Какие данные называют зависимыми а какие независимыми в excel

Цель урока:

  • дать понятие электронных таблиц,
  • показать роль и значение электронных таблиц,
  • научиться создавать и сохранять электронные
    таблицы,
  • изучить способы работы с данными в ячейке,
  • изучить возможности автозаполнения.

Ход урока:

В лекционной форме и используя обучающий диск
издательства Media 2000 «Обучение Microsoft Excel XP» даются
основные понятия электронных таблиц (строки,
столбцы, ячейки, блок, рабочий лист, книга, типы
данных, формулы).

Внимание акцентируется на основном назначении
табличного процессора – автоматизации расчетов
в табличной форме.

  • Попробуйте привести примеры задач, которые
    можно решить с помощью электронной таблицы?

Студенты приводят различные примеры:

  • рассчитать стоимость всех продуктов,
    используемых для приготовления праздничного
    обеда,
  • затраты на покупку продуктов питания ежедневно,
    еженедельно, ежемесячно,
  • таблица заказов продукции фирмы Avon,
  • расписание движения автобуса или поезда

Далее пробуем создать рабочую книгу, добавить
рабочий лист в рабочую книгу, переименовать
рабочий лист, сохранить созданный файл,
выполнить действия: копирование, перемещение,
удаление, автозаполнение. Для этого выполним
практическую работу №1. (приложение
1)

В качестве самостоятельной работы
предлагается создать таблицу, содержащую
сведения о студентах группы. В таблице должно
быть отражено: фамилия, имя, отчество, дата
рождения, домашний адрес, телефон.

Домашнее задание:

Придумать модель электронной таблицы в которой
будут использоваться копирование,
автозаполнения, удаление, перемещение.

Урок № 2 Формулы и функции в Excel. (2 часа)

Цель урока:

  • научиться использовать формулы и функции,
  • оформлять основную и вспомогательную таблицы,
  • дать понятие об относительной и абсолютной
    адресации ячеек и блоков

Ход урока:

Устный опрос.

Назначение Excel — …..

  • а) проведение расчетов,
  • б) проведение расчетов, решение оптимизационных
    задач,
  • в) проведение расчетов, решение оптимизационных
    задач, построение диаграмм,
  • г) проведение расчетов, решение оптимизационных
    задач, построение диаграмм, создание web –
    документов.

Для запуска Excel надо выполнить команды…

  • а) Пуск, Microsoft Excel,
  • б) Пуск, Программы, Microsoft Excel,
  • в) Пуск, Программы, Стандартные, Microsoft Excel,
  • г) Пуск, Программы, Стандартные, Служебные, Microsoft
    Excel.

Какие панели инструментов входят в табличный
процессор?

  • а) стандартная, форматирования,
  • б) стандартная, форматирования, таблицы и
    границы,
  • в) стандартная, форматирования, элементы
    управления,
  • г) стандартная, форматирования, формы.

Чему равны значения клеток B1, B2, B3, в режиме
отображения значений?

  A B
1 23 =A2+B3
2 47 =A1+A3
3 12 =A3+B1

Что будет выведено в ячейках A2 и B2, в режиме
отображения значений?

A B
1 6 3
2 =A1+B1 =A1/B1

Какие формулы могут находиться в ячейках A2 и B2?

На доске

Записать математические выражения в виде
формул для ЭТ

Создание проблемной ситуации

Для создания проблемной ситуации я предлагаю
студентам следующую задачу.

В магазине продаются обои. Наименования, длина
и ширина рулона известны. Необходимо помочь
покупателю быстро определить необходимое
количество рулонов обоев для оклейки любой
комнаты.

  • Давайте подумаем, каким образом можно
    реализовать решение этой задачи на компьютере?

После обсуждения этого вопроса, приходим к
выводу, что удобнее всего будет использовать
электронные таблицы.

Возвращаемся к поставленной проблеме.

Какую информацию надо занести в электронные
таблицы, какие задать формулы?

Проводим формализацию задачи:

Вопрос

Форма комнаты?

Что известно о комнате?

Как учитывается неоклеиваемая поверхность?

Что известно об обоях?

Какая часть рулона уходит на обрезки?

Надо ли покупать рулоны «про запас»?

Можно ли купить часть рулона?

Что надо определить?

Ответ

Прямоугольная

Размеры h – высота, a – длина, b- ширина

15% площади стен комнаты занимают окна и двери

наименования, ширина и длина рулона

10% площади рулона

да, желательно 1 рулон

нет, количество рулонов должно быть целым

необходимое количество рулонов обоев

После обсуждения со студентами разрабатываем
информационную модель таблицы:

Объект

параметры

название

значение

Обои Наименование образцов

Длина рулона (l)

Ширина рулона (d)

Обрезки (Обр)

Площадь рулона (S)

Исходные данные

Исходные данные

Исходные данные

Рекомендуется 10%

Расчетные данные

Комната Высота (h)

Длина (a)

Ширина (b)

Неоклеиваемая поверхность (НП)

Площадь стен (Sком)

Исходные данные

Исходные данные

Исходные данные

Рекомендуется 15%

Расчетные данные

Система Количество рулонов (N) Результаты

Далее разрабатываем математическую модель
таблицы, вспоминая при этом формулы вычисления
площади прямоугольника.

При расчете фактической площади рулона надо
отбросить обрезки:

S = ( 1- Обр)*l *d

В комнате две стены площадью ah, и две стены
площадью bh. При расчете фактической площади стен
учитывать неоклеиваемую площадь окон и дверей:

Sком = 2*(a+b)*h*(1-н п)

Количество обоев вычислим по формуле:

N = Sком/Sр +1

Необходимо также учесть, что количество
рулонов должно быть целым числом, но не меньшим,
чем значение N.

С помощью электронной таблицы строим
компьютерную модель. Информационная и
математическая модели объединяются в таблицу,
которая содержит три области:

  • Исходные данныею.
  • Промежуточные расчеты.
  • Результаты.

Заполняем по образцу расчетную таблицу.

Ячейка Формула
B9 = 2*($B$6+$B$7)*$B$5*(1-$B$8)
D14 =(1-$B$12)*B14*C14
E14 =ЦЕЛОЕ ($B$9/D14)+1

Далее проводим компьютерный эксперимент.

  1. Провести расчет количество рулонов обоев для
    помещений вашей квартиры.
  2. Изменить данные некоторых образцов обоев и
    проследить за пересчетом результатов.
  3. Добавить строки с образцами и дополнить модель
    расчетом по новым образцам.

Составляем отчет, анализируем результаты,
делаем выводы.

Для закрепления и в качестве самостоятельной
работы студентов на компьютере предлагаю
составить таблицу определения необходимого
количество рулонов для кабинета информатики.

Домашнее задание:

Подготовить информационную модель для решения
следующей задачи:

1. Мальчик учит стихотворение из 40 строк. Чтобы
запомнить первую строку ему понадобилась всего 1
минута. На каждую следующую он тратит на 10%
времени больше. Стихотворение держится в памяти
нерадивого ученика не дольше трех часов, а до
школы бежать 15 минут. Как организовать
заучивание стихотворения?

2. Построить таблицу расчета размера платы за
электроэнергию в течение 12 месяцев по значениям
показаний счетчика в конце каждого месяца,
стоимости одного киловатт-часа энергии. Числовые
данные выбрать самостоятельно.

Урок № 3

Практическая работа №2 (2 часа)

Использование функций. Форматы чисел.

Цель урока: закрепить на практике
полученные знания по использованию формул и
функций в электронных таблицах

Ход урока: Приложение 2

Самостоятельная работа

Предлагается несколько занимательных задач:

Как известно, автомобиль, изобретенный
Винтиком и Шпунтиком, работает не на бензине, а на
газированной воде разных сортов. На одном литре
лимонада он проезжает 120 км, на одном литре
кока-колы – 100 км, на одном литре фанты – 150 км.
цена одного литра фанты в Цветочном городе – 3
монеты за литр, лимонада – 1 монета за литр,
кока-колы – 2 монеты за литр. Готовясь к
путешествию, Незнайка купил 10 литров кока-колы, 5
литров лимонада, 10 литров фанты. Винтик и Шпунтик
вместе купили 10 литров лимонада и 10 литров фанты.
Торопыжка – 5 литров фанты, 10 – кока-колы 10 –
лимонада. Поэт Цветик – 20 литров фанты.

Построить электронную таблицу, из которой
будет видно: сколько всего литров горючего купил
каждый из человечков, сколько ему это стоило и
какое расстояние он может проехать на этом
горючем; сколько всего было куплено горючего
каждого вида всеми человечками вместе, сколько
это стоило и какое расстояние можно проехать на
этом горючем; сколько горючего всех видов было
куплено всеми человечками и сколько это стоило.

Мальвина премирует учеников своей школы за
хорошую учебу: за решенную задачу ученик
получает 5 конфет, за выученное стихотворение – 4
конфеты, за прочитанную книгу – 33 конфеты.
Буратино решил 1 задачу, прочитал 2 книги и выучил
3 стихотворения. Пьеро выучил 25 стихотворений и
прочитал 10 книг. Пудель Артемон решил 15 задач и
прочитал 3 книги.

Построить электронную таблицу, из которой
будет видно: сколько всего задач решено, книг
прочитано и стихотворений выучено; сколько
конфет получил каждый ученик школы; сколько
всего конфет потребовалось Мальвине для
премирования учеников; сколько конфет было
получено за чтение книг, решение задач и
заучивание стихотворений.

Домашнее задание:

Составить таблицу для нахождения значений
функции на отрезке [1; 4], с шагом 0,1 :

  • X5 – x +1,8
  • 0, 25x3 + x – 1,2502

Урок №4 Графические возможности Excel (2часа)

Цель урока:

освоить основные приемы построения и
редактирования диаграмм и графиков в табличном
процессоре

Ход урока:

Выясняем со студентами, в форме беседы, для чего
необходимы диаграммы и графики, на примерах
разбираем — какие типы диаграмм бывают и в каких
случаях какой тип лучше использовать.

Домашнее задание

Подготовить задачу, в ходе решения которой
необходимо результаты представить графически.

Урок №5 Работа с электронной таблицей как с
базой данных (2 часа)


В начале урока проводится закрепление
изученного материала, проверяются задачи,
составленные студентами.

Задание. На основе данных, приведенных в
таблице, постройте несколько типов диаграмм,
наглядно показывающих итоги сессии.

Новая тема излагается с помощью обучающего
диска Microsoft Excel, используя работу в локальной
сети.

Разбираем со студентами когда необходимо
использовать базы данных.

Так как базы данных изучались раньше
электронных таблиц, то студенты свободно говорят
для чего они необходимы и как работать в БД.

Останавливаемся на отличительных особенностях
Excel и Access.

Далее предлагается на практике построить базу
данных и осуществить поиск данных в ней.

Практическая работа №4

Работают группами по 2 – 3 человека

Домашнее задание:

Создать базу данных, тему выбрать
самостоятельно.

Повторить теоретическую часть.

Урок № 6 Итоговое занятие по электронным
таблицам ( 2 часа)

Цели урока:

  • Завершить изучение табличного процессора,
  • обобщить учебный материал,
  • оценить уровень знаний, умений и навыков.

Фронтальный опрос

  1. Назначение электронной таблицы.
  2. Как называется документ в программе Excel? Из чего
    он состоит?
  3. Особенности типового интерфейса табличных
    процессоров.
  4. Какие типы данных могут содержать электронные
    таблицы?
  5. Какие данные называют зависимыми, а какие
    независимыми?
  6. По какому признаку программа определяет, что
    введенные данные являются не значением, а
    формулой?
  7. Что такое формула в электронной таблице и ее
    типы? Приведите примеры.
  8. Что такое функция в электронной таблице?
    Приведите примеры
  9. Поясните, для чего используются абсолютная и
    относительная адресация?
  10. Что такое автозаполнение?
  11. Как можно «размножить» содержимое ячейки?
  12. Как просмотреть и отредактировать формулу,
    содержащуюся в ячейке?
  13. Что такое диапазон и как его выделить?
  14. Укажите, какие вы знаете типы диаграмм. Когда
    следует использовать каждую из них?
  15. Как выделить смежные и несмежные блоки ячеек?
  16. Какие вы знаете форматы данных?
  17. Что такое Мастер функций?
  18. Что такое Мастер диаграмм?
  19. Как осуществляется сортировка списков?
  20. Как осуществляется фильтрация списков?

Выполнение задачи с использованием
электронных таблиц

Выдаются задания разного уровня сложности.

Тема: «Электронные
таблицы. Назначение и основные функции
. Основные
параметры  электронной таблицы»

Преподаватель

Информатики
и ИКТ: Дедова Алёна Дмитриевна

МАОУ
«СОШ №99» г. Новокузнецк

Тип
урока:

Урок
новых знаний и выработки умений

Цель
урока :

Познакомить
учащихся с назначением и основными функциями электронной таблицы, со
структурой ЭТ.

Ввести
понятия строка, столбец, ячейка, имя ячейки, диапазон ячеек.

Необходимое
ТСО:
  видеопроектор,
экран, ПК,

                
              опорные конспекты для учащихся.

Требования
к знаниям и умениям

Учащийся
должен знать:

ü 
Прикладные
программные средства обработки числовой информации

ü 
Назначение
и основные функции ЭТ

ü 
Структуру
ЭТ

Учащиеся
должны уметь:

ü 
Отличать
зависимые и независимые поля в ЭТ

ü 
Уметь
определить диапазон ячеек

ü 
Знать
имена ячеек, строк и столбцов ЭТ

План
урока:

  1. Организационный
    момент.                                 1 минута
  2. Проверка
    домашнего задания                              5 минут
  3. Проверка
    знаний                                                10 минут
  4. Объяснение
    нового материала                            20 минут
  5.  Закрепление
    нового материала.                         7 минут
  6. Домашнее
    задание.                                              2 минуты

Ход
урока

  1. Организационный
    момент
    (1
     мин)

Учитель приветствует учеников.

  1. Проверка
    домашнего задания  
    (5
    минут)

   
3 . Проверка знаний                      
(10 минут)

§ 
Работа
на выполнение арифметических операций в двоичной СС

          Учащиеся получают
варианты заданий

  1. Изложение
    нового материала  
    (20 минут)

Изучение темы
предполагается начать с презентации, подробное описание которой представлено в
таблице ниже.

Теоретический материал
урока

Внешний вид слайда

Заметки к слайду

Учитель:

Тема сегодняшнего
урока
«Электронные
таблицы. Назначение и основные функции. Структура ЭТ»

Учитель просит
записать тему урока в тетрадь.

Учитель:

Обратите внимания на
сокращении, которые мы будем использовать на сегодняшнем уроке.

Учитель:

В
современном мире большая часть таблиц создается в электронном виде с помощью
ПК.

Появился
целый ряд прикладных программ (ПП), называемых электронными таблицами (ЭТ).
Назначение ЭТ – сделать удобной и менее трудоемкой работу с большими
массивами числовой информации.

ЭТ
представляют собой удобный инструмент для инженеров, научных работников,
экономистов, бухгалтеров и т.д. Эти программы позволяют создавать
динамические таблицы, т.е. содержат так называемые вычисляемые поля,
значения которых автоматически пересчитываются по заданным формулам при
изменении  значений исходных данных, содержащихся в других полях.

Более
мощные ЭТ получили название табличных процессоров (ТП).

Учитель:

Основными элементами ЭТ является:
ячейка, строка и столбец.

Учитель по мере
объяснения темы по гиперссылке переходит на слайды, которые отражают
информацию о каждом элементе в отдельности, и затем каждый раз возвращается
на слайд «Основные элементы ЭТ»

Учитель:

Основной
элемент ЭТ – ячейка.

Пересечение
строк и столбцов образует клетки, называемые ячейками таблицы.
Для идентификации ячейки используется ее адрес, состоящий из
имени столбца и номера строки. Например: самая первая ячейка имеет адрес
A1; примеры
других адресов ячеек
B3, DL25 и т.д.

Ячейка,
в которой находится курсор и, которая выделена рамкой, называют активной
ячейкой
.  В активную ячейку осуществляется ввод данных через
клавиатуру.

Учитель:

Рабочее
поле ЭТ  разделено линиями по горизонтали на строки (строки
обозначаются числами 1, 2, 3, …, 65356
).

Учитель:

Рабочее
поле ЭТ  разделено линиями по вертикали на столбцы (столбцы
обозначаются латинскими буквами
A, B, C, …, AB, …< IV, всего их
256
),

Учитель:

Как
целостный объект можно использовать и диапазон ячеек, который
обозначается именем левой верхней ячейки и именем правой нижней ячейки,
разделенных двоеточием
(например,
A1:B5).

Учитель:

Итак,
давайте представим, что мы с вами являемся владельцами маленького
магазинчика, в котором продается молочная продукция. Вам приходится вести
самые различные формы учета товара.

Давайте
представим один из учетных документов, который должен выглядеть так
(посмотрите на опорный конспект, а затем на экран ).  Это обычная прямоугольная
таблица.

Но
обратите внимание на особенность этой таблицы. В ней есть поля, значение
которых вычисляется через значения других полей. Такими полями являются поля
«Выручка», «Осталось». Такие поля будем называть вычисляемые или зависимые.
Поля «Продукт», «Цена», «Поставлено», «Продано» — являются независимыми.
Независимые поля содержат исходные данные для расчета.

Учитель:

Основными
информационными объектами, обрабатываемыми ЭТ являются следующие типы данных:

§  Число;

§  Текст:

§  Формула.

1)    Число

Вводимые числа могут быть целыми и
вещественными, в вещественных числах целая часть от дробной отделяется
запятой.

До ввода чисел необходимо задать
формат вводимых чисел, для этого необходимо:

§  Выделить диапазон
ячеек;

§  Выбрать ФОРМАТ/ЯЧЕЙКИ;

§  В появившемся окне
задать необходимые параметры.

Для
числовых форматов можно задать и число знаков после запятой, можно выбрать
денежный и финансовый форматы и т.д.

Для правильного оперирования данными необходимо всегда
задавать формат ячейки до ввода чисел.

2)    Текст

Текст
совокупность символов использующихся для оформления таблицы (заголовки,
пояснения и т.д.)

3)    Формула

Формула – это
выражение, задающее указание для математических вычислений. Выражение
начинается со знака равенства ( = ), что позволяет программе отличить формулу
от других данных.

Учитель:

Среди
пользователей
IBM  —
совместимых компьютеров наиболее известны ЭТ
Microsoft Excel, Lotus 1-2-3, а
также таблицы из интегрированного пакета
MS Works.

ЭТ
служит для:

·        
Обработки
числовой информации представленной в виде таблицы.

·        
Сохранения
таблиц на дисках.

·        
Для
вывода документа на печать.

    
Возможности ЭТ:

·        
Ввод
и редактирование данных.

·        
Вычисления
по формулам.

·        
Форматирование
таблицы.

·        
Построение
графиков и диаграмм.

·        
Сортировка
данных.

·        
Работа
как с базой данных.

·        
Просмотр
документа перед печатью.

·        
Вывод
на печать и т. д.

  1. Закрепление
    изученного материала  
    (7
    минут)

Фронтальный опрос

1.   Для чего используются ЭТ?

2.   В чем состоит существенное
отличие ЭТ от реляционных баз данных?

3.   Что такое табличный процессор?

4.   Какие поля в ЭТ называются
зависимые, а  какие независимые?

5.   Назовите основной элемент ЭТ?

6.   Как  определяется адрес ячейки?

7.   Какая информация может храниться
в ячейках?

8.   Что происходит в ЭТ в результате
замены числа в ячейке на новое значение?

  1. Домашнее
    задание
    (2
    мин)

ü 
Выучить
все основные понятие, которые узнали  на уроке.

ü 
Н.
Д. Угринович, Информатика и ИКТ 9 класс, п. 3.2.1, 3.2.2

ü 
Ответить
на вопросы в конце параграфа стр. 86, стр.89.

ü 
Задания
для самостоятельного выполнения стр. 86 №3.8 стр. 89 № 3.9

1.1 Основные понятия электронной таблицы

Электронная
таблица

компьютерный эквивалент обычной таблицы,
в клетках (ячейках) которой записаны
данные различных типов: текст, даты,
формулы, числа.

Идея электронной
таблицы, как всякая хорошая идея, с одной
стороны проста и прозрачна, а с другой
стороны чрезвычайно плодотворна. Для
обозначения объекта, представляющего
электронную таблицу, в EXCEL принят термин
рабочий лист,
которым мы и будем далее пользоваться.
Рабочий лист — это множество элементарных
ячеек, каждая
из которых принадлежит некоторому
столбцу
и одновременно принадлежит некоторой
строке. Обычно
в графическом представлении ячейки
одного столбца располагают друг под
другом по вертикали, а ячейки одной
строки располагают рядом друг с другом
по горизонтали. Строки и столбцы каким-то
образом идентифицируются, например,
столбцы именуются, а строки нумеруются.
Получается структура данных, которая
и называется рабочим
листом
и
графическое представление которой
приведено на рисунке 1.1.


Полосы прокрутки

Первый лист

Последний лист

Следующий лист

Предыдущий лист

Рисунок 1.1 — Интерфейс
электронной таблицы EXCEL

Документ EXCEL
называется рабочей
книгой
.
Рабочая книга представляет собой набор
рабочих листов, максимальное число
которых в книге – 255. В окне документа
отображается только текущий
рабочий лист, с которым и ведется работа.
Каждый рабочий лист имеет имя, которое
отображается на ярлычке
листа
,
расположенном в его нижней части. С
помощью ярлычков можно переходить к
другим рабочим листам, входящим в ту же
самую рабочую книгу.

Слева от ярлычков
расположены четыре кнопки (рисунок
1.1), которые используются для прокрутки
листов, когда ярлычки листов не помещаются
в отведённой для них области

Чтобы переименовать
рабочий лист
,
выполните двойной щелчок мышью на его
корешке, введите новое название и нажмите
клавишу <Enter>.

Рабочая область
электронной таблицы состоит из строк
и столбцов, имеющих свои имена. Имена
строк — это их номера. Нумерация строк
начинается с 1 и заканчивается максимальным
числом, установленным для данной
программы (65536 для EXCEL 2003). Имена столбцов
— это буквы латинского алфавита сначала
от А до Z, затем комбинации букв от АА до
AZ, ВА до BZ и т. д., — всего 256 столбцов.

Имя столбца и номер
строки в совокупности однозначно
идентифицируют ячейку, которая им
одновременно принадлежит. Этот
идентификатор называется адресом
ячейки или ссылкой
на ячейку, например, ячейка на рисунке
1.1, выделенная рамочкой (активная
ячейка), имеет адрес С3. Ячейкам, кроме
того, можно присваивать собственные
имена
и использовать эти имена для ссылок на
ячейки наряду с адресами.

Кроме понятия
ячейки, используется понятие диапазона
(или интервала)
ячеек — прямоугольной области смежных
ячеек. Выделить диапазон можно с помощью
мыши. Диапазон задается указанием адреса
верхней левой ячейки и нижней правой
ячейки, разделенных символом :
(двоеточие). Например, запись E5:G10
определяет диапазон ячеек, выделенных
на рисунке 1.1 серым цветом.

Также на листе
Excel
можно выделить несколько отдельных
ячеек или диапазонов: первый диапазон
(ячейка) выделяется мышью обычным
образом, а остальные – также мышью, но
с нажатой клавишей <Ctrl>.
Такую совокупность диапазонов (ячеек)
называют коллекцией.
Адрес коллекции – последовательность
адресов диапазонов (ячеек), перечисленных
через ;
(точку с запятой), например: В3:С7;D10;E5:G10.

По умолчанию, адрес
ячейки или диапазона, записанный в таком
виде, определяет область на текущем
листе. Чтобы обратиться к данным на
другом листе, перед адресом нужно
поставить имя листа и восклицательный
знак, например, Лист3!С5 определяет ячейку
на лист с именем Лист3, а МАРТ!D5:E8
– диапазон на листе с именем МАРТ.

Ячейки
рабочего листа предназначены для того,
чтобы хранить различные значения.
Таким образом, ячейка может играть такую
же роль, как переменная в математике:
она имеет обозначение (имя или адрес) и
может иметь и менять значение. Всякое
вычисление состоит в том, что по значениям
одних переменных вычисляются значения
других переменных. Обычно способ
вычисления описывается с помощью
формулы,
содержащей математические операции и
функции. Но сама формула — это тоже
значение, которое можно хранить в ячейке!
В этом и состоит основная идея электронных
таблиц: одни ячейки рабочего листа
используются как независимые переменные
(в EXCEL они называются — ячейки с данными
или просто данные), которым должны быть
приданы значения извне, а другие ячейки
используются как зависимые переменные
(в EXCEL они называются — зависимые ячейки
или формулы), которые содержат формулы,
ссылающиеся на независимые переменные.
Пользователь вводит исходные данные в
исходные ячейки, автоматически
производятся вычисления по формулам,
находящимся в зависимых ячейках, и
пользователь видит готовый результат
вычислений в зависимых ячейках.

Вообще
мы полагаем, что возможностей EXCEL
достаточно для описания (и стало быть
автоматического выполнения) любых
вычислений (во всяком случае, этих
возможностей заведомо достаточно для
практически нужных в бизнесе вычислений).
Продолжим наше перечисление естественных
следствий основной идеи электронных
таблиц, перенеся внимание с вычислительного
аспекта на другие аспекты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Электронные таблицы. Назначение и основные функции. Основные параметры электронной таблицы

Урок познакомит учащихся с назначением и основными функциями электронной таблицы, со структурой ЭТ, введёт понятия строка, столбец, ячейка, имя ячейки, диапазон ячеек.

Описание разработки

Цель урока: Познакомить учащихся с назначением и основными функциями электронной таблицы, со структурой ЭТ.

Ввести понятия строка, столбец, ячейка, имя ячейки, диапазон ячеек.

Необходимое ТСО: видеопроектор, экран, ПК, опорные конспекты для учащихся.

Требования к знаниям и умениям

Учащийся должен знать:

Прикладные программные средства обработки числовой информации

Назначение и основные функции ЭТ

Структуру ЭТ

Учащиеся должны уметь:

Отличать зависимые и независимые поля в ЭТ

Уметь определить диапазон ячеек

Знать имена ячеек, строк и столбцов ЭТ

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин)

Учитель приветствует учеников.

  1. Проверка домашнего задания (5 минут)

Выполнение домашнего задания у доски

Разобрать у доски решение задач, вызвавших затруднение при решении.

 3. Проверка знаний (10 минут)

Работа на выполнение арифметических операций в двоичной СС

  Учащиеся получают варианты заданий

  1. Изложение нового материала (20 минут)

Изучение темы предполагается начать с презентации, подробное описание которой представлено в таблице ниже.

Теоретический материал урока

теория урока электронные таблицы

4. Закрепление изученного материала (7 минут)

Фронтальный опрос

  1. Для чего используются ЭТ?
  2. В чем состоит существенное отличие ЭТ от реляционных баз данных?
  3. Что такое табличный процессор?
  4. Какие поля в ЭТ называются зависимые, а какие независимые?
  5. Назовите основной элемент ЭТ?
  6. Как определяется адрес ячейки?
  7. Какая информация может храниться в ячейках?
  8. Что происходит в ЭТ в результате замены числа в ячейке на новое значение?

Домашнее задание (2 мин)

Выучить все основные понятие, которые узнали на уроке.

Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ 9 класс, п. 3. 2. 1, 3. 2. 2

Ответить на вопросы в конце параграфа стр. 86, стр. 89.

Задания для самостоятельного выполнения стр. 86 №3. 8 стр. 89 № 3. 9.

Содержимое разработки

Тема: «Электронные таблицы. Назначение и основные функции. Основные параметры электронной таблицы»

Тип урока: Урок новых знаний и выработки умений

Цель урока : Познакомить учащихся с назначением и основными функциями электронной таблицы, со структурой ЭТ.

Ввести понятия строка, столбец, ячейка, имя ячейки, диапазон ячеек.

Необходимое ТСО: видеопроектор, экран, ПК,

опорные конспекты для учащихся.

Требования к знаниям и умениям

Учащийся должен знать:

  • Прикладные программные средства обработки числовой информации

  • Назначение и основные функции ЭТ

  • Структуру ЭТ

Учащиеся должны уметь:

  • Отличать зависимые и независимые поля в ЭТ

  • Уметь определить диапазон ячеек

  • Знать имена ячеек, строк и столбцов ЭТ

План урока:

  1. Организационный момент. 1 минута

  2. Проверка домашнего задания 5 минут

  3. Проверка знаний 10 минут

  4. Объяснение нового материала 20 минут

  5. Закрепление нового материала. 7 минут

  6. Домашнее задание. 2 минуты

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин)

Учитель приветствует учеников.

  1. Проверка домашнего задания (5 минут)

  • Выполнение домашнего задания у доски

Разобрать у доски решение задач, вызвавших затруднение при решении.

3 . Проверка знаний (10 минут)

  • Работа на выполнение арифметических операций в двоичной СС

Учащиеся получают варианты заданий

  1. Изложение нового материала (20 минут)

Изучение темы предполагается начать с презентации, подробное описание которой представлено в таблице ниже.

Теоретический материал урока

Внешний вид слайда

Заметки к слайду

Учитель:

Тема сегодняшнего урока «Электронные таблицы. Назначение и основные функции. Структура ЭТ»

Учитель просит записать тему урока в тетрадь.

Учитель:

Обратите внимания на сокращении, которые мы будем использовать на сегодняшнем уроке.

Учитель:

В современном мире большая часть таблиц создается в электронном виде с помощью ПК.

Появился целый ряд прикладных программ (ПП), называемых электронными таблицами (ЭТ). Назначение ЭТ – сделать удобной и менее трудоемкой работу с большими массивами числовой информации.

ЭТ представляют собой удобный инструмент для инженеров, научных работников, экономистов, бухгалтеров и т.д. Эти программы позволяют создавать динамические таблицы, т.е. содержат так называемые вычисляемые поля, значения которых автоматически пересчитываются по заданным формулам при изменении значений исходных данных, содержащихся в других полях.

Более мощные ЭТ получили название табличных процессоров (ТП).

Учитель:

Основными элементами ЭТ является: ячейка, строка и столбец.

Учитель по мере объяснения темы по гиперссылке переходит на слайды, которые отражают информацию о каждом элементе в отдельности, и затем каждый раз возвращается на слайд «Основные элементы ЭТ»

Учитель:

Основной элемент ЭТ – ячейка.

Пересечение строк и столбцов образует клетки, называемые ячейками таблицы. Для идентификации ячейки используется ее адрес, состоящий из имени столбца и номера строки. Например: самая первая ячейка имеет адрес A1; примеры других адресов ячеек B3, DL25 и т.д.

Ячейка, в которой находится курсор и, которая выделена рамкой, называют активной ячейкой. В активную ячейку осуществляется ввод данных через клавиатуру.

Учитель:

Рабочее поле ЭТ разделено линиями по горизонтали на строки (строки обозначаются числами 1, 2, 3, …, 65356).

Учитель:

Рабочее поле ЭТ разделено линиями по вертикали на столбцы (столбцы обозначаются латинскими буквами A, B, C, …, AB, …IV, всего их 256),

Учитель:

Как целостный объект можно использовать и диапазон ячеек, который обозначается именем левой верхней ячейки и именем правой нижней ячейки, разделенных двоеточием (например, A1:B5).

Учитель:

Итак, давайте представим, что мы с вами являемся владельцами маленького магазинчика, в котором продается молочная продукция. Вам приходится вести самые различные формы учета товара.

Давайте представим один из учетных документов, который должен выглядеть так (посмотрите на опорный конспект, а затем на экран ). Это обычная прямоугольная таблица.

Но обратите внимание на особенность этой таблицы. В ней есть поля, значение которых вычисляется через значения других полей. Такими полями являются поля «Выручка», «Осталось». Такие поля будем называть вычисляемые или зависимые. Поля «Продукт», «Цена», «Поставлено», «Продано» — являются независимыми. Независимые поля содержат исходные данные для расчета.

Учитель:

Основными информационными объектами, обрабатываемыми ЭТ являются следующие типы данных:

  • Число;

  • Текст:

  • Формула.

  1. Число

Вводимые числа могут быть целыми и вещественными, в вещественных числах целая часть от дробной отделяется запятой.

До ввода чисел необходимо задать формат вводимых чисел, для этого необходимо:

      • Выделить диапазон ячеек;

      • Выбрать ФОРМАТ/ЯЧЕЙКИ;

      • В появившемся окне задать необходимые параметры.

Для числовых форматов можно задать и число знаков после запятой, можно выбрать денежный и финансовый форматы и т.д.

Для правильного оперирования данными необходимо всегда задавать формат ячейки до ввода чисел.

  1. Текст

Текст – совокупность символов использующихся для оформления таблицы (заголовки, пояснения и т.д.)

  1. Формула

Формула – это выражение, задающее указание для математических вычислений. Выражение начинается со знака равенства ( = ), что позволяет программе отличить формулу от других данных.

Учитель:

Среди пользователей IBM — совместимых компьютеров наиболее известны ЭТ Microsoft Excel, Lotus 1-2-3, а также таблицы из интегрированного пакета MS Works.

ЭТ служит для:

  • Обработки числовой информации представленной в виде таблицы.

  • Сохранения таблиц на дисках.

  • Для вывода документа на печать.

Возможности ЭТ:

  • Ввод и редактирование данных.

  • Вычисления по формулам.

  • Форматирование таблицы.

  • Построение графиков и диаграмм.

  • Сортировка данных.

  • Работа как с базой данных.

  • Просмотр документа перед печатью.

  • Вывод на печать и т. д.

  1. Закрепление изученного материала (7 минут)

Фронтальный опрос

    1. Для чего используются ЭТ?

    2. В чем состоит существенное отличие ЭТ от реляционных баз данных?

    3. Что такое табличный процессор?

    4. Какие поля в ЭТ называются зависимые, а какие независимые?

    5. Назовите основной элемент ЭТ?

    6. Как определяется адрес ячейки?

    7. Какая информация может храниться в ячейках?

    8. Что происходит в ЭТ в результате замены числа в ячейке на новое значение?

  1. Домашнее задание (2 мин)

  • Выучить все основные понятие, которые узнали на уроке.

  • Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ 9 класс, п. 3.2.1, 3.2.2

  • Ответить на вопросы в конце параграфа стр. 86, стр.89.

  • Задания для самостоятельного выполнения стр. 86 №3.8 стр. 89 № 3.9



-80%

Скачать разработку

Сохранить у себя:

Электронные таблицы. Назначение и основные функции. Основные параметры электронной таблицы (1.38 MB)

Похожие файлы

  • Рабочая программа элективного курса по информатике в 11 классах

  • Урок информатики «Форматирования данных. Создание таблиц значений функций»

  • Профессиональная направленность на уроках информатики и математики

  • Программа по информатике 8 — 9 класс (Угринович)

  • Табличный процессор MS Excel 2007

Иногда мы все ошибаемся, в том числе и при использовании формул в MS Excel. Однако не всегда наши ошибки являются именно ошибками, то есть приводят к выводу MS Excel соответствующего предупреждения и рекомендаций о том, как справится с возникшей проблемой. Гораздо хуже, когда никакого предупреждения об ошибках не выводится, а мы явно видим, что результат совершенно не соответствует реальности.

К счастью, в наших руках несколько отличных инструментов для поиска «хитрых» ошибок в формулах MS Excel.

Влияющие и зависимые ячейки в MS Excel

Обычно в итоговых строках таблицы выводится некая сводка данных расположенных в других местах таблицы, а то и результат каких-то промежуточных вычислений. Если таких вычислений довольно много, то ошибиться в одном из них становится проще простого. Впрочем, исправить такую ошибку тоже очень просто… но только при условии, что вы знаете где искать.

Именно с этой точки зрения все ячейки в MS Excel разделяются на влияющие и зависимые. Различить и запомнить их просто:

  • Влияющие ячейки, это ячейки на которые ссылается формула (т.е. если формула это А+Б, то данные в ячейках А и Б — это данные влияющие на результат вычисления формулы).
  • Зависимые — содержат формулу влияющую на содержимое ячейки (т.е. если формула В+Г берет данные по В из ячейки содержащей не число, а результат вычисления А+Б, то ячейка с формулой В+Г, будет по отношению к ней зависимой, т.к. от правильности работы А+Б зависит результат вычисления в В+Г).

Зная какие ячейки влияют на результат и от чего он зависит, мы без труда найдем причину проблемы.

Для иллюстрации я подготовил простейшую табличку с данными. В ней есть два условных показателя и коэффициент, а итоговый расчет осуществляется простой плюсовкой обоих показателей с последующим умножение на результат: (Показатель 1 + Показатель 2) х Коэффициент.

Дополнительно я создал ещё одну простую формулу: она умножает наш «Итог» на некую постоянную поправку, которую я задал прямо в формуле вручную: Итог х 0,6.

Давайте перейдем на вкладку «Формулы» и в группе «Зависимости формул» посмотрим на два крайне полезных в работе инструмента: «Влияющие ячейки» и «Зависимые ячейки».

Определяем влияющие ячейки в Excel.

Выделяю результирующую ячейку «Итог» и нажимаю кнопку «Влияющие ячейки». Оп, и на листе MS Excel появляются синие стрелки ведущие от трех используемых в вычислениях ячеек к итоговой формуле. Согласитесь, нагляднее представить себе понятие «влияющая ячейка» невозможно.

зависимые ячейки в excel

Теперь нажимаю (не убирая курсор с ячейки «итоги») кнопку «Зависимые ячейки» и на экране появляется ещё одна стрелка. Она ведет к ячейке «результат с поправкой», то есть той, результат вычислений в которой зависит от текущей.

Теперь я намеренно «порчу» таблицу, внося в исходные данные ошибку — подставляя букву вместо цифры. Мгновение, и я уже точно знаю откуда эта ошибка взялась. Мне даже искать ничего не пришлось — все вполне наглядно и графически красиво.

Ошибка возникшая из-за замены цифры на букву. Excel подсветил "ошибочное" вычисление красной стрелкой

Отключить графику можно в любой момент нажав на кнопку «Убрать стрелки».

Чтобы убрать стрелки с листа MS Excel воспользуйтесь соответствующей кнопкой

Исправление ошибок возникающих в MS Excel

Впрочем, не всегда ошибка представляется нам так явно, иногда нужно ещё понять какое из промежуточных вычислений приводит к сбою. Есть в MS Excel отличный помощник и для этого.

Ищем ошибку в формуле Excel

Снова выделим наш пресловутый «итог» и щелкнем мышью по кнопке «Вычислить формулу». Открывшееся окно содержит в себе поле в котором записана «проблемная» формула. Пока ничего не обычного, верно? Нажимаем на кнопку «Вычислить» внизу и обращаем внимание как формула в окне начнет меняться — вместо идентификаторов ячеек в ней появятся цифры из соответствующих ячеек.

исправление ошибок в Excel

Одно нажатие на кнопку — один шаг в вычислениях. Уже на третьем шаге мы наглядно увидим в какой именно части формулы происходят вычисления порождающие ошибку, и теперь без труда сможем их исправить.

Вот и всё. Пользуйтесь этими несложными методами, и без труда «расщелкаете» любую возникшую при вычисления в MS Excel ошибку.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какие данные можно сортировать в excel
  • Какие данные можно вносить в ячейки ms excel
  • Какие данные можно вводить в ячейку как excel определяет что введен текст а не формула
  • Какие данные можно вводить в ячейку в программе microsoft excel
  • Какие данные можно вводить в ячейку в программе excel ответ