Использование различных возможностей динамических электронных таблиц для выполнения учебных заданий ms excel

Методические указания к практическому занятию № 14 (занятие № 1)

Тема: Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий

Количество часов:2

Цель: закрепление практических навыков и умений в работе с программой MS Excel: с ячейками, строками, столбцами, выделениями строк и столбцов, с формулами и с функциями.

Задание: Ознакомиться с теоретическими положениями по данной теме, выполнить задания практического занятия, сформулировать вывод.

Содержание отчета по результатам выполнения практического занятия

Отчет должен содержать:

1.Название работы

2.Цель работы

3.Результаты выполнения задания 1, 2, 3, 4

4.Вывод по работе (необходимо указать виды выполняемых работ, достигнутые цели, какие умения и навыки приобретены в ходе ее выполнения)

Методические указания к выполнению:

1.Краткие теоретические сведения.

Форматирование ячеек электронных таблиц является необходимым условием работы с данными в Excel 2007. Форматирование ячеек осуществляется с помощью раскрывающегося списка «Числовой формат» или окна диалога «Формат ячеек». Это окно имеет шесть вкладок: Число, Выравнивание, Шрифт, Граница, Заливка, Защита. Окно диалога открывается при щелчке левой кнопкой мыши на стрелке группы «Число» на вкладке «Главная».

На вкладке «Число» окна «Формат ячеек» можно назначать числовые форматы ячейкам электронных таблиц. Причем форматы ячейкам электронных таблиц можно назначать как до ввода данных, так и после их ввода в ячейки. К числовым форматам относятся: Общий, Числовой, Денежный, Финансовый и т.д..

Обычно данные вводятся в ячейки электронных таблиц Excel 2007 в одном из числовых форматов. Если данные введены без учета формата ячейки, то им по умолчанию Excel 2007 присваивает формат — Общий. Следует отметить, что можно форматировать одну ячейку или несколько ячеек одновременно.

Для форматирования ячейки (ячеек) надо ее (их) выделить, затем открыть окно диалога «Формат ячеек» или раскрывающийся список «Числовой формат» в группе «Число» на вкладке «Главная» и назначить необходимый числовой формат.

К форматированию ячеек относятся и такие операции как объединение ячеек, выравнивание и направление текста в ячейках, перенос по словам и т.д. Эти операции можно выполнить в окне диалога «Формат ячеек» на вкладке «Выравнивание» или в группе «Выравнивание» на вкладке «Главная».

Форматирование шрифта можно осуществлять в окне диалога «Формат ячеек» с помощью инструментов на вкладке «Шрифт» или в группе «Шрифт» на вкладке «Главная».

Границы, заливку и защиту ячеек можно отформатировать на соответствующих вкладках окна диалога «Формат ячеек».

Кроме того, в Excel 2007 имеется инструмент «Формат» в группе «Ячейки» на вкладке «Главная». Этот инструмент применяется для изменения (форматирования) высоты строки или ширины столбца, защиты или скрытия ячеек, строк, столбцов, листов, упорядочения листов.

2. Выполнение вычислений в таблицах

Для выполнения различных вычислений в таблицах Excel 2007 используют формулы и функции. Выполнение вычислений с помощью формул в Excel 2007 представлено на рисунке ниже.

Вычисления с помощью формул всегда начинаются со знака равенства «=». Кроме того, в формулу могут входить ссылки на ячейки, в которых указаны определенные значения в одном из числовых форматов, имена, числовые величины и функции, объединенные знаками арифметических действий (^; *; /; +; -;). В ячейке, в которой осуществлены вычисления, отображаются значения, а формула отображается в строке ввода.

Ссылки на ячейки бывают относительными и абсолютными. Абсолютные ссылки отличаются от относительных тем, что содержат символ “$” (например, $B$2) перед всеми атрибутами адреса ячейки. К смешанным ссылкам относятся ссылки на ячейки, в которых перед одним из атрибутов адреса ячейки установлен символ “$” (например, B$2 или $B2).

В формуле могут быть использованы имена диапазона ячеек, но для этого надо присвоить имена диапазонам ячеек:

— Выделить диапазон требуемых ячеек, перейти на вкладку «Формулы» и щелкнуть на кнопке раскрывающегося списка «Присвоить имя» в группе «Определенные имена».

-Из списка выбрать надпись «Присвоить имя…», откроется окно диалога «Создание имени». В строке «Имя» ввести имя, например «Закупка1» и щелкнуть на кнопке ОК. В результате выбранному диапазону ячеек будет назначено соответствующее имя (рисунок ниже).

Для использования имени диапазона ячеек в формуле надо выделить ячейку и вставить требуемую формулу, например СУММ(). В качестве аргумента используем имя диапазона ячеек, например «Закупка1». Для этого на вкладке «Формулы» в группе «Определенные имена» надо щелкнуть на команде «Использовать в формуле», и в открывшемся списке имен выбрать требуемое имя (рисунок ниже).

Формулы в Excel можно перемещать и копировать. Абсолютные ссылки при копировании формулы (распространении формулы) не изменяются, а изменятся только те атрибуты адреса ячейки, перед которыми не установлен символ “$” (т.е. относительные ссылки изменяются). При перемещении формулы в другое место таблицы абсолютные и относительные ссылки в формуле не изменяются.

Функции Excel — это встроенные в Excel готовые формулы, которые разбиты на категории. Функции состоят из названия и аргументов, например СУММ(). Аргументы в виде ссылок или имен ячеек вводятся пользователями в круглые скобки. Функции вводятся в выделенную ячейку. При вызове функции одним из способов открывается «Мастер функций — шаг 1 из 2» (рисунок ниже).

В окне «Мастер функций — шаг 1 из 2» сначала выберите категорию в списке «Категория» и затем в списке «Выберите функцию» выделите нужную функцию и щелкните на кнопке ОК. Приложение Excel введет знак равенства, имя функции и круглые скобки, в которые надо ввести аргументы в виде значений или ссылок на адрес ячейки. Для этого приложение откроет второе окно диалога «Аргументы функции», в котором необходимо установить аргументы функции.

Второе окно диалога «Аргументы функции» содержит по одному полю для каждого аргумента выбранной функции. Справа от каждого поля аргумента отображается его текущее значение. После выбора аргументов щелкните на кнопке ОК, созданная функция появится в строке формул.

2.Задание

Задание №1. Выполнить указанные ниже действия

Задание №2. Выполнить указанные ниже действия

Задание №3. Выполнить указанные ниже действия 

Задание №4. Выполнить указанные ниже действия 

1.Откройте новый файл из трех рабочих листов

2.Создать таблицу (Заголовки столбцов шрифт Arial, 12, заливка желтый, по центру)

3.Внести наименований продуктов и проставить баллы за качество (от 0 до 10). Рассчитать функции: Средний балл, Мин. балл, Макс.балл, Количество от 0-5, Кол-во от 6-10

4.Поместить курсор в первую ячейку столбца Сумма баллов и нажать на кнопку , при необходимости выделить необходимый диапазон и нажать Enter.

5.С помощью маркера автозаполнения (плюсик в правом нижнем углу ячейки) просчитать все суммарные баллы для остальных продуктов.

6.Поместить курсор в первую свободную ячейку строки Средний балл и запустить мастер функций fx.

Затем из списка Статистические функции выбрать СРЗНАЧ, выделить необходимый диапазон ячеек (либо ввести с клавиатуры, например B2:B8) и нажать на кнопку Ok.

7.C помощью маркера автозаполнения просчитать средний балл для остальных магазинов.

8.Аналогично с помощью статистических функций МИН и МАКС просчитать максимальные и минимальные значения для всех магазинов.

9.Для просчёта количества от 6-10 из списка статистических функций выбрать функцию СЧЁТЕСЛИ, затем задать необходимый диапазон и в строке Условие ввести =6, нажать Enter.

10.C помощью маркера автозаполнения просчитать количество по всем магазинам.

11.Аналогично с помощью функции СЧЁТЕСЛИ просчитать количество от 0-5. В качестве условия внести

12.Оформить таблицу по своему усмотрению (например, сделать внешние и внутренние границы разного цвета и толщины, а также сделать заливку любого цвета).

13.Щелкнуть правой кнопкой мыши на названии листа и выбрать команду переименовать. Ввести имя Магазин.

3.Контрольные вопросы 

1.Как осуществляется форматирование ячеек?

2. Как осуществляются вычисления в таблицах?

3.Что такое функция и как ее вычислить?

4.Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме:

  1. http://www.lessons-tva.info/edu/inf-excel/excel.html

  2. http://www.lessons-tva.info/edu/e-inf2/m2t2_4.html

  3. metodicheskie_ukazaniia_po_vypolneniiu_prakticheskikh_rabot_obuchaiushchikhsia_po_distsipline_informatika_i_ikt, 2014 ПР15

  4. Metod_ukazanija_k_ikt, 2015 ПР18-19

  5. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально- экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. — М.: 2014 с. 172-184

  6. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. — М.: 2014 с. 232-260

Критерий оценивания выполненных практических заданий

Каждое задание оценивается в 5 баллов (максимально), в соответствии с требованиями

Общая оценка выводится по сумме баллов за каждую решенную задачу (5*4=20 баллов)

В общей сумме, выполненная практическая работа может быть оценена от 0 до 100% , и тогда оценка знаний студента будет такова:

«отлично» — 86 – 100%,

«хорошо» — 66 – 85%,

«удовлетворительно» — 45 – 65%,

«неудовлетворительно» — менее 45%.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский государственный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока

Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.

Рассмотрено на заседании

ПЦК Информатики и

вычислительной техники

Протокол №  от «   »       г.

Председатель ПЦК __________

Разработал преподаватель

Мальчер А.О.

Челябинск, 2021
 

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

3

2.

Технологическая карта урока

5

3.

Задания для практической работы

13

4.

Командная игра

18

5.

Литература

21

6.

Приложения 1-3

22-24

Пояснительная записка

В данной методической разработке представлен открытый урок практического занятия с элементами ролевой игры по теме: использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.

Цель методической разработки – улучшение качества знаний учащихся путем использования современных средств обучения.

Задачи методической разработки:

— Совершенствовать образовательный процесс путем привития интереса к знаниям;

— Активизировать познавательную деятельность за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения;

— Сформировать систему социально-ценностных отношений ученика посредством включения его в активную деятельность.

Материальное обеспечение урока: проектор, персональный компьютер, операционная система Windows, программное обеспечение: Microsoft Excel, инструкция к выполнению практической работы.

Тип урока: практическая работа с элементами ролевой игры.

Ролевые игры – позволяют произвести обыгрывание нестандартных ситуаций, что требует от современного молодого специалиста собранности, стрессоустойчивости, что, несомненно, будет способствовать наилучшим образом реализации профессиональных и общих компетенций. Использование ролевой игры в процессе обучения создаёт возможность менять условия, гибко мыслить, принимать решения «на ходу», что и делает весь процесс обучения увлекательным и динамичным.

Урок с элементами ролевой игры представляет собой систему, в которую включены студенты разных способностей и уровня подготовленности. Работа в коллективе и команде, общение с преподавателем, другими студентами в ходе обучения на уроке позволяет устанавливать студентам межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями других студентов, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях, организовывать и поддерживать диалог, разрешать конфликты. Развитие коммуникативной компетентности в будущем позволит студентам эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами на производстве.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО педагогического работника: Мальчер Анастасия Олеговна

Тема занятия: использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.

Дисциплина: информатика

Тема: понятие об информационных системах и автоматизации информационных

процессов.

Нормативные документы: 1) ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

2) Учебная программа дисциплины Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОУДП.11 Информатика

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

— уметь составлять таблицу для решения конкретной задачи; вводить и редактировать данные в ячейке таблицы; задавать адрес и диапазон ячеек, копировать и перемещать данные ячеек; применять автоматическое заполнение ячеек; форматировать ячейки, использовать графические способы представления данных в электронных таблицах.

— знать основные определения; иметь представление о способах хранения и простейшей обработке данных.

Цель:

Обучающая:

— практическое применение изучаемого материала;

— закрепление знаний общих принципов работы с динамическими (электронными) таблицами и умения составлять таблицу для решения конкретной задачи;

— приобретение навыков в составлении электронных таблиц.

Развивающая:

— развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы;

— развитие способности логически рассуждать, делать выводы;

— развитие умений применять знания для решения прикладных задач с помощью электронных таблиц;

— развитие коммуникативной компетенции;

— формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний.

Воспитательная:

— воспитание творческого подхода к работе, желание экспериментировать.

Форма занятия: индивидуальная работа, работа в группах.

Межпредметные связи: математика, экономика.

Структура занятия:

1. Организация занятия (1 мин.).

2. Постановка темы и целей урока (2 мин.).

3. Актуализация (10 мин.).

4. Постановка задания для обучающихся для практической работы (2 мин.).

5. Закрепление знаний (25 мин.).

6. Подведение итогов занятия (3 мин).

7. Сообщение домашнего задания (2 мин.).

Используемая литература:

1. Цветкова, М.С., Хлобыстова И.Ю.. Информатика : Учебник. – М.: 2017

3. Цветкова, М.С., Гаврилова С.А., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017

4. Цветкова, М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей естественнонаучного и гуманитарного профилей. – М.: 2017

5. Цветкова, М.С., Хлобыстова И.Ю. и др. Информатика: электронный учебно-методический комплекс – М.: 2017

Ход урока

Этапы

Цель

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Результат

1. Организационный

Организовать группу на учебное занятие

Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих.

Приветствие преподавателя, обучающиеся готовятся к занятию.

Группа готова к занятию.

2. Постановка темы и целей урока.

Мотивация группы на выполнение практической работы.

Озвучивает тему урока: «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий» и цели урока:

— уметь составлять таблицу для решения конкретной задачи; вводить и редактировать данные в ячейке таблицы; задавать адрес и диапазон ячеек, копировать и перемещать данные ячеек; применять автоматическое заполнение ячеек; форматировать ячейки, использовать графические способы представления данных в электронных таблицах.

— знать о способах хранения и простейшей обработке данных.

Вывод презентации на экран Слайд 1-2.

Слушают. Оформляют исходные данные в тетради (тему урока, цель, перечень инструментов)

Группа готова к этапу актуализации знаний.

Метод- информационно-сообщающий.

Методический приём- рассказ, сопровождаемый демонстрацией слайда.

Форма обучения- индивидуально-групповая.

Средства обучения- проектор, экран.

3. Актуализация знаний

Актуализация по теме урока «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий».

Рассказывает об актуальности темы урока.

Сегодня мы с вами будем работать в программном обеспечении Microsoft Excel. Microsoft Excel – это самый популярный в мире табличный редактор, входящий в пакет MS Office, предназначенный для обработки таблиц (создания табличных документов, расчет математических функций, построения к ним графиков, а также вывода их на печать.). В мире огромнейшее количество различных профессий, представителям которых требуются навыки владения данной программой. Бухгалтер без труда рассчитает заработную плату, менеджер подготовит диаграммы для совещания, работник социального обеспечения оформит в электронных таблицах справочную информацию о клиенте и т.д.

Вывод презентации на экран Слайд 3.

Выводит на экран цифровой образовательный ресурс с помощью которого проводит устный фронтальный опрос.

Слушают, воспринимают, отвечают на вопросы.

Актуализированы знания по теме «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий».

Метод – словесный.

Методический приём — устный фронтальный опрос.

Средства обучения – цифровой образовательный ресурс.

4. Постановка задания для обучающихся для практической работы.

Подготовка группы к выполнению практической работы.

Проводит инструктаж

обучающихся

Формулирует задание.

Нам сегодня предстоит решить непростую задачу: смоделировать деятельность туристического агентства.

Слайд 4.

В нашей организации имеются следующие отделы:

— планово-экономический;

— бухгалтерия;

— отдел продаж.

Слайд 5.

Раскрывает этапы работы.

Этап 1. – Распределение ролей.

Этап 2. – Оперативка, постановка задач для каждого отдела.

Этап 3. Самостоятельная работа, выполнение поставленной задачи.

Этап 4. Командообразование, или тимбилдинг.

Этап 5. Использование графических возможностей Excel. (В роли дизайнеров организации. Рисуем логотип с помощью графических. возможностей Excel.)

Этап 6. Тестирование

Для начала распределим роли.

Роль руководителя организации я возьму на себя. Роль руководителя заключается в постановке задач сотрудникам организации и контроль за их исполнением.

Роли остальных сотрудников распределим по жребию.

Этап 1. – Распределение ролей.

Слушают, воспринимают объяснение.

Группа готова к закреплению знаний по теме «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий» по заданному алгоритму работы.

Метод- информационно-сообщающий.

Методический приём- рассказ.

Форма обучения- индивидуально-групповая.

Средства обучения- проектор, экран.

5. Закрепление знаний

1. Закрепление и развитие знаний и умений

2. Формирование новых умений и навыков

Этап 2. – Оперативка, постановка задач для каждого отдела.

Бухгалтерия — рассчитывает заработной плату для работников предприятия.

Отдел продаж — составит таблицу экскурсионных туров.

Планово-экономический отдел – рассчитает прибыль за 2018-2019 год.

Выдача инструкций по выполнению индивидуальных заданий.

Этап 3. Самостоятельная работа, выполнение поставленной задачи. Контролирует выполнение работы. Подведение итогов работы по этапу.

Следующий этап нашей работы: этап 4. Командообразование, или тимбилдинг.

Тимбилдинг- командная игра

Цели тимбилдинга: Формирование и развитие навыков командной работы.

Выдача заданий для тимбилдинга. Контролирует выполнение работы. Подведение итогов работы по этапу.

Этап 5. Нашей работы Использование графических возможностей Excel. На этом этапе мы сменим роли и попробуем себя в роли дизайнеров организации. Нарисуем логотип с помощью графических возможностей Excel. Выдача заданий для индивидуальной работы. Контролирует выполнение работы. Подведение итогов работы по этапу.

Этап 6. Тестирование

Рассказывает про программу тестирование.

Этап 2.

Слушают поставленные задачи.

Этап 3. Самостоятельно выполняют работу по вариантам.

Этап 4. Слушают правила. Принимают участие в тимбилдинге, выполняют предложенные задания.

Этап 5. Самостоятельно выполняют работу по заданному алгоритму.

Этап 6. Слушают. Проходят тестирование в предложенной программе, показывают результаты.

Этап 7. Слушают. Записывают домашнее задание.

Знания и умения по теме «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий» сформированы и закреплены.

Метод – словесно-наглядный, практический, ролевая игра.

Форма обучения – индивидуальная, групповая.

Средства обучения – карточки с заданиями, инструкции к выполнению работы, цифровой образовательный ресурс.

6. Подведение итогов занятия

Подведение итогов.

Анализирует совместную работу.

Оценивает обучающихся.

Оценивают значимость полученных умений.

Обучающие и преподаватель взаимно удовлетворены занятием.

Метод — словесный

7. Сообщение домашнего задания

Информация о домашнем задании:

Сообщает задание на дом, сроки выполнения. Слайд 6

Записывают домашнее задание

Демонстрируют желание выполнять предложенное задание.

Метод — словесный

Задания для практической работы

Вариант 1 (Бухгалтерия)

Задание 1. Составить таблицу начисления заработной платы для работников предприятия.

Порядок выполнения работы

Составьте таблицу для выплаты заработной платы для работников предприятия (рисунок 1.)

t1638359678aa.png

Рисунок 1. Ведомость начисления заработной платы

Сосчитайте по формулам пустые столбцы:

Премия = Оклад *0,27

Всего начислено = Оклад + Премия

Удержано = Всего начислено*0,13

К выдаче = Всего начислено – Удержано

Итого =СУММ(G5:G18)

Отформатируйте таблицу по образцу.

Выделить в таблице столбцы Фамилия И.О. и К выдаче (руб.)

Выполнить команду Вставка/Диаграммы/Гистограмма с группировкой.

Оформить диаграммы по образцу (Изменить заливку Формата области диаграммы и Формата области построения диаграммы).

Лист переименуйте в Расчёт з/пл и сохраните работу под именем ПР_EXCEL

image.png

Вариант 2 (Планово-экономический отдел)

Задание 1. Составить таблицы Расчёта квартальной и годовой прибыли за 2018 – 2019 год.

Порядок выполнения работы

t1638359678ac.png Составьте таблицы по образцу (рисунок 2.)

image%281%29.png

Рисунок 2. Расчёт квартальной и годовой прибыли.

Сосчитайте по формулам пустые столбцы:

Прибыль = Доход – Расход

За год – Рассчитать значения используя Мастер функции: Формулы/Вставить функцию/Математические/СУММ.

Отформатируйте таблицу по образцу.

Создать для каждой из таблиц диаграмму: выделить таблицу перейти на вкладку Вставка/Диаграммы/Гистограмма с группировкой.

Оформить диаграммы по образцу (Изменить заливку Формата области диаграммы и Формата области построения диаграммы.)

Лист переименуйте в Расчёт прибыли.

t1638359678ad.png Сохраните работу в своей папке под именем ПР_EXCEL2

Вариант 3. (Отдел продаж)

Задание 1. Составить таблицу экскурсионных туров.

Порядок выполнения работы

Составьте таблицу экскурсионных туров (рисунок 3.)

t1638359678ae.png

Рисунок 3. Программа экскурсионных туров

Выделить в таблице столбцы Название тура и Цена тура.

Вставить диаграмму Вставка/Диаграммы/Линейчатая с группировкой.

Изменить заливку Формата области диаграммы и Формата области построения диаграммы.

Отформатируйте таблицу и диаграмму по образцу.

Лист переименуйте в Программа экскурсионных туров.

Сохраните работу в своей папке под именем ПР_EXCEL4

t1638359678af.gif

Задание 2. Постойте диаграмму.

Приведены функции, графики которых участвуют в построении данной диаграммы:

у1= -1/18х2 + 12, хÎ[-12;12]

y2= -1/8х2 +6, хÎ[-4;4]

y3= -1/8(x+8)2 + 6, хÎ[-12; -4]

y4= -1/8(x-8)2 + 6, хÎ[4; 12]

y5= 2(x+3)2 – 9, хÎ[-4;0]

y6=1.5(x+3)2 – 10, хÎ[-4;0]

Порядок Выполнения работы

Запустить MS EXCEL

В ячейке А1 вводим х

Заполнить автозаполнением диапазон ячеек А2:А26 числами с -12 до 12.

Устанавливаем курсор в ячейку В1 и вводим у1

t1638359678ag.png 

Последовательно для каждого графика функции будем вводить формулы. Для у1= -1/18х2 + 12, хÎ[-12;12]. В ячейку В2 вводим формулу

Нажимаем Enter на клавиатуре, автоматически происходит подсчет значения функции.

t1638359678ah.png 

Растягиваем формулу до ячейки В26

Аналогично в ячейку С10 вводим формулу (В С10 т.к. для графика функции y2= -1/8х2 +6 значение функции находим только на отрезке хÎ[-4;4]) и т.д в итоге должна получится таблица (рисунок 4.)

После того, как все значения функций подсчитаны, можно строить графики этих функций. Выделяем диапазон ячеек А1:G26.

На панели инструментов выбираем меню Вставка/Диаграммы/Все диаграммы (или вставка/рекомендуемые диаграммы/график) выбираем тип диаграммы График.

t1638359678ai.jpg

Рисунок 4.

Командная игра

Цель:

— В игровой форме обобщить и проверить знания основных определений по теме «Электронные таблицы».

— Формирование и развитие навыков командной работы.

Задачи:

— Воспитательная — развитие познавательного интереса, воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности.

— Учебная — повторение основных понятий, определений.

— Развивающая — развитие памяти, логического мышления.

Оборудование:

Карточки с заданиями, оценочные листы.

Правила игры: Соревнования проходят по командах. (отделы организации)

Ведущий: Для формирования и развития навыков командной работы на предприятиях применяют командообразование (тимбилдинг) – командная игра.

Соревнования проходят между отделами организации. Игра будет проходить по теме «Основные понятия электронных таблиц»

Приглашается один участник команды, которому будет выдано задание для конкурса № 1.

Конкурс 1. «Ребусы» Каждое слово принесет команде 1 балл.

Ответы: формула, рабочая книга, строка, ячейка, таблица.

Конкурс 2. «Словолов»

Найдите как можно больше слов, имеющих отношение к электронным таблицам. Двигаться можно вниз, вправо и вверх. Каждое слово принесет команде 1 балл.

с

с

я

ч

е

й

д

с

т

с

а

и

к

и

ы

о

т

в

к

а

а

л

л

р

о

к

а

п

к

б

ф

о

р

м

а

а

е

и

ц

а

у

з

о

ц

л

д

ф

л

о

ж

а

б

и

у

а

н

е

д

а

а

н

р

л

д

р

т

г

к

б

к

к

е

м

р

ц

и

я

р

с

н

а

м

м

а

Ответы: ячейка, строка, столбец, формула, таблица, диаграмма, функция, адрес, диапазон, ссылка.

Конкурс 3. «Кроссворд» Каждое слово принесет команде 1 балл.

Вопросы:

1. Графическое представление данных в электронных таблицах.

2. Несколько ячеек таблицы.

3. Пересечение столбца и строки.

4. Специальная заранее подготовленная формула, которая выполняет операции над заданными значениями.

5. Применяется для расчетов, вычислений, ввод всегда начинается со знака равно.

6. Обозначение ячейки, составленное из названия столбца и строки

7. Один из типов данных, вносимых в ячейку.

8 Сноска на определенную ячейку (формат указания ячеек).

Ответы:

1. Диапазон

2. Диаграмма

3. Ячейка

4. Функция

5. Формула

6. Адрес

7. Число

8. Ссылка

Литература

Основные источники:

1. Малясова, С. В., Демьяненко С. В., Цветкова М.С. Информатика: Пособие для подготовки к ЕГЭ /Под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017

2. Цветкова, М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: Учебник. – М.: 2014

3. Цветкова, М.С., Гаврилова С.А., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017

4. Цветкова, М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. – М.: 2017

5. Цветкова, М.С., Хлобыстова И.Ю. и др. Информатика: электронный учебно-методический комплекс .– М., 2017

Дополнительные источники:

1. Семакин, И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8-11 кл.Бином, Лаборатория знаний, 2012

2. Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям: учебное пособие Москва, Академия, 2013

3. Черноскутова, И.А. Информатика. Учебное пособие для СПО – Питер, 2012

Приложение 1

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский государственный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока

Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.

Командная игра

Команды

Конкурс 1 «Ребусы»

Конкурс 2 «Словолов»

Конкурс 3 «Кроссворд»

Бухгалтерия

Отдел продаж

Планово-экономический

Критерии оценки практического задания

Отлично

Все задания выполнены правильно, возможна одна неточность или описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала. Работа выполнена самостоятельно. Работа сдана с соблюдением всех сроков.

Хорошо

Все задания выполнены правильно, но недостаточны обоснования, рассуждения, допущены одна ошибка или два – три недочета. Обучающийся единожды обращается за помощью преподавателя. Работа сдана в срок (либо с опозданием на два-три занятия). Есть некоторые недочеты в оформлении отчета.

Удовлетворительно

В заданиях допущены более одной ошибки или более трех недочетов, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. Обучающийся многократно обращается за помощью преподавателя.

Неудовлетворительно

Выполнено меньше половины предложенных заданий, допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полном объеме. Обучающийся выполняет работу с помощью преподавателя. Много нарушений правил оформления.

Приложение 2

Критерии оценки тестового задания

Отлично

20 правильных ответов

Хорошо

15-19 правильных ответов

Удовлетворительно

11-14 правильных ответов

Неудовлетворительно

10 и меньше

Приложение 3

t1638359678ap.png
 

Рисунок 5. Возможности электронных таблиц для фронтального опроса

Вопросы:

1. Основное назначение электронных таблиц?

2. С какого символа начинается формула в Excel?

3. Как называется прямоугольная область на пересечении строки и столбца?

4. Для наглядного представления числовых данных в ЭТ используют?

5. Как образуется в ЭТ имя ячейки?

6. Какая ссылка в ЭТ называется смешанной?

7. Какая ссылка в ЭТ не изменяется при перемещении или копировании формул?

8. Укажите неправильную формулу а) =А1+С3; б) =$М13-С2 в)=В$4:С2

9. В ЭТ выделена группа ячеек А1:А7. Сколько ячеек входит в этот диапазон?

10. В ЭТ формула не может включать в себя: а) числа; б) имена ячеек в) текст.

Видеоурок 1: Электронные таблицы и базы данных

Видеоурок 2: Задачи ЕГЭ на электронные таблицы

Лекция: Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей

Электронная таблица в MS Excel

Если некоторая таблица предназначена для работы с вычислениями в какой-то области знаний и представляет собой прямоугольную таблицу, то такая программа называется табличным процессорами или же электронной таблицей.

Такие таблицы позволяют динамически подсчитывать результаты вычислений по некоторым формулам в результате изменения исходных данных, которые используются для расчетов.

Табличные процессоры используются для решения математических, статистических, физических, метрологических, а так е многих других расчетов. С помощью таких программ можно не только рассчитывать формулы и решать поставленные задачи, но и визуализировать полученные результаты с помощью графиков, гистограмм, диаграмм и других средств.

Самым распространенным, наиболее простым и при этом с достаточным количеством возможностей является табличный процессор MS Excel. Его рабочее пространство – это прямоугольная таблица, состоящая из столбцов и строк, каждые из которых имеют свое название – буквенное или числовое. Место, где столбец пересекает строку, называется ячейкой. Именно ячейка является элементарной единицей хранения информации в таблице. Все содержимое такой таблицы можно изменять, копировать, удалять, а также сохранять на любой электронный носитель.

Чтобы определить местоположения ячейки на плоскости таблицы, она имеет свой адрес, состоящий из буквы (имени столбца) и цифры имени строки. Чтобы произвести изменения в некоторой ячейке, необходимо сделать её активно (она загорается жирным), для этого на неё достаточно просто нажать.

В ячейку можно вписать буквенное выражение, слово или некоторую формулу. Чтобы задать формулу в ячейке, необходимо начать её вводить со знака «равно». Формула может состоять из обыкновенных чисел, а может иметь название ячеек или их совокупность. В любой ячейке можно добавит логическую, математическую, текстовую формулы или формулу даты и времени.

Пример: Дан фрагмент электронной таблицы. После вычислений построена диаграмма по значениям диапозона ячеек В1:В4.

Какая из диаграмм верна?

Решение. Вычислим значения в ячейках В1:В4 по указанным формулам:
В1=А1*А2=4*3=12;
В2=В1+5=12+5=17;
В3=В2-В1=17-12=5;
В4=В3+2*А1=5+2*4=13.

Итак, значения ячеек диапозона В1:В4 равны 12; 17; 5; 13. Данному набору значений соответствует диаграмма №1.
Ответ: диаграмма 1.

Анализ модели

Табличные процессы наиболее часто используются при проведениях многократных экспериментов. Например, рассмотрим физический эксперимент для определения времени полета мячика. Для этого возьмем мячик и начнем кидать его с 1, 2, 3,…,10 этажей. Экспериментально засекают время падения. После чего заполняют таблицу. В таблице так же следует выделить отдельную колонку для расчетного времени, которое можно определить с помощью следующей формулы:

где Н — высота, g — ускорение свободного падения.

Н(м) tиз опыта(с) tрасчетное(с) отклонение
3 0,8 0,78 0,01
6 1,1 1,11 0,005
9 1,3 1,35 0,025
12 1,5 1,56 0,03
16 1,7 1,75 0,025
18 1,9 1,92 0,01
21 2,0 2,07 0,035
24 2,2 2,21 0,005
27 2,3 2,35 0,025
30 2,4 2,47 0,035

Предложенная формула вводилась в третий столбец и растягивалась на все строки. Для вычисления данной формулы нужно использовать функцию КОРЕНЬ, которая является стандартной, а также использовали номера ячеек. Например, для ячейки С2 формула выглядит следующим образом: КОРЕНЬ(2*А2/9,81).

В последнем столбце определялось отклонение расчетного времени от полученного с помощью измерения. Это необходимо для нахождения погрешности результата наблюдений.

В таблице имеется функция СРОТКЛ(), эта функция позволяет найти среднее значение отклонения полученных данных от истинных.

Результаты отклонений получились настолько невелики, что можно сделать вывод, что в реальной жизни можно использовать стандартные формулы для определения высоты или времени полета тела, не учитывая сопротивление ветра.


1


Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей Иванская С.А. Открытое учебное занятие МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Минераловодский колледж железнодорожного транспорта Минеральные Воды, 2012


2


Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нам приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью… А. Дистерверг


3


МОЗГОВОЙ ШТУРМ 1)Разминка Задача Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета. Инструкция для испытуемых Газета используется для чтения. Вы же можете придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?


4


Категории ответов 1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать). 2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои). 3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка). 4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы). 5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой). 6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги). 7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты). 8. Сдача в макулатуру. 9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.). 10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли). 11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел). 12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).


5


Подсчет суммарного показателя по субтесту Т = Б + Г + Ор = n + 3 m + 5 k. Т суммарный показатель субтеста, Б беглость по субтесту, Г гибкость по субтесту, Ор оригинальность по субтесту, n общее число уместных ответов, m число категорий, k число оригинальных ответов.


6


2) «Мозговая атака» — постановка проблемы Многие организации, в том числе и ОАО РЖД, при приеме на работу используют тестирование с целью выявления интересов, способностей и компетенций молодых специалистов. А как вы считаете, нужно ли тестирование для отбора молодых специалистов?


7


Теоретические основы организации компьютерного тестирования Задача Придумать как можно больше способов тестирования. Инструкция для испытуемого Придумай как можно больше необычных способов тестирования определения профессиональных навыков поступающего на работу в локомотивную бригаду молодого специалиста.


8


Категории ответов 1. Бумажное тестирование (интеллектуальные тесты, личностные тесты, тесты межличностных отношений, тесты профессиональных знаний, мотивационные тесты). 2. Компьютерное тестирование. 3. Собеседование сотрудника организации с кандидатом. 4. Тестирование профессиональных навыков и умений (например, способность управлять каким-либо видом транспорта, устранить неисправность какого-либо механизма, произвести сварку деталей и др.).


9


Подсчет суммарного показателя по субтесту Т = Б + Г + Ор = n + 3 m + 5 k. Т суммарный показатель субтеста, Б беглость по субтесту, Г гибкость по субтесту, Ор оригинальность по субтесту, n общее число уместных ответов, m число категорий, k число оригинальных ответов.


10


Вывод: Проведение такой процедуры оценки как тестирование, позволит кандидату более четко определить структуру своих интересов и понять, в каком направлении развиваться в дальнейшем. Для специалиста по подбору информация теста будет одним из достоверных критериев принятия положительного или отрицательного решения по кандидату.Проведение такой процедуры оценки как тестирование, позволит кандидату более четко определить структуру своих интересов и понять, в каком направлении развиваться в дальнейшем. Для специалиста по подбору информация теста будет одним из достоверных критериев принятия положительного или отрицательного решения по кандидату. Тестирование карьерных интересов, способностей и компетенций молодых специалистов будет полезным, как для самих кандидатов, так и для специалистов по работе с выпускниками.Тестирование карьерных интересов, способностей и компетенций молодых специалистов будет полезным, как для самих кандидатов, так и для специалистов по работе с выпускниками.


11


Вернемся к теме нашего сегодняшнего занятия: Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей Сегодня вы научитесь пользоваться программой Microsoft Office Excel с целью создания обучающих и контрольных тестов, освоите саму технологию создания тестов с целью развития и контроля знаний по темам образовательных программ различных дисциплин.


12


СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ В MS EXCEL Программа MS Excel помимо своего основного назначения для работы с большим количеством данных также может быть использована для создания интерактивных тестов для контроля знаний – благо, что Excel содержит большое количество различных функций, в том числе и логических. А благодаря простоте создания (записи) макросов можно придать тестам интерактивность, даже абсолютно не зная Visual Basic – языка, на котором они пишутся. Поэтому изучим один из вариантов разработки теста с использованием макросов. Процедуру создания теста будем выполнять по шагам.


13


СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ В MS EXCEL ШАГ 1. В начале, естественно, надо придумать тест и написать его, например, на бумаге (или в Word, Excel, блокноте …), причем количество ответов можно задавать произвольно для каждого вопроса, но лучше не менее 4, иначе вероятность «сдать» тест минимум на «3» становится чуть ли не 100% -ным. ШАГ 2. Откроем Excel и переименуем листы книги: Лист 1 – «Начало» Лист 2 – «Тест» Лист 3 – «Результат» На листе «Начало» выделим все ячейки и зададим им цвет фона ФОРМАТ — ЯЧЕЙКИ – ВИД, либо сделаем подложку для листа с рисунком ФОРМАТ – ЛИСТ – ПОДЛОЖКА. Аналогично раскрасим и листы «Тест» и «Результат».


14


СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ В MS EXCEL ШАГ 3. Нарисуем на листе «Начало» кнопку — НАЧАТЬ. Точнее говоря это будет не кнопка, а всего лишь рисунок, сделанный, например, с помощью автофигур с панели Рисование. (В дальнейшем этот рисунок станет действующей кнопкой, но после того, как мы назначим ему макрос). ШАГ 4. Перейдем на лист «Тест» и создадим там вопросы с вариантами ответов. Рассмотрим для одного вопроса (Вопрос 1): — В ячейке B14 пишем номер вопроса — В ячейке C14 вставляем стрелочку — В ячейке D14 необходимо задать список четырех вариантов ответа


15


СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ В MS EXCEL Для этого выделяем ячейку D14 и заходим в меню ДАННЫЕ – ПРОВЕРКА, где выбираем СПИСОК и в поле ИСТОЧНИК впечатываем через точку с запятой варианты ответов. Нажимаем ОК и список ответов готов – при нажатии на ячейку D14 будет появляться кнопка, которая раскрывает список ответов и дает возможность выбрать один из них.


16


СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ В MS EXCEL Дальше переходим в ячейку E14 и запишем там логическую формулу: = ЕСЛИ(D14=блок индикаторный;верно;неверно) Это означает, что если в ячейке D14 выбран правильный ответ, то в ячейке F4 выведем слово «верно», иначе выведем «неверно». Переходим в ячейку F14, где запишем формулу: =ЕСЛИ(E14=»верно»;1;0) Понятно, что в этой ячейке будет значение 1, если ответ верный и 0 – если неправильный. Это понадобится на следующем листе для подсчета количества верных ответов.


17


СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ В MS EXCEL Точно так же мы создадим все 16 вопросов.


18


СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ В MS EXCEL Наконец на этом листе нарисуем 2 кнопки «Очистить» и «Результат».


19


СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ В MS EXCEL ШАГ 5. Перейдем на лист «Результат». Скопируем лист ТЕСТ на лист РЕЗУЛЬТАТ. Выделим столбец D – пункт меню ДАННЫЕ – ПРОВЕРКА. Выведется диалоговое окно «В выделенном диапазоне определено более одного условия. Удалить текущие параметры и продолжить?». Жмем кнопку ОК. Далее выбираем ТИП ДАННЫХ – ЛЮБОЕ ЗНАЧЕНИЕ — ОК. Данными действиями мы сняли кнопки для выбора ответов в столбце D.


20


СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ В MS EXCEL В столбце E будем выводить те ответы, которые выбраны тестируемым, поэтому, например, в ячейке E14 будет формула =Тест!D14 т.е. здесь отображаются ответы, выбранные на листе ТЕСТ – это для сравнения с правильным ответом. В ячейке F14 сделаем ссылку на лист ТЕСТ: =Тест!E14 т.е. здесь будет сообщение о том, правильно или неправильно выбран ответ. Аналогично заполним все остальные ячейки.


21


СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ В MS EXCEL Нарисуем две кнопки: СНОВА (для повторения теста) и ВЫХОД (для выхода из теста). В столбце H сделаем надписи для контроля выполнения теста: ВСЕГО ВОПРОСОВ и ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Рядом в столбике I напортив ВСЕГО ВОПРОСОВ запишем 16 (это количество вопросов теста), а напротив ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ – формулу =СУММ(Тест!F14:F29) т.е здесь будут суммироваться единицы правильных ответов с листа ТЕСТ.


22


СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ В MS EXCEL Осталось создать макросы и назначить их кнопкам. Но сначала немного отдохнем!


23


СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ В MS EXCEL ШАГ 6. Начнем с кнопки НАЧАТЬ на листе НАЧАЛО. При нажатии на эту кнопку должен открыться лист ТЕСТ, содержимое столбца D с правильными ответами очиститься и выделиться ячейка D14, чтобы была видна кнопка для выбора первого ответа. Заходим в меню СЕРВИС – МАКРОС – НАЧАТЬ ЗАПИСЬ. Даем макросу имя и жмем ОК. И пошла запись макроса, т.е. все, что мы сейчас делаем, будет записано в коде VBA. После этого открываем лист ТЕСТ, выделяем там ячейки D14-D29, нажимаем Delete для очистки содержимого и щелкаем по ячейке D14 для ее выделения. Макрос записан. Останавливаем запись.


24


СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ В MS EXCEL Назначим этот макрос кнопке НАЧАТЬ. Для этого щелкаем по ней правой и выбираем НАЗНАЧИТЬ МАКРОС: Кнопка (а это уже кнопка, а не автофигура) стала действовать. Если кнопка не действует, то, скорее всего уровень безопасности Excel стоит высокий. Тогда заходим СЕРВИС – МАКРОС – БЕЗОПАСНОСТЬ и ставим низкий уровень безопасности.


25


СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ В MS EXCEL Переходим на лист ТЕСТ. Нам надо создать 2 макроса для кнопок ОЧИСТИТЬ и РЕЗУЛЬТАТ. Создаем макрос ОЧИСТИТЬ. Запускаем запись макроса, выделяем столбец с выбранными вариантами ответов и нажимаем Delete. Останавливаем запись макроса, затем назначаем его кнопке ОЧИСТИТЬ. Создаем макрос РЕЗУЛЬТАТ. Включаем запись, затем переходим на лист РЕЗУЛЬТАТ. Останавливаем запись и назначаем этот макрос кнопке РЕЗУЛЬТАТ. Переходим на лист РЕЗУЛЬТАТ. На этом листе необходимо создать тоже 2 макроса для возврата к началу теста (кнопка СНОВА) и для выхода из теста (кнопка ВЫХОД). Для кнопки СНОВА макрос должен содержать только действие перехода на лист НАЧАЛО.


26


СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ В MS EXCEL Для кнопки ВЫХОД макрос должен перейти на лист НАЧАЛО, а затем произвести завершение работы приложения. Запишем только переход на лист НАЧАЛО, затем откроем макрос и вручную добавим код Application.Quit – завершение работы. Назначим этот макрос кнопке ВЫХОД. В результате при последующем запуске теста он будет открываться с листа НАЧАЛО, что нам и надо, а варианты выбора ответа от предыдущего запуска теста будут очищены, независимо от того ответили мы ДА или НЕТ на вопрос о сохранении изменений при выходе.


27


СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ В MS EXCEL ШАГ 7. И последнее. Закрепим области, чтобы лист не прокручивался мышкой (ОКНО – ЗАКРЕПИТЬ ОБЛАСТИ). Уберем ярлычки листов, чтобы нельзя было сразу перейти и посмотреть ответы, уберем сетку, названия столбцов и строк, полосы прокрутки. Все это убираем, заходя в меню СЕРВИС – ПАРАМЕТРЫ:


28


ВСЕ! Тест готов! Запускаем и пробуем!


29


Источники 1. Adolph_Wilhelm_Diesterweg/ А. Дистерверг Adolph_Wilhelm_Diesterweg/ Adolph_Wilhelm_Diesterweg/ 2. html Тесты html 3. Картинки

Слайд 1
Тема: «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц

Тема: «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий»
  
 Подготовила: Преподаватель

для выполнения учебных заданий»
 

Подготовила: Преподаватель высшей категории Галицына В.Н.


Слайд 2

Цели урока:

Образовательные:
— практическое применение изучаемого материала;
закрепление знаний

Цели урока:Образовательные: - практическое применение изучаемого материала;закрепление знаний общих принципов работы MS Excel и умения

общих принципов работы MS Excel и умения составлять таблицу

для решения конкретной задачи;
приобретение навыков в составлении таблиц разного типа,

имеющих практическую направленность.

Развивающие:
— развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы;
— развитие способности логически рассуждать, делать выводы;
развитие умений применять знания для решения прикладных задач
с помощью электронных таблиц;
— развитие коммуникативной компетенции;
— формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний.

 Воспитательная:
— воспитание творческого подхода к работе, желание экспериментировать;
— профессиональная самоориентация и подготовка студентов к трудовой деятельности.

 Тип урока: практическая работа с элементами ролевого участия.


Слайд 3
Для создания фирмы нам необходима команда.

Директор

Роль директора

Для создания фирмы нам необходима команда.Директор Роль директора проста и ответственна одновременно. Он должен занять

проста и ответственна одновременно.
Он должен занять позицию консультанта

для своих работников,
корректировать их работу по созданию расчетных таблиц.

Отделы: «Бухгалтерия», «Отдел продаж»,
«Юридический отдел» и «Дизайнеры».

«Бухгалтерия» работает с клиентами фирмы – рассчитывает стоимость тротуарной
плитки и комплектующих; рассчитывает рентабельность организации и заработную
плату участников проекта.
«Отдел продаж» — решают задачу математического характера, т.е.
определяют, какое количество материала следует приобрести клиенту,
для покрытия, зная площадь поверхности.

«Юридический отдел» — составляют и заключают письменный договор с клиентом.

«Дизайнеры» — первоначальная задача: создание «лица» организации, т.е.
придумывают название, логотип и рекламный слоган, а в последующем:
занимаются дизайном плитки под заказ клиента.

«Клиент» — директор городского парка культуры и отдыха .


Слайд 4
Задание для «Отдела продаж»

Задание для «Отдела продаж»


Слайд 8
Задание для «Юридического отдела»

Задание для «Юридического отдела»


Слайд 11
Формулы для «Отдела продаж»
Цена за 1плитку = цена

Формулы для «Отдела продаж»Цена за 1плитку = цена плитки/ количество плитокСтоимость товара = Цена за

плитки/ количество плиток
Стоимость товара = Цена за 1 плитку

* Количество плиток
Скидка = Стоимость товара *0,05
Стоимость с учетом скидки

= Стоимость товара – скидку

Формулы для «Бухгалтерии»
Северная надбавка = Оклад * 0,2
ДВ коэффициент = Оклад * 0,3
Начислено всего = Оклад + Северная надбавка +ДВ коэффициент
НДФЛ= Всего * 0,13
К выплате = Всего – НДФЛ
Формулы для «Юридического отдела»
Стоимость товара = Количество * Цену
Сумма Налога = Стоимость товара * 0,18
Стоимость товара с учетом налога = Стоимость товара + Сумма налога


Тема:
Использование различных возможностей
динамических (электронных) таблиц для
выполнения учебных заданий из различных
предметных областей

1.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
:
освоить основные приёмы работы с
табличным процессором MS
Excel,
научиться создавать электронные таблицы,
вводить и редактировать данные ,
использовать в таблице формулы

  1. ЛИТЕРАТУРА:

2.1.
Колмыкова, Е.А. Информатика: учеб. Пособие
для студ. Сред. Проф. Образования/
Е.А.Колмыкова, И.А. Кумскова. — 7-е изд.,
стер. — М.: Издательский центр «Академия»,
2010.

2.2.
Цветкова, М.С. Информатика и ИКТ: учебник
для НПО и СПО/ М.С.Цветкова, Л.С.Великович
— М.:»Академия», 2012.

2.3.
Шапорев, С. Д. Информатика. Теоретический
курс и практические занятия
[http://ibooks.ru] СПб. : БХВ-Петербург, 2010г

3. Вопросы подготовки к работе

3.1.
Что называется табличным процессором?
Приведите примеры.

    1. .
      Перечислите функции табличных
      процессоров.

    2. .
      Назовите области применения табличных
      процессоров.

4.
ОБОРУДОВАНИЕ
:
ПК

5. Задание.

1)
Создать таблицы ведомости начисления
заработной платы за два месяца на разных
листах электронной книги, произвести
расчёты, форматирование, сортировку и
защиту данных

Порядок
работы:

  1. Запустите
    редактор электронных таблиц Microsoft
    Excel
    и создайте электронную книгу.

  2. Создайте
    таблицу расчёта заработной платы по
    образцу (см рис)

Введите
исходные данные – Табельный номер, ФИО
и Оклад, %Премии =27%, % удержания = 13%

ВЕДОМОСТЬ
НАЧИСЛЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

за
октябрь 2012 г

Табель-ный

номер

Фамилия
И. О.

Оклад
(руб)

Премия
(руб)

Всего
начислено (руб)

Удержания
(руб)

К
выдаче (руб)

27%

13%

200

Петров
И.Л.

6500,00

201

Иванова
И.Г.

6850,00

202

Степанов
А.Ш.

7200,00

203

Шорохов
С.М.

7550,00

204

Галкин
В.Ж.

7900,00

205

Портнов
М.Т.

8250,00

206

Орлова
Н.Н.

8600,00

207

Стёпкина
А.В.

8950,00

208

Жарова
Г.А.

9300,00

209

Стольникова
О.Д.

9650,00

210

Дрынкина
С.С.

10000,00

211

Шпаро
Н.Г.

10350,00

212

Шашкин
Р.Н.

10700,00

213

Стелков
Р.Х.

11050,00

Всего

Максимальный
доход:

Минимальный
доход:

Средний
доход:

Примечания:
Выделите отдельные ячейки для значений
% Премии(D4)
и % Удержания (F4).
Произведите расчёты во всех столбцах
таблицы.

3.
Рассчитайте итоги по столбцам, а также
максимальный и минимальный и средний
доходы по данным колонки «К выдаче» (с
помощью Автосуммы или Функции-категория
— Статистические функции)

4.
Переименуйте ярлычок Листа 1, присвоив
ему имя «Зарплата октябрь»

5.
Скопируйте содержимое Листа «Зарплата
октябрь» на новый лист. Можно
воспользоваться командой Переместить
– Скопировать.

6.
Присвоить скопированному листу имя
«Зарплата ноябрь». Исправьте название
месяца в названии таблицы. Измените
значение Премии на 32%. Убедитесь, что
программа произвела пересчёт формул.

7.
Между колонками «Премия» и «Всего
начислено» вставьте новую колонку
«Доплата» (Вставка/Столбец) и рассчитайте
значение доплаты по формуле Доплата =
Оклад * %Доплаты. Значение Доплаты примите
равным 5%.

8.
Измените формулу для расчёта значений
колонки «Всего начислено».

Всего
начислено = Оклад + Премия + Доплата

9.
проведите условное форматирование
значений колонки «К выдаче». Установите
формат вывода значений между 7000 и 10000 –
зелёным цветом шрифта; меньше 7000- красным;
больше или равно 10000 – синим цветом
шрифта. (Формат/ условное форматирование)

10.
Проведите сортировку по фамилиям в
алфавитном порядке по возрастанию.

11.
Поставьте в ячейке (D3)
комментарии: «Премия пропорциональна
окладу» (Вставка/Примечание). При этом
в правом верхнем углу появится красная
точка, которая свидетельствует о наличии
примечания.

12.
Защитите лист «Зарплата ноябрь» от
изменений. (Сервис/Защита/Защитить лист)
Задайте пароль на лист. Убедитесь, что
лист защищён и невозможно удаление
данных. Снимите защиту листа.

13.
Сохраните созданную электронную книгу
под именем «Зарплата» в своей папке.

  1. ПОРЯДОК
    ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.

    1. Повторить
      требования по соблюдению техники
      безопасности.

Техника
безопасности компьютерном классе

  • Студенты
    должны входить и заниматься в кабинете
    спокойно, не задевая столы и ничего
    на них не трогая.

  • Работа
    с компьютером производится строго
    по указаниям преподавателя

  • Перед
    началом работы, студенты должны
    убедиться в отсутствии видимых
    повреждений аппаратуры.

Запрещается:


Разъединять или соединять разъемы
аппаратуры и пытаться самостоятельно
исправлять возникшую в аппаратуре
неисправность.


Класть какие-либо предметы на монитор,
системный блок или клавиатуру;


Работать
во влажной одежде, а также влажными
или грязными руками.

Включение
ПК

должно производиться в следующей
последовательности:

  1. включить
    принтер (если он нужен);

2)
включить монитор;

3)
включить системный блок.

Выключение
ПК:

1)
завершить
все работающие программы

2)
выключить системный блок;

3)
выключить монитор;

4)
выключить принтер (если был включён).

    1. .
      Ознакомиться с пунктами практической
      работы;

6.3.
Оформите свой отчет согласно седьмому
пункту данной практической работы;

6.3.Выполните
задание в соответствии со своим
вариантом;
6.4
Сделайте вывод о проделанной работе.

  • Дата публикации: 12.04.2023
  • Автор:
  • Должность: преподаватель
  • Учебное заведение: БПОУ «Омский технологический колледж»
  • Населённый пункт: Омск



Пожаловаться!

Рецензии

Для данной публикации рецензий не найдено.

После оплаты Вам моментально предоставляется именное «Свидетельство о публикации» и «Справка о публикации материала в СМИ»В соответствии с пп. 36, 37 Приказа Минобрнауки РФ №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников» является подтверждением транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной. установленного образца в печатном качестве, которые Вы можете приложить к портфолио и предъявить при прохождении аттестации.

Без оплаты доступно скачивание изображения Свидетельства в качестве, достаточном для просмотра (формат JPG, разрешение 434х614 пикселей).

После оплаты доступны к скачиванию документы в высоком качестве, в формате PDF, A4, 300 DPI.
Дополнительно печатный вариант документов защищается QR-кодом.

Публикация на сайте = 380 250 руб.
Публикация в Сборнике = 105 руб.

485 руб. 355 руб.

Даже без оплаты Вы можете разместить в социальных сетях изображение своего Свидетельства о публикации.

Поделитесь своими успехами с коллегами!

Свидетельство о публикации № 362205

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Использование ссылок в документе word
  • Использование разделителей в excel
  • Использование справочно информационной системы ms word
  • Использование процессора ms word для создания текстовых документов
  • Использование справочника в excel