На уроке рассмотрен материал для подготовки к ОГЭ по информатике, разбор 14 задания. Объясняется тема решения заданий в электронный таблицах Excel.
Содержание:
- Объяснение заданий 14 ОГЭ по информатике
- Типы ссылок в ячейках
- Стандартные функции Excel
- Построение диаграмм
- Решение 14 задания ОГЭ
- Решение заданий ОГЭ прошлых лет для тренировки
- Формулы в электронных таблицах
- Анализ диаграмм
14-е задание: «Электронные таблицы Excel».
Уровень сложности
— высокий,
Максимальный балл
— 3,
Примерное время выполнения
— 30 минут,
Предметный результат обучения:
Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы.
* задания темы выполняются на компьютере
* Некоторые изображения страницы взяты из материалов презентации К. Полякова
Типы ссылок в ячейках
Формулы, записанные в ячейках таблицы, бывают относительными, абсолютными и смешанными.
- Имена ячеек в относительной формуле автоматически меняются при переносе или копировании ячейки с формулой в другое место таблицы:
- Имена ячеек в абсолютной формуле не меняются при переносе или копировании ячейки с формулой в другое место таблицы.
- Для указания того, что не меняется столбец, ставится знак
$
перед буквой столбца. Для указания того, что не меняется строка, ставится знак$
перед номером строки: - В смешанных формулах меняется только относительная часть:
Относительная адресация:
имя столбца вправо на 1
номер строки вниз на 1
Абсолютная адресация:
имена столбцов и строк при копировании формулы остаются неизменными
Смешанные формулы
Стандартные функции Excel
В ОГЭ встречаются в формулах следующие стандартные функции. Ниже рассмотрен их смысл. Наводите курсор на пример для просмотра ответа.
Таблица: Наиболее часто используемые функции
русский | англ. | действие | синтаксис |
---|---|---|---|
СУММ | SUM | Суммирует все числа в интервале ячеек | СУММ(число1;число2) |
Пример: | |||
=СУММ(3; 2) =СУММ(A2:A4) |
|||
СЧЁТ | COUNT | Подсчитывает количество всех непустых значений указанных ячеек | СЧЁТ(значение1, [значение2],…) |
Пример: | |||
=СЧЁТ(A5:A8) | |||
СРЗНАЧ | AVERAGE | Возвращает среднее значение всех непустых значений указанных ячеек | СРЕДНЕЕ(число1, [число2],…) |
Пример: | |||
=СРЗНАЧ(A2:A6) | |||
МАКС | MAX | Возвращает наибольшее значение из набора значений | МАКС(число1;число2; …) |
Пример: | |||
=МАКС(A2:A6) | |||
МИН | MIN | Возвращает наименьшее значение из набора значений | МИН(число1;число2; …) |
Пример: | |||
=МИН(A2:A6) | |||
ЕСЛИ | IF | Проверка условия. Функция с тремя аргументами: первый аргумент — логическое выражение; если значение первого аргумента — истина, то результатом выполнения функции является второй аргумент. Если ложно — третий аргумент. | ЕСЛИ(лог_выражение; значение_если_истина; значение_если_ложь) |
Пример: | |||
=ЕСЛИ(A2>B2;»Превышение»;»ОК») | |||
СЧЁТЕСЛИ | COUNTIF | Количество непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. | СЧЁТЕСЛИ(диапазон, критерий) |
Пример: | |||
=СЧЁТЕСЛИ(A2:A5;»яблоки») | |||
СУММЕСЛИ | SUMIF | Сумма непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. | СУММЕСЛИ (диапазон, критерий, [диапазон_суммирования]) |
Пример: | |||
=СУММЕСЛИ(B2:B25;»>5″) |
В качестве параметра функции везде указывается диапазон ячеек: МИН(А2:А240)
СРЗНАЧ
не учитываются пустые ячейки и текстовые ячейки; например, после ввода формулы в C2 появится значение 2 (не учитывается пустая А2):Построение диаграмм
- Диаграммы используются для наглядного представления табличных данных.
- Разные типы диаграмм используются в зависимости от необходимого эффекта визуализации.
- Так, круговая и кольцевая диаграммы отображают соотношение находящихся в выбранном диапазоне ячеек данных к их общей сумме. Иными словами, эти типы служат для представления доли отдельных составляющих в общей сумме.
- Соответствие секторов круговой диаграммы (если она намеренно НЕ перевернута) начинается с «севера»: верхний сектор соответствует первой ячейке диапазона.
- Типы диаграмм Линейчатая и Гистограмма (на левом рис.), а также График и Точечная (на рис. справа) отображают абсолютные значения в выбранном диапазоне ячеек.
Егифка ©:
Решение 14 задания ОГЭ
Задание 14_0. Демонстрационный вариант 2022 г.:
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | Округ | Фамилия | Предмет | Баллы |
2 | С | Ученик 1 | Физика | 240 |
3 | В | Ученик 2 | Физкультура | 782 |
4 | Ю | Ученик 3 | Биология | 361 |
5 | СВ | Ученик 4 | Обществознание | 377 |
В столбце A
записан код округа, в котором учится ученик;
в столбце B
– код фамилии ученика;
в столбце C
– выбранный учеником предмет;
в столбце D
– тестовый балл.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
- Сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов? Ответ запишите в ячейку
H2
таблицы. - Каков средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике? Ответ запишите в ячейку
H3
таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой. - Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников тестирования из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки
G6
. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение соответствия данных определённому сектору диаграммы) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
✍ Решение:
Приведем один из вариантов решения.
- Поскольку спрашивается об учениках, которые проходили тестирование по информатике и набрали более 600 баллов, то здесь необходимо учесть одновременно два условия. Поэтому будем использовать функцию
ЕСЛИ
с логическим операторомИ
(одновременное выполнение нескольких условий). В ячейкуE2
запишем формулу:
=ЕСЛИ(И(C2="информатика"; D2>600); 1;0))
или для англоязычного интерфейса:
=IF(AND(C2="информатика"; D2>600); 1;0)
Т.е. если в ячейке C2
находится слово «информатика» и при этом значение ячейки D2
больше 600, то в ячейку E2
запишем 1 (единицу), иначе в ячейку E2
запишем 0 (ноль).
E
. Для этого поместите курсор в правый нижний угол ячейки Е2
, и, когда курсор мыши приобретет вид крестика дважды щелкните левой кнопкой мыши. Формула должна при этом скопироваться во все нижние ячейки столбца. H2
. Установите курсор в ячейку. Для выполнения задания нам достаточно посчитать, сколько единиц в ячейках столбца E
. Для этого мы можем суммировать их. Введите формулу:=СУММ(Е:Е)
Е:Е
обозначает диапазон ячеек по всему столбцу. Так как мы уверены, что ячейки после таблицы нет никаких лишних данных, то можно указывать такие диапазоны. Но на всякий случай следует проверять, нет ли после таблицы каких-то ненужных значений.
Ответ: 32
Решение задания 2:
- В ячейку
F2
внесем формулу:
=ЕСЛИ(C2="информатика";D2;0)
или для англоязычной раскладки:
=IF(C2="информатика"; D2; "")
Если в ячейке C2
находится слово «информатика», то в ячейку F2
установим значение из ячейки D2
, т.е. балл, иначе, поставим туда «» (пустое значение).
F
. Для этого поместите курсор в правый нижний угол ячейки F2
, и, когда курсор мыши приобретет вид крестика дважды щелкните левой кнопкой мыши. Формула должна при этом скопироваться во все нижние ячейки столбца. H3
. Установите курсор в ячейку. Для выполнения задания нам достаточно посчитать среднее арифметическое непустых значений ячеек столбца F
. Введите формулу:=СРЗНАЧ(F:F)
Ответ: 546,82
Решение задания 3:
Ответ: Секторы диаграммы должны визуально соответствовать соотношению 32:29:108.
Разбор задания 14.1:
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
В столбце А записан округ, в котором учится ученик;
в столбце В — фамилия;
в столбце С — любимый предмет;
в столбце D — тестовый балл.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько учеников в Северо-Восточном округе (СВ) выбрали в качестве любимого предмета математику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
- Каков средний тестовый балл у учеников Южного округа (Ю)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
-
Задание 1:
- В задании необходимо посчитать количество определенных данных, в зависимости от условий. Можно было бы использовать функцию СЧЁТЕСЛИ(), но ситуация осложняется тем, что в задании два условия: Северо-Восточный округ и любимый предмет — математика.
- Если заданы два условия будем использовать сначала логическую функцию ЕСЛИ с логической операцией И для выполнения двух условий одновременно. Применим данную функцию сначала для первой строки с данными:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(И(A2="св";C2="математика");1;0)
Если значение в ячейке A2 равно св и одновременно значение в ячейке C2 равно математика, то в ячейку F2 запишем значение 1, иначе — в ячейку F2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(AND(A2="св";C2="математика");1;0)
для англоязычной записи функций
=СУММ(F2:F1001)
Суммируем значения ячеек в диапазоне от F2 до F1001.
для англоязычной записи функций =SUM(F2:F1001)
Ответ: 17
Задание 2:
для русскоязычной записи функций
=СУММЕСЛИ(A2:A1001; "Ю";D2:D1001)
Если значения ячеек диапазона A2:A1001 равно значению «Ю», то суммируем соответствующие этим строкам значения ячеек D2:D1001.
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; "Ю")
Подсчитывается количество ячеек диапазона A2:A1001, значения которых равно «Ю».
для русскоязычной записи функций =СУММЕСЛИ(A2:A1001; "Ю";D2:D1001)/СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; "Ю")
для англоязычной записи функций =SUMIF(A2:A1001; "Ю";D2:D1001)/COUNTIF(A2:A1001; "Ю")
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 525,70
Разбор задания 14.2 :
В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
В столбце A записан продукт;
в столбце B – содержание в нём жиров;
в столбце C – содержание белков;
в столбце D – содержание углеводов и
в столбце Е – калорийность этого продукта.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 продуктам.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков? Запишите число, обозначающее количество этих продуктов, в ячейку H2 таблицы.
- Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Запишите значение в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
-
Задание 1:
- Поскольку в задании используется условие, то начнем с него: два условия, значит будем использовать функцию ЕСЛИ с логической операцией И. Формула будет выполняться по значениям каждой строки, поэтому запишем ее сначала для второй строки таблицы, там, где начинаются основные данные. В ячейке F2:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(И(D2<50;C2<50);1;0)
Если значение в ячейке D2 меньше 50 (углеводы) и одновременно значение в ячейке C2 меньше 50 (белки), то в ячейку F2 запишем значение 1, иначе — в ячейку F2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(AND(D2<50;C2<50);1;0)
для англоязычной записи функций
=СУММ(F2:F1001)
Суммируем значения ячеек в диапазоне от F2 до F1001.
для англоязычной записи функций =SUM(F2:F1001)
Ответ: 864
Задание 2:
для русскоязычной записи функций
=СУММЕСЛИ(B2:B1001; "<1";E2:E1001)
Если значения ячеек диапазона B2:B1001 меньше единицы, то суммируем соответствующие этим строкам значения ячеек E2:E1001.
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;"<1")
Подсчитывается количество ячеек диапазона B2:B1001, значения которых < 1.
для русскоязычной записи функций =СУММЕСЛИ(B2:B1001; "<1";E2:E1001)/СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;"<1")
для англоязычной записи функций =SUMIF(B2:B1001; "<1";E2:E1001)/COUNTIF(B2:B1001;"<1")
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 89,45
Разбор задания 14.3:
В электронную таблицу занесли численность населения городов разных стран. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
В столбце А указано название города; в столбце В — численность населения (тыс. чел.); в столбце С — название страны.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 городам. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько городов, представленных в таблице, имеют численность населения менее 100 тыс. человек? Ответ запишите в ячейку F2.
- Чему равна средняя численность населения австрийских городов, представленных в таблице? Ответ на этот вопрос с точностью не менее двух знаков после запятой (в тыс. чел.) запишите в ячейку F3 таблицы.
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
-
Задание 1:
- Поскольку в задании используется условие, то начнем с него: так как задано только одно условие (численность населения менее 100 тыс), то можно использовать функцию СЧЁТЕСЛИ:
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(диапазон;критерий)
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;"<100")
для англоязычной записи функций =COUNTIF(B2:B1001;"<100")
Дословно переведем действие формулы. Считать количество значений меньших 100 в диапазоне ячеек от B2 до B1001.
Ответ: 448
Задание 2:
для русскоязычной записи функций
=СУММЕСЛИ(C2:C1001; "Австрия";B2:B1001)
Если значения ячеек диапазона C2:C1001 равно значению «Австрия», то суммируем соответствующие этим строкам значения ячеек B2:B1001.
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(C2:C1001; "Австрия")
Подсчитывается количество ячеек диапазона C2:C1001, значения которых равно «Австрия».
=E2/E3
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 51,10.
Разбор задания 14.4:
В электронную таблицу занесли информацию о грузоперевозках, совершённых некоторым автопредприятием с 1 по 9 октября.
Каждая строка таблицы содержит запись об одной перевозке. В столбце A записана дата перевозки (от «1 октября» до «9 октября»); в столбце B — название населённого пункта отправления перевозки; в столбце C — название населённого пункта назначения перевозки; в столбце D — расстояние, на которое была осуществлена перевозка (в километрах); в столбце E — расход бензина на всю перевозку (в литрах); в столбце F — масса перевезённого груза (в килограммах).
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 370 перевозкам в хронологическом порядке.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- На какое суммарное расстояние были произведены перевозки с 1 по 3 октября? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
- Какова средняя масса груза при автоперевозках, осуществлённых из города Липки? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее одного знака после запятой.
✍ Решение:
-
Задание 1 первый способ:
- Поскольку в задании указано, что данные приведены в хронологическом порядке, то можно утверждать, что все строки с самой первой до той, в которой последняя запись за «3 октября» будут подходить под условие «перевозки с 1 по 3 октября».
Таким образом, смотрим, что последняя запись за «3 октября» соответствует ячейке A118. Значит, для получения суммарного расстояния будем вычислять сумму по диапазону ячеек D2:D118 (столбец Расстояние). Используем функцию СУММ. - В итоге мы получим сразу искомый результат. Поэтому запишем формулу в ячейке H2:
для русскоязычной записи функций
=СУММ(D2:D118)
для англоязычной записи функций =SUM(D2:D118)
Дословно переведем действие формулы. Суммируем значения ячеек в диапазоне от D2 до D118.
Ответ: 28468
Задание 1 второй способ:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(ИЛИ(A2="1 октября";A2="2 октября";A2="3 октября");D2;0)
Если значение в ячейке A2 равно «1 октября» или значение в ячейке A2 равно «2 октября» или значение в ячейке A2 равно «3 октября», то в ячейку I2 запишем значение, которое находится в ячейке D2 (Расстояние), иначе — в ячейку I2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(OR(A2="1 октября";A2="2 октября";A2="3 октября");D2;0)
=СУММ(I2:I371)
Суммируем значения ячеек в диапазоне от I2 до I371.
для англоязычной записи функций =SUM(I2:I371)
Ответ: 28468
-
Задание 2:
- Для начала подумаем, как вычислить среднюю массу груза автоперевозок из Липки: для этого необходимо сумму всех значений массы перевозок из Липки (Пункт отправления — Липки) разделить на количество таких перевозок.
- Поскольку необходимо найти сумму только при определенном условии, то будем использовать функцию СУММЕСЛИ. Заметим, что проверка должна осуществляться по диапазону ячеек B2:B371 (Пункт отправления), в то время как суммироваться должны значения ячеек диапазона F2:F371 (Масса груза).
- Данная формула выглядит так:
для русскоязычной записи функций
=СУММЕСЛИ(B2:B371; "Липки";F2:F371)
Если значения ячеек диапазона B2:B371 равно значению «Липки», то суммируем соответствующие этим строкам значения ячеек F2:F371.
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(B2:B371; "Липки")
Подсчитывается количество ячеек диапазона B2:B371, значения которых равно «Липки».
=I2/I3
Возможны и другие варианты решения, например, сортировка строк по значению столбца B с дальнейшим выбором необходимых диапазонов для функций.
Ответ: 760,9
Разбор задания 14.5:
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по географии и информатике. Вот первые строки получившейся таблицы:
В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В — номер школы учащегося; в столбцах С, D — баллы, полученные, соответственно, по географии и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 272 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько учащихся школы № 2 набрали по информатике больше баллов, чем по географии? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F2 таблицы.
- Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по географии больше 50 баллов? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F3 таблицы.
✍ Решение:
-
Задание 1:
- В задании необходимо посчитать количество определенных данных, в зависимости от условий. Можно было бы использовать функцию СЧЁТЕСЛИ(), но ситуация осложняется тем, что в задании два условия: школа №2 и баллов по информатике больше чем баллов по географии.
- Если заданы два условия, то следует использовать сначала логическую функцию ЕСЛИ с логической операцией И для выполнения двух условий одновременно. Применим данную функцию сначала для первой строки с данными. Для этого в ячейке G2 (свободный столбец) запишем формулу:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(И(B2=2;D2>C2);1;0)
Если значение в ячейке B2 равно 2 и одновременно значение в ячейке D2 больше значения в C2, то в ячейку G2 запишем значение 1, иначе — в ячейку G2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(AND(B2=2;D2>C2);1;0)
для англоязычной записи функций
=СУММ(G2:G273)
Суммируем значения ячеек в диапазоне от G2 до G273.
для англоязычной записи функций =SUM(G2:G273)
Ответ: 37
-
Задание 2:
- Найдём количество участников, набравших по географии более 50 баллов. Воспользуемся одной из возможных в таких случаях функций — функцией СЧЁТЕСЛИ(диапазон;критерий). В качестве критерия укажем условие «>50», обязательно указанное в кавычках. Запишем формулу в свободной ячейке H2:
для русскоязычной записи функций
=СЧЁТЕСЛИ(C2:C273; ">50")
Если значения ячеек диапазона C2:C273 больше 50, то считаем количество соответствующих этим строкам значений ячеек диапазона C2:C273.
=H2/272*100
Возможны и другие варианты решения.
Ответ: 74,6
Разбор задания 14.6:
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по физике и информатике. Вот первые строки получившейся таблицы:
В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В — округ учащегося; в столбцах С, D — баллы, полученные, соответственно, по физике и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 266 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Чему равна средняя сумма баллов по двум предметам среди учащихся школ округа «Южный»? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F2 таблицы.
- Сколько процентов от общего числа участников составили ученики школ округа «Западный»? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F3 таблицы.
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
-
Задание 1:
- Необходимо найти среднюю сумму баллов по двум предметам. Значит, для учащихся южного округа посчитаем сумму баллов по двум ячейкам со значениями баллов по предметам. Так как предусмотрено условие, то будем использовать функцию ЕСЛИ, а в случае истинности значения — выводить сумму двух ячеек. Для этого в ячейке G2 (свободный столбец) запишем формулу:
для русскоязычной записи функций
=ЕСЛИ(B2="Южный";C2+D2;"-")
Если в ячейке B2 стоит значение «Южный», то выводим сумму значений ячеек C2 и D2, иначе выводим «-«
для англоязычной записи функций
=If(B2="Южный";C2+D2;"-")
для русскоязычной записи функций
=СРЗНАЧ(G2:G267)
Функция СРЗНАЧ самостоятельно суммирует значения в ячейках диапазона от G2 до G267 и делит получившуюся сумму на количество ячеек, которые имеют числовые значения.
для англоязычной записи функций
=AVERAGE(G2:G267)
Ответ: 117,15;
Ответ: 15,4.
Разбор задания 14.7:
В московской Библиотеке имени Некрасова в электронной таблице хранится список поэтов Серебряного века. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
Каждая строка таблицы содержит запись об одном поэте. В столбце А записана фамилия, в столбце В — имя, в столбце С — отчество, в столбце D — год рождения, в столбце Е — год смерти.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 150 поэтам Серебряного века в алфавитном порядке.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Определите количество поэтов, родившихся в 1889 году. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
- Определите в процентах, сколько поэтов, умерших позже 1940 года, носили имя Сергей. Ответ с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку НЗ таблицы.
✍ Решение:
-
Задание 1:
Ответ: 8.
-
Задание 2:
- Для того, чтобы вычислить процент, необходимо сначала определить общее количество поэтов, умерших позже 1940 года, а затем определить сколько среди этого числа поэтов с именем Сергей.
- Таким образом, можно использовать условие (функция ЕСЛИ) для определения года смерти позже 1940, в случае истинности условия выводить имя поэта. Запишем в ячейку F2 (свободного столбца) формулу:
для русскоязычной записи функций
=ЕСЛИ(E2>1940;B2;"-")
Если год смерти (ячейка E2) позже 1940, то в текущую ячейку выводим значение ячейки B2 (имя), иначе выводим дефис («-«).
для англоязычной записи функций
=IF(E2>1940;B2;"-")
для русскоязычной записи функций =СЧЁТЕСЛИ(F2:F151;"=Сергей")/СЧЁТЕСЛИ(E2:E151;">1940")*100
Считаем количество ячеек в диапазоне F2:F151, в которых находится имя Сергей. Полученное значение сначала делим на количество ячеек диапазона E2:E151, соответствующих критерию >1940, а затем умножаем на 100.
для англоязычной записи функций =COUNTIF(F2:F151;"=Сергей")/COUNTIF(E2:E151;">1940")*100
Ответ: 6,02.
Разбор задания 14.8:
В медицинском кабинете измеряли рост и вес учеников с 5 по 11 классы. Результаты занесли в электронную таблицу. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
Каждая строка таблицы содержит запись об одном ученике. В столбце А записана фамилия, в столбце В — имя; в столбце С — класс; в столбце D — рост, в столбце Е — вес учеников.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 211 ученикам в алфавитном порядке.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Каков рост самого высокого ученика 10 класса? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
- Какой процент учеников 8 класса имеет вес больше 65? Ответ с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку НЗ таблицы.
✍ Решение:
Разбор задания 14.9:
В электронную таблицу занесли результаты сдачи нормативов по лёгкой атлетике среди учащихся 7−11 классов. Результаты занесли в электронную таблицу. Ниже приведены первые строки таблицы:
В столбце А указана фамилия; в столбце В — имя; в столбце С — пол; в столбце D — год рождения; в столбце Е — результаты в беге на 1000 метров; в столбце F — результаты в беге на 30 метров; в столбце G — результаты по прыжкам в длину с места.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учащимся.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько процентов участников пробежало дистанцию в 1000 м меньше, чем за 5 минут? Ответ запишите в ячейку L1 таблицы.
- Найдите разницу в см с точностью до десятых между средним результатом у мальчиков и средним результатом у девочек в прыжках в длину. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку L2 таблицы.
✍ Решение:
Разбор задания 14.10:
Результаты сдачи выпускных экзаменов по алгебре, русскому языку, физике и информатике учащимися 9 класса некоторого города были занесены в электронную таблицу. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы:
В столбце A электронной таблицы записана фамилия учащегося, в столбце B — имя учащегося, в столбцах C, D, E и F — оценки учащегося по алгебре, русскому языку, физике и информатике. Оценки могут принимать значения от 2 до 5.
Всего в электронную таблицу были занесены результаты 1000 учащихся.
Выполните задание:
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Какое количество учащихся получило только четвёрки или пятёрки на всех экзаменах? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку I2 таблицы.
- Для группы учащихся, которые получили только четвёрки или пятёрки на всех экзаменах, посчитайте средний балл, полученный ими на экзамене по алгебре. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку I3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
✍ Решение:
- В задании необходимо посчитать количество определенных данных, в зависимости от условий. Можно было бы использовать функцию СЧЁТЕСЛИ(), но ситуация осложняется тем, что в задании несколько условий: только четвёрки или пятёркина всех (четырех!) экзаменах.
- Если заданы несколько условий, то следует использовать сначала логическую функцию ЕСЛИ с логической операцией И для выполнения четырех условий для четырех экзаменов одновременно.
- При этом заметим, что оценка 4 или 5, означает условие оценка > 3. Применим данную функцию сначала для первой строки с данными. Для этого в ячейке G2 (свободный столбец) запишем формулу:
для русскоязычной записи функций =ЕСЛИ(И(C2>3;D2>3;E2>3;F2>3);1;0)
Если значение в ячейке C2 > 3 и значение в ячейке D2 > 3 и значение в ячейке E2 > 3 и значение в ячейке F2 > 3, то в ячейку G2 запишем значение 1, иначе — в ячейку G2 запишем значение 0.
для англоязычной записи функций =IF(AND(C2>3;D2>3;E2>3;F2>3);1;0)
для русскоязычной записи функций
=СУММ(G2:G1001)
для англоязычной записи функций
=SUMM(G2:G1001)
Ответ: 1)88; 2)4,32.
Решение заданий ОГЭ прошлых лет для тренировки
Рассмотрим, как решается задание 14 ОГЭ по информатике.
Формулы в электронных таблицах
Подробный видеоразбор по ОГЭ 14 задания:
📹 Видеорешение на RuTube здесь
Разбор задания 14.1:
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке A2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) =B1/C1 2) =D1−A1 3) =С1*D1 4) =D1−C1+1
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам:
B2 = D1 - 1 B2 = 5 - 1 = 4
C2 = B1 * 4 C2 = 4 * 4 = 16
D2 = D1 + A1 D2 = 5 + 3 = 6
1) =B1/C1 = 2 2) =D1−A1 = 2 3) =С1*D1 = 10 4) =D1−C1+1 = 4
Ответ: 4
Разбор задания 14.2:
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) 0 2) 6 3) 3 4) 4
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Обратим внимание, что ни в одной формуле указанного диапазона ячеек не встречается ячейка A1. То есть оставим ее пустой.
- Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам:
A2 = D1 - 3 A2 = 4 - 3 = 1
B2 = C1 - D1 B2 = 5 - 4 = 1
C2 = (A2 + B2) / 2 C2 = (1 + 1) / 2 = 1
D2 = B1 - D1 + C2 D2 = ? - 4 + 1
D2 = B1 - D1 + C2 D2 = ? - 4 + 1 = 3 получаем: 6 - 4 + 1 = 3
Ответ: 2
Разбор задания 14.3:
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) 1 2) 2 3) 0 4) 4
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Обратим внимание, что ни в одной формуле указанного диапазона ячеек не встречается ячейка D1. То есть оставим ее пустой.
- Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам:
A2 = C1 - 3 A2 = 5 - 3 = 2
B2 = (A1 + C1) / 2 B2 = (3 + 5) / 2 = 4
C2 = =A1 / 3 C2 = 3 / 3 = 1
D2 = (B1 + A2) / 2 D2 = (? + 2) / 2
D2 = (B1 + A2) / 2 D2 = (? + 2) / 2 = 3 получаем: D2 = (4 + 2) / 2 = 3
Ответ: 4
Анализ диаграмм
14_4:
На диаграмме отображено количество участников тестирования по предметам в разных регионах России.
Какая из диаграмм правильно отражает соотношение общего количества участников (из всех трех регионов) по каждому из предметов тестирования?
✍ Решение:
- столбчатая диаграмма позволяет определить числовые значения. Так, например, в Татарстане по биологии количество участников 400 и т.п. Найдем с помощью нее общее количество участников со всех регионов по каждому предмету. Для этого посчитаем значения абсолютно всех столбцов в диаграмме:
400 + 100 + 200 + 400 + 200 + 200 + 400 + 300 + 200 = 2400
Биология: 1200/2400 = 0,5 = 50% История: 600/2400 = 0,25 = 25% Химия: 600/2400 = 0,25 = 25%
Результат: 1
Предлагаем посмотреть подробный разбор данного 7 задания на видео:
📹 Видеорешение на RuTube здесь
14_5:
На диаграмме отображено количество участников тестирования по предметам в разных регионах России.
Какая из диаграмм правильно отражает соотношение количества участников тестирования по истории в регионах?
✍ Решение:
Результат: 2
Подробный разбор задания смотрите на видео:
📹 Видеорешение на RuTube здесь
В программе Excel разработчиками заложено огромное количество различных функций, но, пользователи чаще всего пользуются математическими. Давайте рассмотрим их и подробнее остановимся на самых популярных.
Использование математических функций в программе
В категорию математических функций входит более 60 различных операторов, которые позволяют выполнять различные вычисления.
Вставить функцию в свободную ячейку таблицы можно по-разному:
- Жмем кнопку “Вставить функцию” (fx) слева от строки формул. Выполнить данное действие можно, находясь в любой вкладке.
- Переключаемся во вкладку “Формулы”. Здесь также представлена кнопка “Вставить функцию” – в левом углу ленты инструментов.
- Нажимаем комбинацию клавиш Shift+F3, чтобы вызвать Мастер функций.
Результатом любого из вышеописанных способов будет открытие окна вставки функции. Здесь мы выбираем категорию “Математические”.
Теперь, когда категория выбрана, в поле ниже отмечаем требуемую функцию и щелкаем OK.
После этого откроется окно с аргументами для заполнения.
Примечание: Если мы, находясь во вкладке “Формулы”, в группе инструментов “Библиотека функций” нажмем по значку математических функций, сразу откроется список операторов, которые мы можем выбрать, минуя окно вставки функции.
Стоит учитывать, что в предлагаемом перечне присутствуют не все операторы, но самые необходимые здесь все же есть, и в большинстве случаев их достаточно.
Теперь перейдем к детальному рассмотрению самых популярных функций.
СУММ
Пожалуй, это самая популярная функция, которая используется в Эксель. С помощью нее выполняется суммирование числовых данных. Формула функции:
=СУММ(число1;число2;...)
В аргументах можно указать как конкретные числа, так и ссылки на ячейки, содержащие числовые значения. Причем указать координаты можно вручную (с помощью клавиш клавиатуры) или методом клика/выделения непосредственно в самой таблице.
Для перехода к заполнению следующего аргумента достаточно кликнуть по полю напротив него или нажать клавишу Tab.
СУММЕСЛИ
Данная функция позволяет считать сумму чисел с заданным условиями, с помощью которых будет выполняться отбор значений, учитывающихся в суммировании. Формула выглядит следующим образом:
=СУММЕСЛИ(Диапазон;Критерий;Диапазон_суммирования)
В аргументах функции указывается диапазон ячеек (вручную или путем выделения в таблице), значения которых нужно просуммировать. В качестве критерия можно задать следующие условия (в кавычках):
- больше (“>”)
- меньше (“<“)
- не равно (“<>”)
Аргумент “Диапазон_сумирования” заполнять не обязательно.
ПРОИЗВЕД
С помощью данного оператора выполняется умножение чисел. Синтаксис выглядит следующим образом:
=ПРОИЗВЕД(число;число;…)
В аргументах функции, как и в СУММ, можно указывать как конкретные числа, так и адреса ячеек (диапазоны ячеек), которые содержат числовые значения.
ЧАСТНОЕ
Чаще всего для деления используется формула со знаком “/” между делимым и делителем: =Число1/Число2
.
Однако в программе также есть отдельная функция для выполнения деления, синтаксис которой представлен ниже:
=ЧАСТНОЕ(Числитель;Знаменатель)
Заполнить нужно два аргумента: Числитель (Делимое) и Знаменатель (Делитель).
СТЕПЕНЬ
Оператор позволяет возвести число в указанную степень. Формула выглядит так:
=СТЕПЕНЬ(число;степень)
В аргументах функции указывается само число, а также, степень, в которую нужно его возвести.
КОРЕНЬ
С помощью данного оператора можно извлечь квадратный корень из числа. Синтаксис выглядит следующим образом:
=КОРЕНЬ(число)
Заполнить требуется только один аргумент – “Число”.
ОКРУГЛ
Функция применяется для выполнения еще одного распространенного математического действия – округления чисел (по общематематическим правилам, т.е., к ближайшему по модулю значению). Синтаксис функции представлен ниже:
=ОКРУГЛ(число;число_разрядов)
В аргументе “Число” указывается значение, которое требуется округлить. В числе разрядов, соответственно, пишем количество цифр, которые хотим оставить после запятой.
Также, в Excel доступны операторы ОКРУГЛВВЕРХ и ОКРУГЛВНИЗ, которые, как следует из их названий, используются для округления до ближайшего верхнего и нижнего числа, соответственно (по модулю).
ABS
Позволяет получить модуль числа. Формула функции представлена ниже:
=ABS(число)
Заполнить нужно всего один аргумент – “Число”, модуль которого требуется найти.
LOG
С помощью этого оператора определяется логарифм числа по заданному основанию. Синтаксис функции представлен в виде:
=LOG(Число;Основание)
Необходимо заполнить два аргумента: Число и Основание логарифма (если его не указать, программа примет значение по умолчанию, равное 10).
Также для десятичного логарифма предусмотрена отдельная функция – LOG10.
ОСТАТОК
Применяется для получения остатка от деления чисел. Формула оператора выглядит следующим образом:
=ОСТАТ(чило;делитель)
Для того, чтобы получить результат, требуется заполнить значения двух аргументов: Число и Делитель.
Заключение
Таким образом, мы разобрали самые популярные математические функции, которые используются в Excel. Однако возможности программы гораздо шире, и в ее инструментарии можно найти функцию для успешного выполнения практически любой задачи.
Разбор задания 19 на примере 2-х задач из ГИА 9
Задания приведены с решениями.
На данной странице вы найдёте два задания типа 19 из ОГЭ по информатике для 9-х классов.
Задания приведены с решениями. Сами электронные таблицы с ответами и формулами можно скачать по ссылкам.
Задание 1. Тип 19 ОГЭ по информатике
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
A |
B |
C |
D |
|
1 |
округ |
фамилия |
предмет |
балл |
2 |
C |
Ученик 1 |
обществознание |
246 |
3 |
В |
Ученик 2 |
немецкий язык |
530 |
4 |
Ю |
Ученик 3 |
русский язык |
576 |
5 |
СВ |
Ученик 4 |
обществознание |
304 |
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учеников в Юго-Западном округе (ЮЗ) выбрали в качестве любимого предмета обществознание? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Центрального округа (Ц)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Задание 19_1
Решение
1. Добавляем фильтр к заголовкам таблицы. Фильтруем данные. Оставляем округ «ЮЗ» и затем фильтруем данные столбца С. Оставляем только предмет «Обществознание». Затем выделяем отображённые ячейки по 1 столбцу. Внизу окна программы мы получим количество ячеек. Вписываем ответ в ячейку H2
2. Отключаем установленную ранее фильтрацию так, чтобы отобразились все данные. В столбце А настраиваем фильтрацию на отображение только округа «Ц». Выделяем столбец D. Внизу окна программы смотрим среднее значение. Вписываем ответ.
Задание 2. Тип 19 ОГЭ по информатике
На метеостанции данные о погоде занесли в электронную таблицу. Ниже приведены первые пять строк таблицы, в которую были занесены данные о погоде в период с января 2013 года по январь 2014 года.
Каждая строка таблицы содержит запись о погоде одного дня. В столбце A записана дата; в столбце B — температура воздуха; в столбце C — атмосферное давление; в столбце D – скорость ветра; в столбце E – облачность. Всего в электронную таблицу были занесены данные о погоде за 396 дней.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько дней за данный период атмосферное давление было ниже 760 мм ртутного столба? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Какое среднее атмосферное давление было в дни с температурой воздуха ниже 0 °C? Ответ на этот вопрос с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку H3 таблицы.
Задание 19_2
Решение
1. Возможно решение при помощи фильтрации данных и автоматического подсчёта количества записей программой Excel, как это делалось в прошлом задании.
Так же возможно ответить на первый вопрос задания при помощи формулы СЧЁТЕСЛИ
=СЧЁТЕСЛИ(C2:C397;»<760″)
Формула работает по принципу =СЧЁТЕСЛИ([Диапазон, в котором будут считаться количество ячеек]; «[условие, при котором ячейка посчитается]».
2. Добавляем любой свободный столбец формулу условия, которое будет выводить нам атм.давление при условии, если температура будет меньше 0. =ЕСЛИ(B2<0;C2). Затем считаем среднее значение по нашему столбцу. =СРЗНАЧ(F2:F397)
Цели урока:
Обучающие:
- Повторение и закрепление ввода данных и формул в Excel.
- Комплексное применение полученных знаний в ходе практической работы.
Развивающие:
- Развитие представлений об электронных таблицах как инструменте для
решения задач из разных сфер человеческой деятельности; - Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Воспитательные:
- Привитие навыков вычислительной работы в Excel.
- Воспитывать аккуратность, внимательность, дисциплинированность,
совершенствовать самостоятельность, уверенность в своих силах.
Тип урока: урок закрепление знаний, умений и навыков.
Программное и техническое обеспечение урока:
- мультимедийный проектор;
- компьютерный класс;
- программа MS EXCEL.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний (тест).
- Выполнение практической работы.
- Подведение итогов урока и выставление оценок за урок.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим говорить о замечательной
программе, которая позволяет решать задачи самого разного характера
и рассмотрим примеры использования этой программы в различных сферах
деятельности: в математике, астрономии, в экономике и в криминалистике.
II. Актуализация опорных знаний.
Прежде всего, давайте вспомним основные моменты работы с программой Excel.
Для этого ответим на вопросы теста. (Вопросы теста появляются через
проектор на экране.) Приложение 1
III. Выполнение практической работы
Самостоятельная работа учащихся на компьютере. Учитель контролирует работу
учащихся и по необходимости оказывает помощь (Приложение
2)
IV. Подведение итогов урока и выставление оценок за урок.
Итак, сегодня на уроке мы в очередной раз убедились в многофункциональности
возможностей электронных таблиц Excel. Мы увидели, что с помощью этой программы
можно решить и математические, и астрономические, и экономические задачи.
В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать любую дисциплину и
составить задачу с использованием программы MS Excel.
Окончание урока.
Выставление оценок.
Спасибо всем за работу. До свидания.
Список использованных источников
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч.
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса.
- Кузнецов А и др. Информатика. Тестовые задания.
- Интернет-ресурсы.
Выполнение вычислений в электронных таблицах. Подготовка к ОГЭ
Автор: Краснова Ольга Александровна
Организация: МОУ СОШ № 7
Населенный пункт: Курская область, г. Железногорск
Технологическая карта урока
Учебный предмет, класс: Информатика, 9 класс
ФИО учителя: Краснова Ольга Александровна
УМК: Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184с.
Тема урока: Выполнение вычислений в электронных таблицах. Подготовка к ОГЭ.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Цели урока:
Образовательная: расширить представления учащихся о табличных информационных моделях; познакомить с электронными таблицами в прикладной среде Microsoft Excel; сформировать первоначальный навык ввода текста, числа, формулы в ячейку;
Воспитательная: формировать ИКТ-компетенции; развивать коммуникативные навыки учащихся; формировать умение самостоятельно планировать пути достижения цели; развивать умения определять понятия устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;
Развивающая: способствовать развитию потребности в безопасном и здоровом способе жизни; развивать интерес к предмету.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: наличие мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.
Предметные результаты: владение приёмами ввода и редактирования данных в электронных таблицах; умение использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Метапредметные результаты: умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Формируемые УУД
Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные мотивы, целеполагание, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД: осознание возникшей проблемы, определение последовательности и составление плана и последовательности действий для решения возникшей проблемы, умение регулировать свои действия, умение давать правильный вариант ответа, определения и сопровождать их пояснениями и примерами.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи, умение работать индивидуально, планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения, сотрудничество в выборе способа решения возникшей проблемы.
Познавательные УУД: моделирование ситуации из жизни, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке: электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга.
Технологии, методы, приемы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, методы практической работы учащихся.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Программно-технические средства на уроке
Необходимое техническое оборудование: компьютер с операционной системой Windows 7/10; мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Программное обеспечение: пакет программ Microsoft Office.
- Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
- Актуализация.
Приложения электронных таблиц с момента их появления завоевали огромную популярность среди компьютерных пользователей во всем мире. Объясняется это их широкой применимостью для решения практических задач в различных сферах. Сегодня версии популярных электронных таблиц для настольных ПК дополнены приложениями для мобильных устройств и веб-версиями, что позволяет работать над своими файлами в любом месте и с любого устройства.
Среди всех приложений электронных таблиц большой популярностью пользуется Excel компании Microsoft. Эта программа входит в пакет MS Office и, по мнению специалистов, является лидером среди программных средств, позволяющих создавать и обрабатывать электронные таблицы.
- Теоретическая часть.
Табличные процессоры предназначены для ввода, хранения, обсчета и выдачи больших объемов, данных в удобной для анализа и восприятия форме. Все данные хранятся и обрабатываются в виде отдельных или связанных таблиц. Одна или несколько таблиц составляют «рабочую книгу», в этом случае таблицы называются рабочими листами этой книги. Листы можно удалять, добавлять или перемещать из одной рабочей книги в другую. На диске вся книга сохраняется в виде отдельного файла.
Электронная таблица (табличный процессор) – это прикладная программа, предназначенная для организации табличных вычислений на компьютере. Электронными также называют и таблицы, созданные с помощью одноименных программ в памяти компьютера.
Ячейка – наименьшая структурная единица электронной таблицы, образуемая на пересечении столбца и строки.
Лист – рабочая область, состоящая из ячеек.
Книга – документ электронной таблицы, состоящий из листов, объединенных одним именем, и являющийся файлом.
Основное назначение электронных таблиц – выполнение вычислений над хранящимися в ячейках данными, их обработка и анализ. В ячейках Excel могут находиться данные одного из трех типов:
- Числовые (по умолчанию выравниваются в ячейке по правому краю).
К числовым данным в Excel относятся как сами числа (целые и дробные), так и значения дат и времени.
Числовые значения в электронных таблицах Excel могут представляться в следующих форматах:
- числовой;
- экспоненциальный;
- дробный;
- денежный;
- финансовый;
- процентный;
- дата;
- время.
- Текстовые (по умолчанию выравниваются в ячейке по левому краю).
Текст в ячейке по умолчанию выравнивается по левому краю и отображается именно так, как был введен пользователем. Любые значения, не соответствующие ни одному числовому формату или формуле, Excel автоматически воспринимает как строку текста.
В ячейке может храниться текст размером до 32767 символов. Если введенный текст длиннее текущей ширины столбца и ячейки, расположенные справа, пусты, то текст отобразится целиком поверх этих соседних ячеек. Если же соседняя правая ячейка содержит данные, то отобразится столько символов текста, сколько умещается в имеющуюся ширину столбца. Для отображения всего содержимого ячейки можно увеличить ширину столбца, выбрать более мелкий шрифт, установить перенос слов или разрыв строки.
- Формулы (начинаются со знака «равно», по умолчанию в ячейке отображается результат вычисления).
Формулой в Excel называется выражение, начинающееся со знака =.
Формула может содержать:
– константы (числовые и строковые),
– ссылки на ячейки,
– функции,
– знаки операций,
– круглые скобки для задания порядка выполнения действий в формуле.
Формулы редактируются как и обычное содержимое ячейки: в самой ячейке после двойного щелчка мышью или в строке формул. Формула может содержать до 8192 символов.
По умолчанию на рабочем листе в ячейках с формулами отображается результат их вычисления.
При вводе в формулу ссылки на ячейку или диапазон ячеек можно не набирать эту ссылку с клавиатуры, а выбрать нужную ячейку или диапазон ячеек мышью методом выделения. С ошибками, возвращаемые формулами можно ознакомиться в приложении 1.
При обработке данных в электронных таблицах можно использовать функции – заранее определенные формулы. Функция возвращает результат выполнения действий над значениями, выступающими в качестве аргументов. Использование функций позволяет упростить формулы и сделать процесс вычислений более понятным (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
- Практическая часть.
Совместный разбор задания №14 ОГЭ.
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.
A |
B |
C |
D |
|
1 |
округ |
фамилия |
предмет |
балл |
2 |
C |
Ученик 1 |
Физика |
240 |
3 |
В |
Ученик 2 |
Физкультура |
782 |
4 |
Ю |
Ученик 3 |
Биология |
361 |
5 |
СВ |
Ученик 4 |
Обществознание |
377 |
В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B — фамилия, в столбце C — выбранный учеником предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса и выполните задание.
1. Определите, сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов. Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Найдите средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Разбор задания:
Вопрос 1.
Определим, сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов. Ответ запишем в ячейку H2 таблицы.
Вопрос 2.
Сначала необходимо вынести в отдельный столбец значения баллов учеников по информатике, отбросив остальные значения. Для этого можно в ячейку E2 занести формулу =ЕСЛИ(C2=»информатика»; D2; 0) и скопировать ее на диапазон E3:E1001.
Далее рассчитаем суммарное количество всех баллов по информатике в ячейке F2, используя формулу =СУММ(E2:E1001).
Определим количество учеников которые проходили тестирование по информатике в ячейке F3 по формуле: =СЧЁТЕСЛИ(C2:C1001; «информатика»)
Рассчитаем средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике. Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой. Результат определим по следующей формуле =F2/F3
Точность результата можно изменить, используя кнопку увеличения или уменьшения разрядности на панели инструментов Число.
Вопрос 3.
Построим круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Для построения диаграммы необходимо определить количество участников из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Для этого введем формулы:
в ячейку J3: =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; «В»)
в ячейку K3: =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; «Зел»)
в ячейку L3: =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001; «З»)
Строим круговую диаграмму по выделенному диапазону J2:L3.
Устанавливаем подписи данных
Левый верхний угол диаграммы нужно разместить вблизи ячейки G6.
- Итог урока.
Подведение итога урока. На уроке мы познакомились с электронными таблицами. Научились записывать формулы, строить диаграммы, устанавливать подписи данных на диаграмме, узнали для чего необходимы функции.
Список используемой литературы
- Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184с.
- Введение в электронные таблицы Excel : учеб. Пособие / В. В. Стригунов ; [науч. ред. Т. М. Попова]. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2018 – 68 с.
- Т.В. Зудилова, С.В. Одиночкина, И.С. Осетрова, Н.А. Осипов Работа пользователя в Microsoft Excel 2010 — СПб: НИУ ИТМО, 2012 – 87 с.
- К 84 Электронные таблицы Microsoft Excel 2003: учебное пособие / сост.: С. В. Круглова; Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный медицинский университет» (ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России). – Иркутск : ИГМУ, 2013 – 64 c.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ошибки, возвращаемые формулами
Ошибка |
Описание |
#Н/Д |
Н/Д – является сокращением термина Неопределенные данные. Помогает предотвратить использование ссылки на пустую ячейку. |
#ЧИСЛО! |
Функция с числовым аргументом использует неприемлемый аргумент |
#ИМЯ? |
Ошибка в написании имени или используется несуществующее имя |
#ССЫЛКА! |
Используется ссылка на несуществующую ячейку |
#ЗНАЧ! |
Вместо числового или логического значения введен текст, и Excel не моет преобразовать его к нужному типу данных |
#ДЕЛ/0! |
В качестве делителя используется ссылка на ячейку, в которой содержится ненулевое или пустое значение (если ссылкой является пустая ячейка, то ее содержимое интерпретируется как ноль) |
#ПУСТО! |
Используется ошибочная ссылка на ячейку |
############# |
Данные не помещаются в ячейку по ширине, следует увеличить ширину столбца |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Список функций Microsoft Office Excel
Функция |
Описание |
НОД |
Возвращает наибольший общий делитель. |
ЦЕЛОЕ |
Округляет число до ближайшего меньшего целого. |
СТЕПЕНЬ |
Возвращает результат возведения числа в степень. |
ПРОИЗВЕД |
Возвращает произведение аргументов. |
ОКРУГЛ |
Округляет число до указанного количества десятичных разрядов. |
КОРЕНЬ |
Возвращает положительное значение квадратного корня. |
СУММ |
Суммирует аргументы. |
СУММЕСЛИ |
Суммирует ячейки, удовлетворяющие заданному условию. |
СУММПРОИЗВ |
Возвращает сумму произведений соответствующих элементов массивов. |
СУММКВ |
Возвращает сумму квадратов аргументов. |
СРЗНАЧ |
Возвращает среднее арифметическое аргументов. |
СРЗНАЧЕСЛИ |
Возвращает среднее значение (среднее арифметическое) всех ячеек в диапазоне, которые удовлетворяют заданному условию. |
СЧЁТ |
Подсчитывает количество чисел в списке аргументов. |
СЧЁТЕСЛИ |
Подсчитывает количество ячеек в диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. |
МАКС |
Возвращает наибольшее значение в списке аргументов. |
МИН |
Возвращает наименьшее значение в списке аргументов. |
Опубликовано: 07.12.2022
Формулы для 14 задания в MS Excel
-
Для ответа на 1-й вопрос:
=ЕСЛИ(И(условие1; условие2); 1; 0) – когда нужно чтобы выполнялись оба условия
=ЕСЛИ(ИЛИ(условие1; условие2); 1; 0) – когда нужно чтобы выполнялось хотя бы одно из условий
-
Для ответа на 2-й вопрос:
=СУММЕСЛИ(диапазон отбора; ″критерий″; диапазон суммирования) – для суммирования содержимого ячеек, которые подходят по критерию
=СЧЁТЕСЛИ(диапазон отбора; ″критерий″) – для подсчета ячеек, которые подходят по критерию
Примечания:
-
Запись формулы всегда начинается со знака «=».
-
Чтобы найти среднее арифметическое,
«сумму делим на количество».
Дополнительно:
=МИН(диапазон)
=МАКС(диапазон)
=СРЗНАЧ(диапазон)
=СУММ(диапазон)