Команда word в паскале

На занятии рассматриваются основные стандартные типы данных в Паскаль, понятие переменной и константы; объясняется, как работать с арифметическими операциями

Содержание:

  • Типы данных в Паскале
    • Целочисленные типы данных в Паскаль
    • Комментарии в Паскале
    • Вещественные типы данных в Паскаль
  • Приведение типов
  • Константы в Паскале
    • «Красивый» вывод целых и вещественных чисел
  • Арифметические операции в Паскале
    • Порядок выполнения операций
  • Стандартные арифметические процедуры и функции Pascal

Типы данных в Паскале

Паскаль — это типизированный язык программирования. Это означает, что переменные, в которых хранятся данные, имеют определенный тип данных. Т.е. программе напрямую надо указать, какие данные могут храниться в той или иной переменной: текстовые данные, числовые данные, если числовые — то целочисленные или дробные, и т.п. Это необходимо в первую очередь для того чтобы компьютер «знал», какие операции можно выполнять с этими переменными и как правильно их выполнять.

Например, сложение текстовых данных, или как это правильно называется в программировании — конкатенация — это обычное слияние строк, тогда как сложение числовых данных происходит поразрядно, кроме того, дробные и целые числа складываются тоже по-разному. То же самое касается и других операций.

Рассмотрим наиболее распространенные в Pascal типы данных.

Целочисленные типы данных в Паскаль

Тип Диапазон Требуемая память (байт)
byte 0..255 1
shortint -128..127 1
integer -32768.. 32767 2
word 0..65535 2
longint -2147483648..2147483647 4

Нужно иметь в виду, что при написании программ в паскале integer (в переводе с англ. целое) является наиболее часто используемым, так как диапазон значений наиболее востребуем. Если необходим более широкий диапазон, используется longint (long integer, в переводе с англ. длинное целое). Тип byte в Паскале используется, когда нет необходимости работать с отрицательными значениями, то же самое касается и типа word (только диапазон значений здесь значительно больше).

Примеры того, как описываются (объявляются) переменные в Паскале:

Pascal PascalABC.NET
1
2
3
4
5
6
7
8
program a1;
var x,y:integer; {целочисленный тип}
    myname:string; {строковый тип}
begin
x:=1; y:=x+16;
myname:='Петр';
writeln ('имя: ',myname, ', возраст: ', y)
end.
1
2
3
4
5
6
7
8
program a1;
begin
  var x, y: integer; {целочисленный тип}
  var myname: string; {строковый тип}
  x := 1; y := x + 16;
  myname := 'Петр';
  print($'имя: {myname}, возраст: {y}')
end.
Результат: 
имя: Петр, возраст: 17

При использовании PascalABC.NET наиболее часто используются следующие целочисленные типы:

Тип Длина, байт Диапазон допустимых значений
integer 4 -2 147 483 648 .. 2 147 483 647
int64 8 -9 223 372 036 854 775 808 .. 9 223 372 036 854 775 807
BigInteger переменная неограниченный

Комментарии в Паскале

Обратите внимание на то, как используются комментарии в Паскале. В примере комментарии, т.е. служебный текст, который «не видим» для компилятора, заключаются в фигурные скобки {}. Обычно комментарии делаются программистами с целью пояснения фрагментов кода. Для однострочных комментариев можно использовать два слэша //:

{Очень простая программа
для вывода слова "Привет"}
begin
// вывод 
write('Привет');
end.

Задача 5. Население Москвы равняется а=9000000 жителей. Население Нью-Васюков равняется b=1000 жителей. Напишите программу, которая определяет разницу в числе жителей между двумя городами. Используйте переменные величины.

[Название файла: L1task5.pas]

Вещественные типы данных в Паскаль

Вещественные числа в Паскале и вообще в программировании — это название дробных чисел.

Тип Диапазон Требуемая память (байт)
real 2.9 * 10E-39 .. 1.7 * 10E38 6
single 1.5 * 10 E-45 .. 3.4 * 10E38 4
double 5 * 10E-324 .. 1.7 * 10E308 8
extended 1.9 * 10E-4951 .. 1.1 * 10E4932 10

Тип real в Паскале — наиболее часто используемый из вещественных типов.

Выше были представлены простые типы данных в Паскаль, к которым относятся:

  • Порядковые
  • Целые
  • Логические
  • Символьные
  • Перечисляемые
  • Интервальные
  • Вещественные

Для вывода значений переменных вещественного типа обычно используется форматированный вывод:

  • в формате используется либо одно число, означающее число позиций, отводимых на это число в экспоненциальной форме;
  • p:=1234.6789;
    Writeln(p:12);  {_1.2346E+004}
  • либо два числа, первое из которых обозначает общий размер поля, отведенного под это число, второе — число знаков после запятой, т.е. точность.
  • p:=1234.6789;
    Writeln(p:6:2); {1234.68}

    Наряду с простыми типами в языке еще используются структурированные типы данных и указатели, которым будут посвящены последующие уроки по Паскалю.

    Приведение типов

    В pascalABC.Net в некоторых случаях можно значения одного типа присваивать переменным другого типа.

    Значения типов данных, которые занимают меньше памяти, можно присвоить переменным типа данных с бОльшей емкостью. Так, возможны следующие приведения:

    integer → int64
    int64  → real
    integer → BigInteger

    Пример использования операции приведения типов:

    var a := 10; // integer
    var b := 123456789012345; // int64
    var c := -3bi; // BigInteger
     
    var i := int64(a); // приведение integer → int64
    var x := real(b); // приведение int64  → real
    var p := BigInteger(a); // приведение integer → BigInteger

    Обратное приведение с помощью функций

    Обратное приведение, т.е. чтобы присвоить значение большей ёмкости переменной типа данных меньшей емкости, следует использовать функции округления. Например:

    real → integer

    Пример:

    ##
    var x := Sqrt(3); // корень квадратный из 3, тип real
    var a := Trunc(x); // приведение к integer с отсечением дробной части. рез-т 1
    var b := Round(x); // приведение к integer с округлением до ближайшего целого. рез-т 2

    Константы в Паскале

    Зачастую в программе заранее известно, что переменная будет принимать какое-то конкретное значение и не менять его на протяжении выполнения всей программы. В таком случае необходимо использовать константу.

    Объявление константы в Паскале происходит до объявления переменных (до служебного слова var) и выглядит следующим образом:

    Пример описания константы в Паскале:

    Pascal PascalABC.NET
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    
    const x=17;
    var myname:string;
    begin
    myname:='Петр';
    writeln ('имя: ',myname, ', возраст: ', х)
    end.
    1
    2
    3
    4
    5
    
    const x = 17;
    begin
      var myname := 'Петр';
      print($'имя: {myname}, возраст: {x}')
    end.

    «Красивый» вывод целых и вещественных чисел

    Для того чтобы после вывода значений переменных оставались отступы, чтобы значения не «сливались» друг с другом, принято через двоеточие указывать какое количество символов нужно предусмотреть для вывода значения:

    Вывод целых чисел

    Вывод целых чисел

    Вывод вещественных чисел

    Вывод вещественных чисел

    Арифметические операции в Паскале

    ДЕЙСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТ СМЫСЛ
    2 + 3 5 плюс
    4 — 1 3 минус
    2 * 3 6 умножить
    10 / 5 2 разделить
    10 ** 2 100 возведение в степень с результатом типа real
    17 div 5 3 целочисленное деление
    17 mod 5 2 остаток от целочисленного деления

    арифметические операции в паскале

    Порядок выполнения операций

    1. вычисление выражений в скобках;
    2. умножение, деление, div, mod слева направо;
    3. сложение и вычитание слева направо.

    порядок выполнения операций


    Канонический способ:

    var 
      a: integer;
      b: real;
     
    begin
      a := 1;
      writeln('a := 1; a = ',a);
      a += 2; // Увеличение на 2
      writeln('a += 2; a = ',a);
      a *= 3; // Умножение на 3
      writeln('a *= 3; a = ',a);
      writeln;
      b := 6;
      writeln('b := 6; b = ',b);
      r /= 2;
      writeln('b /= 2; b = ',b);
    end.

    Стандартные арифметические процедуры и функции Pascal

    Здесь стоит более подробно остановиться на некоторых арифметических операциях.

    • Операция inc в Паскале, произносимая как инкремент, это стандартная процедура pascal, которая обозначает увеличение на единицу.
    • Пример операции inc:

      1
      2
      3
      
      x:=1;
      inc(x); {Увеличивает x на 1, т.е. x=2}
      writeln (х)

      Более сложное использование процедуры inc:
      Inc(x,n) где x — порядкового типа, n — целого типа; процедура inc увеличивает x на n.

    • Аналогично работает процедура Dec в Паскале: Dec(x) — уменьшает x на 1 (декремент) или Dec(x,n) — уменьшает x на n.
    • Оператор abs представляет собой модуль числа. Работает следующим образом:
    • a:=-9;
      b:=abs(a); { b = 9}
    • Оператор div в паскале является часто используемым, так как целый ряд задач связан с действием деление нацело.
    • Остаток от деления или оператор mod в pascal тоже незаменим при решении ряда задач.
    • Заслуживающей внимания является стандартная функция odd Паскаля, которая определяет, является ли целое число нечетным. Т. е. возвращает true (истина) для нечетных чисел, false (ложь) для четных чисел.
    • Пример использования функции odd:

      1
      2
      3
      4
      
      begin
          WriteLn(Odd(5)); {True}
          WriteLn(Odd(4)); {False}
      end.
    • Функция exp в паскале возвращает экспоненту параметра. Записывается как exp(x), где x типа real.
    • Квадрат числа в Паскале вычисляется при помощи процедуры sqr.
    • Пример использования процедуры sqr в Pascal:

      1
      2
      3
      4
      5
      
      var x:integer;
      begin
      x:=3;
      writeln(sqr(x)); {ответ 9}
      end.
    • Операция возведение в степень в Паскале отсутствует как таковая. Но для того чтобы возвести в степень число можно использовать функцию exp.
    • Формула такая: exp(ln(a)*n), где а — число, n — степень (а>0).

      Однако в компиляторе pascal abc возведение в степень осуществляется значительно проще:

       WriteLn(Power(2,3)); {ответ 8}
    • Извлечь квадратный корень в Паскале можно при помощи процедуры sqrt.
    • Пример использования процедуры sqrt в Pascal:

      1
      2
      3
      4
      5
      
      var x:integer;
      begin
      x:=9;
      writeln(sqrt(x)); {ответ 3}
      end.

    Задача 6. Известны размеры спичечной коробки: высота — 12.41 см., ширина — 8 см., толщина — 5 см. Вычислить площадь основания коробки и ее объем

    (S=ширина * толщина, V=площадь*высота)

    [Название файла: L1task6.pas]

    Задача 7. В зоопарке три слона и довольно много кроликов, причем количество кроликов часто меняется. Слону положено съедать в сутки сто морковок, а кролику — две. Каждое утро служитель зоопарка сообщает компьютеру количество кроликов. Компьютер в ответ на это должен сообщить служителю общее количество морковок, которые сегодня нужно скормить кроликам и слонам.

    [Название файла: L1task7.pas]

    Задача 8. Известно, что x кг конфет стоит a рублей. Определите, сколько стоит y кг этих конфет, а также, сколько килограмм конфет можно купить на k рублей. Все значения вводит пользователь.

    [Название файла: L1task8.pas]

      

    В приведенных ниже примерах все функции имеют аргументы. Аргументы
    m и n имеют целочисленный тип,
    a и b – тип real,
    x и y – любой из этих типов.

    Abs(x) – возвращает абсолютное значение аргумента x;
    Ceil(x) - возвращает ближайшее целое, не меньшее, чем х;
    Floor(x) - возвращает ближайшее целое, не превышающее х;
    Frac(x) - возвращает дробную часть аргумента x;
    Max(x, y, …) – возвращает максимальное из значений x, y, …;
    Min(x, y, …) – возвращает минимальное из значений x, y, … ;
    Random(m) – возвращает случайное число из интервала [0 ; m-1];
    Random(a) – возвращает случайное число из интервала [0 ; a);
    Random(m, n) – возвращает случайное число из интервала [m ; n];
    Random(a, b) – возвращает случайное число из интервала [a ; b);
    Random2(m) – возвращает кортеж из двух случайных чисел в интервале [0 ; m-1];
    Random2(a) – возвращает кортеж из двух случайных чисел в интервале [0 ; a);
    Random2(m, n) – возвращает кортеж из двух случайных чисел в интервале [m ; n];
    Random2(a, b) – возвращает кортеж из двух случайных чисел в интервале [a ; b);
    Random3(m) – возвращает кортеж из трех случайных чисел в интервале [0 ; m-1];
    Random3(a, b) – возвращает кортеж из трех случайных чисел в интервале [a ; b);
    Round(x) - возвращает округленное до целых по правилам арифметики значение типа integer;
    Round(x, n) - возвращает значение х, округленное до n знаков в дробной части;
    Sign(x) – возвращает -1 при x < 0, 0 при x = 0 и 1 при x > 0;
    Sin(x) – возвращает sin(x) типа real;
    Sqr(a) – возвращает a2;
    Sqr(m) – возвращает m2 типа int64;
    Sqrt(x) – возвращает √x типа real;
    Trunc(a) – возвращает целую часть значения a того же типа
    







    Deutsch (de)
    English (en)



    suomi (fi)
    français (fr)










    русский (ru)









    Тип Word является 16-битным беззнаковым целым типом, имеющим максимальное значение 65,535 ((2^16 — 1) или 0xFFFF) и минимальное значение 0.

    В настоящее время Word редко используется в арифметических операциях, потому что большинство процессоров содержат 32-битные, если не 64-битные регистры, но значения этого типа могут встречаться в некоторых API-функциях для работы с флагами (битовыми масками) при использовании логических операций (как в типе множество).

    Типы данных
    Простые типы Boolean | Byte | Cardinal | Char | Currency | Extended | Int64 | Integer | Longint | Pointer | Real | Shortint | Smallint | Word
    Сложные типы Array | Class | Record | Set | String | Shortstring

    Word в паскале

    Содержание раздела PASCAL

    Введение. Общая характеристика языка. 1 Основы языка PASCAL 2 Структура программы 2.1 Раздел объявлений и соглашений, основнй блок2.2 Типы переменных 3 Операторы языка PASCAL 4 Простые и структурные типы данных 5 Процедуры и функции 6 Динамическая память 7 Модули 8 Ключи и директивы компилятора 9 Файлы 10 Другие возможности Турбо-Паскаля 1 0 .1 Оверлей 10. 2 Прямое обращение к памяти и портам 11 Турбо-Паскаль 6.0 и структурное программирование 12 ТурбоПаскаль и ООП 13 Объектно-ориентированная библиотека Turbo Vision 14 Встроенная справочная система

    Тип переменной задает вид того значения, которое ей присваивается и правила, по которым операторы языка действуют с переменной, например:

    Если переменные A и B целочисленного типа, то программа:

    Выведет на экран строку: “3.14 2.71 5.85”

    Если же они строкового типа, то программа:

    Выведет: “3.14 2.71 3.142.71”, так как оператор сложения просто добавит строку B в конец строки A.

    Тип константы определяется способом записи ее значения:

    Можно использовать выражения. Выражения должны в качестве операторов содержать только константы, в том числе ранее объявленные, а так же знаки математических операций, скобки и стандартные функции.

    число с дробной частью от 2.9*10-39.до 1.7*1038, может принимать и отрицательные значения, на экран выводится с точностью до 12-го знака после запятой, если результат какой либо операции с REAL меньше, чем 2.9*10-39, он трактуется как ноль. Переменная типа REAL занимает шесть байт.

    число с дробной частью от 5.0*10-324.до.1.7*10308, может принимать и отрицательные значения, на экран выводится с точностью до 16-го знака после запятой ,если результат какой либо операции с DOUBLE меньше, чем 5.0*10-324, он трактуется как ноль. Переменная типа DOUBLE занимает восемь байт.

    BYTE целое число от 0 до 255, занимает одну ячейку памяти (байт).
    BOOLEAN логическое значение (байт, заполненный единицами, или нулями), true, или false.
    WORD целое число от 0 до 65535, занимает два байта.
    INTEGER целое число от –32768 до 32767, занимает два байта.
    LONGINT целое число от –2147483648 до 2147483647, занимает четыре байта.
    REAL
    DOUBLE
    CHAR символ, буква, при отображении на экран выводится тот символ, код которого хранится в выводимой переменной типа CHAR, переменная занимает один байт.
    STRING строка символов, на экран выводится как строка символов, коды которых хранятся в последовательности байт, занимаемой выводимой переменной типа STRING; в памяти занимает от 1 до 256 байт – по количеству символов в строке, плюс один байт, в котором хранится длина самой строки.

    При обьявлении переменной строкового типа можно заранее указать ее длину в байтах – X:

    MyString:STRING[X];
    При присвоении этой переменной строки длиннее X, присваиваемая строка будет обрезана с конца после X-того символа.

    Размер переменной типа STRING в памяти можно узнать следующим способом:
    Size:=SizeOf(MyString);
    Функция SizeOf() возвращает размер, занимаемый переменной, служащей параметром. Параметром может служить и тип переменной; строка:
    Writeln(SizeOf(STRING));
    Выведет на экран число 256, так как по умолчанию под все строки отводится по 256 байт.

    Кроме того, можно узнать, сколько символов в строке (индекс последнего непустого символа в строке):
    Size:=Ord(MyString[0]);
    Используется ибращение к нулевому элементу (символу) строки, в котором хранится ее длина, но MyString[0] – значение типа CHAR, тоесть символ, код которого равен длине строки, нужный нам код – число возвращает функция Ord()Таким же образом можно обратиться к любому N – тому элементу строки:
    MyChar:=MyString[N];

    ARRAY[a..b,c..d,….] OF “тип элемента”; массив некоторой размерности, содержащий элементы указанного типа.

    Диапазоны индексов для каждого измерения указываются парами чисел или констант, разделенных двумя точками, через запятую (a..b,c..d). После OF записывается тип элементов массива. В памяти массив занимает место, равное: (b-a)*(d-c)*..* SizeOf(“тип элемента”). Размер массива не может превосходить 65536 байт.

    Обращение к элементам массива происходит следующим образом:
    X:=MyArray[a,b,c. ];

    При этом переменная X должна быть того же типа, что и элементы массива или приводимого типа. Число индексов (a,b,c. ) должно быть равно числу обьявленных при описании измерений массива.

    В Паскале существуют ограничения на присвоение значений одних переменных другим. Если переменные которую и которой присваивают одного типа, то никаких проблем не возникнет. Но если они разных типов, присвоение не всегда может быть произведено. Это связано стем, что при таком присвоении необходимо отсечь часть информации, а какую – компьютер “не знает”.

    Проблема возникает при следующих присвоениях:
    I:=J;
    A:=B;

    В то же время, такие присвоения будут выполнены вполне корректно:
    J:=I;
    B:=A;

    При этом переменная J примет значение с нулевой дробной частью, а B – станет строкой, содержащей один символ – из A.

    В первом же случае, можно поизвести следующие операции:
    I:=Trunc(J); <функция trunc() возвращает целую часть аргумента>
    I:=Round(J);

    Кроме рассмотренного случая может существовать множество других, но наиболее общее правило таково: следить за однозначностью присвоения с потерями информации и не удивляться, а экспериментировать переделывать программу, если компилятор выдает сообщение о невозможности присвоения.

    Word в паскале

    Для обработки ЭВМ данные представляются в виде величин и их совокупностей. С понятием величины связаны такая важная характеристика, как ее тип.

    Тип определяет:

    • возможные значения переменных, констант, функций, выражений, принадлежащих к данному типу;
    • внутреннюю форму представления данных в ЭВМ;
    • операции и функции, которые могут выполняться над величинами, принадлежащими к данному типу.

    В языке Паскаль тип величины задают заранее. Все переменные, используемые в программе, должны быть объявлены в разделе описания с указанием их типа. Обязательное описание типа приводит к избыточности в тексте программ, но такая избыточность является важным вспомогательным средством разработки программ и рассматривается как необходимое свойство современных алгоритмических языков высокого уровня.

    Иерархия типов в языке Паскаль такая: —>

    • Простые
      • Порядковые
        • Целые
        • Логические
        • Символьные
        • Перечисляемые
        • Интервальные
      • Вещественные
    • Структуированные
      • Массивы
      • Строки
      • Множества
      • Записи
      • Файлы
    • Указатели

    Простые типы данных

    В таблице приведены простые типы данных Турбо Паскаль, объем памяти, необходимый для хранения одной переменной указанного типа, множество допустимых значений и применимые операции.

    Идентификатор Длина (байт) Диапазон значений Операции
    Целые типы
    2 -32768..32767 +, -, /, *, Div, Mod,
    >=, ,
    1 0..255 +, -, /, *, Div, Mod,
    >=, ,
    2 0..65535 +, -, /, *, Div, Mod,
    >=, ,
    1 -128..127 +, -, /, *, Div, Mod,
    >=, ,
    4 -2147483648..2147483647 +, -, /, *, Div, Mod,
    >=, ,
    Вещественные типы
    6 2,9×10 -39 — 1,7×10 38 +, -, /, *,
    >=, ,
    4 1,5×10 -45 — 3,4×10 38 +, -, /, *,
    >=, ,
    8 5×10 -324 — 1,7×10 308 +, -, /, *,
    >=, ,
    10 3,4×10 -4932 — 1,1×10 4932 +, -, /, *,
    >=, ,
    Логический тип
    1 true, false Not, And, Or, Xor,
    >=, ,
    Символьный тип
    1 все символы кода ASCII +,
    >=, ,

    Перечисляемый и интервальный тип относятся к типам, определяемым пользователем и будут рассмотрены нами позже.

    Дополнительные сведения о типах данных..

    Порядковые типы, выделяемые из группы простых типов, характеризуются следующими свойствами:

    • все возможные значения порядкового типа представляют собой ограниченное упорядоченное множество;
    • к любому порядковому типу может быть применена стандартная функция Ord, которая в качестве результата возвращает порядковый номер конкретного значения в данном типе;
    • к любому порядковому типу могут быть применены стандартные функции Pred и Succ, которые возвращают предыдущее и последующее значения соответственно;
    • к любому порядковому типу могут быть применены стандартные функции Low и High, которые возвращают наименьшее и наибольшее значения величин данного типа.

    В языке Паскаль введены понятия эквивалентности и совместимости типов. Два типа Т1 и Т2 являются эквивалентными (идентичными), если выполняется одно из двух условий:

    • Т1 и Т2 представляют собой одно и то же имя типа;
    • тип Т2 описан с использованием типа Т1 с помощью равенства или последовательности равенств. Например:

    Менее строгие ограничения накладываются на совместимость типов. Так, типы являются совместимыми, если:

    • они эквивалентны;
    • являются оба либо целыми, либо действительными;
    • один тип — интервальный, другой — его базовый;
    • оба интервальные с общим базовым;
    • один тип — строковый, другой — символьный.

    В Турбо Паскаль ограничения на совместимость типов можно обойти с помощью приведения типов. Приведение типов позволяет рассматривать одну и ту же величину в памяти ЭВМ как принадлежащую разным типам. Для этого используется конструкция Имя_Типа(переменная или значение)

    Напрмер, Integer(‘Z’) представляет собой значение кода символа ‘Z’ в двухбайтном представлении целого числа, а Byte(534) даст значение 22, поскольку целое число 534 имеет тип Word и занимает два байта, а тип Byte занимает один байт, и в процессе приведения старший байт будет отброшен.

    Волгоградский государственный педагогический университет
    Кафедра алгебры, геометрии и информатики

    TURBO PASCAL

    Любые данные, т.е. константы, переменные, значения функций или выражения, в Турбо Паскале характеризуются своими типами. Тип определяет множество допустимых значений, которые может тот или иной объект, а также множество допустимых операций, которые применимы к нему. Кроме того, тип определяет формат внутреннего представления данных в памяти ПК.

    Турбо Паскаль характеризуется разветвлённой структурой типов данных.

    Простые типы

    Указатели

    Порядковые

    Вещественные

    Целые

    Логический

    Тип-диапазон

    Массивы

    Записи

    Файлы

    Строки

    Объекты

    В Турбо Паскале предусмотрен механизм создания новых типов данных, благодаря чему общее количество типов, используемых в программе, может быть сколько угодно большим.

    ПРОСТЫЕ ТИПЫ

    К простым типам относятся порядковые и вещественные типы.

    Порядковые типы отличаются тем, что каждый из них имеет конечное число возможных значений. Эти значения можно определённым образом упорядочить (отсюда – название типов) и, следовательно, с каждым из них можно сопоставить некоторое целое число – порядковый номер значения.

    Вещественные типы тоже имеют конечное число значений, которое определяется форматом внутреннего представления вещественного числа. Однако количество возможных значений вещественных типов настолько велико, что сопоставить с каждым из них целое число (его номер) не представляется возможным.

    ПОРЯДКОВЫЕ ТИПЫ

    К порядковым типам относятся целые, логический, символьный, перечисляемый и тип-диапазон.

    Целые типы. Диапазон возможных значений целых типов зависит от их внутреннего представления, которое может занимать один, два или четыре байта

    Длина,

    -2 147 483 648…+2 147 483 647

    При использовании процедур и функций с целочисленными параметрами следует руководствоваться «вложенностью» типов, т.е. везде, где может использоваться Word , допускается использование Byte (но не наоборот), в LongInt “входит” Integer , который, в свою очередь, включает в себя ShortInt .

    При дейстйствии с целыми чмслами тип результата будет соответствовать типу операндов, ф если операнды относятся к различным целым типам,- типу того операнда, который имеет максимальную мощность (максимальный диапазон значений). Возможное переполнение никак не контролируется, что может привести к недорозумениям.

    . Значениями логического типа может быть одна из предварительно объявленных констант FALSE (ложь) или TRUE (истина).

    Поскольку логический тип относится к порядковым типам, его можно использовать в операторе счётного типа.

    Символьный тип. CHAR – занимает 1 байт. Значением символьного типа является множество всех символов ПК. Каждому символу присваивается целое число в диапозоне 0…255. Это число служит кодом внутреннего представления символа.

    Для кодировки испоьзуется код ASCII ( American Standart Code for Information Interchange – американский стандартный код для обмена информацией). Это 7-битный код, т.е. с его помощью можн озакодировать лишь 128 символов в диапозоне от 0 до 127. В то же время в 8-битном байте, отведенном для хранения символа в Турбо Паскале, можно закодировать в два раза больше символов в дапозоне от 0 до 255. Первая половина символов ПК с кодами 0…127 соответствует стандарту ASCII . Вторая половина символов с кодами 128ююю255 не ограничена жёсткими рамками стандарта и может менятся на ПК разных типов.

    Символы с кодами 0…31 относятся к слжебным кодам. Если эти коды использовать в символьном тексте программы, они считаются пробелами.

    Перечисляемый тип. Перечисляемый тип задаётся перечислением тех значений, которые он может получать. Каждое значение именуется некоторым идентификатором и рапологается в списке, обрамлённом круглыми скобками, напримерЖ

    Colors = (red, white, blue);

    Применение перечисляемых типов делает программы нагляднее.

    Соответствие между значениями перечисляемого типа и порядковыми номерами этих значений устанавливается порядком перечисления: первое значение списке получает порядковый номер 0, второе – 1 и т.д. максимальная мощность перечисляемого типа составляет 65536 значений, поэтому фактически перечисляемый тип задаёт некоторое подмножество целого типа WORD и может рассматриваться как компактное объявление сразу группы целочисленных констант со значениями 0,1 и т.д.

    Использование перечисляемых типов повышает надёжность программы, благодаря возможности контроля тех значений, которые получают соответствующие переменные.

    Тип-диапазон. Тип-диапазон есть подмножество своего базового типа, в качестве которого может выступать любой порядковый тип, кроме типа-диапазона.

    Тип-диапазон задаётся границами своих значений внутри базового типа:

    Здесь — минимальное значение типа-диапазона.

    — максимальное его значение.

    При определении типа-диапазона нужно руководствоваться следующими правилами:

    1. два символа «..» рассматриваются как один символ, поэтому между ними недопустимы пробелы.

    2. левая граница диапазона не должна превышать его правую границу.

    Тип-диапазон наследует все свойства базового итпа, но с ограничениями, связанными с его меньшей мощностью.

    ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ТИПЫ

    В отличие от порядковых типов, значения которых всегда сопоставляются с рядом целых чисел и, следовательно, представляется в ПК абсолютно точно, значения вещественных типов определяют произвольное число лишь с некоторой конечной точностью, зависящей от внутреннего формата вещественного числа.

    Pascal. Типы данных

    Понятие данных является одним из ключевых в программировании, да и вообще в компьютерных науках. Грубо говоря, данные в информатике это информация, находящиеся в состоянии хранении, обработки или передачи, в какой-то отрезок времени. В машинах Тьюринга информация имеет тип, а он в свою очередь, зависит от рода информации.

    Типы данных в Паскале определяют возможные значения переменных, констант, выражений и функций. Они бывают встроенными и пользовательскими. Встроенные типы изначально присутствуют в языке программирования, а пользовательские создаются программистом.

    По способу представления и обработки типы данных бывают:

    • простые
    • структурированные
    • указатели
    • объекты
    • процедуры

    В этой статье будут рассмотрены лишь, наиболее простые типы данных, так как на начальных этапах обучения, вашей программе будет проще обойтись, например, без файлов и записей, чем без целочисленных или строковых переменных.

    Целочисленный тип

    Сюда входят несколько целочисленных типов, которые различаются диапазоном значений, количеством байт отведённых для их хранения и словом, с помощью которого объявляется тип.

    Тип Диапазон Размер в байтах
    shortint -128…127 1
    integer -32 768…32 767 2
    longint -2 147 483 648…2 147 483 647 4
    byte 0…255 1
    word 0…65 535 2

    Объявить целочисленную переменную можно в разделе Var, например:

    Над переменными этой категории можно выполнять все арифметические и логические операции за исключением деления (/), для него нужен вещественный тип. Также могут быть применены некоторые стандартные функции и процедуры.

    Вещественный тип

    В Паскале бывают следующие вещественные типы данных:

    Тип Диапазон Память, байт Количество цифр
    Real 2.9e-39 … 1.7e38 6 11-12
    Single 1.5e-45 … 3.4e38 4 7-8
    Double 5.0e-324 …1.7e308 8 15-16
    Extended 3.4e-4932 … 1.1e493 10 19-20
    Comp -9.2e63 … (9.2e63)-1 8 19-20

    Над ними может быть выполнено большее количество операций и функций, чем над целыми. Например, эти функции возвращают вещественный результат:

    ln(x) – натуральный логарифм;

    sqrt(x) – квадратный корень;

    Логический тип

    Переменная, имеющая логический тип данных может принимать всего два значения: true (истина) и false (ложь). Здесь истине соответствует значение 1, а ложь тождественная нулю. Объявить булеву переменную можно так:

    Над данными этого типа могут выполняться операции сравнения и логические операции: not , and, or, xor.

    Символьный тип

    Символьный тип данных – это совокупность символов, используемых в том или ином компьютере. Переменная данного типа принимает значение одного из этих символов, занимает в памяти компьютера 1 байт. Слово Char определяет величину данного типа. Существует несколько способов записать символьную переменную (или константу):

    1. как одиночный символ, заключенный в апострофы: ‘W’, ‘V’, ‘п’;
    2. указав код символа, значение которого должно находиться в диапазоне от 0 до 255.
    3. при помощи конструкции ^K, где K – код управляющего символа. Значение K должно быть на 64 больше кода соответствующего управляющего символа.

    К величинам символьного типа данных применимы операции отношения и следующие функции:

    Succ(x) — возвращает следующий символ;

    Pred(x) — возвращает предыдущий символ;

    Ord(x) — возвращает значение кода символа;

    Chr(x) — возвращает значение символа по его коду;

    UpCase(x) — переводит литеры из интервала ‘a’..’z’ в верхний регистр.

    Для плодотворной работы с символьным типом рекомендую пользоваться таблицей ASCII.

    Строковый тип

    Строка в Паскале представляет собой последовательность символов заключенных в апострофы, и обозначается словом String. Число символов (длина строки) должно не превышать 255. Если длину строки не указывать, то она автоматически определиться в 255 символов. Общий вид объявления строковой переменной выглядит так:

    Каждый символ в строке имеет свой индекс (номер). Индекс первого байта – 0, но в нем храниться не первый символ, а длина всей строки, из чего следует, что переменная этого типа будет занимать на 1 байт больше числа переменных в ней. Номер первого символа – 1, например, если мы имеем строку S=‘stroka’, то S[1]=s;. В одном из следующих уроков строковый тип данных будет рассмотрен подробнее.

    Перечисляемый тип данных

    Перечисляемый тип данных представляет собой некоторое ограниченное количество идентификаторов. Эти идентификаторы заключаются в круглые скобки, и отделяются друг от друга запятыми.

    Type Day=(Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday, Sunday);

    Переменная A может принимать лишь значения определенные в разделе Type. Также можно объявить переменную перечисляемого типа в разделе Var:

    Var A: (Monday, Tuesday);

    К данному типу применимы операции отношения, при этом заранее определенно, что Monday = .. ;

    При описании переменной необходимо указать ее тип. Тип переменной описывает набор значений, которые она может принимать, и действия, которые могут быть над ней выполнены. Описание типа определяет идентификатор, который обозначает тип. В программе описание переменной задается следующим образом:

    var
     список переменных: тип;
    

    Простые типы делятся на стандартные (порядковые) и перечисляемые (ограниченные).

    Стандартные типы

    Язык Pascal имеет четыре встроенных стандартных типа:

    • integer (целочисленный)
    • real (вещественный)
    • boolean (логический)
    • char (символьный)

    1.Целочисленный тип (integer).

    В Pascal имеются следующие целочисленные типы:

    • shortint (короткое целое)
    • integer (целое)
    • longint (длинное целое)
    • byte (число длиной в байт)
    • word (число длиной в слово)

    Каждый тип обозначает определенное подмножество целых чисел, как это показано в следующей таблице.

    Тип данных Диапазон Количество байт
    shortint -128 ..+127 1
    integer -32768 .. 32767 2
    longint -2147483648 +2147483647 4
    byte 0 .. 255 1
    word 0 .. 65535 4
    Встроенные целочисленные типы

    Описываются переменные целого типа следующим образом:

    Арифметические действия над операндами целочисленного типа осуществляются в соответствии со следующими правилами:

    1. Тип целой константы представляет собой встроенный целочисленный тип с наименьшим диапазоном, включающим значение этой целой константы.
    2. В случае бинарной операции (операции, использующей два операнда), оба операнда преобразуются к их общему типу перед тем, как над ними совершается действие. Общим типом является встроенный целочисленный тип с наименьшим диапазоном, включающим все возможные значения обоих типов. Например, общим типом для целого и целого длиной в байт является целое, а общим типом для целого и целого длиной в слово является длинное целое. Действие выполняется в соответствии с точностью общего типа и типом результата является общий тип.
    3. Выражение справа в операторе присваивания вычисляется независимо от размера переменной слева.
    Операция Описание
    + сложение
    вычитание
    * умножение
    / деление
    div после деления отбрасывает дробную часть
    mod получение целого остатка после деления
    Операции совершаемые над целыми числами

    В Pascal есть операции целочисленного деления и нахождения остатка от деления. При выполнении целочисленного деления (операция div) остаток от деления отбрасывается.

    //Например
    
    15 div 3 = 5;
    18 div 5 = 3;
    123 div 10 = 12;
    7 div 10 = 0;
    

    С помощью операции mod можно найти остаток от деления одного целого числа на другое.

    //Например
    
    15 mod 3 = 0;
    18 mod 5 = 3;
    123 mod 10 = 3;
    7 mod 10 = 7;
    
    //Например
    
    а:=100;
    b:=60;
    c:=a div b;
    d:=a mod b;
    

    результат: переменная c равна 1, а d равна 40.

    При записи алгебраических выражений используют арифметические операции (сложение, умножение, вычитание, деление), функции Pascal, круглые скобки.

    Порядок действий при вычислении значения выражения:

    1. вычисляются значения в скобках;
    2. вычисляются значения функций;
    3. выполняется унарные операции (унарный минус — смена знака);
    4. выполняются операции умножения и деления (в том числе целочисленного деления и нахождения остатка от деления);
    5. выполняются операции сложения и вычитания.

    Встроенные математические функции языка Pascal

    Математическая запись Запись на Pascal Назначение
    cos x cos(x) Косинус x радиан
    sin x sin(x) Синус x радиан
    ex exp(x) Значение e в степени x
    [x] trunc(x) Целая часть числа x
    |x| abs(x) Модуль числа x
    x2 sqr(x) Квадрат числа x
    sqrt(x) Квадратный корень из x
    {x} frac(x) Дробная часть x
    arctg x arctan(x) Арктангенс числа x
    ln x ln(x) Натуральный логарифм x
    p Pi Число p

    Возведение в степень (кроме возведения в квадрат и возведения в степень числа e) отсутствует. Для возведения в произвольную степень можно воспользоваться очевидным равенством: xy=ey ln x. Для возведения числа в натуральную степень можно написать собственную функцию. Например,

    {Функция возведения вещественного числа X в натуральную степень N}
    Function Stepen(X : Real; N : Integer) : Real;
    Var
     I:Integer; St:Real;
    Begin
      St := 1;
      For I := 1 To N Do St := St * X;
        Stepen := St;
    End;
    

    Другой способ получить натуральное значение z=xy, где x, y — натуральные, это сделать так: Z := Round(Exp(Y * Ln(X))).

    Примечание. Интересной является задача получения степени любого целого числа (за исключением нуля), если основание степени — неотрицательное целое, без использования развилки. Одно из возможных решений :

    (–1)*ord(odd(y)) * exp(y * ln(x)) + ord(odd(y+1)) * yxp(Y * ln(x))
    

    Здесь Ord(K) — функция, возвращающая порядковый номер величины K в том или ином порядковом типе (в примере использовано свойство, что порядковый номер False равен 0, а порядковый номер True — 1).

    2. Вещественный тип (real).

    К вещественному типу относится подмножество вещественных чисел, которые могут быть представлены в формате с плавающей запятой с фиксированным числом цифр. Запись значения в формате с плавающей запятой обычно включает три значения — m, b и e — таким образом, что m*bе, где b всегда равен 10, а m и e являются целочисленными значениями в диапазоне вещественного типа. Эти значения m и e далее определяют диапазон и точность вещественного типа.

    Имеется следующие виды вещественных типов: real, singlе, double, extended,comp. Вещественные типы различаются диапазоном и точностью связанных с ними значений. Тип comp может содержать только целые числа от -2 63 +1 до +263-1, но эти числа хранятся в вещественном формате, поэтому тип comp считается вещественным. С данными типа Comp можно обращаться так же, как с данными других вещественных типов, но дробная часть числа при этом автоматически отбрасывается.

    Диапазон и десятичные цифры для вещественных типов

    Тип Диапазон Точность Количество байт
    Real 2.9×10Е-39 до 1.7×10Е 38 11-12 6
    Single 1.5×10Е-45 до 3.4×10Е 38 7-8 4
    Double 5.0×10Е-324 до 1.7×10Е 308 15-16 8
    Extended 3.4×10Е-4932 до 1.1×10Е 4932 19-20 10
    Comp -9.2E-18 до 9.2E18 19-20 8

    Операции совершаемые над вещественными числами:

    1. Все операции допустимые для целых чисел.
    2. SQRT(x)-корень квадратный из числа х.
    3. Тригонометрические функции:
      • SIN(X);
      • COS(X);
      • ARCTAN(X).
    4. LN(X)-натуральный логарифм.
    5. EXP(X)-экспонента Х (ех).
    6. EXP(X*LN(A))-возведение в степень (Ах).
    7. Функции преобразования типов:
      • TRUNC(X)-отбрасывает дробную часть
      • ROUND(X)-округление.

    Некоторые правила арифметических операций:

    1. Если в арифметическом действии встречаются числа типа real и integer, то результат будет иметь тип real.
    2. Все составные части выражения записываются в одну строку.
    3. Используются только круглые скобки.
    4. Нельзя подряд ставить два арифметических знака.

    Описываются переменные вещественного типа следующим образом:

    var
     список переменных: тип;
    

    Например:

    3. Символьный тип(char)

    K типу char относится любой символ заключенный в апострофы. Для представления апострофа как символьную переменную, надо заключить его в апостроф:».

    Каждый символ имеет свой код и номер. Порядковые номера цифр 0,1..9 упорядочены по возрастанию. Порядковые номера букв также упорядочены по возрастанию, но не обязательно следуют друг за другом.

    К символьным данным применимы знаки сравнения:

    > , < , >=, <=, <> .
    
    Например: 'A' < 'W'
    

    Функции, которые применимы к символьным переменным:

    1. ord(x) — определяет порядковый номер символа x.
    1. chr(x) — определяет символ по номеру.
    1. pred(x) — выдает символ, стоящий перед символом x.
    1. succ(x) — выдает символ, следующий после символа x.

    Перечислимые типы

    4. Перечислимый тип.

    Перечислимый тип данных назван так потому, что задается в виде перечисления констант в строго определенном порядке и в строго определенном количестве. Перечислимый тип состоит из списка констант. Переменные этого типа могут принимать значение любой из этих констант. Описание перечислимого типа имеет вид:

    Type имя типа=(список констант);
    Var имя переменной:имя типа;
    

    где <список констант> — это особый вид констант, задаваемых через запятую и имеющих свой порядковый номер, начиная с 0.

    Например:

    type
    направление=(север, юг, запад, восток);
    месяц=(июнь,июль,август,январь);
    емкость=(ведро,бочка,канистра,бак);
    var
    поворот:направление;
    отъезд:месяц;
    объем:емкость;
    

    или так:

    var
    поворот:(свер, юг, запад, восток);
    отъезд:(июнь, июль, август, январь);
    объем:(ведро, бочка, канистра, бак);
    

    Можно выполнить такие операторы присваивания:

    поворот:=юг;
    отъезд:=август;
    объем:=бак;
    

    но нельзя выполнять смешанные присваивания:

    отъезд:=юг;
    объем:=август;
    

    К переменным перечислимого типа применимы следующие функции:

    1. ord — порядковый номер

    2. pred — предшествующий элемент

    3. succ — последующий элемент.

    Пример:
    
    pred(бочка)=ведро;
    succ(юг)=запад;
    ord(июль)=1;
    

    Переменные перечислимого типа можно сравнить, так как они упорядочены и пронумерованы. Так выражения:

    север < юг, июнь < январь имеют значения TRUE, а юг>запад и бак<бочка значение FАLSE.

    5. Ограниченный тип.

    Если переменная принимает не все значения своего типа, а только в некотором диапазоне, то ее можно рассматривать как переменную ограниченного типа. Каждый ограниченный тип задается путем накладывания ограничения на базовые типы.

    Описывается так:

    type <имя типа>=константа1..константа2
    

    При этом должны выполняться следующие правила:

    1. Обе ограниченные константы должны быть одного типа.
    2. В качестве базового типа можно использовать любой простой тип, кроме действительного(real).
    3. Начальные значение при определении ограниченного типа не должно быть больше конечного значения.

    Пример:

    type 
    index=0..63;
    letter='a'..'z';
    var 
    char1,char2:letter;
    a,g:index;
    

    Можно описывать сразу в разделе описания переменных:

    var a,g:0..63;
    char1,char2:'a'..'z';
    
    

    При описании переменной необходимо указать ее тип. Тип переменной описывает набор значений, которые она может принимать, и действия, которые могут быть над ней выполнены. Описание типа определяет идентификатор, который обозначает тип.

    Простые типы делятся на стандартные (порядковые) и перечисляемые (ограниченные).

    Стандартные типы

    Турбо-Паскаль имеет четыре встроенных стандартных типа: integer (целое), real (вещественное), boolean (логический) и char (символьный).

    Целочисленный тип (integer)

    В Турбо-Паскале имеется пять встроенных целочисленных типов: shortint (короткое целое), integer (целое), longint (длинное целое), byte (длиной в байт) и word (длиной в слово). Каждый тип обозначает определенное подмножество целых чисел, как это показано в следующей Таблице.

    Встроенные целочисленные типы.

    Тип

    Диапазон

    Формат

    shortint

    -128 ..+127

    8 битов со знаком

    integer

    -32768 .. 32767

    16 битов со знаком

    longint

    -2147483648 +2147483647

    32 бита со знаком

    byte

    0 .. 255

    8 битов без знака

    word

    0 .. 65535

    16 битов без знака

    Арифметические действия над операндами целочисленного типа осуществляются в соответствии со следующими правилами:

    1. Тип целой константы представляет собой встроенный целочисленный тип с наименьшим диапазоном, включающим значение этой целой константы.
    2. В случае бинарной операции (операции, использующей два операнда), оба операнда преобразуются к их общему типу перед тем, как над ними совершается действие. Общим типом является встроенный целочисленный тип с наименьшим диапазоном, включающим все возможные значения обоих типов. Например, общим типом для целого и целого длиной в байт является целое, а общим типом для целого и целого длиной в слово является длинное целое. Действие выполняется в соответствии с точностью общего типа и типом результата является общий тип.
    3. Выражение справа в операторе присваивания вычисляется независимо от размера переменной слева.

    Операции совершаемые над целыми числами:

    “+” — сложение

    “-“ — вычитание

    “*” — умножение

    SQR — возведение в квадрат

    DIV — после деления отбрасывает дробную часть

    MOD — получение целого остатка после деления

    ABS — модуль числа

    RANDOM(X)-получение случайного числа от 0 до Х

    Пример:

    а:=100; 
    b:=60;
    a DIV b результат - 1
    а MOD b результат - 40

    Описываются переменные целого типа следующим образом:

    var список переменных: тип;

    Например: var а,р,n:integer;

    Вещественный тип(real)

    К вещественному типу относится подмножество вещественных чисел, которые могут быть представлены в формате с плавающей запятой с фиксированным числом цифр. Запись значения в формате с плавающей запятой обычно включает три значения — m, b и e — таким образом, что m*bе, где b всегда равен 10, а m и e являются целочисленными значениями в диапазоне вещественного типа. Эти значения m и e далее определяют диапазон и точность вещественного типа.

    Имеется пять видов вещественных типов: real, singlе, duble, exnende, comp. Вещественные типы различаются диапазоном и точностью связанных с ними значений

    Диапазон и десятичные цифры для вещественных типов

    Тип

    Диапазон

    Цифры

    Real

    Single

    Duble

    Extende

    comp

    2.9×10Е-39 до 1.7×10Е 38

    1.5×10Е-45 до 3.4×10Е 38

    5.0×10Е-324 до 1.7×10Е 308

    3.4×10Е-493 до 1.1×10Е 403

    -2Е 63 до 2Е 63

    от 11 до 12

    от 7 до 8

    от 15 до 16

    от 19 до 20

    от 19 до 20

    Операции совершаемые над вещественными числами:

    • Все операции допустимые для целых чисел.
    • SQRT(x)-корень квадратный из числа х.
    • SIN(X), COS(X), ARCTAN(X).
    • LN(X)-натуральный логарифм.
    • EXP(X)-экспонента Х (ех).
    • EXP(X*LN(A))-возведение в степень (Ах).
    • Функции преобразования типов:
      • TRUNC(X)-отбрасывает дробную часть;
      • ROUND(X)-округление.
    • Некоторые правила арифметических операций:
      • Если в арифметическом действии встречаются числа типа real и integer, то результат будет иметь тип real.
      • Все составные части выражения записываются в одну строку.
      • Используются только круглые скобки.
      • Нельзя подряд ставить два арифметических знака.

    Описываются переменные вещественного типа следующим образом:

    var список переменных: тип;

    Например:

    var d,g,k:real;

    Символьный тип(char)

    K типу char относится любой символ заключенный в апострофы. Для представления апострофа как символьную переменную, надо заключить его в апостроф:’’’’.

    Каждый символ имеет свой код и номер. Порядковые номера цифр 0,1..9 упорядочены по возрастанию. Порядковые номера букв также упорядочены по возрастанию, но не обязательно следуют друг за другом.

    К символьным данным применимы знаки сравнения:

    > , < , >=, <=, <> .

    Например: ‘A’ < ‘W’

    Функции, которые применимы к символьным переменным:

    1. ORD(X) — определяет порядковый номер символа Х.

      Пример:

      ord(‘a’)=97;
    2. CHR(X) — определяет символ по номеру.

      Пример:

      chr(97)=’a’;
    3. PRED(X) — выдает символ, стоящий перед символом Х.

      Пример:

      pred(‘B’)=’A’;
    4. SUCC(X) — выдает символ, следующий после символа Х.

      Пример:

      succ(‘A’)=’B’;

    Перечислимый тип

    Перечислимый тип данных назван так потому, что задается в виде перечисления констант в строго определенном порядке и в строго определенном количестве. Перечислимый тип состоит из списка констант. Переменные этого типа могут принимать значение любой из этих констант. Описание перечислимого типа имеет вид:

    Type <имя типа>=(список констант);
    Var <имя переменной>:<имя типа>;
     

    где <список констант> — это особый вид констант, задаваемых через запятую и имеющих свой порядковый номер, начиная с 0.

    Например:

    type
    направление=(север, юг, запад, восток);
    месяц=(июнь,июль,август,январь);
    емкость=(ведро,бочка,канистра,бак);
    var
    поворот:направление;
    отъезд:месяц;
    объем:емкость;
     

    или так:

    var
    поворот:(свер, юг, запад, восток);
    отъезд:(июнь, июль, август, январь);
    объем:(ведро, бочка, канистра, бак);
     

    Можно выполнить такие операторы присваивания:

    поворот:=юг;
    отъезд:=август;
    объем:=бак;

    но нельзя выполнять смешанные присваивания:

    отъезд:=юг;
    объем:=август;
     

    К переменным перечислимого типа применимы следующие функции:

    1. ORD — порядковый номер

    2. PRED — предшествующий элемент

    3. SUCC — последующий элемент.

    Пример:

    PRED(бочка)=ведро; 
    SUCC(юг)=запад; 
    ORD(июль)=1;
     

    Переменные перечислимого типа можно сравнить, так как они упорядочены и пронумерованы. Так выражения: север < юг, июнь < январь имеют значения TRUE, а юг>запад и бак<бочка значение FАLSE.

    Ограниченный тип

    Если переменная принимает не все значения своего типа, а только в некотором диапазоне, то ее можно рассматривать как переменную ограниченного типа. Каждый ограниченный тип задается путем накладывания ограничения на базовые типы.

    Описывается так:

    TYPE <имя типа>=константа1..константа2

    При этом должны выполняться следующие правила:

    1. Обе ограниченные константы должны быть одного типа.
    2. В качестве базового типа можно использовать любой простой тип, кроме действительного(real).
    3. Начальные значение при определении ограниченного типа не должно быть больше конечного значения.

    Пример:

    type index=0..63;
    letter=’a’..’z’; var char1,char2:letter;
    a,g:index;

    Можно описывать сразу в разделе описания переменных:

    var a,g:0..63;
    char1,char2:’a’..’z’.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Команда query в excel
  • Команда ping в excel
  • Команда excel промежуточные итоги в excel
  • Команда excel преобразовать в число
  • Команда excel на весь экран