Конспект по теме электронные таблицы excel

Электронная таблица – это прикладная программа для работы с большими массивами числовой информации. Электронная таблица (ЭТ) позволяет хранить в табличной форме не только большое количество исходных данных, результатов расчётов, но и математические соотношения между ними, значения которых автоматически пересчитываются по заданным формулам при изменении значений исходных данных.

Основные сферы применения ЭТ

  • расчёт использования денежных средств в финансовых операциях

  • статистическая обработка данных

  • математическое моделирование процессов

  • инженерные расчёты.

Основные функции электронных таблиц

  • вычисления с участием данных, находящихся в таблице;

  • поиск и сортировка информации;

  • графическое отображение числовой информации из таблицы (построение графиков и диаграмм);

  • статистический анализ данных.

Запуск Excel: Пуск – Все Программы – Microsoft Office – Microsoft Excel.

Структура окна Microsoft Excel

  • строка заголовка

  • строка меню;

  • панель инструментов (содержит кнопки наиболее часто используемых команд);

  • панель форматирования;

  • поле имени (указывает имя выделенной ячейки);

  • строка формул (служит для ввода и редактирования содержимого ячейки);

  • рабочая область;

  • вкладки листов;

  • полосы прокрутки.

Документ в Microsoft Excel называется рабочей книгой.

Файлы рабочих книг имеют расширение .xls или .xlsх.

Рабочая книга состоит из листов (при запуске по умолчанию выводится три листа). Минимальный элемент ЭТ называется ячейкой.

Строки в ЭТ обозначаются цифрами, столбцы – буквами латинского алфавита.

Адрес ячейки указывается следующим образом:

  • сначала указывают имя столбца (A, B, C, D, ….)

  • затем указывают имя строки.

Например: A1, B2, C5, D11

Диапазон ячеек–это совокупность нескольких ячеек.

Например: С4:С9 – элементы столбца С с 4-го по 9-й.

A3:D11 – элементы прямоугольного диапазона

Ввод данных – это запись в ячейки информации: текста, чисел, формул.

Ввод данных осуществляется двумя способами:

1. С помощью строки формул: для этого необходимо выделить ячейку, щёлкнуть в строке формул и ввести данные. При этом слева появятся кнопки:

X (Esc) – выход из режима редактирования без сохранения изменений;

V (Enter) – выход из режима редактирования с сохранением изменений.

2. Непосредственным способом: выделить ячейку и осуществить ввод данных (при этом вводимые в ячейку данные будут отображаться в строке формул).

Способы редактирования данных

  • выделить ячейку и ввести новые данные (при этом ранее введённое содержимое ячейки будет утеряно);

  • выполнить двойной щелчок по ячейке и внести необходимые изменения;

  • выделить ячейку, нажать клавишу F2 и внести нужные изменения;

  • выделить ячейку, щёлкнуть мышью в строке формул и ввести изменения.

Вызов списка форматов выполняется с помощью команды контекстного меню Формат ячеек. Затем в диалоговом окне Формат ячеек необходимо открыть вкладку Число и выбрать необходимый числовой формат данных. Существуют также логические значения Истина и Ложь, используемые при операциях сравнения.

Примеры числовых форматов данных: общий, числовой, денежный, финансовый, текстовый, процентный, дробный, дата, время и др.

Использование формул в ЭТ

Формулы в Microsoft Excelэто выражения, описывающие вычисления в ячейках.

Формулы вписываются в строку формул.

Написание формулы начинается с символа «=».

Формулы могут включать следующие компоненты:

  • символ «=» (с него начинается написание формулы)

  • операторы, т.е. инструкции для выполнения действий (+, — , *, / и т.д.)

  • данные (числа или текст)

  • функции

  • ссылки на ячейки и диапазоны.

Примеры: = A1+B1;

= 0.2*D6;

= СУММ (A3:A5).

Вычисление формул

1. в строке формул написать знак «=»

2. ввести формулу, используя знаки арифметических операций (+, -,*,/,%), числа и имена ячеек

Пример. =2.5*А1

= 3.75/С2

= А3+С4

Операторы в Microsoft Excel

    1. текстовый оператор ( & — объединение)

    2. адресные операторы (используются для указания ссылок на ячейки)

    3. арифметические операторы

Символ оператора

Название оператора

Пример формулы

Результат

+

Сложение

=1,5+2,6

4,1

Вычитание

= 4,8-3,2

1,6

*

Умножение

= 0,5*8

4

/

Деление

= 6/5

1,2

%

Процент

= 40%

0,4

^

Возведение в степень

= 3^2

9

4. операторы сравнения

Символ оператора

Название оператора

Пример формулы

Результат

Больше

= 57

Ложь

Меньше

= 4

Истина

=

Равно

= 5=9

Ложь

Меньше или равно

= 3

Ложь

=

Больше или равно

= 4=4

Истина

Не равно

= 56

Истина

Приоритет операторов

  1. Адресные операторы.

  2. Оператор отрицания.

  3. Процент.

  4. Возведение в степень.

  5. Умножение и деление.

  6. Сложение и вычитание.

  7. Текстовый оператор.

  8. Операторы сравнения.

Использование встроенных функций в среде табличного процессора

Функции – это инструкции, которые вычисляют результат, обрабатывая аргументы.

Аргументы функции записывают после её имени в круглых скобках через точку с запятой.

Для вызова мастера функций необходимо выполнить команду Вставка – Функция либо щёлкнуть мышью по значку f(x) в панели инструментов.

Некоторые стандартные функции

Название

Обозначение

Описание действия

Матема-

тические

SIN (x)

вычисление синуса угла

COS (x)

вычисление косинуса угла

ABS (x)

вычисление модуля числа

СТЕПЕНЬ (число; степень)

вычисляет степень заданного числа

СУММ (список аргументов)

вычисление суммы значений аргументов

КОРЕНЬ (число)

вычисление квадратного корня из числа

Статис-

тические

СРЗНАЧ (список аргументов)

Вычисление среднего арифме-тического значений аргументов

МАКС (список аргументов)

Вычисление максимального значения среди аргументов

МИН (список

аргументов)

Вычисление минимального значения среди аргументов

Логическая функция

ЕСЛИ (логическое выражение; выра-жение 1; выражение 2)

Если логическое выражение истинно, то функция принимает значение выражения 1, иначе – значение выражения 2

Примеры

Пример формулы

Результат

= СУММ(2, 4.5)

6,5

= СТЕПЕНЬ (2; 5)

32

= КОРЕНЬ (64)

8

=МАКС (8,12,24,16)

24

=МИН (2,5,11,7)

2

= СРЗНАЧ (6,8,10,12)

9

Функция СУММЕСЛИ:

СУММЕСЛИ (диапазон; критерий; диапазон суммирования) – суммирует ячейки, заданные указанным условием

Функция СЧЁТЕЕСЛИ:

СЧЁТЕСЛИ (диапазон; критерий) – подсчитывает количество непустых ячеек в диапазоне, удовлетворяющих заданному условию

Построение диаграмм и графиков

Диаграммы и графики, как известно, предназначены для наглядного представления данных и облегчение восприятия больших массивов данных. Эту возможность представляют и ЭТ Microsoft Excel. Диаграммы обычно располагаются на рабочем листе и позволяют проводить сравнение данных, находить закономерности. Microsoft Excel предоставляет чрезвычайно широкие возможности в построении всевозможных видов диаграмм.

Виды диаграмм в Microsoft Excel: круговые, гистограмма, линейчатые, график, лепестковые, кольцевые и др.

Создание диаграмм с помощью Мастера диаграмм

  • выделить области данных, по которым будет строится диаграмма;

  • вызвать Мастер диаграмм (выполнить команду Вставка – Диаграмма либо нажать на соответствующую кнопку в панели инструментов);

  • выбрать тип диаграммы и щёлкнуть по кнопке Далее;

  • изменить диапазон данных (если необходимо) и щёлкнуть по кнопке Далее;

  • установить необходимые параметры диаграммы: название, подписи осей, подписи значений и щёлкнуть по кнопке Далее;

  • установить размещение диаграммы и щёлкнуть по кнопке Готово

Изменение отдельных параметров диаграмм

  • выделить диаграмму (выполнить щелчок мышью по диаграмме);

  • выбрать пункт меню Диаграмма (либо вызвать контекстное меню);

  • из появившегося меню выбрать необходимую команду;

  • в появившемся окне установить необходимые параметры;

  • щёлкнуть по кнопке Ok.

Быстрый способ создания диаграмм

  • выделить области данных, по которым будет строится диаграмма;

  • нажать клавишу F11.

При этом Microsoft Excel на основе выделенного диапазона построит стандартный тип диаграммы на отдельном листе.

Печать диаграмм

  • выделить диаграмму;

  • выполнить команду Файл – Печать (или нажать комбинацию клавиш Ctrl + P);

  • установить переключатель Выделенную диаграмму;

  • перед печатью просмотреть диаграмму (щёлкнуть мышью по кнопке Просмотр);

  • установить количество копий;

  • нажать кнопку Ok.

Конспект урока на тему: 
Табличный процессор Microsoft Excel.
Назначение и интерфейс

Тип
урока:

Урок
изучения новых знаний

Образовательная
цель урока:

Изучение
и первичное закрепление знаний;
Актуализация ведущих знаний;
Ввести понятия «табличный процессор» и «электронная таблица»;
Сформировать понятия: ячейка, строка, столбец, адрес ячейки, диапазон (блок
ячеек), рабочий лист, книга.

План
урока:

1.  Организационная
часть (приветствие, проверка присутствующих учащихся, запись даты и темы в
тетрадь)

3
мин.

2.  Объяснение
нового материала

30
мин.

3.  Самостоятельная
работа учащихся

10
мин.

4.  Домашнее
задание

2
мин.

Конспект
урока:

Современные
технологии обработки информации часто приводят к тому, что возникает необходимость
представления данных в виде таблиц. В языках программирования для такого
представления служат двухмерные массивы. Для табличных расчетов характерны
относительно простые формулы, по которым производятся вычисления, и большие
объемы исходных данных. Такого рода расчеты принято относить к разряду рутинных
работ, для их выполнения следует использовать компьютер. Для этих целей созданы
 электронные
таблицы (табличные процессоры)
 
— прикладное программное
обеспечение общего назначения, предназначенное для обработки различных данных,
представимых в табличной форме.

Электронная
таблица (ЭТ)
 позволяет хранить в табличной форме большое
количество исходных данных, результатов, а также связей (алгебраических или
логических соотношений) между ними. При изменении исходных данных все
результаты автоматически пересчитываются и заносятся в таблицу. Электронные
таблицы не только автоматизируют расчеты, но и являются эффективным средством
моделирования различных вариантов и ситуаций. Меняя значения исходных данных, можно
следить за изменением получаемых результатов и из множества вариантов решения
задачи выбрать наиболее приемлемый.

При работе
с табличными процессорами создаются документы, которые также называют
электронными таблицами. Такие таблицы можно просматривать, изменять, записывать
на носители внешней памяти для хранения, распечатывать на принтере.


Таблица – форма
организации данных по строкам и столбцам.
 
Электронная таблица – компьютерный эквивалент обычной таблицы. 
Табличный процессор – комплекс программ, предназначенных для создания и обработки
электронных таблиц.
 

Электронная
таблица
 – самая распространенная и мощная технология
для профессиональной работы с данными. В ячейках таблицы могут быть записаны
данные различных типов: текст, даты, числа, формулы и др. Главное достоинство
электронной таблицы – возможность мгновенного автоматического пересчета всех
данных, связанных формульными зависимостями, при изменении значения любого
компонента таблицы.

Табличный процессор MS Excel позволяет: 

1.   
Решать математические задачи: выполнять разнообразные табличные
вычисления, вычислять значения функций, строить графики и диаграммы и т.п.;

2.   
Осуществлять численное исследование (Что будет, если? Как сделать,
чтобы?);

3.   
Проводить статистический анализ;

4.   
Реализовать функции базы данных – ввод, поиск, сортировку,
фильтрацию (отбор) и анализ данных;

5.   
Устанавливать защиту на отдельные фрагменты таблицы, делать их
невидимыми;

6.   
Наглядно представлять данные в виде диаграмм и графиков;

7.   
Вводить и редактировать тексты;

8.   
Осуществлять обмен данными с другими программами, например,
вставлять текст, рисунки, таблицы, подготовленные в других приложениях;

9.   
Осуществлять многотабличные связи.

Окно программы MS Excel

Основные объекты табличного процессора MS Excel:

·        
Ячейка – минимальный объект табличного
процессора;

·        
Строка – горизонтальный набор
ячеек, заголовки столбцов – A, B, C,…,IV;

·        
Столбец – вертикальны набор ячеек,
заголовки строк – 1, 2, 3,…65536;

·        
Выделение диапазона (блока) ячеек

Адрес ячейки 
определяется пересечением столбца и строки (A1, F123, AC72);

·        
Указатель ячейки – рамка;

·        
Активная ячейка 
выделенная рамкой, с ней можно производить какие-либо операции;

·        
Смежные ячейки – ячейки
расположенные последовательно;

·        
Диапазон (блок) ячеек 
выделенные смежные ячейки, образующие прямоугольный участок таблицы;

·        
Адрес диапазона (блока) ячеек 
определяется адресом верхней левой и нижней правой ячейки, разделенных
двоеточием (
:), B2: C7
B2, B3, B4, B5, B6, B7, C2, C3, C4, C5, C6, C7.

·        
Книга – документ электронной
таблицы, состоящий из листов, объединенных одним именем и являющихся файлом;

·        
Лист – рабочее поле, состоящее
из ячеек.

При работе
с табличными процессорами создаются документы, которые можно просматривать,
изменять, записывать на носители внешней памяти для хранения, распечатывать на
принтере. Режим формирования электронных таблиц предполагает заполнение и
редактирование документа. При этом используются команды, изменяющие содержимое
клеток (очистить, редактировать, копировать), и команды, изменяющие структуру
таблицы (удалить, вставить, переместить).

Режим
управления вычислениями.
 Все
вычисления начинаются с ячейки, расположенной на пересечении первой строки и
первого столбца электронной таблицы. Вычисления проводятся в естественном
порядке, т.е. если в очередной ячейке находится формула, включающая адрес еще
не вычисленной ячейки, то вычисления по этой формуле откладываются до тех пор,
пока значение в ячейке, от которого зависит формула, не будет определено. При
каждом вводе нового значения в ячейку документ пересчитывается заново, —
выполняется автоматический пересчет. В большинстве табличных процессоров
существует возможность установки ручного пересчета, т.е. таблица
пересчитывается заново только при подаче специальной команды.

Режим
отображения формул
 задает индикацию
содержимого клеток на экране. Обычно этот режим выключен, и на экране
отображаются значения, вычисленные на основании содержимого клеток.

Графический
режим
 дает возможность отображать числовую
информацию в графическом виде: диаграммы и графики. Это позволяет считать
электронные таблицы полезным инструментом автоматизации инженерной,
административной и научной деятельности.

В современных табличных
процессорах, например, в Microsoft Excel, в качестве базы данных можно
использовать список (набор строк таблицы, содержащий связанные данные). При выполнении
обычных операций с данными, например, при поиске, сортировке или обработке
данных, списки автоматически распознаются как базы данных. Перечисленные ниже
элементы списков учитываются при организации данных:

•  столбцы списков становятся полями базы данных;

 
•  заголовки столбцов становятся именами полей базы данных;
 
•  каждая строка списка преобразуется в запись данных.

«Типы
данных в ячейках электронной таблицы. 
Правила записи арифметических операций»

Ячейки рабочего листа электронной
таблицы могут содержать:

·        
исходные или первичные данные – константы;

·        
производные данные, которые рассчитываются с помощью формул или
функций.

Данные в ячейках таблицы
могут относиться к одному из следующих типов: текст, числа, даты, формулы и функции.

Текст 
последовательность букв, иногда цифр или некоторых специальных символов.

Числа могут
включать цифры и различные символы: знак процента, знак мантиссы, круглые
скобки, денежные обозначения, разделители и др. Например: 5; 3,14.

Дата и
время
 вводятся
в ячейки электронной таблицы как числа и выравниваются по правому краю.

Формулой в
электронной таблице называют алгебраические и логические выражения. Формулы
всегда начинаются со знака равенства (=) и вводятся в латинском регистре.
Например: =А5*2/В1

Функция представляет
собой программу с уникальным именем, для которой пользователь должен задать
конкретные значения аргументов. Функции могут вводиться в таблицу в составе
формул либо отдельно. Например, функция суммирования имеет вид =СУММ(А1:А2)

Аргументами функции
могут быть: числа; ссылки на ячейки и диапазоны ячеек; имена; текст; другие
функции; логические значения и др.

MS Excel содержит более 400
встроенных функций. Имена функций можно набирать в любом регистре – верхнем или
нижнем. Для облегчения работы с встроенными функциями используется Мастер
функций.

Приоритеты выполнения арифметических действийВ формулах
используются следующие знаки арифметических операций:

сложение +

вычитание –

умножение *

деление /

возведение в степень ^

Для изменения порядка
арифметических действий используются круглые скобки.

«Форматирование
элементов таблицы.
Формат числа»

Форматированием называется
изменение внешнего оформления таблиц и данных в них.

Важно! Excel различает
форматирование всей ячейки и форматирование содержимого ячейки.

К форматированию ячеек относится: изменение шрифта
содержимого ячеек, выравнивание данных в ячейках, представление чисел в разных
форматах, оформление границ ячеек, и т.д. Для того чтобы изменить
формат ячейки
 необходимо
щелкнуть на ней и выполнить команду Формат—Ячейки.
Появившееся диалоговое окно Формат Ячеек, позволит изменить формат
всей ячейки.

Для выравнивания данных следует:

·        
щелкнуть на форматируемой ячейке или выделить диапазон ячеек,
содержащих выравниваемый текст;

·        
выполнить команду Формат—Ячейки. На закладке Выравнивание установить опцию Переносить по словам, которая
позволяет располагать текст одной ячейки в несколько строк.

Формат ячеек: Выравнивание

Для оформления предварительно выделенных ячеек с
помощью рамок
 следует
выполнить команду Формат—Ячейки. На закладке Границаследует выбрать тип линии для
рамки, а затем щелкнуть на кнопке с нужным видом рамки. (Возможно поочередное
назначение нескольких видов рамок).

Для назначения цветного
фона
 предварительно
выделенным ячейкам необходимо выполнить команду Формат—Ячейки. На закладке Видвыбрать цвет фона ячеек и нажать
кнопку ОК.

Для изменения шрифта
предварительно выделенного
 текста
или числа, находящихся в нескольких ячейках, необходимо выполнить команду Формат—Ячейки. На закладке Шрифт следует указать тип шрифта
(Arial, Times New Roman и т. д.), начертание (жирный, курсив, подчеркнутый),
размер шрифта, цвет и т.д.

Для изменения формата
чисел
, находящихся в выделенном диапазоне ячеек необходимо
выполнить команду Формат—Ячейки. С помощью закладки Число можно установить один из
следующих форматов чисел: денежный, процентный, дата, текстовый и т.д.

Формат ячеек: Число

Представление числа
100 в разных форматах

Пояснения

Общий

100

Без использования специальных средств. Текст
выравнивается по левому краю, число по правому.

Числовой с двумя знаками после запятой

100,00

Числовой формат позволяет отображать любое
количество знаков после запятой с соблюдением правил округления

Денежный (в рублях)

100,00 р.

Знак денежной единицы («р.» и «) отображается
только в ячейке, в строке редактирования (формул) он отсутствует.

Денежный (в долларах)

$100,00

Дата

09.04.1900

MS Excel хранит даты в виде последовательных
чисел. По умолчанию дате 1 января 1900 года соответствует порядковый номер 1,
а 1 января 2008 года – 39448.

Процентный

10000,0%

В процентном формате число умножается на 100%

Экспоненциальный

1,00Е+02

E+02 означает 10 во 2-ой степени

Текстовый

100

Текстовый формат используется для ввода чисел
начинающихся с 0.

«Ошибки
в формулах в Microsoft Excel»

При проведении расчетов в
электронной таблице Microsoft Excel иногда в ячейках вместо ожидаемых значений
выводятся различные «непонятные» результаты. Сегодня мы попытаемся сделать их
для нас понятными.

Ячейки
заполнены знаками # # # # # # # # # #

Ячейка может заполняться
набором символов «решетки» (#) по одной из следующих причин:

1.   
ширина столбца недостаточна для размещения численного значения,
для которого установлен формат Числовой, Денежный или Финансовый. Такая ситуация
встречается, например, в ячейке, в которую скопирована формула из другой
ячейки, для которой был установлен один из перечисленных форматов. Для
исправления ошибки необходимо либо расширить ячейку, либо изменить формат
представления данных в ней;

2.   
ячейка содержит формулу, возвращающую некорректную дату или время.
Excel, например, не поддерживает даты до 1900 года  или отрицательные
значения времени. Увеличение ширины ячейки данную ошибку не исправляет.


Ошибка #ДЕЛ/0!

О
том, что делить на ноль нельзя, знают даже учащиеся начальных классов. Но тем
не менее такая ситуация в Excel встречается довольно часто. Например, на листе,
подготовленном для решения линейного уравнения вида ax + b = 0:

Решение линейного уравнения


— формула в ячейке B4, имеющая вид =–B3/B2,
вернет значение ошибки #ДЕЛ/0! в ситуации, когда значение коэффициента а в ячейке B2 еще не задано. Для
исключения вывода ошибки можно воспользоваться функцией ЕСЛИ, которая проверяет
наличие «неправильного» значения в ячейке B2:

=ЕСЛИ(B2=0; ««; –B3/B2) 
Данная формула выводит «пустое» значение (««),
если ячейка пустая или содержит 0; в противном случае выводится вычисленное
значение корня уравнения.

Другое решение заключается в использовании
функции ЕСЛИ для проверки существования любой ошибки. Следующая формула также
отображает «пустое» значение в случае получения ошибки любого типа:

=ЕСЛИ(ЕОШИБКА(–B3/B2); ««; –B3/B2) 
С особенностями функции ЕОШИБКА ознакомьтесь
самостоятельно.

Ошибка
Имя?
 

Как известно, в Excel можно использовать в формулах не только адреса отдельных
ячеек или диапазонов, но и их имена. Это облегчает понимание формул. Например,
вы согласитесь, что формула нахождения корня линейного уравнения, оформленная в
виде:
=ЕСЛИ(a=0; ««; –b/a)
— где a и b — имена ячеек, в которых задаются значения коэффициентов уравнения a и b соответственно, выглядит гораздо
понятнее приведенного ранее варианта.

Ошибка Имя? возникает в следующих случаях:

1.   
формула содержит неопределенное имя ячейки или диапазона. Здесь же
следует отметить одну особенность Excel. Если удалить имя какой-то ячейки или
какого-то диапазона, используемое в формуле, то в самой формуле оно останется
(казалось бы, Excel мог бы преобразовать имена в ссылки на соответствующие
ячейки, однако этого почему-то не происходит);

2.   
формула содержит текст, который Excel интерпретирует как
неопределенное имя. Например, ошибка в написании имени функции приводит к
отображению ошибки Имя?.


Ошибка #Знач!

Ошибка весьма
распространена и встречается, как правило, в следующих ситуациях.

1.    Формула
пытается провести операцию, используя некорректные данные (например, пытается
сложить число и текстовое значение). Если на листе в ячейке B7 (см. фрагмент
листа ниже) была записана формула =B3+B4+B5+B6, которая затем была распространена
(скопирована) на ячейки C7 и D7, то для приведенных исходных данных в ячейке
будет выведен результат #Знач! (ясно, что складывать числа и текст нельзя).

результат #Знач!


Использование функции СУММ позволит найти сумму числовых значений в диапазоне,
в котором имеются и текстовые значения: =СУММ(D3:D6). Это означает, что в
ячейке B7 можно записать формулу =СУММ(B3:B6) и распространить (скопировать) ее
на ячейки C7 и D7.

2.   
В качестве аргументов функции использованы данные
несоответствующего типа (например, в функции ЕСЛИ вместо условия использовано
число или текст).

3.   
В качестве аргумента функции используется диапазон, тогда как
аргументом должна быть отдельная ячейка. Пример ошибочного оформления: =КОРЕНЬ
(A3:A6).

Ошибка
#Число!

Ошибка #Число! возникает в одном из двух случаев:

1) для функции,
использующей числовой аргумент, задан аргумент другого типа. Пример ошибочного
оформления: =КОРЕНЬ(И3);
2) формула содержит слишком большое или слишком маленькое значение. Excel
поддерживает величины в пределах от 1Е-307 до 1Е307 (от 10-307 до 10307).

Ошибка
#Ссылка!

Ошибка #Ссылка! возникает в
случае использования формулой ошибочной ссылки на ячейку. Данная ошибка может
встречаться в следующих ситуациях.

1.   
1. Ячейка, на которую ссылалась формула, была удалена. Например,
следующая формула отображает ошибку #Число!, если удалена строка 20, столбец A
или столбец B:
=A20/B20

2.   
Формула скопирована в новое место, где относительные ссылки на
ячейки становятся недействительными. Например, если формулу =A1–1 в ячейке A2
скопировать в ячейку A1, формула вернет ошибку #Число!, так как в ней будет
присутствовать ссылка на несуществующую ячейку.

3.   
Содержимое ячейки с формулой было вырезано (командой Правка  Вырезать) и затем
вставлено в ячейку, на которую ссылается формула.


В заключение заметим, что в случаях, когда результатом формулы является ошибка
любого из рассмотренных типов, а ширина столбца недостаточна для размещения
соответствующего сообщения, ячейка заполняется знаками «#».

01.12.2008

Используемая
литература:

1.   
Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная
концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург:
Питер.2000г.

2.   
Информатика. 5-11 класс. /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер,
2001

3.   
Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. ИКФ
«Сталкер»,1997

4.   
Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7
– 11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника» — Москва: ABF,1996

5.   
Ефимова О.В., Моисеева М.В., Ю.А. Шафрин Практикум по компьютерной
технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и
вычислительная техника» — Москва: ABF,1997

6.   
Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. М.:
Лаборатория базовых знаний, 2001

7.   
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней школе.
М.: Лаборатория базовых знаний, 2002

8.   
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное
пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС:
Информ-Пресс, 1998

9.   
Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. М.: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс,
2001

10. 
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для
детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002

Урок информатики по теме «Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы. «.

Тема и номер урока в теме: Тема: «Табличные вычисления на компьютере», Урок 3 (из 10).

Базовый учебник: «Информатика — базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л.

Цель урока:

Цели обучения:

  • освоить новые знания по теме “ Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы”;
  • развить навыки работы в среде табличного процессора,
  • развивать интерес к решению задач,
  • сформировать навыки самостоятельной работы,
  • составления с помощью компьютера электронных документов,

Цели воспитания:

  • воспитание интереса к изучаемому материалу,
  • развитие познавательного интереса,

Цели развития:

  • развитие логического мышления, памяти, внимательности.

Цели познавательные:

  • повышение интереса к занятиям информатикой,
  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Задачи:

  • обучающие: изучение новых понятий и определений по теме “ Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы. Правила заполнения таблицы”; совершенствование навыков работы с текстовыми, графическими редакторами и электронными таблицами; стимулирование учащихся к созданию новых проектов в сфере информационных технологий;
  • развивающие: развитие коммуникативных навыков и технических умений; развитие умения оценивать результаты выполненных действий; развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
  • воспитательные: воспитание добросовестного отношения к труду и ответственности; воспитание уверенности в своих силах.

Тип урока: изучение нового материала, урок целевого применения изученного.

Необходимое техническое оборудование:

  • персональные компьютеры;
  • операционная система Windows;
  • мультимедийный проектор и интерактивная доска;
  • пакет программ Microsoft Office;
  • Учебник: «Информатика — базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л.

План урока:

  • Организационный момент. Вступление учителя;
  • Объяснение новых понятий- составление конспекта;
  • Техника безопасности;
  • Практическая работа на закрепление;
  • Физкульминутка;
  • Вопросы учеников
  • Домашнее задание.
  • Подведение итогов. Выставление оценок.
  • Рефлексия.

Ход урока.

1.Актуализация знаний. (3-4 мин)

Объяснение нового материала  учителем сопровождается демонстрацией слайдов презентации, подготовленной в программе MS PowerPoint. На слайдах представлены основные понятия изучаемой темы.

(Слайд1)  Вступительное слово учителя: « Чтобы обрабатывать большое количество информации, необходимо представить ее в удобной форме. Таблица – это наиболее удачный вид расположения информации и  сегодня мы начнем изучать электронные таблицы: узнаем для чего они нужны, где их используют.

     Внимательно смотрим презентацию и слушаем в конце будет «аукцион»  оценку «5» продадим самому внимательному ученику.                                                                                                                          

  (Слайд 2)  Электронные таблицы используются в компьютерной технологии около 40 лет.

Идея создания электронной таблицы возникла довольно давно – в 1979 г. Первая электронная таблица предназначалась для рационализации скучных экономических вычислений  и не отличалась разнообразием функций. Времена шли, один табличный процессор сменялся другим, более совершенным, и к настоящему времени наиболее популярным стал табличный процессор Excel, разработанный компанией Microsoft

 Microsoft Excel (входит в пакет Microsoft Office) и

 Calc (модуль электронных таблиц OpenOffice.org).

2.Формирование новых понятий. (25 мин)

У каждого ученика конспект с пропусками. При изучении нового материала учащиеся вписывают пропущенные понятия.

Далее работа по презентации:

(Слайд 3)  1. Электронные таблицы или Табличные процессоры – это прикладные программы, предназначенные для работы с числами (данными) представленные в табличной форме 

(Слайд 4)  2.  Какие программы позволяют работать в  ЭТ?- Microsoft Excel, OpenOffice.orgCalc .

(Слайд 5)  3. Где располагаются эти программы на компьютере?- Пуск →Все программы→ Microsoft Office → Microsoft Office Excel 2007

(Слайд 6-9)  4. Рабочее окно ЭТ имеет структуру такую же как и окна других приложений ( Вспомним основные элементы всех приложений)

 Основные элементы ЭТ: строка, столбец, ячейка, активная ячейка, адрес ячейки, лист, книга, Автосумма. (Ученики отмечают в своих конспектах эти элементы).

Книги и Рабочие листы можно переименовывать

(Слайд  10)  5.Основные операции над элементами ЭТ: удаление и вставка. Основные операции с элементами ЭТ это удаление  и вставка.  Эти команды  находятся  в  меню  Ячейки, которые позволяют:

Вставить ячейки, строку, столбец, лист;

Удалить ячейки, строку, столбец, лист;

 (Слайд  11-14)  6. Основными информационными объектами, обрабатываемыми электронной таблицей, являются следующие типы данных:

        Числа: целый, дробный, процентный, экспоненциальный. Специальный вид: дата, время, денежный. (Примеры в конспект).

        Текст: буквы, цифры, пробелы, специальные знаки. (Выравниваются по левому краю ячейки). (Примеры текста в конспект).

        Формулы: состоят из адреса ячеек, чисел и математических действий между ними. (Примеры в конспект).

 (Слайд 15)  7. Как можно изменить внешний вид таблицы? Форматирование: границы, толщина и цвет линии; заливка ячейки, форматирование текста. Для этого используются команды раздела меню  Шрифт

 (Слайд 16)  8. Главное отличие ЭТ от таблиц на бумаге – При изменении данных в Электронной таблице, все зависящие от неё величины изменяются автоматически — ЭТ может постоянно меняться.

(Слайд 17)  9. Где используется ЭТ? – С помощью программы Microsoft Excel можно обрабатывать числовые данные, организованные в таблицы. С ее помощью можно выполнять сложные расчеты – экономические, инженерные

Математика:  Для построения графика функции сначала строится таблица значений.

География:  По статистическим данным строится диаграмма.

Физика: Результаты лабораторной работы.

В результате беседы получился опорный конспект по теме.                

(Слайд 18)  

3. Повторение техники безопасности.

(Слайд 19)  

4.Формирование умений и навыков. (12мин)

(Слайд 20)  

Практическая работа: памятки на столах, задание на рабочем столе вашего компьютера. Что непонятно поднимаем руку.

(Слайд 21)  

 ( Проверка практической работы в ходе её выполнения)

Что было непонятно в ходе выполнения практической работы?

5. Гимнастика для глаз.

(Слайд 22-26)  

6. « Аукцион»
(Слайд 27)   Первый слайд презентации был оформлен рисунком шахмат  и морской бой.  Какое  отношение  эти картинки имеют к нашей теме урока

Ответ на вопрос —  в игре «Морской бой», шахматах и в ЭТ используется один и тот же способ обозначения местоположения корабля, шахматной фигуры и ячейки в ЭТ.

8. Подведение итога урока.

(Слайд 28)    Выставление оценок.

9. Домашнее задание: повторить конспект. Пункт 18..
(Слайд 29)   10. Рефлексия

-Выскажи своё мнение об уроке фразой начинающейся словами с экрана


-Дорисуй этот вариант на лице информатика.

«Итак, друзья мои, пора нам оценить самих себя,
А также в целом весь урок.
Чтоб это сделать каждый смог,
В портрете важную деталь дорисовать необходимо».


Коль удался урок на диво,
Пускай наш информатик улыбнется,
Ведь тот, кто весел, тот смеется!
Коль не понравился урок,
Улыбка прочь — рот на замок…

Поднимите вверх улыбающихся человечков. Сколь нас?

Прикрепите на доску своих человечко.

Спасибо за урок.

Опорный конспект по теме: « Электронные таблицы»

1. Электронные таблицы  или   Табличные процессоры  — это___________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие программы позволяют работать в ЭТ?- Microsoft Excel, OpenOffice.orgCalc .

3. Где располагаются эти программы на компьютере?- Пуск →Все программы→ Microsoft Office → Microsoft Office Excel 2007.

4. Основные элементы рабочей области ЭТ-

_____________________________________________________________________________________________

5. Основные операции над элементами ЭТ — ____________________ Эти команды  находятся  в  меню  Ячейки.

6. Основные типы данных, хранящихся в ячейках ЭТ:

  1. _________________________________________________
  2. _________________________________________________
  3. _________________________________________________

Нельзя

7. Как можно изменить внешний вид таблицы? Изменить_____________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Для этого используются команды раздела меню  Шрифт

8.    Главное отличие ЭТ от таблиц на бумаге  — При изменении данных в Электронной таблице, все зависящие от неё величины изменяются автоматически . ___________________________________________________

9.  Где используется ЭТ?

 Математика:  Для построения графика функции сначала строится таблица значений.

География:  По статистическим данным строится диаграмма.

Физика: Результаты лабораторной работы.


http://zazdoc.ru/tw_files2/urls_28/1697/d-1696118/1696118_html_m47db306d.jpghttp://zazdoc.ru/tw_files2/urls_28/1697/d-1696118/1696118_html_m47db306d.jpg

http://zazdoc.ru/tw_files2/urls_28/1697/d-1696118/1696118_html_m47db306d.jpghttp://zazdoc.ru/tw_files2/urls_28/1697/d-1696118/1696118_html_m47db306d.jpghttp://zazdoc.ru/tw_files2/urls_28/1697/d-1696118/1696118_html_m47db306d.jpghttp://zazdoc.ru/tw_files2/urls_28/1697/d-1696118/1696118_html_m47db306d.jpghttp://zazdoc.ru/tw_files2/urls_28/1697/d-1696118/1696118_html_m47db306d.jpg

Урок закрепит знания общих принципов работы табличного процессора MS Excel и умения составить таблицу для решения конкретной задачи.

Описание разработки

Цели урока:

Образовательные:

Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения конкретной задачи.

формирование знаний и умений учащихся применять встроенные функции в электронных таблицах для решения задач из различных предметных областей.

Развивающие:

Развитие навыков практической работы.

Развитие умения грамотно и быстро пользоваться компьютером;

применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;

Воспитательные:

воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.

воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Тестирование по теме

4. Объяснение практической работы

5. Практическая работа за компьютером.

6. Обобщение, осмысление и систематизация знаний.

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний. (Слайд 4-9)

1. Каково назначение электронных таблиц?

2. Назовите порядок создания документа MS Excel?

3. Назовите основные элементы окна MS Excel.

4. Почему MS Excel называют книгой?

5. Как создать дополнительные листы в MS Excel?

6. Как переименовать листы MS Excel?

7. Из чего состоит электронная таблица?

8. Что такое адрес ячейки?

9. Что может содержать ячейка электронной таблицы?

10. В данном фрагменте электронной таблицы вычислить значение ячейки.

Конспект урока по информатике Электронные таблицы MS Excel

11. В ячейку введена формула. Чему будет равен результат?

12. Как создать диаграмму в MS Excel?

3. Тестирование в программе Master Test.

4. Объяснение практической работы.

Итак, сейчас мы с вами обобщили знания, полученные при изучении табличного процессора Excel, провели компьютерное тестирование ваших компетенций в этой области. А сейчас я вам предлагаю самим составить тестовую программу в электронных таблицах Excel. В результате чего вы закрепите умения по составлению и оформлению таблиц, а также узнаете новые возможности данной программы.

Рассмотрим инструкционную карту. (прил 1)

5. Практическая работа за компьютером.

Учащиеся рассаживаются за компьютеры. По завершении работы сохраняют работу в папке Мои документы – папка ФИ

Демонстрация лучших работ

6. Обобщение, осмысление и систематизация знаний.

Итак, для чего необходима программа Excel?

С какого символа начинается любая формула в Excel?

Если текст не помещается в ячейке, что необходимо сделать?

Excel — это программа, входящая в комплекс программ Windows Office, одна из наиболее популярных среди пользователей. Представляет собой электронные таблицы, используется для ведения небольших баз данных; экономических расчётов; компоновки, сортировки и связывания информации; построения диаграмм и графиков. Программа проста для применения, а для более опытных пользователей открываются возможности применения сложных формул, анализа и программирования. Сегодня на практической части урока мы с вами и занимались программированием.

Весь материал — в документе.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дая – Амгинская средняя общеобразовательная школа имени Х. И. Кашкина Составила: Варламова Айта Александровна Открытый урок по информатике на тему «Электронные таблицы MS Excel» Электронные таблицы MS Excel

Цели урока:

Образовательные:

  • Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения конкретной задачи.

  • формирование знаний и умений учащихся применять встроенные функции в электронных таблицах для решения задач из различных предметных областей.

Развивающие:

  • Развитие навыков практической работы.

  • Развитие умения грамотно и быстро пользоваться компьютером;

  • применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;

Воспитательные:

  • воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.

  • воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Методы:

  • информационный (словесный);

  • наглядно-иллюстративный;

  • частично-поисковый;

  • практический.

Программное и техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор; ПК, программа тестирования Master test, программа MS EXCEL, программа PoverPoint.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Тестирование по теме

  4. Объяснение практической работы

  5. Практическая работа за компьютером.

  6. Обобщение, осмысление и систематизация знаний.

  7. Подведение итогов.

  8. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний. (Слайд 4-9)

1. Каково назначение электронных таблиц?

2. Назовите порядок создания документа MS Excel?

3. Назовите основные элементы окна MS Excel.

4. Почему MS Excel называют книгой?

5. Как создать дополнительные листы в MS Excel?

6. Как переименовать листы MS Excel?

7. Из чего состоит электронная таблица?

8. Что такое адрес ячейки?

9. Что может содержать ячейка электронной таблицы?

10. В данном фрагменте электронной таблицы вычислить значение ячейки

11. В ячейку введена формула. Чему будет равен результат?

12. Как создать диаграмму в MS Excel?

3. Тестирование в программе Master test

4. Объяснение практической работы

Итак, сейчас мы с вами обобщили знания, полученные при изучении табличного процессора Excel, провели компьютерное тестирование ваших компетенций в этой области. А сейчас я вам предлагаю самим составить тестовую программу в электронных таблицах Excel. В результате чего вы закрепите умения по составлению и оформлению таблиц, а также узнаете новые возможности данной программы.

Рассмотрим инструкционную карту. (прил 1)

5. Практическая работа за компьютером.

Учащиеся рассаживаются за компьютеры. По завершении работы сохраняют работу в папке Мои документы – папка ФИ

Демонстрация лучших работ

6. Обобщение, осмысление и систематизация знаний

  • Итак, для чего необходима программа Excel?

  • С какого символа начинается любая формула в Excel?

  • Если текст не помещается в ячейке, что необходимо сделать?

Excel — это программа, входящая в комплекс программ Windows Office, одна из наиболее популярных среди пользователей. Представляет собой электронные таблицы, используется для ведения небольших баз данных; экономических расчётов; компоновки, сортировки и связывания информации; построения диаграмм и графиков. Программа проста для применения, а для более опытных пользователей открываются возможности применения сложных формул, анализа и программирования. Сегодня на практической части урока мы с вами и занимались программированием.

7. Подведение итогов урока.

В процессе сегодняшнего урока по теме «Электронные таблицы» мы с вами закрепили полученные знания и навыки работы с табличным процессором. Познакомились с новыми возможностями Excel.

Практическая работа в группах показала хорошие знания электронной таблицы, которые можно применять для решения задач прикладного характера.

Выявленные пробелы в знаниях:

Спасибо вам за хорошую работу! Тема «Электронные таблицы» успешно пройдена и усвоена.

Выставление оценок в журнал.

8. Д/з

Повторение вопроса «Формат ячеек»

Урок окончен. Спасибо за урок. До свидания.



-80%

Скачать разработку

Сохранить у себя:

Конспект урока по информатике «Электронные таблицы MS Excel» (0.12 MB)

Похожие файлы

  • Построение диаграмм в Excel

  • Графические возможности Excel

  • Разработка моделей средствами языка программирования (2 урок) (конспект)

  • Конспект урока по информатике Основные параметры электронных таблиц. Табличный процессор MS Excel.

  • Табличный процессор MS Excel 2007

5

Документ программы Excel
называется Рабочей книгой. Книга
состоит из нескольких листов (по умолчанию
— 3). При открытии Excel в
рабочем поле создается новая книга с
именем Книга1. Каждый лист — это таблица,
строки которой пронумерованы 1,2,…,65536,
а столбцы обозначены латинскими буквами
A, B, …, Z,
AA, AB,…, AZ,
…,IV Таким образом, каждая
ячейка на каждом листе имеет свой адрес,
устроенный следующим образом:
Имя_Листа!СтолбецСтрока. Например,
левая верхняя ячейка первого листа
имеет адрес Лист1!A1
Если вычисления производятся на одном
листе, имя листа не указывается, и адрес
левой верхней ячейки будет A1

Операции с листами:

переименование: двойной щелчок по
названию листа на его ярлыке или п.
Переименовать контекстного меню
ярлыка;

удаление: меню Правка, п. Удалить
лист
или п. Удалить контекстного
меню ярлыка;

перемещение или копирование: меню
Правка, п. Переместить/скопировать
лист
или соответствующий пункт
контекстного меню ярлыка. Для копирования
нужно установить флажок Создавать
копию
в окне Переместить или скопировать.

добавление: щелкнуть по ярлыку
листа, перед которым вставляется новый
лист; в контекстном меню ярлыка выбрать
п. Добавить; в окне диалога; в окне
Вставка выбрать ярлык Лист;
нажать кнопку ОК.

Если книга состоит из большого количества
листов, и все ярлыки листов не видны,
следует воспользоваться стрелками,
расположенными слева от ярлыков:

Ввод данных в рабочий лист.

В ячейках рабочего листа могут находиться
Текст, Константы и Формулы. В одну ячейку
можно ввести до 32767 текстовых или числовых
символов.

По умолчанию числовые данные выравниваются
по правому краю, а текст ‑ по левому.
Если вводимые данные не входят по ширине,
то правая ячейка (если она не пустая)
перекрывает предыдущую. Ширину столбцов
можно изменить с помощью команды Формат
‑ Столбец ‑ Ширина
(можно
воспользоваться командой Автоподбор
ширины
) или вручную, перетаскивая
границы в строке заголовков столбцов
(
)

Если данные набраны, но еще не введены
(еще не нажата Enter), то
исправления можно вносить непосредственно
в ячейке и в строке формул под
панелями инструментов. После того, как
данные введены, для их исправления надо
перейти в режим редактирования. Для
этого на нужной ячейке следует выполнить
двойной щелчок мышью или нажать F2.
В ячейке появляется курсор вставки.
После окончания редактирования ввод
новых данных надо подтвердить нажатием
Enter. Нажатие ESC
отменяет сделанные исправления.

Правило. В режиме редактирования
текста доступны только операции над
текстом. Визуально режиму ввода текста
соответствует текстовый курсор ввода
| Для операций над ячейкой нужно выйти
из режима ввода (Enter или
ESC).

Правило. Для любых операций над
ячейками их следует выделить. Для этого
можно использовать следующие способы:

  • клавиши со стрелками при нажатой Shift;

  • выделить нужные ячейки при нажатой
    левой клавише мыши;

  • выделить строку или столбец целиком,
    щелкнув по ярлыку строки/столбца;

Правило. Выделить несколько
последовательно расположенных объектов
можно следующим образом:

  • щелкнуть по первому объекту;

  • нажав клавишу Shift и не
    отпуская ее, щелкнуть по последнему
    объекту.

Если объекты расположены произвольно,
выделить их можно так:

  • нажать клавишу Ctrl и не
    отпускать ее;

  • щелкнуть по каждому объекту, который
    нужно выделить.

Типы данных. Тип определяет объем
выделяемой под данные памяти и возможные
операции с ними. Опишем основные типы
данных Excel.

Целые числа, 25 -4286 Числа, набранные
в круглых скобках, трактуются как
отрицательные.

Вещественные числа 24,45 (по умолчанию
разделитель целой и дробной части ‑
запятая) 1,0Е-5 (Е, как и в Паскале,
интерпретируется как «умножить на
10 в степени»)

Внимание! Excel использует
стандарты представления даты, времени,
валюты, списков, установленные программой
Язык и стандарты, входящей в состав
Windows. Запустить ее можно,
выбрав в меню Пуск программу Панель
управления
.

Для ввода процентов после числа набирается
символ %. Если вводимое число является
денежным значением, то в конце набирается
р. (рубли).

Если вводимая величина не входит в
ячейку по ширине
, то она отображается
на экране в виде ####. В этом случае ширину
столбца необходимо увеличить.

Дата
и Время. Ввод даты, например, 29 октября
1999 года можно провести, набрав на
клавиатуре 29/10/99 или 29.10.1999

Ввод времени выполняется в виде 15:31
или 12:10:00

Ввод текста, состоящего только из цифр:
перед таким
текстом ставится апостроф. Например,
‘1234

Формулы.
Все формулы в Excel
должны начинаться с символа =.

До
нажатия Enter
формула отображается в строке ввода
ячейки и в строке
формул
:

.После
нажатия Enter
в ячейке появится вычисленное по формуле
значение, а строка ввода очистится. Если
поместить курсор на ячейку с формулой,
исходный текст формулы по-прежнему
виден в строке формул.

При
вычислении значения по формуле в первую
очередь вычисляются выражения внутри
круглых скобок. Если скобок нет, то
порядок выполнения операций следующий:

  1. вычисляются
    значения функций
    (см. ниже);

  2. операция
    возведения в степень
    (знак операции ^ );

  3. операции
    умножения
    и деления

    (знаки операции *, /);

  4. операции
    сложения и
    вычитания

    (знаки операций +,-).

В
качестве своих операндов (элементов)
формула может содержать числа,
ссылки
(адреса ячеек), функции.

Примеры
формул: =
2*5^ 3+4 =A1+A2
=A1+Cos
(5,2)

Значение
формулы зависит от содержимого ячеек,
на которые указывают ссылки, и оно
изменяется
при изменении содержимого этих ячеек
.

Функции.
Функция — это заранее определенная
формула. Функция имеет имя
и аргументы,
заключенные в круглые скобки. Аргументы
отделяются друг от друга символом ;
(точка с запятой). В качестве аргументов
можно использовать другие функции (если
они работают с тем же типом данных),
константы, адреса ячеек и диапазоны
ячеек
.
Диапазоном
называется
группа ячеек,
образующих
прямоугольник. Диапазон обозначается
с помощью ячейки в левом верхнем углу
прямоугольника и ячейки в правом нижнем
углу прямоугольника. Например, обозначение
D4:E7
описывает диапазон ячеек, находящихся
на пересечении строк с номерами 4,5,6,7 и
столбцов D,E.

Пример:
=СУММ (
A1;C2:C5)
Эта функция
имеет два аргумента. Первый A1,
второй — C2:C5.
Суммируются числа в ячейках A1,C2,C3,C4,C5.

Кнопка
Мастер

функций,
позволяющая ввести любую функцию Excel,
находится левее строки формул и имеет
вид fx.Подробнее
о вводе формул с функциями см. ниже.

Адреса ячеек. В Excel различают
два типа адресации ячеек: абсолютная
и относительная. Оба типа можно
применить в одной ссылке и создать
смешанную ссылку.

Относительная
ссылка

воспринимается программой как указание
маршрута
к
адресуемой ячейки от ячейки, содержащей
формулу. При копировании формулы
относительные ссылки будут изменены
таким образом, что маршрут сохранится.
Относительные ссылки используются в
Excel по
умолчанию
.

Абсолютная
ссылка
задает
абсолютные
координаты ячейки
.
При копировании формулы абсолютная
ссылка на ячейку не будет изменяться.
Абсолютная ссылка задается путем
указания символа доллара перед номером
строки и столбца, например $A$2.

Смешанная
ссылка

представляет собой комбинацию абсолютной
и относительной ссылок, когда для строки
и столбца используются разные способы
адресации, например, $A1,
B$2
. При
копировании формулы абсолютная часть
ссылки не изменяется.

При
выделении ссылки на ячейку в режиме
редактирования путем нажатия клавиши
F4 можно
изменять тип ссылки. Пусть введена
ссылка А7,тогда

Нажатие F4

Адрес

Один раз

Два
раза

Три
раза

Четыре
раза

$A$7

A$7

$A7

A7

Задать
ссылку, при вводе формулы, можно
непосредственно вводом с клавиатуры
или методом
указания
(щелчком
мыши на нужной ячейке).

Часто
в формулах необходимо задавать ссылки
на диапазон
ячеек
. Для
указания диапазона Excel используют три
адресных оператора:

оператор
диапазона (двоеточие
):
ссылка адресует все ячейки, расположенные
между двумя указанными ячейками,
например, =СУММ
(А1:В2)

возвращает сумму значений ячеек А1, А2,
В1 и В2;

оператор
объединения диапазонов (точка с запятой
):
ссылка охватывает ячейки указанных
отдельных диапазонов, например, =
СУММ (А1; В1:С2
)
– возвращает сумму ячеек А1, В1, В2, С1,
С2;

оператор пересечения диапазонов
(пробел):
ссылка охватывает ячейки,
входящие в каждый из указанных отдельных
диапазонов, например, =СУММ (B2:D2 C1:D3)
– возвращает сумму ячеек C2 и D2.

Создание
рядов

Схема ввода
одного и того же значения (число, текст,
дата, время) во все ячейки диапазона:

  1. выделить
    диапазон;

  2. набрать на
    клавиатуре значение или формулу (без
    фиксации ввода);

  3. при
    нажатой клавише Ctrl
    нажать Enter.

Схема ввода
одного и того же значения или формулы
в часть столбца или строки:

  1. ввести в ячейку
    значение или формулу, зафиксировав
    ввод;

  2. установить
    указатель мыши на маркере заполнения
    ячейки и растянуть в нужном направлении
    при нажатой левой клавише.

Маркер
заполнения ячейки

– это маленький прямоугольник в правом
нижнем углу ячейки или выделенного
диапазона.


маркер
заполнения ячейки

Схема
ввода числовых значений по типу
прогрессии:

  1. ввести в две
    соседние ячейки два первых элемента
    прогрессии;

  2. выделить
    эти ячейки;

  3. установить
    указатель мыши на маркере заполнения
    выделенных ячеек и растянуть в нужном
    направлении при нажатой левой клавише.

Окно Формат ячеек (вызов — нажатие
Ctrl+1) служит для оформления выделенных
ячеек. Окно содержит несколько
закладок, перейти между которыми можно,
щелкая мышью по ярлыку закладки или с
помощью клавиш со стрелками. Краткое
описание закладок:

Число — выбрав в списке Числовые
форматы
один из способов представления
данных (Общий, Числовой, Денежный и
т.д.), справа можно уточнить его. Например,
для формата Числовой можно указать
число знаков после запятой. Результат
выводится в поле Образец.

Выравнивание — закладка позволяет
управлять способом размещения текста
я ячейке, поворотом текста в ячейке,
переносом слов в ячейке. Здесь же можно
снять и установить объединение выделенных
ячеек.

Шрифт — закладка управляет свойствами
шрифта в ячейке. Если мы находимся в
режиме ввода данных («внутри» ячейки),
то при нажатии Ctrl+1 доступна
только эта закладка.

Граница — закладка позволяет создать
обрамление вокруг ячеек.

Вид — закладка управляет цветом и
узором фона ячеек.

Защита — закладка управляет защитой
ячеек от изменений.

Копирование формата. Перенести
оформление одних ячеек на другие можно
следующим образом: выделить ячейки,
оформление которых переносится; нажать
кнопку

(копирование формата) на панели
Стандартная; при нажатой левой клавише
мыши отметить ячейки, на которые
переносится формат.

Автоформат. Можно оформить ячейки,
пользуясь готовыми образцами оформления.
Для этого: выделить нужные ячейки;
обратиться к меню Формат, пункту
Автоформат; выбрать нужный образец
из списка и нажать ОК.

Автозамена. Для управления свойством
автозамены текста при вводе выберите
п. Параметры автозамены в меню
Сервис. В поле Заменять: вводится
сокращение, в поле На: — полный текст,
на который автоматически заменяется
набранное сокращение. Список уже
существующих сокращений можно просмотреть
и изменить ниже.

Мастер функций предназначен для
ввода готовых формул в вычисления.
Кнопка Мастер функций слева от
строки формул имеет вид fx

Выбор функции. Слева в окне Мастера
выбрать категорию функции, справа
в алфавитном списке функций найти имя
функции, нажать на кнопку ОК.

В
вод
аргументов функции.
Если у функции
есть аргументы, появится окно ввода
аргументов, элементы которого показаны
на рисунке.

1 — имя функции, для которой вводятся
аргументы;

2 — поля ввода аргументов;

3 — кнопка сворачивания окна ввода. Если
окно уже свернуто, развернуть его можно
повторным нажатием на эту кнопку;

4 — текущие значения аргументов и функции;

5 — область описания функции;

6 — кнопка вызова помощи.

Ввести аргументы функции можно следующим
образом:

а) набрать вручную необходимые адреса
или диапазоны ячеек;

б) при нажатой левой кнопке мыши отметить
нужные ячейки или диапазоны ячеек на
рабочем листе. Окно ввода аргументов
при этом можно свернуть (кнопка 3) или
перетащить в сторону.

Вложение функций. Часто необходимо
выполнять вычисления «по цепочке»,
то есть, в качестве аргументов функций
указывать значения, вычисленные по
другим, вложенным функциям. Чтобы
выполнить вложенные вычисления, удобно
использовать выпадающий список Имя
(
)
слева в строке формул. Покажем это на
примере: пусть в ячейке A1
набрано 1 (значение x=1), а
в ячейке A2 нужно вычислить
величину ln (sin
x). Встав в ячейку A2,
вызываем Мастер функций, в категории
Математические выбираем функцию LN
(натуральный логарифм), нажимаем ОК. Для
ввода вложенной функции открываем
список Имя, если функция SIN
есть в списке, выбираем ее, иначе выбираем
элемент Другие функции и находим
синус во вновь появившемся окне Мастера
функций. Для ввода аргумента синуса
щелкаем по ячейке A1.
Результат: формула вида =LN(SIN(A1))

Описание основных функций.

Категория Дата и время.

Сегодня() — возвращает текущую дату

Год(дата), Месяц(дата), День(дата), ДеньНед
(Дата;2) — соответственно, год, месяц,
день, день недели. Аргумент 2 у функции
ДеньНед нужен для отсчета дней с
понедельника. Пример: =ДеньНед(Сегодня();2)
— вывести текущий день недели в ячейке

Категория Математические.

ABS (число) – модуль числа.

ACOS (число) – арккосинус числа. угол
определяется в радианах в интервале от
0 до .

ASIN (число) – арксинус числа. Угол
определяется в интервале от – /2
до /2.

ATAN (число) – арктангенс числа. Угол
определяется в радианах в диапазоне от
-/2 до /2.

COS(число) – косинус заданного числа.

EXP(число) – возвращает число е, возведенное
в указанную степень.

LN(число) – возвращает натуральный
логарифм числа.

LOG(число; основание) – возвращает логарифм
числа по заданному основанию.

LOG10 (число) – возвращает десятичный
логарифм числа

SIN (число) – возвращает синус заданного
числа.

TAN (число) – возвращает тангенс заданного
числа.

ГРАДУСЫ (угол) – преобразует радианы в
градусы.

ЗНАК (число) – определяет знак числа.
1, если число положительное, 0, если число
равно 0, и -1, если число отрицательное.

КОРЕНЬ (число) – возвращает положительное
значение квадратного корня.

МОБР (массив) – возвращает обратную
матрицу для квадратной матрицы, заданной
в массиве. Массив может быть задан как
интервал ячеек, например А1:С3, или как
массив констант {1;2;3: 4;5;6: 7;8;9} (здесь
значения в пределах столбца должны быть
разделены двоеточием, в пределах строки
– точкой с запятой) или как имя массива
или интервала. Ввод матричных формул
следует завершать нажатием клавиши
CTRL + SHIFT +ENTER.

МОПРЕД (массив) – возвращает
определитель квадратной матрицы,
заданной в массиве.

МУМНОЖ (массив1; массив2) – возвращает
произведение матриц, которые задаются
массивами. Результатом является массив
с таким же числом строк как массив1, и
таким же числом столбцов, как массив2.

ОКРУГЛ (число; число_разрядов) –
округляет до указанного числа десятичных
разрядов.

ОСТАТ (число; делитель) – возвращает
остаток от деления аргумента число на
делитель.

ПИ () – возвращает число 
с точностью до 15 цифр.

ПРОИЗВЕД(число1; число2; …) – перемножает
числа, заданные в аргументах и возвращает
их произведение.

РАДИАНЫ (угол) – преобразует градусы
в радианы.

СТЕПЕНЬ (число; степень) – возвращает
результат возведения в степень;

СУММ (число1; число2; …) – возвращает
сумму всех чисел, входящих в список
аргументов;

СУММЕСЛИ (диапазон_просмотра;
условие_суммирования; диапазон_суммирования)
— просматривает диапазон просмотра,
выбирает ячейки, отвечающие условию
суммирования, и суммирует значения из
диапазона суммирования. Размеры диапазона
просмотра и диапазона суммирования
должны совпадать.

СУММКВ (число1; число2; …) – возвращает
сумму квадратов аргументов;

СУММКВРАЗН (массв1; массив2) – возвращает
сумму квадратов разностей соответствующих
значений в двух массивах;

СУММПРОИЗВ (массив1; массив2; …) –
перемножает соответствующие элементы
заданных массивов и возвращает сумму
произведений;

ФАКТР (число) – возвращает факториал
числа;

ЦЕЛОЕ (число) – округляет число до
ближайшего целого;

ЧАСТНОЕ (числитель; знаменатель) –
Возвращает частное от деления нацело.

Статистические функции.

МАКС(аргумент1; аргумент2;…) — ищет
максимальный из аргументов;

МИН(аргумент1; аргумент2;…) — ищет
минимальный из аргументов;

СРЗНАЧ(аргумент1; аргумент2;…) —
вычисляет среднее своих аргументов;

СЧЕТЕСЛИ(диапазон; условие) —
подсчитывает число аргументов в
диапазоне, отвечающих условию

Логические функции служат для
выполнения вычислений в зависимости
от выполнения некоторого условия. В
условиях могут использоваться операции
сравнения =, >, <, <>(не равно), >=
(больше или равно), <= (меньше или равно).

ЕCЛИ (логическое_выражение; значение1;
значение2) — результатом является
значение1, если логическое_выражение
истинно и значение2 в противном случае.
Пример: в ячейке A1 набрано
число 30000, а в ячейке B1
формула =ЕСЛИ(A1<20000; 12;
15). Результатом будет число 15, т.к. условие
на выполняется.

Функции И, ИЛИ служат для создания
сложных условий:

И (логическое_выражение1;
логическое_выражение2;….) — возвращает
значение “ИСТИНА”, если все аргументы
имеют значение “ИСТИНА”, а в противном
случае -“ЛОЖЬ”.

ИЛИ (логическое_выражение1;
логическое_выражение2;…) — возвращает
значение “ИСТИНА”, если хотя бы один
из аргументов имеет значение “ИСТИНА”,
а противном случае — “ЛОЖЬ”.

Примеры: =ЕСЛИ (И(A1>=20000;A1<40000);15;18)
— вычисленное значение равно 15 при
величине A1 от 20000 до 40000 и
равно 18 в противном случае.

Можно создавать сложные условия и
вложением функций ЕСЛИ. Пример:

=ЕСЛИ (A1<20000; 12; ЕСЛИ
(A1<40000; 15; 18)) — если величина
A1 меньше 20000, вычисленное
значение равно 12, иначе если она меньше
40000, то результат равен 15, а в противном
случае (то есть, А1 больше 40000) ,формула
вернет значение 18.

Ссылки и массивы. Категория служит
для поиска информации на рабочих листах.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конспект по теме текстовый редактор word
  • Конспект по теме текстовый процессор ms word
  • Конспект по word 2010
  • Конспект по word 2007
  • Конспект на тему программа excel