Использование excel для решения профессиональных задач

Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач

Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач

Использование возможностей программы  MS   Excel  облегчает и ускоряет решение профессиональных задач . Пример. Необходимо покрасить краской стены помещения. Сколько потребуется банок краски, если известны: Размеры помещения; Неокрашиваемая площадь (в процентах от общей); Расход краски (площадь)

Использование возможностей программы  MS   Excel 

облегчает и ускоряет решение профессиональных задач .

Пример. Необходимо покрасить краской стены помещения. Сколько потребуется банок краски, если известны:

  • Размеры помещения;
  • Неокрашиваемая площадь (в процентах от общей);
  • Расход краски (площадь)

Результат вычисления оформить в таблицу:

Результат вычисления оформить в таблицу:

Порядок работы: 1 . Запустить  Microsoft Excel 2007. 2.  Выделить диапазон ячеек А1:D1. 3. Объединить эти ячейки щелчком по пиктограмме Объединить и поместить в центре 4. Ввести в объединённую ячейку текст Расход краски

Порядок работы:

1 . Запустить Microsoft Excel 2007.

2. Выделить диапазон ячеек А1:D1.

3. Объединить эти ячейки щелчком по пиктограмме Объединить и поместить в центре

4. Ввести в объединённую ячейку текст Расход краски

5. Аналогично объединить ячейки А2:В2 и С2:D2. Ввести текст в эти ячейки Размеры помещения и Неокрашиваемая поверхность. 6. В диапазоны ячеек А3:В6 и С3:D4 ввести данные согласно заданию, изменяя при необходимости ширину столбцов.  Перед вводом данных в ячейку D3 задать ей процентный формат. 7. Объединить ячейки С5:D5. Ввести текст Расход краски (площадь в кв. м). 8. Заполнить ячейки С6, D6. 9. Задать границы таблицы: выделить  диапазон А2:D6 и щелкнуть по пиктограмме Все границы . 45% 5

5. Аналогично объединить ячейки А2:В2 и С2:D2. Ввести текст в эти ячейки Размеры помещения и Неокрашиваемая поверхность.

6. В диапазоны ячеек А3:В6 и С3:D4 ввести данные согласно заданию, изменяя при необходимости ширину столбцов. Перед вводом данных в ячейку D3 задать ей процентный формат.

7. Объединить ячейки С5:D5. Ввести текст Расход краски (площадь в кв. м).

8. Заполнить ячейки С6, D6.

9. Задать границы

таблицы: выделить

диапазон А2:D6 и

щелкнуть по пиктограмме Все границы .

45%

5

10. Объединить ячейки А8:С8 , ввести текст Требуемое количество банок. 11. Задать границы диапазона А8:D8. 12. В ячейку В6 ввести формулу вычисления площади стен помещения. Формула должна начинаться со знака

10. Объединить ячейки А8:С8 , ввести текст Требуемое количество банок.

11. Задать границы диапазона А8:D8.

12. В ячейку В6 ввести формулу вычисления площади стен помещения. Формула должна начинаться со знака «=». Это обязательное условие:

= 2*(В3+В4)*В5.

13. В ячейку D4 ввести формулу вычисления площади неокрашиваемой поверхности: = В6*D3.

14. Для нахождения количества

банок надо поделить

окрашиваемую площадь на

расход краски. Требуемое

количество банок краски должно

быть целочисленным значением.

Поэтому для вычисления

используем функцию ОКРВВЕРХ

из категории Математические,

которая округляет число до

ближайшего целого:

= ОКРВВЕРХ((B6-D4)/D6;0).

Обратите внимание, что в указанных ячейках отображается не формула, а вычисленное значение! формула Вычисленное значение

Обратите внимание, что в указанных ячейках отображается не формула, а вычисленное значение!

формула

Вычисленное значение

Задание . Рассчитать количество рулонов обоев для оклейки трех комнат отдельной квартиры. Следует учесть обрезку обоев при совмещении рисунка (вычесть из площади рулона площадь на обрезку). Результат вычислений оформит в таблицу. Литература Электронные ресурсы http://excel7.ru/index.html http://www.lessons-tva.info/edu/inf-excel/excel.html

Задание . Рассчитать количество рулонов обоев для оклейки трех комнат отдельной квартиры.

Следует учесть обрезку обоев при совмещении рисунка (вычесть из площади рулона площадь на обрезку).

Результат вычислений оформит в таблицу.

Литература

Электронные ресурсы

http://excel7.ru/index.html

http://www.lessons-tva.info/edu/inf-excel/excel.html

Контрольные вопросы Как адресуется ячейка? Как ввести информацию в ячейку? Для чего используется строка формул? Что такое «автозаполнение» ячеек? Каким образом можно изменить формат и тип вводимых данных? Что такое «диапазон ячеек»? Как он адресуется? Как выделить диапазон ячеек? Как объединить ячейки? Как вставить или удалить столбцы таблицы? Как вставить или удалить строки таблицы Как изменить ширину столбцов и высоту строк в электронной таблице? Как задать границы таблицы? Как установить в ячейке перенос текста? Как выполнить вычисления в электронной таблице? Что такое «абсолютный адрес» ячейки? Как выполнить автосуммирование ячеек? Как вставить функцию и аргументы функции? Как скопировать формулу с помощью маркера автозаполнения? Для чего используется команда Специальная вставка? Как отобразить на листе не вычисляемые значения, а формулы? Как отсортировать данные в таблице? Как графически отобразить данные таблицы? Как называются элементы диаграммы? Как изменить тип диаграммы? Как отформатировать диаграмму?

Контрольные вопросы

  • Как адресуется ячейка?
  • Как ввести информацию в ячейку?
  • Для чего используется строка формул?
  • Что такое «автозаполнение» ячеек?
  • Каким образом можно изменить формат и тип вводимых данных?
  • Что такое «диапазон ячеек»? Как он адресуется?
  • Как выделить диапазон ячеек?
  • Как объединить ячейки?
  • Как вставить или удалить столбцы таблицы?
  • Как вставить или удалить строки таблицы
  • Как изменить ширину столбцов и высоту строк в электронной таблице?
  • Как задать границы таблицы?
  • Как установить в ячейке перенос текста?
  • Как выполнить вычисления в электронной таблице?
  • Что такое «абсолютный адрес» ячейки?
  • Как выполнить автосуммирование ячеек?
  • Как вставить функцию и аргументы функции?
  • Как скопировать формулу с помощью маркера автозаполнения?
  • Для чего используется команда Специальная вставка?
  • Как отобразить на листе не вычисляемые значения, а формулы?
  • Как отсортировать данные в таблице?
  • Как графически отобразить данные таблицы?
  • Как называются элементы диаграммы?
  • Как изменить тип диаграммы?
  • Как отформатировать диаграмму?
Автор статьи

Татьяна Шкляр

Эксперт по предмету «Информатика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

MS Excel – это программа, предназначенная для работы с электронными таблицами, созданная корпорацией Microsoft.

Введение

Программное приложение MS Excel — это отличный инструментальный набор, позволяющий обрабатывать и анализировать большие информационные объёмы и, помимо этого, дающий возможность осуществлять простые вычислительные операции. Основой этих впечатляющих достоинств программного пакета выступает использование сеточного набора ячеек, в которые записывается числовая и текстовая информация, а также данные в формульном формате. Необходимо занести данные в ячейки и осуществить их группировку в столбиках и строках. Далее появляется возможность выполнения различных вычислительных операций с информационными данными, возможность их сортировки и фильтрации, а также возможность размещения их в виде таблиц и формирования профессиональных диаграмм.

Создание книг

Документы в программе Excel называются книгами, состоящими из листового комплекта. В книгу может быть добавлено практически любое количество листов, а также есть возможность создания новой книги для сохранения информационных данных в виде отдельного файла. Чтобы осуществить такую операцию, следует выполнить такие процедуры:

  1. Зайти во вкладку «Файл» и сделать выбор команды «Создать».
  2. В разделе «Доступные шаблоны» осуществить выбор операции «Новая книга».

Окно программы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Окно программы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Далее, чтобы занести в книгу информацию, следует выполнить такие операции:

  1. Выполнить щелчок указателем мыши по пустой ячейке, например, это может быть ячейка А1 на рисунке выше. Нумерация ячеек формируется на листе номерами столбиков и строчек. «А» считается столбцом номер один (а далее согласно английскому алфавиту), а число один является номером строки.
  2. Занести в ячейку нужные информационные данные (цифровые или текстовые).
  3. Чтобы перейти к следующей ячейке, необходимо нажать кнопку ВВОД или ТАБ.

«Решение профессиональных задач в пакете Excel» 👇

Операции с ячейками

Чтобы задать границы ячеек, над которыми будут выполняться действия, нужно осуществить следующие операции:

  1. Выделить указателем мыши одну или группу ячеек, для которых требуется задать границы.
  2. Зайти на главную вкладку и там найти раздел «Шрифт». Выполнить щелчок указателем мыши по стрелке вблизи кнопки «Границы» и сделать выбор необходимого стилистического оформления границ. На рисунке ниже изображено это окно:

Окно программы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Окно программы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для заливки ячеек определённым цветом, нужно осуществить следующий порядок операций:

  1. Выделить указателем мыши одну или комплект ячеек, которые требуется покрасить в определённый цвет.
  2. В главной вкладке найти группу «Шрифт» и щёлкнуть на стрелку вблизи клавиши «Цвет заливки». Затем в группе «Цвета темы» или «Стандартные цвета» требуется сделать выбор требуемого цвета.

При необходимости оперативно просуммировать данные из определённых ячеек, можно воспользоваться операцией «Сумма». Для этого надо выполнить следующие действия:

  1. Выбрать ячейку, расположенную ниже или правее от чисел, которые следует прибавить.
  2. Зайти на главную вкладку и там найти раздел «Редактирование», где следует нажать кнопку «Авто сумма».

После этих действий будет выполнено суммирование требуемых чисел и результирующий итог будет занесён в указанную ранее ячейку.

Арифметическая операция определения суммы чисел — это лишь одна из большого набора математических операций в программе Excel. Например, можно задавать формулы, чтобы осуществить разные действия. В этом случае следует выполнить следующие действия:

  • Выполнить задание ячейки, затем занести в неё символ «равно» (=). Он является признаком наличия формулы в данной ячейке.
  • Занести в ячейку набор знаков операций и чисел, то есть, фактически записать формулу вычислений. Если требуется выполнить сложение, ставится знак «плюс» (+), если вычитание, то надо поставить «минус» (-). При выполнении умножения ставится знак «звезда» (*), а при выполнении операции деления ставится знак «наклонная черта» (/).
  • Например, если ввести =4+6, =4-2, =4*6 или 10/5, далее нажать клавишу «Ввод», то произойдёт исполнение операции. При нажатии CTRL+ВВОД указатель будет оставлен в той же ячейке.

При необходимости отличать разные числовые виды, можно воспользоваться возможностью присваивать определённым группам разные форматы. К примеру, имеются форматы «дата», «проценты», «деньги». Чтобы задать требуемый информационный формат, следует осуществить такие операции:

  1. Выделить числовые ячейки, которые нужно отформатировать.
  2. Зайти на главную вкладку и щёлкнуть указателем мыши по стрелке в группе «Общий».
  3. Выбрать требуемый числовой формат.

В случае отсутствия нужного формата в предложенном перечне, следует сделать выбор опции «Другие числовые форматы».

Для того, чтобы иметь возможность использования всего обширного инструментального и операционного набора программы Excel, следует оформить данные в табличном формате. Таблица позволяет оперативно фильтровать и сортировать данные. Для формирования данных в виде таблицы, следует исполнить следующие операции:

  1. Выделить указателем мыши требуемые данные. Точнее надо щёлкнуть по первой из ячеек и далее осуществить выделение нужного участка, перетаскивая её до последней из требуемых ячеек. При необходимости выполнить выделение только клавиатурой, то требуется нажать клавишу SHIFT, а выделение выполнять клавишами со стрелками.
  2. Нажать кнопку «Экспресс-анализ», которая расположена в нижнем углу справа в выбранном участке.
  3. Зайти во вкладку «Таблицы» и сделать выбор указателем мыши кнопки «Таблица». Появится изображение будущей таблицы. В случае, когда нет ошибок и всё верно, нужно нажать кнопку «Таблица».
  4. Щёлкнуть указателем мыши по стрелке в заглавии требуемого табличного столбика.
  5. Чтобы отфильтровать информационные данные требуется снять флаг «Выделить всё» и выбрать данные, которые требуется отобразить в таблице.
  6. Для выполнения сортировки данных, следует сделать выбор пункта «Сортировка от А до Я», или наоборот «Сортировка от Я до А».

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Содержание

  1. Решение профессиональных задач в пакете Excel
  2. Введение
  3. Создание книг
  4. Операции с ячейками
  5. Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач
  6. Просмотр содержимого документа «Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач»
  7. Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач
  8. Просмотр содержимого документа «Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач»

Решение профессиональных задач в пакете Excel

Эксперт по предмету «Информатика»

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

MS Excel – это программа, предназначенная для работы с электронными таблицами, созданная корпорацией Microsoft.

Введение

Программное приложение MS Excel — это отличный инструментальный набор, позволяющий обрабатывать и анализировать большие информационные объёмы и, помимо этого, дающий возможность осуществлять простые вычислительные операции. Основой этих впечатляющих достоинств программного пакета выступает использование сеточного набора ячеек, в которые записывается числовая и текстовая информация, а также данные в формульном формате. Необходимо занести данные в ячейки и осуществить их группировку в столбиках и строках. Далее появляется возможность выполнения различных вычислительных операций с информационными данными, возможность их сортировки и фильтрации, а также возможность размещения их в виде таблиц и формирования профессиональных диаграмм.

Создание книг

Документы в программе Excel называются книгами, состоящими из листового комплекта. В книгу может быть добавлено практически любое количество листов, а также есть возможность создания новой книги для сохранения информационных данных в виде отдельного файла. Чтобы осуществить такую операцию, следует выполнить такие процедуры:

  1. Зайти во вкладку «Файл» и сделать выбор команды «Создать».
  2. В разделе «Доступные шаблоны» осуществить выбор операции «Новая книга».

Рисунок 1. Окно программы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Далее, чтобы занести в книгу информацию, следует выполнить такие операции:

  1. Выполнить щелчок указателем мыши по пустой ячейке, например, это может быть ячейка А1 на рисунке выше. Нумерация ячеек формируется на листе номерами столбиков и строчек. «А» считается столбцом номер один (а далее согласно английскому алфавиту), а число один является номером строки.
  2. Занести в ячейку нужные информационные данные (цифровые или текстовые).
  3. Чтобы перейти к следующей ячейке, необходимо нажать кнопку ВВОД или ТАБ.

Операции с ячейками

Чтобы задать границы ячеек, над которыми будут выполняться действия, нужно осуществить следующие операции:

  1. Выделить указателем мыши одну или группу ячеек, для которых требуется задать границы.
  2. Зайти на главную вкладку и там найти раздел «Шрифт». Выполнить щелчок указателем мыши по стрелке вблизи кнопки «Границы» и сделать выбор необходимого стилистического оформления границ. На рисунке ниже изображено это окно:

Рисунок 2. Окно программы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для заливки ячеек определённым цветом, нужно осуществить следующий порядок операций:

  1. Выделить указателем мыши одну или комплект ячеек, которые требуется покрасить в определённый цвет.
  2. В главной вкладке найти группу «Шрифт» и щёлкнуть на стрелку вблизи клавиши «Цвет заливки». Затем в группе «Цвета темы» или «Стандартные цвета» требуется сделать выбор требуемого цвета.

При необходимости оперативно просуммировать данные из определённых ячеек, можно воспользоваться операцией «Сумма». Для этого надо выполнить следующие действия:

  1. Выбрать ячейку, расположенную ниже или правее от чисел, которые следует прибавить.
  2. Зайти на главную вкладку и там найти раздел «Редактирование», где следует нажать кнопку «Авто сумма».

После этих действий будет выполнено суммирование требуемых чисел и результирующий итог будет занесён в указанную ранее ячейку.

Арифметическая операция определения суммы чисел — это лишь одна из большого набора математических операций в программе Excel. Например, можно задавать формулы, чтобы осуществить разные действия. В этом случае следует выполнить следующие действия:

  • Выполнить задание ячейки, затем занести в неё символ «равно» (=). Он является признаком наличия формулы в данной ячейке.
  • Занести в ячейку набор знаков операций и чисел, то есть, фактически записать формулу вычислений. Если требуется выполнить сложение, ставится знак «плюс» (+), если вычитание, то надо поставить «минус» (-). При выполнении умножения ставится знак «звезда» (*), а при выполнении операции деления ставится знак «наклонная черта» (/).
  • Например, если ввести =4+6, =4-2, =4*6 или 10/5, далее нажать клавишу «Ввод», то произойдёт исполнение операции. При нажатии CTRL+ВВОД указатель будет оставлен в той же ячейке.

При необходимости отличать разные числовые виды, можно воспользоваться возможностью присваивать определённым группам разные форматы. К примеру, имеются форматы «дата», «проценты», «деньги». Чтобы задать требуемый информационный формат, следует осуществить такие операции:

  1. Выделить числовые ячейки, которые нужно отформатировать.
  2. Зайти на главную вкладку и щёлкнуть указателем мыши по стрелке в группе «Общий».
  3. Выбрать требуемый числовой формат.

В случае отсутствия нужного формата в предложенном перечне, следует сделать выбор опции «Другие числовые форматы».

Для того, чтобы иметь возможность использования всего обширного инструментального и операционного набора программы Excel, следует оформить данные в табличном формате. Таблица позволяет оперативно фильтровать и сортировать данные. Для формирования данных в виде таблицы, следует исполнить следующие операции:

  1. Выделить указателем мыши требуемые данные. Точнее надо щёлкнуть по первой из ячеек и далее осуществить выделение нужного участка, перетаскивая её до последней из требуемых ячеек. При необходимости выполнить выделение только клавиатурой, то требуется нажать клавишу SHIFT, а выделение выполнять клавишами со стрелками.
  2. Нажать кнопку «Экспресс-анализ», которая расположена в нижнем углу справа в выбранном участке.
  3. Зайти во вкладку «Таблицы» и сделать выбор указателем мыши кнопки «Таблица». Появится изображение будущей таблицы. В случае, когда нет ошибок и всё верно, нужно нажать кнопку «Таблица».
  4. Щёлкнуть указателем мыши по стрелке в заглавии требуемого табличного столбика.
  5. Чтобы отфильтровать информационные данные требуется снять флаг «Выделить всё» и выбрать данные, которые требуется отобразить в таблице.
  6. Для выполнения сортировки данных, следует сделать выбор пункта «Сортировка от А до Я», или наоборот «Сортировка от Я до А».

Источник

Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач

Работа представлена в виде презентации, в которой рассматривается пример решения практической задачи по строительным специальностям, а также приводится задание для самостоятельной работы. Ссылка на электронные ресурсы позволит самостоятельно проработать нужный материал.

Просмотр содержимого документа
«Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач»

Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач

Использование возможностей программы MS Excel

облегчает и ускоряет решение профессиональных задач .

Пример. Необходимо покрасить краской стены помещения. Сколько потребуется банок краски, если известны:

  • Размеры помещения;
  • Неокрашиваемая площадь (в процентах от общей);
  • Расход краски (площадь)

Результат вычисления оформить в таблицу:

1 . Запустить Microsoft Excel 2007.

2. Выделить диапазон ячеек А1:D1.

3. Объединить эти ячейки щелчком по пиктограмме Объединить и поместить в центре

4. Ввести в объединённую ячейку текст Расход краски

5. Аналогично объединить ячейки А2:В2 и С2:D2. Ввести текст в эти ячейки Размеры помещения и Неокрашиваемая поверхность.

6. В диапазоны ячеек А3:В6 и С3:D4 ввести данные согласно заданию, изменяя при необходимости ширину столбцов. Перед вводом данных в ячейку D3 задать ей процентный формат.

7. Объединить ячейки С5:D5. Ввести текст Расход краски (площадь в кв. м).

8. Заполнить ячейки С6, D6.

9. Задать границы

диапазон А2:D6 и

щелкнуть по пиктограмме Все границы .

10. Объединить ячейки А8:С8 , ввести текст Требуемое количество банок.

11. Задать границы диапазона А8:D8.

12. В ячейку В6 ввести формулу вычисления площади стен помещения. Формула должна начинаться со знака «=». Это обязательное условие:

13. В ячейку D4 ввести формулу вычисления площади неокрашиваемой поверхности: = В6*D3.

14. Для нахождения количества

банок надо поделить

окрашиваемую площадь на

расход краски. Требуемое

количество банок краски должно

быть целочисленным значением.

Поэтому для вычисления

используем функцию ОКРВВЕРХ

из категории Математические,

которая округляет число до

Обратите внимание, что в указанных ячейках отображается не формула, а вычисленное значение!

Задание . Рассчитать количество рулонов обоев для оклейки трех комнат отдельной квартиры.

Следует учесть обрезку обоев при совмещении рисунка (вычесть из площади рулона площадь на обрезку).

Результат вычислений оформит в таблицу.

  • Как адресуется ячейка?
  • Как ввести информацию в ячейку?
  • Для чего используется строка формул?
  • Что такое «автозаполнение» ячеек?
  • Каким образом можно изменить формат и тип вводимых данных?
  • Что такое «диапазон ячеек»? Как он адресуется?
  • Как выделить диапазон ячеек?
  • Как объединить ячейки?
  • Как вставить или удалить столбцы таблицы?
  • Как вставить или удалить строки таблицы
  • Как изменить ширину столбцов и высоту строк в электронной таблице?
  • Как задать границы таблицы?
  • Как установить в ячейке перенос текста?
  • Как выполнить вычисления в электронной таблице?
  • Что такое «абсолютный адрес» ячейки?
  • Как выполнить автосуммирование ячеек?
  • Как вставить функцию и аргументы функции?
  • Как скопировать формулу с помощью маркера автозаполнения?
  • Для чего используется команда Специальная вставка?
  • Как отобразить на листе не вычисляемые значения, а формулы?
  • Как отсортировать данные в таблице?
  • Как графически отобразить данные таблицы?
  • Как называются элементы диаграммы?
  • Как изменить тип диаграммы?
  • Как отформатировать диаграмму?

Источник

Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач

Работа представлена в виде презентации, в которой рассматривается пример решения практической задачи по строительным специальностям, а также приводится задание для самостоятельной работы. Ссылка на электронные ресурсы позволит самостоятельно проработать нужный материал.

Просмотр содержимого документа
«Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач»

Использование возможностей MS Excel для решения профессиональных задач

Использование возможностей программы MS Excel

облегчает и ускоряет решение профессиональных задач .

Пример. Необходимо покрасить краской стены помещения. Сколько потребуется банок краски, если известны:

  • Размеры помещения;
  • Неокрашиваемая площадь (в процентах от общей);
  • Расход краски (площадь)

Результат вычисления оформить в таблицу:

1 . Запустить Microsoft Excel 2007.

2. Выделить диапазон ячеек А1:D1.

3. Объединить эти ячейки щелчком по пиктограмме Объединить и поместить в центре

4. Ввести в объединённую ячейку текст Расход краски

5. Аналогично объединить ячейки А2:В2 и С2:D2. Ввести текст в эти ячейки Размеры помещения и Неокрашиваемая поверхность.

6. В диапазоны ячеек А3:В6 и С3:D4 ввести данные согласно заданию, изменяя при необходимости ширину столбцов. Перед вводом данных в ячейку D3 задать ей процентный формат.

7. Объединить ячейки С5:D5. Ввести текст Расход краски (площадь в кв. м).

8. Заполнить ячейки С6, D6.

9. Задать границы

диапазон А2:D6 и

щелкнуть по пиктограмме Все границы .

10. Объединить ячейки А8:С8 , ввести текст Требуемое количество банок.

11. Задать границы диапазона А8:D8.

12. В ячейку В6 ввести формулу вычисления площади стен помещения. Формула должна начинаться со знака «=». Это обязательное условие:

13. В ячейку D4 ввести формулу вычисления площади неокрашиваемой поверхности: = В6*D3.

14. Для нахождения количества

банок надо поделить

окрашиваемую площадь на

расход краски. Требуемое

количество банок краски должно

быть целочисленным значением.

Поэтому для вычисления

используем функцию ОКРВВЕРХ

из категории Математические,

которая округляет число до

Обратите внимание, что в указанных ячейках отображается не формула, а вычисленное значение!

Задание . Рассчитать количество рулонов обоев для оклейки трех комнат отдельной квартиры.

Следует учесть обрезку обоев при совмещении рисунка (вычесть из площади рулона площадь на обрезку).

Результат вычислений оформит в таблицу.

  • Как адресуется ячейка?
  • Как ввести информацию в ячейку?
  • Для чего используется строка формул?
  • Что такое «автозаполнение» ячеек?
  • Каким образом можно изменить формат и тип вводимых данных?
  • Что такое «диапазон ячеек»? Как он адресуется?
  • Как выделить диапазон ячеек?
  • Как объединить ячейки?
  • Как вставить или удалить столбцы таблицы?
  • Как вставить или удалить строки таблицы
  • Как изменить ширину столбцов и высоту строк в электронной таблице?
  • Как задать границы таблицы?
  • Как установить в ячейке перенос текста?
  • Как выполнить вычисления в электронной таблице?
  • Что такое «абсолютный адрес» ячейки?
  • Как выполнить автосуммирование ячеек?
  • Как вставить функцию и аргументы функции?
  • Как скопировать формулу с помощью маркера автозаполнения?
  • Для чего используется команда Специальная вставка?
  • Как отобразить на листе не вычисляемые значения, а формулы?
  • Как отсортировать данные в таблице?
  • Как графически отобразить данные таблицы?
  • Как называются элементы диаграммы?
  • Как изменить тип диаграммы?
  • Как отформатировать диаграмму?

Источник

Министерство образования и науки РБ

Государственное автономное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования

 «Техникум строительства и городского хозяйства»

Тема исследовательской работы:

Использование табличного процессора MS Excel и математического моделирования для решения профессиональных задач специалистами сервиса домашнего и коммунального хозяйства

Автор: Рябухина Анна,

студентка гр.СДиКХ-14

Руководители: Амшеева М.Р.,

преподаватель математики

Петрова Л.Ф.,

преподаватель информатики и ИКТ

Улан-Удэ, 2015

Содержание

  1. Введение
  2. Моделирование и его основные этапы
  3. Математическое моделирование
  4. Компьютерное моделирование в табличном процессоре Excel
  5. Заключение
  6. Литература

Введение

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются высококвалифицированные специалисты, которые смогут решать стоящие перед ними профессиональные задачи на достаточно высоком уровне, применяя при этом достижения мировой науки и технического прогресса.

Уровень профессионализма   будущих специалистов   определяется не только совокупностью профессиональных знаний, умений применять стандартные и типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,   но и способностью организовывать собственную деятельность, выбирая при этом  наиболее рациональные методы и способы решения профессиональных задач с использованием  информационно-коммуникационных технологий.

Применение ИКТ и математических знаний в профессиональной деятельности позволит будущему специалисту в области домашнего и коммунального хозяйства решать профессиональные задачи на более высоком уровне.

Одной из профессиональной задач, стоящих перед специалистами ЖКХ,  является планирование, организация и обеспечение контроля объемов, качества и сроков выполнения  ремонтных работ домовладений и жилищного фонда.

Специалист сервиса домашнего и коммунального хозяйства должен уметь составить  смету расходов по текущему и капитальному ремонту домовладений и жилищного фонда.

 Но если будущий специалист научится использовать табличный  процессор MS Excel и математическое моделирование,  то он сможет оптимизировать  выполнение  своих профессиональных задач.

Цель работы: разработка компьютерной модели, позволяющей рассчитывать  расход материала  в зависимости от размеров помещения и стоимость   материалов на данный момент времени.

Задачи исследования:

  1. составить модель расчета площади ремонтируемой поверхности, применяя знания из геометрии;
  2. отобрать необходимые  расчетные данные для организации ремонта в комнате, квартире;
  3. составить    математическую модель расчетов количества и стоимости  материалов для ремонта;  
  4.  изучить  методы моделирования в программе Ехсеl;
  5. составить модель расчетов в программе Ехсеl.

Объект исследования: математическое моделирование в среде Excel.

Предмет исследования: разработка компьютерной модели, позволяющей решать производственные задачи.

Ожидаемые результаты:

  • обрабатывать, анализировать, обобщать полученную информацию,
  • производить необходимые расчеты,
  • планировать и решать профессиональные задачи,
  • применять  математическое моделирование для решения ситуационных задач

Методы исследования:

Эмпирического уровня

  1. опрос работников ЖКХ

Теоретического уровня

  1. изучение и анализ литературы по  геометрии  и информатике;
  2. абстрагирование и формализация условия  профессиональной задачи

Экспериментально-теоретического уровня

  1. моделирование  профессиональной задачи

План работы над темой исследования

  1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования
  2. Провести опрос работников ЖКХ
  3. Проанализировать результаты опроса и сделать выводы
  4. Изучить математические методы решения профессиональной задачи
  5. Изучить методы математического моделирования
  6. Составить математическую модель задачи
  7. Изучить методы моделирования в программе Exсel
  8. Составить компьютерную модель профессиональной задачи
  9. Оформить  исследовательскую работу на компьютере
  10. Оформить результаты работы в Power Point
  11. Подготовиться к защите исследовательской работы.

Моделирование и его основные этапы

Microsoft Excel — одна из самых загадочных и интересных программ в пакете MS Office. Интересна она многочисленными средствами автоматизации работы, оформления документов и богатыми вычислительными возможностями. Загадочность ее состоит в том, что большинство пользователей применяют лишь малую толику того, что может дать им Excel. Это тем более удивительно, что спектр возможностей программы практически безграничен: от создания простых таблиц, построения диаграмм и графиков до решения сложных вычислительных задач и моделирования различных процессов.

С середины XX века в самых различных областях человеческой деятельности стали широко применять математические методы и ЭВМ. Возникли такие новые дисциплины, как «математическая экономика», «математическая химия», «математическая лингвистика» и т.д., изучающие математические модели соответствующих объектов и явлений, а также методы исследования этих моделей.

Под моделью (от лат. modulus — мера, образец, норма) понимают такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект — оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные черты. Процесс построения и использования модели, называется моделированием.

Основные этапы моделирования

Процесс разработки моделей и их исследование на компьютере можно разделить на несколько основных этапов.

На первом этапе исследования объекта или процесса обычно строится описательная информационная модель. Такая модель выделяет существенные, с точки зрения целей проводимого исследования, параметры объекта, а несущественными параметрами пренебрегает.

На втором этапе создается формализованная модель, т.е. описательная информационная модель записывается с помощью какого-либо формального языка. В такой модели с помощью формул, уравнений, неравенств и т.д. фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств.

На третьем этапе необходимо формализованную информационную модель преобразовать в компьютерную модель, т.е. выразить ее на понятном для компьютера языке. Существуют два принципиально различных пути построения компьютерной модели:

       построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования;

       построение компьютерной модели с использованием одного из приложений (электронных таблиц, СУБД и т.д.).

Четвертый этап исследования информационной модели состоит в проведении компьютерного эксперимента. Если компьютерная модель существует в виде программы на одном из языков программирования, ее нужно запустить на выполнение и получить результаты.

Если компьютерная модель исследуется в приложении, например, в электронных таблицах, можно провести сортировку или поиск данных, построить диаграмму или график и т.д.

Пятый этап состоит в анализе полученных результатов и корректировке исследуемой модели. В случае различия результатов, полученных при исследовании информационной модели, с измеряемыми параметрами реальных объектов, можно сделать вывод, что на предыдущих этапах построения модели были допущены ошибки или неточности.

Постановка задачи

План создания модели

Построение математической модели

Создание модели

Компьютерная реализация модели

Проверка адекватности модели

Решение задачи  и интерпретация результата

Проведение вычислительного эксперимента и интерпретация результата

Схема. Основные этапы моделирования

Был проведен опрос среди работников ЖКХ.  В  опросе участвовали 10 человек, им были предложены следующие вопросы:

  1.  Для выполнения  ремонтных работ домовладений и жилищного фонда вы приглашаете к сотрудничеству фирмы  или обходитесь своими силами?
  2. Смету расходов составляете с  использованием компьютерных программ или  нет?
  3. Использование компьютерной программы, позволяющей рассчитывать количество и стоимость необходимых материалов облегчило бы вашу работу?
  4. Можете ли вы самостоятельно разработать программу для подсчета материалов и их стоимости для организации ремонта любой площади?

Результаты опроса:

 Вопрос № 1:

Вопрос № 2:

Вопрос № 3:

Вопрос № 4:

Вывод:

  1. Использование компьютерной программы, позволяющей рассчитывать количество и стоимость необходимых материалов несомненно облегчило бы работу специалистов ЖКХ.
  2. Готовой программы (калькулятора) для подсчета материалов,  их стоимости для проведения  ремонта нет, а сами они затрудняются составить такую программу.
  3.  Необходимо создать такую компьютерную модель, которая позволит автоматизировать расчеты и меняя значения исходных данных, можно  будет проследить за изменением получаемых результатов и из множества вариантов решения задачи выбрать наиболее подходящий.

Математическое моделирование

Для того чтобы составить формализованную модель расчета площади ремонтируемой поверхности:

1) представим  комнату  в виде прямоугольного параллелепипеда, который является ее геометрической  моделью;

2) для того чтобы рассчитать площадь стен и потолка комнаты, используем формулу нахождения площади боковой поверхности и площади основания прямоугольного параллелепипеда: S = Pосн Н + Sосн = (2а + 2b)Н + аb, где Pосн – периметр основания (комнаты), Н – высота параллелепипеда (высота комнаты)

S =  2а Н+ 2bН + аb

 где а – длина основания (комнаты), b – ширина основания (комнаты);

3) из формулы исключим площадь площадь окон и дверей:

S = 2а Н+ 2bН + аb – n Sок – Sдв = 2а Н+ 2bН + аb – n сd – к r,

S = 2а Н+ 2bН + аb – n сd – к r

где n – количество окон, с,d – размеры окна, к, r – размеры двери

Виды ремонта:

1) шпатлевка потолка и стен;

2) покраска потолка и стен;

3) покрытие пола ламинатом.

Необходимые расчетные данные:

  • Расход шпатлевки на 1 м2   — 1,2 кг
  • Расход водоэмульсионной краски на 1 м2 – 0,2 кг

Составим математическую модель расчетов количества и стоимости  материалов для шпатлевания:

(2а Н+ 2bН + аb – n ×сd – к r)×1,2×m, где m – стоимость 1 кг шпатлевки 

   Математическую модель расчетов количества и стоимости  материалов для окрашивания водоэмульсионной краской:

(2а Н+ 2bН + аb – n×сd – к ×r)×0,2×t, где  t – стоимость 1 кг в/э краски

Математическую модель расчетов количества и стоимости  материалов  для покрытия ламинатом:

аbр, где р – стоимость 1 м2 ламината

Математическую модель расчетов количества и стоимости  материалов  для ремонта комнаты:

(2а Н+ 2bН + аb – n ×сd – к ×r)×1,2 ×m + (2а Н+ 2bН + аb – n×сd – к ×r)×0,2×t + аb×р

Компьютерное моделирование   в табличном процессоре Excel

Объединяем ячейки А1-Н1 и вводим текст: Расчет ремонта комнаты (шпатлевка и покраска потолка и стен,  настил ламината). Объединяем ячейки А3-Е3 и вводим текст: Исходные данные.

Вводим исходные данные:  в ячейки В5-В7 – длину, ширину, высоту соответственно. В ячейки  В9-В11 – длину, ширину и количество окон, а в ячейки В13- В14 – длину, ширину двери.  В ячейку Е5 вводим расход шпатлевки на 1 м2  в кг,  в  ячейку Е6 вводим стоимость 1 кг шпатлевки в руб., в  ячейку Е7 вводим расход водоэмульсионной краски на 1 м2  в кг,  в  ячейку Е8 вводим стоимость 1 кг в/э краски в руб,  а в ячейку Е9 вводим стоимость  1 м2 ламината.

Находим промежуточные результаты: В ячейке В17 вычисляем площадь потолка по формуле: В5*В6 (длину умножаем на ширину). В ячейке В18 вычисляем площадь  стен  по формуле: 2*(B5*B7+B6*B7)  (длину умножаем на высоту, ширину умножаем на высоту, все это складываем и умножаем на 2).  В ячейке В19 вычисляем площадь окон по формуле: В9*В10*В11 (длину умножаем на ширину и умножаем на количество окон). В ячейке В20 вычисляем площадь двери: В13*В14. В ячейке В21 вычисляем ремонтируемую площадь по формуле: B17+B18-B19-B20 (площадь потолка плюс площадь стен минус площадь окон и минус площадь двери).  В ячейке В22 вычисляем площадь пола: В5*В6.

 Далее вычисляем расход материалов:  В ячейке Е17 получаем расход шпатлевки по формуле: B21*E5 (ремонтируемую площадь умножаем на расход шпатлевки на 1 м2).  В ячейке Е18 находим расход водоэмульсионной краски по формуле: B21*E7 (ремонтируемую площадь умножаем на расход водоэмульсионной краски на 1 м2).  В ячейке Е19 вводим площадь пола.

Вычисляем стоимость материалов:

  • шпатлевка  — E17*E6 (расход шпатлевки умножаем на стоимость 1 кг шпатлевки)
  • в/краска — E18*E8 (расход в/э краски умножаем на стоимость 1 кг краски
  • ламинат E19*E9 (площадь пола умножаем на стоимость 1 м2 ламината).

Общую стоимость материалов вычисляем  с помощью функции: СУММ(G17:G19), т.е. суммируем стоимость шпатлевки, в/краски и ламината.

Заключение


         В настоящее время получило всеобщее признание то, что успех развития многих областей науки и техники существенно зависит от развития многих направлений математики, информатики. Математика и информатика становятся средством решения проблем организации производства, поисков оптимальных решений.  

          Программа Microsoft Excel – одна из наиболее практически значимых, востребованных.  Электронные таблицы не только позволяют автоматизировать расчеты, но и являются эффективным средством моделирования различных вариантов и ситуаций. Меняя значения исходных данных, можно проследить за изменением получаемых результатов и из множества вариантов решения задачи выбрать наиболее подходящий.

При выполнении работы я научилась решать конкретную практическую задачу математическими методами, планировать ее решение, проводить исследовательскую работу.

В ходе работы над темой я научилась создавать формализованную модель расчета площади ремонтируемой поверхности, применяя знания из геометрии. Для создания  математической модели расчетов количества и стоимости  материалов  для ремонта комнаты я определилась с видами ремонта, которые я хотела произвести и, соответственно, с необходимыми расчетными данными, и включила их в расчетную формулу. Выполняя данную работу, я, в очередной раз,  убедилась в необходимости математических знаний в нашей жизни.

При составлении компьютерной модели расчета расходов  и стоимости материалов освоила методы моделирования в среде Excel. В этой модели я смогу выполнять необходимые расчеты для ремонта, в зависимости от размеров помещения, стоимости материалов, видов ремонта.

Теперь я смогу смоделировать решение других профессиональных задач и планировать свою индивидуальную деятельность.

Литература

  1. Атанасян Л.С. и др. Геометрия 10 — 11, М.: Просвещение, 2010
  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии, 10-11 класс. М.: – Бином Лаборатория знаний, 2007.
  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Информатика и ИКТ. Базовый уровень. М.: – Бином Лаборатория знаний, 2011.
  4. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167387/?frame=1
  5. http://vegosm.ru/catalog/section.php?SECTION_ID=6571
  6. http://vegosm.ru/catalog/section.php?SECTION_ID=6514
  7. http://vegosm.ru/catalog/section.php?SECTION_ID=6524

Применение ЭТ для решения профессиональных задач. Использование
функций

Области
применения электронных таблиц:

— бухгалтерский и банковский учет;

— планирование распределение ресурсов;

— проектно-сметные работы;

— инженерно-технические расчеты;

— обработка больших массивов информации;

— исследование динамических процессов.

Основные возможности электронных
таблиц:

  анализ и моделирование
на основе выполнения вычислений и обработки данных;

  оформление таблиц, отчетов;

  форматирование
содержащихся в таблице данных;

  построение диаграмм
требуемого вида;

  создание и ведение баз
данных с возможностью выбора записей по заданному критерию и сортировки по
любому параметру;

  перенесение (вставка)
в таблицу информации из документов, созданных в других приложениях, работающих
в среде Windows;

 печать итогового документа
целиком или частично.

Основные функции, встроенные в MS Excel

Математические функции

ABS(число) – возвращает модуль
числа;

SIN(число), COS(число), TAN(число) – прямые тригонометрические функции числа;

ASIN(число), ACOS(число), ATAN(число) – обратные тригонометрические функции числа;

EXP(число), LN(число), LOG10(число) – экспонента, натуральный логарифм, десятичный логарифм числа;

ФАКТР(число) – возвращает значение факториала числа;

LOG(число;основание) – логарифм от числа
по основанию;

КОРЕНЬ – вычисление квадратного корня;

ОКРУГЛ(число;число_разрядов) – округляет
число до указанного числа разрядов;

ПИ() – выдает значение числа ;

СУММ(диапазон_ячеек) – считает сумму значений
из диапазона ячеек;

ПРОИЗВЕД(диапазон_ячеек) – считает произведение
значений из диапазона ячеек;

СТЕПЕНЬ(число;степень) – возвращает
результата возведения числа в степень;

СЛУЧМЕЖДУ(нижн_граница;верхн_граница) –
выдает случайное число между нижней границей и верхней границей (изменяется
при пересчете);

СЛЧИС() – возвращает случайное число от 0 до 1
(изменяется при пересчете);

СУММЕСЛИ(диапазон;критерий;диапазон_суммирования)
– суммирует значения, расположенные в диапазоне суммирования, если
соответствующие ячейки диапазона соответствуют указанному критерию;
критерии: “>10”, “=100”, “=Сумма”;

МОПРЕД(диапазон) – возвращает определитель
матрицы, расположенной в диапазоне ячеек (диапазон должен быть квадратной
матрицей);

МОБР(диапазон) – возвращает обратную матрицу
для матрицы, заданной в диапазоне (диапазон должен быть
квадратной матрицей); для отображения результата нужно выделить диапазон ячеек
равный исходному диапазону начиная с ячейки, где расположена функция
МОБР, затем нажать
F2, затем нажать
комбинацию
CTRL+SHIFT+ENTER
(работа с массивами данных);

МУМНОЖ(диапазон1; диапазон2) –
возвращает матрицу, полученную в результате перемножения матриц, заданных в диапазоне1
и диапазоне2 (работа с массивами, выделяемые диапазоны должны
удовлетворять требованиям перемножения матриц).

Логические функции

ЕСЛИ(логическое_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь)
– проверяет, выполняется ли логическое выражение, если да, то выводит значение
если истина
, нет – значение если ложь;

И(логич_знач1;логич_знач2;…) –
возвращает значение ИСТИНА, если все логические значения являются
истинными, в противном случае возвращает значение ЛОЖЬ;

ИЛИ(логич_знач1;логич_знач2;…) –
возвращает значение ИСТИНА, если хотя бы одно логическое значение
является истинными, в противном случае возвращает значение ЛОЖЬ.

Статистические функции

МИН(диапазон), МАКС(диапазон) –
возвращают минимальное и максимально значение из диапазона;

СРЗНАЧ(диапазон) – вычисляет среднее
арифметическое значение из выбранного диапазона значений;

СРГЕОМ(диапазон) – вычисляет среднее
геометрическое значение из выбранного диапазона значений;

СЧЁТ(диапазон) – подсчитывает количество чисел
в указанном диапазоне значений;

СЧЁТЗ(диапазон) – подсчитывает число непустых
ячеек в указанном диапазоне данных;

СЧЁТЕСЛИ(диапазон;критерий) –
подсчитывает число непустых ячеек в диапазоне, удовлетворяющих заданному
критерию;

ЧАСТОТА(диапазон_данных;диапазон_интервалов)
– вычисляет распределение значений из диапазона данных по интервалам диапазона
интервалов
и возвращает вертикальный массив (работа с массивами); интервалы
определяются так: первый – все значения до первого числа диапазона
интервалов
, второй – от первого значения диапазона интервалов +1 до
второго значения диапазона интервалов…, последний – от последнего
значения диапазона интервалов +1 и больше.

Конспект урока по информатике в 9 классе на тему

«Использование  программы Excel для решения прикладных задач»

Учитель:
Шаповалова Галина Геннадьевна, МОУ СОШ №34 г.Комсомольск-на-Амуре

Предмет:
Информатики и ИКТ, урок обобщения материала и закрепления навыков

Тема: «Использование  программы Excel для решения прикладных задач»

Продолжительность:
1 урок (45 минут)

Класс:
9 класс

Аннотация:
представленный конспект предназначен для проведения урока – обобщающего
изученный материал по теме «Электронные таблицы»

Тип
урока
:
обобщающий

Цель урока: закрепить у учащихся умения и навыки практического использования

    
                  MS Excel.

Задачи урока:

Образовательные:

  • показать практическое применение в жизни 
    изученного материала;
  • закрепить знания принципов работы с
    табличным процессором;
  • приобрести навык составления таблиц и
    диаграмм, имеющих практическую направленность;
  • проверить степень усвоения теоретического
    материала.

Развивающие:

  • Развитие навыков индивидуальной и групповой
    практической работы;
  • Развитие способности логически рассуждать;
  • Развитие умений применять знания для решения
    задач различного рода с помощью электронных таблиц.

Воспитательные:
воспитание аккуратности и точности при записи
математических формул, четкой организации учебного процесса, информационной
культуры, культуры общения.

ТСО и наглядность: мультимедийный проектор, презентация для устной работы, методическая
разработка к практической работе «Решение прикладных задач с помощью программы
Excel».

Программная поддержка: Microsoft Excel.

План урока:

  1. Постановка цели урока
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Тестирование по теме.
  4. Решение задач практического характера.
  5. Представление результатов практической
    работы.
  6. Задание д/з.
  7. Рефлексия
  8. Подведение итогов.

ХОД  УРОКА

1. Постановка цели урока

Учитель. Пройденная нами
тема “Электронные таблицы” – одна из наиболее практически значимых,
востребованных. Знания, полученные при изучении электронных таблиц, пригодятся и
любой области деятельности человека. Это – наука, производство, бухгалтерия,
торговля, статистика, экология. Без них не может обойтись практически ни один
современный специалист: газовики, физики, математики, метеорологи, врачи,
экологи, нефтяники, учителя.

 Сегодня наш урок
имеет практическую направленность. Как вы думаете ребята, что вам предстоит
делать на практической работе?

Вывод: сегодня
на уроке мы будем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным
потенциалом для решения реальных задач прикладного характера.

2. Актуализация опорных знаний.

Мозговой штурм. (Презентация.)

3. Контроль знаний по теме (тест)   (с последующей проверкой).

4. Практическая
работа
(Индивидуальные
задания за
ПК).

ПРИМЕР
одного из заданий

Профессия: метеоролог

Инструкция:

1.     
Создайте таблицу по образцу

2.     
Произведите следующие расчёты

·        
в столбце «Сумма» – общее количество осадков
в каждый год

·        
в столбце «Минимум» – вычислить минимальное
значение по каждому году

·        
в столбце «Максимальное» – вычислить
максимальное значение по каждому году

3.     
Построить диаграмму по образцу, используя
столбец «2008 год», отображающую в каком месяце 2008 года выпало большее
количество осадков.

5. Представление
результатов практической работы
(выступления
учащихся).

6. Домашнее
задание.

Придумать свои
практические задания для других профессий (экологи, бухгалтера, статисты и др.)

7. Рефлексия.

  • Ребята, что
    нового вы сегодня на уроке узнали?
  • Чему научились?
  • Как вы думаете,
    пригодятся вам эти знания?

8. Подведение
итогов урока
(выставление
оценок).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Использование excel для решения задач линейного программирования
  • Использование excel для работы с базами данных
  • Использование excel для построения графика
  • Использование excel для построения график
  • Использование excel для обработки статистических данных