Государственное
автономное учреждение дополнительного профессионального
образования
Смоленский областной институт развития образования
Кафедра психолого-педагогического проектирования
Конспект
лекций:
«Вычисление
формул»
Автор-составитель:
С.В. Гаврыш, ст. преподаватель
Смоленск
2016
Вычисление формул
В Excel используется два режима вычислений:
Автоматически и Вручную.
Режим Автоматически устанавливается по
умолчанию. В этом режиме вычисление формулы происходит сразу же, после фиксации
ее ввода (нажатия клавиши Enter). Когда в формулу вносятся изменения,
Excel сразу же пересчитывает те формулы, которые зависят от новых или
измененных данных.
В режиме Вручную Excel производит
пересчет только формул, в которые внесены изменения (ввод данных,
редактирование формул), а также связанных с ними формул. При наличии таких
формул на рабочем листе Excel отображает команду Вычислить в строке
состояния. Чтобы произвести вычисление формулы необходимо: нажать клавишу F9
(пересчитываются измененные и связанные с ними формулы во всех открытых
книгах); нажать комбинацию клавиш Shift+F9 (вычисляются
формулы только на
активном рабочем листе).
Ошибки в формулах
В таблице ниже представлены типичные
ошибочные значения, которые могут появиться в ячейке, содержащей формулу.
Ячейка с ошибочным значением может повлиять на другие ячейки, в которых
находятся зависимые от этой ячейки формулы.
Ошибочное значение |
Пояснение |
Пояснения |
# # |
Ширина |
1. Увеличить ширину столбца вручную. 2. Установить автоматический столбца |
# |
Недопустимый |
Ссылка |
# |
Деление |
Ссылка на пустую ячейку |
# ССЫЛКА! |
Недопустимая |
Отсутствует |
В каждую ячейку можно ввести метку, представляющую
собой набор символов, начинающийся с буквы, значение или формулу.
Правила написания формул в Excel:
•
два символа операций не должны стоять вместе;
•
каждая открывающая круглая скобка должна иметь парную ей
закрывающую скобку (Excel не позволит зафиксировать ввод формулы в ячейку при
отсутствии парной скобки);
•
в формуле рекомендуется использовать ссылку на ячейку в качестве
переменной величины вместо конкретного значения;
•
формула не может содержать более, чем 1024 символа, формулы можно
разбить на множество более простых (принцип суперпозиции).
Алгоритм 1. Ввод простой формулы
Следующая простая
формула служит для умножения 135 на 1%.
=135*0,01
Для ввода простой
формулы необходимо выполнить следующее.
1.
Выделить (активизировать) ячейку A3, для ввода
формулы.
2.
Ввести символ “=” и символы формулы (нуль целых при вводе
можно опустить). Обратите внимание, в левой части строки состояния отображается
слово Ввод. Вводимые символы одновременно появляются в ячейке А3 и
в строке формул.
3.
Зафиксировать ручной ввод формулы – нажать клавишу Enter. Результат
выполнения формулы 1,35 отображается в ячейке А3. В левой части строки
состояния отображается слово Готово.
4.
Формула отобразится в строке формул, когда соответствующая ячейка
будет активна.
5.
Вместо формулы можно ввести в ячейку
константу
(непосредственно
значение 1,35).
Следуя приведенным в алгоритме 1
инструкциям, введите простые формулы, приведенные ниже в таблице:
№ п/п |
Активная |
Формула |
Действие |
1 |
В3 |
=12,5^3 |
Возводит |
2 |
С3 |
=14,5*123 |
Умножает |
Алгоритм 2. Ввод формулы, содержащей ссылки
Чтобы создать ссылку на ячейку, ее необходимо
выделить, щелкнув мышкой (указать ссылку на ячейку). Ссылки на ячейки и
диапазоны ячеек не следует задавать вручную. Это позволяет избежать ошибок при
ручном вводе формулы.
Следующая формула
складывает значения ячеек А3 и В3
= A3 + B3
Чтобы ввести в ячейке D3 формулу = A3
+ B3, необходимо выполнить следующие действия.
1.
Выделить ячейку D3.
2.
Ввести символ “=”. В строке состояния отображается слово Ввод.
3.
Навести курсор мыши на ячейку A3 и щелкнуть мышкой. Вокруг
ячейки A3 появится рамка. Ссылка на ячейку A3 появится в
выражении в ячейке D3 и в строке формул. Слово Ввод заменится на
слово Укажите.
4.
Ввести символ “+” (плюс), чтобы сообщить программе о действии,
которое нужно выполнить с содержимым ячейки A3. В строке состояния снова
появится слово Ввод.
5.
Навести курсор мыши на ячейку В3 и щелкнуть мышью. Вокруг
ячейки В3 появится рамка. Ссылка на ячейку В3 появится в
выражении в ячейке D3 и в строке формул.
6.
Закончив ввод формулы, нажать клавишу Enter или навести
курсор мыши на значок с изображением “галочки” (расположен рядом со строкой
формул) и щелкнуть на нем.
7.
Результат выполнения вычислений по формуле отобразится в ячейке D3,
а в строке состояния — слово Готово.
8.
Формула отобразится в строке формул, когда ячейка D3 будет
активна.
Следуя инструкциям алгоритма 2, введите формулы,
приведенные в таблице.
№ п/п |
Активная |
Формула |
Действие |
1 |
А4 |
=(С3-В3)/(А3-,1) |
Вычитает |
2 |
В4 |
=А3 |
Возвращает |
3 |
С4 |
=В3=С3 |
Сравнивает |
4 |
Лист2!А4 |
=Обработка_данных!А4 |
Выделите |
Редактирование формул
Внесение изменений в рабочий лист, а также устранение
ошибки выполняется с помощью редактирования формул в ячейках. Режим
редактирования ячеек можно активизировать несколькими способами.
1. Редактирование
формулы в строке формул:
— выделите ячейку с формулой,
подлежащей редактированию, — щелкните мышкой, расположив курсор в строке
формул.
2. Редактирование
формулы непосредственно в ячейке:
—
дважды щелкните мышкой, расположив курсор внутри ячейки. Данный
способ редактирования формулы работает только в том случае, если включена опция
Правка прямо в ячейке на вкладке Правка диалогового
окна Параметры меню Сервис.
—
включить режим редактирования:
—
выделить ячейку и нажать клавишу F2.
После завершения редактирования формулы режим редактирования
в ячейке необходимо отключить – нажать клавишу Esc или Enter.
Адресные ссылки на ячейки
Ссылки указывают на ячейку или диапазон ячеек, которые
могут находиться в разных частях листа, или на других листах той же книги и на
другие.
В формулах Excel используются ссылки на одну ячейку
или диапазон ячеек. Существует три типа ссылок.
1.
Относительная ссылка – основана на
относительной позиции ячейки, содержащей формулу, и ячейки, на которую
указывает ссылка. При изменении позиции ячейки при копировании формулы
изменяется адрес ячейки автоматически (по умолчанию) корректируется. Такое
автоматическое преобразование адресов ячеек при копировании называется относительной
адресацией. Например, при копировании формулы из ячейки D3 в
ячейку E3 (на один столбец вправо) ссылки на адреса ячеек A3
и B3, входящих в формулу, изменятся на B3 и C3
соответственно (рис).
Рис.
Копирование формулы с относительной адресацией ячеек
2.
Абсолютная ссылка всегда ссылается на
ячейку, расположенную в определенном месте. При копировании формулы адрес
ячейки не изменяется (рис). Абсолютная ссылка обозначается символом $, который
вводится в результате нажатия клавиши F4, когда указатель мыши установлен
на конце адреса ячейки.
Рис.
Копирование формулы с абсолютной адресацией ячеек
3.
Смешанная ссылка содержит либо абсолютный адрес
столбца и относительный адрес строки, либо абсолютный адрес строки и
относительный – строки, например $A1, A$1. При копировании адрес столбца или
строки, перед которым стоит знак $, остается неизменным.
Режим ссылки целесообразно изменять только в том
случае, если планируется копировать формулу. Абсолютные ссылки рекомендуется
использовать для ссылок на константы в расчетных формулах. Константа в Excel
представляет собой невычисляемое значение.
рабочих книг называются внешними. Ссылки на данные в других приложениях
называются удаленными.
Имя — это легко запоминающийся идентификатор, который можно использовать для
ссылки на ячейку, группу ячеек, значение или формулу. Создать имя для ячейки можно в
поле имени, или через меню Вставка | Имя. | Присвоить… Использование имен
обеспечивает следующие преимущества:
Формулы, использующие имена, легче воспринимаются и запоминаются, чем
формулы, использующие ссылки на ячейки.
Например, формула “=Активы—Пассивы” гораздо понятнее, чем формула “=F6—D6”.
При изменении структуры рабочего листа достаточно обновить ссылки лишь в одном
месте — в определении имен, и все формулы, использующие эти имена, будут
использовать корректные ссылки.
После того как имя определено, оно может использоваться в любом месте рабочей книги.
Доступ ко всем именам из любого рабочего листа можно получить с помощью окна имени
в левой части строки формул.
Вы можете также определить специальные имена, диапазон действия которых
ограничивается текущим рабочим листом. Это означает, что эти имена можно
использовать лишь на том рабочем листе, на котором они определены. Такие имена не
отображаются в окне имени строки формул или окне диалога “Присвоить имя”, если
активен другой рабочий лист книги.
Excel автоматически создает имена на основе заголовков строк и столбцов рабочего листа.
Подробной информация о создании таких имен содержится в главе “Базы данных”.
После того, как имя определено, вы можете:
Заменить все соответствующие ссылки этим именем во всех местах рабочего листа.
Например, определив имя “Прибыль” как “=$F$12”, можно заменить все ссылки на ячейку
$F$12 именем “Прибыль”.
Быстро перейти на поименованную ссылку, заменить ссылки, вставить ссылку в формулу
с помощью окна имени в строке формул.
Перемещение и копирование формул. Относительные и абсолютные ссылки.
После того как формула введена в ячейку, вы можете ее перенести, скопировать или
распространить на блок ячеек.
При перемещении формулы в новое место таблицы ссылки в формуле не изменяются, а
ячейка, где раньше была формула, становится свободной. При копировании формула
перемещается в другое место таблицы, ссылки изменяются, но ячейка, где раньше
находилась формула, остается без изменения. Формулу можно распространить на блок
ячеек.
При копировании формул возникает необходимость управлять изменением адресов ячеек
или ссылок. Для этого перед символами адреса ячейки или ссылки устанавливаются
символы “$”. Изменяться только те атрибуты адреса ячейки, перед которыми не стоит
символ “$”. Если перед всеми атрибутами адреса ячейки поставить символ “$”, то при
копировании формулы ссылка не изменится.
IV. Практическая работа.
Практическая работа «Проведение простейших расчетов с использованием формул.» Дата.
Цель работы:
Уметь:
Запуск программы. Интерфейс. Подготовка рабочей области документа. Основы работы в
программе. Ввод чисел и текста. Форматирование ячеек. Адресация ячеек. Ввод формул.
Знать:
Основные понятия и способы организации электронных таблиц, структура электронных
таблиц и их оформление. Ввод данных в таблицу. Типы и формат данных: число,
План-конспект урока на тему
«Использование формул для расчетов в Excel.» 9 класс
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: побуждающий диалог, репродуктивный.
Цели урока:
Образовательные:
1. Обобщение основных понятий электронной таблицы Excel.
2. Изучение правил записи формул в Excel.
Воспитательные:
1. Привитие навыков вычислительной работы в ЭТ Excel.
2. Воспитание аккуратности и точности при записи математических формул.
Развивающие:
-
Развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы.
-
Развитие внимания, способности логически рассуждать, выдвигать гипотезы, делать выводы, умений применять знания для решения практических задач.
Ход урока:
-
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. В начале нашего урока я хотела поделиться с вами одним своим наблюдением. Недавно мое внимание привлекла цитата одного мудреца, которая сначала, откровенно говоря, меня озадачила: «Ничему нельзя научить». Как же так, для чего же тогда нужна школа, наши уроки! Но, подумав, я вынуждена была признать правоту древнего философа. Ничему нельзя научить, но всему можно научиться. Чувствуете разницу? Успешность учения во многом зависит от вас. Всегда, и конкретно на сегодняшнем уроке.
2. Этап постановки целей урока
Сегодня мы продолжим работу с электронными таблицами Excel, замечательным офисным приложением. Между прочим, слово «excel» в переводе с английского обозначает «превосходить, превышать, отличаться, выделяться». На предыдущих уроках вы имели возможность убедиться в том, что эта программа замечательно красива. В народе говорят: «Либо красивая, либо умная» — Excel – исключение. В том, что это еще и умная программа вы сегодня, наверняка, убедитесь.
Но прежде – разминка.
3. Этап актуализации опорных знаний
Как известно, утро – время непростое. Очень полезная вещь сейчас – утренний аутотренинг. «Я окончательно проснулся, я полон сил и знаний»
Для активизации опорных знаний учащихся проводится обучающая игра «Информационное домино» (приложение 1).
Учебная группа делится на 3-4 подгруппы по 4 человека в каждой. На каждую подгруппу раздается комплект домино. «Костяшка» домино состоит из двух частей: слева записано понятие ЭТ, справа определение другого понятия. Задача группы – правильно разложить все «костяшки» домино. На выполнения задания дается 5 минут.
Строка |
Прямоугольник на пересечении строки и столбца |
Адрес ячейки |
Определяет ряд в ЭТ, обычно нумеруется |
Столбец |
Несколько рабочих листов, сохраненных как один файл |
Ячейка |
Представляет собой адрес угловых ячеек, разделенных двоеточием |
Рабочая книга |
Формируется сочетанием заголовка столбца и номера строки |
Диапазон |
Определяет колонку в ЭТ, обозначается латинскими буквами |
Смежные ячейки |
Сетка строк и столбцов |
Рабочий лист |
Ячейки, имеющие одну общую границу |
Активная ячейка |
Определяет текущий Рабочий Лист |
Ярлычок листа |
Ячейка, в которой осуществляется ввод данных |
Итак, мы бодры, полны знаний, готовы к дальнейшей работе.
4. Этап усвоения новых знаний
Учитель предлагает заполнить таблицу и вычислить суммарную выручку магазина .На выполнение данной работы дается заведомо минимальное время с целью предотвратить вычисление на калькуляторе.
А |
В |
С |
D |
E |
F |
|
1 |
Продукт |
Цена |
Поставлено |
Продано |
Осталось |
Выручка |
2 |
Молоко |
23 |
100 |
73 |
||
3 |
Сметана |
42 |
85 |
68 |
||
4 |
Творог |
68 |
125 |
68 |
||
5 |
Йогурт |
15 |
250 |
129 |
||
6 |
Сливки |
24 |
125 |
49 |
||
7 |
Кефир |
22 |
250 |
168 |
||
8 |
Биойогурт |
25 |
150 |
96 |
||
9 |
Снежок |
24 |
250 |
189 |
Постановка проблемы:
Анализ |
Учитель |
Ученики |
создание проблемной ситуации |
Вы успели выполнить задание? В чем затруднение? |
Нет. Не хватило времени. |
В чем будет сложность при заполнении таблицы, если наименований будет много? |
Очень много времени понадобится для расчетов |
|
Как увеличить скорость выполнения задания? |
Производить вычисления на калькуляторе |
|
Так, хорошо. Вчера продали одно количество товара, а сегодня другое. Что станет с остатком и выручкой? |
Остаток и выручка изменятся |
|
Значит придется все пересчитывать каждый день? |
да |
|
Побуждение к осознанию противоречия |
Являются ли ежедневные расчеты оптимальными для решения задачи? |
Нет, они трудоемкие |
Побуждение к формированию проблемы |
Какой возникает вопрос? |
Найти более быстрый способ сделать вычисления в таблице |
Поиск решения:
Анализ |
Учитель |
Ученики |
Общее побуждение |
Какие будут варианты решения задачи? |
Посчитать на калькуляторе |
Принятие гипотез учеников |
Так, хорошо. Наименование товаров увеличивается с каждым днем. Как сократить время вычислений и не пересчитывать каждый раз? |
Подключить к вычислениям компьютер, пусть сам считает |
Побуждение к проверке |
Какие команды необходимо дать компьютеру, чтобы он смог нам помочь? Какая же тема сегодняшнего урока? |
Разработать формулы Формулы |
Запишем в тетрадях тему урока: «Использование формул для расчетов в Excel.» Выражение решения:
Выражение нового знания научным языком в принятой форме |
Запись формул в электронных таблицах начинается со знака =. При составлении формул используются следующие символы, которые называются арифметическими операторами:
|
||||||||||||||||||||||
Публичное представление продукта |
Давайте попробуем записать формулы для вычислений |
Учащиеся пробуют записать формулы |
Чем же отличается формула от других типов данных в Excel (чисел, текста)?
-
Во-первых, она обязательно начинается со знака «=»
-
Во-вторых, то, что мы видим в ячейке после ввода формулы и нажатия Enter, отличается от введенного: в ячейке мы видим результат вычислений, а саму формулу можно увидеть в строке формул.
-
При изменении данных в ячейке будет выполнен автоматический пересчет результата формулы.
-
Вы заметили, что ссылки в формулу можно ввести двумя способами: какими?
Вручную и указанием на нужную ячейку
-
Теперь попробуйте 1 предложением сформулировать, что же такое формула в Excel, и для чего она нужна. (Формула в ЭТ предназначена для автоматизации вычислений и состоит из знака равенства, адресов ячеек, чисел и знаков арифметических действий).
-
Запишем этот вывод в тетрадь.
5 Практическая работа
-
Убедимся в том, что эти знания, действительно полезны, смоделировав эпизод деятельности организации, которая для осуществления своих экономических расчетов использует ЭТ Excel. В жизни такое происходит довольно часто.
Компания «СТРОЙ-СЕРВИС» предлагает широкий ассортимент обоев, клея, красок, других отделочных материалов и сопутствующих инструментов. Девиз нашей деятельности: «Максимум удобства и экономии».
-
Основные подразделения организации: «Склад», «Бухгалтерия», «Экономисты».
-
Сейчас каждая группа (а они у нас уже сформированы) сыграет роль одного из названных подразделений:
-
«Работники склада» реализуют ноу-хау фирмы, ее эксклюзивную услугу. Суть услуги заключается в том, что клиенту не нужно рассчитывать, сколько рулонов обоев, клея ему нужно приобрести. Эту проблему решают специалисты склада, им нужно только сообщить метраж помещений.
-
«Бухгалтерия» рассчитывает стоимость покупки произвольного набора продукции.
-
«Экономисты» рассчитывают заработанную плату работников.
выдача технологических карт, табличек микрогруппам
-
Роль директора фирмы отводится учителю.
-
На выполнение задания – не более 15 мин.
Отделы приступают к работе. В это время периодически происходят «производственные совещания», на которых «директор» контролирует ход работы и вносит замечания и поправки.
6. Защита проектов
Один представитель группы выходит к доске и показывает, как выглядит таблица для решения задачи их отдела.
1 отдел (Обои): вводят данные с карточки-заказа, поясняют использованные формулы
2 отдел (Клей): вводят данные, поясняют использованные формулы
3 отдел (Бухгалтерия): вводят данные, поясняют использованные формулы, дополнительно – покупка валиков
4 отдел (Экономисты): поясняют использованные формулы
7. Этап сообщения домашнего задания
Задача (оформить в тетради)
Три туриста собрались в поход. Они составили список предметов, которые необходимо взять с собой. Эти вещи решили разделить по справедливости: на 3 равные по весу части. Как это сделать?
Технология:
1. Создать таблицу необходимых для похода вещей (3 столбца).
2. Дополнить ее столбцами: 1 турист, 2 турист, 3 турист, Вес 1, Вес 2, Вес 3.
3. Дополнить ее строкой: Суммарный вес и подобрать распределение вещей так, чтобы вес для каждого был приблизительно равный, изменяя значение в столбцах D и E.
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
Наименование |
Вес |
Кол-во |
1 турист |
2 турист |
3 турист |
Вес 1 |
Вес 2 |
Вес 3 |
Палатка |
7 |
1 |
1 |
=С3-D3-E3 |
=*D3 |
=*E3 |
=*F3 |
|
Котелок |
||||||||
Топор |
||||||||
Консервы |
||||||||
Крупа |
||||||||
Сухари |
||||||||
Сахар |
||||||||
Суммарный вес |
8. Подведение итогов урока
На следующем уроке мы продолжим изучение «умных» возможностей Excel. Уделим внимание копированию, перемещению формул.
И на прощанье еще одно замечание: конечно, компьютер — отличный помощник в работе. Но только помощник. Машина должна работать, а человек – думать! Думайте!
Задания для 1 группы
Тестовые данные:
Размеры комнаты:7,50х4,25х2,75
Размеры дверей:0,80х2,00
Размеры окон:0,90х1,50
Кол-во дверей:1
Кол-во окон:2
Размеры рулона обоев:10х0,53
Результаты вычислений:
Оклеиваемая площадь: 60,325
Площадь обоев: 5,3
Кол-во рулонов обоев: 12
Расчет расхода обоев
Ширина |
Длина |
Высота |
|
Размеры комнаты, м |
|||
Размеры дверей, м |
|||
Размеры окон, м |
|||
Кол-во дверей |
|||
Кол-во окон |
|||
Оклеиваемая площадь, м2 |
Длина, м |
Ширина, м |
Площадь, м2 |
Кол-во рулонов обоев, шт. |
|
Размеры рулона обоев |
Задания для 2 группы
Тестовые данные:
Размеры комнаты:7,50х4,25х2,75
Размеры дверей:0,80х2,00
Размеры окон:0,90х1,50
Кол-во дверей:1
Кол-во окон:2
Размеры рулона обоев:10х0,53
Результаты вычислений:
Оклеиваемая площадь: 60,325
Площадь обоев: 5,3
Кол-во рулонов обоев: 12
Расчет расхода клея
Ширина |
Длина |
Высота |
|
Размеры комнаты, м |
|||
Размеры дверей, м |
|||
Размеры окон, м |
|||
Кол-во дверей |
|||
Кол-во окон |
|||
Оклеиваемая площадь, м2 |
|||
Норма расхода клея на 1 м2, г |
*Кол-во пачек клея округлить до ближайшего большего по модулю целого.
Задания для 3 группы
Заказ
Ширина комнаты:5
Длина комнаты:4,5
Высота комнаты:2,70
Ширина дверей:0,9 (90 см)
Высота дверей:2
Ширина окна:1,1(1м 10см)
Высота окна:1,5 (1м 50 см)
Количество окон:2
Количество дверей:1
Обои: Comfort (данные с этикетки: 10,05х0,53м.)
Клей: виниловый специальный Quality (данные с пачки: масса – 200г, расход на 1 м2 – 5 г.)
Стоимость рулона обоев: 190р.
Стоимость пачки клея: 45р.
Доп: валики: 2 шт. х 40р.
Обоев: 9 рулонов
Клея: 2 пачки
Расчет стоимости покупки
№ |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена, руб. |
Сумма, руб. |
1. |
Обои |
шт |
|||
2. |
Клей обойный |
шт |
|||
3. |
|||||
Итого без скидки, руб. |
|||||
Размер скидки, % |
|||||
Сумма скидки, руб. |
|||||
Итого |
* Владельцу дисконтной карты предоставляется скидка в размере 3 %.
Задания для 4 группы
Расчет заработной платы
Рабочих дней |
|||||||||
Размер премии в процентах |
|||||||||
№ |
ФИО |
Фактичес-ки отработа-но дней |
Оклад, руб. |
Премия, руб |
Ср. зар. плата в день, руб. |
Начислено, руб. |
Подо-ходный налог*, руб. |
Удержано, руб. |
ИТОГО, руб |
* Подоходный налог (13%) округляется до рубля.
Тестовые данные:
Рабочих дней в этом месяце:25
Размер премии: 50
Фактически отработано дней: 20
Оклад:3500,00
Результаты вычислений:
Премия: 1750,00
Ср. зар.плата в день: 210,00
Начислено: 4200,00
Подоходный налог:546,00
Удержано: 546,00
К выдаче: 3654,00
Заполнить таблицу произвольными данными для
3-х сотрудников
Цели урока:
Обучающие:
- Повторение и закрепление ввода данных и формул в Excel.
- Комплексное применение полученных знаний в ходе практической работы.
Развивающие:
- Развитие представлений об электронных таблицах как инструменте для
решения задач из разных сфер человеческой деятельности; - Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Воспитательные:
- Привитие навыков вычислительной работы в Excel.
- Воспитывать аккуратность, внимательность, дисциплинированность,
совершенствовать самостоятельность, уверенность в своих силах.
Тип урока: урок закрепление знаний, умений и навыков.
Программное и техническое обеспечение урока:
- мультимедийный проектор;
- компьютерный класс;
- программа MS EXCEL.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний (тест).
- Выполнение практической работы.
- Подведение итогов урока и выставление оценок за урок.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим говорить о замечательной
программе, которая позволяет решать задачи самого разного характера
и рассмотрим примеры использования этой программы в различных сферах
деятельности: в математике, астрономии, в экономике и в криминалистике.
II. Актуализация опорных знаний.
Прежде всего, давайте вспомним основные моменты работы с программой Excel.
Для этого ответим на вопросы теста. (Вопросы теста появляются через
проектор на экране.) Приложение 1
III. Выполнение практической работы
Самостоятельная работа учащихся на компьютере. Учитель контролирует работу
учащихся и по необходимости оказывает помощь (Приложение
2)
IV. Подведение итогов урока и выставление оценок за урок.
Итак, сегодня на уроке мы в очередной раз убедились в многофункциональности
возможностей электронных таблиц Excel. Мы увидели, что с помощью этой программы
можно решить и математические, и астрономические, и экономические задачи.
В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать любую дисциплину и
составить задачу с использованием программы MS Excel.
Окончание урока.
Выставление оценок.
Спасибо всем за работу. До свидания.
Список использованных источников
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч.
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса.
- Кузнецов А и др. Информатика. Тестовые задания.
- Интернет-ресурсы.
Конспект урока на тему:
«Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация»
Класс: 9 класс
Цели урока:
- Обучающие:
Выработать навыки и умения:
- порядка ввода формул в ЭТ;
- ввода абсолютных, относительных и смешанных адресов ячеек;
- преобразования адреса из абсолютного в относительный и наоборот;
- решать задачи в ЭТ с использованием относительной и абсолютной адресации.
- Развивающие:
- развивать представление об ЭТ как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности, навыки анализа и синтеза, логического мышления;
- развивать умения мыслить логически, обобщать полученные умения и навыки.
- Воспитательная:
- воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость, дисциплинированность и бережное отношение к вычислительной технике.
Тип урока: формирование и закрепление новых знаний, навыков и умений.
Оборудование: Компьютеры, медиапроектор, задания для Практической работы.
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний:
- Мотивация учебной деятельности учеников:
- Предоставление необходимой теоретической информации.
- Выполнение Практической работы
- Выставление оценок за Практическую работу.
- Домашнее задание.
- Итоги урока:
- Организационный момент. Взаимное приветствие.
- Актуализация опорных знаний:
Сегодня мы с вами продолжаем изучать раздел Электронные таблицы. Для начала вспомним:
1. Электронные таблицы это — …
2. Для кого предназначены ЭТ
3. Самой популярной программой для работы с ЭТ является …или Программа, с помощью которой мы изучаем ЭТ
4. Как происходит загрузка EXCEL
5. Перед нами окно программы EXCEL, необходимо перечислить и показать его основные элементы.
6. Документы EXCEL
7. В ячейки мы можем вводить три основных типа данных…
- Мотивация
Возможности программы EXCEL не ограничены только вводом данных в ячейки рабочего листа. В принципе с задачей ввода можно справиться с помощью любого текстового редактора, например MS Word. Назначением EXCEL является автоматизация расчетов посредством формул и функций, т.е. если вы научитесь работать с ЭТ, то это позволит вам быстро и легко проводить вычисления с большим количеством данных.
- Объяснение нового материала
В рабочих тетрадях: число, тема урока.
- Формула Excel – это арифметическое или логическое выражение, по которому производятся расчеты в таблице.
Каждая формула начинается со знака равенства = и завершается нажатием клавиши Enter.
Чтобы в расчетах использовать значения, введенные в другие ячейки рабочего листа, в формулах вводят адреса этих ячеек. В таком случае говорят, что в формуле на ячейки сделаны ссылки.
При составлении формул используются следующие символы, которые называются арифметическими операторами:
Оператор |
Действие |
Примеры |
+ |
Сложение |
= А1+В1 |
— |
Вычитание |
= А1-В2 |
* |
Умножение |
= В3*С12 |
/ |
Деление |
= А1 / В5 |
^ |
Возведение в степень |
= А4^3 |
% |
Процентное отношение |
= A1*20% |
В формулах для изменения порядка действий используются скобки.
Запишем: формулы состоят из знака равенства =, ссылок на ячейки, операторов, нажать Enter.
- Ввод формул.
Существует минимум три варианта ввода формул:
- С клавиатуры (все адреса ячеек вводим вручную);
- С помощью мыши (после «=» щелкнуть мышкой на ячейке, где находятся необходимые данные, и адрес ячейки появится в строке редактирования)
- Использовать Мастер Функций
- Время от времени у каждого пользователя программы возникает необходимость в проверке всех введенных формул, но в ячейке с формулой отображается не сама формула, а результат её вычисления. Специально для этих случаев предусмотрен режим отображения формул. Чтобы активизировать этот режим воспользуйтесь меню Сервис – Параметры – Вид – в разделе параметры окна поставить галочку на Формулы
Запишем:
- Редактирование формул
Ошибки, допущенные при вводе формулы, исправляются так же, как и ошибки, появившиеся во время ввода любых других данных
Напоминаю:
- дважды щелкнуть на ячейке с формулой для активации режима редактирования, затем отредактировать формулу;
- выделить ячейку, перейти в строку формул и отредактировать формулу.
Запишем:
- Виды ссылок. Относительные и абсолютные адреса ячеек.
При решении однотипных задач мы используем одну и ту же формулу. Чтобы не вводить формулу заново, мы ее копируем. В процессе копирования формулы в Excel, автоматически меняются адреса ячеек, на которые в формуле сделаны ссылки. Такая адресация называется относительной.
В некоторых случаях нет необходимости автоматически изменять ссылки при копировании формул, для таких случаев в Excel предусмотрены абсолютные ссылки, которые не меняются в процессе копирования.
Абсолютные адреса записываются с помощью знака доллара: =$3+8
Для перехода от относительного адреса к абсолютному используется клавиша F4.
Запишем:
- Использование инструмента Автосуммирование.
Сегодня при выполнении ПР вам придется суммировать значения в ячейках таблицы, в Excel разработан специальный прием Автосуммирования, с помощью которого можно быстр найти сумму чисел, записанных в смежных ячейках столбцов и строк .
Пример, чтобы сложить данные в ячейках можно записать формулу: = А1 + А2 + А3 + А4 + ….+…
Автосуммирование имеет на панели инструментов собственную кнопку. Для того, чтобы посчитать сумму необходимо:
- Выделить ячейку, в которой будет сумма
- Нажать кнопку Сумма –
- Excel предложит диапазон данных, если вы с ним согласны, то нажать Enter, если нет, то выделить мышкой нужный диапазон ячеек. Напоминаю, что для выделения несвязных диапазонов необходимо использовать клавишу Ctrl. Нажать Enter.
Запишем:
- Выполнение практической работы
При выполнении ПР вам поможет полученный сегодня теоретический материал
- Выставление оценок за Практическую работу.
- Итоги урока: (рефлексия)
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Урок дал мне для жизни…
Варианты для продолжения:
- Вы можете вводить и редактировать формулы в электронную таблицу,
- производить простейшие вычисления для решения практических задач.
- Ввод формул начинается со знака …
- После ввода формулы результат вычисления мы видим в ячейке, а саму формулу
- Домашнее задание: Глава 3, стр. 88 – 91, Задача – распечатка
- Литература:
- Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ». Учебник для 9 класса
- В. Леонтьев «Большая энциклопедия персонального компьютера»
- А. Л. Соколенко « Microsoft Office Excel. Просто как дважды два»
Задача (оформить в тетради)
Три туриста собрались в поход. Они составили список предметов, которые необходимо взять с собой. Эти вещи решили разделить по справедливости: на 3 равные по весу части. Как это сделать?
Технология:
1. Создать таблицу необходимых для похода вещей (3 столбца).
2. Дополнить ее столбцами: 1 турист, 2 турист, 3 турист, Вес 1, Вес 2, Вес 3.
3. Дополнить ее строкой: Суммарный вес и подобрать распределение вещей так, чтобы вес для каждого был приблизительно равный, изменяя значение в столбцах D и E.
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
Наименование |
Вес |
Кол-во |
1 турист |
2 турист |
3 турист |
Вес 1 |
Вес 2 |
Вес 3 |
Палатка |
7 |
1 |
1 |
=С3-D3-E3 |
=*D3 |
=*E3 |
=*F3 |
|
Котелок |
||||||||
Топор |
||||||||
Консервы |
||||||||
Крупа |
||||||||
Сухари |
||||||||
Сахар |
01.04.2015
Данный план урока по теме «Ввод формул в Excel » с презентацией подробно рассказывает о том , как вводить формулы и с помощью формул считать данные в строках для учащихся 8-х классов. Цель урока: Закрепить умение создавать простые формулы в Excel складывать, вычитать, перемножать и делить величины в книге.
1. Задачи: Обучающая – формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Ввод формул”, формирование общеучебных и специальных умений и навыков, контроль за усвоением учебного материала.
2. Развивающая – развивать умение выделять главное; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала; самостоятельность; развитие речи, памяти, внимательности, эмоций, логического и алгоритмического мышления учащихся.
3. Воспитательная – формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; чувство ответственности, деловые качества учащихся. Активизация познавательной и творческой активности учащихся, логического мышления.
Оценить
1541
Содержимое разработки
Дата: 13.03.2015 ИВТ -8 класс учитель Махаева Е.Ж.
Тема урока: Ввод формул в Excel
Цель урока: Закрепить умение создавать простые формулы в Excelскладывать, вычитать, перемножать и делить величины в книге.
Задачи:Обучающая – формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Ввод формул”, формирование общеучебных и специальных умений и навыков, контроль за усвоением учебного материала.
Развивающая – развивать умение выделять главное; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала; самостоятельность; развитие речи, памяти, внимательности, эмоций, логического и алгоритмического мышления учащихся.
Воспитательная – формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; чувство ответственности, деловые качества учащихся. Активизация познавательной и творческой активности учащихся, логического мышления.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Организационные формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Материально-техническая база:
ПК (изучение нового материала)
Раздаточный материал (карточки с заданиями), конспект по учебникуЕ.А.Вьюшкова, Н.В.Параскун Информатика учебник для 8 класса.- Астана: Арман ПВ, 2012. § 27 правил сложения, вычитания, умножения и деления в Excel.
План урока:
Содержание этапа урока |
Время |
Вид и формы работы |
1. Организационный момент |
1 мин |
Приветствие |
2. Мотивация урока |
3 мин |
Постановка целей урока |
3. Аргументирование знаний, умений и навыков |
10 мин |
Повторение. Работа в тетради и по учебнику. Выполнение заданий группой, индивидуально по карточкам. |
4. Изучение нового материала |
10 мин |
1.Сложение чисел в Excel 2.Вычитание чисел вExcel 3.Умножение чисел в Excel. |
5. Закрепление изученного материала |
10 мин |
Работа в парах. Работа в тетради, по карточкам. |
6. Итоги урока. Рефлексия. |
3 |
Подведение итогов. Ответы на поставленные вопросы |
7. Домашнее задание |
3 мин. |
Запись домашнего задания и его разбор. |
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Мотивация урока: постановка цели урока.
3. Повторение ранее изученного материала:
Где находятся команды по форматированию данных в ячейках таблицы?
С какими типами данных работает табличный процессор?
Какие форматы числовых данных вам известны?
С каким типом данных нельзя проводить вычисления?
Как правильно набрать дату в ячейке?
Что произойдет, если в ячейке после знака равенства набрать текст?
Какая кнопка раздела ленты Главная соответствует включению опции «переносить по словам» диалогового окна Формат ячейки?
4.Объяснение нового материала: Excel 2010-создание простых формул
Excel может быть использован для вычисления числовой информации. В этом уроке вы узнаете, как создавать простые формулы в Excel, чтобы складывать, вычитать, перемножать и делить величины в книге. Также вы узнаете разные способы использования ссылок на ячейки, чтобы сделать работу с формулами легче и эффективнее.
Простые формулы
Формула – это равенство, которое выполняет вычисления. Как калькулятор, Excel может вычислять формулы, содержащие сложение, вычитание, умножение и деление. Одной из самых полезных особенностей Excel является возможность производить вычисления с использованием адреса ячейки для представления значения в ней. Такой способ называется использованием ссылок на ячейки. Для максимального использования возможностей Excel важно понимать, как создавать простые формулы и использовать ссылки на ячейки.
Создание простых формул
Excel использует стандартные операторы для уравнений, такие как знак плюс для сложения (+), знак минус для вычитания (-), звездочка для умножения (*), a косая черта для деления (/), и знак вставки (^) для возведения в степень. Ключевым моментом, который следует помнить при создании формул в Excel, является то, что все формулы должны начинаться со знака равенства (=). Так происходит потому, что ячейка содержит или равна формуле и ее значению.
Чтобы создать простую формулу в Excel:
1. Выделите ячейку, где должен появиться ответ (B4, например).
Выделение ячейки B4
2. Введите знак равно (=).
3. Введите формулу, которую должен вычислить Excel. Например, «120х900″.
Ввод формулы в ячейку B4
4. Нажмите Enter. Формула будет вычислена и результат отобразится в ячейке.
Результат в B4
Создание формул со ссылками на ячейки
Когда формула содержит адрес ячейки, его называют ссылкой на ячейку. Создание формул со ссылками на ячейки является очень полезным, так как вы можете обновлять данные на листе без необходимости переписывать значения в формулах.
Чтобы создать формулу со ссылками на ячейки:
1. Выделите ячейку, где должен появиться ответ (B3, например).
Выделение ячейки B3
2. Введите знак равно (=).
3. Введите адрес ячейки, которая содержит первое число уравнения (B1, например).
Ввод формулы в ячейку B3
4. Введите нужный оператор. Например, знак плюс (+).
5. Введите адрес ячейки, которая содержит второе число уравнения (в моей таблице это B2).
Ввод формулы в ячейку B3
6. Нажмите Enter. Формула будет вычислена и результат отобразится в ячейке.
Результат в ячейке B3
*Если вы измените значение в ячейке B1 или B2, итог будет автоматически пересчитан.
Есть и еще более легкий и быстрый способ создания формул
Для этого:
1. Выделите ячейку, где должен появиться ответ (B3, например).
Выделение ячейки B3
2. Введите знак равно (=).
3. Кликните по первой ячейке, которую нужно включить в формулу (B1, например).
Клик по ячейке B1
4. Введите нужный оператор. Например, знак деления (/).
5. Кликните по следующей ячейке в формуле (B2, например).
Клик по ячейке B2
6. Нажмите Enter. Формула будет вычислена и результат отобразится в ячейке.
Результат в ячейке B3
Чтобы изменить формулу:
1. Кликните по ячейке, которую нужно изменить.
2. Поместите курсор в строку формул и начинайте редактировать формулу. Также вы можете просматривать и редактировать формулу прямо в ячейке, дважды щелкнув по ней мышью.
Редактирование формулы
3. Когда закончите, нажмите Enter на клавиатуре или нажмите на команду Ввод в строке формул .
На этом пока все. Надеюсь урок был максимально понятным. Сложные формулы будем учить в следующих уроках.
5. Закрепление изученного материала.Откройте учебник Е.А.Вьюшкова, Н.В.Параскун Информатика учебник для 8 класса.-Астана: Арман ПВ, 2012. Выполнить практическое задание на странице 181-182.
6.Итоги урока. Рефлексия.
С какими типами данных можно проводить вычисления. С какими типами данных нет?
Как вычислять форматы данных Дата?
Перечислите способы копирования содержимого ячейки с формулой?
Что такое ссылка?
Чем отличается относительная ссылка от абсолютной?
Приведите пример необходимости использования абсолютной ссылки?
Как преобразовать относительную ссылку в абсолютную?
Укажите тип адреса:G 23, $C9.$S$5
В ячейку F 13 ввели формулу = Е13/$B$4.Затем эту формулу скопировали в ячейку F 15. Какая формула содержится в ячейке F 15?
Приведите пример применения ссылки типа $A1.
7. Домашнее задание. Из учебника Е.А.Вьюшкова, Н.В.Параскун Информатика учебник для 8 класса.-Астана: Арман ПВ, 2012. Прочитать §27 , на странице 182 и183 выполнить задания: « Контрольные вопросы и задания.» и «Проверь себя».
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/120274-vvod-formul-v-excel-plan-uroka
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО (полностью) |
Карцев Александр Викторович |
|
|
Место работы |
ОГБОУ СПО Ульяновский техникум железнодорожного транспорта |
|
Должность |
Преподаватель |
|
Предмет |
Информатики и ИКТ |
|
курс |
II базовый уровень |
|
Тема и номер урока в теме |
Урок 23. Формулы Excel |
|
Базовый учебник |
Хлебников А.А., Информатика. Учебник для СПО серия: Среднее профессиональное образование Феникс, 2013 г., 448 стр., ISBN:978-5-222-20699-7 |
Урок 23. Формулы Excel
Цель урока: введение нового материала. Актуализация знаний по предыдущей теме. Практическая работа
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний по предыдущей теме.
Опрос. Защита рефератов по теме «OpenOffice», «MS Office».
III. Введение нового материала
Формулы Excel
Формулой в Excel называется последовательность символов, начинающаяся со знака равенства “=“. В эту последовательность символов могут входить постоянные значения, ссылки на ячейки, имена, функции или операторы. Результатом работы формулы является новое значение, которое выводится как результат вычисления формулы по уже имеющимся данным.
Если значения в ячейках, на которые есть ссылки в формулах, меняются, то результат изменится автоматически.В качестве примера приведем формулы, вычисляющие корни квадратного трехчлена: ax2+bx+c=0. Они введены в ячейки A2 и A3 и имеют следующий вид:
=(-B1+КОРЕНЬ(B1*B1-4*A1*C1))/2/A1
=(-B1-КОРЕНЬ(B1*B1-4*A1*C1))/2/A1
В ячейках A1, B1 и C1 находятся значения коэффициентов a, b и с, соответственно. Если вы ввели значения коэффициентов a=1, b=-5 и с=6 (это означает, что в ячейках A1, B1 и C1 записаны числа 1, 5 и -6), то в ячейках A2 и A3, где записаны формулы, вы получите числа 2 и 3. Если вы измените, число в ячейке A1 на -1, то в ячейках с формулами вы получите
числа -6 и 1.
Использование ссылок и имен.
Ссылка однозначно определяет ячейку или группу ячеек рабочего листа. Ссылки указывают, в каких ячейках находятся значения, которые нужно использовать в качестве аргументов формулы. С помощью ссылок можно использовать в формуле данные, находящиеся в различных местах рабочего листа, а также использовать значение одной и той же ячейки в нескольких формулах.
Можно также ссылаться на ячейки, находящиеся на других листах рабочей книги, в другой рабочей книге, или даже на данные другого приложения. Ссылки на ячейки других рабочих книг называются внешними. Ссылки на данные в других приложениях называются удаленными.
Имя — это легко запоминающийся идентификатор, который можно использовать для ссылки на ячейку, группу ячеек, значение или формулу. Создать имя для ячейки можно в поле имени, или через меню Вставка | Имя. | Присвоить… Использование имен обеспечивает следующие преимущества:
Формулы, использующие имена, легче воспринимаются и запоминаются, чем формулы, использующие ссылки на ячейки.
Например, формула “=Активы-Пассивы” гораздо понятнее, чем формула “=F6-D6”.
При изменении структуры рабочего листа достаточно обновить ссылки лишь в одном месте — в определении имен, и все формулы, использующие эти имена, будут использовать корректные ссылки.
После того как имя определено, оно может использоваться в любом месте рабочей книги. Доступ ко всем именам из любого рабочего листа можно получить с помощью окна имени в левой части строки формул.
Вы можете также определить специальные имена, диапазон действия которых ограничивается текущим рабочим листом. Это означает, что эти имена можно использовать лишь на том рабочем листе, на котором они определены. Такие имена не отображаются в окне имени строки формул или окне диалога “Присвоить имя”, если активен другой рабочий лист книги.
Excel автоматически создает имена на основе заголовков строк и столбцов рабочего листа. Подробной информация о создании таких имен содержится в главе “Базы данных”.
После того, как имя определено, вы можете:
Заменить все соответствующие ссылки этим именем во всех местах рабочего листа.
Например, определив имя “Прибыль” как “=$F$12”, можно заменить все ссылки на ячейку $F$12 именем “Прибыль”.
Быстро перейти на поименованную ссылку, заменить ссылки, вставить ссылку в формулу с помощью окна имени в строке формул.
Перемещение и копирование формул. Относительные и абсолютные ссылки.
После того как формула введена в ячейку, вы можете ее перенести, скопировать или распространить на блок ячеек.
При перемещении формулы в новое место таблицы ссылки в формуле не изменяются, а ячейка, где раньше была формула, становится свободной. При копировании формула перемещается в другое место таблицы, ссылки изменяются, но ячейка, где раньше находилась формула, остается без изменения. Формулу можно распространить на блок ячеек.
При копировании формул возникает необходимость управлять изменением адресов ячеек или ссылок. Для этого перед символами адреса ячейки или ссылки устанавливаются символы “$”. Изменяться только те атрибуты адреса ячейки, перед которыми не стоит символ “$”. Если перед всеми атрибутами адреса ячейки поставить символ “$”, то при копировании формулы ссылка не изменится.
IV. Практическая работа.
Практическая работа «Проведение простейших расчетов с использованием формул.» Дата.
Цель работы:
Уметь:
Запуск программы. Интерфейс. Подготовка рабочей области документа. Основы работы в программе. Ввод чисел и текста. Форматирование ячеек. Адресация ячеек. Ввод формул.
Знать:
Основные понятия и способы организации электронных таблиц, структура электронных таблиц и их оформление. Ввод данных в таблицу. Типы и формат данных: число, формула, текст
-
Выполнить последовательность команд Пуск/Все программы/ Microsoft Office/ Microsoft Office Excel
-
Запись в тетради под пунктом «1» : Решить в среде Excel следующий пример:
+2)-200:(391-301-50) + 6(60-50+40) = Записать формулу, введенную в результирующую ячейку, а также ответ.
-
Запись в тетради под пунктом «2» : Решить в среде Excel следующий пример:
234+56+76+43+12+70+24+15+90+23+56+234+92+12_23+85+245+10+71+135+923 = Записать формулу, введенную в результирующую ячейку, а также ответ. ВНИМАТЕЛЬНО повторите материал предыдущей лекции перед решением!!!
-
Запись в тетради под пунктом «3» : В меню Формат входят следующие команды (все перечислить через запятую по принципу название-функция).
-
Запись в тетради под пунктом «4» : В меню Сервис входят следующие команды ( все перечислить через запятую по принципу название-функция).
-
Запись в тетради под пунктом «5» : В меню Данные входят следующие команды ( все перечислить через запятую по принципу название-функция).
-
Запись в тетради под пунктом «5» : В меню Окно входят следующие команды ( все перечислить через запятую по принципу название-функция).
-
Запись в тетради под пунктом «6» : В меню Справка входят следующие команды ( все перечислить через запятую по принципу название-функция).
-
Запись в тетради под пунктом «7» Выводы. В результате выполнения практической работы я научился:
V. Домашнее задание. Общее: анализ конспекта, выборочное: реферат на тему «Относительные ссылки.», «Абсолютные ссылки».
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Формулы Excel», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Информатика Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.
Подборка по базе: 3 конспекта.docx, Лекция на тему Формулы приведения .docx, БЛАНК Анализ урока ФГОС.doc, «Конструирование урока биологии с использованием средств центра , анализ урока.doc, Виды треугольников (конспект урока).docx, Конспект урока _Фотосинтез. Дыхание корня. Лист как орган дыхани, Технологическая карта открытого урока.docx, Разработка практикумов для работы с исполнителем на уроках инфор, 01 Метод основы орг труда Конспект (1).doc
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Формулы Excel
Цель урока: введение нового материала. Актуализация знаний по предыдущей теме. Практическая работа
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний по предыдущей теме.
III. Введение нового материала
Формулы Excel
Формулой в Excel называется последовательность символов, начинающаяся со знака равенства “=“. В эту последовательность символов могут входить постоянные значения, ссылки на ячейки, имена, функции или операторы. Результатом работы формулы является новое значение, которое выводится как результат вычисления формулы по уже имеющимся данным.
Если значения в ячейках, на которые есть ссылки в формулах, меняются, то результат изменится автоматически.
В качестве примера приведем формулы, вычисляющие корни квадратного трехчлена: ax2+bx+c=0. Они введены в ячейки A2 и A3 и имеют следующий вид:
=(-B1+КОРЕНЬ(B1*B1-4*A1*C1))/2/A1
=(-B1-КОРЕНЬ(B1*B1-4*A1*C1))/2/A1
В ячейках A1, B1 и C1 находятся значения коэффициентов a, b и с, соответственно. Если вы ввели значения коэффициентов a=1, b=-5 и с=6 (это означает, что в ячейках A1, B1 и C1 записаны числа 1, 5 и -6), то в ячейках A2 и A3, где записаны формулы, вы получите числа 2 и 3. Если вы измените, число в ячейке A1 на -1, то в ячейках с формулами вы получите числа -6 и 1.
Использование ссылок и имен.
Ссылка однозначно определяет ячейку или группу ячеек рабочего листа. Ссылки указывают, в каких ячейках находятся значения, которые нужно использовать в качестве аргументов формулы. С помощью ссылок можно использовать в формуле данные, находящиеся в различных местах рабочего листа, а также использовать значение одной и той же ячейки в нескольких формулах.
Можно также ссылаться на ячейки, находящиеся на других листах рабочей книги, в другой рабочей книге, или даже на данные другого приложения. Ссылки на ячейки других рабочих книг называются внешними. Ссылки на данные в других приложениях называются удаленными.
Имя — это легко запоминающийся идентификатор, который можно использовать для ссылки на ячейку, группу ячеек, значение или формулу. Создать имя для ячейки можно в поле имени, или через меню Вставка | Имя. | Присвоить… Использование имен обеспечивает следующие преимущества:
Формулы, использующие имена, легче воспринимаются и запоминаются, чем формулы, использующие ссылки на ячейки.
Например, формула “=Активы-Пассивы” гораздо понятнее, чем формула “=F6-D6”.
При изменении структуры рабочего листа достаточно обновить ссылки лишь в одном месте — в определении имен, и все формулы, использующие эти имена, будут использовать корректные ссылки.
После того как имя определено, оно может использоваться в любом месте рабочей книги. Доступ ко всем именам из любого рабочего листа можно получить с помощью окна имени в левой части строки формул.
Вы можете также определить специальные имена, диапазон действия которых ограничивается текущим рабочим листом. Это означает, что эти имена можно использовать лишь на том рабочем листе, на котором они определены. Такие имена не отображаются в окне имени строки формул или окне диалога “Присвоить имя”, если активен другой рабочий лист книги.
Excel автоматически создает имена на основе заголовков строк и столбцов рабочего листа. Подробной информация о создании таких имен содержится в главе “Базы данных”.
После того, как имя определено, вы можете:
Заменить все соответствующие ссылки этим именем во всех местах рабочего листа.
Например, определив имя “Прибыль” как “=$F$12”, можно заменить все ссылки на ячейку $F$12 именем “Прибыль”.
Быстро перейти на поименованную ссылку, заменить ссылки, вставить ссылку в формулу с помощью окна имени в строке формул.
Перемещение и копирование формул. Относительные и абсолютные ссылки.
После того как формула введена в ячейку, вы можете ее перенести, скопировать или распространить на блок ячеек.
При перемещении формулы в новое место таблицы ссылки в формуле не изменяются, а ячейка, где раньше была формула, становится свободной. При копировании формула перемещается в другое место таблицы, ссылки изменяются, но ячейка, где раньше находилась формула, остается без изменения. Формулу можно распространить на блок ячеек.
При копировании формул возникает необходимость управлять изменением адресов ячеек или ссылок. Для этого перед символами адреса ячейки или ссылки устанавливаются символы “$”. Изменяться только те атрибуты адреса ячейки, перед которыми не стоит символ “$”. Если перед всеми атрибутами адреса ячейки поставить символ “$”, то при копировании формулы ссылка не изменится.
IV. Практическая работа.
Практическая работа «Проведение простейших расчетов с использованием формул.» Дата.
Цель работы:
Уметь:
Запуск программы. Интерфейс. Подготовка рабочей области документа. Основы работы в программе. Ввод чисел и текста. Форматирование ячеек. Адресация ячеек. Ввод формул.
Знать:
Основные понятия и способы организации электронных таблиц, структура электронных таблиц и их оформление. Ввод данных в таблицу. Типы и формат данных: число, формула, текст
- Выполнить последовательность команд Пуск/Все программы/ Microsoft Office/ Microsoft Office Excel
- Запись в тетради под пунктом «1» : Решить в среде Excel следующий пример:
+2)-200:(391-301-50) + 6(60-50+40) = Записать формулу, введенную в результирующую ячейку, а также ответ.
- Запись в тетради под пунктом «2» : Решить в среде Excel следующий пример:
234+56+76+43+12+70+24+15+90+23+56+234+92+12_23+85+245+10+71+135+923 = Записать формулу, введенную в результирующую ячейку, а также ответ. ВНИМАТЕЛЬНО повторите материал предыдущей лекции перед решением!!!
- Запись в тетради под пунктом «3» : В меню Формат входят следующие команды (все перечислить через запятую по принципу название-функция).
- Запись в тетради под пунктом «4» : В меню Сервис входят следующие команды ( все перечислить через запятую по принципу название-функция).
- Запись в тетради под пунктом «5» : В меню Данные входят следующие команды ( все перечислить через запятую по принципу название-функция).
- Запись в тетради под пунктом «5» : В меню Окно входят следующие команды ( все перечислить через запятую по принципу название-функция).
- Запись в тетради под пунктом «6» : В меню Справка входят следующие команды ( все перечислить через запятую по принципу название-функция).
- Запись в тетради под пунктом «7» Выводы. В результате выполнения практической работы я научился:
V. Домашнее задание. Общее: анализ конспекта, выборочное: реферат на тему «Относительные ссылки.», «Абсолютные ссылки».
Тема урока: Использование формул для расчетов в Excel
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
Образовательные:
1. Обобщение основных понятий электронной таблицы Excel.
2. Изучение правил записи формул в Excel.
3. Использование различных видов адресации при расчетах с помощью математических формул.
Воспитательные:
1. Привитие навыков вычислительной работы в ЭТ Excel.
2. Воспитание аккуратности и точности при записи математических формул.
Развивающие:
1. Развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы.
2. Развитие умения пользоваться различными видами адресации в ходе вычислений по формулам.
Опорные знания и умения:
Базовые понятия электронной таблицы: строка, адрес ячейки, смежные ячейки, столбец, строка формул, ячейка, активная ячейка, рабочая книга,
Новые знания, умения (Модель знаний): правила записи формул в Excel;
Использование различных видов адресации при расчетах с помощью математических формул
Требования к знаниям, умениям и способам деятельности:
понимать: сущность видов адресации.
уметь: применять правила записи формул; использовать различные виды адресации при расчетах с помощью математических формул, производить вычисления с помощью формул.
Этапы урока |
Цели этапа (конкретизировать!) |
Содержание обучения (конкретизировать!) |
Организация деятельности учащихся (методы, формы, средства обучения) |
Орг. -1 мин |
Готовность учащихся к уроку |
Приветствие |
|
1. Актуализация и проверка знаний -10 мин |
Актуализировать опорные знания по основным понятиям Excel: строка, строка формул, адрес ячейки,смежные ячейки, указатель ячейки, блок ячеек, адрес блока, столбец, ячейка, активная ячейка, рабочая книга, рабочий лист. |
Основные понятия электронной таблицы ( в группах проводится обучающая игра «Информационное домино» (приложение 1) и заполнение контрольного листа(приложение 2) |
Форма: групповое обучение. Средства: игра «Информационное домино» ( раздаточный материал) Методы: метод применения знаний. |
2. Приобретение новых умений и навыков-12 мин |
Сформировать у учащихся представления об видах адресации, умения пользоваться правилами записи формулы. |
Формулы, правила записи формулы, виды адресации(относительная адресация ячеек, абсолютная адресация, смешанная адресация). Приложение * |
Обьяснительно- иллюстративный метод, визуальные средства(на проекторе учитель иллюстрирует примеры) |
3. Первичная проверка понимания учащимися нового материала- 5 мин |
Установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала: усвоение видов адресации, правил записи математических формул. |
Задания (приложение 3) 1. На относительную ссылку; 2. На абсолютную ссылку; 3. На смешанную ссылку. |
Форма:индивидуальная работа, средства: компьютер. Методы: репродуктивный. |
4. Закрепление знаний- 15 мин |
Проверка полноты и осознанного усвоения новых знаний |
Практическая работа «Агенство по продаже недвижимости». Для выполнения задания каждому учащемуся раздается задание с необходимым комментарием к выполнению задания ( приложение 4) |
Форма: индивидуальная работа. Средства: компьютер, раздаточный материал. Методы: практический метод. |
5. Подведение итогов урока- 2 мин |
Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках. |
Вопросы учащимся на выяснение осознанности |
Форма: фронтальная работа. Средства: словесные. Методы: беседа. |
Приложение *
Приобретение новых умений и навыков
Формулы представляют собой выражения, по которым выполняются вычисления на рабочем листе. Формула начинается со знака равенства (=). В качестве аргументов формулы обычно используются значения ячеек, например: =A1+B1. В процессе ввода формулы она отображается как в самой ячейке, так и в строке формул. После окончания ввода, которое обеспечивается нажатием клавиши enter, в ячейке отображается не сама формула, а результат вычислений по этой формуле. Для просмотра формулы необходимо выделить ячейку с формулой, в строке формул появится введенная ранее формула. Для редактирования формулы необходимо щелкнуть по ячейке или строке формул и провести редактирование. Ввод формул производится с помощью клавиатуры. Ввод в формулы имен ячеек можно осуществлять выделением нужной ячейки с помощью мыши. Данные можно копировать и перемещать из одних ячеек или диапазонов ячеек в другие ячейки или диапазоны ячеек. В процессе копирования можно вставлять в ячейки не только сами данные, но и формат данных и параметры оформления ячеек( тип границы и цвет заливки).
Для вычислений в формулах используют различные виды адресации.
Относительная адресация ячеек – обычное явление при вычислениях по формулам. При копировании такой формулы вправо или влево будет изменяться заголовок столбца в имени ячейки, а при копировании вверх или вниз – номер строки.
.
A |
B |
С |
|
1 |
5 |
=A1+1 |
=B1+1 |
2 |
=A1+B1 |
7 |
|
3 |
=A2+B2 |
Пример.
В ячейку A1 внесем число 5, в ячейку B2 – число 7. Вычисление по формуле в ячейке B1 даст число 6, а в ячейке A2 – число 11. При копировании формулы из ячейки B1 в C1 изменяется заголовок столбца и в ячейке C1 будет значение 7. В ячейке A3 будет число 18.
Абсолютная адресация используется в том случае когда нужно использовать значение, которое не будет меняться в процессе вычислений. Тогда записывают, например, так: =$J$5. Соответственно, при копировании такой формулы в другие ячейки текущего рабочего листа, в них всегда будет значение =$J$5. Если в приведенном выше примере в ячейке B1 заменить A1 на $A$1, то значения в ячейках B1 и C1 будет одинаковым (равным 6).
Смешанная адресация представляет собой комбинацию относительной и абсолютной адресаций, когда одна из составляющих имени ячейки остается неизменной при копировании. Примеры такой адресации: $A3, B$1. В рассмотренном нами выше примере вместо адреса ячейки $A$1 можно использовать адрес $A1, поскольку копирование формулы происходит в пределах одной строки и, следовательно, номер строки изменяться не будет.
Приложение 1
Для активизации опорных знаний учащихся проводится обучающая игра «Информационное домино» (приложение 1).
Учебная группа делится на 3-4 подгруппы по 4 человека в каждой. На каждую подгруппу раздается комплект домино. «Костяшка» домино состоит из двух частей: слева записано понятие ЭТ, справа определение другого понятия. Задача группы – правильно разложить все «костяшки» домино. На выполнения задания дается 5 минут.
1 Строка |
2 При копировании остается неизменной одна из составляющих адреса ячейки |
3 Адрес ячейки |
4 Сетка строк и столбцов |
5 Смежные ячейки |
6 Отображает содержимое текущей ячейки |
7 Ярлычок листа |
8 Прямоугольник на пересечении строки и столбца |
9 Блок ячеек |
10 Определяет ряд в ЭТ, обычно нумеруется |
11 Смешанная адресация |
12 Несколько рабочих листов, сохраненных как один файл |
13 Указатель ячейки |
14 Ячейка, в которой осуществляется ввод данных |
15 Абсолютная адресация |
16 Определяет текущий Рабочий Лист |
17 Столбец |
18 Представляет собой адрес угловых ячеек, разделенных двоеточием |
19 Относительная адресация |
20 Прямоугольная область смежных ячеек |
21 Строка формул |
22 Формируется сочетанием заголовка столбца и номера строки |
23 Рабочая книга |
24 Определяет колонку в ЭТ, обозначается латинскими буквами |
25 Адрес блока |
26 При копировании формулы адрес ячейки не изменяется |
27 Ячейка |
28 Ячейки, имеющие одну общую границу |
29 Рабочий лист |
30 Определяет текущую ячейку |
31 Активная ячейка |
32 При копировании формулы может изменяться как заголовок столбца, так и номер строки |
Каждая группа получает на руки контрольный лист, на котором в столбик записаны основные понятия ЭТ Excel (приложение 2).
Теперь задача усложняется. Группе необходимо записать на контрольном листе как можно больше определений понятий. На выполнение задания отводится 5-7 минут. За каждое правильно записанное определение группе начисляется 1 балл.
Проверка контрольных листов проводится учителем.
Приложение 2
Основные понятия |
Определения |
Строка |
|
Столбец |
|
Строка формул |
|
Ячейка |
|
Активная ячейка |
|
Смежные ячейки |
|
Указатель ячейки |
|
Блок ячеек |
|
Адрес ячейки |
|
Адрес блока |
|
Рабочий лист |
|
Рабочая книга |
1. По формуле вычислите значение в ячейке С1 (относительная адресация)
A |
B |
C |
|
1 |
1 |
=A1+2 |
|
2 |
3 |
||
3 |
2.По формуле вычислите значение в ячейке С1 и B3 (абсолютная адресация)
A |
B |
C |
|
1 |
1 |
=$A$1 +2 |
|
2 |
3 |
||
3 |
3. По формуле вычислите значение в ячейках С1 и B3 (смешанная адресация)
A |
B |
C |
|
1 |
1 |
=$A1 +2 |
|
2 |
3 |
||
3 |
Приложение 4
Учащимся предлагается выполнить практическую работу «Агенство по продаже недвижимости». Для выполнения задания каждому учащимуся раздается задание с необходимым комментарием к выполнению задания (приложение 4).
Задание разбито условно на три части, что соответствует трем уровням сложности:
-
уровень C (на оценку «3»),
-
уровень B (на оценку «4»),
-
уровень A (на оценку «5»).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «АГЕНТСТВО ПО ПРОДАЖЕ НЕДВИЖИМОСТИ»
Основная таблица
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
|
1 |
Район |
Стоимос ть 1 кв.м., $ |
Площад ь квартир ы, кв.м. |
Коэффицие нт престижно сти |
Стоимост ь квартир ы, $ |
Налог на приватизаци ю, $ |
Плата агентству по продаже недвижимо сти |
Стоимость перевода и регистрации недвижимост и |
Общая стоимость квартиры и услуг, $ |
2 |
Октябрьский |
740 |
42 |
3,2 |
|||||
3 |
Советский |
584 |
25 |
1,5 |
|||||
4 |
Центральный |
750 |
39 |
2,7 |
|||||
5 |
Кировский |
695 |
27 |
1,9 |
|||||
6 |
Железнодорожный |
740 |
35 |
2,9 |
|||||
7 |
Свердловский |
560 |
22 |
1,2 |
Выходные данные
Имя столбца |
Название столбца |
E |
Стоимость квартиры, $ (вычисляется с учетом коэффициента престижности) |
F |
Налог на приватизацию, $ (1% от стоимости квартиры) |
G |
Плата агентству по продаже недвижимости, $ (5% от стоимости квартиры) |
H |
Стоимость перевода и регистрации недвижимости, $ (5% от стоимости квартиры) |
I |
Общая стоимость квартиры и услуг, $ |
Уровень C.
1) Стоимость квартиры находится путем произведения стоимости площади квартиры на коэффициент престижности: =B2*C2*D2
2) Налог на приватизацию вычисляется по формуле: =0,01*E2
Уровень B.
1) Вычислите самостоятельно плату агентству по продаже недвижимости (столбец G) и стоимость перевода и регистрации недвижимости (столбец H).
2) Общая стоимость квартиры и услуг находится путем сложения соответствующих значений в столбцах E, F, G, H.
Уровень A.
1) В ячейку A8 занесите курс доллара (1$ = 133 тенге).
2) В столбце J вычислите общую стоимость квартиры и услуг в тенге, на основе курса доллара в ячейке A8.