Упражнение — Корректурная проба Ландольта — это одна из самых лучших методик для развития внимания ребенка. Здесь ребенку предстоит запоминать и выделять заданные кольца среди множества остальных.
Цель: развитие внимания.
Материал: распечатанный бланк методики.
Инструкция: ребенку дают распечатанный бланк методики, содержащий случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Задание: внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный строго в определенном месте (например, строго вверху), и зачеркивать их (либо подчеркивать или обводить в кружок).
Другой вариант задания: используется тот же самый стимульный материал (распечатанный бланк), но ребенку предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два типа колец, имеющих разрыв в различных местах, например, строго внизу и строго слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.
Скачать бланк «Корректурная проба Ландольта» в формате Word по ссылке ниже
Кольца Ландольта
Цель: определение продуктивности и устойчивости внимания.
В предлагаемый комплекс методик вошли в основном такие, при помощи которых оцениваются хотя и индивидуально устойчивые, но вместе с тем и компенсируемые свойства внимания детей. Под устойчивостью внимания понимается его способность сохраняться на одном и том же, достаточно высоком уровне в течение длительного периода времени. Распределение внимания понимается как такая его характеристика, которая позволяет одновременно держать в сфере внимания много разных объектов и воспринимать их с примерно одинаковым вниманием. Та же характеристика внимания относится к способности удерживать в сфере внимания большое пространство или значительную часть площади некоторого объекта. Переключение внимания рассматривается как такое её свойство, которое позволяет человеку переключать внимание с одного объекта на другой, отвлекаться от первого и сосредоточиваться на втором. Здесь учитываются скорость такого переключения, а также время, необходимое для концентрации внимания на новом объекте. Объем внимания — это количество объектов, которые одновременно могут находиться в сфере внимания человека.
В качестве основного методического, стимульного материала для оценки устойчивости распределения и переключения внимания младших школьников выбраны кольца Ландольта, и это сделано потому, что они являются универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания детей разного возраста от младшего до старшего школьного, и взрослых людей, получая сравнимые и преемственные показатели.
Детям, поступающим в школу, чьи особенности внимания определяются с целью установления степени готовности к обучению, желательно предъявлять кольца величиной, примерно равной высоте строчной буквы в букваре. Эта величина приблизительно равна размеру колец в том случае, если вся матрица с кольцами Ландольта размещается в пределах стандартного машинописного листа бумаги. Справа на этом листе обязательно должны указываться фамилия, имя ребенка, его возраст, класс (группа детского сада – для поступающих в школу), а также дата проведения обследования.
Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».
Далее ребенку покапывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.
Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребёнок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Лап-дольта, где его застала эта команда.
После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.
При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.
Корректурная проба (Тест Бурдона)
Назначение теста
Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.
Описание теста
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Инструкция к тесту
«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».
Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.
Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) — “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.
Обработка результатов теста
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
К = С2 / П, где
С — число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П — количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, где
А — темп выполнения,
S — количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t — время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:
С = (So / S) * 100, где
So — количество ошибочно проработанных строк,
S — общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Источники
Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111.
Методика «Корректурная проба» может применяться и для проверки состояния внимания, и для тренировки внимания.
Материал для проведения методики: бланк, секундомер, карандаш.
Инструкция: «Я Вам дам листок, на котором написаны разные буквы. Ваша задача — зачеркивать только буквы «а», «м», «к», «в». Вы должны работать как можно быстрее.»
Время на работу — 4 минуты.
По истечении каждой минуты испытатель ставит галочку на том месте, где в данный момент работает испытуемый.
После проведения методики: вычисляется К. Формула: К=n1-n2-n3/N * 100%
N — общее количество букв «а», «м», «к», «в».
n1 — количество правильно зачеркнутых букв «а», «м», «к», «в».
n2 — количество пропущенных букв «а», «м», «к», «в».
n3 — количество ошибочно зачеркнутых букв.
Эта формула просчитывается по всем минутам, т.е. должно получиться 4 вычисления К.
0 — 20% — плохое внимание
21 — 40% — плохое внимание
41 — 60% — среднее внимание
61 — 80% — хорошее внимание
81 — 100% — очень хорошее внимание
После вычисления К, строится график:
В норме резких скачков не должно быть. Если кривая понижается — сниженная работоспособность. Чем более выражен спад, тем более выражен этот признак. Причины спада работоспособности: соматические заболевания (хронические болезни), переутомление, неврозы.
Оценка устойчивости внимания у младших школьников методом корректурной пробы
Цель: исследование устойчивости внимания учащихся.
Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер.
Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экзаменатор выдает ему бланк «Корректурной пробы» и разъясняет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно».
Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.
Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой – ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K = m / n * 100% , где К – точность, n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m – количество правильно вычеркнутых во время работы букв.
Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)
Ход выполнения задания. Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы и состоит из двух серий, следующих одна за другой с перерывом в 5 минут. Продолжительность каждой серии 5 минут. В первой серии опыта ребенок, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, две буквы (С и К). Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, психолог по истечении минуты говорит слово «черта». Ребенок должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения психологом слова «черта», и продолжать работу дальше. Во второй серии опыта ребенок выполняет ту же работу на новых бланках, зачеркивая и обводя другие элементы.
В каждой серии нужно определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию, то есть подсчитать количество просмотренных букв и количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
На основании полученных количественных данных можно построить графики динамики продуктивности работы по минутам для каждой серии.
Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количеством просмотренных элементов позволяет судить об уровне распределения внимания у ребенка. Кроме того, позволяет сделать заключение о характере динамики работы ребенка в каждой
Корректурная проба Бурдона
Поводится индивидуально и в группе, у испытуемого должно быть желание выполнить задание.
Инструкция:
«На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «К» и «Н» и отмечайте их. Букву «К» нужно зачеркнуть, букву «Н» — обвести кружком. Задание необходимо выполнить быстро и точно. По команде «Черта» поставить черту на бланке. Работа начинается по команде психолога. Время работы – 5 минут».
Другой вариант:
«Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все буквы «К» и «Р». вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки – это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» или «Р» не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть».
Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит знак в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь не мешать.
Обработка результатов :
Рассчитать:
1. Продуктивность внимания (количество просмотренных букв за 5 мин.);
2. Точность выполнения:
А = å å +О)
Где å — количество правильно вычеркнутых букв; О – количество ошибок.
Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.
Е = S * A
Где Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует н только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например, если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.
3. Успешность работы оценивается как
А = В + С
Где В – количество посмотренных знаков, С – показатель точности, который рассчитывается по формуле
С = ( n*100):m
Где n – общее количество букв,
m – количество вычеркнутых букв.
Таблица: показатели успешности работы студентов.
Количество знаков |
В |
Точность в % |
С |
Меньше 1560 |
4 |
Меньше 81,9 |
1 |
1560-1720 |
5 |
81 ,9-83,0 |
2 |
1720-1880 |
6 |
83,0-84,1 |
3 |
1880-2040 |
7 |
84,1-85,1 |
4 |
2040-2200 |
8 |
85,1-86,2 |
5 |
2200-2360 |
9 |
86,2-87,3 |
6 |
2360-2520 |
10 |
87,3-88,4 |
7 |
2520-2680 |
11 |
88,4-89,5 |
8 |
2680-2840 |
12 |
89,5-90,6 |
9 |
2840-3000 |
13 |
90,6-91,6 |
10 |
3000-3160 |
14 |
91,6-92,7 |
11 |
3160-3320 |
15 |
92,7-93,8 |
12 |
3320-3480 |
16 |
93,8-94,9 |
13 |
3480-3640 |
17 |
94,9-96,0 |
14 |
3640-3800 |
18 |
96,0-97,0 |
15 |
3800-3960 |
19 |
97,0-98,1 |
16 |
3960-4120 |
20 |
98,1-99,2 |
17 |
4120-4280 |
21 |
Больше 99,2 |
18 |
4280-4440 |
22 |
||
4440-4600 |
23 |
||
4600-4720 |
24 |
||
4720-4920 |
25 |
Корректурная проба с кольцами Ландольта
Модификация корректурной пробы Бурдона. Предлагается таблица с 22 строчками колец, в каждой строчке по 30 колец. Надо отыскивать и зачеркивать в каждой строчке кольцо с разрывом на 12 ч.
Инструкция:
«Вы должны просматривать эти кольца строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все кольца с разрывом на 12 часов. Вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки – это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать кольца как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одного кольца не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть».
Обработка результатов :
Рассчитать:
1. Продуктивность внимания (количество просмотренных колец за 5 мин.);
2. Точность выполнения:
А = å å +О)
Где å — количество правильно вычеркнутых колец; О – количество ошибок.
Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.
Е = S * A
Где Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует н только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.
3. Успешность работы оценивается как
А = В + С
Где В – количество посмотренных знаков, С – показатель точности, который рассчитывается по формуле
С = ( n*100):m
Где n – общее количество колец,
m – количество вычеркнутых колец.
Тест “Найди и вычеркни”
Эта методика предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания детей от 4 до 6 лет.
Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок.
Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец».
На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
В этойм варианте методики экспериментатор дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
Оценка результатов теста:
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
• S=(0.5N-2.8n)/t;
• S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
• N — количество изображений предметов на рисунках, просмотренных ребенком за время работы;
• t — время работы;
• n — количество ошибок, допущенных за время работы. (ошибками считаются пропущенные
нужные или зачеркнутые ненужные изображения.)
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один — для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
• 10 баллов — показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
• 8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла
• 6-7 баллов — показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла
• 4-5 баллов — показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
• 2-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
• 0-1 балл — показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:
Кривая №1. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания
Кривая №2. Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания
Кривая №3. Представляет собой график среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания
Кривая №4. Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания
Кривая №5. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
• 10 баллов — все точки графика на рисунке не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
• 8-9 баллов — все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.
• 6-7 баллов — все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.
• 4-5 баллов — все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4
• 3 балла — все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.
Выводы об уровне развития продуктивности и устойчивости внимания
• 10 баллов — продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
• 8-9 баллов — продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
• 4-7 баллов — продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
• 2-3 балла — продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
• 0-1 балл — продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
МЕТОДИКА «НАЙДИ И ВЫЧЕРКНИ»
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 1. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкциюследующего содержания:
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
Обработка и оценка результатов:
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N – количество изображений предметов, просмотренных ребенком за время работы;
t – время работы;
n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 3), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся(каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8–9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.
6–7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.
4–5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2–3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
0–1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
8–9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.
Рис. 3. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:
1. Кривая, изображенная с помощью линии типа –.–.–. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.
2. Кривая, представленная линией типа . Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания
3. Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – –. Представляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.
4. Кривая, изображенная с помощью линии –––– Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.
5. Кривая, изображенная линией – – – – –. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.
6–7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.
4–5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.
3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
8–9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
4–7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2–3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
0–1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
Таблица Головина для проверки зрения инструкция (скачать, распечатать)
Таблица Головина — распространенная таблица для проверки остроты зрения человека, разработана и предложена русским советским офтальмологом Сергеем Селивановичем Головиным (1866—1931гг).
Таблица содержит 12 строк колец Ландольта, их размер в каждой строке уменьшается сверху вниз. Слева каждой строки обозначено растояние D (в метрах) от 50 (врхняя строка) до 2,5 (нижняя строка). Справа каждой строки указана острота зрения V (условные единицы) при чтении колец Ландольта с 5 метров (от 0,1 до 2,0). Для нормального зрения человек должен видеть с пяти метров каждый символ-кольцо 10й строки
Формула расчета остроты зрения:
V = d / D, где
— V — острота зрения
— d — расстояние, с которого рассматривают кольца
— D — расстояние, на котором глаз видит читаемый ряд
Размер колец Ландольта первой строки должен быть 70 мм, размер колец нижней строки — 3,5 мм.
Офтальмологи для проверки остроты зрения используют эту таблицу вместе с таблицей Сивцева.
Инструкция по проверке остроты зрения по таблице Головина:
— Скачиваем в конце статьи таблицу (pdf-формат) и распечатываем ее на принтере на белой матовой бумаге.
— При печати выключаем масштабирование страницы, выбираем размер бумаги A4 в альбомной ориентации
— Получается 3 листа, затем соединяем и вешаем их на стену на уровне глаз
— Включаем общее освещение в комнате, также чтобы оно было направлено на таблицу (лампа накаливания 40Вт)
— Нужно отойти от таблицы на 5 метров, закрыть ладонью правый глаз и, посмотрев на таблицу, определите, какую строку колец Вы видите чётко, затем закройте ладонью левый глаз и повторите тест.
Также Вы можете распечатать всю таблицу на 1 листе формата А4 (формат PNG), но растояние от таблицы до глаз нужно сократить до 2,5 метров, а все остальные действия такие же.
Таблица Головина для проверки остроты зрения
Скачать в хорошем качестве — таблица Головина для проверки зрения (формат PDF)
Скачать в хорошем качестве — таблица Головина для проверки зрения (формат png)
Поделитесь ссылкой с друзьями:
Похожие таблицы
Комментарии:
Одинарные
Двойные
Правила
Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного
внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости
к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.
Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный
набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает
ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца (здесь у вас есть возможность самостоятельно выбрать кольца, которые будете вычёркивать). Результаты пробы оценивают
по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк
Рекомендации
1. Будьте внимательными и работайте как можно быстрее «бегая» глазами по строкам слева направо
2. Старайтесь долго не задерживаться, чтобы успеть просмотреть как можно больше строк
3. Если в запасе осталось ещё немного времени, начните сначала, возможно вы пропустили несколько колец