Цели работы:
-
научиться применять
статистические функции для обработки
данных; -
закрепить навыки
форматирования таблицы.
Задание:
-
изучите п.1 «Учебный
материал»; -
выполните задания,
приведенные в п.2; -
ответьте на
контрольные вопросы (п.3).
-
Учебный материал
-
Функции категории Статистические
Статистические
функции позволяют выполнять статистический
анализ диапазонов данных: нахождение
минимального и максимального значения
среди исходных чисел, выполнение
элементарного подсчёта числовых
значений, подсчёт числовых значений в
соответствии с определённым условием
и т.д. Статистические функции входят в
категорию Статистические
Мастера функций (рис.17).
Рис.17. Окно Мастера функций с выбранное
категорией функций Статистические
Рассмотрим ряд
статистических функций, встречающихся
в простейших вычислениях.
-
Нахождение
минимального значения
(среди числовых значений) в списке
аргументов с помощью функции МИН.
Формат записи функции:
Мин (число1; число2;…)
Количество
допустимых аргументов, среди которых
находится минимальное значение, равно
255.
Пример.
Найти наименьшее значение цены на книгу
«Гарри Поттер и дары смерти» среди
магазинов города. Пусть в ячейках B3:B7
внесены значения цены (рис.18). Установите
курсор в ячейку В9, вызовите Мастер
функций и из категории Статистические
выберите функцию МИН. Укажите исходные
значения и нажмите OK.
-
Нахождение
максимального значения
(среди числовых значений) в списке
аргументов с помощью функции МАКС.
Формат записи функции:
Макс (число1; число2;…)
Количество
допустимых аргументов, среди которых
находится максимальное значение, равно
255.
Пример.
Найти максимальное значение цены на
книгу «Гарри Поттер и дары смерти» среди
магазинов города. Пусть в ячейках B3:B7
внесены значения цены (рис.19). Установите
курсор в ячейку В9, вызовите Мастер
функций и
из категории Статистические
выберите функцию МАКС. Укажите исходные
значения и нажмите OK.
Рис. 18. Нахождение |
Рис. 19. Нахождение |
-
Нахождение
среднего арифметического значения
с помощью функции СРЗНАЧ.
Формат записи функции:
Срзнач(число1; число2;…)
Количество
допустимых аргументов, среди которых
находится среднее значение, равно 255.
Пример.
Найти среднее значение цены на книгу
«Гарри Поттер и дары смерти» в магазинах
города. Пусть в ячейках B3:B7
внесены значения цены (рис. 20). Установите
курсор в ячейку В9, вызовите Мастер
функций и из категории Статистические
выберите функцию СРЗНАЧ.
Укажите исходные данные и нажмите OK.
Рис. 20. Нахождение среднего значения
среди аргументов
-
Подсчет количества
значений в списке аргументов осуществляется
с помощью функции СЧЕТ.
Формат записи функции:
Счет(число1; число2;…)
Количество
допустимых аргументов, среди которых
находится среднее значение, равно 255.
Пример. Найти
количество студентов, получающих
стипендию. Пусть в ячейках B3:B7
внесены сведения о стипендии студентов
группы (рис.21). Установите курсор в ячейку
В9, вызовите Мастер функций и из категории
Статистические выберите функцию СЧЕТ.
Укажите исходные данные и нажмите OK.
В ячейке В9 будет найдено искомое
значение.
Рис. 21. Нахождение количества числовых
значений среди аргументов
-
Нахождение
количества значений, удовлетворяющих
заданному условию,
выполняется с помощью функции СЧЕТЕСЛИ.
Формат записи функции:
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Содержание
Интерфейс электронной
таблицы
Лабораторная работа №1.
Ввод данных, вычисление функций, форматирование таблицы.
Лабораторная работа №2.
Работа со случайными числами. Построение диаграмм.
Лабораторная работа №3.
Использование абсолютной и относительной адресации.
Лабораторная работа №4.
Построение графиков функций.
Лабораторная работа №5.
Японский календарь.
Лабораторная работа №6.
Составление формул. Математические функции.
Лабораторная работа № 7.
Использование функции ЕСЛИ.
Интерфейс
электронной таблицы
Элементы интерфейса
1.
Кнопка Office (содержит операции с документом: создание, сохранение, печать, просмотр
и т.д.)
2.
Панель быстрого доступа (на ней располагаются часто используемые операции)
3.
Лента (содержит
вкладки)
4.
Вкладки (содержит
команды, сгруппированные по смыслу)
5.
Строка ввода формул отображает вводимые в ячейку данные, пользователь может вводить и
редактировать содержимое ячейки. Особенность строки ввода формул – возможность
видеть формулу или функцию, а не ее результат.
6.
Рабочая область электронной таблицы состоит из строк и столбцов, имеющих свои имена.
Имена строк – это имена, начиная от 1 до 65536
(до MS Office 2007), 1048576 (с MS Office 2007). Имена столбцов – это буквы латинского алфавита сначала от A
до Z, затем от AA до AZ, от BA до BZ
и т.д (всего 256 столбцов – до MS Office 2007, 16384 — с MS Office 2007).
7.
Ячейка –
область, определяемая пересечением столбца и строки электронной таблицы.
8.
Поле имени, где отображается адрес активной ячейки
9.
Ярлыки листов – для переключения между листами книги (по умолчанию в книге 3
листа).
Пересечение
строки и столбца образует ячейку таблицы, имеющую свой уникальный адрес.
Для указания адресов ячейки в формуле используются ссылки (например, A3 или C5).
Лабораторная
работа №1. Ввод данных, вычисление функций, форматирование таблицы.
Для
форматирования ячеек используется диалоговое окно, которое можно вызвать через контекстное
меню -> Формат ячеек.. или меню Формат -> Ячейки…
Диалоговое окно
состоит из нескольких вкладок:
·
Число – для выбора
формата данных (общий, текстовый, числовой, финансовый, денежный и т.д.)
·
Выравнивание – параметры
для форматирования данных в ячейках (горизонтальное и вертикальное
выравнивание, направление текста, перенос слов в ячейке)
·
Шрифт – параметры для
шрифта (гарнитура, кегль, начертание, цвет)
·
Граница – параметры для
настройки границ ячеек
·
Заливка – заливка ячеек
·
Защита – установка
защиты данных
Задание 1. Оформить таблицу
Задание 2. Заполнить таблицу данными, вычислить.
1.
Оформить таблицу,
внести данные
2.
Записать функции для
определения максимального (МАКС), минимального числа (МИН), суммы (СУММ),
среднего значения (СРЗНАЧ) и значения моды (МОДА) для всех введенных чисел.
Формат записи
функции можно найти в диалоговом окне ( или Вставка->Функция)
3.
Использовать условное
форматирование:
— для ячеек, в которых значения от 20 до 30, выбрать заливку желтого
цвета
— для ячеек, в которых значения от 60 до 90, выбрать заливку зеленого
цвета
— для ячеек, в которых значения от 200 до 600, выбрать заливку красного
цвета
УСЛОВНОЕ
ФОРМАТИРОВАНИЕ – применение параметров
форматирования при выполнении заданных условий.
Условное форматирование можно задать для ячейки или
блока ячеек. Используется команда меню Формат -> Условное форматирование.
Лабораторная
работа №2. Работа со случайными числами. Построение диаграмм.
Для генерирования случайных чисел используется функция
— СЛЧИС (группа Математические).
Примеры
использования:
Запись |
Описание |
СЛЧИС() |
Числа в диапазоне |
СЛЧИС()*100 |
Числа в диапазоне |
СЛЧИС()*76 |
Числа в диапазоне |
СЛЧИС()*-8 |
Числа в диапазоне |
СЛЧИС()*(10-2)+2 |
Числа в диапазоне |
СЛЧИС()*(6-(-9))-9 |
Числа в диапазоне |
Для указания диапазона выбора чисел
используется формула: СЛЧИС()*(b-a)+a , где a и b — границы диапазона. При
нажатии клавиши F9 значения ячеек будут изменяться.
Задание 1. Заполнить таблицу данными, вычислить максимальные и
минимальные значения. .
· Заполнить блок ячеек B1:B20 случайными
числами в диапазоне от 0 до 1
· Заполнить блок ячеек С1:С20 случайными
числами в диапазоне от 0 до 100
· Заполнить блок ячеек D1:D20 случайными числами в диапазоне от 3 до 50
· Заполнить блок ячеек E1:E20 случайными числами в диапазоне от -10 до
10
· Заполнить блок ячеек F1:F20 случайными числами в диапазоне от -100 до
100
Примечание. Для
быстрого заполнения ячеек формула вводится в первую ячейку блока, а затем
копируется (принцип копирования — выделить ячейку и перетащить за правый
нижний угол (курсор превратится в черный крестик))
Пример выполненного задания:
Слой формул:
Примечание. Чтобы переключиться в режим
слоя формул используется команда меню Сервис -> Зависимости формул ->
Режим проверки формул. Выключить режим можно с помощью этой же команды.
· Вычислить максимальные значения по строкам (справа
от таблицы)
· Вычислить минимальные значения по строкам (справа
от таблицы)
· Вычислить максимальные значения по столбцам (под
таблицей)
· Вычислить минимальные значения по столбцам (под
таблицей)
Задание 2. Построение диаграмм.
·
Вызвать мастер диаграмм (меню Вставка
-> Диаграмма)
·
Выбрать тип ГИСТОГРАММА,
вид ОБЪЕМНЫЙ, нажать ДАЛЕЕ
·
В качестве диапазона
значений указать диапазон с данными (укажите таблицу со случайными
числами), нажать ДАЛЕЕ
·
Задать название «ГИСТОГРАММА»,
нажать ДАЛЕЕ
·
Диаграмму поместить на
отдельном листе, который назвать «ГИСТОГРАММА», нажать ОК.
·
Аналогичным способом
построить остальные виды диаграмм:
·
Каждую диаграмму
разместить на отдельном листе и назвать по выбранному типу
·
Сохранить файл. Результат
работы показать преподавателю.
Лабораторная
работа №3. Использование абсолютной и относительной адресации.
При обращении к ячейке можно использовать два
способа: относительную адресацию (например, ВЗ, А1:G9) и
абсолютную адресацию (например, $A1, A$5, $D$5)
Если при копировании формул вы пожелаете сохранить
ссылку на конкретную ячейку или область, то вам необходимо воспользоваться абсолютной
адресацией.
Задание 1. Вычисление функций
·
Создайте новую рабочую
книгу – LAB.xls.
·
Заполните диапазон ячеек H1:J2 начальными
исходными данными:
H |
I |
J |
|
1 |
x0 |
step |
k |
2 |
-2 |
0.2 |
10 |
где х0 – начальное
значение х, step — шаг изменения х, k – коэффициент (константа).
·
используя функцию
автозаполнения (копирование с помощью перетаскивания), заполните столбец A
числами от 1 до 21, начиная с ячейки A2 и заканчивая ячейкой A22.
·
заполните столбец B
значениями х: —
Ø в ячейку B2 занесите =$H$2. Это означает, что в ячейку B2 заносится значение из ячейки H2 (начальное значение х), знак $ указывает на абсолютную
адресацию;
Ø в ячейку B3 занесите =B2+$I$2. Это
означает, что начальное значение х будет увеличено на величину шага, которая
берется из ячейки I2;
Ø скопируйте формулу из ячейки B3 в ячейки В4:B22.
Примечание. Столбец должен заполнится значениями х от -2 до 2 с
шагом 0.2.
·
Заполните столбец С
значениями коэффициента k:
Ø в ячейку С2 занесите =$J$2;
Ø в ячейку СЗ занесите =C2.Посмотрите на введенные
формулы. Почему они так записаны?
Ø скопируйте формулу из ячейки СЗ в ячейки С4:С22.
Весь столбец должен заполнится значением 10.
·
Заполните столбец D
значениями функции у1=x2-1:
Ø в ячейку D2 занесите =В2*В2-1;
Ø скопируйте формулу из ячейки D2 в ячейки D3:D22.
Столбец заполнился как положительными, так и отрицательными значениями функции
у1. начальное и конечное значения равны 3.
·
Аналогичным образом
заполните столбец Е значениями функции у2=х2+1.
Проверьте! Все значения положительные; начальное и конечное
значения равны 5.
·
Заполните столбец F
значениями функции
y=k(x2-1)/(x2+1):
Ø в ячейку F2 занесите =С2*(D2/Е2);
Ø скопируйте формулу из F2 в ячейки F2:F22.
Проверьте! Значения функции как положительные, так и
отрицательные; начальное и конечное значения равны 6.
·
Построить график на
отдельном листе по значениям столбца C, отформатировать (Название — График 1;
фон желтый)
·
Построить график на
отдельном листе по значениям столбца D, отформатировать (название — График 2,
фон зеленый)
·
Построить график на
отдельном листе по значениям столбца F, отформатировать (название — График 3,
фон голубой)
Задание 2. Вычисление квартплаты.
1.
Переименуйте Лист1
в Квартплата
2.
Задайте цвет ярлыка
листа — красный
3.
Оформите лист в
соответствии с таблицей:
4.
Вычислите квартплату
для каждой квартиры, если на данный момент используются следующие тарифы:
Площадь — 6,75 руб./кв.м
Электроэнергия — 1,05 руб./Квт*ч
Газ — 5,9 руб./чел.
Тарифы записать в отдельные ячейки.
Задание 2. Курс доллара
1.
Переименуйте Лист2
в Курс доллара
2.
Задайте цвет ярлыка
листа — зеленый
3.
Курс доллара: 1$ =
29,2 руб. Для хранения значения курса доллара используйте ячейку A2.
4.
Оформите лист в
соответствии с таблицей:
5.
Вычислите стоимость
поездки в рублях, а также стоимость проживания 1 дня
6.
Вычислите среднюю
стоимость поездки данного турагенства (в руб. и $)
7.
Вычислите максимальную
и минимальную цену проживания 1 дня.
Задание 3. Вычисление стипенди
1.
Переименовать Лист
3 в Стипендия
2.
Задайте цвет ярлыка
листа — желтый
3.
Оформить и заполнить
таблицу на 5 записей.
4.
В отдельной ячейке
запишите значение стипендии: 500
5.
Вычислите, заполните
столбцы Итого, Средний балл
6.
Вычислить стипендию.
Для вычислений
использовать следующие условия:
·
если средний балл < 4, то не назначать стипендию, а
вывести текст «Стипендии
нет».
·
если средний балл равен или находится в промежутке от 4 до
4.5, то назначить стипендию равную размеру стипендии плюс 25%.
·
если 4.5 ≤ средний балл ≤ 5, то назначить стипендию равную
размеру стипендии
плюс 50%.
·
Во всех остальных случаях вывести текст «Неверные данные».
7.
Используя условное
форматирование, выделите разными цветами значения в столбце Стипендия (например,
«Неверные данные» — красный цвет, 625 – зеленый, 750 — желтый)
8.
Сохранить документ с
именем Вычисления.
Лабораторная
работа №4. Построение графиков функций.
Рассмотрите
примеры построений и выполните самостоятельную работу.
Задание. Построить и отформатировать график функции в
соответствии с примером.
Выполнение
задания:
1 этап. Составление таблицы значений
2 этап. Построение графика
·
Запустить мастер
диаграмм
·
Выбрать тип — график
·
В качестве данных указать
созданную таблицу данных (см. рис.)
·
Подписать график
·
Отформатировать (задать
фон, легенду, изменить тип линии и т.д.)
Подсказка. Форматировать можно уже готовую диаграмму. Каждый
объект диаграммы (точки, линии, легенду, подпись, область графика и т.д.) можно
форматировать отдельно, для этого дважды щелкнуть по нужному объекту –
откроется соответствующее диалоговое окно.
Задание — Построить и отформатировать 2 графика функций в
одной системе координат соответствии с примером.
Выполнение
задания:
1 этап.
Составление таблицы значений
2 этап. Построение
графика
При построении нескольких графиков в одной системе координат необходимо
создать несколько рядов данных (сколько графиков, столько и рядов).
3 этап.
Форматирование диаграммы
В данном примере линия графика синего цвета имеет
пунктирный тип. Для изменения типа дважды щелкните по линии графика, откроется
диалоговое окно (см. рис), в котором можно изменить тип линии и тип маркера
(точки).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание 1. Построить и отформатировать график функции в
соответствии с примером.
Задание 2. Построить и отформатировать 2 графика функции в одной
системе координат соответствии с примером.
Задание 3. Построить и отформатировать 2 графика функции в одной
системе координат соответствии с примером.
Примечание. В качестве типа используется
нестандартный (график + гистограмма)
Лабораторная
работа №5. Японский календарь.
Исходные положения
Японский календарь основан на трех циклах: 60-ти
летний определяется числом, 12-ти летний названием животного, а пятилетний
цветом. В японском календаре существуют следующие животные: крыса, корова,
тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья.
Кроме того, учитываются пять цветов: зеленый, красный, желтый, белый и черный.
Для определения номера года нужно к настоящему году прибавить 2397 лет и
определить остаток от целочисленного деления
Выполнение задания:
·
В ячейках A1, B1,
C1,D1, F3, G3, H3 размещаем заголовки Год, Номер года, Животное, Цвет.
·
В столбце F с
ячейки F4 записать номера годов (12 лет – полный цикл).
·
В столбце G с
ячейки G4
записать названия животных
·
Столбец H с ячейки H4 записать цвета
·
Записать в ячейку A2 год — 1990
·
В ячейку B2 ввести
формулу для вычисления номера года (= ОСТАТ(A2+2397;60))
·
В ячейку C2 ввести
формулу для определения животного (=ВПР(ОСТАТ(B2-1;12); $F$4:$H$15;2))
·
В ячейку D2 ввести формулу
для определения цвета (=ВПР(ОСТАТ(ОТБР((B2-1)/2);5);$F$4:$H$8;3))
·
Заполнить диапазон ячеек A3:A18 целыми числами – с 1991 по 2006
·
Скопируйте формулу из
ячейки B2 в
диапазон ячеек B3:B18
·
Скопируйте формулу из
ячейки С2 в диапазон ячеек С3:С18
·
Скопируйте формулу из ячейки
D2 в
диапазон ячеек D3:D18
·
Сравните полученный
результат.
·
Для ячеек диапазона D2:D18
задайте условное
форматирование:
— для значений «красный » залить ячейку
красным цветом;
— для значений «зеленый » залить ячейку
зеленым цветом;
— для значений «желтый » залить ячейку желтым
цветом;
·
Показать результат
преподавателю.
Лабораторная
работа №6. Составление формул. Математические функции.
Обозначения функций в MS Excel:
|
Abs(x) |
|
корень(x) |
|
степень(x;2) |
|
степень(x;1/n) |
|
степень(x;a/n) |
|
степень(x;n) |
e |
exp |
|
exp(n) |
cos x |
cos(x) |
sin x |
sin(x) |
|
степень(cos(x);2) |
|
cos(степень(x;2)) |
Пример записи
функции: В MS Excel: =abs(степень(x;2)+степень(y;2))/корень(x*y)
Задание 1. Вычислить значение функции:
, где
Для задания a, b, c; для
вычислений y и x использовать разные ячейки.
Примечание. Для проверки задать a=12.5, b=25, c=23.5. Сравните результат: x=188.44, y=0.073049
Задание 2. Вычислить периметр прямоугольника со
сторонами a и b:
Для задания x,y; для
вычислений a, b и периметра использовать разные ячейки.
Примечание. Для
проверки задать x=1.45; y=5.25. Сравните результат: a=0.0468; y=67.482; P=135.0584
Задание 3. Вычислить объем конуса с радиусом основания R
и высотой H:
Для задания a,b; для
вычислений R, H и объема использовать разные ячейки.
Примечание. Для проверки задать a=4.86; b=24. Сравните результат: R=0.1206; H=63.644; V=0.97
Пример оформления
задания:
Задание. Вычислить площадь прямоугольника со
сторонами a и b. Для задания x; для вычислений a, b и
площади использовать разные ячейки.
Лабораторная
работа № 7. Использование функции ЕСЛИ.
Формат записи
функции:
=ЕСЛИ ( условие; выражение1; выражение2 )
При истинном условии выполнится выражение1, при ложном – выражение2.
Выражение2 может быть пустым.
|
= ЕСЛИ(x>0; x+1; x-1) или =ЕСЛИ(x>0; x+1; |
|
y= ЕСЛИ (a>b; (a^2+b^2)/2; (a^2+b^2)/(a-b+1)) |
|
= ЕСЛИ (И(w>0; w<=5); |
|
Проверка на четность проводится путем =ЕСЛИ(ОСТАТ(a;2)=0;»четное»;»нечетное») |
Задание 1. Вычислить:
Для задания x; для
вычисления значения использовать разные ячейки.
Примечание.
Сравните
результат: x=1; значение = -0.01991
x=1.25; значение =3.265532
x=2; значение = нет решений
Задание 2. Вычислить:
Для задания b и c; для
вычисления значения использовать разные ячейки.
Примечание.
Сравните
результат: b=2; c=4; значение =0.02117
b=6; c=0; значение = #ДЕЛ/0!
b=8; c=5; значение = 0.444806
Задание 3. Вычислить:
Для задания a и b; для
проверки четности; для вычисления значения использовать разные ячейки.
Примечание.
Сравните
результат: a=-5.25; b=3; значение =0.512
a=0; b=3; значение =1
a=1;b=4; значение = #ДЕЛ/0!
a=6; b=5; значение = нет решений
Формулы, функции и диаграммы в табличном процессоре
Microsoft Excel 2010
Microsoft Excel 2010 – программа для работы с электронными таблицами, позволяющая обрабатывать, анализировать данные и представлять их графически.
Документ Microsoft Excel представляет собой рабочую книгу, состоящую из нескольких листов. Лист Excel имеет вид сетки из столбцов и строк. Столбцы обозначены латинскими буквами, а строки цифрами. На пересечении столбцов и строк образуются ячейки. Каждая ячейка имеет свой уникальный адрес, состоящий из имени столбца и номера строки, например, А2. Ячейки могут содержать различные форматы данных (текст, числа, даты и др.).
Важным элементом интерфейса программы является строка формул . В правой части строки формул отображается содержимое активной ячейки, а в левой – ее адрес или имя диапазона. Любая формула в Excel начинается со знака «=».
Кнопка вызывает Мастер функций, который содержит весь перечень функций Excel (рис. 35).
Рис. 35. Мастер функций
Библиотеку функций можно так же найти на вкладке ленты Формулы (рис. 36).
Рис. 36. Библиотека функций
Выполните упражнение:
1. Откройте табличный процессор Microsoft Excel 2010 и создайте рабочую книгу с именем Лабораторная работа №1.
2. Необходимо создать таблицу расчета заработной платы сотрудников предприятия. Для упрощения ввода данных в таблицу создайте раскрывающийся список (рис. 37), содержащий ФИО сотрудников предприятия.
Рис. 37. Раскрывающийся список
3. Вставьте еще один лист в рабочую книгу Excel, используя ярлычок Вставить лист. На новом листе создайте список сотрудников (рис. 38).
Рис. 38. Список сотрудников предприятия
4. Для сортировки ФИО по алфавиту выполните команду: вкладка ленты Данные ► группа Сортировка и фильтр ► кнопка .
5. Выделите диапазон ячеек А1:А10 и щелкните поле Имя у левого края строки формул. Введите имя для ячеек, например Сотрудники . Нажмите клавишу Enter.
6. Чтобы запретить другим пользователям просмотр и изменение полученного списка, защитите и скройте лист, на котором он находится.
7. Правой кнопкой мыши щелкните по ярлычку листа. В контекстном меню выберите команду .
8. В диалоговом окне Защита листа (рис. 39) введите пароль для отключения защиты листа. В разделе Разрешить всем пользователям этого листа снимите флажки со всех элементов. Нажмите кнопку ОК.
Рис. 39. Диалоговое окно Защита листа
9. В диалоговом окне Подтверждение пароля введите пароль еще раз.
10. Правой кнопкой мыши щелкните по ярлычку листа и в контекстном меню выберите команду Скрыть.
11. Перейдите на Лист 1 и создайте таблицу Расчет заработной платы
(рис. 40). Столбец ФИО заполните, используя раскрывающийся список. Для этого выделите диапазон ячеек, в который требуется поместить раскрывающийся список.
12. На вкладке Данные в группе Работа с данными выберите команду Проверка данных.
13. В диалоговом окне Проверка данных укажите тип и источник данных (рис. 41).
14. Откройте вкладку Сообщение для ввода (рис. 42). Заполните пустые поля.
Рис. 40. Структура таблицы
Рис. 41. Диалоговое окно Проверка данных
Рис. 42. Сообщение при вводе данных
15. Перейдите на вкладку Сообщение об ошибке (рис. 43). Заполните поля Вид, Заголовок и Сообщение.
Рис. 43. Сообщение при ошибке ввода данных
16. Для заголовков таблицы установите перенос текста (кнопка , расположенная на панели инструментов Выравнивание вкладки ленты Главная).
17. Закрепите два первых столбца и строку заголовков таблицы. Для этого выделите ячейку C5 и выполните команду: вкладка ленты Вид ► группа Окно ► кнопка .
18. Столбец Оклад заполните произвольными данными и установите денежный формат ячеек, используя команду:
вкладка ленты Главная ► панель инструментов Число ► в раскрывающемся списке форматов выберите Денежный формат.
19. Составим формулу для вычисления премии, которая составляет 20% от оклада. Любая формула начинается со знака =, поэтому переходим в ячейку F5 ивводим формулу = E5*20% (или = Е5*0,2).
20. С помощью маркера автозаполнения (черный крестик возле правого нижнего угла выделенной ячейки) скопируйте формулу в область
F6:F11.
21. Между столбцами Премия и Подоходный налог вставьте столбец Итогоначислено, в котором посчитайте сумму Оклад + Премия.
22. Заполните остальные столбцы таблицы, учитывая, что подоходный налог составляет 13% от начисленной суммы.
23. Посчитайте сумму к выдаче в долларах, для этого задайте текущий курс доллара, например 32, и в ячейку J5 введите формулу: = I5/$C$14. Знак $ используется в формуле для того, чтобы при копировании с помощью маркера автозаполнения, адресация ячейки не изменялась.
24. Для ячеек, в которых содержатся денежные данные, установите соответствующий формат.
25. Используя функцию СУММ, посчитайте общую сумму подоходного налога. Для этого:
− установите курсор в ячейку Н12;
− поставьте знак =;
− в строке формул нажмите кнопку ;
− в появившемся диалоговом окне мастера функций (рис. 44) выберите категорию Математические, функцию СУММ;
− в качестве аргумента функции СУММ выделите диапазон суммирования Н5:Н11;
− нажмите кнопку ОК.
26. Аналогичным образом посчитайте общую сумму к выдаче в долларах и общую сумму к выдаче в рублях.
Рис. 44. Мастер функций
27. Найдите среднюю (СРЗНАЧ), минимальную (MИН) и максимальную (MAКС) заработные платы.
28. Используя условное форматирование, обозначьте красным цветом Суммы к выдаче, менее 5 500 руб. Для этого выполните команду: вкладка ленты Главная ► группа Стили ► раскрывающийся список Условное форматирование ► Правила выделения ячеек.
29. Постройте диаграмму Заработная плата сотрудников предприятия
(рис. 45). Выделите одновременно столбцы Ф.И.О. и Сумма к выдаче (удерживая клавишу Сtrl), и на вкладке ленты Вставка на панели инструментов Диаграммы выберите вид Гистограмма.
30. Используя вкладку ленты Макет, вставьте подписи осей и название диаграммы.
Рис. 45. Пример оформления диаграммы
31. Постройте круговую диаграмму, показывающую соотношение между общей суммой к выдаче и суммарным подоходным налогом (рис. 46).
Рис. 46. Пример оформления круговой диаграммы
Ниже представлены практические работы по информатике, касающиеся навыков работы в электронных таблица Excel 2007 и Excel 2010 (выполненные в МатБюро). Вы можете скачать готовые файлы работ ниже по ссылкам.
Электронные таблицы Excel — мощнейший инструмент как для повседневных дел, так и для серьезных расчетов и программ. Вести домашнюю бухгалтерию, проверить статистическую гипотезу, решить задачу оптимизации прозводства, провести ABC-анализ, создать многоуровневый прайс или базу данных — для всего этого подойдет Эксель.
Обычно работе с электронными таблицами Excel (наиболее популярны 2007 и 2010 версии) обучают на курсе «Информационные технологии» или «Информатика» еще на 1 курсе (параллельно с изучением Word). Студенты инженерных, математических и «программистских» направлений изучают не только работу с основыми функциями приложения, но еще учатся создавать макросы, программировать на VBA (и создавать базы данных, чаще уже в Access).
Подробнее
В диапазоне ячеек A1:E3 создайте копию, приведенной ниже таблицы.
Введите в одну ячейку A1 листа 2 предложение и отформатируйте следующим образом:
На листе 3 постройте таблицу следующего вида:
На листе 4
a) Записать в ячейки A1-A12 названия всех месяцев года, начиная с января.
b) Записать в ячейки B1-G1 названия всех месяцев второго полугодия
c) Записать в ячейки A13-G13 названия дней недели
На листе 5
a) Введите в ячейку С1 целое число 125,6. Скопируйте эту ячейку в ячейки C2, C3, С4, С5 и отобразите ячейку С1 в числовом формате, ячейку С2 в экспоненциальном, ячейку С3 в текстовом, ячейку С4 в формате дата, ячейку С5 в дробном формате;
b) Задайте формат ячейки С6 так, чтобы положительные числа отображались в ней зеленым, отрицательные — красным, нулевые – синим, а текстовая информация желтым цветом (см. пояснения);
c) Заполните диапазон A1:A10 произвольными дробными числами и сделайте формат процентный;
d) Скопируйте диапазон A1:A10 в диапазон D1:D10, увеличив значения в два раза. Установите для нового диапазона дробный формат;
e) При помощи встроенного калькулятора вычислите среднее значение, количество чисел, количество значений и минимальное значение построенного диапазона А1:А10 и запишите эти значения в 15-ю строку.
На листе 6 необходимо
a) Заполнить ячейки A1:A10 последовательными натуральными числами от 1 до 10
b) Заполнить диапазон B1:D10 последовательными натуральными числами от 21 до 50
c) Заполнить диапазон Е1:Е10 последовательными нечетными числами от 1 до 19
d) Заполнить 27 строку числами 2, 4, 8, 16,… (20 чисел)
e) Скопировать диапазон A1:D10 в ячейки A16:D25
f) Обменять местами содержимое ячеек диапазона A1:A10 с ячейками D1:D10 и содержимое ячеек диапазона A16:D16 с ячейками A25:D25
На листе 7 построить таблицу Пифагора (таблицу умножения). Скопировать полученную таблицу на свободное место листа, уменьшив значения в три раза.
Дополнительные задания для самостоятельной работы (1С, 2С, 3С, 4С) в файле.
Подробнее
Выполните вычисления по следующим формулам:
$$A=4+3x+2x^2+x^3, B=(x+y+z)/(xyz), C=sqrt{(1+x)/xy}$$
считая заданными величины x, y, z соответственно в ячейках A3, B3 и C3.
На листе создайте таблицу, содержащую сведения о ценах на продукты. Заполните пустые клетки таблицы произвольными ценами, кроме столбца «Среднее значение» и строки «Всего».
Создайте имена по строкам и столбцам и вычислите среднемесяч-ные цены каждого продукта и всего молочных продуктов по месяцам, используя построенные имена.
На листе запишите формулу для вычисления произведения сумм двух одномерных массивов A и B, т.е. где ai и bi соответствующие элементы массивов, а n – их размерность
На листе запишите формулы вычисления сумм Si каждой строки двумерного массива (матрицы) D, т.е. где m – количество строк матрицы, n – количество столбцов
На листе запишите формулы для вычисления значений элементов массива Yi = ai / max(bi) ,i=1, 2,…,n, где ai и bi элементы соответствующих массивов, а n – их размерность.
На листе задайте произвольный массив чисел. Вычислите сумму положительных чисел и количество отрицательных чисел в этом массиве.
На листе заполните произвольный диапазон любыми числами. Найдите сумму чисел больших заданного в ячейке A1 числа.
На листе задайте массив чисел и используя соответствующие функции вычислите среднее арифметическое положительных чисел и среднее арифметическое абсолютных величин отрицательных чисел в этом массиве.
На листе создайте произвольный список имен, и присвойте ему имя ИМЕНА. Определите, сколько раз в списке ИМЕНА содержится Ваше имя, заданное в ячейке.
Написать формулы, заполнения диапазона А1:A100 равномерно распределенными случайными числами из отрезка [-3,55; 6,55], а диа-пазона B1:B100 случайными целыми числами из отрезка [-20;80]. Скопировать значения указанных диапазонов в диапазоны D1:D100 и E1:E100, увеличив вдвое значения второго диапазона.
Для заданного диапазона ячеек рабочего листа Excel.
Написать формулы вычисляющие:
1. Сумму элементов диапазона, значения которых попадают в отрезок [-5; 10] (см. пояснения).
2. Количество элементов диапазона больших некоторого числа, записанного в ячейке рабочей таблицы (например, из ячейки G1) (используйте функцию СЧЁТЕСЛИ()).
3. Количество элементов диапазона, значение которых меньше среднего значения элементов диапазона (используйте функции СЧЁТЕСЛИ() и СРЗНАЧ(), см. также пояснения к Заданию 7).
Подробнее
Составьте электронную таблицу для решения уравнения вида $ax^2+bx+c=0$
с анализом дискриминанта и коэффициентов $a, b, c$. Для обозначения коэффициентов, дискриминанта и корней уравнения применить имена.
Дана таблица с итогами экзаменационной сессии. Составить электронную таблицу, определяющую стипендию по следующему правилу: По рассчитанному среднему баллу за экзаменационную сессию (s) вычисляется повышающий коэффициент (k), на который затем умножается минимальная стипендия (m).
По результатам сдачи сессии группой студентов (таблица Итоги экзаменационной сессии), определить
— количество сдавших сессию на «отлично» (9 и 10 баллов);
— на «хорошо» и «отлично» (6-10 баллов);
— количество неуспевающих (имеющих 2 балла);
— самый «сложный» предмет;
— фамилию студента, с наивысшим средним баллом.
Пусть в ячейках A1,A2,A3 записаны три числа, задающих длины сторон треугольника.
Написать формулу:
— определения типа треугольника (равносторонний, равнобедренный, разносторонний),
— определения типа треугольника (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный),
— вычисления площади треугольника, если он существует. В противном случае в ячейку В6 вывести слово «нет».
Задание
1. Открыть Excel и созданный ранее документ. Создать новый лист и назвать его if(x).
2. Вычислить значение заданной функции одной переменной f1 с условием.
3. Вычислить количество точек функции, попадающих в заданный интервал.
4. Вычислить значения заданной функции одной переменной f2.
5. Вычислить сумму тех значений функции, аргументы которых лежат в заданном интервале.
6. Вычислить значение функции двух переменных.
7. Вычислить максимальное и минимальное значение функции.
8. Вычислить количество положительных и сумму отрицательных элементов функции.
9. Посчитать произведение тех значений функции, которые меньше 2.
10. Сохранить документ.
Задание
1. По заданным координатам точек A, B, C, D найти координаты векторов $a=AB$ и $b=CD$.
2. Вычислить скалярное произведения найденных векторов.
3. Найти следующие произведения векторов на заданную матрицу $M$: $a*M$ и $M*b$.
4. Вычислить определители матриц $M$ и $S$.
5. Найти обратные матрицы $S^{–1}$ и $М^{–1}$.
6. Вычислить произведение матрицы S на обратную к ней $S^{–1}$.
7. Найти решение системы линейных уравнений $Sх=b$ и $Мх=а$.
8. Выполнить проверку для найденных решений.
9. Сохранить документ.
Задание
1. Консолидация данных на листе.
2. Создание именованных диапазонов.
3. Поиск решения с помощью подбора параметров.
4. Выделение изменений, внесенных в книгу.
5. Вставка примечаний.
6. Ограничение доступа к документам Excel.
Задача
Имеется несколько различных видов имущества, которые можно передать по наследству. Используя данные налоговой шкалы на имущество, передаваемого по наследству (Таблица 1), определите налог на имущество.
Подробнее
Задание 1 выполняется на основе выполненных практических заданий 1 и 2 из раздела «Примеры типовых практических заданий ». В контрольной работе необходимо привести скриншоты требуемых по условию задачи таблиц из практической работы.
Задание на основе практического задания 2. На основании таблицы «Приход», с помощью функции СУММЕСЛИ(), рассчитайте общий размер НДС и суммарные затраты (без учета НДС) на покупку товаров.
Задание 2. 1. Изучить работу функций АПЛ(), АСЧ() и ДДОБ(). Привести краткую справку по этим функциям.
2. По исходным данным, в соответствии со своим вариантом, вычислить период амортизации.
3. По исходным данным, в соответствии со своим вариантом, вычислить величины амортизационных отчислений линейным способом, способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способом уменьшаемого остатка. Провести данные вычисления как с помощью функций Excel, так и с помощью математических формул. При использовании функций АПЛ(), АСЧ() и ДДОБ() параметр «ост_стоимость» задать равным нулю.
4. Рассчитать период амортизации, при котором, в случае метода уменьшающегося остатка, остаточная стоимость будет меньше 10% от начальной.
Задание 3. По условиям договоров некоторая организация (продавец) делает несколько продаж товаров другой организации (покупатель) на суммы (с учетом НДС), эквивалентные Sk у.е. в иностранной валюте, где k- номер продажи. Себестоимость товаров для продавца составляет Pk рублей (без НДС). Переход права собственности на товары происходит в момент передачи их покупателю. Сумма расходов на продажу у продавца составляет Rk рублей Расчеты производятся после отгрузки ценностей в рублях по курсу иностранной валюты на дату отгрузки. Рассчитать финансовый результат от продаж товаров продавцом в табличном редакторе Excel. Значения курса валют, для собственного варианта контрольной работы, взять в сети Интернет.
Следует обратить внимание, что в случае положительного значения уточненного финансового результата по товарам дебет=90.9, кредит=99. В противном случае дебет=99, кредит=90.9. Таким образом, средствами Excel необходимо организовать автоматическое заполнение данных полей исходя из знака уточненных финансовых результатов. Совокупный финансовый результат рассчитывается как сумма финансового и уточненного финансового результата по каждой продаже
Задание
Сформировать таблицу для составления отчета по командировке. Предусмотреть возможность автоматического расчета суммы аванса в зависимости от длительности командировки, региона, удаленности пункта назначения, вида транспорта. Количество регионов — не менее 5, количество градаций по удаленности — не менее 5. Виды транспорта: самолет, поезд, автобус. Построить диаграмму изменения размера расходов на проживание и размера суточных по регионам.
Задание
В торговой фирме комиссионные вычисляются как 5% от суммы сбыта плюс премия, которая составляет 2.5% от суммы сбыта, превышающей 14000 ден. ед., плюс 2% от суммы превышающей 10000 ден. ед. (но не превышающей 14000 ден. ед.), плюс 1% от суммы сбыта превышающей 5000 ден. ед. (но не превышающей 10000 ден. ед.). Найти размер комиссионных. (Например, если суммы сбыта равны 17500, 13000, 7000, 3000 ден. ед., то комиссионные составят 1092.5, 760, 370, и 150 ден. ед. соответственно).
При выполнении задания используйте только две ячейки: одну – для ввода суммы сбыта, другую – для формулы расчета комиссионных (Используйте функцию ЕСЛИ). Предусмотрите ситуацию, когда пользователь в ячейку для ввода суммы сбыта вводит недопустимое значение, например, отрицательное число (команда Данные/Проверка).
Задание
Выполните расчет выручки, всех издержек и прибыли с помощью Microsoft Excel. Постройте графики AVC, ATC и МС (диаграмма 1) и ТС и TR (диаграмма 2) .
Условия задач
Задача 1.
Три станка обрабатывают два вида деталей – А и В. Каждая деталь проходит обработку на всех трех станках. Известны: время обработки каждой детали на каждом станке и время работы станков в течение одного цикла производства.
Цена одной детали А – 4000 руб., В – 6000 руб.
Составить план производства деталей А и В, обеспечивающий максимальный доход по цеху.
Также определить, как повлияет на решение: а) снижение цены детали В до 5000 руб.; б) снижение времени работы третьего станка до 21 ч за один цикл производства; в) возрастание цены детали В на 4000 руб.
Задача 2. На строительство четырех объектов (1,2,3,4) кирпич поступает с трех (I, II, III) заводов. Заводы имеют на складах соответственно 50, 100 и 50 тыс. шт. кирпича. Объекты требуют соответственно 50, 70, 40, 40 тыс. шт. кирпича. Тарифы (д.е./ тыс. шт) приведены в следующей таблице.
Составьте план перевозок, минимизирующий суммарные транспортные расходы.
Задача 3. Дана платежная матрица Р игры с природой.
Известный вероятности наступления событий П природы и равны (0,2; 0,54; 0,26).
Найти оптимальное поведение игрока для максимизации среднеожидаемого выигрыша.
Задача 4. Для сетевой модели определить критический путь.
УДК 628.4(075.8)
Составитель М.М. Карманова
обработка информации в табличном процессоре MS excel: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Информатика» / сост. М.М.Карманова. Екатеринбург :УрФУ, 2010. 20с.
В работе приводится комплекс лабораторных работ в табличном процессоре MS Excel. Рассмотрены интерфейс и основные принципы работы в программе. В качестве практических заданий рассмотрены следующие разделы: ввод данных, оформление таблицы, организация вычислений с помощью функций и формул, использование абсолютной и относительной адресации, построение диаграмм.
Методические указания предназначены в помощь студентам дневной формы обучения специальности «Городское строительство и хозяйство» при выполнении заданий на практических занятиях по дисциплине «Информатика».
Библиогр.: 8назв. Табл. 1. Прил. 8.
Подготовлено кафедрой «Городское строительство».
© |
УрФУ, 2010 |
Содержание
Интерфейс электронной таблицы 2
Лабораторная работа №1. Ввод данных, вычисление функций, форматирование таблицы. 2
Лабораторная работа №2. Работа со случайными числами. Построение диаграмм. 2
Лабораторная работа №3. Использование абсолютной и относительной адресации. 2
Лабораторная работа №4. Построение графиков функций. 2
Лабораторная работа №5. Японский календарь. 2
Лабораторная работа №6. Составление формул. Математические функции. 2
Лабораторная работа № 7. Использование функции ЕСЛИ. 2
Интерфейс электронной таблицы
Элементы интерфейса
-
Кнопка Office (содержит операции с документом: создание, сохранение, печать, просмотр и т.д.)
-
Панель быстрого доступа (на ней располагаются часто используемые операции)
-
Лента (содержит вкладки)
-
Вкладки (содержит команды, сгруппированные по смыслу)
-
Строка ввода формул отображает вводимые в ячейку данные, пользователь может вводить и редактировать содержимое ячейки. Особенность строки ввода формул – возможность видеть формулу или функцию, а не ее результат.
-
Рабочая область электронной таблицы состоит из строк и столбцов, имеющих свои имена.
Имена строк – это имена, начиная от 1 до 65536 (до MS Office 2007), 1048576 (с MS Office 2007). Имена столбцов – это буквы латинского алфавита сначала от A до Z, затем от AA до AZ, от BA до BZ и т.д (всего 256 столбцов – до MS Office 2007, 16384 — с MS Office 2007).
-
Ячейка – область, определяемая пересечением столбца и строки электронной таблицы.
-
Поле имени, где отображается адрес активной ячейки
-
Ярлыки листов – для переключения между листами книги (по умолчанию в книге 3 листа).
Пересечение строки и столбца образует ячейку таблицы, имеющую свой уникальный адрес. Для указания адресов ячейки в формуле используются ссылки (например, A3 или C5).
Лабораторная работа №1. Ввод данных, вычисление функций, форматирование таблицы.
Для форматирования ячеек используется диалоговое окно, которое можно вызвать через контекстное меню — Формат ячеек.. или меню Формат — Ячейки…
Диалоговое окно состоит из нескольких вкладок:
-
Число – для выбора формата данных (общий, текстовый, числовой, финансовый, денежный и т.д.)
-
Выравнивание – параметры для форматирования данных в ячейках (горизонтальное и вертикальное выравнивание, направление текста, перенос слов в ячейке)
-
Шрифт – параметры для шрифта (гарнитура, кегль, начертание, цвет)
-
Граница – параметры для настройки границ ячеек
-
Заливка – заливка ячеек
-
Защита – установка защиты данных
Задание 1. Оформить таблицу
Задание 2. Заполнить таблицу данными, вычислить.
-
Оформить таблицу, внести данные
-
Записать функции для определения максимального (МАКС), минимального числа (МИН), суммы (СУММ), среднего значения (СРЗНАЧ) и значения моды (МОДА) для всех введенных чисел.
Формат записи функции можно найти в диалоговом окне ( или Вставка—Функция)
-
Использовать условное форматирование:
— для ячеек, в которых значения от 20 до 30, выбрать заливку желтого цвета
— для ячеек, в которых значения от 60 до 90, выбрать заливку зеленого цвета
— для ячеек, в которых значения от 200 до 600, выбрать заливку красного цвета
УСЛОВНОЕ ФОРМАТИРОВАНИЕ – применение параметров форматирования при выполнении заданных условий.
Условное форматирование можно задать для ячейки или блока ячеек. Используется команда меню Формат — Условное форматирование.
Лабораторная работа №2. Работа со случайными числами. Построение диаграмм.
Для генерирования случайных чисел используется функция — СЛЧИС (группа Математические).
Примеры использования:
Запись |
Описание |
СЛЧИС() |
Числа в диапазоне от 0 до 1 |
СЛЧИС()*100 |
Числа в диапазоне от 0 до 100 |
СЛЧИС()*76 |
Числа в диапазоне от 0 до 76 |
СЛЧИС()*-8 |
Числа в диапазоне от -8 до 0 |
СЛЧИС()*(10-2)+2 |
Числа в диапазоне от 2 до 10 |
СЛЧИС()*(6-(-9))-9 |
Числа в диапазоне от -9 до 6 |
Для указания диапазона выбора чисел используется формула: СЛЧИС()*(b-a)+a , где a и b — границы диапазона. При нажатии клавиши F9 значения ячеек будут изменяться.
Задание 1. Заполнить таблицу данными, вычислить максимальные и минимальные значения. .
-
Заполнить блок ячеек B1:B20 случайными числами в диапазоне от 0 до 1
-
Заполнить блок ячеек С1:С20 случайными числами в диапазоне от 0 до 100
-
Заполнить блок ячеек D1:D20 случайными числами в диапазоне от 3 до 50
-
Заполнить блок ячеек E1:E20 случайными числами в диапазоне от -10 до 10
-
Заполнить блок ячеек F1:F20 случайными числами в диапазоне от -100 до 100
Примечание. Для быстрого заполнения ячеек формула вводится в первую ячейку блока, а затем копируется (принцип копирования — выделить ячейку и перетащить за правый нижний угол (курсор превратится в черный крестик))
Пример выполненного задания:
Слой формул:
Примечание. Чтобы переключиться в режим слоя формул используется команда меню Сервис — Зависимости формул — Режим проверки формул. Выключить режим можно с помощью этой же команды.
-
Вычислить максимальные значения по строкам (справа от таблицы)
-
Вычислить минимальные значения по строкам (справа от таблицы)
-
Вычислить максимальные значения по столбцам (под таблицей)
-
Вычислить минимальные значения по столбцам (под таблицей)
Задание 2. Построение диаграмм.
-
Вызвать мастер диаграмм (меню Вставка — Диаграмма)
-
Выбрать тип ГИСТОГРАММА, вид ОБЪЕМНЫЙ, нажать ДАЛЕЕ
-
В качестве диапазона значений указать диапазон с данными (укажите таблицу со случайными числами), нажать ДАЛЕЕ
-
Задать название «ГИСТОГРАММА», нажать ДАЛЕЕ
-
Диаграмму поместить на отдельном листе, который назвать «ГИСТОГРАММА», нажать ОК.
-
Аналогичным способом построить остальные виды диаграмм:
-
Каждую диаграмму разместить на отдельном листе и назвать по выбранному типу
-
Сохранить файл. Результат работы показать преподавателю.
Лабораторная работа №3. Использование абсолютной и относительной адресации.
При обращении к ячейке можно использовать два способа: относительную адресацию (например, ВЗ, А1:G9) и абсолютную адресацию (например, $A1, A$5, $D$5)
Если при копировании формул вы пожелаете сохранить ссылку на конкретную ячейку или область, то вам необходимо воспользоваться абсолютной адресацией.
Задание 1. Вычисление функций
-
Создайте новую рабочую книгу – LAB.xls.
-
Заполните диапазон ячеек H1:J2 начальными исходными данными:
H |
I |
J |
|
1 |
x0 |
step |
k |
2 |
-2 |
0.2 |
10 |
где х0 – начальное значение х, step — шаг изменения х, k – коэффициент (константа).
-
используя функцию автозаполнения (копирование с помощью перетаскивания), заполните столбец A числами от 1 до 21, начиная с ячейки A2 и заканчивая ячейкой A22.
-
заполните столбец B значениями х: —
-
в ячейку B2 занесите =$H$2. Это означает, что в ячейку B2 заносится значение из ячейки H2 (начальное значение х), знак $ указывает на абсолютную адресацию;
-
в ячейку B3 занесите =B2+$I$2. Это означает, что начальное значение х будет увеличено на величину шага, которая берется из ячейки I2;
-
скопируйте формулу из ячейки B3 в ячейки В4:B22.
Примечание. Столбец должен заполнится значениями х от -2 до 2 с шагом 0.2.
-
Заполните столбец С значениями коэффициента k:
-
в ячейку С2 занесите =$J$2;
-
в ячейку СЗ занесите =C2.Посмотрите на введенные формулы. Почему они так записаны?
-
скопируйте формулу из ячейки СЗ в ячейки С4:С22. Весь столбец должен заполнится значением 10.
-
Заполните столбец D значениями функции у1=x2-1:
-
в ячейку D2 занесите =В2*В2-1;
-
скопируйте формулу из ячейки D2 в ячейки D3:D22. Столбец заполнился как положительными, так и отрицательными значениями функции у1. начальное и конечное значения равны 3.
-
Аналогичным образом заполните столбец Е значениями функции у2=х2+1.
Проверьте! Все значения положительные; начальное и конечное значения равны 5.
Заполните столбец F значениями функции
y=k(x2-1)/(x2+1):
-
в ячейку F2 занесите =С2*(D2/Е2);
-
скопируйте формулу из F2 в ячейки F2:F22.
Проверьте! Значения функции как положительные, так и отрицательные; начальное и конечное значения равны 6.
-
Построить график на отдельном листе по значениям столбца C, отформатировать (Название — График 1; фон желтый)
-
Построить график на отдельном листе по значениям столбца D, отформатировать (название — График 2, фон зеленый)
-
Построить график на отдельном листе по значениям столбца F, отформатировать (название — График 3, фон голубой)
Задание 2. Вычисление квартплаты.
-
Переименуйте Лист1 в Квартплата
-
Задайте цвет ярлыка листа — красный
-
Оформите лист в соответствии с таблицей:
-
Вычислите квартплату для каждой квартиры, если на данный момент используются следующие тарифы:
Площадь — 6,75 руб./кв.м
Электроэнергия — 1,05 руб./Квт*ч
Газ — 5,9 руб./чел.
Тарифы записать в отдельные ячейки.
Задание 2. Курс доллара
-
Переименуйте Лист2 в Курс доллара
-
Задайте цвет ярлыка листа — зеленый
-
Курс доллара: 1$ = 29,2 руб. Для хранения значения курса доллара используйте ячейку A2.
-
Оформите лист в соответствии с таблицей:
-
Вычислите стоимость поездки в рублях, а также стоимость проживания 1 дня
-
Вычислите среднюю стоимость поездки данного турагенства (в руб. и $)
-
Вычислите максимальную и минимальную цену проживания 1 дня.
Задание 3. Вычисление стипенди
-
Переименовать Лист 3 в Стипендия
-
Задайте цвет ярлыка листа — желтый
-
Оформить и заполнить таблицу на 5 записей.
-
В отдельной ячейке запишите значение стипендии: 500
-
Вычислите, заполните столбцы Итого, Средний балл
-
Вычислить стипендию.
Для вычислений использовать следующие условия:
-
если средний балл Стипендии нет».
-
если средний балл равен или находится в промежутке от 4 до 4.5, то назначить стипендию равную размеру стипендии плюс 25%.
-
если 4.5 ≤ средний балл ≤ 5, то назначить стипендию равную размеру стипендии плюс 50%.
-
Во всех остальных случаях вывести текст «Неверные данные».
-
Используя условное форматирование, выделите разными цветами значения в столбце Стипендия (например, «Неверные данные» — красный цвет, 625 – зеленый, 750 — желтый)
Лабораторная работа №4. Построение графиков функций.
Рассмотрите примеры построений и выполните самостоятельную работу.
Задание. Построить и отформатировать график функции в соответствии с примером.
Выполнение задания:
1 этап. Составление таблицы значений
2 этап. Построение графика
-
Запустить мастер диаграмм
-
Выбрать тип — график
-
В качестве данных указать созданную таблицу данных (см. рис.)
-
Подписать график
-
Отформатировать (задать фон, легенду, изменить тип линии и т.д.)
Подсказка. Форматировать можно уже готовую диаграмму. Каждый объект диаграммы (точки, линии, легенду, подпись, область графика и т.д.) можно форматировать отдельно, для этого дважды щелкнуть по нужному объекту – откроется соответствующее диалоговое окно.
Задание — Построить и отформатировать 2 графика функций в одной системе координат соответствии с примером.
Выполнение задания:
1 этап. Составление таблицы значений
2 этап. Построение графика
При построении нескольких графиков в одной системе координат необходимо создать несколько рядов данных (сколько графиков, столько и рядов).
3 этап. Форматирование диаграммы
В данном примере линия графика синего цвета имеет пунктирный тип. Для изменения типа дважды щелкните по линии графика, откроется диалоговое окно (см. рис), в котором можно изменить тип линии и тип маркера (точки).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание 1. Построить и отформатировать график функции в соответствии с примером.
Задание 2. Построить и отформатировать 2 графика функции в одной системе координат соответствии с примером.
Задание 3. Построить и отформатировать 2 графика функции в одной системе координат соответствии с примером.
Примечание. В качестве типа используется нестандартный (график + гистограмма)
Лабораторная работа №5. Японский календарь.
Исходные положения
Японский календарь основан на трех циклах: 60-ти летний определяется числом, 12-ти летний названием животного, а пятилетний цветом. В японском календаре существуют следующие животные: крыса, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья. Кроме того, учитываются пять цветов: зеленый, красный, желтый, белый и черный. Для определения номера года нужно к настоящему году прибавить 2397 лет и определить остаток от целочисленного деления
Выполнение задания:
-
В ячейках A1, B1, C1,D1, F3, G3, H3 размещаем заголовки Год, Номер года, Животное, Цвет.
-
В столбце F с ячейки F4 записать номера годов (12 лет – полный цикл).
-
В столбце G с ячейки G4 записать названия животных
-
Столбец H с ячейки H4 записать цвета
-
Записать в ячейку A2 год — 1990
-
В ячейку B2 ввести формулу для вычисления номера года (= ОСТАТ(A2+2397;60))
-
В ячейку C2 ввести формулу для определения животного (=ВПР(ОСТАТ(B2-1;12); $F$4:$H$15;2))
-
В ячейку D2 ввести формулу для определения цвета (=ВПР(ОСТАТ(ОТБР((B2-1)/2);5);$F$4:$H$8;3))
-
Заполнить диапазон ячеек A3:A18 целыми числами – с 1991 по 2006
-
Скопируйте формулу из ячейки B2 в диапазон ячеек B3:B18
-
Скопируйте формулу из ячейки С2 в диапазон ячеек С3:С18
-
Скопируйте формулу из ячейки D2 в диапазон ячеек D3:D18
Сравните полученный результат.
-
Для ячеек диапазона D2:D18 задайте условное форматирование:
— для значений «красный » залить ячейку красным цветом;
— для значений «зеленый » залить ячейку зеленым цветом;
— для значений «желтый » залить ячейку желтым цветом;
-
Показать результат преподавателю.
Лабораторная работа №6. Составление формул. Математические функции.
Обозначения функций в MS Excel:
Abs(x) |
|
корень(x) |
|
степень(x;2) |
|
степень(x;1/n) |
|
степень(x;a/n) |
|
степень(x;n) |
|
e |
exp |
exp(n) |
|
cos x |
cos(x) |
sin x |
sin(x) |
степень(cos(x);2) |
|
cos(степень(x;2)) |
Пример записи функции: В MS Excel: =abs(степень(x;2)+степень(y;2))/корень(x*y)
Задание 1. Вычислить значение функции:
, где
Для задания a, b, c; для вычислений y и x использовать разные ячейки.
Примечание. Для проверки задать a=12.5, b=25, c=23.5. Сравните результат: x=188.44, y=0.073049
Задание 2. Вычислить периметр прямоугольника со сторонами a и b:
Для задания x,y; для вычислений a, b и периметра использовать разные ячейки.
Примечание. Для проверки задать x=1.45; y=5.25. Сравните результат: a=0.0468; y=67.482; P=135.0584
Задание 3. Вычислить объем конуса с радиусом основания R и высотой H:
Для задания a,b; для вычислений R, H и объема использовать разные ячейки.
Примечание. Для проверки задать a=4.86; b=24. Сравните результат: R=0.1206; H=63.644; V=0.97
Пример оформления задания:
Задание. Вычислить площадь прямоугольника со сторонами a и b. Для задания x; для вычислений a, b и площади использовать разные ячейки.
Лабораторная работа № 7. Использование функции ЕСЛИ.
Формат записи функции:
=ЕСЛИ ( условие; выражение1; выражение2 )
При истинном условии выполнится выражение1, при ложном – выражение2. Выражение2 может быть пустым.
= ЕСЛИ(x0; x+1; x-1) или =ЕСЛИ(x0; x+1; ЕСЛИ(xx-1; ))
|
|
|
y= ЕСЛИ (ab; (a^2+b^2)/2; (a^2+b^2)/(a-b+1)) |
|
= ЕСЛИ (И(w0; ww^5+1; ЕСЛИ(ИЛИ(w=5; w=0); 1; ))
|
Проверка на четность проводится путем проверки остатка при делении на 0 =ЕСЛИ(ОСТАТ(a;2)=0;»четное»;»нечетное») |
Задание 1. Вычислить:
Для задания x; для вычисления значения использовать разные ячейки.
Примечание.
Сравните результат: x=1; значение = -0.01991
x=1.25; значение =3.265532
x=2; значение = нет решений
Задание 2. Вычислить:
Для задания b и c; для вычисления значения использовать разные ячейки.
Примечание.
Сравните результат: b=2; c=4; значение =0.02117
b=6; c=0; значение = #ДЕЛ/0!
b=8; c=5; значение = 0.444806
Задание 3. Вычислить:
Для задания a и b; для проверки четности; для вычисления значения использовать разные ячейки.
Примечание.
Сравните результат: a=-5.25; b=3; значение =0.512
a=0; b=3; значение =1
a=1;b=4; значение = #ДЕЛ/0!
a=6; b=5; значение = нет решений
1. В 9 лет Петя имел рост 120 см, в 10 лет — 125 см, в 11 лет — 132 см, в12 лет — 142см, в 13 лет — 147см, в 14 лет— 157см, в 15 лет — 160 см. Построить график изменения роста
2. В таблице представлены сведения об объеме подписки на районную газету за несколько лет. Изобразить эти данные в виде графика
Период |
Объем подписки |
1998-1 1998-2 1999-1 1999-2 2000-1 2000-2 2001-1 2002-2 |
1403 1559 936 978 1166 1205 1217 1278 |
3. В 9 лет Коля имел вес 30кг, в 10 лет— 35кг, в 11 лет— 38кг, в12 лет — 42 кг, в 13 лет — 45 кг, в 14 лет — 51 кг, в 15 лет — 55 кг. Федя соответственно 32, 36, 40, 43, 46, 48 и 53 кг. Построить графики изменения веса для каждого из ребят
4. В таблице приведены данные о количестве легковых автомобилей «Жигули» и «Волга», выпущенных в первом полугодии 2001 года.
Модель |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
Жигули |
59861 |
60463 |
67 758 |
64472 |
61 335 |
62035 |
Волга |
5356 |
5970 |
7355 |
7369 |
5424 |
5526 |
5. Построить график функции у = 2х — 3 на отрезке [—4, 4].
6. Построить график функции у = 0,5*x; + 4 на отрезке [0, 8].
7. Построить график функции у = х2 на отрезке [—5, 5].
8. Построить график функции у = 2х2 — 2 на отрезке [-10, 10].
9. Построить график функции у = kx2 + b на отрезке [-20, 20], где значения параметров k и b задаются в отдельных ячейках. Задавая различные значения k и b (в том числе и отрицательные), следите за изменением графика. K=15, b=10
10. Подготовить таблицу значений функции у = sin х, где х меняется от 0 до 6,5 с шагом 0,5, и построить график этой функции.
11. Подготовить таблицу значений функции у = cos х, где х меняется от —2 до 4,5 с шагом 0,5, и построить график этой функции.
12. В таблице приведены данные о количестве этажей в десяти домах одной улицы.
Номер дома |
Число этажей |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5 9 5 9 14 9 5 9 14 9 |
13. Через месяц после приобретения компьютера у ученика 8 Б класса Мити Файликова на жестком магнитном диске обшей вместимостью 10 Гбайт информацией было занято 0,6 Гбайт, через 2 месяца — 1,2 Гбайт. Эти и другие данные о заполнении диска в конце каждого месяца первого года использования компьютера приведены в таблице
Номер месяца 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
Занято, Гбайт 0,6 1,2 1,5 1,9 2,6 2,8 3,9 4,3 4,5 5,4 5,5 6,1 |
Свободно, Гбайт 9,4 8,8 8,5 8,1 7,4 7,2 6,1 5,7 5,5 4,6. 4,5 3,9 |
Изобразить эти данные физически в виде гистофаммы с накоплением
14. Перед чемпионатом мира по футболу 2002 года газета «Спорт-Экспресс» задала читателям вопрос: «Кто должен играть в сборной России на месте опорного полузащитника?». Результаты опроса представлены в таблице
Мнение читателей Алексей Смертин Александр Мостовой Егор Титов Дмитрий Хохлов Дмитрий Аленичев Кто-то другой Не знаю |
Количество ответов 2251 2181 610 287 104 160 128 |
15. В таблице представлены сведения об объеме продаж (в млн условных единиц) продукции фирмы в трех странах в течение нескольких лет.
Страна Чили Бразилия Аргентина |
1995 12,3 45,7 22,1 |
1996 14,5 70,6 20,4 |
1997 15,0 85,7 18,6 |
1998 16,2 90,3 22,5 |
1999 17,0 96,4 22,6 |
16. На отдельном листе подготовьте таблицу, включающую три строки: аргумент х с шагом 0.2 и областью значений от 0 до 3-х, и строки со значениями функций y=sin(x), y=cos(x).
17. Рассчитать таблицу значений функции F (х, у) = х2 — у2, где х меняется
от -2 до 3 с шагом 0,5, а у — от 0 до 1 с шагом 0,2. Построить график
поверхности полученных значений
18. Рассчитать таблицу значений функции где х и у меняются от —5 до 5 с шагом 1. Построить график поверхности полученных значений F(x,y)=
19. Построить график функции y=cos2(П*x)
x1=0; x2=2 шаг 0.1
20. Построить график функции y=abs(x-1)+0.5. x от -5 до15 с шагом 1
21. Построить график функции y=x2-3*x+5.3, x от 2 до 8 с шагом 0,5
22. Построить график функции у=х3-2*х+0,85, х от 3 до 5 с шагом 0,2
23. Построить график функции у=abs(х-1)+0,5, х от -4 до 6 с шагом 1
24. Построить график функции у=10/(х-5)+1,5, х от 10 до 12 с шагом 0,2
25. Построить график функции у=1/abs(12-х), х от 5 до 10 с шагом 0,5
26. Построить график функции у=-5*ч+10,25, х от 0 до 3 с шагом 0,25
27. Построить график функции у=(х2+1)/х+3, х от 2 до 15 с шагом 1
28. Построить график функции у=abs(х-1)+0,5, х от -4 до 2 с шагом 0,5
29. Построить график функции у=5*х^2-3*x+1, х от -10 до 0 с шагом 1
30. Поверхность, описываемая уравнением:
p=2, q=5,
называется эллиптическим параболоидом. Получить изображение этой
поверхности для — 4 х 4 и для — 4 у 4.
31. Построить график поверхности z=(x^2)/2-(y^2)/2
x1=-10; x2=10 шаг 1
y1=-10; y2=10 шаг 1
32. Построить график поверхности z=x2/a2+y2/b2
А=3, b=2,
x1=-4.5; x2=1 шаг 0.5
y1=-4.5; y2=4.5 шаг 0.5 у вас должен получиться гиперболический параболоид
33. Построить график поверхности
А=3, b=2,
y1=-4.5; y2=4.5 шаг 0.5 у вас должен получиться конус
34 Построить график поверхности y=(x3/2)-(y+2)2
y1=-1; y2=1 шаг 0.25
35. Построить график поверхности z=x2-y2
y1=-10; y2=10 шаг 1
Лабораторная работа №8
-
Напечатайте текст в ячейках «шапки»
-
Наименование товара
-
Количество
-
Закупочная цена
-
Процентная надбавка
-
Розничная цена
-
Сумма закупки
-
Сумма продажи
-
Прибыль
-
Измените направление текста в ячейке
Для изменения направления текста в ячейке выделите её, наведя указатель мыши на ячейку и нажав левую кнопку мыши.
В строке меню выберите кнопку «Формат» ► «Ячейки» и нажмите левой кнопкой мыши. В открывшемся окне «Формат ячеек» выберите вкладку «Выравнивание».
-
Пронумеруйте строки и столбцы таблицы
-
Введите в ячейку формулу для расчёта розничной цены
Выделите ячейку G4. Поставьте в ячейке знак «=». Введите в ячейку формулу, последовательно нажимая левой кнопкой мыши на нужные ячейки и вставляя необходимые знаки – «=Е4+(Е4/100*F4)». После ввода формулы нажмите на клавиатуре кнопку «Enter».
-
Введите формулы в ячейки H4, I4, J4
Аналогичным образом введите формулы для расчёта:
-
Суммы закупки (H4) – «=D4*Е4»
-
Суммы продажи (I4) – «=G4*D4»
-
Прибыли (J4) – «=I4 — H4»
-
Вставьте формулы в остальные ячейки таблицы
Выделите ячейки верхней строки, в которые вписаны формулы. Наведите указатель мыши на кнопку «Копировать» на панели инструментов и нажмите левую кнопку мыши.
7. Создайте заголовок таблицы – «Расчет предлагаемой прибыли»
Заполните таблицу данными
8. Вставьте функцию в ячейку таблицы
Выделите ячейку «H13». Наведите указатель мыши на кнопку «Вставка» строки меню. В открывшемся меню выберите строку «Функция» и нажмите левую кнопку мыши. Откроется окно «Мастер функций». Выберите функцию – «Сумм» и нажмите кнопку «ОК».
Откроется окно «Аргументы функции». Выделите диапазон ячеек таблицы, которые необходимо суммировать, и нажмите кнопку «ОК».
Выделите ячейку «H13». Скопируйте формулу и вставьте её в ячейки «I13» и «J13» таблицы.
Лабораторная работа №9
ФИО |
Должность |
Дата рождения |
Год рождения |
Текущий год |
Возраст |
Зарплата |
Иванов И.И. |
Директор |
01.02.1975 |
70 000,00р. |
|||
Петров П.И. |
Водитель |
04.03.1965 |
25 000,00р. |
|||
Сидоров С.С. |
Гл.бухгалтер |
03.02.1981 |
50 000,00р. |
|||
Лосев Д.В. |
Охранник |
04.12.1978 |
15 000,00р. |
|||
Гусев С.Т |
Технолог |
15.02.1992 |
35 000,00р. |
|||
Волков В.В. |
Бухгалтер |
06.06.1975 |
45 000,00р. |
|||
Золотарев И.Д. |
Кассир |
27.11.1978 |
25 000,00р. |
|||
Чижова С.С. |
Технолог |
08.02.1991 |
35 000,00р. |
|||
Аверина Д.А. |
Секретарь |
20.03.1988 |
30 000,00р. |
Задание №1
-
Создать еще один столбец и назвать его Надбавки. Подсчитать коэффициенты надбавок: для зарплаты ниже 40000 рублей – 5 %, свыше 40000 рублей – 7%.
-
Создать еще один столбец – Зарплата с надбавкой. Подсчитать общую сумму зарплаты с коэффициентами.
-
Создать ещё один столбец Налоговые отчисления. Вычислить налоговые отчисления, составляющие 13% от общей суммы.
-
Создать ещё один столбец Выдаваемая зарплата. Подсчитать сумму, выдаваемую на руки с учетом вычетов.
-
Переименовать Лист1 в Зарплата
Задание №2
-
Вычислить год рождения.
-
Вычислить текущий год.
-
Вычислить возраст сотрудников.
Задание №3
-
Создать ещё один столбец Дата приема на работу. Добавьте даты приема на работу самостоятельно.
-
Создать ещё один столбец Стаж работы. Подсчитайте стаж работы.
-
Создать ещё один столбец Надбавка за стаж работы. Подсчитайте Надбавку за стаж работы – до з-х лет 0%, от 3-х до 6-ти – 10%, более 6 лет – 15% (функция ЕСЛИ)
-
Создать ещё один столбец Итого. Подсчитайте зарплату вместе с надбавкой.
Задание 4.
Постройте линейчатую диаграмму по итоговым выплатам сотрудникам на первом листе.
Задание 5.
-
Отсортируйте список Листа 1 по алфавиту
-
Установите фильтр и отберите сотрудников, родившихся в 1975 году.
-
Вернитесь к исходному варианту.
-
С помощью фильтра отберите сотрудников, имеющих зарплату в диапазоне от 32000 до 64000.
37