Автор: Your Mentor. Дата публикации: 25 октября 2020.
Многие из вас уже знакомы с программой Excel от Microsoft, но используете ли вы ее по полной? Применяете ли вы в своей работе популярные функции или сводные таблицы? Создаете ли вы макросы для автоматизации своих действий? Действительно ли вы считаете себя опытным пользователем Excel, как это сейчас принято писать в резюме?
Если это не так, тогда добро пожаловать на наш полный курс по Excel. В этом объемном курсе вы узнаете не только о базовых манипуляциях в Excel, как добавление строк и столбцов, рабочих листов, создание таблиц и диаграмм, применение простых формул для подсчета ваших данных.
Здесь вы узнаете об условном форматировании. Как работать с фильтрами и применять срезы в ваших отчетах или презентациях. Вы узнаете, как быстро найти и заменить старые данные на новые. Научитесь работать в режиме нескольких окон и подсчитывать данные из нескольких листов или файлов excel.
Я расскажу вам, как делить данные в ячейках по разным столбцам и как создать выпадающий список. Вам будет нелишним узнать о полезной функции анализа «Что Если». Вы наконец-то научитесь применять популярные функции ЕСЛИ и ВПР в своей работе. Научитесь создавать сводные таблицы и создавать макросы для автоматизации ваших повторяющихся действий. Кстати, более углубленные знания в этом направлении, вы можете получить в платном курсе «Excel и Google-таблицы: от новичка до эксперта».
В конце вы узнаете, как защитить формулы в ваших таблицах от третьих лиц, как защитить рабочие листы и целые файлы. Также, я вам расскажу, как правильно оформить страницы перед печатью ваших таблиц Excel. Я уверен, что в каждом уроке вы узнаете что-то новое и откроете для себя новые возможности по работе с программой Excel.
Урок 1. Меню и вкладки в Excel
Первый урок я начну со знакомства с меню программы. Я уверен, что многие из вас уже знакомы с Excel, но данный курс будет неполным без ознакомительного урока с основными вкладками и командами.
Урок 2. Понимание книг и рабочих листов, строка состояния. Добавление и удаление строк и столбцов
Есть определенные термины Excel, которые мы должны постоянно использовать. В Excel файл – это книга. Книга — это файл. Каждая рабочая книга состоит как минимум из одного рабочего листа и в них производится основная работа в данной программе.
Урок 3. Изучение методов ввода и редактирования данных. Шаблоны Excel и заметки
Ввод данных — одно из самых основных действий, которые мы делаем в Excel, но есть некоторые правила, некоторые концепции, с которыми вам следует ознакомиться. Этим мы и займемся в нашем третьем уроке.
Урок 4. Создание и копирование простых формул в Excel
Для многих пользователей Excel написание формул, т.е. создание формул — одно из самых распространенных занятий. Формулы во многих случаях просты и удобны в использовании, но они работают по немного другой концепции. Давайте в этом разберемся.
Урок 5. Комбинированный подсчет, вычисление процентов, закрепить ячейку в формуле excel ($)
В предыдущем уроке мы с вами рассмотрели работу с простыми формулами и использование суммирования значений. В этот раз я покажу вам, как делать комбинированные расчеты, расчет процентов и фиксировать ячейку в формулах.
Урок 6. Функции СУММ, СРЕДНЕЕ, РАНГ, НАИБОЛЬШИЙ
В предыдущих уроках мы рассмотрели 3 метода суммирования данных и поиск среднего числа. В этом уроке я покажу вам быстрый метод подсчета суммы и средней, как узнать рейтинг из полученных результатов и другие чуть менее известные функции в Excel.
Урок 7. Регулирование размера строк и столбцов, объединение ячеек, перенос записи, выравнивание и работа с границами
Сегодня мы разберем способы форматирования рабочей области Excel. Я предполагаю, что вы уже знакомы с некоторыми продуктами Microsoft Office, как, например, Word, поэтому я не буду рассматривать те функции, с которыми вы, скорее всего, уже знаете.
Урок 8. Числовой и финансовый формат. Даты и условное форматирование
В данном уроке мы рассмотрим некоторые виды числового форматирования, чтобы вы знали, как обойти условные настройки программы и могли отредактировать данные ваших таблиц в более удобном для вас формате.
Урок 9. Создание и форматирование таблицы. Фильтрация и срезы в Excel
Если вы работаете со списками данных, возможно, с персоналом, или списком товара, или списком транзакций, например, то по мере увеличения или уменьшения списков вы можете упростить управление ими с помощью функции, называемой таблицей.
Урок 10. Работа с фигурами, добавление рисунков и схемы SmartArt в Excel
Для этого урока я создал простую таблицу, чтобы показать вам, каким образом мы можем добавлять в наши таблицы разного рода фигуры, картинки с компьютера или онлайн, элементы SmartArt и другое.
Урок 11. Копирование и перенос строк таблицы, скрытие строк и столбцов. Найти и заменить в Excel
Сегодня я вам покажу методы вставки и скрытия строк и столбцов, как быстро копировать и передвигать части таблицы без потерь. Мы также рассмотрим полезную функцию поиска и замены данных в ваших таблицах.
Урок 12. Как сделать диаграмму в excel
Люди не всегда быстро воспринимают информацию в цифрах, и иногда необходимо показать данные с помощью диаграмм. В Excel есть большое разнообразие диаграмм, которые вы можете использовать в ваших отчетах, презентациях и других методах демонстрации данных. Давайте рассмотрим, как с ними работать.
Урок 13. Форматирование диаграмм, Спарклайны, Гистограмма и диаграмма Парето в Excel
В прошлом уроке мы с вами рассмотрели несколько способов создания диаграмм и их форматирование, меняли стиль и добавляли записи. В этом видео я продолжу рассказывать вам о дополнительных функциях Excel для работы с диаграммами.
Урок 14. Как закрепить строку, разделить таблицу, и функция «группировать»
Мы поговорим о некоторых настройках рабочего листа Excel для удобства работы с вашими таблицами и данными. Это одно из тех направлений, где встречаются множество вопросов пользователей по работе с программой. А значит, данный урок будет очень для вас полезен.
Урок 15. Как перемещаться между книгами Excel и упорядочить несколько окон
Если у вас открыто несколько книг Excel, то бывает необходимость переходить из одного файла в другой. Или, может быть, еще такая ситуация, что вы находитесь только в одной книге, но вам нужно перемещаться между рабочими листами внутри нее. Это довольно сложно сделать, если вы пытаетесь достичь и того и другого. Давайте рассмотрим несколько вариантов, как Excel может решить эту задачу.
Урок 16. Создание, копирование и группировка рабочих листов Excel
Здесь мы рассмотрим работу с рабочими листами. Вы научитесь создавать их, переименовывать, группировать и многое другое. Давайте начнем.
Урок 17. Как посчитать данные из разных листов и файлов в Excel
В предыдущих уроках мы с вами применяли формулы для подсчета данных в таблицах внутри рабочих листов. Но часто возникает потребность делать отчеты используя данные из нескольких листов или даже книг. В этом уроке я покажу, как все это работает.
Урок 18. Сортировка и фильтрация данных в Excel
Когда мы работаем с большими таблицами, в Excel имеется очень полезные функции сортировки и фильтрации данных. В этом уроке мы рассмотрим несколько примеров их использования.
Урок 19. Как разделить текст в ячейке excel по столбцам. Удаление дубликатов
Иногда возникают ситуации, когда вы получаете какой-нибудь отчет или проект, где данные находятся в одной ячейке, но вы хотите видеть их в разных столбцах. В этом уроке мы продолжим говорить о сортировке данных и разделении столбцов на отдельные части.
Урок 20. Проверка значений и как сделать выпадающий список в excel
В Excel имеется очень мощный инструмент по проверке вводимых значений. Он проверяет их не после ввода, а до него, чтобы данные в таблице были корректны. Сегодня мы рассмотрим данный инструмент и научимся создавать не только правила для вводимых данных, но и создавать выпадающие списки в ячейках.
Урок 21. Применение функции анализа «Что Если»
Сегодня мы рассмотрим полезную функцию Excel под названием «Анализ Что Если». Она будет вам полезна не только для подсчета финансовой деятельности предприятия, но и для собственных финансовых планов.
Урок 22. Функция ЕСЛИ в Excel. Подробное объяснение с примерами
Одна из самых мощных функций Excel называется функцией ЕСЛИ. По своей природе она почти похожа на программирование и открывает двери для другого образа мышления. Функция ЕСЛИ – это условная функция. Она позволяет нам давать несколько ответов в зависимости от условия.
Урок 23. Функция ВПР в Excel. Подробное объяснение с примерами
Здесь мы рассмотрим очередную мощную функцию Excel, которая называется ВПР. В прошлом уроке мы рассматривали функцию ЕСЛИ, где мы задавали условие и, в зависимости от значения, программа предоставляла результат. Функция ВПР ищет значение в заданной области и предоставляет результат, который наиболее совместим с каким-нибудь заданным параметром.
Урок 24. Функции СЧЁТЕСЛИ и СУММЕСЛИ в Excel
Сегодня будет короткий урок, где мы закончим разбирать популярные функции Excel и рассмотрим две сразу: СЧЁТЕСЛИ и СУММЕСЛИ.
Урок 25. Как сделать сводную таблицу в Excel и манипулировать ее данными
Один из самых креативных и мощных инструментов Excel называется сводной таблицей. Это отдельная область, которую вы можете создать на основе данных.
Урок 26. Группировка и фильтры в сводной таблице excel. Сводные диаграммы.
Мы продолжаем работать со сводной таблицей, которую мы создали в прошлом уроке.
Урок 27. Создание простых макросов в Excel
Макрос – это способ автоматизировать вашу работу. Они применяются там, где пользователь изо дня в день выполняет определенные манипуляции в Excel и хочет вместо 5 или 10 шагов, выполнить действие одним сочетанием клавиш. Иногда применение некоторых макросов может занять две или три минуты, особенно если они связаны с большим количеством манипуляций с данными, но основная идея состоит в том, что вы определили конкретные действия, которые часто выполняете, и хотели бы их автоматизировать.
Урок 28. Как защитить рабочий лист или книгу и поделиться файлом Excel
В Excel имеется несколько вариантов защиты ваших таблиц, рабочих листов и целых книг. Бывают ситуации, что вы выполняете какой-нибудь проект в команде, и вам необходимо делится вашими файлами Excel. Чтобы защитить в них данные от разного рода манипуляций посторонних лиц, что нарушит целостность и правильность данных, вы можете применять разные методы защиты.
Урок 29. Как печатать страницы и заголовки на каждой странице. Как вставить колонтитул в excel
К последнему уроку данного курса мы с вами создали несколько Excel файлов и рабочих листов. Мы также создали множество таблиц и отчетов. Какие-то из них довольно длинные, а какие-то довольно широкие. Но мы бы хотели их распечатать таким образом, чтобы они выглядели целостными и привлекательными. Давайте рассмотрим, как мы это можем сделать.
Что еще интересного почитать
Содержание
- Самоучитель по Microsoft Excel для чайников
- Раздел 1: Основы Excel
- Раздел 2: Формулы и функции
- Раздел 3: Работа с данными
- Раздел 4: Расширенные возможности Excel
- Раздел 5: Продвинутая работа с формулами в Excel
- Раздел 6: Дополнительно
Самоучитель по Microsoft Excel для чайников
Самоучитель по работе в Excel для чайников позволит Вам легко понять и усвоить базовые навыки работы в Excel, чтобы затем уверенно перейти к более сложным темам. Самоучитель научит Вас пользоваться интерфейсом Excel, применять формулы и функции для решения самых различных задач, строить графики и диаграммы, работать со сводными таблицами и многое другое.
Самоучитель был создан специально для начинающих пользователей Excel, точнее для «полных чайников». Информация дается поэтапно, начиная с самых азов. От раздела к разделу самоучителя предлагаются все более интересные и захватывающие вещи. Пройдя весь курс, Вы будете уверенно применять свои знания на практике и научитесь работать с инструментами Excel, которые позволят решить 80% всех Ваших задач. А самое главное:
- Вы навсегда забудете вопрос: «Как работать в Excel?»
- Теперь никто и никогда не посмеет назвать Вас «чайником».
- Не нужно покупать никчемные самоучители для начинающих, которые затем будут годами пылиться на полке. Покупайте только стоящую и полезную литературу!
- На нашем сайте Вы найдете еще множество самых различных курсов, уроков и пособий по работе в Microsoft Excel и не только. И все это в одном месте!
Раздел 1: Основы Excel
- Знакомство с Excel
- Интерфейс Microsoft Excel
- Лента в Microsoft Excel
- Представление Backstage в Excel
- Панель быстрого доступа и режимы просмотра книги
- Создание и открытие рабочих книг
- Создание и открытие рабочих книг Excel
- Режим совместимости в Excel
- Сохранение книг и общий доступ
- Сохранение и автовосстановление книг в Excel
- Экспорт книг Excel
- Общий доступ к книгам Excel
- Основы работы с ячейками
- Ячейка в Excel — базовые понятия
- Содержимое ячеек в Excel
- Копирование, перемещение и удаление ячеек в Excel
- Автозаполнение ячеек в Excel
- Поиск и замена в Excel
- Изменение столбцов, строк и ячеек
- Изменение ширины столбцов и высоты строк в Excel
- Вставка и удаление строк и столбцов в Excel
- Перемещение и скрытие строк и столбцов в Excel
- Перенос текста и объединение ячеек в Excel
- Форматирование ячеек
- Настройка шрифта в Excel
- Выравнивание текста в ячейках Excel
- Границы, заливка и стили ячеек в Excel
- Числовое форматирование в Excel
- Основные сведения о листе Excel
- Переименование, вставка и удаление листа в Excel
- Копирование, перемещение и изменение цвета листа в Excel
- Группировка листов в Excel
- Разметка страницы
- Форматирование полей и ориентация страницы в Excel
- Вставка разрывов страниц, печать заголовков и колонтитулов в Excel
- Печать книг
- Панель Печать в Microsoft Excel
- Задаем область печати в Excel
- Настройка полей и масштаба при печати в Excel
Раздел 2: Формулы и функции
- Простые формулы
- Математические операторы и ссылки на ячейки в формулах Excel
- Создание простых формул в Microsoft Excel
- Редактирование формул в Excel
- Сложные формулы
- Знакомство со сложными формулами в Excel
- Создание сложных формул в Microsoft Excel
- Относительные и абсолютные ссылки
- Относительные ссылки в Excel
- Абсолютные ссылки в Excel
- Ссылки на другие листы в Excel
- Формулы и функции
- Знакомство с функциями в Excel
- Вставляем функцию в Excel
- Библиотека функций в Excel
- Мастер функций в Excel
Раздел 3: Работа с данными
- Управление внешним видом рабочего листа
- Закрепление областей в Microsoft Excel
- Разделение листов и просмотр книги Excel в разных окнах
- Сортировка данных в Excel
- Сортировка в Excel – основные сведения
- Пользовательская сортировка в Excel
- Уровни сортировки в Excel
- Фильтрация данных в Excel
- Фильтр в Excel — основные сведения
- Расширенный фильтр в Excel
- Работа с группами и подведение итогов
- Группы и промежуточные итоги в Excel
- Таблицы в Excel
- Создание, изменение и удаление таблиц в Excel
- Диаграммы и спарклайны
- Диаграммы в Excel – основные сведения
- Макет, стиль и прочие параметры диаграмм
- Как работать со спарклайнами в Excel
Раздел 4: Расширенные возможности Excel
- Работа с примечаниями и отслеживание исправлений
- Отслеживание исправлений в Excel
- Рецензирование исправлений в Excel
- Примечания к ячейкам в Excel
- Завершение и защита рабочих книг
- Завершение работы и защита рабочих книг в Excel
- Условное форматирование
- Условное форматирование в Excel
- Сводные таблицы и анализ данных
- Общие сведение о сводных таблицах в Excel
- Сведение данных, фильтры, срезы и сводные диаграммы
- Анализ «что если” в Excel
Раздел 5: Продвинутая работа с формулами в Excel
- Решаем задачи с помощью логических функций
- Как задать простое логическое условие в Excel
- Используем логические функции Excel для задания сложных условий
- Функция ЕСЛИ в Excel на простом примере
- Подсчет и суммирование в Excel
- Подсчет ячеек в Excel, используя функции СЧЕТ и СЧЕТЕСЛИ
- Суммирование в Excel, используя функции СУММ и СУММЕСЛИ
- Как посчитать накопительную сумму в Excel
- Вычисляем средневзвешенные значения при помощи СУММПРОИЗВ
- Работа с датами и временем в Excel
- Дата и время в Excel – основные понятия
- Ввод и форматирование дат и времени в Excel
- Функции для извлечения различных параметров из дат и времени в Excel
- Функции для создания и отображения дат и времени в Excel
- Функции Excel для вычисления дат и времени
- Поиск данных
- Функция ВПР в Excel на простых примерах
- Функция ПРОСМОТР в Excel на простом примере
- Функции ИНДЕКС и ПОИСКПОЗ в Excel на простых примерах
- Полезно знать
- Статистические функции Excel, которые необходимо знать
- Математические функции Excel, которые необходимо знать
- Текстовые функции Excel в примерах
- Обзор ошибок, возникающих в формулах Excel
- Работа с именами в Excel
- Знакомство с именами ячеек и диапазонов в Excel
- Как присвоить имя ячейке или диапазону в Excel
- 5 полезных правил и рекомендаций по созданию имен ячеек и диапазонов в Excel
- Диспетчер имен в Excel – инструменты и возможности
- Как присваивать имена константам в Excel?
- Работа с массивами в Excel
- Знакомство с формулами массива в Excel
- Многоячеечные формулы массива в Excel
- Одноячеечные формулы массива в Excel
- Массивы констант в Excel
- Редактирование формул массива в Excel
- Применение формул массива в Excel
- Подходы к редактированию формул массива в Excel
Раздел 6: Дополнительно
Хотите узнать об Excel еще больше? Специально для Вас мы припасли целых два простых и полезных самоучителя: 300 примеров по Excel и 30 функций Excel за 30 дней.
Источник
Изучение программы MsExcel осуществляется в течение 11 уроков в 4 классе, но каждый урок помимо освоения данной программы включает и изучение теоретических вопросов информатики, согласно программы.
Тема урока | Кол-во часов |
Знакомство с программой Ms Excel. | 1 |
Назначение электронных таблиц | |
Интерфейс программы Ms Excel | 1 |
Адресация. Диапазон ячеек | 2 |
Составление простых формул | 2 |
Построение диаграмм | 2 |
Работа над учебным проектом | 2 |
Защита работы | 1 |
Всего: | 11 |
Остановимся подробно на каждой из тем.
Урок 1
Знакомство с Ms Excel. Назначение ЭТ
Задача: познакомить учащихся с программой MsExcel и выяснить ее основное назначение.
- показываю некоторые возможности ЭТ;
- учащиеся называют те профессии, в работе которых можно использовать ЭТ и для каких целей;
- варианты запуска программы.
Для перехода к электронным таблицам в программе MsWord учащиеся создают таблицу «Новогодний подарок» (Приложение 1), структуру которой они должны разработать дома, используя предложенные данные (Приложение 2).
Как сосчитать стоимость покупки проблем у ребят не вызывает. (пользуются калькулятором). Но создается проблемная ситуация за маленький промежуток времени изменить вначале цену, затем количество конфет. В конце концов ребята запутываются.
И тут им на помощь прихожу я. А знаете ли вы, что есть такая таблицы, которые умеют считать? Только ими нужно грамотно управлять.
На этом уроке я знакомлю учащихся с некоторыми возможностями программы, обсуждаем профессии, в работе которых можно использовать ЭТ и для каких целей; а также учимся запускать данную программу.
Урок 2
Интерфейс программы MsExcel
Задача: объяснить учащимся, что у каждой ячейки есть свой адрес, называть и показывать определенный адрес ячейки.
На данном уроке вновь создается проблемная ситуация: мы пришли в магазин, в котором каждая из игрушек занимает свое место. Как объяснить продавцу, который не понимает цвета, какого цвета игрушка нам нужна? (Рисунок 1)
Для отработки адресов ячеек использую задание «Дом» (Приложение 3), где необходимо зажечь в указанных окнах свет.
Урок 3-4
Диапазон ячеек
Задача: научить понимать понятие диапазона, давать ему имя, применять некоторые элементы оформления ячеек.
- Знакомство с понятием «диапазон ячеек»;
- Внешний вид ячеек
Рисунок 1
Для этих уроков использую задания «Восстанови рисунок», где указаны диапазоны ячеек и соответствующий цвет (Приложение 4, Приложение 5).
Задания данного типа очень нравятся учащимся, они сами составляют дома аналогичные задания и приносят на уроки информатики.
Урок 5-6
Составление простых формул
Задача: научить составлять простые математические формулы в программе MsExcel.
- Запись формулы;
- Применение адресов в формулах
Изучение данной темы осуществляется через задание «Сколько жителей в доме?», (Рисунок 2) где необходимо заселить жителей и составить формулы для подсчета по подъездам, по этажам и по всему дому. Учащиеся видят, как изменяя количество жителей хоть в одной квартире, автоматически меняется все значения. (Приложение 6).
Рисунок 2
Также использую задание «Паровоз» (Приложение 7).
Урок 7-8
Построение диаграмм
Задача: научить представлять числовую информацию в графической форме, а также читать простые диаграммы.
- Строить таблицы для диаграммы;
- Строить круговую и столбчатую диаграммы;
- Читать готовые диаграммы.
В подобранных заданиях от учащихся требуется не только внимание, но и осуществляется развитие информационной компетентности. (Приложение
Урок 9-10
Работа над учебным проектом
В связи с тем, что учащиеся начальных классов любят выполнять различные творческие задания, последние уроки занимаемся проектной деятельностью.
И если в прошлом учебном году учащиеся 4-го класса выполняли проект «Калькулятор для Пончика», то в этом году учащиеся получили в результате учебного проекта продукт «Настенный календарь» (Рисунок 3).
Алгоритм работы проекта «Настенный календарь» — Приложение 9
Рисунок 3
Этот проект состоял из 3-х этапов: мотивационный, где обратила внимание ребят на практическую значимость проекта, проработали шаблон календаря; конструктивный этап – непосредственное выполнение проекта (использовался алгоритм). Третий этап – это защита проекта.
Урок 11
Защита проектов
Литература
- Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе / Ю.А.Аверкин., Н.В.Матвеева, Т.А. Рудченко, Л.А.Семенов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г. – 477 с.: ил.
- Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование», № 4 – 2008. – М.: Образование и Информатика, 2008. – 96 с.: ил.
- Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование», № 8 – 2008. – М.: Образование и Информатика, 2008. – 96 с.: ил.
Перейти к содержанию
Самоучитель по Microsoft Excel для чайников
На чтение 6 мин Опубликовано 10.05.2020
Самоучитель по работе в Excel для чайников позволит Вам легко понять и усвоить базовые навыки работы в Excel, чтобы затем уверенно перейти к более сложным темам. Самоучитель научит Вас пользоваться интерфейсом Excel, применять формулы и функции для решения самых различных задач, строить графики и диаграммы, работать со сводными таблицами и многое другое.
Самоучитель был создан специально для начинающих пользователей Excel, точнее для «полных чайников». Информация дается поэтапно, начиная с самых азов. От раздела к разделу самоучителя предлагаются все более интересные и захватывающие вещи. Пройдя весь курс, Вы будете уверенно применять свои знания на практике и научитесь работать с инструментами Excel, которые позволят решить 80% всех Ваших задач. А самое главное:
- Вы навсегда забудете вопрос: «Как работать в Excel?»
- Теперь никто и никогда не посмеет назвать Вас «чайником».
- Не нужно покупать никчемные самоучители для начинающих, которые затем будут годами пылиться на полке. Покупайте только стоящую и полезную литературу!
- На нашем сайте Вы найдете еще множество самых различных курсов, уроков и пособий по работе в Microsoft Excel и не только. И все это в одном месте!
Содержание
- Раздел 1: Основы Excel
- Раздел 2: Формулы и функции
- Раздел 3: Работа с данными
- Раздел 4: Расширенные возможности Excel
- Раздел 5: Продвинутая работа с формулами в Excel
- Раздел 6: Дополнительно
- Знакомство с Excel
- Интерфейс Microsoft Excel
- Лента в Microsoft Excel
- Представление Backstage в Excel
- Панель быстрого доступа и режимы просмотра книги
- Создание и открытие рабочих книг
- Создание и открытие рабочих книг Excel
- Режим совместимости в Excel
- Сохранение книг и общий доступ
- Сохранение и автовосстановление книг в Excel
- Экспорт книг Excel
- Общий доступ к книгам Excel
- Основы работы с ячейками
- Ячейка в Excel — базовые понятия
- Содержимое ячеек в Excel
- Копирование, перемещение и удаление ячеек в Excel
- Автозаполнение ячеек в Excel
- Поиск и замена в Excel
- Изменение столбцов, строк и ячеек
- Изменение ширины столбцов и высоты строк в Excel
- Вставка и удаление строк и столбцов в Excel
- Перемещение и скрытие строк и столбцов в Excel
- Перенос текста и объединение ячеек в Excel
- Форматирование ячеек
- Настройка шрифта в Excel
- Выравнивание текста в ячейках Excel
- Границы, заливка и стили ячеек в Excel
- Числовое форматирование в Excel
- Основные сведения о листе Excel
- Переименование, вставка и удаление листа в Excel
- Копирование, перемещение и изменение цвета листа в Excel
- Группировка листов в Excel
- Разметка страницы
- Форматирование полей и ориентация страницы в Excel
- Вставка разрывов страниц, печать заголовков и колонтитулов в Excel
- Печать книг
- Панель Печать в Microsoft Excel
- Задаем область печати в Excel
- Настройка полей и масштаба при печати в Excel
Раздел 2: Формулы и функции
- Простые формулы
- Математические операторы и ссылки на ячейки в формулах Excel
- Создание простых формул в Microsoft Excel
- Редактирование формул в Excel
- Сложные формулы
- Знакомство со сложными формулами в Excel
- Создание сложных формул в Microsoft Excel
- Относительные и абсолютные ссылки
- Относительные ссылки в Excel
- Абсолютные ссылки в Excel
- Ссылки на другие листы в Excel
- Формулы и функции
- Знакомство с функциями в Excel
- Вставляем функцию в Excel
- Библиотека функций в Excel
- Мастер функций в Excel
Раздел 3: Работа с данными
- Управление внешним видом рабочего листа
- Закрепление областей в Microsoft Excel
- Разделение листов и просмотр книги Excel в разных окнах
- Сортировка данных в Excel
- Сортировка в Excel – основные сведения
- Пользовательская сортировка в Excel
- Уровни сортировки в Excel
- Фильтрация данных в Excel
- Фильтр в Excel — основные сведения
- Расширенный фильтр в Excel
- Работа с группами и подведение итогов
- Группы и промежуточные итоги в Excel
- Таблицы в Excel
- Создание, изменение и удаление таблиц в Excel
- Диаграммы и спарклайны
- Диаграммы в Excel – основные сведения
- Макет, стиль и прочие параметры диаграмм
- Как работать со спарклайнами в Excel
Раздел 4: Расширенные возможности Excel
- Работа с примечаниями и отслеживание исправлений
- Отслеживание исправлений в Excel
- Рецензирование исправлений в Excel
- Примечания к ячейкам в Excel
- Завершение и защита рабочих книг
- Завершение работы и защита рабочих книг в Excel
- Условное форматирование
- Условное форматирование в Excel
- Сводные таблицы и анализ данных
- Общие сведение о сводных таблицах в Excel
- Сведение данных, фильтры, срезы и сводные диаграммы
- Анализ «что если” в Excel
Раздел 5: Продвинутая работа с формулами в Excel
- Решаем задачи с помощью логических функций
- Как задать простое логическое условие в Excel
- Используем логические функции Excel для задания сложных условий
- Функция ЕСЛИ в Excel на простом примере
- Подсчет и суммирование в Excel
- Подсчет ячеек в Excel, используя функции СЧЕТ и СЧЕТЕСЛИ
- Суммирование в Excel, используя функции СУММ и СУММЕСЛИ
- Как посчитать накопительную сумму в Excel
- Вычисляем средневзвешенные значения при помощи СУММПРОИЗВ
- Работа с датами и временем в Excel
- Дата и время в Excel – основные понятия
- Ввод и форматирование дат и времени в Excel
- Функции для извлечения различных параметров из дат и времени в Excel
- Функции для создания и отображения дат и времени в Excel
- Функции Excel для вычисления дат и времени
- Поиск данных
- Функция ВПР в Excel на простых примерах
- Функция ПРОСМОТР в Excel на простом примере
- Функции ИНДЕКС и ПОИСКПОЗ в Excel на простых примерах
- Полезно знать
- Статистические функции Excel, которые необходимо знать
- Математические функции Excel, которые необходимо знать
- Текстовые функции Excel в примерах
- Обзор ошибок, возникающих в формулах Excel
- Работа с именами в Excel
- Знакомство с именами ячеек и диапазонов в Excel
- Как присвоить имя ячейке или диапазону в Excel
- 5 полезных правил и рекомендаций по созданию имен ячеек и диапазонов в Excel
- Диспетчер имен в Excel – инструменты и возможности
- Как присваивать имена константам в Excel?
- Работа с массивами в Excel
- Знакомство с формулами массива в Excel
- Многоячеечные формулы массива в Excel
- Одноячеечные формулы массива в Excel
- Массивы констант в Excel
- Редактирование формул массива в Excel
- Применение формул массива в Excel
- Подходы к редактированию формул массива в Excel
Раздел 6: Дополнительно
- Настройка интерфейса
- Как настроить Ленту в Excel 2013
- Режим сенсорного управления Лентой в Excel 2013
- Стили ссылок в Microsoft Excel
Хотите узнать об Excel еще больше? Специально для Вас мы припасли целых два простых и полезных самоучителя: 300 примеров по Excel и 30 функций Excel за 30 дней.
Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:
Федяева А.И
«Работа в Microsoft Excel»
Учебное пособие
Для дисциплины «Информационные технологии»
2019 год
«Работа в Microsoft Excel» Учебное пособие для дисциплины «Информационные технологии
Учебное пособие подготовлено по материалам лекционного курса, посвященного основам работы в программе Microsoft Excel. Предназначено для практической самостоятельной работы студентов. Содержит краткое описание электронной таблицы Excel, методические рекомендации к выполнению практических работ и задания для самостоятельной работы студентов.
Содержание
Введение 4
Основные понятия и определения электронной таблицы MsExcel 6
Практическая работа 1 Тема: Обучение основным возможностям в программе Microsoft Excel. Ввод чисел и текста в таблицы Excel. Выделение границ. Форматирование текста. Понятие формул. 7
Практическая работа 2 Тема: Автозаполнение таблиц Excel. Абсолютные ссылки. Форматирование таблицы. 14
Практическая работа 3 Тема: Оформление документов Excel. Вставка примечаний. Использование функций. 16
Практическая работа 4 Тема: Построение диаграмм и графиков в таблицах Excel. 19
Практическая работа 5 Тема: Сортировка записей списка. Подготовка документа к печати. 22
Практическая работа 6 Тема: Математика в Excel. Графическое решение систем уравнений. Графики функций в Excel 24
Практическая работа 7 Тема: Решение линейных уравнений вида ax+b=0 в ЭТ Excel. Условное форматирование. 26
Практическая работа 8 Тема: Закрепление изученного материала: Решение квадратных уравнений вида ax2+bx+c=0 в ЭТ Excel. 31
Список используемой литературы 34
Введение
Требования к уровню подготовки выпускника специальности 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем предусматривают знание студентами программы Microsoft Excel, которая входит в пакет Microsoft Office. А также уметь применять программу Microsoft Excel для решения математических, экономических, статистических и других задач, построения вычисляемых таблиц различного уровня сложности. Получение навыков реализации возможностей программного пакета Microsoft Excel при решении базовых математических задач может являться ступенью в подготовке специалистов высокого уровня для современной экономики.
Составлено в соответствии с ГОС специальности 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.
При изучении данного курса студент должен:
Знать:
- назначение электронных таблиц;
- структуру окна ЭТ Excel;
- основные приемы работы в ЭТ Excel;
- способы форматирования таблиц;
- приемы работы с формулами и функциями;
- методы создание таблиц различного уровня сложности.
Уметь:
- вводить данные в таблицы Excel;
- форматировать таблицы;
- использовать формулы при расчетах;
- добавлять примечания к ячейкам;
- применять функции для решения задач;
- строить различного рода диаграммы;
- выполнять сортировку данных;
- работать с формой;
- фильтровать данные;
- решать системы уравнений;
- решать линейные и квадратные уравнения;
- строить графики систем уравнений;
- применять логические функции для решения уравнений;
- выполнять условное форматирование;
В соответствии с государственным стандартом образовательной области «Информационные технологии» учебное пособие включает в себя: последовательность практических работ, для самостоятельного выполнения их на компьютере, позволяющих учащимся познакомиться с одной из наиболее популярных программ работы с электронными таблицами – MsExcel.
В данном учебном пособии рассмотрены основные понятия и определения электронной таблицы Excel, разработаны практические работы, которые помогут учащимся самостоятельно научится решать задачи и составлять таблицы различного уровня сложности, а также закрепить основные навыки и умения в электронной таблице Excel.
Для эффективного освоения курса рекомендуется строить самостоятельную работу следующим образом: повторить необходимый для занятия теоретический материал по учебным конспектам и дополнительной литературе, внимательно ознакомится с заданием и рекомендациями по его выполнению, выполнить работу в указанной последовательности, убедиться в том, что получены все необходимые навыки сформулированные вначале каждой работы.
Данное учебное пособие может быть использовано студентами дневного и заочного отделений для самостоятельного изучения темы «Работа в Microsoft Excel», а также преподавателями для организации работы студентов, как на занятиях, так и для внеаудиторной работы.
Основные понятия и определения электронной таблицы MsExcel
Объекты электронной таблицы (см. рис. 1):
Рис. 1.
Ячейка – элементарный объект электронной таблицы, расположенный на пересечении столбца и строки.
Строка – все ячейки, расположенные на одном горизонтальном уровне.
Столбец – все ячейки, расположенные в одном вертикальном ряду таблицы.
Диапазон ячеек – группа смежных ячеек, которая может состоять из одной ячейки, строки (или ее части), столбца (или его части), а также из совокупности ячеек, охватывающих прямоугольную область таблицы.
Таблица представляет собой сложный объект, который состоит из элементарных объектов: строки, столбца, ячейки, диапазона ячеек. Каждый элементарный объект обладает именем, которое определено разработчиками электронной таблицы.
Строка: заголовки строк представлены в виде целых чисел, начиная с 1.
Столбец: заголовки столбцов задаются буквами латинского алфавита сначала от A до Z, затем от АА до AZ, от ВА до ВZ и т.д.
Ячейка: адрес ячейки определяется ее местоположением в таблице, и образуется из заголовков столбца и строки, на пересечении которых она находится. Сначала записывается заголовок столбца, а затем номер строки. Например: А3, D6, АВ46 и т.д.
Диапазон ячеек: задается указанием адресов первой и последней его ячеек, разделенных двоеточием. Например: адрес диапазона, образованного частью строки 3 – Е3:G3, адрес диапазона, имеющего вид прямоугольника с начальной ячейкой F5 и конечной ячейкой G8 – F5:G8.
Под форматированием табличного документа понимается ряд действий по изменению формы представления, как самого документа, так и его объектов. Для форматирования объектов электронной таблицы, помимо обычных способов, принятых в текстовом процессоре, используются некоторые особые приемы:
- данные в ячейках могут быть представлены различным образом (в разных форматах);
- можно изменять ширину столбца или высоту строки, в которых хранятся данные;
- любой объект электронной таблицы может быть заключен в рамку и/или выделен специальным узором.
Форматирование любого объекта табличного документа осуществляется с помощью команд раздела меню Формат.
Формат ячейки характеризуется следующими параметрами: число, выравнивание, шрифт, рамка, вид, защита.
- Число определяет тип данных, хранящихся в ячейке.
- Выравнивание и шрифт используются так же, как и в текстовом редакторе. Рамка определяет внешнее обрамление ячейки (тип, толщину, штрих линии). Вид определяет заливку и узор фона ячейки.
- Защита определяет уровень защиты данных в ячейке.
Формат строки позволяет регулировать высоту строки и управлять отображением строки в таблице.
Высота строки регулируется автоматически или вручную. При автоматической регулировке высоты строки выбирается такое значение, чтобы все данных помещались в строке.
Формат столбца позволяет регулировать ширину столбца и управлять отображением столбца в таблице.
Ширина столбца может регулироваться автоматически или вручную. При автоматической регулировке ширины столбца выбирается такое значение, чтобы все данные помещались в столбце в одну строку.
Практическая работа 1:
Тема: Обучение основным возможностям в программе Microsoft Excel. Ввод чисел и текста в таблицы Excel. Выделение границ. Форматирование текста. Понятие формул.
Цель: Ознакомить учащихся с основными приемами работы в ЭТ Excel. Научить учащихся создавать простые таблицы в ЭТ Excel.
Оборудование: ПК, ЭТ Excel.
В качестве проверки домашнего задания предлагаются следующие вопросы:
- Для чего предназначены программы обработки числовой информации?
- Какие вы знаете программы обработки числовой информации. Дать краткую характеристику?
- Сферы применения электронных таблиц?
- Основные возможности программы Excel?
- Структура программы Excel?
Перед выполнением практической работы студент должен знать:
- назначение электронных таблиц;
- структуру окна ЭТ Excel;
- основные приемы работы в ЭТ Excel;
После выполнения практической работы студент должен уметь:
- вводить данные в таблицы Excel;
- выделять границы в таблице;
- использовать формулы при расчетах;
- форматировать текст в таблицах.
Методические указания
Введение основных понятий, связанных с работой электронных таблиц Excel.
1. Запустите программу Microsoft Excel, любым, известным вам способом. Внимательно рассмотрите окно программы Microsoft Excel. Первый взгляд на горизонтальное меню и панели инструментов несколько успокаивает, так как многие пункты горизонтального меню и кнопки панелей инструментов совпадают с пунктами меню и кнопками окна редактора Word, изученным ранее.
Совсем другой вид имеет рабочая область и представляет собой размеченную таблицу, состоящую из ячеек одинакового размера. Одна из ячеек явно выделена (обрамлена черной рамкой). Как выделить другую ячейку? Достаточно щелкнуть по ней мышью, причем указатель мыши в это время должен иметь вид толстого белого креста.
Попробуйте выделить различные ячейки таблицы. Для перемещения по таблице воспользуйтесь полосами прокрутки.
2. Для того чтобы, ввести текст в одну из ячеек таблицы, необходимо ее выделить и сразу же (не дожидаясь появления столь необходимого нам в процессоре Word текстового курсора) “писать”.
Основным отличием работы электронных таблиц от текстового процессора является то, что после ввода данных в ячейку, их необходимо зафиксировать, т. е. дать понять программе, что вы закончили вводить информацию в эту конкретную ячейку,
Зафиксировать данные можно одним из способов:
- нажать клавишу {Enter};
- щелкнуть мышью по другой ячейке,
- воспользоваться кнопками управления курсором на клавиатуре (перейти к другой ячейке).
3. Все уже заметили, что таблица состоит из столбцов и строк, причем у каждого из столбцов есть свой заголовок (А, В, С…), и все строки пронумерованы (1, 2, 3…). Для того чтобы выделить столбец целиком, достаточно щелкнуть мышью по его заголовку, чтобы выделить строку целиком, нужно щелкнуть мышью по ее заголовку.
4. Обратите внимание на то, что в Поле имени, расположенном выше заголовка столбца А, появился адрес выделенной ячейки С4. Выделите другую ячейку, и вы увидите, что в Поле имени адрес изменился.
Выделите ячейку D5; F2; А16.
Какой адрес имеет ячейка, содержащая день недели?
5. Давайте представим, что в ячейку, содержащую имя студента нужно дописать еще и его фамилию. Выделите ячейку, содержащую имя студента, введите с клавиатуры фамилию и зафиксируйте данные, нажав клавишу {Enter}.
Что произошло? Фамилия не «дописалась» в ячейку, а новые данные заменили исходные и вместо имени студента вы получили фамилию. То есть, если выделить ячейку таблицы, содержащую некоторые данные и ввести новые данные с клавиатуры, в ячейке таблицы окажется последняя информация.
Как же дополнить содержимое ячейки таблицы (отредактировать), не набирая заново все данные? Выделив ячейку, содержащую имя студента, вы увидите, что ее содержимое дублируется в Строке формул, расположенной выше заголовков столбцов. Именно в Строку формул можно щелчком мыши установить традиционный текстовый курсор, внести все требуемые изменения и затем зафиксировать окончательный вариант данных.
Выделите ячейку таблицы, содержащую имя студента, установите текстовый курсор перед текстом в Строке формул и наберите заново фамилию. Зафиксируйте данные. У вас должна получиться следующая картина (см. рис. 2):
Рис. 2.
Видно, что запись вышла за пределы своей ячейки и заняла часть соседней. Это происходит только тогда, когда соседняя ячейка пуста. Давайте ее заполним и проверим, что изменится.
Выделите ячейку таблицы, расположенную правее ячейки, содержащей ваши данные и введите в нее любой текст.
Теперь видна только та часть ваших данных, которая помещается в ячейке (см. рис. 3). Как просмотреть всю запись? И опять к вам на помощь придет Строка Формул. Именно в ней можно увидеть все содержимое выделенной ячейки.
Рис. 3
Выделите ячейку, содержащую фамилия и имя студента, и просмотрите в Строке формул полное содержимое ячейки. Итак, Строка формул позволяет:
- внести изменения в содержимое выделенной ячейки;
- просмотреть содержимое ячейки, если запись не видна целиком.
Формат ячейки: для того чтобы данные в ячейках правильно считались необходимо задать нужный формат. Список возможных форматов, можно найти в пункте меню «Формат»-«Ячейки…», закладка «Число», пункт «(все форматы)» в левом списке — справа появится список предопределенных форматов (см. рис. 4).
Рис. 4
6. Как увеличить ширину столбца для того, чтобы в ячейке одновременно были видны и фамилия и имя студента?
Для этого подведите указатель мыши к правой границе заголовка столбца, «поймайте» момент, когда указатель мыши примет вид черной двойной стрелки, и, удерживая нажатой левую клавишу мыши, переместите границу столбца вправо. Столбец расширился. Аналогично можно сужать столбцы и изменять высоту строки.
Измените ширину столбца, содержащего день недели и часть суток таким образом, чтобы весь введенный текст был виден в ячейке таблицы.
7. Часто бывает нужно выделить не одну ячейку и не целый столбец, а блок ячеек (несколько ячеек, расположенных рядом).
Для этого нужно установить указатель мыши в крайней ячейке выделения и, при нажатой левой клавише, переместить мышь к противоположному краю выделения (весь выделенный блок «охвачен» рамкой, все ячейки, кроме той, с которой начали выделение, окрашены в черный цвет).
Обратите внимание, что в процессе выделения в Поле имени регистрируется количество строк и столбцов, попадающих в выделение. В тот же момент, когда вы отпустили левую клавишу, в Поле имени высвечивается адрес активной ячейки, ячейки, с которой начали выделение (адрес активной ячейки, выделенной цветом).
Выделите блок ячеек, начав с ячейки А1 и закончив ячейкой, содержащей «сегодня».
Для выделения всей таблицы используйте «пустую» угловую кнопку, расположенную над заголовком первой строки.
Выделите таблицу целиком. Снимите выделение, щелкнув мышью по любой ячейке.
8. Каким образом удалить содержимое ячейки? Для этого достаточно выделить ячейку (или блок ячеек) и нажать клавишу {Delete} или воспользоваться командой горизонтального меню Правка🢥Очистить.
Удалите все свои записи.
Далее рассмотрим понятие формулы:
Формула является основным средством для анализа данных. С помощью формул можно складывать, умножать и сравнивать данные, а также объединять значения. Формулы могут ссылаться на ячейки текущего листа, листов той же книги или других книг.
Формулы вычисляют значения в определенном порядке.
Формула в Microsoft Excel всегда начинается со знака равенства (=). Знак равенства свидетельствует о том, что последующие символы составляют формулу. Элементы, следующие за знаком равенства, являются операндами, разделяемыми операторами вычислений. Формула вычисляется слева направо, в соответствии с определенным порядком для каждого оператора в формуле. Порядок операций может быть изменен с помощью скобок.
В приведенном ниже примере скобки вокруг первой части формулы определяют следующий порядок вычислений: определяется значение B4+25, затем полученный результат делится на сумму значений в ячейках D5, E5 и F5.
=(B4+25)/СУММ(D5:F5)
Применение ссылок на ячейки
Формула может ссылаться на значения констант и на другие ячейки. Ячейка, содержащая формулу называется зависимой ячейкой, если ее значение зависит от значений в других ячейках. Например, ячейка B2 является зависимой, если она содержит формулу =C2.
Всякий раз, когда меняется ячейка, на которую ссылается формула, по умолчанию зависимая ячейка также меняется. Например, если значение одной из следующих ячеек меняется, результат формулы =B2+C2+D2 также изменится.
Если формула использует не ссылки на ячейки, а константы (например =30+70+110), результат изменится только при изменении самой формулы.
Формулы могут ссылаться на ячейки или на диапазоны ячеек, а также на имена или заголовки, представляющие ячейки или диапазоны ячеек.
Форматирование существующих чисел:
Числа в Microsoft Excel хранятся в виде числовых данных, даже если позже к содержащим их ячейкам был применен текстовый формат. Если такие данные, как коды товара, необходимо интерпретировать как текст, то сначала желательно применить текстовый формат к пустым ячейкам, а затем вводить числа. Если же числа уже введены, то их можно преобразовать в текстовые данные.
Задания для самостоятельной работы:
Задание №1:
Заполните предложенные таблицы, вычислив Доходы и Расходы.
Таблица 1
Доходы
статья |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
всего |
Продажи |
400р. |
300р. |
500р. |
563р. |
632р. |
756р. |
? |
Консультации |
20р. |
23р. |
53 |
63р. |
42р. |
53р. |
? |
Услуги |
100р. |
102р. |
105р. |
109р. |
111р. |
145р. |
? |
Всего |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Таблица 2
Расходы
статья |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
всего |
Материалы |
200р. |
100р. |
20р. |
53р. |
42р. |
40р. |
? |
Зарплата |
100р. |
100р. |
100р. |
100р. |
100р. |
100р. |
? |
Реклама |
2р. |
5р. |
40р. |
5р. |
4р. |
6р. |
? |
Аренда |
20р. |
20р. |
20р. |
20р. |
20р. |
20р. |
? |
Командировки |
10р. |
0р. |
0р. |
0р. |
20р. |
0р. |
? |
Оборудование |
120р. |
0р. |
0р. |
100р. |
0р. |
0р. |
? |
Всего |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
По полученным данным найдите разницу между Доходами и Расходами.
Занесите ее в таблицу:
Таблица 3
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
всего |
|
Разница |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Примечание:
1. Для более быстрого заполнения ячеек месяцами, необходимо использовать автозаполнение ячеек – навести указатель мыши на маркер заполнения ячеек, который находится в правом нижнем углу ячейки, и появившемся курсором «+» растянуть на необходимое число ячеек.
2. В данном задании используется формат ячеек – денежный.
Задание №2:
Вычислите «бюджет семьи» в неделю, в месяц, за год.
Таблица 4
Бюджет семьи
наименование товара |
цена |
кол-во в неделю |
стоимость в неделю |
стоимость в месяц |
стоимость за год |
хлеб |
4,7 |
7 |
? |
? |
? |
молоко |
? |
? |
? |
||
фрукты |
? |
? |
? |
||
макароны |
? |
? |
? |
||
мясо |
? |
? |
? |
||
яйцо |
? |
? |
? |
||
овощи |
? |
? |
? |
||
крупы |
? |
? |
? |
||
сахар |
? |
? |
? |
||
конфеты |
? |
? |
? |
||
итого: |
? |
? |
? |
Задание №3:
Составьте финансовый план ремонта квартиры.
Таблица 5
Финансовый план
необходимые материалы |
цена |
необходимое кол-во |
стоимость |
Краска |
5 |
5 |
? |
Обои |
20 |
40 |
? |
гвозди |
1 |
60 |
? |
итого: |
? |
? |
? |
Практическая работа 2:
Тема: Автозаполнение таблиц Excel. Абсолютные ссылки. Форматирование таблицы.
Цель: Ознакомить учащихся с автоматическим заполнением таблиц. Научить учащихся форматировать таблицы в ЭТ Excel.
Оборудование: ПК, ЭТ Excel.
Перед выполнением практической работы студент должен
знать:
- назначение электронных таблиц;
- структуру окна ЭТ Excel;
- основные приемы работы в ЭТ Excel;
уметь:
- вводить данные в таблицы Excel;
- выделять границы в таблице;
- использовать формулы при расчетах;
- форматировать текст в таблицах.
После выполнения практической работы студент должен уметь:
- использовать автозаполнение таблиц;
- форматировать таблицы.
Методические указания
- Дать определение Маркера заполнения.
- Изучение заполнения рядов чисел, дат или других элементов.
- Копирование данных внутри строки или столбца.
- Форматирование таблицы.
- Вращение и выравнивание текста в ячейке.
- Процесс переноса длинной строки в ячейке по словам.
- Использование рамок в ячейках.
- Заливка фона ячеек цветом.
Задания для самостоятельной работы:
Задание №1:
Подготовьте таблицу для расчетов платежей за электроэнергию.
1 кВт = 12р.
Таблица 6
месяц |
дата |
показание счетчика |
расход кВт ч |
сумма |
26.12.2002 |
3750 |
|||
январь |
30.01.2003 |
3840 |
90 |
57,60р. |
февраль |
25.02.2003 |
3960 |
? |
? |
март |
23.03.2003 |
4070 |
? |
? |
апрель |
? |
? |
||
май |
? |
? |
||
июнь |
? |
? |
||
июль |
? |
? |
||
август |
? |
? |
||
сентябрь |
? |
? |
||
октябрь |
? |
? |
||
ноябрь |
? |
? |
||
декабрь |
? |
? |
Задание №2:
Подготовьте прайс-лист по продаже офисной мебели с учетом курса доллара. 1$= 32,19р.
Таблица 7
наименование товара |
эквивалент $ US |
цена в рублях |
кресло рабочее |
$ 39 |
1 255,41р. |
Стеллаж |
$ 35 |
|
стол приставной |
$ 42 |
|
стол рабочий |
$ 65 |
|
Стул |
$ 20 |
|
тумба выкатная |
$ 65 |
|
шкаф офисный |
$ 82 |
Задание №3:
Создать таблицу, в которой будут содержаться данные о продажах фирмы «Твистор» в регионах. Воспользоваться средством автоматического заполнения для заголовков столбцов. Вычислить суммарную выручку фирмы за каждый квартал и за год, годовую выручку в каждом из регионов, а также среднюю по регионам выручку в каждом квартале. Применить к заголовку и к городам шрифт Monotype Corsiva.
К ячейкам с кварталами применить серый цвет, а к ячейкам «Итого» и «В среднем» — бледно-голубой.
Таблица 8
Фирма «Твистор» |
|||||
Города |
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
Год |
Астрахань |
|||||
Волгоград |
|||||
Саратов |
|||||
Самара |
|||||
Нижний Новгород |
|||||
Казань |
|||||
Ульяновск |
|||||
Пермь |
|||||
Москва |
|||||
Новосибирск |
|||||
Итого: |
|||||
В среднем: |
Практическая работа 3:
Тема: Оформление документов Excel. Вставка примечаний. Использование функций.
Цель: Научить учащихся добавлять примечания к ячейкам в ЭТ Excel, решать задачи с применением функций.
Оборудование: ПК, ЭТ Excel.
Перед выполнением практической работы студент должен
знать:
- назначение электронных таблиц;
- структуру окна ЭТ Excel;
- основные приемы работы в ЭТ Excel;
уметь:
- вводить данные в таблицы Excel;
- выделять границы в таблице;
- использовать формулы при расчетах;
- форматировать текст в таблицах.
- использовать автозаполнение таблиц;
После выполнения практической работы студент должен уметь:
- форматировать таблицы.
- добавлять примечания к ячейкам;
- применять функции для решения задач.
Методические указания
- Добавление примечания к ячейке
- Использование функций для вычисления значений
- Изучение структуры функции
- Ввод формулы, содержащей функцию
- Вставка функции
Задания для самостоятельной работы:
Задание №1:
Создать таблицу, содержащую данные о расходах студента за неделю (можно использовать свои цифры и наименования). Воспользоваться средством автоматического заполнения для заголовков столбцов. Добавить к ячейкам примечания, в которых отразить характер расходов. Подсчитать расходы по отдельным статьям за неделю, а также ежедневные расходы.
Таблица 9
Наименование расходов |
Дата |
За неделю |
||||||
01.мар |
02.мар |
03.мар |
04.мар |
05.мар |
06.мар |
07.мар |
||
Продукты |
60р. |
30р. |
45р. |
120р. |
50р. |
25р. |
300р. |
|
Транспорт |
10р. |
20р. |
||||||
Конц. товары |
80р. |
|||||||
Развлечения |
150р. |
100р. |
||||||
Прочие расходы |
35р. |
66р. |
80р. |
|||||
Итого: |
Задание №2:
1. Составить таблицу, содержащую цены на мониторы различных марок в нескольких фирмах.
2. Заголовок таблицы отцентрировать по всем столбцам.
3. Изменить шрифты следующим образом:
- наименования мониторов – Times New Roman, коричневый;
- названия фирм – Courier New, синий, курсив;
- заголовок таблицы – Arial, красный, полужирный;
- заголовки столбцов, содержащих минимальную и максимальную цену на монитор данного вида – Arial, зеленый, цвет фона ячейки – салатовый.
4. Цены могут быть набраны любым шрифтом, их начертание изменить на курсив.
5. Установить размеры шрифтов:
- для заголовка таблицы – 12 пт.;
- в остальных ячейках – 10 пт.
6. Цены в настоящей таблице приведены в рублях. Преобразовать значения в ячейках к соответствующему денежному формату.
- Минимальную и максимальную цены найти с помощью функций МИН и МАКС.
Таблица 10
Модель |
Фирма |
Мин. |
Макс. |
||||
Previous |
Ellips |
Vector |
Aditon |
IBM |
|||
Samsung 15» |
|||||||
Samsung 17» |
|||||||
Samsung 19» |
|||||||
LG 15» |
|||||||
LG 17» |
|||||||
LG 19» |
|||||||
Daewoo 15» |
|||||||
Daewoo 17» |
Задание №3:
Составить таблицу значений функции двух переменных F(x,y) заданной формулой
F(x,y),
где x = a+hx,
y =c+hy,
hx =(b-a)/n,
hy =(d-c)/n,
n=1,2,…,10
Дано:
Таблица 11
F(x,y) |
a |
b |
c |
D |
= tg (x+y) |
0 |
1 |
0 |
1 |
Ответ представить в виде таблицы:
Таблица 12
№ |
a |
b |
C |
d |
hx |
hy |
x |
y |
F(x,y) |
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
Практическая работа 4:
Тема: Построение диаграмм и графиков в таблицах Excel.
Цель: Ознакомить учащихся с Мастером диаграмм. Научить строить диаграммы и графики по созданным таблицам в ЭТ Excel.
Оборудование: ПК, ЭТ Excel.
Перед выполнением практической работы студент должен
знать:
- назначение электронных таблиц;
- структуру окна ЭТ Excel;
- основные приемы работы в ЭТ Excel;
уметь:
- вводить данные в таблицы Excel;
- выделять границы в таблице;
- использовать формулы и функции при расчетах;
- форматировать таблицы и текст в таблицах.
- использовать автозаполнение таблиц;
После выполнения практической работы студент должен уметь:
- форматировать таблицы;
- применять функции для решения задач;
- строить различного рода диаграммы.
Методические указания
- Создание диаграммы.
- Что такое Мастер диаграмм.
- Создание диаграмм из несмежных диапазонов.
- Изменение типа диаграммы (параметры диаграммы, исходные данные).
- Форматирование диаграмм.
- Добавление и удаление данных в диаграмме.
Задания для самостоятельной работы:
Задание №1:
Создайте таблицу и постройте диаграммы:
- На основе данных о продажах наиболее ликвидных акций в Российской торговой системе за первые 4 недели периода наблюдений. Затем в диаграмму добавьте данные за 5 неделю (Тип диаграммы – гистограмма);
- На основе данных РАО «ЕЭС России» и Норильский никель постройте круговые диаграммы за весь период.
Таблица 13
Итоги торгов: количество сделок за период |
|||||
Фирма |
8-14 янв. |
15-21 янв. |
22-28 янв. |
29-4 фев. |
5-11 фев. |
РАО «ЕЭС Россия» |
2211 |
1365 |
1995 |
1381 |
1428 |
НК «Лукойл» |
1417 |
1005 |
1159 |
797 |
561 |
Мосэнерго |
629 |
253 |
481 |
294 |
238 |
Сургутнефтегаз |
447 |
248 |
228 |
193 |
108 |
Ростелеком |
398 |
245 |
237 |
404 |
208 |
Норильский никель |
72 |
28 |
28 |
27 |
38 |
Пример диаграммы:
Рис. 5. Данные о продажах акций РТС за 4 недели
Задание №2:
- Создайте таблицу.
- Вычислите ежемесячные затраты фирмы «Пирамида» на проект «Зеленый остров», а также суммарные затраты за 4 месяца по статьям расходов.
- Найдите сколько в среднем составляли затраты по статьям и максимальные затраты за каждый месяц.
- Постройте объемную гистограмму, содержащую данные о проекте «Зеленый остров» за январь-апрель.
- Вычислите, каковы были затраты в среднем за 4 месяца, и постройте по этим данным линейчатую диаграмму.
- Постройте круговую диаграмму, показывающую, какая доля общей суммы расходов приходилась на каждую из статей в апреле-марте.
Таблица 14
Наименование |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Итого |
Контракты |
3 000,00р. |
3 600,00р. |
2 700,00р. |
2 880,00р. |
|
Гонорары |
1 500,00р. |
2 658,00р. |
2 658,00р. |
2 280,00р. |
|
Реклама |
2 880,00р. |
2 328,00р. |
1 650,00р. |
2 394,00р. |
|
Фотографии |
1 043,70р. |
585,96р. |
338,58р. |
562,02р. |
|
Приемы |
531,24р. |
453,90р. |
589,32р. |
298,50р. |
|
Поездки |
1 074,00р. |
2 074,92р. |
1 550,04р. |
1 907,94р. |
|
Поддержка |
2 378,70р. |
2 531,40р. |
2 705,94р. |
2 928,00р. |
|
Дискеты |
1 133,94р. |
1 404,00р. |
2 052,12р. |
1 426,92р. |
|
Проспекты |
2 873,70р. |
2 110,98р. |
3 465,30р. |
3 960,00р. |
|
Итого: |
|||||
В среднем: |
|||||
Максимально: |
Задание №3:
Постройте график функции y=10х2-5х-2, если х∈[–5;5] с шагом 1.
Для этого постройте таблицу:
Таблица 15
X |
Y |
Для вывода значений х необходимо выполнить ряд действий:
Значения у вычисляются при помощи формул. |
-5 |
=10х2-5х-2 |
|
-4 |
||
-3 |
||
-2 |
||
-1 |
||
0 |
||
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
Результат:
Рис. 6. График функции 10х2-5х-2
Практическая работа 5:
Тема: Сортировка записей списка. Подготовка документа к печати.
Цель: Научить учащихся сортировать данные в таблицах, работать с формой и автофильтром в ЭТ Excel.
Оборудование: ПК, ЭТ Excel.
Перед выполнением практической работы студент должен
знать:
- назначение электронных таблиц;
- структуру окна ЭТ Excel;
- основные приемы работы в ЭТ Excel;
уметь:
- вводить данные в таблицы Excel;
- выделять границы в таблице;
- использовать формулы и функции при расчетах;
- форматировать таблицы и текст в таблицах.
- использовать автозаполнение таблиц;
После выполнения практической работы студент должен уметь:
- форматировать таблицы;
- выполнять сортировку данных;
- работать с формой;
- фильтровать данные.
Методические указания
- Установка полей страницы.
- Печать документа.
- Изучение команды Данные 🢥Форма…
Рис. 7. Окно «Форма»
- Изучение команды Данные-🢥Сортировка…
Рис. 8. Окно «Сортировка»
- Применение команды Автофильтр.
Задания для самостоятельной работы:
Задание:
- Составьте таблицу «Учет товаров».
- Создайте форму для полученной таблицы, с ее помощью добавьте 5 любых товаров.
- Выполните сортировку таблицы так, чтобы отделы магазина и наименования товаров в них располагались по алфавиту.
- Отфильтруйте данные по отделу и с помощью Microsoft Word (изученный ранее) оформите список «Учет товаров кондитерского отдела».
- С помощью Microsoft Word оформите «ассортимент товаров хлебного отдела».
- Отфильтруйте данные, чтобы получить список товаров, оставшихся в магазине. Оформите список с помощью Word.
- Оформите список товаров, где количество остатка <10.
Таблица 16
Учет товаров
Приход |
Расход |
Остаток |
|||||||
№ |
Отдел |
Наименование товара |
Единица измерения |
Цена прихода |
Количество прихода |
Цена расхода |
Количество расхода |
Количество остатка |
Сумма остатка |
1 |
Кондитерский |
зефир в шоколаде |
упак. |
65,00р. |
15 |
78,00р. |
15 |
||
2 |
Кондитерский |
конфеты «Желейные» |
кг |
57,00р. |
280 |
64,00р. |
135 |
||
3 |
Кондитерский |
торт «Незабудка» |
шт. |
70,00р. |
35 |
81,00р. |
34 |
||
4 |
Молочный |
Кефир |
упак. |
12,70р. |
250 |
13,50р. |
234 |
||
5 |
Молочный |
Молоко |
упак. |
12,00р. |
320 |
13,50р. |
288 |
||
6 |
Молочный |
Сметана |
упак. |
13,00р. |
270 |
14,80р. |
237 |
||
7 |
Мясной |
колбаса докторская |
кг |
78,00р. |
100 |
89,00р. |
93 |
||
8 |
Мясной |
Ливер |
кг |
62,00р. |
60 |
67,00р. |
45 |
||
9 |
Мясной |
Окорок |
кг |
117,00р. |
60 |
123,00р. |
55 |
||
10 |
Мясной |
Сосиски |
кг |
47,00р. |
50 |
56,00р. |
43 |
Практическая работа 6:
Тема: Математика в Excel. Графическое решение систем уравнений. Графики функций в Excel.
Цель: Научить учащихся решать системы уравнений в ЭТ Excel. Закрепить навыки работы с графиками функций в ЭТ Excel.
Оборудование: ПК, ЭТ Excel.
Перед выполнением практической работы студент должен
знать:
- назначение электронных таблиц;
- структуру окна ЭТ Excel;
- основные приемы работы в ЭТ Excel;
уметь:
- создавать, форматировать таблицы и текст в таблицах.
- использовать формулы и функции при расчетах;
- использовать автозаполнение таблиц;
После выполнения практической работы студент должен уметь:
- решать системы уравнений;
- применять функции для решения уравнений;
- строить графики систем уравнений.
Методические указания
Графическое решение систем уравнений
Допустим, заданы следующие системы уравнений:
Рис. 9. Системы уравнений
Каждое из уравнений в представленных четырех системах может быть записано в виде функции:
F=y(x)
Очевидно, что первое уравнение в каждой из систем описывается функцией
F = х2 — 2х + 4
Остальные уравнения описываются функциями Fi, где i отвечает порядковому номеру системы:
F1 =2х+ 1;
F2 = 2х;
F3 = 2х – 1;
F4 = 5х+ 1.
Для графического решения заданных систем уравнений необходимо выполнить следующие шаги:
- Создайте шапку таблицы со столбцами х, Fl, F2, F3 и F4.
- Заполните столбец х значениями из интервала [-6,7] с шагом 1 .
Для этого необходимо применить команду Правка – Заполнить – Прогрессия, чтобы автоматически заполнить столбец содержащий значения х.
- Запишите в первую строку столбцов Fl, F2, F3 и F4 соответствующие формулы и при помощи авто заполнения скопируйте их в остальные ячейки столбцов.
а) в формульном виде таблица выглядит следующим образом (См. рис. 10):
Рис. 10
б) в результативном виде:
Рис. 11
Далее строим графики системы уравнений:
Необходимо составить диаграммы для первой системы уравнений на основе данных столбцов x, F и F1 и для второй системы – на основе данных столбцов x, F и F2.
Для этого выделите одновременно столбцы x, F и F1 и выполните команду Вставка – Диаграмма, задайте все необходимые условия. Для столбцов x, F и F2 проделайте то же самое.
Аналогичным образом постройте диаграммы для третьей и четвертой систем, используя данные столбцов х, F и F3; х, F и F4.
Результат представлен в Приложении 4.
Задания для самостоятельной работы:
Задание:
Построить график функции y=f(x) на интервале:
Результат:
Рис. 12. График функции y=f(x)
2. Построить график функции y=f(x) на интервале:
Результат:
Рис. 13. График функции y=f(x)
Практическая работа 7:
Тема: Решение линейных уравнений вида ax+b=0 в ЭТ Excel. Условное форматирование.
Цель: Ознакомить учащихся с логическими функциями и функцией ЕПУСТО. Научить решать линейные уравнения в ЭТ Excel.
Оборудование: ПК, ЭТ Excel.
Перед выполнением практической работы студент должен
знать:
- назначение электронных таблиц;
- структуру окна ЭТ Excel;
- основные приемы работы в ЭТ Excel;
уметь:
- создавать, форматировать таблицы и текст в таблицах.
- использовать формулы и функции при расчетах;
- использовать автозаполнение таблиц;
После выполнения практической работы студент должен уметь:
- решать линейные уравнения;
- применять логические функции для решения уравнений;
- применять функцию ЕПУСТО;
- выполнять условное форматирование.
Методические указания
На уроках математики учащиеся уже решали подобные уравнения, и поэтому нет необходимости заново обучать математическим методам решения линейных уравнений. Таким образом, можно перейти сразу к решению линейных уравнений в ЭТ Excel, тем более что моя цель научить учащихся решать линейные уравнения именно в ЭТ.
Итак, значения коэффициентов а и b будем вводить в ячейки В2 и ВЗ соответственно, а указывающие на это сообщения запишем в ячейки А2 и A3.
В ячейке В4 будем выводить информацию о том, имеет ли корень уравнение с заданными пользователем значениями коэффициентов; в случае положительного ответа в ячейке С4 выведем сообщение «Его значение:», а в ячейке D4 укажем значение корня.
Таблица 17
A |
B |
C |
D |
|
1 |
Решение линейных уравнений вида ax+b=0 |
|
Необходимо найти х=- b/a |
|
2 |
Введите значение коэффициента а |
|||
3 |
Введите значение коэффициента b |
|||
4 |
Для того чтобы решить данное уравнение будем использовать функцию ЕСЛИ, которая возвращает одно значение, если заданное условие при вычислении дает значение ИСТИНА, и другое значение, если ЛОЖЬ.
Функция ЕСЛИ используется при проверке условий для значений и формул.
Синтаксис
ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь)
Лог_выражение — это любое значение или выражение, принимающее значения ИСТИНА или ЛОЖЬ. Например, A10=100 — это логическое выражение; если значение в ячейке A10 равно 100, то выражение принимает значение ИСТИНА. В противном случае — ЛОЖЬ. Этот аргумент может быть использован в любом операторе сравнения.
Значение_если_истина — это значение, которое возвращается, если лог_выражение равно ИСТИНА. Например, если этот аргумент — строка «В пределах бюджета» и лог_выражение равно ИСТИНА, тогда функция ЕСЛИ отобразит текст «В пределах бюджета». Если лог_выражение равно ИСТИНА, а значение_если_истина пусто, то возвращается значение 0. Чтобы отобразить слово ИСТИНА, необходимо использовать логическое значение ИСТИНА для этого аргумента. Значение_если_истина может быть формулой.
Значение_если_ложь — это значение, которое возвращается, если лог_выражение равно ЛОЖЬ. Например, если этот аргумент — строка «Превышение бюджета» и лог_выражение равно ЛОЖЬ, то функция ЕСЛИ отобразит текст «Превышение бюджета». Если лог_выражение равно ЛОЖЬ, а значение_если_ложь опущено (то есть после значение_если_истина нет точки с запятой), то возвращается логическое значение ЛОЖЬ. Если лог_выражение равно ЛОЖЬ, а значение_если_ложь пусто (то есть после значение_если_истина стоит точка с запятой с последующей закрывающей скобкой), то возвращается значение 0. Значение_если_ложь может быть формулой.
Формула в ячейке В4 должна иметь вид:
В4=ЕСЛИ(B2>0;»есть»;»нет»)),
где В2 — значение коэффициента а,
в ячейке
С4: =ЕСЛИ(B2<>0;»Его значение :»;»»)) (неполный вариант функции Если)
в ячейке
D4: =ЕСЛИ(B2<>0;-B3/B2;»»)),
где В3 — значение коэффициента b
После того как эти формулы будут введены, таблица должна иметь следующий вид:
а) если есть корень
Таблица 18
A |
B |
C |
D |
|
1 |
Решение линейных уравнений вида ax+b=0 |
|
Необходимо найти х=- b/a |
|
2 |
Введите значение коэффициента а |
3 |
||
3 |
Введите значение коэффициента b |
6 |
||
4 |
Есть ли корень? |
есть |
Его значение : |
-2 |
б) если корня нет:
Таблица 19
A |
B |
C |
D |
|
1 |
Решение линейных уравнений вида ax+b=0 |
|
Необходимо найти х=- b/a |
|
2 |
Введите значение коэффициента а |
0 |
||
3 |
Введите значение коэффициента b |
56 |
||
4 |
Есть ли корень? |
нет |
Очевидно, что при представленном оформлении листа сообщение «Нет» в ячейке В4 будет выводиться даже в том случае, когда коэффициент а вообще не задан, что не совсем корректно.
Чтобы устранить этот недостаток, можно использовать функцию ЕПУСТО, возвращающую значение ИСТИНА, если в ячейке, адрес которой указан в качестве аргумента функции в скобках, значение отсутствует.
С использованием указанной функции формулы будут иметь вид:
в ячейке
А4: =ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);»»;»Есть ли корень?»)
в ячейке
В4: =ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);»»;ЕСЛИ(B2>0;»есть»;»нет»))
в ячейке
С4: =ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);»»;ЕСЛИ(B2<>0;»Его значение :»;»»))
в ячейке
D4: =ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);»»;ЕСЛИ(B2<>0;-B3/B2;»»))
Таким образом, если один из коэффициентов не будет задан, таблица будет иметь следующий вид:
Таблица 20
A |
B |
C |
D |
|
1 |
Решение линейных уравнений вида ax+b=0 |
|
Необходимо найти х=- b/a |
|
2 |
Введите значение коэффициента а |
|||
3 |
Введите значение коэффициента b |
56 |
||
4 |
Далее необходимо изучить такую возможность в Excel, как условное форматирование. Для этого в случае отсутствия корней, мы будем выводить слово «нет» красный цветом, а в случае существования корней слово «есть» зеленым цветом.
Чтобы все это осуществить необходимо сделать ряд действий:
- Выделить ячейку (в данном случае – В4)
- Выполнить команду Формат – Условное форматирование
На экране появится окно, в котором нужно выбрать условия:
Рис. 14. Окно «Условное форматирование»
- Нажать кнопку ОК.
В заключение урока студентам выдается домашнее задание:
- сделать отчет по пройденному материалу на уроке, проанализировав все полученные результаты;
- повторить способы решения квадратных уравнений, знать понятие дискриминанта, повторить все формулы для решения квадратного уравнения.
Практическая работа 8:
Тема: Закрепление изученного материала: Решение квадратных уравнений вида ax2+bx+c=0 в ЭТ Excel.
Цель: Закрепить изученный материал методом решения квадратных уравнений.
Оборудование: ПК, ЭТ Excel.
Перед выполнением практической работы студент должен
знать:
- назначение электронных таблиц;
- структуру окна ЭТ Excel;
- основные приемы работы в ЭТ Excel;
- математический способ решения квадратных уравнений;
- формулы для решения квадратных уравнений.
уметь:
- создавать, форматировать таблицы и текст в таблицах.
- использовать формулы и функции при расчетах;
- использовать автозаполнение таблиц;
После выполнения практической работы студент должен уметь:
- решать квадратные уравнения в ЭТ;
- применять логические функции для решения уравнений;
- применять функцию ЕПУСТО;
- выполнять условное форматирование.
Методические указания
Для закрепления изученного материала, студентам предлагается выполнить следующее задание:
а) самостоятельно решить квадратное уравнение вида ax2+bx+c=0;
б) разработайте вариант оформления листа, учитывающий, что коэффициент a может быть равен нулю.
в) разработайте вариант оформления листа, использующий функцию ЕПУСТО.
Результат выполненной работы должен быть следующим:
1. Если корня нет
Таблица 21
Решение квадратных уравнений вида а*х*х+b*x+c=0 |
||
Введите значение коэффициента a |
2 |
|
Введите значение коэффициента b |
2 |
|
Введите значение коэффициента с |
2 |
|
Есть ли корень? |
нет |
|
2.Уравнение имеет один корень (или коэффициент а равен 0)
Таблица 22
Решение квадратных уравнений вида а*х*х+b*x+c=0 |
|||
Введите значение коэффициента a |
0 |
уравнение имеет один корень = |
-1 |
Введите значение коэффициента b |
2 |
||
Введите значение коэффициента с |
2 |
||
3. Уравнение имеет два корня
Таблица 23
Решение квадратных уравнений вида а*х*х+b*x+c=0 |
|||
Введите значение коэффициента a |
2 |
||
Введите значение коэффициента b |
-3 |
||
Введите значение коэффициента с |
-1 |
||
Есть ли корень? |
есть |
Значение первого корня |
1,78 |
Значение второго корня |
-0,3 |
После того как все условия задания будут выполнены, формулы должны иметь следующий вид:
А5=ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);» «;ЕСЛИ((B2=0);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B3);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B4);» «;»Есть ли корень?»)))),
где В2- значение коэффициента a,
В3 — значение коэффициента b,
В4 — значение коэффициента с.
В5=ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);» «;ЕСЛИ((B2=0);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B3);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B4);» «;ЕСЛИ(A8<0;»нет»;»есть»))))),
где А8 — дискриминант
С5=ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);» «;ЕСЛИ((B2=0);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B3);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B4);» «;
ЕСЛИ(A8>=0;»Значение первого корня»;»»)))))
D5 =ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B3);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B4);» «;ЕСЛИ(B2=0;» «;ЕСЛИ(A8>=0;(-B3+КОРЕНЬ(A8))/(2*B2);»»)))))
C6 =ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);» «;ЕСЛИ((B2=0);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B3);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B4);» «;
ЕСЛИ(A8>=0;»Значение второго корня»;»»)))))
D6 =ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B3);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B4);» «;ЕСЛИ(B2=0;» «;ЕСЛИ(A8>=0;(-B3-КОРЕНЬ(A8))/(2*B2);»»)))))
C2 =ЕСЛИ(ЕПУСТО(B3);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B4);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);» «;ЕСЛИ(B2=0;»уравнение имеет один корень =»;» «))))
D2 =ЕСЛИ(ЕПУСТО(B3);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B4);» «;ЕСЛИ(B2=0;-B4/B3;» «))))
Список используемой литературы
- Новиков Ф.А., Яценко А.Д. Microsoft office XP в целом. — СПб.: БХВ-Петербург, 2002. – 928 С.
- Информатика: Учеб./ Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Никулин А.И. Операционные системы MsDOS и Windows. Новосибирск: НВИ, 2001.
- Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя: Краткий курс. М.: ИНФРА – М, 1997.
- Гарнаев А. Excel, VBA, Internet в экономике и финансах. СПб., 2002.
- Олейников М. Internet для всех. М., 2000.
- Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Практикум по информатике: Учеб.пособие для студентов, высш. учеб. заведений / Под ред. Е.К.Хеннера.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 608 С.
- Долженко В., Колесников Ю. Excel 2000. СПб, 2002.
- Карпов Б. Microsoft Excel 2000: Справ. СПб.: Питер, 2000.
- Степанов А.Н. Информатика 3-е изд.-СПб.: Питер, 2002.- 608с.:ил.
- Карпов Б. Microsoft Office 2001: справочник.- СПб.: Питер, 2001 – 448с.:ил.