Графическое представление числовых данных ms excel

Табличные
данные часто удобнее и нагляднее
представить в виде графиков и диаграмм.
Для создания диаграммы выделяют
прямоугольный блок таблицы, в него
включаются числовые значения, по которым
должен быть построен график. Могут быть
также включены левый столбец с
наименованиями строк и верхняя строка
с наименованиями столбцов — программа
автоматически распознает их как
соответствующие надписи. Выделяемый
для построения графиков блок может
иметь разрывы, тогда используется
клавиша Ctrl.

4 способа создания
диаграмм

  • нажатием
    клавиши F11
    Excel
    автоматически создает новый лист
    рабочей книги левее листа с таблицей,
    лист называется «Диаграмма», на нем —
    автоматически построенная оптимальная
    с точки зрения Excel
    диаграмма

  • с
    помощью главного меню Вставка Диаграмма
    На одном листе или На отдельном листе
    и далее вызывается мастер диаграмм

  • с
    помощью панели инструментов Диаграмма
    (Вид Панель инструментов Диаграмма)

  • кнопкой
    Мастер диаграмм на стандартной панели
    инструментов

5
шагов мастера диаграмм

  • подтверждение
    или изменение блока данных (диапазона)
    для построения диаграммы

  • выбор
    типа диаграммы — двумерные (круговая,
    кольцевая, график, смешанная, точечная
    и т.п.) или трехмерные

  • для
    заданного типа выбирается вид диаграммы
    (например, для круговой — с вырезанной
    частью, с указанием процентов и т.п.)

  • приводится
    примерный вид диаграммы и некоторые
    диалоги, например, подтвердить, что
    первый столбец — названия секторов
    круговой диаграммы и т.п.

  • элементы
    оформления диаграммы — вводится название
    диаграммы, легенда — каким цветом какие
    позиции обозначены, названия координатных
    осей

Диаграмма
размещается в указанной области — на
том листе, где таблица, или на отдельном
листе.

При
использовании панели «Диаграмма» — она
имеет 1 поле для выбора типа диаграммы
и 4 кнопки- создание диаграммы выбранного
типа, мастер диаграмм (работает в два
шага — выбор диапазона данных и ввод
надписей), кнопка для построения
горизонтальной сетки, кнопка встраивания
легенды.

Диаграмма,
построенная по табличным данным, связана
с этими данными — при изменении числовых
значений диаграмма автоматически
изменяется вместе с ними.

Диаграмма может
быть перемещена буксировкой за рамку
(рамка появляется после щелчка мышью
по диаграмме). Для изменения размеров
диаграммы производится буксировка за
один из 8 квадратиков, расположенных на
рамке, в нужном направлении.

Для изменения
элементов диаграммы (редактирования
или правки) производится двойной щелчок
по ней — рамка становится штриховой,
серого цвета. После этого можно
редактировать любой из элементов
диаграммы — чертеж, ось 1, ось 2, текст оси
1, текст оси 2, названия, легенду. Для
этого производится двойной щелчок по
соответствующему элементу — при этом
вызывается диалоговое окно редактирования
соответствующего элемента.

Для редактирования
также может быть использовано главное
меню Вставка Название (легенды, оси
…) или Формат Тип диаграммы и др.

При создании
объемных диаграмм имеются дополнительные
возможности редактирования (Формат
Объемный вид): три основных операции

  • возвышение
    — изменение угла, под которым видна
    диаграмма

  • поворот
    относительно вертикальной оси

  • вид
    в перспективе — для его получения надо
    отменить перпендикулярность осей

На
любой диаграмме могут использоваться
текстовые надписи трех типов

  • связанные
    тексты — это наименования диаграммы,
    названия осей — их можно форматировать,
    перемещать, изменять текст

  • свободные
    тексты — для ввода свободного текста
    на диаграмме не должно быть выделенных
    элементов. Любой текст вводится в строке
    формул, затем нажимается клавиша ввода
    и текст появляется в средней части
    диаграммы, где он может быть отредактирован
    и перемещен в любое нужное место

  • метки
    данных числовые значения обычно
    показываются у осей координат, однако
    иногда полезно показать и числовое
    значение у одного или нескольких
    столбцов непосредственно на графике,
    например, для максимального значения
    Соответствующий столбец выделяется
    двойным щелчком и с помощью главного
    меню Вставка Метка указывается метка.

При
необходимости на диаграмме может быть
указана координатная сетка только по
одной или по обеим осям, сетка может
быть одно- и двухуровневой (то есть менее
или более густая), может быть выбрана
толщина линий сетки, ее цвет (меню Вставка
Сетка)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Урок по теме «Графическое представление числовых данных в Microsoft Excel»

В любой сфере деятельности существует множество задач, в которых исходные данные и результаты должны быть представлены в графической форме. Умение наглядно представлять информацию в виде графиков и диаграмм – неотъемлемая часть современного образования. При подготовке отчетов по различным дисциплинам, решении задач, выполнении творческих заданий, нередко возникает необходимость графического представления числовых данных. Главное достоинство такого представления – наглядность, которое облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.

Тема урока: Графическое представление числовых данных в Microsoft Excel.

Цель урока: освоить и отработать технологию построения и редактирования различных видов диаграмм и графиков.

Задачи урока:

образовательные

  • познакомить учащихся с основными понятиями темы;

  • сформировать у учащихся навыки построения и редактирования различных типов диаграмм и графиков;

  • закрепить полученные знания при выполнении заданий.

развивающие:

  • развитие умений применять знания для решения задач различного рода;

  • развитие навыков самостоятельной работы;

  • формирование информационной культуры, компьютерной грамотности.

Воспитательные:

  • формирование у учащихся познавательной потребности, интереса к предмету;

  • привитие учащимся навыков самостоятельности в работе;

  • воспитание дисциплинированности, трудолюбия.

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала и закрепление практических навыков работы).

План урока:

  1. Организационная часть (сообщение темы и постановка целей урока).

  2. Актуализация знаний учащихся.

  3. Изучение нового материала.

  4. Компьютерный практикум.

  5. Подведение итогов урока

  6. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Сообщение темы и постановка целей урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучать ЭТ Microsoft Excel. Тема урока: «Графическое представление числовых данных в Microsoft Excel». Сегодня вы узнаете, что для наглядного представления данных можно использовать графики и диаграммы. Кроме того, вы познакомитесь с типами диаграмм, способами их создания и редактирования.

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

  1. Актуализация знаний учащихся

Актуализация знаний учащихся осуществляется в ходе фронтального опроса

Вопросы:

  1. Что такое ЭТ и каково ее основное предназначение?

  2. Назовите характерную отличительную черту ЭТ в сравнении с текстовым редактором.

  3. Как называется документ созданный в среде ЭТ?

  4. Из чего состоит ЭТ?

  5. Из чего составляется адрес ячейки?

  6. Перечислите типы данных, используемых в ЭТ.

  7. Чем отличается абсолютная адресация в Excel от относительной?

  8. Каковы правила записи формул в ячейках ЭТ?

  9. Назовите часто используемые в ЭТ математические функции?

  10. Какая ячейка называется активной?

  1. Изучение нового материала

Большую помощь при обработке и анализе информации оказывает ее графическое представление. Это неудивительно, поскольку графики и диаграммы воспринимаются намного легче, чем столбцы сухих цифр. Они позволяют не только повысить наглядность излагаемого материала, но и отобразить соотношение различных величин или динамику изменения показателей.

Диаграмма – объект ЭТ, наглядно показывающий соотношение каких-либо величин.

Это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

Диаграмма связана с данными, на основе которых она создана, и автоматически обновляется при их изменении.

Диаграммы могут быть различных типов и соответственно представлять данные в различной форме. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

Для наглядного сравнения величин используются линейчатые диаграммы, в которых высота столбца пропорциональна значению величины. Линейчатые диаграммы могут быть плоскими или объемными, причем столбцы могут быть расположены как вертикально (гистограмма), так и горизонтально. Например, с помощью гистограммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран мира.

Для отображения величин частей некоторого целого применяется круговая диаграмма, в которой величина кругового сектора пропорциональна значению части. Круговы диаграммы могут быть плоскими или объемными, причем секторы могут быть раздвинуты. Пример ( доли цен отдельных устройств компьютера в его общей цене.

Для построения графиков функций и отображения изменения величин в зависимости от времени используются диаграммы типа график.

При создании диаграмм, прежде всего, необходимо выделить диапазон ячеек, содержащих исходные данные для ее построения.

Выделенный диапазон включает в себя как ряды данных, так и категории.

Ряды данных – это множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме (численность населения, цена отдельного устройства).

Категории задают положение значения ряда данных на диаграмме. Подписи под столбцами, названия секторов ( Название страны, название устройства)

Ряды данных и категорий могут размещаться как в столбцах, так и в строках электронной таблицы.

Построение диаграммы начинается с выбора диапазона тех данных, которые следует отразить. Затем на вкладке Вставка в группе Диаграммы выбирается кнопка типа создаваемой диаграммы (Гистограмма, Круговая, Линейчатая и т. д.), которая представляет собой выпадающее меню с вариантами диаграмм.

hello_html_m657b08e2.jpg

Созданная диаграмма отобразится в рабочем листе, после чего станет доступна контекстная вкладка Работа с диаграммами с тремя наборами инструментов (вкладками) для изменения диаграмм:

hello_html_m35a9a101.jpg

В процессе редактирования можно изменить цвет и стиль линий, размеры диаграммы, цену делений шкалы, вид фигуры ряда, переместить текст и т. п.

4.Компьютерный практикум

Задание 1.

В электронных таблицах построить на листе с данными линейчатую диаграмму отобразить уровень продажи процессоров фирмы Intel за первое полугодие 2013 года.

Количество процессоров проданных фирмой Computer LTD (1 полугодие 2013 года)

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Intel Celeron

78

98

102

120

100

97

Intel Core

110

150

140

148

117

123

Intel Xeon

75

83

98

104

80

82

Intel Pentium

42

40

46

54

32

30

Задание 2.

  1. Открыть Лист 2 рабочей книги MS Excel.

  2. Внести данные в таблицу.

  3. По данным столбцов Источник информации и Названия городов построить гистограмму.

  4. По данным столбца Итоги построить круговую диаграмму.

Источник информации

Москва

С.-Петербург

Белгород

Итоги

(ср.знач.)

Справочники

16

10

8

11,33

Советы знакомых

56

48

75

59,67

Телевидение

60

45

50

51,67

Радио

20

29

12

20,33

Газеты

29

23

26

26

Реклама

5

10

10

8,33

Объявления

4

6

5

5

Советы продавца

23

18

20

20,33

Проанализировать полученные диаграммы и ответить на следующие вопросы внизу листа:

  • Укажите три источника информации, которые используют большинство жителей этих городов;

  • Какой источник информации пользуется наибольшей популярностью:

а) в Москве;

б) в С.-Петербурге;

в) в Белгороде;

Укажите два источника информации, которыми пользуются меньше всего жители всех трех городов.

Задание 3

Построить график функции y=cos(x) на отрезке [-10; 10] с шагом h=1

1) Открыть Лист3 рабочей книги MS Excel.

2) Создайте список значений аргумента в диапазоне [-10; 10]. Для этого введите в ячейку A1 значение –10, выберите команду Главная→Редактирование→Заполнить→Прогрессия, установите переключатель По столбцам, введите в поле Предельное значение число 10

и затем щелкните на кнопке OK. Столбец будет заполнен значениями аргумента.

3) Для создания значений функции заполните следующий столбец. Щелкните в ячейке B1. Введите формулу =cos(A1), и нажмите клавишу Enter.

3. Выделите диапазон B1…B21 (этот диапазон включает в себя столько же строк, сколько и диапазон аргументов в столбце А). Выберите команду Главная→Редактирование→Заполнить→Вниз, и столбец B будет заполнен значениями функции.

4. Выделите мышью все значения в столбцах А и B. Выполните команду Вставка→Диаграммы→Точечная→Точечная с гладкими кривыми.

В лист будет вставлена диаграмма с изображением нашего графика.

Задание 4

Построить график функции у = х2 ; y=2x+3 на отрезке [– 3; 3] с шагом h = 0,5.

5.Подведение итогов урока

Оценка работы учащихся. По итогам выполнения заданий и фронтального опроса каждому учащемуся выводится средняя оценка за урок.

6. Домашнее задание

Повторить материал занятия. Составить тест по теме «Обработка числовой информации» (не менее 5 вопросов), дать 3 варианта ответа на каждый вопрос, указать правильные ответы.hello_html_m4d466bb7.png

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование знаний и умений графического представления числовых данных в виде диаграмм.

Задачи урока:

  • знакомство учащихся с основными типами диаграмм в MS Excel, объектами диаграммы;
  • формирование умения форматировать и редактировать объекты диаграммы;
  • развитие умения выбирать наиболее наглядный тип диаграммы при графическом представлении определенных числовых данных;
  • создание организационных условий для применения учащимися комплекса знаний;
  • обеспечение межпредметных связей.
  • развитие у учащихся умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, существенное, обобщать, формулировать выводы, самостоятельно приобретать и применять знания в практической деятельности;
  • развитие у учащихся познавательный интерес и творческие способности через прикладную направленность применения нового материала и межпредметные связи;
  • развитие коммуникативной компетенции учащихся через работу в группах, воспитания уважения друг к другу, умения слушать;
  • воспитание информационной культуры представления информации.

Изучив тему урока, учащиеся должны:

  • знать об основных типах диаграмм в MS Excel, из каких объектов состоит диаграмма;
  • уметь создавать различные типы диаграмм, форматировать объекты диаграммы, перемещать и изменять размеры диаграммы;
  • уметь выбирать наиболее наглядный тип диаграммы;
  •  уметь применять графические возможности MS Excel в практической деятельности в различных учебных дисциплинах.

Возраст учащихся: IX класс.

Место урока в учебном плане: данный урок является четвертым при изучении темы «Обработка числовой информации».

Форма проведения урока: беседа, работа в группах, парах, индивидуальная работа.

Средства обучения:

Технические:

  • компьютеры,
  • мультимедийный проектор,
  • экран;

Программные: презентация, созданная средствами программы Microsoft PowerPoint;

Раздаточные материалы:

  • тест на каждого учащегося (два варианта);
  • комплект карточек для работы в группах;
  • карточка для практической работы;
  • справочные материалы.

Учебник: Информатика. Базовый курс. 7-9 классы/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова.-2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 390с.: ил.

Информационная карта урока.

№ п/п

Этап урока

Дидактическая цель

Методы, организационные формы

Виды деятельности учителя

Виды деятельности ученика

1

Организационный момент

Включить учеников в деловой ритм. Подготовить класс к работе.

Сообщение учителя.

Решает организационные вопросы.

Настраиваются на продуктивную деятельность.

2

Актуализация знаний

Обобщить знания через повторение изученного раннее материала.

  1. Индивидуальная работа с тестом (2 варианта).
  2. Взаимопроверка в парах.
  3. Работа в группе.

Инструктирует учащихся по организации деятельности по работе с тестом, взаимопроверке, работе в группе.

Индивидуально работают с тестом, повторяя полученные на прошлых уроках знания. Проверяют результаты работы в парах, объясняя допущенные ошибки, оценивают. При возникновении спорной ситуации учащиеся могут обратиться за консультацией к учителю.
Работают в группах (3 группы), которые выполняют разные типы задания.
От каждой группы выступает представитель с представлением результата работы. Учащиеся других групп выслушивают, исправляют, дополняют.

3

Мотивация.

Сформировать познавательные мотивы

Решение проблемной ситуации. Беседа

Задает проблемный вопрос. Подводит учащихся к нужному выводу.

Предлагают свои способы решения проблемы.

4

Изучение нового материала.

Формирование новых знаний и умений применять на практике при рассмотрении примеров из других общеобразовательных предметов.

Репродуктивный. Самостоятельное применение новых знаний на практике на компьютере. Работа в парах. Анализ заданий.

Рассказывает об основных типах диаграмм, их объектах.
Дает инструкцию по выполнению самостоятельной работы на компьютере.

Изучают новый материал.
Работают в парах на компьютере.

5.

Подведение итогов.
Постановка домашнего задания.

Подведение итогов.

Индивидуальный.

Подводит итог.
Дает инструкции по выполнению домашнего задания.

Делают вывод об изученном на уроке.
Записывают домашнее задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит очень много интересной работы. Прошу вас быть собранными, внимательными, активными.

II. Актуализация знаний.

На прошлых уроках мы познакомились с представлением числовых данных с помощью табличных информационных моделей и оформлении их в электронном виде с помощью программы MS Excel . Немного повторим.

Перед вами лежат тесты (приложение 1). Выберите из представленных вариантов правильный ответ.

Обменяйтесь вариантами в паре. Проверьте друг друга, укажите на допущенные ошибки, объяснив правильный ответ. При возникновении спорной ситуации вы можете обратиться за консультацией ко мне. Оцените работу друг друга.

Разбейтесь на 3 группы. Выполните в группе свое задание (приложение 2), выберите выступающего для защиты своей работы. (приложение 3, слайды 2-4)

III. Мотивация к изучению нового материала.

Сейчас я продемонстрирую вам табличную информационную модель результатов метеорологических наблюдений за март 2007 года в Москве. А вы сразу ответьте мне на вопросы: (приложение 3, слайд 5)

— В какие дни происходили перепады температуры?

— В какие дни влажность была меньше 80%?

— В какие дни давление составляет от 741 до 747 мм?

Мы видим, что сразу ответить на эти вопросы трудно, так как данные представлены по числам месяца, а не по другим критериям. Далеко не всегда числа в таблице позволяют составить полное впечатление, даже если они рассортированы наиболее удобным способом. Как можно, на ваш взгляд, решить эту проблему? (Учащиеся приходят к выводу — представить числовые данные в виде графика).

Действительно, графическая обработка придает наглядность, обозримость числовых данных. Для наглядного представления числовых данных используются такие средства графики, как диаграммы.

— Сформулируйте тему урока. Чему мы должны сегодня научиться? (приложение 3, слад 6)

IV. Объяснение нового материала.

Электронная таблица MS Excel располагает 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. (приложение 3, слайд 7)

Типы диаграмм выбираются в зависимости от обрабатываемых данных и/или уровня наглядности представления.

Запишем определение: данные, находящиеся в одном столбце или в одной строке, называются рядом.

Рассмотрим, наиболее часто используемые диаграммы.

График хорошо вам знаком по различным школьным задачам. — На каких школьных предметах вам приходится иметь дело с графиками? Приведите примеры. На одном чертеже можно разместить и несколько графиков, каждый из которых соответствует своему ряду данных.

Круговая и кольцевая диаграммы (плоская или объемная) используется для графического представления одного ряда значений. Например, удобно представить в виде круговой или кольцевой диаграммы % учащихся распределения учащихся по кружкам.

Столбчатая диаграмма или гистограмма может быть построена для нескольких рядов данных.

Диаграмма состоит из следующих объектов: ряд, ось, заголовок, легенда, область построения. (приложение 3, слайд 8)

Область диаграммы ограничивает поле чертежа построения диаграммы.

Ряд — данные, находящиеся в одном столбце или в одной строке, называются рядом. Диаграмма может быть построена как по одному ряду, так и по нескольким рядам. Ряд может содержать подписи отображаемых значений.

Ось. Каждая из осей диаграммы характеризуется следующими параметрами: вид, шкала, шрифт, число, выравнивание. Вид определяет отображение внешнего вида оси на экране. Шкала определяет минимальное и максимальное значение шкалы оси, цену основных и промежуточных делений, точку пересечения с другими осями. Число определяет формат шкалы в соответствии с типами данных.

Заголовок. Заголовком служит текст, задаваемый пользователем; описывает содержание диаграммы; как правило, размещается над диаграммой.

Легенда – список названий рядов (обозначений переменных). Удобна для наглядности при построении диаграммы для нескольких рядов данных.

Область построения – ограниченная осями область, предназначенная для размещения рядов данных. Для удобства анализа результатов на области построения может наноситься сетка.

Диаграмму можно форматировать: (приложение 3, слайд 9)

  • изменять тип диаграммы;
  • изменять шрифты объектов диаграммы;
  • задавать масштаб и формат осей;
  • выбирать вид рамок объектов диаграммы.

Практическая работа на компьютере:

В папке Мои документы содержится папка Диаграммы, в которой 4 таблицы (приложение 4, приложение 5, приложение 6, приложение 7) по различным предметам. Постройте диаграммы, выбрав любые 2-3 таблицы. Тип диаграммы необходимо выбрать наиболее наглядный и удобный вид для выбранной вами таблицы. При работе с диаграммами в помощь вам даны справочные материалы (приложение 8). При выполнении работы вам необходимо подготовить основные выводы по данной теме. В этом вам поможет карточка
(приложение 9).

V. Подведение итогов.

Выводы: (приложение 3, слайд 10)

  • Диаграмма – удобная для анализа и сравнения средство графического представления числовых данных из любой области знаний.
  • Круговую диаграмму обычно используют в тех случаях, когда нужно показать, какую часть от целого (круга) составляет отдельные величины (сектора).
  • Гистограмма позволяет показать изменения в течение некоторого периода времени или соотношение величии.

Литература, использованная при подготовке к уроку:

  1. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 1.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2004.- 304 с.: ил.
  2. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/Под ред. Н.В. Макаровой.-СПб.: Питер, 2004.- 288 с.: ил.
  3. Информатика: сб.типовых задач для 8-9 кл./А.А.Кузнецов, С.А.Бешенков, Е.А.Ракитина.- М.: Просвещение, 2006.- 159с.: ил.
  4. Microsoft Excel. Электронные таблицы и базы данных в задачах./Нечаев В.Д.- М.: Интеллект-Центр. 2001.- 96 с.
  5. Советская товарная биржа: 20-е годы. Документы и материалы.- М.: «Дело», 1992.- 341с.
  6. Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Урок по теме «Графическое представление числовых данных в Microsoft Excel»

В любой сфере деятельности существует множество задач, в которых исходные данные и результаты должны быть представлены в графической форме. Умение наглядно представлять информацию в виде графиков и диаграмм – неотъемлемая часть современного образования. При подготовке отчетов по различным дисциплинам, решении задач, выполнении творческих заданий, нередко возникает необходимость графического представления числовых данных. Главное достоинство такого представления – наглядность, которое облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.

Тема урока:  Графическое представление числовых данных в Microsoft Excel.

Цель урока: освоить и отработать технологию построения и редактирования различных видов диаграмм и графиков.

Задачи урока:

образовательные

  • познакомить учащихся с основными понятиями темы;
  • сформировать у учащихся навыки построения и редактирования различных типов диаграмм и графиков;
  • закрепить полученные знания при выполнении заданий.

развивающие:

  • развитие умений применять знания для решения задач различного рода;
  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • формирование информационной культуры, компьютерной грамотности.

Воспитательные:

  • формирование у учащихся познавательной потребности, интереса к предмету;
  • привитие учащимся навыков самостоятельности в работе;
  • воспитание дисциплинированности, трудолюбия.

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала и закрепление практических навыков работы).

План урока:

  1. Организационная часть (сообщение темы и постановка целей урока).
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Изучение нового материала.
  4. Компьютерный практикум.
  5. Подведение итогов урока
  6. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Сообщение темы и постановка целей урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучать ЭТ Microsoft Excel. Тема урока: «Графическое представление числовых данных в Microsoft Excel». Сегодня вы узнаете, что для наглядного представления данных можно использовать графики и диаграммы. Кроме того, вы познакомитесь с типами диаграмм, способами их создания и редактирования.

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

  1. Актуализация знаний учащихся

Актуализация знаний учащихся осуществляется в ходе фронтального опроса

Вопросы:

  1. Что такое ЭТ и каково ее основное предназначение?
  2. Назовите характерную отличительную черту ЭТ в сравнении с текстовым редактором.
  3. Как называется документ созданный в среде ЭТ?
  4. Из чего состоит ЭТ?
  5. Из чего составляется адрес ячейки? 
  6. Перечислите типы данных, используемых в ЭТ.
  7. Чем отличается абсолютная адресация в Excel от относительной?
  8. Каковы правила записи формул в ячейках ЭТ? 
  9. Назовите часто используемые в ЭТ математические функции?
  10. Какая ячейка называется активной?
  1. Изучение нового материала

Большую помощь при обработке и анализе информации оказывает ее графическое представление. Это неудивительно, поскольку графики и диаграммы воспринимаются намного легче, чем столбцы сухих цифр. Они  позволяют не только повысить наглядность излагаемого материала, но и отобразить соотношение различных величин или динамику изменения показателей.

Диаграмма – объект ЭТ, наглядно показывающий соотношение каких-либо величин.

Это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

Диаграмма  связана с данными, на основе которых она создана, и автоматически обновляется при их изменении.

Диаграммы могут быть различных типов и соответственно представлять данные в различной форме. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

Для наглядного сравнения величин используются линейчатые диаграммы, в которых высота столбца пропорциональна значению величины. Линейчатые диаграммы могут быть плоскими или объемными, причем столбцы могут быть расположены как вертикально (гистограмма), так и горизонтально. Например, с помощью гистограммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран мира.

Для отображения величин частей некоторого целого применяется круговая диаграмма, в которой величина кругового сектора пропорциональна значению части. Круговы диаграммы могут быть  плоскими или объемными, причем секторы могут быть раздвинуты. Пример ( доли цен отдельных устройств компьютера в его общей цене.

Для построения графиков функций и отображения изменения величин в зависимости от времени используются диаграммы типа график.

При создании диаграмм, прежде всего, необходимо выделить диапазон ячеек, содержащих исходные данные для ее построения.

Выделенный диапазон включает в себя как ряды данных, так и категории.

Ряды данных – это множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме (численность населения, цена отдельного устройства).

Категории задают положение значения ряда данных на диаграмме. Подписи под столбцами, названия секторов ( Название страны, название устройства)

Ряды данных и категорий могут размещаться как в столбцах, так и в строках электронной таблицы.

Построение диаграммы начинается с выбора диапазона тех данных, которые следует отразить. Затем на вкладке Вставка в группе Диаграммы выбирается кнопка типа создаваемой диаграммы (Гистограмма, Круговая, Линейчатая и т. д.), которая представляет собой выпадающее меню с вариантами диаграмм.

Созданная диаграмма отобразится в рабочем листе, после чего станет доступна контекстная вкладка Работа с диаграммами с тремя наборами инструментов (вкладками) для изменения диаграмм:

В процессе редактирования можно изменить цвет и стиль линий, размеры диаграммы, цену делений шкалы, вид фигуры ряда, переместить текст и т. п.

4.Компьютерный практикум

Задание 1.

В электронных таблицах построить на листе с данными линейчатую диаграмму отобразить уровень продажи процессоров фирмы Intel  за первое полугодие 2013 года.

Количество процессоров проданных фирмой Computer LTD (1 полугодие 2013 года)

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Intel Celeron

78

98

102

120

100

97

Intel Core

110

150

140

148

117

123

Intel Xeon

75

83

98

104

80

82

Intel Pentium

42

40

46

54

32

30

Задание 2.

  1. Открыть Лист 2 рабочей книги MS Excel.
  2. Внести данные в таблицу.
  3. По данным столбцов Источник информации и Названия городов построить гистограмму.
  4. По данным столбца Итоги построить круговую диаграмму.

Источник информации

Москва

С.-Петербург

Белгород

Итоги

(ср.знач.)

Справочники

16

10

8

11,33

Советы знакомых

56

48

75

59,67

Телевидение

60

45

50

51,67

Радио

20

29

12

20,33

Газеты

29

23

26

26

Реклама

5

10

10

8,33

Объявления

4

6

5

5

Советы продавца

23

18

20

20,33

Проанализировать полученные диаграммы и ответить на следующие вопросы внизу листа:

  • Укажите три источника информации, которые используют большинство жителей этих городов;
  • Какой источник информации пользуется наибольшей популярностью:

а) в Москве;

б) в С.-Петербурге;

в) в Белгороде;

Укажите два источника информации, которыми пользуются меньше всего жители всех трех городов.

Задание 3

Построить  график функции  y=cos(x) на отрезке [-10; 10] с шагом h=1

1) Открыть Лист3 рабочей книги  MS Excel.

2) Создайте список значений аргумента в диапазоне [-10; 10]. Для этого введите в ячейку A1 значение –10, выберите команду Главная→Редактирование→Заполнить→Прогрессия, установите переключатель По столбцам, введите в поле Предельное значение число 10

и затем щелкните на кнопке OK. Столбец будет заполнен значениями аргумента.

3)  Для создания значений функции заполните следующий столбец. Щелкните в ячейке B1. Введите формулу  =cos(A1), и нажмите клавишу Enter.

3. Выделите диапазон B1…B21 (этот диапазон включает в себя столько же строк, сколько и диапазон аргументов в столбце А). Выберите команду Главная→Редактирование→Заполнить→Вниз, и столбец B будет заполнен значениями функции.

4. Выделите мышью все значения в столбцах А и B. Выполните команду Вставка→Диаграммы→Точечная→Точечная с гладкими кривыми.

В лист будет вставлена диаграмма с изображением нашего графика.

Задание 4

Построить график функции у = х2 ; y=2x+3 на отрезке [– 3; 3] с шагом h = 0,5.

5.Подведение итогов урока

Оценка работы учащихся. По итогам выполнения заданий и фронтального опроса каждому учащемуся выводится средняя оценка за урок.

6. Домашнее задание

Повторить материал занятия. Составить тест по теме «Обработка числовой информации» (не менее 5 вопросов), дать 3 варианта ответа на каждый вопрос, указать правильные ответы.

Любую информацию легче воспринимать, если она представлена наглядно. Это особенно актуально, когда мы имеем дело с числовыми данными. Их необходимо сопоставить, сравнить. Оптимальный вариант представления – диаграммы. Будем работать в программе Excel.

Так же мы научимся создавать динамические диаграммы и графики, которые автоматически обновляют свои показатели в зависимости от изменения данных. По ссылке в конце статьи можно скачать шаблон-образец в качестве примера.

Как построить диаграмму по таблице в Excel?

  1. Создаем таблицу с данными.
  2. Исходные данные.

  3. Выделяем область значений A1:B5, которые необходимо презентовать в виде диаграммы. На вкладке «Вставка» выбираем тип диаграммы.
  4. Тип диаграмм.

  5. Нажимаем «Гистограмма» (для примера, может быть и другой тип). Выбираем из предложенных вариантов гистограмм.
  6. Тип гистограмм.

  7. После выбора определенного вида гистограммы автоматически получаем результат.
  8. Такой вариант нас не совсем устраивает – внесем изменения. Дважды щелкаем по названию гистограммы – вводим «Итоговые суммы».
  9. График итоговые суммы.

  10. Сделаем подпись для вертикальной оси. Вкладка «Макет» — «Подписи» — «Названия осей». Выбираем вертикальную ось и вид названия для нее.
  11. Подпись вертикальной оси.

  12. Вводим «Сумма».
  13. Конкретизируем суммы, подписав столбики показателей. На вкладке «Макет» выбираем «Подписи данных» и место их размещения.
  14. Подписи данных.

  15. Уберем легенду (запись справа). Для нашего примера она не нужна, т.к. мало данных. Выделяем ее и жмем клавишу DELETE.
  16. Изменим цвет и стиль.
  17. Измененный стиль графика.

Выберем другой стиль диаграммы (вкладка «Конструктор» — «Стили диаграмм»).



Как добавить данные в диаграмму в Excel?

  1. Добавляем в таблицу новые значения — План.
  2. Добавлен показатели плана.

  3. Выделяем диапазон новых данных вместе с названием. Копируем его в буфер обмена (одновременное нажатие Ctrl+C). Выделяем существующую диаграмму и вставляем скопированный фрагмент (одновременное нажатие Ctrl+V).
  4. Так как не совсем понятно происхождение цифр в нашей гистограмме, оформим легенду. Вкладка «Макет» — «Легенда» — «Добавить легенду справа» (внизу, слева и т.д.). Получаем:
  5. Отображение показателей плана.

Есть более сложный путь добавления новых данных в существующую диаграмму – с помощью меню «Выбор источника данных» (открывается правой кнопкой мыши – «Выбрать данные»).

Выбор источника данных.

Когда нажмете «Добавить» (элементы легенды), откроется строка для выбора диапазона данных.

Как поменять местами оси в диаграмме Excel?

  1. Щелкаем по диаграмме правой кнопкой мыши – «Выбрать данные».
  2. Выбрать данные.

  3. В открывшемся меню нажимаем кнопку «Строка/столбец».
  4. Значения для рядов и категорий поменяются местами автоматически.
  5. Результат.

Как закрепить элементы управления на диаграмме Excel?

Если очень часто приходится добавлять в гистограмму новые данные, каждый раз менять диапазон неудобно. Оптимальный вариант – сделать динамическую диаграмму, которая будет обновляться автоматически. А чтобы закрепить элементы управления, область данных преобразуем в «умную таблицу».

  1. Выделяем диапазон значений A1:C5 и на «Главной» нажимаем «Форматировать как таблицу».
  2. Форматировать как таблицу.

  3. В открывшемся меню выбираем любой стиль. Программа предлагает выбрать диапазон для таблицы – соглашаемся с его вариантом. Получаем следующий вид значений для диаграммы:
  4. Выпадающие списки.

  5. Как только мы начнем вводить новую информацию в таблицу, будет меняться и диаграмма. Она стала динамической:
  6. Динамическая диаграма.

Мы рассмотрели, как создать «умную таблицу» на основе имеющихся данных. Если перед нами чистый лист, то значения сразу заносим в таблицу: «Вставка» — «Таблица».

Как сделать диаграмму в процентах в Excel?

Представлять информацию в процентах лучше всего с помощью круговых диаграмм.

Исходные данные для примера:

Новая таблица.

  1. Выделяем данные A1:B8. «Вставка» — «Круговая» — «Объемная круговая».
  2. Объемная круговая.

  3. Вкладка «Конструктор» — «Макеты диаграммы». Среди предлагаемых вариантов есть стили с процентами.
  4. Стили с процентами.

  5. Выбираем подходящий.
  6. Результат выбора.

  7. Очень плохо просматриваются сектора с маленькими процентами. Чтобы их выделить, создадим вторичную диаграмму. Выделяем диаграмму. На вкладке «Конструктор» — «Изменить тип диаграммы». Выбираем круговую с вторичной.
  8. Круговая с вторичной.

  9. Автоматически созданный вариант не решает нашу задачу. Щелкаем правой кнопкой мыши по любому сектору. Должны появиться точки-границы. Меню «Формат ряда данных».
  10. Формат ряда данных.

  11. Задаем следующие параметры ряда:
  12. Параметры ряда.

  13. Получаем нужный вариант:
  14. Результат после настройки.

Диаграмма Ганта в Excel

Диаграмма Ганта – это способ представления информации в виде столбиков для иллюстрации многоэтапного мероприятия. Красивый и несложный прием.

  1. У нас есть таблица (учебная) со сроками сдачи отчетов.
  2. Таблица сдачи отчетов.

  3. Для диаграммы вставляем столбец, где будет указано количество дней. Заполняем его с помощью формул Excel.
  4. Выделяем диапазон, где будет находиться диаграмма Ганта. То есть ячейки будут залиты определенным цветом между датами начала и конца установленных сроков.
  5. Открываем меню «Условное форматирование» (на «Главной»). Выбираем задачу «Создать правило» — «Использовать формулу для определения форматируемых ячеек».
  6. Вводим формулу вида: =И(E$2>=$B3;E$2<=$D3). С помощью оператора «И» Excel сравнивает дату текущей ячейки с датами начала и конца мероприятия. Далее нажимаем «Формат» и назначаем цвет заливки.
  7. Диаграмма Ганта.

Когда вам нужно построит презентабельный отчет финансовой активности предприятия, лучше использовать средства графического представления информации.

Графическое представление информации намного эффективней и быстрей усваивается человеческим зрительным восприятием информации, чем текст и цифры. Легче проводить аналитики, лучше видно ситуацию, как в целом, так и в отдельных деталях.

Простенькая диаграмма Ганта готова. Скачать шаблон с примером в качестве образца.

Готовые примеры графиков и диаграмм в Excel скачать:

Диаграммы скачать в ExcelСкачать шаблоны и дашборды с диаграммами для отчетов в Excel.
Как сделать шаблон, дашборд, диаграмму или график для создания красивого отчета удобного для визуального анализа в Excel? Выбирайте примеры диаграмм с графиками для интерактивной визуализации данных с умных таблиц Excel и используйте их для быстрого принятия правильных решений. Бесплатно скачивайте готовые шаблоны динамических диаграмм для использования их в дашбордах, отчетах или презентациях.

В программе Excel специально разрабатывались диаграммы и графики для реализации визуализации данных.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Графическое представление числовой информации в программе excel это
  • Графический интерфейс программы excel
  • Графическое представление числовой информации в программе excel осуществляется при помощи ответ
  • Графический интерфейс word 2010
  • Графическое представление табличных данных в excel это