Графическое представление данных в excel дипломная работа

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        17

ЛИТЕРАТУРА        18

Электронный банк заданий по теме: «Представления данных в виде диаграмм»

  • Знакомство с диаграммами;
  • Создание диаграмм;
  • Редактирование и форматирование диаграмм.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития информационного общества, в связи с ростом обрабатываемой информации, возникает проблема восприятия и обработки больших объёмов информации человеком. Диаграммы позволяют более наглядно выявить различные соотношения между данными и позволяют легче воспринимать представленный материал.

Давно известен тот факт, что сопровождение текстовой и числовой информации наглядным представлением данных в виде разнообразных диаграмм, графиков и схем оказывается намного эффективнее — информация быстрее воспринимается и легче усваивается.

На сегодняшний момент практически каждый исследователь или аналитик на определенном этапе анализа данных непосредственно сталкивается с необходимостью представления полученных результатов в графическом виде: будь то отчет для руководителя, подготовка журнальной статьи или просто процесс изучения. Графики являются неотъемлемой частью большинства процедур статистического анализа данных – факторного, кластерного, дисперсионного анализа, многомерного шкалирования, анализа соответствий или построения деревьев классификации. В любом случае, эффектная и со смыслом разработанная диаграмма является лучшим способом превратить строки и колонки цифр в наглядное изображение и помочь, в итоге, аудитории быстрее сориентироваться в представленных данных.

С помощью диаграмм взаимосвязь между данными становится более наглядной. Диаграммы облегчают сравнение различных данных. Этот метод анализа является самой эффективной формой представления данных с точки зрения их восприятия. Диаграммы позволяют мгновенно охватить и осмыслить совокупность показателей и именно наглядно, выразительно, лаконично и доступно для понимания любого человека представить, выявить наиболее типичные соотношения и связи этих показателей, тенденции и закономерности их развития. [18]

Сегодня диаграммы прочно вошли в практическую работу экономистов, статистиков, работников учета, учителей информатики. При правильном построении диаграмм, статистические показатели привлекают к себе внимание, становятся более выразительными, понятными, лаконичными, запоминающимися. Применение графического метода значительно упрощает работу. Работа с диаграммами одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера. Для сферы обучения средства компьютерной графики открывают принципиально новые возможности: в процессе анализа изображений учащиеся могут динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, добиваясь наибольшей наглядности.[19]

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия условий перехода от информационных процессов к информационным технологиям. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, формирования обще учебных умений.

Одним из популярных направлений информационных технологий является технология обработки числовой информации с помощью электронных таблиц. Современные электронные таблицы обладают богатым набором функциональных возможностей для решения целого ряда задач, возникающих в профессиональной деятельности различных областей. К достоинствам обучения на основе информационных моделей, реализованных с помощью электронных таблиц, следует отнести повышение мотивации учащихся; удобство проведения дифференцированного обучения в одном классе; воспитание критического отношения к представленной организации данных: нужно уметь не только реализовывать предложенную модель, но и предлагать свои варианты моделей и отбирать из них лучшие.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в условиях перехода к информационному этапу своего развития общество предъявляет новые требования к развитию личности, готовой к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооруженной современными средствами и технологиями работы, в частности технологиями обработки числовой информации в электронных таблицах.[20]

Объектом работы является процесс изучения MS Excel в базовом курсе информатики средней школы.

Предметом работы является изучение темы «Представление данных в виде диаграмм в MSExcel»

Цель работы составить дидактический материал по изучению темы: «Представление данных в виде диаграмм в MS Excel».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Выявить роль графического представления данных в виде диаграмм в современном обществе;
  2. Рассмотреть учебно-методические рекомендации по изучению темы: «Представление данных в виде диаграмм в MSExcel»;
  3. Составить практические задания к изучению темы «Представление данных в виде диаграмм».

Гипотеза: технологически подобранный дидактический материал позволит упростить освоения темы «Представление данных в виде диаграмм»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Диаграммы как универсальное средство представления данных

Диаграмма — (греч. diagramma — изображение, рисунок, чертёж) графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приёмов техники визуализации [1].

История возникновения диаграмм.

Во всех диаграммах используется функциональная зависимость как минимум двух типов данных. Соответственно, первыми диаграммами были обыкновенныеграфик функций, в которых допустимые значенияаргументасоответствуют значениямфункций.

Идеи функциональной зависимости использовались в древности. Она обнаруживается уже в первых математически выраженных соотношениях между величинами, а также в первых правилах действий над числами, в первых формулах для нахождения площади и объёма геометрических фигур. Вавилонские учёные, таким образом, несознательно установили, что площадь круга является функцией от его радиуса 4-5 тыс. лет назад. Астрономические таблицы вавилонян, древних греков и индийцев — яркий пример табличного задания функции, а таблицы, соответственно, являются хранилищем данных для диаграмм [2].

В XVII веке французские учёные Франсуа Виети Рене Декарт заложили основы понятия функции и разработали единую буквенную математическую символику, которая вскоре получила всеобщее признание. Также геометрические работы Декарта и Пьера Ферма проявили отчётливое представление переменной величины и прямоугольной системы координат вспомогательных элементов всех современных диаграмм[3].

Первые статистические графики начал строить английский экономист У. Плейфер в работе «Коммерческий и политический атлас» 1786 года. Это произведение послужило толчком для развития графических методов в общественных науках.

На сегодняшний момент существует большое количество различных видов диаграмм, к самым популярным можно отнести:

1) Диаграммы-линии (графики).

Диаграммы — линии или графики это тип диаграмм, на которых полученные данные изображаются в виде точек, соединённых прямыми линиями. Точки могут быть как видимыми, так и невидимыми (ломаныелинии). Также могут изображаться точки без линий (точечные диаграммы). Для построения диаграмм — линий применяют прямоугольную систему координат. Обычно по оси абсцисс откладывается время (годы, месяцы и т. д.), а по оси ординат размеры изображаемых явлений илипроцессов. На осях наносятмасштабы.

Диаграммы — линии целесообразно применять тогда, когда число размеров (уровней) в ряду велико. Кроме того, такие диаграммы удобно использовать, если требуется изобразить характер или общую тенденцию развития явления или явлений. Линии удобны и при изображении нескольких динамических рядов для их сравнения, когда требуется сравнение темпов роста. На одной диаграмме такого типа не рекомендуется помещать более трёх — четырёх кривых. Их большое количество может усложнить чертёж, и линейная диаграмма может потерять наглядность[4].

Основной недостаток диаграмм – линий равномерная шкала, позволяющая измерить и сравнить только абсолютные приросты или уменьшения показателей в течение периода исследований. Относительные изменения показателей искажаются при изображении их с равномерной вертикальной шкалой. Также в такой диаграмме может быть невозможным изображение рядов динамики с резкими скачками уровней, которые требуют уменьшения масштаба диаграммы, и показатели в ней динамики более «спокойного» объекта теряют свою точность. Вероятность присутствия в этих типах диаграмм резких изменений показателей возрастает с увеличением длительности периода времён на графике.

2) Диаграммы-области.

Диаграммы — области — это тип диаграмм, схожий с линейными диаграммами способом построения кривых линий. Отличается от них тем, что область под каждым графиком заполняется индивидуальным цветом или оттенком. Преимущество данного метода в том, что он позволяет оценивать вклад каждого элементов рассматриваемый процесс. Недостаток этого типа диаграмм также схож с недостатком обычных линейных диаграмм искажение относительных изменений показателей динамики с равномерной шкалой ординат [5].

3) Столбчатые и линейные диаграммы (гистограммы).

Классическими диаграммами являются столбчатые и линейные (полосовые) диаграммы. Также они называются гистограммами. Столбчатые диаграммы в основном используются для наглядного сравнения полученных статистических данных или для анализа их изменения за определённый промежуток времени. Построение столбчатой диаграммы заключается в изображении статистических данных в виде вертикальных прямоугольников или трёхмерных прямоугольных столбиков. Каждый столбик изображает величину уровня данного статистического ряда. Все сравниваемые показатели выражены одной единицей измерения, поэтому удаётся сравнить статистические показатели данного процесса.

Разновидностями столбчатых диаграмм являются линейные (полосовые) диаграммы. Они отличаются горизонтальным расположением столбиков. Столбчатые и линейные диаграммы взаимозаменяемы, рассматриваемые в них статистические показатели могут быть представлены как вертикальными, так и горизонтальными столбиками. В обоих случаях для изображения величины явления используется одно измерение каждого прямоугольника высота или длина столбика. Поэтому и сфера применения этих двух диаграмм в основном одинакова [6].

Столбчатые диаграммы могут изображаться и группами (одновременно расположенными на одной горизонтальной оси с разной размерностью варьирующих признаков). Образующие поверхности столбчатых и линейных диаграмм могут представлять собой не только прямоугольники, но также квадраты, треугольники, трапеции и т. д.

4) Круговые (секторные) диаграммы.

Достаточно распространённым способом графического изображения структуры статистических совокупностей является секторная диаграмма, так как идея целого очень наглядно выражается кругом, который представляет всю совокупность. Относительная величина каждого значения изображается в виде сектора круга, площадь которого соответствует вкладу этого значения в сумму значений. Этот вид графиков удобно использовать, когда нужно показать долю каждой величины в общем объёме. Сектора могут изображаться как в общем круге, так и отдельно, расположенными на небольшом удалении друг от друга.

Круговая диаграмма сохраняет наглядность только в том случае, если количество частей совокупности диаграммы небольшое. Если частей диаграммы слишком много, её применение неэффективно по причине несущественного различия сравниваемых структур. Недостаток круговых диаграмм малая ёмкость, невозможность отразить более широкий объём полезной информации.

5) Радиальные (сетчатые) диаграммы.

В отличие от линейных диаграмм, в радиальных или сетчатых диаграммах более двух осей. По каждой из них производится отсчёт от начала координат, находящегося в центре. Для каждого типа полученных значений создаётся своя собственная ось, которая исходит из центра диаграммы. Радиальные диаграммы напоминают сетку или паутину, поэтому иногда их называют сетчатыми. Преимущество радиальных диаграмм в том, что они позволяют отображать одновременно несколько независимых величин, которые характеризуют общее состояние структуры статистических совокупностей. Если отсчёт производить не с центра круга, а с окружности, то такая диаграмма будет называться спиральной диаграммой [7].

6) Картодиаграммы.

Картодиаграммы это сочетания диаграмм с географическими картами или схемами. В качестве изобразительных знаков в картодиаграммах используются обычные диаграммы (гистограммы, круговые, линейные), которые размещаются на контурах географических карт или на схемах каких-либо объектов. Картодиаграммы дают возможность географически отразить более сложные статистико-географические построения, чем обычные типы диаграмм.

Недостатком картодиаграмм могут служить сложности в рисованииконтуровкарт, а также значительная разница в размерах областей географических карт и размеров диаграмм на них [8].

7) Биржевые диаграммы.

График «Японские свечи» валютной пары доллар США — швейцарский франк

Биржевые диаграммы отражают наборы данных из нескольких значений (например: цена открытия биржи, цена закрытия, максимальная и минимальная цена определённого временного интервала). Применяются для отображения биржевых данных: котировок акций или валют, данных спроса и предложения.

8) Пространственные (трёхмерные) диаграммы

Пространственные, или трёхмерные диаграммы являются объёмными аналогами пяти основных типов двухмерных диаграмм: линейных, диаграмм-областей, гистограмм (столбчатых и линейных), круговых. Изображение в объёмном виде упрощает понимание информации. Такие диаграммы выглядят убедительнее. Сложность в создании трёхмерных диаграмм заключается в правильности отображения согласно теме диаграммы.

9) Ботанические диаграммы.

Диаграмма цветка. 1 — ось соцветия, 2 — прицветник, 3 — чашелистик,

4 — лепесток, 5 — тычинка, 6 — гинецей, 7 — кроющий лист.

Диаграмма цветка схематическая проекция цветка на плоскость, перпендикулярную его оси и проходящую через кроющий лист и ось соцветия или побега, на котором сидит цветок. Она отражает число, относительные размеры и взаимное расположение частей цветка.

Построение диаграммы производится на основании поперечных разрезов бутона, так как при распускании цветка некоторые части могут опадать (например, чаше — листики у маковых или около цветник у винограда). Диаграмма ориентируется так, чтобы ось соцветия находилась вверху, а кроющий лист – внизу [9].

Обозначения на диаграмме цветка:

  • Ось соцветия — точка (если цветок верхушечный, ось соцветия не изображается);
  • Кроющий лист, прицветники и чашелистики скобки с килем (фигурные скобки) различного размера;
  • Лепестки — круглые скобки;
  • Тычинки — почковидные фигуры, показывающие поперечный срез через пыльник (при большом числе тычинок возможно упрощенное изображение в виде затушёванного эллипса);
  • Пестик круги или овалы, отражающие поперечный разрез завязи; внутри завязи показывают семязачатки маленькими кружками на соответствующих частях плодолистиков.
  • В случае срастания между собой частей цветка их значки на диаграмме соединяют линиями.
  • Также могут быть показаны дополнительные элементы цветка, например, нектарники или диски.

В диаграмме цветка могут быть изображены либо только те части, которые видны на разрезе (эмпирическая диаграмма цветка), либо также (пунктиром) недоразвитые и исчезнувшие в процессе эволюции части (теоретическая диаграмма цветка, составляемая на основании изучения нескольких эмпирических диаграмм).

Диаграмма побега — отражает схему поперечного разреза через вегетативную почку [10].

10) Анимированные диаграммы.

В некоторых случаях стандартных свойств обычных неподвижных диаграмм и графиков бывает недостаточно. С целью повышения информативности, возникла идея: к обычным свойствам статичных диаграмм (формам, цветам, способам отображения и тематики) добавить свойство подвижности и изменения с течением времени. То есть, представить диаграммы в виде анимации.

Группой исследователей из Массачусетского технологического института был найден способ отображения информации с помощью анимированных диаграмм. Разработанные ими диаграммы представляют собой анимированные интерактивные графики, работающие в режиме реального времени. В качестве примера разработки были взяты данные о поведении и действиях пользователей одного из сетевых ресурсов.

Под руководством Френсиса Лама (Francis Lam) исследователи создали два интерфейса анимированных диаграмм Seascape и Volcano. Характер изменений изображения на диаграммах свидетельствует о социальной активности пользователей ресурса. Например, размер квадратиков указывает на объём темы — чем больше площадь квадратика, тем больше объём обсуждаемой темы. Эти квадратики находятся в постоянном движении, представляющем собой, похожие нагармонические колебанияв плоскости диаграммы, смещающиеся линейно в какую — либо из сторон. По скорости движения можно судить об активности темы, аамплитудаколебаний показывает разницу во времени появления новых сообщений. В любой момент, наведя курсор в плоскость диаграммы, её можно остановить, выбрать интересующий квадратик и открыть тему, которой он соответствует. Открывающаяся в этом же окне тема, также представляет собой анимацию из кружочков, движущихся в разные стороны в пределах окна по типуБроуновского движения. Кружочки символизируют действия отдельных пользователей, и скорость их движения напрямую зависит от активности этих пользователей [11].

Seascape и Volcano отличаются друг от друга цветовой гаммой и количеством визуализированных данных. У Volcano, в отличие от Seascape отсутствуют волнообразные колебания.

По словам разработчиков, построение графиков с помощью анимированных диаграмм, должно позволить человеку быстрее воспринимать информацию с них путём привлечения внимания пользователя диаграммой и быстрой передачей данных вмозг. В данный момент ещё не приняты какие-либо требования или стандарты к генерации анимированных диаграмм [12].

Преимущества диаграмм

Преимущество диаграмм перед другими типами наглядной статистической информации заключается в том, что они позволяют быстро произвести логический вывод из большого количества полученных данных. Результаты расчётов, выполненных с помощью систем статистических вычислений, заносятся в таблицы. Они являются основой для последующего анализа или для подготовки статистического отчёта.

Сами по себе цифры в этих таблицах не являются достаточно наглядными, а если их много, они не производят достаточного впечатления. Кроме того, графическое изображение позволяет осуществить контроль достоверности полученных данных, так как на графике достаточно ярко проявляются возможные неточности, которые могут быть связаны с ошибками на каком-либо этапе проведения исследования. В основном все статистические пакеты позволяют графически предоставить полученную числовую информацию в виде различных диаграмм, а затем, если это необходимо, перенести их втекстовый редактордля сборки окончательного варианта статистического отчёта [13].

Технология представления данных в виде диаграмм

Планирование диаграммы

Перед тем как заняться построением диаграммы, необходимо произвести определенную подготовку. Диаграммы Excel создаются на основе данных из существующих листов, так что сначала нужно создать лист, содержащий все необходимые цифры и факты. Excеl позволяет создавать диаграммы и на основе данных, разбросанных по листу, но процесс значительно упрощается, если организация данных позволяет их легко выделять и комбинировать. [14].

Для достижения наилучших результатов при создании диаграммы требуется предварительное планирование. При создании диаграммы следует заранее подумать над тем, какие цели вы хотите достичь. Полезно задать себе следующие вопросы:

  • Какие данные листа необходимо представить в диаграмме? Можно ли организовать лист так, чтобы скопировать данные прямо на диаграмму?
  • Как оформить диаграмму? Должна ли она находиться на отдельном листе книги, на уже существующем, стать частью документа Word или презентации Роwer Point?
  • Каким типом диаграммы следует пользоваться? Требуется ли показать одну категорию данных (скажем, ежеквартальные объемы продаж в географическом регионе) или сравнить на диаграмме две или более категории (например, данные по четырем последним кварталам)?

Создание диаграммы

Перед тем, как создавать диаграмму, внесите нужные для отображения, данные в таблицу. После того, как таблица подготовлена, следует определиться с типом диаграммы. Отдельный мастер диаграмм в Excel 2010 отсутствует, а все инструменты управления ими теперь находится на ленте во вкладке «Вставка».

Создание внедренной диаграммы

Ехсеl также позволяет создавать диаграммы прямо на листе с данными — так называемые внедренные диаграммы. Это позволяет более тесно связать данные листа с их графическим представлением.

Рекомендации!

Ехсеl создает внедренные диаграммы маленькими, чтобы их проще было вам перемещать и форматировать их. Тем не менее, при перемещении диаграмма будет выглядеть лучше [15].

Форматирование диаграммы

Если вас устраивает то, как Ехсеl отформатировал диаграмму, работа закончена — приведите диаграмму в порядок и напечатайте ее. А если нет, то нужно воспользоваться одним из следующих способов:

Меню Диаграмма

 В меню Диаграмма, содержатся команды, специально предназначенные для построения диаграмм. Все эти команды становятся доступными при выделении диаграммы [16].

Панель инструментов диаграмм

Панель инструментов диаграмм, содержит несколько кнопок, предназначенных для форматирования диаграмм, а также список Элементы диаграмм (Chart Objects), из которого можно выбрать редактируемый элемент диаграммы (название, легенда, область построения диаграммы и т. д.).

Изменение типа диаграммы

После создания диаграммы ее можно преобразовать к любому из 14 типов, предусмотренных в Ехсеl (при условии, что ее данные допускают подобное преобразование). Например, круговую диаграмму можно преобразовать в гистограмму.

Изменение названий и подписей

А также можно редактировать текст названий и подписей, изменять шрифт, выравнивание и фоновый узор. При выделении числовой подписи допускается задание нового числового формата [17].

Форматирование символов

Примечание!

При форматировании метки в окне диалога также присутствует вкладка Число (Namber).

Числовое форматирование в подписях

При выделении подписи на диаграмме окно диалога Формат подписей данных содержит (в дополнение к упомянутым) вкладку Число. Она предназначена для настройки атрибутов числового формата подписей.

Настройка линий сетки

При создании гистограмм, линейчатых диаграмм или диаграмм с областями, графиков, точечных, пузырчатых, цилиндрических, конических и пирамидальных диаграмм можно нанести на них линии сетки, проходящие по горизонтали от оси Y или вертикально от оси X. Сетка помогает связать изображения на диаграмме с численными значениями и оказывается особенно полезной при точных сравнениях по различным категориям данных.

Изменение легенды

Легенда диаграммы объясняет, что значит тот или иной цвет или узор на ней, и помогает визуально выделить значения, принадлежащие к одной категории.

Ехсеl позволяет менять шрифт, цвет и расположение существующей легенды в специальном окне диалога с множеством вкладок форматирования. Легенда добавляется к диаграмме во время ее создания с помощью Мастера диаграмм (шаг 3) или позднее — нажатием кнопки Легенда на панели инструментов диаграмм. Поскольку кнопка Легенда действует как переключатель с состояниями «включен/выключен», можно достаточно быстро добавить или удалить легенду и увидеть, желательно ли ее присутствие или нет [18].

Изменение угла обзора на объемных диаграммах

Ехсеl позволяет работать с объемными диаграммами нескольких категорий: с областями, линейчатые, гистограммы, графики, круговые, лепестковые, поверхностные, цилиндрические, конические, пирамидальные. Объемные диаграммы имеют много общего с плоскими, но при этом выглядят более привлекательно и интересно.

Создание специальных эффектов

Ехсеl позволяет улучшить внешний вид листов и выделить важные тенденции за счет включения в диаграммы специальных эффектов, пользоваться стрелками и выносками для подчеркивания ключевых фактов;

Здесь возможно:

  • накладывать рисунки поверх фона диаграммы;
  • использовать географические карты совместно с диаграммами.

Добавление текста и стрелок

При разработке отчетов можно пользоваться специальными командами Ехсеl для нанесения аналогичных указателей на ваши собственные диаграммы. Они идеально подходят для выделения важных элементов, к которым требуется привлечь внимание.

Добавление фоновых изображений

Если создаваемая диаграмма займет центральное место в отчете или презентации, хочется еще более ее украсить — разместить на заднем плане графические изображения. При добавлении фонового изображения (подложки) Ехсеl располагает его за диаграммой. Если выбранное изображение окажется маленьким, Ехсеl автоматически размножит его, чтобы заполнить всю диаграмму.

Рекомендации!

Ехсеl может размешать рисунки, цветные заливки, текстуры и градиентные изображения в трех областях листа: за ячейками, за диаграммой или за внутренней областью диаграммы (областью построения).

Старайтесь выбирать для фоновых изображений простые рисунки светлых тонов, чтобы на их фоне не терялся текст подписей и названий. Нередко самым удачным решением оказывается светло-серая картинка.

Примечание!

На каждой диаграмме имеется внутренняя область, которая называется «областью построения», где, собственно, и находится нарисованная диаграмма. Если щелкнуть внутри этой области, на экране появляется подсказка со словами Область построения диаграммы. При желании можно повторить описанные выше действия для того, чтобы выбрать другой рисунок, цвет заливки, текстуру или градиентную закраску только для этой внутренней области. По умолчанию область построения является прозрачной; именно поэтому картинка с облаками, выбранная для внешней области, оказалась наложенной на всю диаграмму. Количество специальных эффектов, достигаемых при этом, оказывается практически неограниченным [21].

Использование географических карт для отображения диаграмм

Если данные листа связаны с показателями по отдельным регионам, то с помощью вспомогательного средства Ехсе1, которое называется Data Map, можно включить в лист географическую карту и нанести на нее полезную информацию из листа или базы данных Ассеss. Использование карт для отображения данных на самом деле не является созданием диаграммы, но оно укладывается в эту категорию, поскольку для отражения данных листа применяются числа и изображения

Для создания географической карты, на которой отображаются данные из листа, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. На карту можно нанести данные из другой, закрытой книги или базы данных Ассеss, так что вам не придется заново вводить данные, хранящиеся в другом месте.
  2. На карту можно нанести дополнительные географические сведения — для этого следует выполнить команду Карта I Вывести слой (Мар I Features) и выбрать нужные объекты.

Примечание!

Если в дальнейшем понадобится внести изменения в карту, сделайте на ней двойной щелчок и воспользуйтесь меню и панелями инструментов Ехсеl для форматирования карты. Чтобы удалить карту, выделите ее на листе и нажмите клавишу Delete.

Печать диаграммы

Завершив работу над диаграммой или картой можно ее распечатать. Печать диаграмм мало чем отличается от печати обычных листов, но для нее предусмотрено несколько дополнительных параметров. При выводе на черно-белый принтер диаграмму следует изучить командой Предварительный просмотр (Print Preview), чтобы убедиться в правильности преобразования цветов к оттенкам серого. Внедренные диаграммы можно печатать вместе с данными листа или без них [22].

К работе прилагается банк электронных заданий по знакомству, созданию, редактированию, форматированию диаграмм.

В разделе Знакомство с диаграммами содержатся:

  • Видео урок Знакомство с диаграммой;
  • Текстовый документ Знакомство с мастером диаграмм в Excel.

В разделе Создание диаграмм содержатся:

  • Видео урок — Создание диаграмм;
  • Видео урок — Создание сводных диаграмм;
  • Видео урок — Создание графика функции средствами Microsoft Excel;
  • Видео урок Создание графика функции в Excel. Табуляция, линия тренда, уравнение тренда;
  • Практические задания по созданию диаграмм;
  • Рекомендации к заданиям по созданию диаграмм.

В разделе Редактирование и форматирование диаграмм содержатся:

  • Видео урок Создание и форматирование круговой диаграммы;
  • Задание №1 по созданию, редактированию и форматированию диаграмм с рекомендациями;
  • Задание № 2 по созданию, редактированию и форматированию диаграмм с рекомендациями;
  • Задание для самостоятельной работы Создание и форматирование графика для вычета среднего балла
  • Задания для самостоятельной работы Создание и редактирование диаграммы Семь наиболее длинных пещер;
  • Рекомендации по редактированию и форматированию диаграмм.

Выполнение практических работ рекомендуется начать с просмотра видео-уроков Знакомство с мастером диаграмм в Excel и просмотра текстового документа Знакомство с диаграммой. После просмотра можно приступить к работе по созданию. Для этого необходимо открыть папку Создание диаграмм и снова просмотреть несколько видео уроков, таких как: Создание диаграмм; Создание сводных диаграмм; Создание графика функции средствами Microsoft Excel; Создание графика функции в Excel. Табуляция, линия тренда, уравнение тренда; А также следует обратить внимание на Рекомендации к заданиям по созданию диаграмм. Затем можно приступить к выполнению практических заданий по созданию диаграмм.

После того как диаграмма уже создана, но вас не устраивает ее вид то соответственно это можно легко исправить, Для этого в папке Редактирование и форматирование диаграмм просмотрев видео-урок Создание и форматирование круговой диаграммы, Рекомендации по редактированию и форматированию диаграмм, приступите к практическим заданиям. Рекомендуется начать с Задания №1 и №2 по созданию, редактированию и форматированию диаграмм с рекомендациями, т.к. вся технология работы расписана по пунктам.

Усвоив весь курс по созданию, редактированию и форматированию диаграмм приступите к выполнению самостоятельных практических работ таких как: Задание для самостоятельной работы Создание и форматирование графика для вычета среднего балла, Создание и редактирование диаграммы Семь наиболее длинных пещер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При решении различных задач очень важна форма отображения результатов. Чем это отображение нагляднее, тем легче воспринимаются результаты человеком. Самой наглядной формой представления информации являются рисунки, графики и диаграммы.

Табличные процессоры содержат развитые графические средства, с помощью которых огромный годовой отчет о работе предприятия, состоящий из множества числовых таблиц, содержание которых воспринять человеку в целом очень трудно, можно сделать легко восприимчивым. Просто необходимую информацию нужно представить в виде диаграмм, так она становится обозримой, лучше понимается характер изменения величин, легче производится их сравнение.

С помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа [23].

В процессе работы были изучены основные понятия диаграмм, их виды и назначение, а также возможности MS Excel по графическому представлению данных. В результате исследования составлен банк электронных материалов по работе с диаграммами с соответствующими методическими рекомендациями.

Часть из представленных в работе практических заданий были мною использованы во время прохождения преддипломной практики в Константиновской СОШ № 1. Как показал опыт, работа по представлению данных в виде диаграмм эффективна тогда, когда освоение материала по новым компьютерным технологиям на теоретических занятиях будет сочетаться с проведением регулярных практических занятий. Использование практических заданий с методически правильными рекомендациями способствует углублению и закреплению знаний и умений по работе со средствами компьютерной графики, развитию творческих способностей учащихся.

На этом этапе у обучаемых происходит формирование понимания возможностей современных средств для построения диаграмм, развитие таких важных для будущей профессиональной деятельности качеств, как интуиция, чутье, образное мышление.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Косовцева Т.Р., Петров В.Ю. MS EXCEL в расчетных задачах; Учебное пособие. – СПб: СПГУ ИТМО, 2010. — с.82.
  2.  Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — с.200.
  3.  Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — с.155.
  4.  Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — с.178.
  5.  Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — с.134.
  6. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007. — с.204.
  7. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс», 2009. — с.276.
  8.  Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту, с2008. — с.85.
  9. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 2009. — с.286
  10.  Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – с.165.
  11. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  12. http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-126394.
  13. http://staturgeu.narod2.ru/lektsii/graficheskoe_izobrazhenie_statisticheskih_dannih/.
  14. http://yaneuch.ru/cat_22/diagrammy-v-srede-excel/28505.1189464.page1.html.
  15. http://otherreferats.allbest.ru/programming/00016737_0.html.
  16.  http://3dnews.ru.
  17. www.ed.gov.ru.
  18. http://www.metod-kopilka.ru/page-1-1-3.html.
  19. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar.
  20. . http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc.
  21. http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar.
  22.  http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/plan-konspekt-uroka-tema-uroka-postroenie-diagramm-v-elektronnyh.
  23. http://nsportal.ru/kochetova-elena-nikolaevna.
  24. http://www.metod-kopilka.ru/page-2-2-4-8.html.
  25.  http://ozon.azurewebsites.net/1140003/Default.htm.

Представление данных в виде диаграммы в MS Excel

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты «Представление данных в виде диаграмм»

1.1 Диаграммы как универсальное средство представления данных

1.2 Программные средства для построения диаграмм

Глава 2. Методические подходы по изучения темы: «Представление данных в виде диаграмм»

2.1 Нормативные документы по изучению темы «Представление данных в виде диаграмм»

2.2 Современные методические подходы к изучению темы: «Представление данных в виде диаграммы».

Заключение

Литература

Введение

Современная жизнь немыслима без применения метода представления данных в виде диаграмм. Этот метод анализа является самой эффективной формой представления данных с точки зрения их восприятия. Диаграммы позволяют мгновенно охватить и осмыслить совокупность показателей и именно наглядно, выразительно, лаконично и доступно для понимания любого человека представить, выявить наиболее типичные соотношения и связи этих показателей, тенденции и закономерности их развития.

Графические методы в статистике применяются уже более 200 лет. Начало этому применению положил «Коммерческий и политический атлас», выпущенный в 1786 г. английским экономистом У. Плейфером. В этой книге впервые использовались графические изображения статистических данных в виде линейных, секторных и столбиковых диаграмм, хорошо выполненных и наглядных.

Сегодня диаграммы прочно вошли в практическую работу экономистов, статистиков, работников учета, учителей информатики. При правильном построении диаграмм, статистические показатели привлекают к себе внимание, становятся более выразительными, понятными, лаконичными, запоминающимися. Применение графического метода значительно упрощает работу. Работа с диаграммами одна из самых популярных направлений использования персонального компьютера. Для сферы обучения средства компьютерной графики открывают принципиально новые возможности: в процессе анализа изображений учащиеся могут динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, добиваясь наибольшей наглядности.

Поскольку в школе предусмотрено Государственным образовательным стандартом изучение темы «Представление данных в виде диаграммы», приходится сталкиваться с затруднениями учащихся по таким аспектами диаграмм как выбор рядов данных, нестандартное форматирование и др. В рамках ограниченного времени на изучение этих вопросов необходима более технологическая подготовка учителя проведение урока по теме «Представление данных в виде диаграммы», по этому исходя из этого — выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Объектом работы является процесс изучения MS Excel в базовом курсе информатики средней школы.

Предметом работы является изучение темы «Представление данных в виде диаграммы в MS Excel»

Цель работы составить методические рекомендации по изучению темы: «Представление данных в виде диаграммы в MS Excel».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать характеристику роли графического представления данных в виде диаграммы в современном обществе;

2. Определить современные программные средства для графического представления данных в виде диаграмм;

. Рассмотреть нормативные документы по изучению темы;

4. Раскрыть современные методические подходы к изучению темы: «Представление данных в виде диаграммы» на примере опыта преподавателей;

. Составить методические рекомендации по изучению данной темы.

Глава 1 Теоретические аспекты «Представление данных в виде диаграмм»

1.1 Диаграммы как универсальное средство представления данных

Диаграмма — (греч. Διάγραμμα (diagramma) — изображение <#»justify»>История возникновения диаграмм.

Во всех диаграммах используется функциональная зависимость как минимум двух типов данных. Соответственно, первыми диаграммами были обыкновенные график функций <#»justify»>1) Диаграммы-линии (графики).

Диаграммы — линии или графики это тип диаграмм, на которых полученные данные изображаются в виде точек, соединённых прямыми линиями. Точки могут быть как видимыми, так и невидимыми (ломаные <#»justify»>2) Диаграммы-области.

Диаграммы-области — это тип диаграмм, схожий с линейными диаграммами способом построения кривых линий. Отличается от них тем, что область под каждым графиком заполняется индивидуальным цветом <#»justify»>Разновидностями столбчатых диаграмм являются линейные (полосовые) диаграммы. Они отличаются горизонтальным расположением столбиков. Столбчатые и линейные диаграммы взаимозаменяемы, рассматриваемые в них статистические показатели могут быть представлены как вертикальными, так и горизонтальными столбиками. В обоих случаях для изображения величины явления используется одно измерение каждого прямоугольника высота или длина столбика. Поэтому и сфера применения этих двух диаграмм в основном одинакова.

Столбчатые диаграммы могут изображаться и группами (одновременно расположенными на одной горизонтальной оси с разной размерностью варьирующих признаков). Образующие поверхности столбчатых и линейных диаграмм могут представлять собой не только прямоугольники, но также квадраты <#»justify»>4) Круговые (секторные) диаграммы.

Достаточно распространённым способом графического изображения структуры статистических совокупностей <#»justify»>5) Радиальные (сетчатые) диаграммы.

В отличие от линейных диаграмм, в радиальных или сетчатых диаграммах более двух осей. По каждой из них производится отсчёт от начала координат <#»justify»>6) Картодиаграммы.

Картодиаграммы <#»justify»>7) Биржевые диаграммы.

График «Японские свечи <#»justify»>9) Ботанические диаграммы.

Диаграмма цветка. 1 — ось соцветия, 2 — прицветник, 3 — чашелистик,

— лепесток, 5 — тычинка, 6 — гинецей, 7 — кроющий лист (приложение 1).

Диаграмма цветка <#»justify»>·Ось соцветия — точка (если цветок верхушечный, ось соцветия не изображается);

·Кроющий лист, прицветники и чашелистики скобки с килем (фигурные скобки) различного размера;

·Лепестки — круглые скобки;

·Тычинки — почковидные фигуры, показывающие поперечный срез через пыльник (при большом числе тычинок возможно упрощенное изображение в виде затушёванного эллипса);

·Пестик круги или овалы, отражающие поперечный разрез завязи; внутри завязи показывают семязачатки маленькими кружками на соответствующих частях плодолистиков.

·В случае срастания между собой частей цветка их значки на диаграмме соединяют линиями.

диаграмма графическое представление программный

·Также могут быть показаны дополнительные элементы цветка, например, нектарники или диски.

В диаграмме цветка могут быть изображены либо только те части, которые видны на разрезе (эмпирическая диаграмма цветка), либо также (пунктиром) недоразвитые и исчезнувшие в процессе эволюции части (теоретическая диаграмма цветка, составляемая на основании изучения нескольких эмпирических диаграмм).

Диаграмма побега — отражает схему поперечного разреза через вегетативную почку <#»justify»>Преимущества диаграмм

Преимущество диаграмм перед другими типами наглядной статистической <#»center»>1.2 Программные средства для построения диаграмм

Давно известен тот факт, что сопровождение текстовой и числовой информации наглядным представлением данных в виде разнообразных диаграмм, графиков и схем оказывается намного эффективнее — информация быстрее воспринимается и легче усваивается. И неважно, годовой ли это отчет компании, статистический справочник, бизнес-план, скучные аналитические данные или еженедельник финансовых новостей. В любом случае, эффектная и со смыслом разработанная диаграмма является лучшим способом превратить строки и колонки цифр в наглядное изображение и помочь, в итоге, аудитории быстрее сориентироваться в представленных данных.

У большинства пользователей процесс создания диаграмм обычно ассоциируются с пакетом Microsoft Excel. Однако статистические диаграммы, приводимые в аналитических отчетах и разного рода презентациях компаний, и эффектные диаграммы, появляющиеся на страницах популярных журналов, обычно сделаны совсем не в Excel, а в других программных решениях. [13]

Adobe Illustrator CS4.

Разработчик: Adobe Systems <#»justify»>Пакет Adobe Illustrator является одним из признанных лидеров среди программ векторной графики (растровая графика в нем также поддерживается) и предназначен для создания и редактирования иллюстраций для полиграфии, мультимедийных приложений и интернета.

Спектр возможностей данного решения необычайно широк. Впечатляющ функциональный Illustrator (любой версии, а не только CS4) и в плане создания иллюстративной графики. Однако подготовка диаграммы с его помощью (в отличие от создания диаграммы в Excel) потребует немало времени и усилий. Вместе с тем, разнообразие диаграмм, которые можно построить в данном решении, может удовлетворить самого взыскательного дизайнера. Более того, диаграмма, созданная в Illustrator, представляет собой совокупность сгруппированных объектов, которые можно воспринимать как обычные векторные объекты. Это означает, что можно изменять все доступные параметры объектов, перемещать их и трансформировать. Ничем не ограниченная возможность модификации диаграммы позволяет из первоначально созданного варианта (стоит признаться, что он не производит впечатления) получить настоящий шедевр и добиться неповторимости и оригинальности результата.

Готовые диаграммы могут быть сохранены в векторных форматах либо экспортированы в популярные растровые форматы. А для таких приложений, как, например, InDesign, Photoshop или PageMaker, существует возможность непосредственного перетаскивания изображений из программы Illustrator.

Демо-версия пакета (есть редакции для Windows и Mac) работоспособна в течение 30 дней, стоимость коммерческой версии — 599 долл.

Для работы с диаграммами в программе Illustrator предусмотрена группа инструментов Graph Tool, внутри которой находятся инструменты для создания девяти типов диаграмм: Column, Stacked Column, Bar, Stacked Bar, Line, Area, Scatter, Pie и Radar.

DeltaGraph 5.6.4.

Разработчик: RockWare, Inc. <#»justify»>PowerPlugs: Charts 1.2.

Разработчик: CrystalGraphics, Inc. <#»justify»>Think-cell chart 5.0.

Разработчик: Think cell Software GmbH <#»justify»>KaleidaGraph 4.0.4.

Разработчик: Synergy Software <#»justify»>1. KaleidaGraph — известное решение для создания двухмерных бизнес-диаграмм и графиков функций и статистического анализа данных, ориентированное на аналитиков и научных работников. Исходные данные для диаграмм и графиков вводятся вручную, копируются через буфер обмена либо импортируются из текстовых файлов или Excel-документов, правда последний вариант, по всей видимости, работает не во всех случаях — по крайней мере, нам загрузить таблицу Excel так ни разу и не удалось. В случае копирования данных из Excel-документа возможна установка динамической связи между данными [14] [16]:

(программные средства для построения диаграмм представлены в приложении).

Глава 2. Методические подходы по изучения темы: «Представление данных в виде диаграмм»

2.1 Нормативные документы по изучению темы «Представление данных в виде диаграмм»

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

В базисном учебном плане в федеральном компоненте на учебный предмет «Информатика» в 7 классе выделен 1час в наделю, в 8-9 классах 2 часа. [17]

Изучение темы «Представление данных в виде диаграмм»: назначение и основные функции» в ходе обучения данной темы в 7-9 классах направлено на достижение следующих целей:

·освоение знаний, составляющих основу научных представлений о диаграммах;

·овладение умениями работать с различными видами графиков с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

·выработка навыков применения диаграмм в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. [18]

Требования к уровню подготовки учащихся (результаты обучения)

В результате изучения темы: «Представление данных в виде диаграмм» ученик должен

знать/понимать

·знать об основных типах диаграмм в MS Excel, из каких объектов состоит диаграмма;

·понимать, как правильно создавать различные типы диаграмм, форматировать объекты диаграммы, перемещать и изменять размеры диаграммы;

·понимать, как правильно выбирать наиболее наглядный тип диаграммы;

·знать, как правильно применять графические возможности MS Excel в практической деятельности в различных учебных дисциплинах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

·организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

·Использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

К школьникам, в соответствии с поставленными целями, предъявляются следующие требования:

Основной задачей изучения темы: «Представление данных в виде диаграмм» является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания темы: «Представления данных в виде диаграмм». [19]

Практическая же часть данной темы направлена на освоение школьниками навыков и умения представлять данные в виде диаграммы, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

Таким образом, курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию в виде диаграмм.

Цели изучения темы «Представление данных в виде диаграмм»:

·освоение знаний, составляющих основу научных представлений о диаграммах;

·овладение умениями работать с различными видами графиков с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

·воспитание ответственного отношения к диаграммам с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

·выработка навыков применения диаграмм в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда [20].

Требования к уровню подготовки учащихся (результаты обучения)

В результате изучения темы: «Представление данных в виде диаграмм» ученик должен

знать/понимать

·знать, об основных типах диаграмм в MS Excel, из каких объектов состоит диаграмма;

·понимать, как создавать различные типы диаграмм, форматировать объекты диаграммы, перемещать и изменять размеры диаграммы;

·знать, как выбирать наиболее наглядный тип диаграмм;

·понимать, как применять графические возможности MS Excel в практической деятельности в различных учебных дисциплинах.

·понимать в какой области информатики использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

·организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

1. Использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм [4-10].

К настоящему времени в школьной информатике рекомендованы Министерством образования авторские комплекты учебников для возрастных групп учащихся 7 (8) — 9 классов такие как:

). Информатика и ИКТ.7-9 классы. Практикум: Под редакцией Н.В. Макаровой;

). Информатика и информационные технологии.8-9 класс. Задачник-практикум: Под редакцией А.Г. Гейна, Н.А. Юнермана;

). Информатика и ИКТ.7, 8, 9 класс: Под редакцией Н.Д. Угринович,

). Информатика и ИКТ.7, 8, 9 класс: под редакцией И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.

2.2 Современные методические подходы к изучению темы: «Представление данных в виде диаграммы».

Инновационные процессы в системе образования предъявляют новые требования к профессионализму педагогических кадров.

Сегодня педагог-профессионал — это специалист, имеющий высокий уровень профессиональной деятельности, способный совершенствоваться и самосовершенствоваться в процессе педагогического труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию и стимулирующий в обществе интерес к результатам своей работы. Профессионализм учителя представляет собой сложное, личностное образование, интегрирующее в себе его знания, умения и навыки, индивидуальные личностные качества, реализованные в педагогической деятельности.

В процессе работы были изучены рекомендации по реализации такой главной на сегодняшний день задачи в школе — научить учащихся «Представлять данные в виде диаграмм». И Учителя Иванова Ольга Алексеевна, Лунина Ольга Вячеславовна, Сасова Светлана Александровна [26], Платохонова Инесса Вениаминовна [27] учителя информатики, утверждают, что при практической работе в программе MS Excel, обучение учащихся обычно проходит достаточно легко и быстро. У детей не возникает проблем с освоением технических средств, предоставленных разработчиками программы, ни с самой программой.

В начале урока они рассказывают, о том, что свойством программы MS Excel, является возможность графического представления информации, содержащейся в таблице. Для этого существует специальный графический режим работы табличного процессора. В графическом режиме можно строить диаграммы различных типов, для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования. Затем они предлагают ряд практических заданий. В этих заданиях, имитирующих реальную деятельность в издательской фирме, предлагается обработать большой массив информации для построения большого количества различных видов графиков и диаграмм.

Следующие варианты, которые предлагают нам Садовская С.К., Кудрявцева Т. В Павлова О.И., и Космачева О.Е. похожи между собой. Их урок больше посвящен практическим работам, теории мало. Урок рассчитаны на самостоятельность учащихся развитию мышления способствует развитию личностных качеств школьника, таких как: инициативность, мобильность, креативность и самостоятельность.

Вот, например Степаненко О.В. считает, что основой методической системы является воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат. [21]

Задачи, которые ставит Степаненко О. В это:

·реализовывать идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»;

·развивать творческую инициативу ученика;

·воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.

Никитина. М.А. же считает, что Самым продуктивным и оптимальным для решения учебных, педагогических и воспитательных задач урока является использование активных методов обучения.

Активные методы обучения построены на создании интеллектуально напряженной (проблемной) ситуации, характеризующейся наличием противоречия и неполноты предоставляемой информации. Истинная проблема всегда порождает ряд гипотез, на основе и для проверки которых будет сформулирован исследовательский вопрос. Итак, создание подобной ситуации побуждает учащихся пути решения проблемы для достижения заданной цели и тем самым активизирует мышление. А это, в свою очередь, порождает познавательную активность учащихся, стимулирует их исследовательскую деятельность.

На основании изученных опытов я полагаю, что для индивидуальных заданий со стороны учителя требуется подготовительная работа. Она состоит в подготовке файлов, с которыми будут работать ученики. Содержание этих файлов должно быть представлено в работе.

Учитель должен обращать внимание на все стороны работы, активно помогать ученикам. В процессе обучения учащиеся должны понять смысл графического представления данных, изучить виды диаграмм.

Следует уделить внимание некоторым базовым приемам сохранение документа. Начать изучение темы » Представление данных в виде диаграмм» следует с основных типов диаграмм, панелей инструментов, окна программы MS Excel, диалогового окна Атрибуты типов. В процессе обучения необходимо научить учащихся:

·умением освоения знаний, составляющих основу научных представлений о диаграммах;

·знать как, работать с различными видами графиков с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

·развивать познавательный интерес, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

·воспитать ответственное отношение к диаграммам с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

1. выработать навыки применения диаграмм в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда [22].

Предложенная мною система методических разработок представляет собой совокупность заданий, выполняя которые учащиеся последовательно осваивают возможности в программе MS Excel «Представление данных в виде диаграмм». Цель каждой из практических работ — умение представлять данные в виде диаграмм.

Задания рассчитаны на учащихся 7-9 классов, и, как показывает опыт, с ними успешно справляются все учащиеся данных возрастных групп. Перед выполнением очередного задания проводится объяснение нового материала.

После изучения данной темы учащиеся выполняют самостоятельные задания для закрепления навыков работы с диаграммами. В практические работы для освоения нового материала включаются задания на повторение ранее изученных тем.

После изучения темы проводится самостоятельная работа. На заключительном этапе желательно организовать конкурс творческих работ, которые учащиеся разрабатывают и выполняют самостоятельно. В творческой работе предполагается использование всех возможностей графического представления данных. Хочу привести несколько примеров моих методических разработок.

Методическая разработка № 1. Представление данных в виде диаграмм.

Цель урока: формирование знаний и умений графического представления данных в виде диаграмм.

1. Самостоятельная работа. Проводится одновременно с работой учеников на компьютере синхронно с учителем.

Задание.

·Запустите табличный процессор.

·Откройте файл poezd. xls

·Выделите диапазон ячеек А3: В11

·Мастер Диаграмм.

·В появившемся окне выберите тип диаграммы Гистограмма. Выберите первую гистограмму из списка и нажмите кнопку Далее>>

·Посмотрите, какой вид будет иметь гистограмма. Определите, какие значения будут показаны по оси X, а какие по оси Y. Нажмите кнопку Далее>>

·Выберите вкладку Заголовки и в строку Название диаграммы введите «Распределение времени стоянок по станциям»

·В строку «Ось Х категорий», введите: «Станции»; в строку «Ось Y категорий», введите: «Время стоянки»

·Нажмите кнопку Готово

·Измените, положение диаграммы на рабочем листе таким образом, чтобы она не закрывала таблицу.

·Измените шрифт заголовка. Для этого:

·Выберите мышью заголовок;

·Вызовите контекстное меню;

·Выполните в нем команду Шрифт;

·В появившемся диалоговом окне Шрифт и начертание для заголовка установите следующие параметры:

·Шрифт Courier New Cyr;

·Размер 14;

·Цвет Синий;

·Начертание: Полужирный

·Подтвердите исполнение, нажав ОК.

·Убедитесь, что легенда не закрывает область заголовка, в противном случае передвиньте ее, или уменьшите размер, щелкнув по ней мышкой и выполните, необходимые преобразования.

·Измените масштаб диаграммы по вертикали. Для этого щелкните мышкой непосредственно по диаграмме, и измените ее размер по вертикали. [23]

Методическая разработка № 2 (см. приложение 3)

·Задача учащихся: С помощью электронной таблицы построить график функции Y=3,5x-5. Где X принимает значения от — 6 до 6 с шагом 1. Технология работы:

·1. Запустите табличный процессор Excel 2010.

·В ячейку A1 введите «Х», в ячейку В1 введите «Y».

·Выделите диапазон ячеек A1: B1 выровняйте текст в ячейках по центру.

·В ячейку A2 введите число — 6, а в ячейку A3 введите — 5. Заполните с помощью маркера автозаполнения ячейки ниже до параметра 6.

·В ячейке B2 введите формулу: =3,5*A2-5. Маркером автозаполнения распространите эту формулу до конца параметров данных.

·Выделите всю созданную вами таблицу целиком и задайте ей внешние и внутренние границы (Формат — Ячейки — Границы).

·Выделите заголовок таблицы и примените заливку внутренней области (Формат — Ячейки — Вид — выберите цвет заголовка).

·Выделите остальные ячейки таблицы и примените заливку внутренней области другого цвета (Формат — Ячейки — Вид — выберите цвет заголовка).

·Выделите таблицу целиком. Выберите на панели инструментов кнопку Мастер диаграмм, Тип: точечная, Вид: Точечная диаграмма со значениями, соединенными сглаживающими линиями без маркеров. Нажмите кнопку Далее, Диапазон данных: Ряды в: столбцах. Нажмите кнопку Далее. Попадаете во вкладку Заголовки: Название диаграммы вводите Функция Y=3.5x-5. Ось OX — Y, Ось OY — X. Входите во вкладку Легенда: Добавить легенду — убрать флажок. Нажмите кнопку Далее. Поместить диаграмму на листе: Нажмите кнопку Готово.

·Переместите диаграмму под таблицу.

·Сохраните файл под именем: Мои документы 82 Петров Диаграмма [24].

Методическая разработка №3

·Цель: Построить диаграмму объема продаж магазина игрушек. Для построения использовать следующие данные (см приложение 3, рис 2)

·Шаг 1. Построение таблицы данных.

·Постройте таблицу данных как показано на рисунке (см приложение 3, рис 2)

·Шаг 2. Построение диаграммы» Объем продаж магазина игрушек» (рис 3)

·Выделите диапазон ячеек А1: D5

·Нажмите на кнопку Мастер диаграмм на Панели инструментов

·В появившемся диалоговом окне выберите тип диаграммы — Гистограмма и определите вид диаграммы, нажмите кнопку Далее

·В диалоговом окне Источник данных диаграммы выберите ряды в столбцах, нажмите кнопку Далее (см. рис 4)

·В диалоговом окне Параметры диаграммы в строке Название диаграммы введите «Объем продаж», дайте название осям, нажмите кнопку Далее (см рис 5)

·В диалоговом окне

Табличные
данные часто удобнее и нагляднее
представить в виде графиков и диаграмм.
Для создания диаграммы выделяют
прямоугольный блок таблицы, в него
включаются числовые значения, по которым
должен быть построен график. Могут быть
также включены левый столбец с
наименованиями строк и верхняя строка
с наименованиями столбцов — программа
автоматически распознает их как
соответствующие надписи. Выделяемый
для построения графиков блок может
иметь разрывы, тогда используется
клавиша Ctrl.

4 способа создания
диаграмм

  • нажатием
    клавиши F11
    Excel
    автоматически создает новый лист
    рабочей книги левее листа с таблицей,
    лист называется «Диаграмма», на нем —
    автоматически построенная оптимальная
    с точки зрения Excel
    диаграмма

  • с
    помощью главного меню Вставка Диаграмма
    На одном листе или На отдельном листе
    и далее вызывается мастер диаграмм

  • с
    помощью панели инструментов Диаграмма
    (Вид Панель инструментов Диаграмма)

  • кнопкой
    Мастер диаграмм на стандартной панели
    инструментов

5
шагов мастера диаграмм

  • подтверждение
    или изменение блока данных (диапазона)
    для построения диаграммы

  • выбор
    типа диаграммы — двумерные (круговая,
    кольцевая, график, смешанная, точечная
    и т.п.) или трехмерные

  • для
    заданного типа выбирается вид диаграммы
    (например, для круговой — с вырезанной
    частью, с указанием процентов и т.п.)

  • приводится
    примерный вид диаграммы и некоторые
    диалоги, например, подтвердить, что
    первый столбец — названия секторов
    круговой диаграммы и т.п.

  • элементы
    оформления диаграммы — вводится название
    диаграммы, легенда — каким цветом какие
    позиции обозначены, названия координатных
    осей

Диаграмма
размещается в указанной области — на
том листе, где таблица, или на отдельном
листе.

При
использовании панели «Диаграмма» — она
имеет 1 поле для выбора типа диаграммы
и 4 кнопки- создание диаграммы выбранного
типа, мастер диаграмм (работает в два
шага — выбор диапазона данных и ввод
надписей), кнопка для построения
горизонтальной сетки, кнопка встраивания
легенды.

Диаграмма,
построенная по табличным данным, связана
с этими данными — при изменении числовых
значений диаграмма автоматически
изменяется вместе с ними.

Диаграмма может
быть перемещена буксировкой за рамку
(рамка появляется после щелчка мышью
по диаграмме). Для изменения размеров
диаграммы производится буксировка за
один из 8 квадратиков, расположенных на
рамке, в нужном направлении.

Для изменения
элементов диаграммы (редактирования
или правки) производится двойной щелчок
по ней — рамка становится штриховой,
серого цвета. После этого можно
редактировать любой из элементов
диаграммы — чертеж, ось 1, ось 2, текст оси
1, текст оси 2, названия, легенду. Для
этого производится двойной щелчок по
соответствующему элементу — при этом
вызывается диалоговое окно редактирования
соответствующего элемента.

Для редактирования
также может быть использовано главное
меню Вставка Название (легенды, оси
…) или Формат Тип диаграммы и др.

При создании
объемных диаграмм имеются дополнительные
возможности редактирования (Формат
Объемный вид): три основных операции

  • возвышение
    — изменение угла, под которым видна
    диаграмма

  • поворот
    относительно вертикальной оси

  • вид
    в перспективе — для его получения надо
    отменить перпендикулярность осей

На
любой диаграмме могут использоваться
текстовые надписи трех типов

  • связанные
    тексты — это наименования диаграммы,
    названия осей — их можно форматировать,
    перемещать, изменять текст

  • свободные
    тексты — для ввода свободного текста
    на диаграмме не должно быть выделенных
    элементов. Любой текст вводится в строке
    формул, затем нажимается клавиша ввода
    и текст появляется в средней части
    диаграммы, где он может быть отредактирован
    и перемещен в любое нужное место

  • метки
    данных числовые значения обычно
    показываются у осей координат, однако
    иногда полезно показать и числовое
    значение у одного или нескольких
    столбцов непосредственно на графике,
    например, для максимального значения
    Соответствующий столбец выделяется
    двойным щелчком и с помощью главного
    меню Вставка Метка указывается метка.

При
необходимости на диаграмме может быть
указана координатная сетка только по
одной или по обеим осям, сетка может
быть одно- и двухуровневой (то есть менее
или более густая), может быть выбрана
толщина линий сетки, ее цвет (меню Вставка
Сетка)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА СЭММ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ В EXCEL

Выполнила:

Студентка гр. 2873

Иванова К.В.

Проверила:

Челпанова М.Б.

Великий Новгород

2008

1. Цели работы:

— Изучить методики графического отображения
табличных данных

— Научиться на листе бумаги (без использования
компьютера) выполнять примерное изображение задания

2. Выполнение работы:

Задание 1.

По данным таблицы (рис. 43), но без строки
Всего, построили гистограмму, представленную на рисунке и
выполнили следующие действия:

· Добавили в диаграмму ряд
Всего, снабдив подписью (101) его первую
точку.

Щелкнули правой кнопкой мыши по диаграмме. Выбрали
Исходные данные. В открывшемся диалоговом окне Исходные
данные
— вкладка РядДобавить ряд — в ячейке
Значение написали диапазон (А6:D6) — в ячейке имя ввели
«Всего» — ОК.

· Изменили название диаграммы на название
«
Динамика продаж за первый квартал»

Правой кнопкой щелкнули по диаграмме — Параметры
диаграммы
— вкладка Заголовки — в ячейку Название
диаграммы
ввели другое название.

· Изменили название оси Х с
«
Месяц» на «Мес.»

Правой кнопкой щелкнули по диаграмме — Параметры
диаграммы
— вкладка Заголовки — в ячейку Ось Х
ввели «Мес.» вместо «Месяц».

· Добавили подпись типа
Категория к последнему элементу ряда
Всего.

Выделили столбец Всего и щелкнули правой
кнопкой мыши — Формат рядов данных — вкладка Подписи
данных
— поставили флажок в поле Имена категорий

· Вставили подпись типа
Значение ко всем элементам ряда
Обувь. После этого удалили подпись 38 у второго
его элемента
.

Выделили столбец Обувь и щелкнули правой
кнопкой мыши — Формат рядов данных — вкладка Подписи
данных
— поставили флажок в поле Значения. Затем
выделили подпись 38 у второго элемента — клавиша Del.

· Сделали так, чтобы перекрытие между столбцами
равнялось 50, а величина зазора между ними составила 20.

Щелкнули по любому столбцу в диаграмме — Формат
рядов данных
— вкладка Параметры — в ячейках
Перекрытие и Величина зазора поставить соответственно
50 и 20.

Задание 2.

Построили круговую диаграмму для товара
Обувь и выполнили следующие действия:

· Увеличили размер круга настолько, чтобы он
налегал на нижнюю строку названия диаграммы.

Выделили внутренний четырехугольник диаграммы и
растягиваем до нужного размера.

· Развернули диаграмму так, чтобы вырезанный
сектор Янв был расположен внизу.

Щелкнули по сектору Янв — Формат рядов
данных
— вкладка Параметры — в ячейке Угол
поворота
поставили значение 90.

· Изменили подписи, содержащие доли каждого
элемента в общей сумме, так, чтобы они были представлены с
точностью до двух разрядов после запятой. Подпись к сектору Янв
разместили прямо на этом секторе.

Щелкнули правой кнопкой мыши по подписям,
содержащим доли каждого элемента — Формат подписей данных
вкладка Число — тип числового формата Процентный — в
поле Число десятичных знаков написать значение 2.

Задание 3.

По данным таблицы (рис. 44) построили диаграммы.
Для диаграммы типа График, выполнили следующие действия:

· Метки осей оформили шрифтом Times New Roman
размера 8 пт.

Щелкнули поочередно правой кнопкой мыши по осям Х и
У — Формат оси — вкладка Шрифт — выбрать нужный шрифт
и размер.

· Запретили автоматическое изменение размера
всех шрифтов при изменении размеров диаграммы во всех элементах,
кроме названия диаграммы

Щелкнули правой кнопкой мыши по диаграмме —
Формат области диаграмм — вкладка Свойства
установить флажок в поле Перемещать, но не изменять
размеры
.

· Пометили ряд буквами S1,
использовав для этого подписи данных к первому и последнему
элементу ряда.

Щелкнули правой кнопкой мыши по диаграмме —
Параметры диаграммы — вкладка Подписи данных — поставить
флажок в поле Имена рядов — ОК. Затем щелкнуть два раза по этой
самой подписи на графике и удалить их все, кроме первой и
последней.

· Переместили на диаграмме первый элемент вверх
до значения У = 5, а последний вниз до У = 6 и убедились, что
символы
S1 перемещаются вместе с точками.

В самой таблице изменили значения первого и
последнего элементов на У = 5 и У = 6 соответственно. При этом
символы S1 переместились вместе с точками.

3. Вывод:

— Изучили методики графического отображения
табличных данных

— Научились на листе бумаги (без использования
компьютера) выполнять примерное изображение задания.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Графическое представление данных в excel 2010
  • Графическое оформление текста в word
  • Графическое отображение данных ms excel
  • Графическое моделирование в excel
  • Графическое меню в word