Мы продолжаем изучать программирование ПЛК ОВЕН в универсальной среде программирования CoDeSys. В этой публикации представлены типы данных и переменные в проекте CoDeSys, рассмотрены принципы объявления переменных проекта в CoDeSys. С предыдущей публикацией по программированию ПЛК, посвященной знакомству с общей структурой проекта в CoDeSys можно ознакомиться здесь.
Типы данных
Программируемый логический контроллер способен работать с различными типами данных, которые определяют род информации, диапазон представления и множество допустимых операций. Типы данных МЭК разделяются на элементарные и пользовательские.
Элементарные типы данных
1. Целочисленные переменные отличаются различным диапазоном сохраняемых данных и, естественно, различными требованиями к памяти. Подробно данные характеристики представлены в таблице ниже.
Тип | Нижний предел | Верхний предел | Размер, байты |
---|---|---|---|
BYTE | 8 бит | 1 | |
WORD | 16 бит | 2 | |
DWORD | 32 бита | 4 | |
LWORD | 64 бита | 8 | |
SINT | -128 | 127 | 1 |
INT | -32768 | 32767 | 2 |
DINT | -231 | 231-1 | 4 |
LINT | -263 | 263-1 | 8 |
USINT | 0 | 255 | 1 |
UINT | 0 | 65535 | 2 |
UDINT | 0 | 232-1 | 4 |
ULINT | 0 | 264-1 | 8 |
2. Логические переменные объявляются ключевым словом BOOL. Они могут принимать только значение логического нуля («0») FALSE (ЛОЖЬ) или логической единицы («1») TRUE (ИСТИНА). При начальной инициализации логическое значение по умолчанию — ЛОЖЬ. Занимает 8 бит памяти, если не задан прямой битовый адрес.
3. Переменные действительного типа (REAL и LREAL) представляют действительные числа в формате с плавающей точкой. Для типа REAL необходимо 32 бита памяти и 64 – для LREAL.
Диапазон значений REAL от: 1.175494351e-38F до 3.402823466e+38F
Диапазон значений LREAL от: 2.2250738585072014e-308 до 1.7976931348623158e+308
4. Время суток и дата типы переменных, выражающие время дня или дату, представляются в соответствии с ISO 8601.
Тип | Короткое обозначение | Начальное значение | Максимальное значение |
---|---|---|---|
DATE | D | 1 января 1970 г. | 6 февраля 2106 г. |
TIME_OF_DAY | TOD | 00:00:00 | 23:59:59.999 |
DATE_AND_TIME | DT | 00:00:00 1 января 1970 г. | 06:28:15 6 февраля 2106 г. |
5. Интервал времени – переменные типа TIME. В отличие от времени суток (TIME_OF_DAY) временной интервал не ограничен максимальным значением в 24 часа. Числа, выражающие временной интервал, должны начинаться с ключевого слова TIME# (в сокращенной форме Т#). Максимальное значение для типа TIME: 49d17h2m47s295ms (4194967295 ms).
6. Тип строковых переменных (STRING) определяет переменные, содержащие текстовую информацию. Размер строки задается при объявлении. Если размер не указан, принимается размер по умолчанию – 80 символов. Размер задается в круглых или квадратных скобках.
Важно:
Длина строки не ограничена в CoDeSys, но библиотека работы со строками и строковые функции способны обращаться со строками от 1 до 255 символов!
Пример объявления строки размером до 35 символов:
str:STRING(35) := ‘Просто строка’;
Пользовательские типы данных
Массивы
Массивы представляют собой множество однотипных элементов с произвольным доступом. Они могут быть одномерными или многомерными. Размерность массива и диапазоны индексов задаются при объявлении.
Синтаксис:
<Имя массива>:ARRAY [<li1>..<hi1>,<li2>..<hi2>,<li3>..<hi3> OF <тип элемента>;
где li1, li2, li3 указывают нижние пределы индексов; hi1, hi2 и hi3 – верхние пределы. Индексы должны быть целого типа и только положительные. Отрицательные индексы использовать нельзя.
Элементарные типы данных могут образовывать одно-, двух-, и трехмерные массивы. Путем вложения массивов можно получить многомерные массивы, но не более 9-мерных (“ARRAY[0..2] OF ARRAY[0..3] OF …”).
Пример:
Card_game: ARRAY [1..13, 1..4] OF INT;
Пример инициализации простых массивов:
arr1 : ARRAY [1..5] OF INT := 1,2,3,4,5;
arr2 : ARRAY [1..2,3..4] OF INT := 1,3(7); (*сокращение для 3 по 7: 1,7,7,7 *)
arr3 : ARRAY [1..2,2..3,3..4] OF INT := 2(0),4(4),2,3; (*сокращение для 0,0,4,4,4,4,2,3 *)
Для доступа к элементам двухмерного массива используется следующий синтаксис:
<Имя_массива>[Индекс1,Индекс2]
Пример: Card_game [9,2]
Структуры
Структуры предназначены для создания новых типов данных на основе элементов разных базовых типов. С переменной типа структура можно обращаться как с единым элементом, передавать в качестве параметра, создавать указатели, копировать и т. д.
Объявление структуры должно начинаться с ключевого слова STRUCT и заканчиваться END_STRUCT.
Синтаксис:
TYPE <имя_структуры>
STRUCT
<переменная_0> ,< переменная _1>, …< переменная _n>
END_STRUCT
END_TYPE
Пример объявления:
TYPE STRUCT1
STRUCT
p1:int;
p2:int;
p3:dword;
END_STRUCT
Перечисления
Перечисление позволяет определить несколько последовательных значений переменной и присвоить им наименования. Перечисление доступно в любой части проекта, даже при локальном его объявлении внутри POU. Поэтому наиболее разумно создавать все перечисления на вкладке типы данных (Data types) «Организатора Объектов» (Object Organizer). Объявление должно начинаться с ключевого слова TYPE и заканчиваться строкой END_TYPE.
Синтаксис:
TYPE <Имя_перечисления>:(<Элемент_0> ,< Элемент_1>, …< Элемент_n>); END_TYPE
Переменная типа <Имя_перечисления> может принимать только перечисленные значения. При инициализации переменная получает первое из списка значение. Если числовые значения элементов перечисления не указаны явно, им присваиваются последовательно возрастающие числа, начиная с 0. Фактически элемент перечисления – это число типа INT и работать с ними можно точно также. Можно напрямую присвоить число переменной типа перечисление.
Элемент, уже включенный в перечисление, нельзя повторно включать в другое перечисление.
Ограничение диапазона значений
Ограничение диапазона позволяет объявить переменную, значения которой ограничены в определенных пределах. Существует возможность создать в проекте новые типы данных с ограниченным диапазоном значений либо задать диапазон непосредственно при объявлении переменной.
Создание нового типа выглядит так:
TYPE < Имя > : < Целый тип > (<от>..<до>) END_TYPE;
< Имя> любой допустимый МЭК идентификатор;
<Целый тип> один из типов SINT, USINT, INT, UINT, DINT, UDINT, BYTE, WORD, DWORD (LINT, ULINT, LWORD);
<от> константа, определяющая начало диапазона значений включительно;
<до> константа, определяющая конец диапазона значений включительно.
Переменные
Среди элементов МЭК-языков есть переменные.
Каждая переменная обязательно имеет наименование и тип. Сущность переменной может быть различной: представлять вход или выход ПЛК, данные в оперативной или энергонезависимой памяти.
Переменные принято разделять на глобальные и локальные по области видимости.
Глобальные переменные определяются на уровне ресурсов проекта (VAR_GLOBAL) и доступны для всех программных компонентов проекта.
Локальные переменные описываются при объявлении компонента и доступны только внутри него.
Описание любого программного компонента содержит, как минимум, один раздел объявления локальных переменных VAR, переменных интерфейса VAR_INPUT, VAR_OUTPUT, VAR_IN_OUT и внешних глобальных переменных VAR_EXTERNAL.
Внимание:
Глобальная и локальная переменные могут иметь одинаковое имя. В POU, где объявлена такая локальная переменная, она оказывается «сильнее» одноименной глобальной. Использовать одноименные глобальные переменные нельзя (например, объявленные в конфигурации контроллера и в списке глобальных переменных).
Имя переменной (идентификатор) не должно содержать пробелов и спецсимволов, не должно объявляться более одного раза и не должно совпадать с ключевыми словами. Регистр символов не учитывается, это означает, что VAR1, Var1 и var1 – это одна и та же переменная.
Символ подчеркивания является значимым, т.е. “A_BCD” и “AB_CD” – это разные имена.
Имя должно включать не более одного символа подчеркивания. Ограничений на длину имени нет. Область применения переменной задается ее типом. Список всех объявленных переменных в CoDeSys
доступен через ассистент ввода (Input Assistant).
Системные флаги
Системные флаги – это неявно объявленные переменные, различные для конкретных моделей PLC. Для получения списка доступных системных флагов используйте команду “Insert” “Operand”. В диалоге ассистента ввода (Input Assistant) флаги собраны в разделе System Variable.
Синтаксис доступа к элементам массивов, структур и POU
Элемент двумерного массива:
<ИмяМассива>[Индекс1, Индекс2]
Переменная структуры:
<ИмяСтруктуры>.<ИмяПеременной>
Переменная программы или функционального блока:
<ИмяФункциональногоБлока>.<ИмяПеременной>
Доступ к битам в переменных
В целочисленных переменных существует возможность обращаться к отдельным битам. Для этого указывается номер бита, начиная с 0 через точку после имени.
a : INT;
b : BOOL;
…
a.2 := b;
В примере значение третьего бита переменной a будет присвоено переменной b.
Если указанный номер бита превышает размер типа, формируется специальное сообщение: «Index ‘<n>’ outside the valid range for variable ‘<var>‘»
Битовая адресация применима для типов: SINT, INT, DINT, USINT, UINT, UDINT, BYTE, WORD, DWORD.
Битовую адресацию нельзя использовать с переменными VAR_IN_OUT.
Битовая адресация через глобальные константы
Если объявить целую глобальную константу, то ее можно будет затем использовать для доступа к битам.
Например, так:
Объявление константы
VAR_CONSTANT GLOBAL
enable: int := 1;
END_VAR
Пример 1, битовая адресация через константу:
Объявление POU:
VAR
xxx: int;
END_VAR
Битовая адресация:
xxx.enable := true; (*установлен в единицу второй бит переменной xxx *)
Пример 2, битовая адресация к элементу структуры:
Объявление структуры stru1:
TYPE stru1 :
STRUCT
bvar: BOOL;
rvar: REAL;
wvar: WORD;
{bitaccess: ‘enable’ 42 ‘Start drive’}
END_STRUCT
END_TYPE
Объявление POU:
VAR
x:stru1;
END_VAR
Битовая адресация:
x.enable := true;
Эта инструкция установит 42-й бит переменной x. Поскольку bvar занимает 8 бит, rvar занимает 32 бита, а битовый доступ обращается ко второму биту переменной wvar, получающей в результате значение 4.
Адреса
Прямое указание адреса дает способ непосредственного обращения к конкретной области памяти. Прямой адрес образуется из префикса “%”, префиксов области памяти и размера, одного или нескольких целых чисел, разделенных точкой.
Префиксы области памяти:
I | Входы |
Q | Выходы |
M | Память данных |
Префиксы размера:
X | Один бит |
Отсутствует | Один бит |
B | Байт (8 бит) |
W | Слово (16 бит) |
D | Двойное слово (32 бит) |
Примеры:
%QX7.5 и %Q7.5 | бит 7.5 в области выходов |
%IW215 | 215-е слово в области входов |
%QB7 | байт 7 в области выходов |
%MD48 | двойное слово в позиции памяти 48 |
%IW2.5.7.1 | зависит от конфигурации PLC |
Распределение памяти
Образование прямых адресов зависит от размера адресуемых данных.
Так, например, адрес %MD48 адресует в области памяти двойное слово 48 или байты 192, 193, 194 и 195 (48 * 4 = 192). Нумерация начинается с 0.
Адрес %MX5.0 означает младший бит пятого (считая с нуля) слова памяти.
В этой статье мы познакомились с типами данных, используемыми в проекте, и принципами объявления переменных CoDeSys. При написании программы для ПЛК использование тех или иных операторов зависит от того, какой язык программирования используется в текущем программном компоненте. Поэтому, прежде чем приступить к изучению используемых операторов, на следующем уроке разберемся подробнее с языками программирования, с использованием которых можно писать программы в CoDeSys.
stesl писал(а): ↑23 мар 2021, 10:37
Тип Word — это целочисленный беззнаковый тип данных, в два байта. Диапазон 0-65535. Используется везде, где оказывается нужным.
Не путайте Word с UInt (unsigned integer16), он не относится к целочисленным, так как не кодирует числовые значения и не совместим с математическими операциями.
Потому что:
Sergy6661 писал(а): ↑23 мар 2021, 12:54
Вот для упаковки-распаковки битовых переменных и используется в основном.
Но не в основном, а только для этого. Если конечно в конкретном ПЛК не срабатывает неявное преобразование, из-за которого кажется, что Word — это целое число.
Отправлено спустя 21 минуту 7 секунд:
Не, иначе объясню:
Word — это когда ты в 16 бит записал 16 булевых значений, каждый из которых что-то значит в смысле true/false. Например, при управлении сервоприводом или частотником.
Int16, UInt16 — это числа, отдельные биты не представляют интереса (хотя бывают редкие исключения).
Математические операции умеют работать с числами, то есть Add(), Sub(), Mul(), Div() работают с Int16/UInt16, а с Word работает подозрительно, подсвечивает типа «глянь, что за дрянь ты задумал?», но воспринимает как число 0-65535. Извините, правда, зачем вы складываете слово управления частотника с числом -85?
Зато сдвиговые операции и операции со словами типа ANDW(), ORW(), NOT(W), XORW() работают именно со словами и подозрительно с целыми числами.
Это разные типы данных, хотя все они 16 бит.
Стандарт МЭК 61131-3 определяет типы данных при программировании ПЛК. Они делятся на четыре основных группы: биты, числа, строки и временные типы. В статье описывается работа со строками в среде CODESYS V3.5, применяемой для программирования контроллеров ОВЕН СПК1хх с Ethernet и ПЛК210.
Первые программируемые контроллеры появились в 60-70 годах прошлого века для замены электромеханических реле и аналоговых регуляторов. Тогда для разработки программ было достаточно двух основных типов данных: логического – для представления дискретных сигналов и целочисленного – для представления аналоговых сигналов. Эволюция ПЛК расширила спектр выполняемых задач, что потребовало введения новых типов данных, одним из которых стали строки.
Строки могут использоваться для задач:
- визуализации (формирование таблиц рецептов, сообщений о тревогах и т.д.);
- записи данных в файлы в понятной человеку форме (в формате CSV, JSON и т.д.);
- реализации строковых протоколов обмена (DCON, MQTT и т.д.);
- работы с SMS;
- хранения паролей, серийных номеров и т.д.
Типы строк в CODESYS V3.5
Строка – это массив чисел, каждое из которых соответствует определенному символу. Соответствие между числами и символами называется кодировкой. В CODESYS V3.5 присутствуют два типа строк – STRING и WSTRING. Основные характеристики типов строк
Параметр |
STRING |
WSTRING |
Кодировка |
ASCII |
UCS-2 (Unicode) |
Размер символа |
1 байт |
2 байта |
Пример записи литерала (важен тип кавычек) |
‘hello, world’ |
“привет, мир” |
Выбор типа зависит от решаемой задачи. Например, для отображения строк в визуализации контроллеров ОВЕН следует использовать только тип WSTRING. При работе с SMS удобнее применять STRING, так как при формировании AT-команд для модемов используется кодировка ASCII.
Длина и размер строки
В CODESYS V3.5 при объявлении строки задается ограничение числа ее символов. Если число символов не указано, то по умолчанию используется значение 80. Ограничение максимального числа символов строки в явном виде отсутствует. Фактически длина строки ограничена только объемом памяти, выделенной под проект.
В CODESYS используются нуль-терминированные строки (как в языке С), то есть каждая строка завершается NUL-символом с кодом «0». Память под этот символ выделяется автоматически, и он не учитывается при объявлении переменной.
VAR
// Максимальная длина – 40 символов
// Выделенная память – 41 байт
sMessage: STRING(40) := ‘test’;
// Максимальная длина – 80 символов (по умолчанию)
// Выделенная память – 162 байта
wsTitle: WSTRING := “test”;
END_VAR
Базовые функции работы со строками
Значение строковой переменной можно присвоить не только при ее объявлении, но и в коде программы. Однако одного присваивания недостаточно. Для реализации алгоритмов требуются дополнительные операции, например, объединение нескольких строк в одну, поиск в строке нужного символа и т.д. Для этих операций используются базовые функции из библиотеки Standard. Список этих функций с кратким описанием
Функция |
Краткое описание |
CONCAT (STR1, STR2) |
Объединяет две строки в одну |
DELETE (STR, LEN, POS) |
Удаляет из строки заданное число символов с нужной позиции |
FIND (STR1, STR2) |
Производит поиск подстроки в строке |
INSERT (STR1, STR2, POS) |
Добавляет подстроку в строку с заданной позиции |
LEFT (STR, SIZE) |
Выделяет из строки подстроку заданной длины (начиная с первого символа) |
LEN (STR) |
Вычисляет длину строки |
MID (STR, LEN, POS) |
Выделяет из строки подстроку заданной длины (начиная с нужной позиции) |
REPLACE (STR1, STR2, LEN, POS) |
Заменяет в строке один фрагмент на другой (начиная с нужной позиции) |
RIGHT (STR, SIZE) |
Выделяет из строки подстроку заданной длины (начиная с последнего символа) |
Примеры использования этих функций
sVar1 := ‘Hello, ’;
sVar2 := ‘world’;
// sVar3 теперь имеет значение ‘Hello, world’
sVar3 := CONCAT(sVar1, sVar2);
// iLen будет иметь значение 12
iLen := LEN(sVar3);
Функции из библиотеки Standard могут работать только с переменными типа STRING.
Для работы с WSTRING используется библиотека Standard64 с идентичным набором функций, имеющих префикс «W» (WCONCAT, WDELETE и т. д.).
Расширенные функции работы со строками
Важно отметить, что функции из библиотек Standard/Standard64 могут работать только со строками, длина которых не превышает 255 символов. Для работы с более длинными строками используется библиотека StringUtils. В ней содержатся функции, которые в качестве аргументов принимают не строки, а указатели на них. Кроме того, библиотека содержит дополнительные функции для перевода строк в верхний/нижний регистр, удаления пробелов и т. д.
Типы строк STRING и WSTRING предназначены для работы с разными кодировками. Иногда требуется выполнить конвертацию этих типов, например, ввести в визуализацию строку-сообщение типа WSTRING и отправить ее по SMS в виде STRING-значения. Стандартные операторы конверсии STRING_TO_WSTRING/WSTRING_TO_STRING в этом случае не подходят, так как не производят конвертации кодировок, а перекладывают содержимое памяти одной переменной в другую. Решить проблему поможет библиотека OwenStringUtils, разработанная компанией ОВЕН.
Библиотека позволяет:
- конвертировать кодировки;
- работать с подстроками;
- форматировать вывод переменных типа DATE/TOD/DT/REAL.
// неправильная конвертация
// wsMessage получит значение "òåñò"
wsMessage := TO_WSTRING('тест');
// правильная конвертация
// wsMessage получит значение "тест"
wsMessage := OSU.CP1251_TO_UNICODE('тест');
// sDateTime получит значение '02.04.2019 08:11:30'
dtDateTime := DT#2019-04-02-08:11:30;
sDateTime := OSU.DT_TO_STRING_FORMAT
(dtDateTime, '%t[dd.MM.yyyy HH:mm:ss]');
Большой набор функций для работы со строками можно найти в библиотеке OSCAT Basic. Часть из них повторяет функционал OwenStringUtils, но присутствуют и уникальные: например, зеркалирование строки и преобразование числа в строку с его HEX-значением. Русскоязычное описание библиотеки доступно на сайте owen.ru
в разделе CODESYS V3.
// sMessage получит значение ‘dbca’
sMessage := MIRROR(‘abcd’);
// sMessage получит значение ‘FF’
sMessage := BYTE_TO_STRH(255);
Управляющие последовательности
Помимо видимых символов (букв, цифр, знаков препинания) строка может содержать спецсимволы, которые называются управляющими последовательностями. С их помощью, например, можно организовать перевод строки для вывода нескольких сообщений в одном элементе визуализации.
В редакторе CODESYS для ввода спецсимволов используется знак ‘$’. Полный список спецсимволов приведен в документе CODESYS V3.5. Визуализация.
sMessage := ‘Один$r$nДва’;
Строки и массивы
Как было сказано в начале статьи, строка представляет собой массив символов. CODESYS V3.5 позволяет осуществлять индексный доступ к строке – как к массиву значений типа BYTE (для STRING) или WORD (для WSTRING). Это удобно при работе с файлами и реализацией протоколов обмена. На рис. 6 приведен пример обработки строки в цикле FOR для определения позиций символов, разделяющих значения. Это может потребоваться при чтении информации из файлов формата .csv.
VAR
sRecord: STRING := '123;456;789';
sSeparatorChar: STRING := ';';
auiSeparatorPos: ARRAY [0..10] OF INT;
i: INT;
j: INT;
END_VARj := 0;
FOR i:= 0 TO LEN(sRecord) DO
IF sRecord[i] = sSeparatorChar[0] THEN
auiSeparatorPos[j] := i;
j := j + 1;
// TODO: добавить проверку
// для верхней границы массива
END_IF
END_FOR
В некоторых случаях требуется очистить строку. Для этого достаточно присвоить ей «пустое» значение. Но следует учитывать, что эта операция не очищает строку полностью – она только записывает NUL-терминатор в ее начальный символ. На рис. 7 приведен пример, в котором переменной сначала присваивается значение ‘ABCD’, которое потом перезаписывается пустой строкой. Но фактически происходит только обнуление начального символа строки, а коды остальных символов остаются на своих местах. Поэтому, записав значение в начальный элемент через индексный доступ, вы получите строку не из одного символа (как могли ожидать), а из четырех. Обычно такие проблемы проявляются при реализации строкового протокола обмена. Чтобы избежать их, надо очищать строку с помощью специальных функций (например, MemFill).
sMessage := ‘ABCD’;
sMessage := ‘’;
// sMessage получит значение ‘EBCD’
sMessage[0] := 16#45;
Заключение
Рассмотрены ключевые моменты работы со строками в среде CODESYS V3.5. Все перечисленные библиотеки доступны для загрузки на сайте owen.ru в разделе CODESYS V3. Подробная информация о работе со строками приведена в документации к этим библиотекам, а также в справке среды программирования.
Create an account to follow your favorite communities and start taking part in conversations.
Posted by
Studio 5000 Designer v35 is an Antique
5 months ago
In Codesys 3.5 is there any difference between a WORD and UINT? The only documentation I can find defines them both as 16bit with a value of 0 to 65535.
Is there ever a reason to use one rather than the other?
Like if I am Mapping Modbus registers to something should I use a WORD? but if need to hold the value of an array index should I use a UINT? or are they used interchangeably?
level 1
There is no difference underneath in Codesys. They are only used to communicate «intended usage», but they are fully interchangeable. Their only difference is on the programmer eye.
Usually you use BYTE/WORD/DWORD/LWORD when you are not interested in the value of the variable per se (like if you use them as bitfields or if they represent part of a larger datatype (e.g. a file ought to be represented a sequence of BYTEs rather than a sequence of USINTs), whereas you use USINT/UINT/UDINT/ULINT when the variable contains a value that has sense on its own, like a percentage, a voltage reading, a counter and so on (like their signed counterparts SINT/INT/DINT/LINT).
level 2
Op · 5 mo. agoStudio 5000 Designer v35 is an Antique
Thank you
This makes a lot of sense
level 1
as long as you use 16bits CPU’s, WORD and UINT are the same. One day there will be a 32 or 64 CPU and then they are no longer.
A WORD is used to hold 2 bytes, think of modbus registers, INT and UINT are intended for calculations with whole numbers. Always use datatypes for their intended use, not just because (in your current situation) they represent the same.
level 2
No, IEC 61131 word and uint are always 16 bits, even on a 64bit system. Word in context of cpu architecture is not necessarily the same thing as word in context of a programming language.
level 1
Words do not have magnitude or order. You can’t add, subtract, multiply, divide, or do greater than or less than comparisons. You can do bitwise and, or, xor, and bit shifting operations and equality comparisons. Typically the values are expressed in hexadecimal format (0x0069) rather than decimal (105).
level 2
That’s outright wrong.
In Codesys you can do all math operations on BYTE/WORD/DWORD/LWORD variables. You can even mix U*INT and *WORD in the same operation freely.
level 1
Representation? Word is signed, UINT is unsigned.
level 2
Op · 5 mo. agoStudio 5000 Designer v35 is an Antique
About Community
This sub is dedicated to discussion and questions about Programmable Logic Controllers (PLCs): «an industrial digital computer that has been ruggedized and adapted for the control of manufacturing processes, such as assembly lines, robotic devices, or any activity that requires high reliability, ease of programming, and process fault diagnosis.»
Время на прочтение
8 мин
Количество просмотров 10K
Введение
За время работы инженером-программистом ПЛК очень часто в ходе разработки находились не самые очевидные, но довольно простые и красивые решения как типовых, так и специализированных задач. В этой статье хочу поделиться опытом и рассказать как сделать разработку под ПЛК приятнее и эффективнее.
Об опыте автора
Опыт работы с ПЛК: 3 года.
Разработка под ПЛК: Beckhoff CX series, SE Modicon M221, WAGO 750 series.
Среды разработки: TwinCAT 3, EcoStruxure Machine Expert-Basic, CODESYS V2.3.
Основная часть опыта приходится на ST+TwinCAT 3, который базируется на CODESYS и IEC 61131.
Статью решил написать так как покидаю OT и перехожу в мир IT. Хочется поделится опытом, чтобы эти 3 года не прошли даром.
Среда разработки
Если часто приходиться комментировать части кода — то узнайте какое сочетание клавиш позволит вам это сделать, это сэкономит много времени. В TwinCAT XAE Shell для комментирования выделенного кода: Ctrl+K+C и Ctrl+K+U для расскомментирования.
Обезвредьте кнопку Stop, чтобы случайно не остановить ПЛК, иногда такое случайное нажатие может привести к нежелательным последствиям. В TwinCAT XAE Shell можно выбрать какие кнопки выводить на toolbar. После локальной отладки программы рекомендую скрыть кнопку остановки ПЛК.
Structured Text
STRING vs WSTRING
В TwinCAT 3 есть возможность использовать Unicode строки. Они могут пригодиться, если необходимо передовать специфические символы, но без необходимости лучше не использовать WSTRING.
STRING |
WSTRING |
|
Format |
ASCII |
Unicode |
Size of character |
BYTE (1 byte) |
WORD (2 bytes) |
Terminator |
Null character |
0 |
Date and time
Почти в любом проекте необходимо знать точное время, вычислять временные интервалы. Часто работа с временем и датами доставляет много проблем и боли. Для себя я нашёл решение, уверен, оно упростит многим жизнь.
F_GetSystemTime() (Функция из модуля Tc2_System)
Эта функция может быть использована для считывания метки времени операционной системы. Временная метка представляет собой 64-разрядное целое значение с точностью до 100 нс. Помимо прочего, его можно использовать для синхронизации задач или измерения времени. Одна единица соответствует 100 нс. Время представляет собой количество интервалов в 100 нс с 1 января 1601 года.
Хранятся отметки в переменных типа ULINT. Зная всё это мы можем без труда рассчитывать интервалы времени с точностью до 100нс! Нужно просто найти разность между отметками.
К сожалению, стандартных функций для преобразования отметки в тип DATETYPE я не нашёл, поэтому пришлось реализовать такую функцию самостоятельно:
(*
:Description: Convert time since 1 January 1601 in 100 ns to DATE_AND_TIME (Преобразует время с 1 Января 1601 года в 100 нс в DATE_AND_TIME)
:Usability: Convert timestamp to datetime
:Note: check then nSystemType more then 01.01.1970 00:00:00
Version history:
Kozhemaykin E. A. | Creating | 16.08.2021;
*)
FUNCTION F_SystemTimeToDT : DT
VAR CONSTANT
SECONDS_BETWEEN_1601_AND_1970 : ULINT := 11_644_473_600;
END_VAR
VAR_INPUT
nSystemTime : ULINT; // One unit is 100 ns since 1 January 1601
END_VAR
VAR
nSeconds : ULINT;
END_VAR
nSeconds := (nSystemTime / 10_000_000) - SECONDS_BETWEEN_1601_AND_1970;
F_SystemTimeToDT := ULINT_TO_DT(nSeconds);
Как видно из кода, сложность заключалась в расчёте интервала между начальным отсчётом системного времени ПЛК и типа DATETIME.
Функция для получения текущей даты/времени в формате DATETIME
(*
:Description: Return datetime now in format DATE_AND_TIME (DT)
:Usability: For getting datetime now in format DATE_AND_TIME (DT)
Version history:
Kozhemaykin E. A. | Creating | 16.08.2021;
*)
FUNCTION F_DateTimeNow : DT
F_DateTimeNow := F_SystemTimeToDT(F_GetSystemTime());
Функция для получения прошедшего времени в формате TIME
(*
:Description: Time passed since tStart (Прошло времени c tStart)
:Usability: If need check how long time past
Version history:
Kozhemaykin E. A. | Creating | 16.08.2021;
*)
FUNCTION F_TimePassed : TIME
VAR_INPUT
tStart: ULINT; (* Время начала в 100нс от 01.01.1601,
текущее время в данном формате предоставляет функция F_GetSystemTime()*)
END_VAR
F_TimePassed := ULINT_TO_TIME((F_GetSystemTime() - tStart) / 10000);
Числовые константы
Большинство документаций по обмену по промышленным протоколам содержит шестнадцатиричные адреса регистров, номера функций, обозначения комманд и т.д. Для битовых операций необходимо представлять числа в двоичном виде. Чтобы эффективно решать задачи, где приходиться отходить от десятичной системы счисления необходимо знать о возможности задания константных чисел заданного типа в заданной системе счисления.
В общем виде задание числовой константы выглядит так:
{datetype}#{numeral system}#value
Пример: DINT#16#A1
Числовые значения могут быть двоичными числами, восьмеричными числами, десятичными числами или шестнадцатеричными числами. Если целое значение не является десятичным числом, его основание должно быть записано перед целочисленной константой, за которой следует символ хэша (#). Для шестнадцатеричных чисел цифры для чисел от 10 до 15, как обычно, представлены буквами A-F.
Типом этих числовых значений может быть BYTE, WORD, DWORD, SINT, USINT, INT, UINT, DINT, UDINT, REAL или LREAL.
ANY type
В языках программирования со статической типизацией довольно сложно делать универсальные функции/функциональные блоки. Когда мне поставили задачу собирать и анализировать различные данные, я решил, что копировать функциональные блоки и изменять в них только тип входного значения — не лучший вариант. Тогда появилась идея приводить все типы к одному и по объективным причинам это тип LREAL.
При реализации функции или метода вы можете объявлять входные данные (VAR_INPUT) как переменные с типом данных ANY. Далее вы можете получить указатель на значение, тип данных и размер переданной на этот вход переменной.
Структура типа данных ANY
TYPE AnyType :
STRUCT
// the type of the actual parameter
typeclass : __SYSTEM.TYPE_CLASS ;
// the pointer to the actual parameter
pvalue : POINTER TO BYTE;
// the size of the data, to which the pointer points
diSize : DINT;
END_STRUCT
END_TYPE
Кроме типа ANY существуют также дочерние типы:
Хочу обратить внимание что на вход типа ANY не может быть подана константа, поэтому в некоторых случаях придётся создавать дополнительную переменную.
Зная про этот тип мне удалось реализовать функцию, которая приводила данные разных типов к LREAL.
Функция по преобразованию числовых типов в LREAL
(*
:Description: Convert ANY_NUM and ANY_BIT to LREAL
:Usability: For development universal functions
:Note:
Valid types is:
ANY_NUM:
- ANY_REAL: REAL, LREAL
- ANY_INT: USINT, UINT, UDINT, ULINT, SINT, INT, DINT, LINT
ANY_BIT:
- BYTE, WORD, DWORD, LWORD
Version history:
Kozhemaykin E. A. | Creating | 01.06.2021;
Kozhemaykin E. A. | {CLASS_TO_LREAL -> TO_LREAL | 03.11.2021;
*)
FUNCTION F_AnyNumToLREAL : LREAL
VAR_INPUT
AnyNum: ANY; // Variable for converting, need have address
END_VAR
VAR
pReal : POINTER TO REAL; // pointer to a variable of the type REAL
pLReal : POINTER TO LREAL; // pointer to a variable of the type LREAL
pUSInt : POINTER TO USINT; // pointer to a variable of the type USInt
pUInt : POINTER TO UINT; // pointer to a variable of the type UInt
pUDInt : POINTER TO UDINT; // pointer to a variable of the type UDInt
pULInt : POINTER TO ULINT; // pointer to a variable of the type ULInt
pSInt : POINTER TO SINT; // pointer to a variable of the type SInt
pInt : POINTER TO INT; // pointer to a variable of the type Int
pDInt : POINTER TO DINT; // pointer to a variable of the type DInt
pLInt : POINTER TO LINT; // pointer to a variable of the type LInt
pByte : POINTER TO BYTE; // pointer to a variable of the type Byte
pWord : POINTER TO WORD; // pointer to a variable of the type Word
pDWord : POINTER TO DWORD; // pointer to a variable of the type DWord
pLWord : POINTER TO LWORD; // pointer to a variable of the type LWord
END_VAR
VAR_OUTPUT
OrginalType: __SYSTEM.TYPE_CLASS;
bInvalidType: BOOL := FALSE;
END_VAR
// Real numbers
IF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_REAL) THEN
pReal := AnyNum.pValue;
OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_REAL;
F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pReal^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_LREAL) THEN
pLReal := AnyNum.pValue;
OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_LREAL;
F_AnyNumToLREAL := pLReal^;
// Bit's numbers
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_BYTE) THEN
pByte := AnyNum.pValue;
OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_BYTE;
F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pByte^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_WORD) THEN
pWord := AnyNum.pValue;
OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_WORD;
F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pWord^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_DWORD) THEN
pDWord := AnyNum.pValue;
OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_DWORD;
F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pDWord^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_LWORD) THEN
pLWord := AnyNum.pValue;
OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_LWORD;
F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pLWord^);
// Unsigned integers
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_USINT) THEN
pUSInt := AnyNum.pValue;
OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_USINT;
F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pUSInt^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_UINT) THEN
pUInt := AnyNum.pValue;
OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_UINT;
F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pUInt^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_UDINT) THEN
pUDInt := AnyNum.pValue;
OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_UDINT;
F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pUDInt^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_ULINT) THEN
pULInt := AnyNum.pValue;
OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_ULINT;
F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pULInt^);
// Signed integers
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_SINT) THEN
pSInt := AnyNum.pValue;
OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_SINT;
F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pSInt^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_INT) THEN
pInt := AnyNum.pValue;
OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_INT;
F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pInt^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_DINT) THEN
pDInt := AnyNum.pValue;
OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_DINT;
F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pDInt^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_LINT) THEN
pLInt := AnyNum.pValue;
OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_LINT;
F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pLInt^);
//Invalid type
ELSE
F_AnyNumToLREAL := 0;
bInvalidType := TRUE;
END_IF
REFERENCE
Все знают про указатели (POINTER) и связанные с ними проблемы, так вот многие из них можно избежать, если использовать ссылки(REFERENCE):
-
Ссылки проще в использовании: ссылку не нужно разыменовывать (с помощью ^), чтобы получить доступ к содержимому объекта, на который ссылается ссылка.
-
Более чистый синтаксис для передачи значений: Если вход является ссылкой, то нет необходимости писать ADDR(value).
-
В отличие от указателей, для ссылок компилятор проверяет типы данных при передаче значений.
Стоит отметить, что не всегда ссылкой можно заменить указатель, но когда это возможно, то сделайте это.
Pragmas
Инструкции pragma влияют на свойства переменных, относящихся к процессу компиляции или предкомпиляции. Не поленитесь просмотреть возможности каждого типа pragmas — обязательно найдёте что-то полезное для своего проекта.
Типы pragmas:
-
Message pragmas
-
Attribute pragmas
-
Conditional pragmas
-
Region pragma
-
Pragmas for warning suppression
Union
Union — тип структуры, который позволяет представлять значение в разных типах данных. Данная структура полезна при отладке кода а также при обработке входных значений.
В случае, если нужно обращаться к битам, то это можно сделать через точку. Но у этого способа я вижу огромный недостаток: нет возможности итерироваться по битам. Если нужно разобрать переменную на байты или по 16-бит или другим сложным образом, то вместо написания сложных функций попробуйте сначала сделать это с помощью Union.
SEL, MIN, MAX, LIMIT
Многим программистам ПЛК часто не хватает синтаксического сахара, которого много в других языках программирования. На примере функции SEL хочется показать, что возможно этот «сахар» в виде тернарного оператора не особо нужен.
Если вам нужно выбрать значение в зависимости от условия, выможете сделать это в одну строку:
value := SEL(condition, if false, if true);
Если вам нужно ограничить значение сверху и/или снизу, это также можно сделать в одну строку:
value := MIN(value, max_limit);
value := MAX(value, min_limit);
or
value := LIMIT(min_limit, value, max_limit);
Многие функции и операторы, которых нам не хватает уже написаны — нужно только поискать.
Заключение
В статье описано,то на что лично мне захотелось обратить внимание (ООП решил не трогать). Буду рад если мой опыт принесёт кому-то пользу. Попрошу при использовании предоставленных функций оставлять продолжать version history.
Делитесь своим опытом в комментариях. Чтобы быть в курсе событий и общаться с коллегами предлагаю перейти по ссылкам: тг-канал proPLC, тг-чат proPLC.