Лабораторно практические задания по excel

Табличный процессор Microsoft Excel

Лабораторная работа № 1

Создание таблиц. Ввод данных. Форматирование и редактирование данных

Задание 1.

  1. Запустите Microsoft Excel, и в созданной новой книге переименуйте листы: «Лист 1 » — в «Задание 1» и т. д.

  2. Откройте лист «Задание 1». Задайте для столбца А ширину 20, а для столбцов В-N – 4.

Подсказка:

Выберите пункт меню «Справка».

На вкладке Предметный указатель введите слово «столбцы». Появится список пунктов, по любому из которых Вы можете получить ответ.

Выберите пункт «ширина» и прочитайте, как изменить ширину сразу нескольких столбцов.

  1. Задайте для первой строки высоту 45, а для строк с номерами 2 – 12 – высоту 21.

  2. В ячейке D2 получите число – возраст Екатеринбурга. Для этого в ячейки В2 и С2 введите соответственно год основания города (1723) и текущий год, а в ячейку D2 – формулу =С2-В2. Попробуйте ввести в ячейки В2 и С2 другие числа. Посмотрите, как реагирует на это содержимое ячейки D2.

  3. Выровняйте содержимое ячеек по центру. Для этого выделите их и используйте пункт меню Формат — Ячейки.

Задание 2.

  1. На листе «Задание 2» подготовьте таблицу следующего вида:

    1 квартал 2003 года

      • Для объединения ячейки используйте кнопку

      • Для оформления таблицы используйте кнопку

    январь

    февраль

    март

  2. Создайте на листе «Задание 2» три копии получившейся таблицы.

  3. Продолжите ряд одной из таблиц с помощью маркера заполнения , получив 2,3 и 4 кварталы.

Задание 3.

  1. На листе «Задание 3» подготовьте таблицу следующего вида:

ИТОГОВЫЕ ОТМЕТКИ

за 2 полугодие 2003 года

Наименование

предмета

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Алгебра

4

5

4

3

4

5

Геометрия

4

4

5

5

4

3

Русский язык

5

4

4

3

4

5

Литература

4

5

4

4

4

4

Информатика

4

5

5

4

4

4

Рис.1

  1. Дополните Вашу таблицу еще тремя предметами и добавьте столбец для подсчета среднего балл, как показано на рисунке 2. Подсказка: для вставки строк и столбцов используйте пункт меню «Вставка».

  2. Подсчитайте средний бал по арифметической формуле.

ИТОГОВЫЕ ОТМЕТКИ

за 2 полугодие 2003 года

Наименование

предмета

Средний

балл

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Алгебра

4

5

4

3

4

5

Геометрия

4

4

5

5

4

3

Русский язык

5

4

3

3

4

5

Литература

4

5

4

4

4

4

Физика

4

5

4

3

4

5

История

3

4

4

4

3

4

Химия

3

4

3

4

5

4

Информатика

4

5

5

4

4

4

Рис.2

Задание 4.

  1. Создайте новый лист в своей книге с помощью меню «Вставка» / «Лист».

  2. Создайте на новом листе копию таблицы «Итоговые отметки» (рис.2).

3. Пересчитайте в таблице средний балл по каждому предмету с использованием мастера функций. Сравните вид используемых формул в таблицах 1 и 2.

Подсказка.

Для ввода функции используйте кнопку . В появившемся окне мастера функций из категории Статистические выберите функцию СРЗНАЧ. Охватите с помощью мышки диапазон ячеек с отметками по алгебре. Нажмите ОК. Далее заполните средний балл по остальным предметам. Для этого встаньте на ячейку со средним баллом по алгебре и, держа ее мышкой за правый нижний угол, растяните вниз на пустые ячейки. Как видите, формула скопировалась, причем адреса ячеек с отметками изменились автоматически. Здесь мы применили так называемый принцип относительной адресации.

Задание 5.

Составьте таблицу значений линейной функции У=3,5*Х-9,5.

Для заполнения ячеек значения Х введите первые два значения, выделите обе ячейки и протяните маркер заполнения вправо.

Таблица значений функции У = 3,5*Х — 9,5.

х

-6

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

6

у

Задание 6.

Оформите таблицу, позволяющую рассчитать расход материалов для покраски, в зависимости от площади поверхностей. Введите формулы в столбцы «Расход». Обратите внимание на форматирование рамок таблицы. Индекс (м2) выполняется следующим образом: выделите «2» в Строке формул и выполните команду «Формат – Ячейки», выберите вкладку «Шрифт» и поставьте флажок «Верхний индекс».

Расход материалов для окраски

Материал

Поверхность под покраску

Двери

Подоконники

Кг на 10 м2

Площадь, м2

Расход, кг

Кг на 10 м2

Площадь, м2

Расход, кг

Олифа

7,6

26

6,6

18

Белила

6,0

20

6,5

8

Краска

1,5

36

0,6

28

Задание 7.

Произведите расчет неизвестных значений по следующим формулам:

  1. «Процент депозита годовой» = 30 %

  2. «Сумма % %» = «Сумма вклада» * «Процент депозита годовой»

  3. «Сумма к выплате» = «Сумма вклада» + «Сумма % %»

Получение денежных средств по депозитным вкладам за месяц

Фамилия И. О.

Сумма вклада

Процент депозита годовой

Сумма % %

Сумма к выплате

Иванов А.И.

3500,80

?

?

?

Козлов Д. П.

4800,90

?

?

?

Петрова А. С.

5000,00

?

?

?

Дергач Ф.Ф.

7800,00

?

?

?

Итого:

?

?

?

?

Задание 8.

Сделайте невидимой сетку на всех листах книги, используя пункт меню Сервис – Параметры, вкладка Вид, флажок Сетка. Сохраните Вашу книгу в папке Вашей группы.

Проверочные вопросы:

  1. Как изменить ширину сразу нескольких столбцов?

  2. Как задать для листа другое имя?

  3. Как разместить содержимое ячейки по центру?

  4. Как скопировать группу ячеек?

  5. Как добавить в готовую таблицу строки или столбцы?

  6. Как сделать невидимой сетку листа?

  7. Как произвести заполнение ячеек в геометрической прогрессии?

  8. С помощью какой команды меню можно установить верхний или нижний индекс числа?

Табличный процессор Microsoft Excel

Лабораторная работа № 2

Относительная и абсолютная адресация.

Задание 1.

  1. На новом листе подготовьте таблицу расходов на покупку компьютера, в которой для начала укажите стоимость всех комплектующих в долларах и курс доллара.

_______________________________________________ Расходы на покупку компьютера

Курс доллара США:

31,38

Наименование

долл.

руб.

1

Системный блок

535

2

Монитор

224

3

Клавиатура

12

4

CD-ROM

53

5

Колонки

38

6

Мышь

7

ИТОГО:

________________________________________________

Подсказка.

Подсчитайте стоимость комплектующих материалов, в отведенном для этого столбце. Сначала займемся системным блоком. Если курс доллара у Вас указан в ячейке С2, а стоимость системного блока в долларах — в ячейке С4, то в ячейку D4 нужно ввести формулу=С2*С4.

Теперь попробуйте скопировать полученную формулу в пустые ячейки. Есть основания полагать, что у Вас получиться полная ерунда. Дело в том, что мы воспользовались принципом относительной адресации – при копировании формулы адрес ячейки с курсом доллара автоматически изменяется.

Чтобы отменить автоматическое изменение адреса ячейки, нужно назначить ей абсолютный адрес. Для этого необходимо проставить перед номером строки и (или) перед номером столбца знак $. Удалите скопированные формулы, а в формулу для системного блока внесите необходимые изменения. В нашем случае при копировании формулы изменяется только номер строки, поэтому окончательная формула должна выглядеть так:=С$2*С4. Теперь скопируйте формулу на нужные ячейки.

  1. В графе «ИТОГО» подсчитайте общую сумму в долларах и в рублях, для этого используйте кнопку

Задание 2.

Оформите таблицу, в которую внесена раскладка продуктов на одну порцию, чтобы можно было, введя общее число порций, получить необходимое количество продуктов.

_____________________________________________________________________________

САЛАТ ИЗ ПОМИДОРОВ С СЫРОМ

Всего порций:

32

Раскладка на 1 порцию (г):

Помидоры

Сыр

Лук

Огурцы

Майонез

40

150

30

50

100

Всего на все порции (г):

Задание 3.

Подготовьте таблицу следующего вида, введите формулу для расчёта стоимости товара в рублях.

Курс доллара

30,14

Наименование товара

Стоимость в $ US

Цена в руб.

Кресло рабочее

39

Стеллаж

35

Стойка компьютерная

60

Стол приставной

42

Стол рабочий

65

Стул для посетителей

20

Тумба выкатная

64

Шкаф офисный

82

Итого (общая стоимость):

Задание 4.

Приготовьте шпаргалку для продавца мороженым, по которой можно быстро определить стоимость нескольких порций.

Всего порций:

1

2

3

4

5

6

7

Рожок

280

Эскимо

220

Семейное

1200

Батончик

280

В стаканчике

470

С вафлями

550

Торт-мороженое

1600

Проверочные вопросы:

  1. Что такое относительная адресация и для чего она применяется?

  2. Что такое абсолютная ссылка, какими они бывают?

  3. Каким значком отмечается абсолютная ссылка?

  4. Какой вид имеет формула частичной абсолютной ссылки для столбца?

  5. Какой вид имеет формула частичной абсолютной ссылки для строки?

Табличный процессор Microsoft Excel

Лабораторная работа № 3

Формулы и функции

Задание 1.

Постройте таблицу, произведите все необходимые расчёты в построенной таблице.

A

B

C

D

E

F

G

1

Фамилия

Зарплата

Премия

Уральские

Налог

К выдаче

2

1

Иванов

1381

3

2

Сухов

1325

4

3

Михайлов

1131

5

4

Абрамов

1410

6

5

Родин

1242

7

6

Веселов

1239

Общая сумма

Среднее значение

Наименьшее значение

Наибольшее значение

Ход работы:

  1. Введите наименование колонок: Номер, Фамилия, Зарплата и т.д.

  2. Для заполнения ячеек А3:А7 используйте автозаполнение, для этого:

    • введите в колонку А2 значение 1;

    • выделите ячейку А2 , установите указатель в нижний правый угол и протащите маркер «+» правой кнопкой мыши до ячейки А7;

    • в выпавшем контекстном меню выберите команду заполнить

  3. Введите в ячейки В2:В7 фамилии сотрудников.

  4. Запишите в ячейки С2:С7 размер зарплаты, указанный в таблице.

  5. Введите в ячейку D2 размер премии 100

  6. Для заполнения ячеек D3:D7 используйте автозаполнение, для этого:

    • выделите ячейку D2 , установите указатель в нижний правый угол и протащите маркер «+» правой кнопкой мыши до ячейки D7;

    • в выпавшем контекстном меню выберите пункт Прогрессия, в окне диалога установите параметр геометрическая с шагом 1,15.

  7. Введите в ячейку Е2 формулу для расчёта начислений по районному коэффициенту:=15%*(С2+D2)

  8. Скопируйте формулу для ячеек Е3:Е7, для этого:

    • установите указатель в правый нижний угол ячейки Е2 и протащите маркер «+» левой клавишей мыши до ячейки Е7.

  9. Введите в ячейку F2 размер подоходного налога по формуле: =13%*(С2+D2+E2).

  10. Скопируйте формулу для ячеек F3:F7.

  11. Введите в ячейку G2 формулу: =С2+D2+E2-F2.

  12. Скопируйте формулу для ячеек G3:G7.

  13. Для заполнения строки Общая сумма выделите ячейки G2:G7 и на панели инструментов нажмите кнопку автосуммирование

  14. Рассчитайте в ячейке С9 Среднее значение по колонке Зарплата, для этого:

    • выделите ячейку С9;

    • На панели инструментов нажмите кнопку вставка функции ;

    • Выберите категорию Статистические и функцию СРЗНАЧ, нажмите ОК.

    • Укажите диапазон значений, для этого в таблице с помощью мыши выделите ячейки С2:С7, затем нажмите ОК.

    • Скопируйте формулу для ячеек D9:G9.

  1. По алгоритму из п. 14 заполните строки с наибольшими значениями, используя функцию МАКС из категории Статические.

  2. По алгоритму из п. 14 заполните строки с наименьшими значениями, используя функцию МИН из категории Статические.

Задание 2.

Создайте таблицу по образцу; заполните пустые ячейки.

Фамилия

Оклад

Премия за качество (50% оклада)

Премия за рационализацию (75% оклада)

К выдаче

1

Сергеева

5500

2

Егоров

5450

3

Трунова

4000

4

Ильин

3500

5

Халина

3430

6

Иткин

2500

7

Карпов

2250

Общая сумма

Среднее значение

Наименьшее значение

Наибольшее значение

Задание 3.

Подготовьте таблицу следующего вида. Найдите глубину самого мелкого озера, площадь самого обширного озера и среднюю высоту озёр над уровнем моря.

Название озера

Площадь

(тыс. кв. м.)

Глубина (м)

Высота над уровнем моря (м)

Байкал

31,5

1520

456

Танганьика

34

1470

773

Виктория

68

80

1134

Гурон

59,6

288

177

Аральское море

51,1

61

53

Мичиган

58

281

177

Минимальная глубина

Максимальная площадь

Средняя высота

Проверочные вопросы:

  1. Что такое мастер функций и для чего он нужен?

  2. Какие функции вы знаете?

  3. Укажите наиболее простой способ подсчитать сумму содержимого несколько ячеек?

Табличный процессор Microsoft Excel

Лабораторная работа № 4

Построение диаграмм

Задание 1.

Постройте круговую диаграмму по данным столбца «Зарплата», предварительно подсчитав «Сумму к выдаче».

A

B

C

D

E

F

1

Фамилия И. О.

Зарплата

Премия

Налог

Сумма к выдаче

2

Иванов А. Ф.

3000

1000

450

=С3+D3-E3

3

Иванова Е. П.

5000

1500

750

4

Китова В. К.

8000

2000

1200

5

Котов И. П.

5000

1500

750

6

Круглова А. Д.

10000

2500

1500

7

Леонов И. И.

6000

2000

900

8

Петров М. В.

4000

1500

600

9

Сидоров И. Д.

4000

1500

600

10

Шепелев Д. К.

5000

1500

750

11

Храмов А. К.

9000

2500

1350

12

Чудов А. Н.

7000

2000

1050

Ход работы.

  1. Выделите ячейки столбца «Зарплата», С3:С13, начиная с названия.

  2. На панели инструментов нажмите кнопку Мастер диаграмм

  3. На вкладке Стандартные выберите тип диаграммы Круговая и вид диаграммы – номер 2, нажмите кнопку Далее.

  4. На вкладке Диапазон данных установите переключатель Ряды в столбцах.

  5. В этом же окне щёлкните по вкладке Ряд.

  6. Установите курсор в строке Подписи категорий и выделите в таблице ячейки например В3:В13.

  7. Нажмите кнопку Далее.

  8. В поле Название диаграммы введите «Данные о зарплате сотрудников».

  9. На вкладке Подписи данных выберите подписи значений — доля.

  10. Нажмите кнопку Далее, а затем Готово.

Задание 2.

Постройте гистограмму по данным столбцов Премия и Сумма к выдаче.

Ход работы.

  1. Выделите ячейки D3:D13 и, удерживая нажатой клавишу Ctrl, ячейки F3:F13.

  2. На панели инструментов нажмите кнопку Мастер диаграмм

  3. На вкладке Стандартные выберите тип диаграммы Гистограмма и вид диаграммы – номер 4 (объемный вариант), нажмите кнопку Далее.

  4. На вкладке Ряд в поле Ряд выберите Ряд1, в поле Имя установите курсор и выделите ячейку D1, аналогично установите название для Ряда2.

  5. В поле Подписи оси Х установите курсор и выделите ячейки В3:В13.

  6. Введите название диаграммы «Сравнительные показатели выплат сотрудникам», установите подписи данных – значение (см. Задание 1).

Продемонстрируйте свою работу преподавателю.

Задание 3.

Используя набор данных «Производство основных видов продукции» построить график, отражающую количество выпущенной стали, кокса, проката, чугуна.

Производство основных видов продукции

Черной металлургии в Пермской области в 1992 году.

Год

Сталь

Кокс

Прокат

Чугун

2001

285000

1283000

1371000

494000

2002

965800

523000

1442000

664000

2003

1037000

363000

1358000

913000

Подсказка.

Выделите данные столбцов. Вызовите мастер диаграмм. Выберите график. Далее на вкладке «Ряд» укажите «Подписи оси Х» год выпуска продукции, протянув мышью столбец. Укажите «Имя» рядов (для каждого ряда свое имя). Далее напишите название графика. Укажите «Подписи данных».

Задание 4.

Используя набор данных «Затраты на посадку», составить таблицу, построить круговую диаграмму, отражающую оплату труда при посадке ягодных культур – крыжовника, земляники, малины и чёрной смородины.

Затраты на посадку:

Оплата труда при посадке крыжовника – 167 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки земляники – 115 руб. Удобрения при посадке чёрной смородины – 585 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки чёрной смородины – 585 руб. Посадочный материал при посадке земляники – 1750 руб. Оплата труда при посадке чёрной смородины – 150 руб. Удобрения при посадке малины – 532 руб. Удобрения при посадке крыжовника – 555 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки малины – 89 руб. Посадочный материал при посадке крыжовника – 594 руб. прочие расходы при посадке земляники – 584 руб. Оплата труда при посадке малины – 235 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки крыжовника – 92 руб. Удобрения при посадке земляники – 313 руб. Прочие расходы при посадке чёрной смородины – 260 руб. Посадочный материал при посадке малины – 1200 руб. Оплата труда при посадке земляники – 316 руб. Прочие расходы при посадке крыжовника – 388 руб. Посадочный материал при посадке чёрной смородины – 1100 руб. Прочие расходы при посадке малины – 474 руб.

Задание 5.

Построить гистограмму, показывающую структуру фиксированных активов на начало и конец года, предварительно заполнив таблицу.

Динамика показателей актива баланса предприятия за год.

Наименование показателя

На начало года

На конец года

Прирост

% прироста

I. Текущие активы: (1+2+3)

?

?

?

?

1. Денежные средства

150,00

91,00

?

?

2. Дебиторы

10,00

35,10

?

?

3. Запасы

530,00

168,00

?

?

II. Фиксированные активы: (4+5+6)

?

?

?

?

4. Здания и земля

735,00

735,00

?

?

5. Оборудование

100,00

100,00

?

?

6. Амортизация

-17,00

-102,00

?

?

Баланс (I+II)

?

?

?

?

Подсказка. Прирост = На конец года – На начало года. % прироста = Прирост / На начало года

Табличный процессор Microsoft Excel

Лабораторная работа № 5

Логические функции в Excel

При решении некоторых задач значение ячейки необходимо вычислять одним из нескольких способов, в зависимости от выполнения или невыполнения одного или нескольких условий. При решении таких задач применяют логические функции.

Примерные виды логических формул:

  • ЕСЛИ (А12;’’Сдал’’;’’Не сдал’’)

  • ЕСЛИ (А10;’’положительное’’; (A1

  • И(лог_выражение1;лог_выражение2;…)

  • ИЛИ (лог_выражение1;лог_выражение2;…)

  • ЕСЛИ (И(А10;A1

  • ЕСЛИ (И(С220;С275; “30”))

  • ЕСЛИ (А150; 2”; ЕСЛИ (А151; “3”))

Задание 1.

Пусть имеется список лиц, поступающих в высшее учебное заведение на внеконкурсной основе. Известно, что для зачисления вне конкурса нужно сдать все экзамены как минимум на «удовлетворительно».

Применяя логическую функцию, оформите таблицу сдачи экзаменов таким образом, чтобы решение по каждому кандидату принималось автоматически в зависимости от результатов экзамена: Принят или Непринят.

Итоги вступительного экзамена

Литература

Математика

Физика

Средний бал

Результат поступления

Иванов

4

5

5

?

?

Петров

2

3

2

?

?

Сидоров

5

5

2

?

?

Киселев

3

4

5

?

?

Павлов

3

2

2

?

?

Задание 2

Построить таблицу, содержащую следующие данные о студентах: фамилия, возраст и рост студента.

Сколько студентов могут заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают с ростом не менее 170 см и возрастом от 14 лет? При ответе на вопрос используйте логические функции.

Задание 3

Построить таблицу, содержащую необходимые данные.

5 спортсменов принимают участие в соревнованиях по трем видам спорта. По каждому виду спорта спортсмен набирает определенное количество очков. Спортсмену присваивается звание мастера, если он набрал в сумме не менее 50 очков, а если от 30 до 50 очков – кандидата в мастера спорта, иначе ученик. Сколько спортсменов получило звание мастера, кандидата и сколько учеников?

Задание 4

Решить следующую задачу путем построения ЭТ. Исходные данные для заполнения подобрать самостоятельно (не менее 10 строк).

Составить таблицу, содержащую следующие сведения: пункт назначения, расстояние, стоимость билета.

Билет на пригородном поезде стоит 10 рублей, если расстояние до станции не более 20 км; 25 рублей, если расстояние больше 20 км., но не превышает 75 км; 30 рублей, если расстояние больше 75 км.

Выяснить сколько станций находится в радиусе 50 км от города.

Построить диаграмму, отражающую количество станций в радиусе 50 км от города.

Задание 5

Решить следующую задачу путем построения ЭТ. Исходные данные для заполнения подобрать самостоятельно (не менее 10 строк).

Если количество баллов, полученных при тестировании, не превышает 12, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 12 до 15; оценке «4» соответствует количество баллов от 16 до 20; оценке «5» соответствует количество баллов свыше 20. Составить ведомость тестирования, содержащую сведения: ФИО, количество баллов, оценка.

Построить диаграмму, отражающую успеваемость студентов.

Табличный процессор Microsoft Excel

Лабораторная работа № 6

Работа со списками: сортировка, фильтрация, подсказки. Группировка

Задание 1.

Контроль успеваемости по 2 курсу

Фамилия студента

Группа

Практика

Лабораторная

Самостоятельная

Средняя оценка

1

Веселова Е.

2111

4

5

5

?

2

Потапов В.

2212

5

5

5

?

3

Смирнова О.

2212

4

4

4

?

4

Иванов И.

2112

5

3

3

?

5

Сидоров П.

2111

4

4

3

?

6

Петров Г.

2212

5

4

4

?

7

Абвель Р.

2112

4

3

3

?

8

Блинов В.

2111

5

3

4

?

9

Козлова М.

2112

4

5

4

?

10

Барабанова Л.

2112

4

5

5

?

11

Ларина М.

2212

5

3

3

?

12

Краснова Л.

2111

5

4

4

?

13

Лавских А.

2112

5

3

4

?

14

Шепелев Д.

2111

4

5

5

?

  1. Инструкция по исполнению совместно с подсказками.

    1. Создайте таблицу с заголовком и заполните её по образцу.

    2. Вставьте примечание «Потапову»: «Поставить зачет автоматом». Для этого зайдите в меню ВСТАВКА – ПРИМЕЧАНИЕ.

    3. Сделайте так, чтобы примечания были видны только при указании на них курсором: в меню СЕРВИС – ПАРАМЕТРЫ – ВИД – ПАРИМЕЧАНИЯ – ТОЛЬКО ИНДИКАТОР.

    4. Cделайте «Примечание» — НЕ ОТОБРАЖАТЬ, а затем – ПРИМЕЧАНИЕ И ИНДИКАТОР, чтобы «Примечание» было видно без наведения на него курсора.

    5. Рассчитайте по формуле «Среднюю оценку».

    6. Переименуйте «Лист 1» в «Семестр 1».

  1. Сортировка.

    1. В таблице «Семестр 1» отсортируйте фамилии учеников в алфавитном порядке. Для этого выделите ячейки, подлежащие сортировке.

    2. Войдите в меню ДАННЫЕ – СОРТИРОВКА и следуйте инструкциям компьютера.

    3. Для отмены результатов сортировки воспользуйтесь режимом «Откат назад» (кнопка со стрелкой против часовой стрелки).

    4. Усложните сортировку и отсортируйте внутри групп фамилии по алфавиту.

  1. Фильтр.

    1. Установите режим автофильтра в меню ДАННЫЕ – ФИЛЬТР, предварительно выделив ячейки для фильтра (у вас появятся в верхней строке кнопки).

    2. Выберите всех студентов группы 2212 и из них выберите всех студентов имеющих «5» по практике.

    3. Для отмены выбора выберите «Все».

    4. Выберите всех студентов, имеющих среднюю оценку меньше «5».

Задание 2.

    1. Создайте бланк счет-фактуры, как показано на образце.

    2. Замените знаки «?» на соответствующие формулы:

      1. «Сумма в рублях» = «Количество» * «Цена в рублях»

      2. «Сумма НДС в рублях» = «Сумма в рублях» * «Ставка НДС в рублях»

      3. «Всего НДС в рублях» = «Сумма в рублях» + «Сумма НДС в рублях».

    3. Разместите бланк счета-фактуры на листе альбомной ориентации.

_____________________________________________________________________________

СЧЕТ-ФАКТУРА № 113 от «15» января 2004 года.

Поставщик АО «Сервис ОК» Покупатель ООО «Бэтмен»
Адрес 620137, Екатеринбург Адрес 620006, Екатеринбург
проспект Ленина, 103, тел. 374-52-34 ул.Первомайская, 114, оф.15
Р/сч 40703310855230106399 в Сб/банке РФ ИНН покупателя 2813569404
Центральное ОСБ № 1991 № 0786 Банк Северная Казна
БИК 044004653 БИК 044030858
Ксч 30101010500000000653 Ксч 30204050600000000278
ОКОНХ 92200    ОКПО 48928477

п/п№№

Наименование товара

Ед. изм.

Кол-во

Цена, руб.

Сумма, руб.

Ставка НДС, руб.

Сумма НДС, руб.

Всего с НДС, руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Процессор

Pentium-III 600 Mгц

шт.

2

13382,40

?

10%

?

?

2

Материнская Плата Asus MEW i810

шт.

2

2992,00

?

10%

?

?

3

Память, RAM

DIMM 128 Mбайт

шт.

4

5140,80

?

10%

?

?

4

Жесткий диск, HDD

Fujitsu 10,2 Гбайт

шт.

2

3400,00

?

10%

?

?

5

CD-ROM

Samsung 40

шт.

3

1169,60

?

10%

?

?

6

Видеокарта

Matrox Milenium G400

шт.

2

55576,00

?

10%

?

?

7

Звуковая карта Creativ Labs 64

шт.

2

952,00

?

10%

?

?

8

Модем

US Robotics Courier 56k

шт.

1

4488,00

?

10%

?

?

9

Дисковод, FDD 1,44 Мбайт

шт.

2

408,00

?

10%

?

?

Итого:

?

?

?

Руководитель предприятия: Гл.бухгалтер:

Получил: Выдал:

М.П.

  1. Скрыть данные по столбцам 7,8. Для этого зайдите в меню ДАННЫЕ – ГРУППА И СТРУКТУРА – ГРУППИРОВАТЬ, предварительно выделив нужные столбцы.

  2. РАЗГРУППИРУЙТЕ данные по столбцам.

  3. Скрыть аналогично данные строк: 2, 3, 6, 7, 8

ОТОБРАЗИТЕ данные по строкам

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ

«ВЕРХНЕПЫШМИНСКИЙ
МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГ7ИЧЕСКИЙ

ТЕХНИКУМ «ЮНОСТЬ»

Microsoft
Office Excel 20
13

Практикум

Отрак Е.С

Практикум по Microsoft Office Excel 2013

Практикум содержит 7 практических занятий с самостоятельным
пошаговым выполнением каждого задания.

 

Описание Microsoft Excel 2013

Microsoft Excel 2013 —
качественный, многофункциональный редактор для обработки таблиц и
математических вычислений, среди которых решение всевозможных уравнений,
продолжение последовательностей и рядов, сортировка множеств, поиск среднего
значения среди нескольких предложенных, и прочие задачи различного назначения.
Приложение Excel 2013 позволяет сконфигурировать формат числовых ячеек и
поддерживает ввод денежных, финансовых, процентных, дробных, экспоненциальных,
текстовых значений, а также даты и времени. Более того, программа предоставляет
полный инструментарий для визуализации числовых данных посредством графиков,
гистограмм и спарклайнов. Разнообразие диаграмм в Excel 2013 достаточно
обширно: среди базовых типов присутствуют круговые или кольцевые диаграммы,
линейчатые, иерархические, каскадные, воронкообразные, биржевые, поверхностные,
лепестковые категории и масса прочих, дополнительных разновидностей.

Новые инновационные возможности, реализованные в Microsoft
Excel 2013

В новом издании редактора таблиц разработчики
внесли следующие концептуальные решения и технологии:

·        
новые средства, связанные с бизнес-аналитикой.
Так, текущее издание продукта вмещает в себя надстройки PowerPivot и Power
View, что превращает его в персонализированный, многоцелевой инструмент для
бизнес-анализа искомых данных

·        
в библиотеку добавлены свежие формулы и
функции. Арсенал пользователя оказался расширен множеством знаковых
усовершенствованных модулей и компонентов. В первую очередь, стоит выделить
абсолютно новый тип функций, служащих для интерактивного взаимодействия с
веб-сервисами. Базовый набор Excel 2013 подразумевает 3 новых подтипа:

·        
WEBSERVICE — позволяет извлечь
XML-содержимое из веб-сервиса

·        
ENCODEURL — позволяет преобразовать
текст в URL

·        
FILTERXML — помогает осуществить
синтаксический разбор XML и извлечь из него фрагменты данных.

В результате имплементации новых возможностей пользователю стало
доступно получение наиболее актуальных, последних данных из различных
источников с целью их последующей обработки и представления в нужной ему
репрезентативной структуре и визуальной форме.

Практическая занятие № 1

Основные понятия MS Excel

В настоящее время Microsoft Excel
является одним из наиболее распространенных табличных редакторов, используемых
при подготовке документов – отчетов, бизнес-планов.

Запустите редактор электронных таблиц MS Excel
2007:

Пуск ® Программы ®
Microsoft Office
® Microsoft Excel

Рассмотрите вид
экрана MS Excel 
и найдите все, о чем говорится в пояснениях.

Пояснения:

Лист Excel состоит из 1
048 576 строк
с номерами 1, 2, 3, 4 – 1 048 576 и 16 384
столбцов
c именами А, В, С, D, Е …, на пересечении которых находятся
ячейки. т.е. из более 17 миллиардов ячеек. Совокупность листов
составляет рабочую книгу, которая сохраняется как целостный объект в
одном файле с расширением .xlsx

Ячейка
— основная единица хранения данных. Адрес ячейки (ссылка на ячейку)
образуется из имени столбца и номера строки: А1, Bl, D3, Е5 и т. п.

Активная ячейка выделяется на экране жирной
рамкой. Данные можно вводить только в активную ячейку, их можно видеть также в строке формул. Активную
ячейку можно выделить щелчком мыши.

Активная ячейкаСтрока формул

Типы данных

В ячейку можно поместить
данные следующих типов:

Задание 1. Создание и форматирование
таблиц

Удерживая нажатой
левую кнопку мыши, выделите таблицу из 3 столбцов и 6 строк.

Для обозначения
границ выделенной области нажмите вкладку Главная
® Шрифт ®
Границы
® Все границы:

Получится так:

Заполните таблицу по
образцу (выберите шрифт Times New Roman).
выделите ячейки А1, В1, С1
и объедините их:

Для того,
чтобы в км2 «2» сделать надстрочным индексом, выделите «2», откройте
диалоговую панель Шрифт
и выберите Видоизменение
надстрочный
:

 

Ширину столбцов увеличьте
так, чтобы все умещалось – наведите курсор на границу столбцов, нажмите левую
кнопку мыши, и, удерживая ее, перемещайте вправо или влево:

Выровняйте текст в
таблице:

Выделите ячейки А2, В2, С2. Нажмите правую кнопку
мыши и в контекстном меню выберите Формат
ячеек…
Перейдите
на вкладку Выравнивание,
выберите: Выравнивание по
горизонтали: по центру, по вертикали: по центру
, поставьте
галочку переносить по словам,
нажмите ОК:

Измените ширину столбцов,
чтобы получилось так:

Таблица 1

Задание 2. Наберите и
отформатируйте таблицы самостоятельно:

Таблица 2

Таблица 3

Сохраните работу в папке Excel под названием Практическая
работа 1.

Практическое занятие № 2

Функция автозаполнения

Используя функцию
автозаполнения, Вы можете сэкономить время на ввод с клавиатуры
последовательного ряда чисел (арифметической прогрессии), обозначений, названий
месяцев и дней недели, как в строках, так и в столбцах.

Задание 1. Автоматическое заполнение

1.      Для
создания числового ряда введите в смежные ячейки два первых числа и выделите
эти ячейки:

2.      Установите
указатель мыши на точку в правом нижнем углу выделения, он примет вид тонкого
черного крестика +.

3.      Нажмите
левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащите указатель + по строке или столбцу.

4.      Отпустите
кнопку, и ячейки будут заполнены.

Для автозаполнения названиями месяцев
или дней недели достаточно ввести название в одну ячейку и выполнить пункты
3—5.

Используйте Автозаполнение для ввода
следующих данных:

Введите данные в две соседние ячейки,
выделите сразу две ячейки, установите курсор на маркер заполнения и перетащите
его на несколько ячеек вправо:

Сделайте то же
самое для последовательностей: 10, 20, …; 100, 200, …

Самостоятельно
создайте несколько вертикальных рядов с помощью автозаполнения.

Задание 2. Создание таблицы умножения

На Листе 2 с помощью функции Автозаполнение
создайте таблицу умножения:

В ячейку

А3 введите «1»,

в ячейку В3 – знак «*»,

в ячейку С3 – «1»,

в D3 – «=».

Нажмите значок , чтобы после
знака «=» отменить ввод формулы.

В ячейке Е3
поставьте знак «=» и введите формулу: щелкните по ячейке А3, введите знак «*» и
щелкните по ячейке С3.

В ячейке Е3 и в
строке формул появится формула «=А3*С3»:

Строка формул

Нажмите клавишу [Enter]. В ячейке Е3 появится результат умножения:

Выделите ячейку А3 и с
помощью автозаполнения заполните единицами ячейки от А4 до А12:

Уменьшим ширину
столбцов. Выделите столбцы от А до Z,  выберите Формат, Ширина столбца и
установите ширину 3, нажмите ОК.

Отформатируйте
столбцы от А до Z по центру.

Выделите ячейку В3 и с помощью
автозаполнения заполните знаком умножения «*» ячейки от В4 до В12.

В ячейку С4 введите число
2. Выделите ячейки С3 и С4 и с помощью автозаполнения заполните ячейки до С12.

Заполните ячейки D3:D12 знаком «=».

Выделите ячейку Е1 и
скопируйте формулу до ячейки Е12.

Выделите диапазон ячеек
А3:Е12, скопируйте его и вставьте в ячейки G3, M3, S3, A14, G14, M14, S14,
A25, G25. В ячейках G3:G12 с помощью автозаполнения
исправьте «1» на «2», в ячейках М3:М12 исправьте «1» на «3» и т.д. В ячейке К34
«100» не видно, потому что не умещается, – уменьшите размер шрифта (9).

Выделите ячейки А1:W1,
объедините их и напишите заголовок «Таблица умножения». Таблица
умножения готова:

Задание 3. Создание календаря

На Листе
3
с помощью функции Автозаполнение
самостоятельно создайте календарь на 2018 год.

Задание 4.
Создание таблицы «Системы счисления»

На Листе 4 создайте таблицу, объедините ячейки А1:Е1 и напишите заголовок.
Десятичные числа (столбец А) с помощью функции Автозаполнение заполните до 20
(до ячейки А23).

Выделите ячейку В3. Поставьте знак «=» и щелкните пиктограмму «Вставить
функцию»

Появится окно Вставка
функции
. Выберите категорию: Инженерные:

Выберите функцию ДЕС. В ДВ.,
которая преобразует десятичное число в двоичное:

Нажмите ОК. Появится окно Аргументы функции. Для ввода числа щелкните по ячейке А3,
разрядность введите
8.

Нажмите ОК. В ячейке В3 появится число 0 в двоичной
системе.

Выделите ячейку В3 и с помощью автозаполнения
скопируйте ее до ячейки В23.

Аналогично переведите десятичные числа с 1 до 20 в
восьмеричную, шестнадцатеричную и римскую систему счисления.

Для перевода десятичных чисел в восьмеричную систему
счисления выберите функцию ДЕС.В.ВОСЬМ, разрядность 2.

Для перевода десятичных чисел в шестнадцатеричную
систему счисления выберите функцию
ДЕС.В.ШЕСТН, разрядность 2.

Для перевода десятичных чисел в римскую систему
счисления выберите в математических функциях функцию РИМСКОЕ (категория
функции – математические). В римской системе счисления нет цифры 0, поэтому
начинайте с 1 (ячейка А4). Оформите таблицу.

Сохраните
файл Практическая работа 2
в Мои документы, в Вашей
папке, в папке Excel.

Практическое занятие № 3

Построение диаграмм

Диаграммы и графики
наглядно отображают зависимости между данными, что облегчает восприятие и
помогает при анализе и сравнении данных. Диаграммы могут быть различных типов.

Задание 1. Построение линейчатой и
круговой диаграмм

Для наглядного
сравнения различных величин используются линейчатые диаграммы. Например, с
помощью линейчатой диаграммы можно наглядно представить данные о численности
населения различных стран.

Откройте Практическую работу №1, перейдите на Лист 2.

1.     
Заполните таблицу:

10 самых больших стран мира по
населению 2017

2.     
Выделите таблицу вместе с заголовком. Выберите вкладку

Вставка ®
Диаграммы
® Вставить гистограмму ®
Объемная гистограмма с группировкой
:

Появившуюся диаграмму увеличьте и расположите
так:

Аналогично
создайте круговую и кольцевую диаграммы:

 

Задание 2. Самостоятельное построение
диаграмм

Перейдите на Лист 1.

Самостоятельно постройте диаграммы по
таблицам Океаны, Крупнейшие озера
мира, Крупнейшие реки мира
. Где необходимо, измените заголовки.

Можно выбрать стиль диаграммы, поменять
цвет:

Для построения диаграммы Глубина океанов выделите первый
столбец таблицы (Название), удерживая нажатой клавишу [Ctrl],
выделите последний столбец (Наибольшая глубина, м).

 

Вы работали с файлом Практическая работа 1.Сохраните
файл.

Практическое занятие № 4

Ввод формул. Вычисления
по формулам

Задание 1. Автосуммирование

Кнопка Автосумма (AutoSum)  – может использоваться для
автоматического создания формулы, которая суммирует область соседних ячеек,
находящихся непосредственно слева в данной строке или выше в данном
столбце
.

1.      Введите
числа от 1 до 10 в ячейки А1:А10 (воспользуйтесь функцией автозаполнения).
Выделите ячейку А11, в которую поместим результат суммирования.

2.      Щелкните
кнопку Автосумма — S. Excel
примет решение, какую область включить в диапазон суммирования и выделит ее
пунктирной движущейся рамкой (границей).

3.      Нажмите
Enter для принятия области,
которую выбрала программа Excel. В ячейке А11 появится
результат автосуммирования.

4.      Результат
автоматически изменится, если вы измените какое-нибудь число в ячейках А1:А10, измените
область суммирования.  удалите какую-нибудь строку в области суммирования. Если
в процессе работы добавляются новые строки в области суммирования, то результат
также изменяется автоматически. Попробуйте!

5.      Введите числа от 1 до 10 в ячейки С1:С10 (воспользуйтесь функцией
автозаполнения). Для суммирования нескольких диапазонов, например, С1:С3 и
С6:С8, необходимо:

         
выделить ту ячейку, в которой вы
хотите получить сумму (С11), щелкнуть кнопку Автосумма —
S – Excel примет решение, какую область включить в диапазон суммирования
и выделит ее пунктирной движущейся рамкой (границей);

         
выбрать мышкой свой диапазон
(С1:С3) и удерживая нажатой клавишу [Ctrl], выделить второй диапазон (С6:С8),
нажмите Enter. В ячейке С11 появится сумма диапазонов С1:С3 и С6:С8.

Основные
правила создания формул

§ 
Формула всегда начинается со знака «=» (равно). Формула
отражается в строке формул. Аргументами формул обычно являются ссылки на ячейки
(адреса ячеек).

§ 
Адреса ячеек могут быть относительные или абсолютные.

Обычно
ссылки на ячейки описываются и используются как относительные (формат записи А1,
адрес А1 вводится в формулу с клавиатуры или щелчком левой мыши по ячейке А1).
Когда формула, содержащая эти ссылки, копируется, происходит изменение формулы
для поддержания относительности ссылок.

§ 
Абсолютная
ссылка
на ячейку или область ячеек будет всегда ссылаться на один
и тот же
адрес строки и столбца. Формат записи абсолютной
ссылки – $А$1. Адрес $А$1 вводится также, как относительный. Чтобы он стал
абсолютным, после указания ячейки необходимо нажать клавишу F4 – перед именем столбца и строки появится знак «$». Попробуйте
несколько раз нажать F4 и посмотрите, как будет
меняться адрес ссылки.

Задание 2. Создание простых формул

Перейдите на Лист 2

1.      Введите
в ячейку А1 – число 25, в ячейку В1 – число 5, в ячейку С1 – число 8.

2.     
Строка формулВыделите ячейку
D1 и введите формулу  =A14+B14-C14. За вводом формулы следите в строке
формул.

Будьте внимательны, для ввода
формулы выполните следующие шаги:

         
выделите ячейку D1, начните ввод формулы со знака =;

         
щелкните на ячейке А1, затем введите знак плюс +;

         
щелкните на ячейке В14, введите знак минус -;

         
щелкните на ячейке С14, нажмите Enter, в ячейке D14
получится результат.

Придумайте и сделайте еще два аналогичных
примера.

Задание
3. Создание таблицы и расчет по формулам

1.      Введите
числовые данные в ячейки:

2.      Оформите
таблицу как показано на рисунке.

3.     
В ячейку Е2 введите формулу для расчета суммы на палатки

=С2*D2

и
нажмите клавишу Enter – в ячейке Е2 отобразится результат.

4.     
Выделите ячейку Е2, скопируйте содержимое ячейки Е2 в
ячейки Е3, Е4 с помощью маркера заполнения.

Область ячеек
(ячейка) может быть скопирована в другие ячейки при помощи
маркера заполнения. Процесс копирования
формул происходит при одновременном изменении адресных ссылок в формуле.

5.     
Вычислите общий расход (ВСЕГО) в ячейке Е7.

Задание
4. Вычисление процентов

1.      Введите
числовые данные в ячейки, оформите таблицу, выполните все расчеты:

2.      В
ячейку F2 введите подзаголовок: «%». В этом
столбце вычислим процент сотрудников с каждым видом образования.

Процент
сотрудников с высшим образованием вычисляется по формуле:

количество сотрудников с высшим образованием / общее
количество
сотрудников

3.      В
ячейку F3 введите формулу =Е3/Е$7.

Знак $
означает абсолютную ссылку, т.е. при копировании формулы номер строки в адресе
этой ячейки не меняется. Нажмите
Enter.

4.     
Выделите ячейку F3. Установите для нее
числовой формат – процентный. Для этого на вкладке Главная выберите вкладку Число, формат Процентный .

5.      Выделите
ячейку F3 и, при помощи маркера заполнения,
скопируйте формулу в ячейки F4:F8. Вы увидите результаты вычислений.

Задание
5. Относительные и абсолютные ссылки

Заполните и оформите таблицу:

1.      Пусть
выплата за месяц вычисляется по формуле:

выплата
за месяц (к выдаче) = базовая зарплата + премия — налог

Налог определен государством в виде фиксированного
процента от суммы (базовая зарплата + премия). Число 0,13 в ячейке А11
означает, что начисления на денежную выплату (налог) составляют 13%.

В ячейку Е3
введите формулу  =$A$11*(C3+D3).
Нажмите Enter. В ячейке появится результат. Знак $ означает
абсолютную ссылку, т.е. при копировании формулы адрес этой ячейки не меняется.

2.      Выделите
ячейку Е3 и, перетащив маркер заполнения, скопируйте формулу в ячейки Е4:Е8.
В ячейках появятся результаты вычислений налога.

3.      В
ячейку F3 введите формулу  =C3+D3-E3. Нажмите Enter. Выделите ячейку F3
и, при помощи маркера заполнения, скопируйте формулу в ячейки F4:F8. Вы увидите
результаты вычислений.

4.      Самостоятельно
получите результат вычислений в ячейке F9 (ИТОГО).
Сохраните файл.

Практическое занятие № 5

Стандартные функции.
Фильтрация. Сортировка

Функция
представляет собой программу с уникальным именем, для которой задаются
конкретные значения аргументов.

Microsoft Excel содержит 400 встроенных
функций:

математические и
тригонометрические;

         
статистические;

         
финансовые;

         
логические;

         
инженерные; и др.

Задание 1. Использование стандартных
функций.
Скопируйте таблицу из практической работы №1 «Крупнейшие
реки мира», добавьте три строки: «Наименьшее значение», «Наибольшее значение» и
«Среднее значение»:

Выделите ячейку С14
и выполните команды Формулы ®
Вставить функцию

В диалоговом окне выберите категорию Статистические,
функцию МИН и нажмите ОК:

В ячейке С14 появится формула:

В появившемся окне нажмите ОК.
Скопируйте содержимое ячейки С14 в ячейку D14.
Получится так:

Аналогично найдите
наибольшее значение (МАКС) и среднее значение (СРЗНАЧ). Не
забудьте исправить аргументы функции: диапазон С3:С13 и В3:В13.

Проверьте результат
работы:

Сохраните работу.

Задание 2. Фильтрация (выборка) данных

Фильтрация (выборка) данных позволяет отобразить в
таблице только те строки, содержимое ячеек которых отвечает заданному условию
(или нескольким условиям). Эта операция может выполняться с помощью автофильтра
или расширенного фильтра.

Скопируйте таблицу
«Крупнейшие реки мира» на Лист 2. Выберите реки, с длиной более 5000 км:

Установите курсор
внутри таблицы, исполните команды:

Данные ®
Фильтр

Щелкните левой кнопкой мыши по кнопке
 в
столбце Длина. В
появившемся окне щелкните Числовые
фильтры
® больше…

 

В диалоговом окне Пользовательский автофильтр
введите значение 5000:

Нажмите ОК. Проверьте
результат работы:

Задание
3. Фильтрация (выборка) данных.
Выберите реки, площадь бассейна
которых составляет от 1 500 до 3 500 км2.

Скопируйте таблицу
«Крупнейшие реки мира» на Лист 3. Установите курсор внутри таблицы, исполните
команды: Данные ®
Фильтр

Щелкните левой кнопкой мыши по кнопке
 в
столбце Площадь бассейна.
В появившемся окне щелкните Числовые
фильтры
® между…

В диалоговом окне Пользовательский автофильтр
введите значения:

Нажмите ОК. Проверьте
результат работы:

Задание 4. Фильтрация (выборка) данных. (самостоятельно).
Выберите реки, длина которых соответствует условию

5 000 < Длина реки < 6 500

Задание выполняйте на Листе
4.

Задание
5
. Абсолютная
адресация. Сортировка данных.
На Листе 5 постройте таблицу,
содержащую сведения о стоимости туристических путевок в разные страны мира.

1. Найдите стоимость
путевок в рублях.

В ячейку С3
введите формулу для расчета стоимости путевки в рублях (используйте абсолютный
адрес ячейки В1):

Скопируйте содержимое ячейки С3 в
блок ячеек С4:С18 с помощью маркера заполнения.

Выделите блок ячеек С3:С18,
установите формат Денежный:

Главная ®
Число
(вкладка Число):

Число десятичных знаков: 00000

Обозначение: нет

2. Произведите сортировку данных по Цене
в долларах по убыванию
. Выделите блок ячеек А3:С18, выполните
команды:

Данные ®
Сортировка

В диалоговом окне Сортировка
установите:

Сортировать
по Цена в долларах

Порядок По убыванию

нажмите ОК.

Задание 6. Фильтрация (выборка),
сортировка данных.
(самостоятельно).

На Листе 6 постройте
таблицу

Вычислите % россиян от общего числа
туристов по формуле:

= Туристов из
России / Всего туристов

Выделите блок
ячеек D2:D16 и
установите процентный формат (2 десятичных знака):

Произведите сортировку стран по
алфавиту (выделяйте блок ячеек А2:D16),
постройте диаграмму по % россиян от общего числа туристов. Сохраните
работу. Позовите преподавателя.

Практическое занятие № 6

Построение графиков

Задание
1.
Вычислите функцию y=2-х2 при хÎ[-3;3], шаг=0,5. Результат работы
представьте в виде таблицы. Постройте график функции.

1.      Создадим
таблицу в Excel. В ячейке А1 напечатайте х, в
ячейке В1 – y=2-x2.

Задайте
шаг изменения аргумента х.
Используйте режим автозаполнения. Введите в ячейку А2 значение -3,0, в
ячейку А3 -2,5. Выделите эти две ячейки и потяните за правый нижний угол
«+» вниз по столбцу, пока не появится значение 3,0.

2.      Во
втором столбце в ячейке В2 наберите формулу, начиная со знака равно «=» =2-А2^2.

Нажмите Enter. В
ячейке появится результат -7,0. Заполните остальные ячейки при помощи
автозаполнения.

3.      Постройте
график функции. Выделите
таблицу и выберите меню

Вставка ®
Диаграммы
® Точечная ®
Точечная с гладкими кривыми
.

Расположите график рядом
с таблицей.

Добавьте подписи осей
с помощью

Измените
цвет и толщи-ну контура графика, выберите цвет и толщину осей. Можете сделать
заливку.

Должно получиться так:

Задание 2. Перейдите на Лист 2. Самостоятельно постройте
таблицу и график зависимости перемещения от времени при равномерном
равноускоренном движении по формуле:

где начальная скорость v0=1,25 м/c, ускорение а=
0,3 м/с2
. Время меняется от 0 до 20 с с шагом 2 с.

Используйте функцию
автозаполнения. Внимательно вводите формулу:

Постройте
график. Введите название «Равноускоренное движение», добавьте названия осей.

Должно
получиться так:

Сохраните файл.

Задание
3.
Перейдите на Лист
3
. Постройте график функции sinx.

1.      Создадим
таблицу в Excel.

В ячейке А1
напечатайте: х (град),
в ячейке В1: х (рад)
радианах), в ячейке С1 – y.

Задайте шаг
изменения аргумента х. Используйте режим автозаполнения. Введите
в ячейку А2 значение 0, в ячейку А3 –30. Выделите эти две ячейки
и потяните за правый нижний угол «+» вниз по столбцу, пока не появится
значение 360.

2.      Во
втором столбце в ячейке В2 наберите формулу перевода углов из градусов в
радианы, начиная со знака равно =A2*3,14/180.

Нажмите Enter. В ячейке появится
результат – 0,523333.

Заполните остальные ячейки при помощи автозаполнения.

3.      В третьем
столбце в ячейке С2 поставьте знак равно «=» и щелкните  fx   – Вставить функцию. Появится окно
Вставка функции.

Выберите категорию: Математические. Выберите
функцию SIN.

Нажмите ОК. Появится окно Аргументы
функции
. Щелкните мышкой по ячейке B2. Нажмите
ОК. В ячейке С2 появится 0. (sin0 = 0).

Установите числовой формат ячейки С2, число десятичных знаков
2:

Заполните остальные
ячейки при помощи автозаполнения.

4.      Выделите
ячейки В1:С14, и выберите меню Вставка
® Диаграммы ®
Точечная
® Точечная с гладкими кривыми.
Появится график функции sinx.

Задание
4.
Самостоятельно постройте график функции cosx.

Сохраните файл.

Практическое занятие № 7

Статистическая обработка
данных

(самостоятельно)

Создайте таблицу успеваемости:

1.      Вычислите
итоговую оценку (Среднее значение), округлите итоговые оценки до целого числа.

2.      Подсчитайте
общее количество «5», «4», «3» и «2» по зачету.

Для этого добавьте
поясняющую информацию и используйте функцию СЧЕТЕСЛИ:

Постройте круговую диаграмму по
результатам зачета. Вставьте название диаграммы, добавьте подписи данных. Постройте
линейчатую диаграмму, в которой отобразите фамилии учащихся и итоговые:

Сохраните работу. Позовите
преподавателя.

Оглавление

Практическая занятие № 1. Основные понятия MS Excel

Практическое
занятие № 2.

Функция
автозаполнения

Практическое
занятие № 3.

Построение
диаграмм

Практическое
занятие № 4.

Ввод формул.
Вычисления по формулам

Практическое
занятие № 5.

Стандартные
функции. Фильтрация. Сортировка

Практическое
занятие № 6.
Построение
графиков

Практическое
занятие № 7.
Статистическая
обработка данных

Скачано
с www.znanio.ru

Лабораторная работа №2

Тема. Освоение приемов работы с электронными таблицами.

Ввод и редактирование данных.

Цель: 1) получить практические навыки ввода и редактирования данных в ячейки электронной таблицы;

          2) освоить операции заполнения и автозаполнения ячеек электронной таблицы.

Форма отчета: 1) Запись в тетради темы работы;

                          2) краткий конспект;

                          3) умение отвечать на контрольные вопросы;

                          4) сохраненный файл.

Теоретический материал.

1. Ввод данных в таблицу можно начинать, если в строке состояния высвечивается индикатор Готово. Во время ввода данных в строке состояния появляется индикатор ВВОД.

2. Типы данных, которые можно вводить в ячейки таблицы:

  • Текст – последовательность букв, иногда цифр (автоматически выравнивается по левому краю ячейки);
  • Числа – цифры и различные символы (знак $, %, р.). В качестве десятичного разделителя используется запятая (12,3);
  • Дата и время вводятся в ячейки как числа и выравниваются по правому краю (12.02.2006, 12/02/2006, 12 февраля 2006);
  • Формула – арифметическое и логическое выражение, которое начинается со знака =;
  • Функция – программа с уникальным именем, для которой задаются конкретные значения аргументов.

3. При вводе данных в ячейки электронной таблица их необходимо зафиксировать, т.е. сообщить программе об окончании ввода.

Зафиксировать данные можно одним из способов:

— нажать клавишу ENTER;

— щелкнуть мышью в другой ячейке;

— перейти к другой ячейке с помощью клавиш управления курсором;

— щелкнуть по кнопке   в Строке формул;

— щелкнуть мышью в квадратике в нижнем правом углу ячейки.

Практика.

 Запустите программу EXCEL любым известным вам способом.

I. Ввод и редактирование данных в ячейки таблицы.

    1) На листе 1 выделите ячейку С4 и введите с клавиатуры текст  «Проба»

 Обратите внимание, что в процессе набора текста в ячейке мигает текстовый курсор. Для выхода из текстового режима зафиксируйте данные одним из известных способов.

 2) Вновь выделите ячейку С4.

      Найдите на панели Форматирование кнопки выравнивания абзацев и выберите кнопку  (по центру). Прокомментируйте результат.

Аналогично выполните выравнивание по левому краю, а затем по правому краю.

Сделайте вывод. Если в текстовом редакторе выравнивание абзацев происходит относительно полосы набора (с учетом отступов), то выравнивание данных ячейки происходит относительно ….(?).

 3) удалите содержимое ячейки С4.

      Для этого выделите ячейку С4 и нажмите клавишу DELETE.

4) В ячейку D5 введите текст «Золотая осень».

 ! Обратите ВНИМАНИЕ, что в тех случаях, когда соседняя ячейка пуста, длинный текст распространяется на нее.

Выделите ячейку Е5 и введите в нее название первого осеннего месяца.

                                       

Видно, что как только соседняя ячейка заполнилась, длинный текст перестал быть виден целиком. Можно ли просмотреть его, не изменяя размера столбца?

 Вновь выделите ячейку D5. В Строке формул дублируется содержимое выделенной ячейки.

Вывод. Одно из назначений Строки формул состоит в том, что в ней можно просмотреть текст, не помещающийся целиком в ячейке таблицы.

 5) В ячейку В8 введите текст «Унылая пора!» и зафиксируйте данные, выбрав кнопку  Строки формул. Чем отличается этот способ фикзации от других?

Попробуйте продолжить стихотворную фразу «Унылая пора!..»

Выделите ячейку, содержащую начало фразы (В8) и введите с клавиатуры окончание фразы.

    результат – новый текст заменил первоначальный.

Вывод. Если в ячейку, содержащую данные, ввести новую информацию, то первоначальные данные будут заменены новыми.

Для редактирования данных нужно:

1 способ

  • Активизировать ячейку;
  • Щелкнуть в строке формул;
  • Внести в данные необходимые изменения;
  • Завершить ввод.

 2 способ

  • Выполнить двойной щелчок по ячейке;
  • Внести в данные необходимые изменения;
  • Завершить ввод.

6) Отредактируйте ячейку В8, изменив текст в Строке формул

         

Вывод. Строка формул имеет еще одно назначение: с ее помощью можно редактировать данные.

II. Автозаполнение.

Автозаполнение – процедура автоматического заполнения строки или столбца постоянными значениями или изменяющейся последовательностью (рядами) с помощью протаскивания мышью маркера заполнения.

Маркер заполнения – небольшой черный квадратик в правом нижнем углу выделенной ячейки или диапазона ячеек.

Все задания выполнять на листе 2

Задание 1.  Заполните диапазон ячеек А1: А10 текстом «Утро»

Методические указания.

  1. Введите текст в ячейку А1. Зафиксируйте данные. Вновь выделите ячейку А1;
  2. Подведите указатель мыши к маркеру заполнения;

 

  1. Добейтесь, чтобы указатель мыши принял вид тонкого черного креста;
  2. Удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместите указатель на нужное количество ячеек вниз.

 Вывод. При помощи маркера заполнения можно скопировать содержимое в соседние ячейки. Причем заполнение можно производить не только вниз, но и вверх, вправо, влево.

ВАЖНО! В процессе заполнения блока ячеек указатель мыши принимает форму +

Задание 2.         В ячейки В1-В6 введите расписание уроков на сегодня.

  Выделите блок ячеек (В1-В6), рамка выделения имеет общий маркер заполнения.

Протащите маркер заполнения на две ячейки вправо.

Отрегулируйте ширину столбцов.

Задание 3.  В ячейку С15 введите название вашего любимого месяца. Протащите маркер заполнения на несколько ячеек вниз.

! Вместо ожидаемого копирования произошло заполнение ячеек в соответствии с последовательным списком месяцев года? В Excel есть несколько подобных списков

Удалите все месяцы, кроме одного.

Выделите ячейку, в которой записано название месяца и протащите маркер заполнения вверх. Как построился список?

Задание 4.  Заполните диапазон ячеек F1-F10 числовым рядом по образцу.

Методические указания.

  1. В ячейку F1 введите число 1;
  2. В ячейку F2 введите число 2;
  3. Выделите обе ячейки
  4. Протащите маркер заполнения на нужное количество ячеек (обратите внимание на всплывающую подсказку)

Задание 5. Заполните диапазон ячеек  G1- К1 по образцу

Методические указания .

 Воспользуйтесь указаниями к заданию №4, изменив самостоятельно содержание пунктов

Задание №6. Заполните диапазон ячеек  G3- К3  по образцу

Методические указания.

Воспользуйтесь методическими указаниями к Заданию №3.

P. S. Если в ячейке вместо числа отображаются символы,    значит, число не помещается в ячейке и нужно увеличить ширину столбца.  

Задание 7. Сохраните файл в своей папке под именем Лабораторная работа №2.

Контрольные вопросы.

  1. Какие типы данных можно вводить в электронную таблицу?
  2. Какие способы завершения ввода данных вы знаете?
  3. Как можно отредактировать данные в ячейках?
  4. Что такое Автозаполнение и как его выполнить?
  5. Как заполнить ряд числовых данных, данных с определенным шагом?

Ниже представлены практические работы по информатике, касающиеся навыков работы в электронных таблица Excel 2007 и Excel 2010 (выполненные в МатБюро). Вы можете скачать готовые файлы работ ниже по ссылкам.

Электронные таблицы Excel — мощнейший инструмент как для повседневных дел, так и для серьезных расчетов и программ. Вести домашнюю бухгалтерию, проверить статистическую гипотезу, решить задачу оптимизации прозводства, провести ABC-анализ, создать многоуровневый прайс или базу данных — для всего этого подойдет Эксель.

Обычно работе с электронными таблицами Excel (наиболее популярны 2007 и 2010 версии) обучают на курсе «Информационные технологии» или «Информатика» еще на 1 курсе (параллельно с изучением Word). Студенты инженерных, математических и «программистских» направлений изучают не только работу с основыми функциями приложения, но еще учатся создавать макросы, программировать на VBA (и создавать базы данных, чаще уже в Access).

  • Лабораторная работа: Создание, заполнение, редактирование и форматирование таблиц в Excel + файл расчетов

    Подробнее

    В диапазоне ячеек A1:E3 создайте копию, приведенной ниже таблицы.

    Введите в одну ячейку A1 листа 2 предложение и отформатируйте следующим образом:

    На листе 3 постройте таблицу следующего вида:

    На листе 4
    a) Записать в ячейки A1-A12 названия всех месяцев года, начиная с января.
    b) Записать в ячейки B1-G1 названия всех месяцев второго полугодия
    c) Записать в ячейки A13-G13 названия дней недели

    На листе 5
    a) Введите в ячейку С1 целое число 125,6. Скопируйте эту ячейку в ячейки C2, C3, С4, С5 и отобразите ячейку С1 в числовом формате, ячейку С2 в экспоненциальном, ячейку С3 в текстовом, ячейку С4 в формате дата, ячейку С5 в дробном формате;
    b) Задайте формат ячейки С6 так, чтобы положительные числа отображались в ней зеленым, отрицательные — красным, нулевые – синим, а текстовая информация желтым цветом (см. пояснения);
    c) Заполните диапазон A1:A10 произвольными дробными числами и сделайте формат процентный;
    d) Скопируйте диапазон A1:A10 в диапазон D1:D10, увеличив значения в два раза. Установите для нового диапазона дробный формат;
    e) При помощи встроенного калькулятора вычислите среднее значение, количество чисел, количество значений и минимальное значение построенного диапазона А1:А10 и запишите эти значения в 15-ю строку.

    На листе 6 необходимо
    a) Заполнить ячейки A1:A10 последовательными натуральными числами от 1 до 10
    b) Заполнить диапазон B1:D10 последовательными натуральными числами от 21 до 50
    c) Заполнить диапазон Е1:Е10 последовательными нечетными числами от 1 до 19
    d) Заполнить 27 строку числами 2, 4, 8, 16,… (20 чисел)
    e) Скопировать диапазон A1:D10 в ячейки A16:D25
    f) Обменять местами содержимое ячеек диапазона A1:A10 с ячейками D1:D10 и содержимое ячеек диапазона A16:D16 с ячейками A25:D25

    На листе 7 построить таблицу Пифагора (таблицу умножения). Скопировать полученную таблицу на свободное место листа, уменьшив значения в три раза.

    Дополнительные задания для самостоятельной работы (1С, 2С, 3С, 4С) в файле.

  • Лабораторная работа: Формулы, имена, массивы, формулы над массивами + файл расчетов

    Подробнее

    Выполните вычисления по следующим формулам:
    $$A=4+3x+2x^2+x^3, B=(x+y+z)/(xyz), C=sqrt{(1+x)/xy}$$
    считая заданными величины x, y, z соответственно в ячейках A3, B3 и C3.

    На листе создайте таблицу, содержащую сведения о ценах на продукты. Заполните пустые клетки таблицы произвольными ценами, кроме столбца «Среднее значение» и строки «Всего».
    Создайте имена по строкам и столбцам и вычислите среднемесяч-ные цены каждого продукта и всего молочных продуктов по месяцам, используя построенные имена.

    На листе запишите формулу для вычисления произведения сумм двух одномерных массивов A и B, т.е. где ai и bi соответствующие элементы массивов, а n – их размерность

    На листе запишите формулы вычисления сумм Si каждой строки двумерного массива (матрицы) D, т.е. где m – количество строк матрицы, n – количество столбцов

    На листе запишите формулы для вычисления значений элементов массива Yi = ai / max(bi) ,i=1, 2,…,n, где ai и bi элементы соответствующих массивов, а n – их размерность.

    На листе задайте произвольный массив чисел. Вычислите сумму положительных чисел и количество отрицательных чисел в этом массиве.

    На листе заполните произвольный диапазон любыми числами. Найдите сумму чисел больших заданного в ячейке A1 числа.

    На листе задайте массив чисел и используя соответствующие функции вычислите среднее арифметическое положительных чисел и среднее арифметическое абсолютных величин отрицательных чисел в этом массиве.

    На листе создайте произвольный список имен, и присвойте ему имя ИМЕНА. Определите, сколько раз в списке ИМЕНА содержится Ваше имя, заданное в ячейке.

    Написать формулы, заполнения диапазона А1:A100 равномерно распределенными случайными числами из отрезка [-3,55; 6,55], а диа-пазона B1:B100 случайными целыми числами из отрезка [-20;80]. Скопировать значения указанных диапазонов в диапазоны D1:D100 и E1:E100, увеличив вдвое значения второго диапазона.

    Для заданного диапазона ячеек рабочего листа Excel.
    Написать формулы вычисляющие:
    1. Сумму элементов диапазона, значения которых попадают в отрезок [-5; 10] (см. пояснения).
    2. Количество элементов диапазона больших некоторого числа, записанного в ячейке рабочей таблицы (например, из ячейки G1) (используйте функцию СЧЁТЕСЛИ()).
    3. Количество элементов диапазона, значение которых меньше среднего значения элементов диапазона (используйте функции СЧЁТЕСЛИ() и СРЗНАЧ(), см. также пояснения к Заданию 7).

  • Лабораторная работа: Логические переменные и функции + файл расчетов

    Подробнее

    Составьте электронную таблицу для решения уравнения вида $ax^2+bx+c=0$
    с анализом дискриминанта и коэффициентов $a, b, c$. Для обозначения коэффициентов, дискриминанта и корней уравнения применить имена.

    Дана таблица с итогами экзаменационной сессии. Составить электронную таблицу, определяющую стипендию по следующему правилу: По рассчитанному среднему баллу за экзаменационную сессию (s) вычисляется повышающий коэффициент (k), на который затем умножается минимальная стипендия (m).

    По результатам сдачи сессии группой студентов (таблица Итоги экзаменационной сессии), определить
    — количество сдавших сессию на «отлично» (9 и 10 баллов);
    — на «хорошо» и «отлично» (6-10 баллов);
    — количество неуспевающих (имеющих 2 балла);
    — самый «сложный» предмет;
    — фамилию студента, с наивысшим средним баллом.

    Пусть в ячейках A1,A2,A3 записаны три числа, задающих длины сторон треугольника.
    Написать формулу:
    — определения типа треугольника (равносторонний, равнобедренный, разносторонний),
    — определения типа треугольника (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный),
    — вычисления площади треугольника, если он существует. В противном случае в ячейку В6 вывести слово «нет».

  • Лабораторная работа: Операции с условием в Excel + файл расчетов

    Задание

    1. Открыть Excel и созданный ранее документ. Создать новый лист и назвать его if(x).
    2. Вычислить значение заданной функции одной переменной f1 с условием.
    3. Вычислить количество точек функции, попадающих в заданный интервал.
    4. Вычислить значения заданной функции одной переменной f2.
    5. Вычислить сумму тех значений функции, аргументы которых лежат в заданном интервале.
    6. Вычислить значение функции двух переменных.
    7. Вычислить максимальное и минимальное значение функции.
    8. Вычислить количество положительных и сумму отрицательных элементов функции.
    9. Посчитать произведение тех значений функции, которые меньше 2.
    10. Сохранить документ.

  • Лабораторная работа: Работа с массивами + файл расчетов

    Задание

    1. По заданным координатам точек A, B, C, D найти координаты векторов $a=AB$ и $b=CD$.
    2. Вычислить скалярное произведения найденных векторов.
    3. Найти следующие произведения векторов на заданную матрицу $M$: $a*M$ и $M*b$.
    4. Вычислить определители матриц $M$ и $S$.
    5. Найти обратные матрицы $S^{–1}$ и $М^{–1}$.
    6. Вычислить произведение матрицы S на обратную к ней $S^{–1}$.
    7. Найти решение системы линейных уравнений $Sх=b$ и $Мх=а$.
    8. Выполнить проверку для найденных решений.
    9. Сохранить документ.

  • Лабораторная работа: Специальные методы работы с программой Excel + файл расчетов

    Задание

    1. Консолидация данных на листе.
    2. Создание именованных диапазонов.
    3. Поиск решения с помощью подбора параметров.
    4. Выделение изменений, внесенных в книгу.
    5. Вставка примечаний.
    6. Ограничение доступа к документам Excel.

  • Решение экономической задачи в Excel + файл решения

    Задача

    Имеется несколько различных видов имущества, которые можно передать по наследству. Используя данные налоговой шкалы на имущество, передаваемого по наследству (Таблица 1), определите налог на имущество.

  • Практическая работа: Встроенные функции Excel (для решения экономических задач) + файл решения

    Подробнее

    Задание 1 выполняется на основе выполненных практических заданий 1 и 2 из раздела «Примеры типовых практических заданий ». В контрольной работе необходимо привести скриншоты требуемых по условию задачи таблиц из практической работы.
    Задание на основе практического задания 2. На основании таблицы «Приход», с помощью функции СУММЕСЛИ(), рассчитайте общий размер НДС и суммарные затраты (без учета НДС) на покупку товаров.

    Задание 2. 1. Изучить работу функций АПЛ(), АСЧ() и ДДОБ(). Привести краткую справку по этим функциям.
    2. По исходным данным, в соответствии со своим вариантом, вычислить период амортизации.
    3. По исходным данным, в соответствии со своим вариантом, вычислить величины амортизационных отчислений линейным способом, способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способом уменьшаемого остатка. Провести данные вычисления как с помощью функций Excel, так и с помощью математических формул. При использовании функций АПЛ(), АСЧ() и ДДОБ() параметр «ост_стоимость» задать равным нулю.
    4. Рассчитать период амортизации, при котором, в случае метода уменьшающегося остатка, остаточная стоимость будет меньше 10% от начальной.

    Задание 3. По условиям договоров некоторая организация (продавец) делает несколько продаж товаров другой организации (покупатель) на суммы (с учетом НДС), эквивалентные Sk у.е. в иностранной валюте, где k- номер продажи. Себестоимость товаров для продавца составляет Pk рублей (без НДС). Переход права собственности на товары происходит в момент передачи их покупателю. Сумма расходов на продажу у продавца составляет Rk рублей Расчеты производятся после отгрузки ценностей в рублях по курсу иностранной валюты на дату отгрузки. Рассчитать финансовый результат от продаж товаров продавцом в табличном редакторе Excel. Значения курса валют, для собственного варианта контрольной работы, взять в сети Интернет.
    Следует обратить внимание, что в случае положительного значения уточненного финансового результата по товарам дебет=90.9, кредит=99. В противном случае дебет=99, кредит=90.9. Таким образом, средствами Excel необходимо организовать автоматическое заполнение данных полей исходя из знака уточненных финансовых результатов. Совокупный финансовый результат рассчитывается как сумма финансового и уточненного финансового результата по каждой продаже

  • Практическая работа: Отчет по командировке + файл решения

    Задание

    Сформировать таблицу для составления отчета по командировке. Предусмотреть возможность автоматического расчета суммы аванса в зависимости от длительности командировки, региона, удаленности пункта назначения, вида транспорта. Количество регионов — не менее 5, количество градаций по удаленности — не менее 5. Виды транспорта: самолет, поезд, автобус. Построить диаграмму изменения размера расходов на проживание и размера суточных по регионам.

  • Практическое задание: Условные вычисления + файл решения

    Задание

    В торговой фирме комиссионные вычисляются как 5% от суммы сбыта плюс премия, которая составляет 2.5% от суммы сбыта, превышающей 14000 ден. ед., плюс 2% от суммы превышающей 10000 ден. ед. (но не превышающей 14000 ден. ед.), плюс 1% от суммы сбыта превышающей 5000 ден. ед. (но не превышающей 10000 ден. ед.). Найти размер комиссионных. (Например, если суммы сбыта равны 17500, 13000, 7000, 3000 ден. ед., то комиссионные составят 1092.5, 760, 370, и 150 ден. ед. соответственно).

    При выполнении задания используйте только две ячейки: одну – для ввода суммы сбыта, другую – для формулы расчета комиссионных (Используйте функцию ЕСЛИ). Предусмотрите ситуацию, когда пользователь в ячейку для ввода суммы сбыта вводит недопустимое значение, например, отрицательное число (команда Данные/Проверка).

  • Лабораторная работа: Формулы и функции, графики + файл решения

    Задание

    Выполните расчет выручки, всех издержек и прибыли с помощью Microsoft Excel. Постройте графики AVC, ATC и МС (диаграмма 1) и ТС и TR (диаграмма 2) .

  • Практическая работа по решению ЭММ в Excel (задача производства изделий, транспортная задача, игра с природой, сетевое планирование

    Условия задач

    Задача 1.
    Три станка обрабатывают два вида деталей – А и В. Каждая деталь проходит обработку на всех трех станках. Известны: время обработки каждой детали на каждом станке и время работы станков в течение одного цикла производства.
    Цена одной детали А – 4000 руб., В – 6000 руб.
    Составить план производства деталей А и В, обеспечивающий максимальный доход по цеху.
    Также определить, как повлияет на решение: а) снижение цены детали В до 5000 руб.; б) снижение времени работы третьего станка до 21 ч за один цикл производства; в) возрастание цены детали В на 4000 руб.

    Задача 2. На строительство четырех объектов (1,2,3,4) кирпич поступает с трех (I, II, III) заводов. Заводы имеют на складах соответственно 50, 100 и 50 тыс. шт. кирпича. Объекты требуют соответственно 50, 70, 40, 40 тыс. шт. кирпича. Тарифы (д.е./ тыс. шт) приведены в следующей таблице.
    Составьте план перевозок, минимизирующий суммарные транспортные расходы.

    Задача 3. Дана платежная матрица Р игры с природой.
    Известный вероятности наступления событий П природы и равны (0,2; 0,54; 0,26).
    Найти оптимальное поведение игрока для максимизации среднеожидаемого выигрыша.

    Задача 4. Для сетевой модели определить критический путь.

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лабораторно практическая работа с текстом в ms word
  • Лабораторно практическая работа логические функции ms excel
  • Лабораторно практическая работа microsoft word
  • Лабораторная создать диаграмму excel
  • Лабораторная создание стилей в word