Сделайте таблицу с помощью майкрасофт ворд и напишите мне в личку я напишу свою почту чтобы отправили мне таблицу.Заранее спасибо.)
Используя средства работы с таблицами, построить таблицу типа «объект-свойство» по следующим данным:
Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики — 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгейзе — 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55 000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы — 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура —36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче Солнца в 22 000 раз. Расстояние до Акрукса — 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72 500 раз. Расстояние до Антареса — 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса — 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды — 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана — 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба — 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля — 820 световых лет.
Практическая работа
Построение простой компьютерной
модели.
Цель работы: построение простой компьютерной модели,
проведение исследования на основе построенной компьютерной модели.
2. Оборудование, приборы,
аппаратура, материалы: персональный компьютер с выходом в Интернет.
3. Краткие теоретические сведения.
Моделирование – это модель познания, состоящая в
создании и исследовании моделей.
Модель. Каждый объект имеет
большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяют главные
наиболее существенные для проводимого исследования (с точки зрения цели
моделирования) свойства. В процессе исследования аэродинамических качеств
модели имела геометрическое подобие оригиналу, но не важен, например, её цвет.
При построении электрических схем – необходимо учитывать порядок подключения
элементов цепи друг к другу, но не важно их геометрическое расположение друг
относительно друга и т.д.
Разные науки исследуют объекты и
процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. В физике
изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в химии – их химический
состав, в биологии- строение и поведение живых организмов и т.д.
Возьмём в качестве примера
человека, в разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В рамках
механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии – как объект,
состоящий из различных химических веществ, в биологии – как систему,
стремящуюся к самосохранению и т.д.
Модель – это такой новый объект, который
отражает существенные с
точки зрения цели проводимого исследования (цели моделирования) свойства изучаемого объекта, явления или
процесса.
Основные этапы разработки и
исследования моделей на компьютере
Использование компьютера для
исследования информационных моделей различных объектов и процессов позволяет
изучить их изменения в зависимости от значения тех или иных параметров. Процесс
разработки моделей и их исследования на компьютере можно разделить на несколько
основных этапов.
На первом этапе исследования
объекта или процесса обычно строится описательная
информационная модель. Такая модель выделяет существенные, с точки зрения
целей проводимого исследования (целей моделирования), свойства объекта, а
несущественными свойствами пренебрегает.
На втором этапе создаётся формализованная модель, т.е.
описательная информационная модель записывается с помощью какого- либо
формального языка. В таком модели с помощью формул, уравнений, неравенств и
т.д. фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями
свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих
свойств.
Однако далеко не всегда удаётся
найти формулы, явно выражающие искомые величины через исходные данные. В таких
случаях используются приближённые математические методы, позволяющие получать
результаты с заданной точностью.
На третьем этапе необходимо
формализованную информационную модель преобразовать в компьютерную модель, т.н.
выразить её на понятном для компьютера языке. Компьютерные модели разрабатывают
преимущественно программисты, а пользователи могут проводить компьютерные
эксперименты.
В настоящее время широкое
распространение получили компьютерные интерактивные визуальные модели. В
таких моделях исследователь может менять начальные условия и параметры
протекания процессов и наблюдать изменения в поведении модели.
Задание 1. Описать иерархическую систему.
Цель: обучение построению информационных моделей иерархических систем в
виде графовых схем – деревьев
Используемые программные средства: MS Word.
Задание.
Постройте родословное древо потомков Владимира Мономаха.
Потомки Владимира Мономаха.
Владимир Мономах умер в 1125г. Он оставил 4 сыновей: Мстислава (год смерти –
1132), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157).
После Мстислава осталось 3 сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод
Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был
сын Роман (1205), у Романа – Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел
4 сыновей: Романа (1180), Рюрика (1215), Давида (1197) и Мстислава Храброго
(1180). После Романа Ростиславовича остался один сын Мстислав Киевский (1224),
после Мстислава Храброго – сын Мстислав Удалой(1228), Юрий Долгорукий имел 3
сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212). Сыновьями
Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав (1246). У Ярослава
Всеволодовича было 3 сына: Александр Невский (1263), Андрей Суздальский (1264)
и Ярослав Тверской (1272). Сыновья Александра Невского: Димитрий Переяславский
(1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский (1303). У Андрея
Суздальского был сын Василий (годы его жизни неизвестны), у Ярослава Тверского
– сын Михаил (1318).
Глядя на полученное древо, ответьте на
вопрос: сколько поколений князей оно отражает?
Задание 2. Построить табличную
информационную модель
Цель: обучение построению табличных
информационных моделей систем;
Используемые программные средства: MS Word.
1.
Используйте
средства работы с таблицами MS Word, постройте таблицу типа <<
объект – свойство >> по следующим данным:
Полярная звезда находится в создании Малой
Медведицы. Бетельгайзе находится в созвездии Ориона. Расстояние до Спики – 260
сетевых лет. Денеб находится в созвездии Лебедя. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз.
Расстояние до Капеллы – 46 сетевых лет. Спика находится в созвездии Девы.
Антрас находится в созвездии Скорпиона. Расстояние до Арктура – 36 световых
лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгайзе ярче Солнца в 22000 раз.
Расстояние до Акрукса – 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72500 раз.
Расстояние до Антареса – 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии
Тельца. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса – 181 световой
год. Арктур находится в созвездии Волопаса. Капелла ярче Солнца в 150 раз.
Расстояние до Полярной звезды – 780 световых лет. Ригель находится в созвездии
Ориона. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южного
Креста. Расстояние до Альдебарана – 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105
раз. Расстояние до Денеба -1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз.
Капелла находится в созвездии Возничего. Полярная звезда ярче Солнца в 6000
раз. Расстояние до Ригеля – 820 световых лет.
1.
Ответьте на
вопросы (по таблице):
·
какая звезда
самая удаленная?
·
какая звезда
самая близкая?
·
какая звезда
самая яркая?
·
какие звёзды
по яркости находятся между звёздами Антарес и Альдебаран?
Подсказка : для ответа на вопросы воспользуйтесь
возможностью сортировки таблиц, имеющийся в MS Word (информацию
получите в справочном разделе редактора).
2.
Используя средства
работы с таблицами Ms Word, постройте таблицу типа
«объект-объект» по следующим данным:
Время в пути на метро от станции Отрадное
до станции Кутузовская занимает 37 мин. Время в пути от станции Театральная до
станции Юго-Западная занимает 24 мин. Время в пути от станции Октябрьская до
станции Отрадное занимает 32 мин. Время в Пути от станции Курская до станции
Кутузовская занимает 23 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции
Кутузовская занимает 16 мин. Время в пути от станции Юго-Западная до станции
Отрадное занимает 46 мин. Время в пути от станции Театральная до станции
Отрадное занимает 27 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции
Театральная занимает 13 мин. Время в пути от станции Курская до станции
Отрадное занимает 28 мин. Время в пути от станции Театральная до станции
Кутузовская занимает 19 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции
Юго-Западная занимает 23 мин. Время в пути от станции Юго-Западная до станции
Кутузовская занимает 33 мин. Время в пути от станции Курская до станции
Театральная занимает 10 мин.
Время в пути от станции Октябрьская до станции Курская занимает 10 мин. Время в
пути от станции Курская до станции Юго-Западная занимает 32 мин.
1. Каким свойством таблицы вы
пользовались, чтобы заполнить все клетки?
2. Ответьте на вопросы:
какие станции наиболее удаленные друг от друга?
какие станции наиболее близки друг к другу?
в каком порядке располагаются станции метро по мере увеличения их расстояния от
ст. Отрадное?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.
Модель – это…
2.
Формализация –
это…
3.
Компьютерная
модель – это…
4.
Классификация
моделей?
5.
Основные этапы
разработки и исследования моделей на компьютере?
6.
Приведите
пример создания моделей в процессе обучения.
7.
В каких
случаях могут быть опущены отдельные этапы построения и исследования модели?
Практическая работа № 2.5 «Структуры данных: Таблицы»
Цель работы: обучение построению табличных информационных моделей систем; закрепление навыков работы с таблицами Microsoft Word.
Используемое программное обеспечение: Microsoft Word.
Задание 1
1. Используя средства работы с таблицами Word, построить таблицу типа «объект — свойство» по следующим данным:
Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгейзе находится находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики — 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрукс ярче солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгейзе — 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы — 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура — 36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче Солнца в 22000 раз. Расстояние до Акруса — 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72500 раз. Расстояние до Антареса — 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса — 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды — 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана — 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба — 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля — 820 световых лет.
2. Глядя на полученную таблицу, ответьте на вопросы:
а) Какая звезда самая удаленная?
б) Какая звезда самая близкая?
в) Какая звезда самая яркая?
г) Какие звезды по яркости находятся между звёздами Антарес и Альдебаран?
Подсказка. Для ответа на вопросы воспользуйтесь возможностью сортировки таблиц, имеющейся в Word (информацию получите в справочном разделе редактора).
Задание 2
1. Используя средства работы с таблицами Word, построить таблицу типа «объект-объект» по следующим данным:
Время пути на метро от станции Отрадное до станции Кутузовская — 37 мин. Время в пути от станции Театральная до станции Юго-Западная — 24 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Отрадное — 32 мин. Время в пути от станции Курская до станции Кутузовская — 23 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Кутузовская — 16 мин. Время в пути от станции Юго-Западная до станции Отрадное — 46 мин. Время в пути от станции Театральная до станции Отрадное — 27 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Театральная — 13 мин. Время в пути от станции Курская до станции отрадное — 28 мин. Время в пути от станции Театральная до станции Кутузовская — 19 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Юго-Западная — 23 мин. Время в пути от станции Юго-Западная до станции Кутузовская — 33 мин. Время в пути от станции Курская до станции Театральная — 10 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Курская — 10 мин. Время в пути от Курская Октябрьская до станции Юго-Западная — 32 мин.
2. Каким свойством таблицы вы воспользовались, чтобы заполнить все ячейки?
3. Ответьте на вопросы:
а) Какие станции наиболее удалены друг от друга?
б) Какие станции наиболее близко расположены друг к другу?
в) В каком порядке располагаются перечисленные станции метро по мере увеличения их расстояния от станции Отрадное?
Практическая работа
Построение простой компьютерной модели.
Цель работы: построение простой компьютерной модели, проведение исследования на основе построенной компьютерной модели.
2. Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер с выходом в Интернет.
3. Краткие теоретические сведения.
Моделирование – это модель познания, состоящая в создании и исследовании моделей.
Модель. Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяют главные наиболее существенные для проводимого исследования (с точки зрения цели моделирования) свойства. В процессе исследования аэродинамических качеств модели имела геометрическое подобие оригиналу, но не важен, например, её цвет. При построении электрических схем – необходимо учитывать порядок подключения элементов цепи друг к другу, но не важно их геометрическое расположение друг относительно друга и т.д.
Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в химии – их химический состав, в биологии- строение и поведение живых организмов и т.д.
Возьмём в качестве примера человека, в разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии – как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии – как систему, стремящуюся к самосохранению и т.д.
Модель – это такой новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели проводимого исследования (цели моделирования) свойства изучаемого объекта, явления или процесса.
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
Использование компьютера для исследования информационных моделей различных объектов и процессов позволяет изучить их изменения в зависимости от значения тех или иных параметров. Процесс разработки моделей и их исследования на компьютере можно разделить на несколько основных этапов.
На первом этапе исследования объекта или процесса обычно строится описательная информационная модель. Такая модель выделяет существенные, с точки зрения целей проводимого исследования (целей моделирования), свойства объекта, а несущественными свойствами пренебрегает.
На втором этапе создаётся формализованная модель, т.е. описательная информационная модель записывается с помощью какого- либо формального языка. В таком модели с помощью формул, уравнений, неравенств и т.д. фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств.
Однако далеко не всегда удаётся найти формулы, явно выражающие искомые величины через исходные данные. В таких случаях используются приближённые математические методы, позволяющие получать результаты с заданной точностью.
На третьем этапе необходимо формализованную информационную модель преобразовать в компьютерную модель, т.н. выразить её на понятном для компьютера языке. Компьютерные модели разрабатывают преимущественно программисты, а пользователи могут проводить компьютерные эксперименты.
В настоящее время широкое распространение получили компьютерные интерактивные визуальные модели. В таких моделях исследователь может менять начальные условия и параметры протекания процессов и наблюдать изменения в поведении модели.
Задание 1. Описать иерархическую систему.
Цель: обучение построению информационных моделей иерархических систем в виде графовых схем – деревьев
Используемые программные средства: MS Word.
Задание.
Постройте родословное древо потомков Владимира Мономаха.
Потомки Владимира Мономаха.
Владимир Мономах умер в 1125г. Он оставил 4 сыновей: Мстислава (год смерти – 1132), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157). После Мстислава осталось 3 сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был сын Роман (1205), у Романа – Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел 4 сыновей: Романа (1180), Рюрика (1215), Давида (1197) и Мстислава Храброго (1180). После Романа Ростиславовича остался один сын Мстислав Киевский (1224), после Мстислава Храброго – сын Мстислав Удалой(1228), Юрий Долгорукий имел 3 сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212). Сыновьями Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав (1246). У Ярослава Всеволодовича было 3 сына: Александр Невский (1263), Андрей Суздальский (1264) и Ярослав Тверской (1272). Сыновья Александра Невского: Димитрий Переяславский (1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский (1303). У Андрея Суздальского был сын Василий (годы его жизни неизвестны), у Ярослава Тверского – сын Михаил (1318).
Глядя на полученное древо, ответьте на вопрос: сколько поколений князей оно отражает?
Задание 2. Построить табличную информационную модель
Цель: обучение построению табличных информационных моделей систем;
Используемые программные средства: MS Word.
1. Используйте средства работы с таблицами MS Word, постройте таблицу типа << объект – свойство >> по следующим данным:
Полярная звезда находится в создании Малой Медведицы. Бетельгайзе находится в созвездии Ориона. Расстояние до Спики – 260 сетевых лет. Денеб находится в созвездии Лебедя. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Капеллы – 46 сетевых лет. Спика находится в созвездии Девы. Антрас находится в созвездии Скорпиона. Расстояние до Арктура – 36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгайзе ярче Солнца в 22000 раз. Расстояние до Акрукса – 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72500 раз. Расстояние до Антареса – 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Тельца. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса – 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопаса. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды – 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Ориона. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южного Креста. Расстояние до Альдебарана – 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба -1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничего. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля – 820 световых лет.
1. Ответьте на вопросы (по таблице):
· какая звезда самая удаленная?
· какая звезда самая близкая?
· какая звезда самая яркая?
· какие звёзды по яркости находятся между звёздами Антарес и Альдебаран?
Подсказка : для ответа на вопросы воспользуйтесь возможностью сортировки таблиц, имеющийся в MS Word (информацию получите в справочном разделе редактора).
2. Используя средства работы с таблицами Ms Word, постройте таблицу типа «объект-объект» по следующим данным:
Время в пути на метро от станции Отрадное до станции Кутузовская занимает 37 мин. Время в пути от станции Театральная до станции Юго-Западная занимает 24 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Отрадное занимает 32 мин. Время в Пути от станции Курская до станции Кутузовская занимает 23 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Кутузовская занимает 16 мин. Время в пути от станции Юго-Западная до станции Отрадное занимает 46 мин. Время в пути от станции Театральная до станции Отрадное занимает 27 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Театральная занимает 13 мин. Время в пути от станции Курская до станции Отрадное занимает 28 мин. Время в пути от станции Театральная до станции Кутузовская занимает 19 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Юго-Западная занимает 23 мин. Время в пути от станции Юго-Западная до станции Кутузовская занимает 33 мин. Время в пути от станции Курская до станции Театральная занимает 10 мин.
Время в пути от станции Октябрьская до станции Курская занимает 10 мин. Время в пути от станции Курская до станции Юго-Западная занимает 32 мин.
1. Каким свойством таблицы вы пользовались, чтобы заполнить все клетки?
2. Ответьте на вопросы:
какие станции наиболее удаленные друг от друга?
какие станции наиболее близки друг к другу?
в каком порядке располагаются станции метро по мере увеличения их расстояния от ст. Отрадное?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Модель – это…
2. Формализация – это…
3. Компьютерная модель – это…
4. Классификация моделей?
5. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере?
6. Приведите пример создания моделей в процессе обучения.
7. В каких случаях могут быть опущены отдельные этапы построения и исследования модели?
Сделайте таблицу с помощью майкрасофт ворд и напишите мне в личку я напишу свою почту чтобы отправили мне таблицу.Заранее спасибо.)
Используя средства работы с таблицами, построить таблицу типа «объект-свойство» по следующим данным:
Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики — 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгейзе — 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55 000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы — 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура —36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче Солнца в 22 000 раз. Расстояние до Акрукса — 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72 500 раз. Расстояние до Антареса — 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса — 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды — 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана — 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба — 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля — 820 световых лет.
Практическая работа. Построение простой компьютерной модели.(февраль 2020)
учебно-методический материал по информатике и икт
Практическая работа
Построение простой компьютерной модели.
Цель работы: построение простой компьютерной модели, проведение исследования на основе построенной компьютерной модели.
2. Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер с выходом в Интернет.
3. Краткие теоретические сведения.
Моделирование – это модель познания, состоящая в создании и исследовании моделей.
Модель. Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяют главные наиболее существенные для проводимого исследования (с точки зрения цели моделирования) свойства. В процессе исследования аэродинамических качеств модели имела геометрическое подобие оригиналу, но не важен, например, её цвет. При построении электрических схем – необходимо учитывать порядок подключения элементов цепи друг к другу, но не важно их геометрическое расположение друг относительно друга и т.д.
Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в химии – их химический состав, в биологии- строение и поведение живых организмов и т.д.
Возьмём в качестве примера человека, в разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии – как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии – как систему, стремящуюся к самосохранению и т.д.
Модель – это такой новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели проводимого исследования (цели моделирования) свойства изучаемого объекта, явления или процесса.
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
Использование компьютера для исследования информационных моделей различных объектов и процессов позволяет изучить их изменения в зависимости от значения тех или иных параметров. Процесс разработки моделей и их исследования на компьютере можно разделить на несколько основных этапов.
На первом этапе исследования объекта или процесса обычно строится описательная информационная модель. Такая модель выделяет существенные, с точки зрения целей проводимого исследования (целей моделирования), свойства объекта, а несущественными свойствами пренебрегает.
На втором этапе создаётся формализованная модель, т.е. описательная информационная модель записывается с помощью какого- либо формального языка. В таком модели с помощью формул, уравнений, неравенств и т.д. фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств.
Однако далеко не всегда удаётся найти формулы, явно выражающие искомые величины через исходные данные. В таких случаях используются приближённые математические методы, позволяющие получать результаты с заданной точностью.
На третьем этапе необходимо формализованную информационную модель преобразовать в компьютерную модель, т.н. выразить её на понятном для компьютера языке. Компьютерные модели разрабатывают преимущественно программисты, а пользователи могут проводить компьютерные эксперименты.
В настоящее время широкое распространение получили компьютерные интерактивные визуальные модели. В таких моделях исследователь может менять начальные условия и параметры протекания процессов и наблюдать изменения в поведении модели.
Задание 1. Описать иерархическую систему.
Цель: обучение построению информационных моделей иерархических систем в виде графовых схем – деревьев
Используемые программные средства: MS Word.
Задание.
Постройте родословное древо потомков Владимира Мономаха.
Потомки Владимира Мономаха.
Владимир Мономах умер в 1125г. Он оставил 4 сыновей: Мстислава (год смерти – 1132), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157). После Мстислава осталось 3 сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был сын Роман (1205), у Романа – Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел 4 сыновей: Романа (1180), Рюрика (1215), Давида (1197) и Мстислава Храброго (1180). После Романа Ростиславовича остался один сын Мстислав Киевский (1224), после Мстислава Храброго – сын Мстислав Удалой(1228), Юрий Долгорукий имел 3 сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212). Сыновьями Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав (1246). У Ярослава Всеволодовича было 3 сына: Александр Невский (1263), Андрей Суздальский (1264) и Ярослав Тверской (1272). Сыновья Александра Невского: Димитрий Переяславский (1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский (1303). У Андрея Суздальского был сын Василий (годы его жизни неизвестны), у Ярослава Тверского – сын Михаил (1318).
Глядя на полученное древо, ответьте на вопрос: сколько поколений князей оно отражает?
Задание 2. Построить табличную информационную модель
Цель: обучение построению табличных информационных моделей систем;
Используемые программные средства: MS Word.
1. Используйте средства работы с таблицами MS Word, постройте таблицу типа по следующим данным:
Полярная звезда находится в создании Малой Медведицы. Бетельгайзе находится в созвездии Ориона. Расстояние до Спики – 260 сетевых лет. Денеб находится в созвездии Лебедя. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Капеллы – 46 сетевых лет. Спика находится в созвездии Девы. Антрас находится в созвездии Скорпиона. Расстояние до Арктура – 36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгайзе ярче Солнца в 22000 раз. Расстояние до Акрукса – 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72500 раз. Расстояние до Антареса – 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Тельца. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса – 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопаса. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды – 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Ориона. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южного Креста. Расстояние до Альдебарана – 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба -1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничего. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля – 820 световых лет.
1. Ответьте на вопросы (по таблице):
· какая звезда самая удаленная?
· какая звезда самая близкая?
· какая звезда самая яркая?
· какие звёзды по яркости находятся между звёздами Антарес и Альдебаран?
Подсказка : для ответа на вопросы воспользуйтесь возможностью сортировки таблиц, имеющийся в MS Word (информацию получите в справочном разделе редактора).
2. Используя средства работы с таблицами Ms Word, постройте таблицу типа «объект-объект» по следующим данным:
Время в пути на метро от станции Отрадное до станции Кутузовская занимает 37 мин. Время в пути от станции Театральная до станции Юго-Западная занимает 24 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Отрадное занимает 32 мин. Время в Пути от станции Курская до станции Кутузовская занимает 23 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Кутузовская занимает 16 мин. Время в пути от станции Юго-Западная до станции Отрадное занимает 46 мин. Время в пути от станции Театральная до станции Отрадное занимает 27 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Театральная занимает 13 мин. Время в пути от станции Курская до станции Отрадное занимает 28 мин. Время в пути от станции Театральная до станции Кутузовская занимает 19 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Юго-Западная занимает 23 мин. Время в пути от станции Юго-Западная до станции Кутузовская занимает 33 мин. Время в пути от станции Курская до станции Театральная занимает 10 мин.
Время в пути от станции Октябрьская до станции Курская занимает 10 мин. Время в пути от станции Курская до станции Юго-Западная занимает 32 мин.
1. Каким свойством таблицы вы пользовались, чтобы заполнить все клетки?
2. Ответьте на вопросы:
какие станции наиболее удаленные друг от друга?
какие станции наиболее близки друг к другу?
в каком порядке располагаются станции метро по мере увеличения их расстояния от ст. Отрадное?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Модель – это…
2. Формализация – это…
3. Компьютерная модель – это…
4. Классификация моделей?
5. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере?
6. Приведите пример создания моделей в процессе обучения.
7. В каких случаях могут быть опущены отдельные этапы построения и исследования модели?
Практическая работа
Построение простой компьютерной модели.
Цель работы: построение простой компьютерной модели, проведение исследования
на основе построенной компьютерной модели.
2. Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер с
выходом в Интернет.
3. Краткие теоретические сведения.
Моделирование – это модель познания, состоящая в создании и исследовании
моделей.
Модель. Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе
построения модели выделяют главные наиболее существенные для проводимого
исследования (с точки зрения цели моделирования) свойства. В процессе
исследования аэродинамических качеств модели имела геометрическое подобие
оригиналу, но не важен, например, её цвет. При построении электрических схем –
необходимо учитывать порядок подключения элементов цепи друг к другу, но не
важно их геометрическое расположение друг относительно друга и т.д.
Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят
различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения
объектов, в химии – их химический состав, в биологии— строение и поведение живых
организмов и т.д.
Возьмём в качестве примера человека, в разных науках он исследуется в рамках
различных моделей. В рамках механики его можно рассматривать как материальную
точку, в химии – как объект, состоящий из различных химических веществ, в
биологии – как систему, стремящуюся к самосохранению и т.д.
Модель – это такой новый объект, который отражает существенные с точки зрения
цели проводимого исследования (цели моделирования) свойства изучаемого объекта,
явления или процесса.
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
Использование компьютера для исследования информационных моделей различных
объектов и процессов позволяет изучить их изменения в зависимости от значения тех
или иных параметров. Процесс разработки моделей и их исследования на компьютере
можно разделить на несколько основных этапов.
На первом этапе исследования объекта или процесса обычно строится описательная
информационная модель. Такая модель выделяет существенные, с точки зрения
целей проводимого исследования (целей моделирования), свойства объекта, а
несущественными свойствами пренебрегает.
На втором этапе создаётся формализованная модель, т.е. описательная
информационная модель записывается с помощью какого— либо формального языка. В
таком модели с помощью формул, уравнений, неравенств и т.д. фиксируются
формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств
объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств.