Excel на службе у психолога автоматическая обработка тестов

РМО педагогов-психологов г.Лысково и Лысковского района

ТЕХНИКИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Мастер-класс 15 мая 2019 года

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №2 г.Лысково

МАСТЕР-КЛАСС

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ Г.ЛЫСКОВО И

ЛЫСКОВСКОГО РАЙОНА

ПО ТЕМЕ

«Обработке результатов диагностики в программе Excel»

подготовила:

педагог-психолог Шутова И.Ю.

г.Лысково

15 мая 2018

Цель: передать участникам мастер-класса «инновационные продукты», полученные в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога-психолога.

Задачи:

  • создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов-психологов;
  • повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
  • распространение передового педагогического опыта;
  • внедрение новых технологий обучения.

Материалы:

  • Компьютеры;
  • Бумага А4.

Ход мастер-класса

Здравствуйте уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас.

Наша работа будет подвигаться по данному плану:

— Ознакомление с возможностями программы Excel

— Обработка результатов теста в программе Excel

— Помощь участникам в возможности самостоятельно обработать результаты

— Анализ (рефлексия)

Упражнение 1.

«Улыбка»

Психолог: «Давайте подарим, друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение. (Педагоги-психологи становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу).

Вступительная часть

Использование информационно – компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Работа педагога-психолога не является здесь исключением. При этом, применяемые компьютерные технологии, органично дополняют традиционные методы, в том числе, расширяют возможности взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса (педагогами, родителями и детьми).

Большие возможности для психолога в плане проведения тестирования и последующей обработки данных имеет программа Excel. Существуют программные продукты, например, «Excel на службе у психолога(автоматическая обработка тестов) v.09.08.24» Это программа автоматической обработки профессиональных психологических тестов в Excel. В нее включено более 40 профессиональных психодиагностических методик. Предназначена для психологов и всех интересующихся практической психодиагностикой. Выбор Excel обусловлен ее доступностью — она по умолчанию входит в стандартный пакет Microsoft Office, а также обладает широким спектром возможностей для работы с массивами данных.

Но у школьного психолога частые случаи, когда необходимо диагностировать целый класс и обработка результатов занимает огромное количество времени. В этом случае я рекомендую создать собственный обработчик, где возможно учесть быстрый подсчет результатов на весь класс и вывести проценты.

На примере опросника школьной мотивации «Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы» (методика Н.Г. Лускановой) покажу как быстро обработать результаты в обработчике.

Переходим к практической части.

Для этого нужно создать обработчик для данного опросника в Excel:

Подписываю столбцы и строки необходимых данных.

Чтобы подсчитать сумму нужно в строке форму ввести формулу подсчета:

Для этого нужно выбрать необходимые столбцы и строчки (правильность можно проверить). Клетки начинают выделяться цветом.

Далее вводим данные с опросника и выводим уровень мотивации:

Научиться правильным формулам достаточно легко, вставляя значки и данные, которые хотим получить.

Так мы узнаем уровень мотивации у каждого ученика, данные которого ввели в программу.

Благодаря возможностям программы мы можем подсчитать количество и вывести в процентах. Для этого тоже вводим в строку формул необходимую формулу с данными.

Можно получить проценты по каждому уровню мотивации от общего количества учащихся. Если ввести данные «нет», то можно посчитать процент от количества участников прошедших тестирование. То есть получим более точные данные.

Программа удобна в том, что можно готовые результаты можно вставлять в статистические справки для отчетности.

Совместная работа по созданию обработчика для личного использования в работе.

Анализ проведенной работы

Этот обработчик — готовый протокол для целого класса. Так можно обработать тест числовыми значениями, например, методику исследования словесно-логического мышления (методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра).

Уважаемые коллеги, я вам продемонстрировала возможности использования в работе программы Excel. Данные возможности я использую в своей работе и с уверенностью могу сказать, что работа в данной программе значительно сокращает время обработки результатов тестов, освобождая время для образовательного процесса.

Считаю, что мастер-класса достиг цели и вы научились работать в данной программе при обработке методик.

Упражнение 2.

И в завершении хочу предложить вам такое упражнение.

Положите обе руки к груди и послушайте как стучит сердце: «Тук-тук, тук-тук».  От этого становится тепло и приятно и вот это уже не помещается только в вас, поделитесь с коллегами, улыбнитесь им.

Покажите руки. В правую положите все то с чем вы сюда пришли – опыт, багаж знаний. А в левую положите все то, что нового получили на мастер-классе.

Громко хлопнем в ладоши и одновременно скажем: «Ура!»

Мне остается поблагодарить вас за работу и пожелать вам здоровья!

Приложение 1

Стимульный материал методики

1.Тебе нравится в школе?

-не очень

-нравится

-не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома

-бывает по-разному

-иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

-не знаю

-остался бы дома

-пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится

-бывает по-разному

-нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы

-не хотел бы

-не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю

-не хотел бы

-хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто

-редко

-не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю

-хотел бы

-не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

-мало

-много

-нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

-да

-не очень

-нет

Обработка результатов

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.

№ вопроса        Оценка за 1 ответ        Оценка за 2 ответ        Оценка за 3 ответ

1        1        3        0

2        0        1        3

3        1        0        3

4        3        1        0

5        0        3        1

6        1        3        1

7        3        1        0

8        1        0        3

9        1        3        0

10        3        1        0

Интерпретация результатов

1.        25-30 баллов (очень высокий уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

2.        20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3.        15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4.        10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5.        Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.

Профессиональная психодиагностика (книги, статьи, руководства)

Изображение

Год выпуска: 2009
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Описание:
1. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.- М., 2002. — 490 с.
2. Габи Аннекен. Тренинг уверенности и контакта в группе
3. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ,- М., 2007.
4. Сборник психодиагностических тектов (дипломы, статьи)
5. Г.Айзенк, Г.Вильсон Как измерить личность,- М., 2000
6. Большая энциклопедия психологических тестов
7. В.Н.Дружинин. Психология общих способностей. Москва, Издательство Наука. 1994.
8. Л.Ф.Бурлачук Клиническая психодиагностика
9. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. — 200 с.
10. Андрианов А.И., Волкова Н.А. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации.
11. Маховер К. Проективный рисунок человека, — М., 1986
12. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте,- М., 2002
13. Мюррей Г.А. »Thematic Apperception Test. Руководство»
14. Основы психодиагностики (тексты, опросники)
15. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования, под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина — М., 1987
16. Тест Роршаха. Руководство
17. Марковска И.М. — Социометрические методы в психологии.
18. Гастон Дюрвиль, Андре Дюрвиль. Чтение по лицу характера, темперамента и болезненных предположений.
19. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основыю
20. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике, — К.1989
21. Бурлачук Л.Ф., Королев Д.К. Адаптация опросника для диагностики пяти факторов личности
22. Абрамова, Практикум возрастной психологии
23. Венгер А. Л. — Психологические рисуночные тесты
24. Немов Р.С. — Психодиагностика /Психология книга 3/
25. Владос — Темперамент и характер. Психологическая диагностика.2001
26. Белянин Основы психолингвистической диагностики
27. Дружинин Психология и психодиагностика общих способностей
28. А.Анастизи Психологическое тестирование, М.-2005
29. Язык внешности. Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда.2001
30. Леонгард К. Акцентуированные личности, К., 1989
31. Белова Общая психодиагностика, НГУ, 2006
32. Хрестоматия по курсу Метод наблюдения и беседы в психологии — М., 2000. — 480 с.
33. Шмелев А.Г. — Основы психодиагностики
34. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов.— М., 1996.— 384с.
35. Шкуратова И.П. — Диагностика индивидуальных особенностей общения — Примерная программа спецкурса
36. Физиогномика,1993
37. Блейхер Крук Патопсихологическая диагностика
38. Наджимов О.К. как узнать человека по его подписи или практическая графология
39. Егидес А.П. Как разбираться в людях или психологический рисунок личности
40. Батаршев А.В. — Диагностика способности к общению
41. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. — Психология жизненных ситуаций. М., 1998. — 263 с.
42. Зуев Д.М.— Почерк и личность. Способ определения характера по почерку
43. Фурманов И.А. »Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подрос
44. Аргентова Т.Е. Методы психодиагностики, — Кемерово, 2000
45. Дюк В. Конструирование тестов и математические модели
46. Психологическая диагностика (под ред. М.К. Акимовой)
47. Фурман А.В. Психодіагностика особистісної адаптованості: Наукове видання. — Тернопіль: «Економічна думка», 2000, — 197с.
48. Гуревич К.М. Психологическая диагностика
49. Соколова Проективные методы исследования личности
50. Детская психодиагностика, Я,, 2003
51. Фрустрация — понятие и диагностика, О., 2003
52. Введение в общую психодиагностику. Курс лекций. – Красноярск: КГТУ, ИИСС, 2003. – с.
53. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка Н.Н., 2003
54. Методы изучения девиантного поведения, В., 2005
55. Методы социально-психологических исследований, В.2003
56. Собчик Тест восьми влечений Сонди и его модификация
57. Шкуратова И.П. Диагностика межличностных отношений с помощью техники репертуарных решеток, Р.на.-Д., 2000
58. Психодиагностика интеллектуальной готовности к школьному обучению, В., 2001
59. Собчик МЕТОД ЦВЕТОВЫХ ВЫБОРОВ Тест Люшера
60. Психодиагностика (учебное пособие) (Сивицкий)
61. Якиманская И.С. — Методология и диагностика в психологическом исследовании. — Оренбург, 2001
62. Психодиагностика черт и состояний личности
63. Психодиагностика мотивационно-потребностной сферы личности
64. Кондаков И.М., Романюк Э.И., Сорокина О.Л., Шишлянникова Л.М. Разработка тестовых заданий для анализа знаний студентов
65. Карманов А.А. Методика диагностики основных параметров психического состояния тестом Люшера
66. Методика определения типа личности и вероятностных расстройств данного типа Дж.Олдхэма и Л.Морриса.
67. Астапов В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии
68. Бухановский Общая психопатология, Р.-на.-Д., 2003.
69. Рихард фон Крафт-Эбинг Половая психопатия, с обращением особого внимания на извращение полового чувства: Клинико судебно-медицинский этюд: Для врачей и юристов. Перевод с тринадцатого дополненного издания д-ров мед. Н.А. Вигдорчика и Г.И. Григорьева, — СПб. Издание журнала «Практическая медицина» (В.С. Эттингер), 1909 г.

Закачать http://depositfiles.com/files/53tumyeyg

Автор:Песков Н.И.
Название: Excel на службе у психолога
Издательство: Новый диск
Год: 2010
Формат: ISO
Размер: 161МВ
Страниц:1000

Программа автоматической обработки профессиональных психологических тестов в Excel. В программу включено более 60 профессиональных психодиагностических методик. Предназначена для практических психологов. Выбор Excel обусловлен ее доступностью — она по умолчанию входит в стандартный пакет Microsoft Office, а также обладает широким спектром возможностей для работы с массивами данных.
Для справки: Microsoft Excel (также иногда называется Microsoft Office Excel) — популярная многофункциональная программа, которая обеспечивает анализ информации для поддержки принятия решений. Она предоставляет возможности экономико-статистических расчетов, графические инструменты и язык макро-программирования VBA (Visual Basic для приложений). Microsoft Excel входит в состав Microsoft Office и на сегодняшний день является одним из наиболее популярных приложений в мире.
Пароль на установку программы: Psy Excel

Обмен психодиагностическими программами

Prof_psicholog
|

Аватар пользователя Prof_psicholog

 Для психологов предлагаю обмен психодиагностическими программами. 
Могу предложить такие программы. Ссылка на закачку http://depositfiles.com/folders/G6NAGCNBF И описание программ естественно. 

 1. CFIT (Culture Free Intellect Test). Тест на интеллект. 
2.Тест-опросник Айзенка-EPI. Тест на определение типа темперамента. 
3.Методика Айзенка-EPQ. Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма. 
4.Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра. 
5.Тест-опросник коммуникативных умений. Для подростков и старшеклассников. 
6.Корректурная проба (тест Бурдона). Изучение устойчивости внимания. 
7.Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела (№105). 
8.Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела (№187). 
9.Определение личностно-характерологических акцентуаций (К. Леонгард). 
10.Таблицы Равена. Тест на интеллект. Ссылка вверху. 
11.Методика «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПоР). Методика позволяет изучить особенности восприятия и понимания подростками воспитательной практики их родителей, расширить представления о формирующемся самосознании подростков, о взаимосвязях восприятия подростками воспитательной практики родителей с их характерологическими и патохарактерологическими особенностями, спецификой межличностного общения родителей. 
12.Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера. 
13.Личностный опросник Я. Стреляу. 
14.Личностный опросник FPI. Личностный опросник создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, ЕРI и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. 
15.Методика определения типа личности и вероятностных расстройств Дж. Олдхэма и Л. Морриса. 
16.Выявление структуры темперамента с помощью опросника В.М.РУСАЛОВА (детский вариант) 
17.Выявление структуры темперамента с помощью опросника В.М.РУСАЛОВА (взрослый вариант) 
18.Методика «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» (используется в целях профориентации и при приеме на работу) 
19.Методика «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ». Исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок. 
20.Тест механической понятливости Беннета. Даная методика ориентирована на выявление технических способностей испытуемых, как подростков, так и взрослых. 

даю ссылку на закачанную папку с вышеуказанными методиками всеми 

http://depositfiles.com/folders/G6NAGCNBF 

Предлагаю всем желающим обмен психодиагностическими программами или различным софтом для психологов. 
Жду предложений

самоактуализационный тестсат тесттест зонди

Форум: 

  • Инструменты HR-менеджера

Ключевые слова: 

  • HR-Инструменты

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.2.

Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных
технологий в образовательном процессе.

Конструктор тестов. Конструктор тестов
– это универсальная система, предназначенная для создания интерактивных тестов
любой тематики, включая психологические тесты или тесты для проверки знаний по
каким-либо предметам. С помощью него психолог может преобразовать любую
текстовую методику в компьютерный вариант.

Данная программа позволяет использовать
неограниченное количество тем, вопросов и ответов. Конструктор тестов
поддерживает несколько типов вопросов, что позволяет проводить любые тесты. В
тестах имеется возможность использовать музыку, звуки, изображения и
видеоролики. Любые данные можно распечатать на принтере. На одном компьютере
тестирование независимо могут проходить несколько человек, входя в программу
под своими именами.

Благодаря этому в последующем школьный
психолог мог предложить детям пройти не только индивидуальное, но и групповое
компьютерное тестирование, которое значительно облегчит и сократит по времени
работу педагога-психолога с учащимся.

Кроме того, с помощью конструктора тестов,
психолог может разрабатывать и создавать свои собственные анкеты и опросники.
После чего может быстро и легко проводить групповое тестирование,
анкетирование, опрос не только учащихся, но и учителей и даже родителей.

В процессе такой работы педагог-психолог
постепенно накапливает свою электронную библиотеку, банк компьютерных тестов.

Итак, как же выглядит «Конструктор
тестов», и каким образом с его помощью создаются компьютерные тесты и
психологические опросники? На рис. 1 представлены два вида конструкторов.

Рис. 1. Главное
окно программы «Конструктор тестов».

Большинство «Конструктор Тестов» состоят
из трёх частей:

1. «Конструктор тестов. Редактор»
предназначен для заполнения и редактирования базы данных тем, вопросов и
вариантов ответов, а также для изменения различных дополнительных настроек
программы.

2. «Конструктор тестов. Тренажёр»
предназначен для проведения тестирования по тем темам и вопросам, которые были
занесены в базу данных при помощи «Редактора».

3. «Конструктор тестов. Администратор
результатов» служит для анализа полученных в процессе тестирования результатов.

Программы для создания тестов можно
скачать здесь:

http://soft.mydiv.net/win/download-Konstruktor-testov.html

http://swdb.ru/konstruktor-testov-easyquizzy/download/#.Vf1KjZa4G74

http://freesoft.ru/?id=7999

Информацию о том, как самостоятельно
сконструировать тест с помощью программы Excel можно найти здесь:

http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2007/n3/28867.shtml

http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2007/n4/28929.shtml

Компьютерная диагностика. Проведение
компьютерной психодиагностики все шире используется в психологической практике,
поскольку имеет явные преимущества.

Большинство компьютерных вариантов тестов,
написаны под систему
DOS (рис. 2) и под Windows (рис. 3).

Рис 2. Компьютерный тест, написанный под систему DOS

Рис. 3. Компьютерный тест, написанный под систему Windows

Можно с уверенностью предположить, что у
компьютерного тестирования большое будущее. С каждым годом будут появляться все
новые и новые компьютерные тесты. Значит ли это, что когда-нибудь необходимость
участия психолога в процессе тестирования вообще отпадет? Подобное вряд ли
возможно, ведь использование компьютера совсем не уменьшает роль человеческого
фактора. Компьютерная программа выдает только обобщенные, унифицированные
данные, которые необходимо правильно “прочитать” и проанализировать. Тут все
зависит от интерпретатора – чтобы понять, о чем говорят полученные результаты,
и разглядеть за ними конкретного человека, необходим высокий профессионализм и
богатый опыт в области психодиагностики.

При этом, хотелось бы отметить, что в
диагностической работе кроме компьютерных средств никто не отменял достаточно
эффективные проективные методы с использованием карандашей и листа бумаги.
Данные методики не только результативны, но они имеют еще и психокоррекционное
значение и внесут в любую диагностическую работу разнообразие.

Психологические компьютерные тесты можно
скачать здесь:

http://www.psychometrica.ru/methods/index.php?hid=50

http://psytest.info/taxonomy/term/16/all

http://psylib.myword.ru/index.php?s=72e17d098e61cd4b85aacb07e02d6da0&
automodule=downloads&showcat=14

Обработчик тестов. Психологи знают,
что сложность диагностики состоит не столько в ее проведении, сколько в
обработке результатов. В этом случае незаменимую помощь может оказать
электронный обработчик.

С помощью электронного обработчика тестов
можно быстро, за 10–15 минут, подсчитать результаты тестирования сразу по
нескольким классам. Кроме того, поскольку все данные заносятся в таблицы, при
желании их можно распечатать и использовать, например, при составлении отчетов,
консультировании, составлении статистической справки.

В качестве одного из самых
распространенных обработчиков выступает офисная программа Excel, которая может
делать различные выборки, считать аналитику.

Рассмотрим основные возможности
автоматизации деятельности педагога-психолога по обработке результатов
тестирования с помощью программы
Microsoft Excel:

1. Microsoft Excel позволяет
автоматически сравнивать ответы участников тестирования с ключом и присваивать
на основании сравнения соответствующие баллы (рис. 4).

2. Программа дает возможность производить
автоматический подсчет суммы баллов (за счет суммирования всех ответов по
определенному показателю или по тесту в целом). Так, например, программа
позволяет подсчитывать итоговый балл как по уровню выраженности школьной
тревожности в целом, так и по отдельным параметрам: страху самовыражения или
боязни проверки знаний. Кроме того, есть возможность определить и общий балл по
шкале лжи, если есть такая необходимость (рис. 5).

3. Microsoft Excel способен
автоматически присваивать тот или иной уровень выраженности определенных
параметров на основе имеющегося числового значения (рис. 6).

4. Microsoft Excel позволяет
определить среднее значение по выборке, рассчитывать процентную
представленность тех или иных уровней, значений, факторов и другие функции,
необходимые для проведения статистического анализа (рис. 7).

5. Программа позволяет автоматически
формулировать содержательные итоги диагностики в тестовом варианте и выдавать
рекомендации по развитию (коррекции) той или иной характеристики (рис. 8).

6. Microsoft Excel позволяет
автоматически представлять результаты диагностики в графической форме: в виде
диаграмм, графиков (рис.9).

7. Программа позволяет автоматически
структурировать данные по различным критериям, в том числе формировать «группы
риска» (рис. 10).

8. С помощью Microsoft Excel можно составлять
всевозможные рейтинги, например, рейтинг, наиболее принимаемых учеников класса,
рейтинг учебных предметов или рейтинг выявляемых показателей (рис. 11).

9. Программа предоставляет различные
возможности автоматического оформления данных, например раскрашивание
определенных ячеек, например, наиболее низкие или высокие показатели окрашены в
определенный цвет (рис. 12).

10. Microsoft Excel дает возможность
формировать в автоматическом режиме итоговые отчеты по выборке (рис. 13).

 

Рис.4

Рис. 5

Рис. 6

Рис.7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14

11. Microsoft Excel позволяет в
автоматическом режиме формировать индивидуальные протоколы на каждого ученика
(рис. 14). Так, благодаря функции «Индекс» появляется возможность, меняя только
его порядковый номер в списке, автоматически получать индивидуальный протокол
по итогам прохождения теста тем или иным учеником. В результате мы всегда имеем
возможность посмотреть общие итоги каждого субъекта, не тратя время на
составление большого числа отдельных заключений.

Итак, каким же образом осуществляется
автоматическая обработка результатов тестирования?

После того, как ученик проходит
тестирование психолог заносит его результаты в электронный обработчик теста,
созданный с помощью программы
Microsoft Excel. Далее, ответы
ученика автоматически сравниваются с ключом теста, и на основании этого каждому
ответу программой присваивается тот или иной балл. Баллы суммируются
произвольным образом в соответствии с особенностями обработки теста
(заложенными экспериментатором в программу заранее). После чего выводится
итоговая сумма баллов ученика по тесту в целом и по отдельным его параметрам.

Но, главное, что на основании итоговых
баллов программой определяется уровень выраженности того или иного показателя.
На основании выявленного уровня выдаются интерпретация результатов и
рекомендации, которые могут быть представлены как  текстовой, так и в
графической форме. Поскольку все данные заносятся в таблицы при желании их
можно распечатать и использовать в процессе последующей коррекционной и
консультационной работы.

Обработчик тестов можно скачать здесь: http://pl-42.narod.ru/

Информацию о том, как самостоятельно
создать обработчик тестов с помощью программы Excel можно найти здесь:

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib&page=1

Медиапрезентации. Одним из
немаловажных факторов в проведении семинара, беседы, родительского собрания
является наглядность представленного материала. Сейчас очень популярно в таких
случаях использовать медиапрезентации. С помощью ряда видеослайдов слушатели
смогут не только получить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет,
просмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями. При
желании участники мероприятия могут скачать презентацию и затем ознакомиться с
темой более подробно.

Еще один существенный плюс
медиапрезентации: пропадает необходимость распечатки и ксерокопирования
наглядного материала, все важные моменты отражены на экране. В создании
презентаций незаменима программа Power Point.

Видеоматериалы. Применение
видеоматериалов в просветительской деятельности педагога-психолога сделает ее
более интересной и продуктивной. Фильмы можно использовать на родительских
собраниях, семинарах для учителей, уроках психологии и проч. Кроме того, можно
создавать собственные фильмы, в которые могут быть включены отрывки занятий с
учащимися, личные наработки педагога-психолога. Если в образовательной
организации установлена телевизионная сеть, с помощью которой можно транслировать
видеосюжеты, – это возможность для создания тематических авторских рубрик,
например: «Психология для учителя», «Вместе с родителями», «Нашим детям» и др.

Такой способ представления информации
привлечет внимание к психологической службе образовательной организации. Дети
не будут бояться обращаться к педагогу-психологу, педагоги и родители с большим
пониманием и серьезностью отнесутся к его деятельности.

В сети Интернет, а также в свободной
продаже имеется множество видео, которое может быть использовано школьным
психологом в своей повседневной работе. Данное видео можно разделить на
несколько категорий:

— информационное: выполняет некую
консультативную функцию, посмотрев его, зрители узнают новую информацию,
которую впоследствии могут использовать при решении каких-либо жизненных
проблем, например, видеоролик для родителей «Конфликты в семье».

— обучающее: к этой категории относятся
видео-уроки, видео-курсы и т.п., особенность которых заключается в определенной
подобранной тематике, например, видео-уроки психологии «Как справляться со
своим гневом».

— коррекционно-развивающее: это
всевозможные видеотренинги или видеоролики, цель которых развитие и
самоактуализация личности зрителя. Эффективность данных видеоматериалов
заключается в том, что клиенту предлагают для просмотра специальную подборку
видеосюжетов, в которых отражена проблема клиента с разных сторон, но не в
явном, а в завуалированном виде. После просмотра и обсуждения данного видео
клиент должен прийти к самосознанию своих проблем.

— профилактическое: в большинстве своем
используют в работе с подростками предлагая посмотреть им видеоролики о вреде
курения, алкоголя и наркотиков, а также видео способствующее профилактике
девиантного и аддиктивного поведения.

— релаксационное: так называемое
расслабляющее видео чаще всего применяют в видеотерапии, так называемые
визуализации.

Медиа-уроки психологии. В рамках медиа-уроков
ИКТ выступает в большей степени как средство обучения, которое в умелых руках
может помочь, в противном случае – навредить.  Поэтому  организовать грамотный
медиа-урок не просто. С одной стороны, необходимо хорошо знать, как
определенную тему можно подать с использованием ИКТ. С другой стороны, надо
обладать достаточной ИКТ-подготовкой, чтобы либо создать необходимые
компьютерные материалы для урока, либо освоить имеющиеся программы и суметь их
корректно использовать.

Применительно к урокам психологии можно
описать следующие приемы использования ИКТ детьми и психологом на медиа-уроке:

− организация работы учащихся с
компьютерными диагностическими  программами;

− деятельность учащихся с
познавательными компьютерными конструкторами, как, например, авторская программа
«Конструктор самопознания», позволяющая лучше узнать себя;

− использование на уроке детьми для
усвоения нового, закрепления программ офисного блока, графических редакторов,
программ создания сайтов, мультиков;

− использование на уроках учащимися
Интернета для решения определенной проблемы;

− использование компьютерных
презентаций для трансляции психологом необходимого материала; использование
материалов с компьютерных дисков, Интернета для тех же целей;

− использование программы Word и медиа-проектора
для фиксации записей во время мозгового штурма;

− работа учащихся с определенными
моделями, наборами цифровых источников для решения проблем, усвоения нового;

− разработка психологом электронных
пособий для самообразования школьников, углубления и расширения знаний,
изучения себя и т.д., которые выдаются детям в качестве рабочих тетрадей для
выполнения домашних заданий и работе на уроке.

Развивающие игры. Наиболее простым и
доступным видом коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных,
являются компьютерные игры.

Применение компьютерных игр в работе
школьного психолога имеет ряд преимуществ. Компьютерные игры:

позволяют усилить мотивацию, повышают
интерес учащихся;

— способствуют формированию у учащихся
рефлексии своей деятельности, позволяют учащимся наглядно представить результат
своих действий;

— способствуют формированию умений
самостоятельно и инициативно решать игровые задачи;

— стимулируют индивидуальную деятельность
детей, их творческий потенциал;

— являются средством, объединяющим детей в
интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению;

— позволяют ребенку увидеть не только
продукт своей деятельности, но и динамику творчества;

— развивают восприятие, внимание, память,
мышление;

— формируют умение планировать свои
действия, предвосхищать их результат;

— способствует развитию у ребенка мелких
мышц руки и зрительно-моторной координации; ребенок учится соотносить движения
своей руки с теми результатами, которые он наблюдает на экране;

— формируют способность воспринимать знаки
и символы, что лежит в основе абстрактного мышления.

Компьютерные игры для детей бывают трех
типов: развивающие, обучающие (познавательные) и развлекательные.

1. Развивающие игры. Это компьютерные
программы так называемого «открытого» типа, предназначенные для познавательного
развития. К программам этого типа относятся:

— различного рода графические редакторы, в
т.ч. «рисовалки», «раскраски», конструкторы, предоставляющие возможность
свободного рисования на экране (рис. 15);

— игры, направленные на освоение
первоначальных навыков работы с манипулятором “мышь” (перемещение и нажатие на
левую клавишу), развитие мелкой моторики (рис. 16);

— игры, направленные на развитие
познавательных способностей: памяти, внимания, мышления, воображения (рис. 17,
18).

— «музыкальные редакторы» для ввода,
хранения и воспроизведения простых мелодий (рис. 19).

2. Обучающие игры. В этих играх задачи на
развитие разных познавательных функций объединены общим игровым сюжетом, в ходе
которого необходимо пройти различные этапы. Персонаж из какого-нибудь детского
мультфильма рассказывает правила, подбадривает, помогает переходить к следующей
задаче.

К этому типу относятся:

— игры, связанные с формированием у детей
начальных математических представлений, обучению счету и развитию
логико-математических способностей (рис. 20);

— игры и упражнения, направленные на
развитие необходимых для обучения чтению и письму умений, развитию
фонематического слуха (рис. 21);

— игры, способствующие формированию
динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве,
развитию пространственного мышления  (рис. 22);

— игры с предметным уклоном, направленные
на изучение определенных наук или явлений, например, «Астрономия для Детей»,
«Мои Первые Животные», «Учим Географию» и т.п. (рис. 23);

              рис.
15                                                                                рис.
16                                                                                         рис.
17

                                                                                     

                 рис. 18                                                                        рис.
19                                                                            рис.
20

                 рис.
21                                                                          рис.
22                                                                             рис.
23

                                                             

           рис.
24                                                                               
рис. 25

— игры-квесты, это игры-повествования или
игры-путешествия с некоторым сюжетом, в котором игрок ищет предметы, применяет
их в определенных ситуациях и местах,  общается с другими персонажами, решает
различные логические задачи для достижения цели, требующих от игрока умственных
усилий (рис. 24);

— игры с эстетическим, нравственным
воспитанием, экологическим воспитанием, например, обучающая игра «Учимся,
играя. Окружающий мир» (рис. 25).

Использование
компьютерной игры может также давать непосредственный, прямой эффект для
развития или коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений
(агрессивности, замкнутости, страхов и др.). Они используются в качестве такого
же инструмента, как куклы и картинки, в качестве некоего посредника,
замещающего живых участников общения. Компьютерные игры в данном случае имеют
опосредованное значение, т.к. в коррекционной работе применяются отдельные
эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо
проиграть психологу с ребенком. В этом они подобны книжно-картонным материалам,
но имеют перед ними преимущество в лучшей графике, интерактивности и
подвижности персонажей.

Игры-квесты изначально, в своей структуре
содержат ситуации для коррекции страхов и агрессивности. Для коррекции страхов
и неуверенности в себе имеется много ситуаций, в которых герою дается трудная
задача. Коррекции страхов служат встречи с врагами и научение преодолевать эти
препятствия. Ведь страхи возникают из-за неуверенности в своих силах, неумении
собраться для решения трудной ситуации. Устранить пугающих психотравмирующих
агентов в реальной жизни невозможно. А если это сделать искусственно, то такой ребенок
окажется неприспособленным к реальной жизни, изобилующей трудными задачами и
пугающими ситуациями. В компьютерной игре это сделать легче, чем в реальной
жизни, и при этом ребенок вводит в свою психику положительный паттерн – в
психике формирует навык преодоления трудной ситуации (рис. 26).

Многие жанры компьютерных игр обладают
хорошими возможностями для коррекции агрессивности. Агрессивные личности обычно
несдержанны, нетерпеливы, порывисты, горячи, непослушны. В реальной жизни их
поведение наталкивается выраженную эмоциональную ответную реакцию от окружающих
людей. Это или побуждения к драке среди детей, или тяжелые нанесенные обиды
своим друзьям или знакомым. В этом плане машина (компьютер) груба и не
эмоциональна. На неправильные действия агрессивного ребенка машина не
обижается, и не дерется, а терпеливо ждет, когда ребенка перестанет щелкать
мышкой десять раз в секунду, успокоится и посоветуется с психологом, как ему
действовать в неподдающейся ситуации. Агрессивные и непослушные дети игнорируют
правила поведения в определенных ситуациях. Компьютерные игры являются очень
хорошими тренажерами в данном случае. В играх с элементами сражений, можно
трансформировать эмоциональную реакцию в умение рационально выигрывать схватку
с противником.

Рис. 26 Компьютерная
игра коррекции эмоциональных нарушений (тревожности, страхов)

Компьютерные игры отличаются от ситуаций
живого общения тем, что ребенок играет в них один, или рядом с психологом.
Недостаток компьютерных игр в том, что они отрывают от реальной жизни, в
психокоррекционной практике превращается в преимущество. Замкнутый (или
аутичный) ребенок испытывает затруднения (или не может совсем) в реальной
ситуации общения. Такие дети с интересом осваивают игру на компьютере, где ему
ничто (или никто) не угрожает рядом с ним. В компьютерных играх мы имеем весь
набор ситуаций общения, среди которых и те, которые вызывают негативные реакции
и замкнутого ребенка. На компьютере проиграть их легче, чем в реальной жизни.
Компьютерная игра является наглядным пособием, и работа ведется так же, как и в
ролевых играх с игрушками.

Развивающие игры можно скачать здесь:

http://gameboss.ru/games/all/page-2_

http://www.logozavr.ru

http://www.solnet.ee/games/g1.html

Развивающие психологические тренажеры. Компьютерные
тренажеры – это электронные пособия, предназначенные для отработки практических
умений и навыков. Работа с тренажером строится на принципе прямого
манипулирования с какими-либо объектами и моделями, когда детям для решения
предлагается определенная задача с готовыми правилами.

Электронный компьютерный
тренажер удобнее всего использовать в процессе индивидуальной
коррекционно-развивающей работы. Так как работает с ним непосредственно сам
ребенок, а психолог лишь наблюдает за этим процессом, контролирует правильность
выполнения, помогает.

Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает.

Итак, что же представляет
собой электронный компьютерный тренажер и как он выглядит?

Весь материал тренажера
состоит из определенных заданий. Задания могут быть взаимонезависимы, но
проходить тренажер обучающимся рекомендуется последовательно: после полного
прохождения первого задания учащийся переходит ко второму и так далее до
окончания тренажера. После прохождения всех заданий учащемуся можно предложить
сдать итоговый тест, чтобы подтвердить свою успешность в освоении материала или
развитии той или иной способности.

Из представленных на сегодняшний день
готовых компьютерных тренажеров можно перечислить следующие:

— «Компьютерный тренажер.
Супервнимание»: с помощью данной программы вы сможете развить различные
показатели внимания. Весь материал разбит на главы, которые содержат теорию и
практические упражнения: концентрация внимания, ориентировка в пространстве,
распределение и объем внимания, устойчивость внимания.

— «Компьютерный
Интеллект-Тренажер»: полный мультимедийный курс для развития: памяти, внимания,
скорочтения, фоточтения, творческого и нестандартного мышления, логического
мышления, воображения, интуиции, саморегуляции.
Уникальность
программы заключается в том, что каждое упражнение стимулирует развитие сразу
нескольких способностей, а предлагаемая очередность их выполнения позволяет
достичь максимальных результатов при минимально затраченном времени и нагрузке
на мозг.

— «Тренажер: Собери яблоки»:
игра-тренажер предназначена для детей от 2 лет. Особенно подходит для детей,
начинающих осваивать компьютер. Учит ребенка обращаться с мышкой, развивает
координацию движений руки.

— «Электронный
интеллектуальный тренажер (ЭИТ)»: активно используется для увеличения объема и
концентрации внимания, расширения поля восприятия, формирования вертикальной
составляющей поля восприятия, развития логического, математического, абстрактного
мышления, для тренировки зрительной памяти.

Электронный компьютерный тренажер также
можно разработать самостоятельно с использованием анимации при помощи программ
Microsoft Offise РоwerPoint, Macromedia Flash, Microsoft Offise
Exсel. Для этого не нужно
знать элементы программирования, а иметь лишь время и желание.

Тренажер «Заплатка» (рис. 27)
способствует развитию визуального мышления.

Тренажер «Лабиринт» (рис. 28) развивает
наглядно-образное мышление, а также формирует компоненты учебной деятельности.

Тренажер «Продолжи ряд» (рис. 29)
способствует развитию логического мышления.

Неоспоримое преимущество
компьютерных электронных тренажеров в том, что на экране всегда можно быстро
вставить букву, слово, заменить целое предложение, решить примеры, задачи, а
самое главное всегда можно с легкостью исправить ошибку. Такой подход создает
условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление
ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих
силах, в возможностях своего интеллекта. Во время работы с тренажером у
учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля,
исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное
беспокойство, тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные
предпосылки для успешного протекания процесса обучения.

Многие тренажеры содержат
физминутки для глаз, которые дают возможность отдохнуть и снимают утомляемость.

Таким образом, активное
внедрение в коррекционно-развивающую работу школьного психолога разнообразных
электронных компьютерных тренажеров способствует повышению эффективности
коррекционного процесса.

Коррекционно-развивающие компьютерные занятия.
К
ним относятся практические индивидуальные или групповые занятия, которые
педагог-психолог проводит с учащимися в рамках коррекционно-развивающей
деятельности, но с использованием компьютерной техники. Плюс таких занятий не
только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер
дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, видеоизображения и
сопроводить их звуком.
Большинство
заданий имеет несколько уровней сложности, что дает возможность ребенку научиться
оценивать свои силы и получать положительные результаты каждому по своей
индивидуальной программе.
Конечно, занятие не сводится только к работе за
компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными – это
только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.

Итак, рассмотрим примерную структуру
коррекционно-развивающего занятия с применением компьютера.

При построении занятия необходимо
учитывать возрастные психические и физические особенности учащихся. При отборе
игр-занятий и компьютерных программ для обучения и развития детей, прежде
всего, сам психолог должен внимательно изучить цели и формы, которые преследуют
эти программы, проанализировать обоснованность и доступность каждой из них.

Чтобы компьютер не стал врагом, нельзя
забывать, что все хорошо в меру. Необходимо следить, чтобы ребенок проводил
возле компьютера не более 35 минут в день.

Каждое занятие должно включать несколько
видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа или фронтальная игра,
компьютерная игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры,
конструирование.

Стандартное коррекционно-развивающее
занятие с использованием компьютера может иметь следующую структуру:

1.                 
Введение
(приветствие, разминочная игра).

2.                 
Игры
и задания на индивидуальных листах.

3.                 
Работа
за компьютером (объяснение педагога-психолога, самостоятельная работа с
программой под руководством психолога). В этот блок обязательно должна быть
включена гимнастика для глаз.

4.                 
Парные
и групповые развивающие игры.

5.                 
Работа
за компьютером.

6.                 
Физкультминутка.

7.                 
Игры
и задания на индивидуальных листах.

8.                 
Работа
за компьютером.

9.                 
Игры
в релаксационной зоне.

Кроме этого, сейчас почти у каждого
школьника есть дома компьютер, поэтому педагог-психолог после занятия может
раздавать детям электронные домашние задания. Таким образом, небольшую
коррекционно-развивающую работу учащиеся могут осуществлять дома с родителями.

В зависимости от цели занятия психолог
может изменить его структуру, поменять местами блоки, заменить физкультминутку
подвижным заданием или подвижной игрой.

Важно отметить, что на занятиях строго
должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические нормы: требования к технике,
освещению, продолжительности занятий; профилактические упражнения для глаз и
физкультминутки.

Из всего вышесказанного становится ясно,
что компьютерные коррекционно-развивающие занятия школьный психолог может
разрабатывать самостоятельно. Для этого необходимо наличие компьютерного класса
(для групповых занятий) или же одного персонального компьютера в кабинете
психолога (для индивидуальных занятий).

При составлении компьютерного занятия
педагог-психолог может использовать как отдельные компьютерные упражнения,
игры, тренажеры, так и целые компьютерные программы и комплексы. Например, в
развивающие занятия с будущими первоклассниками «Подготовка к школе» можно
включить работу с такими компьютерными программами как «Занимательные уроки для
подготовки к школе», «Учимся читать», «Комплексная программа развития
интеллекта» и т.п.

Для проведения подобных занятий
педагогу-психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные
программы.
Данные
продукты можно приобрести в различных интернет-магазинах.
Чаще всего
основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и
качеств ребенка.

Скачать пример таких программ можно на
сайтах:

http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml

http://www.effecton.ru/758.html

Однако, не у каждого школьного психолога
есть возможность купить данные программы. В таком случае практический психолог
может воспользоваться офисной программой Microsoft
РоwerPoint. Данная программа обладает большим количеством функций, с помощью
которых можно создать полноценный компьютерный коррекционно-развивающий
комплекс.

Правильно подобранные игры-занятия,
проводимые целенаправленно и регулярно, с учетом возможностей каждого ребенка,
создавая радостный положительный эмоциональный фон, принесут гораздо больше
пользы, чем традиционные, зачастую формализованные занятия по обучению и
развитию детей. Таким образом, при обучении и развитии детей компьютерные
занятия смогут оказать неоценимую помощь.

Психологические компьютерные программы. К психологическим
компьютерным программам можно отнести профилактические компьютерные
программы-комплексы. На сегодняшний день существует несколько фирм
специализирующихся на разработке и создании компьютерных психологических
программ-комплексов. Это такие фирмы как «Алматея», «Эффектон-Студио»,
«Когито», «Иматон» и т.п.

Данные компании в качестве
коррекционно-профилактических методов предлагают следующие:

— Психокоррекционная программа «Комфорт»:
программный комплекс для оптимизации умственной работоспособности. Содержит
психотехнические, дыхательные, оздоровительные и тренинговые методики и
упражнения для быстрого включения в работу, для повышения выносливости при
умственной работе, для улучшения способности к обучению, для увеличения
энергетики мозга, для предотвращения перенапряжения зрения, для повышения
стрессоустойчивости (рис. 30).

— Психокоррекционная программа «Внимание»:
компьютерная система для тренировки основных свойств внимания (рис. 31).

— Психопрофилактическая программа «Волна»:
направлена на обучение навыкам саморегуляции посредством диафрагмального типа
дыхания. Может использоваться в качестве эффективного метода профилактики и
коррекции психофизиологических и психоэмоциональных нарушений у детей и
взрослых.

— Комплексная программа профилактики
наркозависимости, алкоголизма и табакокурения для работы с детьми среднего и
старшего школьного возраста «Сталкер»: как эффективный метод психологического
сопровождения развития детей и подростков поможет: сформировать навыки
уверенного поведения в сложных ситуациях; осознать личную ответственность за
свое поведение и выбор жизненного пути; развить систему мировоззрения,
обеспечивающую личностный рост; сформировать эмоциональные, когнитивные и
поведенческие установки на неприятие употребления психоактивных веществ;
развить коммуникативные навыки.

Рис. 30. Компьютерная программа для оптимизации
умственной деятельности

Рис. 31. Компьютерная программа для тренировки свойств
внимания

— Компьютерная антистрессовая программа
«ИБИС»:  данная программа представляет собой психофизиологический тренинг, в
процессе которого вырабатываются глубоко закрепленные навыки саморегуляции и
самоконтроля, что позволяет эффективно осуществлять профилактику и коррекцию
дезадаптации.

Помимо вышеперечисленных комплексов в сети
Интернет можно также встретить программы для релаксации и медитации. Данные
программы эмитируют звуки природы: дневной лес, ночной лес, потрескивает
костёр, нежно журчит ручей, пролетают птицы, стрекочут насекомые, проигрываются
музыкальные композиции, при этом на экране могут быть написаны оптимистичные,
настраивающие на положительный лад, фразы. Создается атмосфера спокойствия,
гармонии, блаженства.

Итак, каким же образом школьный психолог
может применять компьютерные психокоррекционные и профилактические программы в
своей повседневной практике?

В некоторых образовательных организациях
создаются и активно используются комнаты психологической разгрузки.

Комната психологической разгрузки служит
для обучения снятию напряжения, формирования состояния релаксации и навыкам психофизиологической
саморегуляции. Позволяет проводить мероприятия по психологической коррекции,
поддержке и социальной адаптации детей, поддержанию здоровья и оптимальной
работоспособности, ускорению реабилитации после чрезмерных нагрузок, стрессов и
переутомления, освоению навыков саморегуляции.

В связи с этим, достаточно часто комната
психологической разгрузки используется школьными психологами для проведения
групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих и профилактических занятий
с детьми. Особенно рекомендуется проводить тренинги для категории «трудных»
подростков. Чаще всего целями таких занятий являются профилактика
эмоционального напряжения учащихся, развитие психоэмоциональной устойчивости и
способности к саморегуляции, снятие нервно-психического напряжения, агрессии,
эмоциональной возбудимости. В процессе проведения данного тренинга практический
психолог может организовать индивидуальную или групповую работу учащихся по
вышеперечисленным компьютерным программам. Комплексное использование
антистрессовых и релаксационных компьютерных программ воздействует на все
органы чувств, гармонизирует, способствует расслаблению, снижению утомляемости,
повышению работоспособности, развитию устойчивости к стрессовым ситуациям,
активизации собственных защитных сил организма.

Таким образом, коррекционно-профилактические
компьютерные программы могут использоваться педагогом-психологом в качестве
технического обеспечения комнаты психологической разгрузки, а также в качестве
средства или метода оптимизации умственной работоспособности, обучения навыкам
саморегуляции, снятия стрессового напряжения, а так же профилактики
наркозависимости, алкоголизма и табакокурения.

Несколько бесплатных
коррекционно-профилактических программ можно скачать по следующим ссылкам:

http://psyberia.ru/soft/softrelax#aura

http://softobzor.ru/q_download_13679/JEnergija_zhivogo_lesa_Zastavka_dlja_relaksacii_i_meditacii__1_7.html

Флэштренинг. Технология –
флештренинг, является инновационной в практической психологии. Флэштренинг это
направление флэштерапии (по Балинту) наиболее эффективное в работе с
подростками, старшеклассниками, а так же с родителями и педагогами.

Флэштренинг – это просмотр музыкального
видеоряда определенной тематики в течение 5-10 минут с последующим обсуждением
в группе. Это всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной
атмосфере и с беседой после ролика.

Флэштренинг – это современное и доступное
средство развития личности, это тренажер, позволяющий безопасно (без
последствий) наращивать практический опыт в решении личностных проблем.
Понимание содержания видеообраза позволяет лучше осознать свой внутренний мир,
расширить его границы, наполнить новым смыслом и содержанием свою жизнь.

Цели флэштренинга – релаксация,
самоактуализация личности участников группы;

Задачи флэштренинга:

1. Стать более внимательным к себе и
осознавать свои мысли, действия, чувства, т. к. на основании их строится
собственная жизнь.

2. Развивать способность анализировать
ситуации, чтобы управлять своей жизнью.

3. Перенимать различные способы поведения,
повысить возможность выборов в жизни.

4. Развитие эмпатических способностей
участников группы.

Особенности проведения флэштренинга.
Педагог-психолог формирует группу (10-15 человек) со сходными проблемами,
которых объединяет один и тот же сюжет. Во время просмотра исследует реакцию
зрителей, внимательно следит за их жестами, изменением выражения и даже цвета
лица. Потом начинается дискуссия, во время которой обсуждаются переживания и
чувства участников флэштренинга — люди пытаются взглянуть на проблему глазами
партнера. Именно в такие минуты и видна готовность человека к переменам в
жизни.

Этапы флэштренинга:

— участники смотрят видеоролик;

— участники в кругу высказывают мысли и
чувства, вызванные затронувшими эпизодами ролика;

— педагог-психолог помогает участникам
проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои собственные
потребности, актуальные на сегодняшний день;

— участники осознают связь между своими
эмоциональными реакциями и своими потребностями;

— участники имеют возможность принять
решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению своих потребностей.

Скачать готовые видеообразы для работы в
технологии флэштренинга можно здесь:

 http://www.youtube.com/watch?v=3QdowA7LWlw

http://www.youtube.com/watch?v=njf_rFzhNm0

http://www.youtube.com/watch?v=4RMsuZBFNQY

http://www.youtube.com/watch?v=yCF5fPrIWzo

http://www.youtube.com/watch?v=HV8JitHs9aU

http://www.youtube.com/watch?v=I8ehDCXhO2I

Так же вы можете самостоятельно создавать
музыкальный видеоряд с помощью
программы Power Point.

Веб-сайт. Веб-сайт школьного
психолога является своего рода виртуальной психологической службой, призванной
помочь педагогам, родителям, учащимся использовать широкие возможности для
психолого-педагогического самообразования, самопознания, профессионального и
личностного саморазвития, а так же для получения виртуальной психологической
помощи.

Разместив на сайте различные рубрики для
учителей, родителей и учащихся, например, «Вместе с родителями» или «Психология
для учителя» или «Тебе выпускник» будут решаться задачи повседневной школьной
практики, некоторые материалы настроят на осознание своей жизненной позиции.
Каждый участник образовательного процесса может выбирать материал в зависимости
от своих интересов и потребностей.

Неоспоримым преимуществом виртуальной
психологической службы является сохранение конфиденциальности (интимности)
общения человека с информацией, а так же предоставление достаточного времени
для размышлений и анализа.

Многие неопытные пользователи интернета
считают, что для разработки собственного сайта необходимо нанимать знающих
специалистов и умелых разработчиков. Так было раньше. Однако, времена идут и на
сегодняшний день мировая глобальная сеть Интернет предлагает массу возможностей
для разработки и создания сайта собственными руками.

Программ по созданию сайтов в сети великое
множество. Вот несколько интернет-адресов:

http://www.websajt.ru/programm.php

http://www.siteprogramms.ru/konstruktory-sajtov

http://www.majordomo.ru/constructor/

Для того, чтобы сайт пользовался
популярностью среди педагогов, родителей и учащихся материалы, размещенные на
нем должны быть подобраны с учетом их запросов и потребностей.

В рубрике для учащихся школьный психолог
мог бы разместить:

— компьютерные развивающие, обучающие,
логические игры;

— популярные детские тесты;

— развивающие задания по психологии;

— виртуальную «Почту доверия».

Для учителей полезной стала бы следующая
информация:

— материалы по адаптации учащихся;

— материалы для проведения классных часов,
например «Учимся жить дружно»;

— конспекты родительских собраний,
например, «Как помочь ребенку в подготовке домашних заданий»;

— материалы о психологических особенностях
детей разных возрастов;

— информация о причинах неуспеваемости и
проблемах в поведении учеников;

— памятки-рекомендации по разным темам,
например, памятка учителям «Как предотвратить детский суицид».

Родители – это, наверное, самые важные и
значимые посетители сайта школьного психолога именно на них в большей степени
должен быть ориентирован материал, размещенный на сайте. С чем это связано? С
тем, что цели посещения сайта у всех разные: учащихся привлекает возможность
развлечься, поиграть, пообщаться и т.п.; педагога чаще всего интересует
конкретная информация или психологический запрос, при этом не нужно забывать,
что учащиеся и учителя каждый день имеют возможность обратиться к психологу
лично; родители же в большинстве своем не имеют возможности и времени при
первой необходимости встретиться с психологом, в связи с чем, обращаются на
сайт школьного психолога за помощью и поддержкой.

Таким образом, сайт или блог школьного
психолога может решать актуальные задачи, связанные с консультативной и
просветительской деятельностью психолога, выполнять множество функций и
выступать в качестве виртуальной школьной психологической службы.

Электронный журнал учета видов
деятельности.
Основной
рабочей документацией педагога-психолога, позволяющей структурировать его
деятельность в образовательной организации, является «
Журнал учета видов
деятельности» для фиксации результатов психологической работы. Многие
педагоги-психологи используют «Рабочий журнал психолога образовательного
учреждения» Семаго М.М. Данный журнал состоит из множества разделов, каждый из
которых предусматривает не только ежедневное заполнение, но и подсчет
проведенных мероприятий и их участников. Решить эту проблему позволит электронная
версия данного журнала, созданная с использованием программы Excel. В ней
предусмотрена функция автоматического распределения данных о проделанной работе
по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому
подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо.

Создать не только электронный журнал, но и
целую программу для фиксации и хранения результатов психологической
деятельности поможет программа Access.

Рис. 32. Журнал учета видов деятельности
сконструированный в программе
Access

Это программа, создающая базы данных,
позволяет с легкостью управлять и менять базы данных. Программа Access имеет
широкий спектр функций: построение экранных форм, таблиц, отчетов, баз дынных,
позволяет добавлять информацию и искать в программе нужные сведения, выводя
результат на экран. Это делает ее прекрасным помощником для хранения
информации, поскольку вам не нужно иметь дело с таблицами и графиками.

На рис. 33 представлен журнал учета видов
деятельности сконструированный самостоятельно в программе
Access. Такой журнал
позволяет организовать деятельность психолога, повысить эффективность ведения
документации и отчетности.

Создавать разной сложности виды отчетов,
как графических, так и текстовых помогут программы Microsoft Access и Microsoft
Excel. Электронный журнал педагога-психолога можно скачать здесь: http://festival.1september.ru/articles/412694/

Электронный психологический паспорт
ребенка.
Использование ИКТ позволяет собирать и накапливать банк
диагностических данных по классам, что делает возможным проследить динамику
развития каждого ребенка на различных ступенях обучения в школе.

Психологический паспорт – это база данных,
где содержится вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась
психологическая работа. Это очень важная часть деятельности педагога-психолога,
которая относится к психологическому сопровождению учащихся – особенно тех, кто
по каким-либо причинам попал в группу риска.

Хранение информации
в компьютерной базе данных позволяет соблюдать принципы этического кодекса
деятельности педагога-психолога: принцип конфиденциальности, компетентности.

Компьютерная база данных позволяет быстро
отыскать информацию на нужного учащегося по фамилии и имени. Составляется она
достаточно легко и быстро с помощью программы Microsoft Access (рис.
33).

Рис. 34. База данных учащихся сконструированная
в программе
Access

Педагог-психолог                                                                           Соловьева
Д.Ю.

И.О.
директора                                                                              
Кохтенко Л.Н.

Скачано с
www.znanio.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Excel на сайте php
  • Excel на русском с торрента
  • Excel на профессиональном уровне
  • Excel на планшете самсунг
  • Excel на планшете айпад