Лабораторная работа по информатике excel функция если

департамент
образования вологодской области

бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Вологодской области

 «Череповецкий многопрофильный колледж» 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 ИНОФОРМАТИКЕ НА ТЕМУ

«MS
EXCEL
. Применение функции ЕСЛИ»

Череповец

2021 г.

Организация-разработчик: бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий многопрофильный
колледж»

Разработчик:

Меледичева Т.С — преподаватель первой квалификационной
категории.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткая аннотация: Разработка представляет собой урок, который проводится для обучающихся
1-ых курсов СПО и нацелен на отработку знаний и умений по работе с
MS Excel.  Материал включает в
себя вводную лекцию и задания.

Тип занятия: комбинированный.

Цели:

Образовательная: усвоить
принцип отработки логической функции ЕСЛИ и научиться применять полученные
знания на практике.

 Воспитательная:
воспитывать стремление к самостоятельному решению задач и способности к
самостоятельному применению знаний и умений для решения задач, формирование
культуры поведения и привитие  интереса  к  теме занятия через  осознание 
значимости  полученных знаний  в жизни.

Развивающая: развитие 
логического    мышления  через    умение  устанавливать    логические   
взаимосвязи,    аналитических  способностей  через   умение  сравнивать,   внимательности 
и  самостоятельности  через  самоконтроль,  самоорганизацию  и  взаимоконтроль.

Развивать ключевые
компетенции,
  в том числе:

·  учебно-познавательную как
способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение знаниями и
умениями организации, планирования, рефлексии и самооценки
учебно-познавательной деятельности;

·  компетенцию
личностного самосовершенствования 
как
стремление к интеллектуальному саморазвитию и владению навыками эмоциональной
саморегуляции;

·  профессиональную
компетенцию
 как способность использовать знания
и профессиональные умения на практике.

Оборудование:
компьютер с программой
MS Excel,
проектор.

Время: 45 мин.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Применение функции «ЕСЛИ». Excel.

Теоретическая часть.

ЕСЛИ(<условие>;
<выражение1>; <выражение2>)

Условие — это логическое выражение,
которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.

<выражение 1> и <выражение
2> могут быть числами, формулами или текстами (текст записывается с

помощью кавычек).

Условная функция, записанная в ячейку
таблицы, выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки
определит  <выражение 1>,  в противном случае — <выражение 2>.

Следующая формула
возвращает значение 10, если значение в ячейке А1 больше 3, а в противном  случае
— 20:=ЕСЛИ(А1>3;10;20)

В качестве
аргументов функции ЕСЛИ можно использовать другие функции. В функции ЕСЛИ можно 
использовать текстовые аргументы.

Например:=ЕСЛИ(А1>=4;»Зачет
сдал»;»Зачет не сдал»)

Функции И (AND),
ИЛИ (OR), НЕ (NOT)
позволяют создавать сложные
логические выражения. Этифункции работают в сочетании с простыми операторами
сравнения. Функции И и ИЛИ могут иметь до30 логических аргументов и имеют
синтаксис:

=И(логическое_значение1;логическое_значение2…)

=ИЛИ(логическое_значение1;логическое_значение2…)

Функция НЕ
имеет только один аргумент и следующий синтаксис:=НЕ(логическое_значение)

Приведем пример.
Пусть Excel возвращает текст «Прошел», если ученик имеет средний балл
более 4

(ячейка А2), и пропуск занятий меньше 3
(ячейка А3). Формула примет
вид:=ЕСЛИ(И(А2>4;А3<3);»Прошел»;»Не прошел»)

Вложенные
функции ЕСЛИ

Иногда бывает
очень трудно решить логическую задачу только с помощью операторов сравнения
ифункций И, ИЛИ, НЕ. В этих случаях можно использовать вложенные функции ЕСЛИ.
Например, вследующей формуле используются три функции ЕСЛИ:

=ЕСЛИ(А1=100;»Всегда»;ЕСЛИ(И(А1>=80;А1<100);»Обычно»;ЕСЛИ(И(А1>=60;А1<80);»Иногда»;»Никогда»)))

Если значение в
ячейке А1 является целым числом, формула читается следующим образом:
«Еслизначение в ячейке А1 равно 100, возвратить строку «Всегда».
В противном случае, если значение вячейке А1 находится между 80 и 100,
возвратить «Обычно». В противном случае, если значение вячейке А1
находится между 60 и 80, возвратить строку «Иногда». И, если ни одно
из этих условий невыполняется, возвратить строку «Никогда». Всего
допускается до 7 уровней вложения функций ЕСЛИ.

Задание 1.

Заполните
таблицу по образцу и в ячейку F2 введите следующую формулу:

=ЕСЛИ(E2<500; “ГОДЕН”; “НЕ ГОДЕН”)

Примечание: Калорийность =
Белки*4+Углеводы*4+Жиры*9

Задание 2.

Составьте таблицу покупок: № товара,
наименование товара, цена, количество, стоимость. 5%-аяскидка на покупку
предоставляется в том случае, если стоимость покупки превысит 5000
руб.,10%-ая
,если стоимость покупки превысят 20000 руб. Напишите
список не менее чем из 10 наименованийтоваров и с использованием функции
«ЕСЛИ» рассчитайте итоговую сумму.

Задание 3.

Торговый склад
производит уценку хранящейся продукции. Если продукция хранится на складе дольше
10 месяцев
, то она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превысил
6 месяцев
, но не достиг 10, то – в 1,5 раза. Получить
ведомость уценки товара, которая должна включать следующуюинформацию:
наименование товара, срок хранения, цена до уценки, цена после уценки.

Данная задача использует сложную
структуру в логической функции – используется двойноеусловие, которое
записывается таким образом в ячейку столбца D:

=ЕСЛИ(C3>10;B3/2;ЕСЛИ(C3<7;B3;B3/1,5)),

где в ячейке (С-) — сколько месяцев
хранится товар, а в соответствующей ячейке (В-) – цена до уценки.

Задание 4.

Составить
таблицу для вычисления количества лифтов в доме в зависимости от количества этажей.

Количество
этажей — случайное целое число в интервале от 1 до 30.

Количество
лифтов:

·        
Менее 6 этажей – лифта нет;

·        
От 6 до 10 этажей – 1 лифт;

·        
От 11 до 18 этажей – 2 лифта;

·        
От 19 до 30 этажей – 4 лифта.

Задание 5.

Составьте таблицу, по образцу. В
качестве фамилий и имён внесите данные своей группы. Вячейке «Средний балл»
используйте функцию «СРЗНАЧ». В ячейке «Статус ученика» составьте формулу, которая
выдаёт следующие значения:

·        
если средний балл = 5, то «Отличник»;

·        
если средний балл от 4 до 5, то
«Хорошист»;

·        
в противном случае — «Троечник».

Цель:
изучение
логических функций ЕСЛИ, И, ИЛИ, работа
с функциями СУММЕСЛИ, СЧЕТЕСЛИ.

    1. Логические функции если, и, или

Введем
в ячейку А1 формулу =7>5, в ячейку А2
формулу =3>5. Выражения 7>5, 3>5 называются
логическими.
В результате ячейка A1
примет значение ЛОЖЬ, ячейка А2 примет
значение ИСТИНА. Для проверки одного
или нескольких условий и предназначены
логические функции.

ЕСЛИ (лог_выражение;
значение_если_истина; значение_если_ложь)
— возвращает одно значение, если заданное
условие при вычислении дает значение
ИСТИНА, и другое значение, если ЛОЖЬ.

Пример.
Предположим у нас есть список с участниками
некоторой игры, в котором напротив
каждой фамилии указано, сколько баллов
набрал игрок. Необходимо перевести
баллы в денежный эквивалент по следующему
правилу: если участник игры набрал более
5-ти баллов, то он получает денежную
премию равную произведению числа
набранных баллов на 1000.

Указания.

Создадим таблицу
со списком участников игры (рис. 3.1).

В ячейки С2:С5
необходимо ввести формулу для расчета
размера денежного приза. Используем
для этого функцию ЕСЛИ (если участник
игры набрал более 5-ти баллов, то …).
Формула в ячейке С2 примет вид
=ЕСЛИ(B2>5;B2*1000;0).
Эту формулу можно прочитать так: если
значение в ячейке B2>5,
то вывести на экран В2*1000, иначе вывести
на экран 0.

Рисунок 3. 1 –
Использование функции ЕСЛИ

Формулы с
использованием функции ЕСЛИ целесообразно
записывать с помощью Мастера функций.
Вызовите Мастер функций, щелкнув по
значку функции, расположенному слева
от строки формул (рис. 3.2).

Рисунок 3.2 – Вызов
Мастера функций

Далее в следующем
диалоговом окне выберите нужную функцию.
Так функция ЕСЛИ находится в категории
Логические (Рис. 3.3).

Рисунок 3.3 –
Диалоговое окно вызова функций

В следующем
диалоговом окне необходимо задать
аргументы функции так, как это показано
на рис. 3.4.

Рисунок 3.4 – Задание
аргументов функций

Формула готова,
далее ее нужно распространить на
оставшиеся ячейки диапазона. Обратите
внимание, что только два участника игры
получили денежный приз.

Пример.
Составьте электронную таблицу для
решения квадратного уравнения

Указания.

В ячейки A3,
В3 и С3 введем значения коэффициентов
квадратного уравнения. В ячейку А5, где
будет размещаться значение дискриминанта,
введем формулу =B3^2-4*A3*C3,
затем для
вычисления корней в ячейки А6 и А7 введем
функцию ЕСЛИ
с соответствующими условиями и формулами
для корней. Например, формула в ячейке
А6 примет вид =ЕСЛИ(A5>=0;(-B3-КОРЕНЬ(A5))/(2*A3);»Нет
корней»).

Итоговая оформленная
электронная таблица примет вид:

Рисунок 3.5 – Решение
квадратного уравнения

Формулы для ввода
корней целесообразно записывать с
помощью Мастера функций.

Рисунок 3.6 – Ввод
аргументов функции ЕСЛИ

с помощью Мастера
функций

И (логическое_значение1;
логическое_значение2; …) — возвращает
значение ИСТИНА, если все аргументы
имеют значение ИСТИНА, иначе возвращает
ЛОЖЬ.

Пример.
Дан список студентов и их средний балл
(s)
за сессию. Составить электронную таблицу
начисления стипендии по следующему
правилу: если 4,5<=s<=5,
то стипендия начисляется в размере 1000
р., иначе не начисляется.

Рисунок 3.7 –
Использование функции И

В данном примере
функция И
является вложенной в функцию ЕСЛИ.
Для записи сложной формулы необходимо
последовательно применить Мастер
функции.

Рисунок 3.8 – Ввод
вложенной функции

ИЛИ
(логическое_значение1;
логическое_значение2; …) — возвращает
значение ИСТИНА, если хотя бы один из
аргументов имеет значение ИСТИНА, иначе
возвращает ЛОЖЬ.

Пример.
Дан список студентов и их средний балл
(s)
за сессию. Составить электронную таблицу
начисления стипендии по следующему
правилу: если s<=3
или
s>5
стипендия не начисляется, иначе стипендия
равна 1000 р.

Рисунок 3.9 –
Использование функции ИЛИ

Пример. Оформить
лист Excel
для вычисления функции
.

Рисунок 3.10 –
Использование функции ЕСЛИ

Пример. Оформить
лист Excel
для вычисления функции

Рисунок 3.11 –
Использование вложенной функции ЕСЛИ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

13

ПЛАН-КОНСПЕКТ

учебного занятия кружка «Компьютер и информационные технологии»

Тема учебного занятия: «Решение задач с использованием логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010».

Цели учебного занятия: научиться решать задачи с использованием логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010.

Задачи учебного занятия:

Образовательная:

  • познакомить обучающихся с работой логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010;

  • закрепить полученные знания в процессе выполнения практической работы;

  • способствовать формированию у обучающихся логического и алгоритмического мышления;

  • развивать познавательный интерес к учебной дисциплине и навыки ИКТ;

  • развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;

  • выполнять в процессе учебной деятельности все требуемые этапы решения задач с помощью компьютера.

Воспитательная:

  • формировать информационную культуру, умения и навыки самостоятельного овладения знаниями;

  • воспитывать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Методические приемы обучения: словесный, наглядный.

Формы работы: индивидуальная.

Оборудование: персональные компьютеры, доска, мел.

Программное обеспечение: операционная система Windows 7, пакет прикладных программ Microsoft Office 2010.

План занятия:

  1. Организационный момент (3 минуты).

  2. Актуализация базовых знаний (12 минут).

  3. Изложение нового материала (25 минут).

  4. Практическая работа (1 час 30 минут).

  5. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия (5 минут).

Ход учебного занятия:

Организационный момент.

Учебное занятие начинается с приветствия обучающихся. Затем педагог дополнительного образования отмечает присутствующих в группе.

Актуализация базовых знаний.

Педагог дополнительного образования старается подвести обучающихся к новой теме и проводит опрос.

1. Что является минимальным элементом в табличном процессоре Excel? (Минимальным элементом табличного процессора Excel, является ячейка.)

2. С помощью какого средства Excel можно существенно упростить ввод данных, что это за средство? (Автозаполнение – это заполнение ячеек данными из определенных последовательностей, предусмотренных Excel.)

3. Что собой представляют формулы в Excel, и с какого знака начинается запись формул? (Начинается запись формулы со знака “=”. Формулы представляют собой выражения, описывающие вычисления в ячейках.)

4. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки.)

5. Назовите часто используемые функции? (Часто используются такие функции как: СУММ, СРЗНАЧ, МАКС, МИН.)

Педагог дополнительного образования предлагает обучающимся тестовые задания:

1.Электронная таблица – это …

а) программа служащая для создания, редактирования, сохранения и распечатки различных текстов.

б) приложение хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

в) приложение служащее для производства вычислений и решения математических задач.

г) все ответы верны

2.Активная ячейка в Excel — это:

а) ячейка с адресом А1; б) ячейка, выделенная рамкой; в) ячейка, в которую введены данные; г) нет правильного ответа

3.Ввод формулы в Excel начинается:

а) со знака равно; б) со знака скобки; в) с цифры; г) с буквы.

4.Адрес ячейки в Excel состоит из:

а) имени файла;

б) заданного набора символов;

в) имени столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка;

г) номера строки и имени столбца, на пересечении которых находится ячейка.

5.Функция СУММ() в Excel относится к функциям:

а) математическим; б) статистическим; в) логическим; г) финансовым.

6.Мастер функций в Excel необходим для:

а) редактирования таблицы; б) для быстрого запуска программы;

в) сохранения информации; г) ввода необходимых функций.

7.Если в Excel сделать ячейку активной и нажать клавишу Delete, то:

а) удалится содержимое ячейки; б) очистится формат ячейки;

в) удалится ячейка; г) удалится имя ячейки.

8.Информация в таблице представлена в виде:

а) файлов; б) записей; в) текста, чисел, формул; г) все ответы верны

9.Укажите правильный адрес ячейки:

а) А6С

б) В67

в) 83С

г) В1Г

10.Наименьшим элементом электронной таблицы является …

а) ячейка; б) символ; в) столбец; г) строка

11.Диапазоном ячеек электронной таблицы называется …

а) множество всех заполненных ячеек таблицы;

б) множество всех пустых ячеек;

в) множество ячеек, образующих область прямоугольной формы;

г) множество ячеек, образующих область произвольной формы.

12.Укажите недопустимую формулу для ячейки F1

а) =A1+B1*D1; б) =A1+B1/F1; в) =C1; г) допустимы все формулы

13.Укажите недопустимую формулу для записи в ячейку D1

а) =2A1+B2; б) =A1+B2+C3; в) =A1-C3; г) допустимы все формулы.

14.В электронной таблице выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек в этой группе?

а) 2; б) 3; в) 5; г) 6.

15.В электронной таблице нельзя удалить

а) строку; б) столбец; в) имя ячейки; г) содержимое ячейки.

Изложение нового материала.

Для выполнения практической работы необходимо знать следующее:

Логические функции

В категории всего шесть команд, но о некоторых из них стоит поговорить, поскольку они значительно расширяют наши возможности

  • Команда ЕСЛИ позволяет организовать разного рода разветвления. Формат её:

=ЕСЛИ(логическое_условие;когда_верно;когда_неверно)

В качестве логического условия выступают равенства и неравенства с использованием знаков (больше), = (больше или равно), (не равно).

Пример: =ЕСЛИ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…») – если число в ячейке C1 больше чем произведение D1 и B5, то в нашей ячейке будет радость, а если меньше – разочарование.

В функцию ЕСЛИ может быть вложена другая функция ЕСЛИ, а в неё ещё одна – «и так семь раз».

Пример: =ЕСЛИ(C1100; «УРА!»; ЕСЛИ(Е1=1;G1;G2)) – если ячейка C1больше ста, то в нашей ячейке будет написано «УРА!», а если меньше либо равна – то в неё скопируется содержимое ячеек G1 (при Е1, равном 1) или G2 (при Е1, не равном 1).

  • Команда И позволяет задать несколько условий, которые можно использовать в команде ЕСЛИ. Все условия в команде И должны быть выполнены, только тогда функция принимает значение Истина. Если хоть одно условие не выполнено, то значение её Ложь. Формат:

=И(логическое_условие_1;логическое_условие_2)

Всего логических условий может быть до 30 штук.

Пример совместного использования функций ЕСЛИ и И:

ЕСЛИ(И(Е11;G2= «УРА!»); «Угадал»; «Не угадал!») – если ячейка Е1 больше 1, а в G2 находится слово «УРА!», то в нашей ячейке окажется слово «Угадал» (Истина), если же какое-то из логических условий не выполнено (Ложь), получим «Не угадал».

  • Команда ИЛИ тоже позволяет задать несколько условий, но иным образом. Если хоть одно из них выполнено, то функция принимает значение Истина. И только когда все заданные условия неверны, получим «Ложь». Формат такой же, как у функции И, использовать её совместно с ЕСЛИ можно точно так же.

  • Команда НЕ инвертирует, переворачивает полученное значение: была Истина, станет Ложь, и наоборот.

Пример: ЕСЛИ(НЕ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…»); «УРА!» появляется, когда C1 не больше D1*B5.

Практическая работа.

  1. Решить задачу1 с использованием логической функции ЕСЛИ: «Если количество баллов, полученных при тестировании, не превышает 12, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 12 до 15; оценке «4» – от 16 до 20 баллов; оценке «5» – свыше 20 баллов. Создать таблицу по образцу (Приложение 1).

  2. Произвести расчёты по формуле.

  1. Запускаем редактор электронных таблиц Microsoft Excel 2010 и создаём в новой папке новую электронную книгу под своей фамилией. Для оформления таблицы выделяем диапазон ячеек, устанавливаем тип шрифта Times New Roman, размер шрифта – 12, начертание для заголовка – полужирный, для остального данных – обычный, на вкладке границы – внешние и внутренние. Создаём таблицу по образцу (Приложение 1. Задание для выполнения)

  1. Рассчитываем оценку по следующей формуле:

Для второй строки:

=ЕСЛИ(B2B2B2=12);3; ЕСЛИ(И(B2B2=16);4;5)))

Остальные ячейки столбца «Оценка» заполняем автозаполнением.

Сохраним созданную электронную книгу в новой папке.

  1. Решить задачу2 с использованием логической функции ЕСЛИ: «Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: К рублей за 1 КВт/ч и Х рублей за каждый КВт/ч сверх нормы, которая составляет 50 КВт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.

Создать таблицу по образцу (Приложение 2)

  1. Рассчитываем оценку по следующей формуле:

Для девятой строки:

=ЕСЛИ(B9

  1. В ячейке «Итого» используем функцию СУММ.

Сохраним созданную электронную книгу в той же папке.


Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Педагог дополнительного образования спрашивает: «Цель нашего учебного занятия выполнена? Что нового вы узнали на занятии? Что было сложно сделать?»

Педагог дополнительного образования демонстрирует работы, выполненные обучающимися и предлагает обучающимся оценить себя самостоятельно.

Приложение 1

Задание для выполнения:

A

B

C

1

Фамилия

Количество баллов

Оценка

2

Антонов Андрей

21

3

Баканов Иван

23

4

Бутейко Артём

17

5

Вишнякова Алина

35

6

Волошина Мария

32

7

Истомин Николай

28

8

Козакова Ирина

25

9

Кирсанов Павел

19

10

Леонов Дмитрий

21

11

Левченко Никита

19

12

Приходько Даниил

12

13

Самойлова Екатерина

21

14

Тимофеева Дарья

29

15

Харитонова Ольга

31

16

Шейнова Марина

34

Образец выполненной практической работы:

A

B

C

1

Фамилия

Количество баллов

Оценка

2

Антонов Андрей

21

5

3

Баканов Иван

23

5

4

Бутейко Артём

17

4

5

Вишнякова Алина

35

5

6

Волошина Мария

32

5

7

Истомин Николай

28

5

8

Козакова Ирина

25

5

9

Кирсанов Павел

19

4

10

Леонов Дмитрий

21

5

11

Левченко Никита

19

4

12

Приходько Даниил

12

2

13

Самойлова Екатерина

21

5

14

Тимофеева Дарья

29

5

15

Харитонова Ольга

31

5

16

Шейнова Марина

34

5

Приложение 2

Задание для выполнения:

A

B

C

D

1

Стоимость 1 кВт (руб.)

20

2

Норма, кВт/ч

50

3

Стоимость 1 кВт сверх нормы (руб.)

25

4

ФИО жильца

Потратил

Сумма к оплате

5

Антонов Андрей

40

6

Баканов Иван

45

7

Бутейко Артём

42

8

Вишнякова Алина

51

9

Волошина Мария

68

10

Истомин Николай

47

11

Козакова Ирина

55

12

Кирсанов Павел

23

13

Леонов Дмитрий

70

14

Левченко Никита

46

15

Итого

Образец выполненной практической работы:

A

B

C

D

1

Стоимость 1 кВт (руб.)

20

2

Норма, кВт/ч

50

3

Стоимость 1 кВт сверх нормы (руб.)

25

4

ФИО жильца

Потратил

Сумма к оплате

5

Антонов Андрей

40

800

6

Баканов Иван

45

900

7

Бутейко Артём

42

840

8

Вишнякова Алина

51

1025

9

Волошина Мария

68

1450

10

Истомин Николай

47

940

11

Козакова Ирина

55

1125

12

Кирсанов Павел

23

460

13

Леонов Дмитрий

70

1500

14

Левченко Никита

46

920

15

Итого

9960

Практическая работа №6. Применение функции «ЕСЛИ». Excel.

Теоретическая часть.

ЕСЛИ(<условие>; <выражение1>; <выражение2>)

Условие — это логическое выражение, которое может принимать
значение ИСТИНА или ЛОЖЬ. <выражение 1> и <выражение 2> могут быть числами,
формулами или текстами (текст записывается с помощью кавычек).

Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если
условие истинно, то значение данной ячейки определит <выражение 1>, в
противном случае — <выражение 2>.

Логические выражения.

Логические выражения используются для записи условий, в
которых сравниваются числа, функции, формулы, текстовые или логические
значения. Любое логическое выражение должно содержать по крайней мере один
оператор сравнения, который определяет отношение между элементами логического
выражения. Ниже представлен список операторов сравнения Excel:

      =
    Равно

      >
     Больше

      <
     Меньше

>= Больше или равно

<=  Меньше или равно <>  Не равно

Результатом логического выражения является логическое
значение ИСТИНА (1) или логическое значение ЛОЖЬ (0).

Следующая формула возвращает значение 10, если значение в
ячейке А1 больше 3, а в противном случае — 20:

=ЕСЛИ(А1>3;10;20)

В качестве аргументов функции ЕСЛИ можно использовать
другие функции. В функции ЕСЛИ можно использовать текстовые аргументы.
Например:

=ЕСЛИ(А1>=4;»Зачет
сдал»;»Зачет не сдал»)

Можно использовать текстовые аргументы в функции ЕСЛИ,
чтобы при невыполнении условия она возвращала пустую строку вместо 0. Например:

=ЕСЛИ(СУММ(А1:А3)=30;А10;»»)

Аргумент логическое_выражение функции ЕСЛИ может
содержать текстовое значение. Например:

=ЕСЛИ(А1=»Динамо»;10;290)

Эта формула возвращает значение 10, если ячейка А1 содержит
строку «Динамо», и 290, если в ней находится любое другое значение.
Совпадение между сравниваемыми текстовыми значениями должно быть точным, но без
учета регистра.

Функции И (AND), ИЛИ (OR), НЕ (NOT) позволяют создавать
сложные логические выражения. Эти функции работают в сочетании с простыми
операторами сравнения. Функции И и ИЛИ могут иметь до 30 логических аргументов
и имеют синтаксис:

=И(логическое_значение1;логическое_значение2…)

=ИЛИ(логическое_значение1;логическое_значение2…)

Функция НЕ имеет только один аргумент и следующий
синтаксис:

=НЕ(логическое_значение)

Аргументы функций И, ИЛИ, НЕ могут быть логическими
выражениями, массивами или ссылками на ячейки, содержащие логические значения.

Приведем пример. Пусть Excel возвращает текст
«Прошел», если ученик имеет средний балл более 4 (ячейка А2), и
пропуск занятий меньше 3 (ячейка А3). Формула примет вид: =ЕСЛИ(И(А2>4;А3<3);»Прошел»;»Не
прошел»)

Не смотря на то, что функция ИЛИ имеет те же аргументы, что
и И, результаты получаются совершенно различными. Так, если в предыдущей
формуле заменить функцию И на ИЛИ, то ученик будет проходить, если выполняется
хотя бы одно из условий (средний балл более 4 или пропуски занятий менее 3).
Таким образом, функция ИЛИ возвращает логическое значение ИСТИНА, если хотя бы
одно из логических выражений истинно, а функция И возвращает логическое
значение ИСТИНА, только если все логические выражения истинны.

Функция НЕ меняет значение своего аргумента на
противоположное логическое значение и обычно используется в сочетании с другими
функциями. Эта функция возвращает логическое значение ИСТИНА, если аргумент
имеет значение ЛОЖЬ, и логическое значение ЛОЖЬ, если аргумент имеет значение
ИСТИНА.

Вложенные функции ЕСЛИ

Иногда бывает очень трудно решить логическую задачу только
с помощью операторов сравнения и функций И, ИЛИ, НЕ. В этих случаях можно
использовать вложенные функции ЕСЛИ. Например, в следующей формуле используются
три функции ЕСЛИ:

=ЕСЛИ(А1=100;»Всегда»;ЕСЛИ(И(А1>=80;А1<100);»Обычно»;ЕСЛИ(И(А1>=60;А1<80);»Иногда»;»Никогда»)))
Если значение в ячейке А1 является целым числом, формула читается
следующим образом: «Если значение в ячейке А1 равно 100, возвратить строку
«Всегда». В противном случае, если значение в ячейке А1 находится
между 80 и 100, возвратить «Обычно». В противном случае, если
значение в ячейке А1 находится между 60 и 80, возвратить строку
«Иногда». И, если ни одно из этих условий не выполняется, возвратить
строку «Никогда». Всего допускается до 7 уровней вложения функций
ЕСЛИ.

Практика.

Задание 1.

Заполните таблицу по образцу и в ячейку F2 введите
следующую формулу:

=ЕСЛИ(E2<500; “ГОДЕН”; “НЕ ГОДЕН”)

 

Калорийность = Белки*4+Углеводы*4+Жиры*9

Задание 2.

Составьте таблицу покупок: № товара,
наименование товара, цена, количество, стоимость.  5%-ая скидка на покупку
предоставляется в том случае, если стоимость покупки превысит 5000 руб.,
10%-ая, если стоимость покупки превысят 20000 руб. Напишите список не менее чем
из 10 наименований товаров и с использованием функции «ЕСЛИ» рассчитайте
итоговую сумму.

 

Задание 3.

Торговый склад производит уценку
хранящейся продукции. Если продукция хранится на складе дольше 10 месяцев, то
она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превысил 6 месяцев, но не достиг
10, то – в 1,5 раза. Получить ведомость уценки товара, которая должна включать
следующую информацию: наименование товара, срок хранения, цена до уценки, цена
после уценки.

Данная задача использует сложную
структуру в логической функции – используется двойное условие, которое
записывается таким образом в ячейку столбца D:
=ЕСЛИ(C36>10;B36/2;ЕСЛИ(C36<7;B36;B36/1,5)), где в ячейке (С-) — сколько
месяцев хранится товар, а в соответствующей ячейке (В-) – цена до уценки.

Задача №3. Ведомость уценки товара.

Наименование

Цена до уценки

Хранение

Цена после уценки

товар1

50

                16

                                 25

товар2

100

                10

                    66,666667

товар3

100

                  2

                               100

товар4

1000

                  5

                             1000

товар5

500

                  6

                               500

товар6

123

                  7

                                 82

товар7

200

                10

                    133,33333

товар8

45

                  3

                                 45

товар9

10

                  8

                    6,6666667

Задание 4.

Составить таблицу для вычисления
количества лифтов в доме в зависимости от количества этажей.

 

Количество этажей  — случайное  целое число в интервале от
1 до 30.

Количество лифтов:

    
Менее 6 этажей – лифта нет;

    
От 6 до 10 этажей – 1 лифт;

    
От 11 до 18 этажей – 2 лифта; От 19 до 30 этажей – 4 лифта.

Задание 5.

Составьте таблицу, по образцу. В
качестве фамилий и имён внесите данные своей группы. В ячейке «Средний балл»
используйте функцию «СРЗНАЧ». В ячейке «Статус ученика» составьте формулу, которая
выдаёт следующие значения:

    
если средний балл = 5, то «Отличник»;
если средний балл от 4 до 5, то «Хорошист»;

    
в противном случае — «Троечник».

 

Цель работы: познакомиться с возможностями использования логических функций и вычислений проверки условий.

При вычислении значений и формул часто приходится проверять выполнение одного или нескольких условий. Для этого в MS Excel используется функция ЕСЛИ, которая возвращает различные значения в зависимости от выполнения или невыполнения условия.

Синтаксис функции:

=ЕСЛИ(условие; значение 1; значение2)

В ячейке, в которой записана функция ЕСЛИ, сначала проверяется выполнение условия. Если условие истинно, то в ячейку помещается значение 1, если условие ложно, то значение 2. В качестве значения 1 или значения 2 может выступать число, формула или другая функция Excel, в том числе и сама функция ЕСЛИ.

В качестве условия чаще всего используют оператор сравнения, который позволяет сравнивать два значения. Результатом сравнения является логическое значение ИСТИНАили ЛОЖЬ.

В таблице 2 приведены операторы сравнения, которые могут использоваться при составлении условий:

Таблица 2

Оператор сравнения Значение
= Равно
Больше
Меньше
= Больше или равно
Меньше или равно
Не равно

При проверке условий также часто используются логические функции

И(список аргументов),

ИЛИ(список аргументов).

Эти функции позволяют проверить выполнение сразу нескольких условий, записанных в списке аргументов. При этом функция И возвращает значение ИСТИНА, если все аргументы в списке имеют значение ИСТИНА, а функция ИЛИ возвращает значение ИСТИНА, если хотя бы один аргумент имеет значение ИСТИНА. Например, если ячейка B4 содержит число между 1 и 100, то значение функции И(1

Рассмотрим применение функции ЕСЛИ на примере нахождения большего из двух чисел.

1. Откройте новую Рабочую книгу. Присвойте Листу1 имя Проба.

2. Заполните таблицу по образцу (рис. 9)

A B С
Число 1
Число 2
Большее число:

Рис. 9

3. В ячейку В4 введите формулу =ЕСЛИ (В1В2; В1; В2). Нажмите клавишу Enter. В ячейке В4 появится значение большего из двух чисел.

4. Попробуйте поменять значения исходных чисел и проанализируйте результат.

ЗАДАНИЕ 1. Использование функции ЕСЛИ

1. Откройте чистый рабочий лист, назовите его ЕСЛИ.

2. Создайте на листе таблицу, показанную на рис. 10 (последнюю графу не заполняйте — она будет использоваться для сверки результатов):

Рис. 10

3. В ячейке С4 выведите сообщение «Есть нечетное», если в ячейках А4 и В4 содержится хотя бы одно нечетное число, в противном случае выведите сообщение «Нечетных нет». Внимание! При работе используйте функцию ЕНЕЧЕТ.

4. В ячейке С5 выведите слово «Да», если значение ячейки А5 больше значения ячейки В5. В противном случае выведите слово «Нет».

5. Создайте формулу, записывающую в ячейку С6 слово «Текст», если ячейка А6 содержит текст, и слово «Не текст» в противном случае. Внимание! При работе используйте функцию ЕТЕКСТ.

6. Сформируйте формулу, определяющую значение ячейки С7, как

— 1, если В70;

0, если В7 = 0;

А7/В7, если В70.

7. Сверьте полученные результаты.

ЗАДАНИЕ 2. Расчет значения сложной функции

Рассчитайте значения функции

при Х = -2; -1,5; 0; 3,7.

1. Откройте чистый рабочий лист, переименуйте его в Расчет.

2. В ячейку А1 введите текст «Х», в ячейку В1 текст «У».

3. В ячейки А2-А5 введите заданные значения Х.

4. В ячейку В2 введите формулу
= ЕСЛИ(А2

5. Выполните копирование формулы из ячейки В2 в ячейки В3-В5.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 1

1. Откройте чистый рабочий лист. Переименуйте его в Тест 1.

2. Рассчитайте значения функции при заданных значениях параметров, выбрав свой вариант из табл. 3:

Таблица 3

№ варианта y=f(x) Исходные данные

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 2

Постройте график функции y=f(x), предварительно протабулировав её на отрезке [-4; 8] с шагом h = 0,2. Функцию выберите из табл. 3 в соответствии со своим вариантом.

Результаты табулирования и график разместите на одном рабочем листе, которому присвойте имя Тест 2.

Статьи к прочтению:

  • Лабораторная работа 5 структура
  • Лабораторная работа № 5. управление учётными записями пользователей ms windows

Проверка условий и логические функции в Excel

Похожие статьи:

  • Лабораторная работа №3. расчеты в ms excel

    Цель работы: познакомиться с вычислительными возможностями табличного процессора MS Excel, освоить работу с Мастером функций, научиться выполнять сложные…

  • Лабораторная работа №5. вычисление сумм и произведений в ms excel

    Цель работы: познакомиться с возможностями организации циклических вычислений на примере расчетов сумм и произведений. Обычно при расчетах сумм или…

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Лабораторнопрактическая работа «Логические функции MS Excel»

Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

Технологии создания и форматирования табличного документа;

Использовать встроенные логические функции Excel 2003 для расчетов.

Задание. Рассчитать количество комиссионных на основе использования логических функций (см.

рис.)

Технология работы:

1. Запустить приложение Excel

2. В столбец A ввести фамилии продавцов в соответствии с образцом (см. рис.). В 1 строку

введите текст шапки таблицы. В столбец B введите значения объема продаж.

Правило 1. Если объем продаж меньше 20000, то комиссионные составляют 10% от

его объема, а если не меньше 20000, то 20%.

Правило 2. Если объем продаж меньше 20000, то комиссионные составляют 10% от

его объема, если больше 20000, но меньше 30000, то 20%, а если больше 30000, то 30%.

3. Для расчетов комиссионных по первому правилу в ячейку С2 введите

формулу=ЕСЛИ(В2<20000;В2*0,1;B2*0,2). Для этого: Щелкните по кнопке Вставка

функции окне мастера функций выберите Категория Логические. Выберите

функцию ЕСЛИ Ok. Появится окно Аргументы функции, в окне Логическое

выражение введите выражение из скобок. Затем скопируйте эту формулу в

диапазон С2:С6 или распространите ее на столбец C.

4. Для расчетов комиссионных по второму правилу в ячейку D2 введите формулу

=ЕСЛИ(В2<20000;В2*0,1;ЕСЛИ(И(В2>=20000;В2<30000);В2*0,2;

ЕСЛИ(В2>=30000;В2*0,3))). Скопируйте эту формулу в ячейки D2:D6.

5. Формула для расчетов комиссионных по второму правилу довольно сложна и состоит из

нескольких вложенных функций ЕСЛИ. Того же результата можно достичь не за счет не

суперпозиции этих функций, а их сложения. В ячейку Е2 введите следующую

формулу:СЛИ(В2<20000;В2*0,1;0)+ЕСЛИ(И(В2>=20000;В2<30000);В2*0,2;0)+

ЕСЛИ(В2>30000;В2*0,3;0). Она будет давать тот же результат, что и формула в столбце

D. Так же скопируйте эту формулу в ячейки Е2:Е6.

6. В заключение отберем тех менеджеров, которые по результатам продаж добились лучших

результатов. С этой целью в ячейку F2 введите формулу =ЕСЛИ(В2=МАКС

($2:$6);»Лучший»;»«), а затем скопируйте ее в диапазон F2:F6.

Цели:

  • Образовательная – сформировать навыки использования функции «ЕСЛИ» и закрепить ЗУН при работе с формулами, диаграммами.
  • Развивающая – развитие логического мышления, творчества, памяти, умения применять полученные знания при решении задач.
  • Воспитательная – воспитание уверенности, стремление к познанию, стимулирование интереса студентов к данной теме и к дисциплине в целом.

Задачи:

1. Ознакомить с синтаксисом функции «ЕСЛИ», способом создания вложенной функции «ЕСЛИ».

2. Научить использовать функцию при создании формул, имеющих несколько условий.

3. Закрепить и проконтролировать ЗУН учащихся при работе с таблицей:

a.   Форматирование ячеек;
b.   Работа с абсолютными и относительными ссылками;
c.   Ввод формул;
d.   Ввод формул, используя функцию «ЕСЛИ»;
e.   Создание и форматирование диаграмм.

Технология: личностно-ориентированная.

Методы обучения:

  • Словесные: беседа, объяснение.
  • Наглядные: задания на компьютере.
  • Практические: тестовые задания, практические задания.

Оборудование урока:раздаточный материал, презентация, доска, тетрадь, ПК.

Межпредметные связи: экономика, бухгалтерский учет, менеджмент организации

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Ориентировочно-мотивационный этап.

Вступительное слово преподавателя, сообщение темы и задач урока. Студенты воспринимают и акцентируют внимание на поставленных задачах

2. Проверка полученных ранее знаний.

  1. Название строки электронной таблицы обозначается:
    а) 13С
    б) F117
    в) 164
    г) АВ
  2. Название столбца электронной таблицы обозначается:
    а) D15
    б)
    в) DБ
    г) 255
  3. Адрес, какой ячейки является абсолютным?
    а) $4$B
    б) $Z$19
    в) X21
    г) $SА7
  4. Адрес какой ячейки является относительным?
    а) 15:Y
    б) $A3
    в) K$21
    г) S18
  5. В каком адресе не может меняться имя столбца при копировании?
    а) 13S
    б) Z$9
    в) H24
    г) $S35
  6. Диаграммы в Excel можно создать с помощью:
    а) «Мастера диаграмм»
    б) «Строки формул»
    в) «Мастера функций»
    г) «Мастера шаблонов»
  7. Строка формул используется для отображения:
    а) адреса строки
    б) заголовка окна
    в) адреса столбца
    г) содержимого ячейки
  8. Завершить ввод данных в ячейку можно нажатием клавиши:
    а) Delete
    б) Insert
    в) Enter
    г) Home

3. Актуализация знаний.

  • Как отформатировать ячейки?
    Выделить ячейку, меню “Формат”, пункт “Ячейки” – Вкладка “Число” – установить числовой формат; Вкладка “Выравнивание” – установить выравнивание (удобнее по вертикали – по высоте, поставить флажок – переносить по словам); Вкладка “Границы” – установить границы внешние и внутренние; Вкладка “Заливка” – установить заливку ячеек.
  • Как создать числовой ряд данных?
    Ввести первое число, в ячейку ниже второе число, оба выделить и растянуть за маркер заполнения.
  • Как создать диаграмму?
    • Выделяем ячейки таблицы, содержащие данные для построения диаграммы.
    • Выбираем команду Вставка, Диаграмма или щелкаем на кнопке, запускающей программу Мастер диаграмм:
    • В последовательно появляющихся диалоговых окнах задаем параметры диаграммы:
    1. в первом окне выбираем требуемый тип и вид диаграммы; щелкаем на кнопке Далее;
    2. во втором окне проверяем диапазон выделенных ячеек, при необходимости изменяем его; указываем, при необходимости, в столбцах или в строках находятся числовые данные; щелкаем на кнопке Далее;
    3. в третьем окне добавляем или убираем легенду (цветовые обозначения) и вводим заголовок к диаграмме; щелкаем на кнопке Далее;
    4. в четвертом окне выбираем размещение диаграммы на отдельном листе или рядом с таблицей, щелкаем на кнопке Готово.

Для построения диаграммы нужно выделить необходимые данные и выполнить Вставка – Диаграмма (если данные несмежные, то выделение производить при нажатой клавише Ctrl).

  •  Как отформатировать диаграмму?
    Через контекстное меню.

4. Объяснение нового материала (сопровождается презентацией):

1. Определение – Функция «Если» в электронных таблицах MS Excel (Категория — Логические) анализирует результат выражения или содержимое указанной ячейки и помещает в заданную ячейку одно из двух возможных значений или выражений.

2. Синтаксис функции «ЕСЛИ».

=ЕСЛИ (Логическое выражение; Значение_если_истина; Значение_если_ложь)

Логическое выражение или условие, которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.

Значение_если_истина – значение, которое принимает логическое выражение в случае его выполнения.

Значение_если_ложь – значение, которое принимает логическое выражение в случае его невыполнения».

Логические выражения или условия строятся с помощью операторов сравнения (<, >, <=, >=, <>, =) и логических операций (И, ИЛИ, НЕ).

3. Чтобы вставить функцию, необходимо:

  • Установить курсор в ту ячейку, куда необходимо вставить функцию.
  • Меню «Формулы» – «Вставить функцию»
  • Категория — Логические
  • Выбрать функцию «ЕСЛИ» и ОК.

  • Откроется диалоговое окно «Аргументы функции» для ввода необходимых значений.

4. Можно поменять логическое выражение на противоположное, тогда значения «ИСТИНА» и «ЛОЖЬ» в диалоговом окне «Аргументы функции» нужно поменять местами.

5. Если задано несколько условий, то необходимо использовать вложенную функцию «ЕСЛИ»:
=ЕСЛИ (Логическое выражение_1; Значение_если_истина_1; ЕСЛИ(Логическое выражение_2; Значение_если_истина_2; Значение_если_ложь_2)).
Необходимо проверять соответствие использованных функций ЕСЛИ и скобок.
До 7 функций ЕСЛИ могут быть вложены друг в друга в качестве значений аргументов значение_если_истина и значение_если_ложь для конструирования более сложных проверок.

5. Применение полученных знаний при решении задач.

Приложение.

6. Рефлексивно-оценочный этап.

  • Анализ работы студентов с новым материалом;
  • Анализ выполнения заданий (успешность);
  • Анализ выполнения тестов;
  • Подводится итоговая рефлексия: «Достигли ли мы целей урока?»

Домашнее задание: Придумать задачу с использованием функции «ЕСЛИ».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лабораторная работа базовые технологии excel
  • Лабораторная работа по информатике excel формулы
  • Лабораторная работа по информатике 9 класс электронные таблицы excel
  • Лабораторная работа word таблицы списки
  • Лабораторная работа word стили