛИ, ЕСЛИОШИБКА, ЕОШИБКА, ЕПУСТО.
Иллюстрация: Merry Mary для Skillbox Media
Рассказывает просто о сложных вещах из мира бизнеса и управления. До редактуры — пять лет в банке и три — в оценке имущества. Разбирается в Excel, финансах и корпоративной жизни.
Логические функции в Excel проверяют, выполняются ли заданные условия в выбранном диапазоне. Пользователь указывает критерии, соответствие которым нужно проверить, — функции проверяют и выдают результат: ИСТИНА или ЛОЖЬ.
Также логические функции используют в сложных расчётах для того, чтобы убрать промежуточные шаги вычисления и объединить несколько действий в одной ячейке. Это значительно сокращает время обработки данных.
В статье рассмотрим основные логические функции Excel — расскажем, для чего они нужны, и на примерах покажем, как они работают.
- Функции ИСТИНА и ЛОЖЬ
- Функции И и ИЛИ
- Функция НЕ
- Функция ЕСЛИ
- Функция ЕСЛИОШИБКА
- Функция ЕОШИБКА
- Функция ЕПУСТО
В конце расскажем, как узнать больше о работе в Excel.
Функции ИСТИНА и ЛОЖЬ не используют самостоятельно — только внутри других логических функций. Они нужны, чтобы отмечать значения как истинные или ложные.
Функция ИСТИНА возвращает только истинные значения. Её синтаксис: =ИСТИНА().
Функция ЛОЖЬ возвращает только ложные значения. Её синтаксис: =ЛОЖЬ().
Функции И и ИЛИ нужны для того, чтобы показать связь между условиями пользователя. Они определяют, будут соблюдены все условия или только некоторые из них.
Функция И. Её используют, чтобы показать, что указанные число или текст должны соответствовать одновременно всем критериям. В этом случае функция возвращает значение ИСТИНА. Если один из критериев не соблюдается, функция И возвращает значение ЛОЖЬ.
Синтаксис функции И такой: =И(логическое_значение1;логическое_значение2;…), где логическое_значение — условия, которые функция будет проверять. Задано может быть до 255 условий.
Пример работы функции И. Проверим, соблюдены ли два условия:
- число 662 больше 300;
- число 8626 больше 9000.
Для этого выберем любую ячейку и в строке формул введём: =И(A1>300;A2>9000), где А1 — ячейка с числом 662, А2 — ячейка с числом 8626.
Нажмём Enter. Функция возвращает значение ЛОЖЬ — одно из условий не соблюдено (число 8626 < 9000).
Скриншот: Excel / Skillbox Media
Проверим другие условия:
- число 662 меньше 666;
- число 8626 больше 5000.
Снова выберем любую ячейку и в строке формул введём: =И(A1<666;A2>5000).
Функция возвращает значение ИСТИНА — оба условия соблюдены.
Скриншот: Excel / Skillbox Media
Функция ИЛИ. Её используют, чтобы показать, что указанные число или текст должны соответствовать одному из условий. Если хотя бы одно условие соблюдено, функция возвращает значение ИСТИНА. Если все условия не соблюдены, функция ИЛИ возвращает значение ЛОЖЬ.
Синтаксис функции ИЛИ: =ИЛИ(логическое_значение1;логическое_значение2;…).
Максимальное количество логических значений (условий) — тоже 255.
Пример работы функции ИЛИ. Проверим три условия:
- число 662 меньше 666;
- число 8626 больше 5000;
- число 567 больше 786.
В строке формул введём: =ИЛИ(A1<666;A2>5000;A3>786).
Функция возвращает значение ИСТИНА, несмотря на то, что одно условие не соблюдено (число 567 < 786).
Скриншот: Excel / Skillbox Media
Проверим другие условия:
- число 662 меньше 500;
- число 8626 больше 9000;
- число 567 больше 600.
В строке формул введём: =ИЛИ(A1<500;A2>9000;A3>600).
Функция возвращает значение ЛОЖЬ, так как ни одно из условий не соблюдено.
Скриншот: Excel / Skillbox Media
С помощью этой функции возвращают значения, которые противоположны по отношению к заданному параметру.
Если в качестве параметра функции НЕ указать ложное значение — она вернёт значение ИСТИНА. Наоборот, если указать истинное значение, функция вернёт ЛОЖЬ.
Синтаксис функции НЕ: =НЕ(логическое_значение), где «логическое_значение» — выражение, которое нужно проверить на соответствие значениям ИСТИНА или ЛОЖЬ. В этой функции можно использовать только одно такое выражение.
Пример работы функции НЕ. Проверим выражение «662 меньше 500». Выберем любую ячейку и в строке формул введём: =НЕ(A1<500), где А1 — ячейка с числом 662.
Нажмём Enter.
Выражение «662 меньше 500» ложное. Но функция НЕ поменяла значение на противоположное и вернула значение ИСТИНА.
Скриншот: Excel / Skillbox Media
Функцию ЕСЛИ используют, когда нужно сравнить данные таблицы с условиями, заданными пользователем.
У этой функции также два результата: ИСТИНА и ЛОЖЬ. Первый результат функция выдаёт, когда значение ячейки совпадает с заданным условием, второй — когда значение условию не соответствует.
Например, если нужно определить в таблице значения меньше 1000, то значение 700 будет отмечено функцией как истинное, а значение 3500 — как ложное.
Можно задавать несколько условий одновременно. Например, найти значения меньше 300, но больше 200. В этом случае функция определит значение 100 как ложное, а 250 — как истинное. Так можно проверять не только числовые значения, но и текст.
Синтаксис функции ЕСЛИ: =ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь), где:
- лог_выражение — запрос пользователя, который функция будет проверять;
- значение_если_истина — результат, который функция принесёт в ячейку, если значение совпадёт с запросом пользователя;
- значение_если_ложь — результат, который функция принесёт в ячейку, если значение не совпадёт с запросом пользователя.
Пример работы функции ЕСЛИ. Предположим, из столбца с ценами нам нужно выбрать значения менее 2 млн рублей.
Создадим отдельный столбец для результатов работы функции и выберем первую ячейку.
Скриншот: Excel / Skillbox Media
В строке формул введём: =ЕСЛИ(A2<2000000;»Подходит»;»Не подходит»)
Скриншот: Excel / Skillbox Media
Дальше нажимаем Enter и растягиваем результат из первой ячейки вниз до конца таблицы.
Скриншот: Excel / Skillbox Media
Функция показала, какие значения соответствуют условию «меньше 2000000», и отметила их как «Подходит». Значения, которые не соответствуют этому условию, отмечены как «Не подходит».
В Skillbox Media есть статья, где подробно объясняли, как использовать функцию ЕСЛИ в Excel — в частности, как запустить функцию ЕСЛИ с несколькими условиями.
Эту функцию используют, чтобы определить, есть ли ошибки в значениях таблицы или в формулах.
Синтаксис функции ЕСЛИОШИБКА: =ЕСЛИОШИБКА(значение;значение_если_ошибка), где:
- значение — выражение, которое нужно проверить;
- значение_если_ошибка — текст, число или формула, которые будут выводиться или выполняться в случае, если в результате проверки аргумента «значение» получен результат ЛОЖЬ.
Если ошибка есть, возвращается значение второго аргумента. Если ошибки нет — первого.
Пример работы функции ЕСЛИОШИБКА. Предположим, нам нужно разделить значения ячеек столбца A на значения ячеек столбца B. Проверим, будут ли ошибки в этих выражениях.
Выделим первую ячейку столбца C и введём: =ЕСЛИОШИБКА(A1/B1;»Ошибка в расчёте»)
Скриншот: Excel / Skillbox Media
Дальше нажмём Enter и растянем результат из первой ячейки вниз до конца таблицы.
Скриншот: Excel / Skillbox Media
В первой строке функция не нашла ошибок в выражении (360/60), поэтому провела расчёт и показала результат (6).
Во второй строке функция тоже не нашла ошибок (деление 0 на 76) — и показала результат расчёта (0).
В третьей строке функция нашла ошибку — делить на 0 нельзя. Поэтому вместо результата расчёта показала второй аргумент функции: «Ошибка в расчёте».
Эта функция проверяет, не содержат ли заданные ячейки ошибочных значений:
- #Н/Д
- #ЗНАЧ
- #ЧИСЛО!
- #ДЕЛ/0!
- #ССЫЛКА!
- #ИМЯ?
- #ПУСТО!
Синтаксис функции ЕОШИБКА: =ЕОШИБКА(значение), где значение — ячейка или диапазон ячеек, которые нужно проверить.
Если функция находит ошибочные значения, она возвращает значение ИСТИНА. Если не находит — возвращает значение ЛОЖЬ.
Пример работы функции ЕОШИБКА. Обычно функцию ЕОШИБКА применяют в работе с большими диапазонами, где искать ошибочные значения самостоятельно долго и энергозатратно. Но для примера покажем, как она работает на небольшом диапазоне.
Выберем любую ячейку, в которой функция должна будет вывести результат. В строке формул введём: =ЕОШИБКА(A1:A6), где A1:A6 — диапазон, который нужно проверить.
Скриншот: Excel / Skillbox Media
Нажимаем Enter — функция возвращает значение ИСТИНА. Это значит, что она нашла ошибку в выделенном диапазоне.
Скриншот: Excel / Skillbox Media
Дальше эту функцию используют для выполнения других действий.
Например, при возникновении ошибки можно использовать функцию ЕОШИБКА в сочетании с функцией ЕСЛИ: =ЕСЛИ(ЕОШИБКА(B1);»Произошла ошибка»;B1*6).
Эта формула проверит наличие ошибки в ячейке B1. При возникновении ошибки функция ЕСЛИ возвращает сообщение «Произошла ошибка». Если ошибки отсутствуют, функция ЕСЛИ вычисляет произведение B1*6.
Функция ЕПУСТО проверяет, есть ли в выбранной ячейке какие-либо значения — например, число, текст, формула, пробел — или эти ячейки пустые. Если ячейка пустая, функция возвращает значение ИСТИНА, если в ячейке есть данные — ЛОЖЬ.
Синтаксис функции ЕПУСТО: =ЕПУСТО(значение), где значение — ячейка, которую нужно проверить.
Пример работы функции ЕПУСТО. Проверим, есть ли скрытые символы в ячейках А5 и А6. Визуально эти ячейки пустые.
Выберем любую ячейку и в строке формул введём: =ЕПУСТО(A5), где A5 — ячейка, которую нужно проверить.
Скриншот: Excel / Skillbox Media
Нажимаем Enter — функция возвращает значение ЛОЖЬ. Это значит, что ячейка А5 на самом деле не пустая, в ней есть значение, которое не видно, — например, пробел.
Скриншот: Excel / Skillbox Media
Проверим вторую ячейку. Выберем любую ячейку и в строке формул введём: =ЕПУСТО(A6) и нажмём Enter. Функция возвращает значение ИСТИНА. Это значит, что в ячейке А6 нет никаких значений.
Скриншот: Excel / Skillbox Media
Как и в случае с функцией ЕОШИБКА, эту функцию можно использовать для выполнения других действий. Например, в сочетании с функцией ЕСЛИ.
- В Excel много функций, которые упрощают и ускоряют работу с таблицами. В этой подборке перечислили 15 статей и видео об инструментах Excel, необходимых в повседневной работе.
- В Skillbox есть курс «Excel + Google Таблицы с нуля до PRO». Он подойдёт как новичкам, которые хотят научиться работать в Excel с нуля, так и уверенным пользователям, которые хотят улучшить свои навыки. На курсе учат быстро делать сложные расчёты, визуализировать данные, строить прогнозы, работать с внешними источниками данных, создавать макросы и скрипты.
- Кроме того, Skillbox даёт бесплатный доступ к записи онлайн-интенсива «Экспресс-курс по Excel: осваиваем таблицы с нуля за 3 дня». Он подходит для начинающих пользователей. На нём можно научиться создавать и оформлять листы, вводить данные, использовать формулы и функции для базовых вычислений, настраивать пользовательские форматы и создавать формулы с абсолютными и относительными ссылками.
Другие материалы Skillbox Media по Excel
Научитесь: Excel + Google Таблицы с нуля до PRO
Узнать больше
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
«КАМЧАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка
комбинированного занятия
Учебная дисциплина Информатика
Тема Логические функции в MS Excel.
Курс I
Специальность 33.02.01 «Лечебное дело»
Автор-составитель: преподаватель информатики Ковальская Анна Сергеевна
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии Общеобразовательных дисциплин Протокол № ____ «__» ___________ 2020 г. Председатель ЦМК_______/ Е.С. Гагарина |
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР __________/С.В. Коровашкина «___» ______ 2020 г. |
Петропавловск – Камчатский, 2020
Содержание
Пояснительная записка 3
Хронокарта занятия 6
Конспект занятия: 7
Практическая работа. 9
Закрепление полученных знаний. 12
Список использованных источников: 13
Пояснительная записка
к методической разработке по дисциплине «Информатика» по теме «Логические функции в MS Excel».
Методическая разработка составлена с требованиями ФГОС третьего поколения к формированию знаний, для использования на занятиях в рамках специальности 33.02.01 «Лечебное дело» базовой подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
-
уметь:
-
создавать таблицы в Microsoft Excel;
-
производить форматирование таблицы;
-
решать задачи с помощью функции ЕСЛИ.
-
знать:
-
назначение, основные возможности и интерфейс программы Microsoft Excel;
-
приёмы работы с формулами и функциями;
-
синтаксис функции ЕСЛИ.
Тема: Логические функции в MS Excel.
Тип учебного занятия: комбинированный
Цели занятия:
-обучающая:
-
изучить синтаксис функции Если;
-
научить решать задачи с помощью функции Если.
-развивающая:
-
развивать логическое мышление;
-
развивать умение выделять главную, нужную информацию;
-воспитывающая:
-
воспитать умение работать самостоятельно.
Оборудование: проектор, компьютер, рабочая презентация, раздаточный материал.
Место проведения занятия: компьютерный кабинет.
Материально-техническое оснащение занятия.
1. Презентация на тему: «Функция Если»;
Требования к уровню усвоения учебного материала:
Студент должен уметь:
-
создавать таблицы в программе MsExcel;
-
форматировать электронные таблицы.
Студент должен знать:
-
функции MsExcel.
Обучающий должен отработать практические навыки:
Создавать таблицы и решать задачи с помощью функции Если.
Междисциплинарные связи:
-
Математика
Внутрипредметные связи:
-
Операции с диапазоном ячеек и автозаполнение в MS Excel.
-
Встроенные функции в MS Excel.
ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ
Наименование элементов занятия |
Методические указания по эталону |
Деятельность учащихся |
Время мин. |
|
1 |
Организационный момент |
|
Приветствие учителя. |
2 |
2 |
Введение, актуализация изучаемой темы |
Целевая установка занятия: тема, цель, план занятия. |
Записывают тему занятия в тетрадь. |
3 |
3 |
Актуализация знаний |
Задает студентам вопросы. Вводит в курс новой темы. |
Слушают, отвечают. |
5 |
4 |
Объяснение нового материала |
Рассказывает |
Конспектируют в тетрадь. |
25 |
5 |
Практическая работа. |
Объясняет, показывает, как решать с помощью функции ЕСЛИ. |
Работа на компьютерах. |
15 |
6 |
Здоровье сберегающие технологии. |
Упражнения для глаз |
Выполняют упражнения для глаз |
5 |
Закрепление полученных знаний. |
Объясняет, как выполнять работу. |
Выполняют задание для самостоятельной работы. |
30 |
|
9 |
Подведение итогов. |
Выставление оценок. Домашнее задание В.П. Омельченко с. 196-199 |
Записывают домашнее задание. |
5 |
Конспект занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте! Слайд 1. Тема нашего занятия «Логические функции в MS Excel».
Актуализация знаний.
Преподаватель задает студентам вопросы:
-
Назовите программу для создания электронных таблиц.
-
Для чего предназначена строка формул?
-
Можно ли добавить листы в книге MsExcel?
-
Какие основные виды информации вводятся в ячейки?
-
Назовите функции программы MsExcel.
-
Какие функции мы изучили на прошлых занятиях?
Объяснение нового материала
Среди множества различных выражений, которые применяются при работе с Microsoft Excel, следует выделить логические функции. Их применяют для указания выполнения условий в формулах. При этом, если сами условия могут быть довольно разнообразными, то результат логических функций может принимать всего два значения: условие выполнено (ИСТИНА) и условие не выполнено (ЛОЖЬ).
Основные операторы.
Существует несколько операторов логических функций. Среди основных следует выделить такие:
Название функции |
Значение |
Синтаксис |
Примечание |
ИСТИНА |
Не имеет аргументов, возвращает логическое значение «ИСТИНА». |
=ИСТИНА () |
Редко используется в качестве самостоятельной функции. |
ЛОЖЬ |
Не имеет аргументов, возвращает логическое выражение «ЛОЖЬ». |
=ЛОЖЬ () |
——-//——- |
И |
Если все заданные аргументы возвращают истинный результат, то функция выдает логическое выражение «ИСТИНА». В случае хотя бы одного ложного логического значения вся функция выдает результат «ЛОЖЬ». |
=И (Лог_знач. 1; Лог_знач. 2;…) |
Принимает до 255 аргументов в виде условий или ссылок. Обязательным является первый. |
ИЛИ |
Показывает результат «ИСТИНА», если хотя бы один из аргументов является истинным. |
=ИЛИ (Лог_знач.1; Лог_знач. 2;…) |
——-//——- |
НЕ |
Меняет логическое значение «ИСТИНА» на противоположное – «ЛОЖЬ». И наоборот. |
#ИМЯ? |
Обычно сочетается с другими операторами. |
ЕСЛИ |
Проверяет истинность логического выражения и возвращает соответствующий результат. |
#ИМЯ? |
«Логическое_выражение» при вычислении должно иметь результат «ИСТИНА» или «ЛОЖЬ». |
ЕСЛИОШИБКА |
Если значение первого аргумента истинно, то возвращает сам аргумент. В противном случае – значение второго аргумента. |
#ИМЯ? |
Оба аргумента обязательны. |
Слайд 2. Оператор ЕСЛИ.
-
Вставка функции Если:
-
Вкладка Формулы;
-
группа Библиотека формул;
-
категория Логические;
-
функция Если.
Значение если — ложь
Значение если — истина
Логическое выражение
Слайд 3. Общий вид условной функции следующий:
=ЕСЛИ (, , )
-
— это логическое выражение, которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ,
-
, могут быть числами, формулами или текстами.
Слайд 4. Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так:
если условие истинно, то значение данной ячейки определит , в противном случае .
Логические выражения строятся с помощью операций отношения (меньше), = (больше или равно), = (равно), (неравно).
Практическая работа.
Пример использования функции ЕСЛИ.
Слайд 5. Задача №1. Необходимо переоценить товарные остатки. Если товар хранится на складе дольше 6 месяцев, уменьшить его цену в 2 раза.
-
С
оздайте таблицу с исходными параметрами: -
Чтобы решить поставленную задачу, воспользуемся логической функцией ЕСЛИ (слайд 6). Формула будет выглядеть так: =ЕСЛИ(C2=6;B2/2;B2) (слайд 7).
Логическое выражение «С2=6» построено с помощью операторов отношения «» и «=». Результат его вычисления – логическая величина «ИСТИНА» или «ЛОЖЬ». В первом случае функция возвращает значение «В2/2». Во втором – «В2».
-
Нажмите на ячейку D2.
-
Вставляем функцию Если:
-
Далее выбираем ЕСЛИ.
-
В открывшемся окне заполняем:
Заполняем
-
Нажимаем ОК.
-
Скопировать формулу на диапазон ячеек D3:D5 (потянуть за правый нижний угол ячейки D2).
-
В итоге наша задача решена (слайд 8):
Слайд 9. Задача №2. Вывести диагноз пациента в зависимости от температуры: Если температура больше 37, тогда болен, иначе здоров.
Слайд 10 Результат:
Закрепление полученных знаний.
Задание для самостоятельной работы.
-
Составить таблицу для расчета стипендий студентам по результатам экзаменационной сессии.
Предположим, что размер стипендии зависит от среднего бала: если средний балл
Составьте таблицу по образцу и введите данные.
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
|
1 |
Расчет стипендии |
Группа 191 Ф |
|||||
2 |
Минимальный размер стипендии |
240 |
|||||
3 |
Ф. И. О. |
Информатика |
История |
Англ. Яз. |
Средний балл |
Премия |
Стипендия |
4 |
Михайлова |
3 |
2 |
3 |
|||
5 |
Меркулов |
4 |
5 |
3 |
|||
6 |
Лепешкин |
5 |
4 |
5 |
|||
7 |
Гутов |
5 |
5 |
5 |
|||
8 |
Иванов |
5 |
5 |
5 |
|||
9 |
Зиборов |
5 |
3 |
5 |
|||
10 |
Итого |
С помощью ВСТАВКИ ФУНКЦИЙ введите формулы в ячейки и заполните таблицу:
-
В ячейку Е4 введите формулу, вычисляющую средний балл: =СРЗНАЧ(B4:D4) и скопируйте ее в ячейки с Е5 по Е9.
-
В ячейку F5 введите формулу: =ЕСЛИ(E4=5; ($B$2*50)/100; 0) и скопируйте ее в ячейки с F6 по F9.
-
В ячейку G4 введите формулу: =ЕСЛИ(E4=4; F4+$B$2; 0) и скопируйте ее в ячейки с G5 по G9.
-
В ячейку G10 формулу, вычисляющую итог — сумму стипендий Группы 191 Ф.
-
Постройте гистограмму и круговую диаграмму по столбцу Стипендия. Поместите диаграммы на отдельных листах.
Список использованных источников:
-
Омельченко В.П. Информатика : учебник / Демидова А.А. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 379 с.;
-
Гальченко Г.А. Информатика : учебник / Дроздова О.Н., Ростов-на-Дону : Еникс, 2017. – 376 с.;
-
Логические функции в программе Microsoft Excel [электронный ресурс] : — URL: https://lumpics.ru/logical-functions-in-excel/ (дата обращения 1.04.2020);
-
Логические функции в excel с примерами их использования [электронный ресурс] : — URL: https://exceltable.com/funkcii-excel/logicheskie-funkcii (дата обращения 1.04.2020);
-
Использование логических функций в Excel [электронный ресурс] : — URL: https://microexcel.ru/logicheskie-funkczii/ (дата обращения 1.04.2020).
Табличный редактор Эксель – очень гибкий и мощный инструмент для структурированной работы с данными. Среди большого количества его эффективных инструментов стоит отдельно выделить логические операторы, в основе использования которых лежит признание выражения истинным или ложным. Эти функции эффективно встроены в инструментарий формул и позволяют создавать гибкие условия для различных вычислений или заполнения ячеек на основе логических выражений. В данной статье будут описаны основные используемые функции, а также приведен практический пример использования логических операторов в Excel.
Содержание
- Основные логические функции, используемые в Эксель
- Операторы ИСТИНА и ЛОЖЬ
- Операторы И и ИЛИ
- Оператор НЕ
- Операторы ЕСЛИ и ЕСЛИОШИБКА
- Операторы ЕОШИБКА и ЕПУСТО
- Практический пример использования логических функций
- Заключение
Основные логические функции, используемые в Эксель
Перечень наиболее часто используемых логических операторов можно ограничить следующим набором:
- ИСТИНА;
- ЛОЖЬ;
- ЕСЛИ;
- ЕСЛИОШИБКА;
- ИЛИ;
- И;
- НЕ;
- ЕОШИБКА;
- ЕПУСТО.
В большинстве случаев их достаточно для построения сложных логических конструкций и задания условий.
Для каждого из указанных выше операторов существуют аргументы (за исключением функций ИСТИНА и ЛОЖЬ) – это могут быть как цифровые или текстовые значения, так и ссылки на данные, содержащиеся в других ячейках.
Операторы ИСТИНА и ЛОЖЬ
Функция ИСТИНА не имеет собственных аргументов и практически всегда используется, как структурный компонент для других логических выражений, так как принимает одно конкретно заданное значение.
Функция ЛОЖЬ, напротив, может принимать любые значения, не являющиеся истинными. Как и ИСТИНА, практически всегда используется, как структурный компонент для других сложных выражений.
Операторы И и ИЛИ
Синтаксис оператора И выглядит следующим образом:
=И(лог_значение1; лог_значение2; …), возможное количество используемых аргументов – от 1 до 255.
Оператор И используется в качестве элемента-связки для нескольких условий логического выражения. Важно, чтобы все аргументы оператора имели значение ИСТИНА (если в выражении их несколько), в противном случае вся логическая цепочка будет возвращать значение ЛОЖЬ.
Синтаксис оператора ИЛИ:
=ИЛИ(лог_значение1; лог_значение2; …), возможное количество используемых аргументов – от 1 до 255.
В отличие от И, функция ИЛИ будет возвращать значение ИСТИНА даже в случае, когда хотя бы один из используемых аргументов ему соответствует, а все остальные – ложные.
Оператор НЕ
Синтаксис функции НЕ: =НЕ(лог_значение).
Количество аргументов оператора НЕ – всегда один. Соответственно, результат функции (ИСТИНА/ЛОЖЬ) полностью зависит только от значения аргумента.
Операторы ЕСЛИ и ЕСЛИОШИБКА
Общий синтаксис функции ЕСЛИ представляет собой конструкцию:
=ЕСЛИ(логическое_выражение;значение_если_истина;значение_если-ложь).
Оператор ЕСЛИ используется для построения сложных развернутых логических цепочек. Суть функции – в проверке внесенного в качестве логического выражения условия. Если условие выполняется, и оно истинно, то в качестве результата функции возвращается одно выражение, если же логическое выражение ложно, то в качестве результата функции возвращается другое условие.
Синтаксис оператора ЕСЛИОШИБКА имеет вид:
=ЕСЛИОШИБКА(значение;значение_если_ошибка).
Функция проверяет истинность логического выражения для первого аргумента, и если он соблюдается, то возвращает в качестве результата его значение. Если же выражение ложно, то в качестве результата выдается значение второго аргумента, указанное в функции.
Операторы ЕОШИБКА и ЕПУСТО
Оператор ЕОШИБКА имеет следующую структуру:
=ЕОШИБКА(значение)
Он позволяет осуществить проверку корректности уже заполненных ячеек (одной или диапазона), и, если ячейка некорректно заполнена, возвращает результат ИСТИНА, в противном случае – ЛОЖЬ.
Примеры значений в некорректно заполненных ячейках:
- #ИМЯ?;
- #Н/Д;
- #ДЕЛ/0!;
- #ЧИСЛО!;
- #ЗНАЧ;
- #ПУСТО!;
- #ССЫЛКА!.
Аргумент функции – адрес конкретной ячейки или ссылка на диапазон ячеек.
Формула функции ЕПУСТО выглядит следующим образом:
=ЕПУСТО(значение)
Функционал оператора проверяет ячейку или диапазон ячеек и возвращает ИСТИНА, если в ячейке/диапазоне ячеек нет данных, и ЛОЖЬ, если в ячейке/диапазоне ячеек присутствуют данные. Аргумент функции – адрес конкретной ячейки или ссылка на диапазон ячеек.
Практический пример использования логических функций
В примере ниже попробуем частично использовать описанные выше функции для решения задачи, приближенной к реальной ситуации с расчетом премии, зависящей от определенных условий.
В качестве исходных данных – таблица со сведениями о работниках, в которой указан их пол и возраст.
Нам необходимо произвести расчет премии. Ключевые условия, от которых зависит размер премии:
- величина обычной премии, которую получат все сотрудники без исключения – 3 000 руб.;
- сотрудницам женского пола положена повышенная премия – 7 000 руб.;
- молодым сотрудникам (младше 1984 г. рождения) положена повышенная премия – 7 000 руб.;
Выполним необходимые расчеты, используя логические функции.
- Встаем в первую ячейку столбца, в которой хотим посчитать размеры премий и щелкаем кнопку “Вставить функцию” (слева от сроки формул).
- В открывшемся Мастере функций выбираем категорию “Логические”, затем в предложенном перечне операторов кликаем по строке “ЕСЛИ” и жмем OK.
- Теперь нам нужно задать аргументы функции. Так как у нас не одно, а два условия получения повышенной премии, причем нужно, чтобы выполнялось хотя бы одно из них, чтобы задать логическое выражение, воспользуемся функцией ИЛИ. Находясь в поле для ввода значения аргумента “Лог_выражение” кликаем в основной рабочей области книги на небольшую стрелку вниз, расположенную в левой верхней части окна программы, где обычно отображается адрес ячейки. В открывшемся списке функций выбираем оператор ИЛИ, если он представлен в перечне (или можно кликнуть на пункт “Другие функции” и выбрать его в новом окне Мастера функций, как мы изначально сделали для выбора оператора ЕСЛИ).
- Мы переключимся в окно аргументов функци ИЛИ. Здесь задаем наши условия получения премии в 7000 руб.:
- год рождения позже 1984 года;
- пол – женский;
- Теперь обращаем внимание на строку формул. Кликаем в ней на название первоначального оператора ЕСЛИ, чтобы переключиться в аргументы этой функции.
- Заполняем аргументы функции и щелкаем OK:
- в значении “Истина” пишем цифру 7000;
- в значении “Ложь” указываем цифру 3000;
- Результат работы логических операторов отобразится в первой ячейке столбца, которую мы выбрали. Как мы можем видеть, окончательный вид формулы выглядит следующим образом:
=ЕСЛИ(ИЛИ(C2>1984;D2="жен.");7000;3000)
.
Кстати, вместо использования Мастера функций можно было вручную составить и прописать данную формулу в требуемой ячейке. - Чтобы рассчитать премию для всех сотрудников, воспользуемся Маркером заполнения. Наведем курсор на правый нижний угол ячейки с формулой. После того, как курсор примет форму черного крестика (это и есть Маркер заполнения), зажимаем левую кнопку мыши и протягиваем выделение вниз, до последней ячейки столбца.
- Все готово. Благодаря логическим операторам мы получили заполненные данные для столбца с премиями.
Заключение
Логические операторы используются практически во всех сложных формулах, в которых значение в ячейке зависит от соблюдения одного или нескольких условий и позволяют строить гибкие конструкции, объединяя простые функции и расчеты в одной ячейке. Это дает возможность значительно сократить время на обработку данных и повысить эффективность работы, так как снимает большое количество промежуточных шагов в расчетах и вычислениях.
Открытый урок информатики в 9 классе
Логические функции в электронных таблицах MS EXCEL
Цель урока: изучить логические функции MS Excel используемые при решении задач.
Образовательные задачи урока:
- изучить функции И, ИЛИ, ЕСЛИ из категории Логические;
- научиться использовать их при решении задач.
Планируемые результаты:
Предметные: знать и применять функции И, ИЛИ, ЕСЛИ из категории Логические при решении задач.
Метапредметные:
- Регулятивные: самостоятельно формулируют цели, задачи, проблему урока, планируют деятельность.
- Познавательные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа для решения задач, сравнивать.
- Коммуникативные: осуществлять сотрудничество с педагогом, одноклассниками, высказывают собственную точку зрения; строят понятные речевые высказывания.
- Личностные: прививать интерес к предмету, теме, применять полученные знания в различных областях учебной деятельности.
- Научатся: пользоваться встроенными функциями, применять логические функции.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедиа-проектор, ноутбуки; программное обеспечение: MS Excel.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Используемые технологии:
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- системно-деятельностный и технологический подход к обучению;
- информационные технологии
- модель «Перевернутый класс»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент – менее 1 мин. Приветствует учащихся. Проводит проверку готовности к уроку.
Здравствуйте, очень рада вас видеть снова!
2. Актуализация знаний – 10 мин. (проверка д/з – модель «перевернутый класс»).
Лист самооценки. Для того чтобы получить знания в полном объеме, важно зафиксировать, насколько успешно будет проходить наш урок. Этот лист самооценки даст вам возможность записывать каждую деталь вашей работы в течение урока при изучении темы.
Если довольны (справились), удовлетворены (частично), разочарованы (не поняли, не смогли) тем, как прошел наш урок, то отметьте ваше отношение к элементам урока в соответствующей клетке лист (Приложение 1).
Мы продолжаем с вами изучать тему, связанную с программным обеспечением информационных технологий, а именно Прикладная среда табличного процессора Excel.
Фронтальный опрос с целью актуализации технологических знаний в среде http://learningapps.org/(LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей).
1. Вам предлагается задание в среде learningapps.org: свести правильные части так, чтобы они «склеились» скотчем (индивидуальная работа за компьютерами). Приступайте!
На это задание – 1 минута.
http://learningapps.org/watch?v=poc2tgjqa16
А теперь давайте проверим задание вместе (вызывается ученик к доске)
После выполнения задания оцените себя, пожалуйста, в листе самооценки!
2.
1.Установите соответствие между Функцией и Назначением.
2. Впишите категорию функции (Математические или Статистические) (на листках распечатать или на интерактивной доске). Приложение 2.
Функция |
Назначение |
Категория функции |
СУММ |
Вычисление суммы значений в заданном диапазоне |
|
МИН |
Вычисление корня квадратного |
|
КОРЕНЬ |
Вычисление тригонометрической функции |
|
SIN |
Вычисление минимального значения в заданном диапазоне |
|
СРЗНЧ |
Вычисляет среднее арифметическое значение диапазона аргументов |
СУММ, КОРЕНЬ, SIN — Математические
МИН, СРЗНЧ, — Статистические
Сравним ваши ответы с правильным результатом (на экране). Приложение 2. Ответы
После выполнения задания оцените себя, пожалуйста, в листе самооценки!
3. А теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед Вами представлена задача (Демоверсия 2013 год, задание № 19).
Обсуждение со всем классом.
1. Как вы думаете, как выполнить решение задачи для данных в 1000 строк таблицы? (автокопирование формулы)
2. А давайте подумаем, какую формулу можно задать, если необходимо вычислить суммарное расстояние перевозки с 1 по 3 октября? Ответ необходимо записать в ячейку H2 таблицы.
=СУММ(D2:D118)
3. Как посчитать среднюю массу груза при автоперевозках, осуществлённых из города Липки? Ответ необходимо записать в ячейку H2 таблицы.
=СРЗНАЧЕСЛИ(B2:B371;»Липки»;F2:F371)
Молодцы! Справились!
После выполнения задания оцените себя, пожалуйста, в листе самооценки!
Слайд 1. Таблица
ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ |
Содержимым ячейки ЭТ может быть текст, число и формула |
Формула содержит ссылки, знаки операций и функции |
Ссылки могут быть относительными, абсолютными и смешанными |
Математические, статистические функции |
3. Мотивация (постановка проблемы) – 10-12 мин.
Дома вы просмотрели видеоролик (можно презентацию с подробными комментариями, что заменяет объяснение учителя в видеоролике).
Исходя из данного видеоролика, сформулируйте тему урока (Логические функции в MS Excel), озвучьте цель нашего урока (знать и применять логические функции при решении задач в MS Excel).
Молодцы! Оцените себя в листе самооценки!
Слайд 2. Таблица
ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ |
ЧТО УЗНАЕМ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ? |
Содержимым ячейки ЭТ может быть текст, число и формула |
Какие логические функции есть в электронных таблицах (MSExcel)? |
Формула содержит ссылки, знаки операций и функции |
Правила ввода логических функций в электронных таблицах (MSExcel)? |
Ссылки могут быть относительными, абсолютными и смешанными |
Применять логические функции при решении задач |
Математические, статистические функции |
Логические функции |
Приложение 3. Проблема: Перед Вами на партах лежат карточка с заданием. Сможем мы решить данную проблему?
Необходимо поделиться на 2 группы. Каждая группа должна вписать формулу в ячейку, согласно условию задачи и сформулировать вывод (анализ используемых логических функций). Используйте опорные конспекты, которые составляли дома по видеоролику, видеоролики (папка Excel)У вас на обсуждение – 2 минуты. Приступайте!
Работа в группах.
1 группа: Решить задачу на применение функций И, ИЛИ (на листках).
Перед Вами стоит задача о выплате премий за увеличение числа продаж сотрудникам фирмы более чем на 7%. Поле электронной таблицы выглядит так:
1.Впишите формулу, чтобы в столбце D было выведено ИСТИНА напротив сотрудника, которому следует начислить премию, и ЛОЖЬ напротив сотрудника, которому не следует начислить премию?
2.Сформулируйте вывод (анализ используемых логических функций):
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Проверьте данную задачу, решив ее в Excel(Файл находиться на Рабочем столе → папка Excel→ Задание_группа 1).
После обсуждения приходим к выводу, что в ячейку D4 следует ввести формулу=И(B4-C4>=C4*0,07). Иными словами, мы использовали логическую функцию с одним условием — обеспечение продаж больше плана на 7%.
Скажите, в данной задаче, можно ли использовать с той же целью функцию ИЛИ?
Можно, с одним условием, чтобы получит ответы “истина” или “ложь” в ячейке.
2 группа: Решить задачу на применение функции ЕСЛИ (на листках).
1.Определить и ввести формулу с логической функцией, чтобы напротив фамилии каждого юноши или девушки в столбце Выбор появилась запись “принят” или “не принят”.
Поле электронной таблицы выглядит так:
2.Сформулируйте вывод (анализ используемых логических функций):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Проверьте данную задачу, решив ее в Excel.(Файл находиться на Рабочем столе → папка Excel→ Задание_группа 2).
Решение: “Школа танцев” введем формулу в ячейку D6: =ЕСЛИ(И(И(B6>=168;B6<=178);C6<=B6-115);»принят»;»не принят»)
Готовые решения задач показать (высветить на экран). Обсуждение задач. Удалось решить проблему, поставленную перед Вами?
Молодцы! А теперь давайте проверим данную задачу, решив ее в Excel.
После выполнения задания оцените себя, пожалуйста, в листе самооценки!
4. Первичное закрепление материала (практическая часть) – 15 -17 мин.
Работа в группах на компьютере. Ролевая игра.
Учащиеся делятся на три группы по 5-6 человек. Каждая группа будет представлять одну из организаций: «Связьтелеком», «СуперБух», «Шанс».
Группам раздаются таблички с названиями организаций, карточки с заданиями (запросами клиента), выделяется по одному компьютеру (Приложения № 4).
Организация вводят информацию в подготовленные таблицы и подготавливают результат (отчет руководителю; отчет должен быть красиво и эффективно оформлен; в роли руководителя выступает учитель).
В группах выбирается старший – директор организации, который руководит работой группы и должен организовать ее так, чтобы каждый участник выполнял свою задачу: один работал на компьютере с электронной таблицей (оператор), второй готовил отчет о работе группы (секретарь), третий проверял правильность математических расчетов (бухгалтер).
Если работа над задачей вызывает затруднения, группы могут воспользоваться помощью учителя.
Ролевая игра проводится в течение 10 мин. Затем в течение 5 мин группы рассказывают о своей работе – представляют свою электронную таблицу, описывают трудности и успехи в работе, осуществляют самооценку.
Организация «Связьтелеком» помогает абоненту рассчитать, сколько каждый должен заплатить за телефонные переговоры.
Задача «Подсчет стоимости телефонных переговоров»
Пять абонентов звонят из города А в город Б. Если телефонный междугородний звонок был произведен в выходные дни (суббота, воскресенье), или в праздничные дни, или в будние дни с 20 часов вечера до 8 часов утра, то он рассчитывается по льготному тарифу со скидкой 50%, в другое время льгот нет. Подсчитать, сколько каждый из пяти абонентов должен заплатить за переговоры.
Решение
Используем заранее подготовленную таблицу стоимости телефонных переговоров.
Если звонок производится по льготному тарифу, то должно выполняться условие: День недели = “суббота” ИЛИ День недели = “воскресенье” ИЛИ Праздник “Да” ИЛИ время начала переговоров >=20 ИЛИ Время начала переговоров <=8. Поэтому в ячейку G3 заносим формулу: ЕСЛИ (ИЛИ (С3= “Суббота”; С3= “Воскресенье”; D3= “Да”; Е3>=20; Е3<=8);$D$1*F3; $B$1*F3).
Ссылка на ячейки D1 и В1 абсолютная, так как при копировании формул имена этих ячеек не должны меняться.
Организация «СуперБух» помогает магазину составить ведомость, учитывающую скидки: покупатель, стоимость покупки, скидка, стоимость покупки с учётом скидки. И показать, кто из покупателей сделал покупки со скидкой, стоимость которых превышает k рублей.
Задача “Скидка”. Покупатели магазина пользуются 10% скидками, если стоимость покупки превышает k рублей. Составить ведомость, учитывающую скидки: покупатель, стоимость покупки, скидка, стоимость покупки с учётом скидки. Составить таблицу и показать, кто из покупателей сделал покупки со скидкой, стоимость которых превышает k рублей.
Решение:
Готовим таблицу в виде:
В ячейки A1:B7 заносим соответствующие данные.
В ячейку C2 заносим формулу =B2*0,1 (так как скидка на покупку 10%, то изначальную стоимость покупки необходимо умножить на 0,1).
В ячейку D2 заносим формулу =B2-C2 (так как стоимость мы вычисляем покупки с учётом скидки)
В ячейку E2 заносим формулу =ЕСЛИ(B2>=$B$9;D2;B2). В этой формуле необходимо обратить внимание на абсолютную ссылку на ячейку B9.
При занесении формулы в ячейку E2 мы встретились с ситуацией, когда при вставке встроенной функции ЕСЛИ требуется в качестве значения логического выражения сделать ссылку на ячейку.
Организация «Шанс» помогает компаниям найти работников, у которых имеются задолженности по потребительскому кредиту и (или) кредиту на жилищное строительство, удержать % от начисленной им суммы.
Задача «Задолженность»
1. Найти работников, у которых одновременно имеются задолженности по потребительскому кредиту и кредиту на жилищное строительство, и удержать от начисленной им суммы 20%.
Решение: Для нашего примера логическая функция будет иметь следующий вид:
=ЕСЛИ(И (C3>0;D3>0); ВЗ*0,2; «-«)
Данная логическая функция означает следующее: если одновременно задолженности по потребительскому кредиту и кредиту на жилищное строительство больше нуля, то необходимо удержать 20% с начисленной суммы, в противном случае необходимо вывести пробелы.
2. Найти работников, у которых имеются одновременно задолженности по обоим видам кредита, и удержать от начисленной им суммы 20% в счет погашения кредитов. С остальных работников, имеющих задолженность по какому-либо одному виду кредита, удержать 10% от начисленной им суммы. Работникам, не имеющим задолженность по кредиту, проставить в графе «Удержано» — «б/к».
Решение:
В нашем примере логическая функция будет иметь следующий вид:
=ЕСЛИ (И(С3>0;D3>0);В3*0,2;ЕСЛИ (И (С3=0;D3=0);»б/к»; ВЗ*0,1))
Данная логическая функция означает следующее: если одновременно задолженности по потребительскому кредиту и кредиту на жилищное строительство больше нуля, то необходимо удержать 20% с начисленной суммы, если обе задолженности одновременно
равны нулю, то необходимо вывести «б/к», в противном случае необходимо удержать 10% от начисленной суммы.
Завершение практической работы.
5. Физкультминутка (1 мин) для глаз и спины. Проводит учащийся! (Можно сделать как опрос по теме: прием ТРИЗ «Да-НЕТКА», если согласны – ДА встали (НЕТ – сели) или любое другое движение, можно движения менять на каждом вопросе)
Не вставая из-за рабочего стола, примите удобное положение – спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения необходимо легко без напряжения.
1. Изменение фокусного расстояния: смотреть на кончик носа, затем вдаль. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль.
Повторить несколько раз.
2. Сжать веки, затем моргнуть несколько раз.
3. Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока: взгляд влево – прямо, вправо – прямо, без задержки в отведенном положении.
4. Круговые движения глаз – от 1 до 10 кругов влево и вправо. Сначала быстро, потом как можно медленнее.
5. Закончить гимнастику необходимо массажем век, мягко поглаживая их указательным и средним пальцем в направлении от носа к вискам, а затем потереть ладони, легко. Без усилий, прикрыть ими закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 минуту). Представить погружение в полную темноту.
Спасибо!
6. Проверка усвоения нового материала с помощью MyTest (индивидуально) – 2 мин.
Вам предлагается ответить на вопросы теста, система проанализирует ответы и выдаст результат. По окончании вы занесете результат в Лист самооценки.
Тест находиться на Рабочем столе → Тестирование→ Логические функции в MS Excel.
а) В школу танцев принимаются девушки и юноши, имеющие рост не ниже 168 см и не выше 178 см.
Варианты ответов:
1. ИЛИ (Рост>168; Рост<178)
2. И (Рост<178; Рост >168)
3. И (Рост <=178; Рост>=168)
б) В школу танцев принимаются девушки и юноши, имеющие рост не ниже 168 см и не выше 178 см. Вес поступающих в школу танцев должен соотноситься с ростом по формуле: значение веса <= значение роста — 115.
Варианты ответов:
1. И(ИЛИ (Рост>168; Рост<178); Вес <= Рост — 115))
2. И(И (Рост>=168; Рост<=178); Вес <= Рост — 115))
3. И(ИЛИ (Рост>=168; Рост<=178); Вес <= Рост — 115))
в) В диапазоне от А2 до А32 находятся значения дневных температур за декабрь месяц. Считается аномалией, если среднемесячная температура выходит за рамки от -30 до +10. Является ли температура аномальной.
Варианты ответов:
1. И (СРЗНАЧ(А2:А32)>=10; СРЗНАЧ(А2:А32)<=-30)
2. И (СРЗНАЧ(А2:А32)<=10; СРЗНАЧ(А2:А32)>=-30)
3. ИЛИ (СРЗНАЧ(А2:А32)>=10; СРЗНАЧ(А2:А32)<=-30)
г) Какое логическое выражение, соответствует двойному неравенству 0
Ответ:
1. И(А1>0; A1<10)
2. И(А1>0<10)
3. И(A1<10>0)
д) Какое логическое выражение, соответствует условию “дети до 12 лет или старики от 70 лет”.
Ответ:
1. ИЛИ(дети<=12; старики>=70)
2. ЕСЛИ (ИЛИ(дети<=12;старики>=70)
3. И(дети<=12; старики>=70)
е) Для заданного значения X нужно вычислить значение Y по одной из формул: если x>5, то y:=x-8, иначе y:=x+3. Как будет выглядеть формула:
Варианты ответов:
1. =ЕСЛИ(В1>5;B1-8;B1+3)
2. =ЕСЛИ(И(В1>5;B1-8;B1+3))
3. =ЕСЛИ(ИЛИ(В1>5;B1-8;B1+3))
После выполнения задания оцените себя, пожалуйста, в листе самооценки!
7. Подведение итогов урока – 5 мин.
Какие цели в начале урока мы перед собой поставили?
Что нового узнали?
Чему научились?
После обсуждения на экране:
ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ |
ЧТО УЗНАЕМ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ? |
ЧТО УМЕЕМ, ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ |
Содержимым ячейки ЭТ может быть текст, число и формула |
Какие логические функции есть в электронных таблицах (MSExcel)? |
Логические функции И, ИЛИ реализуют соответствующие логические операции.Логическая функция ЕСЛИ позволяет сделать выбор действия в зависимости от условия (логического выражения). |
Формула содержит ссылки, знаки операций и функции |
Правила ввода логических функций в электронных таблицах (MSExcel)? |
Правила ввода логических функций в ЭТ |
Ссылки могут быть относительными, абсолютными и смешанными |
Применять логические функции при решении задач |
Использовать логические функции MSExcel при решении задач |
Математические, статистические функции |
Логические функции |
8. Домашнее задание 1 мин.:
Наш урок подошел к концу. Вы хорошо поработали в группах, успешно выполнили задания индивидуально, я довольна вами. Спасибо!
Знания, полученные сегодня на уроке, позволят решать расчетные задачи разного уровня в электронной таблице в различных областях деятельности человека, прогнозировать результат и делать анализ.
На партах у вас лежат листы Приложение №5 — это домашнее задание, пользуясь опорным конспектом, знаниями, полученными на уроке, решите задачу, используя логические функции.
Приложение №5
Задача 1.
Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: k рублей за 1 КВт/ч и m рублей за каждый КВт/ч сверх нормы, которая составляет 50 Квт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.
Задача 2.
10 спортсменов-многоборцев принимают участие в соревнованиях по 5 видам спорта. По каждому виду спорта спортсмен набирает определенное количество очков. Спортсмену присваивается звание мастер, если он набрал в сумме не менее k очков. Сколько спортсменов получило звание мастера?
ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ |
ЧТО УЗНАЕМ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ? |
ЧТО УМЕЕМ, ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ |
ЧТО УЗНАЕМ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК? |
Содержимым ячейки ЭТ может быть текст, число и формула |
Какие логические функции есть в электронных таблицах (MSExcel)? |
Логические функции И, ИЛИ реализуют соответствующие логические операции. Логическая функция ЕСЛИ позволяет сделать выбор действия в зависимости от условия (логического выражения). |
Применение вложенных логических функций, когда следует сделать выбор между тремя и более условиями. |
Формула содержит ссылки, знаки операций и функции |
Правила ввода логических функций в электронных таблицах (MSExcel)? |
Правила ввода логических функций в ЭТ |
|
Ссылки могут быть относительными, абсолютными и смешанными |
Применять логические функции при решении задач |
Использовать логические функции MSExcel при решении задач |
|
Математические, статистические функции |
Логические функции |
И завершить урок мне бы хотелось французского ученого Густава Гийома: Эпиграф на слайде презентации: «Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий».
До свидания!