Функции в excel решение практических задач

ФГОУ СПО «КИРОВСКИЙ
МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

МОЛОЧНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Лаборатория
компьютеризации

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКОЙ 
РАБОТЫ  № 7

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Учебная практика на ПЭВМ

ТЕМА: Электронные таблицы EXCEL

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
0606

НАИМЕНОВАНИЕ: Решение задач с помощью встроенных
функций.

ЦЕЛЬ:

1.       
Систематизировать  и применить
приемы работы с числовой ин6формацией

2.       
Исследовать и применить приемы
решения задач с помощью встроенных функций:

3.       
Развивать самостоятельность 
при выполнении задания и анализе результатов работы с числовой информацией

4.       
Развивать мышление через
сравнение и анализ методов обработки числовой информации

5.     
Воспитывать нормы работы за ПК
(правовая культура): правила работы с вычислительной техникой, с информацией,
правила техники безопасности

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И
НАВЫКИ:

1)      
Навыки работы с мышкой

2)      
Навыки работы с встроенными
функциями

3)     
Навыки построения экономической
м математической моделей

СРЕДСТВА:
инструкционная карта, ПК, электронные таблицы EXCEL,
опыт студентов, опыт преподавателя

НОРМА
ВРЕМЕНИ
: 6 часов

ТЕХНИКА
БЕЗОПАСНОСТИ
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:  

·         
трогать разъемы соединительных
кабелей,

·         
включать и выключать аппаратуру без
указания преподавателя,

·         
прикасаться к экрану  и тыльной
стороне монитора,

·         
класть дискеты, книги, тетради,
ручки и т.п. на клавиатуру и монитор.

При длительной работе за ПК необходимо соблюдать
следующие санитарные правила
:

·         
при продолжительности работы 1,5 –
2 часа делать перерыв  10 мин. через  каждый час;

·         
в случае возникновения у
работающего зрительного дискомфорта и других неблагоприятных ощущений
целесообразно выполнять комплекс упражнений для глаз и туловища.

1)       
При появлении запаха гари
немедленно прекратить работу, отключить питание ПК и сообщить об этом
преподавателю.

2)       
Не пытайтесь самостоятельно устранять
неисправности в работе аппаратуры.

 Вы отвечаете за сохранность рабочего места.

ПЛАН
РАБОТЫ:

1)      
Подготовительный этап

2)      
Практический этап:

ð   Исследовательский этап

ð   Исполнительский этап

3)      
Аналитический этап

4)      
Домашнее задание

ХОД РАБОТЫ:

Подготовительный
этап:
Ответьте устно на вопросы:

  1. Электронные таблицы
    предназначены для обработки ______ информации?
  2. Какие форматы из перечисленных
    используют в электронных таблицах: числовой, общий, текстовый, OLE, денежный, MEMO, финансовый,
    логический, процентный?
  3. Опишите общие рекомендации к
    конструированию табличной формы (экономической модели) задачи.
  4. Что включает в себя понятие
    «Корректировка» табличной структуры?
  5. Поясните, в каких случаях мы
    должны внутри ячейки настраивать перенос по словам. Какие способы для
    этого существуют?
  6. При выполнении каких действий 
    применяют объект «легенда»? Какую роль этот объект играет в работе
    пользователя?
  7. Как вы понимаете действие
    «Форматировать»? С какими объектами в EXCEL мы
    выполняем это действие?
  8. Какие правила ввода формул вы
    знаете?
  9. Какие рациональные способы
    работы с формулами вы знаете?

Практический
этап:
Ознакомьтесь с теоретическим материалом и выполните
предложенные упражнения
.

Электронные таблицы – самая
распространенная и мощная технология для профессиональной работы с данными.
Вычислительные возможности объединены с богатым набором функций, присущих
текстовому, графическому редакторам и другим приложениям паек MS Office.

  1. Исследуем приемы работы  в режиме автозаполнения:

Режим Автозаполнения позволяет
скопировать содержимое одной ячейки в другие, расположенные рядом  в одной
строке или одном столбце, или диапазоне ячеек. Этот режим позволяет избежать
известные вам приемы копирования через команды горизонтального или контекстного
меню, либо через пиктограммы .

Основной алгоритм
работы с числовой информацией:

ð  Введите в ячейку А1
число 1, В ячейку В1 число 2

ð  Выделите обе ячейки

ð  Установите курсор
мыши в правую нижнюю область курсорной рамки (см. рис), курсор примет вид
«знака плюс — прицела»

ð  Нажмите ЛКМ и,
удерживая ее, протяните курсорную рамку вдоль строки до столбца Н

ð  Вы заполнили первую
строку с 1 номера по 8 с шагом  = 1

ð  Аналогично можно
заполнить столбец А
, для этого введите в ячейку А2 число 4

ð  Выделите ячейки А1 и
А2 и по аналогии с вышеописанным, протяните курсорную рамку до 10 строки
включительно

ð  Вы заполнили первый
столбец числовыми данными от 1 до 28 с шагом = 3

Основной алгоритм работы с
текстовой информацией:

ð  В ячейку В2 введите
слово Май

ð  Установите курсор
мыши в правую нижнюю область курсорной рамки,

ð  Нажмите ЛКМ и,
удерживая ее, протяните курсорную рамку вдоль строки до столбца Н

ð  Вы заполнили вторую
строку названиями месяцев с мая по ноябрь

ð  Аналогично заполните
столбец до 10 строки (заполните с мая по январь)

Программа EXCEL
позволяет дублировать повторяющуюся текстовую информацию при вводе. Например,
если в первую ячейку вы ввели фразу «Среднее арифметическое», а в следующую
ячейку вы хотите ввести текст «Средние данные», то программа автоматически
повторить первую фразу. Это не должно вас смущать, вы можете согласиться с
вводом и лишь подкорректировать введенную автоматически фразу.

Кроме этого существует
встроенный режим Прогрессии, позволяющие работать с математическими
прогрессиями
.

Известно, что после того, как
13 апреля 1996 года в городе N появился первый компьютерный вирус, каждый месяц
их количество увеличивается вдвое. Подготовьте статистический отчет о
количестве вирусов за период с 13 апреля 1996 года по 13 мая1997 года.

1.  Введите  в ячейку А1 заголовок Дата, в
ячейку В1 — Количество вирусов

2. Введите в ячейку А2: 13 апреля 1996, в ячейку В2 —
число 1.

3. Установите
курсор на ячейку А2. В меню ПРАВКА/ ЗАПОЛНИТЬ
/ ПРОГРЕССИЯ
установить следующие параметры:

Прогрессия — по столбцам;  Тип —
дата;  Единица даты — месяц; Предельное значение — 13 мая 1997.

Закройте диалоговое окно – выполнив щелчок ЛКМ по кнопке
<ОК>.

4. Установите курсор на
ячейку В2. В меню ПРАВКА / ЗАПОЛНИТЬ /
ПРОГРЕССИЯ
установить следующие параметры:   Прогрессия — по
столбцам; Тип — геометрическая; Шаг — 2; Предельное значение —
10000.

Закройте диалоговое окно – щелчком ЛКМ по кнопке <ОК>.

Упражнение
1:
выполните решение задач с помощью EXCEL в
одной рабочей книге, на двух первых листах под соответствующими именами: Задача1
и Задача2:

Задание 1: Создать
календарь на первые шесть месяцев.

Задание 2:  У продавца сломался калькулятор. Для
облегчения расчетов с покупателями составьте «шпаргалку» таблицу стоимости
товара от 200 г до 1 кг включительно с интервалом в 200 г.
Исходные данные
предложены в таблице:

Подумайте какие из исследуемых алгоритмов вы примените при
создании данной таблицы:

А

В

с

D

E

F

H

№ п/п

Наименование

Стоимость 1 гк

0,2

0,4

0,6

0,8

1,0

1

Изюм

8250

2

Орехи

9200

3

Мандарины

6500

4

Конфеты

10000

2.    Исследуем приемы работы с относительной и
абсолютной адресацией:

·      
Одно из преимуществ электронных таблиц в том, что в формулах
можно использовать не только конкретные числовые значения (константы), но
переменные — ссылки на другие ячейки таблицы (адреса ячеек). В
тот момент, когда Вы нажимаете клавишу <Enter>, в формулу вместо адреса
ячейки подставляется число, находящееся в указанной ячейке.

·      
Другое достоинство в том, что при копировании формул входящие в
них ссылки изменяются (относительная адресация).

·      
Однако, иногда при решении задач требуется, чтобы при
копировании формулы ссылка на какую-либо ячейку не изменялась. Для этого
используется абсолютная адресация, или абсолютные ссылки.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АДРЕСАЦИЯ

При копировании или переносе формул автоматически
изменяются адреса ячеек в формулах. Поясним это на примере:

В ячейку В3 (столбец В, строка 3) занесена формула =А1+А2,
то есть нужно сложить числа, находящиеся в предыдущем (левом) столбце А и двух
предыдущих строках, 1 и 2.

При копировании ячейки В3, например, в ячейку Е5 соотношение
в формуле сохраняется: автоматически складываются числа, находящиеся в
предыдущем левом столбце D и двух предыдущих строках, 3 и 4.

Аналогично, при копировании ячейки В3 в ячейку В7 формула
изменяется на =А5+А6.

АБСОЛЮТНАЯ
АДРЕСАЦИЯ: 
Иногда при копировании или переносе формул требуется запретить
автоматическое изменение адресов ячеек в формулах.

Фиксирование производится
подстановкой знака “$”.
Например:

Относительный адрес

Абсолютный адрес

фиксирование

строки

столбца

всей ячейки

D12

D$12

$D12

$D$12

 

Поясним это на примере:

В ячейку В3 занесена формула =А$1+$A$2

(A$1 — зафиксирована первая строка, столбец будет
изменяться;  $A$2 — зафиксированы и строка и столбец, то есть при любом копировании
изменяться нее будут)

При копировании ячейки В3 в ячейку В7 формула не изменилась,
так как не изменился столбец.

При копировании ячейки В3 в
ячейку Е5 формула преобразовалась к виду =D$1+$A$

Исследуем
прием работы
с
адресацией ячеек на конкретном примере (
создать на третьем листе под
именем Задание3):

Имеется сумма денег S.
Приглашено N гостей. Составьте меню не менее, чем из трех продуктов, учитывая
стоимость и порционное распределение продуктов на каждого гостя.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ  
МОДЕЛЬ
:
Пусть bi
порция i-го продукта на одного гостя, сi  — цена
за килограмм i-го продукта. Тогда стоимость i-го продукта  (di) на
всех гостей вычисляется по формуле:
di
=
bi * сi * N

Общие расходы на день рождения
=

1.      Введите
исходные данные:

                
A                                     B                                C                                           
D                                     E   

1

РАСХОДЫ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

2

Количество гостей

7

Сумма денег

50000

3

4

Наимен. Продукта

Порция (в кг)

Цена за кг (в руб)

Стоимость (в руб)

5

Конфеты

0,2

45000 р.

6

Бананы

0,5

8000 р.

7

Мороженое

0,25

23000 р.

8

9

ИТОГО:

ЧТО СДЕЛАТЬ

КАК СДЕЛАТЬ

В
ячейку D5 введите формулу для расчета стоимости

Используйте абсолютный адрес
ячейки В2:=В5 * С5 * $B$2

Скопируйте
ячейку D5 в ячейки D6 : D7

В
ячейку D9 введите формулу для итоговой суммы

Нажмите кнопку ; выделите блок
D5:D7; нажмите <Enter>

Измените
исходные данные так, чтобы уложиться в указанную сумму

Содержимое ячейки D9 должно
быть меньше, чем в ячейке Е2

Отцентрируйте
заголовок таблицы

Выделите блок А1:Е1; нажмите
кнопку

Измените
ширину столбцов А, В, С. D, чтобы полностью поместились названия столбцов

 В поле имен
столбцов превратить курсор в двойную стрелку; при нажатой кнопке мыши
растянуть границы столбца до нужного размера; отпустить кн. мыши

3.
Исследуем приемы работы с встроенными функциями:

Программа  Excel
имеет библиотеку встроенных функций – Мастер функций  —  (см. рис), вызов
которой осуществляется двумя основными способами:

ð  Через команду
горизонтального меню ВСТАВКА – ФУНКЦИЯ

ð  Через пиктограмму  fx

Исследуем
основной алгоритм работы
 на
конкретном примере:

Торговый агент получает
процент от суммы совершенной сделки. Если объем сделки до 3000 тыс, то 5 %,
если  объем до 10000 – 2%, если свыше 10000 – 1,5 %

  1. Постройте таблицу по образцу:

A

B

C

D

E

F

G

H

I

1

ФИО

Объем сделок по месяцам

Размер вознаграждения по месяцам

Средний
размер сделок

Средний
размер вознаграждений

2

июнь

июль

август

июнь

июль

август

3

Иванов

2900

5000

19000

4

Сидоров

3000

12000

1500

5

Петров

9000

2900

20000

6

2.  Установите
курсор на ячейку Е3 и запустите Мастер функций

3.  в
диалоговом окне выберите категорию: Логические,  в поле Функции –
функцию Если, выполните подтверждение – нажатием на кнопку Ок

4.        
В появившемся диалоговом окне в поле Логическое_выражение внесите
запись: В3<3000

В поле значение_если_истина
введите формулу В3*5%

Поле значение_если_ложь
оставьте пустым и подтвердите ввод нажатием на кнопку ОК

5.      
установите курсорную рамку в стоке формул  (см. рис) в конце записи
В3*5% и введите знак «;»

6.        
выполните щелчок ЛКМ по кнопке ЕСЛИ (см. рис), вновь откроется
диалоговое окно условия,

В поле Логическое_выражение
внесите запись: В3<10000

В поле значение_если_истина
введите формулу В3*2%

Поле значение_если_ложь
введите В3*1,5%

 Подтвердите
ввод нажатием на кнопку ОК

7.      
Протяните формулу вдоль столбца, вы получите результаты:

8.      
Выполните расчеты в других ячейках столбцов F и G.

9.      
вычислим среднее значение сделок, для этого:

ð  установите курсор на
ячейку Н3 и запустите Мастер функций

ð  среди Статистических
функций  выберите функцию СРЗНАЧ

ð  подтвердите ее выбор,
нажатием на кнопку ОК

ð  на экране откроется
диалоговое окно, в котором укажите диапазон данных (ячейки с B3
по D3) и подтвердите выбор.

ð  Скопируйте формулу
вдоль столбца Н

10.    аналогично
вычислите средний размер вознаграждений.

11.    используя
пиктограммы  измените
количество знаков после запятой до одного знака.

12.    сохраните
документ под именем Урок 7*, где * — ваша фамилия

Контрольное
задание:
Автоматизируйте решение задачи, согласно условию:

Выполните расчет платы за квартиру. Она состоит из оплаты
коммунальных услуг (по 20 руб за кв. м) и оплаты за газ (по 15 руб на каждого
проживающего в квартире человека). При изменении тарифов оплаты должен
производиться автоматический пересчет квартплаты. Если квартплата превышает 800
рублей, то квартиросъемщику положены субсидии. Отразите это в таблице словами
«Есть субсидии» и «Нет субсидий» 

Тарифы оплаты

Субсидии

Коммун/услуги

20

Газ

15

Расчет квартплаты

квартира

площадь

человек

Кв.плата

№ 1

80

4

№ 2

33

3

№ 3

60

4

№ 4

57

5

№ 5

76

2

Аналитический этап:

1.       Ответьте
(устно) на вопросы выходного контроля:

A.     Как
выделить в электронной таблице смежные и несмежные ячейки, диапазоны ячеек?

B.     
Как скопировать и переместить содержимое ячейки, блока ячеек, рабочего
листа?

C.     
Как оформить таблицу EXCEL рамками и заливкой?

D.     Как
в документ EXCEL вставить фрагмент текстового
документа?

E.     
Как вставить таблицу или диаграмму EXCEL в
документ WORD?

2.       Выполните
самоанализ деятельности по предложенной таблице:

Виды выполненной работы

Алгоритм деятельности

Затруднения

действия

причины

Домашнее
задание:

1.       
создать отчет по схеме:

ð  
тема практической работы

ð  
цели

ð  
средства

ð  
план работы

ð  
ответы на вопросы входного и
выходного контроля

ð  
выводы по работе, оформленные в
виде таблицы самоанализа (см таблицу выше)

  1. повторить материал по электронным таблицам EXCEL: работа с диаграммой.
  2. изучить материал гл. 3 Угринович «Информатика и
    информационные технологии» и ответить на вопросы:

ð  
основной алгоритм построения диаграмм,

ð  
виды и типы диаграмм

ð  
форматирование диаграмм.

Практическая работа №1

Использование абсолютных адресов

стоимость программного обеспечения

наименование

стоимость, $

стоимость, руб.

стоимость, евро

доля в общей стоимости, %

ОС windows

1180,00

пакет MS Office

320,00

редактор Corel Draw

150,00

графический ускоритель 3D

220,00

бухгалтерия

500,00

Антивирус DR Web

200,00

Пакет OpenOffice

350,00

ОС Linux

1 350,00

Редактор Adobe Photoshop

780,00

Антивирус eset NOD32

320,00

Антивирус Avast

410,00

1C преприятие

870,00

1С склад

890,00

Налогоплательщик ЮЛ

410,00

Свод СМАРТ Бюджет

250,00

Киностудия Windows

120,00

Microsoft Security

130,00

FB Reader

320,00

итого

курс валюты (к рублю)

 65

 79

Задание:

  1. Записать исходные текстовые и числовые данные, оформить таблицу согласно образцу, приведенному выше

  2. Рассчитать графи «Стоимость, руб.» используя курс доллара как абсолютный адрес

Абсолютный адрес ячейки в Excel – это такой адрес, который не изменяется при переносе формулы или ссылки на ячейку в другое место текущего листа книги Excel.

Для этого перед индексами столбца и строки целевой ячейки необходимо поставить знак доллара «$».

Для того, чтобы быстро изменить адрес ячейки в Excel на абсолютный, установите текстовый курсор на адрес целевой ячейки и нажимайте клавишу F4 клавиатуры до тех пор, пока не закрепите нужные индексы адреса.

$A$1 – при копировании не изменяется весь адрес

$A1 – при копировании не изменяется имя столбца

A$1 – при копировании не изменяется номер строки

  1. Рассчитать графу «Стоимость, евро», используя стоимость в рублях

  2. Рассчитать графу «Итого»

  3. Рассчитать графу «Доля в общей стоимости», используя итоговую стоимость в рублях

Практическая работа №2

Использование встроенных функций

Дана последовательность чисел (но некоторые ячейки данного диапазона пустые), для которой необходимо определить:

  • Общее количество чисел;

  • Максимальное число;

  • Минимальное число;

  • Среднее значение;

  • Сумму всех чисел.

  • Для расчета количества положительных/отрицательных чисел использовать функцию СЧЕТЕСЛИ

  • Для расчета суммы положительных/отрицательных чисел использовать функцию СУММЕСЛИ

hello_html_2e5f14fa.png

Практическая работа №3

Использование встроенных функций

Результаты сдачи выпускных экзаменов по алгебре, русскому языку, физике и информатике учащимися 9 класса некоторого города были занесены в электронную таблицу. В столбце А электронной таблицы записана фамилия учащегося, в столбцах B, C, D и E — оценки учащегося по алгебре, русскому языку, физике и информатике. Оценки могут принимать значения от 2 до 5 и пустая ячейка, если выпускник не сдавал экзамен по уважительной причине.

На основании данных, содержащихся в этой таблице выполнить задание:

  • Вычислить сумму баллов по каждому ученику (F2:F31);

  • Определить средний балл по каждому ученику (G2:G31);

  • Определить наибольший (G33) и наименьший (G34) средний балл

  • Вычислить средний балл по каждому предмету (B32:E32);

  • Определить количество выпускников писавших экзамен по алгебре, русскому, физике и информатике (B35:E35);

  • Определить по каждому предмету количество сдавших на «5» (B36:E36) и на «2» (B37:E37).

hello_html_m76017a58.png

Практическая работа №4

Использование встроенных функций и формул в MS Excel

Логические функции

Функция ЕСЛИ

Предназначены для проверки выполнения условия или проверки нескольких условий.

Функция ЕСЛИ позволяет определить. Выполняется ли указанное условие. Если условие истинно, то значением ячейки будет выражение1, в противном случае – выражение2

Синтаксис функции

=ЕСЛИ(логическое_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь)

Пример: Вывести в ячейку сообщение «тепло» если значение ячейки B2>20, иначе вывести «холодно»

=ЕСЛИ(B2>20;”тепло”;”холодно”)

Пример: вывести сообщение «выиграет» если значение ячеек Е4<3 и Н98>=13 (т.е. одновременно выполняются условия), иначе вывести «проиграет»

=ЕСЛИ(И(E4<3;H98>=13);”выиграет”;”проиграет”)

Задание1

  1. Заполнить таблицу и отформатировать по образцу

hello_html_6364b8c1.png

  1. Заполните формулой Сумма диапазон ячеек F4:F10

  2. В ячейках диапазона G4:G10 должно быть выведено сообщение о зачислении абитуриента. Абитуриент зачислен в институт, если сумма баллов больше или равна проходному баллу и оценка по математике 4 или 5, в противном случае – не зачислен.

  3. hello_html_67b3126d.png

  4. Сохранить документ в своей папке под именем Абитуриенты

Функции И, ИЛИ, НЕ

В электронных таблицах Excel для составления логических высказываний используют функции из категории “Логические”: И(); ИЛИ(); НЕ(); ИСТИНА(); ЛОЖЬ() 

Синтаксис функций

=И( логич_знач1; логич_знач2; … ; логич_знач30 ) 

=ИЛИ( логич_знач1; логич_знач2; … ; логич_знач30 ) 

=НЕ( логич_знач1; логич_знач2; … ; логич_знач30 ) 

Эти логические функции используются для решения логических задач, а также для построения таблиц истинности.

Задания выполняются в одном документе, на разных листах! Имя документа «Логика»

Задание 1.

  1. Лист назвать задание1

  2. Подготовьте таблицу

hello_html_m7006c2e5.png

  1. В ячейку С2 введите формулу =НЕ(A2)

  2. В ячейку D2 введите формулу =И(A2;B2)

  3. В ячейку Е2 введите формулу =ИЛИ(A2;B2)

  4. Заполните оставшиеся ячейки формулами.

Задание 2.

  1. Лист назвать задание2

  2. Построить таблицу истинности для конъюнкции (И), дизъюнкции (ИЛИ) и инверсии (НЕ) для четырех переменных (А, В, С, D).

Задание 3.

  1. Лист назвать задание3

  2. Построить таблицу истинности для высказывания hello_html_m11a0e48e.gifhello_html_m48cb1dc6.png

  3. Подготовить таблицу значений для трех высказываний

  1. Определить приоритет операций (отрицаний, конъюнкция, дизъюнкция)

  2. В ячейку D2 ввести формулу =НЕ(C2), заполнить диапазон D2:D9

  3. В ячейку Е2 ввести формулу =И(B2;D2), заполнить диапазон Е2:Е9

  4. В ячейку F2 ввести формулу =ИЛИ(A2;E2), заполнить диапазон F2:F9

hello_html_m13c06351.png

Рисунок Таблица истинности для высказывания F

Задание 4.

  1. Лист назвать задание4

  2. Построить таблицы истинности для высказываний

hello_html_1ac691a3.gif

hello_html_794b176c.gif

hello_html_213379d8.gif

hello_html_m65f07757.gif

Задание 5.

  1. Лист назвать задание5

  2. Построить таблицу истинности для операции Следования

Подготовить таблицу (для написания знака следования Вставка – Символ – Шрифт «обычный текст», Набор «стрелки» → )

hello_html_m6bff7530.png

В ячейку C2 ввести формулу

=ЕСЛИ(ИЛИ(И(A2=0;B2=0);(И(A2=0;B2=1));(И(A2=1;B2=1)));1;0)

Для операции следования выражение принимает истинное значения в случаях, когда одновременно оба высказывания ложны, оба высказывания истинные и когда из ложного высказывания следует истинное.

В формуле проверяются все случаи, когда выражение принимает истинное значение

Если любое из трех высказываний выполняется, то значение высказывания «1», в другом случае «0»

И(A2=0;B2=0) – ложны оба высказывания

И(A2=1;B2=1) – истины оба высказывания

И(A2=0;B2=1) – из истины следует ложь

hello_html_7f7c9d3a.png

Задание 6.

  1. Лист назвать задание6

  2. Построить таблицу истинности для операции Сложение по модулю 2, Эквивалентность

А

В

АВ

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

0

А

В

А ~В

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1


Задание 7.

  1. Лист назвать задание7

  1. Построить таблицы истинности для высказываний

hello_html_46272835.gif

hello_html_m7cd2c328.gif

hello_html_2c89686e.gif

hello_html_m3b33f5c8.gif

Функция Дата и время

  1. Переименовать Лист1 на «Пример»

Подготовить таблицу по образцу

hello_html_m13dfbf25.png

В ячейке В2 определить текущую дату. Для этого ввести формулу =СЕГОДНЯ()

В ячейке В3 посчитать количество дней, оставшихся до нового года (=B1-B2)

В ячейке В4 определить день года Для этого ввести формулу =B2-ДАТА(ГОД(B2);1;0)

В ячейке В5 определить порядковый номер дня недели. Для этого ввести формулу =ДЕНЬНЕД(B2;2)

В ячейке В6 определить название дня недели. Для этого ввести формулу =ТЕКСТ(B2;»дддд»)

  1. Переименовать Лист2 на «Дни»

Подготовить таблицу по образцу

hello_html_m70c50951.png

ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ФОРМУЛ!

В ячейке В3 определить текущую дату

В диапазоне ячеек В4:G4 определить сколько осталось дней до сдачи экзамена

В диапазоне ячеек В5:G5 определить день года (какой по счёту), когда будет сдаваться экзамен

В диапазоне ячеек В6:G6 определить порядковый номер дня недели, когда будет сдаваться экзамен

В диапазоне ячеек В7:G7 определить название дня недели, когда будет сдаваться экзамен

hello_html_m6b565a0.png

Практическая работа №5

Использование математических, логических и статистических функций при решении задач

Подготовить таблицу как указано на рисунке

hello_html_m29c6ccc8.png

Используя логические и статистические функции, ответьте на следующие вопросы:

  1. Чему равна наибольшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся округа «Северный»?

  2. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по физике больше 60 баллов?

  3. Чему равна наименьшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся округа «Центральный»?

  4. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по физике меньше 70 баллов?

  5. Чему равна средняя сумма баллов по двум предметам среди учащихся школ округа «Южный»?

  6. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики школ округа «Западный»?

  7. Чему равна наибольшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся Восточного округа?

  8. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по информатике не менее 80 баллов?

  9. Чему равна наименьшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся Северного округа?

  10. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по физике не менее 65 баллов?

  11. Чему равно количество человек из южного округа, набравших более 60 баллов по физике

  12. Чему равна сумма баллов по информатике всех учеников, набравших по физике больше 50 баллов.

Сохранить работу в своей папке под именем «Баллы»

Практическая работа №6

Формат ячеек. Построение графиков

Запустить табличный процессор MS Office Excel

Оформить таблицу согласно представленному ниже образцу

hello_html_m38c4d261.png

Выделить диапазон ячеек В3:G11. По выделенному диапазону нажимаем 1 раз ПКМ. Выбираем пункт меню Формат ячеек на вкладке Число выбираем пункт Денежный -> ОК

hello_html_m5d15b2a6.png

В результате выполнения данного действия таблица примет следующий вид

hello_html_909e75e.png

В ячейку G3 ввести формулу, которая будет рассчитывать заработок Алексея за 5 месяцев

(использовать встроенную формулу СУММА)

Диапазон ячеек G4:G10 заполняется с помощью процедуры автозаполнения.

В ячейку B11 ввести формулу, которая будет рассчитывать сколько в январе было получено всеми сотрудниками (использовать встроенную формулу СУММА).

Диапазон ячеек В11:G11 заполняется с помощью процедуры автозаполнения.

В результате выполнения данных действий таблица примет следующий вид

hello_html_322b2b67.png

Необходимо построить круговую диаграмму, отражающую зарплату каждого сотрудника за январь.

Для этого необходимо выделить диапазон А3:В10

Вкладка «Вставка»,

hello_html_m4923a740.png

группа инструментов «Диаграмма»,

Круговая hello_html_m4923a740.png

После выполнения действия результат:

hello_html_4d2ab389.png

Далее необходимо написать имя диаграммы: выделяем диаграмму (щелкаем по ней 1 раз ЛКМ), далее вкладка «Макет», группа инструментов «Подписи», название диаграммы

hello_html_m4df1f895.png

Выбираем «Над диаграммой». Вводим в появившейся рамке на диаграмме «заработная плата за январь».

Результат:

hello_html_6bc07cc5.png

Необходимо подписать данные (т.е. каждая часть диаграммы должна отражать сколько именно в рублях получил сотрудник).

Далее необходимо подписать данные : выделяем диаграмму (щелкаем по ней 1 раз ЛКМ), далее вкладка «Макет», группа инструментов «Подписи», «Подписи данных»

Выбираем «У вершины снаружи»

Результат:

hello_html_m7c87c48.png

Далее необходимо изменить местоположение легенды : выделяем диаграмму (щелкаем по ней 1 раз ЛКМ), далее вкладка «Макет», группа инструментов «Подписи», «Легенда»

Выбираем «Добавить легенду снизу»

Результат:

hello_html_29278f1b.png

Необходимо построить круговую диаграмму, отражающую зарплату Алексея за 5 месяцев

Для этого выделяем диапазон ячеек B2:F2 Вкладка «Вставка», группа инструментов «Диаграмма», Круговая

После выполнения действия результат:

hello_html_m2232155b.png

Необходимо задать имя диаграммы, разместить легенду слева, подписать данные в процентах.

Чтобы подписать данные в процентах необходимо выделить диаграмму (щелкаем по ней 1 раз ЛКМ), далее вкладка «Макет», группа инструментов «Подписи», «Подписи данных», «Дополнительные параметры подписи данных».

Ставим галочку «Доли», снимаем галочку «Значения». Нажать «Закрыть»

hello_html_16a556e5.png

Результат:

hello_html_m2e774294.png

Построить диаграмму «Гистограмма», отражающую сколько получили все сотрудники за каждый месяц.

Для этого выделяем диапазон ячеек B2:F2 зажимаем клавишу CTRL НЕ ОТПУСКАЯ КЛАВИШУ выделяем диапазон B11:F11 Вкладка «Вставка», группа инструментов «Диаграмма», Гистограмма

Результат:

hello_html_c0d8ec7.png

Необходимо задать имя диаграммы, удалить легенду, подписать данные в значениях

Результат:

hello_html_m4d837aee.gif

Построить диаграмму «Круговая», отражающую сколько получили каждый сотрудник за все месяца.

Для этого выделяем диапазон ячеек А3:А10 зажимаем клавишу CTRL НЕ ОТПУСКАЯ КЛАВИШУ выделяем диапазон G3:G10 Вкладка «Вставка», группа инструментов «Диаграмма», Круговая

Результат:

hello_html_1e8890d7.png

Необходимо задать имя диаграммы, подписать данные в долях

Результат:

hello_html_53820dc2.png

Практическая работа №6

Использование встроенных функций. Построение графиков

должность

оклад

стаж работы

надбавка за стаж

итого месячная зарплата

директор

8230

15

заместитель директора

7450

12

ведущий экономист

6214

6

экономист

3838

1

экономист

3838

0

экономист

3838

5

экономист

3838

4

экономист

3838

1

экономист

3838

2

экономист

3838

7

бухгалтер

3200

3

бухгалтер

3200

2

бухгалтер

3200

1

бухгалтер

3200

1

бухгалтер

3200

2

бухгалтер

3200

4

бухгалтер

3200

6

бухгалтер

3200

2

программист

3500

4

секретарь

3000

3

итого по учреждению

средняя зарплата по учреждению

минимальная зарплата

максимальная зарплата

справочная таблица

стаж работы

коэффициент

от 0 до 10 лет

0,7

от 10 лет

1

Задание:

  1. Записать исходные текстовые и числовые данные, оформить таблицу согласно образцу, приведенному выше

  2. Рассчитать графу «Надбавка за стаж», используя встроенную функцию «ЕСЛИ», а также ссылку на абсолютный адрес ячейки, в которой записан коэффициент. (ЕСЛИ стаж <10 лет, то оклад*0,7, иначе оклад *1)

  3. Рассчитать месячную зарплату каждого специалиста (оклад + надбавка за стаж)

  4. Рассчитать заработную плату по учреждению

  5. Найти среднюю, минимальную и максимальную заработную плату по учреждению

  6. Построить круговую диаграмму, которая будет отражать сведения о заработной плате каждого специалиста (подпись данных в процентах/долях)

13

ПЛАН-КОНСПЕКТ

учебного занятия кружка «Компьютер и информационные технологии»

Тема учебного занятия: «Решение задач с использованием логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010».

Цели учебного занятия: научиться решать задачи с использованием логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010.

Задачи учебного занятия:

Образовательная:

  • познакомить обучающихся с работой логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010;

  • закрепить полученные знания в процессе выполнения практической работы;

  • способствовать формированию у обучающихся логического и алгоритмического мышления;

  • развивать познавательный интерес к учебной дисциплине и навыки ИКТ;

  • развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;

  • выполнять в процессе учебной деятельности все требуемые этапы решения задач с помощью компьютера.

Воспитательная:

  • формировать информационную культуру, умения и навыки самостоятельного овладения знаниями;

  • воспитывать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Методические приемы обучения: словесный, наглядный.

Формы работы: индивидуальная.

Оборудование: персональные компьютеры, доска, мел.

Программное обеспечение: операционная система Windows 7, пакет прикладных программ Microsoft Office 2010.

План занятия:

  1. Организационный момент (3 минуты).

  2. Актуализация базовых знаний (12 минут).

  3. Изложение нового материала (25 минут).

  4. Практическая работа (1 час 30 минут).

  5. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия (5 минут).

Ход учебного занятия:

Организационный момент.

Учебное занятие начинается с приветствия обучающихся. Затем педагог дополнительного образования отмечает присутствующих в группе.

Актуализация базовых знаний.

Педагог дополнительного образования старается подвести обучающихся к новой теме и проводит опрос.

1. Что является минимальным элементом в табличном процессоре Excel? (Минимальным элементом табличного процессора Excel, является ячейка.)

2. С помощью какого средства Excel можно существенно упростить ввод данных, что это за средство? (Автозаполнение – это заполнение ячеек данными из определенных последовательностей, предусмотренных Excel.)

3. Что собой представляют формулы в Excel, и с какого знака начинается запись формул? (Начинается запись формулы со знака “=”. Формулы представляют собой выражения, описывающие вычисления в ячейках.)

4. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки.)

5. Назовите часто используемые функции? (Часто используются такие функции как: СУММ, СРЗНАЧ, МАКС, МИН.)

Педагог дополнительного образования предлагает обучающимся тестовые задания:

1.Электронная таблица – это …

а) программа служащая для создания, редактирования, сохранения и распечатки различных текстов.

б) приложение хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

в) приложение служащее для производства вычислений и решения математических задач.

г) все ответы верны

2.Активная ячейка в Excel — это:

а) ячейка с адресом А1; б) ячейка, выделенная рамкой; в) ячейка, в которую введены данные; г) нет правильного ответа

3.Ввод формулы в Excel начинается:

а) со знака равно; б) со знака скобки; в) с цифры; г) с буквы.

4.Адрес ячейки в Excel состоит из:

а) имени файла;

б) заданного набора символов;

в) имени столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка;

г) номера строки и имени столбца, на пересечении которых находится ячейка.

5.Функция СУММ() в Excel относится к функциям:

а) математическим; б) статистическим; в) логическим; г) финансовым.

6.Мастер функций в Excel необходим для:

а) редактирования таблицы; б) для быстрого запуска программы;

в) сохранения информации; г) ввода необходимых функций.

7.Если в Excel сделать ячейку активной и нажать клавишу Delete, то:

а) удалится содержимое ячейки; б) очистится формат ячейки;

в) удалится ячейка; г) удалится имя ячейки.

8.Информация в таблице представлена в виде:

а) файлов; б) записей; в) текста, чисел, формул; г) все ответы верны

9.Укажите правильный адрес ячейки:

а) А6С

б) В67

в) 83С

г) В1Г

10.Наименьшим элементом электронной таблицы является …

а) ячейка; б) символ; в) столбец; г) строка

11.Диапазоном ячеек электронной таблицы называется …

а) множество всех заполненных ячеек таблицы;

б) множество всех пустых ячеек;

в) множество ячеек, образующих область прямоугольной формы;

г) множество ячеек, образующих область произвольной формы.

12.Укажите недопустимую формулу для ячейки F1

а) =A1+B1*D1; б) =A1+B1/F1; в) =C1; г) допустимы все формулы

13.Укажите недопустимую формулу для записи в ячейку D1

а) =2A1+B2; б) =A1+B2+C3; в) =A1-C3; г) допустимы все формулы.

14.В электронной таблице выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек в этой группе?

а) 2; б) 3; в) 5; г) 6.

15.В электронной таблице нельзя удалить

а) строку; б) столбец; в) имя ячейки; г) содержимое ячейки.

Изложение нового материала.

Для выполнения практической работы необходимо знать следующее:

Логические функции

В категории всего шесть команд, но о некоторых из них стоит поговорить, поскольку они значительно расширяют наши возможности

  • Команда ЕСЛИ позволяет организовать разного рода разветвления. Формат её:

=ЕСЛИ(логическое_условие;когда_верно;когда_неверно)

В качестве логического условия выступают равенства и неравенства с использованием знаков (больше), = (больше или равно), (не равно).

Пример: =ЕСЛИ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…») – если число в ячейке C1 больше чем произведение D1 и B5, то в нашей ячейке будет радость, а если меньше – разочарование.

В функцию ЕСЛИ может быть вложена другая функция ЕСЛИ, а в неё ещё одна – «и так семь раз».

Пример: =ЕСЛИ(C1100; «УРА!»; ЕСЛИ(Е1=1;G1;G2)) – если ячейка C1больше ста, то в нашей ячейке будет написано «УРА!», а если меньше либо равна – то в неё скопируется содержимое ячеек G1 (при Е1, равном 1) или G2 (при Е1, не равном 1).

  • Команда И позволяет задать несколько условий, которые можно использовать в команде ЕСЛИ. Все условия в команде И должны быть выполнены, только тогда функция принимает значение Истина. Если хоть одно условие не выполнено, то значение её Ложь. Формат:

=И(логическое_условие_1;логическое_условие_2)

Всего логических условий может быть до 30 штук.

Пример совместного использования функций ЕСЛИ и И:

ЕСЛИ(И(Е11;G2= «УРА!»); «Угадал»; «Не угадал!») – если ячейка Е1 больше 1, а в G2 находится слово «УРА!», то в нашей ячейке окажется слово «Угадал» (Истина), если же какое-то из логических условий не выполнено (Ложь), получим «Не угадал».

  • Команда ИЛИ тоже позволяет задать несколько условий, но иным образом. Если хоть одно из них выполнено, то функция принимает значение Истина. И только когда все заданные условия неверны, получим «Ложь». Формат такой же, как у функции И, использовать её совместно с ЕСЛИ можно точно так же.

  • Команда НЕ инвертирует, переворачивает полученное значение: была Истина, станет Ложь, и наоборот.

Пример: ЕСЛИ(НЕ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…»); «УРА!» появляется, когда C1 не больше D1*B5.

Практическая работа.

  1. Решить задачу1 с использованием логической функции ЕСЛИ: «Если количество баллов, полученных при тестировании, не превышает 12, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 12 до 15; оценке «4» – от 16 до 20 баллов; оценке «5» – свыше 20 баллов. Создать таблицу по образцу (Приложение 1).

  2. Произвести расчёты по формуле.

  1. Запускаем редактор электронных таблиц Microsoft Excel 2010 и создаём в новой папке новую электронную книгу под своей фамилией. Для оформления таблицы выделяем диапазон ячеек, устанавливаем тип шрифта Times New Roman, размер шрифта – 12, начертание для заголовка – полужирный, для остального данных – обычный, на вкладке границы – внешние и внутренние. Создаём таблицу по образцу (Приложение 1. Задание для выполнения)

  1. Рассчитываем оценку по следующей формуле:

Для второй строки:

=ЕСЛИ(B2B2B2=12);3; ЕСЛИ(И(B2B2=16);4;5)))

Остальные ячейки столбца «Оценка» заполняем автозаполнением.

Сохраним созданную электронную книгу в новой папке.

  1. Решить задачу2 с использованием логической функции ЕСЛИ: «Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: К рублей за 1 КВт/ч и Х рублей за каждый КВт/ч сверх нормы, которая составляет 50 КВт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.

Создать таблицу по образцу (Приложение 2)

  1. Рассчитываем оценку по следующей формуле:

Для девятой строки:

=ЕСЛИ(B9

  1. В ячейке «Итого» используем функцию СУММ.

Сохраним созданную электронную книгу в той же папке.


Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Педагог дополнительного образования спрашивает: «Цель нашего учебного занятия выполнена? Что нового вы узнали на занятии? Что было сложно сделать?»

Педагог дополнительного образования демонстрирует работы, выполненные обучающимися и предлагает обучающимся оценить себя самостоятельно.

Приложение 1

Задание для выполнения:

A

B

C

1

Фамилия

Количество баллов

Оценка

2

Антонов Андрей

21

3

Баканов Иван

23

4

Бутейко Артём

17

5

Вишнякова Алина

35

6

Волошина Мария

32

7

Истомин Николай

28

8

Козакова Ирина

25

9

Кирсанов Павел

19

10

Леонов Дмитрий

21

11

Левченко Никита

19

12

Приходько Даниил

12

13

Самойлова Екатерина

21

14

Тимофеева Дарья

29

15

Харитонова Ольга

31

16

Шейнова Марина

34

Образец выполненной практической работы:

A

B

C

1

Фамилия

Количество баллов

Оценка

2

Антонов Андрей

21

5

3

Баканов Иван

23

5

4

Бутейко Артём

17

4

5

Вишнякова Алина

35

5

6

Волошина Мария

32

5

7

Истомин Николай

28

5

8

Козакова Ирина

25

5

9

Кирсанов Павел

19

4

10

Леонов Дмитрий

21

5

11

Левченко Никита

19

4

12

Приходько Даниил

12

2

13

Самойлова Екатерина

21

5

14

Тимофеева Дарья

29

5

15

Харитонова Ольга

31

5

16

Шейнова Марина

34

5

Приложение 2

Задание для выполнения:

A

B

C

D

1

Стоимость 1 кВт (руб.)

20

2

Норма, кВт/ч

50

3

Стоимость 1 кВт сверх нормы (руб.)

25

4

ФИО жильца

Потратил

Сумма к оплате

5

Антонов Андрей

40

6

Баканов Иван

45

7

Бутейко Артём

42

8

Вишнякова Алина

51

9

Волошина Мария

68

10

Истомин Николай

47

11

Козакова Ирина

55

12

Кирсанов Павел

23

13

Леонов Дмитрий

70

14

Левченко Никита

46

15

Итого

Образец выполненной практической работы:

A

B

C

D

1

Стоимость 1 кВт (руб.)

20

2

Норма, кВт/ч

50

3

Стоимость 1 кВт сверх нормы (руб.)

25

4

ФИО жильца

Потратил

Сумма к оплате

5

Антонов Андрей

40

800

6

Баканов Иван

45

900

7

Бутейко Артём

42

840

8

Вишнякова Алина

51

1025

9

Волошина Мария

68

1450

10

Истомин Николай

47

940

11

Козакова Ирина

55

1125

12

Кирсанов Павел

23

460

13

Леонов Дмитрий

70

1500

14

Левченко Никита

46

920

15

Итого

9960

Пользователи Excel давно и успешно применяют программу для решения различных типов задач в разных областях.

Excel – это самая популярная программа в каждом офисе во всем мире. Ее возможности позволяют быстро находить эффективные решения в самых разных сферах деятельности. Программа способна решать различного рода задачи: финансовые, экономические, математические, логические, оптимизационные и многие другие. Для наглядности мы каждое из выше описанных решение задач в Excel и примеры его выполнения.

Решение задач оптимизации в Excel

Оптимизационные модели применяются в экономической и технической сфере. Их цель – подобрать сбалансированное решение, оптимальное в конкретных условиях (количество продаж для получения определенной выручки, лучшее меню, число рейсов и т.п.).

В Excel для решения задач оптимизации используются следующие команды:

Для решения простейших задач применяется команда «Подбор параметра». Самых сложных – «Диспетчер сценариев». Рассмотрим пример решения оптимизационной задачи с помощью надстройки «Поиск решения».

Условие. Фирма производит несколько сортов йогурта. Условно – «1», «2» и «3». Реализовав 100 баночек йогурта «1», предприятие получает 200 рублей. «2» — 250 рублей. «3» — 300 рублей. Сбыт, налажен, но количество имеющегося сырья ограничено. Нужно найти, какой йогурт и в каком объеме необходимо делать, чтобы получить максимальный доход от продаж.

Известные данные (в т.ч. нормы расхода сырья) занесем в таблицу:

Известные данные.

На основании этих данных составим рабочую таблицу:

Рабочая таблица.

  1. Количество изделий нам пока неизвестно. Это переменные.
  2. В столбец «Прибыль» внесены формулы: =200*B11, =250*В12, =300*В13.
  3. Расход сырья ограничен (это ограничения). В ячейки внесены формулы: =16*B11+13*B12+10*B13 («молоко»); =3*B11+3*B12+3*B13 («закваска»); =0*B11+5*B12+3*B13 («амортизатор») и =0*B11+8*B12+6*B13 («сахар»). То есть мы норму расхода умножили на количество.
  4. Цель – найти максимально возможную прибыль. Это ячейка С14.

Активизируем команду «Поиск решения» и вносим параметры.

Параметры настройки.

После нажатия кнопки «Выполнить» программа выдает свое решение.

Результат решения.

Оптимальный вариант – сконцентрироваться на выпуске йогурта «3» и «1». Йогурт «2» производить не стоит.



Решение финансовых задач в Excel

Чаще всего для этой цели применяются финансовые функции. Рассмотрим пример.

Условие. Рассчитать, какую сумму положить на вклад, чтобы через четыре года образовалось 400 000 рублей. Процентная ставка – 20% годовых. Проценты начисляются ежеквартально.

Оформим исходные данные в виде таблицы:

Исходные данные.

Так как процентная ставка не меняется в течение всего периода, используем функцию ПС (СТАВКА, КПЕР, ПЛТ, БС, ТИП).

Заполнение аргументов:

  1. Ставка – 20%/4, т.к. проценты начисляются ежеквартально.
  2. Кпер – 4*4 (общий срок вклада * число периодов начисления в год).
  3. Плт – 0. Ничего не пишем, т.к. депозит пополняться не будет.
  4. Тип – 0.
  5. БС – сумма, которую мы хотим получить в конце срока вклада.

Параметры функции БС.

Вкладчику необходимо вложить эти деньги, поэтому результат отрицательный.

Результат функции БС.

Для проверки правильности решения воспользуемся формулой: ПС = БС / (1 + ставка)кпер. Подставим значения: ПС = 400 000 / (1 + 0,05)16 = 183245.

Решение эконометрики в Excel

Для установления количественных и качественных взаимосвязей применяются математические и статистические методы и модели.

Дано 2 диапазона значений:

Диапазон значений.

Значения Х будут играть роль факторного признака, Y – результативного. Задача – найти коэффициент корреляции.

Для решения этой задачи предусмотрена функция КОРРЕЛ (массив 1; массив 2).

Функция КОРРЕЛ.

Решение логических задач в Excel

В табличном процессоре есть встроенные логические функции. Любая из них должна содержать хотя бы один оператор сравнения, который определит отношение между элементами (=, >, <, >=, <=). Результат логического выражения – логическое значение ИСТИНА или логическое значение ЛОЖЬ.

Пример задачи. Ученики сдавали зачет. Каждый из них получил отметку. Если больше 4 баллов – зачет сдан. Менее – не сдан.

Пример задачи.

  1. Ставим курсор в ячейку С1. Нажимаем значок функций. Выбираем «ЕСЛИ».
  2. Заполняем аргументы. Логическое выражение – B1>=4. Это условие, при котором логическое значение – ИСТИНА.
  3. Если ИСТИНА – «Зачет сдал». ЛОЖЬ – «Зачет не сдал».

Решение задачи.

Решение математических задач в Excel

Средствами программы можно решать как простейшие математические задачки, так и более сложные (операции с функциями, матрицами, линейными уравнениями и т.п.).

Условие учебной задачи. Найти обратную матрицу В для матрицы А.

  1. Делаем таблицу со значениями матрицы А.
  2. Выделяем на этом же листе область для обратной матрицы.
  3. Нажимаем кнопку «Вставить функцию». Категория – «Математические». Тип – «МОБР».
  4. В поле аргумента «Массив» вписываем диапазон матрицы А.
  5. Нажимаем одновременно Shift+Ctrl+Enter — это обязательное условие для ввода массивов.

Результат выполнения массива.

Скачать примеры

Возможности Excel не безграничны. Но множество задач программе «под силу». Тем более здесь не описаны возможности которые можно расширить с помощью макросов и пользовательских настроек.

Практическая работа

Тема: «Разработка электронной таблицы с использованием встроенных функций»

Цель: получить навыки работы с электронной таблицей по использованию стандартных функций.

Теоретическая часть.

При записи формул в таблицах  можно использовать стандартные (встроенные) функции. Все множество встроенных функций табличного процессора делится на несколько групп:

  • математические,
  •  статистические,
  •  функции даты и времени и т.д.

К математическим функциям относятся такие известные из курса школьной математики функции, как SIN() — синус, COS() — косинус, TAN() — тангенс, LN() — натуральный логарифм, KOPEHЬ() (SQRT) — квадратный корень числа и т.д. В круглых скобках (сразу за именем функции) записывается ее аргумент. При использовании тригонометрических функций следует считывать, что аргумент должен быть задан в радианной мере. В качестве аргумента функции может выступать числовая константа, адрес клетки табличного процессора или диапазон (блок) клеток.

Наиболее часто используемой в табличных вычислениях математической функцией является функция суммирования аргументов СУММ (). Аргументами этой функции являются либо диапазон клеток, либо несколько диапазонов клеток, перечисленные через запятую в некоторых табличных процессорах в качестве разделителя аргументов используется «;», адреса клеток, числовые константы.

Наиболее часто используемыми статистическими функциями являются:

  • CPЗНAЧ ()(AVERAGE) — вычисление среднего арифметического аргументов,
  •  МИН() (MIN) и МАКС() (МАХ) — вычисление минимального и максимального значении среди аргументов. Аргументы этих функций выбираются так же, как и у функции суммирования.

Для того, чтобы воспользоваться этими возможностями существует Мастер функций для запуска которого на панели инструментов используют кнопку fх или команду Вставка-Функция…

Практическая часть

Упражнение №1

В таблицу собраны данные о крупнейших озерах мира. Найти глубину самого мелкого озера, площадь самого обширного озера и среднюю высоту озер над уровнем моря.

  1. Создайте таблицу по образцу:

А

В

С

D

1

Название озера

Площадь

(ТЫС, КВ,М.)

Глубина (м)

Высота над
уровнем моря

2

Байкал

31,5

1520

456

3

Танганьика

34

1470

773

4

Виктория

68

80

1134

5

Гурон

59,6

288

177

6

Аральское море

51,1

61

53

7

Мичиган

58

281

177

  1. В ячейку А8 введите – Минимальная глубина
  2. В ячейку А9 введите – Максимальная площадь
  3. В ячейку А10 введите – Средняя высота
  4. Выделите  ячейку В8 и выполните команду Вставка-Функция…В  открывшемся окне выберите категорию статистические, а в окне Функция – МИН →ОК. В окне число1 запишите C1:C7 нажмите ОК.
  5. Выделите  ячейку В9 и выполните команду Вставка-Функция…В  открывшемся окне выберите категорию статистические, а в окне Функция – MAX →ОК. В окне число1 запишите В1:В7 нажмите ОК.
  6. Выделите  ячейку В10 и выполните команду Вставка-Функция…В  открывшемся окне выберите категорию статистические, а в окне Функция – СРЗНАЧ →ОК. В окне число1 запишите D1:D7 нажмите ОК.
  7. Отформатируйте таблицу.

Упражнение №2

На отрезке [0;2] вычислить значения функции f(x) = cosx+x с шагом 0,2.

  1. Заполните таблицу по образцу:

А

В

1

шаг

0,2

2

Аргумент х

Значение функции f(х)

3

0

  1. В ячейку А4 введите формулу А3+$В$1. Используя маркер заполнения, заполните блок ячеек А4:А13.
  2. В ячейку В3 введите формулу  = COS(А3)+A3. Используя маркер заполнения, заполните блок ячеек В3:В13.
  3. Отформатируйте таблицу.

Упражнение №3

Создайте таблицу по образцу. Вычислите средние показатели территории и численности населения по Москве, Примените функции для определения минимальных и максимальных значений по каждому показателю.

Административный
округ

Территория
кв. км

Численность
населения
тыс. чел.

Центральный

64,1

698,3

Северный

87,3

925,8

Северо-Западный

106,9

601,3

Северо-Восточный

102,3

1127,3

Южный

130,6

1314,1

Юго-Западный

106,5

967,8

Юго-Восточный

112,5

831,7

Западный

132,8

993,4

Восточный

151

1150,7

г. Зеленоград

37

182,5

Ключ к заданию

  • Для вычисления средних значений в столбце, примените функцию
    «СРЗНАЧ» из категории Статистические.
  • Для определения минимальных (максимальных) значений в столбце, примените функцию «МИН» («МАКС») из категории Статистические.

Упражнение №4

Составьте таблицу значений функции у =(х-5)2 на отрезке [-3; 3].

Таблица значений функции у =(х-5)2

X

-3

-2

-1

0

1

2

3

У

64

49

36

25

16

9

4

Ключ к заданию

Для составления формулы воспользуйтесь Мастером функций.

  • Выделите ячейку, в которую нужно вставить первое значение функции.
  • Введите знак равенства и выполните команду  [Вставка-Функция]
    или выберите кнопку
    fх
  • В окне диалога <Мастер функций> в категории «Математические» выберите функцию «Степень».
  • Введите значение аргумента и значение показателя степени. Заполните ряд функций.
  •   Для того чтобы в заголовке ввести показатель степени, используйте
    опцию верхний  индекс ([Формат — Ячейки], вкладка Шрифт).

Упражнение №4

Подготовьте таблицу квадратов двузначных чисел. Примените абсолютные ссылки. Вставьте функцию «Степень» при помощи Мастера
функций.

Таблица квадратов

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

100

121

144

169

196

225

256

289

324

361

2

400

441

484

529

576

625

676

729

784

841

3

900

961

1024

1089

1156

1225

1296

1369

1444

1521

4

1600

1681

1764

1849

1936

2025

2116

2209

2304

2401

5

2500

2601

2704

2809

2916

3025

3136

3249

3364

3481

6

3600

3721

3844

3969

4096

4225

4356

4489

4624

4761

7

4900

5041

5184

5329

5476

5625

5776

5929

6084

6241

8

6400

6561

6724

6889

7056

7225

7396

7569

7744

7921

9

8100

8281

8464

8649

8836

9025

9216

9409

9604

9801

Ключ к заданию

  • В ячейку A3 введите число 1, в ячейку А4 — число 2, выделите обе
    ячейки и протащите маркер выделения вниз, чтобы заполнить столбец
    числами от 1 до 9.
  • Аналогично заполните ячейки В2 — К2 числами от 0 до 9.
  • Для столбцов от  А до К задайте ширину, равную 5 (Формат-
    Столбец-Ширина…).
  • В ячейку ВЗ нужно поместить формулу, которая возводит в квадрат
    число, составленное из десятков, указанных в столбце А и единиц, соответствующих значению, размещенному в строке 2. Таким образом, само число, которое должно возводиться в квадрат в ячейке В3 можно задать формулой =А3*10+В2 (число десятков, умноженное на десять плюс число единиц). Остается возвести это число в квадрат. Возводить в степень с помощью Мастера функций вы научились при выполнении предыдущих упражнений.
  • В        ячейке ВЗ будет размещена формула =СТЕПЕНЬ(АЗ*1(В2;2). Формула, размещенная в выделенной ячейке, отображается в Строке формул. Такая формула верно вычислит значения для ячейки ВЗ, но ее нельзя распространять на другие ячейки диапазона, так как Относительные ссылки приведут к неверному результату. Во
    всех формулах необходимо ссылаться на ячейки строки 2 и столбца А. Следовательно, в этой формуле должны быть применены абсолютные ссылки. Приведите формулу к виду =СТЕПЕНЪ($АЗ*10+В$2;2), чтобы ее можно было распространить (скопировать с помощью маркера заполнения) на остальные ячейки диапазона. Сверьте результат с образцом.
  • Введите в ячейку А1 заголовок, отцентрируйте его по выделению,
    выполните обрамление таблицы и заполнение фоном отдельные ячейки.

Like this post? Please share to your friends:
  • Функции в excel не обновляют
  • Функции в excel найти процент
  • Функции в excel классификация функций
  • Функции в excel инвестиции
  • Функции в excel закрашивание ячеек