Конспект урока встроенные функции excel 9 класс

Встроенные функции в Excel (9 класс)

Морозова Татьяна Викторовна, учитель информатики

Цели урока:

  1. образовательная:
  • освоить основные встроенные функции;
  • научиться применять их при решении задач;
  • повторение видов адресации в электронных таблицах.
  1. развивающая:
  • формирование общеучебных умений: слушать объяснение учителя, отвечать на вопросы, самостоятельно выполнять задания учителя;
  • развитие познавательного интереса, любознательности, интереса к предмету “информатика”;
  • формирование у учащихся логического мышления, способности к анализу;
  • формирование информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
  1. воспитательная:
  • воспитание внимательного отношения к выполняемой работе;
  • умение самостоятельно мыслить и выполнять работу,
  • воспитание трудолюбия и аккуратности.

Оборудование:

  • персональные компьютеры;
  • проектор, экран;
  • презентация.

База знаний

К этому уроку учащиеся знают:

  • Что такое “электронные таблицы”, назначение ЭТ, интерфейс Microsoft Excel.
  • Как изменять формат ячейки, объединять ячейки.
  • Виды адресации (относительная, абсолютная, смешанная).
  • Как копировать формулы.

Основные умения:

  • Умеют создавать и заполнять таблицы.
  • Умеют изменять формат ячейки, размер, заливку, границы, объединять ячейки.
  • Умеют копировать формулы.
  • Умеют использовать разные виды адресации ячеек.

Ход урока

1. Организационный  момент

Приветствие, проверка присутствующих. Сообщение ученикам темы и целей урока.

2. Актуализация и проверка знаний

На прошлых уроках мы работали с электронными таблицами. Напомните (далее устный опрос): (презентация – Повтор_ex1):

  1. Для чего предназначены электронные таблицы?

Ответ: Для организации табличных вычислений на компьютере.

  1. Какие данные можно ввести в ячейки электронной таблицы?

Ответ: текст, числа и формулы.

  1. Как по умолчанию выравниваются числа и текст в ячейке?

Ответ: по умолчанию текст выравнивается по левому краю, числа — по правому.

  1. Как ввести формулу в ЭТ?

Ответ: запись формулы начинается со знака =, содержит имена ячеек и знаки арифметических операций, заканчивается нажатием ENTER.

  1. Какое значение будет в ячейке C1 в режиме отображения значений?

Ответ: 12.

  1. Как можно скопировать формулу из ячейки C1 в ячейки диапазона C2:C4.

Ответ: Используя маркер автозаполнения распространить формулу на диапазон С2:С4 или копированием.

  1. Какие формулы будет в ячейках С2, C3 и C4 после копирования в них формулы из ячейки C1? Определите, какие будут значения в этих ячейках.

Ответ: При копировании формулы вниз номера ячеек увеличиваются на 1. Таким образом, в  ячейке С2 будет формула =A2+B2, в С3 формула =A3+B3 , в С4 формула =A4+B4. Значения в ячейках С2 – 15, в С3 – 15, в С4 – 18.

  1. Какие формулы будет в ячейках D1 и E1 после копирования в них формулы из ячейки C1?

Ответ: При копировании формулы вправо или влево в формуле меняется имя столбца. Таким образом, в  ячейке D1 будет формула =B1+C1, в E1 формула =C1+ D1.

  1. Что означает наличие знака $ в имени ячейки?

Ответ: При всяком перемещении этой формулы имена строк и столбцов, перед которыми указан знак $ меняться не будут.

  1. Какие формулы будут в ячейках С2:С4 при копировании в них формулы из ячейки С1?

Ответ: в С2 будет формула =$A$1+B2, в С3 формула  =$A$1+B3, в С4 формула  =$A$1+B4.

  1. Какие формулы будут в ячейках С2:С4 при копировании в них формулы из ячейки С1?

Ответ: при копировании формулы в нижние ячейки столбца в формуле меняются номера строк, перед которыми не стоит знак $. Таким образом, в ячейке С2 будет формула =$A2+B$1, в С3формула =$A3+B$1, в С формула =$A4+B$1.

  1. Какие формулы будут в ячейках D1:F1 при копировании в них формулы из ячейки С1?

Ответ: при копировании формулы вправо в формуле меняются имена столбцов, перед которыми не стоит знак $. Таким образом, в ячейке D1 будет  формула =$A1+C$1, в E1 формула =$A1+D$1, в D1 формула =$A1+E$1.

  1. Какие формулы будут в ячейках D1:D4 при копировании в них формулы из ячейки С1?

Ответ: В ячейке D1: =$A1+C$1, в D2: =$A2+D$1, в D3: =$A3+D$1, в D4: =$A4+D$1.

3. Актуализация знаний (создание проблемной ситуации)

Презентация «Встроенные функции»

Задача. Слайд 2:  Известны оценки за контрольную работу по информатике группы из 10 учеников. Определить средний балл группы за эту работу, найти наибольшую и наименьшую оценки.

С учениками обсуждаем вид таблицы, формулы. Решаем, что таблица может иметь следующий вид:

В ячейках B2:B11 записываются фамилии учеников, в ячейки C2:C11 – оценки. В ячейке C12 будет формула =(C1+C2+C3+C4+C5+C6+C7+C8+C9+С10)/10. Какие формулы должны быть в ячейках С13 и С14?

Можно ли упростить формулу в ячейке C12? Для ответа на эти вопросы ученикам нужны новые знания.

4. Объяснение нового материала

Слайд 3: При записи формул в электронных таблицах можно использовать стандартные (встроенные) функции. Встроенные функции – это заранее определенные формулы, которые возвращают результат выполнения действий над исходными значениями (аргументами). Каждая функции имеет уникальное имя, которое используется для ее вызова.  

Слайд 4: Для вызова функции надо набрать:

  1. знак =
  2. записать имя функции
  3. в круглых скобках указать аргументы
  4. нажать клавишу

Слайд 5: Диалоговое окно Мастер функций (вызывается при нажатии на fx в строке формул или вкладка Формулы) упрощает создание функций и сводит к минимуму количество ошибок при вводе функций. Встроенные функции подразделяются на группы: математические, статистические, логические, текстовые, финансовые и др. К математическим относятся функции, такие как Sin(), Cos(), Корень() и пр. Особый интерес представляют функции, аргументом которых является диапазон ячеек, а не одна ячейка: СУММ(). СРЗНАЧ(), МАКС(). МИН().

Слайды 6, 7: Часто используемые функции: СУММ, МИН, МАКС, СРЗНАЧ вынесены на ленту (значок Автосумма ).
Вернемся к решению задачи.

В ячейке С12 наберем формулу: =СРЗНАЧ (С2:С11) .

В ячейку С13 введём формулу:  =МАКС(С2:С11) . Сделаем это следующим образом:

  1. раскроем список рядом со значком Автосумма ∑
  2. выберем функцию МАКС
  3. выберем нужный диапазон C2:C11,
  4. нажмем .

В ячейку С14 введём формулу: =МИН (С2:С11) , используя Мастер функций.

Дальнейшее изложение происходит в форме обсуждения. Демонстрируется таблица (слайд 8)

Вопрос: Что вычисляет формула в ячейке E1?

Ответ: Вычисляет сумму чисел диапазона A1:D1, т.е. A1+B1+C1+D1.

Вопрос: Что вычисляет формула в ячейке A4?

Ответ: Находит максимальное значение диапазона A1:A3.

Вопрос: Как вы думаете, какая формула будет в ячейке Е2 при копировании в нее формулы из ячейки E1?

Ответ: СУММ(A2:D2). 

Вопрос: Какая формула будет в ячейке B4 при копировании в нее формулы из ячейки A4.

Ответ: МАКС(B2:B3)

Делаем вывод: формулы, содержащие встроенные функции можно копировать в другие ячейки по правилам копирования формул.  

Немного изменим формулу в E1. Демонстрируется таблица (слайд 9)

Вопрос: Какие значения будут в ячейках диапазонов E2:E3, если в них скопировать формулу из ячейки C1.

Ответ: В ячейке E2 формула СУММ($A$1: D2) ; в ячейке E3 формула СУММ($A$1: D3);

Задание 1 (слайд 10). В таблицу собраны данные о крупнейших озерах мира. Найти глубину самого мелкого озера, площадь самого обширного озера и среднюю высоту озер над уровнем моря. Исходная таблица и результат:

 

Для определения минимальной глубины выделим ячейку B8 и поместим в нее формулу МИН(C2:C7), для нахождения максимальной площади выделим ячейку B9 и введем в нее формулу МАКС(B2:B7), для вычисления средней высоты в B10 запишем формулу СРЗНАЧ(D2:D7). При записи формул ученики должны внимательно следить, чтобы в аргументах были правильно указаны диапазоны, при необходимости скорректировать его любым способом (выделив мышкой правильный диапазон или исправив формулу).

Задание 2 (слайд11). Дана таблица оценок 10 учеников по русскому языку, литературе, математике, информатике, физике, химии и иностранному языку. Вычислить средний балл каждого ученика, а также средний максимальный и минимальный балл по каждому предмету.

Исходной информацией в данной задаче являются фамилии учеников и оценки. Создаем таблицу вида:

Для вычисления среднего балла каждого ученика в ячейку J2 заносим формулу  =СРЗНАЧ(C2:I2).

Копируем (или распространяем, используя маркер автозаполнения) эту формулу в нижние ячейки С3:С10.

Выберем для ячеекC2:C11 формат числовой с одним десятичным знаком.

Для определения средних оценок по предмету в ячейку C12 вводим формулу СРЗНАЧ(С2:С11), диапазон

C2:C11 выбирается правильно автоматически. Копируем формулу вправо в ячейки D12:J12.

Для определения минимальной оценки по предмету в ячейку C13 вводим формулу =МИН(C2:C11). Проверить, правильность выбора диапазона.

Для определения максимальной оценки проделаем аналогичные действия, выбрав функцию МАКС.

В результате получаем таблицу:

5. Закрепление полученных знаний

Ученики самостоятельно выполняют задания за компьютером, при необходимости обращаются за разъяснениями к учителю (слайд12).

Задание 1. Футбольная секция закупила 30 пар кроссовок по 1600 руб.; 20 мячей по 700 руб., 4 сетки для ворот по 2900 руб. Определите суммарную стоимость покупки.

Задание 2. Перед началом учебного года веселые человечки покупали в магазине тетради. Незнайка купил 10 тетрадей, Торопыжка 15, Знайка 25, Дюймовочка 12, Пончик -17. Цена одной тетради S руб. Сколько денег заплатил каждый из них за тетради? Сколько тетрадей всего купили веселые человечки и сколько всего денег заплатили за все тетради? Решить задачу для S=20.

Задание 3. В городской игре КВН участвуют 5 команд выступления которых оценивают 6 судей. Найти максимальную, минимальную и итоговую оценку (средний балл) для каждой команды, а также отдельно вывести оценку победителя игры (определяется как максимальная  из средних оценок каждой команды).

6. Проверка работы учащихся

Демонстрируются заранее подготовленные файлы с результатами решения.

7. Подведение итогов урока

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

8. Домашнее задание

Задача 1. Ежедневно в течение четырёх недель измерялась температура воздуха в 6 часов утра. Определить среднюю температуру по каждой неделе, самую теплую и самую холодную недели.

Задача 2. Вы готовитесь к проведению международных соревнований по одному из видов спорта. Правила в данном виде спорта таковы:

  • выступление каждого спортсмена оценивают N судей;
  • максимальная и минимальная (по одной, если их несколько) оценка каждого спортсмена отбрасываются;        
  • в зачет спортсмену идет среднее арифметическое оставшихся оценок.

Составьте турнирную таблицу для случая, когда в соревнованиях участвуют 7 спортсменов, а оценивают их 6 судей. Предусмотрите вывод максимального балла, набранного победителем.

Тема урока: “Встроенные функции в электронной таблице “Excel”

Класс 9

Необходимое оборудование: рабочие места учащихся (ПК), интерактивная

доска, проектор, раздаточный материал, презентация

Цели:

Повторение, закрепление и углубление знаний по теме “Табличный

процессор Excel.

Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и

предмету “Информатика” в целом. .

Воспитание у учащихся самостоятельности, ответственности за себя и

других членов коллектива

Развитие умственной деятельности, памяти.

I. Организационный момент

Приветствие, настрой на работу, выяснение отсутствующих.

2. Разминка, актуализация

Работа с интерактивной доской (презентация)

3. Изложение нового материала

Для облегчения расчетов в табличном процессоре Excel есть встроенные

функции. Каждая стандартная встроенная функция имеет свое имя. Для удобства

выбора и обращения к ним, все функции объединены в группы, называемые

категориями: математические, статистические, финансовые, функции даты и

времени, логические, текстовые и т.д.

Конспект урока на тему «Встроенные функции в Excel»

Подготовила учитель информатики

Овсянникова Е.Н.

Цели урока:

образовательная:

развивающая:

воспитательная:

  1. освоить понятие встроенной функции и их основные типы;

    научиться применять их при решении задач;

    повторение видов адресации и форматов ячеек в электронных таблицах.

    формирование общеучебных умений: слушать объяснение учителя, отвечать на вопросы, самостоятельно выполнять задания учителя;

    развитие познавательного интереса, любознательности, интереса к предмету;

    формирование у учащихся логического мышления, способностик анализу;

    формирование информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

    воспитание внимательного отношения к выполняемой работе;

    умение самостоятельно мыслить и выполнять работу,

    воспитание трудолюбия и аккуратности.

Оборудование:

персональные компьютеры;

проектор, экран;

презентация.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

Организационный момент – 1 мин.

Актуализация и проверка знаний (тест) — 5 мин.

Объяснение нового материала – 15 мин.

Закрепление полученных знаний (самостоятельная работа учащихся за компьютерами) -20 мин.

Подведение итогов уроков, рефлекси. – 2 мин.

Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих. Сообщение ученикам темы и целей урока.

2. Актуализация и проверка знаний

На прошлых уроках мы работали с электронными таблицами. Чтобы вспомнить основные моменты, выполним небольшой тест (Презентация Слайд №2-8).

3. Объяснение нового материала

Слайд 9,10: При записи формул в электронных таблицах можно использовать стандартные (встроенные) функции. Встроенные функции – это заранее определенные формулы, которые возвращают результат выполнения действий над исходными значениями (аргументами). Каждая функции имеет уникальное имя, которое используется для ее вызова. Встроенные функции подразделяются на группы: математические, статистические, логические, текстовые, финансовые и др.

Для вызова функции надо набрать:

  • знак =

    записать имя функции

    в круглых скобках указать аргументы

    нажать клавишу

Диалоговое окно Мастер функций (вызывается при нажатии на fx в строке формул или вкладка Формулы) упрощает создание функций и сводит к минимуму количество ошибок при вводе функций.

Слайды 11, 12: Часто используемые функции: СУММ, МИН, МАКС, СРЗНАЧ вынесены на ленту (значок Автосумма ).

Для суммирования значений диапазона необходимо его выделить, причем для ячеек, расположенных в одном столбце или строке, достаточно щелкнуть по кнопке Автосумма на панели инструментов Стандартная, установив курсор в нужную ячейку.

Другими стандартными функциями являются:

СРЗНАЧ(аргументы) – находит среднее арифметическое аргументов.

ЧИСЛО(аргументы) – подсчитывает количество чисел среди аргументов.

МАКС(аргументы) – находит наибольшее число среди аргументов.

МИН(аргументы) – находит наименьшее число среди аргументов.

Слайды 13: В математике широко используется степенная функция y=х^n, где х – аргумент, а n – показатель степени (например, y= х^2,y=х^3 и т.д.). Её можно записать двумя способами: 1. с помощью клавиатуры; 2. с помощью Мастера функций.

4. Закрепление полученных знаний

Ученики самостоятельно выполняют задания за компьютером, при необходимости обращаются за разъяснениями к учителю (Слайд №14).

Практическая работа.

Задания на использование встроенных функций.

1. Откройте таблицу с прайс-листом. И посчитайте общую стоимость компьютера, использую функцию CУММ.

2. Откройте новый лист таблицы и создайте таблицу значений для функций:

А) на отрезке с шагом 1;

Б) на отрезке с шагом 1;

В) на отрезке с шагом 0,25.

Пример создания таблицы значений для функции на отрезке с шагом 0,5.

На листе табличного процессора набираем каркас таблицы:

2) После этого в ячейку C3 вводим формулу =B$3+$H$1. Копируем данную формулу в другие ячейки (до F3). Эта формула к предыдущему значению аргумента x прибавляет шаг и позволит быстро заполнить значения аргумента x в таблице.

3) Осталось заполнить значения функции для данных значений аргумента x. Для этого в ячейку B4 нужно ввести функцию нахождения квадрата числа. Для этого выполним следующие действия:

в B4 напишем знак =

нажмем кнопку , расположенную в сроке формул и выберем в списке функцию СТЕПЕНЬ

заполним строки Основание адресом ячейки, где находится значение x, и Степень, записав туда 2. Нажмем ОК.

4) Копируем данную формулу в другие ячейки (до F4).

5. Подведение итогов урока

Подводятся итоги урока, выставляются оценки (Слайд №15).

6. Домашнее задание

Создать в электронных таблицах Таблицу умножения.

Презентация
PPTX / 662.07 Кб

Цели урока:

  • закрепление умений по теме «Использование в формулах относительных, абсолютных и смешанных ссылок»;
  • формирование понятия «встроенная функция»;
  • изучение и практическое использование в формулах встроенных функций.

Опорные понятия:

  • ссылка
  • формула
  • функция

Новые понятия:

  • встроенные функции

Тип урока

  • комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные — навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчетов по вводимым пользователем и встроенным формулам; научиться проводить обработку большого массива данных с использованием встроенных средств электронной таблицы;
  • метапредметные — общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; проводить обработку числовых данных с помощью электронных таблиц;
  • личностные — представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Решаемые учебные задачи:

  • знакомство с наиболее часто используемыми встроенными функциями;
  • рассмотрение практических примеров использования в формулах встроенных функций.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

  • персональный компьютер (ПК) учителя, интерактивная доска, мультимедийный проектор;
  • ПК учащихся.

Электронные приложения к уроку:

  • презентация «Прикладная среда табличного процессора Excel. Встроенные функции» (приложение 1);
  • тест «Использование в формулах  относительных, абсолютных и смешанных  ссылок» — https://goo.gl/forms/GHVQaCfMfRGngtvX2;
  • практическая работа «Встроенные функции» (приложение 2);
  • технологическая карта урока (приложение 3).

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие обучающихся, проверка присутствующих, их готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

Вопросы на повторение ранее изученного материала:

1. Перечислите основные объекты электронной таблицы.

2. Какие типы данных можно хранить в ячейках электронной таблицы?

3. Назовите правило  ввода формул.

4. Назовите тему, с которой мы познакомились на прошлом занятии.

5. Что такое ссылка? Перечислите виды ссылок.

6. Как изменяются  ссылки при копировании?

Проверочная работа по теме «Использование в формулах относительных, абсолютных и смешанных ссылок» — тест в режиме онлайн https://goo.gl/forms/GHVQaCfMfRGngtvX2

III. Целеполагание, мотивация к учебной деятельности.

Учитель. При составлении несложных формул, с небольшим количеством ссылок, например, где требуется сложить два — три числа, у пользователей не возникает трудностей при выполнении расчетов. А как быть в ситуации, когда электронная таблица состоит из сотен или тысяч строк? Например, нам требуется сложить 10 чисел и больше. Какие способы выполнения вычислений можно предложить?

Способ 1. Составить длинную формулу, в которой вручную перечислить все ячейки с числами. Например,

=A1+A2+A3+A4+A5+A6+A7+A8+A9+A10+…

Способ 2. Вместо длинной формулы

=A1+A2+A3+A4+A5+A6+A7+A8+A9+A10+…

можно использовать эквивалентную ей формулу =СУММ(A1:С10).

Таким образом,  мы использовали функцию СУММ() – встроенную функцию табличного процессора Excel, что позволило сделать формулу более компактной, простой и понятной.

Как вы считаете, в табличном процессоре  Excel существует возможность работы с другими функциями, кроме СУММ()? Если да, то, какие, на ваш взгляд, это могут быть функции? (Ответы обучающихся)

Предлагаю сегодня на уроке исследовать возможности использования в  табличном процессоре  Excel  встроенных функций. Сформулируйте тему урока. (Ответы обучающихся)

Запишите в тетрадь тему урока «Прикладная среда табличного процессора Excel. Встроенные функции».

IV. Открытие  нового знания.

Учитель. На сегодняшний день табличный процессор Excel является самой мощной программой, которая используется в различных сферах деятельности человека: в бухгалтерии, экономике, статистике — для выполнения различных расчетов, т.е. там, где необходима обработка больших массивов числовых данных.

Для облегчения расчетов в табличном процессоре Excel используют встроенные функции.

В большинстве случаев использование функций в формулах позволяет не только упростить саму формулу, но и выполнять такие вычисления, которые осуществить по-другому, без функций, просто невозможно.

Предлагаю вам самостоятельно познакомиться с понятием и видами функций в табличном процессоре Excel. Учебник-практикум: стр. 157-159.

В тетради запишите ответы на следующие вопросы:

    • Что такое функция в электронных таблицах и аргумент?
    • Какие бывают виды функций?
    • В чем заключаются правила использования функций в формулах?
    • Примеры формул с использованием функций.

Учитель. Самыми распространенными видами встроенных функций являются математические, статистические, логические. Сегодня на уроке мы познакомимся с  математическими и статистическими. Логические функции будут необходимы тем, кто сдает экзамен по информатике для решения задания № 19 – задания высокого уровня сложности.

Полный список встроенных функций Excel можно вызвать различными способами:

1) нажать на значок f(x) около строки формул;

2) выбрать пункт меню Формулы.

Основные встроенные функции, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке:

  1. Среднее. Вызывает функцию =СРЗНАЧ(), с помощью которой можно подсчитать арифметическое среднее диапазона ячеек (просуммировать все данные, а затем разделить на их количество).
  2. Число. Вызывает функцию =СЧЕТ(), которая определяет количество ячеек в выделенном диапазоне.
  3. Максимум. Вызывает функцию =МАКС(), с помощью которой можно определить самое большое число в выделенном диапазоне.
  4. Минимум. Вызывает функцию =МИН() для поиска самого маленького значения в выделенном диапазоне.

Правила ввода функций:

1. Выделить ячейку, в которой будет введена формула с использованием встроенной функции, например, G14. Нажать на кнопку f(x).

Рисунок 1

2. В диалоговом окне Мастер функций выбрать функцию из списка.

Рисунок 2

В диалоговом окне Аргументы функции ввести диапазон исходных данных. Нажать кнопку ОК.

Рисунок 3

Диалоговое окно позволяет упростить создание формул и свести к минимуму количество опечаток и синтаксических ошибок. При вводе функции в формулу диалоговое окно отображает имя функции, все её аргументы, описание функции и каждого из аргументов, текущий результат функции и всей формулы.

Результат вычисления отображается в ячейке G14.

Рисунок 4

V. Закрепление нового материала.

(Работа на интерактивной доске.)

Используя встроенные функции, составим формулы для определения:

1) среднего балла по всем предметам в классе;

2) минимального и максимального балла по каждому предмету;

3) количества оценок по всем предметам в классе.

Таблица «Успеваемость».

Рисунок 5

Практическая работа.

  • Открой файл Встроенные функции_задание (приложение 2)
  • На листе «Перевозки» <Рисунок 6> выполни задание: в ячейках, выделенных цветом, составь формулы для выполнения расчетов.

VI. Рефлексия учебной деятельности.

Продолжи предложения:

  • Встроенные функции – это …
  • Аргумент – это …
  • Функция СУММ() предназначена для …
  • Функция СЧЁТ() подсчитывает …
  • Функция СРЗНАЧ() …
  • Функция МИН() …
  • Функция  МАКС() …

На шкале отметьте высказывание, с которым вы согласны.

VII. Домашнее задание.

Скачай и открой файл Встроенные функции_задание (приложение 2)

На листах «Погода» и «Продукты» выполни задание: в ячейках, выделенных цветом, составь формулы для выполнения расчетов.

Список литературы.

  1. Информатика и ИКТ. 9 класс: учебник / Н.В. Макарова.
  2. Информатика и ИКТ. 9 класс: Практикум / Н.В. Макарова.

Данные об учителе: учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ № 6 г. Холмска, Белякова Наталья Александровна.

Сценарий урока

информатики и ИКТ

в 9 классе

на основе системно-деятельностного подхода

Тема урока: «Встроенные функции».

Класс: 9

Группа: 2

Количество уроков: 1

Всего уроков по теме: 2

Дисциплина: Информатика и ИКТ

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока:

  • формирование умений использования встроенных функций в MS Excel

Задачи урока:

  • научиться выполнять задания в программе MS Office Excel с помощью Мастера функций;

  • воспитывать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость;

  • развивать мышление, познавательные интересы, навыки работы на компьютере с электронными таблицами.

Методы и приемы: словесный, наглядный, репродуктивный

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Технология: технология развивающего обучения

Результаты обучения:

  • Личностные:

  • умение организовывать индивидуальную среду и свою деятельность с помощью необходимых технических и программных средств;

  • повышение своего образовательного уровня и подготовки к продолжению обучения с использованием обучающих, тестирующих программ или иных программных продуктов

  • Метапредметные:

  • владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализ ситуации, планирование деятельности, обобщение и обработка данных;

  • развитие навыков работы с таблицами, представленными в электронной форме.

  • Предметные:

  • анализ последовательности собственной деятельности при работе над заданиями.

  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение формы представления информации отвечающей данной задаче (таблицы, схемы, диаграммы и др.);

  • выполнение поставленных задач (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними, отражение этих отношений с помощью формул в табличном процессоре).

Оборудование урока:

  • ПК учителя, ПК учащихся..

  • Операционная система WINDOWS XP.

  • Мультимедийный проектор.

  • Презентация.

  • Дидактический материал.

Используемая литература:

  • Учебник «Информатика и ИКТ. 9 класс» Босова Л. Л., Босова А. Ю.

  • Рабочая тетрадь «Информатика и ИКТ. 9 класс» Босова Л. Л., Босова А. Ю.

1. Мотивация к учебной деятельности

Организационный момент: Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку,

hello_html_2410aa2c.png

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем работать с электронными таблицами в табличном процессоре Excel.

Для того чтобы наш урок стал интересным и запоминающимся приглашаю вас к сотрудничеству.

Обучающиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку.

Регулятивные: самоконтроль.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы с вами занимались на прошлом уроке? Что мы уже знаем про электронные таблицы?

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами задания, которые нужно выполнить в табличном редакторе. Скажите, как можно выполнить их.

hello_html_m490293ad.png

Задание 1. В таблице представлено количество осадков, выпавшее в течении месяца. В задании требуется подсчитать общее количество всех выпавших осадков. Как можно это сделать?

Скажите, а если бы надо было узнать сумму всех осадков, которые выпали не за месяц, а за год?

hello_html_33ae9201.jpg

Задание 2. В этом задании показаны все оценки по разным предметам. По заданию надо вывести средний балл по каждому предмету. Что нам надо будет сделать?

hello_html_4cd7c3d.png

Задание 3. Найти максимальное и минимальное значение представленных донесений агентами, чтобы определить кто хорошо и кто очень плохо работал. Как это можно сделать?

hello_html_72c95e3c.png

Задание 4. Найти синусы, косинусы и тангенсы углов. Есть варианты решения?

Сегодня мы с вами научимся решать подобные задачи, а поможет нам в этом очень нужная и очень полезная встроенная функция, которая облегчит нам работу и поможет быстро выполнить все задания.

hello_html_m27afcfe4.png

Давайте запишем тему нашего урока.

Целью нашей работы на уроке сегодня будет:

  • формирование умений использования встроенных функций в MS Excel.

hello_html_m5b3d222a.png

Обучающиеся отвечают, что электронные таблицы состоят из строк и столбцов, что каждая ячейка имеет имя. Что в программе можно строить различные таблицы и можно делать математические расчеты. Что ячейки можно перемещать, копировать и что формулы также копируются, изменяя имена ячеек при копировании. Что при копировании используются относительные, абсолютные и смешанный ссылки и пр.

Дети предлагают просуммировать все ячейки

=В2+В3+В4+…+В31

Обучающиеся предлагают свои варианты ответа

Дети предлагают просуммировать все ячейки по предмету и разделить их на количество оценок

=(B2+C2+D2+…+M2)

/12

Обучающиеся предлагают свои варианты ответа

Обучающиеся становятся в тупик и отвечают что вариантов решения у них нет.

Записывают число и тему урока.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

2. Актуализация пробного учебного действия

Давайте рассмотрим таблицу, в которой дан рост в см нескольких учеников.

hello_html_49eac3a2.png

В таблице надо рассчитать рост в дюймах, аршинах, вершках и футах. А после этого надо рассчитать средний рост, максимум и минимум, а также сумму значений по всем колонкам.

Перевод из одной единицы в другую не составит большого труда, так как здесь выполняется одинаковое действие, меняются только величины измерения.

hello_html_1d594dea.png

Легче всего использовать абсолютные ссылки для расчетов.

Для этого используем кнопку F4, чтобы поставить знак $

=С2/$С$14

hello_html_m4dbcb919.png

Для дальнейших расчетов можно конечно использовать простой способ, вводя все формулы с клавиатуры, а max и min вообще выбрать из таблицы и записать. Но а если таблица будет состоять не из 6, а из 600 учащихся? Представьте сколько времени это у вас займет. Поэтому лучше всего использовать уже встроенные в программу функции.

Встроенные функции – это заранее определенные формулы.

В формулах используются аргументы – ячейки с данными.

hello_html_m2308bd71.png

Все встроенные функции можно вызвать двумя способами:

  1. Над таблицей перед полосой формул нажать на кнопку «Мастер функций» (fx)

  2. Зайти на вкладку «Формулы» и нажать на кнопку «Вставить функцию»

При нажатии на эту кнопку у вас появится возможность использования нескольких видов функций:

hello_html_m3a487c65.png

Все встроенные функции обязательно записываются заглавными буквами и имеют собственное имя (в основном это сокращенное название функции)

hello_html_m5be43edb.png

Вот несколько образцов встроенных в программу функций:

hello_html_m4beb4358.png

Посмотрите на задание из рабочей тетради №214. Попробуйте самостоятельно соотнести названия функций и действиями, которые они выполняют

hello_html_3db43ccf.png

На это задание у вас 1 минута.

Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе.

Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

3. Выявление места и причины затруднения

Давайте сверим ваши ответы с результатом на экране.

hello_html_7ba0bcf8.png

Похвалить учащихся за выполненную работу.

Обучающимся напоминают, что различных встроенных функций в программе более 360 и запомнить все не возможно, поэтому всегда нужно обращать внимание на подсказки в окне «Мастер функций» и делать работу не спеша, чтобы потом не тратить время на исправление.

Учащиеся сверяют свою работу и если находят ошибки, то исправляют их в процессе проверки.

Регулятивные: самостоятельное выполнение действий по соответствию..

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Вернемся к нашей задаче:

hello_html_m207be576.png

Для того чтобы рассчитать средний рост в разных единицах измерения, нам надо левой кнопкой мыши выделить ячейку, отведенную под ответ и нажать на значок «Мастер функций»

hello_html_m73c8cf4.png

В появившемся окне выбираем категорию встроенной функции. Если сомневаетесь, то лучше всего выбрать «Полный алфавитные перечень»

hello_html_630854e6.png

hello_html_m2a7b03e6.png

После этого выбираете нужную функцию и нажимаете «Ок».

hello_html_1f8faa0f.png

В появившемся втором окне вводите аргументы (либо с клавиатуры, либо с помощью нажатия левой кнопкой мыши по ячейкам). Нажимаете «Ок» и в ячейке появляется результат.

Те же действия выполняем для других функций.

hello_html_m55a93cde.png

hello_html_m241c735d.png

hello_html_4e48805b.png

Следят за действиями учители и конспектируют алгоритм использования данной функции.

Предметные: понимание, обоснованное применение мастера функций при решении задач

Регулятивные: определение последовательности операций,

составление плана последовательности действий;

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

В Excel набрана рассмотренная выше таблица. Вместе с детьми заполняем эту таблицу.

hello_html_33a9ad1a.png

Проговаривают порядок выполнения действий для заполнения данной таблицы

Предметные: понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные: определение последовательности операций при заполнении таблиц.

Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать действия; умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

6. Физкультминутка (здоровье

сберегающие технологии)

Давайте устроим небольшой перерыв в нашем уроке и немного отвлечемся. Для этого прекрасно подойдет гимнастика для глаз.

hello_html_30afe3bb.png

Я предлагаю вам устроиться поудобнее на стульях, расслабиться и внимательно посмотреть на экран. Постарайтесь ни о чем не задумываться и только следить за предметами на экране. Если они начнут мигать, то постарайтесь крепко сжать и раскрыть веки в такт миганию. Следим за движением только глазами.

hello_html_64e3f3e2.png

Выполняют гимнастику для глаз по указанию учителя.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А теперь вы все садитесь за компьютеры.

Через Пуск создаете MO Excel и выполняете задания. Каждое задание выполняется на новом листе. Листы подписываются номером задания.

Задание 1. С помощью Мастера функций Вам надо перевести простые десятичные числа в непозиционную систему счисления (римские числа)

hello_html_m1d375afe.png

Задание 2. Набрать таблицу и помощью Мастера функций заполнить что требуется.

hello_html_4a879f81.png

Рассаживаются за компьютеры и выполняют задания самостоятельной работы

Личностные: самоорганизация.

Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Предметные: понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные: определение последовательности операций.

Познавательные: умение применять полученные знания для решения поставленной задачи.

8. Включение в систему новых знаний и повторения

Для тех, кто выполнил раньше всех самостоятельную работу.

Чтобы лучше закрепить наши знания полученные сегодня на уроке, выполним задание №3

Задание 3.

Заполнить данные по образцу. В ячейки F2:F6 рассчитать приведенные формулы с использованием Мастера функций.

hello_html_5af07af2.png

Те обучающиеся, кто выполнил все задания, выполняют задание №3

Регулятивные: волевая саморегуляция, самостоятельное выполнение действий по вычислению.

Познавательные: действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения проблем)

Предметные: понимание, обоснованное применение операций Познавательные: умение применять полученные знания для решения поставленной задачи.

9. Домашнее задание

Домашнее задание: Выполнит на листах задания из рабочей тетради:

215, № 216

hello_html_48c74262.png

Записывают в дневник домашнее задание

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Наш урок подходит к завершению. Я очень хотела бы услышать ваше мнение о том, как прошел для вас урок, о ваших достижениях сегодня и трудностях в процессе урока, о

Учащимся задаются вопросы

hello_html_m68d73fef.png

  • Вам было легко или были трудности?

  • Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

  • Какое задание было самым интересным и почему?

  • Как бы вы оценили свою работу?

  • Как вы думаете, у нас получилось сегодня достичь поставленной цели урока?

Цель урока: формирование умений использования встроенных функций в MS Excel

Фиксируют новое содержание, изученное на уроке, и участвуют в рефлексии и самооценке собственной учебной деятельности.

Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения)

Личностные: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.

Спасибо большое за урок!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конспект урока microsoft excel
  • Конспект урока 9 класс спотлайт word formation
  • Конспект урока 4 класс текстовый редактор word
  • Конспект текстовый редактор microsoft word
  • Конспект редактор формул в word