Внедрение в образование новых
информационных технологий (НИТ) на базе
компьютерной техники – это требование времени.
Знание компьютера становится не целью, а
средством обучения другим предметам. Понятие НИТ
наполняется конкретным содержанием и является
перспективным направлением развития
современной школы в соответствии с
образовательным стандартом.
В статье “Применение метода проектных
технологий как связующее звено уроков
английского языка и информатики”,
опубликованной в газете “Первое сентября —
Английский язык» №42 2002г. был приведен пример
подобной интеграции. В данной статье,
взяв за основу УМК авторов
И.Н.Верещагиной и О.В.Афанасьевой, широко
известный и применяемый в течение многих лет, и
конкретные разделы знаний, изучаемых в курсе
ОИИВТ, тот же автор – учитель информатики
Пахомова С.С. в соавторстве с учителем
английского языка Малиной И.М. продолжают
разрабатывать данное направление.
А именно: уроки, проводимые по темам “My
Family”, “Seasons and the Weather”, соединены
с отработками навыков работы в текстовом
редакторе MS WORD.
Рассмотрим один из этапов подготовки к
проведению заключительных уроков по теме “My
Family”, который предусматривает
построение “My Family Tree”. На
уроках английского языка, после того,
как изучена и усвоена лексика по
данной теме, а также конструкции утвердительных
и вопросительных предложений с использованием
имен существительных, имеющих форму
притяжательного падежа, ученики получают
домашнее задание: собрать
необходимую информацию о своих родственниках,
отвечая на следующие вопросы:
How many people are there in your family?
Do you have any brothers or sisters?
Do you have an uncle and an aunt?
Do you have any cousins?
What’s your mother’s/father’s/brother’s/sister’s/etc. name(s)?
How old are they?
Do you have a grandmother and a grandfather?
What are their names?
How old are they?
What are their dates of birth? Etc.
Таким образом, учащиеся подготовлены к
заключительным урокам, в частности, к выполнению
упражнения №7 на странице 37 в учебнике для 3-го
класса, в котором им даётся задание: “Draw your
family tree…”, выполнение которого
переносится на урок информатики.
“My Family Tree” представляет собой
картинку, которую можно нарисовать,
используя возможности текстового
редактора WORD.
Для этого используется панель рисования. Чтобы
рисунок получился аккуратный, можно включить сетку
с шагом 0,5см по горизонтали и 0,5
см по вертикали, сделать привязку к
сетке, включить отображение линий сетки на
экране. Так как рисунок может быть достаточно
большой, а также будет
необходимо ввести текст в каждый
нарисованный объект, то рекомендуется
установить поля страницы не более 1,5 см.
При создании рисунка используются
следующие инструменты: Линия, Стрелка,
Прямоугольник, Овал (вызываются с помощью
кнопок панели инструментов Рисование).
Работа начинается с рисования круга
(для изображения женщин) и квадрата (для
изображения мужчин). Чтобы получился круг или
квадрат, растягиваемый из центра, рисование
данных объектов осуществляется при нажатых
клавишах <Shift>+<Ctrl>.
Далее выполняется операция копирования кругов
(квадратов) в зависимости от состава семьи.
Теперь нужно правильно расставить нарисованные
фигуры в соответствии с
описанием своей семьи и добавить соединения в
виде линий и стрелок.
Когда графическая часть рисунка
закончена, нужно в каждый геометрический объект
вставить текст (имя, степень родства, дату
рождения). Для этого
используется кнопка на
панели
Рисование – Надпись
. На объекте
растягивается рамка для ввода текста, к ней
применяется
следующее форматирование :Нет
заливки и Нет линии; вводится текст,
который форматируется по усмотрению учащегося.
В дополнение к рисунку “My Family Tree
”, может быть добавлен текст,
содержащий пояснения к рисунку, а также вопросы
к данному рисунку. Текст форматируется как нумерованный
список.
Полученный документ можно распечатать
и получить учебное пособие в качестве
раздаточного материала, применимое для
закрепления или контроля знаний (по усмотрению
учителя) по теме “Моя семья”.
Ту же самую работу можно проводить и по
учебнику для 4-го класса тех же авторов при
выполнении упражнения №10 на странице 22 “Talk
about your family”; по учебнику для 5-го
класса – упражнение №19 страница 15 “Read the text
and draw Caroline’s family tree”. Кроме того,
этот же метод совмещения уроков можно применить
при работе по УМК для 5-го класса В.А.Кузовлева,
где аналогичное задание можно
найти в рабочей тетради, на странице. 80
пп.15, 16 альбома
“All about me”. Образец
такой работы представлен
на рис.1
Теперь приведём ещё один пример
использования текстового редактора WORD
на интегрированном уроке
“Английский язык – информатика”.
Для активизации учащихся, а также в
качестве творческих заданий преподаватели часто
используют кроссворды и другие подобные
головоломки и упражнения. В учебниках
И.Верещагиной и О.Афанасьевой для 2-го и3-го
классов такие задания по решению кроссвордов
встречаются неоднократно, а потому привычны
изучающим язык по этому УМК. Однако, хорошо
известно, что если учитель не составляет
кроссворд сам, а поручает ученикам это сделать,
то этот действенный метод позволяет заставить их
обратить внимание на правильное написание
изучаемых в ходе урока английских слов, а,
следовательно, помочь им в запоминании, как
смыслового значения, так и орфографии, так
называемого “спеллинга”. Если же составление
кроссворда выполняется в
качестве домашнего задания, у учителя нет
возможности проконтролировать
самостоятельность учеников. Рисование же
структуры кроссворда на уроке обычно
представляет определенную сложность и занимает
немало времени, особенно если требуется
аккуратность. Текстовый редактор WORD
позволяет решить эту проблему столь
эффективно, что создание структуры кроссворда
будет сделано за короткое время и притом с
безупречной точностью. Кроме того, при работе на
уроке можно внести соревновательный элемент,
выявить и поощрить составителя лучшего
кроссворда.
Рассмотрим этот вариант использования
текстового редактора WORD на
уроках английского языка, например, при изучении
лексики по теме “Погода” (УМК И.Верещагиной,
О.Афанасьевой для 5-го класса, урок 1, страница. 4).
Для создания структуры кроссворда
используется панель Рисование и те же приемы,
что и в предыдущем задании. Рисуется один элемент
кроссворда (квадратик), копируется необходимое
количество раз, и далее полученные квадратики
расставляются в соответствии с расположением
слов. Так как установлена Привязка к сетке, то
квадратики выстраиваются ровно. Номера слов в
квадратики помещаются с помощью кнопки Надпись.
Пояснения к кроссворду вносятся в таблицу,
состоящую из двух столбцов (Across
и Down) и
количества строк – в зависимости от количества
слов в кроссворде. Таблица не имеет обрамления и
служит только для удобства перемещения
набранного в ячейках текста. К тексту таблицы
применен нумерованный список. Заголовок
работы создан с помощью WordArt.
Образец кроссворда представлен на
рис.2.
Готовые кроссворды можно сохранить
для следующего урока в этом же классе, и
предложить учащимся решить кроссворд,
составленный каким-либо другим учеником. Как и в
первом примере, готовые кроссворды можно
распечатать и использовать в качестве
раздаточного материала в других классах.
Следует заметить, что обычно решение
кроссвордов в классе сводится к тому, что
наиболее продвинутый ученик выдаёт ответы, не
давая возможности более слабым даже
задумываться над ответами, что приводит к их
пассивации и плохим результатам. В предлагаемом
нами варианте, когда у каждого ученика –
индивидуальное задание, они имеют возможность
сосредоточить усилия для решения поставленной
перед ними задачи и получить желаемый результат,
а соревновательный характер задания мотивирует
учащихся.
Рис. 1
My Family Tree
I. Write 10 sentences about your family:
1. My name is Olya and I’ve got a mother, a father, and a brother.
2. My father’s name is Pavel, my mother’s name is Natasha, my brother’s name is
Misha.
3. My father is 34 years old, my mother is 33 years old.
4. Mihsa is my younger brother, he is 3.
5. My father’s parents are my grandfather and grandmother.
6. Their names are Sergey and Maria.
7. They have a daughter, her name is Irina.
8. Irina is my father’s sister, she is my aunt.
9. She is 41 years old, she has a husband and a son.
10. My aunt and uncle’s son’s name is Dima, he is my and Misha’s cousin.
II. Ask 4 questions about this family:
1. Who is Pavel for Dima?
2. What is Sasha’s wife name?
3 .How many children do Sergey and Maria have?
4. How old is their daughter’s son?
Рис. 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первая гимназия
WORD CLOUD
как прием активизации речи на уроке английского языка
(из опыта работы)
Дашкевич И.В.
учитель английского
языка
Петропавловск,2014г
Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребёнка к учению — гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Модернизация современного языкового образования в школе требует поиска эффективных путей активизации процесса обучения иностранному языку. В своей работе мы стараемся применять такие приемы обучения, которые способствуют поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, помогают вовлечь в иноязычную речевую деятельность всех школьников, повышают эффективность урока.
Сейчас эффективность применения информационных технологий на занятиях английского языка уже не подлежит сомнению. Применение интернет-сервисов имеет ряд преимуществ: запоминание ключевых слов, тренировка образной памяти, проведение мозгового штурма, анализ основных идей текста, активация предварительных знаний.
Я расскажу о приеме использования компьютерной программы, так называемом «облако слов» или “word cloud ”на уроке английского языка.
Word Cloud -это ресурс, позволяющий создать визуальный образ ключевых слов текста в привлекательной форме. Вводите в специальное поле текст или URL (адрес сайта), и программа генерирует облако, отображая наиболее часто используемые слова крупным шрифтом.
В своей работе я использую, в основном, следующие ресурсы:
http://www.wordle.net , www.tagul.com , http://tagxedo.com http://www.abcya.com (для детей)
Работать с сервисами совсем не сложно. Попробуйте все варианты и выбирайте тот, который больше понравится и больше подходит для реализации поставленных целей и задач.
Прием работы с word cloud необычен, забавен, весьма полезен для визуалов (тех, кто воспринимает большую часть информации с помощью зрения). С одной стороны, это просто возможность создать красивую картинку для доклада или презентации. С другой — полезный в обучении иностранным языкам инструмент, которому можно найти массу интересных применений.
Получившееся изображение можно распечатать в виде плаката и повесить в классе. Яркие картинки будут привлекать внимание, а слова на них неизбежно откладываться в памяти. Кроме того, можно составлять и распечатывать словесные изображения, когда ученики готовят пересказ или реферирование текста – ключевые понятия помогут без труда восстановить общий смысл.
Я вижу большие возможности использования «Word clouds» на уроках английского языка:
- При введении в тему
- При повторении в начале урока
- При систематизации, повторении материала
- При работе с текстом
- При работе с языковым и грамматическим материалом и.т.д.
- При контроле.
В своей работе я использую эти “облака” для достижения различных целей.
I. Warming up/ Prediction
— Организовать «мозговой штурм» в результате, которого ученик может сформулировать содержание по ключевым словам тему урока или проблему, над которой ему предстоит работать.
II. Фонетическая зарядка
— Каждый ученик (пара) получает определённый звук, например [p]
и подбирают не менее 20 слов с данным звуком (в начале, середине или в конце слова), выходят на сайт, создают «облако» на основе своих слов.
Затем делают скриншоты своих «облаков», сохраняют их, обмениваются и определяют звук для каждого «облака»
III. Введение и первичное закрепление лексического материала.
— На этапе введения новой лексики можно составить “облако” из слов одной темы, например, названий видов транспорта, показывая картинки, попросить детей найти соответствующие названия из “ облака”.
— На этапе тренировки использования новых лексических единиц моим ученикам очень нравится следующая игра — найти в облаке слова по какой-либо теме. Например, для своих восьмиклассников при изучении темы “The World of Shopping” я составила облако по 3 темам: фрукты/ овощи, контейнеры, магазины и дети находят лексику сначала по одной теме, потом по второй и третьей.
— Ученики могут выделять наиболее важные слова в текстах для их дальнейшего запоминания или анализа, использовать полученные облака слов в качестве основы (плана) рассказа или презентации.
IV .Для отработки грамматического материала.
— из “облака слов” нужно составить длинное предложение, содержащее грамматическую структуру, которую Вы хотите повторить (изучить) или проверить (I have never been so happy in the whole life) или порядок слов в предложении.
— сделайте “облако слов” из вопросов, объединяющих определенную тему по грамматике для повторения, f.e. conditionals
— учащиеся должны составить вопросительные условные предложения, используя все слова из «облака», сравнивают свои предложения с предложениями партнера или ученика из другой группы.
— Каждый ученик из пары или группы находит другого ученика, задает свои вопросы, в то время, как Вы контролируете и делаете пометки для последующего обсуждения.
V. Для работы с текстом для чтения или аудирования
Pre-reading Tasks.
— Показать” облако ” слов, взятых из незнакомого текста. Выделяя курсором ключевые слова, можно предсказать идею текста, тему…
-Создать облако на основе текста по теме, которую Вы планируете обсуждать, либо по теме, на которую кто-то из учащихся планирует делать небольшой доклад. Очень интересно сопоставить прогнозы учащихся о тексте, глядя на “облака”c фактическим содержанием текста. Далее спросить, что студенты уже знают об этом событии, почему именно те или иные слова выделены
Этот вид работы может осуществляться как со всем классом, так и в группах (учитель может распечатать “облака” заранее и раздать их в группах).
— Включить в “облако” все слова, которые необходимо разобрать перед чтением нового текста/прослушиванием аудио, составить предложения с ними.
Например, текст о Милне (7 класс, Верещагина О.В) При наведении курсора на слова, оно увеличивается в размере и выделяется.
— Составить и ответить на вопросы для понимания из “облака”, затем сравнить ответы после чтения фактического текста
— Подвести итоги предсказания
While-reading Tasks
— Превратить текст (эссе, сообщение, абзац, статья, и т.п.) в “облако”, где выделенные ключевые слова можно использовать для расширения словарного запаса, найти определения, синонимы, антонимы…
Попросите ваших учеников при прослушивании текста делать пометки, чтобы позже ключевые слова из “облака” помогли им вспомнить содержание текста.
Post-reading tasks.
— Ученик выбирает одно слово из “облака” для обсуждения
— Если ученики имеют хороший уровень знаний, можно попросить их реконструировать текст по ключевым словам.
— Учащиеся составляют свои предложения и делают свои «облака слов», обмениваются и восстанавливают текст по рисунку друга.
— Создать “облака” из ключевых слов изучаемого текста, распечатать и развесить в классе для запоминания.
— Написать слова и фразы, которые ассоциируются у учащихся с определённой темой, создайте. Студентам должны обсудить словарное облако, уделяя особое внимание самым популярным словам.
VI. Для совершенствования речи
— Написать рассказ о себе в “word cloud”. Ученики будут иметь возможность видеть ключевые слова, слушать другого ученика и представлять все то, что важно для их сверстников. Сравните слова, которые используются чаще всего мальчиками или девочками, по возрастным группам. Эти уроки желательно проводить на интерактивной доске.
— Я составила “облако” о своих летних каникулах( в Wordout и Wordle ), а мои ученики о своих . Потом мы обменялись работами и ученики должны были составить рассказ о каникулах по картинке. Прослушав внимательно рассказы, потом обсудить, что было угадано и сказано верно о каникулах товарищей.
Использование этого ресурса можно распространить на изучение пословиц, идиом (например, с определённым словом или на определённую тему) и просто для составления рассказов. Вместе с тем их можно использовать даже для подготовки к ЕНТ или ВОУД или реализации мини-проектов.
Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика. В данных приемах есть элемент неожиданности и эвристичности.
Результативность
Использование сервиса «Облака слов» позволяет учителю разнообразить учебный процесс, тем самым увеличить эффективность обучения и способствовать дополнительной мотивации учащихся на урок, формируются благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся, эмоциональные и ценностные категории, навыки структуирования, классификации и моделирования, умения выделять главное, развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию. Наглядная подсказка в виде ключевых слов – это замечательный способ стимулировать беглую речь.
Источники
1. Богданов С.А. Развитие познавательного интереса при обучении в компьютерной среде.//Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» —Москва, 2001.
2. Ниязова Айгуль Есенгельдиевна. Активизация процесса обучения учащихся седьмых-восьмых классов общеобразовательной школы говорению на английском языке. Санкт-Петербург. 2004
2. Тороп Валерия Валерьевна Облака слов в повседневной практике учителя социально-гуманитарного профиля
3. Блог Марины Курвитс. Сервисы для создания облака слов и 51 способ их использования в обучении.
4. Рудинская В.В. Облако слов (презентация)
5.Полезные ресурсы — создаем словарные облака с помощью Wordle.
6. http://www.nachalka.com/wordle
7. http://turlainata.blogspot.com/2013/10/blog-post.html
8. http://www.slideshare.net/ShellTerrell/teaching-with-word-cloud-tools
9. http://tmo.ito.edu.ru/2013/section/222/97187/
Выступление на МО учителей английского языка по теме
«Технология развития критического мышления на уроках английского
языка»
Подготовила: Д.С. Якушина
Учитель английского языка
МКОУ СОШИ №23
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиций логики,
умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные
результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и
проблемам.
Для чего необходимо критическое мышление?
Учёба
Критическое мышление помогает
при выборе источников, на которые мы опираемся во время обучения, учит видеть
причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию,
аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других.
Работа
Сегодня специалисты в любой
сфере должны уметь не только хорошо выполнять рутинные действия, но и принимать
нестандартные решения, находить новые пути и подходы к решению проблем. Высоко
ценятся люди, умеющие грамотно вести дискуссию и доказывать свою точку зрения.
Критическое мышление помогает оценивать рабочие задачи с разных сторон и
помогает избежать ошибок, связанных с неточностью или недостаточностью
информации.
Повседневная жизнь
Человеку каждый день
приходится самостоятельно принимать решения, порой на основе неполной или
недостоверной информации. Эти решения касаются не только учёбы или работы, но и
здоровья, быта, личных отношений. Критическое мышление позволяет выбрать
оптимальный вариант действий, избежать серьёзных ошибок или быстро найти способ
их исправления.
Как развивать
критическое мышление?
Пополняйте копилку знаний. Читать
художественную и научно-популярную литературу; смотрите документальные фильмы и
лекции в открытом доступе на образовательных порталах, разговаривать с людьми,
интересоваться их мнением и опытом – это позволит выработать или уточнить свою
позицию по любому вопросу.
Учитесь задавать вопросы. Тренируйтесь
задавать вопросы на самые разные темы. При изучении любого вопроса
интересуйтесь всеми аспектами, рассматривайте проблему с разных сторон и
уточняйте детали, задавая вопросы.
Читайте и анализируйте тексты.
Критическое мышление развивается благодаря
постоянному анализу информации из книг и интернета. Разбирайте каждый прочитанный
текст. Анализируя текст, обязательно формулируйте собственное отношение к
проблеме, выстроенное на фактах, аргументах и логических рассуждениях.
Обращайтесь к альтернативным источникам информации. Критическое мышление обязательно предполагает
знакомство с разными, иногда противоположными мнениями о проблеме. Изучая
вопрос, обращайтесь к разным источникам, сопоставляйте полученную информацию,
оценивайте её на логичность, полноту, достоверность, выявляйте несоответствия.
Придумывайте варианты. Мыслить критически – это значит
видеть разные варианты развития ситуации в зависимости от тех или иных факторов
и уметь вычленять из этих вариантов самый оптимальный, удобный и эффективный.
Анализируйте ошибки. Ошибка – это не повод
для самоуничижения, а способ разобраться, как поступить в следующий раз умнее,
лучше и эффективнее. Конструктивно подходите к разбору каждой ошибки: найдите
её, оцените причины, которые к ней привели, придумайте варианты, как её можно
было избежать.
В условиях современных ФГОС, в основе которых лежит
необходимость формирования современной творческой личности, способной к
эффективному межличностному и профессиональному взаимодействию, требуется не
просто дать знания и выработать умения ими пользоваться, но и сформировать универсальные
учебные действия. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: необходимо
не просто овладеть информацией, а научиться рассматривать её с разных точек
зрения, делать собственные выводы. На мой взгляд, технология развития
критического мышления учит детей активно мыслить, вырабатывает умение обсуждать,
взаимодействовать с другими людьми. Данная технология была разработана в 90-е
годы 20-ого века американскими ученными, как особая методика обучения,
отвечающая на вопрос как учить мыслить.
Базовая модель ТРКМ
предлагает нам три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. Каждая
фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных
сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на
осмысление и обобщение приобретенных знаний.
1. Стадия вызова (Evocation).
Основные
задачи данной фазы:
–
пробудить интерес учащихся к данной теме;
– активизировать имеющиеся у них знания по данной теме.
На
данной стадии я использую следующие приёмы:
1. Кластер
Это способ графической организации
материала. Этот приём используется как на стадии вызова, так и на стадии
рефлексии. Он позволяет активизировать изучаемую лексику в речи учащихся,
тренировать различные грамматические структуры.
Информация систематизируется в виде
кластеров. В центре – ключевое понятие, вокруг – слова, относящиеся к данной
теме.
Например, вот как можно систематизировать
информацию по теме “Wild and domestic animals” (“Дикие и домашние животные”):
2. Загадка
Данный приём очень эффективен при работе
над лексической стороной речи на любой стадии изучения языка. Он способствует
развитию слуховой и зрительной памяти у учащихся. Сначала загадку загадывает
учитель, затем учащиеся составляют свои загадки.
Например, загадка, которую можно
использовать на уроке в 4 классе по теме “Дикие и домашние животные”:
It
lives in the river.
It is from Africa.
It is big and angry.
It is green.
It likes meat.
Who is it? (a crocodile)
3. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
«Тонкие» вопросы – это вопросы, требующие простого,
односложного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного,
развёрнутого ответа.
Например, на стадии вызова учащимся
предлагается сформулировать «тонкие» и «толстые» вопросы по теме «Знакомство» Speaking about
a new friend.
«Thin» questions |
«Thick» questions |
Where are you from? |
Why |
How old are you? |
Why |
When is your birthday? |
Do |
Have |
What |
4. Концептуальное колесо.
Прием
«концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся
необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного
«колеса», и вписать в секторы колеса. Например:
2. Фаза осмысления
содержания (Realization of meaning).
Основные
задачи данной фазы:
–
изучение новой лексики, новых грамматических структур;
– научить школьников соотносить новую информацию с уже имеющимися у них
знаниями.
На
данной стадии можно использовать следующие приёмы:
1. Взаимоопрос
Это один из способов работы в парах. Два
ученика читают текст и, останавливаясь после каждого абзаца, задают друг другу
вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует
развитию коммуникативных навыков.
Например, чтение первой части сказки Д.
Биссета «Умная Миранда» («Clever Miranda»)
(УМК “Enjoy English” Биболетова М.З. и др.).
Clever Miranda
We have got a letterbox in our street. He is very nice and people
post their letters and postcards into him. Every day the postman comes and
takes the letters and postcards.
Near the letterbox there stands a lamp. They are very good
friends.
The lamp shines in the dark night. He shows the people their way
home and where to post their letters. One night the lamp says the letterbox: «I
think I’ve caught a cold. I want to sneeze».
And he sneezes.
Предполагаемые вопросы
учащихся:
- Is the letterbox nice?
- What does the postman do every day?
- What does people post into the
letterbox? - Are the letterbox and the lamp good
friends? - What does the lamp say to the
letterbox?
2. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
«5-W» — Method
Таблица
заполняется по ходу работы с текстом. Текст «Jill’s letter«.Прочитай
и заполни таблицу. УМК для 4 класса М. З. Биболетовой
Who? |
What? |
When? |
Where? |
Why? |
Jill |
– have – fly – play – have |
in autumn |
in |
– it’s – it’s |
3. Круги по воде (разбери слово по буквам)
Этот приём используется для активизации
знаний учащихся. Опорным словом является изучаемое понятие или явление. Оно
записывается в столбик. На каждую букву данного слова подбирается лексика по
изучаемой теме.
Clothes – cardigan, leggings, overcoat, T-shirt, hat, evening
dress, suit.
Family – father and mother I love you.
3. Фаза рефлексии (Reflection).
Основные задачи данной фазы:
–
научить учащихся систематизировать новую информацию;
– научить учащихся выражать своё мнение самостоятельно.
На
данной стадии можно использовать следующие приёмы:
1. Синквейн
В переводе с французского языка слово
«синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется
как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность
резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и
кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
1. (Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом,
обычно именем существительным);
2. (Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило,
именами прилагательными);
3. (Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя
словами, обычно глаголами);
4. (Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение
автора к данной теме);
5.
(Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном уровне
повторяющее суть темы).
APPLES
JUICY, SWEET
BITE, EAT, ENJOY
EAT THEM EVERY DAY
HEALTH
PIZZA
WONDERFUL, TASTY
COOK, EAT, ENJOY
IT’S MY FAVOURITE FOOD
ITALY
HOUSEWORK
NECESSARY, BORING
WASHING, CLEANING, SHOPPING
I DON’T LIKE IT
DUTY
2. Очерк на
основе интервью
Этот приём можно использовать при работе в
парах. Данный приём состоит из следующих этапов:
- Учащиеся составляют список вопросов.
- Берут друг у друга интервью.
- В течение 20 минут создаётся
небольшой очерк. - Этап правки текста. На данном этапе
возможна как групповая, так и парная работа. - Редактирование текста. Учащиеся
дорабатывают свои очерки. - Публикация. Учащиеся зачитывают свои
очерки, дарят их друг другу.
Пример очерка по теме «Мой друг»:
My friend
I have got a friend. His name is Ivan. His hair is blond, his eyes
are grey. He likes to play computer games. Ivan has got a pet. It’s a black
dog. Ivan is a good friend. He is kind and merry.
3. Фишбоун (рыбий
скелет) Fishbone
Эта
графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать
ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и
подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу.
«Рыбий
скелет» состоит из 4 блоков информации:
–
головы, в которой обозначается вопрос или
проблема;
–
косточек вверху (или справа), где
фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
–
косточек внизу (слева), подтверждающих
наличие тех или иных причин;
–
хвоста, содержащего выводы и обобщения по
вопросу.
4.
Ассоциации.
«Ассоциации»
– обучающий прием, который побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той
или иной теме.
Ход
работы: Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или как заглавие
на доске. Затем учащимся предлагается в течение 5–7 минут (время написания
ассоциаций) написать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.
Учащиеся записывают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится
установленное время. Данный прием можно выполнять индивидуально, в парах или
группах. После того, как ученики составили свои ассоциации, учитель просит
нескольких учеников поделиться своими ассоциациями с группой или обменяться
идеями в парах. Таким образом, каждый ученик через ассоциации пополняет свой
активный словарь, развивает коммуникативные навыки, навыки говорения, письма и
т. д.
«Праздники.
Масленица» учащимся было предложено составить в группах список слов, связанных
с этим понятием: holiday,
pancake,
winter,
honey,
butter.
Таким образом, технология развития критического
мышления очень хорошо применима на уроках английского языка. Данная технология
позволяет учителю:
— давать
учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы
свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем,
— фиксировать
все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы,
— сочетать
индивидуальную, парную и групповую работу,
— индивидуальная
работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, услышать
другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.
Компьютерные программы MS Office
в обучении иностранным языкам
По мере насыщения школ компьютерами их роль в учебном процессе будет неуклонно возрастать. В условиях нового содержания образования использование компьютера на уроках служит реализации таких целей, как развитие речемыслительной деятельности, навыков самостоятельной работы, формированию интеллектуальных и волевых качеств.
Для того, что бы сделать урок максимально информационным и наглядным, учителю крайне необходимо знание хотя бы основных прикладных программ. Так как на сегодняшний день отсутствуют готовые УМК с мультимедийными приложениями, учителю необходимо самому создавать недостающие элементы урока.
Компьютер при этом будет выполнять следующие функции:
1. Компьютер как тренажер в процессе формирования умений и навыков. Для этой цели на уроках используются:
-
Программа Microsoft Word – для упражнений на правильность написания изученных слов, построения предложений, трансформации предложений, выдачи теории и выполнения тренировочных упражнений.
-
Программа Microsoft Power Point – используя средства этой программы можно создать хорошие тренажеры для введения новой лексики и грамматики. Например: презентация (лексики и/или грамматики) + серия упражнений (с контролем правильно-неправильно) + озвучивание + контрольный тест или упражнение.
-
Программа Microsoft Excel – средствами этой программы также можно создать аналогичные упражнения с подведением итогов тестирования, количества сделанных ошибок, возвращением к неправильно выполненным предложениям.
2. Компьютер — как наглядное пособие для организации активной учебно-познавательной деятельности:
-
Программа Microsoft Power Point – самая удобная и простая программа для людей, не владеющих программированием. При помощи этой программы на уроках английского языка можно представлять материалы страноведческого характера, вводить новую лексику, грамматические правила, создавать материалы для аудирования и т.д.
-
Программа Microsoft Excel – используется для демонстрации диаграмм, графиков, сводных таблиц.
3. Компьютер – как источник учебной информации:
-
Программу Microsoft Word – для предоставления текстов на английском языке, информации для обсуждения и дискуссий.
-
Программу Microsoft Excel – для предоставления различных графиков, диаграмм для анализа и составления выводов.
-
Программу Microsoft Power Point – для демонстрации нового материала. Воздействуя на все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную), такая подача информации очень эффективна.
4. Компьютер – как средство, помогающее организовать контроль и самоконтроль:
-
При помощи прикладных программ Microsoft Excel, Microsoft Word можно создать различные тесты – лексические и грамматические (по уровням, открытого/закрытого вида), карточки, тексты с пропущенными словами и т. д.
-
Создавать контрольные работы средствами Microsoft Excel, Microsoft Word с диагностикой правильных/неправильных ответов, с указанием количества неправильных ответов и т.д.
-
Аудирование средствами Microsoft Power Point и последующими тестами на понимание прослушанного текста.
При помощи прикладных программ Microsoft Excel, Microsoft Word проводить рефлексию учащихся.
Программа Power Point предназначена для создания и демонстрации презентаций. Проста в обращении, содержит большое количество шаблонов слайдов, которые помогают рационально построить доклад, не забыв при этом никаких важных деталей. Это существенно облегчает работу ученикам в наглядно-образном представлении материала.
Преимущество презентации Power Point заключается в:
● сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
-
возможности использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
-
возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы, коллажи);
-
возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации;
-
активизации внимания всего класса;
-
поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
-
осуществления контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;
-
сочетании аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;
-
экономии учебного времени;
-
формировании компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающихся, и развитии их креативных способностей в организации учебной работы.
Зачастую на уроке возникает необходимость комбинированного набора различных видов средств наглядности. Программа Power Point и ее продукт (презентация) обладают рядом свойств, которые отличают их от традиционных средств представления наглядности. К ним относятся:
-
интерактивность – способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя, что позволяет ему определять порядок и объем представляемой информации, а также вносить необходимые изменения в одну и ту же презентацию;
-
мультимедийность – использование комплекса эффектов для представления информации (текст, звук, графика, мультипликация, видео) одним техническим средством;
-
комплексность представления информации – возможность управления показом презентации в различном режиме (линейно, с эффектами анимации, с помощью гиперссылок);
-
дискретность – смысловая завершенность отдельного слайда или группы слайдов (он/они должен/ны представлять законченный в смысловом отношении фрагмент презентации);
-
программная совместимость – возможность использовать объекты из других программ, например, из приложений MS Office;
-
доступность технического инструментария – наличие у пользователя элементарных навыков работы с компьютером, в частности с программным пакетом MS Office.
Одним из видов презентаций является обучающая презентация. Она отличается по видам речевой деятельности (при обучении чтению, аудирования, говорению, письму); по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи); по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).
Для учителя особое значение приобретает особая простота использования MS Power Point в качестве «монтажного стола». Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность могут быть объединены в тщательно выверенную и методически оправданную последовательность работы над тем или иным учебным материалом.
Microsoft Office Publisher представляет собой универсальную систему создания публикаций для печати, включая брошюры, бюллетени, открытки и другие печатные материалы, которые являются вспомогательным средством в обучении. Бюллетени могут использоваться как памятки, заключающие в себе выводы пройденного материала.
Более эффективная работа с типографией для достижения более высокого качества печатных работ и печати более крупного тиража осуществляется благодаря поддержке в приложении Publisher 2010 формата CMYK Composite Postscript. В приложении Publisher 2010 предоставляются все средства, необходимые для достижения результатов профессионального качества — начиная от профессионально разработанных шаблонов, которые можно настроить, используя цветовые схемы, шрифтовые схемы, различные параметры разметки или собственные дизайнерские идеи. Можно также начать с пустой публикации и реализовать свои творческие замыслы с помощью сложных типографских средств и средств разметки страниц.
Создание Web-site – одна из широко доступных возможностей современной индустрии Интернет-технологий. Собственно создание сайтов не намного сложнее, чем создание личных электронных ящиков и электронных визиток. Обмен информацией определяется владельцами – людьми, или организациями, создавшими сайт и разместившими на нем свою информацию. Структура сайтов может быть самой разнообразной. Простейшая – это главная страница со ссылками на набор текстов. Кроме текстовой информации в гипертекстах можно вставлять рисунки, таблицы и фотографии. Такие сайты по организации во многом схожи с журналами или книгами, но разницу между ними состоит в том, что сайт может обновляться несколько раз. В Интернет можно найти провайдеров, предлагающих бесплатное открытие сайтов на своих серверах.
Каменский филиал ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»
Интерактивные технологии. Облака слов
Форсайт- игра
Основные понятия
- Форсайт игра (Foresight game)- в переводе с английского означает «игра-предвидение»
- Word Cloud- «Облако слова»
- Tagxedo . — программа, которая использует слова, фразы и веб-сайты: любой текст, который вы хотите, и превращает их в красочные облака слов выбранной вами формы.
Форсайт-игра- «Облака слов»
- Модернизация современного языкового образования сегодня требует поиска эффективных путей активизации процесса обучения иностранному языку. В своей работе мы стараемся применять такие приемы обучения, которые способствуют поддержанию интереса студентов к иностранному языку, помогают вовлечь их в иноязычную речевую деятельность , повышают эффективность урока.
- Сейчас эффективность применения информационных технологий на занятиях английского языка уже не подлежит сомнению. Применение интернет-сервисов имеет ряд преимуществ: запоминание ключевых слов, тренировка образной памяти, проведение мозгового штурма, анализ основных идей текста, активация предварительных знаний.
Word Cloud
Приемы использования компьютерной программы, так называемом «облако слов» или “word cloud ”на уроке английского языка:
- следующие ресурсы: сайт image chef, http://www.wordle.net , www.tagul.com , http://tagxedo.com http://www.abcya.com
Как создать «облако слов»
1.Вводим программу image chef
2. Создаем «Мозаику из знаков» (сердечко, звездочка, цветок т. д)
Этапы дальнейшей работы:
1. Сохраняем изображение «облака» с заданием в почтовый ящик
2. Копируем изображение
(в «Документы», «Рабочий стол» и т.д)
3. Определяем задание
Возможности использования «Word clouds» на уроках английского языка:
- При введении в тему
- При повторении в начале урока
- При систематизации, повторении материала
- При работе с текстом
- При работе с языковым и грамматическим материалом и т.д.
- При контроле.
Примеры создания облака из слов и знаков c заданиями
Расставить буквы
по алфавиту
Тема урока
Вспомним АЛФАВИТ Назовите слова на букву «A»
Прочитать числительные
Какая тема урока?
Перевести слова
Найти и прочитать слова
в алфавитном порядке
Примеры создания облака из слов и знаков c заданиями
Ответить на вопросы:
1.О чем идет речь в тексте?
2.Найти слова о политике.
3.Перевести слова- «мир». «война»
Ваш любимый праздник, расскажите о нем
Составить предложение из слов
Примеры-задания
Результативность:
- Использование сервиса «Облака слов» позволяет преподавателю разнообразить учебный процесс, тем самым увеличить эффективность обучения и способствовать дополнительной мотивации обучаемых на урок, формируются благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся, эмоциональные и ценностные категории, навыки структурирования, классификации и моделирования, умения выделять главное, развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию. Наглядная подсказка в виде ключевых слов – это замечательный способ стимулировать беглую речь.
Thank you for attention