Здравствуйте, уважаемые читатели блога!
Продолжаем цикл статей о табличном процессоре MS Excel 2010.
Сегодня поговорим об использовании табличного процессора MS Excel 2010 для решения задачи по составлению графика биоритмов. Приведенную ниже работу я использую на практических занятиях по информатике.
Существует очень красивая легенда, что когда-то очень давно, китайские монахи вели наблюдения за людьми. Они анализировали физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние. Обобщив все наблюдения, монахи пришли к выводу, что в момент рождения все параметры равны нулю, а затем эти состояния изменяются с различными периодами: физическое состояние с периодом 23 дня, эмоциональное – с периодом 28 дней и эмоциональное – с периодом 33 дня. Кроме того, монахи заметили, что состояние меняется по синусоиде.
Исследовательская задача состоит в том, чтобы с помощью табличного процессора MS Excel 2010 составить таблицу вычисления календаря биоритмов и построения графиков биоритмов. Проанализировав входную информацию, можно сделать вывод что траектория изменения биоритмов может быть описана функцией SIN(2π(t-to)/Tr),
где t – время, Тr – периоды, r – номер периода.
Началом всех трех кривых является день рождения человека, когда t=to, SIN(0)=0.
Анализ задачи исследования позволяет сформулировать учебную задачу: «по дате рождения построить график биоритмов на месяц, декаду, неделю».
В процессе выполнения поставленной студенты усваивают следующий материал:
- использование математических функций ПИ(), SIN() в табличном процессоре MS Excel 2010;
- использование функций ГОД(), СЕГОДНЯ()в табличном процессоре MS Excel 2010;
- построение графиков тригонометрических функций при помощи табличного процессора MS Excel 2010.
Ход работы.
- В ячейку А1 вносим фамилию и имя.
- В ячейку А2 вводим дату рождения.
- В ячейку А3 вводим функцию СЕГОДНЯ для ввода текущей даты.
- В ячейку А4 вводим формулу: =А3-А2 для подсчета количества прожитых дней.
- В ячейку А5 вводим функцию =ГОД(А4)-1900 для подсчета количества прожитых лет.
По образцу вводим в ячейки текстовые данные, вводим данные в строки 9 и 10. Затем, при помощи маркера заполнения, протягиваем содержимое ячеек А10:Н10, допустим на 10-15 строк вниз.
Затем, удерживая клавишу CTRL, выделяем интервалы: А9:А25, D9:D25, F9:F25, H9:H25 (Пример на рисунке. Ваш интервал может отличаться: если планируется график биоритмов на неделю или на месяц) .
Нажимаем вкладку Вставка – Диаграммы – График. В результате получаем график как на рисунке. По желанию подписываем диаграмму, добавляем легенду. График биоритмов готов. Можете использовать его для определения дней активности и дней спада.:)
Практическая
работа по Excel «Расчет биоритмов
человека»
Самочувствие
человека зависит от циклов его биоритмов:
физического – способность к физическим
нагрузкам; эмоционального – настроение;
интеллектуального – умственная
деятельность.
Каждый
биоритм изменяет свое значение во
времени от самого благоприятного до
минимального. Биоритмы изменяются
циклически, но не синхронно. Цикл для
физического биоритма составляет 23 дня,
для эмоционального – 28, а для
интеллектуального – 33 дня.
Для
построения графика биоритмов нужно
задать дату рождения (ячейка В1) и дату
начала расчета (ячейка В2)
Формула
для вычисления физического состояния:
=SIN(2*ПИ()*(Дата дня вычисления –Дата
рождения)/23)
Для
расчета эмоционального состояния число
23 нужно заменить на 28, а для интеллектуального
– на 33.
Для прогнозирования своего состояния
график биоритмов надо строить на будущее
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Методическая разработка практической работы по информатике «Как научиться жить в согласии с природой биоритмов или построение биоритмов человека в Excel».
Задача. Построить кривые своих биоритмов на март месяц текущего года. На основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать благоприятные и неблагоприятные дни для разного рода деятельности.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь как зебра: сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг.
Как утверждаю ученые, способности человека эффективно выполнять различного рода работу, подвержены периодическим изменениям. Эти способности подчиняются так называемым биоритмам. Каждый человек успешно сочетает в себе целый набор различных биоритмов.
(Показ третьего слайда презентации)
И сегодня мы рассмотрим три наиболее популярных биоритма:
— физический
— эмоциональный
— интеллектуальный
(Показ четвертого слайда презентации)
Вот так выглядят биоритмы графически (Рисунок1)
Каждый отдельный биоритм представлен на графике кривой, которая циклически изменяется в течение некоторого периода времени. Вместе с этой кривой изменяется и ваша способность к выполнению соответствующего вида работы.
Физический биоритм представлен синей кривой, эмоциональный – розовой, желтой кривой – интеллектуальный.
Физический биоритм характеризует жизненные силы человека т.е. его физическое состояние, энергию, силу, выносливость, сопротивляемость болезням.
Периодичность ритма – 23 дня.
Эмоциональный биоритм характеризует состояние нервной системы, настроение, эмоции, душевность, чувствительность к восприятию мира и самих себя.
Периодичность ритма – 28 дней.
Интеллектуальный ритм управляет мыслительными способностями, способностью обрабатывать информацию, памятью, ясностью мышления, фантазией.
Периодичность ритма – 33 дня.
Все биоритмы стартуют одновременно в момент Вашего рождения и сразу же все Ваши способности начинают расти, потом уменьшаются, затем опять растут и т. д.
Чем выше разноцветные линии на графике, тем выше Ваши соответствующие способности и наоборот.
Дни, в которые график пересекает ось абсцисс, считаются неблагоприятными. Необязательно считать, что в эти дни должно произойти какое-нибудь несчастье, просто в этот день нужно быть начеку т.к. ваши физические, эмоциональные или интеллектуальные возможности снижены.
Все это только теория. Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее. Более того, в некоторых странах людям рискованных профессий (летчикам, каскадерам, …) предоставляется выходной день, когда нулевую отметку пересекают одновременно две или три кривые биоритмов.
Построение индивидуальных биоритмов начнем с построения контрольного образца.
1. Для построения выберем среду электронной таблицы. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:
- Исходные данные
- Расчетные данные
Составьте компьютерную модель по приведенному образцу (Табл.1). Для этого введите в ячейки исходные данные (Табл.2), расчетные формулы (Табл.3).
Таблица 1
Ячейка |
Исходные данные |
В4 |
Дата рождения |
В5 |
Дата отсчета |
В6 |
Длительность прогноза |
Таблица 2
Ячейка |
Результаты (Формула) |
Номер формулы |
А9 |
=$В$5 |
(1) |
А10 |
=А9+1 |
(2) |
В9 |
=SIN(2*ПИ()*(А9-$В$4)/23) |
(3) |
С9 |
=SIN(2*ПИ()*(А9-$В$4)/28) |
(4) |
D9 |
=SIN(2*ПИ()*(А9-$В$4)/33) |
(5) |
Таблица 3
2. Сравните результаты, полученные после ввода формул, с результатами, приведенными в примере расчета (Табл.4). Совпадение расчетов с контрольным образцом показывает правильность введения формул.
Таблица 4
3. Постройте диаграмму. Сравните результат построения диаграммы с контрольным
образцом (Рис.1)
.
Рисунок1
Расчет Биоритмов реального человека
- Введите в ячейку В4 дату вашего рождения
- Введите в ячейку В5 дату отсчета
- Введите в ячейку В6 длительность прогноза
Анализ результатов
- Проанализировав диаграмму, определите неблагоприятные дни на апрель месяц текущего года (если они имеются).
- Выбрать день неблагоприятный для сдачи нормативов по физкультуре.
- Выбрать день для похода в цирк, театр или на дискотеку.
- По кривой интеллектуального состояния выбрать дни, когда ответы на уроках будут наиболее/наименее удачными.
Дополнительное задание
Совместимость людей по биоритмам
Когда у двух людей совпадают или очень близки графики по одному, двум или даже трем биоритмам, то можно предположить довольно высокую совместимость этих людей.
Построите модель физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости двух друзей.
Построение биоритмов человека в среде табличного процессора
Практическая
работа в среде Microsoft Office Exсel
«Моделирование биоритмов человека»
1.
Создайте новую электронную таблицу
2.
Составьте таблицу по образцу, введя в ячейки исходные
данные и расчетные формулы
3.
Встаньте на ячейку А1 − введите в нее −
Моделирование биоритмов человека
4.
В ячейку А2 − надпись − Исходные данные
5.
В ячейку С2 − введите свои имя и фамилию
6.
В ячейку А3 − надпись − Неуправляемые параметры (константы)
7.
В ячейку С3 − надпись − Управляемые параметры
8.
В ячейку А4 − надпись − Период физического цикла
9.
В ячейку В4 − надпись − 23
10.
В ячейку С4 − надпись − Дата рождения
11.
В ячейку D4 – введите свою
дату дня рождения!!!!
12.
В ячейку А5 − надпись − Период эмоционального
цикла
13.
В ячейку В5 − надпись − 28
14.
В ячейку С5 − надпись − Дата отсчета
15.
В ячейку D5 − введите сегодняшнюю
дату!!!!!
16.
В ячейку А6 − надпись − Период
интеллектуального цикла
17.
В ячейку В6 − надпись −33
18.
В ячейку С6 − надпись − Длительность прогноза
19.
В ячейку D6 − надпись − 30
20.
В ячейку А7 − надпись − Результаты
21.
В ячейку А8 − надпись − Порядковый день
22.
В ячейку В8− надпись − Физическое
23.
В ячейку С8 − надпись − Эмоциональное
24.
В ячейку D8 − надпись −
Интеллектуальное
25.
В ячейку А9 − формулу − =$D$5
26.
В ячейку А10 − формулу − =A9+1
27.
Протяните ячейку A10 за маркер заполнения вниз на 1 месяц
28.
В ячейку B9 − формулу − =SIN((2*Пи ()*A9−$D$4)/
$B$4)
29.
В ячейку C9 − формулу − =SIN((2*Пи ()*А9−$D$4)/ $B$5)
30.
В ячейку D9 − формулу − =SIN((2*Пи ()*А9−$D$4)/ $B$6)
31.
Протяните ячейки B9, C9, D9 за маркер заполнения вниз на 1 месяц
32.
Отформатируйте таблицу согласно образцу
33.
Выделите ячейки B9:D40
34.
Вставьте график функций и разместите его на текущем
листе
35.
Отформатируйте диаграмму согласно образцу
36.
Анализ результатов: при изменении даты рождения и
даты отсчета вид графиков 3−х состояний меняется
37.
Сохраните электронную таблицу
со своим именем
38.
Позовите преподавателя и
покажите результаты работы
39.
Закройте свой файл и закончите работу
Муниципальное образовательное учреждение
Кораблинская средняя общеобразовательная школа №2
ТЮРИН
Геннадий Васильевич
Учитель информатики
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
Моделирование биоритмов человека в MS Excel
11 класс
Кораблино
© 2014
Обобщающий урок-исследование
«Моделирование биоритмов человека в MS Excel»
Тема урока: |
Моделирование биоритмов человека в MS Excel. |
Цели урока: |
Общеобразовательная цель:
Развивающая цель:
Воспитывающая цель:
|
Технология: |
Проблемно-исследовательская технология. |
Межпредметные связи: |
Математика (знание графика синусоиды, нахождение максимума по графику функции). биология (биологические ритмы человека). |
Формируемые компетентности: |
Личностные:
Предметные:
Метапредметные:
|
Оборудование: |
Компьютерный класс, оснащён современной техникой и лицензионным программным обеспечением. На компьютерах установлена операционная система Windows XP и пакет Microsoft Office 2010 (включая MS Excel 2007). Рабочее место учителя оборудовано компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской, документ-камерой. Все компьютеры подключены к сети Интернет. |
План урока: |
|
Ход урока:
-
Организационный момент.
Бывают дни, когда опустишь руки.
И нет ни слов, ни музыки, ни сил.
В такие дни я был с собой в разлуке
И никого помочь мне не просил.
А. Макаревич
Глядя в ваши умные, внимательные глаза, я испытываю уверенность за наше сегодняшнее сотрудничество.
-
Создание проблемной ситуации.
Ребята, вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь как зебра: сегодня нам все удаётся, а через неделю элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг.
Учёные установили, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами:
-
Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, т.е. его физическое состояние, энергию, силу, выносливость.
Периодичность ритма составляет 23 дня.
-
Эмоциональный биоритм характеризует состояние нервной системы, настроение.
Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням.
-
Интеллектуальный цикл определяет мыслительные способности, способность обрабатывать информацию.
Цикличность его – 33 дня.
В каждом из трёх циклов первая половина является благоприятной для человека, вторая – неблагоприятной, пересечение же графика с осью абсцисс считается критической точкой, в такие критические дни человек может ожидать для себя наибольших опасностей. Необязательно считать, что должно произойти несчастье, просто в этот день нужно быть начеку, так как ваши физические, интеллектуальные или эмоциональные возможности снижены.
Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее. Более того, в некоторых странах людям рискованных профессий (летчикам, каскадерам и т.д.) предоставляется выходной в тот день, когда нулевую отметку пересекают одновременно две или три кривые биоритмов.
В 80-ые годы прошлого века в советской армии была создана специальная группа по изучению этих явлений и влиянию их на военных лётчиков.
Всегда интересно соответствие теории и практики.
-
Выдвижение гипотезы.
Как вы думаете, зависит ли реальная жизнь человека от его биоритмов? Ваши предположения? Сформулируем в виде гипотезы: да, зависит.
Каким способом мы можем проверить гипотезу? Практическим. Необходимо построить биоритмы. Итак, тема сегодняшнего урока: «Моделирование биоритмов человека в MS Excel».
-
Постановка цели.
Итак, наша цель – построить биоритмы конкретного человека.
-
Актуализация знаний.
Вопрос: Что такое математическое моделирование?
Ответ: Математическое моделирование – это моделирование, при котором исследование объекта осуществляется посредством модели, сформулированной на языке математики.
Вопрос: Что такое компьютерная модель?
Ответ: Компьютерная модель – модель, реализованная средствами программной среды.
Вопрос: Что такое электронная таблица?
Ответ: Электронные таблицы предназначены для организации табличных расчетов на компьютере. Прикладные программы, работающие с электронными таблицами, называются табличными процессорами.
Наименьшая структурная единица электронной таблицы — ячейка. Имя ячейки складывается из буквенного имени столбца и номера строки.
В ячейке может помещаться текст (символьная последовательность), число, дата, формула.
Ячейки, в которые пользователь заносит числа, содержат исходные данные для вычислений. В ячейках с формулами получаются результаты вычислений.
Изменение исходных данных мгновенно приводит к пересчету формул, в которые эти данные входят.
Электронные таблицы (так же как и базы данных) можно рассматривать как информационные модели реальных объектов
Вопрос: Назовите бесплатные аналоги пакета MS Office, в состав которых входит табличный процессор?
Ответ: Open Office, Libre Office.
Вопрос: Назовите различия между абсолютными, относительными и смешанными ссылками.
Ответ: Относительная ссылка указывает на ячейку, согласно ее положения относительно ячейки, содержащей формулу. Обозначение относительной ячейки – А1.
Абсолютная ссылка указывает на ячейку, местоположение которой неизменно. Обозначение абсолютной ячейки – $A$1.
Смешанная ссылка содержит комбинацию относительной и абсолютной ссылок – $A1, A$1
Вопрос: Как с помощью MS Excel вычислить количество дней между двумя датами?
Ответ: Для выполнения этой задачи используется оператор вычитания (—) или функция ЧИСТРАБДНИ, как показано в приведенном далее примере:
|
-
Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
Сегодня мы проводим практическое занятие в компьютерном классе. Для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять следующие правила:
-
Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры.
-
Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов.
-
Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
-
Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
-
Нельзя ходить по классу, вставать со своего места.
-
В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари – позвать учителя.
-
Построение математической модели для расчёта биоритмов.
Что будет результатом моделирования?
-
Графическое представление биоритмов.
Какие исходные данные необходимы для построения графиков?
-
Начало отсчета.
-
Период исследования.
-
Уравнение зависимости.
За начало отсчёта всех трёх биоритмов берется день рождения человека. Очевидно, что момент появления на свет очень труден для него, ведь ребенок, появляясь на свет, меняет водную среду на воздушную. Происходит глобальная перестройка всего организма. С точки зрения биологи достаточно правдоподобно, что все три биоритма в этот день пересекают ось абсцисс.
Предположите, график, какой функции вы видите на экране? Действительно, математики предположили, что эта зависимость синусоидальная и описывается следующими формулами:
Физический цикл: |
где х – количество прожитых дней |
|
Эмоциональный цикл: |
||
Интеллектуальный цикл: |
Период исследования – 31 день.
Какое средство можно выбрать для реализации?
MS Excel из пакета Microsoft Office.
-
Реализация модели в программе MS Excel.
Алгоритм построения графика биоритмов.
Откроем заготовку файла Биоритмы.xlsx
Запишем имя человека, на которого мы рассчитываем биоритмы.
Дата рождения – 11 декабря 1953 г.
Дата начала прогноза – 1 декабря 2013 г.
Продолжительность прогноза будет считаться автоматически, исходя из количества заполненных ячеек в колонке «Дата прогноза». Для этого воспользуемся формулой =СЧЁТЗ(A9:A365).
Заполняем колонку «Дата прогноза»:
-
В ячейку А9 запишем =$B$5.
-
В ячейку A10 запишем =А9+1.
-
Маркером автозаполнения растягиваем до 30 дней.
Заполняем колонку «Физический цикл»:
-
В ячейку B9 запишем =SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/23).
-
Маркером автозаполнения растягиваем до последней даты прогноза.
Заполняем колонку «Эмоциональный цикл»:
-
В ячейку C9 запишем =SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/28).
-
Маркером автозаполнения растягиваем до последней даты прогноза.
Заполняем колонку «Интеллектуальный цикл»:
-
В ячейку D9 запишем =SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/33).
-
Маркером автозаполнения растягиваем до последней даты прогноза.
Строим график:
-
Выделим диапазон для графика: Дата прогноза и значения всех трёх биоритмов.
-
Выбираем меню «Вставка».
-
На ленте выбираем «График с маркерами».
Получаем график.
Распечатаем полученный результат на принтере:
Выбираем меню «Файл».
Находим пункт «Печать».
В параметрах настраиваемого масштабирования выбираем «Вписать лист на одну страницу» – уменьшение распечатки так, чтобы она полностью помещалась на одной странице. (По умолчанию установлено «Текущий» – печать листов с фактическим размером).
Получим такой результат:
-
Поиск информации в сети Интернет.
Поиск дат рождения известных людей в Интернете.
-
Выполнение учащимися самостоятельной работы.
Составить графики биоритмов для себя на месяц. Распечатать на принтере.
Разгрузочная пауза (физкультминутка).
Сюжет из передачи «Вести NET», посвящённый 30-летию создания компьютера Apple Macintosh (длительность — 3 мин).
Составить графики биоритмов для А.С. Пушкина (26 мая [6 июня] 1799 – 29 января [10 февраля] 1837).
Составить графики биоритмов для С.А. Есенина (21 сентября [3 октября] 1895 – 28 декабря 1925).
Оказывается MS Excel не может работать с датами до 1900 года.
Возникла проблемная ситуация.
-
Решение проблемы: работа с датами в MS Excel до 1900 года.
Если возникла необходимость выполнить вычисления с датами до 01.01.1900, то придется прибегнуть к некоторым ухищрениям, чтобы использовать встроенные функции EXCEL для работы с датами.
Чтобы иметь возможность использовать встроенные функции EXCEL необходимо, чтобы даты были в диапазоне от 01.01.1900 до 31.12.9999. Но, иногда, этого диапазона дат недостаточно. Рассмотрим типичную задачу, в которой может возникнуть необходимость использования дат до 01.01.1900.
Начнем с того, что Excel хранит все даты в виде положительных чисел, причем единица соответствует 01 января 1900 года. Вы можете в этом убедиться, если введете в любую ячейку дату 01.01.1900 и поменяете формат числа на «Числовой». Отрицательное число в виде даты не допускается, а если ввести в ячейку дату, относящуюся к XIX веку, то она сохранится в виде строки.
Для того, чтобы использовать такие даты в вычислениях, нам понадобится дополнительный столбец, в котором запишем вот такую формулу:
=ДАТАЗНАЧ(ЛЕВСИМВ([Исходная дата];6)&(ПРАВСИМВ([Исходная дата];4))+2000)
Суть в том, что мы просто добавили к нашей «древней» дате 2000 лет, и таким образом переместили её в диапазон допустимых значений. Теперь можно осуществлять любые вычисления, только перед выводом результата надо не забыть эти две тысячи лет вычесть, например, так:
=СЦЕПИТЬ(ТЕКСТ([Дата для вычислений];»ДД.ММ.»);ГОД([Дата для вычислений])-2000)
Почему мы прибавили 2000 лет, а не, например, 1000? Это сделано для того чтобы учесть високосный ли год. Дело в том, что согласно действующего Григорианского календаря, год кратный 4 — високосный, но если год кратен 100, то он не считается високосным. А вот если он еще и кратен 400, то он все-таки високосный. Поэтому для обеспечения точности до дней лучше прибавлять к датам до 01.01.1900 величины кратные 400, т.е. 2000, а не 1000.
-
Подведение итогов урока.
После выполнения задания каждый учащийся должен распечатать результаты своей работы на принтере и получить оценку.
-
Домашнее задание.
В течение месяца вести дневник наблюдений своего физического, интеллектуального и эмоционального состояния, оценивая их ежедневно по шкале:
1, 0, -1 (см. таблицу 1).
Для самооценки своего состояния мы предложили определённые критерии, которых следует придерживаться (см. таблицу 2).
Таблица 1
Фамилия, имя |
|||
дата |
физическое |
эмоциональное |
интеллектуальное |
Таблица 2
Физическое |
Эмоциональное |
Интеллектуальное |
Если ваши физические функции сегодня усилены, вы энергичны, хотите заняться спортом, любыми другими делами, требующие физического напряжения, то поставьте 1. |
Если сегодня вы оптимистичны, уверены в своих силах и возможностях, если у вас ну очень хорошее настроение, то поставьте 1. |
Если сегодня у вас повышенный творческий настрой, мозг легко принимает и перерабатывает новую информацию, то поставьте 1. |
Если вы наблюдаете спад физической активности и выносливости, если тонус организма снижен, если энергичность уступает ленивости, то поставьте -1. |
Если у вас апатия, пессимистическое отношение к окружающему миру, вы раздражительны, все критически анализируете, то поставьте -1. |
Если у вас упадок творческого настроения и мыслительных способностей, то поставьте -1. |
Если ваш физический тонус между подъемом и спадом, то поставьте 0. |
Если ваше эмоциональное настроение где-то между подъемом и спадом, то поставьте 0. |
Если ваше интеллектуальное настроение где-то между, то поставьте 0. |
Самоанализ урока:
Применение на уроке проблемно-исследовательской технологии обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся.
Рассматриваемый урок относится к разделу «Моделирование и формализация», в котором изучается математическое моделирование в его компьютерной реализации при максимальном использовании межпредметных связей информатики и универсальной методологии моделирования.
Целью урока является создание модели, определяющей благоприятные дни для разного рода деятельности. Урок предполагает реализацию комплекса задач, направленных на формирование таких метапредметных категорий как форма и содержание.
Обычно при изучении раздела «Моделирование и формализация» рассматриваются задачи по физике, математике, биологии, экономике. Я выбрал предметную область биологию, а именно её раздел – хронобиологию, изучающую биологические ритмы. В результате учащиеся не только знакомятся с теорией биоритмов, но и совершают исследование в области себя (ведь познание себя так важно для любой личности) и определяют биологическую совместимость с друзьями.
Кроме того, овладение основами компьютерного моделирования позволяет учащимся углубить научное мировоззрение и развить творческие способности. При этом важное значение имеет рациональное использование технических и дидактических средств обучения. Так, в активе урока продуктивно используются компьютерный класс, проектор, табличный процессор MS Excel, файл-заготовка Биоритмы.xlsx, презентация урока, раздаточный материал для учащихся.
В процессе урока учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках информатики, математики, биологии. А именно – структура электронной таблицы, ввод чисел, формул в таблицы, стандартные функции, абсолютная и относительная адресации, построение графиков, процесс моделирования, нахождение максимума синусоиды, биологических ритмов человека.
Выбор структуры и темпа урока обоснованы возрастными психологическими особенностями учащихся, типом урока (урок комплексного применения знаний и способов деятельности) и санитарно-гигиеническими требованиями к проведению урока, а его содержание имело практическую направленность.
В связи с чем, на уроке превалируют практические и деятельностные методы обучения с опорой на личностно-ориентированное взаимодействие, это позволяет учащимся не только освоить материал, но и развить навыки работы в социуме, то есть в группе.
Исследовательский, творческий характер учебных заданий способствует поддержанию интереса учащихся на протяжении всего урока. Поэтому учащиеся достаточно активны и мотивированны.
Организация ситуации взаимопомощи между учениками, групповой работы позволяет создать в классе атмосферу сотрудничества.
Домашнее задание, предложенное учащимся, имеет практическое значение, так как его выполнение способствует развитию навыков самостоятельного проектирования личностного развития, что очень важно для будущего выпускника.
Данный урок проводился неоднократно. Заканчивая урок, я вижу счастливые глаза детей. Значит, моим ученикам урок понравился.
Слайды презентации к уроку Приложение 1
Раздаточный материал для учащихся Приложение 2
Моделирование биоритмов человека в MS Excel
-
Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
Сегодня мы проводим практическое занятие в компьютерном классе. Для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять следующие правила:
-
Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры.
-
Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов.
-
Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
-
Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
-
Нельзя ходить по классу, вставать со своего места.
-
В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари – позвать учителя.
-
Построение математической модели для расчёта биоритмов.
Физический цикл: |
где х – количество прожитых дней |
|
Эмоциональный цикл: |
||
Интеллектуальный цикл: |
-
Реализация модели в программе MS Excel. Алгоритм построения графика биоритмов.
Откроем заготовку файла Биоритмы.xlsx.
Запишем имя человека, на которого мы рассчитываем биоритмы.
Дата рождения – 11 декабря 1953 г.
Дата начала прогноза – 1 декабря 2013 г.
Продолжительность прогноза будет считаться автоматически, исходя из количества заполненных ячеек в колонке «Дата прогноза». Для этого воспользуемся формулой =СЧЁТЗ(A9:A365).
Заполняем колонку «Дата прогноза»:
-
В ячейку А9 запишем =$B$5.
-
В ячейку A10 запишем =А9+1.
-
Маркером автозаполнения растягиваем до 30 дней.
Заполняем колонку «Физический цикл»:
-
В ячейку B9 запишем =SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/23).
-
Маркером автозаполнения растягиваем до последней даты прогноза.
Заполняем колонку «Эмоциональный цикл»:
-
В ячейку C9 запишем =SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/28).
-
Маркером автозаполнения растягиваем до последней даты прогноза.
Заполняем колонку «Интеллектуальный цикл»:
-
В ячейку D9 запишем =SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/33).
-
Маркером автозаполнения растягиваем до последней даты прогноза.
Строим график:
-
Выделим диапазон для графика: Дата прогноза и значения всех трёх биоритмов.
-
Выбираем меню «Вставка».
-
На ленте выбираем «График с маркерами».
Получаем график.
Распечатаем полученный результат на принтере: Выбираем меню «Файл». Находим пункт «Печать».
В параметрах настраиваемого масштабирования выбираем «Вписать лист на одну страницу» – уменьшение распечатки так, чтобы она полностью помещалась на одной странице. (По умолчанию установлено «Текущий» – печать листов с фактическим размером).
-
Выполнение учащимися самостоятельной работы.
Составить графики биоритмов для себя на месяц. Распечатать на принтере.
Составить графики биоритмов для А.С. Пушкина (26 мая [6 июня] 1799 – 29 января [10 февраля] 1837).
Составить графики биоритмов для С.А. Есенина (даты жизни найти в Интернете).
Оказывается MS Excel не может работать с датами до 1900 года.
Откройте в файле Биоритмы.xlsx Лист «Работа с датами до 1900 года».
-
Решение проблемы: работа с датами в MS Excel до 1900 года.
Если возникла необходимость выполнить вычисления с датами до 01.01.1900, то придется прибегнуть к некоторым ухищрениям, чтобы использовать встроенные функции EXCEL для работы с датами.
Чтобы иметь возможность использовать встроенные функции EXCEL необходимо, чтобы даты были в диапазоне от 01.01.1900 до 31.12.9999. Но, иногда, этого диапазона дат недостаточно. Рассмотрим типичную задачу, в которой может возникнуть необходимость использования дат до 01.01.1900.
Начнем с того, что Excel хранит все даты в виде положительных чисел, причем единица соответствует 01 января 1900 года. Вы можете в этом убедиться, если введете в любую ячейку дату 01.01.1900 и поменяете формат числа на «Числовой». Отрицательное число в виде даты не допускается, а если ввести в ячейку дату, относящуюся к XIX веку, то она сохранится в виде строки.
Для того, чтобы использовать такие даты в вычислениях, нам понадобится дополнительный столбец, в котором запишем вот такую формулу:
=ДАТАЗНАЧ(ЛЕВСИМВ([Исходная дата];6)&(ПРАВСИМВ([Исходная дата];4))+2000)
Суть в том, что мы просто добавили к нашей «древней» дате 2000 лет, и таким образом переместили её в диапазон допустимых значений. Теперь можно осуществлять любые вычисления, только перед выводом результата надо не забыть эти две тысячи лет вычесть, например, так:
=СЦЕПИТЬ(ТЕКСТ([Дата для вычислений];»ДД.ММ.»);ГОД([Дата для вычислений])-2000)
Почему мы прибавили 2000 лет, а не, например, 1000? Это сделано для того чтобы учесть високосный ли год. Дело в том, что согласно действующего Григорианского календаря, год кратный 4 — високосный, но если год кратен 100, то он не считается високосным. А вот если он еще и кратен 400, то он все-таки високосный. Поэтому для обеспечения точности до дней лучше прибавлять к датам до 01.01.1900 величины кратные 400, т.е. 2000, а не 1000.
Раздаточный материал для учащихся Приложение 3
Домашнее задание
Фамилия, имя ______________________________ класс ______
В течение месяца вести дневник наблюдений своего физического, интеллектуального и эмоционального состояния, оценивая их ежедневно по шкале: 1, 0, -1 (см. таблицу 1).
Для самооценки своего состояния мы предложили определённые критерии, которых следует придерживаться (см. таблицу 2).
Таблица 1
Дата |
Физическое состояние |
Эмоциональное состояние |
Интеллектуальное состояние |
Таблица 2
Физическое состояние |
Эмоциональное состояние |
Интеллектуальное состояние |
Если ваши физические функции сегодня усилены, вы энергичны, хотите заняться спортом, любыми другими делами, требующие физического напряжения, то поставьте 1. |
Если сегодня вы оптимистичны, уверены в своих силах и возможностях, если у вас ну очень хорошее настроение, то поставьте 1. |
Если сегодня у вас повышенный творческий настрой, мозг легко принимает и перерабатывает новую информацию, то поставьте 1. |
Если вы наблюдаете спад физической активности и выносливости, если тонус организма снижен, если энергичность уступает ленивости, то поставьте -1. |
Если у вас апатия, пессимистическое отношение к окружающему миру, вы раздражительны, все критически анализируете, то поставьте -1. |
Если у вас упадок творческого настроения и мыслительных способностей, то поставьте -1. |
Если ваш физический тонус между подъемом и спадом, то поставьте 0. |
Если ваше эмоциональное настроение где-то между подъемом и спадом, то поставьте 0. |
Если ваше интеллектуальное настроение где-то между, то поставьте 0. |
31
Практическая работа по Excel «Расчет биоритмов человека»
Самочувствие человека зависит от циклов его биоритмов: физического – способность к физическим нагрузкам; эмоционального – настроение; интеллектуального – умственная деятельность.
Каждый биоритм изменяет свое значение во времени от самого благоприятного до минимального. Биоритмы изменяются циклически, но не синхронно. Цикл для физического биоритма составляет 23 дня, для эмоционального – 28, а для интеллектуального – 33 дня.
Для построения графика биоритмов нужно задать дату рождения (ячейка В1) и дату начала расчета (ячейка В2)
Формула для вычисления физического состояния:
=SIN(2*ПИ()*(Дата дня вычисления –Дата рождения)/23)
Для расчета эмоционального состояния число 23 нужно заменить на 28, а для интеллектуального – на 33.
Для прогнозирования своего состояния график биоритмов надо строить на будущее
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Построение биоритмов человека в среде табличного процессора
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний
- Теоретический материал урока
- Инструктаж перед практической работой
- Выполнение практической работы
- Подведение итогов
- Домашнее задание
Урок сопровождается показом презентации (Приложение1)
1. Организационный момент
Дежурный, кто сегодня отсутствует в классе? (Учитель отмечает отсутствующих в классе).
Есть ли вопросы по домашнему заданию?
2. Актуализация опорных знаний
На протяжении многих уроков мы изучали технологию обработки числовых данных.
Ребята, давайте вспомним, что же такое электронная таблица?
Ответ ученика: табличный процессор, входящий в состав MS Office.
Мы с вами говорили, что электронная таблица является средством информационных технологий, позволяющее решать целый комплекс задач.
Вспомним, какие возможности имеет табличный процессор?
Ответ ученика: в электронных таблицах можно производить вычисления, можно использовать в качестве базы данных.
А как можно представить табличные данные, чтобы они выглядели наглядно?
Ответ ученика: в графической форме
Как называются такие графические средства?
Ответ ученика: деловая графика.
Какие типы диаграмм вы знаете?
Ответ ученика: гистограммы, круговые диаграммы, графики и т.д.
С помощью какой команды меню, можно построить диаграммы и графики в Excel?
Ответ ученика: с помощью кнопки вызова Мастера диаграмм
Как ввести в ячейку формулу, состоящую из арифметических операторов и адресов ячеек?
Ответ ученика: ставим знак “=”, затем активизируем нужную ячейку и вводим соответствующие знаки арифметических действий.
Как ввести формулу, содержащую функцию?
Ответ ученика: ставим знак “=”, вызываем Мастер функций.
3. Теоретический материал урока
(Показ первого слайда презентации)
Все те знания, умения и навыки, которые вы получили в результате изучения темы “Технология обработки числовых данных” будут направлены на решение задачи о биоритмах.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока “Построение биоритмов человека в среде табличного процессора”
(Показ второго слайда презентации)
Цель урока – комплексное применение полученных знаний в ходе практической работы. Иными словами, мы с вами сегодня выясним, как, используя электронные таблицы, прогнозировать благоприятные и неблагоприятные дни для разного рода деятельности.
Помните, в начале изучения программы Excel мы говорили о том, что эта программа позволяет решать задачи самого разного характера.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь как зебра: сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг.
Как утверждаю ученые, способности человека эффективно выполнять различного рода работу, подвержены периодическим изменениям. Эти способности подчиняются так называемым биоритмам. Каждый человек успешно сочетает в себе целый набор различных биоритмов.
(Показ третьего слайда презентации)
И сегодня мы рассмотрим три наиболее популярных биоритма:
(Показ четвертого слайда презентации)
Вот так выглядят биоритмы графически (Рисунок1)
Каждый отдельный биоритм представлен на графике кривой, которая циклически изменяется в течение некоторого периода времени. Вместе с этой кривой изменяется и ваша способность к выполнению соответствующего вида работы.
Физический биоритм представлен синей кривой, эмоциональный – розовой, желтой кривой – интеллектуальный.
Физический биоритм характеризует жизненные силы человека т.е. его физическое состояние, энергию, силу, выносливость, сопротивляемость болезням.
Периодичность ритма – 23 дня.
Эмоциональный биоритм характеризует состояние нервной системы, настроение, эмоции, душевность, чувствительность к восприятию мира и самих себя.
Периодичность ритма – 28 дней.
Интеллектуальный ритм управляет мыслительными способностями, способностью обрабатывать информацию, памятью, ясностью мышления, фантазией.
Периодичность ритма – 33 дня.
Все биоритмы стартуют одновременно в момент Вашего рождения и сразу же все Ваши способности начинают расти, потом уменьшаются, затем опять растут и т. д.
Чем выше разноцветные линии на графике, тем выше Ваши соответствующие способности и наоборот.
Дни, в которые график пересекает ось абсцисс, считаются неблагоприятными. Необязательно считать, что в эти дни должно произойти какое-нибудь несчастье, просто в этот день нужно быть начеку т.к. ваши физические, эмоциональные или интеллектуальные возможности снижены.
Все это только теория. Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее. Более того, в некоторых странах людям рискованных профессий (летчикам, каскадерам, …) предоставляется выходной день, когда нулевую отметку пересекают одновременно две или три кривые биоритмов.
(Показ пятого слайда презентации)
А сейчас выполним следующее задание.
Дома вы должны были заготовить смайлики трех цветов: 2 синих, 2 розовых и 2 желтых.
Синий смайлик обозначает физический биоритм,
Я вас просила не рисовать смайлику рот. Ваша задача сейчас – дорисовать рот. Но как? (Рисунок2)
Дорисованные смайлики оставьте у себя до конца урока.
4. Инструктаж перед практической работой
(Показ шестого слайда презентации)
Всегда интересно соответствие теории и практики.
Сейчас мы проверим гипотезу о биоритмах. Для этого выполним практическую работу: “Как научиться жить в согласии с природой биоритмов или построение биоритмов человека”
Ваша задача построить график кривых своих биоритмов на апрель месяц текущего года. И на основе анализа индивидуальных биоритмов спрогнозировать благоприятные и неблагоприятные дни для различного рода деятельности.
(Показ седьмого слайда презентации)
Учащимся раздаются методички с практической работой (Приложение2)
Построение индивидуальных биоритмов начнем с построения контрольного образца.
С помощью электронной таблицы EXCEL построить кривые биоритмов на май месяц 2007 года для человека, родившегося 1 января 1980 года.
Итак, для моделирования мы выбираем среду электронной таблицы. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:
- Исходные данные
- Расчетные данные (Результаты)
Рассмотрим исходные данные.
Нам нужна точная дата рождения. Ее мы вносим в ячейку В4. Нужна дата отсчета т.е. с какого дня строить кривые биоритмов и длительность прогноза т.е. на сколько дней. Так как по условию задачи кривые биоритмов необходимо построить на май месяц, следовательно, датой отсчета является 1 мая 2007 года, а длительность прогноза 31 день.
Область результатов содержит 4 столбца: порядковый день, физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние. В эти столбцы вводятся расчетные формулы. Расчетные формулы приведены в методичке. Будьте внимательны при вводе формул. Формулы копируем вниз на 31 день.
5. Выполнение практической работы
Начинаем выполнять практическую работу.
(Показ восьмого слайда презентации)
(После выполнения контрольного образца) Сравните результаты, полученные после ввода формул, с результатами, приведенными в примере расчета. Совпадение расчетов с контрольным образцом показывает правильность введения формул.
(Показ девятого слайда презентации)
Постройте диаграмму. Сравните результат построения диаграммы с контрольным образцом.
Если построенная вами диаграмма соответствует контрольному образцу, то это говорит о правильности ее построения.
(Показ десятого слайда презентации)
Сейчас вы можете использовать эту таблицу для построения своих биоритмов, изменив дату рождения, дату отсчета и длительность прогноза.
После построение своих биоритмов произвести анализ результатов.
6. Подведение итогов
(Показ одиннадцатого слайда презентации)
Итак, каждый из вас сейчас построил собственные биоритмы на апрель и их проанализировал. Давайте вернемся к вопросу: “Соответствует ли теория практике?”
У вас на столе остались недорисованные смайлики. Напоминаю, синий – физический ритм, розовый – эмоциональный, желтый – интеллектуальный. Задание тоже, необходимо дорисовать рот. Но, рот вы дорисовывайте исходя из того, что вам говорят кривые соответствующих биоритмов.
А теперь посмотрите на смайлики и сделайте вывод, ответив на вопрос “Соответствует ли теория практике?”.
Вывод запишите на листочках и положите учителю на край стола после окончания урока.
7. Домашнее задание
(Показ двенадцатого слайда презентации)
Ответьте на вопрос:
Как вы думаете, что будет показывать график, если сложить все три биоритма? Можно ли по такой кривой что-либо определить.
Спасибо за работу. Урок закончен.
Список используемой литературы:
1. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию / Под ред. Н.В.Макаровой. СПб.:Питер, 2003.-176 с.
Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний по теме
“Технология обработки числовых данных”,
формирование предметных компетенций; - Комплексное применение полученных знаний в
ходе практической работы; - Развитие представлений об электронных таблицах
как инструменте для решения задач из разных сфер
человеческой деятельности; - Развитие познавательного интереса, творческой
активности учащихся.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний
- Теоретический материал урока
- Инструктаж перед практической работой
- Выполнение практической работы
- Подведение итогов
- Домашнее задание
Ход урока:
Урок сопровождается показом
презентации (Приложение1)
1. Организационный момент
Здравствуйте!
Дежурный, кто сегодня отсутствует в
классе? (Учитель отмечает отсутствующих в
классе).
Есть ли вопросы по домашнему заданию?
2. Актуализация опорных знаний
На протяжении многих уроков мы изучали
технологию обработки числовых данных.
Ребята, давайте вспомним, что же такое
электронная таблица?
Ответ ученика: табличный
процессор, входящий в состав MS Office.
Мы с вами говорили, что электронная
таблица является средством информационных
технологий, позволяющее решать целый комплекс
задач.
Вспомним, какие возможности имеет
табличный процессор?
Ответ ученика: в электронных
таблицах можно производить вычисления, можно
использовать в качестве базы данных.
А как можно представить табличные
данные, чтобы они выглядели наглядно?
Ответ ученика: в графической
форме
Как называются такие графические
средства?
Ответ ученика: деловая графика.
Какие типы диаграмм вы знаете?
Ответ ученика: гистограммы,
круговые диаграммы, графики и т.д.
С помощью какой команды меню, можно
построить диаграммы и графики в Excel?
Ответ ученика: с помощью кнопки
вызова Мастера диаграмм
Как ввести в ячейку формулу, состоящую
из арифметических операторов и адресов ячеек?
Ответ ученика: ставим знак “=”,
затем активизируем нужную ячейку и вводим
соответствующие знаки арифметических действий.
Как ввести формулу, содержащую
функцию?
Ответ ученика: ставим знак “=”,
вызываем Мастер функций.
3. Теоретический материал урока
(Показ первого слайда презентации)
Все те знания, умения и навыки, которые
вы получили в результате изучения темы
“Технология обработки числовых данных” будут
направлены на решение задачи о биоритмах.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока “Построение
биоритмов человека в среде табличного
процессора”
(Показ второго слайда презентации)
Цель урока – комплексное применение
полученных знаний в ходе практической работы.
Иными словами, мы с вами сегодня выясним, как,
используя электронные таблицы, прогнозировать
благоприятные и неблагоприятные дни для разного
рода деятельности.
Помните, в начале изучения программы
Excel мы говорили о том, что эта программа позволяет
решать задачи самого разного характера.
Вы когда-нибудь задумывались над тем,
почему наша жизнь как зебра: сегодня, несмотря на
пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня
нас раздражает все вокруг.
Как утверждаю ученые, способности
человека эффективно выполнять различного рода
работу, подвержены периодическим изменениям. Эти
способности подчиняются так называемым
биоритмам. Каждый человек успешно сочетает в
себе целый набор различных биоритмов.
(Показ третьего слайда презентации)
И сегодня мы рассмотрим три наиболее
популярных биоритма:
— физический
— эмоциональный
— интеллектуальный
(Показ четвертого слайда презентации)
Вот так выглядят биоритмы графически (Рисунок1)
Каждый отдельный биоритм представлен
на графике кривой, которая циклически изменяется
в течение некоторого периода времени. Вместе с
этой кривой изменяется и ваша способность к
выполнению соответствующего вида работы.
Физический биоритм представлен синей
кривой, эмоциональный – розовой, желтой кривой –
интеллектуальный.
Физический биоритм характеризует
жизненные силы человека т.е. его физическое
состояние, энергию, силу, выносливость,
сопротивляемость болезням.
Периодичность ритма – 23 дня.
Эмоциональный биоритм характеризует
состояние нервной системы, настроение, эмоции,
душевность, чувствительность к восприятию мира и
самих себя.
Периодичность ритма – 28 дней.
Интеллектуальный ритм управляет
мыслительными способностями, способностью
обрабатывать информацию, памятью, ясностью
мышления, фантазией.
Периодичность ритма – 33 дня.
Все биоритмы стартуют одновременно в
момент Вашего рождения и сразу же все Ваши
способности начинают расти, потом уменьшаются,
затем опять растут и т. д.
Чем выше разноцветные линии на
графике, тем выше Ваши соответствующие
способности и наоборот.
Дни, в которые график пересекает ось
абсцисс, считаются неблагоприятными.
Необязательно считать, что в эти дни должно
произойти какое-нибудь несчастье, просто в этот
день нужно быть начеку т.к. ваши физические,
эмоциональные или интеллектуальные возможности
снижены.
Все это только теория. Не все считают
эту теорию строго научной, но многие верят в нее.
Более того, в некоторых странах людям
рискованных профессий (летчикам, каскадерам, …)
предоставляется выходной день, когда нулевую
отметку пересекают одновременно две или три
кривые биоритмов.
(Показ пятого слайда презентации)
А сейчас выполним следующее задание.
Дома вы должны были заготовить
смайлики трех цветов: 2 синих, 2 розовых и 2 желтых.
Синий смайлик обозначает физический
биоритм,
Розовый – эмоциональный ,
Желтый – интеллектуальный.
Я вас просила не рисовать смайлику рот.
Ваша задача сейчас – дорисовать рот. Но как? (Рисунок2)
Рис. 2
Дорисованные смайлики оставьте у себя до конца
урока.
4. Инструктаж перед практической
работой
(Показ шестого слайда презентации)
Всегда интересно соответствие теории
и практики.
Сейчас мы проверим гипотезу о
биоритмах. Для этого выполним практическую
работу: “Как научиться жить в согласии с
природой биоритмов или построение биоритмов
человека”
Ваша задача построить график кривых
своих биоритмов на апрель месяц текущего года. И
на основе анализа индивидуальных биоритмов
спрогнозировать благоприятные и
неблагоприятные дни для различного рода
деятельности.
(Показ седьмого слайда презентации)
Учащимся раздаются методички с
практической работой (Приложение2)
Построение индивидуальных биоритмов
начнем с построения контрольного образца.
С помощью электронной таблицы EXCEL
построить кривые биоритмов на май месяц 2007 года
для человека, родившегося 1 января 1980 года.
Итак, для моделирования мы выбираем
среду электронной таблицы. В этой среде
информационная и математическая модели
объединяются в таблицу, которая содержит две
области:
- Исходные данные
- Расчетные данные (Результаты)
Рассмотрим исходные данные.
Нам нужна точная дата рождения. Ее мы
вносим в ячейку В4. Нужна дата отсчета т.е. с
какого дня строить кривые биоритмов и
длительность прогноза т.е. на сколько дней. Так
как по условию задачи кривые биоритмов
необходимо построить на май месяц,
следовательно, датой отсчета является 1 мая 2007
года, а длительность прогноза 31 день.
Область результатов содержит 4
столбца: порядковый день, физическое,
эмоциональное и интеллектуальное состояние. В
эти столбцы вводятся расчетные формулы.
Расчетные формулы приведены в методичке. Будьте
внимательны при вводе формул. Формулы копируем
вниз на 31 день.
5. Выполнение практической работы
Начинаем выполнять практическую
работу.
(Показ восьмого слайда
презентации)
(После выполнения контрольного
образца) Сравните результаты, полученные после
ввода формул, с результатами, приведенными в
примере расчета. Совпадение расчетов с
контрольным образцом показывает правильность
введения формул.
(Показ девятого слайда презентации)
Постройте диаграмму. Сравните
результат построения диаграммы с контрольным
образцом.
Если построенная вами диаграмма
соответствует контрольному образцу, то это
говорит о правильности ее построения.
(Показ десятого слайда презентации)
Сейчас вы можете использовать эту
таблицу для построения своих биоритмов, изменив
дату рождения, дату отсчета и длительность
прогноза.
После построение своих биоритмов
произвести анализ результатов.
6. Подведение итогов
(Показ одиннадцатого слайда
презентации)
Итак, каждый из вас сейчас построил
собственные биоритмы на апрель и их
проанализировал. Давайте вернемся к вопросу:
“Соответствует ли теория практике?”
У вас на столе остались недорисованные
смайлики. Напоминаю, синий – физический ритм,
розовый – эмоциональный, желтый –
интеллектуальный. Задание тоже, необходимо
дорисовать рот. Но, рот вы дорисовывайте исходя
из того, что вам говорят кривые соответствующих
биоритмов.
А теперь посмотрите на смайлики и
сделайте вывод, ответив на вопрос
“Соответствует ли теория практике?”.
Вывод запишите на листочках и положите
учителю на край стола после окончания урока.
7. Домашнее задание
(Показ двенадцатого слайда
презентации)
Ответьте на вопрос:
Как вы думаете, что будет показывать
график, если сложить все три биоритма? Можно ли по
такой кривой что-либо определить.
Спасибо за работу. Урок закончен.
Список используемой литературы:
1. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс.
Практикум-задачник по моделированию / Под ред.
Н.В.Макаровой. СПб.:Питер, 2003.-176 с.