Лабораторная работа по информатике excel формулы

Лабораторная
работа

Расчеты по
формулам
.  Графическое отображение результатов
расчетов

Цель работы:

      
закрепление практических
навыков выполнения расчетов по формулам;

      
формирование умений
сортировать данные в таблице и представлять результаты расчетов в виде диаграмм

Студент должен:

знать:

– назначение
электронных таблиц;

– основные понятия:
ячейка, строка, столбец, адрес ячейки, диапазон ячеек;

­– используемые в Excel типы и форматы данных;

– что такое
абсолютная и относительная ссылка;

уметь:

– вводить данные в
ячейки и  их форматировать;

– использовать
абсолютные ссылки на ячейки в формулах.

Практические 
задания:

1.    
Запустить программу Microsoft Excel.

2.    
Переименуйте лист 1
рабочей книги на Оплата за электроэнергию.

3.    
На листе 1 создать таблицу
по предлагаемому образцу.

ü В ячейку А1 введите текст «Расчет размера месячной
платы за электроэнергию» (12 пунктов, полужирный);

ü В ячейку А2 – «Цена электроэнергии, С» (10 пунктов,
полужирный, Ж)

ü В ячейку А3 – «Число  дней N» (10
пунктов, полужирный, Ж)

ü В D3  – «ноябре»

ü В Е2 – 1,50

ü В Е3 – 31

ü В F2 – руб./кВт ч.

5.    
Заголовок таблицы
разместите в двух строках таблицы, примените полужирный стиль начертания,
выровняйте текст по центру ячейки, подберите ширину столбцов, изменяя ее с
помощью мыши

6.    
Введите нумерацию в первом
столбце таблицы, воспользовавшись маркером заполнения

7.    
Введите исходные данные в
столбцы В, С,
D.

8.    
Задайте формат числа
«денежный» для ячеек, содержащих стоимость (Формат, Ячейки, вкладка
Число
)

9.    
Введите формулы для
подсчета Энергии и Стоимости и заполните формулами ряд ячеек вниз, «протащив»
маркер заполнения
.

10.
Подсчитайте общую Энергию
и общую Стоимость. Для этого выделите ячейку, в которую нужно поместить
результат, нажмите кнопку со значком
å
на панели инструментов и выделите блок тех ячеек, которые нужно сложить.

11.
Добавьте ещё один
электроприемник, проверьте, как изменились результаты расчетов.

12.
Выполните обрамление
первой таблицы, выделяя различные блоки ячеек (Формат, Ячейки, вкладка Граница).

13.
Отсортируйте столбец с
наименованием электроприемника по алфавиту. Для этого выделите все строки
таблицы
, кроме первой (заголовка) и последней («Итого»), можно не выделять
и нумерацию. Выполните команду Данные, Сортировка,  выберите столбец, по
которому нужно сортировать данные.

14.
Введите формулы для
расчета размера оплаты при сложном тарифе.

15.
Что будет, если цена
электроэнергии станет равной 5 руб.?

16.
Постройте диаграмму,
выделив, значения Электроприемник и Энергия, расположите её  на отдельном листе
рабочей книги.

Контрольные вопросы:

1. Как записываются формулы в Excel?

2. Как выполняется обрамление таблицы?

3. Как выполняется сортировка данных?

4. Каковы графические возможности Excel?

5. Каким образом выполняется заполнение ячеек столбца
последовательностью чисел 1. 2, …?

6. Как увидеть формулу, записанную в ячейку?

7. Как Excel отличает текст от функции, число от текста?

8. После ввода числа
в ячейку вы наблюдаете   ######  вместо результата. В чем причина?

9. В чем отличие
абсолютной и относительной ссылки?

10. В каких случаях необходимо использовать
логическую функцию ЕСЛИ?

Отчет
по лабораторной работе

Расчеты по
формулам.
 Графическое
отображение результатов расчетов

1. Таблица «Оплата за
электроэнергию» (впишите формулы для расчёта Энергии и Стоимости).

2. Формулы для расчёта оплаты при сложном тарифе:

при месячном расходе энергии до 100 кВт, в ячейку Е22 вводят формулу:

_______________________________________________________________

при месячном расходе энергии до 150 кВт, в ячейку Е23 вводят формулу:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

при месячном расходе энергии свыше 150 кВт, в ячейку Е24 вводят
формулу:

________________________________________________________________

3. Сделайте вывод о
выполненной работе.

УДК 628.4(075.8)

Составитель М.М. Карманова

обработка информации в табличном процессоре MS excel: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Информатика» / сост. М.М.Карманова. Екатеринбург :УрФУ, 2010. 20с.

В работе приводится комплекс лабораторных работ в табличном процессоре MS Excel. Рассмотрены интерфейс и основные принципы работы в программе. В качестве практических заданий рассмотрены следующие разделы: ввод данных, оформление таблицы, организация вычислений с помощью функций и формул, использование абсолютной и относительной адресации, построение диаграмм.

Методические указания предназначены в помощь студентам дневной формы обучения специальности «Городское строительство и хозяйство» при выполнении заданий на практических занятиях по дисциплине «Информатика».

Библиогр.: 8назв. Табл. 1. Прил. 8.

Подготовлено кафедрой «Городское строительство».

©

УрФУ, 2010

Содержание

Интерфейс электронной таблицы 2

Лабораторная работа №1. Ввод данных, вычисление функций, форматирование таблицы. 2

Лабораторная работа №2. Работа со случайными числами. Построение диаграмм. 2

Лабораторная работа №3. Использование абсолютной и относительной адресации. 2

Лабораторная работа №4. Построение графиков функций. 2

Лабораторная работа №5. Японский календарь. 2

Лабораторная работа №6. Составление формул. Математические функции. 2

Лабораторная работа № 7. Использование функции ЕСЛИ. 2

Интерфейс электронной таблицы

Элементы интерфейса

  1. Кнопка Office (содержит операции с документом: создание, сохранение, печать, просмотр и т.д.)

  2. Панель быстрого доступа (на ней располагаются часто используемые операции)

  3. Лента (содержит вкладки)

  4. Вкладки (содержит команды, сгруппированные по смыслу)

  5. Строка ввода формул отображает вводимые в ячейку данные, пользователь может вводить и редактировать содержимое ячейки. Особенность строки ввода формул – возможность видеть формулу или функцию, а не ее результат.

  6. Рабочая область электронной таблицы состоит из строк и столбцов, имеющих свои имена.

Имена строк – это имена, начиная от 1 до 65536 (до MS Office 2007), 1048576 (с MS Office 2007). Имена столбцов – это буквы латинского алфавита сначала от A до Z, затем от AA до AZ, от BA до BZ и т.д (всего 256 столбцов – до MS Office 2007, 16384 — с MS Office 2007).

  1. Ячейка – область, определяемая пересечением столбца и строки электронной таблицы.

  2. Поле имени, где отображается адрес активной ячейки

  3. Ярлыки листов – для переключения между листами книги (по умолчанию в книге 3 листа).

Пересечение строки и столбца образует ячейку таблицы, имеющую свой уникальный адрес. Для указания адресов ячейки в формуле используются ссылки (например, A3 или C5).

Лабораторная работа №1. Ввод данных, вычисление функций, форматирование таблицы.

Для форматирования ячеек используется диалоговое окно, которое можно вызвать через контекстное меню — Формат ячеек.. или меню Формат — Ячейки…

Диалоговое окно состоит из нескольких вкладок:

  • Число – для выбора формата данных (общий, текстовый, числовой, финансовый, денежный и т.д.)

  • Выравнивание – параметры для форматирования данных в ячейках (горизонтальное и вертикальное выравнивание, направление текста, перенос слов в ячейке)

  • Шрифт – параметры для шрифта (гарнитура, кегль, начертание, цвет)

  • Граница – параметры для настройки границ ячеек

  • Заливка – заливка ячеек

  • Защита – установка защиты данных

Задание 1. Оформить таблицу

Задание 2. Заполнить таблицу данными, вычислить.

  1. Оформить таблицу, внести данные

  2. Записать функции для определения максимального (МАКС), минимального числа (МИН), суммы (СУММ), среднего значения (СРЗНАЧ) и значения моды (МОДА) для всех введенных чисел.

Формат записи функции можно найти в диалоговом окне ( или ВставкаФункция)

  1. Использовать условное форматирование:

— для ячеек, в которых значения от 20 до 30, выбрать заливку желтого цвета

— для ячеек, в которых значения от 60 до 90, выбрать заливку зеленого цвета

— для ячеек, в которых значения от 200 до 600, выбрать заливку красного цвета

УСЛОВНОЕ ФОРМАТИРОВАНИЕ – применение параметров форматирования при выполнении заданных условий.

Условное форматирование можно задать для ячейки или блока ячеек. Используется команда меню Формат — Условное форматирование.

Лабораторная работа №2. Работа со случайными числами. Построение диаграмм.

Для генерирования случайных чисел используется функция — СЛЧИС (группа Математические).

Примеры использования:

Запись

Описание

СЛЧИС()

Числа в диапазоне от 0 до 1

СЛЧИС()*100

Числа в диапазоне от 0 до 100

СЛЧИС()*76

Числа в диапазоне от 0 до 76

СЛЧИС()*-8

Числа в диапазоне от -8 до 0

СЛЧИС()*(10-2)+2

Числа в диапазоне от 2 до 10

СЛЧИС()*(6-(-9))-9

Числа в диапазоне от -9 до 6

Для указания диапазона выбора чисел используется формула: СЛЧИС()*(b-a)+a , где a и b — границы диапазона. При нажатии клавиши F9 значения ячеек будут изменяться.

Задание 1. Заполнить таблицу данными, вычислить максимальные и минимальные значения. .

  • Заполнить блок ячеек B1:B20 случайными числами в диапазоне от 0 до 1

  • Заполнить блок ячеек С1:С20 случайными числами в диапазоне от 0 до 100

  • Заполнить блок ячеек D1:D20 случайными числами в диапазоне от 3 до 50

  • Заполнить блок ячеек E1:E20 случайными числами в диапазоне от -10 до 10

  • Заполнить блок ячеек F1:F20 случайными числами в диапазоне от -100 до 100

Примечание. Для быстрого заполнения ячеек формула вводится в первую ячейку блока, а затем копируется (принцип копирования — выделить ячейку и перетащить за правый нижний угол (курсор превратится в черный крестик))

Пример выполненного задания:

Слой формул:

Примечание. Чтобы переключиться в режим слоя формул используется команда меню Сервис — Зависимости формул — Режим проверки формул. Выключить режим можно с помощью этой же команды.

  • Вычислить максимальные значения по строкам (справа от таблицы)

  • Вычислить минимальные значения по строкам (справа от таблицы)

  • Вычислить максимальные значения по столбцам (под таблицей)

  • Вычислить минимальные значения по столбцам (под таблицей)

Задание 2. Построение диаграмм.

  • Вызвать мастер диаграмм (меню Вставка — Диаграмма)

  • Выбрать тип ГИСТОГРАММА, вид ОБЪЕМНЫЙ, нажать ДАЛЕЕ

  • В качестве диапазона значений указать диапазон с данными (укажите таблицу со случайными числами), нажать ДАЛЕЕ

  • Задать название «ГИСТОГРАММА», нажать ДАЛЕЕ

  • Диаграмму поместить на отдельном листе, который назвать «ГИСТОГРАММА», нажать ОК.

  • Аналогичным способом построить остальные виды диаграмм:

  • Каждую диаграмму разместить на отдельном листе и назвать по выбранному типу

  • Сохранить файл. Результат работы показать преподавателю.

Лабораторная работа №3. Использование абсолютной и относительной адресации.

При обращении к ячейке можно использовать два способа: относительную адресацию (например, ВЗ, А1:G9) и абсолютную адресацию (например, $A1, A$5, $D$5)

Если при копировании формул вы пожелаете сохранить ссылку на конкретную ячейку или область, то вам необходимо воспользоваться абсолютной адресацией.

Задание 1. Вычисление функций

  • Создайте новую рабочую книгу – LAB.xls.

  • Заполните диапазон ячеек H1:J2 начальными исходными данными:

H

I

J

1

x0

step

k

2

-2

0.2

10

где х0 – начальное значение х, step — шаг изменения х, k – коэффициент (константа).

  • используя функцию автозаполнения (копирование с помощью перетаскивания), заполните столбец A числами от 1 до 21, начиная с ячейки A2 и заканчивая ячейкой A22.

  • заполните столбец B значениями х: —

  • в ячейку B2 занесите =$H$2. Это означает, что в ячейку B2 заносится значение из ячейки H2 (начальное значение х), знак $ указывает на абсолютную адресацию;

  • в ячейку B3 занесите =B2+$I$2. Это означает, что начальное значение х будет увеличено на величину шага, которая берется из ячейки I2;

  • скопируйте формулу из ячейки B3 в ячейки В4:B22.

Примечание. Столбец должен заполнится значениями х от -2 до 2 с шагом 0.2.

  • Заполните столбец С значениями коэффициента k:

  • в ячейку С2 занесите =$J$2;

  • в ячейку СЗ занесите =C2.Посмотрите на введенные формулы. Почему они так записаны?

  • скопируйте формулу из ячейки СЗ в ячейки С4:С22. Весь столбец должен заполнится значением 10.

  • Заполните столбец D значениями функции у1=x2-1:

  • в ячейку D2 занесите =В2*В2-1;

  • скопируйте формулу из ячейки D2 в ячейки D3:D22. Столбец заполнился как положительными, так и отрицательными значениями функции у1. начальное и конечное значения равны 3.

  • Аналогичным образом заполните столбец Е значениями функции у22+1.

Проверьте! Все значения положительные; начальное и конечное значения равны 5.

Заполните столбец F значениями функции

y=k(x2-1)/(x2+1):

  • в ячейку F2 занесите =С2*(D2/Е2);

  • скопируйте формулу из F2 в ячейки F2:F22.

Проверьте! Значения функции как положительные, так и отрицательные; начальное и конечное значения равны 6.

  • Построить график на отдельном листе по значениям столбца C, отформатировать (Название — График 1; фон желтый)

  • Построить график на отдельном листе по значениям столбца D, отформатировать (название — График 2, фон зеленый)

  • Построить график на отдельном листе по значениям столбца F, отформатировать (название — График 3, фон голубой)

Задание 2. Вычисление квартплаты.

  1. Переименуйте Лист1 в Квартплата

  2. Задайте цвет ярлыка листа — красный

  3. Оформите лист в соответствии с таблицей:

  1. Вычислите квартплату для каждой квартиры, если на данный момент используются следующие тарифы:

Площадь — 6,75 руб./кв.м

Электроэнергия — 1,05 руб./Квт*ч

Газ — 5,9 руб./чел.

Тарифы записать в отдельные ячейки.

Задание 2. Курс доллара

  1. Переименуйте Лист2 в Курс доллара

  2. Задайте цвет ярлыка листа — зеленый

  3. Курс доллара: 1$ = 29,2 руб. Для хранения значения курса доллара используйте ячейку A2.

  1. Оформите лист в соответствии с таблицей:

  1. Вычислите стоимость поездки в рублях, а также стоимость проживания 1 дня

  2. Вычислите среднюю стоимость поездки данного турагенства (в руб. и $)

  3. Вычислите максимальную и минимальную цену проживания 1 дня.

Задание 3. Вычисление стипенди

  1. Переименовать Лист 3 в Стипендия

  2. Задайте цвет ярлыка листа — желтый

  3. Оформить и заполнить таблицу на 5 записей.

  1. В отдельной ячейке запишите значение стипендии: 500

  2. Вычислите, заполните столбцы Итого, Средний балл

  3. Вычислить стипендию.

Для вычислений использовать следующие условия:

  • если средний балл Стипендии нет».

  • если средний балл равен или находится в промежутке от 4 до 4.5, то назначить стипендию равную размеру стипендии плюс 25%.

  • если 4.5 ≤ средний балл ≤ 5, то назначить стипендию равную размеру стипендии плюс 50%.

  • Во всех остальных случаях вывести текст «Неверные данные».

  1. Используя условное форматирование, выделите разными цветами значения в столбце Стипендия (например, «Неверные данные» — красный цвет, 625 – зеленый, 750 — желтый)

Лабораторная работа №4. Построение графиков функций.

Рассмотрите примеры построений и выполните самостоятельную работу.

Задание. Построить и отформатировать график функции в соответствии с примером.

Выполнение задания:

1 этап. Составление таблицы значений

2 этап. Построение графика

  • Запустить мастер диаграмм

  • Выбрать тип — график

  • В качестве данных указать созданную таблицу данных (см. рис.)

  • Подписать график

  • Отформатировать (задать фон, легенду, изменить тип линии и т.д.)

Подсказка. Форматировать можно уже готовую диаграмму. Каждый объект диаграммы (точки, линии, легенду, подпись, область графика и т.д.) можно форматировать отдельно, для этого дважды щелкнуть по нужному объекту – откроется соответствующее диалоговое окно.

Задание — Построить и отформатировать 2 графика функций в одной системе координат соответствии с примером.

Выполнение задания:

1 этап. Составление таблицы значений

2 этап. Построение графика

При построении нескольких графиков в одной системе координат необходимо создать несколько рядов данных (сколько графиков, столько и рядов).

3 этап. Форматирование диаграммы

В данном примере линия графика синего цвета имеет пунктирный тип. Для изменения типа дважды щелкните по линии графика, откроется диалоговое окно (см. рис), в котором можно изменить тип линии и тип маркера (точки).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Построить и отформатировать график функции в соответствии с примером.

Задание 2. Построить и отформатировать 2 графика функции в одной системе координат соответствии с примером.

Задание 3. Построить и отформатировать 2 графика функции в одной системе координат соответствии с примером.

Примечание. В качестве типа используется нестандартный (график + гистограмма)

Лабораторная работа №5. Японский календарь.

Исходные положения

Японский календарь основан на трех циклах: 60-ти летний определяется числом, 12-ти летний названием животного, а пятилетний цветом. В японском календаре существуют следующие животные: крыса, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья. Кроме того, учитываются пять цветов: зеленый, красный, желтый, белый и черный. Для определения номера года нужно к настоящему году прибавить 2397 лет и определить остаток от целочисленного деления

Выполнение задания:

  • В ячейках A1, B1, C1,D1, F3, G3, H3 размещаем заголовки Год, Номер года, Животное, Цвет.

  • В столбце F с ячейки F4 записать номера годов (12 лет – полный цикл).

  • В столбце G с ячейки G4 записать названия животных

  • Столбец H с ячейки H4 записать цвета

  • Записать в ячейку A2 год — 1990

  • В ячейку B2 ввести формулу для вычисления номера года (= ОСТАТ(A2+2397;60))

  • В ячейку C2 ввести формулу для определения животного (=ВПР(ОСТАТ(B2-1;12); $F$4:$H$15;2))

  • В ячейку D2 ввести формулу для определения цвета (=ВПР(ОСТАТ(ОТБР((B2-1)/2);5);$F$4:$H$8;3))

  • Заполнить диапазон ячеек A3:A18 целыми числами – с 1991 по 2006

  • Скопируйте формулу из ячейки B2 в диапазон ячеек B3:B18

  • Скопируйте формулу из ячейки С2 в диапазон ячеек С3:С18

  • Скопируйте формулу из ячейки D2 в диапазон ячеек D3:D18

Сравните полученный результат.

  • Для ячеек диапазона D2:D18 задайте условное форматирование:

— для значений «красный » залить ячейку красным цветом;

— для значений «зеленый » залить ячейку зеленым цветом;

— для значений «желтый » залить ячейку желтым цветом;

  • Показать результат преподавателю.

Лабораторная работа №6. Составление формул. Математические функции.

Обозначения функций в MS Excel:

Abs(x)

корень(x)

степень(x;2)

степень(x;1/n)

степень(x;a/n)

степень(x;n)

e

exp

exp(n)

cos x

cos(x)

sin x

sin(x)

степень(cos(x);2)

cos(степень(x;2))

Пример записи функции: В MS Excel: =abs(степень(x;2)+степень(y;2))/корень(x*y)

Задание 1. Вычислить значение функции:

, где

Для задания a, b, c; для вычислений y и x использовать разные ячейки.

Примечание. Для проверки задать a=12.5, b=25, c=23.5. Сравните результат: x=188.44, y=0.073049

Задание 2. Вычислить периметр прямоугольника со сторонами a и b:

Для задания x,y; для вычислений a, b и периметра использовать разные ячейки.

Примечание. Для проверки задать x=1.45; y=5.25. Сравните результат: a=0.0468; y=67.482; P=135.0584

Задание 3. Вычислить объем конуса с радиусом основания R и высотой H:

Для задания a,b; для вычислений R, H и объема использовать разные ячейки.

Примечание. Для проверки задать a=4.86; b=24. Сравните результат: R=0.1206; H=63.644; V=0.97

Пример оформления задания:

Задание. Вычислить площадь прямоугольника со сторонами a и b. Для задания x; для вычислений a, b и площади использовать разные ячейки.

Лабораторная работа № 7. Использование функции ЕСЛИ.

Формат записи функции:

=ЕСЛИ ( условие; выражение1; выражение2 )

При истинном условии выполнится выражение1, при ложном – выражение2. Выражение2 может быть пустым.

= ЕСЛИ(x0; x+1; x-1)

или

=ЕСЛИ(x0; x+1; ЕСЛИ(xx-1; ))

y= ЕСЛИ (ab; (a^2+b^2)/2; (a^2+b^2)/(a-b+1))

= ЕСЛИ (И(w0; ww^5+1; ЕСЛИ(ИЛИ(w=5; w=0); 1; ))

Проверка на четность проводится путем проверки остатка при делении на 0

=ЕСЛИ(ОСТАТ(a;2)=0;»четное»;»нечетное»)

Задание 1. Вычислить:

Для задания x; для вычисления значения использовать разные ячейки.

Примечание.

Сравните результат: x=1; значение = -0.01991

x=1.25; значение =3.265532

x=2; значение = нет решений

Задание 2. Вычислить:

Для задания b и c; для вычисления значения использовать разные ячейки.

Примечание.

Сравните результат: b=2; c=4; значение =0.02117

b=6; c=0; значение = #ДЕЛ/0!

b=8; c=5; значение = 0.444806

Задание 3. Вычислить:

Для задания a и b; для проверки четности; для вычисления значения использовать разные ячейки.

Примечание.

Сравните результат: a=-5.25; b=3; значение =0.512

a=0; b=3; значение =1

a=1;b=4; значение = #ДЕЛ/0!

a=6; b=5; значение = нет решений

1. В 9 лет Петя имел рост 120 см, в 10 лет — 125 см, в 11 лет — 132 см, в12 лет — 142см, в 13 лет — 147см, в 14 лет— 157см, в 15 лет — 160 см. Построить график изменения роста

2. В таблице представлены сведения об объеме подписки на районную газету за несколько лет. Изобразить эти данные в виде графика

Период

Объем подписки

1998-1

1998-2

1999-1

1999-2

2000-1

2000-2

2001-1

2002-2

1403

1559

936

978

1166

1205

1217

1278

3. В 9 лет Коля имел вес 30кг, в 10 лет— 35кг, в 11 лет— 38кг, в12 лет — 42 кг, в 13 лет — 45 кг, в 14 лет — 51 кг, в 15 лет — 55 кг. Федя соответственно 32, 36, 40, 43, 46, 48 и 53 кг. Построить графики изменения веса для каждого из ребят

4. В таблице приведены данные о количестве легковых автомобилей «Жигули» и «Волга», выпущенных в первом полугодии 2001 года.

Модель

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Жигули

59861

60463

67 758

64472

61 335

62035

Волга

5356

5970

7355

7369

5424

5526

5. Построить график функции у = 2х — 3 на отрезке [—4, 4].

6. Построить график функции у = 0,5*x; + 4 на отрезке [0, 8].

7. Построить график функции у = х2 на отрезке [—5, 5].

8. Построить график функции у = 2х2 — 2 на отрезке [-10, 10].

9. Построить график функции у = kx2 + b на отрезке [-20, 20], где значения параметров k и b задаются в отдельных ячейках. Задавая различные значения k и b (в том числе и отрицательные), следите за изменением графика. K=15, b=10

10. Подготовить таблицу значений функции у = sin х, где х меняется от 0 до 6,5 с шагом 0,5, и построить график этой функции.

11. Подготовить таблицу значений функции у = cos х, где х меняется от —2 до 4,5 с шагом 0,5, и построить график этой функции.

12. В таблице приведены данные о количестве этажей в десяти домах одной улицы.

Номер дома

Число этажей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5

9

5

9

14

9

5

9

14

9

13. Через месяц после приобретения компьютера у ученика 8 Б класса Мити Файликова на жестком магнитном диске обшей вместимостью 10 Гбайт информацией было занято 0,6 Гбайт, через 2 месяца — 1,2 Гбайт. Эти и другие данные о заполнении диска в конце каждого месяца первого года использования компьютера приведены в таблице

Номер месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Занято, Гбайт

0,6

1,2

1,5

1,9

2,6

2,8

3,9

4,3

4,5

5,4

5,5

6,1

Свободно, Гбайт

9,4

8,8

8,5

8,1

7,4

7,2

6,1

5,7

5,5

4,6.

4,5

3,9

Изобразить эти данные физически в виде гистофаммы с накоплением

14. Перед чемпионатом мира по футболу 2002 года газета «Спорт-Экспресс» задала читателям вопрос: «Кто должен играть в сборной России на месте опорного полузащитника?». Результаты опроса представлены в таблице

Мнение читателей

Алексей Смертин

Александр Мостовой

Егор Титов

Дмитрий Хохлов

Дмитрий Аленичев

Кто-то другой

Не знаю

Количество ответов

2251

2181

610

287

104

160

128

15. В таблице представлены сведения об объеме продаж (в млн условных единиц) продукции фирмы в трех странах в течение нескольких лет.

Страна

Чили

Бразилия

Аргентина

1995

12,3

45,7

22,1

1996

14,5

70,6

20,4

1997

15,0

85,7

18,6

1998

16,2

90,3

22,5

1999

17,0

96,4

22,6

16. На отдельном листе подготовьте таблицу, включающую три строки: аргумент х с шагом 0.2 и областью значений от 0 до 3-х, и строки со значениями функций y=sin(x), y=cos(x).

17. Рассчитать таблицу значений функции F (х, у) = х2 — у2, где х меняется

от -2 до 3 с шагом 0,5, а у — от 0 до 1 с шагом 0,2. Построить график

поверхности полученных значений

18. Рассчитать таблицу значений функции где х и у меняются от —5 до 5 с шагом 1. Построить график поверхности полученных значений F(x,y)=

19. Построить график функции y=cos2(П*x)

x1=0; x2=2 шаг 0.1

20. Построить график функции y=abs(x-1)+0.5. x от -5 до15 с шагом 1

21. Построить график функции y=x2-3*x+5.3, x от 2 до 8 с шагом 0,5

22. Построить график функции у=х3-2*х+0,85, х от 3 до 5 с шагом 0,2

23. Построить график функции у=abs(х-1)+0,5, х от -4 до 6 с шагом 1

24. Построить график функции у=10/(х-5)+1,5, х от 10 до 12 с шагом 0,2

25. Построить график функции у=1/abs(12-х), х от 5 до 10 с шагом 0,5

26. Построить график функции у=-5*ч+10,25, х от 0 до 3 с шагом 0,25

27. Построить график функции у=(х2+1)/х+3, х от 2 до 15 с шагом 1

28. Построить график функции у=abs(х-1)+0,5, х от -4 до 2 с шагом 0,5

29. Построить график функции у=5*х^2-3*x+1, х от -10 до 0 с шагом 1

30. Поверхность, описываемая уравнением:

p=2, q=5,

называется эллиптическим параболоидом. Получить изображение этой

поверхности для — 4 х 4 и для — 4 у 4.

31. Построить график поверхности z=(x^2)/2-(y^2)/2
x1=-10; x2=10 шаг 1
y1=-10; y2=10 шаг 1

32. Построить график поверхности z=x2/a2+y2/b2

А=3, b=2,

x1=-4.5; x2=1 шаг 0.5
y1=-4.5; y2=4.5 шаг 0.5 у вас должен получиться гиперболический параболоид

33. Построить график поверхности

А=3, b=2,

y1=-4.5; y2=4.5 шаг 0.5 у вас должен получиться конус

34 Построить график поверхности y=(x3/2)-(y+2)2

y1=-1; y2=1 шаг 0.25

35. Построить график поверхности z=x2-y2

y1=-10; y2=10 шаг 1

Лабораторная работа №8

  1. Напечатайте текст в ячейках «шапки»

    • Наименование товара

    • Количество

    • Закупочная цена

    • Процентная надбавка

    • Розничная цена

    • Сумма закупки

    • Сумма продажи

    • Прибыль

  1. Измените направление текста в ячейке

Для изменения направления текста в ячейке выделите её, наведя указатель мыши на ячейку и нажав левую кнопку мыши.

В строке меню выберите кнопку «Формат» ► «Ячейки» и нажмите левой кнопкой мыши. В открывшемся окне «Формат ячеек» выберите вкладку «Выравнивание».

  1. Пронумеруйте строки и столбцы таблицы

  1. Введите в ячейку формулу для расчёта розничной цены

Выделите ячейку G4. Поставьте в ячейке знак «=». Введите в ячейку формулу, последовательно нажимая левой кнопкой мыши на нужные ячейки и вставляя необходимые знаки – «=Е4+(Е4/100*F4)». После ввода формулы нажмите на клавиатуре кнопку «Enter».

  1. Введите формулы в ячейки H4, I4, J4

Аналогичным образом введите формулы для расчёта:

    • Суммы закупки (H4) – «=D4*Е4»

    • Суммы продажи (I4) – «=G4*D4»

    • Прибыли (J4) – «=I4 — H4»

  1. Вставьте формулы в остальные ячейки таблицы

Выделите ячейки верхней строки, в которые вписаны формулы. Наведите указатель мыши на кнопку «Копировать» на панели инструментов и нажмите левую кнопку мыши.

7. Создайте заголовок таблицы – «Расчет предлагаемой прибыли»

Заполните таблицу данными

8. Вставьте функцию в ячейку таблицы

Выделите ячейку «H13». Наведите указатель мыши на кнопку «Вставка» строки меню. В открывшемся меню выберите строку «Функция» и нажмите левую кнопку мыши. Откроется окно «Мастер функций». Выберите функцию – «Сумм» и нажмите кнопку «ОК».

Откроется окно «Аргументы функции». Выделите диапазон ячеек таблицы, которые необходимо суммировать, и нажмите кнопку «ОК».

Выделите ячейку «H13». Скопируйте формулу и вставьте её в ячейки «I13» и «J13» таблицы.

Лабораторная работа №9

ФИО

Должность

Дата рождения

Год рождения

Текущий год

Возраст

Зарплата

Иванов И.И.

Директор

01.02.1975

70 000,00р.

Петров П.И.

Водитель

04.03.1965

25 000,00р.

Сидоров С.С.

Гл.бухгалтер

03.02.1981

50 000,00р.

Лосев Д.В.

Охранник

04.12.1978

15 000,00р.

Гусев С.Т

Технолог

15.02.1992

35 000,00р.

Волков В.В.

Бухгалтер

06.06.1975

45 000,00р.

Золотарев И.Д.

Кассир

27.11.1978

25 000,00р.

Чижова С.С.

Технолог

08.02.1991

35 000,00р.

Аверина Д.А.

Секретарь

20.03.1988

30 000,00р.

Задание №1

  1. Создать еще один столбец и назвать его Надбавки. Подсчитать коэффициенты надбавок: для зарплаты ниже 40000 рублей – 5 %, свыше 40000 рублей – 7%.

  2. Создать еще один столбец – Зарплата с надбавкой. Подсчитать общую сумму зарплаты с коэффициентами.

  3. Создать ещё один столбец Налоговые отчисления. Вычислить налоговые отчисления, составляющие 13% от общей суммы.

  4. Создать ещё один столбец Выдаваемая зарплата. Подсчитать сумму, выдаваемую на руки с учетом вычетов.

  5. Переименовать Лист1 в Зарплата

Задание №2

  1. Вычислить год рождения.

  2. Вычислить текущий год.

  3. Вычислить возраст сотрудников.

Задание №3

  1. Создать ещё один столбец Дата приема на работу. Добавьте даты приема на работу самостоятельно.

  2. Создать ещё один столбец Стаж работы. Подсчитайте стаж работы.

  3. Создать ещё один столбец Надбавка за стаж работы. Подсчитайте Надбавку за стаж работы – до з-х лет 0%, от 3-х до 6-ти – 10%, более 6 лет – 15% (функция ЕСЛИ)

  4. Создать ещё один столбец Итого. Подсчитайте зарплату вместе с надбавкой.

Задание 4.

Постройте линейчатую диаграмму по итоговым выплатам сотрудникам на первом листе.

Задание 5.

  1. Отсортируйте список Листа 1 по алфавиту

  2. Установите фильтр и отберите сотрудников, родившихся в 1975 году.

  3. Вернитесь к исходному варианту.

  4. С помощью фильтра отберите сотрудников, имеющих зарплату в диапазоне от 32000 до 64000.

37

Лабораторные
работы по информатике

Основы
вычислений 1

Создание формул
с использованием мастера функций 1

Создание формул
с использованием кнопки «Сумма» 2

Редактирование
формул 2

Округление 3

Выборочная
сумма 3

Возведение в
степень и извлечение корня 4

Перемещение и
копирование формул 4

Использование
ссылок в формулах 4

Использование
имен ячеек и диапазонов 6

Проверка
ошибок 7

Ошибки в функциях
и аргументах 7

Трассировка
связей между формулами и ячейками 8

Использование
логических функций 9

Условное
форматирование 10

Выделение
значений 10

Выделение крайних
значений 12

Форматирование
с использованием гистограммы 13

Форматирование
с использованием трехцветной шкалы 13

Форматирование
с использованием набора значков 14

Управление
правилами условного форматирования 15

Лабораторная работа №
6

Функции
позволяют упростить формулы, особенно
если они длинные или сложные. Функции
используют не только для непосредственных
вычислений, но также и для преобразования
чисел, например для округления, для
поиска значений, сравнения и т. д.

Для
создания формул с функциями обычно
используют группу Библиотека
функций
вкладки
Формулы.

  1. Выделите ячейку, в которую
    требуется ввести формулу.

  2. Щелкните по кнопке нужной
    категории функций в группе Библиотека
    функций
    и выберите
    нужную функцию.

  3. В окне Аргументы
    функции
    в соответствующем
    поле (полях) введите аргументы функции.
    Ссылки на ячейки можно вводить с
    клавиатуры, но удобнее пользоваться
    выделением ячеек мышью. Для этого
    поставьте курсор в соответствующее
    поле и на листе выделите необходимую
    ячейку или диапазон ячеек. Для удобства
    выделения ячеек окно Аргументы
    функции
    можно сдвинуть
    или свернуть. В качестве подсказки в
    окне отображается назначение функции,
    а в нижней части окна отображается
    описание аргумента, в поле которого в
    данный момент находится курсор. Следует
    иметь в виду, что некоторые функции не
    имеют аргументов.

  4. В окне Аргументы
    функции
    нажмите
    кнопку ОК.

Для
вставки функции не обязательно
использовать кнопки категорий функций
в группе Библиотека
функций
. Для выбора
нужной функции можно использовать
мастер функций. Причем, это можно сделать
при работе в любой вкладке.

  1. Нажмите кнопку Вставить
    функцию
    в строке
    формул
    .

  2. В окне Мастер
    функций: шаг 1 из 2
    в
    раскрывающемся списке Категория
    выберите категорию функции, затем в
    списке Выберите
    функцию
    выберите
    функцию.

  3. Нажмите кнопку ОК
    или дважды щелкните мышью по названию
    выбранной функции.

  4. В появившемся окне Аргументы
    функции
    так же, как
    и в предыдущем случае введите аргументы
    функции. Нажмите кнопку ОК.

Имена функций при создании
формул можно вводить с клавиатуры. Для
упрощения процесса создания и снижения
количества опечаток используйте
автозавершение формул.

  1. В ячейку или в строку формул
    введите знак «=» (знак равенства)
    и первые буквы используемой функции.
    По мере ввода список прокрутки возможных
    элементов отображает наиболее близкие
    значения.

  2. Выберите нужную функцию,
    для чего дважды щелкните по ней мышью.

  3. С использованием клавиатуры
    и мыши введите аргументы функции.
    Подтвердите ввод формулы.

Создание формул с использованием кнопки «Сумма»

Эта
кнопка,
помимо группыБиблиотека
функций
вкладки
Формулы
(там она называется Автосумма),
имеется также в группе Редактирование
вкладки Главная.

Для вычисления суммы чисел
в ячейках, расположенных непрерывно в
одном столбце или одной строке, достаточно
выделить ячейку ниже или правее
суммируемого диапазона и нажать кнопку
Сумма.

Для
подтверждения ввода формулы следует
нажать клавишу Enter
или еще раз нажать кнопку Сумма.

Для вычисления суммы
произвольно расположенных ячеек следует
выделить ячейку, в которой должна быть
вычислена сумма, нажать на кнопку Сумма,
а затем на листе выделить суммируемые
ячейки и/или диапазоны ячеек. Для
подтверждения ввода формулы следует
нажать клавишу Enter
или еще раз нажать кнопку Сумма.

Синтаксис
функции

СУММ(А) ,

где А – список от 1 до 30
элементов, которые требуется суммировать.
Элемент может быть ячейкой, диапазоном
ячеек, числом или формулой. Ссылки на
пустые ячейки, текстовые или логические
значения игнорируются.

  1. В новой книге введите данные
    по успеваемости.

  2. Вычислите сумму баллов для
    каждого студента.

Кроме вычисления суммы,
кнопку Сумма
можно использовать при вычислении
среднего значения, определения количества
числовых значений, нахождения максимального
и минимального значений. В этом случае
необходимо щелкнуть по стрелке кнопки
и выбрать необходимое действие:

Среднее
— расчет среднего арифметического;

Число
— определение количества численных
значений;

Максимум
— нахождение максимального значения;

Минимум
— нахождение минимального значения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Практическая работа № 15

Тема: Работа с формулами и функциями в MS Exсel.

Цель: Научиться проводить расчеты в таблице, используя формулы.

Оборудование: ПК, MS Exсel.

Ход работы

  1. Изучить основные сведения
  2. Выполнить задания.
  3. Ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

1. Перечислите правила записи формул.

2. Назовите два способа ввода формулы.

3. Как можно просмотреть и отредактировать формулу?

4. Расскажите о возможных ошибках в формулах. Каковы причины их возникновения?

5. Как вставить функцию в таблицу МS Ехсеl? Назовите два способа.

6. Какие категории функций вам известны?

7. В какой категории находится каждая из функций: СУММ, СРЗНАЧ, ЕСЛИ, СЕГОДНЯ, МАКС,МИН?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лабораторная работа по информатике 9 класс электронные таблицы excel
  • Лабораторная работа word таблицы списки
  • Лабораторная работа word стили
  • Лабораторная работа по информатике 10 класс excel готовые ответы
  • Лабораторная работа word создание таблицы