Гарнитура arial в word что это такое

seodon.ru | Учебник HTML - Как изменить шрифт?

Компьютерная грамотность с Надеждой

Заполняем пробелы – расширяем горизонты!

Параметры шрифта

У каждого человека есть свой почерк. Записывая информацию от руки на бумаге, мы преобразуем ее в определенные символы. Точно также информация на компьютере, которая выводится на экран компьютера или на принтер, первоначально проходит этап преобразования символов текста в их изображения на экране или на бумаге. Для этого используются компьютерные шрифты.

Проводя сравнение между почерком человека и компьютерным шрифтом, можно сказать, что шрифт является аналогом почерка. Точнее, шрифт – это набор изображений символов определенного алфавита. Эти изображения, как правило, выдержаны в одном стиле, в общем формате, имеют одинаковый дизайн.

Шрифт является для компьютера инструкцией, в каком виде следует выводить символы текста на экран или на печать.

Шрифтов много, отличаются они друг от друга по трем параметрам:

Рассмотрим эти параметры шрифта.

Гарнитура шрифта

Гарнитура шрифта – это один шрифт или набор шрифтов, имеющих одинаковый дизайн, общее художественное решение. Как правило, шрифты одной гарнитуры разрабатываются одним автором.

Лингвистически слова «гарнитура» и «гарнитур» похожи. Гарнитур означает набор предметов, имеющих схожее назначение, например, мебельный гарнитур, ювелирный гарнитур и т.п. Также и гарнитура объединяет набор шрифтов для вывода текста на экран или на принтер. Все предметы из гарнитура, также как все шрифты одной гарнитуры, выполнены в одном стиле, имеют единое художественное решение.

Каждая гарнитура имеет свое имя, например, Times New Roman, Courier New. Есть гарнитуры со специальными символами, например, Symbol и Wingdings.

В названиях компьютерных шрифтов русские буквы не используются. Вместо этого применяется латинский алфавит, например, «Baltica», «Svetlana» (это транслитерация, когда русские названия пишутся английскими буквами). Также возможен английский перевод русских названий шрифтов, например, «Schoolbook». Шрифты, которые пришли к нам с Запада, сохраняют свои названия, например, шрифт Garamond.

Слово «гарнитура» обычно опускается. Как правило, просто говорят «выберите шрифт Arial» или «документ набран шрифтом Times New Roman». Также обычно упрощают и вместо «гарнитура», либо «имя гарнитуры» говорят «имя шрифта».

Размер символов шрифта

Если гарнитура (проще говоря, имя шрифта) является первым параметром шрифтов, то вторым параметром является размер символов шрифта.

Можно встретить еще такое название – кегль шрифта (кегель шрифта). Это то же самое, что и размер шрифта.

Зачем нужны разные размеры шрифта? Обычно заголовки печатаются крупнее, чем основной текст документа. Таким образом, к заголовкам привлекается внимание, что облегчает чтение документа при первом же взгляде на страницу. Текст в сносках и примечаниях набирается мельче, чем текст основного текста документа, что подчеркивает второстепенность представленной там информации.

Как задается размер шрифта (или кегель шрифта)? Обычно пользователи выбирают размер шрифта – 8, 10, 12, 14 и т.д. Здесь цифры означают размер символов шрифта по вертикали в типографских пунктах между вершиной самого высокого символа и нижней точкой самого низкого (см. рисунок).

Слово «пункт» произошло от немецкого слова «punkt» и переводится как «точка». Для тех, кто любит цифры, сообщаю, что один пункт равен 1/72 дюйма, то есть 0,3528 миллиметра. Соответственно, для того, чтобы 8 пунктов перевести в миллиметры, надо 8 умножить на 0,3528. В результате получится, что 8 пунктов – это 2,8224 миллиметра.

Начертание шрифта

Перейдем к последнему третьему параметру шрифтов, точнее, к начертанию. Начертание шрифта – это разные варианты шрифта внутри одной гарнитуры, точнее:

Самыми распространенными стилями шрифтов являются прямой и курсив. Если пользователь термина «курсив» не знает, то упрощенно он говорит, что использует «штрих с наклоном».

Насыщенность отвечает за толщину штрихов символов. Обычно используют нормальное (обычное) и полужирное начертания. Последнее иногда еще упрощенно называют «толстый шрифт», если не знают терминов «полужирный» или «жирный».

Некоторые гарнитуры могут содержать шрифты светлой (thin), очень светлой (light), жирной (heavy) и сверхжирной (ultra heavy) насыщенности.

Компьютерные программы позволяют применять обычное, курсивное, полужирное и полужирное курсивное начертания шрифтов. В некоторых шрифтах (точнее, гарнитурах) есть все перечисленные начертания, а в некоторых есть только одно начертание, как правило, обычное начертание. На то, как говорится, воля художника, автора шрифта.

Гарнитура шрифтов, размер и основные параметры

Удивительно, но все существующие в мире шрифты отличаются всего по трем параметрам: гарнитуре, размеру и начертанию. Особого внимания заслуживает ключевой момент — гарнитура, которая может целиком преобразить любой текст. Об этом, а также о способах изменения настроек шрифтов в текстовом редакторе и при HTML-верстке далее.

Что такое шрифт?

Шрифт — это набор изображений символов алфавита, цифр, исполненных в одном формате, стиле, дизайне, иначе говоря — это аналог почерка. Первые шрифты для машин создавались на основе официального «ручного» почерка. Рукописный полуустав лежит в основе многих кириллических шрифтов, а готическое письмо стало основой для латинских стилей символов.

Абсолютно все компьютерные «почерки» различаются друг от друга всего по трем параметрам: размер, гарнитура, начертание шрифта.

Гарнитура шрифта

Самый важный параметр в типографике. Гарнитура шрифтов — это набор в одном или нескольких размерах, отличающийся стилевым единством изображения алфавитно-цифровых, пунктуационных и спецсимволов. Нередки гарнитуры, состоящие только из математических значений или специальных знаков, например картографических.

Понятия «гарнитура» и «шрифт» достаточно часто путают из-за схожести их предмета, особенно в текстовых редакторах. Однако первое намного шире, ведь гарнитура шрифта определяет стилистику всего текста, а сам он может ограничиваться единством исполнения только, например, курсивного начертания.

Многие гарнитуры известны пользователям ПК: Courier New, Calibri, Arial, Times New Roman. Все названия пишутся латинскими буквами, даже если гарнитура шрифтов создана российскими разработчиками, используется ее транслитерация или перевод на английский.

Разновидности гарнитур

Гарнитура шрифтов в основном разделяется на группы по данному классификатору:

  • Рукописные. Для этой группы характерна схожесть с рукописным текстом, начертанным кистью или пером. Это могут быть как раздельно, так и слитно написанные символы.

  • Рубленые. Иное название — sans serif (франц. «без»). Используются буквенные символы без засечек. Это один из самых удобных шрифтов как для маленьких надписей, так и для крупных выделенных заголовков — они приятны глазу, легко читаются. Используют такой четкий и разборчивый шрифт-гротеск и для маркировки, надписей на этикетках, «вывороченного» текста (обращенного по отношению к основному тону страницы).

  • Антиква — с засечками (serif). Производились экспериментальные исследования, установившие, что эти шрифты наиболее удобны для скорочтения «сплошных» текстов — засечки автоматически переводят взгляд от одного символа к другому, не дают буквам сливаться. Однако для заголовков, выделений они не хороши — кажется, что буквы «теснятся», создается ощущение беспорядочности. Антиква характерна своим традиционным официальным внешним видом, поэтому широко используется в соответствующих текстах.

  • Декоративные. Эта гарнитура шрифтов, иначе называемая акцидентной, создана, чтобы передать и какой-то невербальный смысл написанного. Сюда относятся самые причудливые и необычные стили символов. Однако в тексте ими не следует увлекаться — акцидентным шрифтом лучше украсить только демонстрационный подзаголовок.

  • Символьные. Эти гарнитуры не содержат в себе стандартных цифр, букв, знаков пунктуации — тут только специальные, нужные для тематических текстов символы — картографические, арифметические, рамки и т. д.

Размер шрифта

Гарнитура — первый параметр текста, второй же — размер. Иначе его именуют кегль шрифта.

Этот параметр создан для облегчения чтения текста: крупными символами выделяют заголовки, важную информацию, второстепенное (сноски, примечания) набирают более мелким шрифтом.

В текстовых редакторах мы привыкли к стандартным размерам: 8, 11, 12, 14, 18, 24 и т. д. Каждая из этих величин обозначает общую высоту символов гарнитуры от самого высокого до самого низкого (к примеру от «Д» до «р»). Измеряется она в особых единицах — типографских пунктах. Один punkt (немц. «точка») равен 0,3528 мм.

Начертание шрифта

Заключительным параметром являются насыщенность и стиль — начертание символов. Гарнитура шрифтов в основном набирается «прямым» стилем или с небольшим наклоном — курсивом.

Насыщенность — это толщина начертания символа. Кроме стандартной, есть еще «толстые» разновидности — жирный, полужирный. Существует и более детальное разделение на сверхсветлую, светлую, жирную и гипержирную насыщенность.

Стили и насыщенности перекликаются между собой, оттого можно встретить полужирный и жирный курсив.

Изменение параметров шрифта

Изменить гарнитуру шрифта и схожие с ней параметры в текстовом приложении MS Word можно одним из трех удобных способов:

  1. Через панель инструментов. Она располагается на главной рабочей вкладке редактора непосредственно над листом текста. С ее помощью можно не только изменить гарнитуру (имя шрифта), задать нужный кегль, стиль, насыщенность текста, но и выбрать необходимый цвет символов, выделить важные моменты подчеркиванием.
  2. Окно-диалог для форматирования. В «Ворде» вызывается правой клавишей мыши или сочетанием «горячих кнопок» CTRL+D. Таким способом можно вызвать диалог и в программе «Блокнот». Он позволяет также задать индивидуальные параметры текста: гарнитуру, размер, начертание.
  3. Использование «горячих» сочетаний кнопок. При вызове «Справки» или нажатия на ссылку «О программе» можно найти раздел, где раскрыт полный их список. Чтобы воспользоваться таким методом, нужно сначала выделить текст, а затем нажать нужное сочетание. Для Word ходовыми являются: CTRL+I — курсив, CTRL+B — полужирный.

Для HTML-редактирования процедура изменения гарнитуры выглядит несколько сложнее:

  1. Первым делом надо выделить тот текст, гарнитура шрифтов которого должна быть изменена.
  2. Далее следует поставить тег (после двоеточия вписывается название выбранной гарнитуры, затем запятая и наименование стиля начертания на английском (cursive, heavy) перед выделенным фрагментом.
  3. В самом конце ставится тег .
  4. Все сделанные изменения сохраняются — итогом написания правильных тегов будет измененный должным образом текст.

Таким образом, гарнитура шрифтов, а иже с ней и вспомогательные параметры — размер, начертание, — при правильном применении способны сделать текст интересным, легкочитаемым и структурированным.

Настройка шрифта в Microsoft Word

Отформатированный текст способен привлечь внимание читателя к определенным частям документа и выделить важную информацию. В Microsoft Word существуют различные способы настройки шрифта, включая размер, цвет и вставку специальных символов. Вы также можете настроить выравнивание текста, чтобы изменить его отображение на странице. В этом уроке мы научимся редактировать шрифт в Word – выбирать гарнитуру шрифта, а также изменять его размер и цвет.

Изменение гарнитуры шрифта

По умолчанию шрифтом каждого нового документа является Calibri. Однако, в Microsoft Word установлено множество других шрифтов, предназначенных для оформления текста и заголовков.

  1. Выделите текст, который необходимо изменить.
  2. На вкладке Главная нажмите на раскрывающийся список в поле Шрифт. Появится меню выбора гарнитуры шрифта.
  3. Наводя указатель мыши на различные виды шрифтов, в выделенной части текста будет отображаться предварительный просмотр указанного шрифта. Выберите гарнитуру шрифта, которую Вы хотите использовать.
  4. Шрифт в документе изменится.

При создании профессионального документа или документа, который содержит множество абзацев, вероятнее всего потребуется легко читаемый шрифт. Помимо Calibri, к стандартным легко читаемым шрифтам относятся Cambria, Times New Roman и Arial.

Изменение размера шрифта

  1. Выделите текст, который необходимо изменить.
  2. Выберите требуемый размер шрифта. Существует несколько способов сделать это.
  3. Размер шрифта в документе изменится.

Изменение цвета шрифта

  1. Выделите текст, который необходимо изменить.
  2. На вкладке Главная нажмите на стрелку команды Цвет текста. Появится выпадающее меню с возможными вариантами цвета текста.
  3. Наведите указатель мыши на различные варианты цвета. В выделенном фрагменте текста будет отображаться предварительный просмотр цвета шрифта.
  4. Выберите требуемый цвет шрифта. Цвет текста в документе изменится.

Варианты цветов текста не ограничиваются представленными в раскрывающемся меню. Выберите команду Другие цвета в нижней части списка, чтобы открыть диалоговое окно Цвета. Выберите требуемый цвет, затем нажмите OK.

Чем шрифт отличается от гарнитуры?

Еще в 1898 году Моррис Фуллер Бентон, работая в качестве главного художника в американской компании «American Typefounders», ввел понятие гарнитуры. Прошло больше века, а подавляющее большинство людей по-прежнему не могут понять, в чем же разница…

Моррис Фуллер Бентон

Типографика хранит в себе много секретов. Это больше, чем наука, но настоящее искусство, и иногда разобраться в ряде вопросов достаточно непросто. Одно из самых частых заблуждений — это убежденность в том, что «гарнитура» и «шрифт» — это синонимы или в чем-то схожие понятия. Правда же заключается в том, что это совершенно разные понятия в типографике.

Нюансы терминологии

Чтобы наглядно увидеть разницу между шрифтом и гарнитурой, следует внимательно вдуматься в определения.

  1. Гарнитуры представляют собой набор символов и знаков в типографике. Другими словами, это и есть те самые буквы, цифры, знаки препинания и набор других символов, с помощью которых составляются слова, фразы, предложения.
  2. Шрифт – это то, что находится ВНУТРИ гарнитуры, то есть полный набор знаков в одном определенном стиле. Нередко, когда речь заходит о шрифтах, так называют файлы для ПК, в которые включены все символы/глифы в рамках одной гарнитуры.

Путаница неизбежна, так как люди непосвященные не видят разницы и изначально, когда говорят «Шрифты» подразумевают «Гарнитуры», то есть группы шрифтов с общими стилевыми особенностями (семейства начертания шрифта).

Таким образом, сформируем простые и понятные термины относительно шрифта и гарнитуры:

Шрифт — это рисунок в графике, начертание набора букв и знаков, которые вместе представляют собой цельную систему, как в стилистическом, так и в композиционном плане.

Гарнитура — объединение шрифтов, которые могут отличаться по начертанию и кеглю (величине площадки знака), но неизменно одинаковые по характеру рисунка. У каждой гарнитуры в обязательном порядке имеется свое название.

Почему важно разделять эти понятия?

На многих ресурсах отмечается, что допустимо использовать понятия «шрифт» и «гарнитура» как синонимичные, но это в корне неверный подход. Гарнитура — более общее и широкое понятие, чем шрифт. То есть, нельзя сказать, что Times New Roman — это шрифт. Это ГАРНИТУРА! Шрифтом можно будет назвать одну из разновидностей , например, Times New Roman Bold (жирное начертание).

Это все не шрифты, как мы привыкли говорить, заглядывая, к примеру, в Word, а гарнитуры, а вот вариации написания (размер, наклон, жирность) — и есть тот самый шрифт.

Чтобы проще запомнить эту разницу, стоит понять, что у гарнитуры наборного шрифта имеется английский термин — «Type Family»? то есть «Семейство шрифтов». Сразу становится понятно, что это целая ГРУППА! Корректное использование определения не только говорит об образованности и эрудированности, но и позволяет минимизировать возможные ошибки в профессиональной среде.

В превью использованна фотография Fabian De Smet

Удивительно, но все существующие в мире шрифты отличаются всего по трем параметрам: гарнитуре, размеру и начертанию. Особого внимания заслуживает ключевой момент — гарнитура, которая может целиком преобразить любой текст. Об этом, а также о способах изменения настроек шрифтов в текстовом редакторе и при HTML-верстке далее.

Что такое шрифт?

Шрифт — это набор изображений символов алфавита, цифр, исполненных в одном формате, стиле, дизайне, иначе говоря — это аналог почерка. Первые шрифты для машин создавались на основе официального «ручного» почерка. Рукописный полуустав лежит в основе многих кириллических шрифтов, а готическое письмо стало основой для латинских стилей символов.

Абсолютно все компьютерные «почерки» различаются друг от друга всего по трем параметрам: размер, гарнитура, начертание шрифта.

Гарнитура шрифта

Самый важный параметр в типографике. Гарнитура шрифтов — это набор в одном или нескольких размерах, отличающийся стилевым единством изображения алфавитно-цифровых, пунктуационных и спецсимволов. Нередки гарнитуры, состоящие только из математических значений или специальных знаков, например картографических.

Понятия «гарнитура» и «шрифт» достаточно часто путают из-за схожести их предмета, особенно в текстовых редакторах. Однако первое намного шире, ведь гарнитура шрифта определяет стилистику всего текста, а сам он может ограничиваться единством исполнения только, например, курсивного начертания.

Многие гарнитуры известны пользователям ПК: Courier New, Calibri, Arial, Times New Roman. Все названия пишутся латинскими буквами, даже если гарнитура шрифтов создана российскими разработчиками, используется ее транслитерация или перевод на английский.

Разновидности гарнитур

Гарнитура шрифтов в основном разделяется на группы по данному классификатору:

  • Рукописные. Для этой группы характерна схожесть с рукописным текстом, начертанным кистью или пером. Это могут быть как раздельно, так и слитно написанные символы.

гарнитура шрифтов

  • Рубленые. Иное название — sans serif (франц. «без»). Используются буквенные символы без засечек. Это один из самых удобных шрифтов как для маленьких надписей, так и для крупных выделенных заголовков — они приятны глазу, легко читаются. Используют такой четкий и разборчивый шрифт-гротеск и для маркировки, надписей на этикетках, «вывороченного» текста (обращенного по отношению к основному тону страницы).

размер шрифта гарнитура

  • Антиква — с засечками (serif). Производились экспериментальные исследования, установившие, что эти шрифты наиболее удобны для скорочтения «сплошных» текстов — засечки автоматически переводят взгляд от одного символа к другому, не дают буквам сливаться. Однако для заголовков, выделений они не хороши — кажется, что буквы «теснятся», создается ощущение беспорядочности. Антиква характерна своим традиционным официальным внешним видом, поэтому широко используется в соответствующих текстах.

 гарнитура начертание шрифта

  • Декоративные. Эта гарнитура шрифтов, иначе называемая акцидентной, создана, чтобы передать и какой-то невербальный смысл написанного. Сюда относятся самые причудливые и необычные стили символов. Однако в тексте ими не следует увлекаться — акцидентным шрифтом лучше украсить только демонстрационный подзаголовок.

гарнитура шрифта определяет

  • Символьные. Эти гарнитуры не содержат в себе стандартных цифр, букв, знаков пунктуации — тут только специальные, нужные для тематических текстов символы — картографические, арифметические, рамки и т. д.

изменить гарнитуру шрифта

Размер шрифта

Гарнитура — первый параметр текста, второй же — размер. Иначе его именуют кегль шрифта.

Этот параметр создан для облегчения чтения текста: крупными символами выделяют заголовки, важную информацию, второстепенное (сноски, примечания) набирают более мелким шрифтом.

В текстовых редакторах мы привыкли к стандартным размерам: 8, 11, 12, 14, 18, 24 и т. д. Каждая из этих величин обозначает общую высоту символов гарнитуры от самого высокого до самого низкого (к примеру от «Д» до «р»). Измеряется она в особых единицах — типографских пунктах. Один punkt (немц. «точка») равен 0,3528 мм.

Начертание шрифта

Заключительным параметром являются насыщенность и стиль — начертание символов. Гарнитура шрифтов в основном набирается «прямым» стилем или с небольшим наклоном — курсивом.

Насыщенность — это толщина начертания символа. Кроме стандартной, есть еще «толстые» разновидности — жирный, полужирный. Существует и более детальное разделение на сверхсветлую, светлую, жирную и гипержирную насыщенность.

Стили и насыщенности перекликаются между собой, оттого можно встретить полужирный и жирный курсив.

Изменение параметров шрифта

Изменить гарнитуру шрифта и схожие с ней параметры в текстовом приложении MS Word можно одним из трех удобных способов:

  1. Через панель инструментов. Она располагается на главной рабочей вкладке редактора непосредственно над листом текста. С ее помощью можно не только изменить гарнитуру (имя шрифта), задать нужный кегль, стиль, насыщенность текста, но и выбрать необходимый цвет символов, выделить важные моменты подчеркиванием.
  2. Окно-диалог для форматирования. В «Ворде» вызывается правой клавишей мыши или сочетанием «горячих кнопок» CTRL+D. Таким способом можно вызвать диалог и в программе «Блокнот». Он позволяет также задать индивидуальные параметры текста: гарнитуру, размер, начертание.
  3. Использование «горячих» сочетаний кнопок. При вызове «Справки» или нажатия на ссылку «О программе» можно найти раздел, где раскрыт полный их список. Чтобы воспользоваться таким методом, нужно сначала выделить текст, а затем нажать нужное сочетание. Для Word ходовыми являются: CTRL+I — курсив, CTRL+B — полужирный.

Для HTML-редактирования процедура изменения гарнитуры выглядит несколько сложнее:

  1. Первым делом надо выделить тот текст, гарнитура шрифтов которого должна быть изменена.
  2. Далее следует поставить тег <FONT style=»FONT-FAMILY:> (после двоеточия вписывается название выбранной гарнитуры, затем запятая и наименование стиля начертания на английском (cursive, heavy) перед выделенным фрагментом.
  3. В самом конце ставится тег </FONT>.
  4. Все сделанные изменения сохраняются — итогом написания правильных тегов будет измененный должным образом текст.

Таким образом, гарнитура шрифтов, а иже с ней и вспомогательные параметры — размер, начертание, — при правильном применении способны сделать текст интересным, легкочитаемым и структурированным.

Arial

ArialMTsp.svg
Category Sans-serif
Classification Neo-grotesque
Designer(s)
  • Robin Nicholas
  • Patricia Saunders[1]
Foundry Monotype Corporation
Date released 1982[1]
License Proprietary
Design based on
  • Monotype Grotesque
  • Helvetica
  • Venus
Variations Arial Unicode MS
Metrically compatible with
  • Arimo
  • Liberation Sans
  • Helvetica

Arial (also called Arial MT) is a sans-serif typeface and set of computer fonts in the neo-grotesque style. Fonts from the Arial family are included with all versions of Microsoft Windows from Windows 3.1 on, some other Microsoft software applications,[2] Apple’s macOS[3] and many PostScript 3 computer printers.[4] The typeface was designed in 1982, by Robin Nicholas and Patricia Saunders, for Monotype Typography.[5] Each of its characters has the same width as that character in the popular typeface Helvetica; the purpose of this design is to allow a document designed in Helvetica to be displayed and printed with the intended line-breaks and page-breaks without a Helvetica license. Because of their almost identical appearances, both Arial and Helvetica have commonly been mistaken for each other.

The Arial typeface comprises many styles: Regular, Italic, Medium, Medium Italic, Bold, Bold Italic, Black, Black Italic, Extra Bold, Extra Bold Italic, Light, Light Italic, Narrow, Narrow Italic, Narrow Bold, Narrow Bold Italic, Condensed, Light Condensed, Bold Condensed, and Extra Bold Condensed. The extended Arial type family includes more styles: Rounded (Light, Regular, Bold, Extra Bold); Monospaced (Regular, Oblique, Bold, Bold Oblique). Many of these have been issued in multiple font configurations with different degrees of language support. The most widely used and bundled Arial fonts are Arial Regular, Italic, Bold, and Bold Italic; the same styles of Arial Narrow; and Arial Black. More recently, Arial Rounded has also been widely bundled.

In Office 2007, Arial was replaced by Calibri as the default typeface in PowerPoint, Excel, and Outlook.

Design characteristics[edit]

A comparison of Arial, Helvetica and Monotype Grotesque 215 scaled to equivalent cap height showing the most distinctive characters. Arial copies Helvetica’s proportions and stroke width but has design detailing influenced by Grotesque 215.

Embedded in version 3.0 of the OpenType version of Arial is the following description of the typeface:

A contemporary sans serif design, Arial contains more humanist characteristics than many of its predecessors and as such is more in tune with the mood of the last decades of the twentieth century. The overall treatment of curves is softer and fuller than in most industrial style sans serif faces. Terminal strokes are cut on the diagonal which helps to give the face a less mechanical appearance. Arial is an extremely versatile family of typefaces which can be used with equal success for text setting in reports, presentations, magazines etc, and for display use in newspapers, advertising and promotions.

In 2005, Robin Nicholas said, «It was designed as a generic sans serif; almost a bland sans serif.»[6][7]

Arial is a neo-grotesque typeface: a design based on nineteenth-century sans-serifs, but regularized to be more suited to continuous body text and to form a cohesive font family.

Apart from the need to match the character widths and approximate/general appearance of Helvetica, the letter shapes of Arial are also strongly influenced by Monotype’s own Monotype Grotesque designs, released in or by the 1920s, with additional influence from «New Grotesque», an abortive redesign from 1956.[8][9][10][11] The designs of the R, G and r also resemble Gill Sans. The changes cause the typeface to nearly match Linotype Helvetica in both proportion and weight (see figure), and perfectly match in width.[12] Monotype executive Allan Haley observed, «Arial was drawn more rounded than Helvetica, the curves softer and fuller and the counters more open. The ends of the strokes on letters such as c, e, g and s, rather than being cut off on the horizontal, are terminated at the more natural angle in relation to the stroke direction.»[10] Matthew Carter, a consultant for IBM during its design process, described it as «a Helvetica clone, based ostensibly on their Grots 215 and 216».

The styling of Arabic glyphs comes from Times New Roman, which have more varied stroke widths than the Latin, Greek, Cyrillic glyphs found in the font. Arial Unicode MS uses monotone stroke widths on Arabic glyphs, similar to Tahoma.

The Cyrillic, Greek and Coptic Spacing Modifier Letters glyphs initially introduced in Arial Unicode MS, but later debuted in Arial version 5.00, have different appearances.

History[edit]

IBM debuted two printers for the in-office publishing market in 1982: the 240-DPI 3800-3 laserxerographic printer, and the 600-DPI 4250 electro-erosion laminate typesetter.[13][14] Monotype was under contract to supply bitmap fonts for both printers.[10][13] The fonts for the 4250, delivered to IBM in 1983,[15] included Helvetica, which Monotype sub-licensed from Linotype.[13] For the 3800-3, Monotype replaced Helvetica with Arial.[13] The hand-drawn Arial artwork was completed in 1982 at Monotype by a 10-person team led by Robin Nicholas and Patricia Saunders[6][16]
and was digitized by Monotype at 240 DPI expressly for the 3800-3.[17]

IBM named the font Sonoran Sans Serif due to licensing restrictions and the manufacturing facility’s location (Tucson, Arizona, in the Sonoran Desert),[10][18] and announced in early 1984 that the Sonoran Sans Serif family, «a functional equivalent of Monotype Arial», would be available for licensed use in the 3800-3 by the fourth quarter of 1984. There were initially 14 point sizes, ranging from 6 to 36, and four style/weight combinations (Roman medium, Roman bold, italic medium, and italic bold), for a total of 56 fonts in the family. Each contained 238 graphic characters, providing support for eleven national languages: Danish, Dutch, English, Finnish, French, German, Italian, Norwegian, Portuguese, Spanish, and Swedish. Monotype and IBM later expanded the family to include 300-DPI bitmaps and characters for additional languages.

In 1989, Monotype produced PostScript Type 1 outline versions of several Monotype fonts,[15] but an official PostScript version of Arial was not available until 1991.[citation needed] In the meantime, a company called Birmy marketed a version of Arial in a Type 1-compatible format.[12][19]

In 1990, Robin Nicholas, Patricia Saunders[6][16] and Steve Matteson developed a TrueType outline version of Arial which was licensed to Microsoft.[15][20][21]

In 1992, Microsoft chose Arial to be one of the four core TrueType fonts in Windows 3.1, announcing the font as an «alternative to Helvetica».[15][16][22] Matthew Carter has noted that the deal was complex and included a bailout of Monotype, which was in financial difficulties, by Microsoft. Microsoft would later extensively fund the development of Arial as a font that supported many languages and scripts. Monotype employee Rod MacDonald noted:[23]

As to the widespread notion that Microsoft did not want to pay licensing fees [for Helvetica], [Monotype director] Allan Haley has publicly stated, more than once, that the amount of money Microsoft paid over the years for the development of Arial could finance a small country.

Arial ultimately became one of several clones of PostScript standard fonts created by Monotype in collaboration with or sold to Microsoft around this time, including Century Gothic (a clone of ITC Avant Garde), Book Antiqua (Palatino) and Bookman Old Style (ITC Bookman).[24][25][26]

Distribution[edit]

TrueType editions of Arial have shipped as part of Microsoft Windows since the introduction of Windows 3.1 in 1992;[22] Arial was the default font.[1]

From 1999 until 2016, Microsoft Office shipped with Arial Unicode MS, a version of Arial that includes many international characters from the Unicode standard. This version of the typeface was for a time the most widely distributed pan-Unicode font. The font was dropped from Microsoft Office 2016 and has been deprecated; continuing growth of the number of characters in Unicode and limitations on the number of characters in a font meant that Arial Unicode could no longer perform the job it was originally created for.[27]

Arial MT, a PostScript version of the Arial font family, was distributed with Acrobat Reader 4 and 5.

PostScript does not require support for a specific set of fonts, but Arial and Helvetica are among the 40 or so typeface families that PostScript Level 3 devices typically support.[28][29]

Mac OS X (now known as macOS) was the first Mac OS version to include Arial; it was not included in classic Mac OS. The operating system ships with Arial, Arial Black, Arial Narrow, and Arial Rounded MT. However, the default macOS font for sans-serif/Swiss generic font family is Helvetica. The bundling of Arial with Windows and macOS has contributed to it being one of the most widely distributed and used typefaces in the world.

In 1996, Microsoft launched the Core fonts for the Web project to make a standard pack of fonts for the Internet. Arial in TrueType format was included in this project. The project allowed anyone to download and install these fonts for their own use (on end user’s computers) without any fee. The project was terminated by Microsoft in August 2002, allegedly due to frequent EULA violations.[30][31][32] For MS Windows, the core fonts for the web were provided as self-extracting executables (.exe); each included an embedded cabinet file, which can be extracted with appropriate software. For the Macintosh, the files were provided as BinHexed StuffIt archives (.sit.hqx). The latest font version that was available from Core fonts for the Web was 2.82, published in 2000. Later versions (such as version 3 or version 5 which include many new characters) were not available from this project. A Microsoft spokesman declared in 2002 that members of the open-source community «will have to find different sources for updated fonts. … Although the EULA did not restrict the fonts to just Windows and Mac OS, they were only ever available as Windows .exe’s and Mac archive files.»[30] The chief technical officer of Opera Software cited the cancellation of the project as an example of Microsoft resisting interoperability.[33]

Arial variants[edit]

The known variants of Arial include:

Sample text of Arial Black, a variant of Arial

  • Arial: Sometimes called Arial Regular to distinguish its width from Arial Narrow, it contains Arial (Roman text weight), Arial Italic, Arial Bold, Arial Bold Italic
  • Arial Unicode MS[34]
  • Arial Black: Arial Black, Arial Black Italic. This weight is known for being particularly heavy. This is because the face was originally drawn as a bitmap, and to increase the weight, stroke widths for bold went from a single pixel width to two pixels in width.[citation needed] It only supports Latin, Greek and Cyrillic.
  • Arial Narrow: Arial Narrow Regular, Arial Narrow Bold, Arial Narrow Italic, Arial Narrow Bold Italic. This family is a condensed version.

Specimen of Arial Rounded

  • Arial Rounded: Arial Rounded Light, Arial Rounded Regular, Arial Rounded Medium, Arial Rounded Bold, Arial Rounded Extra Bold. The regular versions of the rounded glyphs can be found in Gulim, Microsoft’s Korean font set. Originally only available in bold form as Arial Rounded MT Bold, extra fonts appeared as retail products. In Linotype’s retail version, only Arial Rounded Regular supports WGL character set.
  • Arial Special: Arial Special G1, Arial Special G2. They are included with Microsoft Encarta Virtual Globe 99, Expedia Streets and Trips 2000, MapPoint 2000.
  • Arial Light, Arial Medium, Arial Extra Bold, Arial Light Condensed, Arial Condensed, Arial Medium Condensed, Arial Bold Condensed: These fonts first appeared in the Linotype online stores. The condensed fonts do not have italic counterparts.
  • Arial Monospaced: In this monospaced variant, letters such as @, I (uppercase i), i, j, l (lowercase L), M, W are redesigned.

Arial Alternative[edit]

Arial Alternative Regular and Arial Alternative Symbol are standard fonts in Windows ME, and can also be found on Windows 95 and Windows XP installation discs, and on Microsoft’s site.[35] Both fonts are Symbol-encoded. These fonts emulate the monospaced font used in Minitel/Prestel teletext systems, but vectorized with Arial styling. These fonts are used by HyperTerminal.

Arial Alternative Regular contains only ASCII characters, while Arial Alternative Symbol contains only 2 × 3 semigraphics characters.

Code page variants[edit]

Arial Baltic, Arial CE, Arial Cyr, Arial Greek, Arial Tur are aliases created in the FontSubstitutes section of WIN.INI by Windows. These entries all point to the master font. When an alias font is specified, the font’s character map contains different character set from the master font and the other alias fonts.

In addition, Monotype also sells Arial in reduced character sets, such as Arial CE, Arial WGL, Arial Cyrillic, Arial Greek, Arial Hebrew, Arial Thai.

Arial Unicode is a version supporting all characters assigned with Unicode 2.1 code points.

Arial Nova[edit]

Arial Nova’s design is based on the 1982’s Sonora Sans bitmapped fonts,[36][37] which were in fact Arial renamed to avoid licensing issues. It was bundled with Windows 10, and is offered free of charge on Microsoft Store.[38] It contains Regular, Bold and Light weights, corresponding italics and corresponding Condensed widths.

Monotype/Linotype retail versions[edit]

Arial[edit]

The TrueType core Arial fonts (Arial, Arial Bold, Arial Italic, Arial Bold Italic) support the same character sets as the version 2.76 fonts found in Internet Explorer 5/6, Windows 98/ME.

Version sold by Linotype includes Arial Rounded, Arial Monospaced, Arial Condensed, Arial Central European, Arial Central European Narrow, Arial Cyrillic, Arial Cyrillic Narrow, Arial Dual Greek, Arial Dual Greek Narrow, Arial SF, Arial Turkish, Arial Turkish Narrow.

In addition, Monotype also sells Arial in reduced character sets, such as Arial CE, Arial WGL, Arial Cyrillic, Arial Greek, Arial Hebrew, Arial Thai, Arial SF.

Arial WGL[edit]

It is a version that covers only the Windows Glyph List 4 (WGL4) characters. They are only sold in TrueType format.

The family includes Arial (regular, bold, italics), Arial Black, Arial Narrow (regular, bold, italics), Arial Rounded (regular, bold).

Ascender Corporation fonts[edit]

Ascender Corporation sells the font in Arial WGL family, as well as the Arial Unicode.

Arial in other font families[edit]

Arial glyphs are also used in fonts developed for non-Latin environments, including Arabic Transparent, BrowalliaUPC, Cordia New, CordiaUPC, Miriam, Miriam Transparent, Monotype Hei, Simplified Arabic.

Free alternatives[edit]

Arial is a proprietary typeface[39] to which Monotype Imaging owns all rights, including software copyright and trademark rights (under U.S. copyright law, Monotype cannot legally copyright the shapes of the actual glyphs themselves).[40] Its licensing terms prohibit derivative works and free redistribution.[41][42][43][44][45][46][47][excessive citations]

There are some free software metric-compatible fonts used as free Arial alternatives or used for Arial font substitution:

  • Liberation Sans is a metrically equivalent font to Arial developed by Ascender Corp. and published by Red Hat in 2007, initially under the GPL license with some exceptions.[48] Versions 2.00.0 onwards are published under SIL Open Font License.[49] It is used in some Linux distributions as default font replacement for Arial.[50] Liberation Sans Narrow is a metrically equivalent font to Arial Narrow contributed to Liberation fonts by Oracle in 2010,[51] but is not included in 2.00.0.[52] Google commissioned a variation named Arimo for ChromeOS.
  • URW++ produced a version of Helvetica called Nimbus Sans L in 1987, and it was eventually released under the GPL and AFPL (as Type 1 font for Ghostscript) in 1996.[53][54][55] It is one of the Ghostscript fonts, free alternatives to 35 basic PostScript fonts (which include Helvetica).
  • FreeSans, a free font descending from URW++ Nimbus Sans L, which in turn descends from Helvetica.[39][56] It is one of free fonts developed in GNU FreeFont project, first published in 2002. It is used in some free software as Arial replacement or for Arial font substitution.
  • TeX Gyre Heros, a free font descending from URW++ Nimbus Sans L, which in turn descends from Helvetica.[57] It is one of free fonts developed by the Polish TeX Users Group (GUST), first published in 2007. It is licensed under the GUST Font License.

See also[edit]

  • Core fonts for the Web
  • List of fonts
  • Category:Monotype typefaces – typefaces owned by or designed for Monotype Imaging

References[edit]

  1. ^ a b c McNeil, Paul (9 November 2017). The Visual History of Type (print). London: Laurence King. p. 446–447. ISBN 9781780679761. OCLC 1004655550.
  2. ^ mijacobs. «Arial font family — Typography». Microsoft Docs. Retrieved 24 March 2022.
  3. ^ «System Fonts — Fonts — Apple Developer». Apple Developer. Retrieved 24 March 2022.
  4. ^ «Adobe PostScript 3 fonts» (PDF). Archived (PDF) from the original on 5 June 2011. Retrieved 4 May 2011.
  5. ^ Nicholas, Robin. «Two minutes with Robin Nicholas». YouTube. Retrieved 11 May 2010.
  6. ^ a b c «Twenty/20» (PDF). MacUser. 8 July 2005. Archived from the original (PDF) on 4 March 2009.
  7. ^ Clark, Joe. «Upload of Macuser». Flickr. Retrieved 1 July 2015.
  8. ^ Shaw, Paul. «Arial Addendum no. 3». Blue Pencil. Retrieved 1 July 2015.
  9. ^ Shaw (& Nicholas). «Arial addendum no. 4». Blue Pencil. Retrieved 1 July 2015.
  10. ^ a b c d Haley, Allan (May–June 2007). «Is Arial Dead Yet?». Step Inside Design. Archived from the original on 19 July 2011. Retrieved 11 May 2011.
  11. ^ «Type Designer Showcase: Robin Nicholas – Arial». Monotype Imaging. Archived from the original on 14 July 2011. Retrieved 10 May 2011.
  12. ^ a b Simonson, Mark. «The Scourge of Arial». Archived from the original on 25 May 2011. Retrieved 11 May 2011.
  13. ^ a b c d Boag, Andrew (14 October 1996). «Have you ever thought about the LaserWriter fonts and how you got them?». Typo-L (Mailing list). Retrieved 9 May 2011. «Monotype’s first contract for the IBM 4250 included […] Helvetica (sub-licensed from Lino) […] When it came to the 3800 laser printer I think IBM wanted a functional equivalent to Helvetica to save on the licensing wrangles, and this is when the Arial bitmaps were first created. But IBM named all the fonts in the machine after rivers in Colorado (!) so it was initially called Sonoran Sans.» Boag is a former Monotype employee.
  14. ^ The 4250 prototype debuted at Drupa in 1982, but the production model 4250/II wasn’t on the market until 1984.
  15. ^ a b c d Wallis, Lawrence W. «About Us: The Monotype Chronicles». Monotype Imaging. Archived from the original on 26 July 2011. Retrieved 11 May 2011. 1983 […] Monotype supplied IBM with digital fonts for its 600 dpi 4250 Printer operating on the principle of electro-erosion of the coated surface of a laminated substrate. […] 1989 – Monotype issued first fonts in the PostScript Type 1 format containing ‘hinted’ refinements under license from Adobe Systems. […] 1990 – Monotype Typography licensed to Microsoft a set of 13 core fonts in the TrueType format for use in the Windows and OS/2 environments. It was an association that burgeoned further with release of additional TrueType font packages in 1992 and afterwards.
  16. ^ a b c Robin Nicholas bio at Ascender Corporation by Monotype Imaging website [blacklisted, so direct link not available] «[Robin Nicholas] in 1982 developed a sans serif typeface for bitmap font laser printers which was later developed, with Patricia Saunders, into the Arial typeface family – chosen by Microsoft as a core font for Windows 3.1 (and subsequent versions)»
  17. ^ «IBM Typographic Fonts for IBM 3800 Printing Subsystem Model 3 [announcement letter 284-040]». 7 February 1984. The fonts, designed for use with the IBM 3800 Printing Subsystem Model 3, consist of proportionally spaced, digitized, alphabetic character, and other forms in sizes ranging from 4 to 36 points (approximately 1/18-inch to 1/2-inch) in height. Each character pattern is printed at a density of 240 × 240 dots (pels) per square inch. Letter forms were digitized by The Monotype Corporation, Limited, from original artwork. The digitization was done at 240 × 240 dots (pels) per square inch expressly for the IBM 3800 Printing Subsystem Model 3.
  18. ^ A Guide to Understanding AFP Fonts (PDF), International Business Machines Corporation, 30 December 1999, retrieved 10 May 2011, The Sonoran font products were created to provide AFP customers with two of the most popular typefaces: Times New Roman and Arial (Monotype’s equivalent of Helvetica). Due to licensing requirements in place at the time, the type family names used for the IBM-supplied versions of these fonts were changed from Times New Roman to Sonoran Serif and from Arial to Sonoran Sans Serif. These 240 dpi-only fonts were extensively hand-edited. Since the characters in the fonts were not derived from common databases, there is no linear progression of character size as point size increases, a requirement for migration to outline fonts. […] Since the linearity issue cannot be resolved (each character in each point size is unique and not linearly related to the same character in any other point size) there will be no outline font support for the Sonoran fonts and the migration path will stop at 300-pel..
  19. ^ Fenton, Erfert (1989), The Macintosh Font Book (1 ed.), Peachpit Press (Verification needed; Google Books search result only shows that Arial is mentioned.)
  20. ^ «Steve Matteson». MyFonts.com (Bitstream Inc.). Retrieved 11 May 2011.
  21. ^ Steve Matteson bio at Ascender Corporation by Monotype Imaging website [blacklisted, so direct link not available] «In 1990 Steve was hired by Monotype Typography as a contractor to aid in the production of Microsoft’s first TrueType fonts.»
  22. ^ a b «New features in Windows 3.1». Microsoft. 16 November 2006. Retrieved 8 March 2008. Windows 3.1 includes the new TrueType scalable-font technology…Four TrueType scalable-font families will ship with all copies of Windows 3.1: Arial (alternative to Helvetica), Times New Roman, Courier, and Symbol.
  23. ^ McDonald, Rob. «Some history about Arial». Paul Shaw Letter Design. Retrieved 22 May 2015.
  24. ^ Downer, John. «Call It What It Is». Emigre. Retrieved 20 March 2016.
  25. ^ Simonson, Mark. «Monotype’s Other Arials». Mark Simonson Studio. Retrieved 14 July 2015.
  26. ^ Gavin Ambrose; Paul Harris (1 November 2006). The Fundamentals of Typography. AVA Publishing. p. 145. ISBN 978-2-940373-45-1.
  27. ^ «What happened to the Arial Unicode MS font?». 30 October 2018. Retrieved 11 November 2019.
  28. ^ Adobe Systems Incorporated, PostScript Language Reference Supplement, Adobe PostScript 3, Version 3010 and 3011 Product Supplement Archived 3 June 2006 at the Wayback Machine, Appendix D, 30 August 1999. Retrieved 29 April 2006.
  29. ^ Adobe Systems Incorporated, The Adobe PostScript 3 Font Set. Retrieved 29 April 2006.
  30. ^ a b Mark Hachman (14 August 2002). «Microsoft Withdraws Free Web Fonts». ExtremeTech. Archived from the original on 17 April 2010. Retrieved 13 April 2010.
  31. ^ Jesse Burgheimer (13 August 2002). «Microsoft Cuts the Line to Web Core Fonts». Archived from the original on 11 January 2008. Retrieved 13 April 2010.
  32. ^ «Microsoft Cuts the Line to Web Core Fonts». 13 August 2002. Archived from the original on 13 March 2008. Retrieved 4 August 2008.
  33. ^ «Opera to MS: Get real about interoperability, Mr Gates – Opera CTO Hakon Lie responds to Bill’s clarion call». The Register. 11 February 2005. Archived from the original on 25 May 2010. Retrieved 2 July 2010.
  34. ^ «Arial Unicode MS». Microsoft. Archived from the original on 8 January 2010. Retrieved 15 January 2010.
  35. ^ «Knowledge base», Support, Microsoft, archived from the original on 4 June 2012
  36. ^ «Background Story». Arial Nova. Linotype. Retrieved 2 March 2018.
  37. ^ «Typeface Story». Arial Nova. Fonts.com.
  38. ^ «Get Arial Nova». Microsoft Store. Microsoft. Retrieved 2 March 2018.
  39. ^ a b «GNU FreeFont – Why do we need free outline UCS fonts?». 4 October 2009. Archived from the original on 16 June 2010. Retrieved 2 July 2010.
  40. ^ Copyright registrations for the TrueType «computer programs»: Arial Roman, Arial Bold, Arial Italic, and Arial Bold Italic.
  41. ^ «Monotype Imaging, Inc. – End User License Agreement». Archived from the original on 17 July 2010. Retrieved 2 July 2010.
  42. ^ «Monotype Imaging – Licensing Options». Archived from the original on 4 July 2010. Retrieved 2 July 2010.
  43. ^ «Microsoft Typography – Arial». Microsoft. Archived from the original on 25 July 2010. Retrieved 2 July 2010.
  44. ^ Microsoft. «Core fonts for the Web – End-User License Agreement for Microsoft Software». Retrieved 13 April 2010.
  45. ^ Microsoft (28 December 2001). «TrueType core fonts for the Web EULA». Microsoft. Retrieved 13 April 2010.
  46. ^ Microsoft (12 October 2001). «TrueType core fonts for the Web FAQ». Archived from the original on 29 March 2010. Retrieved 13 April 2010.
  47. ^ Microsoft (25 July 2002). «TrueType core fonts for the Web FAQ». Microsoft. Retrieved 13 April 2010.
  48. ^ LiberationFontLicense – License Agreement and Limited Product Warranty, Liberation Font Software, retrieved 19 December 2012
  49. ^ LICENSE — liberation-fonts, retrieved 19 December 2012[permanent dead link]
  50. ^ Mandriva Linux 2008 Release Tour, archived from the original on 19 June 2010, retrieved 4 April 2010, integrated into Mandriva Linux 2008
  51. ^ «OpenOffice.org 3.3 New Features».
  52. ^ Liberation Fonts, Fedora
  53. ^ Finally! Good-quality free (GPL) basic-35 PostScript Type 1 fonts., archived from the original on 23 October 2002, retrieved 6 May 2010
  54. ^ Finally! Good-quality free (GPL) basic-35 PostScript Type 1 fonts. (TXT), retrieved 6 May 2010
  55. ^ «Fonts and TeX». 19 December 2009. Retrieved 6 May 2010.
  56. ^ «GNU FreeFont – Design notes». 4 October 2009. Archived from the original on 15 June 2010. Retrieved 2 July 2010.
  57. ^ «TeX Gyre Heros – GUST Web Presence». Retrieved 19 December 2018.

External links[edit]

Wikimedia Commons has media related to Arial.

  • Microsoft Typography: Arial, Arial Black, Arial Narrow, Arial Rounded MT, Arial Special G1/G2, Arial Narrow Special G1/G2, Arial Unicode MS
  • Linotype/Monotype Arial families: Arial, Arial WGL, Arial Arabic, Arial Nova, Arial OS, Arial Unicode
  • Fonts in Use

Чтение и восприятие документа в огромной степени зависит от того, какие шрифты применялись для его оформления и каким стилем они поданы. Один и тот же шрифт Word может выдавать в нескольких вариантах, то есть стилях.

Очень часто Word используют при окончательной подготовке материалов, включая верстку издания, для печати в типографии. То есть Word выполняет не свойственные ему функции настольной издательской системы. Поскольку Microsoft Corporation явно не планировала использовать свое детище для подобных целей, то имеются разночтения в терминологии полиграфистов и той, что использована в Word. Впрочем, возможно, что Microsoft Corporation и не причем, а то, что мы имеем, — это творчество переводчиков. Но, как бы то ни было, для устранения возможных неясностей сначала разберемся, что под термином шрифт имеют в виду полиграфисты.

Шрифт с точки зрения полиграфистов

В полиграфической терминологии шрифт — это набор символов определенного рисунка и размера. Шрифты объединяются в гарнитуры.

Гарнитура — это художественное решение шрифта, которое отличает его от других. Гарнитура имеет свое имя и состоит из нескольких шрифтов. Например, гарнитура Arial включает в себя шрифты Arial, Arial Black, Arial Narrow

Начертание — это один из вариантов шрифта в гарнитуре. Начертания шрифтов включают в себя насыщенность, наклон, пропорциональность и кегль (размер).

Насыщенность шрифта характеризует толщину линий литер и имеет стандартизированные названия — это нормальная или обычная (normal), полужирная (semibold) и жирная (bold).

Наклонный шрифт именуется курсив (Italic).

Пропорциональность — это относительная ширина знаков шрифта. То есть каждый тип букв (литер) шрифта имеет свою ширину, например, буквы “Ж” и “П”. Для более точного определения пропорциональности обычно выбирается соотношение ширины и высоты литеры “М”. По этому признаку различают сверхузкое, узкое, нормальное и широкое начертания. Пропорциональные шрифты в докомпьютерную эру применялись только в типографиях. На привычных пишущих машинках абсолютно все буквы имели одинаковую ширину. Такие шрифты называются моноширинными.

Кегль — вертикальный размер шрифта в пунктах с учетом верхних и нижних (или надстрочных и подстрочных

Создатели Word напрямую использовали только одну из полиграфических единиц для обозначения размера (кегля) шрифта и отступов (отбивки) абзаца — Перед (Before) и После (After). Эта единица называется пункт (point или pt):

1 дюйм (inch) = 25,4 мм = 72 пункта (points)

1 пункт (point) = 1/72 дюйма (inch) = 0,353 мм

Если речь идет о шрифте размером 12, то это высота (кегль) шрифта в пунктах. Причем, это не величина букв, а высота строки с текстом. В понятие высота строки входит высота букв плюс верхние и нижние выносные элементы — такие, как в буквах “б” и “у”.

Если набрать текст различными шрифтами одинакового кегля, то высота букв в разных шрифтах будет разная.

Высота и остальные размеры отдельных букв задаются автором (художником) шрифта из расчета гармоничного восприятия текста в целом. Обычно величина кегля соответствует ширине прописной буквы М. Однако бывают и исключения.

А еще есть пики (picas). Пика равна 4,236 мм или 1/6 дюйма (точнее 1/6 дюйма равна 4,233 мм, но значение пики чаще округляют до 1/6 дюйма).

1 дюйм (inch) = 25,4 мм = 72 пункта (points, pt) = 6 пик (picas)

1 пика = 12 пунктов

В пиках полиграфисты измеряют ширину и высоту полос и колонок.

Разумеется, этими двумя единицами дело не ограничивается. Но нам и их достаточно для того, чтобы с пониманием подходить к форматированию наших документов. О других полиграфических единицах, а их — приличное количество, необходимо знать, только если вы займетесь версткой с использованием настольных издательских систем типа Page Maker или Ventura Publisher.

Шрифты в Word

В любой версии Word шрифты различаются по трем признакам:

название,

размер,

начертание.

С названием все ясно. Под размером шрифта понимается то же самое, что в полиграфии обозначается термином кегль. А вот с термином начертание в Word вышла некоторая неувязка с полиграфией.

В пику полиграфистам (надо же отличаться) Word различает четыре вида начертания шрифта, которые здесь называются стилями:

нормальный (normal),

полужирный (bold),

курсив (italic),

подчеркнутый (underline).

Именно для стиля шрифта определены специальные кнопки на инструментальной панели Форматирование (Formatting) и введены “горячие клавиши”:

Что такое междустрочный интервал

Теперь, когда мы определились с терминологией, можно четко охарактеризовать смысл понятия междустрочный интервал, который определяет расстояние по вертикали между строками текста. По умолчанию в Word используется одинарный интервал. Выбранный междустрочный интервал появится между всеми строками текста в выделенном абзаце или в абзаце, на котором стоит текстовый курсор.

Интервалы отсчитываются от базовой линии шрифта. Величина одинарного междустрочного интервала соответствует шрифту наибольшего размера, используемому в строке. Можно с достаточной точностью утверждать, что

значение междустрочного интервала равно расстоянию между базовыми линиями двух соседних строк.

То есть для кегля номер 10 одинарный интервал также равен 10 пунктам.

Полуторный и двойной междустрочные интервалы превышают одинарный в соответствующее число раз.

Все эти стили можно применять в произвольном наборе. Например, можно одновременно назначить шрифту три вида стиля: полужирный, курсив, подчеркнутый и получить следующий >> Стиль шрифта.

В стандартном варианте поставки Windows (и Word, разумеется) русских шрифтов немного. Обычно присутствуют Arial, Courier New и Times New Roman. В этих шрифтах, кроме букв латинского алфавита (латиницы), присутствуют и русские (кириллица). Есть также специальный шрифт, каждый символ которого представляет собой какую-либо картинку — Wingdings Однако сейчас уже существует огромное количество русских шрифтов, которые вы можете подключить и использовать в своей работе.

Как назначить шрифт

В Word разработчики из Microsoft Corporation, видимо ориентируясь на конкурентов, внесли удобный сервисный элемент в процедуру выбора необходимого шрифта. Теперь уже не надо помнить, как выглядят те или иные шрифты. При раскрытии списка Шрифт (Font) на панели Форматирование (Formatting) каждый шрифт выводится в своем оригинальном виде.

Чтобы назначить какому-либо фрагменту текста тот или иной шрифт, сначала надо его выделить. Далее есть несколько способов.

Нажимаем клавиши и переходим в поле Шрифт (Font) на панели Форматирование (Formatting).

Клавишами или раскрываем список доступных шрифтов и выбираем нужный.

Этот же список раскрывается и щелчком левой кнопки мыши на списке Шрифт (Font) на панели Форматирование (Standard).

Если, не раскрывая список, повторно нажать клавиши, откроется диалог Шрифт (Font) Если в данный момент панели Форматирование (Formatting) на экране нет, то диалог Шрифт (Font) открывается после первого же нажатия клавиш.

Список и диалог можно вызвать с помощью мышки:

Выберите в меню Формат | Шрифт (Format | Font) или щелкните правой кнопкой мыши в любом месте текстового поля и в контекстном меню выберите Шрифт (Font). Диалог Шрифт (Font) позволит не только установить вид шрифта, но и его размер, стиль и другие характеристики.

Если текст не выделен, то вновь назначенный шрифт будет действовать:

для вновь вводимых символов, если курсор стоит вне слова;

на все слово, внутри которого стоит курсор.

По сравнению со списком на инструментальной панели Форматирование (Format) диалог Шрифт (Font) предоставляет гораздо большие возможности для управления шрифтами. Рассмотрим их по порядку.

Arial

ArialMTsp.svg
Категория Без засечек
Классификация Неогротеск без засечек -serif
Дизайнер (и) Робин Николас. Патрисия Сондерс
Литейный завод Monotype Corporation
Дата выпуска 1982
Лицензия Собственная
Дизайн основан на Monotype Grotesque. Helvetica. Venus
Метрически совместим с
  • Arimo
  • Liberation Sans
  • Helvetica

Arial, иногда продается или отображается в программном обеспечении как Arial MT, представляет собой шрифт sans-serif и набор компьютерных шрифтов в неогротескном стиле. Шрифты из семейства Arial поставляются со всеми версиями Microsoft Windows, начиная с Windows 3.1 и более поздних, некоторых других программ Microsoft, Apple macOS и многие компьютерные принтеры PostScript 3 . Шрифт был разработан в 1982 году Робином Николасом и Патрисией Сондерс для Monotype Typography. Он был создан, чтобы быть метрически идентичным популярному шрифту Helvetica, с одинаковой шириной всех символов, так что документ, разработанный в Helvetica, мог отображаться и печататься правильно без необходимости платить за лицензию Helvetica.

Шрифт Arial включает в себя множество стилей: обычный, курсив, средний, средний курсив, полужирный, полужирный курсив, черный, черный курсив, экстра полужирный, сверхжирный курсив, светлый, светлый курсив, узкий, узкий курсив, узкий Полужирный, узкий жирный курсив, сжатый, легкий сжатый, жирный сжатый и очень жирный сжатый. Расширенное семейство шрифтов Arial включает в себя больше стилей: закругленные (светлый, обычный, полужирный, дополнительный жирный); Моноширинный (обычный, наклонный, жирный, наклонный). Многие из них были выпущены в нескольких конфигурациях шрифтов с разной степенью языковой поддержки. Наиболее широко используемые шрифты Arial в комплекте: Arial Regular, Italic, Bold и Bold Italic; те же стили Arial Narrow; и Arial Black. Совсем недавно Arial Rounded также получил широкое распространение.

В Office 2007 Arial был заменен на Calibri в качестве гарнитуры по умолчанию в PowerPoint, Excel, Outlook, и Word.

Содержание

  • 1 Характеристики конструкции
  • 2 История
  • 3 Распространение
  • 4 Варианты Arial
    • 4.1 Альтернатива Arial
    • 4.2 Варианты кодовой страницы
    • 4.3 Arial Nova
  • 5 Розничные версии Monotype / Linotype
    • 5.1 Arial
    • 5.2 Arial WGL
    • 5.3 Шрифты Ascender Corporation
  • 6 Arial в других семействах шрифтов
  • 7 Бесплатные альтернативы
  • 8 Использование
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки

Характеристики дизайна

Сравнение Arial, Helvetica и Monotype Grotesque 215, масштабированных до эквивалентной высоты крышки, показывающее наиболее характерные символы. Arial копирует пропорции и ширину штриха Helvetica, но имеет детализацию дизайна под влиянием Grotesque 215.

В версию 3.0 OpenType версии Arial встроено следующее описание шрифта:

Современный шрифт без засечек Дизайн Arial содержит больше гуманистических характеристик, чем многие из его предшественников, и, как таковой, больше соответствует настроению последних десятилетий двадцатого века. Общая обработка кривых мягче и полнее, чем у большинства шрифтов без засечек в промышленном стиле. Конечные штрихи обрезаются по диагонали, что помогает придать лицу менее механический вид. Arial — чрезвычайно универсальное семейство шрифтов, которые можно с одинаковым успехом использовать для настройки текста в отчетах, презентациях, журналах и т.д., а также для отображения в газетах, рекламе и рекламных акциях.

В 2005 году Робин Николас сказал: «Это было разработан как общий шрифт без засечек; почти мягкий без засечек ».

Arial — это неогротескный шрифт: дизайн, основанный на шрифтах без засечек девятнадцатого века, но упорядоченный, чтобы больше подходить для непрерывного основного текста и чтобы сформировать единое семейство шрифтов.

Помимо необходимости соответствия ширине символов и приблизительному / общему виду Helvetica, формы букв Arial также сильно зависят от собственных дизайнов Monotype Monotype Grotesque, выпущенных внутри или 1920-е годы, с дополнительным влиянием «New Grotesque», неудачной модернизации 1956 года. Дизайн R, G и R также напоминает Gill Sans. Изменения приводят к тому, что шрифт почти соответствует Linotype Helvetica как по пропорциям, так и по весу (см. Рисунок), а также по ширине. Руководитель Monotype Аллан Хейли заметил: «Arial был нарисован более округлым, чем Helvetica, изгибы были более мягкими и полными, а счетчики более открытыми. по горизонтали, заканчиваются под более естественным углом по отношению к направлению штриха ». Мэтью Картер, консультант IBM в процессе проектирования, описал его как« клон Helvetica, основанный якобы на их Grots 215 и 216 «.

Стиль арабских глифов взят из Times New Roman, у которых ширина штриха более разнообразна, чем у латинских, греческих, кириллических глифов. в шрифте. Arial Unicode MS использует монотонную ширину штриха на арабских глифах, аналогично Tahoma.

Кириллические, греческие и коптские буквы-модификаторы расстояния, впервые представленные глифами в Arial Unicode MS, но позже дебютировал в Arial версии 5.00, имеют другой внешний вид.

История

IBM представила два принтера для офисного издательского рынка в 1982 году: лазерный ксерографический принтер с разрешением 240- DPI 3800-3 и наборное устройство для электроэрозионного ламината 600-DPI 4250. Компания Monotype заключила контракт на поставку растровых шрифтов для обоих принтеров. Шрифты для 4250, поставленные IBM в 1983 году, включали Helvetica, который Monotype получил сублицензию от Linotype. В модели 3800-3 Monotype заменил Helvetica на Arial. Нарисованный от руки рисунок Arial был завершен в 1982 году в компании Monotype командой из 10 человек во главе с Робином Николасом и Патрисией Сондерс и был оцифрован Monotype с разрешением 240 точек на дюйм специально для 3800-3.

IBM назвала шрифт Sonoran Sans Serif в связи с лицензионными ограничениями и расположением производственного предприятия (Тусон, Аризона, в пустыне Сонора ), и в начале 1984 года объявил, что Sonoran Sans Семейство Serif, «функциональный эквивалент Monotype Arial», будет доступно для лицензионного использования в модели 3800-3 к четвертому кварталу 1984 года. Первоначально было 14 точек размеров в диапазоне от 6 до 36, и четыре комбинации стиля / веса (средний римский, полужирный римский, средний курсив и полужирный курсив), всего 56 шрифтов в семействе. Каждый содержал 238 графических символов, обеспечивающих поддержку одиннадцати национальных языков: датского, голландского, английского, финского, французского, немецкого, итальянского, норвежского, португальского, испанского и шведского. Позднее Monotype и IBM расширили семейство, включив в него растровые изображения и символы с разрешением 300 DPI для дополнительных языков.

В 1989 г. компания Monotype выпустила наброски PostScript Type 1 нескольких шрифтов Monotype, но официальная версия Arial для PostScript не была доступна до 1991 г. Тем временем компания под названием Birmy продавала версия Arial в формате, совместимом с типом 1.

В 1990 году Робин Николас, Патрисия Сондерс и Стив Маттесон разработали концептуальную версию Arial TrueType, которая была лицензирована в Microsoft.

В 1992 году Microsoft выбрала Arial в качестве одного из четырех основных шрифтов TrueType в Windows 3.1, объявив этот шрифт «альтернативой Helvetica». Мэтью Картер отметил, что Сделка была сложной и включала в себя финансовую помощь компании Monotype со стороны Microsoft. Позднее Microsoft будет активно финансировать разработку Arial как шрифта, поддерживающего многие языки и скрипты. Сотрудник Monotype Род Макдональд отметил:

Что касается широко распространенного мнения о том, что Microsoft не хотела платить лицензионные сборы [за Helvetica], [директор Monotype] Аллан Хейли публично заявлял, не раз, что Microsoft заплатила больше денег. годы разработки Arial могли финансировать небольшую страну.

Arial в конечном итоге стал одним из нескольких клонов стандартных шрифтов PostScript, созданных Monotype в сотрудничестве с Microsoft или проданных ей примерно в это время, включая Century Gothic (клон ITC Avant Garde ), Book Antiqua (Palatino ) и Bookman Old Style (ITC Bookman ).

Distribution

TrueType редакции Arial поставляются как часть Microsoft Windows с момента появления Windows 3.1 в 1992 году; шрифтом по умолчанию был Arial.

С 1999 по 2016 год Microsoft Office поставлялся с Arial Unicode MS, версия Arial, которая включает многие международные символы из стандарта Unicode. Эта версия n шрифта какое-то время был наиболее широко распространенным шрифтом пан-Unicode. Шрифт был удален из Microsoft Office 2016 и устарел; продолжающийся рост количества символов в Unicode и ограничения на количество символов в шрифте означали, что Arial Unicode больше не мог выполнять работу, для которой он был изначально создан.

Arial MT, PostScript-версия Arial семейство шрифтов распространялось с Acrobat Reader 4 и 5.

PostScript не требует поддержки определенного набора шрифтов, но Arial и Helvetica входят в число 40 или около того семейств шрифтов, которые PostScript Обычно поддерживают устройства уровня 3.

Mac OS X (теперь известная как macOS ) была первой версией Mac OS, включающей Arial; он не входил в классическую Mac OS. Операционная система поставляется с Arial, Arial Black, Arial Narrow и Arial Rounded MT. Однако шрифтом macOS по умолчанию для общего семейства шрифтов sans-serif / Swiss является Helvetica. Объединение Arial с Windows и macOS сделало его одним из наиболее широко распространенных и используемых шрифтов в мире.

В 1996 году Microsoft запустила проект Core fonts for the Web, чтобы создать стандартный пакет шрифтов для Интернета. В этот проект был включен Arial в формате TrueType. Проект позволил любому пользователю бесплатно загрузить и установить эти шрифты для собственного использования (на компьютеры конечных пользователей). Microsoft закрыла проект в августе 2002 г., предположительно из-за частых нарушений EULA. Для MS Windows основные шрифты для Интернета были предоставлены в виде самораспаковывающихся исполняемых файлов (.exe); каждый из них включает встроенный файл CAB, который можно извлечь с помощью соответствующего программного обеспечения. Для Macintosh файлы были представлены в виде архивов BinHexed StuffIt (.sit.hqx). Последней версией шрифта, которая была доступна в Core fonts для Интернета, была 2.82, опубликованная в 2000 году. Более поздние версии (например, версия 3 или версия 5, включающая много новых символов) не были доступны в этом проекте. Представитель Microsoft заявил в 2002 году, что члены сообщества открытого исходного кода «должны будут найти разные источники для обновленных шрифтов… Хотя лицензионное соглашение не ограничивало шрифты только Windows и Mac OS, они всегда были доступны только в Windows. EXE и файлы архивов Mac «. Главный технический директор Opera Software привел отмену проекта как пример того, что Microsoft сопротивляется совместимости.

Варианты Arial

К известным вариантам Arial относятся:

Образец текста Arial Black, вариант Arial.

  • Arial: иногда называется Arial Regular, чтобы отличить его ширину от Arial Narrow, он содержит Arial (толщина текста латинскими буквами), Arial Italic, Arial Bold, Arial Bold Italic
  • Arial Unicode MS
  • Arial Black: Arial Black, Arial Black Italic. Этот вес известен тем, что он особенно тяжелый. Это связано с тем, что лицо изначально было нарисовано как растровое изображение, и для увеличения веса ширина штриха для полужирного шрифта была изменена с одного пикселя до двух пикселей в ширину, но поддерживаются только латинский, греческий и кириллица.
  • Arial Узкий: узкий стандартный шрифт Arial, узкий полужирный шрифт Arial, узкий курсив Arial, курсив узкий полужирный шрифт Arial. Это семейство представляет собой сокращенную версию.

Образец Arial Rounded

  • Arial Rounded: Arial Rounded Light, Arial Rounded Regular, Arial Rounded Medium, Arial Rounded Bold, Arial Rounded Extra Bold. Обычные версии закругленных глифов можно найти в Gulim, корейском наборе шрифтов Microsoft. Первоначально доступные только жирным шрифтом Arial Rounded MT Bold, дополнительные шрифты появились в розничных магазинах. В розничной версии Linotype только Arial Rounded Regular поддерживает набор символов WGL.
  • Arial Special: Arial Special G1, Arial Special G2. Они включены в Microsoft Encarta Virtual Globe 99, Expedia Streets and Trips 2000, MapPoint 2000.
  • Arial Light, Arial Medium, Arial Extra Bold, Arial Light Condensed, Arial Condensed, Arial Medium Condensed, Arial Bold Condensed: Эти шрифты впервые появились в интернет-магазинах Linotype. Сокращенные шрифты не имеют курсивных аналогов.
  • Arial Monospaced: в этом моноширинном варианте буквы, такие как @, I (верхний регистр i), i, j, l (нижний регистр L), M, W. изменены.

Arial Alternative

Arial Alternative Regular и Arial Alternative Symbol являются стандартными шрифтами в Windows ME, их также можно найти в Windows 95 и Windows Установочные диски XP и на сайте Microsoft. Оба шрифта имеют символьную кодировку. Эти шрифты имитируют моноширинный шрифт, используемый в системах телетекста Minitel /Prestel, но векторизованный с использованием стиля Arial. Шрифты используются HyperTerminal.

Arial Alternative Regular содержат только символы ASCII, в то время как Arial Alternative Symbol содержит только 2 × 3 полуграфика символов.

Варианты кодовой страницы

Arial Baltic, Arial CE, Arial Cyr, Arial Greek, Arial Tur — это псевдонимы, созданные Windows в разделе FontSubstitutes файла WIN.INI. Все эти записи указывают на основной шрифт. Когда указан шрифт псевдонима, карта символов шрифта содержит набор символов, отличный от основного шрифта и других шрифтов псевдонима.

Кроме того, Monotype также продает Arial в сокращенных наборах символов, таких как Arial CE, Arial WGL, Arial Cyrillic, Arial Greek, Arial Hebrew, Arial Thai.

Arial Unicode — это версия, поддерживающая все символы, назначенные с помощью кодовых точек Unicode 2.1.

Arial Nova

Дизайн Arial Nova основан на растровых шрифтах Sonora Sans 1982 года, которые на самом деле были переименованы в Arial, чтобы избежать проблем с лицензированием. Он был в комплекте с Windows 10 и бесплатно предлагается в Microsoft Store. Он содержит обычный, полужирный и светлый начертания, соответствующий курсив и соответствующую сокращенную ширину.

Розничные версии Monotype / Linotype

Arial

Основные шрифты TrueType Arial (Arial, Arial Bold, Arial Italic, Arial Bold Italic) поддерживают те же наборы символов, что и версия 2.76 шрифтов в Internet Explorer 5/6, Windows 98 / ME.

Версия, продаваемая Linotype, включает Arial Rounded, Arial Monospaced, Arial Condensed, Arial Central European, Arial Central European Narrow, Arial Cyrillic, Arial Cyrillic Narrow, Arial Dual Greek, Arial Dual Greek Narrow, Arial SF, Arial Turkish, Arial Turkish Narrow.

Кроме того, Monotype также продает Arial в сокращенных наборах символов, таких как Arial CE, Arial WGL, Arial Cyrillic, Arial Greek, Arial Hebrew, Arial Thai, Arial SF.

Arial WGL

Это версия, которая охватывает только символы Windows Glyph List 4 (WGL4). Они продаются только в формате TrueType.

Это семейство включает Arial (обычный, полужирный, курсив), Arial Black, Arial Narrow (обычный, жирный, курсив), Arial Rounded (обычный, полужирный).

Шрифты Ascender Corporation

Ascender Corporation продает шрифт семейства Arial WGL, а также Arial Unicode.

Arial в других семействах шрифтов

Глифы Arial также используются в шрифтах, разработанных для нелатинских сред, включая Arabic Transparent, BrowalliaUPC, Cordia New, CordiaUPC, Miriam, Miriam Transparent, Monotype Hei, Упрощенный арабский.

Бесплатные альтернативы

Arial — это патентованный шрифт, все права на который Monotype Imaging принадлежат, включая авторские права на программное обеспечение и права на товарные знаки (согласно закону США об авторском праве, Monotype не может юридически защищать формы самих глифов.). Условия его лицензирования запрещают производные работы и бесплатное распространение.

Есть некоторые бесплатное программное обеспечение совместимые с метрикой шрифты, которые используются в качестве бесплатных альтернатив Arial или для шрифтов Arial . замена :

  • Liberation Sans — это метрически эквивалентный шрифт Arial, разработанный Ascender Corp. и опубликованный Red Hat в 2007 году, первоначально под лицензией GPL с некоторыми исключениями. Версии 2.00.0 и выше публикуются под SIL Open Font License. Он используется в некоторых дистрибутивах GNU / Linux в качестве замены шрифта по умолчанию для Arial. Liberation Sans Narrow — это метрически эквивалентный шрифт Arial Narrow, внесенный Oracle в шрифты Liberation в 2010 году, но не включенный в 2.00.0. Google заказал вариант под названием Arimo для Chrome OS.
  • URW ++ в 1987 году выпустил версию Helvetica под названием Nimbus Sans L, и в конечном итоге она была выпущена под GPL и AFPL (как шрифт Type 1 для Ghostscript) в 1996 году. Это один из шрифтов Ghostscript, бесплатные альтернативы 35 базовым Шрифты PostScript (включая Helvetica).
  • FreeSans, бесплатный шрифт, происходящий от URW ++ Nimbus Sans L, который, в свою очередь, происходит от Helvetica. Это один из бесплатных шрифтов, разработанных в проекте GNU FreeFont, впервые опубликованный в 2002 году. Он используется в некоторых бесплатных программах в качестве замены Arial или для замены шрифтов Arial.
  • TeX Gyre Heros, бесплатный шрифт, восходящий к URW ++ Nimbus Sans L, который, в свою очередь, происходит от Helvetica. Это один из бесплатных шрифтов, разработанный Польской группой пользователей TeX (GUST) и впервые опубликованный в 2007 году. Он находится под лицензией GUST Font License.
  • Arimo, шрифт с открытым исходным кодом разработан Стивом Маттесоном с теми же показателями, что и Arial.

Использует

  • SM, используемый в City или Center с 2010 года, позже в 2011 году обновлен Capitalized после использования в SM City San Pablo.

См. Также

  • Основные шрифты для Интернета
  • Список шрифтов
  • Категория: Гарнитуры Monotype — гарнитуры, принадлежащие или разработанные для Monotype Imaging

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Arial .
  • Microsoft Typography: Arial, Arial Black, Arial Narrow, Arial Rounded MT, Arial Special G1 / G2, Arial Narrow Special G1 / G2, Arial Unicode MS
  • Линотип / монотип Arial семейства: Arial, Arial WGL, Arial Arabic, Arial Nova, Arial OS, Arial Unicode
  • Используемые шрифты

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гарнаев а ю microsoft office excel 2010 разработка приложений
  • Гарнаев excel vba internet
  • Гарантийный талон на мебель образец скачать в word
  • Гарантийное письмо образец об оплате товара образец скачать word
  • Гарантийное письмо об оплате счета образец скачать word