Excel на уроке экономики

Содержание

  1. Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов
  2. «Использование компьютерных программ на уроке «Экономика»
  3. методическая разработка

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

«Использование компьютерных программ на уроке «Экономика»

методическая разработка

Автор: Синицына Ирина Валентиновна, преподаватель экономики, Областное государст Ю.В.Смирнова «Костромской автодорожный колледж», Макарьев Костромской области

Департамент образования и науки г.Кострома

Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Макарьевский

«Использование компьютерных программ на уроке

«Экономика»
Синицына Ирина Валентиновна преподаватель экономики высшей категории ОГБОУ ПОУ МПТ Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Макарьевский политехнический техникум» г.Макарьев 1
Оглавление Аннотация работы……………………………………………………….3 Введение. ………………………………………………………………..4 1.Место проведения учебных занятий по предмету «Экономика»…………………………………………..….4 1.1.Применение программы. Microsoft Word………………………….5 2.Программа Microsoft Excel……………………………………………6 2.1.Характеристика программы Microsoft Excel……………………..7 2.2.Применение программы Microsoft Excel ………………………8 3.Программа калькулятор……………………………………………. 9 4.Программа Test Maker . ……………………………………………….9 5.Программа Power Point………………………………………………..10 6. Программа Windows Movie Maker…………………………………..11 7.Программа Microsoft Office Publisher ……………………………….12 8.Программа «Photo shop»……………………………………………. 12 9 Effecton Studio ………………………………………………….…….12 10.Программа « Интернет-цензор…………………………………….13 Заключение. ……………………………………………………………..15 Приложения…………………………………………………………..…17 2
Литература……………………………………………………………….27 3

Аннотация работы
«Использование компьютерных программ на уроке «Экономика» и в проведении массовых мероприятий в Макарьевском политехническом техникуме». Эффективное использование компьютерных программ в преподавании экономики, оказывает большое влияние на повышение интереса у студентов к изучаемому предмету, на качество получаемых знаний у студентов и повышение успеваемости по предмету. а так же и при организации массовых мероприятий. Актуальность использования компьютерных программ заключается в разносторонности и простоте обращения с ними, а также позволяют использовать их возможности для решения самого широкого круга образовательных задач и организации массовых мероприятий. Учебные занятия по предмету «Экономика» проводятся в кабинете информатика. В процессе обучения студентов использую следующие программы : Microsoft Word, Microsoft Excel, программа «калькулятор», программа « Test Maker» , программа «Power Point. программа « Microsoft Office Publisher», «программа «Photo shop»,программа «Effecton Studio». Используя выше перечисленные программы в преподавании предмета «Экономика» и в подготовке массовых мероприятий могу сделать вывод, что каждая из этих программ вносит свой ощутимый вклад: Для преподавателя это помощь в изложении, оформлении и демонстрации изучаемого материала. Для студентов эти программы являются незаменимым помощником как в процессе приобретения знаний и умений, так и в самостоятельной работе. Развитии интеллекта, развитии памяти, точности, сообразительности, формировании характера, становлении личности, способствуют развитию художественного вкуса. Значительно помогают сэкономить время при подготовке к занятию. В подготовке массовых мероприятий со студентами.
Введение.
4
При написании работы «Использование компьютерных программ на уроке «Экономика» и в проведении массовых мероприятий в Макарьевском политехническом техникуме» я исходила из следующего:
Цель моей работы.
Обоснование применения компьютерных программ в преподавании предмета «Экономика», как одного из перспективных средств в обучении студентов, а так же содержательности массовых мероприятий проводимых в техникуме.
Задачи.
Анализ влияния компьютерных программ на повышение интереса у студентов к изучаемому предмету и участия в подготовке к массовым мероприятиям. Сравнительная оценка применения компьютерных программ на качество получаемых знаний у студентов и повышение успеваемости по предмету.
Значение работы.
Эффективное использование компьютерных программ в учебном процессе по предмету «Экономика», и в проведении массовых мероприятий в техникуме.
Актуальность.
Использование компьютерных программ в разносторонности и простоте обращения с ними. Использование их возможности для решения самого широкого круга образовательных задач и организации массовых мероприятий. 5

1.Место проведения учебных занятий по предмету «Экономика».
Учебные занятия по предмету «Экономика» проводятся в кабинете информатика, где рабочим местом (компьютером, закреплённым за конкретным студент) обеспечен каждый студент, что позволяет более полно и эффективно применять компьютерные программы в процессе изучения предмета. Кабинет оборудован проектором, сканером, принтером, локальной сетью. В своей работе я расскажу, как применяю офисные программы на уроках экономики и в проведении массовых мероприятий со студентами.
1.1.Применение программы. Microsoft Word.
Так как программа Microsoft Word является текстовым редактором то; используя программу Microsoft Word имею возможность подготовить к уроку наглядный, раздаточный и дидактический материал. (Приложение1) . Составить задания контрольных (Приложение 2), самостоятельных работ (Приложение 3) карточек-заданий и срезовых проверочных работ (Приложение 4). Имею возможность проверить знания студентов используя тест, составленный в программе Microsoft Word имеющий несколько вариантов по изученному материалу (приложение 5) . Студенты, составляют электронные словари, записывая экономические термины, с которыми знакомятся в процессе изучения материала, и их определения, что тоже очень удобно для студентов при подготовке к текущему и итоговому контролю. 6
Программа Microsoft Word применяется при выполнении студентом самостоятельной работы (подготовка реферата, доклада, дифференцированного зачёта) так как может открывать и работать с большим количеством документов. В программе Microsoft Word студент имеет возможность набрать текст, скопировать и вставить текст, отредактировать, отформатировать, произвести нумерацию страниц, проверить орфографию, вставить ссылку, гиперссылку, осуществить при необходимости вставку объекта, возможности автоматизации ввода повторяющихся и стандартных элементов текста подготовки таблиц, схем. Студенты применяют программу Microsoft Word при подготовке материала к олимпиадам, конкурсам, конференциям. Из практики известно, что оформление какого-либо документа играет существенную роль в формировании отношения к субъекту его составляющему (конечно, при соответствующем содержании). Особенно важную роль оно играет при составлении такого документа, как бизнес-план. Этот документ предоставляется предприятием в финансовые институты для привлечения вложения капитала, т.е. конечным (желаемым) результатом предоставления бизнес-плана является получение предприятием кредита. Предприятие должно внушать доверие, и документы им составляемые, должны выглядеть соответственно. И хотя бизнес-планирование в Макарьевском политехническом техникуме — это лишь обучение на уроке «Экономика», но требования, предъявляемые к документам, которые составляют студенты, вполне соответствуют реальному бизнесу. Между студентами техникума проходят конкурсы бизнес — проектов, после чего победители участвуют в региональных конкурсах. Так, например бизнес- проект Деревянкина Алексея студента 1 курса Макарьевского политехнического техникума «Организация туризма в сельской местности» занял 1 место в региональном этапе Всероссийского конкурса молодёжных 7
проектов «Моя страна — моя Россия», в рамках научно-практической конференции «Шаг в будущее» , в номинации «Моё село» как по части содержания, так и по оформлению, которое студент «поручил» текстовому редактору Microsoft Word 2007. Программа Microsoft Word играет определённую роль в преподавании экономики в том, то она позволяет : — Лучше запомнить изучаемый материал, составляя электронные словари с терминами и определениями, оформлением бизнес-планов. -Пользоваться студентам, изготовленным мною дидактическим и раздаточным материалом. -Позволяет оценить уровень знаний материала, протестировав студента. -Оказывать помощь студенту при подготовке в самостоятельной и домашней работе, подготовке к конкурсным мероприятиям. -Способствует развитию грамотности, эстетике. -В проведении массовых мероприятий со студентами программа Microsoft Word применяется в оформлении аудиторий, где проводится мероприятие. (приложение 6).
2.Программа Microsoft Excel.

2.1.Характеристика программы Microsoft Excel.
Microsoft Excel — средство для работы с электронными таблицами. Удобный инструмент в работе с большими массивами числовой информации. Эта программа позволяет создавать таблицы, которые являются динамическими, т.е. содержат так называемые вычисляемые поля, значения которых автоматически пересчитываются по заданным формулам при изменении 8
значений исходных данных, содержащихся в других полях. При помощи текстовых функций имеется возможность обрабатывать текст: извлекать символы, находить нужные, записывать символы в строго определенное место текста и многое другое. Логические функции помогают создавать сложные формулы, которые в зависимости от выполнения тех или иных условий будут совершать различные виды обработки данных. В Microsoft Excel широко представлены математические функции. Например, можно выполнять различные операции с матрицами: умножать, находить функции, производные. Функции просмотра и ссылок позволяет «просматривать» информацию, хранящуюся в списке или таблице, а также обрабатывать ссылки.
2.2.Применение программы Microsoft Excel
. Применение программы Microsoft Excel на уроках экономики заключается в следующем: На занятиях по предмету экономика много времени уделяется практической работе, в которой ведущее место занимают расчеты. В профессии «Повар, кондитер» это расчет себестоимости блюда, (Приложение 7) и начисление заработной платы, и составление семейного бюджета. В профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» начисление амортизации, расход горючего, определение прибыли и.т.д. Если выполнять эти расчеты на бумажном носителе, то только оформление и построение сетки таблиц занимает много времени так необходимого на уроке. Программа Microsoft Excel позволяет сделать это за считанные минуты. Так же и обработка введённых в электронные таблицы данных позволяет сэкономить учебное время и уделить дополнительное внимание решению аналогичной задачи, что позволяет закрепить полученные студентом знания, повторить изученный материал. (Приложение 8) Программа Microsoft Excel позволяет при изучении вопросов касающихся анализа, данных статистики сформировать диаграмму, что способствует 9
зрительному восприятию полученного результата и более прочному усвоению полученных знаний. (Приложение 9). Работа на уроке экономики в программе Microsoft Excel имеет значение для студентов в том, что помогает в выполнении монотонных расчетов, в правильности полученного результата, а так же закрепить знания работы, в электронных таблицах полученные на уроках информатики.
3.Программа калькулятор
Данная программа предназначена для выполнения тех же действий, что и обычный калькулятор. Она выполняет основные арифметические действия, такие, как сложение и вычитание, а также функции инженерного калькулятора, например нахождение логарифмов и факториалов. На уроке экономики студенты учатся работать в программе калькулятор, выполняя различные расчеты при проведении практических, контрольных работ. -Выполняют операцию с памятью -Заносят отображаемое число в память, нажатием кнопки
MS
. -Вызывают число из памяти, нажатием кнопки
MR
. -Очищают память, нажатием кнопки
MC
. -Складывают отображаемое число с числом, хранящимся в памяти, нажатием кнопки
M+
. -Вызывают результат, нажатием кнопки
MR
. -После сохранения числа над кнопками памяти на панели калькулятора появится индикатор
M
. Каждое новое число, занесенное в память, заменяет предыдущее. 10
-Программа «Калькулятор», незаменимый помощник при проведении расчётов во время практических и контрольных работ. Так же студенты приобретают навык работы с памятью калькулятора.
4.Программа Test Maker .
В своей работе применяю программу « мастер составления тестов
» «
Test Maker». при помощи этой программы можно создавать тесты любого уровня сложности, сохранять их, вносить изменения. Тест учащиеся выполняют в электронном виде ( на компьютере) – программа выдаст итог(пройден тест или нет. сколько вопросов правильных, не правильных ,какие это вопросы). Итог тестирования распечатывается на бумажный носитель . Тестирование по предмету «Экономика» применяю при текущем, промежуточном и итоговом контроле знаний. Значение этой программы в том, что студент сам видит результат выполненной работы, может проверить в каких вопросах ошибся, и в этом случае программа даёт возможность повторить изученный материал. Применение программы Test Maker помогает сэкономить значительную часть времени урока, которая была бы затрачена преподавателем при проверке теста на бумажном носителе.
5.Программа Power Point.
В преподавании предмета «Экономика» применяю программу Power Point. Презентация помогает мне как преподавателю экономики дополнить свою лекцию на уроке наглядным материалом, в котором даны определения экономическим терминам, относительно данной темы, представлены различные схемы и графики, описаны законы и парадоксы законов. Студенты также могут использовать презентацию для самостоятельного изучения темы на домашнем компьютере, для подготовки к контрольной работе. 11
С её помощью создаю:
Поурочные презентации
нового материала использую для демонстрации с помощью видеопроектора. Такая презентация содержит минимум текстовой информации, обязательно сопровождается подробными объяснениями преподавателя и служит иллюстрацией объяснений. В презентацию включаются тесты для фронтального опроса. Это помогает активизировать студентов, сформировать диалог.
Презентации- практикумы
служат для обобщения и осмысления знаний, выработки навыков и умений. Представляют собой тестовые задания «от простого к сложному» с правом на ошибку. Если студент дал неправильный ответ, то он может не только увидеть правильное решение, но и получить его теоретическое обоснование. Работа с практикумами может осуществляться студентом на занятиях или самостоятельно во внеурочное время. Назначение программы Power Point заключается в том, что преподаватель сопровождает объяснения материала демонстрациями, может сразу проверить знания изученного материала при помощи презентации – теста, использование презентации студентами для самостоятельного изучения темы по предмету и для подготовки демонстрации материала на различных олимпиадах, конкурсах по экономике. Так же программа Power Point развивает у студентов эстетический и художественный вкус. В проведении массовых мероприятий со студентами программа незаменимый помощник в их проведении.
6.Программа Windows Movie Maker.
Программа Windows Movie Maker. – мастер создания видеоклипов. Позволяет при проведении массовых мероприятий со студентами: Осуществить з апись видео использовав мастера видеозаписи для записи видео и аудио, используемых в фильмах, предварительный просмотр проектов и клипов , изменение проектов , монтаж клипов . (создание, разделение, объединение и обрезку клипов), добавления видеопереходов, 12
эффектов и названий, работу со звуком , использовании видеоэффектов в проектах. упорядочение сборников и клипов. В техникуме используем эту программу при проведении массовых мероприятий со студентами, а так же в подготовке к конкурсам, как местного так и регионального значения.
7.Программа Microsoft Office Publisher .
Программа Microsoft Office Publisher применяется студентами при создании буклетов при выполнении работ по бизнес — планированию. (Приложение10). В массовых мероприятиях проводимых со студентами (день открытых дверей) используется так же в изготовлении буклета.(Приложение 11)
8.Программа Photo shop.
Программа Photo shop пользуется большой популярностью в подготовке и проведению массовых мероприятий со студентами, так как помогает запечатлеть на одной фотографии основные важные моменты торжества, в красочном оформлении. (Приложение 12). Значение программы для студентов в развитии художественного вкуса, творческой мысли, дизайнерских способностей.
9. Effecton Studio
В преподавании экономики и работе со студентами большую роль отвожу коллажу скриншотов программ, входящих в комплекс компьютерных психодиагностических и развивающих методик. Effecton Studio .При помощи этих методик студент или преподаватель может пройти тестирование по следующим номинациям: 13
После прохождения тестирования выдается результат, как в электронном варианте, так и в печатном. Результат представлен в развёрнутом виде, где отображены результаты тестирующегося по каждой шкале (например, практический интеллект – средний, уровень IQ – высокий и т.д.) дана интерпретация в которой сделаны выводы и даны предложения каким образом можно исправить тот или иной недостаток. Значение программы Effecton Studio заключается у студентов в востребованности , так как позволяет протестироваться анонимно, получить результат, узнав о своих недостатках и рекомендации по их устранению. После работы над собой студенты вновь тестируются (на добровольной основе). Большинству студентов эта программа помогает в развитии интеллекта, развивает память, точность, сообразительность, формирует характер, помогает стать личностью. Я, как преподаватель, пройдя тестирование, тоже извлекаю из него много полезного и стараюсь следовать выданным рекомендациям, что положительно отражается на учебном процессе.
10.Программа « Интернет-цензор».
В связи с тем, что студенты на уроке экономики имеют возможность выхода в интернет в поисках справочного материала то на каждом компьютере мною была установлена программа « Интернет-цензор» 14
15 Интернет Цензор — интернет-фильтр, предназначен для блокировки потенциально опасных для здоровья и психики подростка сайтов. В основе работы программы лежит технология «белых списков», гарантирующая 100% защиту от опасных и нежелательных материалов. Программа содержит уникальные вручную проверенные «белые списки», включающие все безопасные сайты Рунета и основные иностранные ресурсы. Интернет Цензор защищён от попыток студента обойти фильтрацию или взломать программу. Значение программы «Интернет цензор» для урока экономики состоит в том, что студент не отвлекается на разнообразные заманчивые рекламы ,ссылки на сайты, а занимается работой по уроку. Благодаря этой программе нет порнографической рекламы и материалов. Так же я ввожу фильтрацию высокого уровня и добавляю в список запрета ,сайты содержащие игры . Все эти возможности программы способствуют плодотворной работе студентов на уроке «Экономика» .

Заключение.
Применения компьютерных программ в преподавании предмета «Экономика»и при проведении массовых мероприятий со студентами , является одним из перспективных средств в их обучении , а так же повышении содержательности массовых мероприятий проводимых в техникуме . Используя выше перечисленные программы в преподавании предмета «Экономика» и при проведении массовых мероприятий со студентами, могу сделать вывод, что каждая из этих программ вносит свой ощутимый вклад:
Для преподавателя
-это помощь в изложении, оформлении и демонстрации изучаемого материала, экономия времени при проведении занятий, красочность и привитие эстетического и художественного вкуса при проведении массовых мероприятий со студентами..
Для студентов
— эти программы являются незаменимыми помощниками как в процессе приобретения знаний и умений, так и в самостоятельной работе, развитии интеллекта, развитии памяти, точности, сообразительности, формировании характера, становлении личности, способствуют развитию художественного вкуса. Анализ влияния компьютерных программ показал, что у студентов повысился интерес к изучаемому предмету , студенты стали более активно участвовать в подготовке к массовым мероприятиям. Сравнительная оценка применения компьютерных программ на качество получаемых знаний у студентов выявила повышение успеваемости по предмету экономика. 16

Диаграмма успеваемости студентов по предмету «Экономика» за

последние три года.
2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 0 2 4 6 8 10 12 14 16 на5 на4 на3 17
Приложение 1. Дидактический материал.
Нормы расхода топлива на пахоту под озимые и подъем пара.
Категория почвы Глубина пахоты, Количе- ство см корпу- сов, шт. до 100 101. 200 201. 300 301. 400 401. 800 Легкая 20. 22 6 15,6 13,4 12,3 12,0 11,4 23. 26 6 17,2 14,8 13,6 13,2 12,6 27. 30 6 19,7 16,9 15,6 15,1 14,4 31. 35 6 23,0 19,8 18,2 17,5 16,8 Средняя 20. 22 6 18,0 15,5 14,2 13,9 13,3 23. 26 6 19,7 16,9 15,6 15,0 14, 6 27. 30 6 23,4 20,1 18,5 17,8 17,3 31. 35 6 27,0 23,2 21,3 20,5 20,2 Тяжелая 20. 22 6 22,4 18,4 16,8 16,2 15,8 23. 26 6 23,7 20,4 18,8 18,1 17,5 27. 30 6 28,6 24,1 22,1 21,3 20,7 31. 35 6 33,0 27,7 25,0 24,2 23,8 Приложение 2
Контрольная работа
по Теме: «Планирование и прогнозирование деятельности сельскохозяйственного предприятия» 18

Задание 1
Спланировать и рассчитать потребность и стоимость семян для сельскохозяйственного предприятия» если известны следующие данные: В хозяйстве возделывается Ячмень на площади 24 га. Овес на площади 31 га. Рожь на площади 16 га. Норма высева для зерновых 2.5 центра на 1 га. Стоимость семян за 1 ц Ячмень300 руб. Овес 200 руб. Рожь 250 руб.
Задание 2
Какие данные требуются для того, чтобы рассчитать потребность и стоимость горючего для тракторов? Дать подробный ответ.
Задание 3
Рассчитать и спланировать валовой сбор продукции растениеводства , если известны следующие данные: В хозяйстве возделываются следующие культуры. Картофель на площади 34 , стоимость за 1 центнер 230 руб. Свекла на площади 18 га стоимость за 1 центнер 430 руб. Ячмень на площади 42 га доработка 26% стоимость за 1 центнер 110 руб.
Задание 4
Дат подробный ответ. Каким образом трудовой потенциал в дальнейшем влияет на дальнейшее развитие сельскохозяйственного предприятия?
Задание 5
Какие данные требуются для того, чтобы спланировать и рассчитать количество и стоимость подстилки для стада крупного рогатого скота (КРС) Приложение 3.
Лабораторная работа
19

По теме «Оценка и анализ приёмов агротехники».
На основании данных дидактического материала и расчётов заполнить таблицу «Экономическая эффективность углубления пахотного слоя в сочетании с послойным внесением удобрений. На основании таблицы сделать вывод .Какой из способов вспашки почвы наиболее эффективен. Приложение 4
Карточка – задание

1.При изучении рынка предприниматель;
А.Увеличивает цену на произведенную продукцию. Б.Систематически подвергает анализу все условия, которые способствуют выгодной реализации, производимой им продукции. 20 Показатели Вспашка на 20-22 см Вспашка на 40 см Выход продукции с 1 га ц. 25,1 33.3 Затраты труда на 1 ц кормовых ед.чел.час 3.0 2.0 Рост производительности труда 15,4% (3.0 / 2.6)*100- 100 решение Себестоимость 1 ц.корм.ед руб. 13.54 11.12 Снижение себестоимости % 17.9% (11.2 /13,54)*100%- 100) решение Чистый доход руб. На 1 га посева 212 363 На 1 рубль производственных затрат 0.62 0.98 Уровень рентабельности % 62 98
В.Учитывает спрос на продукцию. Г.Нет вариантов.
2.Маркетинг это?
А.Производство пользующейся спросом продукции Б.Организация сбыта продукции В. Система управленческой , регулирующей и исследовательской деятельности, направленной на эффективное доведение товаров от сферы производства до сферы потребления. Г.Нет вариантов.
3.Коммерция это?
А.Сбыт продукции на рынке Б.Активное осуществление операций купли-продажи, приносящее доход. В.Наука о рыночных отношениях. Г.Нет вариантов. 4.Что лежит в основе ценообразования на продукцию? А.Величина издержек производства Б.Количество продукции В.Низкие цены Г.Нет вариантов.
5.Какое влияние на уровень цен оказывает цена спроса?
А.Цена товара ниже его стоимости Б.Цена товара выше его стоимости Приложение 5
Тестовая проверочная работа

1.Что такое собственность?
21
А) отношение между людьми по поводу присвоение средств производства и продуктов труда. Б)это форма собственной при которой имущество в том числе средства и продукты производства принадлежат государству полностью
2. Чистая монополия
А) это закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за отдельными людьми Б)ситуация когда на рынке работает один производитель или продавец
3.Традиционная — экономическая система
А)Экономическая система в которой основные экономические проблемы общества, что как и для кого производить Б)Система управления экономической страны в которой главенствующая роль принадлежит распределённым командам
4. Рыночная экономика
А) система основанная на принципах свободных отношений между хозяйствующими субъектами Б) управление поведением потенциального покупателей с целью совершить покупку
5. Предложение это
А)слово или сочетание слов с помощью которого человек оформит свои мысли или передаёт их другим Б)количество товара которое хотят, могут, приобрети покупатели за определенный период времени Приложение 6
Оформление студентами актового зала к юбилею музея с

использованием программы Microsoft Word.
22
Приложение 7
Задача на себестоимость (раздаточный материал)
Кафе «Оникс» осуществляет деятельность, связанную с выпечкой и продажей хлебобулочных изделий., На основании приведённых данных рассчитать себестоимость блюда. 23
изготовление

Расход продуктов Компоненты выпечки Стоимость изготовления 1 кг компонента, руб. Бисквит 15,00 Тесто песочное 7,00 Крем сливочный 25,00 Крем масляный 23,00 Глазурь 12,00 Стоимость компонентов выпечных изделий Необходимо: Построить таблицы Результаты вычислений представить в виде таблицы, содержащей расчет стоимости выпечных изделий и в графическом виде. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования калькуляции стоимости выпечных изделий Приложение 8
Работа в программе Microsoft Excel .

24 Стоимость выпечных изделий Изделие Состав Количество компонента в изделии, кг Стоимость изготовления 1 кг компонента, руб Стоимость компонента в изделии, руб. Пирожное бисквитно- кремовое Бисквит 0,30 15,00 Крем масляный 0,10 15,00 Глазурь 0,05 15,00 Пирожное песочное со сливочным кремом Тесто песочное 0, 20 12,00 Крем сливочный 0,10 25,00
Приложение 9
Диаграмма к решённой задаче в программе Microsoft Excel.
25
Приложение 12
Фото
26

для выпускников 2014года подготовленные в программе Photo shop

для вручения на выпускном торжественном собрании.
Литература 1. Гомола А.И., Кириллов В. Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2009— 336 с. 27
2. Карпенко Е.А., Ларионова В.А., Ольхова Л.А. и др. Экономика отрасли: торговля и общественное питание: учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. — 224с. 3. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности М.: Издательский центр «Академия», 2010 4. Сорк Д.М.. Белоусова Е.Н., Лисовская Е.А. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. М.: Издательский центр «Академия», 2010 5. Шкатулла В.И., Шкатулла В.В., Сытинская М.В. Основы правовых знаний. М.: Издательский центр «Академия», 2010 28

Источник

Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь

детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает

делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое

появляется в его жизни постепенно и

не ошеломляет лавиной впечатлений».

В.А. Сухомлинский

ДОКЛАД

Тема: Применение программы Microsoft
Excel

на уроках информатики и экономики.

Подготовил учитель информатики и
ИКТ

МБОУ СОШ № 184:

Татарченко С.А.

Казань 2020

Содержание

1.     Введение………………………………………………………….3

2.     Основная часть……………………………………………………4

3.     Заключение……………………………………………………….8

4.     Список литературы………………………………………………9

Введение

Актуальность
исследования.
 

Microsoft Excel — одна
из самых интересных и загадочных программ в пакете MS Office. Интересна она
многочисленными вычислительными возможностями, загадочность ее состоит в том,
что большинство пользователей применяют лишь малую часть того, что может дать
Excel. На самом деле, спектр возможностей программы практически безграничен: от
создания простых таблиц, построения диаграмм и графиков до решения сложных
вычислительных задач, а также моделирования различных производственных и
обучающих процессов.

Среди зарубежных и
отечественных ученых уделяющих большое внимание программе
Excel
нужно отметить Джона Уокенбаха, Билла Джелена, Майкла Александера, Куртиса
Фрая, Грега Харвея, Конрада Карлберга, Шимона Беннинга и Николая Павлова.

На сегодняшний
день Excel одна из наиболее популярных программ в мире.

С учетом
вышеизложенного нами определена тема доклада «Применение программы  Excel
на уроках».

Предмет исследования –
вычислительные возможности программы Microsoft Excel.

Цель исследования
– 
выявить многообразие возможностей
программы Microsoft Excel для применения в процессе обучения.

В соответствии с целью,
объектом и предметом исследования мы определили следующую задачу:

Продемонстрировать
применение программы Excel на уроках.

Методами исследования можно
отметить анализ практической деятельности и практическое обобщение.

Основная
часть

В Excel можно
использовать больше 400 математических, статистических, финансовых и других
специализированных функций, связывать разные таблицы между собой, выбирать
произвольные форматы представления данных, создавать иерархические структуры. Нужно
отметить безграничные методы графического представления данных: кроме
нескольких десятков встроенных типов диаграмм, есть возможность создавать свои.

В качестве наглядного
примера на уроках экономики или информатики рассмотрим процесс амортизации
основных средств.

Амортиза́ция в бухгалтерском учете — процесс переноса по частям
стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их
физического или морального износа на себестоимость производимой продукции
(работ, услуг).

Линейный метод
амортизации
 подразумевает списание стоимости основного средства
одинаковыми пропорциональными частями на протяжении всего времени его
использования.

Амортизационные
отчисления осуществляются в течение времени фактической эксплуатации имущества,
начиная с постановки объекта основных средств на баланс компании в связи с
вводом этого объекта в эксплуатацию и заканчивая снятием имущества с учета.

Формула расчета
начисления амортизации линейным способом следующая:

А = ПС*К/12,

где А – размер месячных
амортизационных отчислений;

ПС – первичная
стоимость имущества;

К – норма амортизации (рис.
1).

Рис. 1

Перечислим основные
функциональные возможности современных табличных процессоров в рамках данного
доклада, которыми пользовались

Связывание данных. Абсолютная
и относительная адресации являются характерной чертой всех табличных
процессоров, в современных системах они дают возможность работать одновременно
с несколькими таблицами, которые могут быть тем или иным образом связаны друг с
другом.

Вычисления. Для
удобства вычисления в табличных процессорах имеются встроенные функции, а
именно: математические, статистические, финансовые, функции даты и времени,
логические и другие. Менеджер функций позволяет выбрать нужную функцию и,
проставив значения, получить результат (рис. 2).

Рис. 2

Деловая
графика.
 Трудно представить
современный табличный процессор без возможности построения различного типа
двумерных, трехмерных и смешанных диаграмм. Насчитывается более 20 различных
типов и подтипов диаграмм, которые можно построить в современной системе данного
класса. А возможности оформления диаграмм также многообразны и доступны,
например, вставка и оформление легенд, меток данных; оформление осей —
возможность вставки линий сеток и другие. Помимо этого, современные системы
работы с электронными таблицами снабжены такими мощными средствами построения и
анализа деловой графики, как вставка планок погрешностей, возможность
построения тренда и выбор функции линии тренда (рис. 3).

Рис. 3

Моделирование. Подбор
параметров и моделирование — одни из самых важных возможностей табличных
процессоров. С помощью простых приемов можно находить оптимальные решения для
многих задач. Методы оптимизации варьируются от простого подбора (при этом
значения ячеек-параметров изменяются так, чтобы число в целевой ячейке стало
равным заданному) до метода линейной оптимизации со многими переменными и
ограничениями. При моделировании иногда желательно сохранять промежуточные
результаты и варианты поиска решения. Это можно делать, создавая сценарии,
которые представляют собой описание решаемой задачи (рис. 4).

Рис. 4

Среди достоинств
программы Excel в рамках исследования можно выделить следущие:

Расширение возможностей
таблиц Excel

В Office Excel 2007
можно использовать новый пользовательский интерфейс для быстрого создания,
форматирования и расширения таблицы Excel (называемой в Microsoft Excel 2003
листом Excel) в целях более удобной организации данных в листе. Новая
улучшенная функциональность таблиц включает следующие элементы.

Вычисляемые столбцы. Вычисляемый
столбец использует одну формулу, которая применяется к каждой строке. Он
автоматически расширяется, включая дополнительные строки, так что формула
немедленно распространяется и на эти строки.

Строки итоговых
значений.
 В строке итоговых значений теперь можно использовать ввод
пользовательских формул и текста (рис.5).


Рис.5

Заключение

Программа Microsoft Excel –
одна из наиболее практически значимых, востребованных в мире. Электронные
таблицы не только позволяют автоматизировать расчеты, но и являются эффективным
средством моделирования различных вариантов и ситуаций. Меняя значения исходных
данных, можно проследить за изменением получаемых результатов и из множества
вариантов решения задачи выбрать наиболее подходящий.

Все эти возможности
позволяют пользователю успешно решать задачи, требующие обработки больших
массивов информации, не владея при этом специальными знаниями в области
программирования.

Программа Excel
обеспечивает как легкость при обращении с данными, так и их сохранность. Excel
позволяет быстро выполнить работу, для которой не нужно затрачивать много
бумаги и времени, а также привлекать профессиональных бухгалтеров и
финансистов.

Данная программа сумеет
вычислить суммы по строкам и столбцам таблиц, посчитать среднее арифметическое,
банковский процент или дисперсию, здесь вообще можно использовать множество
стандартных функций: финансовых, математических, логических, статистических.

У Excel есть еще масса
преимуществ. Это очень гибкая система «растет» вместе с потребностями
пользователя, меняет свой вид и подстраивается под Вас. Основу Excel составляет
поле клеток и меню в верхней части экрана. Кроме этого на экране могут быть
расположены до 10 панелей инструментов с кнопками и другими элементами
управления. Есть возможность не только использовать стандартные панели
инструментов, но и создавать свои собственные.

Благодарю
за внимание!

Список
литературы

1.                
Бурьков Д.В.: Практикум по информатике. — М.: Дашков и К,
2010

2.                
Гобарева Я.Л.: Технология экономических расчетов
средствами MS Exsel. — М.: КноРус, 200
9

3.                
Меняев М.Ф.: MS Office XP: эффективный самоучитель. — М.:
Омега-Л, 2013

4.                
под ред. С.В. Симоновича ; рец.: каф. САПР МГТУ им. Н.Э.
Баумана, С.В. Кали: Информатика. — Спб.: Питер, 2012

5.                
Холи Р.: Excel. Трюки. — СПб.: Питер, 2012

6.                
Степанов А.Н.: Информатика. — СПб.: Питер, 2011

7.                
Гохберг Г.С.: Информационные технологии. — М.: Академия,
2011

8.                
Долженков В.А.: Microsoft Excel 2003. — СПб.:
БХВ-Петербург, 2014

9.                
Михеева Е.В.: Практикум по информатике. — М.: Академия,
2013

10.           
Панфилова Т.И.: Microsoft Excel и VBA. Примеры и задания.
— М.: Интеллект-Центр, 2012

11.           
Каганов В.И.: Компьютерные вычисления в средах Excel и
MathCad. — М.: Горячая линия-Телеком, 2012

12.           
Меняев М.Ф.: Информационные технологии управления. — М.:
Омега-Л, 2011

13.           
Шафрин Ю.А.: Информационные технологии: 10-11 кл.. — М.:
Бином. Лаборатория знаний, 2009

14.           
Зайден М.: Excel 2000. — М.: Лаборатория Базовых Знаний,
2009

Всем известна востребованность экономических
знаний сегодня. Самостоятельность в принятии
решений, эффективный анализ проблемы,
отстаивание собственной точки зрения – эти
качества приобретёт каждый, работая в одной
команде над решением экономической задачи.

В данном уроке представлены задачи
оптимального планирования производства и оценки
эффективности денежных вложений с помощью
финансовых функций MS Excel.

Урок проводится в 11 классе при изучении
технологий обработки числовой информации (по
учебнику «Информатика. 11 класс», под ред. Семакина
И.Г.). Учащиеся владеют основными экономическими
понятиями и терминами из изучаемого курса
экономики.

Тема: Математическое моделирование в
планировании и управлении.

Тема урока: Использование MS Excel для решения
экономических задач (2 часа).

Цели урока:

1.Общеобразовательные:

– повторение и обобщение
изученного материала по темам: текстовый
редактор, математическое моделирование,
электронные таблицы, относительная и абсолютная
адресация, встроенные функции Excel .

2. Познавательные:

– формирование учебного
действия «подведение под понятие»;
– формирование учебного действия по выведению
следствия из факта принадлежности объекта
понятию;
– формирование умений применять имеющиеся
математические знания и знания из курса
информатики к решению практических задач;
– развитие внимания, познавательной активности,
творческих способностей, логического мышления.

3. Воспитательные:

– воспитание интереса к предмету;
– самостоятельности в принятии решения;
– формирование культуры общения.

Методы обучения:

– частично-поисковый;
– проблемный.

Тип урока: Урок повторения и обобщения
знаний, умений и навыков учащихся.

Дидактическое и методическое оснащение урока:

– дидактические материалы.

Подготовка к уроку: Занятия проводятся в
группе по 12-15 человек. Учащиеся заранее делятся
на 2 группы примерно с равным уровнем знаний.

План урока:

1. Мотивационно-ориентировочный этап:
разъяснение учащимся целей учебной
деятельности, задач и хода урока.
2. Подготовительный этап: актуализация опорных
знаний учащихся.
3. Основной этап: работа в группах.
4. Заключительный этап: выводы по уроку и
подведение итогов.

Ход урока:

1. Сегодня мы проведём
несколько необычный урок. Каждый из вас на уроке
попытается стать предпринимателем, открыть своё
дело.

Несколько лет назад, когда открылась возможность для создания
собственного бизнеса, каждый гражданин получил
возможность открыть своё дело.

Многие начинающие предприниматели не вполне
представляют, какими должны быть их первые шаги в
бизнесе, какие ресурсы необходимо привлечь на
пути становления своего предприятия и какие
задачи придётся решать в первую очередь.

Уильям А. Уард однажды сказал: “Четыре шага к
достижению: целеустремлённый план, тщательная
набожная подготовка, положительные действия,
постоянная настойчивость”. Воспользуемся его
советом, переложим его слова применительно к
нашему времени и попробуем составить бизнес-план
вашего будущего предприятия. Это будет ваша задача на сегодняшний
урок.

С какими же проблемами мы
можем столкнуться при создании собственного
предприятия? Какие два самых важных вопроса
встанут перед вами?

– 1) Что это будет за предприятие?

– 2) Сколько средств
необходимо вложить в своё дело на начальном
этапе и в будущем?

На втором этапе нужно хорошо представлять, на
что и куда пойдут эти средства. Давайте же
попытаемся выяснить, на что могут быть потрачены
первоначально вложенные деньги.

– Стоимость оборудования;
– Аренда (покупка) помещения;
– Оплата энергетических ресурсов;
– Регулярные отчисления (налоги, выплаты);
– Покупка средств передвижения (машины).

Затем перед нами встанет задача оптимального
планирования производства. Как организовать
работу своего предприятия так, чтобы оно было
прибыльным?

Итак, давайте начнём с выбора производства. Как
вы думаете, от чего зависит выбор производства?

– Как правило, от
первоначально вложенного капиталла.
Высокотехнологичные производства требуют
больших затрат. Мы же остановимся на маленьких
затратах, и, как следствие, на маленьком
производстве, и откроем небольшой кондитерский
цех по производству булочек и пирожных.

Мы разделимся на две группы. Каждая группа
попытается составить свой бизнес-план создания
и развития своего предприятия. Каждая группа
получит полный список документов, которые
необходимо представить для открытия и
регистрации своего предприятия. И вы в группе
сами распределите, кто каким видом деятельности
будет заниматься. По окончании урока вы сдаёте
полный пакет документов на рассмотрение учителя.
В ходе подготовки необходимых документов вы
можете воспользоваться любыми программными
средствами MS Windows и MS Office2000.

2. Рассмотрим подробнее
первый пакет необходимых документов.

Пакет № 1. Должен содержать титульный лист с
названием и полной характеристикой вашего
предприятия и рекламный проспект вашего
предприятия.

Пакет № 2. Необходимо представить полное
решение и оформление следующих задач:

1) Из какой суммы
необходимо исходить для того, чтобы выгодно
начать своё дело (чтобы прибыль составляла 100%)?

2) Какова должна быть
себестоимость выбранной вами продукции?

Расчёты представить для 1-й рабочей смены (8 часов)
в цеху и для 2 видов продукции в количестве 700
штук.

В отчёте отразить следующее:

Вид продукции Пирожки Булочки
Производительность труда    
Отпускная цена продукции    
Сумма реализации    
Затраты:    
– на производство продукции    
– на оборудование    
– на аренду помещения    
– зар. плата рабочим    
– электроэнергия    
– налоги    
Итого затрат    
Прибыль    
Чистая прибыль=Сумма
реализации – Расходы
   
Всего затраты    
Себестоимость продукции    

Подумайте, где лучше оформить данную таблицу,
оцените необходимость использования тех или
иных средств.

Следующая важная проблема, с которой вы
сталкиваетесь, – проблема оптимального
планирования производства. Это очень важная
проблема, и от её правильного решения зависит
прибыльность вашего производства.
Действительно, в этом случае справедлив так
называемый закон Букера: “Даже маленькая
практика стоит большой теории”. Вам придётся
очень хорошо подумать над решением данной
задачи. Она представлена вам в пакете № 3.

Пакет № 3.
Дневной план производства.

Задача: Школьный кондитерский цех производит
булочки и пирожные. В силу ограниченности
ёмкости склада за день можно приготовить в
совокупности не более 700 изделий. Рабочий день в
кондитерском цехе длится 8 часов. Если выпускать
только пирожные, за день можно произвести не
более 250 штук, булочек же можно произвести 1000,
если не выпускать пирожных. Себестоимость
продукции известна (из предыдущего пакета №2).
Требуется составить дневной план производства,
обеспечивающий кондитерскому цеху наибольшую
выручку.

Какими средствами вы воспользуетесь для
решения данной задачи?

– Средствами
математического моделирования.

Необходимо составить математическую модель
данной задачи. Составить целевую функцию.

И к какой новой задаче мы должны прийти?

– Найти значения плановых
показателей х и у, при которых целевая функция
принимает максимальные значения.

Пакет № 4.Регулярные выплаты.

Вы знаете, что каждое предприятие ежемесячно отчисляет n-сумму средств.

Что же входит в понятие регулярных выплат?

– выплаты по ссуде;
– техобслуживание;
– арендная плата;
– зар. плата.

Какую функцию предоставляет Excel для работы с регулярными выплатами?

– БЗ();
– ПЗ();
– ППЛАТ().

Выберите, какую из функций вы будете
использовать при решении
следующей задачи:

Определите сколько денег должно быть в бюджете
компании в начале года, чтобы она имела
возможность ежемесячно выплачивать 600$ за
оборудование, если бюджетные деньги
обеспечивают компании прибыль по эффективной
годовой ставке 5%?

Пакет № 5. Экономические альтернативы.

Для нужд вашего предприятия необходим
грузовик. На каких условиях лучше купить
грузовик, стоимостью 15000$: взять ссуду под 1,5%
годовых или купить его со скидкой 1500$, выплачивая
более высокие проценты по ссуде?

Здесь вы подошли к серьёзному испытанию –
выбору наиболее благоприятного варианта. Вам
придётся сделать свой выбор. Как лучше заключить
сделку? Как выгоднее оформить ссуду? Вы должны
обосновать правильность сделанного выбора.

Итак, что лучше?

1) Выплачивать полную стоимость ссуды, однако
при этом будут начисляться низкие проценты по
ссуде.

2) Выплачивать стандартную процентную ставку (9%
годовых, начисляемых ежемесячно), получая при
этом скидку.

Другая задача: Холодильник
можно купить, воспользовавшись одним из таких
вариантов:

Холодильник стоит
60000$ и срок его эксплуатации в среднем составляет
10 лет: на техобслуживание такого холодильника
придётся тратить 2200$ в год, а его ликвидационная
стоимость составляет 12000$.
– Холодильник стоит 32000$ и в среднем имеет
пятилетний срок эксплуатации; на
техобслуживание такого холодильника придется
затрачивать 2600$ в год, а его ликвидационная
стоимость равна 0.

Какая сделка выгоднее?

1) Покупка дорого оборудования, требующего
небольших затрат на техобслуживание и
обладающего более длительным сроком
эксплуатации.

2) Приобретение более дешевого оборудования,
техобслуживание которого будет стоить дороже, а
эксплуатация продлится меньше.

Для ответа на эти вопросы необходимо привести
все денежные суммы к одному и тому же моменту
времени, к текущему моменту. И найти величину
ежемесячных выплат в каждом случае.

Подумайте, какую функцию вы будете
использовать в данном случае?

– ППЛАТ().

3. Учащиеся приступили к
решению задач и оформлению необходимых
документов.

Приводим решение некоторых задач.

Задача из пакета №3.

Составим математическую модель задачи.

Плановыми показателями являются:

Х – дневной план выпуска булочек, У – дневной
план выпуска пирожных. Для определённости будем
считать, что стоимость пирожного вдвое больше,
чем булочки (учащиеся возьмут свои, получившиеся
в пакете №2, показатели себестоимости продукции).
Из условия задачи следует, что на изготовление
одного пирожного затрачивается в 4 раза больше
времени, чем на изготовление одной булочки. Если
обозначить время изготовления булочки – t
мин, то время изготовления
пирожного будет равно 4t мин.
Значит, суммарное время на изготовление х
булочек и у пирожных равно tх + 4tу = (х+4у)t.
Но это время не может быть больше длительности
рабочего дня. Отсюда следует неравенство: (х+4у)t<=8*60 или
(х+4у)t<=480. Можно вычислить t – время
изготовления одной булочки. Т.к. за рабочий день
их может быть изготовлено 1000 штук, то на одну
булочку затрачивается 480/1000=0,48 мин. Подставляя
это значение в неравенство, получим: (х+4у)0,48<=480.
Отсюда: х+4у<=1000. Ограничение на общее число
изделий даёт неравенство: х+4у<=700. К двум
полученным неравенствам следует добавить
условие положительности значений величин х и у
(не может быть отрицательного числа булочек и
пирожных). В итоге мы получаем систему
неравенств:

х+4у<=1000;

х+у<=700;

х>=0;

у>=0.

Выручка – это стоимость всей проданной
продукции. Пусть цена одной булочки – r рублей. По условию задачи, цена
пирожного 2r рублей. Отсюда
стоимость всей произведённой за день продукции
равна rх + 2rу=r(х+2у). Будем рассматривать
записанное выражение как функцию от х и у.
Получили целевую функцию: f(x,y)= r(х+2у). Т.к. r –
константа, то максимальное значение функции
будет достигнуто при максимальной величине
выражения (х+2у). Поэтому в качестве целевой
функции можно принять f(x,y)=х+2у.

Теперь подготовим электронную таблицу к
решению задачи оптимального планирования: рис. 1.

Рисунок 1

Выполним поиск решения.

Результаты решения задачи: рис. 2.

Рисунок 2

Получили следующий оптимальный план дневного
производства: нужно выпускать 600 булочек и 100
пирожных. При этом достигается получение
максимальной прибыли – 1600 рублей.

Задача из пакета № 4.

В данном примере указано количество регулярных
выплат. Нужно определить, какую сумму следует
зарезервировать в бюджете на нулевой момент
времени, чтобы оплатить все счета за
оборудование. Для ответа на этот вопрос
используем функцию ПЗ().

Эффективную годовую ставку (5%) нужно
преобразовать в периодическую ежемесячную
процентную ставку. Это две величины связаны
между собой таким уравнением:

Рисунок 3

где

in – периодическая
процентная ставка,

iэ – эффективная годовая
процентная ставка,

N – количество периодов
начисления процентов за год.

Подставив в формулу, получим, что эффективная
годовая процентная ставка, равная 5%,
эквивалентна ежемесячной процентной ставке 0,4074%:

in= 0,004074, или 0,4074% в месяц.

Сумму, которую нужно оставить в бюджете на
выплату счетов за оборудование, находим с
помощью функции ПЗ().

Рисунок 4

Так как на сумму, которая находится в бюджете,
начисляются проценты, на выплату всех двенадцати
ежемесячных платежей в начале года достаточно
будет отложить чуть больше 7000$.

Задача из пакета № 5.

Найдём величину ежемесячных выплат в каждом из
описанных случаев.

1) Годовая процентная ставка составляет 1,5% (в
ячейке В3 содержится формула В3:=1,5%/12, или 0,125% в
месяц), количество месяцев равно 48. Принимая во
внимание, что приведенная стоимость автомобиля
– 15000$, находим ежемесячные выплаты: ППЛАТ=$322,16.

Рисунок 5

Или:

2) Годовая процентная ставка составляет 9% (в
ячейке В3 содержится формула В3:=9%/12, или 0,750% в
месяц ), количество месяцев равно 48. Принимая во
внимание, что приведённая стоимость автомобиля
со скидкой – 135000$, находим ежемесячные выплаты:
ППЛАТ=$335,95.

Рисунок 6

Ссуда, предоставляемая по годовой процентной
ставке, равной 1,5%, обеспечивает более низкие
выплаты, хотя разница очень мала. В данной задаче
первый вариант предпочтительнее, хотя при
увеличении суммы скидки ситуация может
измениться.

4. Подготовленные документы
сдаются на рассмотрение учителю.

(Выставляется общая оценка группе, ошибки и
недостатки работ подробно разбираются на
следующем занятии)

Пройдёт совсем немного времени, и вы выйдете в
большую взрослую жизнь. Я думаю, вам нечего
бояться предстоящих трудностей, вы справитесь с
ними так же, как и с предложенными вам сегодня
задачами. Упорство, вооруженное знаниями,
высокая работоспособность, я верю, приведут вас к
победе. Успехов вам!

Валеева Залия Мирасовна1, Гусева Елена Николаевна2
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студентка 4 курса Института экономики и управления
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», канд. пед. наук, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий

Аннотация
В статье рассматривается актуальность применения компьютерного моделирования в обучении экономике, приводится пример решения экономических задач с помощью Microsoft Excel.

Valeeva Zaliya Mirasovna1, Guseva Elena Nikolaevna2
1Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, student 4 courses of Institute of economy and management
2Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, Ph.D., Associate Professor of Business Informatics and Information Technologies

Abstract
The article discusses the relevance of the application of computer simulation in teaching economics, is an example of solving economic problems by using Microsoft Excel.

Библиографическая ссылка на статью:
Валеева З.М., Гусева Е.Н. Применение компьютерного моделирования в обучении экономике школьников // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/68423 (дата обращения: 13.04.2023).

Экономика современной России требует формирования нового экономического мышления и новой экономической культуры населения. Это проявляется в становлении гражданина как активного и самостоятельного участника экономических процессов, в осмыслении им понятий и законов экономики и в разворачивании предпринимательской деятельности.

Формирование нового экономического мышления в рамках школьного образования реализуется как через предмет «Экономика» – самостоятельный учебный курс, так и через блок «Экономика» в составе интегрированного учебного предмета «Обществознание» в 6-11 классах.

Основной задачей при изучении экономики в школе является формирование представлений о деятельности в экономической сфере общества и о рациональном экономическом поведении людей.

В организации работы школьников на уроках экономики успешно используются электронные носители информации, комплексы информационно – справочных материалов, электронные библиотеки, средства ИКТ. Одним из таких средств является программа Microsoft Excel.

Microsoft Excel – табличный процессор, который позволяет создавать электронные таблицы и автоматизировать обработку данных, с помощью электронных таблиц решать целый спектр задач, выполнять различные экономические, бухгалтерские расчеты, а также строить диаграммы, проводить сложный экономический анализ, моделировать и оптимизировать решение различных хозяйственных жизненных ситуаций [6].

Использование электронных таблиц Microsoft Excel на уроках экономики позволяет создавать компьютерные модели различных экономических ситуаций.

Обработка статистических данных экономического характера. В рамках задач этого типа учащихся создают табличные модели, обрабатывают их с использованием статистических функций, строят диаграммы, проводят статистический анализ экономических ситуаций.

Задачи на исследование функциональных зависимостей служат для закрепления теоретических знаний из курса экономики по различным темам. Учащиеся выявляют функциональные связи между понятиями, установливают факторы, влияющие на изменение графиков.

3) Финансовые задачи с применением расчетов в табличном процессоре Excel. Знакомят учащихся с технологией проведения финансовых расчетов в электронной таблице Excel. Способствуют формированию у учащихся навыков принятия рациональные решения в сфере управления экономическими процессами.

4) Задачи на моделирование экономических ситуаций служат для формирования у школьников навыков создания математических моделей экономических задач, умений выполнять расчет издержек и прибыли, проведения анализа доходности  фирмы и эффективности управления ею [1-2].

Рассмотрим задачу из области основ анализа спроса и предложения. Мы предлагаем образец решения подобных задач средствами Microsoft Excel.

Условие задачи: спрос на зонтики равен Qd=85-5p. Предложение зонтиков определяет функция Qs=25+5P, где P – цена одного зонтика. Когда рынок зонтиков находится в равновесии? Решите задачу графически в среде MS Excel.

Экономико-математическая модель задачи «Рыночное равновесие»

Равновесная цена – это цена, которая устраивает и потребителей, и производителей. Аналитически равновесный объем товара – это такое количество товара, которое согласны приобрести потребители по равновесной цене и готовы продать производители по этой же цене [11]. Равновесная цена товара определяется  из уравнения Qd=Qs. Равенство функций спроса и предложения позволяет определить оптимальное решение – равновесную цену (Pравн.):

85-5p=25+5p

Pравн=6.

Подставив полученное значение Pравн в формулу функции спроса Qd, получаем  равновесное количество товара Qравн:

Qравн=85-5*6=55.

Полученные значения равновесной цены и равновесного количества товара определяет оптимальное решение – точку А (55;6).

Аналитическое решение можно проверить, выполнив построение графиков функций спроса и предложений, заданных формулами, на одном координатном поле. Точки пересечения линии спроса и линий предложения должны подтвердить полученные результаты.

Алгоритм решения задачи в среде Excel

1) Определение ценового интервала.По условию Qd ≥ 0 (величина спроса всегда положительна, либо равна нулю), P > 0 (цена всегда больше нуля).

85-5р≥ 0

-5P ≥ -85

P ≤ 17, т.е.

0 < P ≤17

2) Исходя из ценового интервала, можно определить величину спроса и предложения (рис 1).

Рисунок 1 – Шкала спроса и предложения

3) Для построения графика нужно выделить шкалу спроса и предложения перейти на вкладку «Вставка», инструмент «Диаграммы» и  выбрать тип графика «Точечная». В результате получится график следующего вида (рис 2)

Рисунок 2 – График спроса и предложения

4) Для того чтобы определить значения точки равновесия, нужно изменить значения параметров горизонтальной и вертикальной осей. Для этого необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши по горизонтальной оси в области значений, она окажется выделенной, т. е. в рамке. Далее щелкнуть правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать команду Формат оси изменить значения показателей горизонтальной оси   (рис. 3). Аналогично настраиваются значения показателей вертикальной оси.

Рисунок 3 – Настройка значения показателей горизонтальной оси

 Также небходимо добавить промежуточные и основные линии сетки на горизонтальной оси (оси объемов предложения и спроса) и вертикальной оси (оси цен) (рис. 4).

 

Рисунок 4 – Настройка промежуточных и основных линий сетки

Укрупненный детальный фрагмент точки пересечения кривых спроса и предложения представлен на рис. 5.

 

Рисунок 5 – Точка пересечения кривых спроса и предложения

Ответ: точка пересечения кривой спроса и кривой предложения соответствует значению Pравн=6 рублей, Qравн=55 шт.

Включение электронных таблиц Microsoft Excel на уроках экономики в число практических инструментов деятельности учеников дает возможность учителю:

—                представить ресурсы программы овладения учащимися экономическими понятиями через создание моделей, установление зависимостей между ними;

—                продемонстрировать потенциал предопределения многовариантности экономических моделей;

—                научить использовать заданные модели неоднократно при работе с различными экономическими категориями.

Умения и практический опыт, полученные учащимися в использовании электронных таблиц Microsoft Excel на уроках экономики, позволяют им:

—                овладевать основами экономической грамотности;

—                применять полученные знания для дальнейшего самообразования;

—                профессионально самоопределяться, в том числе выбирать профессии экономического профиля[2].

Таким образом, применение электронных таблиц на уроках экономики дает возможность максимально детализировать сведения, необходимые на каждом этапе урока. Компьютерное моделирование позволяет быстро сменять виды и формы деятельности, выполнять большой объем разнообразных заданий, эффективно использовать время урока, что, в конечном счете, позволяет достичь высокой познавательной активности обучающихся, хорошего темпа выполнения заданий, быстрой проверки работ учеников и достаточно прочного усвоения учебного материала.

Библиографический список

  1. Гусева Е. Н. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие – 5-е изд., доп. и перераб.: [электронный ресурс]/ Е. Н. Гусева. –М.: Флинта, 2011.– 220 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/116083/read
  2. Гусева Е. Н. Экономико-математическое моделирование: учеб. пособ.: /  Е. Н. Гусева. – Москва: МПСИ, 2011.–216 с.
  3. Гусева Е.Н. Имитационное моделирование социально-экономических процессов. – Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. – 25с.
  4. Гусева Е.Н. Математические основы информатики/ Е.Н. Гусева, И.И. Боброва, И.Ю. Ефимова, И.Н. Мовчан, С.А. Повитухин, Л.А. Савельева. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2016.- 234 с.
  5. Гусева Е.Н. Моделирование макроэкономических процессов: учеб. пособ.: [электронный ресурс]/ Е. Н. Гусева. – М.: Флинта, 2014.–214с.– Режим доступа: http://www.ozon.ru/context/detail/id/28975354/
  6. Гусева Е.Н. Основы имитационного моделирования экономических процессов: лаб. практикум / Е.Н. Гусева. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 140с.
  7. Гусева Е.Н. Применение имитационных моделей для решения экономических задач оптимизации/ Е.Н. Гусева, Т.Н. Варфоломеева //Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 200.
  8. Литвинов А.Л. Компьютерное моделирование в экономике:  Учеб. пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. – 108 с.
  9. Печерских, И.А.  Математические модели в экономике: учебное пособие / И.А. Печерских, А.Г. Семенов; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2011. – 191 с.
  10. Программа элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов». [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oivt.ru/lesson/programma-elektivnogo-kursa-primenenie-ms-excel-dlya-ekonomicheskih-raschetov
  11. Экономика. Основы экономической теории: учебник для 10-11 классов общеобразоват. Учрежд. Профильный уровень образования /Под редакцией Иванова. – 17-е изд. – В 2-х книгах. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 320с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Валеева Залия Мирасовна»

Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Вологодской области

«Великоустюгский многопрофильный колледж»

Бинарный урок по теме

«Анализ финансового состояния предприятия с

использованием электронных таблиц MS Excel»

Методическая разработка урока

по дисциплинам АФХД и

«Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Разработала преподаватель информационных технологий в профессиональной деятельности

Васильева Е. С.

Великий Устюг

2019 г. 

Цели урока:

АФХД

Совершенствование умений и навыков проведение анализа финансового состояния предприятия

Информационные технологии в профессиональной деятельности

Освоение способа применения электронных таблиц в экономическом анализе.

Задачи урока:

Образовательные

  1. Усовершенствовать умения и навыки по анализу финансового состояния предприятия
  2. Сформировать умения и навыки применения основных приёмов работы в электронных таблицах при решении экономических задач.

Развивающие

  1. Развить у студентов логическое мышление путем выявления факторов, влияющих на изменение финансовых результатов;
  2. Развить умения анализировать динамику изменения финансового состояния предприятия
  3. Развить умения использовать электронные таблицы для решения экономических задач.
  4. Сформировать умения экономически грамотно излагать мысли, обоснованно делать выводы по результатам решения задач и ситуаций; отстаивать свои позиции и взгляды на определенные экономические процессы

Воспитательные

  1. Сформировать экономическую и информационную компетентности студентов.
  2. Сформировать умение анализировать свою работу, давать самооценку учебной деятельности.
  3. Сформировать коммуникативные компетентности, умение работать коллективно.

Тип урока: 

Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков студентов.

Оборудование.

  1. Учебный класс ЭВМ, интерактивная доска, компьютерные программы MS EXCEL и КОНСТРУКТОР ТЕСТОВ, компьютерный тест, заготовка в ЭТ «Финансовая отчетность», презентация с вопросами по АФХД и ответами к ним.
  2. Текстовые задания каждому студенту.
  3. Листочки для тестовой проверки знаний.

Методы обучения:  

  1. самостоятельное решение задач и ситуаций;
  2. работа над формулировками и выводами;
  3. обобщение результатов и выявление существенного

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  • Подготовка студентов к уроку, сообщение темы, цели урока, плана деятельности.

Сегодня на уроке мы будем проводить анализ финансового состояния фирмы, производя необходимые расчеты в электронных таблицах.

Мы должны научиться анализировать деятельность фирмы с точки зрения экономической эффективности.

  1. Актуализация знаний (экономика).

На предыдущих уроках мы познакомились с теоретическими основами анализа финансового состояния. Перед выполнением практических заданий проверим, как вы усвоили этот материал.

Т. к. для анализа состояния фирмы необходимо уметь определять различные параметры и коэффициенты, то вы должны четко знать алгоритмы их расчета.

Проверим ваши знания  при выполнении следующего задания. (Приложение 1)

Студенты отвечают на местах на вопросы, выведенные на доску, на двойных листах с копировальной бумагой, после выполнения задания копии работы сдают преподавателю для проверки, оригиналы оставляют у себя.

Проводим проверку и ставим оценки.

Студенты проверяют и оценивают самостоятельно по слайду, исправляя свои ошибки на оставшихся у них листочках, т. к. правильные ответы пригодятся при выполнении практической работы.

  1. Проверка знаний (информационные технологии).

Вспомним основные приёмы работы в электронных таблицах. Для этого выполните компьютерный тест по теме «Электронные таблицы» (Приложение 2)с помощью программы — тренажера.

Студенты выполняют тест на компьютерах, по окончанию которого программой выводится оценка.

  1. Постановка проблемы для выполнения практического задания. Вводный инструктаж по заданиям.

Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главным движущим рычагом рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала организаций.

Прибыль выступает как результативный оценочный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета, чистого дохода организации, источник формирования различных фондов и резервов.

Организациям, достигшим финансовой стабилизации, необходимо максимально использовать принцип самофинансирования и новые эффективные финансовые инструменты, что будет способствовать получению необходимых финансовых результатов. Поэтому анализ финансовых результатов приобрел особое значение.

В практике хозяйствования имеет значение не только прибыль (убыток) от всей финансово-хозяйственной деятельности, но и прибыль (убыток) по отдельным видам деятельности, операциям, по тем или иным источникам. Эффективность работы организации зависит от того, способна ли она приносить необходимую прибыль от каждого вида деятельности (производственной, торговой, финансовой и т. д.). Поэтому прибыль можно считать важной оценкой и сложившегося уровня управления.

Финансовый результат характеризуется суммой полученной прибыли, уровнем рентабельности предприятия. Чем выше эти показатели, тем эффективнее функционирует предприятие. В связи с этим, поиск резервов увеличения финансовых результатов, является одной из ключевых проблем анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Проблема: необходимо по данным финансовой отчетности за 2011-2012 год произвести анализ финансового состояния предприятия, сделать соответствующее заключение по полученным результатам.

Студенты делятся на 4 группы  по 3 человека. Каждой группе дается определенная роль для проведения анализа: 1 группа – оптимисты, 2 группа – пессимисты, 3- я группа – конформисты, 4-я – критики.

Каждый студент в группе  выполняет свое задание на компьютере по формированию финансовой отчетности за прошедший период и самостоятельно попробует дать характеристику своего направления работы фирмы. Затем группа делает общий анализ по заданному критерию.

  1. Выполнение студентами практических заданий в MS Excel, текущий инструктаж и методические рекомендации (Приложение3)
  1. Выполнить расчеты, по определению  основных коэффициентов финансового анализа, используя заготовку в электронной таблице (Приложение 4) (в каждой группе один студент рассчитывает параметры устойчивости предприятия, второй – ликвидности, а третий – рентабельности и деловой активности)
  2. Проанализировать хозяйственно-финансовую деятельность ООО «Веселый ветер» на основе полученных результатов и сделать и записать выводы. (Каждый студент подводит итоги своих расчетов, группа делает соответствующий анализ финансового состояния)
  1. Закрепление материала (экономика)

Представитель каждой группы выступает с результатами своего анализа и отстаивает свою точку зрения. В результате дискуссии необходимо прийти к общему мнению и получить правильный вывод.  (Вывести полученный результат на доску Приложение 1)

7. Итоги урока.

Оценка по экономике (письменный опрос).

Оценка по информатике (тест и работа в электронных таблицах).

Оценка работы групп по составлению анализа.

8. Рефлексия

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Excel на уровне сводных таблиц сложных формул
  • Excel миф for textbox
  • Excel на уровне продвинутого пользователя это как
  • Excel миф for each in for each
  • Excel на уровне программирования