Практическая работа
Тема: «Разработка электронной таблицы с использованием встроенных функций»
Цель: получить навыки работы с электронной таблицей по использованию стандартных функций.
Теоретическая часть.
При записи формул в таблицах можно использовать стандартные (встроенные) функции. Все множество встроенных функций табличного процессора делится на несколько групп:
- математические,
- статистические,
- функции даты и времени и т.д.
К математическим функциям относятся такие известные из курса школьной математики функции, как SIN() — синус, COS() — косинус, TAN() — тангенс, LN() — натуральный логарифм, KOPEHЬ() (SQRT) — квадратный корень числа и т.д. В круглых скобках (сразу за именем функции) записывается ее аргумент. При использовании тригонометрических функций следует считывать, что аргумент должен быть задан в радианной мере. В качестве аргумента функции может выступать числовая константа, адрес клетки табличного процессора или диапазон (блок) клеток.
Наиболее часто используемой в табличных вычислениях математической функцией является функция суммирования аргументов СУММ (). Аргументами этой функции являются либо диапазон клеток, либо несколько диапазонов клеток, перечисленные через запятую в некоторых табличных процессорах в качестве разделителя аргументов используется «;», адреса клеток, числовые константы.
Наиболее часто используемыми статистическими функциями являются:
- CPЗНAЧ ()(AVERAGE) — вычисление среднего арифметического аргументов,
- МИН() (MIN) и МАКС() (МАХ) — вычисление минимального и максимального значении среди аргументов. Аргументы этих функций выбираются так же, как и у функции суммирования.
Для того, чтобы воспользоваться этими возможностями существует Мастер функций для запуска которого на панели инструментов используют кнопку fх или команду Вставка-Функция…
Практическая часть
Упражнение №1
В таблицу собраны данные о крупнейших озерах мира. Найти глубину самого мелкого озера, площадь самого обширного озера и среднюю высоту озер над уровнем моря.
- Создайте таблицу по образцу:
А |
В |
С |
D |
|
1 |
Название озера |
Площадь (ТЫС, КВ,М.) |
Глубина (м) |
Высота над |
2 |
Байкал |
31,5 |
1520 |
456 |
3 |
Танганьика |
34 |
1470 |
773 |
4 |
Виктория |
68 |
80 |
1134 |
5 |
Гурон |
59,6 |
288 |
177 |
6 |
Аральское море |
51,1 |
61 |
53 |
7 |
Мичиган |
58 |
281 |
177 |
- В ячейку А8 введите – Минимальная глубина
- В ячейку А9 введите – Максимальная площадь
- В ячейку А10 введите – Средняя высота
- Выделите ячейку В8 и выполните команду Вставка-Функция…В открывшемся окне выберите категорию статистические, а в окне Функция – МИН →ОК. В окне число1 запишите C1:C7 нажмите ОК.
- Выделите ячейку В9 и выполните команду Вставка-Функция…В открывшемся окне выберите категорию статистические, а в окне Функция – MAX →ОК. В окне число1 запишите В1:В7 нажмите ОК.
- Выделите ячейку В10 и выполните команду Вставка-Функция…В открывшемся окне выберите категорию статистические, а в окне Функция – СРЗНАЧ →ОК. В окне число1 запишите D1:D7 нажмите ОК.
- Отформатируйте таблицу.
Упражнение №2
На отрезке [0;2] вычислить значения функции f(x) = cosx+x с шагом 0,2.
- Заполните таблицу по образцу:
А |
В |
|
1 |
шаг |
0,2 |
2 |
Аргумент х |
Значение функции f(х) |
3 |
0 |
- В ячейку А4 введите формулу А3+$В$1. Используя маркер заполнения, заполните блок ячеек А4:А13.
- В ячейку В3 введите формулу = COS(А3)+A3. Используя маркер заполнения, заполните блок ячеек В3:В13.
- Отформатируйте таблицу.
Упражнение №3
Создайте таблицу по образцу. Вычислите средние показатели территории и численности населения по Москве, Примените функции для определения минимальных и максимальных значений по каждому показателю.
Административный |
Территория |
Численность |
Центральный |
64,1 |
698,3 |
Северный |
87,3 |
925,8 |
Северо-Западный |
106,9 |
601,3 |
Северо-Восточный |
102,3 |
1127,3 |
Южный |
130,6 |
1314,1 |
Юго-Западный |
106,5 |
967,8 |
Юго-Восточный |
112,5 |
831,7 |
Западный |
132,8 |
993,4 |
Восточный |
151 |
1150,7 |
г. Зеленоград |
37 |
182,5 |
Ключ к заданию
- Для вычисления средних значений в столбце, примените функцию
«СРЗНАЧ» из категории Статистические. - Для определения минимальных (максимальных) значений в столбце, примените функцию «МИН» («МАКС») из категории Статистические.
Упражнение №4
Составьте таблицу значений функции у =(х-5)2 на отрезке [-3; 3].
Таблица значений функции у =(х-5)2
X |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
У |
64 |
49 |
36 |
25 |
16 |
9 |
4 |
Ключ к заданию
Для составления формулы воспользуйтесь Мастером функций.
- Выделите ячейку, в которую нужно вставить первое значение функции.
- Введите знак равенства и выполните команду [Вставка-Функция]
или выберите кнопку fх - В окне диалога <Мастер функций> в категории «Математические» выберите функцию «Степень».
- Введите значение аргумента и значение показателя степени. Заполните ряд функций.
- Для того чтобы в заголовке ввести показатель степени, используйте
опцию верхний индекс ([Формат — Ячейки], вкладка Шрифт).
Упражнение №4
Подготовьте таблицу квадратов двузначных чисел. Примените абсолютные ссылки. Вставьте функцию «Степень» при помощи Мастера
функций.
Таблица квадратов |
||||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
1 |
100 |
121 |
144 |
169 |
196 |
225 |
256 |
289 |
324 |
361 |
2 |
400 |
441 |
484 |
529 |
576 |
625 |
676 |
729 |
784 |
841 |
3 |
900 |
961 |
1024 |
1089 |
1156 |
1225 |
1296 |
1369 |
1444 |
1521 |
4 |
1600 |
1681 |
1764 |
1849 |
1936 |
2025 |
2116 |
2209 |
2304 |
2401 |
5 |
2500 |
2601 |
2704 |
2809 |
2916 |
3025 |
3136 |
3249 |
3364 |
3481 |
6 |
3600 |
3721 |
3844 |
3969 |
4096 |
4225 |
4356 |
4489 |
4624 |
4761 |
7 |
4900 |
5041 |
5184 |
5329 |
5476 |
5625 |
5776 |
5929 |
6084 |
6241 |
8 |
6400 |
6561 |
6724 |
6889 |
7056 |
7225 |
7396 |
7569 |
7744 |
7921 |
9 |
8100 |
8281 |
8464 |
8649 |
8836 |
9025 |
9216 |
9409 |
9604 |
9801 |
Ключ к заданию
- В ячейку A3 введите число 1, в ячейку А4 — число 2, выделите обе
ячейки и протащите маркер выделения вниз, чтобы заполнить столбец
числами от 1 до 9. - Аналогично заполните ячейки В2 — К2 числами от 0 до 9.
- Для столбцов от А до К задайте ширину, равную 5 (Формат-
Столбец-Ширина…). - В ячейку ВЗ нужно поместить формулу, которая возводит в квадрат
число, составленное из десятков, указанных в столбце А и единиц, соответствующих значению, размещенному в строке 2. Таким образом, само число, которое должно возводиться в квадрат в ячейке В3 можно задать формулой =А3*10+В2 (число десятков, умноженное на десять плюс число единиц). Остается возвести это число в квадрат. Возводить в степень с помощью Мастера функций вы научились при выполнении предыдущих упражнений. - В ячейке ВЗ будет размещена формула =СТЕПЕНЬ(АЗ*1(В2;2). Формула, размещенная в выделенной ячейке, отображается в Строке формул. Такая формула верно вычислит значения для ячейки ВЗ, но ее нельзя распространять на другие ячейки диапазона, так как Относительные ссылки приведут к неверному результату. Во
всех формулах необходимо ссылаться на ячейки строки 2 и столбца А. Следовательно, в этой формуле должны быть применены абсолютные ссылки. Приведите формулу к виду =СТЕПЕНЪ($АЗ*10+В$2;2), чтобы ее можно было распространить (скопировать с помощью маркера заполнения) на остальные ячейки диапазона. Сверьте результат с образцом. - Введите в ячейку А1 заголовок, отцентрируйте его по выделению,
выполните обрамление таблицы и заполнение фоном отдельные ячейки.
Урок №4
Практическая
работа №2
«Использование встроенных
функций и операций ЭТ»
Цель:
—
создавать условия для
повышения мотивации к использованию электронных таблиц как универсального
инструмента для решения учебных и реальных задач, особенно эффективных при
многовариантных вычислениях;
— создать условия для формирования понятия
использования встроенных функций в электронных таблицах.
Задачи:
— сформировать навык применения знаний о
разветвляющихся алгоритмах и логических высказываниях для решения задач с помощью
электронных таблиц Excel;
— развить умения применять встроенные функции МАКС,
МИН, СРЗНАЧ, ЕСЛИ для решения задач с помощью электронных таблиц Excel;
— способствовать развитию творческого подхода и
логического мышления.
Задание №1 «Ведомость начисления зарплаты»
В некой гипотетической фирме работает 11 сотрудников.
Причем 9 из них штатные сотрудники, а 2 совместители. Разработать электронную
таблицу расчета заработной платы для предполагаемой фирмы. В таблице должны
быть приведены следующие данные о каждом из сотрудников фирмы:
—
фамилия, имя и отчество;
—
признак сотрудничества
(например, цифра 1 для штатного сотрудника и 0 или пуста ячейка – для
совместителя);
—
количество иждивенцев
(детей до 18 лет);
—
оклад;
—
количество отработанных
дней.
Кроме того, таблица должна выполнять следующие
расчеты:
—
вычисление районного
коэффициента от суммы начислений (15%);
—
общую заработную плату
сотрудника (сумма оклада и районного коэффициента);
—
величину льготы по
подоходному налогу, которая определяется:
—
для штатных работников это
400 рублей на самого работника и по 300 рублей на каждого ребенка;
—
для совместителей льготы
по подоходному налогу нет;
—
величину налогооблагаемой
базы (налогооблагаемая база определяется как разница между общей зарплатой, льготой
по подоходному налогу и отчислениями в пенсионный фонд);
—
величину подоходного
налога, составляющего 13% от налогооблагаемой базы;
—
величину вычетов из
заработной платы (пенсионный налог и подоходный налог);
—
и величину зарплаты
причитающейся к выдаче на руки.
Примерный
вид таблицы показан на рисунке ниже.
Ведомость начисления заработной платы |
|||||||||||||||
январь |
19 |
раб. дней |
Мин з.п |
300 |
Ур.к. |
15% |
|||||||||
№ |
Фамилия |
Дети |
Должность |
Штат:совм. |
Оклад |
Цена |
Отработано |
Начислено |
Ур. |
Итого |
Вычеты |
1% |
Под. |
Квартплата |
К |
1 |
Иванов |
1 |
директор |
1 |
3000 |
19 |
250 |
||||||||
2 |
Смирнов |
2 |
зам. дир |
1 |
2800 |
19 |
285 |
||||||||
3 |
Петрова |
1 |
бухгалтер |
1 |
2500 |
14 |
340 |
||||||||
4 |
Жуков |
2 |
рабочий |
1 |
1200 |
19 |
274 |
||||||||
5 |
Семенов |
1 |
рабочий |
1 |
1700 |
19 |
150 |
||||||||
6 |
Пинаев |
1 |
рабочий |
1 |
1800 |
9 |
|||||||||
7 |
Петухов |
рабочий |
1 |
1500 |
19 |
||||||||||
8 |
Соколов |
рабочий |
1 |
2000 |
19 |
||||||||||
9 |
Жмаев |
3 |
рабочий |
1 |
2100 |
19 |
180 |
||||||||
10 |
Чехов |
совмест. |
800 |
19 |
|||||||||||
11 |
Пегова |
1 |
совмест. |
600 |
19 |
||||||||||
И Т О Г О: |
|||||||||||||||
Максим. з/плата по предприятию |
|||||||||||||||
Миним. з/плата по предприятию |
|||||||||||||||
Средняя з/плата по предприятию |
1.
Создать таблицу.
2.
В ячейки, оформленные
заливкой, ввести исходные данные.
3.
Установить для расчетных
ячеек денежный формат.
4.
По предложенным формулам
провести расчеты, заполнить таблицу, используя маркер заполнения и основные
функции ЕСЛИ, МАКС, МИН, СРЗНАЧ.
5.
Формулы для заполнения
таблицы:
—
Цена дня = Оклад/раб.дней
—
Начислено = Цена дня *
Отработано
—
Ур. коэфф. = Начислено *
Ур. к
—
Итого = Начислено + Ур.
Коэф
—
Вычеты из СД = ЕСЛИ (Штат:совм=1;
(Дети до 18 л+1)*Мин. з.п; 0)
—
1% Пенс. фонд = Итого*1%
—
Под. налог = (Итого —
Вычеты из СД )*13%
—
К выдаче = Итого — 1%
Пенс. фонд — Под. налог — Квартплата
6.
В строке ИТОГО: вычислить
суммы значений, размещенных в столбцах Начислено, Ур.коэф. и т.д до столбца К
выдаче.
7.
Определить максимальную,
минимальную и среднюю з/плату по предприятию (столбец Итого).
Результат выполнения задания:
Задание №2 «Результаты диагностической контрольной
работы»
Создать
таблицу, примерный вид, которой показан на рисунке ниже.
B |
C |
D |
E |
F |
H |
G |
I |
J |
||||
1 строка |
Результаты диагностической контрольной |
|||||||||||
Ф.И. |
1 задание |
2 задание |
3 задание |
4 задание |
5 задание |
6 задание |
Средний балл по ученику |
Количество заданий на 4 и 5 |
||||
Иванов Сергей |
||||||||||||
Петров Андрей |
||||||||||||
Крохин Максим |
||||||||||||
Кольцова Мария |
||||||||||||
Донцов Пётр |
||||||||||||
Семёнов Глеб |
||||||||||||
Валуева Ольга |
||||||||||||
Сомов Артём |
||||||||||||
Средний балл после |
||||||||||||
Усвоение пройденного |
||||||||||||
Усвоение пройденного |
||||||||||||
Количество полученных оценок |
||||||||||||
оценка — 2 |
||||||||||||
оценка — 3 |
||||||||||||
оценка — 4 |
||||||||||||
оценка — 5 |
||||||||||||
Всего: |
||||||||||||
Количество учащихся, |
||||||||||||
1.
Ввести в таблицу данные
тестирования.
2.
Для выполнения расчетов
использовать основные функции СУММ, СРЗНАЧ, СЧЕТЕСЛИ.
3.
Вычислить средний балл для
каждого ученика.
4.
Вычислить средний балл
после выполнения учениками всех заданий.
5.
Вычислить количество
оценок каждого “веса”, в диапазоне указываем адреса ячеек С4:Н11, но делаем
абсолютными номера строк.
6.
Вычислить количество заданий,
выполненных каждым учеником на 4 и 5.
7.
Вычислить количество
учащихся выполнивших все задания на 4 и 5.
8.
Установить нужные параметры
шрифта на панели форматирования.
9.
При необходимости
устанавливаем количество знаков после запятой. Для этого: Меню Формат→ячейки→числовой→число
знаков.
10.
В ячейках для вычисления
абсолютной и качественной успеваемости устанавливаем формат процентный. Для
этого: Меню Формат→ячейки→процентный→число знаков.
11.
Для оформления таблицы
используем заливку ячеек и границы.
Результат выполнения задания:
Задание №3 «Расчет стоимости билетов на самолет»
Создать таблицу по
образцу, выполнить расчеты.
номер |
Номер |
Маршрут |
Дата |
Цена |
Цена |
Скидка |
Цена |
1 |
3405 |
С.Пб — Москва |
21.09.2011 |
1500 |
5 |
||
2 |
8907 |
С.Пб — Краснодар |
16.05.2011 |
2250 |
5 |
||
3 |
6412 |
Москва — Сан — Франциско |
20.06.2012 |
7500 |
7 |
||
4 |
8100 |
Москва — Флорида |
30.07.2012 |
8250 |
8 |
||
5 |
1040 |
С.Пб. — Акапулько |
17.03.2012 |
9000 |
5 |
||
6 |
8610 |
Киев — Стамбул |
23.02.2012 |
9450 |
4 |
||
7 |
2203 |
Москва — Одесса — Майами |
15.01.2012 |
10500 |
5,5 |
1. При выполнении расчетов Цена билета для детей
равна 50% цены билета для взрослых.
2. Цена билета для пенсионеров равна цене
билета для взрослых минус скидка для пенсионеров
3. Используя встроенные функции МАКС, МИН, СРЗНАЧ
вычислить и оформить в виде дополнительной таблицы следующие величины:
—
минимальная и максимальная
цена билета для детей, руб.
—
минимальная и максимальная
цена билета для взрослых, руб.
—
минимальная и максимальная
цена билета для пенсионеров, руб.
—
средняя цена билетов для
детей, руб.
—
средняя цена билета для
взрослых, руб.
Результат выполнения задания может выглядеть следующим
образом:
Практическая работа «Встроенные функции»
Задание 1
-
Составьте следующую таблицу:
продукт |
цена |
поставлено |
продано |
осталось |
выручка |
Молоко |
3 |
100 |
100 |
||
Сметана |
4,2 |
84 |
70 |
||
Творог |
2,5 |
125 |
120 |
||
Йогурт |
2,4 |
250 |
200 |
||
Сливки |
3,2 |
50 |
45 |
||
Кефир |
2,8 |
49 |
40 |
||
Сырки |
2 |
65 |
65 |
||
Мороженое |
4,5 |
30 |
24 |
||
Всего поставлено |
|||||
Всего продано |
|||||
Сумма остатка |
|||||
Сумма выручки |
|||||
Минимальная цена |
|||||
Максимальная цена |
|||||
Средняя цена |
-
С помощью арифметических операций заполните столбцы таблицы, выделенные серым цветом
-
Отформатируйте таблицу (выделите названия столбцов жирным начертанием шрифта, выделите цветом ячейки с результатом, пустые ячейки закрасьте черным цветом)
Задание №2
На отрезке [0;2] вычислить значения функции f(x) = cosx+x с шагом 0,2.
-
Заполните таблицу по образцу:
А
В
1
шаг
0,2
2
Аргумент х
Значение функции f(х)
3
0
-
В ячейку А4 введите формулу А3+$В$1. Используя маркер заполнения, заполните блок ячеек А4:А13.
-
В ячейку В3 введите формулу = COS(А3)+A3. Используя маркер заполнения, заполните блок ячеек В3:В13.
-
Отформатируйте таблицу и постройте график функции.
Задание №3
Создайте таблицу по образцу. Вычислите средние показатели территории и численности населения по Москве, Примените функции для определения минимальных и максимальных и средних значений по каждому показателю.
Административный |
Территория |
Численность |
Центральный |
64,1 |
698,3 |
Северный |
87,3 |
925,8 |
Северо-Западный |
106,9 |
601,3 |
Северо-Восточный |
102,3 |
1127,3 |
Южный |
130,6 |
1314,1 |
Юго-Западный |
106,5 |
967,8 |
Юго-Восточный |
112,5 |
831,7 |
Западный |
132,8 |
993,4 |
Восточный |
151 |
1150,7 |
г. Зеленоград |
37 |
182,5 |
Код для использования на сайте:
Ширина блока
px
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Практическая работа «Встроенные функции»
Задание
1. Составьте следующую таблицу:
2. С помощью арифметических операций заполните столбцы таблицы, выделенные серым цветом
3. Отформатируйте таблицу (выделите названия столбцов жирным начертанием шрифта, выделите
цветом ячейки с результатом, пустые ячейки закрасьте черным цветом)
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Материалом можно пользоваться как учителю — для демонстрации возможностей, так и ученику — для выполнения работы (в таком случае учитель должен будет удалить Лист 2). Описание выполнения будет ниже в формате docx
Практическая работа в Excel Встроенные функции и Условное форматирование.xlsx
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш emailВаш email