Технологическая
карта урока Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 9 класс. ФГОС.
Тема урока
« Формулы в MS Excel»
Цели урока:
Предметные:
формирование выполнения простейших вычислений в электронных таблицах
Метапредметные: общеучебные
и общекультурные навыки работы с информацией; навыки анализа пользовательского
интерфейса используемого программного средства; навыки определения условий и возможностей
применения программного средства для решения типовых задач
Личностные:
представление о применении формул в электронных таблиц в различных сферах
деятельности человека.
Задачи урока:
Образовательные:
- Практическое применение
изученного материала. - Формирование представления о
вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко
применяемой на практике структуре.
Развивающие:
- Развитие навыков
индивидуальной и групповой практической работы. - Развитие способности логически
рассуждать, делать выводы. - Развитие умений применять
знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.
Воспитательные:
- Воспитание творческого подхода
к работе, желания экспериментировать. - Развитие познавательного
интереса, воспитание информационной культуры. - Профессиональная ориентация и
подготовка к дальнейшему самообразованию к будущей трудовой деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения
урока: беседа,
работа в парах, индивидуальная работа.
Программное и
техническое обеспечение урока:
- мультимедийный проектор;
- компьютерный класс;
- программа MS EXCEL.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|||
Личностные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
Познавательные |
|||
1. |
Приветствие. Активизация обучающихся. Обсуждение |
Приветствие |
формирование |
Планирование |
Самоконтроль |
|
2.Актуализация |
Ребята, |
Отвечают Меняются Работа |
Осознание |
Умение |
Умение |
Умение делать |
3.Целе-пологание |
Демонстрируется Ребята Подведение Почему Сегодня мы решим Давайте поставим для себя цель. Работая с таблицей я научусь ….(работать |
Делают Определяют |
Способность ставить цели, осознание своих |
Умение |
Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью |
Умение |
4. |
На Формулы могут содержать: Числа Математические операторы Ссылки на ячейки Функции Категории формул: Математические Логические Знак равенства (=) начинается Значение или ссылка на ячейки, с Операторы (это условное Ввод данных («Enter» ) Давайте определим, как найти стоимость |
Слушают. Озвучивают Отвечают |
Способность регулировать свои действия |
Умение осознанно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других, вести учебное |
Умение формирование |
|
5. |
А |
Выполняют |
Способность регулировать свои действия Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной |
Умение осознанно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других, вести учебное |
Планировать |
Умение формирование |
6.Закрепление |
Давайте |
Работа Проверяют. |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной Способность регулировать свои действия |
Умение осознанно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других, вести учебное |
Планировать |
анализировать |
7. |
Давайте Рефлексия |
Работают |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной |
Вести |
Планировать |
Умение |
8. |
Давайте Дается |
Запись домашнего задания и прослушивание |
Способность регулировать свои действия |
Слушать и понимать речь других |
Эти простые, но полезные функции могут пригодиться для самых разных задач.
Чтобы применить любую из перечисленных функций, поставьте знак равенства в ячейке, в которой вы хотите видеть результат. Затем введите название формулы (например, МИН или МАКС), откройте круглые скобки и добавьте необходимые аргументы. Excel подскажет синтаксис, чтобы вы не допустили ошибку.
Аргументами называют данные, с которыми работает функция. Чтобы добавить их, нужно выделить соответствующие ячейки или ввести необходимые значения в скобках вручную.
Есть и альтернативный способ указать аргументы. Если после названия функции добавить пустые скобки и нажать на кнопку «Вставить функцию» (fx), появится окно ввода с дополнительными подсказками. Можете использовать его, если вам так удобнее.
1. МАКС
- Синтаксис: =МАКС(число1; [число2]; …).
Формула «МАКС» отображает наибольшее из чисел в выбранных ячейках. Аргументами функции могут выступать как отдельные ячейки, так и диапазоны. Обязательно вводить только первый аргумент.
2. МИН
- Синтаксис: =МИН(число1; [число2]; …).
Функция «МИН» противоположна предыдущей: отображает наименьшее число в выбранных ячейках. В остальном принцип действия такой же.
3. СРЗНАЧ
- Синтаксис: =СРЗНАЧ(число1; [число2]; …).
«СРЗНАЧ» отображает среднее арифметическое всех чисел в выбранных ячейках. Другими словами, функция складывает указанные пользователем значения, делит получившуюся сумму на их количество и выдаёт результат. Аргументами могут быть отдельные ячейки и диапазоны. Для работы функции нужно добавить хотя бы один аргумент.
4. СУММ
- Синтаксис: =СУММ(число1; [число2]; …).
Эта простая, но очень востребованная функция подсчитывает сумму чисел в выбранных ячейках. Вы можете складывать как отдельные значения, так и диапазоны ячеек. Обязательным в формуле является лишь первый аргумент.
5. ЕСЛИ
- Синтаксис: =ЕСЛИ(лог_выражение; значение_если_истина; [значение_если_ложь]).
Формула «ЕСЛИ» проверяет, выполняется ли заданное условие, и в зависимости от результата отображает одно из двух указанных пользователем значений. С её помощью удобно сравнивать данные.
В качестве первого аргумента функции можно использовать любое логическое выражение. Вторым вносят значение, которое таблица отобразит, если это выражение окажется истинным. И третий (необязательный) аргумент — значение, которое появляется при ложном результате. Если его не указать, отобразится слово «ложь».
6. СУММЕСЛИ
- Синтаксис: =СУММЕСЛИ(диапазон; условие; [диапазон_суммирования]).
Усовершенствованная функция «СУММ», складывающая только те числа в выбранных ячейках, что соответствуют заданному критерию. С её помощью можно прибавлять цифры, которые, к примеру, больше или меньше определённого значения. Первым аргументом является диапазон ячеек, вторым — условие, при котором из них будут отбираться элементы для сложения.
Если вам нужно посчитать сумму чисел не в диапазоне, выбранном для проверки, а в соседнем столбце, выделите этот столбец в качестве третьего аргумента. В таком случае функция сложит цифры, расположенные рядом с каждой ячейкой, которая пройдёт проверку.
7. СЧЁТ
- Синтаксис: =СЧЁТ(значение1; [значение2]; …).
Эта функция подсчитывает количество выбранных ячеек, которые содержат числа. Аргументами могут выступать отдельные клетки и диапазоны. Для работы функции необходим как минимум один аргумент. Будьте внимательны: «СЧЁТ» учитывает ячейки с датами.
8. ДНИ
- Синтаксис: =ДНИ(конечная дата; начальная дата).
Всё просто: функция «ДНИ» отображает количество дней между двумя датами. В аргументы сначала добавляют конечную, а затем начальную дату — если их перепутать, результат получится отрицательным.
9. КОРРЕЛ
- Синтаксис: =КОРРЕЛ(диапазон1; диапазон2).
«КОРРЕЛ» определяет коэффициент корреляции между двумя диапазонами ячеек. Иными словами, функция подсчитывает статистическую взаимосвязь между разными данными: курсами доллара и рубля, расходами и прибылью и так далее. Чем больше изменения в одном диапазоне совпадают с изменениями в другом, тем корреляция выше. Максимальное возможное значение — +1, минимальное — −1.
10. СЦЕП
- Синтаксис: =СЦЕП(текст1; [текст2]; …).
Эта функция объединяет текст из выбранных ячеек. Аргументами могут быть как отдельные клетки, так и диапазоны. Порядок текста в ячейке с результатом зависит от порядка аргументов. Если хотите, чтобы функция расставляла между текстовыми фрагментами пробелы, добавьте их в качестве аргументов, как на скриншоте выше.
Читайте также 📊📈
- 10 быстрых трюков с Excel
- 4 техники анализа данных в Microsoft Excel
- 12 простых приёмов для ускоренной работы в Excel
- Как восстановить файлы в Excel, если вы забыли их сохранить
- 3 возможности «Google Таблиц», которых точно нет в Excel
Слайд 1
Формулы и функции Excel
Слайд 2
Что такое Формула Формула – выражение, по которым выполняют вычисления. Для активации строки формул надо: В списке команд выбрать пункт «Строка формул» Открыть меню «Вид» на строке меню
Слайд 3
Формулы Формулы могут содержать: Числа Математические операторы Ссылки на ячейки Функции Категории формул: Математические Логические
Слайд 4
Правила построения формул Любая формула состоит из нескольких основных частей: Знак равенства (=) , с которого обязательно начинается любая формула. Если знак равенства отсутствует, Excel интерпретирует данные не как формулу, а как ввод данных в ячейку. Значение или ссылка на ячейки , с которыми выполняются расчеты. Операторы (это условное обозначение, определяющее действия со значениями). = + / <>
Слайд 5
Ввод формулы Формулу можно вводить непосредственно в ячейку или строку формул, как текст или число. При создании формул действуют стандартные правила математических вычислений. Чтобы создать формулу надо: Выделить ячейку, где будет находится формула Ввести в данную ячейку знак « = »
Слайд 6
Ввод формулы После знака «=» ввести нужные значения (или ссылки на ячейки) и операторы
Слайд 7
После создания формулы нажать клавишу « Enter » (для перехода вниз по столбцу) или клавишу « Tab » (для перехода вправо по строке) Ввод формулы
Слайд 8
Операторы Excel В Microsoft Excel включено четыре вида операторов: Арифметические операторы – служат для выполнения арифметических операций, таких как сложение, вычитание, умножение и т.д. результатом операций являются числа . Обозначение Оператор Выражение Результат + Сложение =5+3 8 — Вычитание =6-4 2 * Умножение =5*4 20 / Деление =24/6 4 ^ Возведение в степень =5 ^3 125 % Процент =60% 0.6
Слайд 9
Операторы Excel Операторы сравнения – используются для сравнения двух значений. Результатом сравнения является логическое значение: либо ИСТИНА , либо ЛОЖЬ . Обозначение Оператор Выражение Результат = Равно =8=12 ЛОЖЬ > Больше =24 >3 ИСТИНА < Меньше =15<9 ЛОЖЬ >= Не меньше =10>=10 ИСТИНА <= Не больше =6<=4 ЛОЖЬ <> Не рано =13<>5 ИСТИНА
Слайд 10
Текстовый оператор «амперсанд» – используется для объединения нескольких текстовых строк в одну строку. Результат выполнения выражения «Информационные» & «системы» будет строковое значение «Информационные системы» & Операторы ссылок используются для определения диапазонов, участвующих в вычислениях. Двоеточие , используемое для определения диапазона, называется оператором диапазона (например A1:D7 ) Точка с запятой – оператор объединения. Он объединяет не менее двух ссылок на несмежные ячейки или диапазоны (например D8;E11 или A17:D17;E15:L15 ) Пробел – оператор пересечения, которая ссылается на общие ячейки диапазонов (например D2:D13 C12:H12 ссылаются на D12 так как она общая для этих двух диапазонов) : ; Операторы Excel
Слайд 11
Р е д а к т и р о в а н и е ф о р м у л Введенную формулу можно в любой момент отредактировать. Для этого просто нужно: выделить ячейку с формулой щелкнуть по строке формул ввести нужные изменения
Слайд 12
Р е д а к т и р о в а н и е ф о р м у л Закончив редактирование, нажать клавишу Enter . Excel выполнит расчеты по формуле и отобразит в ячейке новый результат. Если формула неверна, с ошибкой, Excel не замедлит известит об этом. Рядом с ячейкой, к которой привязана ошибочная формула, появиться тревожный восклицательный знак.
Слайд 13
Типы адресаций Адресация – адрес ячейки или диапазона ячеек на табличном поле, в котором содержаться значения. А$1 Существует три типа адресации: $A$1 Относительная Абсолютная Смешанная А1 $A1
Слайд 14
Относительная адресация При изменении позиции ячейки, содержащей формулу, изменяется и ссылка. =A1 Относительная ссылка в формулах Excel основана на относительной позиции ячейки, содержащей формулу, и ячейки, на которую указывает ссылка. Данный тип адресации используется по умолчанию.
Слайд 15
Абсолютная адресация Абсолютная ссылка в формулах Excel ссылается на ячейку, расположенную в определенном месте. $Е$13 При перемещении ячейки с формулой адрес ячейки с абсолютной ссылкой не корректируется.
Слайд 16
Смешанная адресация Смешанная адресация содержит либо абсолютный столбец и относительную строку, $A1 A$1 При изменение позиции ячейки содержащей формулу, относительная адресация изменяется, а абсолютная адресация не меняется. либо абсолютную строку и относительный столбец.
Слайд 17
Что такое Функция Функции – это заранее определенные формулы, которые выполняют вычисления по заданным величинам и в указанном порядке. Excel содержит обширный список стандартных функций, призванных облегчить выполнение простых и сложных вычислений.
Слайд 18
Ввод функций Выделяем ячейку, где будет располагаться функция Открывает меню Вставка на строке меню В списке команд выбираем пункт Функция
Слайд 19
Ввод функций В окне Мастер функций – Шаг 1 из 2 и выбираем нужный тип функции. (например Дата и время) в графе Категории открываем список существующих функций
Слайд 20
Ввод функций В окошке Выберите функцию выбираем нужную, на данный момент, функцию (например Дата ) и нажимаем кнопку Ok
Слайд 21
Ввод функций Откроется окно Аргументы функции (для каждой функции – собственного вида), в котором в соответствующие графы вводим нужные аргументы для вычисления вводим нужные значения и адреса ячеек с строки аргументов выбранной функции
Слайд 22
Ввод функций Закрываем окно кнопкой Ok В выбранной ячейке отобразиться результат вычисления функции
Слайд 23
Категории функций Все функции подразделены на категории. Каждая категория содержит функции, которые решают определенные задачи: Проверка свойств и значений 10 недавно использовавшихся Полный алфавитный перечень Математические Дата и время Финансовые Статистические Ссылки и массивы Работа с базой данных Текстовые Логические
Слайд 24
Категории функции 10 недавно использовавшихся Эта категория выводит список 10 функций, применявшихся последними
Слайд 25
Полный алфавитный перечень Эта категория выводит список всех функций Категории функции
Слайд 26
Дата и время Эта категория для операций прямого и обратного преобразования даты и время в текстовые строки Категории функции
Слайд 27
Финансовые Эта категория для расчета амортизации имущества, стоимости основных фондов, нормы прибыли, величины выплат на основной капитал и других финансовых показателей Категории функции
Слайд 28
Математические Эта категория предназначена для математических и тригонометрических функций Категории функции
Слайд 29
Статистические Эта категория функции для расчета среднего значения, дисперсии, статистических распределений и других вероятных характеристик Категории функции
Слайд 30
Ссылки и массивы Эта категория для операций преобразования ссылки на ячейку в число, расчета ссылок на основе числовых аргументов, вычисления числа строк и столбцов диапазона и других параметров, связанных с адресацией ячеек листа Excel Категории функции
Слайд 31
Работа с базой данных Эта категория для формирования выборки из базы данных и расчета статистических параметров величин, расположенных в базе данных Категории функции
Слайд 32
Текстовые Эта категория для работы с текстовыми строками Категории функции
Слайд 33
Логические Эта категория имеет шесть функций для работы с данными логического типа, то есть величинами или условиями, принимающими значение ИСТИНА или ЛОЖЬ Категории функции
Слайд 34
Проверка свойств и значений Эта категория для проверки типа данных аргумента, режима форматирования ячейки, типа сгенерированной ошибки и других специальных условий Категории функции
Формула предписывает программе Excel порядок действий с числами, значениями в ячейке или группе ячеек. Без формул электронные таблицы не нужны в принципе.
Конструкция формулы включает в себя: константы, операторы, ссылки, функции, имена диапазонов, круглые скобки содержащие аргументы и другие формулы. На примере разберем практическое применение формул для начинающих пользователей.
Формулы в Excel для чайников
Чтобы задать формулу для ячейки, необходимо активизировать ее (поставить курсор) и ввести равно (=). Так же можно вводить знак равенства в строку формул. После введения формулы нажать Enter. В ячейке появится результат вычислений.
В Excel применяются стандартные математические операторы:
Оператор | Операция | Пример |
+ (плюс) | Сложение | =В4+7 |
— (минус) | Вычитание | =А9-100 |
* (звездочка) | Умножение | =А3*2 |
/ (наклонная черта) | Деление | =А7/А8 |
^ (циркумфлекс) | Степень | =6^2 |
= (знак равенства) | Равно | |
< | Меньше | |
> | Больше | |
<= | Меньше или равно | |
>= | Больше или равно | |
<> | Не равно |
Символ «*» используется обязательно при умножении. Опускать его, как принято во время письменных арифметических вычислений, недопустимо. То есть запись (2+3)5 Excel не поймет.
Программу Excel можно использовать как калькулятор. То есть вводить в формулу числа и операторы математических вычислений и сразу получать результат.
Но чаще вводятся адреса ячеек. То есть пользователь вводит ссылку на ячейку, со значением которой будет оперировать формула.
При изменении значений в ячейках формула автоматически пересчитывает результат.
Ссылки можно комбинировать в рамках одной формулы с простыми числами.
Оператор умножил значение ячейки В2 на 0,5. Чтобы ввести в формулу ссылку на ячейку, достаточно щелкнуть по этой ячейке.
В нашем примере:
- Поставили курсор в ячейку В3 и ввели =.
- Щелкнули по ячейке В2 – Excel «обозначил» ее (имя ячейки появилось в формуле, вокруг ячейки образовался «мелькающий» прямоугольник).
- Ввели знак *, значение 0,5 с клавиатуры и нажали ВВОД.
Если в одной формуле применяется несколько операторов, то программа обработает их в следующей последовательности:
- %, ^;
- *, /;
- +, -.
Поменять последовательность можно посредством круглых скобок: Excel в первую очередь вычисляет значение выражения в скобках.
Как в формуле Excel обозначить постоянную ячейку
Различают два вида ссылок на ячейки: относительные и абсолютные. При копировании формулы эти ссылки ведут себя по-разному: относительные изменяются, абсолютные остаются постоянными.
Все ссылки на ячейки программа считает относительными, если пользователем не задано другое условие. С помощью относительных ссылок можно размножить одну и ту же формулу на несколько строк или столбцов.
- Вручную заполним первые графы учебной таблицы. У нас – такой вариант:
- Вспомним из математики: чтобы найти стоимость нескольких единиц товара, нужно цену за 1 единицу умножить на количество. Для вычисления стоимости введем формулу в ячейку D2: = цена за единицу * количество. Константы формулы – ссылки на ячейки с соответствующими значениями.
- Нажимаем ВВОД – программа отображает значение умножения. Те же манипуляции необходимо произвести для всех ячеек. Как в Excel задать формулу для столбца: копируем формулу из первой ячейки в другие строки. Относительные ссылки – в помощь.
Находим в правом нижнем углу первой ячейки столбца маркер автозаполнения. Нажимаем на эту точку левой кнопкой мыши, держим ее и «тащим» вниз по столбцу.
Отпускаем кнопку мыши – формула скопируется в выбранные ячейки с относительными ссылками. То есть в каждой ячейке будет своя формула со своими аргументами.
Ссылки в ячейке соотнесены со строкой.
Формула с абсолютной ссылкой ссылается на одну и ту же ячейку. То есть при автозаполнении или копировании константа остается неизменной (или постоянной).
Чтобы указать Excel на абсолютную ссылку, пользователю необходимо поставить знак доллара ($). Проще всего это сделать с помощью клавиши F4.
- Создадим строку «Итого». Найдем общую стоимость всех товаров. Выделяем числовые значения столбца «Стоимость» плюс еще одну ячейку. Это диапазон D2:D9
- Воспользуемся функцией автозаполнения. Кнопка находится на вкладке «Главная» в группе инструментов «Редактирование».
- После нажатия на значок «Сумма» (или комбинации клавиш ALT+«=») слаживаются выделенные числа и отображается результат в пустой ячейке.
Сделаем еще один столбец, где рассчитаем долю каждого товара в общей стоимости. Для этого нужно:
- Разделить стоимость одного товара на стоимость всех товаров и результат умножить на 100. Ссылка на ячейку со значением общей стоимости должна быть абсолютной, чтобы при копировании она оставалась неизменной.
- Чтобы получить проценты в Excel, не обязательно умножать частное на 100. Выделяем ячейку с результатом и нажимаем «Процентный формат». Или нажимаем комбинацию горячих клавиш: CTRL+SHIFT+5
- Копируем формулу на весь столбец: меняется только первое значение в формуле (относительная ссылка). Второе (абсолютная ссылка) остается прежним. Проверим правильность вычислений – найдем итог. 100%. Все правильно.
При создании формул используются следующие форматы абсолютных ссылок:
- $В$2 – при копировании остаются постоянными столбец и строка;
- B$2 – при копировании неизменна строка;
- $B2 – столбец не изменяется.
Как составить таблицу в Excel с формулами
Чтобы сэкономить время при введении однотипных формул в ячейки таблицы, применяются маркеры автозаполнения. Если нужно закрепить ссылку, делаем ее абсолютной. Для изменения значений при копировании относительной ссылки.
Простейшие формулы заполнения таблиц в Excel:
- Перед наименованиями товаров вставим еще один столбец. Выделяем любую ячейку в первой графе, щелкаем правой кнопкой мыши. Нажимаем «Вставить». Или жмем сначала комбинацию клавиш: CTRL+ПРОБЕЛ, чтобы выделить весь столбец листа. А потом комбинация: CTRL+SHIFT+»=», чтобы вставить столбец.
- Назовем новую графу «№ п/п». Вводим в первую ячейку «1», во вторую – «2». Выделяем первые две ячейки – «цепляем» левой кнопкой мыши маркер автозаполнения – тянем вниз.
- По такому же принципу можно заполнить, например, даты. Если промежутки между ними одинаковые – день, месяц, год. Введем в первую ячейку «окт.15», во вторую – «ноя.15». Выделим первые две ячейки и «протянем» за маркер вниз.
- Найдем среднюю цену товаров. Выделяем столбец с ценами + еще одну ячейку. Открываем меню кнопки «Сумма» — выбираем формулу для автоматического расчета среднего значения.
Чтобы проверить правильность вставленной формулы, дважды щелкните по ячейке с результатом.
План-конспект урока на тему
«Использование формул для расчетов в Excel.» 9 класс
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: побуждающий диалог, репродуктивный.
Цели урока:
Образовательные:
1. Обобщение основных понятий электронной таблицы Excel.
2. Изучение правил записи формул в Excel.
Воспитательные:
1. Привитие навыков вычислительной работы в ЭТ Excel.
2. Воспитание аккуратности и точности при записи математических формул.
Развивающие:
-
Развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы.
-
Развитие внимания, способности логически рассуждать, выдвигать гипотезы, делать выводы, умений применять знания для решения практических задач.
Ход урока:
-
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. В начале нашего урока я хотела поделиться с вами одним своим наблюдением. Недавно мое внимание привлекла цитата одного мудреца, которая сначала, откровенно говоря, меня озадачила: «Ничему нельзя научить». Как же так, для чего же тогда нужна школа, наши уроки! Но, подумав, я вынуждена была признать правоту древнего философа. Ничему нельзя научить, но всему можно научиться. Чувствуете разницу? Успешность учения во многом зависит от вас. Всегда, и конкретно на сегодняшнем уроке.
2. Этап постановки целей урока
Сегодня мы продолжим работу с электронными таблицами Excel, замечательным офисным приложением. Между прочим, слово «excel» в переводе с английского обозначает «превосходить, превышать, отличаться, выделяться». На предыдущих уроках вы имели возможность убедиться в том, что эта программа замечательно красива. В народе говорят: «Либо красивая, либо умная» — Excel – исключение. В том, что это еще и умная программа вы сегодня, наверняка, убедитесь.
Но прежде – разминка.
3. Этап актуализации опорных знаний
Как известно, утро – время непростое. Очень полезная вещь сейчас – утренний аутотренинг. «Я окончательно проснулся, я полон сил и знаний»
Для активизации опорных знаний учащихся проводится обучающая игра «Информационное домино» (приложение 1).
Учебная группа делится на 3-4 подгруппы по 4 человека в каждой. На каждую подгруппу раздается комплект домино. «Костяшка» домино состоит из двух частей: слева записано понятие ЭТ, справа определение другого понятия. Задача группы – правильно разложить все «костяшки» домино. На выполнения задания дается 5 минут.
Строка |
Прямоугольник на пересечении строки и столбца |
Адрес ячейки |
Определяет ряд в ЭТ, обычно нумеруется |
Столбец |
Несколько рабочих листов, сохраненных как один файл |
Ячейка |
Представляет собой адрес угловых ячеек, разделенных двоеточием |
Рабочая книга |
Формируется сочетанием заголовка столбца и номера строки |
Диапазон |
Определяет колонку в ЭТ, обозначается латинскими буквами |
Смежные ячейки |
Сетка строк и столбцов |
Рабочий лист |
Ячейки, имеющие одну общую границу |
Активная ячейка |
Определяет текущий Рабочий Лист |
Ярлычок листа |
Ячейка, в которой осуществляется ввод данных |
Итак, мы бодры, полны знаний, готовы к дальнейшей работе.
4. Этап усвоения новых знаний
Учитель предлагает заполнить таблицу и вычислить суммарную выручку магазина .На выполнение данной работы дается заведомо минимальное время с целью предотвратить вычисление на калькуляторе.
А |
В |
С |
D |
E |
F |
|
1 |
Продукт |
Цена |
Поставлено |
Продано |
Осталось |
Выручка |
2 |
Молоко |
23 |
100 |
73 |
||
3 |
Сметана |
42 |
85 |
68 |
||
4 |
Творог |
68 |
125 |
68 |
||
5 |
Йогурт |
15 |
250 |
129 |
||
6 |
Сливки |
24 |
125 |
49 |
||
7 |
Кефир |
22 |
250 |
168 |
||
8 |
Биойогурт |
25 |
150 |
96 |
||
9 |
Снежок |
24 |
250 |
189 |
Постановка проблемы:
Анализ |
Учитель |
Ученики |
создание проблемной ситуации |
Вы успели выполнить задание? В чем затруднение? |
Нет. Не хватило времени. |
В чем будет сложность при заполнении таблицы, если наименований будет много? |
Очень много времени понадобится для расчетов |
|
Как увеличить скорость выполнения задания? |
Производить вычисления на калькуляторе |
|
Так, хорошо. Вчера продали одно количество товара, а сегодня другое. Что станет с остатком и выручкой? |
Остаток и выручка изменятся |
|
Значит придется все пересчитывать каждый день? |
да |
|
Побуждение к осознанию противоречия |
Являются ли ежедневные расчеты оптимальными для решения задачи? |
Нет, они трудоемкие |
Побуждение к формированию проблемы |
Какой возникает вопрос? |
Найти более быстрый способ сделать вычисления в таблице |
Поиск решения:
Анализ |
Учитель |
Ученики |
Общее побуждение |
Какие будут варианты решения задачи? |
Посчитать на калькуляторе |
Принятие гипотез учеников |
Так, хорошо. Наименование товаров увеличивается с каждым днем. Как сократить время вычислений и не пересчитывать каждый раз? |
Подключить к вычислениям компьютер, пусть сам считает |
Побуждение к проверке |
Какие команды необходимо дать компьютеру, чтобы он смог нам помочь? Какая же тема сегодняшнего урока? |
Разработать формулы Формулы |
Запишем в тетрадях тему урока: «Использование формул для расчетов в Excel.» Выражение решения:
Выражение нового знания научным языком в принятой форме |
Запись формул в электронных таблицах начинается со знака =. При составлении формул используются следующие символы, которые называются арифметическими операторами:
|
||||||||||||||||||||||
Публичное представление продукта |
Давайте попробуем записать формулы для вычислений |
Учащиеся пробуют записать формулы |
Чем же отличается формула от других типов данных в Excel (чисел, текста)?
-
Во-первых, она обязательно начинается со знака «=»
-
Во-вторых, то, что мы видим в ячейке после ввода формулы и нажатия Enter, отличается от введенного: в ячейке мы видим результат вычислений, а саму формулу можно увидеть в строке формул.
-
При изменении данных в ячейке будет выполнен автоматический пересчет результата формулы.
-
Вы заметили, что ссылки в формулу можно ввести двумя способами: какими?
Вручную и указанием на нужную ячейку
-
Теперь попробуйте 1 предложением сформулировать, что же такое формула в Excel, и для чего она нужна. (Формула в ЭТ предназначена для автоматизации вычислений и состоит из знака равенства, адресов ячеек, чисел и знаков арифметических действий).
-
Запишем этот вывод в тетрадь.
5 Практическая работа
-
Убедимся в том, что эти знания, действительно полезны, смоделировав эпизод деятельности организации, которая для осуществления своих экономических расчетов использует ЭТ Excel. В жизни такое происходит довольно часто.
Компания «СТРОЙ-СЕРВИС» предлагает широкий ассортимент обоев, клея, красок, других отделочных материалов и сопутствующих инструментов. Девиз нашей деятельности: «Максимум удобства и экономии».
-
Основные подразделения организации: «Склад», «Бухгалтерия», «Экономисты».
-
Сейчас каждая группа (а они у нас уже сформированы) сыграет роль одного из названных подразделений:
-
«Работники склада» реализуют ноу-хау фирмы, ее эксклюзивную услугу. Суть услуги заключается в том, что клиенту не нужно рассчитывать, сколько рулонов обоев, клея ему нужно приобрести. Эту проблему решают специалисты склада, им нужно только сообщить метраж помещений.
-
«Бухгалтерия» рассчитывает стоимость покупки произвольного набора продукции.
-
«Экономисты» рассчитывают заработанную плату работников.
выдача технологических карт, табличек микрогруппам
-
Роль директора фирмы отводится учителю.
-
На выполнение задания – не более 15 мин.
Отделы приступают к работе. В это время периодически происходят «производственные совещания», на которых «директор» контролирует ход работы и вносит замечания и поправки.
6. Защита проектов
Один представитель группы выходит к доске и показывает, как выглядит таблица для решения задачи их отдела.
1 отдел (Обои): вводят данные с карточки-заказа, поясняют использованные формулы
2 отдел (Клей): вводят данные, поясняют использованные формулы
3 отдел (Бухгалтерия): вводят данные, поясняют использованные формулы, дополнительно – покупка валиков
4 отдел (Экономисты): поясняют использованные формулы
7. Этап сообщения домашнего задания
Задача (оформить в тетради)
Три туриста собрались в поход. Они составили список предметов, которые необходимо взять с собой. Эти вещи решили разделить по справедливости: на 3 равные по весу части. Как это сделать?
Технология:
1. Создать таблицу необходимых для похода вещей (3 столбца).
2. Дополнить ее столбцами: 1 турист, 2 турист, 3 турист, Вес 1, Вес 2, Вес 3.
3. Дополнить ее строкой: Суммарный вес и подобрать распределение вещей так, чтобы вес для каждого был приблизительно равный, изменяя значение в столбцах D и E.
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
Наименование |
Вес |
Кол-во |
1 турист |
2 турист |
3 турист |
Вес 1 |
Вес 2 |
Вес 3 |
Палатка |
7 |
1 |
1 |
=С3-D3-E3 |
=*D3 |
=*E3 |
=*F3 |
|
Котелок |
||||||||
Топор |
||||||||
Консервы |
||||||||
Крупа |
||||||||
Сухари |
||||||||
Сахар |
||||||||
Суммарный вес |
8. Подведение итогов урока
На следующем уроке мы продолжим изучение «умных» возможностей Excel. Уделим внимание копированию, перемещению формул.
И на прощанье еще одно замечание: конечно, компьютер — отличный помощник в работе. Но только помощник. Машина должна работать, а человек – думать! Думайте!
Задания для 1 группы
Тестовые данные:
Размеры комнаты:7,50х4,25х2,75
Размеры дверей:0,80х2,00
Размеры окон:0,90х1,50
Кол-во дверей:1
Кол-во окон:2
Размеры рулона обоев:10х0,53
Результаты вычислений:
Оклеиваемая площадь: 60,325
Площадь обоев: 5,3
Кол-во рулонов обоев: 12
Расчет расхода обоев
Ширина |
Длина |
Высота |
|
Размеры комнаты, м |
|||
Размеры дверей, м |
|||
Размеры окон, м |
|||
Кол-во дверей |
|||
Кол-во окон |
|||
Оклеиваемая площадь, м2 |
Длина, м |
Ширина, м |
Площадь, м2 |
Кол-во рулонов обоев, шт. |
|
Размеры рулона обоев |
Задания для 2 группы
Тестовые данные:
Размеры комнаты:7,50х4,25х2,75
Размеры дверей:0,80х2,00
Размеры окон:0,90х1,50
Кол-во дверей:1
Кол-во окон:2
Размеры рулона обоев:10х0,53
Результаты вычислений:
Оклеиваемая площадь: 60,325
Площадь обоев: 5,3
Кол-во рулонов обоев: 12
Расчет расхода клея
Ширина |
Длина |
Высота |
|
Размеры комнаты, м |
|||
Размеры дверей, м |
|||
Размеры окон, м |
|||
Кол-во дверей |
|||
Кол-во окон |
|||
Оклеиваемая площадь, м2 |
|||
Норма расхода клея на 1 м2, г |
*Кол-во пачек клея округлить до ближайшего большего по модулю целого.
Задания для 3 группы
Заказ
Ширина комнаты:5
Длина комнаты:4,5
Высота комнаты:2,70
Ширина дверей:0,9 (90 см)
Высота дверей:2
Ширина окна:1,1(1м 10см)
Высота окна:1,5 (1м 50 см)
Количество окон:2
Количество дверей:1
Обои: Comfort (данные с этикетки: 10,05х0,53м.)
Клей: виниловый специальный Quality (данные с пачки: масса – 200г, расход на 1 м2 – 5 г.)
Стоимость рулона обоев: 190р.
Стоимость пачки клея: 45р.
Доп: валики: 2 шт. х 40р.
Обоев: 9 рулонов
Клея: 2 пачки
Расчет стоимости покупки
№ |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена, руб. |
Сумма, руб. |
1. |
Обои |
шт |
|||
2. |
Клей обойный |
шт |
|||
3. |
|||||
Итого без скидки, руб. |
|||||
Размер скидки, % |
|||||
Сумма скидки, руб. |
|||||
Итого |
* Владельцу дисконтной карты предоставляется скидка в размере 3 %.
Задания для 4 группы
Расчет заработной платы
Рабочих дней |
|||||||||
Размер премии в процентах |
|||||||||
№ |
ФИО |
Фактичес-ки отработа-но дней |
Оклад, руб. |
Премия, руб |
Ср. зар. плата в день, руб. |
Начислено, руб. |
Подо-ходный налог*, руб. |
Удержано, руб. |
ИТОГО, руб |
* Подоходный налог (13%) округляется до рубля.
Тестовые данные:
Рабочих дней в этом месяце:25
Размер премии: 50
Фактически отработано дней: 20
Оклад:3500,00
Результаты вычислений:
Премия: 1750,00
Ср. зар.плата в день: 210,00
Начислено: 4200,00
Подоходный налог:546,00
Удержано: 546,00
К выдаче: 3654,00
Заполнить таблицу произвольными данными для
3-х сотрудников