Лабораторная работа 3 вычисления в excel использование мастера функций

Тема:
«Вычисления
в Excel
с использованием Мастера Функций»

Цель
занятия
:
приобрести практические навыки в
определении абсолютных и относительных
адресов ячеек, использовании Мастера
Функций.

Отрабатываемые
вопросы:

  1. Мастер функций.

  2. Абсолютные и
    относительные адреса.

  3. Использование
    имен в вычислениях.

Организационно-методические
указания

Запустить Exсel и
открыть файл с электронной таблицей,
предложенный преподавателем или
используйте таблицу, созданную в
Лабораторной работе №1: «Выручка от
реализации готовой продукции», приведенную
на Рис.1.

    1. Подсчитать Итого
      по столбцам, используя следующие
      возможности Excel:

  • с помощью кнопки
    Автосумма;

  • используя Мастер
    Функций,
    вызываемый
    из вкладки Формулы
    (Вставить
    функцию
    fx
    ).

2. Подсчитать в
правом свободном столбце суммы по
строкам с помощью указанных в п.1 приемов.

3. В следующем
столбце вычислить процентное соотношение
суммы по каждой строке к общей итоговой
сумме, задав ячейке с итоговой суммой
абсолютный адрес и полученные данные
представить в процентном формате.

Рис.1. Таблица
«Выручка от реализации готовой продукции»

4. Повторить действия
п.3, назначив ячейке с итоговой суммой
имя, например: Всего.
Назначить имя ячейке можно следующим
образом. Выделите ячейку, в которой
нужно присвоить имя и щелкните мышкой
по кнопке Присвоить
имя
на вкладке
Формулы.

Затем введите имя, которое должно
использоваться для ссылки на выбранную
ячейку. После выполнения «Enter»
имя будет присвоено.

5. Полученные
результаты также представьте в процентном
формате.

В качестве примера
можно использовать таблицу “Выручка
от реализации готовой продукции”,
приведенную ранее или использовать
любую другую подобную таблицу.

6. Подсчитать в
крайнем правом столбце среднее значение
по строке, для чего:

  • выделить ячейку
    для ввода формулы и запустить Мастер
    Функций
    ;

  • ознакомиться с
    видами функций, предлагаемых в окне
    диалога, с помощью линеек прокрутки;

  • в первом диалоговом
    окне Мастера
    Функций

    выбрать в категории Статистические
    функцию СРЗНАЧ;

  • во втором диалоговом
    окне Мастера
    Функций
    задать аргументы для вычисления среднего
    значения по строке;

  • скопировать
    формулы в оставшиеся ячейки данного
    столбца.

Рекомендуется в
качестве примера использовать таблицу
“Выручка от реализации готовой
продукции”.

7.Изучение
относительных и абсолютных ссылок
(адресов).

7.1.Постройте
таблицу, приведенную на рис.2. «Копирование
формулы с относительной ссылкой».
Наблюдайте при копировании формулы в
ячейке C1 автоматическое изменение
адресов в формулах: «=A1+В1» на «=A2+В2» и
«=А3+С3» соответственно. Это соответствует
относительной ссылке.

7.2.Постройте
таблицу, приведенную на рис.3 «Копирование
формулы с абсолютной ссылкой», создайте
формулу вычисления процента покупок
за январь: =В2/В5 и выполните копирование
формулы в другие ячейки.

Обратите внимание
на сформированные ошибки (#ДЕЛ/0!).
Скорректируйте формулу, используя
абсолютные ссылки путем добавления
символа $ перед адресом, и выполните
копирование опять (при появлении вопросов
вызовете «Справку», набрав «Абсолютная
ссылка»).

Рис. 2. Копирование
формулы с относительной ссылкой

Изучите внимательно
и разберитесь в полученных изменениях.
Можно использовать при необходимости
также и смешанные ссылки.

Рис.3. Копирование
формулы с абсолютной ссылкой

8.Самостоятельно
выполнить задание с использованием
абсолютной и относительной ссылками.

9.Сохранить
файл рабочей книги в вашем рабочем
каталоге и выйти из Excel.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Лабораторная работа 3.3. Вычисления
с помощью мастера функций

1 Добавьте в книгу Лабораторные новый лист
и назовите его Вычисления1. Внесите информацию об успеваемости и
посещаемости студентов (рис. 3.9). Выполните статистическую обработку данных:
рассчитайте количество пропущенных занятий, средний балл, его максимальное и
минимальное значение, среднюю успеваемость.

Рис.
3.9. Исходные данные об успеваемости студентов

Выполнение:

1.1 Текст комментариев Проп. зан. и Ср. балл разбейте на две
строки с помощью клавиатурной комбинации
Alt + Enter. Объедините
ячейки
Q1:Q2, R1:R2, K15:Q15, K16:Q16, K17:Q17.

1.2 Использование статистических
функций:
в ячейку
Q3 с помощью мастера функций (меню Вставка
/ Функция
или кнопка  ) введите формулу:
=СЧЁТЕСЛИ(В3:Р3;»=н») (категория функции СЧЁТЕСЛИ
Статистические). При вводе второго
аргумента функции (в поле «Условие») кавычки можно не указывать; они будут
добавлены автоматически. Эта функция позволяет найти число ячеек из данного
диапазона, содержимое которых удовлетворяет указанному условию (в данном случае
равно «н»). Аналогичную формулу введите в ячейку В12:
=СЧЁТЕСЛИ(В3:В11;»=н»). В ячейку В13 введите формулу
=СЧЁТЕСЛИ(В3:В11;»>0″) (формула позволяет найти количество ячеек
из диапазона В3:В11, содержащих положительные числа.

1.3 В ячейку R3 с помощью
мастера функций введите формулу =СРЗНАЧ(В3:Р3) (СРЗНАЧ
статистическая функция,
позволяющая найти среднее арифметическое чисел из указанного диапазона; при
этом ячейки, не содержащие чисел, игнорируются).

1.4 В ячейку R15 с помощью
мастера функций введите формулу =МАКС(
R3:R11), в ячейку R16 формулу =МИН(R3:R11)
(статистические функции МАКС и МИН вычисляют соответственно максимальное и
минимальное числовое значение в указанном диапазоне ячеек). В ячейку
R17 введите формулу
= СРЗНАЧ(
R3:R11).

1.5 С помощью маркера заполнения скопируйте
введенные формулы в остальные ячейки соответствующих строк (столбцов).

1.6 Для нахождения общего количества
отсутствующих (
Q12) и опрошенных (Q13) воспользуйтесь
автосуммированием.

1.7 Проверьте, что суммирование данных по
столбцу
Q и по строке 12
приводит к одному и тому же результату.

1.8 Выделите требуемые результирующие
значения полужирным шрифтом. В итоге таблица примет вид (рис. 3.10).

Рис.
3.10. Итоговая таблица успеваемости

2 На новом листе Вычисления2
создайте таблицу с результатами сдачи вступительных экзаменов (рис. 3.11).
Вычислите средний балл для каждого из абитуриентов и укажите, каких из них
можно зачислить. Рассчитайте, сколько человек зачислено и не зачислено.

Рис.
3.11. Данные о результатах сдачи вступительных экзаменов

Указания:

2.1 Использование логических функций:
в ячейку
F3 с помощью мастера
функций введите формулу:  =ЕСЛИ(
E3>=$D$1;»ДА»;»НЕТ»)
(категория функции ЕСЛИ
«логические»).
Скопируйте полученную формулу во все ячейки столбца
F с помощью маркера
заполнения (при этом адрес ячейки
D1 не будет изменен благодаря
использованию абсолютной адресации).

2.2 В ячейку F12 введите
формулу:  =СЧЁТЕСЛИ(
F3:F11;»=ДА») (эта формула находит
количество ячеек в столбце
F, содержащих строку «ДА»). Аналогично
введите формулу в ячейку
F13. Таблица примет вид (рис. 3.12).

Рис. 3.12. Итоговая таблица о
зачислении

2.3 Протестируйте созданную таблицу, изменяя
значения проходного балла и экзаменационных оценок.

3 Постройте таблицу (табл. 3.4) (начните,
например, со строки 15). Рассчитайте стоимость покупки с учетом 10 % скидки,
которая назначается, если покупка состоит более чем из 5 наименований товаров
или стоимость покупки превышает
K рублей. Значение K и данные,
помеченные «*», задайте произвольно. В формуле используйте логические
функции.

Таблица 3.4

Расчет стоимости купленных товаров

Покупатель

Количество наименований купленных
товаров

Стоимость

покупки

Стоимость покупки

с учетом скидки

1

Власов

*

*

2

Горбунков

*

*

3

Доронин

*

*

4

Захарова

*

*

5

Иванов

*

*

6

Кузнецов

*

*

Значение К:

*

Указания:

• В данном случае аргументом функции ЕСЛИ
будет логическая функция ИЛИ. Аргументами же функции ИЛИ будут оба условия, при
которых назначается скидка: ИЛИ(С16>5;
D16>$D$22), где С16 первое значение столбца «Количество
наименований купленных товаров»,
D16
первое значение столбца «Стоимость покупки»,
D22 ячейка, в которой находится
значение
K. Эту формулу следует
записать в поле Логическое_выражение функции ЕСЛИ. В поле Значение_если_истина
надо ввести значение, которое возвращается, если логическое выражение имеет
значение «истина». В нашем случае это стоимость покупки со скидкой, равной 10
%, т.е. 0,9*
D16. В поле Значение_если_ложь
вводится значение, которое возвращается, если логическое выражение имеет
значение «ложь». В данном случае это стоимость покупки без скидки, т.е.
D16. Таким образом,
формула расчета стоимости со скидкой будет иметь вид:  =ЕСЛИ(ИЛИ(С16>5;
D16>$D$22);0,9*D16;D16). Далее следует
скопировать эту формулу во все ячейки столбца «Стоимость покупки с учетом
скидки».

4 Создайте таблицу (табл. 3.5). Поставьте
отметку о зачислении в баскетбольную секцию, если туда принимают детей не
старше 13 лет и ростом не менее 160 см. Если условия соблюдаются, то в отметке
о зачислении напишите «да», иначе «нет». В записи формул используйте логические
функции.

Таблица 3.5

Результаты зачисления в секцию

Фамилия

Возраст

Рост

Отметка о зачислении

1

Власов

12

158

2

Горбунков

14

165

3

Доронин

10

163

4

Захарова

11

160

5

Иванов

9

156

6

Кузнецов

13

170

7

Морозов

7

150

Скачано с www.znanio.ru

Лабораторная работа

Мастер функций.

На строке формул есть небольшая кнопка fx, с помощью которой
можно запустить мастер функций – список всевозможных функций, разделённых по
категориям, которые можно использовать для сложных вычислений.

Упражнение 1. «Результаты
вступительных экзаменов».

Задание.
Составить таблицу в соответствии с рис. 27. Определить вторичные данные и
вычислить их с помощью мастера функций.

Рис. 27

Порядок
выполнения.

1.    
Первичными данными
являются оценки по предметам. Вторичными являются данные в столбцах «Средний
балл», «Принят, не принят».

2.    
Значения в столбце
«Средний балл» и в строке «Средний балл по предмету» можно подсчитывать с
помощью мастера функций , используя функцию СРЗНАЧ категории «статистические»,
или выбрать из списка итоговых функций на панели «Стандартная» (рис. 28).

Рис.28

3.    
Анализ «Принят, не принят»
сначала выполнить без учёта двоек, только по среднему баллу. Для этого нужно
вызвать мастер функций (
fx), выбрать категорию «логические», функцию
ЕСЛИ, и заполнить бланк функции выбора (Visual Basic). Условие выбора — средний
балл больше или равен 3. Кавычки не вносить – они добавляются автоматически
(рис. 29).

Рис.29

4.    
Создать анализ «Принят ,не
принят с учётом двоек», чтобы двоечники не были приняты. Для этого нужно
усложнить конструкцию выражения, добавив ещё одно условие – минимум оценок
должен быть больше 2.

Последовательность заполнения бланка следующая:

1)   
внести слова «Принят» и
«Не принят». Кавычки не писать – они добавляются в бланк автоматически.

2)   
установить курсор в строке
«Лог_выражение». В этой строке нужно сформировать условие выбора. В эту строку
нужно вложить функцию «И». Для этого нужно развернуть панель дополнительных
вложений, появляющуюся в левой области строки формул (на месте поля имени),
найти в списке функцию «И», если её нет, то выбрать «другие функции», и найти
её в категории «логические». В первой строке сформировать первое условие
(Средний балл>3) (рис. 30):

Рис.30

3)   
во вторую строку нужно
вложить функцию «МИН» области оценок. Для этого установить курсор во второй
строке и, с помощью панели дополнительных вложений на слева в строке формул
найти функцию МИН категории СТАТИСТИЧЕСКИЕ. Установить курсор в строке «Число1»
и маркёром выделения описать область С4-:
F4 (Рис.31).

Рис.31

4)   
при необходимости
скорректировать расстановку скобок в строке формул, чтобы выражение приобрело
вид как на рис.
 32.

Рис.32.

5.    
Для выявления наиболее
частой оценки нужно воспользоваться функцией «МОДА» из категории «статистические».

6.    
Для подсчёта количества
принятых подойдёт функция «СЧЁТЕСЛИ» категории «статистические». Эта функция
подсчитывает количество определённых значений в указанной области. Бланк
функции изображен на рис. 33. Кавычки в строке «Критерий» следует вносить с
клавиатуры вручную, в отличие о заполнения бланка функции «ЕСЛИ».

Рис.33

 

Самостоятельная работа 2.

Задание. Составить таблицу корней квадратного
уравнения ( Табл. 5).

Таблица 5.

A

B

С

D

E

F

1

Корни
уравнения вида aX2+bx+c=0

2

a

b

c

Дискриминант

x1

x2

3

1

3

0

9

0

-3

4

2

6

3

12

-0,63

-2,37

5

3

9

6

9

-1

-2

6

4

12

9

0

-1,5

-1,5

7

5

15

12

-15

решения
нет

решения
нет

8

6

18

15

-36

решения
нет

решения
нет

9

7

21

18

-63

решения
нет

решения
нет

10

8

24

21

-96

решения
нет

решения
нет

11

9

27

24

-135

решения
нет

решения
нет

Пояснения к
выполнению.

Образец для вычисления дискриминанта  = B3^2-4*A3*C3.

Образец для формулы корня:

=ЕСЛИ(D3<0;»решения
нет»;(КОРЕНЬ(D3)-B3)/(2*A3))

Функция КОРЕНЬ находится в категории «Математические».

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой — мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Лабораторная работа №3

Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФУНКЦИЙ В РАСЧЕТАХ MS EXCEL

Цель занятия. Изучение информационной технологии организации расчетов с использованием встроенных функций в таблицах MS Excel.

Задание 1. Создать таблицу динамики розничных цен и произвести расчет средних значений.

Порядок работы

  1.  Запустите редактор электронных таблиц Microsoft Excel (Пуск  Программы  Microsoft office  Microsoft Excel).
  2.  Переименуйте ярлык Лист 1, присвоив ему имя «Динамика цен».
  3.  На листе «Динамика цен» создайте таблицу по образцу.
  1.  Произведите расчет изменения цены в колонке «Е» по формуле:

Изменение цены =
Цена на 01. 06.2003/Цена на 01. 04.2003

Не забудьте задать процентный формат чисел в колонке «Е».

  1.  Рассчитайте средние значения по колонкам, пользуясь мастером функций Функция СРЗНАЧ находится в разделе «Статистические». Для расчета функции среднего значения установите курсор в соответствующей ячейке для расчета среднего значения (В14), запустите мастер функций (кнопкой Вставка функции в строке формул или на вкладке Формулы группа Библиотека функций  кнопка Вставить функцию или вызвать меню к кнопке   категория Статистические  функция СРЗНАЧ).
  2.  После нажатия на кнопку ОК откроется окно для выбора диапазона данных для вычисления заданной функции. В качестве первого числа выделите группу ячеек с данными для расчета среднего значения В6:В13 и нажмите кнопку ОК. В ячейке В14 появится среднее значение данных колонки «В».
  3.  Аналогично рассчитайте средние значения в других колонках.
  4.  В ячейке А2 задайте функцию СЕГОДНЯ, отображающую текущую дату, установленную в компьютере (вкладка Формулы  группа Библиотека функций  вызвать меню к кнопке  функция СЕГОДНЯ).
  5.  Выполните текущее сохранение файла «Лабораторная работа 3».

Задание 2. Создать таблицу изменения количества рабочих дней наемных работников и произвести расчет средних значений. Построить график по данным таблицы.

Исходные данные:

  1.  На листе 2 создайте таблицу по заданию. Объединение выделенных ячеек произведите используя кнопку  Объединить и поместить в центре на вкладке Главная  группа Выравнивание или вызовите диалоговое окно Формат ячеек  вкладка Выравнивание  установите флажок .

Краткая справка. Изменение направления текста  производится путем поворота текста на 90°, вызываемого на вкладке Главная  группа Выравнивание  вызовите диалоговое окно Формат ячеек  вкладка Выравнивание  установите Ориентацию — поворот надписи на 90°.

  1.  Произведите расчет средних значений по строкам и столбцам с использованием функции СРЗНАЧ.
  2.  Постройте график изменения количества рабочих дней по годам и странам. Подписи оси «X» задайте с помощью вкладки Работа с диаграммой  вкладка Конструктор  группа Данные  щелкнуть по кнопке Выбрать данные  в появившемся окне в области Элементы легенды (ряды) выделить пункт Ряд1,  а в области Подписи горизонтальной оси выбрать кнопку Изменить. В открывшемся окне Подписи оси указать интервал ячеек B3:M3. Нажать ОК.
  3.  После построения графика произведите форматирование вертикальной оси, задав минимальное значение 1500, максимальное значение 2500, цену деления 100. Для форматирования оси выполните щелчок правой кнопкой мыши по ней, выбрать в контекстном меню пункт Формат оси и в разделе Параметры оси и задать соответствующие значения.
  4.  Выполните текущее сохранение файла «Лабораторная работа 3».

Задание 3. Применение функции ЕСЛИ при проверке условий. Создать таблицу расчета премии за экономию горючесмазочных материалов (ГСМ). Исходные данные:

  1.  На очередном свободном листе электронной книги создайте таблицу по заданию.
  2.  Произвести расчет Премии (25 % от базовой ставки) по формуле

Премия =
Базовая ставка * 0,25 при условии, что

План расходования ГСМ > Фактически израсходовано ГСМ.

Для расчета Премии установите курсор в ячейке F4, запустите мастер функций и выберите функцию ЕСЛИ (категория Логические  ЕСЛИ).

  1.  Задайте условие и параметры функции ЕСЛИ.

В первой строке «Логическое выражение» задайте условие С4 > D4.

Во второй строке задайте формулу расчета премии, если условие выполняется Е4*0,25.

В третьей строке задайте значение 0, поскольку в этом случае премия не начисляется.

  1.  Произведите сортировку по столбцу фактического расходования ГСМ по возрастанию. Для этого установите курсор в ячейку D4 и выберите на вкладке Данные  группа Сортировка и фильтр  щелкните по кнопке .

Задание 4. Скопировать таблицу котировки курса доллара (лист «Курс доллара») и произвести под таблицей расчет средних значений, максимального и минимального значений курсов покупки и продажи доллара. Расчет произвести с использованием «Мастера функций».

  1.  Откройте одновременно файлы MS Excel «Лабораторная работа 1» и «Лабораторная работа 3»
  2.  Скопируйте содержимое листа «Курс доллара» (Лабораторная работа 1, лист 1) на новый лист . Для этого воспользоваться командой Переместить /Скопировать контекстного меню ярлыка.
  3.  В разделе Переместить выбранные листы в книгу: выберите «Лабораторная работа 3». Не забудьте для копирования поставить галочку в окошке Создавать копию.
  4.  Перемещать и копировать листы можно перетаскивая их ярлычки, а для копирования удерживайте нажатой клавишу [Ctrl] (это осуществляется в пределах одной книги).
  5.  Рассчитайте максимальное, минимальное и среднее значения по колонкам «Курс покупки» и «Курс продажи», пользуясь мастером функций. Функция СРЗНАЧ, МАКС, МИН находятся в разделе «Статистические».
  6.  Сохраните изменения и распечатайте результаты выполнения лабораторной работы.


ОТНОСИТЕЛЬНАЯ И АБСОЛЮТНАЯ АДРЕСАЦИЯ
MS EXCEL

Задание 5. Создать таблицу расчета рентабельности продукции. Константы вводить в расчетные формулы в виде абсолютной адресации. Исходные данные представлены ниже:

  1.  На новом листе электронной книги создайте таблицу констант (отпускная цена одного изделия) и основную расчетную таблицу по заданию.
  2.  Введите исходные данные. При вводе номеров в колонку «А» (числа 1, 2, 3 и т.д.) используйте прием автозаполнения ряда чисел. Для этого наберите два первых числа ряда (числа 1 и 2), выделите их мышкой и подведите курсор к правому нижнему углу выделенных ячеек до изменения вида курсора на черный крестик. Прихватите мышью маркер автозаполнения и протяните его вниз до нужного значения — произойдет создание ряда натуральных чисел (арифметическая прогрессия).
  3.  Выделите цветом ячейку со значением константы — отпускной цены 57,00 р.

Рекомендации. Для удобства работы и формирования навыков работы с абсолютным видом адресации, рекомендуется при оформлении констант окрашивать ячейку цветом, отличным от цвета расчетной таблицы. Тогда при вводе формул окрашенная ячейка (т.е. ячейка с константой) будет вам напоминанием, что следует установить абсолютную адресацию (набором символа $ с клавиатуры или нажатием клавиши [F4]).

  1.  Произведите расчеты во всех строках таблицы. Формулы для расчета:

Выпуск продукции = Количество выпущенных изделий * Отпускная цена одного изделия,

в ячейку С7 введите формулу = С5*$Е$2 (ячейка Е2 задана в виде абсолютной адресации);

Себестоимость выпускаемой продукции = Количество выпущенных изделий * Себестоимость одного изделия,

в ячейку С8 введите формулу = С5*С6;

Прибыль от реализации продукции = Выпуск продукции — Себестоимость выпускаемой продукции,

в ячейку С9 введите формулу = С7-С8;

Рентабельность продукции = Прибыль от реализации продукции/Себестоимость выпускаемой продукции,

в ячейку С10 введите формулу = С9/С8.

  1.  На строку расчета рентабельности продукции наложите Процентный формат чисел. Остальные расчеты производите в Денежном формате.
  2.  Выполните текущее сохранение файла.

Задание 6. Создать таблицу расчета дохода сотрудников организации. Константы вводить в расчетные формулы в виде абсолютной адресации. Исходные данные представлены ниже:

  1.  На очередном свободном листе электронной книги создайте таблицу по заданию.
  2.  Введите значения констант и исходные данные. Форматы данных (денежный или процентный) задайте по образцу задания.
  3.  Произведите расчеты, применяя к константам абсолютную адресацию. Формулы для расчетов:

Подоходный налог = (Оклад — Необлагаемый налогом доход) * % подоходного налога,

в ячейку D10 введите формулу = (С10-$С$3)*$С$4;

Отчисления в благотворительный фонд = Оклад * % отчисления в благотворительный фонд,

в ячейку Е10 введите формулу = С10*$С$5;

Всего удержано = Подоходный налог + Отчисления в благотворительный фонд,

в ячейку F10 введите формулу = D10 + E10;

К выдаче = Оклад — Всего удержано,

в ячейку G10 введите формулу = C10-F10.

4. Постройте объемную гистограмму по данным столбца «К выдаче», проведите форматирование диаграммы.

  1.  Переименуйте лист электронной книги, присвоив ему имя «Доход сотрудников».
  2.  Выполните текущее сохранение файла.

Задание 7. Создать таблицу расчета квартальной и годовой прибыли. Константы вводить в расчетные формулы в виде абсолютной адресации. Исходные данные:

Доход = Розничная цена * Кол-во проданных изделий

Себестоимость = Розничная цена * Процент себестоимости

Прибыль = Доход — Себестоимость — Расходы

УДК 628.4(075.8)

Составитель М.М. Карманова

обработка информации в табличном процессоре MS excel: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Информатика» / сост. М.М.Карманова. Екатеринбург :УрФУ, 2010. 20с.

В работе приводится комплекс лабораторных работ в табличном процессоре MS Excel. Рассмотрены интерфейс и основные принципы работы в программе. В качестве практических заданий рассмотрены следующие разделы: ввод данных, оформление таблицы, организация вычислений с помощью функций и формул, использование абсолютной и относительной адресации, построение диаграмм.

Методические указания предназначены в помощь студентам дневной формы обучения специальности «Городское строительство и хозяйство» при выполнении заданий на практических занятиях по дисциплине «Информатика».

Библиогр.: 8назв. Табл. 1. Прил. 8.

Подготовлено кафедрой «Городское строительство».

©

УрФУ, 2010

Содержание

Интерфейс электронной таблицы 2

Лабораторная работа №1. Ввод данных, вычисление функций, форматирование таблицы. 2

Лабораторная работа №2. Работа со случайными числами. Построение диаграмм. 2

Лабораторная работа №3. Использование абсолютной и относительной адресации. 2

Лабораторная работа №4. Построение графиков функций. 2

Лабораторная работа №5. Японский календарь. 2

Лабораторная работа №6. Составление формул. Математические функции. 2

Лабораторная работа № 7. Использование функции ЕСЛИ. 2

Интерфейс электронной таблицы

Элементы интерфейса

  1. Кнопка Office (содержит операции с документом: создание, сохранение, печать, просмотр и т.д.)

  2. Панель быстрого доступа (на ней располагаются часто используемые операции)

  3. Лента (содержит вкладки)

  4. Вкладки (содержит команды, сгруппированные по смыслу)

  5. Строка ввода формул отображает вводимые в ячейку данные, пользователь может вводить и редактировать содержимое ячейки. Особенность строки ввода формул – возможность видеть формулу или функцию, а не ее результат.

  6. Рабочая область электронной таблицы состоит из строк и столбцов, имеющих свои имена.

Имена строк – это имена, начиная от 1 до 65536 (до MS Office 2007), 1048576 (с MS Office 2007). Имена столбцов – это буквы латинского алфавита сначала от A до Z, затем от AA до AZ, от BA до BZ и т.д (всего 256 столбцов – до MS Office 2007, 16384 — с MS Office 2007).

  1. Ячейка – область, определяемая пересечением столбца и строки электронной таблицы.

  2. Поле имени, где отображается адрес активной ячейки

  3. Ярлыки листов – для переключения между листами книги (по умолчанию в книге 3 листа).

Пересечение строки и столбца образует ячейку таблицы, имеющую свой уникальный адрес. Для указания адресов ячейки в формуле используются ссылки (например, A3 или C5).

Лабораторная работа №1. Ввод данных, вычисление функций, форматирование таблицы.

Для форматирования ячеек используется диалоговое окно, которое можно вызвать через контекстное меню — Формат ячеек.. или меню Формат — Ячейки…

Диалоговое окно состоит из нескольких вкладок:

  • Число – для выбора формата данных (общий, текстовый, числовой, финансовый, денежный и т.д.)

  • Выравнивание – параметры для форматирования данных в ячейках (горизонтальное и вертикальное выравнивание, направление текста, перенос слов в ячейке)

  • Шрифт – параметры для шрифта (гарнитура, кегль, начертание, цвет)

  • Граница – параметры для настройки границ ячеек

  • Заливка – заливка ячеек

  • Защита – установка защиты данных

Задание 1. Оформить таблицу

Задание 2. Заполнить таблицу данными, вычислить.

  1. Оформить таблицу, внести данные

  2. Записать функции для определения максимального (МАКС), минимального числа (МИН), суммы (СУММ), среднего значения (СРЗНАЧ) и значения моды (МОДА) для всех введенных чисел.

Формат записи функции можно найти в диалоговом окне ( или ВставкаФункция)

  1. Использовать условное форматирование:

— для ячеек, в которых значения от 20 до 30, выбрать заливку желтого цвета

— для ячеек, в которых значения от 60 до 90, выбрать заливку зеленого цвета

— для ячеек, в которых значения от 200 до 600, выбрать заливку красного цвета

УСЛОВНОЕ ФОРМАТИРОВАНИЕ – применение параметров форматирования при выполнении заданных условий.

Условное форматирование можно задать для ячейки или блока ячеек. Используется команда меню Формат — Условное форматирование.

Лабораторная работа №2. Работа со случайными числами. Построение диаграмм.

Для генерирования случайных чисел используется функция — СЛЧИС (группа Математические).

Примеры использования:

Запись

Описание

СЛЧИС()

Числа в диапазоне от 0 до 1

СЛЧИС()*100

Числа в диапазоне от 0 до 100

СЛЧИС()*76

Числа в диапазоне от 0 до 76

СЛЧИС()*-8

Числа в диапазоне от -8 до 0

СЛЧИС()*(10-2)+2

Числа в диапазоне от 2 до 10

СЛЧИС()*(6-(-9))-9

Числа в диапазоне от -9 до 6

Для указания диапазона выбора чисел используется формула: СЛЧИС()*(b-a)+a , где a и b — границы диапазона. При нажатии клавиши F9 значения ячеек будут изменяться.

Задание 1. Заполнить таблицу данными, вычислить максимальные и минимальные значения. .

  • Заполнить блок ячеек B1:B20 случайными числами в диапазоне от 0 до 1

  • Заполнить блок ячеек С1:С20 случайными числами в диапазоне от 0 до 100

  • Заполнить блок ячеек D1:D20 случайными числами в диапазоне от 3 до 50

  • Заполнить блок ячеек E1:E20 случайными числами в диапазоне от -10 до 10

  • Заполнить блок ячеек F1:F20 случайными числами в диапазоне от -100 до 100

Примечание. Для быстрого заполнения ячеек формула вводится в первую ячейку блока, а затем копируется (принцип копирования — выделить ячейку и перетащить за правый нижний угол (курсор превратится в черный крестик))

Пример выполненного задания:

Слой формул:

Примечание. Чтобы переключиться в режим слоя формул используется команда меню Сервис — Зависимости формул — Режим проверки формул. Выключить режим можно с помощью этой же команды.

  • Вычислить максимальные значения по строкам (справа от таблицы)

  • Вычислить минимальные значения по строкам (справа от таблицы)

  • Вычислить максимальные значения по столбцам (под таблицей)

  • Вычислить минимальные значения по столбцам (под таблицей)

Задание 2. Построение диаграмм.

  • Вызвать мастер диаграмм (меню Вставка — Диаграмма)

  • Выбрать тип ГИСТОГРАММА, вид ОБЪЕМНЫЙ, нажать ДАЛЕЕ

  • В качестве диапазона значений указать диапазон с данными (укажите таблицу со случайными числами), нажать ДАЛЕЕ

  • Задать название «ГИСТОГРАММА», нажать ДАЛЕЕ

  • Диаграмму поместить на отдельном листе, который назвать «ГИСТОГРАММА», нажать ОК.

  • Аналогичным способом построить остальные виды диаграмм:

  • Каждую диаграмму разместить на отдельном листе и назвать по выбранному типу

  • Сохранить файл. Результат работы показать преподавателю.

Лабораторная работа №3. Использование абсолютной и относительной адресации.

При обращении к ячейке можно использовать два способа: относительную адресацию (например, ВЗ, А1:G9) и абсолютную адресацию (например, $A1, A$5, $D$5)

Если при копировании формул вы пожелаете сохранить ссылку на конкретную ячейку или область, то вам необходимо воспользоваться абсолютной адресацией.

Задание 1. Вычисление функций

  • Создайте новую рабочую книгу – LAB.xls.

  • Заполните диапазон ячеек H1:J2 начальными исходными данными:

H

I

J

1

x0

step

k

2

-2

0.2

10

где х0 – начальное значение х, step — шаг изменения х, k – коэффициент (константа).

  • используя функцию автозаполнения (копирование с помощью перетаскивания), заполните столбец A числами от 1 до 21, начиная с ячейки A2 и заканчивая ячейкой A22.

  • заполните столбец B значениями х: —

  • в ячейку B2 занесите =$H$2. Это означает, что в ячейку B2 заносится значение из ячейки H2 (начальное значение х), знак $ указывает на абсолютную адресацию;

  • в ячейку B3 занесите =B2+$I$2. Это означает, что начальное значение х будет увеличено на величину шага, которая берется из ячейки I2;

  • скопируйте формулу из ячейки B3 в ячейки В4:B22.

Примечание. Столбец должен заполнится значениями х от -2 до 2 с шагом 0.2.

  • Заполните столбец С значениями коэффициента k:

  • в ячейку С2 занесите =$J$2;

  • в ячейку СЗ занесите =C2.Посмотрите на введенные формулы. Почему они так записаны?

  • скопируйте формулу из ячейки СЗ в ячейки С4:С22. Весь столбец должен заполнится значением 10.

  • Заполните столбец D значениями функции у1=x2-1:

  • в ячейку D2 занесите =В2*В2-1;

  • скопируйте формулу из ячейки D2 в ячейки D3:D22. Столбец заполнился как положительными, так и отрицательными значениями функции у1. начальное и конечное значения равны 3.

  • Аналогичным образом заполните столбец Е значениями функции у22+1.

Проверьте! Все значения положительные; начальное и конечное значения равны 5.

Заполните столбец F значениями функции

y=k(x2-1)/(x2+1):

  • в ячейку F2 занесите =С2*(D2/Е2);

  • скопируйте формулу из F2 в ячейки F2:F22.

Проверьте! Значения функции как положительные, так и отрицательные; начальное и конечное значения равны 6.

  • Построить график на отдельном листе по значениям столбца C, отформатировать (Название — График 1; фон желтый)

  • Построить график на отдельном листе по значениям столбца D, отформатировать (название — График 2, фон зеленый)

  • Построить график на отдельном листе по значениям столбца F, отформатировать (название — График 3, фон голубой)

Задание 2. Вычисление квартплаты.

  1. Переименуйте Лист1 в Квартплата

  2. Задайте цвет ярлыка листа — красный

  3. Оформите лист в соответствии с таблицей:

  1. Вычислите квартплату для каждой квартиры, если на данный момент используются следующие тарифы:

Площадь — 6,75 руб./кв.м

Электроэнергия — 1,05 руб./Квт*ч

Газ — 5,9 руб./чел.

Тарифы записать в отдельные ячейки.

Задание 2. Курс доллара

  1. Переименуйте Лист2 в Курс доллара

  2. Задайте цвет ярлыка листа — зеленый

  3. Курс доллара: 1$ = 29,2 руб. Для хранения значения курса доллара используйте ячейку A2.

  1. Оформите лист в соответствии с таблицей:

  1. Вычислите стоимость поездки в рублях, а также стоимость проживания 1 дня

  2. Вычислите среднюю стоимость поездки данного турагенства (в руб. и $)

  3. Вычислите максимальную и минимальную цену проживания 1 дня.

Задание 3. Вычисление стипенди

  1. Переименовать Лист 3 в Стипендия

  2. Задайте цвет ярлыка листа — желтый

  3. Оформить и заполнить таблицу на 5 записей.

  1. В отдельной ячейке запишите значение стипендии: 500

  2. Вычислите, заполните столбцы Итого, Средний балл

  3. Вычислить стипендию.

Для вычислений использовать следующие условия:

  • если средний балл Стипендии нет».

  • если средний балл равен или находится в промежутке от 4 до 4.5, то назначить стипендию равную размеру стипендии плюс 25%.

  • если 4.5 ≤ средний балл ≤ 5, то назначить стипендию равную размеру стипендии плюс 50%.

  • Во всех остальных случаях вывести текст «Неверные данные».

  1. Используя условное форматирование, выделите разными цветами значения в столбце Стипендия (например, «Неверные данные» — красный цвет, 625 – зеленый, 750 — желтый)

Лабораторная работа №4. Построение графиков функций.

Рассмотрите примеры построений и выполните самостоятельную работу.

Задание. Построить и отформатировать график функции в соответствии с примером.

Выполнение задания:

1 этап. Составление таблицы значений

2 этап. Построение графика

  • Запустить мастер диаграмм

  • Выбрать тип — график

  • В качестве данных указать созданную таблицу данных (см. рис.)

  • Подписать график

  • Отформатировать (задать фон, легенду, изменить тип линии и т.д.)

Подсказка. Форматировать можно уже готовую диаграмму. Каждый объект диаграммы (точки, линии, легенду, подпись, область графика и т.д.) можно форматировать отдельно, для этого дважды щелкнуть по нужному объекту – откроется соответствующее диалоговое окно.

Задание — Построить и отформатировать 2 графика функций в одной системе координат соответствии с примером.

Выполнение задания:

1 этап. Составление таблицы значений

2 этап. Построение графика

При построении нескольких графиков в одной системе координат необходимо создать несколько рядов данных (сколько графиков, столько и рядов).

3 этап. Форматирование диаграммы

В данном примере линия графика синего цвета имеет пунктирный тип. Для изменения типа дважды щелкните по линии графика, откроется диалоговое окно (см. рис), в котором можно изменить тип линии и тип маркера (точки).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Построить и отформатировать график функции в соответствии с примером.

Задание 2. Построить и отформатировать 2 графика функции в одной системе координат соответствии с примером.

Задание 3. Построить и отформатировать 2 графика функции в одной системе координат соответствии с примером.

Примечание. В качестве типа используется нестандартный (график + гистограмма)

Лабораторная работа №5. Японский календарь.

Исходные положения

Японский календарь основан на трех циклах: 60-ти летний определяется числом, 12-ти летний названием животного, а пятилетний цветом. В японском календаре существуют следующие животные: крыса, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья. Кроме того, учитываются пять цветов: зеленый, красный, желтый, белый и черный. Для определения номера года нужно к настоящему году прибавить 2397 лет и определить остаток от целочисленного деления

Выполнение задания:

  • В ячейках A1, B1, C1,D1, F3, G3, H3 размещаем заголовки Год, Номер года, Животное, Цвет.

  • В столбце F с ячейки F4 записать номера годов (12 лет – полный цикл).

  • В столбце G с ячейки G4 записать названия животных

  • Столбец H с ячейки H4 записать цвета

  • Записать в ячейку A2 год — 1990

  • В ячейку B2 ввести формулу для вычисления номера года (= ОСТАТ(A2+2397;60))

  • В ячейку C2 ввести формулу для определения животного (=ВПР(ОСТАТ(B2-1;12); $F$4:$H$15;2))

  • В ячейку D2 ввести формулу для определения цвета (=ВПР(ОСТАТ(ОТБР((B2-1)/2);5);$F$4:$H$8;3))

  • Заполнить диапазон ячеек A3:A18 целыми числами – с 1991 по 2006

  • Скопируйте формулу из ячейки B2 в диапазон ячеек B3:B18

  • Скопируйте формулу из ячейки С2 в диапазон ячеек С3:С18

  • Скопируйте формулу из ячейки D2 в диапазон ячеек D3:D18

Сравните полученный результат.

  • Для ячеек диапазона D2:D18 задайте условное форматирование:

— для значений «красный » залить ячейку красным цветом;

— для значений «зеленый » залить ячейку зеленым цветом;

— для значений «желтый » залить ячейку желтым цветом;

  • Показать результат преподавателю.

Лабораторная работа №6. Составление формул. Математические функции.

Обозначения функций в MS Excel:

Abs(x)

корень(x)

степень(x;2)

степень(x;1/n)

степень(x;a/n)

степень(x;n)

e

exp

exp(n)

cos x

cos(x)

sin x

sin(x)

степень(cos(x);2)

cos(степень(x;2))

Пример записи функции: В MS Excel: =abs(степень(x;2)+степень(y;2))/корень(x*y)

Задание 1. Вычислить значение функции:

, где

Для задания a, b, c; для вычислений y и x использовать разные ячейки.

Примечание. Для проверки задать a=12.5, b=25, c=23.5. Сравните результат: x=188.44, y=0.073049

Задание 2. Вычислить периметр прямоугольника со сторонами a и b:

Для задания x,y; для вычислений a, b и периметра использовать разные ячейки.

Примечание. Для проверки задать x=1.45; y=5.25. Сравните результат: a=0.0468; y=67.482; P=135.0584

Задание 3. Вычислить объем конуса с радиусом основания R и высотой H:

Для задания a,b; для вычислений R, H и объема использовать разные ячейки.

Примечание. Для проверки задать a=4.86; b=24. Сравните результат: R=0.1206; H=63.644; V=0.97

Пример оформления задания:

Задание. Вычислить площадь прямоугольника со сторонами a и b. Для задания x; для вычислений a, b и площади использовать разные ячейки.

Лабораторная работа № 7. Использование функции ЕСЛИ.

Формат записи функции:

=ЕСЛИ ( условие; выражение1; выражение2 )

При истинном условии выполнится выражение1, при ложном – выражение2. Выражение2 может быть пустым.

= ЕСЛИ(x0; x+1; x-1)

или

=ЕСЛИ(x0; x+1; ЕСЛИ(xx-1; ))

y= ЕСЛИ (ab; (a^2+b^2)/2; (a^2+b^2)/(a-b+1))

= ЕСЛИ (И(w0; ww^5+1; ЕСЛИ(ИЛИ(w=5; w=0); 1; ))

Проверка на четность проводится путем проверки остатка при делении на 0

=ЕСЛИ(ОСТАТ(a;2)=0;»четное»;»нечетное»)

Задание 1. Вычислить:

Для задания x; для вычисления значения использовать разные ячейки.

Примечание.

Сравните результат: x=1; значение = -0.01991

x=1.25; значение =3.265532

x=2; значение = нет решений

Задание 2. Вычислить:

Для задания b и c; для вычисления значения использовать разные ячейки.

Примечание.

Сравните результат: b=2; c=4; значение =0.02117

b=6; c=0; значение = #ДЕЛ/0!

b=8; c=5; значение = 0.444806

Задание 3. Вычислить:

Для задания a и b; для проверки четности; для вычисления значения использовать разные ячейки.

Примечание.

Сравните результат: a=-5.25; b=3; значение =0.512

a=0; b=3; значение =1

a=1;b=4; значение = #ДЕЛ/0!

a=6; b=5; значение = нет решений

1. В 9 лет Петя имел рост 120 см, в 10 лет — 125 см, в 11 лет — 132 см, в12 лет — 142см, в 13 лет — 147см, в 14 лет— 157см, в 15 лет — 160 см. Построить график изменения роста

2. В таблице представлены сведения об объеме подписки на районную газету за несколько лет. Изобразить эти данные в виде графика

Период

Объем подписки

1998-1

1998-2

1999-1

1999-2

2000-1

2000-2

2001-1

2002-2

1403

1559

936

978

1166

1205

1217

1278

3. В 9 лет Коля имел вес 30кг, в 10 лет— 35кг, в 11 лет— 38кг, в12 лет — 42 кг, в 13 лет — 45 кг, в 14 лет — 51 кг, в 15 лет — 55 кг. Федя соответственно 32, 36, 40, 43, 46, 48 и 53 кг. Построить графики изменения веса для каждого из ребят

4. В таблице приведены данные о количестве легковых автомобилей «Жигули» и «Волга», выпущенных в первом полугодии 2001 года.

Модель

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Жигули

59861

60463

67 758

64472

61 335

62035

Волга

5356

5970

7355

7369

5424

5526

5. Построить график функции у = 2х — 3 на отрезке [—4, 4].

6. Построить график функции у = 0,5*x; + 4 на отрезке [0, 8].

7. Построить график функции у = х2 на отрезке [—5, 5].

8. Построить график функции у = 2х2 — 2 на отрезке [-10, 10].

9. Построить график функции у = kx2 + b на отрезке [-20, 20], где значения параметров k и b задаются в отдельных ячейках. Задавая различные значения k и b (в том числе и отрицательные), следите за изменением графика. K=15, b=10

10. Подготовить таблицу значений функции у = sin х, где х меняется от 0 до 6,5 с шагом 0,5, и построить график этой функции.

11. Подготовить таблицу значений функции у = cos х, где х меняется от —2 до 4,5 с шагом 0,5, и построить график этой функции.

12. В таблице приведены данные о количестве этажей в десяти домах одной улицы.

Номер дома

Число этажей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5

9

5

9

14

9

5

9

14

9

13. Через месяц после приобретения компьютера у ученика 8 Б класса Мити Файликова на жестком магнитном диске обшей вместимостью 10 Гбайт информацией было занято 0,6 Гбайт, через 2 месяца — 1,2 Гбайт. Эти и другие данные о заполнении диска в конце каждого месяца первого года использования компьютера приведены в таблице

Номер месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Занято, Гбайт

0,6

1,2

1,5

1,9

2,6

2,8

3,9

4,3

4,5

5,4

5,5

6,1

Свободно, Гбайт

9,4

8,8

8,5

8,1

7,4

7,2

6,1

5,7

5,5

4,6.

4,5

3,9

Изобразить эти данные физически в виде гистофаммы с накоплением

14. Перед чемпионатом мира по футболу 2002 года газета «Спорт-Экспресс» задала читателям вопрос: «Кто должен играть в сборной России на месте опорного полузащитника?». Результаты опроса представлены в таблице

Мнение читателей

Алексей Смертин

Александр Мостовой

Егор Титов

Дмитрий Хохлов

Дмитрий Аленичев

Кто-то другой

Не знаю

Количество ответов

2251

2181

610

287

104

160

128

15. В таблице представлены сведения об объеме продаж (в млн условных единиц) продукции фирмы в трех странах в течение нескольких лет.

Страна

Чили

Бразилия

Аргентина

1995

12,3

45,7

22,1

1996

14,5

70,6

20,4

1997

15,0

85,7

18,6

1998

16,2

90,3

22,5

1999

17,0

96,4

22,6

16. На отдельном листе подготовьте таблицу, включающую три строки: аргумент х с шагом 0.2 и областью значений от 0 до 3-х, и строки со значениями функций y=sin(x), y=cos(x).

17. Рассчитать таблицу значений функции F (х, у) = х2 — у2, где х меняется

от -2 до 3 с шагом 0,5, а у — от 0 до 1 с шагом 0,2. Построить график

поверхности полученных значений

18. Рассчитать таблицу значений функции где х и у меняются от —5 до 5 с шагом 1. Построить график поверхности полученных значений F(x,y)=

19. Построить график функции y=cos2(П*x)

x1=0; x2=2 шаг 0.1

20. Построить график функции y=abs(x-1)+0.5. x от -5 до15 с шагом 1

21. Построить график функции y=x2-3*x+5.3, x от 2 до 8 с шагом 0,5

22. Построить график функции у=х3-2*х+0,85, х от 3 до 5 с шагом 0,2

23. Построить график функции у=abs(х-1)+0,5, х от -4 до 6 с шагом 1

24. Построить график функции у=10/(х-5)+1,5, х от 10 до 12 с шагом 0,2

25. Построить график функции у=1/abs(12-х), х от 5 до 10 с шагом 0,5

26. Построить график функции у=-5*ч+10,25, х от 0 до 3 с шагом 0,25

27. Построить график функции у=(х2+1)/х+3, х от 2 до 15 с шагом 1

28. Построить график функции у=abs(х-1)+0,5, х от -4 до 2 с шагом 0,5

29. Построить график функции у=5*х^2-3*x+1, х от -10 до 0 с шагом 1

30. Поверхность, описываемая уравнением:

p=2, q=5,

называется эллиптическим параболоидом. Получить изображение этой

поверхности для — 4 х 4 и для — 4 у 4.

31. Построить график поверхности z=(x^2)/2-(y^2)/2
x1=-10; x2=10 шаг 1
y1=-10; y2=10 шаг 1

32. Построить график поверхности z=x2/a2+y2/b2

А=3, b=2,

x1=-4.5; x2=1 шаг 0.5
y1=-4.5; y2=4.5 шаг 0.5 у вас должен получиться гиперболический параболоид

33. Построить график поверхности

А=3, b=2,

y1=-4.5; y2=4.5 шаг 0.5 у вас должен получиться конус

34 Построить график поверхности y=(x3/2)-(y+2)2

y1=-1; y2=1 шаг 0.25

35. Построить график поверхности z=x2-y2

y1=-10; y2=10 шаг 1

Лабораторная работа №8

  1. Напечатайте текст в ячейках «шапки»

    • Наименование товара

    • Количество

    • Закупочная цена

    • Процентная надбавка

    • Розничная цена

    • Сумма закупки

    • Сумма продажи

    • Прибыль

  1. Измените направление текста в ячейке

Для изменения направления текста в ячейке выделите её, наведя указатель мыши на ячейку и нажав левую кнопку мыши.

В строке меню выберите кнопку «Формат» ► «Ячейки» и нажмите левой кнопкой мыши. В открывшемся окне «Формат ячеек» выберите вкладку «Выравнивание».

  1. Пронумеруйте строки и столбцы таблицы

  1. Введите в ячейку формулу для расчёта розничной цены

Выделите ячейку G4. Поставьте в ячейке знак «=». Введите в ячейку формулу, последовательно нажимая левой кнопкой мыши на нужные ячейки и вставляя необходимые знаки – «=Е4+(Е4/100*F4)». После ввода формулы нажмите на клавиатуре кнопку «Enter».

  1. Введите формулы в ячейки H4, I4, J4

Аналогичным образом введите формулы для расчёта:

    • Суммы закупки (H4) – «=D4*Е4»

    • Суммы продажи (I4) – «=G4*D4»

    • Прибыли (J4) – «=I4 — H4»

  1. Вставьте формулы в остальные ячейки таблицы

Выделите ячейки верхней строки, в которые вписаны формулы. Наведите указатель мыши на кнопку «Копировать» на панели инструментов и нажмите левую кнопку мыши.

7. Создайте заголовок таблицы – «Расчет предлагаемой прибыли»

Заполните таблицу данными

8. Вставьте функцию в ячейку таблицы

Выделите ячейку «H13». Наведите указатель мыши на кнопку «Вставка» строки меню. В открывшемся меню выберите строку «Функция» и нажмите левую кнопку мыши. Откроется окно «Мастер функций». Выберите функцию – «Сумм» и нажмите кнопку «ОК».

Откроется окно «Аргументы функции». Выделите диапазон ячеек таблицы, которые необходимо суммировать, и нажмите кнопку «ОК».

Выделите ячейку «H13». Скопируйте формулу и вставьте её в ячейки «I13» и «J13» таблицы.

Лабораторная работа №9

ФИО

Должность

Дата рождения

Год рождения

Текущий год

Возраст

Зарплата

Иванов И.И.

Директор

01.02.1975

70 000,00р.

Петров П.И.

Водитель

04.03.1965

25 000,00р.

Сидоров С.С.

Гл.бухгалтер

03.02.1981

50 000,00р.

Лосев Д.В.

Охранник

04.12.1978

15 000,00р.

Гусев С.Т

Технолог

15.02.1992

35 000,00р.

Волков В.В.

Бухгалтер

06.06.1975

45 000,00р.

Золотарев И.Д.

Кассир

27.11.1978

25 000,00р.

Чижова С.С.

Технолог

08.02.1991

35 000,00р.

Аверина Д.А.

Секретарь

20.03.1988

30 000,00р.

Задание №1

  1. Создать еще один столбец и назвать его Надбавки. Подсчитать коэффициенты надбавок: для зарплаты ниже 40000 рублей – 5 %, свыше 40000 рублей – 7%.

  2. Создать еще один столбец – Зарплата с надбавкой. Подсчитать общую сумму зарплаты с коэффициентами.

  3. Создать ещё один столбец Налоговые отчисления. Вычислить налоговые отчисления, составляющие 13% от общей суммы.

  4. Создать ещё один столбец Выдаваемая зарплата. Подсчитать сумму, выдаваемую на руки с учетом вычетов.

  5. Переименовать Лист1 в Зарплата

Задание №2

  1. Вычислить год рождения.

  2. Вычислить текущий год.

  3. Вычислить возраст сотрудников.

Задание №3

  1. Создать ещё один столбец Дата приема на работу. Добавьте даты приема на работу самостоятельно.

  2. Создать ещё один столбец Стаж работы. Подсчитайте стаж работы.

  3. Создать ещё один столбец Надбавка за стаж работы. Подсчитайте Надбавку за стаж работы – до з-х лет 0%, от 3-х до 6-ти – 10%, более 6 лет – 15% (функция ЕСЛИ)

  4. Создать ещё один столбец Итого. Подсчитайте зарплату вместе с надбавкой.

Задание 4.

Постройте линейчатую диаграмму по итоговым выплатам сотрудникам на первом листе.

Задание 5.

  1. Отсортируйте список Листа 1 по алфавиту

  2. Установите фильтр и отберите сотрудников, родившихся в 1975 году.

  3. Вернитесь к исходному варианту.

  4. С помощью фильтра отберите сотрудников, имеющих зарплату в диапазоне от 32000 до 64000.

37

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лабораторна табличный процессор ms excel 2007
  • Лабораторная работа 3 ms excel расчет в таблицах
  • Лабораторная работа знакомство с word
  • Лаб работы с word
  • Лабораторная работа 2 оформление документов в word 2007