Здесь
размещена подборка лекций, конспектов и справочный материал по теме
«Информационные технологии. Технология обработки числовой информации. MS Excel»
Табличный
процессор MS Excel. Назначение и интерфейс
Типы данных в ячейках
электронной таблицы. Правила записи арифметических операций
Форматирование элементов
таблицы. Формат числа
Ошибки в формулах в Microsoft
Excel
Конспект урока на тему:
Табличный процессор Microsoft Excel.
Назначение и интерфейс
Тип |
Урок |
Образовательная |
Изучение |
План
урока:
1. Организационная |
3 |
2. Объяснение |
30 |
3. Самостоятельная |
10 |
4. Домашнее |
2 |
Конспект
урока:
Современные
технологии обработки информации часто приводят к тому, что возникает необходимость
представления данных в виде таблиц. В языках программирования для такого
представления служат двухмерные массивы. Для табличных расчетов характерны
относительно простые формулы, по которым производятся вычисления, и большие
объемы исходных данных. Такого рода расчеты принято относить к разряду рутинных
работ, для их выполнения следует использовать компьютер. Для этих целей созданы электронные
таблицы (табличные процессоры) — прикладное программное
обеспечение общего назначения, предназначенное для обработки различных данных,
представимых в табличной форме.
Электронная
таблица (ЭТ) позволяет хранить в табличной форме большое
количество исходных данных, результатов, а также связей (алгебраических или
логических соотношений) между ними. При изменении исходных данных все
результаты автоматически пересчитываются и заносятся в таблицу. Электронные
таблицы не только автоматизируют расчеты, но и являются эффективным средством
моделирования различных вариантов и ситуаций. Меняя значения исходных данных, можно
следить за изменением получаемых результатов и из множества вариантов решения
задачи выбрать наиболее приемлемый.
При работе
с табличными процессорами создаются документы, которые также называют
электронными таблицами. Такие таблицы можно просматривать, изменять, записывать
на носители внешней памяти для хранения, распечатывать на принтере.
Таблица – форма
организации данных по строкам и столбцам.
Электронная таблица – компьютерный эквивалент обычной таблицы.
Табличный процессор – комплекс программ, предназначенных для создания и обработки
электронных таблиц.
Электронная
таблица – самая распространенная и мощная технология
для профессиональной работы с данными. В ячейках таблицы могут быть записаны
данные различных типов: текст, даты, числа, формулы и др. Главное достоинство
электронной таблицы – возможность мгновенного автоматического пересчета всех
данных, связанных формульными зависимостями, при изменении значения любого
компонента таблицы.
Табличный процессор MS Excel позволяет:
1.
Решать математические задачи: выполнять разнообразные табличные
вычисления, вычислять значения функций, строить графики и диаграммы и т.п.;
2.
Осуществлять численное исследование (Что будет, если? Как сделать,
чтобы?);
3.
Проводить статистический анализ;
4.
Реализовать функции базы данных – ввод, поиск, сортировку,
фильтрацию (отбор) и анализ данных;
5.
Устанавливать защиту на отдельные фрагменты таблицы, делать их
невидимыми;
6.
Наглядно представлять данные в виде диаграмм и графиков;
7.
Вводить и редактировать тексты;
8.
Осуществлять обмен данными с другими программами, например,
вставлять текст, рисунки, таблицы, подготовленные в других приложениях;
9.
Осуществлять многотабличные связи.
Основные объекты табличного процессора MS Excel:
·
Ячейка – минимальный объект табличного
процессора;
·
Строка – горизонтальный набор
ячеек, заголовки столбцов – A, B, C,…,IV;
·
Столбец – вертикальны набор ячеек,
заголовки строк – 1, 2, 3,…65536;
·
Адрес ячейки –
определяется пересечением столбца и строки (A1, F123, AC72);
·
Указатель ячейки – рамка;
·
Активная ячейка –
выделенная рамкой, с ней можно производить какие-либо операции;
·
Смежные ячейки – ячейки
расположенные последовательно;
·
Диапазон (блок) ячеек –
выделенные смежные ячейки, образующие прямоугольный участок таблицы;
·
Адрес диапазона (блока) ячеек —
определяется адресом верхней левой и нижней правой ячейки, разделенных
двоеточием (:), B2: C7 →
B2, B3, B4, B5, B6, B7, C2, C3, C4, C5, C6, C7.
·
Книга – документ электронной
таблицы, состоящий из листов, объединенных одним именем и являющихся файлом;
·
Лист – рабочее поле, состоящее
из ячеек.
При работе
с табличными процессорами создаются документы, которые можно просматривать,
изменять, записывать на носители внешней памяти для хранения, распечатывать на
принтере. Режим формирования электронных таблиц предполагает заполнение и
редактирование документа. При этом используются команды, изменяющие содержимое
клеток (очистить, редактировать, копировать), и команды, изменяющие структуру
таблицы (удалить, вставить, переместить).
Режим
управления вычислениями. Все
вычисления начинаются с ячейки, расположенной на пересечении первой строки и
первого столбца электронной таблицы. Вычисления проводятся в естественном
порядке, т.е. если в очередной ячейке находится формула, включающая адрес еще
не вычисленной ячейки, то вычисления по этой формуле откладываются до тех пор,
пока значение в ячейке, от которого зависит формула, не будет определено. При
каждом вводе нового значения в ячейку документ пересчитывается заново, —
выполняется автоматический пересчет. В большинстве табличных процессоров
существует возможность установки ручного пересчета, т.е. таблица
пересчитывается заново только при подаче специальной команды.
Режим
отображения формул задает индикацию
содержимого клеток на экране. Обычно этот режим выключен, и на экране
отображаются значения, вычисленные на основании содержимого клеток.
Графический
режим дает возможность отображать числовую
информацию в графическом виде: диаграммы и графики. Это позволяет считать
электронные таблицы полезным инструментом автоматизации инженерной,
административной и научной деятельности.
В современных табличных
процессорах, например, в Microsoft Excel, в качестве базы данных можно
использовать список (набор строк таблицы, содержащий связанные данные). При
выполнении обычных операций с данными, например, при поиске, сортировке или
обработке данных, списки автоматически распознаются как базы данных.
Перечисленные ниже элементы списков учитываются при организации данных:
• столбцы списков становятся полями базы данных;
• заголовки столбцов становятся именами полей базы данных;
• каждая строка списка преобразуется в запись данных.
«Типы
данных в ячейках электронной таблицы.
Правила записи арифметических операций»
Ячейки рабочего листа
электронной таблицы могут содержать:
·
исходные или первичные данные – константы;
·
производные данные, которые рассчитываются с помощью формул или
функций.
Данные в ячейках таблицы
могут относиться к одному из следующих типов: текст, числа, даты, формулы и функции.
Текст –
последовательность букв, иногда цифр или некоторых специальных символов.
Числа могут
включать цифры и различные символы: знак процента, знак мантиссы, круглые
скобки, денежные обозначения, разделители и др. Например: 5; 3,14.
Дата и
время вводятся
в ячейки электронной таблицы как числа и выравниваются по правому краю.
Формулой в
электронной таблице называют алгебраические и логические выражения. Формулы
всегда начинаются со знака равенства (=) и вводятся в латинском регистре.
Например: =А5*2/В1
Функция представляет
собой программу с уникальным именем, для которой пользователь должен задать
конкретные значения аргументов. Функции могут вводиться в таблицу в составе
формул либо отдельно. Например, функция суммирования имеет вид =СУММ(А1:А2)
Аргументами функции
могут быть: числа; ссылки на ячейки и диапазоны ячеек; имена; текст; другие
функции; логические значения и др.
MS Excel содержит более 400
встроенных функций. Имена функций можно набирать в любом регистре – верхнем или
нижнем. Для облегчения работы с встроенными функциями используется Мастер
функций.
В формулах
используются следующие знаки арифметических операций:
сложение +
вычитание –
умножение *
деление /
возведение в степень ^
Для изменения порядка
арифметических действий используются круглые скобки.
«Форматирование
элементов таблицы.
Формат числа»
Форматированием называется
изменение внешнего оформления таблиц и данных в них.
Важно! Excel различает
форматирование всей ячейки и форматирование содержимого ячейки.
К форматированию ячеек относится: изменение шрифта
содержимого ячеек, выравнивание данных в ячейках, представление чисел в разных
форматах, оформление границ ячеек, и т.д. Для того чтобы изменить
формат ячейки необходимо
щелкнуть на ней и выполнить команду Формат—Ячейки.
Появившееся диалоговое окно Формат Ячеек, позволит изменить формат
всей ячейки.
Для выравнивания данных следует:
·
щелкнуть на форматируемой ячейке или выделить диапазон ячеек,
содержащих выравниваемый текст;
·
выполнить команду Формат—Ячейки. На закладке Выравнивание установить опцию Переносить по словам, которая
позволяет располагать текст одной ячейки в несколько строк.
Для оформления предварительно выделенных ячеек с
помощью рамок следует
выполнить команду Формат—Ячейки. На закладке Границаследует выбрать тип линии для
рамки, а затем щелкнуть на кнопке с нужным видом рамки. (Возможно поочередное
назначение нескольких видов рамок).
Для назначения цветного
фона предварительно
выделенным ячейкам необходимо выполнить команду Формат—Ячейки. На закладке Видвыбрать цвет фона ячеек и нажать
кнопку ОК.
Для изменения шрифта
предварительно выделенного текста
или числа, находящихся в нескольких ячейках, необходимо выполнить команду Формат—Ячейки. На закладке Шрифт следует указать тип
шрифта (Arial, Times New Roman и т. д.), начертание (жирный, курсив,
подчеркнутый), размер шрифта, цвет и т.д.
Для изменения формата
чисел, находящихся в выделенном диапазоне ячеек необходимо
выполнить команду Формат—Ячейки. С помощью закладки Число можно установить один из
следующих форматов чисел: денежный, процентный, дата, текстовый и т.д.
Представление числа |
Пояснения |
|
Общий |
100 |
Без использования специальных средств. Текст |
Числовой с двумя знаками после запятой |
100,00 |
Числовой формат позволяет отображать любое |
Денежный (в рублях) |
100,00 р. |
Знак денежной единицы («р.» и «) отображается |
Денежный (в долларах) |
$100,00 |
|
Дата |
09.04.1900 |
MS Excel хранит даты в виде последовательных |
Процентный |
10000,0% |
В процентном формате число умножается на 100% |
Экспоненциальный |
1,00Е+02 |
E+02 означает 10 во 2-ой степени |
Текстовый |
100 |
Текстовый формат используется для ввода чисел |
«Ошибки
в формулах в Microsoft Excel»
При проведении расчетов в
электронной таблице Microsoft Excel иногда в ячейках вместо ожидаемых значений
выводятся различные «непонятные» результаты. Сегодня мы попытаемся сделать их
для нас понятными.
Ячейки
заполнены знаками # # # # # # # # # #
Ячейка может заполняться
набором символов «решетки» (#) по одной из следующих причин:
1.
ширина столбца недостаточна для размещения численного значения,
для которого установлен формат Числовой, Денежный или Финансовый. Такая
ситуация встречается, например, в ячейке, в которую скопирована формула из
другой ячейки, для которой был установлен один из перечисленных форматов. Для
исправления ошибки необходимо либо расширить ячейку, либо изменить формат
представления данных в ней;
2.
ячейка содержит формулу, возвращающую некорректную дату или время.
Excel, например, не поддерживает даты до 1900 года или отрицательные
значения времени. Увеличение ширины ячейки данную ошибку не исправляет.
Ошибка #ДЕЛ/0!
О
том, что делить на ноль нельзя, знают даже учащиеся начальных классов. Но тем
не менее такая ситуация в Excel встречается довольно часто. Например, на листе,
подготовленном для решения линейного уравнения вида ax + b = 0:
— формула в ячейке B4, имеющая вид =–B3/B2,
вернет значение ошибки #ДЕЛ/0! в ситуации, когда значение коэффициента а в ячейке B2 еще не задано. Для
исключения вывода ошибки можно воспользоваться функцией ЕСЛИ, которая проверяет
наличие «неправильного» значения в ячейке B2:
=ЕСЛИ(B2=0; ««; –B3/B2)
Данная формула выводит «пустое» значение (««),
если ячейка пустая или содержит 0; в противном случае выводится вычисленное
значение корня уравнения.
Другое решение заключается в использовании
функции ЕСЛИ для проверки существования любой ошибки. Следующая формула также
отображает «пустое» значение в случае получения ошибки любого типа:
=ЕСЛИ(ЕОШИБКА(–B3/B2); ««; –B3/B2)
С особенностями функции ЕОШИБКА ознакомьтесь
самостоятельно.
Ошибка
Имя?
Как известно, в Excel можно использовать в формулах не только адреса отдельных
ячеек или диапазонов, но и их имена. Это облегчает понимание формул. Например,
вы согласитесь, что формула нахождения корня линейного уравнения, оформленная в
виде:
=ЕСЛИ(a=0; ««; –b/a)
— где a и b — имена ячеек, в которых задаются значения коэффициентов уравнения a и b соответственно, выглядит гораздо
понятнее приведенного ранее варианта.
Ошибка Имя? возникает в следующих случаях:
1.
формула содержит неопределенное имя ячейки или диапазона. Здесь же
следует отметить одну особенность Excel. Если удалить имя какой-то ячейки или
какого-то диапазона, используемое в формуле, то в самой формуле оно останется
(казалось бы, Excel мог бы преобразовать имена в ссылки на соответствующие ячейки,
однако этого почему-то не происходит);
2.
формула содержит текст, который Excel интерпретирует как
неопределенное имя. Например, ошибка в написании имени функции приводит к
отображению ошибки Имя?.
Ошибка #Знач!
Ошибка весьма
распространена и встречается, как правило, в следующих ситуациях.
1. Формула
пытается провести операцию, используя некорректные данные (например, пытается
сложить число и текстовое значение). Если на листе в ячейке B7 (см. фрагмент
листа ниже) была записана формула =B3+B4+B5+B6, которая затем была
распространена (скопирована) на ячейки C7 и D7, то для приведенных исходных
данных в ячейке будет выведен результат #Знач! (ясно, что складывать числа и
текст нельзя).
Использование функции СУММ позволит найти сумму числовых значений в диапазоне,
в котором имеются и текстовые значения: =СУММ(D3:D6). Это означает, что в
ячейке B7 можно записать формулу =СУММ(B3:B6) и распространить (скопировать) ее
на ячейки C7 и D7.
2.
В качестве аргументов функции использованы данные
несоответствующего типа (например, в функции ЕСЛИ вместо условия использовано
число или текст).
3.
В качестве аргумента функции используется диапазон, тогда как
аргументом должна быть отдельная ячейка. Пример ошибочного оформления: =КОРЕНЬ
(A3:A6).
Ошибка
#Число!
Ошибка #Число! возникает в одном из двух случаев:
1) для функции,
использующей числовой аргумент, задан аргумент другого типа. Пример ошибочного
оформления: =КОРЕНЬ(И3);
2) формула содержит слишком большое или слишком маленькое значение. Excel
поддерживает величины в пределах от 1Е-307 до 1Е307 (от 10-307 до 10307).
Ошибка
#Ссылка!
Ошибка #Ссылка! возникает в
случае использования формулой ошибочной ссылки на ячейку. Данная ошибка может
встречаться в следующих ситуациях.
1.
1. Ячейка, на которую ссылалась формула, была удалена. Например,
следующая формула отображает ошибку #Число!, если удалена строка 20, столбец A
или столбец B:
=A20/B20
2.
Формула скопирована в новое место, где относительные ссылки на
ячейки становятся недействительными. Например, если формулу =A1–1 в ячейке A2
скопировать в ячейку A1, формула вернет ошибку #Число!, так как в ней будет
присутствовать ссылка на несуществующую ячейку.
3.
Содержимое ячейки с формулой было вырезано (командой Правка — Вырезать) и затем
вставлено в ячейку, на которую ссылается формула.
В заключение заметим, что в случаях, когда результатом формулы является ошибка
любого из рассмотренных типов, а ширина столбца недостаточна для размещения
соответствующего сообщения, ячейка заполняется знаками «#».
01.12.2008
Используемая
литература:
1.
Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная
концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург:
Питер.2000г.
2.
Информатика. 5-11 класс. /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер,
2001
3.
Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. ИКФ
«Сталкер»,1997
4.
Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7
– 11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника» — Москва: ABF,1996
5.
Ефимова О.В., Моисеева М.В., Ю.А. Шафрин Практикум по компьютерной
технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и
вычислительная техника» — Москва: ABF,1997
6.
Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. М.:
Лаборатория базовых знаний, 2001
7.
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней
школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002
8.
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное
пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС:
Информ-Пресс, 1998
9.
Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. М.: АСТ-ПРЕСС:
Информком-Пресс, 2001
10.
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для
детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002
Урок информатики по теме «Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы. «.
Тема и номер урока в теме: Тема: «Табличные вычисления на компьютере», Урок 3 (из 10).
Базовый учебник: «Информатика — базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л.
Цель урока:
Цели обучения:
- освоить новые знания по теме “ Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы”;
- развить навыки работы в среде табличного процессора,
- развивать интерес к решению задач,
- сформировать навыки самостоятельной работы,
- составления с помощью компьютера электронных документов,
Цели воспитания:
- воспитание интереса к изучаемому материалу,
- развитие познавательного интереса,
Цели развития:
- развитие логического мышления, памяти, внимательности.
Цели познавательные:
- повышение интереса к занятиям информатикой,
- развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Задачи:
- обучающие: изучение новых понятий и определений по теме “ Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы. Правила заполнения таблицы”; совершенствование навыков работы с текстовыми, графическими редакторами и электронными таблицами; стимулирование учащихся к созданию новых проектов в сфере информационных технологий;
- развивающие: развитие коммуникативных навыков и технических умений; развитие умения оценивать результаты выполненных действий; развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
- воспитательные: воспитание добросовестного отношения к труду и ответственности; воспитание уверенности в своих силах.
Тип урока: изучение нового материала, урок целевого применения изученного.
Необходимое техническое оборудование:
- персональные компьютеры;
- операционная система Windows;
- мультимедийный проектор и интерактивная доска;
- пакет программ Microsoft Office;
- Учебник: «Информатика — базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л.
План урока:
- Организационный момент. Вступление учителя;
- Объяснение новых понятий- составление конспекта;
- Техника безопасности;
- Практическая работа на закрепление;
- Физкульминутка;
- Вопросы учеников
- Домашнее задание.
- Подведение итогов. Выставление оценок.
- Рефлексия.
Ход урока.
1.Актуализация знаний. (3-4 мин)
Объяснение нового материала учителем сопровождается демонстрацией слайдов презентации, подготовленной в программе MS PowerPoint. На слайдах представлены основные понятия изучаемой темы.
(Слайд1) Вступительное слово учителя: « Чтобы обрабатывать большое количество информации, необходимо представить ее в удобной форме. Таблица – это наиболее удачный вид расположения информации и сегодня мы начнем изучать электронные таблицы: узнаем для чего они нужны, где их используют.
Внимательно смотрим презентацию и слушаем в конце будет «аукцион» оценку «5» продадим самому внимательному ученику.
(Слайд 2) Электронные таблицы используются в компьютерной технологии около 40 лет.
Идея создания электронной таблицы возникла довольно давно – в 1979 г. Первая электронная таблица предназначалась для рационализации скучных экономических вычислений и не отличалась разнообразием функций. Времена шли, один табличный процессор сменялся другим, более совершенным, и к настоящему времени наиболее популярным стал табличный процессор Excel, разработанный компанией Microsoft
Microsoft Excel (входит в пакет Microsoft Office) и
Calc (модуль электронных таблиц OpenOffice.org).
2.Формирование новых понятий. (25 мин)
У каждого ученика конспект с пропусками. При изучении нового материала учащиеся вписывают пропущенные понятия.
Далее работа по презентации:
(Слайд 3) 1. Электронные таблицы или Табличные процессоры – это прикладные программы, предназначенные для работы с числами (данными) представленные в табличной форме
(Слайд 4) 2. Какие программы позволяют работать в ЭТ?- Microsoft Excel, OpenOffice.orgCalc .
(Слайд 5) 3. Где располагаются эти программы на компьютере?- Пуск →Все программы→ Microsoft Office → Microsoft Office Excel 2007
(Слайд 6-9) 4. Рабочее окно ЭТ имеет структуру такую же как и окна других приложений ( Вспомним основные элементы всех приложений)
Основные элементы ЭТ: строка, столбец, ячейка, активная ячейка, адрес ячейки, лист, книга, Автосумма. (Ученики отмечают в своих конспектах эти элементы).
Книги и Рабочие листы можно переименовывать
(Слайд 10) 5.Основные операции над элементами ЭТ: удаление и вставка. Основные операции с элементами ЭТ это удаление и вставка. Эти команды находятся в меню Ячейки, которые позволяют:
Вставить ячейки, строку, столбец, лист;
Удалить ячейки, строку, столбец, лист;
(Слайд 11-14) 6. Основными информационными объектами, обрабатываемыми электронной таблицей, являются следующие типы данных:
Числа: целый, дробный, процентный, экспоненциальный. Специальный вид: дата, время, денежный. (Примеры в конспект).
Текст: буквы, цифры, пробелы, специальные знаки. (Выравниваются по левому краю ячейки). (Примеры текста в конспект).
Формулы: состоят из адреса ячеек, чисел и математических действий между ними. (Примеры в конспект).
(Слайд 15) 7. Как можно изменить внешний вид таблицы? Форматирование: границы, толщина и цвет линии; заливка ячейки, форматирование текста. Для этого используются команды раздела меню Шрифт
(Слайд 16) 8. Главное отличие ЭТ от таблиц на бумаге – При изменении данных в Электронной таблице, все зависящие от неё величины изменяются автоматически — ЭТ может постоянно меняться.
(Слайд 17) 9. Где используется ЭТ? – С помощью программы Microsoft Excel можно обрабатывать числовые данные, организованные в таблицы. С ее помощью можно выполнять сложные расчеты – экономические, инженерные
Математика: Для построения графика функции сначала строится таблица значений.
География: По статистическим данным строится диаграмма.
Физика: Результаты лабораторной работы.
В результате беседы получился опорный конспект по теме.
(Слайд 18)
3. Повторение техники безопасности.
(Слайд 19)
4.Формирование умений и навыков. (12мин)
(Слайд 20)
Практическая работа: памятки на столах, задание на рабочем столе вашего компьютера. Что непонятно поднимаем руку.
(Слайд 21)
( Проверка практической работы в ходе её выполнения)
Что было непонятно в ходе выполнения практической работы?
5. Гимнастика для глаз.
(Слайд 22-26)
6. « Аукцион»
(Слайд 27) Первый слайд презентации был оформлен рисунком шахмат и морской бой. Какое отношение эти картинки имеют к нашей теме урока
Ответ на вопрос — в игре «Морской бой», шахматах и в ЭТ используется один и тот же способ обозначения местоположения корабля, шахматной фигуры и ячейки в ЭТ.
8. Подведение итога урока.
(Слайд 28) Выставление оценок.
9. Домашнее задание: повторить конспект. Пункт 18..
(Слайд 29) 10. Рефлексия
-Выскажи своё мнение об уроке фразой начинающейся словами с экрана
-Дорисуй этот вариант на лице информатика.
«Итак, друзья мои, пора нам оценить самих себя,
А также в целом весь урок.
Чтоб это сделать каждый смог,
В портрете важную деталь дорисовать необходимо».
Коль удался урок на диво,
Пускай наш информатик улыбнется,
Ведь тот, кто весел, тот смеется!
Коль не понравился урок,
Улыбка прочь — рот на замок…
Поднимите вверх улыбающихся человечков. Сколь нас?
Прикрепите на доску своих человечко.
Спасибо за урок.
Опорный конспект по теме: « Электронные таблицы»
1. Электронные таблицы или Табличные процессоры — это___________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие программы позволяют работать в ЭТ?- Microsoft Excel, OpenOffice.orgCalc .
3. Где располагаются эти программы на компьютере?- Пуск →Все программы→ Microsoft Office → Microsoft Office Excel 2007.
4. Основные элементы рабочей области ЭТ-
_____________________________________________________________________________________________
5. Основные операции над элементами ЭТ — ____________________ Эти команды находятся в меню Ячейки.
6. Основные типы данных, хранящихся в ячейках ЭТ:
- _________________________________________________
- _________________________________________________
- _________________________________________________
Нельзя
7. Как можно изменить внешний вид таблицы? Изменить_____________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Для этого используются команды раздела меню Шрифт
8. Главное отличие ЭТ от таблиц на бумаге — При изменении данных в Электронной таблице, все зависящие от неё величины изменяются автоматически . ___________________________________________________
9. Где используется ЭТ?
Математика: Для построения графика функции сначала строится таблица значений.
География: По статистическим данным строится диаграмма.
Физика: Результаты лабораторной работы.
Цели:
- Повторить основные элементы программ,
предназначенных для работы с OS Windows 95/98. - Познакомить учащихся с основными понятиями
электронной таблицы. - Освоить основные приемы заполнения и
редактирования электронных таблиц. - Усвоить способы сохранения и загрузки
электронных таблиц. - Вырабатывать навыки самостоятельной работы.
- Проверить знания учащихся, полученные в
результате выполнения лабораторной работы.
По итогам занятия учащиеся должны знать:
- способы загрузки программы MS Excel;
- основные понятия электронной таблицы;
- основные приемы заполнения и редактирования
электронных таблиц; - способы сохранения электронных таблиц;
- способы загрузки электронных таблиц;
- основные возможности MS Excel.
Учащиеся должны уметь :
- загружать MS Excel через главное меню программы
Windows 95/98; - создавать ярлык для загрузки MS Excel;
- находить загружаемый файл Excel.exe;
- вводить и изменять данные в ячейке;
- пользоваться приемами упрощения наборы
формулы.
Формы работы: Индивидуальная работа
учащихся, групповая форма работы.
План урока
I Организационный момент | время 15 мин |
II Объяснение нового материала | время 30 мин |
III Закрепление пройденного материала |
время 20 мин |
IV Контроль усвоения темы | время 15 мин |
V Поведение итогов | время 5 мин |
VI Задание на дом | время 5 мин |
Ход урока
I Организационный момент
Объяснение учителя.
Мы с вами закончили изучение темы MS Word.
При изучении этой программы мы встречались с
таким понятием, как таблица. Учились заполнять
таблицы. Наверное, вы заметили, что данные,
представленные в табличной форме воспринимаются
легче. Например, посмотрите на эту таблицу :
Подарочные |
||||
№ |
Название конфет |
Стоимость 1 кг |
Количество кг |
Всего |
1 |
Ласточка |
300 |
1 |
300 |
2 |
Мишка |
400 |
2 |
800 |
3 |
Весна |
500 |
3 |
1500 |
Итого: |
2600 |
Здесь сказано, что конфет Ласточка
было куплено 1 кг на 300 тенге
Мишка – на 800 тенге, Весна на 1500 тенге. И
подсчитана сумма, потраченная на покупку. Но если
вместо 1 кг конфет Ласточка нам надо будет купить
2,5 кг, все данные придется пересчитывать. Это
неудобно.
Поэтому, для проведения вычислений в
таблице была создана программа MS Excel.
Итак, программа MS Excel создана для
обработки электронных таблиц.
Сегодня мы начнем изучение этой темы.
Применение этой программы очень разнообразно.
Нет ни одного человека, который, умея
работать на компьютере не знал или не хотел бы
знать об этой программе.
Приведем пример рутинного труда
бухгалтера: каждый месяц ему приходится
составлять огромную таблицу, в которой из месяца
в месяц повторяются громоздкие вычисления.
Программы MS Excel позволяет свести эту работу к
минимуму. Начисление зарплаты довольно
упрощается. Достаточно один раз составить
таблицу и затем ежемесячно вносить изменения, а
программа будет автоматически пересчитывать
результаты.
Постановка задачи: Посмотрите
на листы с лабораторной работой, которые лежат у
вас на столе. Внимательно прочитайте задание на
первой странице, которое записано перед
рамочкой: Запиши в тетрадь.
В конце занятия все, что помещено в
рамочку, должно быть записано у вас в тетради.
То есть, материал из трех рамочек будет
составлять основу теста, который вы напишите по
окончании лабораторной работы (контрольный лист
– Приложение 1).
В лабораторной работе после первой
рамочки предлагается задание для совместной
работы. Вы можете ответить на вопросы и проверить
правильность ответов друг у друга. (Варианты
правильных ответов помещены рядом, но это не
значит, что надо сразу же к ним обращаться.
Сначала проверьте себя, а затем проверьте
правильность своих ответов.)
Я вам советую максимально
самостоятельно (без подглядывания) ответить на
вопросы.
Приступайте к выполнению лабораторной
работы. Если будут возникать трудности –
поднимите руку, я подойду и отвечу на ваши
вопросы.
II Объяснение нового материала
III Закрепление пройденного материала
Выполнить самостоятельно задание
“Подарочный набор”: Вы – заведующий детского
садика. Вам надо сформировать подарки к Новому
году. В подарок должны войти конфеты, которые
перечислены в таблице. Их стоимость тоже
известна и изменению не подлежит. Вам надо
уложиться в 10000 тенге. Изменяя только данные
столбца С (от С4 до С7), добиться в итоге суммы в 10000
тенге. Начальное количество конфет в кг:
“Ласточка” – 1, “Мишка” – 2, “Весна” – 3,
“Гусиные лапки” – 4.
IV Контроль усвоения темы
Учащимся предлагается выполнить
задания на контрольных листах.
Нужно вписать в прорези правильные
ответы. Затем подписать работы: Указать свою
Фамилию, Имя, класс, Вариант.
V Поведение итогов
Учитель подводит итоги по проведению
лабораторной работы.
В ходе выполнения лабораторной работы
ученики, которые правильно и быстро справились с
заданием получают оценки. После выполнения
задачи по комплектации подарочных наборов
проводится проверка работ и выставление оценок.
За ответы по вопросам контрольного листа, оценки
объявляются на следующем уроке.
VI Задание на дом
Для домашней работы учащимся предлагается
рейтинговая контрольная работа.
За правильное выполнение задачи ученик
получает определенное количество баллов. если
ученик хочет получить 5 баллов за домашнюю
работу, то ему нужно решить либо 1 задачу на 5
баллов, либо первое задание и третье, либо второе
и третье, то есть ученик сам распределяет свои
силы.
Раздаточный материал для учащихся:
Лабораторная работа “Табличный
процессор Microsoft Excel ”
При работе с большим количеством информации
большую роль играет наглядность отображения
данных и необходимость быстро производить
вычислительные операции с этими данными. Поэтому
часто для работы информацию представляют в виде
таблицы.
Запиши в тетрадь:
! Программа Microsoft Excel предназначена для
обработки электронных таблиц.
! Основные возможности программы:
- проведение различных высчислений с
использованием формул и функций; - возможность исследования характера изменений
данных; - возможность выбора данных по какому – либо
признаку; - построение графиков и диаграмм.
Способы запуска программы:
1. Через главное меню программы: Пуск/Программы/
Microsoft Excel
2. Найти загрузочный файл этой программы Еxcel.exe
и запустить его. Поиск можно произвести командой
Пуск/Поиск/…
3. Для быстрого запуска программы можно
создать на рабочем поле ярлык этой программы.
4. Сделать двойной щелчок по значку документа,
созданного в программе Microsoft Excel.
Посмотрите на внешний вид экрана MS Excel. Его
внешний вид похож на внешний вид программы MS Word.
Попробуй вспомнить за что отвечает каждый из
обозначенных значков и тихо обсуди ответы с
рядом сидящим товарищем.
Проверьте свои ответы:
1 – системный значок;
2 – строка заголовка;
3 – строка меню;
4 – панель форматирования;
5 – панель стандартная;
6 – рабочая область;
7 – строка состояния;
8 – полосы прокрутки;
9 – кнопка “свернуть” рабочую книгу;
10 – развернуть рабочую книгу;
11 – развернуть программу MS Excel;
12 – закрыть рабочую книгу;
13 – закрыть программу MS Excel
Запиши в тетрадь:
Рабочей книгой называют файл с расширением .XLS.
Каждая рабочая книга может содержать от одной
до 255 рабочих листов. На рисунке они
накладываются один на другой. Поэтому виден
только 1 рабочий лист, а от следующих нам видны
только ярлычки.
Каждый рабочий лист имеет стандартное имя-ярлык:
«Лист 1» … «Лист n», которое может быть
изменено по желанию пользователя. Рабочий лист
состоит из строк и столбцов. Строки
нумеруются от 1 до 65536. Столбцы обозначаются
односимвольными и двухсимвольными буквами
латинского алфавита: A, B, C, … AA, AB, … AZ, … IV. Всего
на рабочем листе располагается 256 столбцов.
!Пересечение строки и столбца
называется ячейкой (клеткой).
Каждая ячейка имеет адрес, заданный
заголовком столбца и строки, например: A45, DF4567.
Поэтому на рабочем листе может находиться 16 млн.
ячеек.
Ячейка, на которой стоит курсор,
называется текущей ячейкой.
Диапазон ячеек (блок) – прямоугольная
часть таблицы Excel. Например, А2:В6
Способы перемещения по рабочей книге.
Попробуйте понажимать на стрелки “вправо”,
“влево”, “вверх” и “вниз”. Обратите внимание,
как меняется внешний вид рабочего листа. Нажмите
на клавиши “Page Up” и “Page Down”. Вновь обратите
внимание на происходящие изменения на экране.
Попробуем создать таблицу, похожую на
ту, что изображена на рисунке ниже:
Введите в В1 текст Web—Страница;
А3 –Годовой доход, А5 – Прирост оборота, А6 –
Реклама, А7 – Покупка модема, А8 – Оплата
Web-дизайнера, А9 – Оплата Web-мастера, А11 – Годовая
эффективность.
Вы видите, что текст не входит в размер
ячейки. Выделите ячейки от А1 до А11. Выберите Формат
/ Столбец / Автоподбор ширины.
Автоподбор ширины можно сделать и
потом уже после ввода текста во все ячейки, но их
надо будет предварительно выделить: выделите
ячейки от А1 до D11 и выберите Формат / Автоподбор
…
В диалоговом окне представлены
различные форматы. Выберите к примеру
Классический1. Нажмите ОК. Выделите ячейки от А1
до D1. Обозначить этот диапазон можно так: (А1:D1)
Выберите Ж на панели инструментов
Форматирование и он станет набран полужирным
шрифтом. Щелкните на ячейке А1 и перетащите указатель
мыши вправо до конца таблицы. Сделайте так,
чтобы текст в столбце отображался по центру,
шрифт Courier New, размер шрифта – 10, начертание ячеек
А3 и А11– Полужирное.
Прирост оборота от создания Web –
страницы намечается в размере 10%.
Использование рекламы на данной
странице принесет тоже 10% от Прироста оборота.
Покупка модема обойдется в 14800 тенге. Зарплата
дизайнера – 6000, а мастера – 5000. Следовательно,
при расчете Годовой эффективности
необходимо сложить Годовой прирост, Доход от
рекламы, вычесть затраты на покупку модема,
зарплату дизайнеру и мастеру.
! ВВОД ФОРМУЛ НАЧИНАЕТСЯ СО ЗНАКА =.
Введите формулы согласно рисунка справа.
Сохраните файл в папке “Мои
документы” под именем “Web-страница”: Файл /
Сохранить / найти папку “Мои документы” и
введите имя файла Web-страница. Закройте
программу MS Excel: Файл / Выход.
Войдите в программу MS Excel: Пуск /
Программы / Microsoft Excel. Откройте файл Web-страница: Файл
/ Открыть / Web-страница.
Добавим заголовок “Годовая
эффективность использования Web – страницы”. Для
этого вставим строку 1. Щелкните по номеру строки
“1”. Строка выделится другим цветом. Вставка /
Строки. В ячейку А1 введите текст заголовка
“Годовая эффективность использования Web –
страницы”. Выделите ячейки А1 и В1. Щелкните на
кнопке “Объединить и поместить в центре” на
панели инструментов Форматирование. Произошло
слияние выделенных ячеек в одну. Эту же операцию
можно было произвести и другим способом:
выделить ячейки А1 и В1, нажать на правую кнопку
мыши, в контекстном меню “Формат ячеек”, вкладку
“Выравнивание”, поставить флажки около
“перенос по словам” и “объединение ячеек”. См.
рисунок.
На ярлычке после двойного щелчка
вместо надписи “Лист 1” введем название газеты
“Голос народа”.
Обратите внимание: для этой газеты
неэффективно использовать Web – страницу.
Рассмотрим второй вариант –
использование Web – страницы газетой “Спектр”.
Выделите всю таблицу с заголовком (А1:В12). Правка /
Копировать. Щелкните по ярлыку с надписью
“Лист2”. Установите курсор в клетке А1. Правка /
Вставить. На ярлычке после двойного щелчка
вместо надписи “Лист 2” введем название газеты
“Спектр”. Для выделенной таблицы выполните
действия: Формат / Автоформат / Финансовый2. В
ячейку В4 – 500 000.
Обратите внимание: для этой газеты
эффективно использовать Web – страницу.
Автоформат / Финансовый2. В ячейку В4 –
500 000.
Обратите внимание: для этой газеты
эффективно использовать Web – страницу.
Получается, что изменение значения в ячейке В4
автоматически изменило значения во всех
остальных ячейках столбца В.
Рассчитаем годовую доходность для
вашей газеты для этого наведите курсор так, как
показано на рисунке:
Выделиться вся таблица. Щелчок по
значку “Копировать” на панели Форматирования.
Щелкните по ярлыку с надписью “Лист3”.
Установите курсор в клетке А1. Щелчок по значку
“Вставить” на панели Форматирования. На ярлычке
после двойного щелчка вместо надписи “Лист 3”
введем название вашей газеты. Изменяя значение
только ячейки В4 добейтесь того, чтобы
эффективность была равна 0, затем 15 000.
Задание: Вы – заведующий
детского садика. Вам надо сформировать подарки к
Новому году. В подарок должны войти конфеты,
которые перечислены в таблице. Их стоимость тоже
известна и изменению не подлежит. Вам надо
уложиться в 10 000 тенге. Изменяя только данные
столбца С (от С4 до С7), добиться в итоге сумму в 10 000
тенге. Начальное количество конфет в кг.:
“Ласточка” – 1, “Мишка” – 2, “Весна” – 3,
“Гусиные лапки” –4.
Сделай самостоятельно.
После того, как вы введете формулу в ячейку D4,
сделайте ячейку D4 активной и, добившись того, что
правый нижний угол прямоугольника примет вид
крестика, удерживая левую кнопку мыши перетащите
курсор до ячейки D7. Это позволит автоматически
скопировать формулы
Запомни, изменять можно только данные
столбца С.
Запиши в тетрадь:
Способы выделения диапазона:
Одного диапазона:
- Выделить ячейку, являющуюся углом выделяемого
диапазона, а затем, удерживая клавишу Shift
щелкнуть ячейку диагонально противоположную. - Выделить ячейку, являющуюся одним из углов
диапазона, а затем, удерживая левую клавишу мыши
выделить диапазон.
Выделение несмежных диапазонов:
Выделить один из диапазонов, а затем
выделять все следующие диапазоны с нажатой
клавишей Ctrl.
Выделение рабочего листа:
Щелкнуть кнопку, находящуюся в левом верхнем
углу рабочего листа на пересечении заголовков
строк и столбцов, или клавишами Ctrl + Shift + пробел.
Редактирование данных в ячейке одним из
следующих способов:
- Двойной щелчок по ячейке.
- Нажать клавишу F2.
- С помощью строки формул (одинарный щелчок по
данным в строке формул).
Рейтинговая домашняя работа.
Вам надо набрать максимум 5 баллов. Для
этого можно решить те задачи, которые
соответствуют в сумме той оценке, которую Вы бы
хотели получить за домашнюю работу.
1. В какие ячейки следующих таблиц заносятся
числа, а в какие – формулы? Если есть несколько
вариантов ответов, то рассмотреть их все (а – 1
балл, б – 1 балл).
А)
А | В | С | |
1 | Цена единицы товара | Количество товара | Стоимость |
2 |
Б)
А | В | С | |
1 | Длина пути | Скорость | Время в пути |
2 |
2. В какой из таблиц предыдущей задачи (а или б)
могут быть введены выведены следующие числа в
режиме отображения значений? (2 балла)
А | В | С | |
1 | ? | ? | ? |
2 | 150 | 30 | 5 |
3. Найти высоту трапеции, если известны её
основания (5см и 3 см) и площадь (4 кв. см). В какие
ячейки таблицы заносятся числа, а какие –
формулы? Заполнить таблицу исходными данными и
формулами (3 балла).
А | В | С | D | |
1 | А – основание трапеции | В – основание трапеции | Н – высота трапеции | S – площадь трапеции |
2 |
4. Придумать и сформулировать условие задачи,
для решения которой можно использовать
следующую таблицу (5 баллов).
А |
В |
|
1 |
15 |
=А1/А4*100 |
2 |
30 |
=А2/А4*100 |
3 |
10 |
=А3/А4*100 |
4 |
=А1+А2+А3 |
Список использованной литературы
1. Информатика: 10 – 11 класс / Под ред.
Н.В.Макаровой. СПб: Издательство “Питер”, 2000.
2. Информатика: Практикум по технологии
работы на компьютере / Под ред. Н.В.Макаровой. М.:
“Финансы и статистика”, 2000
Электронная таблица – это прикладная программа для работы с большими массивами числовой информации. Электронная таблица (ЭТ) позволяет хранить в табличной форме не только большое количество исходных данных, результатов расчётов, но и математические соотношения между ними, значения которых автоматически пересчитываются по заданным формулам при изменении значений исходных данных.
Основные сферы применения ЭТ
-
расчёт использования денежных средств в финансовых операциях
-
статистическая обработка данных
-
математическое моделирование процессов
-
инженерные расчёты.
Основные функции электронных таблиц
-
вычисления с участием данных, находящихся в таблице;
-
поиск и сортировка информации;
-
графическое отображение числовой информации из таблицы (построение графиков и диаграмм);
-
статистический анализ данных.
Запуск Excel: Пуск – Все Программы – Microsoft Office – Microsoft Excel.
Структура окна Microsoft Excel
-
строка заголовка
-
строка меню;
-
панель инструментов (содержит кнопки наиболее часто используемых команд);
-
панель форматирования;
-
поле имени (указывает имя выделенной ячейки);
-
строка формул (служит для ввода и редактирования содержимого ячейки);
-
рабочая область;
-
вкладки листов;
-
полосы прокрутки.
Документ в Microsoft Excel называется рабочей книгой.
Файлы рабочих книг имеют расширение .xls или .xlsх.
Рабочая книга состоит из листов (при запуске по умолчанию выводится три листа). Минимальный элемент ЭТ называется ячейкой.
Строки в ЭТ обозначаются цифрами, столбцы – буквами латинского алфавита.
Адрес ячейки указывается следующим образом:
-
сначала указывают имя столбца (A, B, C, D, ….)
-
затем указывают имя строки.
Например: A1, B2, C5, D11
Диапазон ячеек–это совокупность нескольких ячеек.
Например: С4:С9 – элементы столбца С с 4-го по 9-й.
A3:D11 – элементы прямоугольного диапазона
Ввод данных – это запись в ячейки информации: текста, чисел, формул.
Ввод данных осуществляется двумя способами:
1. С помощью строки формул: для этого необходимо выделить ячейку, щёлкнуть в строке формул и ввести данные. При этом слева появятся кнопки:
X (Esc) – выход из режима редактирования без сохранения изменений;
V (Enter) – выход из режима редактирования с сохранением изменений.
2. Непосредственным способом: выделить ячейку и осуществить ввод данных (при этом вводимые в ячейку данные будут отображаться в строке формул).
Способы редактирования данных
-
выделить ячейку и ввести новые данные (при этом ранее введённое содержимое ячейки будет утеряно);
-
выполнить двойной щелчок по ячейке и внести необходимые изменения;
-
выделить ячейку, нажать клавишу F2 и внести нужные изменения;
-
выделить ячейку, щёлкнуть мышью в строке формул и ввести изменения.
Вызов списка форматов выполняется с помощью команды контекстного меню Формат ячеек. Затем в диалоговом окне Формат ячеек необходимо открыть вкладку Число и выбрать необходимый числовой формат данных. Существуют также логические значения Истина и Ложь, используемые при операциях сравнения.
Примеры числовых форматов данных: общий, числовой, денежный, финансовый, текстовый, процентный, дробный, дата, время и др.
Использование формул в ЭТ
Формулы в Microsoft Excel – это выражения, описывающие вычисления в ячейках.
Формулы вписываются в строку формул.
Написание формулы начинается с символа «=».
Формулы могут включать следующие компоненты:
-
символ «=» (с него начинается написание формулы)
-
операторы, т.е. инструкции для выполнения действий (+, — , *, / и т.д.)
-
данные (числа или текст)
-
функции
-
ссылки на ячейки и диапазоны.
Примеры: = A1+B1;
= 0.2*D6;
= СУММ (A3:A5).
Вычисление формул
1. в строке формул написать знак «=»
2. ввести формулу, используя знаки арифметических операций (+, -,*,/,%), числа и имена ячеек
Пример. =2.5*А1
= 3.75/С2
= А3+С4
Операторы в Microsoft Excel
-
текстовый оператор ( & — объединение)
-
адресные операторы (используются для указания ссылок на ячейки)
-
арифметические операторы
Символ оператора |
Название оператора |
Пример формулы |
Результат |
+ |
Сложение |
=1,5+2,6 |
4,1 |
— |
Вычитание |
= 4,8-3,2 |
1,6 |
* |
Умножение |
= 0,5*8 |
4 |
/ |
Деление |
= 6/5 |
1,2 |
% |
Процент |
= 40% |
0,4 |
^ |
Возведение в степень |
= 3^2 |
9 |
4. операторы сравнения
Символ оператора |
Название оператора |
Пример формулы |
Результат |
Больше |
= 57 |
Ложь |
|
Меньше |
= 4 |
Истина |
|
= |
Равно |
= 5=9 |
Ложь |
Меньше или равно |
= 3 |
Ложь |
|
= |
Больше или равно |
= 4=4 |
Истина |
Не равно |
= 56 |
Истина |
Приоритет операторов
-
Адресные операторы.
-
Оператор отрицания.
-
Процент.
-
Возведение в степень.
-
Умножение и деление.
-
Сложение и вычитание.
-
Текстовый оператор.
-
Операторы сравнения.
Использование встроенных функций в среде табличного процессора
Функции – это инструкции, которые вычисляют результат, обрабатывая аргументы.
Аргументы функции записывают после её имени в круглых скобках через точку с запятой.
Для вызова мастера функций необходимо выполнить команду Вставка – Функция либо щёлкнуть мышью по значку f(x) в панели инструментов.
Некоторые стандартные функции
Название |
Обозначение |
Описание действия |
Матема- тические |
SIN (x) |
вычисление синуса угла |
COS (x) |
вычисление косинуса угла |
|
ABS (x) |
вычисление модуля числа |
|
СТЕПЕНЬ (число; степень) |
вычисляет степень заданного числа |
|
СУММ (список аргументов) |
вычисление суммы значений аргументов |
|
КОРЕНЬ (число) |
вычисление квадратного корня из числа |
|
Статис- тические |
СРЗНАЧ (список аргументов) |
Вычисление среднего арифме-тического значений аргументов |
МАКС (список аргументов) |
Вычисление максимального значения среди аргументов |
|
МИН (список аргументов) |
Вычисление минимального значения среди аргументов |
|
Логическая функция |
ЕСЛИ (логическое выражение; выра-жение 1; выражение 2) |
Если логическое выражение истинно, то функция принимает значение выражения 1, иначе – значение выражения 2 |
Примеры
Пример формулы |
Результат |
= СУММ(2, 4.5) |
6,5 |
= СТЕПЕНЬ (2; 5) |
32 |
= КОРЕНЬ (64) |
8 |
=МАКС (8,12,24,16) |
24 |
=МИН (2,5,11,7) |
2 |
= СРЗНАЧ (6,8,10,12) |
9 |
Функция СУММЕСЛИ:
СУММЕСЛИ (диапазон; критерий; диапазон суммирования) – суммирует ячейки, заданные указанным условием
Функция СЧЁТЕЕСЛИ:
СЧЁТЕСЛИ (диапазон; критерий) – подсчитывает количество непустых ячеек в диапазоне, удовлетворяющих заданному условию
Построение диаграмм и графиков
Диаграммы и графики, как известно, предназначены для наглядного представления данных и облегчение восприятия больших массивов данных. Эту возможность представляют и ЭТ Microsoft Excel. Диаграммы обычно располагаются на рабочем листе и позволяют проводить сравнение данных, находить закономерности. Microsoft Excel предоставляет чрезвычайно широкие возможности в построении всевозможных видов диаграмм.
Виды диаграмм в Microsoft Excel: круговые, гистограмма, линейчатые, график, лепестковые, кольцевые и др.
Создание диаграмм с помощью Мастера диаграмм
-
выделить области данных, по которым будет строится диаграмма;
-
вызвать Мастер диаграмм (выполнить команду Вставка – Диаграмма либо нажать на соответствующую кнопку в панели инструментов);
-
выбрать тип диаграммы и щёлкнуть по кнопке Далее;
-
изменить диапазон данных (если необходимо) и щёлкнуть по кнопке Далее;
-
установить необходимые параметры диаграммы: название, подписи осей, подписи значений и щёлкнуть по кнопке Далее;
-
установить размещение диаграммы и щёлкнуть по кнопке Готово
Изменение отдельных параметров диаграмм
-
выделить диаграмму (выполнить щелчок мышью по диаграмме);
-
выбрать пункт меню Диаграмма (либо вызвать контекстное меню);
-
из появившегося меню выбрать необходимую команду;
-
в появившемся окне установить необходимые параметры;
-
щёлкнуть по кнопке Ok.
Быстрый способ создания диаграмм
-
выделить области данных, по которым будет строится диаграмма;
-
нажать клавишу F11.
При этом Microsoft Excel на основе выделенного диапазона построит стандартный тип диаграммы на отдельном листе.
Печать диаграмм
-
выделить диаграмму;
-
выполнить команду Файл – Печать (или нажать комбинацию клавиш Ctrl + P);
-
установить переключатель Выделенную диаграмму;
-
перед печатью просмотреть диаграмму (щёлкнуть мышью по кнопке Просмотр);
-
установить количество копий;
-
нажать кнопку Ok.
Урок закрепит знания общих принципов работы табличного процессора MS Excel и умения составить таблицу для решения конкретной задачи.
Описание разработки
Цели урока:
Образовательные:
Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения конкретной задачи.
формирование знаний и умений учащихся применять встроенные функции в электронных таблицах для решения задач из различных предметных областей.
Развивающие:
Развитие навыков практической работы.
Развитие умения грамотно и быстро пользоваться компьютером;
применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;
Воспитательные:
воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.
воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Тестирование по теме
4. Объяснение практической работы
5. Практическая работа за компьютером.
6. Обобщение, осмысление и систематизация знаний.
7. Подведение итогов.
8. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный этап.
2. Актуализация опорных знаний. (Слайд 4-9)
1. Каково назначение электронных таблиц?
2. Назовите порядок создания документа MS Excel?
3. Назовите основные элементы окна MS Excel.
4. Почему MS Excel называют книгой?
5. Как создать дополнительные листы в MS Excel?
6. Как переименовать листы MS Excel?
7. Из чего состоит электронная таблица?
8. Что такое адрес ячейки?
9. Что может содержать ячейка электронной таблицы?
10. В данном фрагменте электронной таблицы вычислить значение ячейки.
11. В ячейку введена формула. Чему будет равен результат?
12. Как создать диаграмму в MS Excel?
3. Тестирование в программе Master Test.
4. Объяснение практической работы.
Итак, сейчас мы с вами обобщили знания, полученные при изучении табличного процессора Excel, провели компьютерное тестирование ваших компетенций в этой области. А сейчас я вам предлагаю самим составить тестовую программу в электронных таблицах Excel. В результате чего вы закрепите умения по составлению и оформлению таблиц, а также узнаете новые возможности данной программы.
Рассмотрим инструкционную карту. (прил 1)
5. Практическая работа за компьютером.
Учащиеся рассаживаются за компьютеры. По завершении работы сохраняют работу в папке Мои документы – папка ФИ
Демонстрация лучших работ
6. Обобщение, осмысление и систематизация знаний.
Итак, для чего необходима программа Excel?
С какого символа начинается любая формула в Excel?
Если текст не помещается в ячейке, что необходимо сделать?
Excel — это программа, входящая в комплекс программ Windows Office, одна из наиболее популярных среди пользователей. Представляет собой электронные таблицы, используется для ведения небольших баз данных; экономических расчётов; компоновки, сортировки и связывания информации; построения диаграмм и графиков. Программа проста для применения, а для более опытных пользователей открываются возможности применения сложных формул, анализа и программирования. Сегодня на практической части урока мы с вами и занимались программированием.
Весь материал — в документе.
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дая – Амгинская средняя общеобразовательная школа имени Х. И. Кашкина Составила: Варламова Айта Александровна Открытый урок по информатике на тему «Электронные таблицы MS Excel» Электронные таблицы MS Excel
Цели урока:
Образовательные:
-
Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения конкретной задачи.
-
формирование знаний и умений учащихся применять встроенные функции в электронных таблицах для решения задач из различных предметных областей.
Развивающие:
-
Развитие навыков практической работы.
-
Развитие умения грамотно и быстро пользоваться компьютером;
-
применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;
Воспитательные:
-
воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.
-
воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Методы:
-
информационный (словесный);
-
наглядно-иллюстративный;
-
частично-поисковый;
-
практический.
Программное и техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор; ПК, программа тестирования Master test, программа MS EXCEL, программа PoverPoint.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Тестирование по теме
-
Объяснение практической работы
-
Практическая работа за компьютером.
-
Обобщение, осмысление и систематизация знаний.
-
Подведение итогов.
-
Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Актуализация опорных знаний. (Слайд 4-9)
1. Каково назначение электронных таблиц?
2. Назовите порядок создания документа MS Excel?
3. Назовите основные элементы окна MS Excel.
4. Почему MS Excel называют книгой?
5. Как создать дополнительные листы в MS Excel?
6. Как переименовать листы MS Excel?
7. Из чего состоит электронная таблица?
8. Что такое адрес ячейки?
9. Что может содержать ячейка электронной таблицы?
10. В данном фрагменте электронной таблицы вычислить значение ячейки
11. В ячейку введена формула. Чему будет равен результат?
12. Как создать диаграмму в MS Excel?
3. Тестирование в программе Master test
4. Объяснение практической работы
Итак, сейчас мы с вами обобщили знания, полученные при изучении табличного процессора Excel, провели компьютерное тестирование ваших компетенций в этой области. А сейчас я вам предлагаю самим составить тестовую программу в электронных таблицах Excel. В результате чего вы закрепите умения по составлению и оформлению таблиц, а также узнаете новые возможности данной программы.
Рассмотрим инструкционную карту. (прил 1)
5. Практическая работа за компьютером.
Учащиеся рассаживаются за компьютеры. По завершении работы сохраняют работу в папке Мои документы – папка ФИ
Демонстрация лучших работ
6. Обобщение, осмысление и систематизация знаний
-
Итак, для чего необходима программа Excel?
-
С какого символа начинается любая формула в Excel?
-
Если текст не помещается в ячейке, что необходимо сделать?
Excel — это программа, входящая в комплекс программ Windows Office, одна из наиболее популярных среди пользователей. Представляет собой электронные таблицы, используется для ведения небольших баз данных; экономических расчётов; компоновки, сортировки и связывания информации; построения диаграмм и графиков. Программа проста для применения, а для более опытных пользователей открываются возможности применения сложных формул, анализа и программирования. Сегодня на практической части урока мы с вами и занимались программированием.
7. Подведение итогов урока.
В процессе сегодняшнего урока по теме «Электронные таблицы» мы с вами закрепили полученные знания и навыки работы с табличным процессором. Познакомились с новыми возможностями Excel.
Практическая работа в группах показала хорошие знания электронной таблицы, которые можно применять для решения задач прикладного характера.
Выявленные пробелы в знаниях:
Спасибо вам за хорошую работу! Тема «Электронные таблицы» успешно пройдена и усвоена.
Выставление оценок в журнал.
8. Д/з
Повторение вопроса «Формат ячеек»
Урок окончен. Спасибо за урок. До свидания.
-80%
Скачать разработку
Сохранить у себя:
Конспект урока по информатике «Электронные таблицы MS Excel» (0.12 MB)
Похожие файлы
-
Построение диаграмм в Excel
-
Графические возможности Excel
-
Разработка моделей средствами языка программирования (2 урок) (конспект)
-
Конспект урока по информатике Основные параметры электронных таблиц. Табличный процессор MS Excel.
-
Табличный процессор MS Excel 2007