Добрый день, уважаемые участники педагогического
сообщества !
Свое выступление я хотел бы начать с афоризма Стюарта
Бранда : «Когда
на нас надвигается новая технология, тот, кто не стал частью парового катка,
становится частью мостовой».
Применительно к нашему времени, новая технология- это,
безусловно, информационные технологии. Тот, кто не овладеет информационными
технологиями, тот безнадежно отстанет в своем развитии.
Я не буду долго вам рассказывать об информационных
технологиях,
( слайды 2,3)
но более подробнее остановлюсь на методических
возможностях информационных технологий.
Педагогическими целями использования информационных
технологий являются:
(слайд4)
-развитие личности ученика
-выполнение социального заказа общества
-интенсификация учебно-воспитательного процесса.
Из методических возможностей необходимо отметить:
(слайд 5)
—Индивидуализация, дифференциация обучения
*Возможность проследить процесс развития объекта,
построение чертежа,
последовательность выполнения операций (компьютерные
демонстрации)
*Моделирование объектов, процессов и явлений
*Создание и использование информационных баз данных
*Доступ к большому объему информации, представленному
в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа
*Формирование умений обрабатывать информацию при
работе с компьютерами, каталогами и справочниками
*Осуществление самоконтроля
*Осуществление тренировки и самоподготовки
*Усиление мотивации обучения (игры, средства
мультимедиа)
*Формирование умений принимать оптимальное решение в
сложной ситуации
*Развитие определенного вида мышления (например,
наглядно-образного)
*Формирование информационной культуры
О необходимости владения информационными технологиями
говорит и профстандарт педагога.
(слайд 6).
Задача сегодняшнего мастер-класса- показать
возможности программы excel.
Excel – самая популярная сегодня программа электронных таблиц. Ею
пользуются деловые люди и учёные, бухгалтеры и журналисты. С её помощью ведут
разнообразные списки, каталоги и таблицы. Составляют отчёты. Эту программу
можно использовать и в работе классного руководителя. Наша с вами задача
научиться применять программу, в тех случаях, когда это необходимо.
I.
Оформление
всех документов (в том числе различные схемы, диаграммы успеваемости и качества
и т.д.) ставит учителя, использующего ИКТ, на новый уровень
II.
Основные правила
работы с программой Microsoft Excel. Запуск программы:
Пуск à Программы à Microsoft Office à Microsoft Office Excel.
Интерфейс программы Excel
во многом напоминает
интерфейс программы Word. Но есть и отличия. Под двумя панелями
инструментов Стандартная и Форматирование располагается строка
формул. Но главное отличие, конечно, в том, что рабочее поле представляет
не чистый лист, а пустую табличку, которую нам с вами и предстоит заполнить. На
самом деле в одном файле находится не одна, а несколько таблиц, образуя так
называемую рабочую книгу. Внизу можно увидеть строчку закладок (Лист 1,
Лист 2 и т.д.)
Строки каждой таблицы пронумерованы цифрами, столбцы – буквами. Таким
образом у каждой ячейке на листе есть свой уникальный адрес (имя). То что
ячейка выделена рамочкой, означает, что она активна и можно что-нибудь ввести в
неё с клавиатуры. В каждой ячейке таблицы может находиться число, текст либо
формула.
Уважаемые участники
мастер-класса, я предлагаю вам поработать в 3 группах. Каждая группа получает
свое задание разного уровня сложности. При решении всех предложенных заданий
обрабатывается информация, т.е из полученного объема информации должен
получиться новый готовый информационный продукт.
Первая группа – это классные руководители
вторая – учителя предметники
третья – завучи
В современной школе классному руководителю приходится заполнять много
различных документов. Это и социальный паспорт класса, и план воспитательной
работы, и различные отчеты по работе с «трудными» и «одаренными» детьми, и
работа с родителями и т.д. Очень важно при этом не «зарыться» в документах, а
максимально компьютеризировать свою работу. В этом нам поможет знание Microsoft Excel.
Задание для учителя предметника: Построить диаграмму обученности по
русскому языку
Приложение1.
Приложение 2.
Алгоритм построения диаграмм
Задание 2 группе. Составление тестов
Задание 3 группе. Работа со сводной ведомостью успеваемости за полугодие.
Пока группы
работают я предлагаю Вам узнать цифру вашего жизненного пути.
Цифра жизненного
пути.
У каждого человека
свой жизненный путь. Иначе его называют числом дня рождения
— Запишите дату
своего рождения цифрами
— Найдите сумму всех
цифр
— Сложите цифры
полученного числа
— Давайте ознакомимся
с результатом полученных исследований.
1 – Лидер (сила, самостоятельность)
2 – Миротворец
(отзывчивость и терпеливость)
3 – Светоч (душа
компании)
4 – Труженик
(трудолюбие и практичность)
5 – Бунтарь (искатель
приключений)
6 — Опекун
(идеальный семьянин)
7 – Философ
(мыслитель)
8 — Большой босс
(руководители)
9 – Целитель
(сострадание, духовность)
Мы обработали
числовую информацию, и пришли к искомому результату.
Время для выполнения
задания уже вышло и нам не терпится узнать, как справились с заданиями наши
группы.
Расскажите в чем
заключалась ваша работа и как вы с ней справились.
Итог занятия. Сегодня вам были предложены различные возможности использования
программы Microsoft Excel. Вы смогли
увидеть в чем преимущества табличного представления информации по сравнению с
текстовым.
А завершить свой мастер класс хочу экспериментом
Вы видите стеклянную банку,
что вы можете сказать об этой банке?
она пустая, —
-Совершенно верно,-
достать из-под стола мешок с крупными камнями и начать укладывать их в банку до
тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, —
А теперь что вы можете сказать об этой банке?
-Ну, а теперь банка полная! –
достать еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку.
Горох начал заполнять пространство между камнями:
-А теперь?
-Теперь банка полная!!! –
Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя
какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
— А вот теперь банка полна! –
А теперь я буду объяснять вам, что сейчас произошло
Банка — это модель современного выпускника,
камни – Универсальные
учебные действия (это самые важные умения и навыки (компетенции) которые он
приобретает в школе, это умение жить, быть конкурентоспособным, умение
формулировать цель и искать пути достижения этой цели. Умение выстраивать
отношения с людьми, умение находить выход из любой ситуации)
горох – Профильное
обучение (это те знания, которые значимы для него, при выборе его професии —
знания полученные в школе по определнному предмету, на основе которых ученик
поступает в университет или училище и на основе которых является хорошим
специалистом – это теоремы, правила, законы, формулы, и т.д.);
а песок – (Общая
образовательная программа)это все знания из школы в его жизни, которые ему
очень редко пригодятся, может только при проверке домашнего задания у
собственных детей.
так вот, если бы я сначала засыпала в банку
песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому
современному учителю необходимо организовать процесс так, что бы
раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире. способствовать личностному росту так,
чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь
реагировать на разные жизненные ситуации.
Благодарю за сотрудничество!
Табличный процессор MSExcel в профессиональной деятельности
учителя и классного руководителя
Е.В.Апарина, Л.И.Ковшова
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15 г.Юрги»
Сегодня переход российского образования на федеральные
государственные образовательные стандарты второго поколения неразрывно
связан с радикальным повышением уровня информатизации всей системы
образования. ИКТ технологии пронизывают буквально все сферы и структуры
школы будущего. Поэтому неслучайно в новых стандартах впервые в ряду
основных метапредметных результатов освоения учащимся основной
образовательной программы отмечается формирование и развитие
компетентности в области использования информационнокоммуникационных
технологий. Учитель, владеющий ИКТ грамотностью, имеет возможность
разнообразить процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным.
Определенный интерес для педагога представляет работа с электронными
таблицами MSExcel. Современные табличные редакторы позволяют применять
многочисленные средства автоматизации, обладают широкими графическими
возможностями. Основное назначение программы MSExcel– автоматизация
расчетов в табличной форме.
Рассмотрим возможности применения электронных таблиц для организации
учебнопознавательного процесса на уроках и ведения документации классного
руководителя.
Первое знакомство с табличным процессором MSExcel начинается в 7
классе средней школы на уроках информатики. На уроках математики идет
постепенное изучение свойств функций и функциональных зависимостей:
рассматриваются различные классы функций (начиная с простейших линейных
функций и их графиков), затем следуют квадратичные функции, функции
обратной пропорциональности и дробнолинейные функции. В старших классах
вводятся тригонометрические функции, и, наконец, показательные и
логарифмические функции.
При прохождении учебных тем, связанных с изучением свойств функций,
графическими способами решения уравнений и систем уравнений, наблюдается
формальное отношение со стороны учащихся. На уроке учащиеся при изучении
преобразований графиков функций чаще всего успевают построить в тетради 23
графика, дети с медленным темпом работы, слабыми вычислительными
навыками отстают и часто просто переписывают с доски текст, не вникая в суть
действий. Ещё достаточно часто педагоги выполняют построения графиков на
обычной доске, не используя компьютерные программы.
Для моделирования графиков функций удобно использовать табличный
процессор MSExsel. Данная программа имеет важное преимущество: можно сделать привычный и удобный для учащихся
шаблон
координатной плоскости (тетрадный лист в клеточку),
в одной системе координат можно построить сколько угодно графиков и
каких угодно, исследовать преобразования графиков на интерактивной модели.
MSExcel позволяет не только выполнять различные расчеты, но и наглядно
иллюстрировать числовую информацию в виде диаграмм. Практические задания
на построение (моделирование) графиков активизируют мыслительную
деятельность школьников, заставляют осмысленно выполнять каждый этап
работы от цели до получения результата. Использование Excel обеспечивает
организацию комфортных условий погружения учащихся в предметную область,
мотивацию к учению.
Основной акцент делается на организации
самостоятельной, групповой, исследовательской деятельности.
Методы организации и осуществления учебнопознавательной
деятельностиучащихся:
самостоятельная работа исследовательского характера;
практическая работа,
творческая работа;
мозговой штурм.
Методы стимулирования и мотивации: создание необычных ситуаций
эмоциональнонравственных
познавательной новизны,
(занимательности,
переживаний).
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно
познавательной деятельности: практический самоконтроль, использование
памяток, критериев оценивания.
Использование программы MSExsel открывает широкие возможности для
реализации межпредметныхсвязей,
совместной работы с коллегами. В
создаваемые с этой целью творческие группы могут войти преподаватели
различных дисциплин, заинтересованные в использовании средств ИКТ в
образовательном процессе, в частности, использующие графики для
визуализации числовых данных. Варианты участия разные, как участие в
подготовительной работе, так и в работе с учащимися.
Приведем пример возможной творческой группы (на примере
исследовательской работы “Исследование климата в городе Юрга” в 7 классе):
содержательное обеспечение (учитель географии, тема “Климат”);
методическое сопровождение (учитель математики, тема “Графики”);
технологическое сопровождение (учитель информатики, помощь в
создании шаблона координатной плоскости, построение средней линии графика
температуры).
Программу Excel, как инструмент, можно использовать для организации
различных видов деятельности:
демонстрация,
работа в группах (парах), частичнопоисковая работа,
исследовательская работа,
обсуждение (результатов), сравнение, обобщение.
Электронные googleтаблицы используются для организации учебной
деятельности учащихся в сетевом варианте. Электронные таблицы дают учителю
большие возможности в подготовке дидактических материалов, организации
учебнопознавательной деятельности учащихся.
Excel позволяет осуществлять педагогический контроль, который
необходим для оценки результатов обучения, получения объективной
информации о ходе обучения, а также совершенствования учебного процесса и
его коррекции. Программа MS Excel дает учителю большие возможности для
создания различных контрольноизмерительных материалов:
тесты
кроссворды
Умение организовать свое личное компьютеризованное рабочее место –
одна из основных компетенций учителя в сфере ИКТ. Фактически правильная
организация рабочего места – это удобная вас файловая система плюс
прикладное программное обеспечение, используемое в профессиональной
деятельности.
Документы, формируемые пользователем, должны быть строго
структурированы, а средством структуризации в данном случае выступает
папка. Если все документы хранить в одной папке, тогда после достижения
определенной критической массы пользователю будет трудно ориентироваться в
собственных документах. И фактическое время работы будет тратится на
нахождение нужного документа.
С помощью Excel можно создавать
разнообразные списки, каталоги, составлять статистические отчеты.
Учитель может использовать электронные таблицы Excel:
при составлении списков оценок (ряд существующих «электронных
классных журналов», функционирующих в сети Интернет, обеспечивает
возможность экспорта данных об успеваемости в файл формата Excel) и
наглядном представлении успеваемости в виде графиков и диаграмм;
производить вычисления в Excel, необходимые для составления отчетов и
проведения мониторинга, подготовки к аттестации;
создавать базы данных, пользоваться фильтрами для быстрого отбора
нужной информации.
Весь материал можно систематизировать в Автоматизированном рабочем
месте учителя, созданном в Excel. Основным документом данной программы
является рабочая книга, состоящая из листов, представленных в виде рабочих
листов или же листов диаграмм, которые могут копироваться, сортироваться,
переноситься.
Рабочая книга представляет собой электронный эквивалент папки
скоросшивателя. На странице содержания расположены гиперссылки, которые позволяют открывать страницы данной книги, папки с файлами, отдельные
файлы, страницы Интернет.
АРМ учителя содержит следующие разделы:
нормативная база;
паспорт кабинета;
тематическое планирование;
поурочное планирование;
УМК;
подготовка к экзаменам;
мониторинг;
портфолио учителя;
самообразование.
Наличие гиперссылок позволяет осуществлять удобную навигацию в книге.
АРМ, созданный в Excel, эффективен в работе классного руководителя, так
как ему приходится заполнять много различных документов. Классный
руководитель, максимально разгруженный от «бумажной» работы, может
сосредоточить внимание непосредственно над выполнением своих должностных
обязанностей, то есть на воспитании детей.
АРМ классного руководителя состоит из следующих разделов:
программа воспитания и социализации;
нормативная база;
социальная карта класса;
ОШ класса;
работа с родителями;
диагностика;
листок здоровья;
страница самоуправления класса;
отчеты успеваемости;
внеурочная деятельность;
методическая копилка (классные часы, беседы и т.д.).
Программа Microsoft Excel незаменима в работе учителя образовательного
учреждения. Программа обладает богатым арсеналом математических,
статистических, логических и других функций (всего несколько сотен), которые
позволяют производить любые расчеты с данными, проводить статистические
исследования успеваемости, формировать отчеты, проводить автоматическое
тестирование.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет
учителю переложить часть своей работы на персональный компьютер, делая при
этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.
Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником
получать удовольствие от увлекательного процесса познания, привлекая не
только силу воображения, но и новейшие технологии.
Литература 1. Гапеева Т.П. MS Excel в работе классного руководителя. [Электронный
ресурс]
http://www.itn.ru/board.aspx?
BoardId=1193&ThreadId=36765&cat_no=1191+&page=0&tmpl=Thread
2. Грязных В.С. Использование Excel для аналитической деятельности
завуча. [Электронный ресурс]
http://ppt4web.ru/informatika/ispolzovanieeceldljaanaliticheskojj
dejatelnostizavucha.html
3. Денищева Л.О.,
Михалёва Т.Г.
Разработка
педагогических тестов по математике. – М.:ВАКО, 2014. – 192 с. –
(Мастерская учителя математики).
Корешкова Т.А.,
4. Информационные технологии в деятельности учителяпредметника. Часть
I:Пособие для системы дополнительного профессионального образования.
/ [Л.И. Ястребов, И.А. Орлова и др.]; под редакцией А.А.Елизарова,
А.К.Капитанской. – М. : Российская политическая энциклопедия
(РОССПЭН), 2007. – 172 с.
5. Литвинов В.В. Методическое пособие “Создание конструктора “Рисуем
по координатам”. Авторсоставитель: Новосибирск, 2005.
6. Муравин Г. Графики движения. О популярной ошибке.[Электронный
ресурс]: http://mat.1september.ru/2001/26/no26_01.htm
7. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Обратная
связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. Гин. – 10е изд. – М.:
ВИТАПРЕСС, 2011 – 112 с.
8. Тестовый контроль знаний учащихся.
[Электронный ресурс]:
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/c00083002.html
9. Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования. Основное мобщее образование.[Электронный ресурс]:
http://old.mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
В помощь учителю-предметнику: знакомство со средой Excel и ее использование
в педагогической деятельности
1. Назначение электронных таблиц (ЭТ);
2. Знакомство со средой MS Excel;
3. Возможности использования среды Excel в педагогической деятельности учителя
3.1. Обработка результатов диагностической работы в параллели;
3.2. Построение гистограммы по результатам диагностической работы;
3.3. Вычисление СОУ, КЗУ и среднего балла по итогам четверти.
1. Назначение электронных таблиц (ЭТ)
Электронные таблицы (ЭТ) позволяют автоматизировать вычисления, обрабатывать большие объемы информации, использовать до четырехсот готовых формул, а также составлять свои любые формулы для вычислений, оформлять таблицы и отчеты, строить диаграммы и графики для наглядного представления результатов вычислений, легко осуществлять поиск нужных данных, если даже объем их очень велик. Также достоинством ЭТ является то, что при изменении табличных данных программа автоматически пересчитает все формулы, которые содержат эти данные и обновит диаграммы и графики, построенные с учетом этих данных.
2. Знакомство со средой MS Excel
Среда Excel – это прикладная программа, предназначенная для работы с электронными таблицами.
Документ Excel называется книгой, которая состоит из листов (лист1, лист2 и т.д.). Листы можно переименовывать, копировать, удалять, добавлять новые.
Лист представляет собой таблицу из поименованных столбцов (А, В, С и т.д.) и пронумерованных строк (1, 2, 3 и т.д.). На пересечении столбца и строки – ячейка, ее имя (или ее адрес) состоит из имени столбца и номера строки (например, А3, С2, В7). Активная ячейка это та, в которой стоит курсор. Она выделяется черной рамкой (например, В2). В правом нижнем углу этой рамки – маленький черный квадратик, называется маркером. Маркер нужен для автозаполнения таблицы и для копирования формул.
Над таблицей расположена строка формул – длинная полоса, в которой отображается содержимое активной (выделенной) ячейки. Используется не только для ввода данных, но и для редактирования данных, введенных в ячейку ранее.
Ячейка ЭТ может содержать:
- числа (последовательность цифр, которая может имеет в начале знаки «+» или «-», в середине запятую для разделения целой и дробной частей, в конце символ %);
- формулы (начинается со знака «=» и содержат числа, знаки арифметических операций, адреса ячеек, имена функций и круглые скобки для изменения порядка действий);
- текст (все, что не является числами или формулами).
Адрес ячейки, стоящий в формуле, называется ссылкой. Например, в ячейку С3 введена формула:
=(А1 + А2) * А3. Это значит, что в ячейке С3 будет находиться число, равное сумме чисел, введенных в ячейки А1 и А2, умноженное на число из ячейки А3. При изменении чисел, введенных в ячейки электронной таблицы, автоматически будут пересчитаны все формулы, содержащие ссылки на эти ячейки.
3. Использование среды Excel в деятельности учителя-предметника
Среда Excel очень удобна для вычислений и наглядного представления различных итоговых результатов.
Например, по итогам четверти всем нам нужно по каждому классу посчитать СОУ, КЗУ, средний балл. Для этого в Excel можно сделать заготовку для этих вычислений и в конце четверти нужно будет только ввести количество учащихся и различных оценок.
Все мы проводим мониторинговые, диагностические, контрольные работы. По результатам работ часто требуется составить отчет, в котором будет дано сравнение результатов контрольных работ по классам внутри одной параллели. Как правило, такие сравнения представляют в виде диаграмм или гистограмм, поскольку они дают визуальное, наглядное, быстрое сравнение классов между собой.
Можно также внутри одного класса с помощью диаграммы или гистограммы показать количественное соотношение оценок.
По итогам учебного года с помощью графиков можно показать динамику изменения КЗУ или СОУ по четвертям.
Также использование диаграмм или графиков может потребоваться учителю при его аттестации, поскольку представление итоговых результатов необходимо представлять в наглядном виде.
Для всех своих задач, решаемых с помощью Excel, учителю достаточно один раз сделать заготовку документа, в который затем в течение учебного года остается только вносить новые результаты и получать автоматически обновленные таблицы, гистограммы, диаграммы и пр.
3.1. Обработка результатов диагностической работы в параллели (автоматизация вычислений итоговых результатов)
Перед нами стоит задача: после проведения диагностической работы в параллели требуется посчитать по каждому классу средний балл.
Заполняем таблицу исходными данными.
В ячейку А3 вводим текст — 7А, в ячейку А4 – 7Б, в А5 – 7В, в А6 – 7Г. В ячейку В2 вводим текст «Кол-во уч-ся». В ячейки C2, D2, E2, F2вводим текст «Кол-во 5», «Кол-во 4», «Кол-во 3», «Кол-во 2». В ячейку G2 вводим текст «средний балл». Чтобы введенный текст был виден полностью, увеличим ширину столбцов В, C, D, E, F. Чтобы увеличить ширину столбца В, нужно подвести курсор к строке с названиями столбцов между именами В и С и в момент, когда курсор изменит свой вид на двунаправленную стрелку, нажать левую кнопку мыши и перетащить границу между В и С вправо. Аналогично изменить ширину остальных столбцов.
Заполняем таблицу исходными данными (ячейки В3-Е6). Для перехода к очередной ячейке можно пользоваться мышкой или клавишами управления курсором на клавиатуре (стрелки влево-вправо, вверх-вниз).
Переходим к вычислениям. В ячейке F3 должен быть вычислен средний балл по 7А классу. Он равен:
средний балл = (кол-во «5»*5 + кол-во «4»*4 + кол-во «3»*3 + кол-во «2»*2)/кол-во уч-ся
Количество различных оценок содержится в ячейках C3-F3, количество учащихся – в ячейке В3.
Щелкаем мышкой в ячейку G3, делая ее активной. В ней будет формула вычисления среднего балла. Формула начинается со знака «=». Далее ставим круглую скобку, затем щелкаем в ячейку с количеством «5», ее адрес появится в формуле. Вводим знак умножения (*), знак сложения (+). Щелкаем на ячейку с количеством «4» (ее адрес появится в формуле), далее умножить на 4 (*4).а
Аналогично добавляем для оценок «3» и «2». Закрываем круглую скобку. Теперь нужно получившееся выражение разделить на количество учащихся, писавших работу (ячейка В2). Знак деления — /. После введения всей формулы нажимаем клавишу Enter(Ввод). Программа произведет вычисления, результат которых будет в той ячейке, где мы набирали формулу, т.е. в ячейке G3.
В ячейке G3 должна быть формула: =(C3*5+D3*4+E3*3+F3*2)/B3
Вычисления произведены с большой точностью (много цифр в дробной части). Чтобы оставить один знак после запятой (посчитать средний балл с точностью до одной десятой), вновь делаем активной ячейку G3 и щелкаем в ней правой кнопкой мыши, вызывая контекстное меню. Выбираем Формат ячейки – Числовой – Число десятичных знаков – 1 — Ok.
Для вычисления средних баллов для остальных 7-х классов, мы не станем заново набирать формулы, а скопируем формулу из ячейки G3 в ячейки G4 G5,G6. Для этого нужно щелкнуть на ячейку G3, ухватить мышкой маркер (черный квадратик в нижнем правом углу ячейки) и, не отпуская левую кнопку мыши, протащить его вниз на ячейки G4 G5,G6. Формула скопируется, в ячейках появятся результаты вычислений (средние баллы для 7Б, 7В и 7Г классов).
Оформим таблицу, прорисовав границы. Выделяем мышкой ячейки с А2 по G6, находим на ленте (над рабочим полем таблицы) в группе кнопок Шрифты кнопку Границы и выбираем вариантВсе границы.
Сделаем заголовок таблицы. В ячейку А1 набираем текст «Результаты диагностической работы в 7-х классах», подтверждаем ввод клавишей Enter. Заголовок должен располагаться над всей таблицей по ее центру. Выделяем ячейки с А1 по G1, в группе кнопок Выравнивание нажимаем на кнопкуОбъединить и поместить в центре. Заголовок расположится над таблицей.
Результат работы:
3.2. Построение гистограммы по результатам диагностической работы
Для наглядного представления итогов диагностической работы (например, для отчета на заседании кафедры, для портфолио, при аттестации) построим столбчатую диаграмму (гистограмму).
Самый простой путь – делаем активной вкладку Вставка, выбираем Гистограмма, в выдающем меню – первый вариант гистограммы. По всем столбцам таблицы будут построены столбики с данными. Справа от гистограммы будет размещаться Легенда, она показывает, каким цветом построены столбики для 7А класса, для 7Б и т.д.
Построим гистограмму, которая покажет только средний балл по классам. Для построения такой гистограммы необходимо выделить мышкой столбец с названиями классов (ячейки А3-А6), нажать клавишу Ctrlи, не отпуская ее, выделить ячейки со средними баллами (ячейки G3-G6). Таким образом, будет выделен диапазон с теми данными, которые должны быть отражены в гистограмме. Далее – тот же алгоритм: делаем активной вкладку Вставка, выбираем Гистограмма, в выдающем меню – первый вариант гистограммы.
Построим круговую диаграмму. Выделяем вновь диапазоны ячеек А3-А6 и G3-G6 (с нажатой клавишей Ctrl), выбираем Вставка, Круговая, первый вариант. Поставим значения средних баллов у секторов: выделяем диаграмму (появится вокруг нее рамка), над Лентой появится надпись Работа с диаграммами, щелкаем на вкладке Макет, выбираем Подписи данных, вариантУ вершины, снаружи. Для создания заголовка диаграммы здесь же, в Макете, левее кнопки Подписи данных, нажимаем кнопку Название диаграммы и в появившемся перечне выбираем вариантНад диаграммой. Останется только ввести название диаграммы и подтвердить ввод клавишей Enter.
3.3 Вычисление СОУ, КЗУ и среднего балла по итогам четверти
Для облегчения вычисления качественных показателей успеваемости по классам по итогам четверти можно создать в Excelтаблицу, в которую нужно будет только вводить количество учащихся и количества различных оценок и получать результаты, которые программа посчитает автоматически. Для следующих классов достаточно будет только изменить исходные данные.
Создать таблицу с исходными данными для одного класса.
СОУ: =(B3+C3*0,64+D3*0,36+E3*0,16)/A3
КЗУ: =(B3+C3) /A3
ср.балл: =(B3*5+C3*4+D3*3+E3*2)/A3
В ячейках с СОУ и КЗУ должен быть процентный формат данных. Выделяем ячейку с СОУ и на Ленте нажимаем кнопку %. Дробное число будет представлено целым числом в %. Аналогично поступаем с КЗУ. Средний балл выводим с точностью до 1 знака после запятой (см. практическую работу №1).
Основным критерием современного общеобразовательного учреждения является создание условий для перехода к новому уровню образования на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) посредством формирования компетентностной информационной образовательной среды. Применение современных образовательных технологий в практике обучения является неотъемлемым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. [1]
В настоящее время ИКТ востребованы не только школьниками, но и учителями, педагогами-психологами, руководством образовательных учреждений любого типа. В ХХI веке компьютер стал незаменимым и уникальным инструментом, который в руках учителя-мастера, администратора-профессионала, ученика-интеллектуала служит средством творческой работы, успешной учебы и интересного общения. [2]
В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогами, а особенно перед администрацией образовательного учреждения встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации.[3]
Современное развитие средств вычислительной техники, средств связи и программных технологий, в совокупности с их постепенным удешевлением, способствуют массовому применению их не только в образовательном процессе, но и в управлении им.
Режим школьного администрирования можно представить как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса с целью перевода последнего на более высокий уровень. Он состоит из следующих этапов: сбора информации, её анализа и принятия решений. Школьные управленцы должны иметь необходимый минимум информации о состоянии и развитии процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управляющее воздействие. В связи с этим работу администрации школы можно и нужно организовать с помощью персонального компьютера.[4]
Управление школой включает в себя большой круг вопросов: педагогических, хозяйственных, социально-педагогических, экономических, правовых, финансовых. Важным фактором совершенствования управления являются информационные технологии, которые предоставляют массу новых возможностей. Они позволяют накапливать и обновлять большие объемы информации, являются инструментом оптимизации времени и средств, расходуемых на решение отдельных задач управления, способствуют повышению качества принимаемых управленческих решений за счет предоставления оперативной и достоверной информации о состоянии управляемого объекта. [1]
Сегодня компьютер стал универсальным инструментом школьного администратора в его работе по мониторингу и анализу данных учебно-воспитательного процесса.
Оснащение общеобразовательных учреждений компьютерной техникой, современные требования к ведению и оформлению документации, необходимость быстрого анализа собранных данных образовательного процесса для эффективного управления им приводят к тому, что овладение информационными компьютерными технологиями становится насущной проблемой школьного администратора.[2]
Для более эффективного управления школой в ней должна быть создана единая информатизационная среда, отвечающая следующим требованиям:
- банк данных системы должен содержать максимально полную информацию обо всех элементах учебного процесса;
- в системе должна быть предусмотрена возможность обмена сообщениями между всеми пользователями;
- должна быть предусмотрена возможность взаимного обмена информацией с органами управления образованием;
- в системе должна существовать возможность интегрирования электронных учебников.
Многие функции и задачи внутришкольного управления в современных условиях решаются более качественно, эффективно и экономично за счет использования программного обеспечения пакета Microsoft Office.
Программа Microsoft Office Excel позволяет вводить базовые данные об учебном заведении, создавать банки данных по кадровому составу и контингенту учащихся, обрабатывать информацию для получения выходных документов, вести электронные варианты книг приказов. Несомненно, на первых порах, требуется много времени для создания банков данных, но при работе в многопользовательском режиме временные затраты существенно уменьшаются. При наличии соответствующих модулей система может быть использована в работе директора, секретаря, завучей, учителей-предметников и классных руководителей, школьного бухгалтера, библиотекаря, медперсонала.[4]
В электронной таблице информация отражает общую картину по всей школе. Очевидно, что при каждом изменении внутри класса, достаточно только добавить или удалить строку в файле, содержащем список учеников, автоматически произойдут соответствующие изменения во всех сводных таблицах. На итоговой таблице мы получим точную информацию на сегодняшний день.
Очевидно, что, используя эти и другие операции стандартной программы (Excel), можно хранить и обрабатывать информацию по контингенту сотрудников (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 7, Приложение 8); по учебной и внеурочной деятельности учащихся (Приложение 6, Приложение 5), по данным социального паспорта школы (Приложение 4) и пр.
Данная программа позволит освободить заместителя директора от монотонной работы по механическому подсчитыванию, а так же предупредит возможность возникновения арифметических ошибок. Кроме того, большие объемы статистической информации станут для управленца действительно материалом для анализа и основой для принятия правильного управленческого решения. [5]
Технология работы с электронными таблицами, создаваемыми в среде табличного процессора MS Excel, сегодня столь же популярна, как и технология создания текстовых документов. Электронная таблица позволяет производить расчеты по формулам, представлять данные в виде диаграмм, структурировать данные, делать выборку из больших таблиц, создавать консолидированные таблицы и др. Использование возможностей современных информационных технологий позволяет автоматизировать процесс обработки результатов рубежных, тематических, итоговых проверочных работ (Приложение 9, Приложение 10, Приложение 11, Приложение 12). Отслеживать их динамику, представлять результаты в наглядном виде, используя возможности мастера диаграмм (Приложение 13). Это, в свою очередь, создает условия для своевременной корректировки содержания и методики обучения, целенаправленного достижения образовательного стандарта.[8]
Внедрение программы Excel в работу администрации школы повышает эффективность управления образовательным учреждением за счет автоматизированного сбора статистической информации и отчетных материалов, оперативного структурированного представления информации, использования электронного документооборота.
Есть объективная необходимость создания в школе следующего материала с использование программы Microsoft Excel:
- банк данных по педагогическим кадрам
- банк данных по отслеживанию результатов обучения
- банк данных по всеобучу
- банк данных о выпускниках школы
- банк данных об учениках-участниках олимпиад
- банк данных об учителях,
- социальный паспорт школы
Использование перечисленных банков данных позволяет минимизировать сроки создания отчетности, проведения мониторинга обученности школьников, отслеживания повышения профессионального мастерства учителей. [1]
Электронные таблицы Microsoft Excel имеют широкие возможности для воплощения идей автоматизации управления образовательным учреждением.
Наглядно иллюстрирует достигнутые успехи электронная таблица «Анализ успеваемости за 8 лет» (Приложение 14). Она позволяет иметь объективную информацию по каждому классу. По ней можно проследить уровень успеваемости и усвоения учебного материала в течение последних 8 лет. Благодаря этим данным за короткий промежуток времени выдается результат по динамике учебного процесса в различных разрезах. Данные могут быть использованы руководителями для составления характеристик класса, изучения причин полученных результатов, ознакомления родителей, формулировки целей и задач на учебный год и т.д. Итоговые данные по школе используются администрацией для того, чтобы выявить тенденции сложившейся ситуации и сделать соответствующий прогноз на будущее.
Аналогичным образом, с помощью богатого инструментария приложений Microsoft Office, решаются и другие вопросы – написание программ по модификации расписания, учету пропущенных и замещенных уроков, обработке данных по оплате труда, а также создание тестовых комплексов для внутришкольного контроля.
Информационные технологии дают огромные преимущества и учащимся, и учителям. Все, что создается с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, можно охарактеризовать тремя словами: эстетично, быстро, качественно. И самое главное – это возможность оперативного доступа к информации, возможность редактирования, получения твердой копии и передачи ее по локальной сети или Интернет-каналам.
Наибольших успехов сотрудникам школы удаётся добиваться благодаря применению электронных таблиц Microsoft Excel, на базе которых создано немало интересных решений, автоматизирующих отдельные участки учебно-воспитательной работы и административно-хозяйственной деятельности.[9]
Таким образом, эффективное использование информационного пространства способствует повышению качества профессиональной и общеобразовательной подготовки за счет внедрения новых технологий в образовательный процесс; способствует повышению творческой активности педагогов и учащихся; формированию информационной культуры (приобщение к информативно-коммуникационным возможностям современных технологий) руководящих, педагогических работников, обучающихся и их родителей. [1]
Ресурсы:
- http://www.komobr-eao.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=272&Itemid=108
- https://urok.1sept.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211894
- www.it-n.ru/attachment.aspx?id=22552
- https://urok.1sept.ru/articles/100064/
- https://urok.1sept.ru/articles/102700/
- http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6063/itemid,118/
- http://www.microsoft.com/Rus/CaseStudies/CaseStudy.aspx?id=326
Использование программы Microsoft Excel в работе учителя
МКОУ «Лобановская СШ № 11»
Фирсова О. П. – учитель математики
Контактный телефон: 8(48741)90650
E-mail: [email protected]
Запуск программы: Пуск Программы Microsoft Office Microsoft Office Excel.
Выделение столбцов, строк, блоков, таблиц.
Изменение ширины столбцов, строк
Удаление, добавление столбцов, строк
Объединение ячеек
Объединение ячеек
Форматирование таблиц
Форматирование таблиц
Форматирование таблиц
Произведение расчетов с использованием формул
Ввод формулы начинается с введения в ячейку знака равенства
Заканчивается – нажатием клавиши Enter
Произведение расчетов с использованием формул
Ввод формулы начинается с введения в ячейку знака равенства
Заканчивается – нажатием клавиши Enter
Произведение расчетов с использованием формул
Ввод формулы начинается с введения в ячейку знака равенства
Заканчивается – нажатием клавиши Enter
Произведение расчетов с использованием формул
Произведение расчетов с использованием формул
Копирование формул
Мастер функций
Мастер функций
Мастер функций
Мастер функций
Мастер функций
Мастер функций
Мастер функций
Сортировка и фильтр данных
Сортировка и фильтр данных
Сортировка и фильтр данных
Мастер диаграмм
Мастер диаграмм
Мастер диаграмм
Мастер диаграмм
Мастер диаграмм
Вывод таблицы на печать.
Спасибо
за внимание!