Содержание
- Реализация тестирования
- Способ 1: поле для ввода
- Способ 2: выпадающий список
- Способ 3: использование элементов управления
- Вопросы и ответы
Часто для проверки качества знаний прибегают к использованию тестов. Их применяют также для психологического и других видов тестирования. На ПК с целью написания тестов довольно часто применяют различные специализированные приложения. Но с поставленной задачей может справиться даже обычная программа Microsoft Excel, которая имеется на компьютерах почти всех пользователей. Используя инструментарий данного приложения можно написать тест, который по функциональности мало чем будет уступать решениям, выполненным с помощью специализированного ПО. Давайте разберемся, как при помощи Экселя выполнить данную задачу.
Реализация тестирования
Любой тест подразумевает выбор одного из нескольких вариантов ответа на поставленный вопрос. Как правило, их несколько. Желательно, чтобы после завершения теста пользователь уже видел сам, справился ли он с тестированием или нет. Выполнить эту задачу в Экселе можно несколькими путями. Давайте опишем алгоритм различных способов, как это сделать.
Способ 1: поле для ввода
Прежде всего, разберем самый простой вариант. Он подразумевает наличие списка вопросов, в котором представлены варианты ответов. Пользователь должен будет указать в специальное поле вариант того ответа, который он считает верным.
- Записываем сам вопрос. Давайте в этом качестве для простоты будем использовать математические выражения, а в качестве ответов – пронумерованные варианты их решения.
- Отдельную ячейку выделяем для того, чтобы пользователь мог вписывать туда номер того ответа, который он считает верным. Для наглядности помечаем её желтым цветом.
- Теперь перемещаемся на второй лист документа. Именно на нем будут располагаться правильные ответы, с которыми программа сверит данные пользователем. В одной ячейке пишем выражение «Вопрос 1», а в соседнюю вставляем функцию ЕСЛИ, которая, собственно, и будет контролировать правильность действий пользователя. Для вызова этой функции выделяем целевую ячейку и жмем на значок «Вставить функцию», размещенный около строки формул.
- Запускается стандартное окно Мастера функций. Переходим в категорию «Логические» и ищем там наименование «ЕСЛИ». Поиски не должны быть долгими, так как это название размещено первым в перечне логических операторов. После этого выделяем данную функцию и жмем на кнопку «OK».
- Производится активация окна аргументов оператора ЕСЛИ. Указанный оператор имеет три поля, соответствующих числу его аргументов. Синтаксис данной функции принимает следующий вид:
=ЕСЛИ(Лог_выражение;Значение_если_истина;Значение_если_ложь)
В поле «Логическое выражение» нужно вписать координаты той ячейки, в которую пользователь заносит ответ. Кроме того, в этом же поле нужно указать правильный вариант. Для того, чтобы внести координаты целевой ячейки, устанавливаем курсор в поле. Далее возвращаемся на Лист 1 и отмечаем элемент, который мы предназначили для написания номера варианта. Его координаты тут же отобразятся в поле окна аргументов. Далее, чтобы указать правильный ответ в этом же поле после адреса ячейки вписываем выражение без кавычек «=3». Теперь, если пользователь в целевой элемент поставит цифру «3», то ответ будет считаться верным, а во всех остальных случаях – неверным.
В поле «Значение если истина» устанавливаем число «1», а в поле «Значение если ложь» устанавливаем число «0». Теперь, если пользователь выберет правильный вариант, то он получит 1 балл, а если неправильный – то 0 баллов. Для того, чтобы сохранить введенные данные, жмем на кнопку «OK» в нижней части окна аргументов.
- Аналогичным образом составляем ещё два задания (или любое нужное нам количество) на видимом для пользователя листе.
- На Листе 2 с помощью функции ЕСЛИ обозначаем правильные варианты, как мы это делали в предыдущем случае.
- Теперь организуем подсчет баллов. Его можно сделать с помощью простой автосуммы. Для этого выделяем все элементы, где содержится формула ЕСЛИ и жмем на значок автосуммы, который расположен на ленте во вкладке «Главная» в блоке «Редактирование».
- Как видим, пока сумма равна нулю баллов, так как мы не ответили ни на один пункт тестирования. Наибольшее количество баллов, которые в данном случае может набрать пользователь – 3, если он правильно ответит на все вопросы.
- При желании можно сделать так, что количество набранных баллов будет выводиться и на пользовательский лист. То есть, пользователь будет сразу видеть, как он справился с задачей. Для этого, выделяем отдельную ячейку на Листе 1, которую называем «Результат» (или другим удобным наименованием). Чтобы долго не ломать голову, просто ставим в неё выражение «=Лист2!», после чего вписываем адрес того элемента на Листе 2, в котором находится автосумма баллов.
- Проверим, как работает наш тест, намеренно допустив одну ошибку. Как видим, результат данного теста 2 балла, что соответствует одной допущенной ошибке. Тест работает корректно.
Урок: Функция ЕСЛИ в Экселе
Способ 2: выпадающий список
Организовать тест в Экселе можно также при помощи выпадающего списка. Посмотрим, как это выполнить на практике.
- Создаем таблицу. В левой её части будут задания, в центральной части – ответы, которые пользователь должен выбрать из предложенного разработчиком выпадающего списка. В правой части будет отображаться результат, который автоматически генерируется в соответствии с правильностью выбранных ответов пользователем. Итак, для начала построим каркас таблицы и введем вопросы. Применим те же задания, которые использовали в предыдущем способе.
- Теперь нам предстоит создать список с доступными ответами. Для этого выделяем первый элемент в столбце «Ответ». После этого переходим ко вкладке «Данные». Далее выполняем щелчок по значку «Проверка данных», который размещен в блоке инструментов «Работа с данными».
- После выполнения данных шагов активируется окно проверки видимых значений. Перемещаемся во вкладку «Параметры», если оно было запущено в какой-либо другой вкладке. Далее в поле «Тип данных» из выпадающего списка выбираем значение «Список». В поле «Источник» через точку с запятой нужно записать варианты решений, которые будут отображаться для выбора в нашем выпадающем списке. Затем щелкаем по кнопке «OK» в нижней части активного окна.
- После этих действий справа от ячейки с вводимыми значениями появится пиктограмма в виде треугольника с углом, направленным вниз. При клике по ней будет открываться список с введенными нами ранее вариантами, один из которых следует выбрать.
- Аналогичным образом составляем списки и для других ячеек столбца «Ответ».
- Теперь нам предстоит сделать так, чтобы в соответствующих ячейках столбца «Результат» отображался факт того, верным является ответ на задание или нет. Как и в предыдущем способе сделать это можно при помощи оператора ЕСЛИ. Выделяем первую ячейку столбца «Результат» и вызываем Мастер функций посредством нажатия на значок «Вставить функцию».
- Далее через Мастер функций при помощи того же варианта, который был описан в предыдущем способе, переходим к окну аргументов функции ЕСЛИ. Перед нами открывается то же окно, которое мы видели в предыдущем случае. В поле «Логическое выражение» указываем адрес ячейки, в которой выбираем ответ. Далее ставим знак «=» и записываем верный вариант решения. В нашем случае это будет число 113. В поле «Значение если истина» устанавливаем количество баллов, которое мы хотим, чтобы начислялось пользователю при правильном решении. Пусть это, как и в предыдущем случае, будет число «1». В поле «Значение если ложь» устанавливаем количество баллов. В случае неверного решения пусть оно будет равно нулю. После того, как вышеуказанные манипуляции выполнены, жмем на кнопку «OK».
- Аналогичным образом внедряем функцию ЕСЛИ в остальные ячейки столбца «Результат». Естественно, что в каждом случае в поле «Логическое выражение» будет собственный вариант правильного решения, соответствующий вопросу в данной строке.
- После этого делаем итоговую строку, в которой будет подбиваться сумма баллов. Выделяем все ячейки столбца «Результат» и щелкаем уже знакомый нам значок автосуммы во вкладке «Главная».
- После этого с помощью выпадающих списков в ячейках столбца «Ответ» пытаемся указать правильные решения на поставленные задания. Как и в предыдущем случае, в одном месте умышленно допускаем ошибку. Как видим, теперь мы наблюдаем не только общий результат тестирования, но и конкретный вопрос, в решении которого содержится ошибка.
Способ 3: использование элементов управления
Провести тестирование можно также, используя для выбора вариантов решения элементы управления в виде кнопки.
- Для того чтобы иметь возможность использовать формы элементов управления, прежде всего, следует включить вкладку «Разработчик». По умолчанию она отключена. Поэтому, если в вашей версии Excel она ещё не активирована, то следует провести некоторые манипуляции. Прежде всего, перемещаемся во вкладку «Файл». Там выполняем переход в раздел «Параметры».
- Активируется окно параметров. В нём следует переместиться в раздел «Настройка ленты». Далее в правой части окна устанавливаем флажок около позиции «Разработчик». Для того чтобы изменения вступили в силу жмем на кнопку «OK» в нижней части окна. После этих действий вкладка «Разработчик» появится на ленте.
- Прежде всего, вписываем задание. При использовании данного способа каждое из них будет размещено на отдельном листе.
- После этого переходим в недавно активированную нами вкладку «Разработчик». Щелкаем по значку «Вставить», который размещен в блоке инструментов «Элементы управления». В группе значков «Элементы управления формы» выбираем объект под названием «Переключатель». Он имеет вид круглой кнопки.
- Кликаем по тому месту документа, где желаем разместить ответы. Именно там появится нужный нам элемент управления.
- Затем вписываем один из вариантов решения вместо стандартного наименования кнопки.
- После этого выделяем объект и кликаем по нему правой кнопкой мыши. Из доступных вариантов действий выбираем пункт «Копировать».
- Выделяем расположенные ниже ячейки. Затем кликаем правой кнопкой мыши по выделению. В появившемся списке выбираем позицию «Вставить».
- Далее производим вставку ещё два раза, так как мы решили, что вариантов решения будет четыре, хотя в каждом конкретном случае их число может отличаться.
- Затем переименовываем каждый вариант, чтобы они не совпадали друг с другом. Но не забываем и о том, что один из вариантов обязательно должен быть верным.
- Далее оформляем объект для перехода к следующему заданию, а в нашем случае это означает переход к следующему листу. Опять жмем на значок «Вставить», расположенный во вкладке «Разработчик». На этот раз переходим к выбору объектов в группе «Элементы ActiveX». Выбираем объект «Кнопка», который имеет вид прямоугольника.
- Кликаем по области документа, которая расположена ниже введенных ранее данных. После этого на ней отобразится нужный нам объект.
- Теперь нам нужно поменять некоторые свойства образовавшейся кнопки. Кликаем по ней правой кнопки мыши и в открывшемся меню выбираем позицию «Свойства».
- Открывается окно свойств элемента управления. В поле «Name» меняем название на то, которое будет более актуальным для этого объекта, в нашем примере это будет наименование «Следующий_вопрос». Заметьте, что в данном поле не допускается наличие пробелов. В поле «Caption» вписываем значение «Следующий вопрос». Тут уже пробелы допускаются, и именно это наименование будет отображаться на нашей кнопке. В поле «BackColor» выбираем цвет, который будет иметь объект. После этого можно закрывать окно свойств, нажав на стандартный значок закрытия в его верхнем правом углу.
- Теперь кликаем правой кнопкой мыши по наименованию текущего листа. В открывшемся меню выбираем пункт «Переименовать».
- После этого наименование листа становится активным, и мы вписываем туда новое название «Вопрос 1».
- Опять кликаем по нему правой кнопкой мыши, но теперь в меню останавливаем выбор на пункте «Переместить или скопировать…».
- Запускается окно создания копии. Устанавливаем в нем галочку около пункта «Создать копию» и жмем на кнопку «OK».
- После этого изменяем название листа на «Вопрос 2» тем же способом, как это делали ранее. Данный лист пока содержит полностью идентичное содержимое, что и предыдущий лист.
- Меняем номер задания, текст, а также ответы на этом листе на те, которые считаем нужными.
- Аналогичным образом создаем и изменяем содержимое листа «Вопрос 3». Только в нем, так как это последнее задание, вместо наименования кнопки «Следующий вопрос» можно поставить название «Завершить тестирование». Как сделать это уже обсуждалось ранее.
- Теперь возвращаемся на вкладку «Вопрос 1». Нам нужно привязать переключатель к определенной ячейке. Для этого щелкаем правой кнопкой мыши по любому из переключателей. В открывшемся меню выбираем пункт «Формат объекта…».
- Активируется окно формата элемента управления. Перемещаемся во вкладку «Элемент управления». В поле «Связь с ячейкой» устанавливаем адрес любого пустого объекта. В него будет выводиться число в соответствии с тем, какой именно по счету переключатель будет активен.
- Аналогичную процедуру проделываем и на листах с другими заданиями. Для удобства желательно, чтобы связанная ячейка находилась в одном и том же месте, но на разных листах. После этого опять возвращаемся на лист «Вопрос 1». Кликаем правой кнопкой мыши по элементу «Следующий вопрос». В меню выбираем позицию «Исходный текст».
- Открывается редактор команд. Между командами «Private Sub» и «End Sub» нам следует написать код перехода на следующую вкладку. В указанном случае он будет выглядеть так:
Worksheets("Вопрос 2").Activate
После этого закрываем окно редактора.
- Аналогичную манипуляцию с соответствующей кнопкой делаем на листе «Вопрос 2». Только там вписываем следующую команду:
Worksheets("Вопрос 3").Activate
- В редакторе команд кнопки листа «Вопрос 3» производим следующую запись:
Worksheets("Результат").Activate
- После этого создаем новый лист под названием «Результат». На нем будет отображаться результат прохождения теста. Для этих целей создаем таблицу из четырёх колонок: «Номер вопроса», «Правильный ответ», «Введенный ответ» и «Результат». В первый столбец вписываем по порядку номера заданий «1», «2» и «3». Во втором столбце напротив каждого задания вписываем номер положения переключателя, соответствующий правильному решению.
- В первой ячейке в поле «Введенный ответ» ставим знак «=» и указываем ссылку на ту ячейку, которую мы связали с переключателем на листе «Вопрос 1». Аналогичные манипуляции проводим с ячейками ниже, только для них указываем ссылки на соответствующие ячейки на листах «Вопрос 2» и «Вопрос 3».
- После этого выделяем первый элемент столбца «Результат» и вызываем окно аргументов функции ЕСЛИ тем же способом, о котором мы говорили выше. В поле «Логическое выражение» указываем адрес ячейки «Введенный ответ» соответствующей строки. Затем ставим знак «=» и после этого указываем координаты элемента в столбце «Правильный ответ» той же строки. В полях «Значение если истина» и «Значение если ложь» вводим числа «1» и «0» соответственно. После этого жмем на кнопку «OK».
- Для того, чтобы скопировать данную формулу на диапазон ниже, ставим курсор в правый нижний угол элемента, в котором располагается функция. При этом появляется маркер заполнения в виде крестика. Жмем на левую кнопку мыши и тянем маркер вниз до конца таблицы.
- После этого для подведения общего итога применяем автосумму, как это уже делали не один раз.
На этом создание теста можно считать завершенным. Он полностью готов к прохождению.
Мы остановили внимание на различных способах создания тестирования с помощью инструментов программы Excel. Конечно, это далеко не полный перечень всех возможных вариантов создания тестов в этом приложении. Комбинируя различные инструменты и объекты, можно создать тесты абсолютно непохожие друг на друга по функционалу. В то же время нельзя не отметить, что во всех случаях при создании тестов используется логическая функция ЕСЛИ.
Еще статьи по данной теме:
Помогла ли Вам статья?
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШЕЛОКШАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
607672 Нижегородская область Кстовский район село
Шелокша тел.(факс) (83145) 56-2-55
е-mail: korotinnp.@mail.ru
Учебный
проект
по
информатике
«Использование
табличного процессора MS Excel для
создания тестов»
Автор:
ученик 9 класса
Якушин
Андрей
Руководитель:
учитель информатики
Гладышева
И.И.
с.
Шелокша
2021
год
Введение.
Человек всегда стремился облегчить
свою деятельность, изобретая всё новые и новые орудия
труда, совершенствуя технологии. Появление ЭВМ дало начало новому этапу
развития человеческого общества – информационному. С тех пор компьютер потерпел
серьёзные изменения: стал персональным, появились новые средства для работы с
текстовой, графической и звуковой информацией. И сейчас область компьютерных
технологий стремительно развивается, постоянно появляются новинки. Однако в
рамках уже существующих и давно используемых возможностей компьютера имеется
огромное количество секретов. Microsoft Excel – одна
из самых загадочных и интересных программ в пакете MS
Office. Интересна она многочисленными средствами
автоматизации работы, оформления документов и богатыми вычислительными
возможностями. Загадочность её состоит в том, что большинство пользователей
применяют лишь малую толику того, что может дать им Excel.
Это тем более удивительно, что спектор возможностей программы практически
безграничен: от создания простых таблиц, построения диаграмм и графиков до
решения сложных вычислительных задач и моделирования различных процессов.
В нашей школе на уроках информатики,
очень часто используют тесты, которые педагог подготовила сама. Мне всегда было
интересно: «А как создаются эти тесты?». В этом году мы познакомились с
программой MS Excel. Узнав, что в данной
программе можно производить вычисления, а также используются различные функции,
передо мной встал вопрос: «А можно ли создать тест в этой программе?». Так
появилась проблема моего учебного проекта: я хочу создать тест в
программе Excel, но пока не могу этого
сделать, так как не имею необходимых теоретических знаний и достаточных навыков
работы с программой.
Исходя из проблемы, определилась тема
учебного проекта «Использование табличного процессора MS
Excel для создания тестов».
Актуальность проекта: Поскольку
значение тестовых технологий в образовательном процессе неуклонно растёт, то
составленными тестами могут пользоваться как ученики при подготовке к
экзаменам, так и учителя информатики на своих уроках и во внеклассной работе.
Кроме того, освоив технологию создания тестов, их можно делать по разным
предметам.
Цель проекта:
Выяснить возможности редактора MS Excel для
создания тестов и создать проектный продукт – итоговый тест для проверки знаний
обучающихся.
План создания проектного
продукта:
1. Исследовать
информационные источники по теме;
2. Разработать
вопросы для тестов;
3. Ознакомиться
с технологией составления компьютерных тестов с выбором варианта ответов;
4. Создать
тест в программе MS Excel;
5.
Проанализировать полученные результаты.
Гипотеза:
Создание компьютерного теста – это
увлекательное занятие, которое может освоить каждый ученик, имеющий
представление о MS Excel,
значит смогу и я!
Реализация
проекта.
Тест – система заданий специфической
формы, позволяющая качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить
уровень подготовленности учащихся.
Тесты как система контроля в
современном образовании используются уже давно. На сегодняшний день существует
множество вариантов тестов, разработанных по различным предметам, как в
электронном виде, так и выпускаемых в специальных сборниках. Доступность таких
система упрощает возможность по использованию тестов в системе контроля знаний.
В современном образовании тесты занимают ведущую роль, так как, именно тестовая
технология используется в современных ЕГЭ и ОГЭ.
Система проверки и обработки
результатов тестовых заданий – это система установления количества правильных
ответов, выявление ошибок учащихся и определения их оценки. Данная система
будет зависеть от системы предъявления заданий. При предъявлении заданий в
электронном виде, как правило, происходит автоматическая обработка, что
позволяет учащимся быстро узнать собственную оценку и увидеть свои ошибки. В
этом и проявляется преимущество компьютерных тестов.
По данным опросов, установлено, что
использование компьютерных тестов для проверки качества знаний предпочитают 96%
опрошенных учащихся, при чём 4% побаиваются электронных тестов, считая, что
компьютер более беспристрастен и строг, и 100% педагогов, но не всегда у них
имеется возможность найти соответствующий по содержанию тест, а если он есть,
то отсутствует необходимая программа.
При изучении информационных
источников, я выяснил, что существует достаточно много программ, отвечающих за
создание тестов. Есть программы, в которых уже есть готовые шаблоны.
Рис.1. Программа для создания тестов MyTest
Рис.2.
Создание онлайн тестов в конструкторе E-Publish.
Можно
создать тесты, используя языки программирования.
Но
для создания тестов этими способами, требуются либо дополнительное программное
обеспечение, которое не всегда имеется в нашем распоряжении, либо
дополнительные знания и навыки, которые мы ещё не получили. Но я также узнал,
что в редакторе MS Excel можно
использовать встроенные возможности функций для создания тестовых программ. Так
как на уроках информатики мы уже занимались с программой MS
Excel – я решил, что хочу научиться создавать тесты именно в
этой программе.
Самым главным достоинством
электронных тестов, разработанных в MS Excel,
является то, что результаты теста обрабатываются автоматически.
Технология составления
компьютерных тестов средствами MS Excel
При
создании компьютерных тестов можно выделить следующие этапы:
1. Продумывание
способа оформления вопросов.
2. Составление
вопросов.
3. Выбор
способа ввода ответа и оформление ответа.
4. Выбор
способа оценивания и подведения итогов.
5. Защита
теста от изменения.
1этап.
Для
оформления вопросов можно создать фон страницы.
Для
оформления фона используются следующие операции:
—
заливка ячеек;
—
объединение ячеек;
—
вставка подложки.
На вкладке Разметка страницы в
группе Параметры страницы нажмите кнопку подложка. Выберите
рисунок, который вы хотите использовать для фона листа, и нажмите кнопку Вставить.
Выделенный рисунок повторяется, чтобы заполнить лист, Чтобы улучшить
удобочитаемость, вы можете скрыть линии сетки и применить к ячейкам, содержащим
данные, сплошную заливку цветом.(меню вид/сетка)
2 этап:
При составлении вопросов для наших
тестов мы обратились за помощью к нашему учителю информатики Ирине Ивановне. С
ней мы определились с направлением и содержанием наших тестов. В качестве
тематики, мы выбрали итоговые тесты по курсам 5-9 классов. Для определения
содержания, Ирина Ивановна познакомила нас с тематическим планом на каждый
учебный год.
В процессе изучения информационных
источников, мы познакомились с правилами составления тестовых заданий. Вот они.
Требования к
составлению тестовых заданий:
1. Вопрос
должен содержать одну законченную мысль;
2. Недопустимо
двусмыслие или неточность формулировки;
3. Быть
по теме контроля;
4. Быть
кратким;
5. Быть
независимым от других заданий теста;
6. Иметь
простую структуру текста задания.
3
этап:
Программа MS
Excel позволяет создавать тесты со свободным ответом (когда
учащемуся предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает правильный).
Мы решили создать тесты с выбором
ответа. При создании теста с выборочным ответом или теста на сопоставление в
ячейке, где будет выбранный ответ, выполняется следующая последовательность
действий:
1).Выбирается команда меню «ДАННЫЕ»
2).В меню выбирается команда
«ПРОВЕРКА ДАННЫХ»
3).Выбирается закладка «ПАРАМЕТРЫ»
4).В диалоговом окне выбирается тип
данных – «СПИСОК»
5).В окне «ИСТОЧНИК» перечисляются
варианты ответов через точку с запятой без пробелов(см. рисунок).
Рис.3. Проверка вводимых значений.
Результатом выполнения операций будет
список с выборочными ответами, из которых учащийся должен будет выбрать один
ответ.
Рис.4. Выпадающий список выбора
ответа.
4 этап:
Для подведения итогов тестирования можно
предусмотреть специальный лист Результаты, в котором будут подведены
итоги ответов.
Размещаем
таблицу, во втором столбце которой будут отображаться выбранные ответы на
вопросы теста. Для этого нужно вставить формулу:
=’Лист
1’!$H$18
(где
‘Лист
1’
– это ярлык 1 листа с вопросом №1, разделяет !, затем абсолютный адрес ячейки,
в которой был выбран ответ $H$18).
В
3 столбце таблицы размещаем результат ответа. Для этой цели можно использовать
логическую функцию «ЕСЛИ»
Рис.5.
Проверка результатов. Встроенная логическая функция «ЕСЛИ».
Для общего подведения итогов и
подсчёта набранных баллов можно использовать функцию «СЧЁТЕСЛИ».
Рис.7. Оценивание ответа. Выбор
диапазона для подведения итогов.
5 этап:
Чтобы тестируемый не смог нарушить
структуру теста, нужно защитить лист Excel от
изменений.
Для ячеек, в которые учащийся будет
вводить данные снимите защиту.
Для
этого:
+Выделите нужные ячейки;
+Выполните команду меню Формат – Ячейки;
+На вкладке Защита снимите флажок Защищаемая
ячейка;
+Затем защитите лист. Для этого: выполните
команду Рецензирование – Защита – Защитить лист. При желании установите
пароль.
Рис.8. Защита ячеек.
Рис.9. Защита листа паролем.
Для того, чтобы учащийся не смог
перескакивать через вопрос с помощью ярлычков, нужно их скрыть. Для этого в Меню
файл/ Параметры/ Дополнительно/ В группе показать параметры для следующей
книги/ Снять галочку отображать ярлыки
Тест готов к работе!
Заключение.
В настоящее время возрос интерес к
тестовому контролю знаний с применением компьютерных технологий. Использование
в качестве средства контроля электронных тестов приобретает сегодня большое
значение. Тест отвечает целям любого вида контроля – предварительного,
текущего, тематического, итогового.
Выводы.
Тест – это интересно! Но ещё интереснее –
придумать и создать его самому.
Чтобы создать тест, нужно выполнить
стандартизированные и поэтапные последовательные действия средствами MS
Excel, создание его вызывает познавательный интерес.
Создать электронный тест средствами MS
Excel может любой человек, который знаком с принципами
работы в этом редакторе.
Таким образом, я выяснил, как создаются
тесты в редакторе MS Excel с
использованием встроенных функций и самостоятельно создал итоговый тест!
Я
уверен, что созданный тест будет использован нашим преподавателем для проверки
знаний учащихся, в качестве итогового контроля.
Электронный тест, как одна из форм
контроля знаний, представляет интерес не только для преподавателей информатики,
но и для преподавателей других учебных дисциплин, поэтому надеюсь, что эта
работа будет полезна и для них.
Список
использованной литературы:
1.
MS
Office Excel, как удобное средство для создания тестов
с автоматической проверкой и выставлением оценки: Гаврыш С.В., преподаватель
Смоленского РЦДО.
2.
Челышкова М.В. Теория и практика
конструирования педагогических тестов.
3.
Угринович Н.Д. и др. «Практикум по
информатике и информационным технологиям». Учебное пособие.
4.
Габова О.В., Русаков А.А. Тестирование –
одна из форм диагностики и проверки успешности обучения. Педагогическая
информатика, №3, 2005
5.
Контрольно-измерительные материалы по
информатике: сост. Сухих Н.А.
Содержание
- Создание тестов в Microsoft Excel
- Реализация тестирования
- Способ 1: поле для ввода
- Способ 2: выпадающий список
- Способ 3: использование элементов управления
Создание тестов в Microsoft Excel
Часто для проверки качества знаний прибегают к использованию тестов. Их применяют также для психологического и других видов тестирования. На ПК с целью написания тестов довольно часто применяют различные специализированные приложения. Но с поставленной задачей может справиться даже обычная программа Microsoft Excel, которая имеется на компьютерах почти всех пользователей. Используя инструментарий данного приложения можно написать тест, который по функциональности мало чем будет уступать решениям, выполненным с помощью специализированного ПО. Давайте разберемся, как при помощи Экселя выполнить данную задачу.
Реализация тестирования
Любой тест подразумевает выбор одного из нескольких вариантов ответа на поставленный вопрос. Как правило, их несколько. Желательно, чтобы после завершения теста пользователь уже видел сам, справился ли он с тестированием или нет. Выполнить эту задачу в Экселе можно несколькими путями. Давайте опишем алгоритм различных способов, как это сделать.
Способ 1: поле для ввода
Прежде всего, разберем самый простой вариант. Он подразумевает наличие списка вопросов, в котором представлены варианты ответов. Пользователь должен будет указать в специальное поле вариант того ответа, который он считает верным.
- Записываем сам вопрос. Давайте в этом качестве для простоты будем использовать математические выражения, а в качестве ответов – пронумерованные варианты их решения.
В поле «Логическое выражение» нужно вписать координаты той ячейки, в которую пользователь заносит ответ. Кроме того, в этом же поле нужно указать правильный вариант. Для того, чтобы внести координаты целевой ячейки, устанавливаем курсор в поле. Далее возвращаемся на Лист 1 и отмечаем элемент, который мы предназначили для написания номера варианта. Его координаты тут же отобразятся в поле окна аргументов. Далее, чтобы указать правильный ответ в этом же поле после адреса ячейки вписываем выражение без кавычек «=3». Теперь, если пользователь в целевой элемент поставит цифру «3», то ответ будет считаться верным, а во всех остальных случаях – неверным.
В поле «Значение если истина» устанавливаем число «1», а в поле «Значение если ложь» устанавливаем число «0». Теперь, если пользователь выберет правильный вариант, то он получит 1 балл, а если неправильный – то 0 баллов. Для того, чтобы сохранить введенные данные, жмем на кнопку «OK» в нижней части окна аргументов.
Способ 2: выпадающий список
Организовать тест в Экселе можно также при помощи выпадающего списка. Посмотрим, как это выполнить на практике.
- Создаем таблицу. В левой её части будут задания, в центральной части – ответы, которые пользователь должен выбрать из предложенного разработчиком выпадающего списка. В правой части будет отображаться результат, который автоматически генерируется в соответствии с правильностью выбранных ответов пользователем. Итак, для начала построим каркас таблицы и введем вопросы. Применим те же задания, которые использовали в предыдущем способе.
- Теперь нам предстоит создать список с доступными ответами. Для этого выделяем первый элемент в столбце «Ответ». После этого переходим ко вкладке «Данные». Далее выполняем щелчок по значку «Проверка данных», который размещен в блоке инструментов «Работа с данными».
- После выполнения данных шагов активируется окно проверки видимых значений. Перемещаемся во вкладку «Параметры», если оно было запущено в какой-либо другой вкладке. Далее в поле «Тип данных» из выпадающего списка выбираем значение «Список». В поле «Источник» через точку с запятой нужно записать варианты решений, которые будут отображаться для выбора в нашем выпадающем списке. Затем щелкаем по кнопке «OK» в нижней части активного окна.
- После этих действий справа от ячейки с вводимыми значениями появится пиктограмма в виде треугольника с углом, направленным вниз. При клике по ней будет открываться список с введенными нами ранее вариантами, один из которых следует выбрать.
- Аналогичным образом составляем списки и для других ячеек столбца «Ответ».
- Теперь нам предстоит сделать так, чтобы в соответствующих ячейках столбца «Результат» отображался факт того, верным является ответ на задание или нет. Как и в предыдущем способе сделать это можно при помощи оператора ЕСЛИ. Выделяем первую ячейку столбца «Результат» и вызываем Мастер функций посредством нажатия на значок «Вставить функцию».
- Далее через Мастер функций при помощи того же варианта, который был описан в предыдущем способе, переходим к окну аргументов функции ЕСЛИ. Перед нами открывается то же окно, которое мы видели в предыдущем случае. В поле «Логическое выражение» указываем адрес ячейки, в которой выбираем ответ. Далее ставим знак «=» и записываем верный вариант решения. В нашем случае это будет число 113. В поле «Значение если истина» устанавливаем количество баллов, которое мы хотим, чтобы начислялось пользователю при правильном решении. Пусть это, как и в предыдущем случае, будет число «1». В поле «Значение если ложь» устанавливаем количество баллов. В случае неверного решения пусть оно будет равно нулю. После того, как вышеуказанные манипуляции выполнены, жмем на кнопку «OK».
- Аналогичным образом внедряем функцию ЕСЛИ в остальные ячейки столбца «Результат». Естественно, что в каждом случае в поле «Логическое выражение» будет собственный вариант правильного решения, соответствующий вопросу в данной строке.
- После этого делаем итоговую строку, в которой будет подбиваться сумма баллов. Выделяем все ячейки столбца «Результат» и щелкаем уже знакомый нам значок автосуммы во вкладке «Главная».
- После этого с помощью выпадающих списков в ячейках столбца «Ответ» пытаемся указать правильные решения на поставленные задания. Как и в предыдущем случае, в одном месте умышленно допускаем ошибку. Как видим, теперь мы наблюдаем не только общий результат тестирования, но и конкретный вопрос, в решении которого содержится ошибка.
Способ 3: использование элементов управления
Провести тестирование можно также, используя для выбора вариантов решения элементы управления в виде кнопки.
- Для того чтобы иметь возможность использовать формы элементов управления, прежде всего, следует включить вкладку «Разработчик». По умолчанию она отключена. Поэтому, если в вашей версии Excel она ещё не активирована, то следует провести некоторые манипуляции. Прежде всего, перемещаемся во вкладку «Файл». Там выполняем переход в раздел «Параметры».
- Активируется окно параметров. В нём следует переместиться в раздел «Настройка ленты». Далее в правой части окна устанавливаем флажок около позиции «Разработчик». Для того чтобы изменения вступили в силу жмем на кнопку «OK» в нижней части окна. После этих действий вкладка «Разработчик» появится на ленте.
- Прежде всего, вписываем задание. При использовании данного способа каждое из них будет размещено на отдельном листе.
- После этого переходим в недавно активированную нами вкладку «Разработчик». Щелкаем по значку «Вставить», который размещен в блоке инструментов «Элементы управления». В группе значков «Элементы управления формы» выбираем объект под названием «Переключатель». Он имеет вид круглой кнопки.
- Кликаем по тому месту документа, где желаем разместить ответы. Именно там появится нужный нам элемент управления.
- Затем вписываем один из вариантов решения вместо стандартного наименования кнопки.
- После этого выделяем объект и кликаем по нему правой кнопкой мыши. Из доступных вариантов действий выбираем пункт «Копировать».
- Выделяем расположенные ниже ячейки. Затем кликаем правой кнопкой мыши по выделению. В появившемся списке выбираем позицию «Вставить».
- Далее производим вставку ещё два раза, так как мы решили, что вариантов решения будет четыре, хотя в каждом конкретном случае их число может отличаться.
- Затем переименовываем каждый вариант, чтобы они не совпадали друг с другом. Но не забываем и о том, что один из вариантов обязательно должен быть верным.
- Далее оформляем объект для перехода к следующему заданию, а в нашем случае это означает переход к следующему листу. Опять жмем на значок «Вставить», расположенный во вкладке «Разработчик». На этот раз переходим к выбору объектов в группе «Элементы ActiveX». Выбираем объект «Кнопка», который имеет вид прямоугольника.
- Кликаем по области документа, которая расположена ниже введенных ранее данных. После этого на ней отобразится нужный нам объект.
- Теперь нам нужно поменять некоторые свойства образовавшейся кнопки. Кликаем по ней правой кнопки мыши и в открывшемся меню выбираем позицию «Свойства».
- Открывается окно свойств элемента управления. В поле «Name» меняем название на то, которое будет более актуальным для этого объекта, в нашем примере это будет наименование «Следующий_вопрос». Заметьте, что в данном поле не допускается наличие пробелов. В поле «Caption» вписываем значение «Следующий вопрос». Тут уже пробелы допускаются, и именно это наименование будет отображаться на нашей кнопке. В поле «BackColor» выбираем цвет, который будет иметь объект. После этого можно закрывать окно свойств, нажав на стандартный значок закрытия в его верхнем правом углу.
- Теперь кликаем правой кнопкой мыши по наименованию текущего листа. В открывшемся меню выбираем пункт «Переименовать».
- После этого наименование листа становится активным, и мы вписываем туда новое название «Вопрос 1».
- Опять кликаем по нему правой кнопкой мыши, но теперь в меню останавливаем выбор на пункте «Переместить или скопировать…».
- Запускается окно создания копии. Устанавливаем в нем галочку около пункта «Создать копию» и жмем на кнопку «OK».
- После этого изменяем название листа на «Вопрос 2» тем же способом, как это делали ранее. Данный лист пока содержит полностью идентичное содержимое, что и предыдущий лист.
- Меняем номер задания, текст, а также ответы на этом листе на те, которые считаем нужными.
- Аналогичным образом создаем и изменяем содержимое листа «Вопрос 3». Только в нем, так как это последнее задание, вместо наименования кнопки «Следующий вопрос» можно поставить название «Завершить тестирование». Как сделать это уже обсуждалось ранее.
- Теперь возвращаемся на вкладку «Вопрос 1». Нам нужно привязать переключатель к определенной ячейке. Для этого щелкаем правой кнопкой мыши по любому из переключателей. В открывшемся меню выбираем пункт «Формат объекта…».
- Активируется окно формата элемента управления. Перемещаемся во вкладку «Элемент управления». В поле «Связь с ячейкой» устанавливаем адрес любого пустого объекта. В него будет выводиться число в соответствии с тем, какой именно по счету переключатель будет активен.
- Аналогичную процедуру проделываем и на листах с другими заданиями. Для удобства желательно, чтобы связанная ячейка находилась в одном и том же месте, но на разных листах. После этого опять возвращаемся на лист «Вопрос 1». Кликаем правой кнопкой мыши по элементу «Следующий вопрос». В меню выбираем позицию «Исходный текст».
- Открывается редактор команд. Между командами «Private Sub» и «End Sub» нам следует написать код перехода на следующую вкладку. В указанном случае он будет выглядеть так:
После этого закрываем окно редактора.
Аналогичную манипуляцию с соответствующей кнопкой делаем на листе «Вопрос 2». Только там вписываем следующую команду:
Worksheets(«Вопрос 3»).Activate
В редакторе команд кнопки листа «Вопрос 3» производим следующую запись:
Worksheets(«Результат»).Activate
На этом создание теста можно считать завершенным. Он полностью готов к прохождению.
Мы остановили внимание на различных способах создания тестирования с помощью инструментов программы Excel. Конечно, это далеко не полный перечень всех возможных вариантов создания тестов в этом приложении. Комбинируя различные инструменты и объекты, можно создать тесты абсолютно непохожие друг на друга по функционалу. В то же время нельзя не отметить, что во всех случаях при создании тестов используется логическая функция ЕСЛИ.
Источник
Время на прочтение
7 мин
Количество просмотров 14K
Проблема
Есть определенная функциональная область приложения: некая экспертная система, анализирующая состояние данных, и выдающая результат — множество рекомендаций на базе набора правил. Компоненты системы покрыты определенным набором юнит-тестов, но основная «магия» заключается в выполнении правил. Набор правил определен заказчиком на стадии проекта, конфигурация выполнена.
Более того, поскольку после первоначальной приемки (это было долго и сложно — потому, что “вручную») в правила экспертной системы регулярно вносятся изменения по требованию заказчика. При этом, очевидно, неплохо — бы проводить регрессионное тестирование системы, чтобы убедиться, что остальные правила все еще работают корректно и никаких побочных эффектов последние изменения не внесли.
Основная сложность заключается даже не в подготовке сценариев — они есть, а в их выполнении. При выполнении сценариев “вручную», примерно 99% времени и усилий уходит на подготовку тестовых данных в приложении. Время исполнения правил экспертной системой и последующего анализа выдаваемого результата — незначительно по сравнению с подготовительной частью. Сложность выполнения тестов, как известно, серьезный негативный фактор, порождающий недоверие со стороны заказчика, и влияющий на развитие системы («Изменишь что-то, а потом тестировать еще прийдется… Ну его…»).
Очевидным техническим решением было бы превратить все сценарии в автоматизированные и запускать их регулярно в рамках тестирования релизов или по мере необходимости. Однако, будем ленивыми, и попробуем найти путь, при котором данные для тестовых сценариев готовятся достаточно просто (в идеале — заказчиком), а автоматические тесты — генерируются на их основе, тоже автоматически.
Под катом будет рассказано об одном подходе, реализующим данную идею — с использованием MS Excel, XML и XSLT преобразований.
Тест — это прежде всего данные
А где проще всего готовить данные, особенно неподготовленному пользователю? В таблицах. Значит, прежде всего — в MS Excel.
Я, лично, электронные таблицы очень не люблю. Но не как таковые (как правило — это эталон юзабилити), а за то, что они насаждают и культивируют в головах непрофессиональных пользователей концепцию «смешивания данных и представления» (и вот уже программисты должны выковыривать данные из бесконечных многоуровневых «простыней», где значение имеет все — и цвет ячейки и шрифт). Но в данном случае — мы о проблеме знаем, и постараемся ее устранить.
Итак, постановка задачи
- обеспечить подготовку данных в MS Excel. Формат должен быть разумным с точки зрения удобства подготовки данных, простым для дальнейшей обработки, доступным для передачи бизнес пользователям (последнее — это факультативно, для начала — сделаем инструмент для себя);
- принять подготовленные данные и преобразовать их в код теста.
Решение
Пара дополнительных вводных:
- Конкретный формат представления данных в Excel пока не ясен и, видимо, будет немного меняться в поисках оптимального представления;
- Код тестового скрипта может со временем меняться (отладка, исправление дефектов, оптимизация).
Оба пункта приводят к мысли, что исходные данные для теста необходимо предельно оделить и от формата, в котором будет осуществляться ввод, и от процесса обработки и превращения в код автотеста, поскольку обе стороны будут меняться.
Известная технология превращения данных в произвольное текстовое представление — шаблонизаторы, и XSLT преобразования, в частности — гибко, просто, удобно, расширяемо. В качестве дополнительного бонуса, использование преобразований открывает путь как к генерации самих тестов (не важно на каком языке программирования), так и к генерации тестовой документации.
Итак, архитектура решения:
- Преобразовать данные из Excel в XML определённого формата
- Преобразовать XML с помощью XSLT в финальный код тестового скрипта на произвольном языке программирования
Конкретная реализация на обеих этапах может быть специфична задаче. Но некоторые общие принципы, которые, как мне кажется, будут полезны в любом случае, приведены ниже:
Этап 1. Ведение данных в Excel
Здесь, честно говоря, я ограничился ведением данных в виде табличных блоков. Фрагмент файла — на картинке.
- Блок начинается со строки, содержащей название блока (ячейка “A5″). Оно будет использовано в качестве имени xml-элемента, так что содержание должно соответствовать требованиям. В той же строе может присутствовать необязательный “тип” (ячейка “B5″) — он будет использовано в качестве значения атрибута, так что тоже имеет ограничения.
- Каждая колонка таблицы содержит помимо “официального” названия, представляющего бизнес-термины (строка 8), еще два поля для “типа” (строка 6) и “технического названия” (строка 7). В процессе подготовки данных технические поля можно скрывать, но во время генерации кода использоваться будут именно они.
- Колонок в таблице может быть сколько угодно. Скрипт завершает обработку колонок как только встретит колонку с пустым значением “тип” (колонка D).
- Колонки со “типом”, начинающимся с нижнего подчеркивания — пропускаются.
- Таблица обрабатывается до тех пор, пока не встретиться строка с пустым значением в первой колонке (ячейка “A11”)
- Скрипт останавливается после 3 пустых строк.
Этап 2. Excel -> XML
Преобразование данных с листов Excel в XML — несложная задача. Преобразование производится с помощью кода на VBA. Тут могут быть варианты, но мне так показалось проще и быстрее всего.
Ниже приведу лишь несколько соображений — как сделать финальный инструмент удобнее в поддержке и использовании.
- Код представлен в виде Excel add-in (.xlam) — для упрощения поддержки кода, когда количество файлов с тестовыми данными более 1 и эти файлы создаются/поддерживаются более чем одним человеком. Кроме того — это соответствует подходу разделения кода и данных;
- XSLT шаблоны размещаются в одном каталоге с файлом add-in — для упрощения поддержки;
- Генерируемые файлы: промежуточный XML и результирующий файл с кодом, — желательно помещать в тот же каталог, что и файл Excel с исходными данными. Людям создающим тестовые скрипты будет удобнее и быстрее работать с результатами;
- Excel файл может содержать несколько листов с данными для тестов — они используются для организации вариативности данных для теста (например, если тестируется процесс, в котором необходимо проверить реакцию системы на каждом шаге): откопировал лист, поменял часть входных данных и ожидаемых результатов — готово. Все в одном файле;
- Поскольку все листы в рабочей книге Excel должны иметь уникальное имя — эту уникальность можно использовать в качестве части имени тестового скрипта. Такой подход дает гарантированную уникальность имен различных подсценариев в рамках сценария. А если включать в имя тестового скрипта название файла, то достичь уникальности названий скриптов становится еще проще — что особенно важно в случае если тестовые данные готовят несколько человек независимо. Кроме того, стандартный подход к именованию поможет в дальнейшем при анализе результатов теста — от результатов исполнения к исходным данным будет добраться очень просто;
- Данные из всех листов книги сохраняются в один XML файл. Для нас это показалось целесообразным в случае генерации тестовой документации, и некоторых случаях генерации тестовых сценариев;
- При генерации файла с данными для теста удобно оказалось иметь возможность не включать в генерацию отдельные листы с исходными данными (по разным причинам; например, данные для одного из пяти сценариев ещё не готовы — а тесты прогонять пора). Для этого мы используем соглашение: листы, где название начинается с символа нижнего подчёркивания — исключаются из генерации;
- В файле удобно держать лист с деталями сценария по которому создаются тестовые данные («Documentation») — туда можно копировать информацию от заказчика, вносить комментарии, держать базовые данные и константы, на которые ссылаются остальные листы с данными, и так далее. Разумеется, данный лист в генерации не участвует;
- Чтобы иметь возможность влиять на некоторые аспекты генерации финального кода тестовых скриптов, оказалось удобным включать в финальный XML дополнительную информацию «опции генерации», которые не являются тестовыми данными, но могут использоваться шаблоном для включения или исключения участков кода (по аналогии с pragma, define, итп.) Для этого мы используем именованные ячейки, размещённые на негенерируемом листе «Options»;
- Каждая строка тестовых данных должна иметь уникальный идентификатор на уровне XML — это здорово поможет при генерации кода и при обработке кросс-ссылок между строками тестовых данных, которые при этом необходимо формулировать в терминах как раз этих уникальных идентификаторов.
Фрагмент XML который получается из данных в Excel с картинки выше
<MasterRecord type="Type1">
<columns>
<column>
<type>Field</type>
<name>TechName1</name>
<caption>Business Name 1</caption>
</column>
<column>
<type>Field</type>
<name>TechName2</name>
<caption>Business Name 2</caption>
</column>
<column>
<type>Field</type>
<name>TechName3</name>
<caption>Business Name 3</caption>
</column>
</columns>
<row id="Type1_1">
<Field name="TechName1">A</Field>
<Field name="TechName2">123</Field>
<Field name="TechName3">2016-01-01</Field>
</row>
<row id="Type1_2">
<Field name="TechName1">B</Field>
<Field name="TechName2">456</Field>
<Field name="TechName3">2016-01-01</Field>
</row>
</MasterRecord>
Этап 3. XML -> Code
Эта часть предельно специфична задачам которые решаются, поэтому ограничусь общими замечаниями.
- Начальная итерация начинается по элементам, представляющим листы (различные тестовые сценарии). Здесь можно размещать блоки setup / teardown, утилит;
- Итерация по элементам данных внутри элемента сценария должна начинаться с элементов ожидаемых результатов. Так можно логично организовать сгенерированные тесты по принципу «один тест — одна проверка»;
- Желательно явно разделить на уровне шаблонов области, где генерируются данные, выполняется проверяемое действие, и контролируется полученный результат. Это возможно путём использования шаблонов с режимами (mode). Такая структура шаблона позволит в дальнейшем делать другие варианты генерации — просто импортируя этот шаблон и перекрывая в новом шаблоне необходимую область;
- Наряду с кодом, в тот же файл будет удобно включить справку по запуску тестов;
- Очень удобным является выделение кода генерации данных в отдельно вызываемый блок (процедуру) — так чтобы его можно было использовать как в рамках теста, так и независимо, для отладки или просто создания набора тестовых данных.
Финальный комментарий
Через какое-то время файлов с тестовыми данными станет много, а отладка и «полировка» шаблонов генерации тестовых скриптов будет все продолжаться. Поэтому, прийдется предусмотреть возможность «массовой» генерации автотестов из набора исходных Excel файлов.
Заключение
Используя описанный подход можно получить весьма гибкий инструмент для подготовки тестовых данных или полностью работоспособных автотестов.
В нашем проекте удалось довольно быстро создать набор тестовых сценариев для интеграционного тестирования сложной функциональной области — всего на данный момент около 60 файлов, генерируемых примерно в 180 тестовых классов tSQLt (фреймворк для тестирования логики на стороне MS SQL Server). В планах — использовать подход для расширения тестирования этой и других функциональных областей проекта.
Формат пользовательского ввода остается как и раньше, а генерация финальных автотестов можно менять по потребностям.
Код VBA для преобразования Excel файлов в XML и запуска преобразования (вместе с примером Excel и XML) можно взять на GitHub github.com/serhit/TestDataGenerator.
Преобразование XSLT не включено в репозиторий, поскольку оно генерит код для конкретной задачи — у вас все равно будет свой. Буду рад комментариям и pull request’ам.
Happy testing!
Объект исследования тест, его создание с
помощью Excel.
Актуальность данной темы в том, что тест прочно
вошел в учебный процесс. Он позволяет
качественно и эффективно измерить уровень и
оценить структуру подготовленности учащихся.
Цель: поделится опытом в создании тестов в Excel
с подсчетом баллов. Он решается через следующие
задачи: выяснить преимущества и недостатки
тестов, рассмотреть средства создания теста,
использовать Excel при создании тестов.
Тестирование (от слова test — испытание,
проверка).
Тест имеет свои преимущества и недостатки. К
преимуществам относятся то, что тестирование
является качественным и объективным способом
оценивания, он более справедливый метод, так ка
ставит всех учащихся в равные условия, тесты
являются более объёмным инструментом включая в
себя задания по всем темам курса, более точный
инструмент, шкала, которой может состоять из 15-30
делений и выше и тестирование это более мягкий
инструмент он ставят учащихся в равные
условия. К недостаткам нужно отнести то, что
разработка качественного тестового
инструментария — длительный, трудоемкий и
дорогостоящий процесс, что получаемые данные не
позволяют судить о причинах пробела в знаниях
учащихся, тест не позволяет проверить знания
связанные с творчеством, обеспечение
объективности и справедливости теста требует
принятия специальных мер по обеспечению
конфиденциальности тестовых заданий и самый
большой недостаток это, наверное, то, что в
тестировании присутствует элемент случайности.
Так какой же в среднем балл может получить
ученик, отвечая на вопросы теста наугад?
Большинство значений лежали в промежутке от 5%
до 64%. Среднее значение, полученное по
результатам всех измерений = 28,10%
Неоднозначное отношение педагогов к
использованию тестового контроля известно. А как
относятся к тестам ученики? Для ответа на этот
вопрос учащиеся с 6 по 11 класс заполнили
небольшую анкету.
Результатом, которого стало, что большинство
учащихся (94%) предпочитают тест письменной работе
или устному развернутому ответу. 68% участников
опроса считаю, что получают объективную оценку
своих знаний при ответе на тест. Среди
несогласных с этим мнением 13% считают, что тест
завышает оценку, 19% – занижает.
Опрос провели и с педагогами школы:
1. Какой тест вы обычно используете?
2. Если вы составляете сами то, какие программы
вы для этого используете?
Было опрошено 35 учителей. Результатом данного
опроса стало, что 96% опрошенных учителей
используют готовые тесты. 54% готовят сами,
используя тестовый редакторWord – 92%, табличный
редактор Excel – 5%, конструктор тестов – 3%
С началом активного развития компьютерных
технологий в качестве инструмента анализа
заданий очень эффективно использование
компьютера. Сегодня компьютерные тесты являются
одним из электронных средств обучения (ЭСО).
Какие же есть средства создания тестов? Первый
и, пожалуй, самый простой вариант – это
воспользоваться готовым конструктором тестов,
который можно найти в Интернете. Например,
программа MyTest. Второй способ это генератор тестов.
Третий способ это использование возможности
Интернет, например, создать тест при помощи Googl.
Еще один способ это возможность воспользоваться
хорошо известными офисными приложениями. Многие
уже умеют создавать презентации в Microsoft Office Power
Point. Для разработки теста вполне могут сгодиться
программы MS Word и MS Excel.
В заключение хотелось бы сказать, что мы
наблюдаем активное внедрение тестов в
образовательный процесс, которые занимают
довольно прочную позицию. И, несмотря на
минусы тестирования как метода педагогического
контроля, положительные качества во многом
говорят о целесообразности использования такой
технологии в учебном процессе. А использование
Excel для создания тестов экономически выгодно:
табличный редактор Excel есть на каждом компьютере,
и создать тест довольно просто даже начинающему
пользователю.
Приложение 1
Приложение 2