- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Редикульцева У.А.
1
Зайцева О.С.
1
Смирнова Ю.К.
1
1 Тюменский индустриальный университет Тобольский индустриальный институт (филиал)
В статье рассматривается методика использования электронных таблиц MS Excel для решения расчетных задач по общей и неорганической химия химии в профессиональной подготовке бакалавра. Приложение MS Excel позволяет организовывать работу с базами данных, вводить математические формулы, использовать встроенные функции, осуществлять графическую интерпретацию расчетов. Критериями отбора задач для решения с использованием таблиц Excel должны быть: химическое «содержание» задачи, способствующее мотивации изучения соответствующего материала; присутствие основных и доступных проблем, характерных для изучаемой химической дисциплины; многоуровневость заданий, то есть построение системы задач по принципу возрастающей сложности. В работе показаны подходы автоматизации расчетов в табличных процессорах по темам «Массовая доля компонентов смеси (раствора)», «Расчеты по химическим уравнениям». Решение задач посредством электронных таблиц Excel может быть реализовано на так называемых интегрированных практических занятиях в компьютерном классе. Это способствует активизации познавательной и исследовательской деятельности обучающихся, так как при решении подобных задач требуется не просто подставить численные данные в формулу, а, проанализировав их, сформулировать проблему и найти путь ее решения.
электронные таблицы
MS Excel
интегративные занятия
расчетные задачи
1. Артеев Д.Н., Зайцева О.С. Кинетические расчеты химических процессов в Excel // Инновации. Интеллект. Культура: материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов. – Тюмень: ТИУ, 2016. – С.98-101.
2. Артеев Д.Н., Зайцева О.С. Среда MS Excel как средство решения задач химической кинетики // Международный студенческий научный вестник – Выпуск 3, часть 2, 2015. – С.236-237.
3. Стась, Н.Ф. Задачи, упражнения и вопросы по общей химии: учебное пособие / Н.Ф. Стась, В.Н. Лисецкий. – Электрон. дан. – Санкт-Петербург: Лань, 2017. – 108 с.
4. Смирнова Ю.К. Качественный анализ неорганических веществ. Часть 1. Определение катионов I и II аналитических групп. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для обучающихся направления подготовки 18.03.01 «Химическая технология» очной формы обучения – Тюмень: Издательский центр БИК, ТИУ, 2016. – 20 с.
5. Смирнова Ю.К. Качественный анализ неорганических веществ. Часть 2. Определение катионов III, IV,V аналитических групп. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для обучающихся направления подготовки 18.03.01 «Химическая технология» очной формы обучения. – Тюмень: Издательский центр БИК, ТИУ, 2016. – 24 с.
Важное место в химическом образовании в техническом вузе занимает решение расчетных задач. В процессе решения задач происходит закрепление полученных знаний, вырабатывается умение применять их на практике, осуществляется реализация межпредметных связей. Однако решение некоторых задач требует большой затраты времени на расчеты (задачи по вычислению концентрации растворов, на выявление функциональной зависимости одной переменной от другой, с применением термохимических расчетов). Тем не менее, решение таких задач позволяет лучше усвоить определенные химические понятия и закономерности.
В образовательном процессе высшей школы информационно-коммуникационные технологии получили широкое распространение. Преподаватели и обучающиеся в подавляющем большинстве являются уверенными пользователями ПК, а программы пакета Microsoft Office (Word, PowerPoint, Excel или их аналоги пакета Open Office) широко распространены. Существует ряд лицензионных профессиональных программных комплексов определения кинетических параметров, таких как MATLAB, MathCad и другие. Специализированные приложения имеют ряд ограничений: коммерческое распространение, не все из них поддерживают русский интерфейс, приемы работы с некоторыми приложениями не являются интуитивно-понятными пользователю. Поэтому актуальным и обоснованным может быть использование электронных таблиц Excel для решения самых разнообразных расчетных задач [1, 2].
Основываясь на вышеперечисленных критериях отбора, можно предложить несколько типов расчетных задач в курсе изучения дисциплины «Общая и неорганическая химия»:
— задачи на основе расчетов стехиометрии и материальных балансов отдельных химических процессов и их комбинаций;
— задачи на основе термодинамических расчетов энергий Гиббса, энтальпий, энтропий веществ и химических процессов, изменения теплоемкости химических систем;
— задачи на основе расчетов, концентрациях, кислотности среды в твердой фазе и растворах построение
— задачи на основе расчетов кислотно-основных равновесий в растворах электролитов: определение рН, растворимости, возможности образования и растворения осадков, образования и растворения осадков в данных условиях.
Таким образом, использование электронных таблиц Excel в процессе обучения «Общей и неорганической химии» выполняет мотивационную, обучающую и развивающую функции.
Рассмотрим автоматизацию расчетов по теме «Массовая доля компонентов смеси (раствора)» на примере задачи 1.
Задача 1. Какие массы соли и воды требуется взять для приготовления 500 г 20 % раствора соли (рис. 1)?
Рис. 1. Шаблон решения задач по теме «Массовая доля компонентов смеси (раствора)»
При решении данной задачи предусмотрено два варианта ввода исходных данных. Первый вариант – известны масса растворенного вещества и масса растворителя, массу раствора и массовую долю нужно найти. Второй вариант – наоборот, известны масса раствора и массовая доля, нужно найти массу растворенного вещества и массу растворителя.
Для того, чтобы результаты корректно отображались при любых вариантах исходных данных, использовалась логическая функция ЕСЛИ (табл. 1).
Таблица 1
B16 |
=ЕСЛИ(И(B12=»-«;C12=»-«);E12*D12/100%;ЕСЛИ(B12=»-«;E12*D12/100%;»-«)) |
C16 |
=ЕСЛИ(C12=»-«;D12-B16;»-«) |
D16 |
=ЕСЛИ(D12=»-«;C12+B12;»-«) |
E16 |
=ЕСЛИ(И(E12=»-«;D12=»-«);B12/D16*100%;ЕСЛИ(E12=»-«;B12/D12*100%;»-«)) |
Представим несколько задач по теме «Массовая доля компонентов смеси (раствора)», решаемые с применением шаблона «Массовая доля компонентов смеси (раствора)».
1. В 135 г. воды растворили 15 г. соли. Какова массовая доля ( %) растворенного вещества в растворе?
2. В 350 г. воды растворили 50 г. нитрата калия KNO3. Вычислите массовую долю нитрата калия в образовавшемся растворе.
3. Порцию серной кислоты H2SO4 массой 25 г. растворили в 125 г. воды. Какова массовая доля серной кислоты в образовавшемся растворе?
4. Определить массовую долю растворенного вещества в растворе полученного растворением 10 г. NaOH в 30 мл воды (плотность воды принять 1 г/мл).
5. В 150 граммах воды растворили 50 грамм фосфорной кислоты. Найти массовую долю кислоты в полученном растворе [3].
Приведем шаблон автоматизации решения задач по теме «Расчеты по химическим уравнениям».
Задача 2. Определите объем газа, который выделится при взаимодействии вещества кислотой.
При разработке шаблона используются два рабочих листа: первый лист – непосредственно расчеты (рис. 2, 3), второй лист содержит атомные номера и массы химических элементов (рис. 4).
Рис. 2. Шаблон решения задач по теме «Расчеты по химическим уравнениям»
Рис. 3. Шаблон решения задач по теме «Расчеты по химическим уравнениям» (продолжение)
Рис. 4. Фрагмент таблицы химических элементов
В табл. 2 представлены основные формулы шаблона 2.
Таблица 2
Адрес ячейки |
Формула |
Комментарий |
F20 |
=ЕСЛИОШИБКА(ЕСЛИ(F16=»-«;J16/H16;»-«);»-«) |
Нахождение количества вещества |
J20 |
=ЕСЛИОШИБКА(ЕСЛИ(J16=»-«;H16*F16;»-«);»-«) |
Нахождение массы вещества |
L20 |
=ЕСЛИОШИБКА(ЕСЛИ(L16=»-«;22,4*F16;»-«);»-«) |
Нахождение объёма вещества |
F29 |
=СУММ(F24:F28) |
Молекулярная масса вещества |
E24 |
=ВПР(C24;Таблица!B:D;3;0) |
Поиск указанного элемента в рабочем листе «Таблица» и возвращение в ячейку E24 значение атомной массы |
F24 |
=D24*E24 |
Общая масса атома химического элемента |
Задачи, решаемые с применением шаблона «Расчеты по химическим уравнениям».
1. Вычислите массу железа, необходимого для получений 39 грамм хлорида железа (III).
2. Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения воды массой 9 грамм.
3. Для получения водорода алюминий растворяют в серной кислоте: Для реакции взяли 10,8 г. алюминия. Вычислите массу затраченной серной кислоты.
4. 25 граммов цинка растворяют в соляной кислоте, в ходе химической реакции выделяется газ – водород. Рассчитайте объем выделяющегося водорода.
5. Какое количество кислорода потребуется для полного сжигания 3 моль меди? [4, 5].
При наличии соответствующих методических пособий большое количество задач может решаться самостоятельно с последующим обсуждением полученных результатов. Это будет способствовать не только быстрому овладению навыками работы с приложением Excel, но и формированию информационной культуры. В качестве среды разработки шаблонов можно выбрать не только MS Excel, но бесплатно распространяемое приложение OpenOffice.org Calc.
Библиографическая ссылка
Редикульцева У.А., Зайцева О.С., Смирнова Ю.К. РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ В MS EXCEL // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-3.
– С. 69-72;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1899 (дата обращения: 14.04.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Использование электронных таблиц Ехcel для решения расчетных задач по химии.
Важное место в химическом образовании занимает решение расчетных задач. В процессе решения задач происходит закрепление полученных знаний, вырабатывается умение применять их на практике, осуществляется реализация межпредметных связей. Однако решение некоторых задач требует большой затраты времени на расчеты.
В настоящее время важное место в образовательном процессе занимают информационно-коммуникационные технологии. Учителя и школьники в подавляющем большинстве являются уверенными пользователями ПК, а программы пакета Microsoft Office (Word, PowerPoint, Excel или их аналоги пакета Open Office) широко распространены. Поэтому актуальным и обоснованным может быть использование электронных таблиц Excel для решения самых разнообразных расчетных задач. Названное приложение позволяет организовывать работу с базами данных, вводить математические формулы, использовать встроенные функции, представлять данные в графическом виде, осуществлять графическую интерпретацию расчетов, решая, в том числе, дидактические задачи.
Критериями отбора задач должны быть:
− химическое «содержание» задачи, способствующее мотивации изучения соответствующего материала специальной дисциплины;
— межпредметный характер задачи, проявляющийся либо в условии, либо в процессе решения;
− присутствие основных и доступных проблем, характерных для химической науки и практики;
− многоуровневость заданий, то есть построение системы задач по принципу возрастающей сложности.
Решение задач посредством электронных таблиц Excel может быть реализовано на так называемых интегрированных занятиях, которые встраиваются в текущие занятия. Такие уроки должны проводиться в компьютерном классе. Это способствует активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся, так как при решении подобных задач требуется не просто подставить численные данные в формулу, а, проанализировав их, сформулировать проблему и найти путь ее решения. Кроме того, в процессе такой деятельности учащихся происходит:
- интеграция химических и математических знаний;
- углубление теоретических основ химического знания: более глубокий анализ химических процессов становится возможным за счет учета существенно большего количества параметров и фактов, подчеркивается единство качественной и количественной стороны химических явлений;
- совершенствование навыков самоконтроля и рефлексии поведения учащихся;
- формирование интеллектуальной восприимчивости, гибкости, подвижности мысли как проявлений творческого мышления учащихся.
При наличии соответствующих методических пособий большое количество задач может решаться самостоятельно с последующим обсуждением полученных результатов на уроках. Это будет способствовать не только быстрому овладению навыками работы с приложением Excel, но и формированию информационной культуры.
- Таким образом, использование электронных таблиц Excel в процессе обучения химии выполняет мотивационную, обучающую и развивающую функции.
- Вашему вниманию предлагается образец оформления расчётной задачи по химии, выполненный учащимися 9 класса (Приложение документ Еxcel)
- Канева Людмила Григорьевна,
учитель химии I квалификационной категории
МОСШ №1 г. Белоярский ХМАО-Югра
По материалам статьи Е. Е. Бельчик, Л. П. Ватлина, Е. И. Смирнов «Использование электронных таблиц Еxcel для решения расчетных задач по химии». Ярославский педагогический вестник – 2010 – № 4 – Том II (Психолого-педагогические науки)
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Анисова Т.Л.
1
Салпагаров С.И.
2
1 ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет
2 ГОУ ВПО Российский университет дружбы народов
В статье рассмотрен класс задач на определение порядка химической реакции и определения константы скорости, вычислительная часть которых требует больших затрат времени. Показана возможность применения с этой целью электронных таблиц Microsoft Excel, обладающих большими вычислительными возможностями, а так же возможностью графической интерпретации полученных результатов. Приведено пошаговое описание решения одной задачи двумя методами – аналитическим и графическим. Применение описанной методики дает возможность студенту, не отвлекаясь на вычислительный процесс, заострить внимание на химическом смысле решаемых задач. Данная методика может быть использована при проведении лабораторных и практических занятий по химии для обработки большого количества экспериментальных данных, а так же при проведении занятий по информатике для студентов химических специальностей.
Microsoft Excel
константа скорости
порядок реакции
физическая химия
1. Байрамов В. М. Химическая кинетика и катализ: Примеры и задачи с решениями: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2003. — 320 с.
2. Задачи по физической химии: Учебное пособие / В. В. Еремин, С. И. Каргов и др. — М.: Изд-во «Экзамен», 2005. — 320 с.
3. Таланов, В. М. Сборник вопросов и задач по Периодическому закону: учеб. пособ. для студентов химических специальностей высших технических учебных заведений / В. М. Таланов, Г. М. Житный; под ред. проф. В. М. Таланова. — М.: Издательство «Академия Естествознания», 2007. — 103 с.
4. Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. Задачник. — М.: Мир, 2002. — 250 с.
5. Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. Т.1. — М.: Мир, 2002. — 540 с.
В эпоху информатизации образования невозможно представить изучение химии без использования информационных технологий. Разрабатываются новые методики, сущность которых состоит в том, что наряду с лекциями, семинарами и лабораторными работами осуществляется проведение занятий в компьютерном классе.
Важное место в химическом образовании занимает решение задач по химической кинетике, термодинамике и другим разделам химии, требующих больших затрат времени на вычисления. Представляется актуальным применение для этой цели электронных таблиц Excel, поскольку данная программа обладает рядом вычислительных достоинств:
- Возможность автоматического вычисления значений, заданных рекуррентными соотношениями.
- Возможность автоматического перерасчета значений для всех ячеек, связанных формульными соотношениями (обновление всей таблицы в соответствии с изменившимися данными).
- Процесс вычислений является открытым — все формулы видны, все значения доступны.
- Наличие богатой библиотеки встроенных функций самого различного назначения.
- Возможность осуществлять графическую интерпретацию расчетов.
Покажем вычислительные возможности MS Excel на примере решения задачи химической кинетики.
Задача: Бензоилпероксид (перекись бензоила) разлагается при температуре выше 100 ºС. Для данной реакции были получены следующие кинетические данные [1]:
Таблица 1
t, мин |
15 |
30 |
45 |
60 |
75 |
90 |
120 |
150 |
180 |
C, моль/л |
0,0140 |
0,0100 |
0,0070 |
0,0050 |
0,0036 |
0,0025 |
0,0013 |
0,0006 |
0,0003 |
Исходная концентрация бензоилпероксида составляет 0,02 моль/л.
Построить кинетическую кривую, график зависимости скорости реакции от времени. Определить порядок реакции и усредненную константу скорости.
Рассмотрим аналитический и графический методы решения задач на определение порядка реакции по имеющимся данным об изменении концентрации реагирующих веществ во времени.
Аналитический метод (метод «подбора уравнений», метод «проб и ошибок») основан на подстановке экспериментальных данных по концентрации веществ для каждого момента времени (из кинетической кривой) в кинетические уравнения реакций различных (нулевого, первого, второго и третьего) порядков [2-5].
а) , б) , в) , г) .
Определяемый порядок реакции соответствует тому уравнению, для которого в различные моменты времени при заданной температуре константа скорости реакции k будет оставаться постоянной величиной.
Графический метод основан на том, что определяют такую функцию от концентрации, которая на графике зависимости ее от времени дает прямую линию. В соответствии с кинетическими уравнениями (a—г) такими функциями являются: для реакции нулевого порядка — С; реакций первого порядка — lnC; реакций второго порядка — 1/С.
Порядок выполнения вычислений в программе Excel:
Исходные данные из таблицы 1 заносятся в столбцы А и В. По этим данным с помощью Мастера диаграмм строится точечная диаграмма зависимости концентрации от времени — кинетическая кривая (рис. 1).
Рис. 1. Кинетическая кривая
Для определения порядка реакции аналитическим методом в ячейку С3 заносится формула а) для вычисления k0 при t=15 . В Excel она принимает вид =(B2-B3)/A3. Далее в этой формуле закрепляется адрес значения исходной концентрации C0 — ячейки B2. Для этого необходимо дважды щелкнуть мышью в строке формул на адресе B2, чтобы выделить его, и нажать клавишу F4. После этого адрес ячейки B2 станет абсолютным, на что указывает символ $ перед буквой столбца и номером строки адреса. Формула принимает вид =($B$2-B3)/A3. В дальнейшем, при переносе формулы адрес B2, в отличие от адреса B3, меняться не будет. Необходимо перенести формулу ячейки С3 вниз до одиннадцатой строки с помощью маркера заполнения. После выполнения этого действия столбец С таблицы будет заполнен значениями k0 для всех значений времени t.
Аналогичным образом с помощью формул б), в), г) заполняются ячейки столбцов D, E, F. Соответствующие формулы Excel принимают вид: в ячейке D3: =LN(($B$2)/B3)/A3; в ячейке E3: =(1/B3-1/$B$2)/A3; в ячейке F3: =(1/B3^2-1/$B$2^2)/A3.
Рис. 2. Таблица вычислений для определения порядка реакции аналитическим методом
Результаты вычислений показаны на рис 2. Как видим, данная реакция является реакцией первого порядка, поскольку в различные моменты времени константа скорости реакции k1 остается постоянной величиной. В ячейке D12 вычисляются усредненная константа скорости. Для этого необходимо воспользоваться статистической функцией СРЗНАЧ из встроенной библиотеки функций. Формула Excel в ячейке D12 примет вид: =СРЗНАЧ(D3:D11), а результат вычислений — усредненная константа скорости равна 0,023197.
Для определения порядка реакции графическим методом в столбцах G, H, I вычислим значения . Соответствующие формулы Excel примут вид: в ячейке G3: =LN(B3), функция LN содержится в библиотеке функций в категории «математические»; в ячейке H3: =1/B3; в ячейке I3: =1/B3^2. Все остальные ячейки столбцов G, H, I заполняются с помощью маркера заполнения.
Рис. 3. Таблица вычислений для определения порядка реакции графическим методом
Таблица вычислений для определения порядка реакции графическим методом.
По результатам вычислений, представленным на рис. 3, с помощью мастера диаграмм строятся графики зависимости от времени t (рис. 4). Замечание: график зависимости C от t — построенная ранее кинетическая кривая.
Как видим, данная реакция имеет первый порядок, поскольку именно график зависимости ln C от t представляет собой прямую линию.
Рис. 4. Иллюстрация графического метода определения порядка реакции
К каждому графику добавлена линия тренда — аппроксимирующая прямая, ее уравнение и величина достоверности аппроксимации. Например, на втором графике линия тренда полностью совпадает с построенным графиком, а величина достоверности аппроксимации примерно равна единице. Определив уравнение этой прямой , по углу наклона можно оценить значение .
Решение задач посредством электронных таблиц Excel может быть реализовано как на занятиях по информатике, так и на интегрированных занятиях, которые проводятся в компьютерном классе и внедряются в программу обучения химическим дисциплинам. Такой подход способствует углубленному изучению теоретических основ химии, интеграции химических и математических знаний, формированию информационной культуры, а также дает большие возможности для реализации междисциплинарных связей (химия, информатика, математика).
Рецензенты:
- Соколов Иван Павлович, доктор химических наук, профессор, профессор кафедры химии и экологии ГОУ ВПО «Московский государственный вечерний металлургический институт», г. Москва.
- Тимонин Виктор Алексеевич, доктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой химии и экологии ГОУ ВПО «Московский государственный вечерний металлургический институт», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Анисова Т.Л., Салпагаров С.И. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОЙ ХИМИИ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ MS EXCEL // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.
;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6405 (дата обращения: 14.04.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Слайд 1
Решение расчетных задач по химии с помощью
MC Excel
Слайд 2
Цели решения расчетных задач по химии
Обучение химии
Развитие химического мышления, формирование
химического мировоззрения
Воспитание
Математическая культура?
Слайд 3
Задачи
Классифицировать расчетные задачи по химии и выделить типы задач для
решения с помощью Excel
Разработать алгоритмы решения выделенных типов задач ???
Формализовать алгоритмы решения
Разработать примеры решения расчетных задач с помощью Excel
Слайд 4
Типы расчетных задач вузовского курса химии
Задачи на основе расчетов стехиометрии
и материальных балансов отдельных химических процессов и их комбинаций
Задачи на основе термодинамических расчетов энергий Гиббса, энтальпий, энтропий веществ и химических процессов, изменения теплоемкости химических систем
Слайд 5
Задачи на основе расчетов окислительно-восстановительных равновесий при различных температурах, концентрациях,
кислотности среды в твердой фазе и растворах построение
Задачи на основе расчетов кислотно-основных равновесий в растворах электролитов: определение рН, растворимости, возможности образования и растворения осадков, образования и растворения осадков в данных условиях
Слайд 6
Расчеты кинетики химических процессов:
решение дифференциальных кинетических уравнений;
расчеты констант
скоростей химических реакций;
расчеты и сопоставление энергий активации;
расчеты периода полупревращения;
расчеты изменения текущих концентраций во времени
Слайд 7
2. Уточнение алгоритмов представленных в традиционной форме
расчет энергии Гиббса вещества
и реакции в нестандартных условиях;
Расчеты равновесий в гетерогенных системах
Кислотно-основное титрование
Влияние температуры на скорость хр
Слайд 8
Трудозатраты при решении задач химического содержания
Время на прочтение и понимание
условия задачи
Выбор или конструирование алгоритма решения
Время на выполнение математических операций
Оформление решения задачи
Химическая сторона задачи уходит на задний план
Слайд 9
Преимущества MC Excel
Установлен на всех ПК
Одна книга вмещает множество
отдельных листов с различными типами задач
Изучение MC Excel введено в школьный курс
Применяется для решения математических задач
Слайд 10
Примеры задач
Задача 1. Для реакции термического
разложения энергия активации равна 103,5 кДж/моль, а предэкспоненциальный множитель в уравнении Аррениуса равен с-1. Рассчитайте: а) период полураспада реагента при -10 °С; б) время, необходимое для завершения реакции на 90 % при 50 ° С.
Слайд 11
Алгоритм решения
Запись условия задачи с помощью общепринятых обозначений.
Запись дополнительных данных:
формула для расчета константы скорости химической реакции, формула для расчета периода полураспада.
Расчет константы скорости химической реакции.
Расчет периода полураспада.
Расчет времени 90%-го завершения реакции.
Запись ответа.
Слайд 12
Дано:
Дополнительные данные и расчет:
EA = 103,5 кДж/моль
A = 4,6·1013 c-1
t1 = – 10 °C
t2 = – 50 °C
α = 90%
τ1/2 – ?
k(T) – ?
τ1/2 – ?
3. t90% – ?
Ответ: 62,7 сут., 45,7 мин.
Слайд 13
Алгоритм решения в MC Excel
B ячейки В2 –В5 вносятся значения
энергии активации, температур и предэкспоненциального множителя.
В ячейках С2 и D2 рассчитываются константы скорости при t1 и t2.
В ячейках Е4 и F5 вычисляются соответственно период полураспада при t1 и время 90%-ного завершения реакции при t2.
Слайд 14
Задача 2. 0,1М раствором NaOH
титруют 0,1М раствор HCI. Построить кривую титрования.
Слайд 15
Алгоритм решения
Запись условия задачи с помощью общепринятых обозначений.
Запись дополнительных данных:
формулы для расчета [H+], [OH–], pH.
Расчет значений pH при добавлении щёлочи; нахождение точки эквивалентности.
Построение по точкам кривой титрования.
Слайд 16
Дано:
Дополнительные данные и расчет:
с(HCl) = 0,1 М
с(NaOH) = 0,1 M
Построить кривую
титрования.
20мл 0,1М HCI
+ 1 мл NaOH
+5 мл NaOH
+10 мл NaOH
+15 мл NaOH
+19 мл NaOH
Слайд 17
+19,9 мл NaOH
+19,99 мл NaOH
+20мл NaOH. Точка эквивалентности –
pH=7,00.
+20,1 мл NaOH
+21 мл NaOH
+25 мл NaOH
Далее по полученным точкам строится график кривой титрования и определяют скачок титрования.
Слайд 18
Алгоритм решения в MC Excel
Вводятся значения концентраций и объемов кислоты
и основания.
Рассчитываются суммарный объём системы и избыток кислоты (основания).
Рассчитываются значения [H+], pH. С помощью Мастера диаграмм строим график кривой титрования.
Слайд 19
Экономия времени затраченного на выполнение математических операций
Увеличение времени на объяснение
химического смысла задачи и осмысление результатов решения задачи
Исключение ошибок, возникающих при выполнении расчетных действий
Слайд 20
Регулярность решения задач по химии с помощью Excel
Введение в курсы
химических дисциплин обязательного решения задач с помощью Excel
Слайд 21
и графическое представление результатов
Тема: «Исследование изменения молярного объема газа в зависимости от условий с использованием табличного процессора MS Excel»
Форма урока: Интегрированный (химия+информатика и ИКТ).
Тип урока: Урок-исследование.
Цели урока:
- с точки зрения химии: обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии путем расширения межпредметных связей;
- с точки зрения информатики и ИКТ: умение исследовать химические процессы с помощью ИКТ; развитие у учащихся операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Задачи урока:
- Образовательная: осмысление взаимосвязи между молярным объемом газа, давлением и температурой; актуализация и использование знаний по теме “Закон Авогадро”, формирование умения использовать возможности программы MS Exсel для получения математической модели состояния газа при разных условиях.
- Развивающая: формирование научно-теоретического и логического мышления; умение использовать полученные знания для решения практических задач из разных предметных областей.
- Воспитательная: повышение интереса к учению за счет интеграции учебных дисциплин; осознанное усвоение материала; расширение кругозора.
Программное обеспечение и оборудование:
- Табличный процессор MS Excel.
- Сопровождающая компьютерная презентация.
- Раздаточный дидактический материал.
- Мультимедийный проектор.
Этапы урока:
- Вводный этап.
- Фронтальный опрос с использованием мультимедийного проектора.
- Актуализация знаний учащихся.
- Компьютерное исследование с использованием табличного процессора MS Excel.
- Формулировка вывода, связанного с состоянием газа при различных условиях.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Вводный этап.
Урок химии проходит в кабинете информатики.
Учитель химии: Цель урока по химии повторить и применить знания по теме «Моль. Молярный объем газов при решении задач»
Учитель информатики: Цель урока информатики: 1) акцентировать внимание на применении компьютера для решения задач при изучении разных предметов, в данном случае для решения задач по химии, 2) научиться строить и исследовать компьютерные модели для решения задач по химии.
Вашему вниманию предлагаются этапы урока.
В конце занятия каждый учащийся получит оценку, которая суммируется из баллов за каждый этап урока.
Раздать учащимся оценочные карточки.
Попросить учащихся подписать оценочные карточки.
I этап: Фронтальный опрос с использованием мультимедийного проектора.
Учитель химии: для успешного проведения компьютерного исследования повторим основные понятия темы.
Учащимся предлагается из нескольких вариантов ответов на один и тот же вопрос выбрать неправильные. (Их может быть несколько). Отметить, что в заданиях ЕГЭ предлагается аналогичное задание.
С помощью мультимедийной презентации (Приложение 1) высветить перечень вопросов:
1) Моль – это
- Число частиц, содержащихся в 1 г любого вещества;
- единица, которой в химии измеряют количество вещества;
- число молекул, содержащихся в 22,4 л газа при нормальных условиях;
- 1/12 часть массы атома углерода;
- количество вещества, содержащее 6,02*1023 молекул, атомов, других частиц.
(Ответы учащихся).
2) Молярная масса – это
- постоянная величина;
- масса 1 моля вещества, молярные массы разных веществ различны;
- величина, меняющаяся при изменении температуры и давления;
- масса 6,02*1023 молекул, выраженная в г
(Ответы учащихся).
Молярный объем – это
- Объем 1 моля газа при н.у.;
- величина, меняющаяся при изменении температуры и давления;
- объем, который занимает 6,02*1023 молекул любого газа при н.у.;
- величина, не меняющаяся при изменении температуры и давления;
- всегда равен 22,4 л/моль
(Ответы учащихся).
Учитель химии: эти понятия будут использованы при решении задач.
II этап: Актуализация знаний учащихся.
Повторение актуальных вопросов темы «Моль. Молярный объем. Молярная масса».
Учитель химии: Вам предстоит провести компьютерное исследование. Для того, чтобы это сделать осмысленно, повторим некоторые моменты, связанные с понятием «Моль. Молярный объем»
При повторении используется мультимедийный проектор.
Актуализация знаний проходит по типу телевизионного шоу «Своя игра».
Учитель химии: перед вами таблица с темами. Под каждой цифрой зашифрован вопрос разного уровня сложности. Для получения максимального количества баллов необходимо выбрать вопрос с большим номером, т.е. большего уровня сложности.
Не забывайте ставить при этом баллы в оценочную карточку.
Учитель информатики: А теперь приступим к компьютерному исследованию, в котором будут присутствовать понятия данной темы. Обратить внимание учащихся на раздаточный материал, который содержит условия задач, требующих решения.
III этап: Компьютерное исследование:
Учитель информатики: В рамках компьютерного исследования мы должны выяснить, как зависит молярный объем газа от изменения давления и температуры. Для этого решим несколько задач, проанализируем полученные результаты.
Перед вами перечень задач. Рассмотрим задачу № 1.
Задача № 1: Найти объем, который займет 1 моль газа при увеличении давления.
P0 |
101,3 кПа |
V0 |
22,4 |
P1 |
|
110 |
|
120 |
|
130 |
|
140 |
|
150 |
|
160 |
|
170 |
|
180 |
|
190 |
|
200 |
|
210 |
|
220 |
|
230 |
Учитель информатики: оформив условие задачи в электронной таблице, приступим к вычислениям искомых величин.
Учитель химии: P0*V0=P1*V1 при Т=const;
Из формулы следует
Учитель информатики: произведем расчеты с помощью электронной таблицы. Не забудьте, что ввод формулы начинается со знака «=». Не забудьте о порядке выполнения операций. Введенную формулу можно скопировать.
По полученным результатам необходимо построить график. Целесообразнее использовать точечный график.
Сделать вывод, как меняется молярный объем газа при увеличении давления. (Ответы учащихся)
Задача 2: Найти объем, который займет 1 моль газа при уменьшении давления
P0 |
101,3 кПа |
V0 |
22,4 |
P1 | |
90 | |
80 | |
70 | |
60 | |
50 | |
40 | |
30 | |
20 | |
10 |
Учитель информатики: задача № 2 предлагается для самостоятельного решения. Необходимо найти зависимость молярного объема от уменьшения давления. Результат исследования подтвердить графически. Кто справится полностью с этим заданием получает пять баллов, те учащиеся, которые ограничатся только вычислениями получат четыре балла. На выполнение этой задачи отводится шесть минут. Предложить учащимся, которые справились с самостоятельной работой за более короткое время приступить к решению задачи № 3.
Проверить выполненную работу на компьютере у каждого ученика. Указать на положительные моменты.
Результат решения задачи № 2
Задача № 3.
Найти объем, который занимает 1 моль газа при увеличении температуры
Т=283 К, 293 К, 303 К, 313 К, 323 К, 333 К.
Полученный результат подтвердить графически.
Задача № 4: Найти объем, который занимает 1 моль газа при уменьшении температуры
Т=263 К, 253 К, 243 К, 233 К, 223 К, 213 К.
Задача 5: Масса 1 л газа при нормальных условиях равна 1,52 г. Чему равна молярная масса газа?
Задача 6: Воздух содержит 21% кислорода и 78% азота. Сколько молекул азота приходится на 1 моль кислорода?
Подведение итогов. Выставление оценок: Оценки, полученные в ходе урока заносятся в оценочную карточку, которую перед уроком получает каждый ученик. Учитель химии и учитель информатики в конце урока выставляют общую оценку за урок. Каждый учащийся получает оценку по химии и оценку по информатике и ИКТ.
Д/з:
Учитель химии: Для всех учащихся предлагается решить задачи № 3 и № 4. Задачи № 5 и № 6 выполняются по желанию.
Учитель информатики: провести компьютерное исследование, подтверждающее сделанный вывод. В тетради оформить отчет о проделанной работе.
Приложение 2
Решать задачи по химии удобно в программе Microsoft Excel. Я предлагаю работу, которую может использовать любой учитель химии на всех уроках, на которых происходит решение задач по темам: нахождение относительной молекулярной массы вещества, нахождение массовой доли элементов в веществе, расчеты по химическим уровнениям, расчеты по растворам.