ГБПОУ СО «Питерский агропромышленный лицей»
Преподаватель
Бурлакова Наталья Николаевна
Тема урока: «Использование Microsoft Excel в практической деятельности»
ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации»
МДК.01.01. «Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации»
Профессия: «Мастер по обработке цифровой информации»
Тип урока: практическая работа с элементами ролевого участия
Продолжительность: 45 мин.
Цели
1. Образовательная:
Практическое применение знаний общих принципов работы табличного процессора Excel. Закрепление навыков в составлении таблиц разного типа, особенно, имеющих профессиональную направленность.
2. Воспитательная:
Сформировать понятие о вычислениях в электронных таблицах, как о наиболее весомых в изучении информатики и широко применяемых в практике. Воспитать творческий подход к работе, желание экспериментировать. Профессионально ориентировать и готовить обучающихся к трудовой деятельности.
3. Развивающая:
Развитие навыков индивидуальной практической работы и работы в группе; способности логически рассуждать делать эвристические выводы. Умение выбрать наиболее оптимальную структуру таблицы; развить творчество и навыки в оформлении. Развить мобильность знаний — умение применить знания для решения различного рода задач.
Оборудование:
Комплекс аппаратного и
методического обеспечения:
1. Пакет MS Office с табличным процессором Excel 2007
2. Инструкционные карты с заданиями для двух групп «Склад», «Бухгалтерия».
3. Графические изображения коттеджей с основными характеристиками.
4. Вопросы по контролю знаний для блиц опроса.
5. Проекционный экран.
6. 9 персональных компьютеров.
Методы обучения: эвристический, репродуктивный.
Форма: ролевая игра
Предполагаемый результат: модель деятельности фирмы по продаже продукции
Межпредметная связь: математика, экономика, информационные технологии, черчение
План урока
1 |
Орг. момент. Постановка темы урока: «Использование Microsoft Excel в практической деятельности» |
1 мин. |
2 |
Постановка целей урока и знакомство с формой урока Цели: |
2 мин. |
3 |
Форма: ролевая игра |
|
4 |
3. Постановка задачи. На уроке моделируется ситуация устройства молодого специалиста в фирму «ЕвроДом» Компания занимается производством и реализацией строительных блоков, домокомплектов, а также строительством домов и коттеджей по «канадской» технологии, а также по изготовлению и реализации строительных блоков. В два подразделения фирмы, бухгалтерию и склад, требуются сотрудники на руководящую должность – заведующий складом и главный бухгалтер. Сотрудники принимаются на конкурсной основе. Конкурс проводиться в два этапа. Первый этап позволяет выявить высокий уровень теоретических знаний специалиста, второй этап показывает умения и навыки работы с персональным компьютером. Преподавателю отводится роль начальника фирмы. |
2 мин. |
5 |
4. Ход урока. проводится в виде тестирования на ПЭВМ по основным темам предмета с помощью программы ЭКЗАМЕНАТОР (вопросы для тестирующей программы приведены в ПРИЛОЖЕНИИ 1). Учитывается высокий процент правильных ответов и скорость ответа. После тестирования подводятся итоги, занявшему первое место вручается три фишки, второе место – две фишки, третье – одна фишка (тестирование на ПЭВМ и подведение итогов тестирования – 10 мин.) |
10 мин. |
6 |
Перед вторым этапом конкурса проводится краткий блиц опрос по основным понятиям электронных таблиц (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Правильно ответившие студенты получают по одной фишке. Вопросы для блиц опроса. 1. какие данные можно вводить в текущую ячейку? |
3 мин. |
Физкультминутка |
||
7 |
2 этап конкурса — практическая работа в табличном процессоре Excel. При выполнении работы студент показывает навыки и умения при создании автоматизированных расчетных таблиц. Сотрудники бухгалтерии создают таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) по расчету себестоимости выпускаемой продукции – строительного блока, из двух марок цемента М-500 и М-400 и определяют общую стоимость блока с учетом НДС, налога с продаж и транспортных расходов. Также производят расчет общей суммы оплаты за определенное количество блоков. |
10 мин. |
8 |
Работники склада строят таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) по расчету общей площади строения, необходимого количества блоков и общей суммы оплаты за определенное количество блоков. Расчет необходимого количества блоков для строения – это эксклюзивная услуга фирмы. По основным характеристикам строения специалисты склада высчитывают общую площадь строения и количество блоков. |
10 мин. |
9 |
Защита практической работы. Работа с заказами клиентов фирмы. |
5 мин. |
10 |
5. Подведение итогов урока |
2 мин. |
11 |
Домашнее задание. IV. Подведение итогов учебного занятия. Оценки. Рефлексивный блок Рефлексия: студенты получают листы с заданием: Продолжим фразу: -Я научился …- -Я считаю полезным … -Теперь бы я хотел ещё узнать … -Самым интересным на занятии для меня было … -Самым неинтересным на занятии для меня было … -Самым скучным на занятии было …. |
2 мин. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тестовые задания по предмету
I Текстовый процессор WORD.
1) Программа Word является:
а) текстовым процессором;
б) текстовым файлом;
в) текстовым редактором;
г) текстовым приложением.
2) Команда Сохранить как… окна программы Word находится в меню:
а) Файл;
б) Вид;
в) Правка;
г) Справка
3) Чтобы удалить символ в документе, стоящий перед курсором, необходимо:
а) нажать клавишу Backspace;
б) нажать клавишу Delete;
в) нажать клавишу Enter;
г) нажать клавишу Esc
4) Чтобы установить определенный интервал между абзацами, нужно:
а) воспользоваться меню ФорматАбзацИнтервал;
б) нажать несколько раз клавишу ПРОБЕЛ;
в) нажать несколько раз клавишу Enter;
г) воспользоваться меню ФорматШрифт.
5) Чтобы удалить символ, стоящий после курсора, необходимо:
а) нажать клавишу Delete;
б) нажать клавишу Backspace;
в) нажать клавишу Enter;
г) нажать клавишу Esc
6) Где находиться кнопка установки размера шрифта в программе Word:
а) на панели Форматирования;
б) на строке меню;
в) на строке состояния;
г) на строке заголовка.
7) Количество страниц созданного вами документа в окне Word указано:
а) на строке состояния;
б) на строке заголовка;
в) на строке меню;
г) в меню Вид.
Чтобы документ Word выглядел также как на экране при выводе документа на печать, его нужно создавать в:
а) режиме разметки;
б) обычном режиме;
в) режиме электронного документа;
г) режиме структуры.
9) Для выделения строки в тексте с помощью мыши в приложении Word необходимо:
а) щелкнуть левой кнопкой мыши слева от строки текста;
б) щелкнуть левой кнопкой мыши справа от строки текста;
в) щелкнуть левой кнопкой мыши на любом слове текста;
г) щелкнуть левой кнопкой мыши на первом слове текста.
10) Для создания таблицы с заданным числом строк и столбцов в приложении Word необходимо:
а) открыть меню Таблица, выполнить команду Добавить таблицу;
б) открыть меню Формат, выполнить команду Границы и заливка;
в) открыть меню Вставка, выполнить команду Поле;
г) открыть меню Сервис, выполнить команду Параметры.
11) В программе Word непечатаемый символ в тексте означает:
а) конец абзаца;
б) конец документа;
в) конец строки;
г) конец предложения
II Табличный процессор EXCEL.
12) Адрес ячейки электронной таблицы состоит:
а) из буквы столбца и номера строки;
б) из буквы строки и номера столбца;
в) из номера колонки и номера строки;
г) из буквы строки и буквы столбца.
13) Распространить вниз по столбцу формулу в электронной таблице можно с помощью:
а) маркера заполнения;
б) подбора параметра;
в) таблицы подстановки;
г) формы заполнения
14) Формула в ячейке начинается:
а) со знака равно;
б) со знака двоеточие;
в) c кавычек;
г) со знака &.
15) Функция СРЗНАЧ относится к категории:
а) статистические функции;
б) финансовые функции;
в) математические функции;
г) функции даты и времени.
16) Появившееся в ячейке таблицы Excel при расчетах значение #####, означает:
а) число не входит в ширину ячейки;
б) в формуле есть текстовая информация;
в) деление на ноль;
г) неправильное вычисление.
17) Математические функции программы Excel вызываются через:
а) меню Вставка ФункцияМатематические;
б) меню ПравкаФункцияМатематические;
в) меню Формат ФункцияМатематические;
г) меню Вид ФункцияМатематические.
18) День недели вашего рождения в Excel можно определить с помощью функции:
а) ДЕНЬНЕД;
б) СЕГОДНЯ;
в) ТДАТА;
г) ДАТА.
19) Для запуска программы Excel выберите правильный путь:
а) ПускПрограммыExcel;
б) ПускДокументы СтандартныеExcel;
в) Пуск Документы Excel;
г) ПускПрограммыСтандартныеExcel.
20) Найдите правильную запись адреса ячейки:
а) B4;
б) B:4;
в) 4B;
г) B#4.
21) Данные, вводимые в ячейку таблицы Excel, полностью отражаются:
а) в строке формул;
б) в соседней ячейке;
в) на панели задач;
г) в поле имени
22) Для выделения несмежных ячеек в таблице Excel используется клавиша:
а) Ctrl;
б) Alt;
в) Shift;
г) Tab.
23) Чтобы представить дату в виде числа, нужно воспользоваться меню:
а) ФорматЯчейкиЧисловой ;
б) ФорматЯчейкиОбщий;
в) ФорматЯчейкиПроцентный;
г) ФорматЯчейкиДенежный.
24) Найдите правильную запись адреса блока ячеек:
а) B4:B12;
б) B4;
в) 4B:B12;
г) B#4:B#12.
25) Чтобы дать имя ячейке, нужно воспользоваться меню:
а) Правка Имя Добавить;
б) Вставка Имя Присвоить;
в) Формат ИмяПрисвоить;
г) Файл Имя Присвоить.
26) Если в функции ДЕНЬНЕД используется тип 2, то первым днем недели является:
а) понедельник;
б) вторник;
в) воскресенье;
г) суббота.
27) Из перечисленных функций не имеет аргумента функция:
а) ПИ;
б) LOG;
в) МИН;
г) ABS
28) Дата , введенная в ячейку Excel соответствует формату:
а) Д. МММ. ГГ;
б) Д. ММ. ГГ;
в) Д/М/ГГ;
г) Д – ММ .
29) Круговую диаграмму можно построить с помощью меню:
а) Вставка Диаграмма Круговая;
б) Файл Диаграмма Круговая;
в) ПравкаМастер диаграмм Диаграмма Круговая;
г) ФорматЯчейки Диаграмма
30) Панелей инструментов в Excel по умолчанию:
а) две;
б) три;
в) ни одной;
г) одна
31) Функция Автозаполнения в Excel выполняет следующее:
а) вводит различные последовательности;
б) вводит формулу в ячейку;
в) выделяет блок ячеек;
г) выделяет строку таблицы.
32) Кнопка на панели инструментов программы Excel обозначает:
а) автосумма;
б) денежный формат;
в) автовычитание;
г) автофильтр.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2Вопросы для блиц опроса.
1. какие данные можно вводить в текущую ячейку?
2. как выделить целый столбец таблицы Excel?
3. как выделить несколько несмежных блоков?
4. как отформатировать текст в ячейке?
5. как добавить обрамление ячеек?
6. для чего нужна абсолютная ссылка на ячейки?
7. как дать имя ячейке?
8. с помощью чего можно распространить формулу и как?
9. как объединить несколько ячеек в одну?
10. как установить нужный формат ячейки?
11. как вставить дополнительный лист в рабочую книгу?
12. как переименовать лист рабочей книги?
13. как построить диаграмму по данным таблицы?
14. как скопировать данные из одной ячейки в другую?
15. как сохранить созданный документ?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Инструкционная карта для склада.
1. Составить таблицу для расчета итоговой площади стен будущего строения.
2. Составить таблицу для расчета количества блоков и суммы к оплате.
3. Придать эстетический вид созданным таблицам.
4. Отправить готовы документ на печать.
Склад реализации готового строительного блока 400*200*200 мм
общие характеристики строения высота в метрах ширина в метрах количество шт. площадь
внешние стены (№1)
внешние стены (№2)
внутренние стены
внутренние стены
внутренние стены
окна строения
двери строения
итоговая площадь стен будущего строения
Расчетная
формула
марка цемента
М-500 М-400
цена одного блока
площадь стороны блока м2 количество блоков сумма к оплате
0,08 Расчетная формула Расчетная формула
0,04 Расчетная формула Расчетная формула
сумма к оплате
Инструкционная карта №1 для бухгалтерии.
1. Составить таблицу для расчета себестоимости строительного блока из цемента марки М-500.
2. Составить таблицу для расчета общей цены блока с учетом налоговых ставок и суммы к оплате.
3. Придать эстетический вид созданным таблицам.
4. Отправить готовый документ на печать.
бухгалтерия Компания «ЕвроДом»
расчет затрат на изготовление блока строительного 400*200*200мм
наименование ед. изм. расход на 1 блок цена за ед., руб. сумма, руб.
цемент М-500 т 0,00476 645,07 Расчетная формула
отсев др. мергеля м3 0,0121 58
песок т 0,006528 169,87
вода м3 0,0021 19,26
прочие затраты 9,38
себестоимость одного блока Расчетная формула
налоговая ставка сумма налога
НДС 20% Расчетная формула
налог с продаж 5%
транспортные расходы 3%
общая цена за блок Расчетная формула
кол-во блоков
к оплате Расчетная формула
к оплате
бухгалтер:
Ф.И.О.
Инструкционная карта №2 для бухгалтерии.
1. Составить таблицу для расчета себестоимости строительного блока из цемента марки М-400.
2. Составить таблицу для расчета общей цены блока с учетом налоговых ставок и суммы к оплате.
3. Придать эстетический вид созданным таблицам.
4. Отправить готовый документ на печать.
бухгалтерия Компания «ЕвроДом»
расчет затрат на изготовление блока строительного 400*200*200мм
наименование ед. изм. расход на 1 блок цена за ед., руб. сумма, руб.
цемент М-500 т 0,00476 528,15 Расчетная формула
отсев др. мергеля м3 0,0121 58
песок т 0,006528 169,87
вода м3 0,0021 19,26
прочие затраты 9,38
себестоимость одного блока Расчетная формула
налоговая ставка сумма налога
НДС 20% Расчетная формула
налог с продаж 5%
транспортные расходы 3%
общая цена за блок Расчетная формула
кол-во блоков
к оплате Расчетная формула
к оплате
бухгалтер:
Ф.И.О.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ЗАКАЗ №1
(цемент М-500, в один блок)
Длина дома 12 м
Ширина дома 10 м
Высота дома 6 м
Внутренние стены 2 шт
Окна 1,2*0,9 м 10
Двери 2* 1,2 м 5
ЗАКАЗ №2
Количество блоков (Цемент М-500) 8900 шт
ЗАКАЗ №3
(цемент М-500, в один блок)
Длина дома 18 м
Ширина дома 14 м
Высота дома 8 м
Внутренние стены 2 шт
Окна 1,5*1,2 м 16
Двери 2,2* 1,5 м 8
ЗАКАЗ №4
Количество блоков (Цемент М-400) 5050 шт
ЗАКАЗ №5
(цемент М-400, в два блока)
Длина дома 8 м
Ширина дома 8 м
Высота дома 5,5 м
Внутренние стены 2 шт
Окна 1,2*1,2 м 8
Двери 2* 1,2 м 4
ЗАКАЗ №6
Количество блоков
(Цемент М-500) 12500шт
ЗАКАЗ №7
(цемент М-400, в два блока)
Длина дома 15 м
Ширина дома 10 м
Высота дома 6 м
Внутренние стены 2 шт
Окна 1,2*0,9 м 7
Двери 2* 1,2 м 5
ЗАКАЗ №8
Количество блоков
(Цемент М-500) 10200шт
Домашнее задание. Общее: анализ конспекта занятия.
IV.Подведение итогов учебного занятия. Оценки.
Рефлексивный блок
Рефлексия: студенты получают листы с заданием: Продолжим фразу:
-Я научился …-
-Я считаю полезным …
-Теперь бы я хотел ещё узнать …
-Самым интересным на занятии для меня было …
-Самым неинтересным на занятии для меня было …
-Самым скучным на занятии было ….
Добрый день, друзья. Зачем нужен Excel в повседневной жизни? Excel может показаться простым инструментом для работы с электронными таблицами, но у него много вариантов использования. Вот некоторые из практических применений Excel в повседневной жизни.
Excel долгое время считался лучшим инструментом для анализа данных. Но использование Excel не ограничивается людьми, которые регулярно работают с данными. Для непрофессионала существует множество способов использования Excel, которые могут облегчить ваши повседневные рабочие обязанности. Вы можете делать все: от поддержания посещаемости в офисе / школе до составления сложных бюджетов для управления ежемесячными расходами в Excel.
Гибкость Excel, многогранное использование и простые в использовании функции делают её одним из наиболее предпочтительных приложений. Давайте рассмотрим несколько способов использования этого приложения в некоторых смежных областях.
Управление информацией
Excel широко используется в бизнес-среде, особенно при управлении общими фреймворками. В Excel есть всего понемногу — от использования для составления отчетов о продажах, до подготовки инвентарных трекеров. Вот некоторые вещи, которые вы можете использовать в Excel в области управления информацией:
Отслеживание товарных запасов: Excel доказал свою ценность в секторе управления цепочками поставок. Поскольку он может содержать несколько строк данных, то это предпочтительный выбор для предприятий и организаций, занимающихся продуктами и услугами. Всякий раз, когда вы отслеживаете запасы, вы можете создавать множество сводных данных и функций для отслеживания различных уровней продукта. Таким образом, вы никогда не ошибетесь в управлении запасами и будете в курсе своих заказов и повторных заказов. Для достижения наилучших результатов вы можете создать форму автоматического ввода данных в Excel, чтобы облегчить проблемы с управлением данными.
Средства отслеживания посещаемости: как компания, ориентированная на сотрудников, вы можете использовать Excel для отслеживания времени отчетности ваших сотрудников, управления их посещаемостью и создания сложных информационных панелей для отслеживания их обычного рабочего графика. Каждый элемент связан с более обширной информационной панелью, в которой вы можете получить сводный снимок местонахождения ваших сотрудников.
Отчеты о производительности: представьте, что вам нужно ежемесячно рассчитывать показатели эффективности ваших сотрудников и ключевые показатели персонала (KPI). Excel предлагает все: от управления важными записями, до получения данных всего за один раз. Работайте со сложными панелями мониторинга, применяйте различные формулы и используйте их многогранные функции VBA для автоматизации ваших обычных заданий.
Управление временем
Знаете ли вы, что таблицы Excel можно использовать для отслеживания производительности и времени? Да, вы правильно прочитали; Excel обладает огромным неиспользованным потенциалом для использования своих функций, управляемых временем, для выполнения различных функций, зависящих от даты и времени. Некоторые распространенные способы использования Excel для управления временем включают:
- Ежедневное планирование
- Проект ROTAs
- Трекеры дорожной карты для управления сроками обучения процессам
Список не является исчерпывающим; существует множество других способов использования Excel для управления временем. Чтобы улучшить ситуацию, вы даже можете создать Pomodoro Tracker в Excel, чтобы оставаться сосредоточенным на своих задачах.
Планирование целей и отслеживание прогресса
Планирование целей является важной задачей в любой области управления проектами. Например, вы можете создавать сложные инструменты отслеживания времени, такие как диаграммы Ганта и другие таблицы целей, основанные на задачах, для повышения производительности в Excel.
Создавая и определяя контрольные точки, вы можете относительно легко отслеживать прогресс в достижении своих целей и сопоставлять прогресс с каждым аспектом. Вы можете автоматизировать некоторые задачи, чтобы отслеживать свой прогресс, пока другие сотрудники добавляют свой прогресс в общую рабочую книгу.
Управление бюджетом и отслеживание финансов
Excel — друг каждого бухгалтера; когда вам нужно создать подробные ежемесячные отчеты о расходах для вашей организации, вы можете использовать различные встроенные функции учета и математики, чтобы отслеживать свои финансы, бюджеты и счета. Организации и предприятия различных форм, размеров и форм используют Excel в сочетании с другими инструментами бухгалтерского учета и финансов для улучшения своих стандартов бухгалтерского учета.
Вы можете создавать подробные задачи, связанные с бухгалтерией и финансами, для улучшения вашей отчетности. Фактически, с помощью сводных данных, условного форматирования и формул вы можете создавать встроенные оповещения в Excel, чтобы выделить важные аспекты, имеющие отношение к вашему бизнесу.
Анализ данных
Анализ данных является неотъемлемой частью каждой организации, и многие аналитики данных по-прежнему предпочитают Excel для выполнения задач, основанных на данных. В Excel можно делать все: от создания подробных отчетов о производительности, до расчетов гипотез на основе анализа. Функциональность и универсальность Excel в сочетании с другими системами и инструментами анализа данных превалируют над любой другой системой отслеживания на рынке.
Она интегрируется с несколькими программами, и вы можете хранить бесконечные ряды данных в таблицах. Вы можете объединить несколько рабочих книг Excel с Python и другими языками программирования, не пошевелив и пальцем.
Визуализация данных
Предприятия и компании полагаются на данные для получения информации. Эти идеи полезны, когда вам нужно принимать обоснованные решения для прогнозирования будущего.
Каков наилучший способ получения информации? Это просто; вы визуализируете данные, чтобы люди могли быстро понять, что вы пытаетесь им сказать. Создайте несколько графиков или загрузите эти таблицы данных в программы визуализации, такие как Tableau и PowerBI, чтобы оживить ваши данные.
Универсальность Excel выходит на первый план, поскольку вы можете создавать сложные графики и визуализации в приложении, не переходя на другие платформы. Тем не менее, полезно знать, что доступны варианты внешней интеграции, если вам когда-нибудь понадобится пойти по этому пути.
Управление расходами
Домохозяйки и домовладельцы используют Excel для отслеживания своих ежедневных расходов. Представьте, что у вас есть простая таблица, в которой указаны все ваши ежемесячные доходы и все возможные поминутные расходы, от крупных, до мелких.
Добавьте формулы для автоматического расчета вашего остаточного дохода и расходов за месяц. Хотя вам не нужно создавать сложные учетные трекеры для себя, вы всегда можете работать с простыми трекерами для управления своими доходами и ежемесячными расходами. Если вы поклонник бумажных средств отслеживания расходов, вы даже можете использовать бесплатные печатные средства отслеживания расходов, которые помогут вам оставаться в рамках бюджета.
Быстрые вычисления
Excel стал удобным инструментом для людей, которые хотят выполнять различные вычисления. Представьте, что вы хотите рассчитать свой следующий взнос по ипотеке, но вместо того, чтобы использовать ручку и бумагу для расчетов, вы можете быстро создать рабочую книгу Excel и начать делать оценки.
Excel, как приложение, удобен и весьма полезен для выполнения быстрых вычислений, поскольку в нем есть множество функциональных формул, которые помогут вам начать работу.
Зачем нужен Excel в повседневной жизни?
Excel — удивительный язык, и вы можете извлечь из него максимум пользы, особенно, если освоите различные функции, формулы и процедуры. Однако, чтобы убедиться, что вы используете его правильно, вам необходимо изучить его у экспертов. На некоторых известных платформах, включая Udemy и несколько других, доступно множество бесплатных и платных курсов. Вы можете выбрать курс, соответствующий вашим требованиям к обучению. Успехов!
С уважением, Андрей Зимин 30.10.2022
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области
«Алексинский химико-технологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого практического занятия по дисциплине
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Тема: «Применение электронных таблиц Excel в практической деятельности»
Разработала: преподаватель
общеобразовательных дисциплин
Лаптева Т.М.
Алексин
2014 г
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка стр.3
- План открытого учебного занятия стр.4
- Вступительное слово преподавателя стр.5
- Ход и описание занятия стр.6
- Заключительное слово преподавателя стр.8
- Список литературы стр.9
- Приложения стр.10
- Приложение 1: Тестовые задания по предмету стр.11
- Приложение 2: Вопросы для блиц-опроса стр.16
- Приложение 3: Инструкционная карта для выполнения
практического задания стр.18
- Приложение 4. Практические задания стр.20
- Приложение 5: Ответы на задания теста стр.23
- Приложение 6: Ответы блиц-опроса стр.25
- Приложение 7: Ответы на практическое задание стр.27
- Приложение 8:Фотоотчет стр.30
- Приложение 9: Отзывы стр.31
1. Пояснительная записка
Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана в соответствии с рабочей программой по специальности: «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Знания основных положений темы «Электронные таблицы Excel» являются базой для выполнения практического задания. Тема практического занятия актуальна. Ее актуальность связана с тем, что в практической деятельности бухгалтера и экономиста, таблицы Excel будут часто использоваться. Кроме того, каждый работник обязан знатькак правильно создать таблицу, которая используется при составлении и заполнении необходимых бухгалтерских документов.
Для организации деятельности обучающихся были выбраны следующие методы: элементы информационных технологий, индивидуальная самостоятельная работа, дифференцированный подход в образовании, практическая работа. Считаю, данные методы современными, инновационными, демократичными и оправданными для изучения данной дисциплины. Они позволяют создать благоприятную творческую обстановку на занятии, воссоздать условия, которые будут окружать будущих специалистов в профессиональной деятельности.
2. План открытого учебного занятия
Дата: 18.12.2014
Группа: 138
Дисциплина: Информационные технологии в профессиональной деятельности
Тема занятия: «Применение электронных таблиц Excel в практической деятельности»
Форма занятия: Практическая работа
Тип занятия: урок формирования умений и навыков
Цель занятия:
- повышение интереса к дисциплине и выбранной профессии;
- закрепление теоретического материала;
- закрепить навыки в составлении таблиц разного типа для решения задач практического характера;
- творчески подойти к работе и в результате проявить желание экспериментировать.
Задачи занятия:
- Образовательные:
- практическое применение знаний общих принципов работы табличного процессора Excel;
- закрепление навыков в составлении таблиц разного рода, особенно, имеющих профессиональную направленность.
- Развивающие:
- развитие навыков индивидуальной практической работы и работы в группе, способности логически рассуждать, делать выводы;
- умение выбрать наиболее оптимальную структуру таблицы, развить творчество и навыки в оформлении;
- развить мобильность знаний – умение применить знания для решения различного рода задач.
- Воспитательные:
- сформировать понятие о вычислениях в электронных таблицах, как о наиболее весомых в изучении информационных технологий и широко применяемые в практике;
- воспитать творческий подход к работе, желание экспериментировать;
- профессионально ориентировать и готовить студентов к трудовой деятельности.
Комплекс аппаратного и методического обеспечения:
- пакет MSOffice с табличным процессором Excel;
- инструкционные карты с заданиями;
- вопросы по контролю для блиц опроса;
- проекционный экран;
- 15 персональных компьютеров
Время занятия: 90 минут
Место: аудитория 309 (компьютерный класс).
- Вступительное слово преподавателя
Преподаватель приветствует обучающихся и приглашенных лиц; сообщает тему занятия, подчеркивает ее актуальность; называет цели занятия.
- Ход и описание занятия
Ход занятия
№ п/п |
Этап занятия |
Приемы и методы |
Время, мин |
1 |
Организационная часть урока |
Словесные |
5 |
2 |
Тестирование |
Письменные |
30 |
3 |
Блиц-опрос |
Словесные |
10 |
4 |
Выполнение практического задания |
Письменные, наглядные |
30 |
5 |
Заключительная часть занятия |
Словесные |
5 |
Всего: |
90 |
Описание занятия
№ этапа |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
1 |
Приветствие обучающихся, Проверка готовности аудитории и обучающихся к началу занятия, Отметка отсутствующих, Сообщение общего хода занятия |
Приветствуют преподавателя, Проверяют наличие учебных принадлежностей, Докладывает староста группы, Слушают |
2 |
Тестирование на ПЭВМ по основным темам предмета с помощью программы MyTest (вопросы приведены в Приложении 1). Учитывается высокий процент правильных ответов и скорость ответа. |
Выполняют задания теста |
3 |
Блиц-опрос: преподаватель проводит краткий блиц-опрос по теоретическому материалу темы (см. приложение 2) |
Отвечают на вопросы |
4 |
Самостоятельное выполнение задания:
|
Выполняют задания:
|
5 |
Подведение итогов занятия, объявление оценок, Выдача домашнего задания, Прощание с обучающимися |
Слушают, Записывают домашнее задание, Прощание с преподавателем |
5. Заключительное слово преподавателя
Преподаватель подводит итоги занятия, благодарит участников и приглашенных лиц.
- Список литературы
- С.Симонович, Г.Евсеев. Практическая информатика, Общая информатика, Специальная информатика: Учеб.пособие в трех томах. Москва: АСТпресс, 2010.
- О.Ефимова, В.Морозов, Ю.Шафрин. Курс компьютерной технологии: Учеб.пособие в двух томах. Москва: АБФ, 2009.
- Дуг Лоу Секреты WordдляWindows. – К.: Диалектика, 2011. – 576 с.
- УемпенФейт, Пейн Донна Excel97 серия Enter. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.-592 с.
- Лавренов С.М. Excel: Сборник примеров и задач. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 336 с.
- Каймин В.А., Касаев Б.С. Информатика: Практикум на ЭВМ: Учебное пособие. –М., ИНФА-М, 2010. – 216 с.
Приложения
Приложение 1
Тестовые задания по предмету
I. Текстовый процессор WORD
1. Программа Word является:
а) текстовым процессором;
б) текстовым файлом;
в) текстовым редактором;
г) текстовым приложением.
2. КомандаСохранить как… окна программы Word находится в меню:
а) Файл;
б) Вид;
в) Правка;
г) Справка
3. Чтобы удалить символ в документе, стоящий перед курсором, необходимо:
а) нажать клавишу Backspace;
б) нажать клавишу Delete;
в) нажать клавишу Enter;
г) нажать клавишу Esc
4. Чтобы установить определенный интервал между абзацами, нужно:
Интервал;→Абзац→а) воспользоваться меню Формат
б) нажать несколько раз клавишу ПРОБЕЛ;
в) нажать несколько раз клавишу Enter;
Шрифт.→г) воспользоваться меню Формат
5. Чтобы удалить символ, стоящий после курсора, необходимо:
а) нажать клавишу Delete;
б) нажать клавишу Backspace;
в) нажать клавишу Enter;
г) нажать клавишу Esc.
6. Где находиться кнопка установки размера шрифта в программе Word:
а) на панели Форматирования;
б) на строке меню;
в) на строке состояния;
г) на строке заголовка.
7. Количество страниц созданного вами документа в окне Word указано:
а) на строке состояния;
б) на строке заголовка;
в) на строке меню;
г) в меню Вид.
8. Чтобы документ Word выглядел также как на экране при выводе документа на печать, его нужно создавать в:
а) режиме разметки;
б) обычном режиме;
в) режиме электронного документа;
г) режиме структуры.
9. Для выделения строки в тексте с помощью мыши в приложении Word необходимо:
а) щелкнуть левой кнопкой мыши слева от строки текста;
б) щелкнуть левой кнопкой мыши справа от строки текста;
в) щелкнуть левой кнопкой мыши на любом слове текста;
г) щелкнуть левой кнопкой мыши на первом слове текста.
10. Для создания таблицы с заданным числом строк и столбцов в приложении Word необходимо:
а) открыть меню Таблица, выполнить команду Добавить таблицу;
б) открыть меню Формат, выполнить команду Границы и заливка;
в) открыть меню Вставка, выполнить команду Поле;
г) открыть меню Сервис, выполнить команду Параметры.
11. В программе Word непечатаемый символ в тексте означает:
а) конец абзаца;
б) конец документа;
в) конец строки;
г) конец предложения
II Табличный процессор EXCEL
12. Адрес ячейки электронной таблицы состоит:
а) из буквы столбца и номера строки;
б) из буквы строки и номера столбца;
в) из номера колонки и номера строки;
г) из буквы строки и буквы столбца.
13. Распространить вниз по столбцу формулу в электронной таблице можно с помощью:
а) маркера заполнения;
б) подбора параметра;
в) таблицы подстановки;
г) формы заполнения
14. Формула в ячейке начинается:
а) со знака равно;
б) со знака двоеточие;
в) c кавычек;
г) со знака &.
15. Функция СРЗНАЧ относится к категории:
а) статистические функции;
б) финансовые функции;
в) математические функции;
г) функции даты и времени.
16. Появившееся в ячейке таблицы Excel при расчетах значение #####, означает:
а) число не входит в ширину ячейки;
б) в формуле есть текстовая информация;
в) деление на ноль;
г) неправильное вычисление.
17. Математические функции программы Excel вызываются через:
Математические;→ Функция→а) меню Вставка
Математические;→Функция→б) меню Правка
Математические;→ Функция→в) меню Формат
Математические.→ Функция→г) меню Вид
18. День недели вашего рождения в Excel можно определить с помощью функции:
а) ДЕНЬНЕД;
б) СЕГОДНЯ;
в) ТДАТА;
г) ДАТА.
19. Для запуска программы Excel выберите правильный путь:
Excel;→Программы→а) Пуск
Excel;→Стандартные→Документы →б) Пуск
Excel;→ Документы →в) Пуск
Excel.→Стандартные→Программы→г) Пуск
20. Найдите правильную запись адреса ячейки:
а) B4;
б) B:4;
в) 4B;
г) B#4.
21. Данные, вводимые в ячейку таблицы Excel, полностью отражаются:
а) в строке формул;
б) в соседней ячейке;
в) на панели задач;
г) в поле имени
22. Для выделения несмежных ячеек в таблице Excel используется клавиша:
а) Ctrl;
б) Alt;
в) Shift;
г) Tab.
23. Чтобы представить дату в виде числа, нужно воспользоваться меню:
Числовой ;→Ячейки→а) Формат
Общий;→Ячейки→б) Формат
Процентный;→Ячейки→в) Формат
Денежный.→Ячейки→г) Формат
24. Найдите правильную запись адреса блока ячеек:
а) B4:B12;
б) B4;
в) 4B:B12;
г) B#4:B#12.
25. Чтобы дать имя ячейке, нужно воспользоваться меню:
Добавить;→ Имя →а) Правка
Присвоить;→ Имя →б) Вставка
Присвоить;→ Имя→в) Формат
Присвоить.→ Имя →г) Файл
26. Если в функции ДЕНЬНЕД используется тип 2, то первым днем недели является:
а) понедельник;
б) вторник;
в) воскресенье;
г) суббота.
27. Из перечисленных функций не имеет аргумента функция:
а) ПИ;
б) LOG;
в) МИН;
г) ABS
28. Дата <5 апр 02>, введенная в ячейку Excel соответствует формату:
а) Д. МММ. ГГ;
б) Д. ММ. ГГ;
в) Д/М/ГГ;
г) Д – ММ .
29. Круговую диаграмму можно построить с помощью меню:
Круговая;→ Диаграмма →а) Вставка
Круговая;→ Диаграмма →б) Файл
Круговая;→ Диаграмма →Мастер диаграмм →в) Правка
Диаграмма→Ячейки→г) Формат
30. Панелей инструментов в Excel по умолчанию:
а) две;
б) три;
в) ни одной;
г) одна
31. Функция Автозаполнения в Excel выполняет следующее:
а) вводит различные последовательности;
б) вводит формулу в ячейку;
в) выделяет блок ячеек;
г) выделяет строку таблицы.
32. Кнопка на панели инструментов программы Excel обозначает:
а) автосумма;
б) денежный формат;
в) автовычитание;
г) автофильтр.
Приложение 2
Вопросы для блиц-опроса
Вопросы:
1. Какие данные можно вводить в текущую ячейку?
2. Как выделить целый столбец таблицы Excel?
3. Как выделить несколько несмежных блоков?
4. Как отформатировать текст в ячейке?
5. Как добавить обрамление ячеек?
6. Для чего нужна абсолютная ссылка на ячейки?
7. Как дать имя ячейке?
8. С помощью чего можно распространить формулу и как?
9. Как объединить несколько ячеек в одну?
10. Как установить нужный формат ячейки?
11. Как вставить дополнительный лист в рабочую книгу?
12. Как переименовать лист рабочей книги?
13. Как построить диаграмму по данным таблицы?
14. Как скопировать данные из одной ячейки в другую?
15. Как сохранить созданный документ?
Приложение 3
Инструкционная карта для выполнения практического задания
Инструкционная карта для выполнения практического задания по учебной дисциплине
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Тема: Применение электронных таблиц Excel в практической деятельности
Цель: закрепить навыки в составлении таблиц разного типа для решения задач практического характера
Условия и порядок выполнения работы:
- Прочитать инструкционную карту
- Изучить содержание заданий и начать выполнение
- Работу выполнить (распечатать) на отдельных листах формата А4, оформив надлежащим образом
- Сделать выводы
- Если необходимо, можно получить консультацию преподавателя или студенты, успешно выполнившего работу
- Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится оценка.
Содержание заданий:
Задание 1 – создать таблицу финансовой сводки за неделю, произвести расчеты, построить диаграмму изменений финансового результата, произвести фильтрацию данных.
Задание 2 – создать таблицу ведомости начисления заработной платы, произвести расчеты, форматирование, сортировку и защиту данных.
Приложение 4
Практические задания
Задание 1. Создать таблицу финансовой сводки за неделю, произвести расчеты, построить диаграмму изменения финансового результата, произвести фильтрацию данных.
Финансовая сводка за неделю (тыс.руб.) |
|||
Дни недели |
Доход |
Расход |
Финансовый результат |
понедельник |
3245,20 |
3628,50 |
? |
вторник |
4572,50 |
5320,50 |
? |
среда |
6251,66 |
5292,10 |
? |
четверг |
2125,20 |
3824,10 |
? |
пятница |
3896,60 |
3020,10 |
? |
суббота |
5420,30 |
4262,10 |
? |
воскресенье |
6050,60 |
4369,50 |
? |
Ср.значение |
? |
? |
? |
Общий финансовый результат за неделю |
? |
Определить:
- Финансовый результат на каждый день недели.
- Средние значения дохода и расхода.
- Общий финансовый результат.
- Построить диаграмму изменения финансового результата.
- Произвести фильтрацию данных.
Задание 2. Создать таблицу ведомости начисления заработной платы за месяц, произвести расчеты, условное форматирование (установите формат значений между 17000 и 21000 зеленым цветом шрифта; меньше 17000-красным;больше или равно 21000-синим цветом шрифта), сортировку по фамилии в алфавитном порядке по возрастанию и защиту данных.
ВЕДОМОСТЬ НАЧИСЛЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ |
||||||
ЗА ОКТЯБРЬ 2013 г. |
||||||
Табельный номер |
Фамилия И.О. |
Оклад (руб.) |
Премия (руб.) |
Всего начислено (руб.) |
Удержания (руб.) |
К выдаче (руб.). |
27% |
13 % |
|||||
200 |
Петров И.Л. |
10500,00 |
? |
? |
? |
? |
201 |
Иванова И.Г. |
11850,00 |
? |
? |
? |
? |
202 |
Степанов А.Ш. |
13500,00 |
? |
? |
? |
? |
203 |
Шорохов С.М. |
14250,00 |
? |
? |
? |
? |
204 |
Галкин В.Ж. |
15650,00 |
? |
? |
? |
? |
205 |
Портнов М.Т. |
16020,00 |
? |
? |
? |
? |
206 |
Орлова Н.Н. |
17600,00 |
? |
? |
? |
? |
207 |
Степина А.В. |
18000,00 |
? |
? |
? |
? |
208 |
Жарова Г.А. |
18360,00 |
? |
? |
? |
? |
209 |
Дрынкина С.С. |
19125,00 |
? |
? |
? |
? |
210 |
Шпаро Н.Г. |
21300,00 |
? |
? |
? |
? |
Всего: |
? |
? |
? |
? |
? |
|
Максимальный доход: |
? |
|||||
Минимальный доход: |
? |
|||||
Средний доход: |
? |
Определить:
- Премию, всего начислено, удержания, к выдаче, максимальный, минимальный и средний доход.
- Произвести форматирование, сортировку и защиту данных.
Приложение 5
Ответы на задания теста
Ответы:
1 – в
2 – а
3 – а
4 – а
5 – а
6 – а
7 – а
8 – а
9 – а
10 – а
11 – в
12 – г
13 – а
14 – а
15 – а
16 – а
17 –а
18 – а
19 – а
20 – а
21 –а
22 – а
23 – а
24 –а
25 – а
26 – а
27 – г
28 – а
29 – а
30 – а
31 – а
32 — а
Приложение 6
Ответы блиц-опроса
Ответы:
- Текст, числа, формулы.
- Двойным нажатием.
- Выделить первый блок, затем удерживая клавишу Ctrl выделить ячейку блока, выделить весь столбец.
- Выделить текст и вызвать контекстное меню.
- Формат ячеек – Границы – Заливка.
- Копирует формулу.
- Вставка – Имя – Присвоить.
- Копирование, перемещение.
- Формат ячеек – Выравнивание – Объединить.
- Формат ячеек – Шрифт.
- Shift+F11.
- Вызвать Контекстное меню на слове Лист и выбрать команду Переименовать.
- Вставка – Диаграмма.
- Выделить данные – Копировать – Вставить.
- Файл – Сохранить как.
Приложение 7
Ответы на практическое задание
Задание 1
Задание 2
Приложение 8
Фотоотчет
Приложение 9
Отзывы
В современном мире столько вещей, событий, явлений, что суть порой ускользает от внимания. Человеческая жизнь становится всё менее ясной и структурированной. Деньги утекают из кошелька, а важные даты из памяти, планы на день не выполняются, важные для здоровья тренировки забываются… Что может помочь упростить личную жизнь, взять её под контроль?
Ничего сверхъестественного – всем знакомые электронные таблицы Excel! Даже если Вы никогда не работали в этой программе, наверняка видели её зеленый значок на рабочем столе или во вкладке «пуск». Особые счастливцы даже открывали её по ошибке – перед ними расстилалось поле электронных ячеек, пересечение множества строк, столбцов манило и пугало одновременно. В их голове возникала мысль: «О, это что-то из высшей сферы!» – и они тут же закрывали программу. Зря, ведь варианты применения Excel в повседневной жизни просто бесчисленны.
Кто ты такой, великий и могучий MS Excel?
Excel – программа, разработанная корпорацией Microsoft, для обработки электронных таблиц. Огромное множество функций и приятный интерфейс делают её мощным инструментом для обработки, вычисления и анализа большого массива данных. Чаще всего данный софт используют в профессиональных целях. Например, без рассматриваемой программы невозможно представить работу бухгалтера, менеджера или финансиста.
Но как можно использовать Excel дома? Точно так же. Программа позволяет решать различные задачи: автоматизировать обработку данных, строить диаграммы и многие другие замысловатые слова. Но в переводе на простой, человеческий язык звучат они так – «программа сама считает все цифры, сама думает, так ещё и красивые картиночки и графики показывает». Все эти примеры говорят о возможности успешного использования Excel в быту.
Осторожно! Бытовое применение Excel ведёт к улучшению качества жизни!
Основные «побочные эффекты», которые Вы почувствуете при бытовом использовании Microsoft Excel:
- Упрощение жизни. Вы можете взять любую сферу деятельности (например ведение семейного бюджета, спорт, питание) и управлять ею с помощью Excel. Ваша жизнь обретёт чёткий план и ясную структуру;
- Уменьшение тревожности. Как известно, люди часто испытывают волнения из-за того, что теряют контроль над какой-либо областью жизни. Ведение таблицы поможет вернуть этот контроль назад;
- Увеличение продуктивности. Вы освободитесь от многих повседневных домашних забот, это даст много внутренних сил. Кроме того, инструменты визуализации программы продемонстрируют Ваши успехи и мотивируют развиваться;
- Экономия денег и времени. Люди склонны тратить больше ресурсов, чем необходимо для комфортной жизни, если не ведут учёт. Электронные таблицы наглядно покажут, куда уходят деньги, время и силы.
10 примеров использования MS Excel в повседневной жизни
Получается, та самая программа, что установлена почти на каждом компьютере, – это действенный способ улучшить жизнь. Давайте разберём основные бытовые задачи, решаемые с помощью Excel:
- Использование как хранилища данных – от справочника контактов до сборника рецептов. Теперь Вы ни за что не потеряете телефон тёти Любы из Магадана или рецепт бабушкиного яблочного пирога.
- Ведение семейного бюджета – в Excel Вы можете создать идеальную таблицу учёта доходов и расходов, включить в неё кредиты, случайные покупки, подарки и т.д. Программа поможет планировать домашний бюджет, экономить и откладывать деньги.
- Составление расписания – планы на день, на неделю или год помогут оставаться организованным и дисциплинированным человеком. Банально, но факт – чтобы не забыть повседневные дела, закружившись в бытовой суете, нужно их записать. Программа позволяет подстраивать таблицу под Вас, поэтому можете вносить в неё всё, что необходимо.
- Организация мероприятий – любое большое торжество, будь то день рождения или свадьба, рискует превратиться в полнейший кавардак, если отсутствует чёткий план. В программе можно составить списки покупок, перечень гостей, контролировать рассылку приглашений, заранее рассчитать бюджет праздника.
- Помощь в обучении – школьники и студенты могут пользоваться электронными таблицами для вычисления сложных уравнений, формул, решения задач и примеров. Точные науки больше не будут головной болью. Пятёрки по математике, физике и информатике обеспечены.
- Анализ инвестиций – быстрые и точные расчёты будут полезны при покупке акций, облигаций. В MS Excel легко вести учёт имеющихся финансовых активов, анализировать предложения и находить самое выгодное. Например, Вы можете рассчитать доход по вкладам, используя формулу сложного банковского процента.
- Балансирование питания – несбалансированный рацион и другие проблемы с питанием мешают жить полноценно многим людям. В программе можно вести учёт нутриентов, витаминов и минералов, вычислять съеденные и потраченные калории. Вы можете сами ставить себе цели – набор или потеря веса, и сами себя направлять без жёстких рамок калькуляторов питания.
- Сопровождение занятий спортом – ведение персонального дневника тренировок и учёт результатов помогут сохранить мотивацию. Отображение результата физических нагрузок в зеркале будет заметно только через несколько месяцев, а Excel покажет его сразу.
- Учёт коммунальных платежей – как все знают, коммунальные услуги являются одной из самых важных вещей на планете, после воды и кислорода. Программа позволяет создавать таблицы показаний всех счётчиков установленных в доме, рассчитывать скидки и варианты тарифов, производить перерасчёт.
- Планирование ремонта – данная программа идеальна для планирования и ведения ремонтных работ. Можно делать расчёт площадей, стоимости необходимых стройматериалов, составлять сметы.
Вариантов использования Excel в быту или для личных целей ещё огромное множество. Если Вы хотите заставить эту программу работать на себя, но не знаете, с чего начать – учебный центр «Альянс» проводит индивидуальное обучение Excel. Репетитор подстроит программу курса под Ваши повседневные бытовые задачи, раскроет все интересующие вопросы, приведёт примеры, чего, согласитесь, не будут делать на групповых курсах. На Ваших глазах «табличных калькулятор» превратится в инструмент поддержания домашнего уюта.
Поставь к успешной жизни цель – начни применять в быту Excel!
Поделиться:
Управление
образования Администрации Ивдельского городского округа
МАОУ
СОШ №7 г.Ивделя
Образовательная
область: математика и информатика
Предмет:
информатика
ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ТАБЛИЧНОГО
ПРОЦЕССОРА MS EXCEL
(за
страницами учебника)
Исполнители:
обучающиеся 11 класса
Васькин
Алексей,
Гутник
Андрей
Руководитель: Есаулкова М.А.,
учитель математики и информатики
Ивдель
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.
Программа Microsoft Office Excel
1.1.
Область применения табличного процессора MS Excel
1.2.
Структура документа MS
Excel
1.3.
Возможности программы MS
Excel
ГЛАВА
II.
Исследование возможностей MS Excel
2.1.
Создание расчетных таблиц с использованием элементов управления
2.2.
Решение системы уравнений графическим способом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Таблицы данных для задания №1
ПРИЛОЖЕНИЕ
2. Примеры электронных таблиц, содержащие элементы управления
ВВЕДЕНИЕ
Программа
от Microsoft Excel или электронные таблицы была создана для более удобной
работы пользователя с таблицами данных, причём преимущественно данная работа
производится с числовыми значениями.
Основной
особенностью MS Excel выступает его возможность использовать формулы для того,
чтобы описывать между значениями разных ячеек различные связи. Следует
отметить, что по заданным формулам расчёт будет выполняться автоматически. Если
человек изменяет значение какой-либо ячейки, то сразу же автоматически
произойдёт перерасчёт значений всех остальных ячеек, которые связаны с ней
формульными отношениями, благодаря чему обновится вся таблица и данные, которые
находятся в ней.
В
основные возможности электронных таблиц входит:
·
автоматизация всех итоговых вычислений;
·
над большими наборами данных можно
производить однотипные расчёты;
·
можно разрешать задачи с помощью подбора
значений с различными параметрами;
·
можно обрабатывать результаты
экспериментов;
·
производить табулирование функций и
формул;
·
подготавливать табличные документы;
·
проводить поиск наиболее оптимальных
значений для выбранных параметров;
·
строить графики и диаграммы по уже
введённым данным.
Табличный
процессор Excel позволяет осуществлять вычисления. Там не одна сотня различных
функций (математических, логических, текстовых, статистических и т.д.). В Excel
можно осуществлять бухгалтерские расчеты, строить графики и диаграммы.
Можно
использовать Excel:
§ в
качестве простейшей базы данных, для этого имеются удобные средства:
фильтрация, сортировка, формы;
§ для
составления отчётов;
§ для
планирования и расчётов;
§ в
качестве тестовой оболочки для проверки знаний.
При
работе в MS Excel
на уроках информатики, заметили, что далеко не все функции редактора мы
изучили. Особенно стало интересно знать: где и как в расчетных таблицах применяются
элементы управления? Можно ли решить систему уравнений средствами табличного
процессора?
Представленная
работа состоит из двух частей. В первой рассматриваются структура, возможности
и области применения программы Excel.
Во второй части проведены исследования по изучению возможностей табличного
процессора: использование элементов управления и решение систем уравнений графическим
способом.
Цель
работы: рассмотреть возможности табличного
процессора, не изучаемые в школьной программе, на примерах решения задач с использованием
элементов управления и решения систем уравнений.
Задачи:
1.
Рассмотреть программу Excel.
2.
Выявить дополнительные возможности
табличного процессора Excel, которые мы еще не изучали.
3.
Решить задачу с использованием элементов
управления.
4.
Решить систему уравнений графическим
способом.
5.
Провести анализ проделанной работы,
сделать выводы.
Методы
исследования:
§ Анализ
литературы по проблеме исследования.
§ Практическая
работа.
§ Анализ
результатов.
ГЛАВА
I.
ПРОГРАММА
MICROSOFT OFFICE EXCEL
1.1. Область применения табличного
процессора Excel
Программа
MS Excel, являясь лидером на рынке программ обработки электронных таблиц,
определяет тенденции развития в этой области. К значительным достижениям
программы Excel можно отнести появление трехмерных документов (блокнотов).
Дополнительные возможности программы облегчают решение сложных прикладных
задач. В программу Excel встроена удобная подсистема помощи, которая в любой
момент готова выдать необходимую справку. Описанные до сих пор новшества
касаются в основном комфорта в работе и быстрого освоения программы.
Одним из важнейших функциональных расширений программы, предназначенным для
профессионалов, является встроенная в Excel среда программирования Visual
Basic (VBA) для решения прикладных задач. Благодаря VBA фирме Microsoft удалось
не только расширить возможности языка макрокоманд Excel, но и ввести новый
уровень прикладного программирования, поскольку VBA позволяет создавать
полноценные прикладные пакеты, которые по своим функциям выходят далеко за
рамки обработки электронных таблиц.
Программа MS Excel позволяет решать сложные задачи, связанные с финансовой и
бухгалтерской работой предприятий: проводить широкий круг сложных вычислений в
электронных таблицах, легко и быстро анализировать большой объем данных; а
также приобретать навыки записи и редактирования макросов, с целью применения
их для часто повторяющихся операций и автоматизации работы. Программа Microsoft
Excel используется при составлении бизнес-анализа.
1.2. Структура документа Excel
Документом
MS Excel является рабочая книга. Рабочих книг создать можно столько, сколько
позволит наличие свободной памяти на соответствующем устройстве памяти. Однако
активной рабочей книгой может быть только текущая (открытая) книга.
Рабочая
книга представляет собой набор рабочих листов, каждый из которых имеет
табличную структуру. В окне документа отображается только текущий (активный)
рабочий лист, с которым и ведётся работа. Каждый рабочий лист имеет название,
которое отображается на ярлычке листа в нижней части окна. С помощью ярлычков
можно переключаться к другим рабочим листам, входящим в ту же рабочую книгу.
Чтобы переименовать рабочий лист, надо дважды щёлкнуть мышкой на его ярлычке.
Рабочий лист состоит из строк и столбцов. Столбцы озаглавлены прописными
латинскими буквами и, далее, двухбуквенными комбинациями. Всего рабочий лист
содержит 256 столбцов, пронумерованных буквами латинского алфавита. Строки
последовательно нумеруются цифрами, от 1 до 65536.
На пересечении столбцов и строк образуются ячейки таблицы. Они являются
минимальными элементами для хранения данных. Каждая ячейка имеет свой адрес.
Адрес ячейки состоит из имени столбца и номера строки, на пересечении которых
расположена ячейка, например, A1, B5. Адреса ячеек используются при записи
формул, определяющих взаимосвязь между значениями, расположенными в разных
ячейках. В текущий момент времени активной может быть только одна ячейка,
которая активизируется щелчком мышки по ней и выделяется рамкой. Эта рамка в
программе Excel играет роль курсора. Операции ввода и редактирования данных
всегда производятся только в активной ячейке.
На
данные, расположенные в соседних ячейках, можно ссылаться в формулах, как на
единое целое. Такую группу ячеек называют диапазоном. Наиболее часто
используются прямоугольные диапазоны, образующиеся на пересечении группы
последовательно идущих строк и группы последовательно идущих столбцов. Диапазон
ячеек обозначают, указывая через двоеточие, номера ячеек, расположенных в
противоположных углах прямоугольника, например, B5:F15. Выделение диапазона
ячеек можно сделать протягиванием указателя мышки от одной угловой ячейки до
противоположной по диагонали. Рамка текущей (активной) ячейки при этом
расширяется, охватывая весь выбранный диапазон.
Отдельная
ячейка может содержать данные, относящиеся к одному из следующих типов: число,
дата, текст или формула, а также оставаться пустой.
Ввод
данных осуществляется непосредственно в текущую ячейку или в строку формул,
располагающуюся в верхней части окна программы непосредственно под панелями
инструментов.
1.3. Возможности программы Excel
«Простые
задачи должны решаться просто». Этому постулату как нельзя лучше отвечают
вычислительные возможности программы MS Excel, которые без оговорки можно
назвать безграничными. Программа MS Excel (электронные таблицы) предназначена
для работы с таблицами данных, преимущественно числовых. Особенность
электронных таблиц заключается в возможности применения формул для описания
связи между значениями различных ячеек. Расчёт по заданным формулам выполняется
автоматически. Изменение содержимого какой-либо ячейки приводит к пересчёту
значений всех ячеек, которые с ней связаны формульными отношениями и, тем
самым, к обновлению всей таблицы в соответствии с изменившимися данными.
Применение
электронных таблиц упрощает работу с данными и позволяет получать результаты
без проведения расчётов вручную или специального программирования. Электронные
таблицы можно использовать эффективно для:
· проведения
однотипных расчётов над большими наборами данных;
· итоговых
вычислений;
· решения
задач путём подбора значений параметров;
· табулирования
формул (функций);
· обработки
результатов экспериментов;
· проведение
поиска оптимальных значений параметров;
· подготовки
табличных документов;
· построения
диаграмм и графиков по имеющимся данным.
Возможности
табличного процессора MS Excel позволяют создавать электронные пособия
(учебники), состоящие из многих станиц (листов), переходы в которых можно
создавать с помощью гиперссылок и кнопок.
Рассмотрев
возможности и структуру табличного процессора MS Excel, нами было решено рассмотреть
задачи на создание таблиц с использованием элементов управления, а также решить
систему уравнения средствами Excel.
ГЛАВА
II.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ MS EXCEL
2.1.
Создание таблиц с использованием элементов управления
Элементы
управления в Excel включают в себя флажки
опций, раскрывающиеся списки, счетчики и многое другое, что можно добавлять к
спискам данных, диаграмм и другим объектам рабочего листа для облегчения работы
с данными.
Элемент
управления привязывается к ячейке, и затем создается формула, использующая
адрес связи для поиска информации или проведения вычислений.
Для
вставки элементов управления на лист необходимо отобразить вкладку Разработчик.
· В
MS Excel
2007 это можно сделать через меню Кнопка офис/ Параметры Excel/
Основные/ Показывать вкладку Разработчик на ленте.
· В
MS Excel
2010 это можно сделать так: Откройте вкладку Файл; Нажмите кнопку Параметры;
Нажмите кнопку Настроить ленту; Выберите команду Настройка ленты и
в разделе Основные вкладки установить флажок Разработчик.
Для
добавления какого либо элемента управления на вкладке Разработчик в
группе Элементы управления используется кнопка Вставить.
Выделяют
следующие элементы управления:
Надпись |
Переключатель |
Текстовое |
. |
Рамка |
Поле |
Кнопка |
Поле |
Флажок |
Полоса |
Свойства |
|
Текст |
Счетчик |
Сетка |
Отобразить |
ЗАДАНИЕ 1. Используя
данные Приложения 1, создать таблицу транспортных перевозок из Екатеринбурга в
города Свердловской области с учетом тарифа перевозок и оформить ее с помощью
элементов управления; выполнить соответствующие вычисления, используя формулы и
вычисления. Предполагаемый результат: При выборе города
назначения автоматически определяется расстояние, а при выборе веса груза
должна рассчитываться стоимость перевозки с учетом указанного тарифа.
Для начала, оформим таблицы с данными
по перевозкам в табличном процессоре MS Excel.
Примерно это будет выглядеть, как показано на рисунке 1.
Далее мы будем работать с ячейками,
выделенные жёлтым и красным цветом.
1.
В жёлтую ячейку Город назначения мы
поместим список городов, из приведенной ниже таблицы, используя элемент
управления Поле со списком (Разработчик – Вставить – Поле со списком).
Рис.1.
2.
Перенесём элемент управления на лист
электронной таблицы и придадим ему нужный размер (рис.2).
Рис.2.
3.
Затем из вызванного контекстного меню
элемента управления выбираем команду Формат объекта. Появится окно Формат
элемента управления (рис.3).
Рис.3.
4.
Выбираем вкладку Элемент управления.
В поле Формировать список по диапазону задаем диапазон данных, которые
должны входить в список (Город назначения).
5.
В поле Связь с ячейкой вводим
ячейку, на которую будет ссылаться формула (А1). Указываем Количество строк
списка, выводящихся на экран. Установим флажок Объемное затенение (по
желанию). Нажимаем ОК.
6.
Теперь, чтобы автоматически отобразить
расстояние, воспользуемся функцией ИНДЕКС. В ячейку В7 (Расстояние, км)
введем формулу: =ИНДЕКС(В10:В50;А1), в которой указывается столбец ссылка на
ячейку, содержащая номер строки.
7.
Аналогично, добавляем элементы управления
в ячейку С7 (Вес груза), привязывая ее к ячейке связи В1, а в ячейку D7
введём формулу =ИНДЕКС(F10:F16;В1).
8.
В ячейку F7
введём формулу для вычисления стоимости перевозки: =В7*D7.
Конечный
вариант таблицы изображён на рисунке 4.
Рис.4
Вывод:
Элементы управления формы (Поле со списком, Флажок, Счетчик и др.) помогают
менять данные на листе в определенном диапазоне, включать и выключать опции,
делать выбор и пр. В принципе, без них можно обойтись, но они делают управление
данными на листе более наглядным и уменьшают вероятность ввода некорректных
данных.
Мы
разобрали простой пример с использованием элементов управления, не усложнённый
логическими функциями. Используя совместно логические функции и элементы
управления, можно создавать тесты с выбором ответа, кроссворды, электронный
журнал, создавать сложные расчётные таблицы по экономике, логистике и пр.
Примеры таких таблиц приведены в Приложении 2.
2.2.
Решение систем уравнений средствами электронных таблиц
При
помощи табличного процессора можно решать уравнения и системы уравнений.
Корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции с осью
абсцисс. Решением системы уравнений являются точки пересечения графиков
функций. Такой метод нахождения корней называется графическим.
Для
графического решения подойдут средства построения диаграмм.
Рассмотрим
конкретный пример.
ЗАДАНИЕ 2.
Решить систему уравнений
1.
Преобразуем данную систему:
2.
Для оценки решений воспользуемся
диаграммой, на которой отобразим графики обеих функций. Для этого, на рабочем
листе (Лист1) MS Excel
создадим таблицу со следующими значениями (рис.5):
·
1 строка – строка заголовков;
·
столбец А: заполняем ячейки А2:А22 числами
от -10 до 10 с шагом 1;
·
при заполнении столбца В в ячейку В2
заносим формулу =А2-1, которую затем копируем до ячейки В22;
·
при заполнении столбца С в ячейку С2
заносим формулу =А2*А2-3, копируем ее до ячейки С22.
Рис.5.
Таблица с данными для приблизительного поиска решений
С
помощью мастера диаграмм выберем тип диаграммы График и построим
диаграмму первоначальной оценки решений (рис. 6).
На
рисунке 6 мы видим координаты точек пересечения графиков – решения системы.
Однако, пока мы получили только приближенные значения решений и точно не можем
определить координаты этих точек.
Рис.6.
Диаграмма первоначальной оценки решения
Поэтому,
для уточнения значения решений (Лист 2) построим графики в интервалах от -3 до
-1, где находится первое решение, и от 0 до 2, где находится второе решение с
шагом 0,1 (рис. 7).
Рис.7.
Таблицы с данными для уточнения решений
3.
Составляем новую таблицу для — 2 ≤ x
≤ 0(рис.7). Строим
точечную диаграмму для получения первого решения (рис.8).
Рис.8.
Поиск первого решения
4.
Составляем новую таблицу для 1 ≤ x
≤ 3 (рис.7). Строим
точечную диаграмму для получения второго решения (рис.9).
Рис.9.
Поиск второго решения
Решением нашей системы будут координаты
точек пересечения графиков:(–1;–2) и (2;1).
Вывод:
Нам удалось решить систему уравнений графическим
способом средствами MS Excel.
Учителя математики могут использовать табличный процессор на уроках при объяснении
тем, связанных с построением графиков функций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
повседневной жизни человек постоянно использует таблицы: дневник в школе,
расписание электричек, расписание занятий и т.д. Персональный компьютер
расширяет возможности использования таблиц за счёт того, что позволяет не
только представлять данные в электронном виде, но и обрабатывать их.
Электронные
таблицы используются во всех сферах человеческой деятельности, но особо широко
используются для проведения экономических и бухгалтерских расчётов.
Главное
достоинство электронной таблицы – это возможность мгновенного пересчета всех
данных, связанных формульными зависимостями при изменении значения любого
операнда.
Основное
назначение табличного процессора – автоматизация расчётов в табличной форме.
Например,
в табличном процессоре можно вести журнал успеваемости, в случае отсутствия
Интернета. Учителя смогут заносить в него оценки учащихся, а встроенные формулы
позволят высчитывать средний балл для каждого ученика, общую успеваемость
класса по предмету и др. Каждый раз, когда учитель вносит новую оценку,
табличный процессор будет автоматически пересчитывать все результаты.
Когда
в повседневной жизни встречаются ситуации, связанные с обработкой информации в
объёмах, неподъёмных ручками, но не требующих применения дорогих и тяжелых
программных продуктов, типа 1С, САПР и тому подобное, в этом поможет Excel.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Ефимова О.В., Морозов
В.В., Угринович Н.Д. Курс компьютерной технологии с основами информатики. –М.:
АБФ, ACT, 1999. –482 с.
2.
Каратыгин С. и др. Базы
данных: Простейшие средства обработки информации. Электронные таблицы. Системы
управления базами данных. Т.1 /Каратыгин С., Тихонов А., Долголаптев В. –М.:
ABF, 1995. –533 с.
3.
Программное обеспечение
персонального компьютера. http://www.tspu.tula.ru/ivt/umr/po/lection.htm/.
4.
Прохоров А. Н. Учебный
курс Работа в современном офисе. http://www.intuit.ru/department/office/od/.
5.
Работа с MS Excel.
http://avanta.vvsu.ru/met_supply/381/Index.htm/.
6.
Практикум по экономической
информатике: Учебное пособие. Часть 1. /Под ред. Шуремова Е.Л., Тимаковой Н.А.,
Мамонтовой Е.А. – М.: Изд-во «Перспектива», 2000. – 300 c.
7.
Попов А.А. Excel:
практическое руководство. — М.: ДЕСС КОМ, 2001. – 301 с.
8.
Microsoft Excel. Версия
2002. Шаг за шагом: Практ. пособие/ Пер. с англ. – М.: Издательство ЭКОМ, 2003.
– 368 с.
9.
Стоцкий Ю., Васильев А.,
Телина И. Office 2007. Самоучитель. – Спб.: Питер, 2007. – 524 с.
10.
Киселев В.Г. ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА В EXCEL 2007: Практикум. — Нижний Новгород: Нижегородский
госуниверситет, 2009. – 80 с.
11.
Microsoft Office Excel
2007 Долженков В.А., Стученков А.Б.
12.
Интернет-ресурсы:
·
http://www.informika.ru
·
http://www.rusedu.info/Downloads-index-req-viewdownload-cid-5.html
вся Информатика
Цели:
образовательные:
- закрепить знания, умения и навыки решения задач
с помощью ЭТ, - расширить представление о практическом
применении ЭТ для решения прикладных задач, - научить делать выводы по результатам
исследования;
развивающие:
- продолжить формирование умения работы над
проектом, - развивать творческие способности при решении
прикладных задач;
воспитательные:
- осознание ценности совместной работы,
- формирование навыков индивидуальной и
групповой работы, - познакомить учащихся с использованием
информационных технологий в профессиональной
деятельности.
Методы обучения на уроке: проблемный,
компьютерное моделирование, частично-поисковый.
Формы работы учащихся:
- фронтальная работа при повторении материала,
- самостоятельная работа на карточках,
- работа в парах на персональном компьютере при
решении задач.
Оснащение:
- мультимедийный проектор, персональные
компьютеры, объединенные в локальную сеть,
приложение Microsoft Excel.
Требования к знаниям и умениям:
- создавать и исследовать табличную модель,
- использовать приемы эффективного заполнения
таблицы, - выполнять операции форматирования данных и
таблиц, - применять стандартные функции для расчетов,
- составлять формулы с абсолютными и
относительными адресами.
План урока:
- Приветствие. Организационный момент.
- Фронтальный опрос.
- Самостоятельная работа.
- Решение задач в парах.
- Отчеты о работе.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Здравствуйте, садитесь.
В начале изучения темы “Электронные таблицы
Excel” мы говорили о том, что области использования
этой программы очень широки, так как она
позволяет решать задачи самого разного
характера. Сегодняшний урок мы посвятим тому,
чтобы доказать это на практике.
Тема нашего урока: “Применение электронных
таблиц Excel в различных сферах деятельности”.
*** На экране слайд с темой урока*** (Презентация
для урока, см. Приложение 1)
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древняя мудрость.
Из этого эпиграфа вытекает основная цель
нашего урока: Познакомиться с
применением электронных таблиц в разных
прикладных областях.
2. Работу мы сегодня начнем с небольшой
устной разминки.
*** На проекторе выводятся вопросы для
фронтальной работы***
- К какому типу программного обеспечения
относится табличный процессор Excel? (Прикладное
программное обеспечение). - На решение каких задач ориентированы
электронные таблицы?
(Табличные вычисления, аналитические и
статистические исследования, деловая графика,
работа с базой данных).
- Основным элементом ЭТ является?
(ячейка)
- Какие идеи лежат в основе технологии
электронных таблиц?
(“Шахматная” структура рабочего поля,
использование формул и механизма их пересчета,
принцип относительной адресации).
- Что такое “принцип относительной адресации”?
(В формулах используются адреса ячеек,
обозначающие их расположение относительно
ячейки, содержащей формулу).
- Как отменить действие относительной адресации?
(Использовать символ “$”.
- Перечислите основные типы данных для работы в
ЭТ?
(Текст, число, формула)
- Каким символом начинается ввод формулы в
ячейку?
(=)
3. Продолжаем работу. Возьмите
листочки с названиями элементов окна, подпишите
их. (Приложение 2)
*** На экране проектора окно программы “Excel” с
цифровыми обозначениями***
На экране проектора вы видите окно программы с
цифровыми обозначениями основных элементов,
поставьте ручкой напротив каждого названия,
соответствующий ему номер. На эту работу у вас
всего 2 минуты.
Закончили работу.
4. Вам скоро предстоит покинуть школу.
Вы выходите во взрослую жизнь, а, следовательно,
стоите перед выбором “Кем быть?” И я уверена,
каждый из вас в своей профессиональной жизни
может использовать ЭТ.
Предстоящую работу вы будете выполнять в парах.
Задачи, которые вы будете решать, связанны с
различными профессиональными ситуациями и были
взяты мной из реальной жизни.
Вам предстоит выполнить роли:
- Ученых-лингвистов
- Работников кредитного отдела банка
- Криминалистов
- Инженеров-конструкторов
- Медиков-биологов
- Аналитиков и социологов.
В папках, которые вы получили, вы найдете
описание ситуации и постановку задачи,
формальное описание задачи и инструкции для
выполнения компьютерного эксперимента.
Приложение 3 – “Анализ
рейтинговых оценок по результатам мониторинга”
Приложение 4 – “Воссоздание
модели человека по следу (отпечатку обуви)”
Приложение 5 – “Получения
трехмерных изображений сложных поверхностей”
Приложение 6 – “Анализ
фонетико-графической окрашенности
художественного текста”
Приложение 7 – “Расчет
аннуитетных и дифференцированных платежей по
кредиту”
Приложение 8 – “Расчет
биоритмов человека”)
Вам предстоит:
- Прочесть и проанализировать материал
- Составить расчетную таблицу и заполнить ее
данными, ввести формулы для необходимых
вычислений (по необходимости пользуясь
достаточно-подробной инструкцией) - Сделать выводы после анализа результатов
- Представить нам свою работу.
Если вам понятно задание, можно приступать к
его выполнению. Помните о правилах ТБ при работе
с компьютером.
5. Работа подходит к концу. У нас уже
есть первые проектные группы, готовые рассказать
о результатах работы. (Примерный план изложения
отчета Приложение 9)
***На проектор выводятся изображения рабочего
окна группы (используя возможности локальной
сети в кабинете информатики), ученики
рассказывают о работе и озвучивают выводы***
6. Наш урок подходит к концу.
Какие возможности ЭТ вам пришлось использовать
сегодня?
- Ввод формул,
- абсолютные и относительные ссылки,
- использование встроенных функций,
- различные форматы данных,
- создание диаграмм и графиков.
Я думаю, что эпиграф к нашему уроку мы смогли
сегодня реализовать. Вы успешно применили свои
знания для решения профессиональных задач.
Знания и умения, полученные на уроках не должны
быть “вещью в себе”, решая такие задачи, вы сразу
видите, какую практическую пользу приносят вам
уроки информатики и информационных технологий.
Откройте дневники и запишите ДЗ: привести свои
примеры и разработать расчетную таблицу для
применения ЭТ в домашнем хозяйстве.
Поставьте оценки за урок и на перемене
подойдите ко мне с дневниками.
Спасибо за работу.
Приложение 10