Для автоматизации обработки данных, представленных в табличной форме, используются специальные программы, называемые электронными таблицами или табличными процессорами.
Мы познакомимся с табличным процессором Microsoft Excel.
Окно табличного процессора Excel содержит стандартную строку заголовка, строку меню и панели инструментов. В основном мы будем использовать панели инструментов Стандартная и Форматирование.
Документ в Excel называется рабочей книгой, которая в свою очередь делится на рабочие листы. Между рабочими листами можно переключаться внизу окна.
Основная часть окна табличного процессора — рабочий лист. Рабочий лист состоит из (256) столбцов и (65 536) строк. Столбцы именуются латинскими буквами (одно- и двухбуквенными именами) в алфавитном порядке в направлении слева направо. Строки нумеруются сверху вниз, начиная с (1).
Ячейка — это место пересечения столбца и строки.
Имя ячейки составляется из буквенного обозначения столбца и номера строки.
На рисунке выделена ячейка А1. Она имеет такое имя, потому что находится в столбце А и первой строке.
Адрес ячейки — имя ячейки.
Диапазон — идущие подряд ячейки в строке или прямоугольнике.
Диапазон задаётся следующим образом: D4:D15, F6:F18, B2:K10. Указывается начальная и конечная ячейки диапазона, в прямоугольном диапазоне — ячейки левого верхнего и правого нижнего углов.
Табличный курсор — элемент таблицы, который показывает на текущую или активную ячейку.
Активная ячейка — это ячейка электронной таблицы, которая используется в данный момент или готова к вводу или редактированию содержащихся в ней данных.
Обрати внимание!
В ячейках может содержаться текст, число либо формула.
Текст используется для оформления таблиц, числами задаются количественные характеристики, с помощью формул производят математические вычисления.
Формулы являются своеобразными инструкциями, определяющими порядок вычислительных действий. Они могут содержать имена ячеек, числа, знаки операций и обращения к функциям.
Арифметические операции «сложение», «вычитание», «умножение» и «деление» обозначаются соответственно символами «+», «-», «*» и «/».
При решении задач мы будем использовать функции суммирования (СУММ), вычисления среднего арифметического значения (СРЗНАЧ), нахождения максимума (МАКС) и минимума (МИН).
При вычислении по формуле используется порядок операций, принятый в математике.
Для его изменения можно применять круглые скобки.
Изменение содержимого любой ячейки приводит к автоматическому пересчёту значений всех ячеек таблицы, в которых есть ссылки на данную.
Электронные таблицы не только автоматизируют расчёты, но и являются эффективным средством моделирования различных вариантов и ситуаций.
Меняя значения исходных данных, можно проследить за изменением получаемых результатов и из множества вариантов решения задачи выбрать наиболее подходящий.
Федяева А.И
«Работа в Microsoft Excel»
Учебное пособие
Для дисциплины «Информационные технологии»
2019 год
«Работа в Microsoft Excel» Учебное пособие для дисциплины «Информационные технологии
Учебное пособие подготовлено по материалам лекционного курса, посвященного основам работы в программе Microsoft Excel. Предназначено для практической самостоятельной работы студентов. Содержит краткое описание электронной таблицы Excel, методические рекомендации к выполнению практических работ и задания для самостоятельной работы студентов.
Содержание
Введение 4
Основные понятия и определения электронной таблицы MsExcel 6
Практическая работа 1 Тема: Обучение основным возможностям в программе Microsoft Excel. Ввод чисел и текста в таблицы Excel. Выделение границ. Форматирование текста. Понятие формул. 7
Практическая работа 2 Тема: Автозаполнение таблиц Excel. Абсолютные ссылки. Форматирование таблицы. 14
Практическая работа 3 Тема: Оформление документов Excel. Вставка примечаний. Использование функций. 16
Практическая работа 4 Тема: Построение диаграмм и графиков в таблицах Excel. 19
Практическая работа 5 Тема: Сортировка записей списка. Подготовка документа к печати. 22
Практическая работа 6 Тема: Математика в Excel. Графическое решение систем уравнений. Графики функций в Excel 24
Практическая работа 7 Тема: Решение линейных уравнений вида ax+b=0 в ЭТ Excel. Условное форматирование. 26
Практическая работа 8 Тема: Закрепление изученного материала: Решение квадратных уравнений вида ax2+bx+c=0 в ЭТ Excel. 31
Список используемой литературы 34
Введение
Требования к уровню подготовки выпускника специальности 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем предусматривают знание студентами программы Microsoft Excel, которая входит в пакет Microsoft Office. А также уметь применять программу Microsoft Excel для решения математических, экономических, статистических и других задач, построения вычисляемых таблиц различного уровня сложности. Получение навыков реализации возможностей программного пакета Microsoft Excel при решении базовых математических задач может являться ступенью в подготовке специалистов высокого уровня для современной экономики.
Составлено в соответствии с ГОС специальности 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.
При изучении данного курса студент должен:
Знать:
- назначение электронных таблиц;
- структуру окна ЭТ Excel;
- основные приемы работы в ЭТ Excel;
- способы форматирования таблиц;
- приемы работы с формулами и функциями;
- методы создание таблиц различного уровня сложности.
Уметь:
- вводить данные в таблицы Excel;
- форматировать таблицы;
- использовать формулы при расчетах;
- добавлять примечания к ячейкам;
- применять функции для решения задач;
- строить различного рода диаграммы;
- выполнять сортировку данных;
- работать с формой;
- фильтровать данные;
- решать системы уравнений;
- решать линейные и квадратные уравнения;
- строить графики систем уравнений;
- применять логические функции для решения уравнений;
- выполнять условное форматирование;
В соответствии с государственным стандартом образовательной области «Информационные технологии» учебное пособие включает в себя: последовательность практических работ, для самостоятельного выполнения их на компьютере, позволяющих учащимся познакомиться с одной из наиболее популярных программ работы с электронными таблицами – MsExcel.
В данном учебном пособии рассмотрены основные понятия и определения электронной таблицы Excel, разработаны практические работы, которые помогут учащимся самостоятельно научится решать задачи и составлять таблицы различного уровня сложности, а также закрепить основные навыки и умения в электронной таблице Excel.
Для эффективного освоения курса рекомендуется строить самостоятельную работу следующим образом: повторить необходимый для занятия теоретический материал по учебным конспектам и дополнительной литературе, внимательно ознакомится с заданием и рекомендациями по его выполнению, выполнить работу в указанной последовательности, убедиться в том, что получены все необходимые навыки сформулированные вначале каждой работы.
Данное учебное пособие может быть использовано студентами дневного и заочного отделений для самостоятельного изучения темы «Работа в Microsoft Excel», а также преподавателями для организации работы студентов, как на занятиях, так и для внеаудиторной работы.
Основные понятия и определения электронной таблицы MsExcel
Объекты электронной таблицы (см. рис. 1):
Рис. 1.
Ячейка – элементарный объект электронной таблицы, расположенный на пересечении столбца и строки.
Строка – все ячейки, расположенные на одном горизонтальном уровне.
Столбец – все ячейки, расположенные в одном вертикальном ряду таблицы.
Диапазон ячеек – группа смежных ячеек, которая может состоять из одной ячейки, строки (или ее части), столбца (или его части), а также из совокупности ячеек, охватывающих прямоугольную область таблицы.
Таблица представляет собой сложный объект, который состоит из элементарных объектов: строки, столбца, ячейки, диапазона ячеек. Каждый элементарный объект обладает именем, которое определено разработчиками электронной таблицы.
Строка: заголовки строк представлены в виде целых чисел, начиная с 1.
Столбец: заголовки столбцов задаются буквами латинского алфавита сначала от A до Z, затем от АА до AZ, от ВА до ВZ и т.д.
Ячейка: адрес ячейки определяется ее местоположением в таблице, и образуется из заголовков столбца и строки, на пересечении которых она находится. Сначала записывается заголовок столбца, а затем номер строки. Например: А3, D6, АВ46 и т.д.
Диапазон ячеек: задается указанием адресов первой и последней его ячеек, разделенных двоеточием. Например: адрес диапазона, образованного частью строки 3 – Е3:G3, адрес диапазона, имеющего вид прямоугольника с начальной ячейкой F5 и конечной ячейкой G8 – F5:G8.
Под форматированием табличного документа понимается ряд действий по изменению формы представления, как самого документа, так и его объектов. Для форматирования объектов электронной таблицы, помимо обычных способов, принятых в текстовом процессоре, используются некоторые особые приемы:
- данные в ячейках могут быть представлены различным образом (в разных форматах);
- можно изменять ширину столбца или высоту строки, в которых хранятся данные;
- любой объект электронной таблицы может быть заключен в рамку и/или выделен специальным узором.
Форматирование любого объекта табличного документа осуществляется с помощью команд раздела меню Формат.
Формат ячейки характеризуется следующими параметрами: число, выравнивание, шрифт, рамка, вид, защита.
- Число определяет тип данных, хранящихся в ячейке.
- Выравнивание и шрифт используются так же, как и в текстовом редакторе. Рамка определяет внешнее обрамление ячейки (тип, толщину, штрих линии). Вид определяет заливку и узор фона ячейки.
- Защита определяет уровень защиты данных в ячейке.
Формат строки позволяет регулировать высоту строки и управлять отображением строки в таблице.
Высота строки регулируется автоматически или вручную. При автоматической регулировке высоты строки выбирается такое значение, чтобы все данных помещались в строке.
Формат столбца позволяет регулировать ширину столбца и управлять отображением столбца в таблице.
Ширина столбца может регулироваться автоматически или вручную. При автоматической регулировке ширины столбца выбирается такое значение, чтобы все данные помещались в столбце в одну строку.
Практическая работа 1:
Тема: Обучение основным возможностям в программе Microsoft Excel. Ввод чисел и текста в таблицы Excel. Выделение границ. Форматирование текста. Понятие формул.
Цель: Ознакомить учащихся с основными приемами работы в ЭТ Excel. Научить учащихся создавать простые таблицы в ЭТ Excel.
Оборудование: ПК, ЭТ Excel.
В качестве проверки домашнего задания предлагаются следующие вопросы:
- Для чего предназначены программы обработки числовой информации?
- Какие вы знаете программы обработки числовой информации. Дать краткую характеристику?
- Сферы применения электронных таблиц?
- Основные возможности программы Excel?
- Структура программы Excel?
Перед выполнением практической работы студент должен знать:
- назначение электронных таблиц;
- структуру окна ЭТ Excel;
- основные приемы работы в ЭТ Excel;
После выполнения практической работы студент должен уметь:
- вводить данные в таблицы Excel;
- выделять границы в таблице;
- использовать формулы при расчетах;
- форматировать текст в таблицах.
Методические указания
Введение основных понятий, связанных с работой электронных таблиц Excel.
1. Запустите программу Microsoft Excel, любым, известным вам способом. Внимательно рассмотрите окно программы Microsoft Excel. Первый взгляд на горизонтальное меню и панели инструментов несколько успокаивает, так как многие пункты горизонтального меню и кнопки панелей инструментов совпадают с пунктами меню и кнопками окна редактора Word, изученным ранее.
Совсем другой вид имеет рабочая область и представляет собой размеченную таблицу, состоящую из ячеек одинакового размера. Одна из ячеек явно выделена (обрамлена черной рамкой). Как выделить другую ячейку? Достаточно щелкнуть по ней мышью, причем указатель мыши в это время должен иметь вид толстого белого креста.
Попробуйте выделить различные ячейки таблицы. Для перемещения по таблице воспользуйтесь полосами прокрутки.
2. Для того чтобы, ввести текст в одну из ячеек таблицы, необходимо ее выделить и сразу же (не дожидаясь появления столь необходимого нам в процессоре Word текстового курсора) “писать”.
Основным отличием работы электронных таблиц от текстового процессора является то, что после ввода данных в ячейку, их необходимо зафиксировать, т. е. дать понять программе, что вы закончили вводить информацию в эту конкретную ячейку,
Зафиксировать данные можно одним из способов:
- нажать клавишу {Enter};
- щелкнуть мышью по другой ячейке,
- воспользоваться кнопками управления курсором на клавиатуре (перейти к другой ячейке).
3. Все уже заметили, что таблица состоит из столбцов и строк, причем у каждого из столбцов есть свой заголовок (А, В, С…), и все строки пронумерованы (1, 2, 3…). Для того чтобы выделить столбец целиком, достаточно щелкнуть мышью по его заголовку, чтобы выделить строку целиком, нужно щелкнуть мышью по ее заголовку.
4. Обратите внимание на то, что в Поле имени, расположенном выше заголовка столбца А, появился адрес выделенной ячейки С4. Выделите другую ячейку, и вы увидите, что в Поле имени адрес изменился.
Выделите ячейку D5; F2; А16.
Какой адрес имеет ячейка, содержащая день недели?
5. Давайте представим, что в ячейку, содержащую имя студента нужно дописать еще и его фамилию. Выделите ячейку, содержащую имя студента, введите с клавиатуры фамилию и зафиксируйте данные, нажав клавишу {Enter}.
Что произошло? Фамилия не «дописалась» в ячейку, а новые данные заменили исходные и вместо имени студента вы получили фамилию. То есть, если выделить ячейку таблицы, содержащую некоторые данные и ввести новые данные с клавиатуры, в ячейке таблицы окажется последняя информация.
Как же дополнить содержимое ячейки таблицы (отредактировать), не набирая заново все данные? Выделив ячейку, содержащую имя студента, вы увидите, что ее содержимое дублируется в Строке формул, расположенной выше заголовков столбцов. Именно в Строку формул можно щелчком мыши установить традиционный текстовый курсор, внести все требуемые изменения и затем зафиксировать окончательный вариант данных.
Выделите ячейку таблицы, содержащую имя студента, установите текстовый курсор перед текстом в Строке формул и наберите заново фамилию. Зафиксируйте данные. У вас должна получиться следующая картина (см. рис. 2):
Рис. 2.
Видно, что запись вышла за пределы своей ячейки и заняла часть соседней. Это происходит только тогда, когда соседняя ячейка пуста. Давайте ее заполним и проверим, что изменится.
Выделите ячейку таблицы, расположенную правее ячейки, содержащей ваши данные и введите в нее любой текст.
Теперь видна только та часть ваших данных, которая помещается в ячейке (см. рис. 3). Как просмотреть всю запись? И опять к вам на помощь придет Строка Формул. Именно в ней можно увидеть все содержимое выделенной ячейки.
Рис. 3
Выделите ячейку, содержащую фамилия и имя студента, и просмотрите в Строке формул полное содержимое ячейки. Итак, Строка формул позволяет:
- внести изменения в содержимое выделенной ячейки;
- просмотреть содержимое ячейки, если запись не видна целиком.
Формат ячейки: для того чтобы данные в ячейках правильно считались необходимо задать нужный формат. Список возможных форматов, можно найти в пункте меню «Формат»-«Ячейки…», закладка «Число», пункт «(все форматы)» в левом списке — справа появится список предопределенных форматов (см. рис. 4).
Рис. 4
6. Как увеличить ширину столбца для того, чтобы в ячейке одновременно были видны и фамилия и имя студента?
Для этого подведите указатель мыши к правой границе заголовка столбца, «поймайте» момент, когда указатель мыши примет вид черной двойной стрелки, и, удерживая нажатой левую клавишу мыши, переместите границу столбца вправо. Столбец расширился. Аналогично можно сужать столбцы и изменять высоту строки.
Измените ширину столбца, содержащего день недели и часть суток таким образом, чтобы весь введенный текст был виден в ячейке таблицы.
7. Часто бывает нужно выделить не одну ячейку и не целый столбец, а блок ячеек (несколько ячеек, расположенных рядом).
Для этого нужно установить указатель мыши в крайней ячейке выделения и, при нажатой левой клавише, переместить мышь к противоположному краю выделения (весь выделенный блок «охвачен» рамкой, все ячейки, кроме той, с которой начали выделение, окрашены в черный цвет).
Обратите внимание, что в процессе выделения в Поле имени регистрируется количество строк и столбцов, попадающих в выделение. В тот же момент, когда вы отпустили левую клавишу, в Поле имени высвечивается адрес активной ячейки, ячейки, с которой начали выделение (адрес активной ячейки, выделенной цветом).
Выделите блок ячеек, начав с ячейки А1 и закончив ячейкой, содержащей «сегодня».
Для выделения всей таблицы используйте «пустую» угловую кнопку, расположенную над заголовком первой строки.
Выделите таблицу целиком. Снимите выделение, щелкнув мышью по любой ячейке.
8. Каким образом удалить содержимое ячейки? Для этого достаточно выделить ячейку (или блок ячеек) и нажать клавишу {Delete} или воспользоваться командой горизонтального меню Правка🢥Очистить.
Удалите все свои записи.
Далее рассмотрим понятие формулы:
Формула является основным средством для анализа данных. С помощью формул можно складывать, умножать и сравнивать данные, а также объединять значения. Формулы могут ссылаться на ячейки текущего листа, листов той же книги или других книг.
Формулы вычисляют значения в определенном порядке.
Формула в Microsoft Excel всегда начинается со знака равенства (=). Знак равенства свидетельствует о том, что последующие символы составляют формулу. Элементы, следующие за знаком равенства, являются операндами, разделяемыми операторами вычислений. Формула вычисляется слева направо, в соответствии с определенным порядком для каждого оператора в формуле. Порядок операций может быть изменен с помощью скобок.
В приведенном ниже примере скобки вокруг первой части формулы определяют следующий порядок вычислений: определяется значение B4+25, затем полученный результат делится на сумму значений в ячейках D5, E5 и F5.
=(B4+25)/СУММ(D5:F5)
Применение ссылок на ячейки
Формула может ссылаться на значения констант и на другие ячейки. Ячейка, содержащая формулу называется зависимой ячейкой, если ее значение зависит от значений в других ячейках. Например, ячейка B2 является зависимой, если она содержит формулу =C2.
Всякий раз, когда меняется ячейка, на которую ссылается формула, по умолчанию зависимая ячейка также меняется. Например, если значение одной из следующих ячеек меняется, результат формулы =B2+C2+D2 также изменится.
Если формула использует не ссылки на ячейки, а константы (например =30+70+110), результат изменится только при изменении самой формулы.
Формулы могут ссылаться на ячейки или на диапазоны ячеек, а также на имена или заголовки, представляющие ячейки или диапазоны ячеек.
Форматирование существующих чисел:
Числа в Microsoft Excel хранятся в виде числовых данных, даже если позже к содержащим их ячейкам был применен текстовый формат. Если такие данные, как коды товара, необходимо интерпретировать как текст, то сначала желательно применить текстовый формат к пустым ячейкам, а затем вводить числа. Если же числа уже введены, то их можно преобразовать в текстовые данные.
Задания для самостоятельной работы:
Задание №1:
Заполните предложенные таблицы, вычислив Доходы и Расходы.
Таблица 1
Доходы
статья |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
всего |
Продажи |
400р. |
300р. |
500р. |
563р. |
632р. |
756р. |
? |
Консультации |
20р. |
23р. |
53 |
63р. |
42р. |
53р. |
? |
Услуги |
100р. |
102р. |
105р. |
109р. |
111р. |
145р. |
? |
Всего |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Таблица 2
Расходы
статья |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
всего |
Материалы |
200р. |
100р. |
20р. |
53р. |
42р. |
40р. |
? |
Зарплата |
100р. |
100р. |
100р. |
100р. |
100р. |
100р. |
? |
Реклама |
2р. |
5р. |
40р. |
5р. |
4р. |
6р. |
? |
Аренда |
20р. |
20р. |
20р. |
20р. |
20р. |
20р. |
? |
Командировки |
10р. |
0р. |
0р. |
0р. |
20р. |
0р. |
? |
Оборудование |
120р. |
0р. |
0р. |
100р. |
0р. |
0р. |
? |
Всего |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
По полученным данным найдите разницу между Доходами и Расходами.
Занесите ее в таблицу:
Таблица 3
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
всего |
|
Разница |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Примечание:
1. Для более быстрого заполнения ячеек месяцами, необходимо использовать автозаполнение ячеек – навести указатель мыши на маркер заполнения ячеек, который находится в правом нижнем углу ячейки, и появившемся курсором «+» растянуть на необходимое число ячеек.
2. В данном задании используется формат ячеек – денежный.
Задание №2:
Вычислите «бюджет семьи» в неделю, в месяц, за год.
Таблица 4
Бюджет семьи
наименование товара |
цена |
кол-во в неделю |
стоимость в неделю |
стоимость в месяц |
стоимость за год |
хлеб |
4,7 |
7 |
? |
? |
? |
молоко |
? |
? |
? |
||
фрукты |
? |
? |
? |
||
макароны |
? |
? |
? |
||
мясо |
? |
? |
? |
||
яйцо |
? |
? |
? |
||
овощи |
? |
? |
? |
||
крупы |
? |
? |
? |
||
сахар |
? |
? |
? |
||
конфеты |
? |
? |
? |
||
итого: |
? |
? |
? |
Задание №3:
Составьте финансовый план ремонта квартиры.
Таблица 5
Финансовый план
необходимые материалы |
цена |
необходимое кол-во |
стоимость |
Краска |
5 |
5 |
? |
Обои |
20 |
40 |
? |
гвозди |
1 |
60 |
? |
итого: |
? |
? |
? |
Практическая работа 2:
Тема: Автозаполнение таблиц Excel. Абсолютные ссылки. Форматирование таблицы.
Цель: Ознакомить учащихся с автоматическим заполнением таблиц. Научить учащихся форматировать таблицы в ЭТ Excel.
Оборудование: ПК, ЭТ Excel.
Перед выполнением практической работы студент должен
знать:
- назначение электронных таблиц;
- структуру окна ЭТ Excel;
- основные приемы работы в ЭТ Excel;
уметь:
- вводить данные в таблицы Excel;
- выделять границы в таблице;
- использовать формулы при расчетах;
- форматировать текст в таблицах.
После выполнения практической работы студент должен уметь:
- использовать автозаполнение таблиц;
- форматировать таблицы.
Методические указания
- Дать определение Маркера заполнения.
- Изучение заполнения рядов чисел, дат или других элементов.
- Копирование данных внутри строки или столбца.
- Форматирование таблицы.
- Вращение и выравнивание текста в ячейке.
- Процесс переноса длинной строки в ячейке по словам.
- Использование рамок в ячейках.
- Заливка фона ячеек цветом.
Задания для самостоятельной работы:
Задание №1:
Подготовьте таблицу для расчетов платежей за электроэнергию.
1 кВт = 12р.
Таблица 6
месяц |
дата |
показание счетчика |
расход кВт ч |
сумма |
26.12.2002 |
3750 |
|||
январь |
30.01.2003 |
3840 |
90 |
57,60р. |
февраль |
25.02.2003 |
3960 |
? |
? |
март |
23.03.2003 |
4070 |
? |
? |
апрель |
? |
? |
||
май |
? |
? |
||
июнь |
? |
? |
||
июль |
? |
? |
||
август |
? |
? |
||
сентябрь |
? |
? |
||
октябрь |
? |
? |
||
ноябрь |
? |
? |
||
декабрь |
? |
? |
Задание №2:
Подготовьте прайс-лист по продаже офисной мебели с учетом курса доллара. 1$= 32,19р.
Таблица 7
наименование товара |
эквивалент $ US |
цена в рублях |
кресло рабочее |
$ 39 |
1 255,41р. |
Стеллаж |
$ 35 |
|
стол приставной |
$ 42 |
|
стол рабочий |
$ 65 |
|
Стул |
$ 20 |
|
тумба выкатная |
$ 65 |
|
шкаф офисный |
$ 82 |
Задание №3:
Создать таблицу, в которой будут содержаться данные о продажах фирмы «Твистор» в регионах. Воспользоваться средством автоматического заполнения для заголовков столбцов. Вычислить суммарную выручку фирмы за каждый квартал и за год, годовую выручку в каждом из регионов, а также среднюю по регионам выручку в каждом квартале. Применить к заголовку и к городам шрифт Monotype Corsiva.
К ячейкам с кварталами применить серый цвет, а к ячейкам «Итого» и «В среднем» — бледно-голубой.
Таблица 8
Фирма «Твистор» |
|||||
Города |
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
Год |
Астрахань |
|||||
Волгоград |
|||||
Саратов |
|||||
Самара |
|||||
Нижний Новгород |
|||||
Казань |
|||||
Ульяновск |
|||||
Пермь |
|||||
Москва |
|||||
Новосибирск |
|||||
Итого: |
|||||
В среднем: |
Практическая работа 3:
Тема: Оформление документов Excel. Вставка примечаний. Использование функций.
Цель: Научить учащихся добавлять примечания к ячейкам в ЭТ Excel, решать задачи с применением функций.
Оборудование: ПК, ЭТ Excel.
Перед выполнением практической работы студент должен
знать:
- назначение электронных таблиц;
- структуру окна ЭТ Excel;
- основные приемы работы в ЭТ Excel;
уметь:
- вводить данные в таблицы Excel;
- выделять границы в таблице;
- использовать формулы при расчетах;
- форматировать текст в таблицах.
- использовать автозаполнение таблиц;
После выполнения практической работы студент должен уметь:
- форматировать таблицы.
- добавлять примечания к ячейкам;
- применять функции для решения задач.
Методические указания
- Добавление примечания к ячейке
- Использование функций для вычисления значений
- Изучение структуры функции
- Ввод формулы, содержащей функцию
- Вставка функции
Задания для самостоятельной работы:
Задание №1:
Создать таблицу, содержащую данные о расходах студента за неделю (можно использовать свои цифры и наименования). Воспользоваться средством автоматического заполнения для заголовков столбцов. Добавить к ячейкам примечания, в которых отразить характер расходов. Подсчитать расходы по отдельным статьям за неделю, а также ежедневные расходы.
Таблица 9
Наименование расходов |
Дата |
За неделю |
||||||
01.мар |
02.мар |
03.мар |
04.мар |
05.мар |
06.мар |
07.мар |
||
Продукты |
60р. |
30р. |
45р. |
120р. |
50р. |
25р. |
300р. |
|
Транспорт |
10р. |
20р. |
||||||
Конц. товары |
80р. |
|||||||
Развлечения |
150р. |
100р. |
||||||
Прочие расходы |
35р. |
66р. |
80р. |
|||||
Итого: |
Задание №2:
1. Составить таблицу, содержащую цены на мониторы различных марок в нескольких фирмах.
2. Заголовок таблицы отцентрировать по всем столбцам.
3. Изменить шрифты следующим образом:
- наименования мониторов – Times New Roman, коричневый;
- названия фирм – Courier New, синий, курсив;
- заголовок таблицы – Arial, красный, полужирный;
- заголовки столбцов, содержащих минимальную и максимальную цену на монитор данного вида – Arial, зеленый, цвет фона ячейки – салатовый.
4. Цены могут быть набраны любым шрифтом, их начертание изменить на курсив.
5. Установить размеры шрифтов:
- для заголовка таблицы – 12 пт.;
- в остальных ячейках – 10 пт.
6. Цены в настоящей таблице приведены в рублях. Преобразовать значения в ячейках к соответствующему денежному формату.
- Минимальную и максимальную цены найти с помощью функций МИН и МАКС.
Таблица 10
Модель |
Фирма |
Мин. |
Макс. |
||||
Previous |
Ellips |
Vector |
Aditon |
IBM |
|||
Samsung 15» |
|||||||
Samsung 17» |
|||||||
Samsung 19» |
|||||||
LG 15» |
|||||||
LG 17» |
|||||||
LG 19» |
|||||||
Daewoo 15» |
|||||||
Daewoo 17» |
Задание №3:
Составить таблицу значений функции двух переменных F(x,y) заданной формулой
F(x,y),
где x = a+hx,
y =c+hy,
hx =(b-a)/n,
hy =(d-c)/n,
n=1,2,…,10
Дано:
Таблица 11
F(x,y) |
a |
b |
c |
D |
= tg (x+y) |
0 |
1 |
0 |
1 |
Ответ представить в виде таблицы:
Таблица 12
№ |
a |
b |
C |
d |
hx |
hy |
x |
y |
F(x,y) |
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
Практическая работа 4:
Тема: Построение диаграмм и графиков в таблицах Excel.
Цель: Ознакомить учащихся с Мастером диаграмм. Научить строить диаграммы и графики по созданным таблицам в ЭТ Excel.
Оборудование: ПК, ЭТ Excel.
Перед выполнением практической работы студент должен
знать:
- назначение электронных таблиц;
- структуру окна ЭТ Excel;
- основные приемы работы в ЭТ Excel;
уметь:
- вводить данные в таблицы Excel;
- выделять границы в таблице;
- использовать формулы и функции при расчетах;
- форматировать таблицы и текст в таблицах.
- использовать автозаполнение таблиц;
После выполнения практической работы студент должен уметь:
- форматировать таблицы;
- применять функции для решения задач;
- строить различного рода диаграммы.
Методические указания
- Создание диаграммы.
- Что такое Мастер диаграмм.
- Создание диаграмм из несмежных диапазонов.
- Изменение типа диаграммы (параметры диаграммы, исходные данные).
- Форматирование диаграмм.
- Добавление и удаление данных в диаграмме.
Задания для самостоятельной работы:
Задание №1:
Создайте таблицу и постройте диаграммы:
- На основе данных о продажах наиболее ликвидных акций в Российской торговой системе за первые 4 недели периода наблюдений. Затем в диаграмму добавьте данные за 5 неделю (Тип диаграммы – гистограмма);
- На основе данных РАО «ЕЭС России» и Норильский никель постройте круговые диаграммы за весь период.
Таблица 13
Итоги торгов: количество сделок за период |
|||||
Фирма |
8-14 янв. |
15-21 янв. |
22-28 янв. |
29-4 фев. |
5-11 фев. |
РАО «ЕЭС Россия» |
2211 |
1365 |
1995 |
1381 |
1428 |
НК «Лукойл» |
1417 |
1005 |
1159 |
797 |
561 |
Мосэнерго |
629 |
253 |
481 |
294 |
238 |
Сургутнефтегаз |
447 |
248 |
228 |
193 |
108 |
Ростелеком |
398 |
245 |
237 |
404 |
208 |
Норильский никель |
72 |
28 |
28 |
27 |
38 |
Пример диаграммы:
Рис. 5. Данные о продажах акций РТС за 4 недели
Задание №2:
- Создайте таблицу.
- Вычислите ежемесячные затраты фирмы «Пирамида» на проект «Зеленый остров», а также суммарные затраты за 4 месяца по статьям расходов.
- Найдите сколько в среднем составляли затраты по статьям и максимальные затраты за каждый месяц.
- Постройте объемную гистограмму, содержащую данные о проекте «Зеленый остров» за январь-апрель.
- Вычислите, каковы были затраты в среднем за 4 месяца, и постройте по этим данным линейчатую диаграмму.
- Постройте круговую диаграмму, показывающую, какая доля общей суммы расходов приходилась на каждую из статей в апреле-марте.
Таблица 14
Наименование |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Итого |
Контракты |
3 000,00р. |
3 600,00р. |
2 700,00р. |
2 880,00р. |
|
Гонорары |
1 500,00р. |
2 658,00р. |
2 658,00р. |
2 280,00р. |
|
Реклама |
2 880,00р. |
2 328,00р. |
1 650,00р. |
2 394,00р. |
|
Фотографии |
1 043,70р. |
585,96р. |
338,58р. |
562,02р. |
|
Приемы |
531,24р. |
453,90р. |
589,32р. |
298,50р. |
|
Поездки |
1 074,00р. |
2 074,92р. |
1 550,04р. |
1 907,94р. |
|
Поддержка |
2 378,70р. |
2 531,40р. |
2 705,94р. |
2 928,00р. |
|
Дискеты |
1 133,94р. |
1 404,00р. |
2 052,12р. |
1 426,92р. |
|
Проспекты |
2 873,70р. |
2 110,98р. |
3 465,30р. |
3 960,00р. |
|
Итого: |
|||||
В среднем: |
|||||
Максимально: |
Задание №3:
Постройте график функции y=10х2-5х-2, если х∈[–5;5] с шагом 1.
Для этого постройте таблицу:
Таблица 15
X |
Y |
Для вывода значений х необходимо выполнить ряд действий:
Значения у вычисляются при помощи формул. |
-5 |
=10х2-5х-2 |
|
-4 |
||
-3 |
||
-2 |
||
-1 |
||
0 |
||
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
Результат:
Рис. 6. График функции 10х2-5х-2
Практическая работа 5:
Тема: Сортировка записей списка. Подготовка документа к печати.
Цель: Научить учащихся сортировать данные в таблицах, работать с формой и автофильтром в ЭТ Excel.
Оборудование: ПК, ЭТ Excel.
Перед выполнением практической работы студент должен
знать:
- назначение электронных таблиц;
- структуру окна ЭТ Excel;
- основные приемы работы в ЭТ Excel;
уметь:
- вводить данные в таблицы Excel;
- выделять границы в таблице;
- использовать формулы и функции при расчетах;
- форматировать таблицы и текст в таблицах.
- использовать автозаполнение таблиц;
После выполнения практической работы студент должен уметь:
- форматировать таблицы;
- выполнять сортировку данных;
- работать с формой;
- фильтровать данные.
Методические указания
- Установка полей страницы.
- Печать документа.
- Изучение команды Данные 🢥Форма…
Рис. 7. Окно «Форма»
- Изучение команды Данные-🢥Сортировка…
Рис. 8. Окно «Сортировка»
- Применение команды Автофильтр.
Задания для самостоятельной работы:
Задание:
- Составьте таблицу «Учет товаров».
- Создайте форму для полученной таблицы, с ее помощью добавьте 5 любых товаров.
- Выполните сортировку таблицы так, чтобы отделы магазина и наименования товаров в них располагались по алфавиту.
- Отфильтруйте данные по отделу и с помощью Microsoft Word (изученный ранее) оформите список «Учет товаров кондитерского отдела».
- С помощью Microsoft Word оформите «ассортимент товаров хлебного отдела».
- Отфильтруйте данные, чтобы получить список товаров, оставшихся в магазине. Оформите список с помощью Word.
- Оформите список товаров, где количество остатка <10.
Таблица 16
Учет товаров
Приход |
Расход |
Остаток |
|||||||
№ |
Отдел |
Наименование товара |
Единица измерения |
Цена прихода |
Количество прихода |
Цена расхода |
Количество расхода |
Количество остатка |
Сумма остатка |
1 |
Кондитерский |
зефир в шоколаде |
упак. |
65,00р. |
15 |
78,00р. |
15 |
||
2 |
Кондитерский |
конфеты «Желейные» |
кг |
57,00р. |
280 |
64,00р. |
135 |
||
3 |
Кондитерский |
торт «Незабудка» |
шт. |
70,00р. |
35 |
81,00р. |
34 |
||
4 |
Молочный |
Кефир |
упак. |
12,70р. |
250 |
13,50р. |
234 |
||
5 |
Молочный |
Молоко |
упак. |
12,00р. |
320 |
13,50р. |
288 |
||
6 |
Молочный |
Сметана |
упак. |
13,00р. |
270 |
14,80р. |
237 |
||
7 |
Мясной |
колбаса докторская |
кг |
78,00р. |
100 |
89,00р. |
93 |
||
8 |
Мясной |
Ливер |
кг |
62,00р. |
60 |
67,00р. |
45 |
||
9 |
Мясной |
Окорок |
кг |
117,00р. |
60 |
123,00р. |
55 |
||
10 |
Мясной |
Сосиски |
кг |
47,00р. |
50 |
56,00р. |
43 |
Практическая работа 6:
Тема: Математика в Excel. Графическое решение систем уравнений. Графики функций в Excel.
Цель: Научить учащихся решать системы уравнений в ЭТ Excel. Закрепить навыки работы с графиками функций в ЭТ Excel.
Оборудование: ПК, ЭТ Excel.
Перед выполнением практической работы студент должен
знать:
- назначение электронных таблиц;
- структуру окна ЭТ Excel;
- основные приемы работы в ЭТ Excel;
уметь:
- создавать, форматировать таблицы и текст в таблицах.
- использовать формулы и функции при расчетах;
- использовать автозаполнение таблиц;
После выполнения практической работы студент должен уметь:
- решать системы уравнений;
- применять функции для решения уравнений;
- строить графики систем уравнений.
Методические указания
Графическое решение систем уравнений
Допустим, заданы следующие системы уравнений:
Рис. 9. Системы уравнений
Каждое из уравнений в представленных четырех системах может быть записано в виде функции:
F=y(x)
Очевидно, что первое уравнение в каждой из систем описывается функцией
F = х2 — 2х + 4
Остальные уравнения описываются функциями Fi, где i отвечает порядковому номеру системы:
F1 =2х+ 1;
F2 = 2х;
F3 = 2х – 1;
F4 = 5х+ 1.
Для графического решения заданных систем уравнений необходимо выполнить следующие шаги:
- Создайте шапку таблицы со столбцами х, Fl, F2, F3 и F4.
- Заполните столбец х значениями из интервала [-6,7] с шагом 1 .
Для этого необходимо применить команду Правка – Заполнить – Прогрессия, чтобы автоматически заполнить столбец содержащий значения х.
- Запишите в первую строку столбцов Fl, F2, F3 и F4 соответствующие формулы и при помощи авто заполнения скопируйте их в остальные ячейки столбцов.
а) в формульном виде таблица выглядит следующим образом (См. рис. 10):
Рис. 10
б) в результативном виде:
Рис. 11
Далее строим графики системы уравнений:
Необходимо составить диаграммы для первой системы уравнений на основе данных столбцов x, F и F1 и для второй системы – на основе данных столбцов x, F и F2.
Для этого выделите одновременно столбцы x, F и F1 и выполните команду Вставка – Диаграмма, задайте все необходимые условия. Для столбцов x, F и F2 проделайте то же самое.
Аналогичным образом постройте диаграммы для третьей и четвертой систем, используя данные столбцов х, F и F3; х, F и F4.
Результат представлен в Приложении 4.
Задания для самостоятельной работы:
Задание:
Построить график функции y=f(x) на интервале:
Результат:
Рис. 12. График функции y=f(x)
2. Построить график функции y=f(x) на интервале:
Результат:
Рис. 13. График функции y=f(x)
Практическая работа 7:
Тема: Решение линейных уравнений вида ax+b=0 в ЭТ Excel. Условное форматирование.
Цель: Ознакомить учащихся с логическими функциями и функцией ЕПУСТО. Научить решать линейные уравнения в ЭТ Excel.
Оборудование: ПК, ЭТ Excel.
Перед выполнением практической работы студент должен
знать:
- назначение электронных таблиц;
- структуру окна ЭТ Excel;
- основные приемы работы в ЭТ Excel;
уметь:
- создавать, форматировать таблицы и текст в таблицах.
- использовать формулы и функции при расчетах;
- использовать автозаполнение таблиц;
После выполнения практической работы студент должен уметь:
- решать линейные уравнения;
- применять логические функции для решения уравнений;
- применять функцию ЕПУСТО;
- выполнять условное форматирование.
Методические указания
На уроках математики учащиеся уже решали подобные уравнения, и поэтому нет необходимости заново обучать математическим методам решения линейных уравнений. Таким образом, можно перейти сразу к решению линейных уравнений в ЭТ Excel, тем более что моя цель научить учащихся решать линейные уравнения именно в ЭТ.
Итак, значения коэффициентов а и b будем вводить в ячейки В2 и ВЗ соответственно, а указывающие на это сообщения запишем в ячейки А2 и A3.
В ячейке В4 будем выводить информацию о том, имеет ли корень уравнение с заданными пользователем значениями коэффициентов; в случае положительного ответа в ячейке С4 выведем сообщение «Его значение:», а в ячейке D4 укажем значение корня.
Таблица 17
A |
B |
C |
D |
|
1 |
Решение линейных уравнений вида ax+b=0 |
|
Необходимо найти х=- b/a |
|
2 |
Введите значение коэффициента а |
|||
3 |
Введите значение коэффициента b |
|||
4 |
Для того чтобы решить данное уравнение будем использовать функцию ЕСЛИ, которая возвращает одно значение, если заданное условие при вычислении дает значение ИСТИНА, и другое значение, если ЛОЖЬ.
Функция ЕСЛИ используется при проверке условий для значений и формул.
Синтаксис
ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь)
Лог_выражение — это любое значение или выражение, принимающее значения ИСТИНА или ЛОЖЬ. Например, A10=100 — это логическое выражение; если значение в ячейке A10 равно 100, то выражение принимает значение ИСТИНА. В противном случае — ЛОЖЬ. Этот аргумент может быть использован в любом операторе сравнения.
Значение_если_истина — это значение, которое возвращается, если лог_выражение равно ИСТИНА. Например, если этот аргумент — строка «В пределах бюджета» и лог_выражение равно ИСТИНА, тогда функция ЕСЛИ отобразит текст «В пределах бюджета». Если лог_выражение равно ИСТИНА, а значение_если_истина пусто, то возвращается значение 0. Чтобы отобразить слово ИСТИНА, необходимо использовать логическое значение ИСТИНА для этого аргумента. Значение_если_истина может быть формулой.
Значение_если_ложь — это значение, которое возвращается, если лог_выражение равно ЛОЖЬ. Например, если этот аргумент — строка «Превышение бюджета» и лог_выражение равно ЛОЖЬ, то функция ЕСЛИ отобразит текст «Превышение бюджета». Если лог_выражение равно ЛОЖЬ, а значение_если_ложь опущено (то есть после значение_если_истина нет точки с запятой), то возвращается логическое значение ЛОЖЬ. Если лог_выражение равно ЛОЖЬ, а значение_если_ложь пусто (то есть после значение_если_истина стоит точка с запятой с последующей закрывающей скобкой), то возвращается значение 0. Значение_если_ложь может быть формулой.
Формула в ячейке В4 должна иметь вид:
В4=ЕСЛИ(B2>0;»есть»;»нет»)),
где В2 — значение коэффициента а,
в ячейке
С4: =ЕСЛИ(B2<>0;»Его значение :»;»»)) (неполный вариант функции Если)
в ячейке
D4: =ЕСЛИ(B2<>0;-B3/B2;»»)),
где В3 — значение коэффициента b
После того как эти формулы будут введены, таблица должна иметь следующий вид:
а) если есть корень
Таблица 18
A |
B |
C |
D |
|
1 |
Решение линейных уравнений вида ax+b=0 |
|
Необходимо найти х=- b/a |
|
2 |
Введите значение коэффициента а |
3 |
||
3 |
Введите значение коэффициента b |
6 |
||
4 |
Есть ли корень? |
есть |
Его значение : |
-2 |
б) если корня нет:
Таблица 19
A |
B |
C |
D |
|
1 |
Решение линейных уравнений вида ax+b=0 |
|
Необходимо найти х=- b/a |
|
2 |
Введите значение коэффициента а |
0 |
||
3 |
Введите значение коэффициента b |
56 |
||
4 |
Есть ли корень? |
нет |
Очевидно, что при представленном оформлении листа сообщение «Нет» в ячейке В4 будет выводиться даже в том случае, когда коэффициент а вообще не задан, что не совсем корректно.
Чтобы устранить этот недостаток, можно использовать функцию ЕПУСТО, возвращающую значение ИСТИНА, если в ячейке, адрес которой указан в качестве аргумента функции в скобках, значение отсутствует.
С использованием указанной функции формулы будут иметь вид:
в ячейке
А4: =ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);»»;»Есть ли корень?»)
в ячейке
В4: =ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);»»;ЕСЛИ(B2>0;»есть»;»нет»))
в ячейке
С4: =ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);»»;ЕСЛИ(B2<>0;»Его значение :»;»»))
в ячейке
D4: =ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);»»;ЕСЛИ(B2<>0;-B3/B2;»»))
Таким образом, если один из коэффициентов не будет задан, таблица будет иметь следующий вид:
Таблица 20
A |
B |
C |
D |
|
1 |
Решение линейных уравнений вида ax+b=0 |
|
Необходимо найти х=- b/a |
|
2 |
Введите значение коэффициента а |
|||
3 |
Введите значение коэффициента b |
56 |
||
4 |
Далее необходимо изучить такую возможность в Excel, как условное форматирование. Для этого в случае отсутствия корней, мы будем выводить слово «нет» красный цветом, а в случае существования корней слово «есть» зеленым цветом.
Чтобы все это осуществить необходимо сделать ряд действий:
- Выделить ячейку (в данном случае – В4)
- Выполнить команду Формат – Условное форматирование
На экране появится окно, в котором нужно выбрать условия:
Рис. 14. Окно «Условное форматирование»
- Нажать кнопку ОК.
В заключение урока студентам выдается домашнее задание:
- сделать отчет по пройденному материалу на уроке, проанализировав все полученные результаты;
- повторить способы решения квадратных уравнений, знать понятие дискриминанта, повторить все формулы для решения квадратного уравнения.
Практическая работа 8:
Тема: Закрепление изученного материала: Решение квадратных уравнений вида ax2+bx+c=0 в ЭТ Excel.
Цель: Закрепить изученный материал методом решения квадратных уравнений.
Оборудование: ПК, ЭТ Excel.
Перед выполнением практической работы студент должен
знать:
- назначение электронных таблиц;
- структуру окна ЭТ Excel;
- основные приемы работы в ЭТ Excel;
- математический способ решения квадратных уравнений;
- формулы для решения квадратных уравнений.
уметь:
- создавать, форматировать таблицы и текст в таблицах.
- использовать формулы и функции при расчетах;
- использовать автозаполнение таблиц;
После выполнения практической работы студент должен уметь:
- решать квадратные уравнения в ЭТ;
- применять логические функции для решения уравнений;
- применять функцию ЕПУСТО;
- выполнять условное форматирование.
Методические указания
Для закрепления изученного материала, студентам предлагается выполнить следующее задание:
а) самостоятельно решить квадратное уравнение вида ax2+bx+c=0;
б) разработайте вариант оформления листа, учитывающий, что коэффициент a может быть равен нулю.
в) разработайте вариант оформления листа, использующий функцию ЕПУСТО.
Результат выполненной работы должен быть следующим:
1. Если корня нет
Таблица 21
Решение квадратных уравнений вида а*х*х+b*x+c=0 |
||
Введите значение коэффициента a |
2 |
|
Введите значение коэффициента b |
2 |
|
Введите значение коэффициента с |
2 |
|
Есть ли корень? |
нет |
|
2.Уравнение имеет один корень (или коэффициент а равен 0)
Таблица 22
Решение квадратных уравнений вида а*х*х+b*x+c=0 |
|||
Введите значение коэффициента a |
0 |
уравнение имеет один корень = |
-1 |
Введите значение коэффициента b |
2 |
||
Введите значение коэффициента с |
2 |
||
3. Уравнение имеет два корня
Таблица 23
Решение квадратных уравнений вида а*х*х+b*x+c=0 |
|||
Введите значение коэффициента a |
2 |
||
Введите значение коэффициента b |
-3 |
||
Введите значение коэффициента с |
-1 |
||
Есть ли корень? |
есть |
Значение первого корня |
1,78 |
Значение второго корня |
-0,3 |
После того как все условия задания будут выполнены, формулы должны иметь следующий вид:
А5=ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);» «;ЕСЛИ((B2=0);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B3);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B4);» «;»Есть ли корень?»)))),
где В2- значение коэффициента a,
В3 — значение коэффициента b,
В4 — значение коэффициента с.
В5=ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);» «;ЕСЛИ((B2=0);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B3);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B4);» «;ЕСЛИ(A8<0;»нет»;»есть»))))),
где А8 — дискриминант
С5=ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);» «;ЕСЛИ((B2=0);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B3);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B4);» «;
ЕСЛИ(A8>=0;»Значение первого корня»;»»)))))
D5 =ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B3);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B4);» «;ЕСЛИ(B2=0;» «;ЕСЛИ(A8>=0;(-B3+КОРЕНЬ(A8))/(2*B2);»»)))))
C6 =ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);» «;ЕСЛИ((B2=0);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B3);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B4);» «;
ЕСЛИ(A8>=0;»Значение второго корня»;»»)))))
D6 =ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B3);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B4);» «;ЕСЛИ(B2=0;» «;ЕСЛИ(A8>=0;(-B3-КОРЕНЬ(A8))/(2*B2);»»)))))
C2 =ЕСЛИ(ЕПУСТО(B3);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B4);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);» «;ЕСЛИ(B2=0;»уравнение имеет один корень =»;» «))))
D2 =ЕСЛИ(ЕПУСТО(B3);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B2);» «;ЕСЛИ(ЕПУСТО(B4);» «;ЕСЛИ(B2=0;-B4/B3;» «))))
Список используемой литературы
- Новиков Ф.А., Яценко А.Д. Microsoft office XP в целом. — СПб.: БХВ-Петербург, 2002. – 928 С.
- Информатика: Учеб./ Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Никулин А.И. Операционные системы MsDOS и Windows. Новосибирск: НВИ, 2001.
- Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя: Краткий курс. М.: ИНФРА – М, 1997.
- Гарнаев А. Excel, VBA, Internet в экономике и финансах. СПб., 2002.
- Олейников М. Internet для всех. М., 2000.
- Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Практикум по информатике: Учеб.пособие для студентов, высш. учеб. заведений / Под ред. Е.К.Хеннера.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 608 С.
- Долженко В., Колесников Ю. Excel 2000. СПб, 2002.
- Карпов Б. Microsoft Excel 2000: Справ. СПб.: Питер, 2000.
- Степанов А.Н. Информатика 3-е изд.-СПб.: Питер, 2002.- 608с.:ил.
- Карпов Б. Microsoft Office 2001: справочник.- СПб.: Питер, 2001 – 448с.:ил.
Содержание
- Урок информатики в 9-м классе по теме «Табличный процессор MS Excel»
- Методическая разработка урока информатики в 9 классе. Тема: «Электронный табличный процессор Excel» методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Урок информатики в 9-м классе по теме «Табличный процессор MS Excel»
Знакомство учащихся с назначением и структурой табличного процессора MS Excel.
- показать практическое применение программы;
- обучить основным приемам работы с табличным процессором
- постановка проблемной ситуации;
- теоретическая основа урока;
- практическая работа;
- решение задач с помощью табличного процессора;
- назначение приложения MS Excel;
- рефлексия, домашнее задание.
- презентация по теме “Табличный процессор MS Excel. Назначение и основные возможности”;
- раздаточный материал с задачами.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 этап | Добрый день! Представьте, что к вам на перемене подошел друг и попросил помощи в решении домашней работы по алгебре. Времени мало, но все же вы согласились ему помочь. Вот эти задания, на их решение у вас всего 4 минуты (приложение 1, слайд1). |
Время закончилось, звонок на урок. Что вы успели?
Какие возникли проблемы, трудности?
Возможно, нужен другой инструмент, предоставляющий больше возможностей для работы с числовой информацией? И такой инструмент есть.
Это табличный процессор MS Excel.
Тема урока и цель урока (приложение 1, слайд 2). Учащиеся выполняют задания на карточках
Работа в тетради 2 этап Начнем с запуска приложения. Как запустить программу MS Excel?
Интерфейс программы является стандартным для Windows, (приложение1, слайд2, переход по ссылке) перечислим элементы окна: панели, рабочая область.
В отличие от других офисных приложений в табличном процессоре есть строка формул, используемая для ввода и редактирования значений и формул. Книга состоит из 3 листов, но их количество можно увеличить.
Рабочее поле книги представлено в виде таблицы. Строки нумеруются цифрами, их 65536, а столбцы латинскими буквами от А до Z, далее двойное обозначение, всего столбцов 256.
В ячейки пользователь может вводить данные: числа, текст, даты, формулы и др. Адрес ячейки формируется из имени столбца и номера строки, на пересечении которых она находится (примеры в приложении Excel)
Адрес активной ячейки указан в левом окне строки формул. Диапазон – это несколько смежных ячеек (примеры в приложении Excel) Идет обсуждение…
Наблюдают демонстрацию слайдов 3 этап Практическая работа
- Ввод данных: в А1 – свое имя; в А2 – дату; в А3 – возраст; в А4 – “гимназия № 7” (изменить ширину столбца; показать, что В4 пуста; обратить внимание на автоматическое выравнивание)
- Удаление содержимого ячейки: выделить диапазон и нажать delete
- Простейшие вычисления: в ячейки В1–В5 введите числа 121, 122, 123, 124, 125.
Для вычисления суммы необходимо задать формулу. Она может содержать имена ячеек, знаки операций, числа, скобки, имена функций. Важно помнить, что формулы записываются по строго определенным правилам:
- формула начинается со знака = , завершается нажатием клавиши enter
- адреса ячеек, значения которых используются в расчетах,
вводят с английской клавиатуры.
В ячейку В6 запишем “ = В1+В1+В3+В4+В5”; enter. (Проверить результат)
Таблица работает в двух режимах: режим отображения формул и режим отображения значений (прокомментировать на примере ячейки В6) Ученики выполняют работу на компьютере 4 этап Вернемся к задачам, которые вам предлагалось решить вначале урока, и посмотрим, как они решаются в MS Excel
Задание 1 (приложение 1, слайд 2, по ссылке лист “кв. уравнения”)
Комментарии: создав подобную таблицу, пользователь может решить множество квадратных уравнений.
Задание 2 (приложение 1, слайд 2, по ссылке лист “функция”)
Комментарии: пользователь вводит значения переменной х и формулу, по которой вычисляется значение переменной у, формула каждый раз повторяется, а значит, ее можно копировать в другие ячейки. По составленной таблице при помощи “МАСТЕРА ДИАГРАММ” строится график функции. Один ученик демонстрирует решения примеров первого задания на компьютере учителя через проектор 5 этап Итак, давайте запишем основные моменты в тетради (приложение 1, слайд 3).
А теперь выделим основные свойства табличного процессора табличного процессора (приложение 1, слайд 4)
В каких сферах деятельности человека можно использовать данное приложение? (Приложение 1, слайд 5)
Источник
Методическая разработка урока информатики в 9 классе. Тема: «Электронный табличный процессор Excel»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему
Цели урока
Образовательные: показать учащимся назначение, основные возможности и область применения табличного процессора Excel, познакомить с его средой и объектами, типами данных, научить выделять объекты таблицы, вводить и редактировать данные таблицы.
Развивающие: развивать внимание, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать наблюдательность, продолжать формировать навыки самостоятельной работы.
Представляю Вашему вниманию: конспект урока, раздаточный материал для выполнения практической работы, раздаточный материал для первого знакомства с программой Excel, инструкционную карту «Технологические приемы работы с табличным процессором Excel», а также 2 табличных документа — для демонстрации работы таблицы (изменяя значение степени можно наблюдать изменения значений таблицы и изменение графика функции), файл-заготовку «Поставки молока» для выполнения практической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_znakomstvo_s_excel_9_klass.doc | 85 КБ |
znakomstvo_s_excel_razdatochnyy_material.doc | 40 КБ |
tekhnolog._priemy_raboty_v_excel.doc | 44 КБ |
prakticheskaya_rabota_razdatochnyy_material.doc | 37.5 КБ |
Демонстрация работы таблицы «Степенная функция» | 25.5 КБ |
Файл-заготовка «Поставки молока» для практической работы | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока информатики в 9 классе. Учитель Мусоркина И. А.
Тема: «Электронный табличный процессор Excel»
Образовательные : показать учащимся назначение, основные возможности и область применения табличного процессора Excel, познакомить с его средой и объектами, типами данных, научить выделять объекты таблицы, вводить и редактировать данные таблицы.
Развивающие : развивать внимание, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные : воспитывать наблюдательность, продолжать формировать навыки самостоятельной работы.
- Организационный (приветствие, отсутствующие, сообщение темы урока и целей урока)
- Освоение среды табличного процессора.
1. Возможности, область применения табличного процессора.
Демонстрация табличных документов, созданных в среде табличного процессора Excel.
Учащиеся открывают документ Демонстрация.xls, ярлык которого расположении на рабочем столе, учитель открывает такой же документ на РМП и демонстрирует через мультимедийный проектор.
Учащиеся уже изучили среду текстового процессора Word и могут сравнить элементы окна. Они узнают заголовок окна и его элементы, полосы быстрой прокрутки, главное меню, стандартную панель и панель форматирования. Увидят отличия – рабочая область разделена на клетки, обозначены строки и столбцы буквами латинского алфавита и арабскими цифрами соответственно, отметят незнакомые им строки (строка ввода и редактирования данных и обозначение листов книги).
Рассмотреть объекты документа – таблица квадратов двузначных чисел, в отдельной табличке обозначен показатель степени, заголовок таблицы, график (диаграмма). Можно ли создать такой документ в среде Word? Ответ: да, можно создать таблицу и построить график.
Учитель изменяет степень, например на 3, и учащиеся видят автоматическое изменение данных в ячейках таблицы и графика. В среде редактора Word это сделать было нельзя. Учащиеся вслед за учителем изменяют степень, учитель обращает внимание на ввод степени 0,5 (разделитель — ,).
Учитель обобщает – табличный процессор Excel содержит инструментов для работы с информацией, представленной в табличной форме. Рабочая область таблицы напоминает шахматную доску. Она состоит из строк и столбцов, имеющих свои имена (адреса). Результатом работы является документ в форме таблицы, диаграммы. Основное назначение табличного процессора – автоматизация расчетов в табличной форме.
Например, в табличном процессоре можно вести классный журнал. Учитель может заносить в него оценки, а встроенные формулы позволят вычислить средний балл каждого ученика, успеваемость класса по предметам и др. Каждый раз, когда учитель вносит новую оценку, табличный процессор автоматически пересчитает все результаты.
Табличный процессор могут использовать люди таких профессий как бухгалтеры и экономисты, потому что в результате своей деятельности им приходится часто сталкиваться с табличными документами, в которых производятся расчеты и приходится производить перерасчет при изменении каких-либо данных, что электронная таблица делает автоматически. Ученые и инженеры могут использовать ее для занесения результатов эксперимента в таблицу и производить необходимые расчеты, кроме того, можно менять исходные данные и моделировать результаты эксперимента.
(Продемонстрировать учащимся 2-3 таблицы – классный журнал группы по информатике, результаты физического эксперимента, ведомость заработной платы)
2. Объекты электронной таблицы, знакомство с незнакомыми объектами окна.
По умолчанию файл, созданный в среде электронного табличного процессора называется Книга1.xls. Книга состоит из листов. Листы обозначены в нижней строке окна. Название листа можно изменить.
Задание 1 (выполняется вместе с учителем): измените «Лист1» на «Степень».
Задание 2 (выполняется самостоятельно): измените «Лист2» на «Проба».
Задание 3: сохраните файл в Вашу папку (у каждого ученика в папке Мои документы создана именная папка) под именем Таблица1.
Обозначение объектов табличного документа
Обозначение имени объекта
одна или две латинские буквы
Состоит из имени столбца и имени строки, на пересечении которых она находится
Диапазон (блок) ячеек, ряд
Состоит из имени верхней левой и нижней правой ячеек, разделенных двоеточием
Ячейка – элементарный объект электронной таблицы, расположенный на пересечении столбца и строки.
Строка – ячейки, расположенные на одном горизонтальном уровне.
Столбец – ячейки, расположенные в одном вертикальном уровне.
Диапазон – группа смежных ячеек или одна ячейка.
Задание 4: выделить строку, столбец, ячейку, диапазон ячеек (обратить внимание на изменение адреса текущей ячейки).
3. Форматы данных в ячейке таблицы.
См. раздаточный материал
Ячейка может содержать
ТЕКСТ ЧИСЛО ФОРМУЛУ
Форматы данных в ячейках электронной таблицы
Любая последовательность символов
Последовательность цифр без пробелов. Знак минус (-) используется для обозначения отрицательного числа. Запятая (,) используется для отделения десятичной части
Можно установить количество отображаемых десятичных знаков
(Ч-число, М-месяц, Г-год)
(Ч-часы, М-минуты, С-секунды)
Процент распознается таблицей как число в промежутке [0,1]
Ввод формулы начинается со знака =, адреса (обозначения) ячеек, числовые данные, круглые скобки, знаки арифметических операций (+ — * /), знак возведения в степень ^, другие функции.
Определите типы данных в определенных ячейках таблицы Демонстрация.
4. Освоение некоторых приемов работы с таблицей (изменение ширины столбца, автозаполнение, ввод числовых данных, формул, автокопирование…) под руководством учителя – учитель выполняет задания на РМП, учащиеся наблюдают через мультимедийный проектор и параллельно выполняют на своих рабочих местах.
- Активизировать лист Проба (2 й лист в таблице Демонстрация)
- Увеличить ширину столбца В в 2 раза, для этого установить курсор на границу между столбцами В и С удерживая ЛКМ, протянуть мышь вправо на желаемую ширину столбца.
- Ввести в ячейку А1 число 1, в А2 – 2, используя автозаполнение (выделить диапазон ячеек А1:А2 установить курсор в правый нижний угол выделенного диапазона, курсор при этом принимает вид перпендикулярно пересеченных отрезков (черный крестик) удерживая ЛКМ, протянуть ее до ячейки А7)
- Ввести в ячейку В1 текст – понедельник, используя прием автозаполнение, заполнить диапазон ячеек В1:В7.
- В колонку С ввести температуру воздуха в соответствующие дни недели (с точностью до 0,1), а в колонку D – температуру воды в море.
- В колонку E ввести формулу – определение разницы температур воздуха и воды (=С1-D1), обратить внимание на то, что в строке ввода и редактирования формул и данных мы видим формулу, а в ячейке после ввода (нажатии клавиши или кнопки , или при переводе курсора в другую ячейку) – числовое значение – результат вычисления по формуле.
- Копирование формулы приемом автозаполнение.
- Выделить таблицу и расчертить границы.
1. Фронтальный опрос по следующим вопросам:
- Каково назначение и основные возможности электронного табличного процессора Excel? ( Ответ : электронный табличный процессор Excel служит для создания табличных документов, произведения в них расчетов и при изменении данных автоматически производит перерасчет по формулам, )
- Люди каких профессий могут использовать это программное средство? ( Ответ : бухгалтеры и экономисты, учителя и завучи для ведения журнала оценок и расчета средних баллов, студенты, ученики, ученые для расчета экспериментальных данных и построения графиков и диаграмм).
- Как по умолчанию называется файл, созданный средствами электронного процессора Excel и какое расширение имени фала он имеет? ( Ответ : Книга1.xls.)
- В чем сходство и отличие окна Excel и Word? ( Ответ : окно приложений MS Office и Excel, и Word имеют заголовок, рабочую область, полосы прокрутки, главное меню, стандартную панель и панель форматирования. Рабочая область Excel отличается тем, что разбита на ячейки, столбцы и строки, кроме этого, документ состоит из нескольких листов, имеется строка, на которой указан текущий адрес, строка ввода и редактирования данных.
- Назовите объекты табличного документа. ( Ответ : таблица (столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек), диаграмма).
- Какие форматы данных могут быть записаны в ячейке? ( Ответ : текст, число, формула)
- Какой разделительный знак используется при вводе числовых данных десятичная дробь, число, время. ( Ответ : десятичная , при записи даты — . при записи времени в качестве разделительного знака используется 🙂
- Как вводится в ячейку формула? ( Ответ : ввод формулы начинается со знака =, адреса (обозначения) ячеек, числовые данные, круглые скобки, знаки арифметических операций (+ — * /), знак возведения в степень ^, другие функции .
2. Практическая работа (выполняется самостоятельно под наблюдением учителя, учитель методом наблюдения выясняет характерные затруднения и ликвидирует их)
- Откройте табличный процессор Excel
- Откройте таблицу Поставки.xls
- Используя прием автозаполнение заполните колонки А и В
- Увеличьте ширину столбца В в 2 раза
- Введите формулу для расчета суммы закупки (Сумма=Количество*Цена), скопируйте ее используя прием автозаполнение
- Начертите все границы таблицы (Выделите диапазон ячеек A2:E14 границы все границы)
- Измените цену поставки в сентябре на 11,12, наблюдайте как изменится сумма поставки.
Источник
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1 этап | Добрый день! Представьте, что к вам на перемене подошел друг и попросил помощи в решении домашней работы по алгебре. Времени мало, но все же вы согласились ему помочь. Вот эти задания, на их решение у вас всего 4 минуты (приложение 1, слайд1).
Время закончилось, звонок на урок. Что вы успели? Тема урока и цель урока (приложение 1, слайд 2). |
Учащиеся выполняют задания на карточках
Идет обсуждение… Работа в тетради |
2 этап | Начнем с запуска приложения. Как запустить программу MS Excel? Интерфейс программы является стандартным для Windows, (приложение1, слайд2, переход по ссылке) перечислим элементы окна: панели, рабочая область. В отличие от других офисных приложений в табличном процессоре есть строка формул, используемая для ввода и редактирования значений и формул. Книга состоит из 3 листов, но их количество можно увеличить. Рабочее поле книги представлено в виде таблицы. Строки нумеруются цифрами, их 65536, а столбцы латинскими буквами от А до Z, далее двойное обозначение, всего столбцов 256. В ячейки пользователь может вводить данные: числа, текст, даты, формулы и др. Адрес ячейки формируется из имени столбца и номера строки, на пересечении которых она находится (примеры в приложении Excel) Адрес активной ячейки указан в левом окне строки формул. Диапазон – это несколько смежных ячеек (примеры в приложении Excel) |
Идет обсуждение…
Идет обсуждение… Наблюдают демонстрацию слайдов |
3 этап | Практическая работа
Для вычисления суммы необходимо задать формулу. Она может
В ячейку В6 запишем “ = В1+В1+В3+В4+В5”; enter.
Таблица работает в двух режимах: режим отображения формул |
Ученики выполняют работу на компьютере |
4 этап | Вернемся к задачам, которые вам предлагалось решить вначале урока, и посмотрим, как они решаются в MS Excel Задание 1 (приложение 1, слайд 2, по ссылке лист Комментарии: создав подобную таблицу, пользователь может Задание 2 (приложение 1, слайд 2, по ссылке лист Комментарии: пользователь вводит значения переменной х |
Один ученик демонстрирует решения примеров первого задания на компьютере учителя через проектор |
5 этап | Итак, давайте запишем основные моменты в тетради (приложение 1, слайд 3). А теперь выделим основные свойства В каких сферах деятельности человека можно использовать данное Небольшая историческая справка (приложение 1, слайд 6) |
Работа с тетрадью
Идет обсуждение… |
6 этап | Вернемся к теме нашего урока. (Приложение 1, слайд 7) Как вы считаете, мы справились с поставленной целью? Я уверена, что с выполнением домашнего задания вы тоже справитесь. (Приложение 1, слайд 8) Пожалуйста, на обратной стороне листа с заданиями напишите продолжение фразы “ Теперь я знаю, что…” Желаю успехов! |
Идет обсуждение… |
Ключевые слова: электронные таблицы, вычисление, формула, ссылка, относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция.
Сотни лет в деловой сфере при выполнении громоздких однотипных расчетов используются таблицы. С их помощью рассчитывается заработная плата, ведутся различные системы учета материальных ценностей, просчитывается стоимость новых товаров и услуг, прогнозируется размер прибыли и т.д. До внедрения компьютеров такие расчеты выполнялись с помощью простейших вычислительных устройств (счеты, арифмометр, счетная машина, логарифмическая линейка), вручную заносились полученные результаты в соответствующие графы таблиц. Такая работа требовала больших временных затрат. Первые электронные таблицы появились в 1979 году. Стало возможно за счет изменения исходных данных быстро решать большое количество типовых расчетных задач. Наиболее распространенными табличными процессорами являются Microsoft Excel и OpenOffice.orgCalc.
Для организации вычислений в них используются формулы, которые могут включать в себя ссылки и функции. Различают два основных типа ссылок: относительные (зависящие от положения формулы) и абсолютные (не зависящие от положения формулы). Разница между ними проявляется при копировании формулы из текущей ячейки в другие ячейки. При копировании формулы относительная ссылка корректируется так:
— смещение на один столбец приводит к изменению в ссылке одной буквы в имени столбца;
-смещение на одну строку приводит к изменению в ссылке номера строки на единицу.
В следующем примере показано, что окажется в ячейках B2, C2 и D2 при копировании формулы из А2:
В абсолютных адресах перед именем столбца и перед номером строки ставится знак доллара $, такие адреса не изменяются при копировании. Скопируем формулу =$B$2+$C$3 из D5 во все соседние ячейки.
В смешанных адресах часть адреса (строка или столбец) – абсолютная, она зафиксирована» знаком $, а вторая часть – относительная; относительная часть изменится при копировании так же, как и для относительной ссылки. Скопируем формулу =$B2+C$3 из D5 во все соседние ячейки.
А теперь попробуйте установить соответствие между ссылками и их типами:
1)А5 |
А) смешанная |
2)В$3 |
Б) относительная |
3)$Е$10 |
В) абсолютная |
При обработке данных в электронных таблицах можно использовать встроенные функции – заранее определенные формулы. В электронных таблицах реализовано несколько сотен встроенных функций, подразделяющихся на: математические, статистические, логические, текстовые, финансовые и др. Каждая функция имеет уникальное имя, которое используется для ее вызова. Имя, как правило, представляет собой сокращенное название функции на естественном языке. В таблице приведены наиболее часто встречающиеся функции. Мы уже неоднократно встречались с логическими операциями НЕ (инверсия), И (конъюнкция), ИЛИ (дизъюнкция). Построенные с их помощью логические выражения использовались при организации поиска в базах данных, при программировании вычислительных процессов.
Логические операции в электронных таблицах представлены как функции: сначала записывается имя логической операции, а затем в круглых скобках перечисляются логические операнды. Для проверки условий при выполнении расчётов в электронных таблицах реализована условная функция.
Ее формат представлен перед вами. Подведем итоги.
Для организации вычислений в электронных таблицах используются формулы, которые могут включать в себя ссылки и функции. Различают относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Функции – это заранее определенные и встроенные в электронные таблицы формулы. Использование функций позволяет упростить формулы и сделать процесс вычислений более понятным.