Тема Табличный процессор EXCEL-2003
Практическое занятие №
5
Логические функции
Задание:
1. Логическая функция ЕСЛИ
=ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь) — принимает одно из двух указанных значений, в зависимости от
выполнения условия.
Если логическое выражение верно, то функция принимает первое значение.
Если логическое выражение не верно, то функция принимает второе значение.
Пример: Студенты сдали экзамен. Требуется
сделать заключение: если оценка 5, 4 или 3, то экзамен сдан, иначе –
переэкзаменовка.
Запустить Excel и создать таблицу по образцу.
В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(С2>=3;”Экзамен сдан”;”Переэкзаменовка”)
Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты
преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-1.
2. Логическая функция И
И(логическое_значение1;
логическое_значение2;…) — принимает значение ИСТИНА,
если все аргументы имеют значение ИСТИНА; принимает значение ЛОЖЬ, если хотя бы
один аргумент имеет значение ЛОЖЬ.
Пример: Для студентов, сдававших экзамен,
вывести сообщение «Оценка получена», для студентов, проигнорировавших экзамен,
вывести сообщение «Не пришел».
Скопировать таблицу на Лист2 и удалить формулы в ячейках D2:D11. Изменить оценки и двум студентам вместо
оценок ввести «неявка».
В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(И(С2>=2;С2<=5);”Оценка получена”;”Не пришел”)
Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты
преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-2.
3. Логическая функция ИЛИ
ИЛИ(логическое_значение1;
логическое_значение2; …) —
принимает значение ИСТИНА, если хотя бы один из аргументов имеет значение
ИСТИНА; принимает ЛОЖЬ, если все аргументы имеют значение ЛОЖЬ.
Пример: Для студентов, сдавших экзамен на 3, 4
или 5, вывести сообщение «Оценка положительная», остальным студентам – «Очень
плохо».
Скопировать таблицу на Лист3 и удалить формулы в ячейках D2:D11.
В ячейку D2 ввести формулу =ЕСЛИ(ИЛИ(С2=3;С2=4;С2=5);”Оценка положительная”;”Очень
плохо”)
Скопировать эту формулу в нижележащие ячейки. Показать результаты
преподавателю, сохранить файл с именем Лог-ф-3.
4. Статистическая функция СЧЕТЕСЛИ
=СЧЕТЕСЛИ( диапазон; критерий)
где:
—
Диапазон – блок ячеек, содержащий проверяемые значения;
—
Критерий – константа или условие проверки;
Подсчитывает в
указанном диапазоне количество значений, совпавших с критерием.
Пример: Необходимо
подсчитать количество различных оценок по результатам экзамена.
Вставить
Лист4, переместить его на место (за Лист3). Скопировать на этот лист диапазон
ячеек А1:С11 с листа 1. Оформить ячейки столбца D по образцу.
В ячейку Е2 ввести формулу =СЧЕТЕСЛИ(С2:С11;5). В ячейку Е3
ввести формулу, используя мастер функций.
По
аналогии ввести формулы в ячейки Е4 и Е5. При вводе формулы в ячейку Е6 в поле Критерий
ввести неявка.
Показать
результаты преподавателю, сохранить файл с именем Стат-ф-4.
5. Математическая функция СУММЕСЛИ
=СУММЕСЛИ( Диапазон; Критерий [;
Диапазон суммирования ] )
где:
— Диапазон
– диапазон проверяемых значений;
— Критерий
– константа или условие проверки;
— Диапазон
суммирования – обрабатываемый диапазон. Если он отсутствует, то 1-й
аргумент функции становится и проверяемым и обрабатываемым диапазоном;
— [ ]
– указание на то, что данный аргумент функции может отсутствовать.
Вначале
рассмотрим пример использования этой функции с двумя аргументами.
Вставить
Лист5. Разместить листы по порядку. Оформить таблицу по образцу.
В
ячейку А10 ввести текст Сумма, если >4000. В ячейку С10 ввести
формулу =СУММЕСЛИ(С2:С8;»>4000″).
Из
примера видно, что суммироваться будут значения только тех ячеек диапазона С2:С8,
которые отвечают условию «>4000». В данном случае диапазон C2:C8 и проверяется
и обрабатывается.
Рассмотрим
использование функции с тремя аргументами.
В
ячейку А11 ввести текст Сумма для НР. В ячейку С11 ввести формулу =СУММЕСЛИ(А2:А8; «НР»;С2:С8).
В данном случае производится суммирование ячеек диапазона С2:С8
только в тех случаях, если в соседней ячейке диапазона А2:А8 находится
запись «НР». Здесь диапазон А2:А8 проверяется, а диапазон С2:С8
обрабатываются.
Показать
результаты преподавателю, сохранить файл с именем Мат-ф-5.
6. Вложенная функция ЕСЛИ
Вставить
Лист6. Разместить листы по порядку. Оформить таблицу по образцу.
Предположим, что премия начисляется при следующих условиях:
—
если средний балл меньше 3, то премия равна 0,
—
если средний балл больше 3, но меньше 4.5, то
премия равна 500р,
—
если средний балл больше 4.5, то премия равна 800р.
Поместить курсор в ячейку D2 и вызвать
Мастера функций.
На первом шаге в левом окне выбрать категорию Логические.
В правом окне выбрать функцию ЕСЛИ.
Щелкнуть
по кнопке ОК. Появится окно функции ЕСЛИ.
На втором шаге Мастера функций в поле Логическое_выражение
надо ввести условие, во втором поле — значение в случае Истина, а в третьем
поле — значение в случае Ложь.
Значение среднего балла находится в ячейке С2. Поэтому надо
щелкнуть мышью по кнопке с красной стрелочкой в верхнем поле справа. Диалоговое
окно свернется в строку.
В ячейке D2 будет отображено начало
формулы. Надо щелкнуть по ячейке С2, а затем по кнопке с красной стрелочкой для
возврата в окно функции ЕСЛИ. В формулу будет помещен адрес ячейки С2. Если
щелкнуть нечаянно по другой ячейке, то адрес этой ячейки также будет помещен в
формулу. Повнимательнее!
Теперь с помощью клавиатуры надо дополнить условие С2<3.
Можно было в первом поле ввести это условие с клавиатуры, не пользуясь кнопкой
с красной стрелочкой (кнопкой свертки).
Во второе поле ввести значение для случая, когда C2<3, то есть, ввести 0.
Нажать клавишу Tab или щелкнуть мышкой в третьем поле.
В это поле надо поместить вложенную функцию ЕСЛИ. В строке
формул слева имеется кнопка вызова функций.
В данном случае это функция ЕСЛИ. Надо щелкнуть по этой
кнопке, чтобы в третье поле поместить вложенную функцию ЕСЛИ. Появится новое
окно для вложенной функции ЕСЛИ.
В первое поле нового окна ввести второе условие C2<4,5, во второе поле ввести значение 500, а в третье поле ввести
значение 800.
Щелкнуть по кнопке ОК.
В ячейку D2 будет помещен результат расчета, а в строке
формул отображена расчетная формула с вложенной функцией ЕСЛИ. Скопировать эту
формулу в ячейки D3:D5 и посмотреть
результаты расчета.
Показать преподавателю и сохранить файл с именем Если-влож.
Вставить Лист7. Разместить листы по порядку. Скопировать на
Лист7 таблицу с Листа6, удалить в столбце Премия формулы. Добавить в
список фамилию Чернов, средний балл 1,5. Исправить Белову средний
балл 0,8.
Определить премию в зависимости от среднего балла при
следующих условиях:
если <1, вывести сообщение «штраф»,
если >1, но <2, то премия равна 0,
если >2, но <3, то премия равна 100,
если >3, но <4, то премия равна 200,
если >4, то премия равна 300.
Получить решение, показать преподавателю и сохранить файл с
именем Если-сам.
Закрыть табличный процессор, убедиться, что строка активных
задач пустая, закончить сеанс.
Практическая работа №6. Применение функции «ЕСЛИ». Excel.
Теоретическая часть.
ЕСЛИ(<условие>; <выражение1>; <выражение2>)
Условие — это логическое выражение, которое может принимать
значение ИСТИНА или ЛОЖЬ. <выражение 1> и <выражение 2> могут быть числами,
формулами или текстами (текст записывается с помощью кавычек).
Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если
условие истинно, то значение данной ячейки определит <выражение 1>, в
противном случае — <выражение 2>.
Логические выражения.
Логические выражения используются для записи условий, в
которых сравниваются числа, функции, формулы, текстовые или логические
значения. Любое логическое выражение должно содержать по крайней мере один
оператор сравнения, который определяет отношение между элементами логического
выражения. Ниже представлен список операторов сравнения Excel:
=
Равно
>
Больше
<
Меньше
>= Больше или равно
<= Меньше или равно <> Не равно
Результатом логического выражения является логическое
значение ИСТИНА (1) или логическое значение ЛОЖЬ (0).
Следующая формула возвращает значение 10, если значение в
ячейке А1 больше 3, а в противном случае — 20:
=ЕСЛИ(А1>3;10;20)
В качестве аргументов функции ЕСЛИ можно использовать
другие функции. В функции ЕСЛИ можно использовать текстовые аргументы.
Например:
=ЕСЛИ(А1>=4;»Зачет
сдал»;»Зачет не сдал»)
Можно использовать текстовые аргументы в функции ЕСЛИ,
чтобы при невыполнении условия она возвращала пустую строку вместо 0. Например:
=ЕСЛИ(СУММ(А1:А3)=30;А10;»»)
Аргумент логическое_выражение функции ЕСЛИ может
содержать текстовое значение. Например:
=ЕСЛИ(А1=»Динамо»;10;290)
Эта формула возвращает значение 10, если ячейка А1 содержит
строку «Динамо», и 290, если в ней находится любое другое значение.
Совпадение между сравниваемыми текстовыми значениями должно быть точным, но без
учета регистра.
Функции И (AND), ИЛИ (OR), НЕ (NOT) позволяют создавать
сложные логические выражения. Эти функции работают в сочетании с простыми
операторами сравнения. Функции И и ИЛИ могут иметь до 30 логических аргументов
и имеют синтаксис:
=И(логическое_значение1;логическое_значение2…)
=ИЛИ(логическое_значение1;логическое_значение2…)
Функция НЕ имеет только один аргумент и следующий
синтаксис:
=НЕ(логическое_значение)
Аргументы функций И, ИЛИ, НЕ могут быть логическими
выражениями, массивами или ссылками на ячейки, содержащие логические значения.
Приведем пример. Пусть Excel возвращает текст
«Прошел», если ученик имеет средний балл более 4 (ячейка А2), и
пропуск занятий меньше 3 (ячейка А3). Формула примет вид: =ЕСЛИ(И(А2>4;А3<3);»Прошел»;»Не
прошел»)
Не смотря на то, что функция ИЛИ имеет те же аргументы, что
и И, результаты получаются совершенно различными. Так, если в предыдущей
формуле заменить функцию И на ИЛИ, то ученик будет проходить, если выполняется
хотя бы одно из условий (средний балл более 4 или пропуски занятий менее 3).
Таким образом, функция ИЛИ возвращает логическое значение ИСТИНА, если хотя бы
одно из логических выражений истинно, а функция И возвращает логическое
значение ИСТИНА, только если все логические выражения истинны.
Функция НЕ меняет значение своего аргумента на
противоположное логическое значение и обычно используется в сочетании с другими
функциями. Эта функция возвращает логическое значение ИСТИНА, если аргумент
имеет значение ЛОЖЬ, и логическое значение ЛОЖЬ, если аргумент имеет значение
ИСТИНА.
Вложенные функции ЕСЛИ
Иногда бывает очень трудно решить логическую задачу только
с помощью операторов сравнения и функций И, ИЛИ, НЕ. В этих случаях можно
использовать вложенные функции ЕСЛИ. Например, в следующей формуле используются
три функции ЕСЛИ:
=ЕСЛИ(А1=100;»Всегда»;ЕСЛИ(И(А1>=80;А1<100);»Обычно»;ЕСЛИ(И(А1>=60;А1<80);»Иногда»;»Никогда»)))
Если значение в ячейке А1 является целым числом, формула читается
следующим образом: «Если значение в ячейке А1 равно 100, возвратить строку
«Всегда». В противном случае, если значение в ячейке А1 находится
между 80 и 100, возвратить «Обычно». В противном случае, если
значение в ячейке А1 находится между 60 и 80, возвратить строку
«Иногда». И, если ни одно из этих условий не выполняется, возвратить
строку «Никогда». Всего допускается до 7 уровней вложения функций
ЕСЛИ.
Практика.
Задание 1.
Заполните таблицу по образцу и в ячейку F2 введите
следующую формулу:
=ЕСЛИ(E2<500; “ГОДЕН”; “НЕ ГОДЕН”)
Калорийность = Белки*4+Углеводы*4+Жиры*9
Задание 2.
Составьте таблицу покупок: № товара,
наименование товара, цена, количество, стоимость. 5%-ая скидка на покупку
предоставляется в том случае, если стоимость покупки превысит 5000 руб.,
10%-ая, если стоимость покупки превысят 20000 руб. Напишите список не менее чем
из 10 наименований товаров и с использованием функции «ЕСЛИ» рассчитайте
итоговую сумму.
Задание 3.
Торговый склад производит уценку
хранящейся продукции. Если продукция хранится на складе дольше 10 месяцев, то
она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превысил 6 месяцев, но не достиг
10, то – в 1,5 раза. Получить ведомость уценки товара, которая должна включать
следующую информацию: наименование товара, срок хранения, цена до уценки, цена
после уценки.
Данная задача использует сложную
структуру в логической функции – используется двойное условие, которое
записывается таким образом в ячейку столбца D:
=ЕСЛИ(C36>10;B36/2;ЕСЛИ(C36<7;B36;B36/1,5)), где в ячейке (С-) — сколько
месяцев хранится товар, а в соответствующей ячейке (В-) – цена до уценки.
Задача №3. Ведомость уценки товара. |
|||
Наименование |
Цена до уценки |
Хранение |
Цена после уценки |
товар1 |
50 |
16 |
25 |
товар2 |
100 |
10 |
66,666667 |
товар3 |
100 |
2 |
100 |
товар4 |
1000 |
5 |
1000 |
товар5 |
500 |
6 |
500 |
товар6 |
123 |
7 |
82 |
товар7 |
200 |
10 |
133,33333 |
товар8 |
45 |
3 |
45 |
товар9 |
10 |
8 |
6,6666667 |
Задание 4.
Составить таблицу для вычисления
количества лифтов в доме в зависимости от количества этажей.
Количество этажей — случайное целое число в интервале от
1 до 30.
Количество лифтов:
•
Менее 6 этажей – лифта нет;
•
От 6 до 10 этажей – 1 лифт;
•
От 11 до 18 этажей – 2 лифта; От 19 до 30 этажей – 4 лифта.
Задание 5.
Составьте таблицу, по образцу. В
качестве фамилий и имён внесите данные своей группы. В ячейке «Средний балл»
используйте функцию «СРЗНАЧ». В ячейке «Статус ученика» составьте формулу, которая
выдаёт следующие значения:
•
если средний балл = 5, то «Отличник»;
если средний балл от 4 до 5, то «Хорошист»;
•
в противном случае — «Троечник».
Задание
1. Воспользоваться
справкой по функции Если
и
вычислить оценки учащихся при условии:
набравший
<20 баллов получает 2;
<30
баллов получает 3;
<40
баллов получает 4, в противном случае 5
Фамилия |
1 |
2 |
3 |
Результат |
Оценка |
Аксенов |
18 |
12 |
10 |
||
Астахова |
16 |
11 |
13 |
||
Басов |
20 |
16 |
22 |
||
Возяков |
12 |
10 |
9 |
||
Галкина |
6 |
7 |
8 |
||
Дружинин |
10 |
12 |
9 |
||
Егорова |
15 |
13 |
12 |
||
Жукова |
10 |
12 |
9 |
||
Кузнецов |
8 |
9 |
8 |
||
Козина |
13 |
12 |
14 |
||
Леонов |
13 |
15 |
14 |
||
Мархотин |
17 |
18 |
16 |
||
Нестерова |
8 |
13 |
10 |
||
Прохоров |
14 |
17 |
15 |
||
Рудакова |
12 |
9 |
8 |
||
Славина |
17 |
19 |
18 |
||
Трушкин |
7 |
5 |
5 |
||
Филин |
10 |
11 |
14 |
||
Якушков |
12 |
15 |
24 |
Формула
для проверки
=ЕСЛИ(Е2<20;«2»;ЕСЛИ(Е2<30;«3»ЕСЛИ(Е2<40;
«4»;«5»)))
Задание
2.
Имеется модельная база квартир в Москве.
Выбрать для клиента с
помощью
автофильтра
квартиру
со следующими условиями:
-
метраж>=
90; -
этаж>=2;
-
2 Комнаты; исключить пятиэтажные дома;
-
Южный
округ
Метраж |
Этаж |
Количество |
Этажность |
Округ |
90 |
2 |
2 |
5 |
Южный |
140 |
5 |
3 |
12 |
Северный |
40 |
8 |
1 |
10 |
Западный |
92 |
9 |
2 |
9 |
Южный |
147 |
13 |
3 |
17 |
Восточный |
86 |
9 |
2 |
5 |
Южный |
157 |
7 |
2 |
9 |
Северный |
38 |
5 |
1 |
5 |
Западный |
94 |
9 |
2 |
9 |
Южный |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
13
ПЛАН-КОНСПЕКТ
учебного занятия кружка «Компьютер и информационные технологии»
Тема учебного занятия: «Решение задач с использованием логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010».
Цели учебного занятия: научиться решать задачи с использованием логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010.
Задачи учебного занятия:
Образовательная:
-
познакомить обучающихся с работой логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010;
-
закрепить полученные знания в процессе выполнения практической работы;
-
способствовать формированию у обучающихся логического и алгоритмического мышления;
-
развивать познавательный интерес к учебной дисциплине и навыки ИКТ;
-
развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;
-
выполнять в процессе учебной деятельности все требуемые этапы решения задач с помощью компьютера.
Воспитательная:
-
формировать информационную культуру, умения и навыки самостоятельного овладения знаниями;
-
воспитывать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Методические приемы обучения: словесный, наглядный.
Формы работы: индивидуальная.
Оборудование: персональные компьютеры, доска, мел.
Программное обеспечение: операционная система Windows 7, пакет прикладных программ Microsoft Office 2010.
План занятия:
-
Организационный момент (3 минуты).
-
Актуализация базовых знаний (12 минут).
-
Изложение нового материала (25 минут).
-
Практическая работа (1 час 30 минут).
-
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия (5 минут).
Ход учебного занятия:
Организационный момент.
Учебное занятие начинается с приветствия обучающихся. Затем педагог дополнительного образования отмечает присутствующих в группе.
Актуализация базовых знаний.
Педагог дополнительного образования старается подвести обучающихся к новой теме и проводит опрос.
1. Что является минимальным элементом в табличном процессоре Excel? (Минимальным элементом табличного процессора Excel, является ячейка.)
2. С помощью какого средства Excel можно существенно упростить ввод данных, что это за средство? (Автозаполнение – это заполнение ячеек данными из определенных последовательностей, предусмотренных Excel.)
3. Что собой представляют формулы в Excel, и с какого знака начинается запись формул? (Начинается запись формулы со знака “=”. Формулы представляют собой выражения, описывающие вычисления в ячейках.)
4. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки.)
5. Назовите часто используемые функции? (Часто используются такие функции как: СУММ, СРЗНАЧ, МАКС, МИН.)
Педагог дополнительного образования предлагает обучающимся тестовые задания:
1.Электронная таблица – это …
а) программа служащая для создания, редактирования, сохранения и распечатки различных текстов.
б) приложение хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.
в) приложение служащее для производства вычислений и решения математических задач.
г) все ответы верны
2.Активная ячейка в Excel — это:
а) ячейка с адресом А1; б) ячейка, выделенная рамкой; в) ячейка, в которую введены данные; г) нет правильного ответа
3.Ввод формулы в Excel начинается:
а) со знака равно; б) со знака скобки; в) с цифры; г) с буквы.
4.Адрес ячейки в Excel состоит из:
а) имени файла;
б) заданного набора символов;
в) имени столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка;
г) номера строки и имени столбца, на пересечении которых находится ячейка.
5.Функция СУММ() в Excel относится к функциям:
а) математическим; б) статистическим; в) логическим; г) финансовым.
6.Мастер функций в Excel необходим для:
а) редактирования таблицы; б) для быстрого запуска программы;
в) сохранения информации; г) ввода необходимых функций.
7.Если в Excel сделать ячейку активной и нажать клавишу Delete, то:
а) удалится содержимое ячейки; б) очистится формат ячейки;
в) удалится ячейка; г) удалится имя ячейки.
8.Информация в таблице представлена в виде:
а) файлов; б) записей; в) текста, чисел, формул; г) все ответы верны
9.Укажите правильный адрес ячейки:
а) А6С
б) В67
в) 83С
г) В1Г
10.Наименьшим элементом электронной таблицы является …
а) ячейка; б) символ; в) столбец; г) строка
11.Диапазоном ячеек электронной таблицы называется …
а) множество всех заполненных ячеек таблицы;
б) множество всех пустых ячеек;
в) множество ячеек, образующих область прямоугольной формы;
г) множество ячеек, образующих область произвольной формы.
12.Укажите недопустимую формулу для ячейки F1
а) =A1+B1*D1; б) =A1+B1/F1; в) =C1; г) допустимы все формулы
13.Укажите недопустимую формулу для записи в ячейку D1
а) =2A1+B2; б) =A1+B2+C3; в) =A1-C3; г) допустимы все формулы.
14.В электронной таблице выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек в этой группе?
а) 2; б) 3; в) 5; г) 6.
15.В электронной таблице нельзя удалить
а) строку; б) столбец; в) имя ячейки; г) содержимое ячейки.
Изложение нового материала.
Для выполнения практической работы необходимо знать следующее:
Логические функции
В категории всего шесть команд, но о некоторых из них стоит поговорить, поскольку они значительно расширяют наши возможности
-
Команда ЕСЛИ позволяет организовать разного рода разветвления. Формат её:
=ЕСЛИ(логическое_условие;когда_верно;когда_неверно)
В качестве логического условия выступают равенства и неравенства с использованием знаков (больше), = (больше или равно), (не равно).
Пример: =ЕСЛИ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…») – если число в ячейке C1 больше чем произведение D1 и B5, то в нашей ячейке будет радость, а если меньше – разочарование.
В функцию ЕСЛИ может быть вложена другая функция ЕСЛИ, а в неё ещё одна – «и так семь раз».
Пример: =ЕСЛИ(C1100; «УРА!»; ЕСЛИ(Е1=1;G1;G2)) – если ячейка C1больше ста, то в нашей ячейке будет написано «УРА!», а если меньше либо равна – то в неё скопируется содержимое ячеек G1 (при Е1, равном 1) или G2 (при Е1, не равном 1).
-
Команда И позволяет задать несколько условий, которые можно использовать в команде ЕСЛИ. Все условия в команде И должны быть выполнены, только тогда функция принимает значение Истина. Если хоть одно условие не выполнено, то значение её Ложь. Формат:
=И(логическое_условие_1;логическое_условие_2)
Всего логических условий может быть до 30 штук.
Пример совместного использования функций ЕСЛИ и И:
ЕСЛИ(И(Е11;G2= «УРА!»); «Угадал»; «Не угадал!») – если ячейка Е1 больше 1, а в G2 находится слово «УРА!», то в нашей ячейке окажется слово «Угадал» (Истина), если же какое-то из логических условий не выполнено (Ложь), получим «Не угадал».
-
Команда ИЛИ тоже позволяет задать несколько условий, но иным образом. Если хоть одно из них выполнено, то функция принимает значение Истина. И только когда все заданные условия неверны, получим «Ложь». Формат такой же, как у функции И, использовать её совместно с ЕСЛИ можно точно так же.
-
Команда НЕ инвертирует, переворачивает полученное значение: была Истина, станет Ложь, и наоборот.
Пример: ЕСЛИ(НЕ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…»); «УРА!» появляется, когда C1 не больше D1*B5.
Практическая работа.
-
Решить задачу1 с использованием логической функции ЕСЛИ: «Если количество баллов, полученных при тестировании, не превышает 12, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 12 до 15; оценке «4» – от 16 до 20 баллов; оценке «5» – свыше 20 баллов. Создать таблицу по образцу (Приложение 1).
-
Произвести расчёты по формуле.
-
Запускаем редактор электронных таблиц Microsoft Excel 2010 и создаём в новой папке новую электронную книгу под своей фамилией. Для оформления таблицы выделяем диапазон ячеек, устанавливаем тип шрифта Times New Roman, размер шрифта – 12, начертание для заголовка – полужирный, для остального данных – обычный, на вкладке границы – внешние и внутренние. Создаём таблицу по образцу (Приложение 1. Задание для выполнения)
-
Рассчитываем оценку по следующей формуле:
Для второй строки:
=ЕСЛИ(B2B2B2=12);3; ЕСЛИ(И(B2B2=16);4;5)))
Остальные ячейки столбца «Оценка» заполняем автозаполнением.
Сохраним созданную электронную книгу в новой папке.
-
Решить задачу2 с использованием логической функции ЕСЛИ: «Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: К рублей за 1 КВт/ч и Х рублей за каждый КВт/ч сверх нормы, которая составляет 50 КВт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.
Создать таблицу по образцу (Приложение 2)
-
Рассчитываем оценку по следующей формуле:
Для девятой строки:
=ЕСЛИ(B9
-
В ячейке «Итого» используем функцию СУММ.
Сохраним созданную электронную книгу в той же папке.
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
Педагог дополнительного образования спрашивает: «Цель нашего учебного занятия выполнена? Что нового вы узнали на занятии? Что было сложно сделать?»
Педагог дополнительного образования демонстрирует работы, выполненные обучающимися и предлагает обучающимся оценить себя самостоятельно.
Приложение 1
Задание для выполнения:
A |
B |
C |
|
1 |
Фамилия |
Количество баллов |
Оценка |
2 |
Антонов Андрей |
21 |
|
3 |
Баканов Иван |
23 |
|
4 |
Бутейко Артём |
17 |
|
5 |
Вишнякова Алина |
35 |
|
6 |
Волошина Мария |
32 |
|
7 |
Истомин Николай |
28 |
|
8 |
Козакова Ирина |
25 |
|
9 |
Кирсанов Павел |
19 |
|
10 |
Леонов Дмитрий |
21 |
|
11 |
Левченко Никита |
19 |
|
12 |
Приходько Даниил |
12 |
|
13 |
Самойлова Екатерина |
21 |
|
14 |
Тимофеева Дарья |
29 |
|
15 |
Харитонова Ольга |
31 |
|
16 |
Шейнова Марина |
34 |
Образец выполненной практической работы:
A |
B |
C |
|
1 |
Фамилия |
Количество баллов |
Оценка |
2 |
Антонов Андрей |
21 |
5 |
3 |
Баканов Иван |
23 |
5 |
4 |
Бутейко Артём |
17 |
4 |
5 |
Вишнякова Алина |
35 |
5 |
6 |
Волошина Мария |
32 |
5 |
7 |
Истомин Николай |
28 |
5 |
8 |
Козакова Ирина |
25 |
5 |
9 |
Кирсанов Павел |
19 |
4 |
10 |
Леонов Дмитрий |
21 |
5 |
11 |
Левченко Никита |
19 |
4 |
12 |
Приходько Даниил |
12 |
2 |
13 |
Самойлова Екатерина |
21 |
5 |
14 |
Тимофеева Дарья |
29 |
5 |
15 |
Харитонова Ольга |
31 |
5 |
16 |
Шейнова Марина |
34 |
5 |
Приложение 2
Задание для выполнения:
A |
B |
C |
D |
|
1 |
Стоимость 1 кВт (руб.) |
20 |
||
2 |
Норма, кВт/ч |
50 |
||
3 |
Стоимость 1 кВт сверх нормы (руб.) |
25 |
||
4 |
ФИО жильца |
Потратил |
Сумма к оплате |
|
5 |
Антонов Андрей |
40 |
||
6 |
Баканов Иван |
45 |
||
7 |
Бутейко Артём |
42 |
||
8 |
Вишнякова Алина |
51 |
||
9 |
Волошина Мария |
68 |
||
10 |
Истомин Николай |
47 |
||
11 |
Козакова Ирина |
55 |
||
12 |
Кирсанов Павел |
23 |
||
13 |
Леонов Дмитрий |
70 |
||
14 |
Левченко Никита |
46 |
||
15 |
Итого |
Образец выполненной практической работы:
A |
B |
C |
D |
|
1 |
Стоимость 1 кВт (руб.) |
20 |
||
2 |
Норма, кВт/ч |
50 |
||
3 |
Стоимость 1 кВт сверх нормы (руб.) |
25 |
||
4 |
ФИО жильца |
Потратил |
Сумма к оплате |
|
5 |
Антонов Андрей |
40 |
800 |
|
6 |
Баканов Иван |
45 |
900 |
|
7 |
Бутейко Артём |
42 |
840 |
|
8 |
Вишнякова Алина |
51 |
1025 |
|
9 |
Волошина Мария |
68 |
1450 |
|
10 |
Истомин Николай |
47 |
940 |
|
11 |
Козакова Ирина |
55 |
1125 |
|
12 |
Кирсанов Павел |
23 |
460 |
|
13 |
Леонов Дмитрий |
70 |
1500 |
|
14 |
Левченко Никита |
46 |
920 |
|
15 |
Итого |
9960 |
Функция И – это логическая функция. Она позволяет определять условия, которые проверяет, на результат ИСТИНА, если все условия выполняются (ЛОЖЬ – если хоть одно условие не выполняется). Функция ИЛИ – также логическая функция, которая в отличие от «И» определяет только одно условие из имеющихся на результат ИСТИНА (ЛОЖЬ – если все проверяемые условия не выполняется).
Логические функции в Excel практическая работа
Синтаксис обеих функций выглядит следующим образом:
Логическое значение 1 является обязательным аргументом, а количество последующих зависит от поставленной задачи. Теперь рассмотрим как работают эти функции. У нас есть форма о результатах тестов, которые проводились среди сотрудников и указан проходной балл. Нам нужно узнать кто из сотрудников справился со всеми тестами, а кто нет. Для этого укажем в формуле, что будем проверять И первый тест, И второй, И третий, И четвёртый, каждый должен быть не менее 7 (ячейка D8):
В результате в ячейке G3 мы получили результат ИСТИНА, поскольку все условия выполнены. Обязательно используем абсолютные ссылки и копируем формулу до конца столбца. Теперь у нас есть результат для всех сотрудников:
Поскольку в ячейках E4, F4 и F6 у нас значение 6, условие не выполнилось и возвратился результат ЛОЖЬ и мы узнали, кто из сотрудников провалил хотя бы один тест, а кто справился со всеми и может продолжать работать. Но слова «ИСТИНА» или «ЛОЖЬ» не совсем корректно отображают смысл результатов. Поэтому добавим к функции ещё два выражения – «Отлично» будет использоваться, если ИСТИНА, и «Есть пересдачи» будет использоваться, если ЛОЖЬ. В этом нам поможет функция ЕСЛИ, в которую мы встроим функцию И:
Скопируем функцию до конца столбца и получим готовую таблицу:
Напротив ячеек, значение которых меньше 7, мы получили результат «Есть пересдачи».
Теперь рассмотрим работу функции ИЛИ. У нас всё те же тесты и сотрудники, но сейчас нам нужно проверить, есть ли у нас отличники хотя бы по одному тесту. То есть, есть ли среди значений ячеек C19, D19, E19, F19 величина 10:
Мы получили значение ИСТИНА, поскольку значение ячейки С19 равно 10. Теперь копируем нашу формулу до конца и получаем результат по остальным сотрудникам:
Для более корректной информативности заменим результат «ИСТИНА» на фразу «Есть оценки 10», а результат «ЛОЖЬ» — на фразу «Нет оценок 10». Для этого также используем функцию ЕСЛИ, в которую вложим формулу ИЛИ:
В ячейке С26 у нас расположено значение 10, поэтому формула возвратила значение если ИСТИНА – «Есть оценки 10». Скопируем формулу до конца столбца и получим готовую таблицу:
Использование функций И ИЛИ вместо вложенных функций ЕСЛИ
Иногда благодаря функциям И/ИЛИ можно избежать вложенных функций ЕСЛИ. Вложенные функции – хороший инструмент, но они становятся громоздкими при добавлении новых условий. Например, наше задание «Определить, кто из сотрудников выполнил все тесты, а кому нужно их доработать» можно выполнить вложенными функциями ЕСЛИ:
В ячейке G33 мы построили вложенную функцию и скопировали её до конца столбца. Результаты у нас получились те же, что и с использованием ЕСЛИ+И, однако, сама формула очень длинная, в ней легко будет запутаться, если нам нужно будет добавлять новые условия. К тому же работа с ней отнимет больше времени, хотя выполняют они задачу корректно и одинаково. Поэтому лучше отдать предпочтение функции ЕСЛИ с использованием функции И:
Второй пример, где мы использовали ЕСЛИ+ИЛИ для того чтобы найти, кто из сотрудников получил наивысшие баллы, мы также можем рассмотреть с использованием вложенных функций ЕСЛИ:
Результаты у нас получились те самые. Однако, если сравнить формулы этих двух примеров, функция ЕСЛИ+ИЛИ значительно короче и аккуратнее, особенно при добавлении новых условий:
Как работают формулы ЕСЛИ+И+ИЛИ, ЕСЛИ+ИЛИ+И
Иногда функции И, ИЛИ, ЕСЛИ используются одновременно. Прежде, чем углубиться в некоторые такие примеры, укрепим использование уже знакомых нам формул. У нас есть информация о бюджете различных отделов. Мы хотим проверить, превышает ли сумма бюджета определённого отдела значение 100 000 И превышают ли абсолютные расходы с начала года значение 50 000. Если эти два условия будут выполнены, укажем слово «Выполнено», а если нет – знак «-». Указываем абсолютные ссылки для ячеек с условиями, иначе при копировании формулы, значения тоже будут опускаться:
Мы получили результат «-», поскольку только одно условие выполнилось – 70 000 больше 50 000, но 80 000 не больше 100 000. Скопируем нашу формулу до конца столбца и определим, какие отделы соответствуют условиям:
В этом примере мы задали определенные условия, которые должны были выполниться одновременно. Теперь рассмотрим пример, где расширим функционал формулы через добавление функции ИЛИ. Оставим два условия, известные нам из предыдущего примера – бюджет превышает 100 000, абсолютные расходы превышают 50 000 и добавим новые условия через функцию ИЛИ: был ли перерасход бюджета в прошлом году ИЛИ был ли перерасход бюджета больше, чем на 20%. Теперь у нас 4 условия, но только в случае, если три из них верны – мы получим значение «Выполнено»:
Мы использовали комбинацию функций ЕСЛИ + И + ИЛИ. Скопируем формулу до конца столбца и увидим отделы, данные которых соответствуют заданным нами условиям:
Производственный отдел и НИОКР выполнили наши условия, поскольку бюджет превышает 100 000 И абсолютные расходы превышают 50 000, кроме этого, отдел НИОКР имеет превышение бюджета больше, чем на 20%, а производственный отдел имеет превышение, но меньше чем на 20% — этого достаточно для выполнения наших условий.
Теперь выполним поиск отделов, которые будут соответствовать одному из заданных условий. Принцип работы тот же, что и в примере с выполнением условий «Бюджет больше 100 000 И абсолютные расходы больше 50 000», но на этот раз изменим требования – нам нужны отделы, которые выполняют ХОТЯ БЫ одно требование: бюджет больше 150 000 или расходы абсолютные больше 160 000. В этом нам помогут функции ЕСЛИ + ИЛИ:
Копируем формулу и видим, что статус «Выполнено» получили те отделы, которые удовлетворили одно из требований:
Наконец, рассмотрим последнюю комбинацию функций ЕСЛИ + ИЛИ + И. В этом случае нам надо добавить последнюю функцию И в качестве третьего условия функции ИЛИ. Для функции И мы укажем два требования – наличие превышения бюджета, превышение больше 10%:
Эта комбинация ищет соответствие ХОТЯ БЫ одному требованию из трёх:
- Бюджет больше 150 000.
- Абсолютные расходы больше 160 000.
- Наличие превышения прошлогоднего бюджета, показатель превышения больше 10%.
Копируем формулу до конца таблицы и проверим, какие отделы выполнили наши требования:
Скачать логические функции И ИЛИ в Excel с примерами
Так работают логические функции в Excel с использованием дополнительных формул для решения много задачных задач.
Содержание
- Что возвращает функция
- Формула ЕСЛИ в Excel – примеры нескольких условий
- Синтаксис функции ЕСЛИ
- Расширение функционала с помощью операторов «И» и «ИЛИ»
- Простейший пример применения.
- Применение «ЕСЛИ» с несколькими условиями
- Операторы сравнения чисел и строк
- Одновременное выполнение двух условий
- Общее определение и задачи
- Как правильно записать?
- Дополнительная информация
- Вложенные условия с математическими выражениями.
- Аргументы функции
- А если один из параметров не заполнен?
- Функция ЕПУСТО
- Функции ИСТИНА и ЛОЖЬ
- Составное условие
- Простое условие
- Пример функции с несколькими условиями
- Пример использования «ЕСЛИ»
- Проверяем простое числовое условие с помощью функции IF (ЕСЛИ)
- Заключение
Что возвращает функция
Заданное вами значение при выполнении двух условий ИСТИНА или ЛОЖЬ.
Довольно часто количество возможных условий не 2 (проверяемое и альтернативное), а 3, 4 и более. В этом случае также можно использовать функцию ЕСЛИ, но теперь ее придется вкладывать друг в друга, указывая все условия по очереди. Рассмотрим следующий пример.
Нескольким менеджерам по продажам нужно начислить премию в зависимости от выполнения плана продаж. Система мотивации следующая. Если план выполнен менее, чем на 90%, то премия не полагается, если от 90% до 95% — премия 10%, от 95% до 100% — премия 20% и если план перевыполнен, то 30%. Как видно здесь 4 варианта. Чтобы их указать в одной формуле потребуется следующая логическая структура. Если выполняется первое условие, то наступает первый вариант, в противном случае, если выполняется второе условие, то наступает второй вариант, в противном случае если… и т.д. Количество условий может быть довольно большим. В конце формулы указывается последний альтернативный вариант, для которого не выполняется ни одно из перечисленных ранее условий (как третье поле в обычной формуле ЕСЛИ). В итоге формула имеет следующий вид.
Комбинация функций ЕСЛИ работает так, что при выполнении какого-либо указанно условия следующие уже не проверяются. Поэтому важно их указать в правильной последовательности. Если бы мы начали проверку с B2<1, то условия B2<0,9 и B2<0,95 Excel бы просто «не заметил», т.к. они входят в интервал B2<1 который проверился бы первым (если значение менее 0,9, само собой, оно также меньше и 1). И тогда у нас получилось бы только два возможных варианта: менее 1 и альтернативное, т.е. 1 и более.
При написании формулы легко запутаться, поэтому рекомендуется смотреть на всплывающую подсказку.
В конце нужно обязательно закрыть все скобки, иначе эксель выдаст ошибку
Синтаксис функции ЕСЛИ
Вот как выглядит синтаксис этой функции и её аргументы:
=ЕСЛИ(логическое выражение, значение если «да», значение если «нет»)
Логическое выражение – (обязательное) условие, которое возвращает значение «истина» или «ложь» («да» или «нет»);
Значение если «да» – (обязательное) действие, которое выполняется в случае положительного ответа;
Значение если «нет» – (обязательное) действие, которое выполняется в случае отрицательного ответа;
Давайте вместе подробнее рассмотрим эти аргументы.
Первый аргумент – это логический вопрос. И ответ этот может быть только «да» или «нет», «истина» или «ложь».
Как правильно задать вопрос? Для этого можно составить логическое выражение, используя знаки “=”, “>”, “<”, “>=”, “<=”, “<>”.
Расширение функционала с помощью операторов «И» и «ИЛИ»
Когда нужно проверить несколько истинных условий, используется функция И. Суть такова: ЕСЛИ а = 1 И а = 2 ТОГДА значение в ИНАЧЕ значение с.
Функция ИЛИ проверяет условие 1 или условие 2. Как только хотя бы одно условие истинно, то результат будет истинным. Суть такова: ЕСЛИ а = 1 ИЛИ а = 2 ТОГДА значение в ИНАЧЕ значение с.
Функции И и ИЛИ могут проверить до 30 условий.
Пример использования оператора И:
Пример использования функции ИЛИ:
Простейший пример применения.
Предположим, вы работаете в компании, которая занимается продажей шоколада в нескольких регионах и работает с множеством покупателей.
Нам необходимо выделить продажи, которые произошли в нашем регионе, и те, которые были сделаны за рубежом. Для этого нужно добавить в таблицу ещё один признак для каждой продажи – страну, в которой она произошла. Мы хотим, чтобы этот признак создавался автоматически для каждой записи (то есть, строки).
В этом нам поможет функция ЕСЛИ. Добавим в таблицу данных столбец “Страна”. Регион “Запад” – это местные продажи («Местные»), а остальные регионы – это продажи за рубеж («Экспорт»).
Применение «ЕСЛИ» с несколькими условиями
Мы только что рассмотрели пример использования оператора «ЕСЛИ» с одним логическим выражением. Но в программе также имеется возможность задавать больше одного условия. При этом сначала будет проводиться проверка по первому, и в случае его успешного выполнения сразу отобразится заданное значение. И только если не будет выполнено первое логическое выражение, в силу вступит проверка по второму.
Рассмотрим наглядно на примере все той же таблицы. Но на этот раз усложним задачу. Теперь нужно проставить скидку на женскую обувь в зависимости от вида спорта.
Первое условия – это проверка пола. Если “мужской” – сразу выводится значение 0. Если же это “женский”, то начинается проверка по второму условию. Если вид спорта бег – 20%, если теннис – 10%.
Пропишем формулу для этих условий в нужной нам ячейке.
=ЕСЛИ(B2=”мужской”;0; ЕСЛИ(C2=”бег”;20%;10%))
Щелкаем Enter и получаем результат согласно заданным условиям.
Далее растягиваем формулу на все оставшиеся строки таблицы.
Операторы сравнения чисел и строк
Операторы сравнения чисел и строк представлены операторами, состоящими из одного или двух математических знаков равенства и неравенства:
- < – меньше;
- <= – меньше или равно;
- > – больше;
- >= – больше или равно;
- = – равно;
- <> – не равно.
Синтаксис:
Результат = Выражение1 Оператор Выражение2 |
- Результат – любая числовая переменная;
- Выражение – выражение, возвращающее число или строку;
- Оператор – любой оператор сравнения чисел и строк.
Если переменная Результат будет объявлена как Boolean (или Variant), она будет возвращать значения False и True. Числовые переменные других типов будут возвращать значения 0 (False) и -1 (True).
Операторы сравнения чисел и строк работают с двумя числами или двумя строками. При сравнении числа со строкой или строки с числом, VBA Excel сгенерирует ошибку Type Mismatch (несоответствие типов данных):
Sub Primer1() On Error GoTo Instr Dim myRes As Boolean ‘Сравниваем строку с числом myRes = “пять” > 3 Instr: If Err.Description <> “” Then MsgBox “Произошла ошибка: “ & Err.Description End If End Sub |
Сравнение строк начинается с их первых символов. Если они оказываются равны, сравниваются следующие символы. И так до тех пор, пока символы не окажутся разными или одна или обе строки не закончатся.
Значения буквенных символов увеличиваются в алфавитном порядке, причем сначала идут все заглавные (прописные) буквы, затем строчные. Если необходимо сравнить длины строк, используйте функцию Len.
myRes = “семь” > “восемь” ‘myRes = True myRes = “Семь” > “восемь” ‘myRes = False myRes = Len(“семь”) > Len(“восемь”) ‘myRes = False |
Одновременное выполнение двух условий
Также в Эксель существует возможность вывести данные по одновременному выполнению двух условий. При этом значение будет считаться ложным, если хотя бы одно из условий не выполнено. Для этой задачи применяется оператор «И».
Рассмотрим на примере нашей таблицы. Теперь скидка 30% будет проставлена только, если это женская обувь и предназначена для бега. При соблюдении этих условий одновременно значение ячейки будет равно 30%, в противном случае – 0.
Для этого используем следующую формулу:
=ЕСЛИ(И(B2=”женский”;С2=”бег”);30%;0)
Нажимаем клавишу Enter, чтобы отобразить результат в ячейке.
Аналогично примерам выше, растягиваем формулу на остальные строки.
Общее определение и задачи
«ЕСЛИ» является стандартной функцией программы Microsoft Excel. В ее задачи входит проверка выполнения конкретного условия. Когда условие выполнено (истина), то в ячейку, где использована данная функция, возвращается одно значение, а если не выполнено (ложь) – другое.
Синтаксис этой функции выглядит следующим образом: «ЕСЛИ(логическое выражение; [функция если истина]; [функция если ложь])»
.
Как правильно записать?
Устанавливаем курсор в ячейку G2 и вводим знак “=”. Для Excel это означает, что сейчас будет введена формула. Поэтому как только далее будет нажата буква “е”, мы получим предложение выбрать функцию, начинающуюся этой буквы. Выбираем “ЕСЛИ”.
Далее все наши действия также будут сопровождаться подсказками.
В качестве первого аргумента записываем: С2=”Запад”. Как и в других функциях Excel, адрес ячейки можно не вводить вручную, а просто кликнуть на ней мышкой. Затем ставим “,” и указываем второй аргумент.
Второй аргумент – это значение, которое примет ячейка G2, если записанное нами условие будет выполнено. Это будет слово “Местные”.
После этого снова через запятую указываем значение третьего аргумента. Это значение примет ячейка G2, если условие не будет выполнено: “Экспорт”. Не забываем закончить ввод формулы, закрыв скобку и затем нажав “Enter”.
Наша функция выглядит следующим образом:
=ЕСЛИ(C2=”Запад”,”Местные”,”Экспорт”)
Наша ячейка G2 приняла значение «Местные».
Теперь нашу функцию можно скопировать во все остальные ячейки столбца G.
Дополнительная информация
- В функции IF (ЕСЛИ) может быть протестировано 64 условий за один раз;
- Если какой-либо из аргументов функции является массивом – оценивается каждый элемент массива;
- Если вы не укажете условие аргумента FALSE (ЛОЖЬ) value_if_false (значение_если_ложь) в функции, т.е. после аргумента value_if_true (значение_если_истина) есть только запятая (точка с запятой), функция вернет значение “0”, если результат вычисления функции будет равен FALSE (ЛОЖЬ).
На примере ниже, формула =IF(A1> 20,”Разрешить”) или =ЕСЛИ(A1>20;”Разрешить”) , где value_if_false (значение_если_ложь) не указано, однако аргумент value_if_true (значение_если_истина) по-прежнему следует через запятую. Функция вернет “0” всякий раз, когда проверяемое условие не будет соответствовать условиям TRUE (ИСТИНА).
| - Если вы не укажете условие аргумента TRUE(ИСТИНА) (value_if_true (значение_если_истина)) в функции, т.е. условие указано только для аргумента value_if_false (значение_если_ложь), то формула вернет значение “0”, если результат вычисления функции будет равен TRUE (ИСТИНА);
На примере ниже формула равна =IF (A1>20;«Отказать») или =ЕСЛИ(A1>20;”Отказать”), где аргумент value_if_true (значение_если_истина) не указан, формула будет возвращать “0” всякий раз, когда условие соответствует TRUE (ИСТИНА).
Вложенные условия с математическими выражениями.
Вот еще одна типичная задача: цена за единицу товара изменяется в зависимости от его количества. Ваша цель состоит в том, чтобы написать формулу, которая вычисляет цену для любого количества товаров, введенного в определенную ячейку. Другими словами, ваша формула должна проверить несколько условий и выполнить различные вычисления в зависимости от того, в какой диапазон суммы входит указанное количество товара.
Эта задача также может быть выполнена с помощью нескольких вложенных функций ЕСЛИ. Логика та же, что и в приведенном выше примере, с той лишь разницей, что вы умножаете указанное количество на значение, возвращаемое вложенными условиями (т.е. соответствующей ценой за единицу).
Предполагая, что количество записывается в B8, формула будет такая:
=B8*ЕСЛИ(B8>=101; 12; ЕСЛИ(B8>=50; 14; ЕСЛИ(B8>=20; 16; ЕСЛИ( B8>=11; 18; ЕСЛИ(B8>=1; 22; “”)))))
И вот результат:
Как вы понимаете, этот пример демонстрирует только общий подход, и вы можете легко настроить эту вложенную функцию в зависимости от вашей конкретной задачи.
Например, вместо «жесткого кодирования» цен в самой формуле можно ссылаться на ячейки, в которых они указаны (ячейки с B2 по B6). Это позволит редактировать исходные данные без необходимости обновления самой формулы:
=B8*ЕСЛИ(B8>=101; B6; ЕСЛИ(B8>=50; B5; ЕСЛИ(B8>=20; B4; ЕСЛИ( B8>=11; B3; ЕСЛИ(B8>=1; B2; “”)))))
Аргументы функции
- logical_test (лог_выражение) – это условие, которое вы хотите протестировать. Этот аргумент функции должен быть логичным и определяемым как ЛОЖЬ или ИСТИНА. Аргументом может быть как статичное значение, так и результат функции, вычисления;
- [value_if_true] ([значение_если_истина]) – (не обязательно) – это то значение, которое возвращает функция. Оно будет отображено в случае, если значение которое вы тестируете соответствует условию ИСТИНА;
- [value_if_false] ([значение_если_ложь]) – (не обязательно) – это то значение, которое возвращает функция. Оно будет отображено в случае, если условие, которое вы тестируете соответствует условию ЛОЖЬ.
А если один из параметров не заполнен?
Если вас не интересует, что будет, к примеру, если интересующее вас условие не выполняется, тогда можно не вводить второй аргумент. К примеру, мы предоставляем скидку 10% в случае, если заказано более 100 единиц товара. Не указываем никакого аргумента для случая, когда условие не выполняется.
=ЕСЛИ(E2>100,F2*0.1)
Что будет в результате?
Насколько это красиво и удобно – судить вам. Думаю, лучше все же использовать оба аргумента.
И в случае, если второе условие не выполняется, но делать при этом ничего не нужно, вставьте в ячейку пустое значение.
=ЕСЛИ(E2>100,F2*0.1,””)
Однако, такая конструкция может быть использована в том случае, если значение «Истина» или «Ложь» будут использованы другими функциями Excel в качестве логических значений.
Обратите также внимание, что полученные логические значения в ячейке всегда выравниваются по центру. Это видно и на скриншоте выше.
Более того, если вам действительно нужно только проверить какое-то условие и получить «Истина» или «Ложь» («Да» или «Нет»), то вы можете использовать следующую конструкцию –
=ЕСЛИ(E2>100,ИСТИНА,ЛОЖЬ)
Обратите внимание, что кавычки здесь использовать не нужно. Если вы заключите аргументы в кавычки, то в результате выполнения функции ЕСЛИ вы получите текстовые значения, а не логические.
Функция ЕПУСТО
Если нужно определить, является ли ячейка пустой, можно использовать функцию ЕПУСТО (ISBLANK), которая имеет следующий синтаксис:
=ЕПУСТО(значение)
Аргумент значение может быть ссылкой на ячейку или диапазон. Если значение ссылается на пустую ячейку или диапазон, функция возвращает логическое значение ИСТИНА, в противном случае ЛОЖЬ.
Функции ИСТИНА и ЛОЖЬ
Функции ИСТИНА (TRUE) и ЛОЖЬ (FALSE) предоставляют альтернативный способ записи логических значений ИСТИНА и ЛОЖЬ. Эти функции не имеют аргументов и выглядят следующим образом:
=ИСТИНА()
=ЛОЖЬ()
Например, ячейка А1 содержит логическое выражение. Тогда следующая функция возвратить значение “Проходите”, если выражение в ячейке А1 имеет значение ИСТИНА:
=ЕСЛИ(А1=ИСТИНА();”Проходите”;”Стоп”)
В противном случае формула возвратит “Стоп”.
Составное условие
Составное условие состоит из простых, связанных логическими операциями И() и ИЛИ().
И() – логическая операция, требующая одновременного выполнения всех условий, связанных ею.
ИЛИ() – логическая операция, требующая выполнения любого из перечисленных условий, связанных ею.
Простое условие
Что же делает функция ЕСЛИ()? Посмотрите на схему. Здесь приведен простой пример работы функции при определении знака числа а.
Условие а>=0 определяет два возможных варианта: неотрицательное число (ноль или положительное) и отрицательное. Ниже схемы приведена запись формулы в Excel. После условия через точку с запятой перечисляются варианты действий. В случае истинности условия, в ячейке отобразится текст “неотрицательное”, иначе – “отрицательное”. То есть запись, соответствующая ветви схемы «Да», а следом – «Нет».
Текстовые данные в формуле заключаются в кавычки, а формулы и числа записывают без них.
Если результатом должны быть данные, полученные в результате вычислений, то смотрим следующий пример. Выполним увеличение неотрицательного числа на 10, а отрицательное оставим без изменений.
На схеме видно, что при выполнении условия число увеличивается на десять, и в формуле Excel записывается расчетное выражение А1+10 (выделено зеленым цветом). В противном случае число не меняется, и здесь расчетное выражение состоит только из обозначения самого числа А1 (выделено красным цветом).
Это была краткая вводная часть для начинающих, которые только начали постигать азы Excel. А теперь давайте рассмотрим более серьезный пример с использованием условной функции.
Задание:
Процентная ставка прогрессивного налога зависит от дохода. Если доход предприятия больше определенной суммы, то ставка налога выше. Используя функцию ЕСЛИ, рассчитайте сумму налога.
Решение:
Решение данной задачи видно на рисунке ниже. Но внесем все-таки ясность в эту иллюстрацию. Основные исходные данные для решения этой задачи находятся в столбцах А и В. В ячейке А5 указано пограничное значение дохода при котором изменяется ставка налогообложения. Соответствующие ставки указаны в ячейках В5 и В6. Доход фирм указан в диапазоне ячеек В9:В14. Формула расчета налога записывается в ячейку С9: =ЕСЛИ(B9>A$5;B9*B$6;B9*B$5). Эту формулу нужно скопировать в нижние ячейки (выделено желтым цветом).
В расчетной формуле адреса ячеек записаны в виде A$5, B$6, B$5. Знак доллара делает фиксированной часть адреса, перед которой он установлен, при копировании формулы. Здесь установлен запрет на изменение номера строки в адресе ячейки.
Пример функции с несколькими условиями
В функцию «ЕСЛИ» можно также вводить несколько условий. В этой ситуации применяется вложение одного оператора «ЕСЛИ» в другой. При выполнении условия в ячейке отображается заданный результат, если же условие не выполнено, то выводимый результат зависит уже от второго оператора.
- Для примера возьмем все ту же таблицу с выплатами премии к 8 марта. Но на этот раз, согласно условиям, размер премии зависит от категории работника. Женщины, имеющие статус основного персонала, получают бонус по 1000 рублей, а вспомогательный персонал получает только 500 рублей. Естественно, что мужчинам этот вид выплат вообще не положен независимо от категории.
- Первым условием является то, что если сотрудник — мужчина, то величина получаемой премии равна нулю. Если же данное значение ложно, и сотрудник не мужчина (т.е. женщина), то начинается проверка второго условия. Если женщина относится к основному персоналу, в ячейку будет выводиться значение «1000», а в обратном случае – «500». В виде формулы это будет выглядеть следующим образом:
«=ЕСЛИ(B6="муж.";"0"; ЕСЛИ(C6="Основной персонал"; "1000";"500"))»
. - Вставляем это выражение в самую верхнюю ячейку столбца «Премия к 8 марта».
- Как и в прошлый раз, «протягиваем» формулу вниз.
Пример использования «ЕСЛИ»
Теперь давайте рассмотрим конкретные примеры, где используется формула с оператором «ЕСЛИ».
- Имеем таблицу заработной платы. Всем женщинам положена премия к 8 марту в 1000 рублей. В таблице есть колонка, где указан пол сотрудников. Таким образом, нам нужно вычислить женщин из предоставленного списка и в соответствующих строках колонки «Премия к 8 марта» вписать по «1000». В то же время, если пол не будет соответствовать женскому, значение таких строк должно соответствовать «0». Функция примет такой вид:
«ЕСЛИ(B6="жен."; "1000"; "0")»
. То есть когда результатом проверки будет «истина» (если окажется, что строку данных занимает женщина с параметром «жен.»), то выполнится первое условие — «1000», а если «ложь» (любое другое значение, кроме «жен.»), то соответственно, последнее — «0». - Вписываем это выражение в самую верхнюю ячейку, где должен выводиться результат. Перед выражением ставим знак «=».
- После этого нажимаем на клавишу Enter. Теперь, чтобы данная формула появилась и в нижних ячейках, просто наводим указатель в правый нижний угол заполненной ячейки, жмем на левую кнопку мышки и, не отпуская, проводим курсором до самого низа таблицы.
- Так мы получили таблицу со столбцом, заполненным при помощи функции «ЕСЛИ».
Проверяем простое числовое условие с помощью функции IF (ЕСЛИ)
При использовании функции IF (ЕСЛИ) в Excel, вы можете использовать различные операторы для проверки состояния. Вот список операторов, которые вы можете использовать:
Если сумма баллов больше или равна “35”, то формула возвращает “Сдал”, иначе возвращается “Не сдал”.
Заключение
Одним из самых популярных и полезных инструментов в Excel является функция ЕСЛИ, которая проверяет данные на совпадение заданным нами условиям и выдает результат в автоматическом режиме, что исключает возможность ошибок из-за человеческого фактора. Поэтому, знание и умение применять этот инструмент позволит сэкономить время не только на выполнение многих задач, но и на поиски возможных ошибок из-за “ручного” режима работы.
Источники
- https://excelhack.ru/funkciya-if-esli-v-excel/
- https://statanaliz.info/excel/funktsii-i-formuly/neskolko-uslovij-funktsii-esli-eslimn-excel/
- https://mister-office.ru/funktsii-excel/function-if-excel-primery.html
- https://exceltable.com/funkcii-excel/funkciya-esli-v-excel
- https://MicroExcel.ru/operator-esli/
- https://vremya-ne-zhdet.ru/vba-excel/operatory-sravneniya/
- https://lumpics.ru/the-function-if-in-excel/
- http://on-line-teaching.com/excel/lsn024.html
- https://tvojkomp.ru/primery-usloviy-v-excel/
Цели:
- Образовательная – сформировать навыки использования функции «ЕСЛИ» и закрепить ЗУН при работе с формулами, диаграммами.
- Развивающая – развитие логического мышления, творчества, памяти, умения применять полученные знания при решении задач.
- Воспитательная – воспитание уверенности, стремление к познанию, стимулирование интереса студентов к данной теме и к дисциплине в целом.
Задачи:
1. Ознакомить с синтаксисом функции «ЕСЛИ», способом создания вложенной функции «ЕСЛИ».
2. Научить использовать функцию при создании формул, имеющих несколько условий.
3. Закрепить и проконтролировать ЗУН учащихся при работе с таблицей:
a. Форматирование ячеек;
b. Работа с абсолютными и относительными ссылками;
c. Ввод формул;
d. Ввод формул, используя функцию «ЕСЛИ»;
e. Создание и форматирование диаграмм.
Технология: личностно-ориентированная.
Методы обучения:
- Словесные: беседа, объяснение.
- Наглядные: задания на компьютере.
- Практические: тестовые задания, практические задания.
Оборудование урока:раздаточный материал, презентация, доска, тетрадь, ПК.
Межпредметные связи: экономика, бухгалтерский учет, менеджмент организации
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Ориентировочно-мотивационный этап.
Вступительное слово преподавателя, сообщение темы и задач урока. Студенты воспринимают и акцентируют внимание на поставленных задачах
2. Проверка полученных ранее знаний.
- Название строки электронной таблицы обозначается:
а) 13С
б) F117
в) 164
г) АВ - Название столбца электронной таблицы обозначается:
а) D15
б) AВ
в) DБ
г) 255 - Адрес, какой ячейки является абсолютным?
а) $4$B
б) $Z$19
в) X21
г) $SА7 - Адрес какой ячейки является относительным?
а) 15:Y
б) $A3
в) K$21
г) S18 - В каком адресе не может меняться имя столбца при копировании?
а) 13S
б) Z$9
в) H24
г) $S35 - Диаграммы в Excel можно создать с помощью:
а) «Мастера диаграмм»
б) «Строки формул»
в) «Мастера функций»
г) «Мастера шаблонов» - Строка формул используется для отображения:
а) адреса строки
б) заголовка окна
в) адреса столбца
г) содержимого ячейки - Завершить ввод данных в ячейку можно нажатием клавиши:
а) Delete
б) Insert
в) Enter
г) Home
3. Актуализация знаний.
- Как отформатировать ячейки?
Выделить ячейку, меню “Формат”, пункт “Ячейки” – Вкладка “Число” – установить числовой формат; Вкладка “Выравнивание” – установить выравнивание (удобнее по вертикали – по высоте, поставить флажок – переносить по словам); Вкладка “Границы” – установить границы внешние и внутренние; Вкладка “Заливка” – установить заливку ячеек. - Как создать числовой ряд данных?
Ввести первое число, в ячейку ниже второе число, оба выделить и растянуть за маркер заполнения. - Как создать диаграмму?
- Выделяем ячейки таблицы, содержащие данные для построения диаграммы.
- Выбираем команду Вставка, Диаграмма или щелкаем на кнопке, запускающей программу Мастер диаграмм:
- В последовательно появляющихся диалоговых окнах задаем параметры диаграммы:
- в первом окне выбираем требуемый тип и вид диаграммы; щелкаем на кнопке Далее;
- во втором окне проверяем диапазон выделенных ячеек, при необходимости изменяем его; указываем, при необходимости, в столбцах или в строках находятся числовые данные; щелкаем на кнопке Далее;
- в третьем окне добавляем или убираем легенду (цветовые обозначения) и вводим заголовок к диаграмме; щелкаем на кнопке Далее;
- в четвертом окне выбираем размещение диаграммы на отдельном листе или рядом с таблицей, щелкаем на кнопке Готово.
Для построения диаграммы нужно выделить необходимые данные и выполнить Вставка – Диаграмма (если данные несмежные, то выделение производить при нажатой клавише Ctrl).
- Как отформатировать диаграмму?
Через контекстное меню.
4. Объяснение нового материала (сопровождается презентацией):
1. Определение – Функция «Если» в электронных таблицах MS Excel (Категория — Логические) анализирует результат выражения или содержимое указанной ячейки и помещает в заданную ячейку одно из двух возможных значений или выражений.
2. Синтаксис функции «ЕСЛИ».
=ЕСЛИ (Логическое выражение; Значение_если_истина; Значение_если_ложь)
Логическое выражение или условие, которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.
Значение_если_истина – значение, которое принимает логическое выражение в случае его выполнения.
Значение_если_ложь – значение, которое принимает логическое выражение в случае его невыполнения».
Логические выражения или условия строятся с помощью операторов сравнения (<, >, <=, >=, <>, =) и логических операций (И, ИЛИ, НЕ).
3. Чтобы вставить функцию, необходимо:
- Установить курсор в ту ячейку, куда необходимо вставить функцию.
- Меню «Формулы» – «Вставить функцию»
- Категория — Логические
- Выбрать функцию «ЕСЛИ» и ОК.
- Откроется диалоговое окно «Аргументы функции» для ввода необходимых значений.
4. Можно поменять логическое выражение на противоположное, тогда значения «ИСТИНА» и «ЛОЖЬ» в диалоговом окне «Аргументы функции» нужно поменять местами.
5. Если задано несколько условий, то необходимо использовать вложенную функцию «ЕСЛИ»:
=ЕСЛИ (Логическое выражение_1; Значение_если_истина_1; ЕСЛИ(Логическое выражение_2; Значение_если_истина_2; Значение_если_ложь_2)).
Необходимо проверять соответствие использованных функций ЕСЛИ и скобок.
До 7 функций ЕСЛИ могут быть вложены друг в друга в качестве значений аргументов значение_если_истина и значение_если_ложь для конструирования более сложных проверок.
5. Применение полученных знаний при решении задач.
Приложение.
6. Рефлексивно-оценочный этап.
- Анализ работы студентов с новым материалом;
- Анализ выполнения заданий (успешность);
- Анализ выполнения тестов;
- Подводится итоговая рефлексия: «Достигли ли мы целей урока?»
Домашнее задание: Придумать задачу с использованием функции «ЕСЛИ».