Электронные таблицы excel для учителя

В помощь учителю-предметнику: знакомство со средой Excel и ее использование
в педагогической деятельности

1. Назначение электронных таблиц (ЭТ);

2. Знакомство со средой MS Excel;

3. Возможности использования среды Excel в педагогической деятельности учителя

3.1. Обработка результатов диагностической работы в параллели;

3.2. Построение гистограммы по результатам диагностической работы;

3.3. Вычисление СОУ, КЗУ и среднего балла по итогам четверти.

1. Назначение электронных таблиц (ЭТ)

Электронные таблицы (ЭТ) позволяют автоматизировать вычисления, обрабатывать большие объемы информации, использовать до четырехсот готовых формул, а также составлять свои любые формулы для вычислений, оформлять таблицы и отчеты, строить диаграммы и графики для наглядного представления результатов вычислений, легко осуществлять поиск нужных данных, если даже объем их очень велик. Также достоинством ЭТ является то, что при изменении табличных данных программа автоматически пересчитает все формулы, которые содержат эти данные и обновит диаграммы и графики, построенные с учетом этих данных.

2. Знакомство со средой MS Excel

Среда Excel – это прикладная программа, предназначенная для работы с электронными таблицами.

Документ Excel называется книгой, которая состоит из листов (лист1, лист2 и т.д.).  Листы можно переименовывать, копировать, удалять, добавлять новые.

Лист представляет собой таблицу из поименованных столбцов (А, В, С и т.д.) и пронумерованных строк (1, 2, 3 и т.д.). На пересечении столбца и строки – ячейка, ее имя (или  ее адрес) состоит из имени столбца и номера строки (например, А3, С2, В7). Активная ячейка это та, в которой стоит курсор. Она выделяется черной рамкой (например, В2). В правом нижнем углу этой рамки – маленький черный квадратик, называется маркером. Маркер нужен для автозаполнения таблицы и для копирования формул.

Над таблицей расположена строка формул – длинная полоса, в которой отображается содержимое активной (выделенной) ячейки. Используется не только для ввода данных, но и для редактирования данных, введенных в ячейку ранее.

Ячейка ЭТ может содержать:

  • числа (последовательность цифр, которая может имеет в начале знаки «+» или «-», в середине запятую для разделения целой и дробной частей, в конце символ %);
  • формулы (начинается со знака «=» и содержат числа, знаки арифметических операций, адреса ячеек, имена функций и круглые скобки для изменения порядка действий);
  • текст (все, что не является числами или формулами).

Адрес ячейки, стоящий в формуле, называется ссылкой. Например, в ячейку С3 введена формула:
=(А1 + А2) * А3. Это значит, что в ячейке С3 будет находиться число, равное сумме чисел, введенных в ячейки А1 и А2,  умноженное на число из ячейки А3. При изменении чисел, введенных в ячейки электронной таблицы, автоматически будут пересчитаны все формулы, содержащие ссылки на эти ячейки.

3. Использование среды Excel в деятельности учителя-предметника

Среда Excel очень удобна для вычислений и наглядного представления различных итоговых результатов.

Например, по итогам  четверти  всем нам нужно по каждому классу посчитать СОУ, КЗУ, средний балл. Для этого в Excel можно сделать заготовку для этих вычислений и в конце четверти нужно будет  только ввести  количество учащихся и  различных оценок.

Все мы проводим мониторинговые, диагностические, контрольные работы. По результатам работ часто требуется составить отчет, в котором будет дано сравнение результатов контрольных работ  по классам внутри одной параллели. Как правило, такие сравнения представляют в виде диаграмм или гистограмм, поскольку они дают визуальное, наглядное, быстрое сравнение классов между собой.

Можно также внутри одного класса с помощью диаграммы или гистограммы показать количественное соотношение оценок.

По итогам учебного года с помощью графиков можно показать динамику изменения КЗУ или СОУ по четвертям.

Также использование диаграмм или графиков может потребоваться учителю при его аттестации, поскольку представление итоговых результатов необходимо представлять в наглядном виде. 

Для всех своих задач, решаемых с помощью Excel,  учителю достаточно один раз сделать заготовку документа, в который затем в течение учебного года остается только вносить новые результаты и получать автоматически обновленные таблицы, гистограммы, диаграммы и пр.

3.1. Обработка результатов диагностической работы в параллели (автоматизация вычислений итоговых результатов)

Перед нами стоит задача: после проведения диагностической работы в параллели требуется посчитать по каждому классу средний балл.

Заполняем таблицу исходными данными.

В ячейку А3 вводим текст — 7А, в ячейку А4 – 7Б, в А5 – 7В, в А6 – 7Г. В ячейку В2 вводим текст «Кол-во уч-ся». В ячейки C2, D2, E2, F2вводим текст «Кол-во 5», «Кол-во 4», «Кол-во 3», «Кол-во 2». В ячейку G2 вводим текст «средний балл». Чтобы введенный текст был виден полностью, увеличим ширину столбцов В, C, D, E, F. Чтобы увеличить ширину столбца В, нужно подвести  курсор к строке с названиями столбцов между именами В и С и в момент, когда курсор изменит свой вид на двунаправленную стрелку, нажать левую кнопку мыши и перетащить границу между В и С вправо. Аналогично изменить ширину остальных столбцов.

Заполняем таблицу исходными данными (ячейки В3-Е6). Для перехода к очередной ячейке можно пользоваться мышкой или клавишами управления курсором на клавиатуре (стрелки влево-вправо, вверх-вниз).

Переходим к вычислениям. В ячейке F3 должен быть вычислен средний балл по 7А классу. Он равен:

средний балл = (кол-во «5»*5 + кол-во «4»*4 + кол-во «3»*3 + кол-во «2»*2)/кол-во уч-ся

Количество различных оценок содержится в ячейках C3-F3, количество учащихся – в ячейке В3.

Щелкаем мышкой в ячейку G3, делая ее активной. В ней будет формула вычисления среднего балла. Формула начинается со знака «=». Далее ставим круглую скобку, затем щелкаем в ячейку с количеством «5», ее адрес появится в формуле. Вводим знак умножения (*), знак сложения (+). Щелкаем на ячейку с количеством «4» (ее адрес появится в формуле), далее умножить на 4 (*4).а

Аналогично добавляем для оценок «3» и «2». Закрываем круглую скобку. Теперь нужно получившееся выражение разделить на количество учащихся, писавших работу (ячейка В2). Знак деления — /. После введения всей формулы нажимаем клавишу Enter(Ввод). Программа произведет вычисления, результат которых будет в той ячейке, где мы набирали формулу, т.е. в ячейке G3.

В ячейке G3 должна быть формула:       =(C3*5+D3*4+E3*3+F3*2)/B3

Вычисления произведены с большой точностью (много цифр в дробной части). Чтобы оставить один знак после запятой (посчитать средний балл с точностью до одной десятой), вновь делаем активной ячейку G3 и щелкаем в ней правой кнопкой мыши, вызывая контекстное меню. Выбираем Формат ячейки – Числовой – Число десятичных знаков – 1 — Ok.

Для вычисления средних баллов для остальных 7-х классов, мы не станем заново набирать формулы, а скопируем формулу из ячейки G3 в ячейки G4 G5,G6. Для этого нужно щелкнуть на ячейку G3, ухватить  мышкой маркер (черный квадратик в нижнем правом углу ячейки) и, не отпуская левую кнопку мыши, протащить его вниз на ячейки G4 G5,G6. Формула скопируется, в ячейках появятся результаты вычислений (средние баллы для 7Б, 7В и 7Г классов).

Оформим таблицу, прорисовав границы. Выделяем мышкой ячейки с А2 по G6, находим на ленте (над рабочим полем таблицы) в группе кнопок Шрифты кнопку Границы и выбираем вариантВсе границы.

Сделаем заголовок таблицы. В ячейку А1 набираем текст «Результаты  диагностической работы в 7-х классах», подтверждаем ввод клавишей Enter. Заголовок должен располагаться над всей таблицей по ее центру. Выделяем ячейки с А1 по G1, в группе кнопок Выравнивание нажимаем на кнопкуОбъединить и поместить в центре. Заголовок расположится над таблицей.

Результат работы:

3.2. Построение гистограммы по результатам диагностической работы

Для наглядного представления итогов диагностической работы (например, для отчета на заседании кафедры, для портфолио, при аттестации) построим столбчатую диаграмму (гистограмму).

Самый простой путь – делаем активной вкладку Вставка, выбираем Гистограмма, в выдающем меню – первый вариант гистограммы. По всем столбцам таблицы будут построены столбики с данными. Справа от гистограммы будет размещаться Легенда, она показывает, каким цветом построены столбики для 7А класса, для 7Б и т.д.

Построим гистограмму, которая покажет только средний балл по классам. Для построения такой гистограммы необходимо выделить мышкой столбец с названиями классов (ячейки А3-А6), нажать клавишу Ctrlи, не отпуская ее, выделить ячейки со средними баллами (ячейки G3-G6). Таким образом, будет выделен диапазон с теми данными, которые должны быть отражены в гистограмме. Далее – тот же алгоритм: делаем активной вкладку Вставка, выбираем Гистограмма, в выдающем меню – первый вариант гистограммы.

Построим круговую диаграмму. Выделяем вновь диапазоны ячеек А3-А6 и G3-G6 (с нажатой клавишей Ctrl), выбираем Вставка, Круговая, первый вариант. Поставим значения средних баллов у секторов: выделяем диаграмму (появится вокруг нее рамка), над Лентой появится  надпись Работа с диаграммами, щелкаем на вкладке Макет, выбираем Подписи данных, вариантУ вершины, снаружи. Для создания заголовка диаграммы здесь же, в Макете, левее кнопки Подписи данных, нажимаем кнопку Название диаграммы  и в появившемся перечне выбираем вариантНад диаграммой. Останется только ввести название диаграммы и подтвердить ввод клавишей Enter.

3.3 Вычисление СОУ, КЗУ и среднего балла по итогам четверти

Для облегчения вычисления качественных показателей успеваемости по классам по итогам четверти можно создать в Excelтаблицу, в которую нужно будет только вводить количество учащихся и количества различных оценок и получать результаты, которые программа посчитает автоматически. Для следующих классов достаточно  будет только изменить исходные данные.

Создать таблицу с исходными данными для одного класса.

СОУ:                      =(B3+C3*0,64+D3*0,36+E3*0,16)/A3

КЗУ:                       =(B3+C3) /A3

ср.балл:         =(B3*5+C3*4+D3*3+E3*2)/A3

В ячейках с СОУ и КЗУ должен быть процентный формат данных. Выделяем ячейку с СОУ и на Ленте нажимаем кнопку %. Дробное число будет представлено целым числом в %. Аналогично поступаем с КЗУ. Средний балл выводим с точностью до 1 знака после запятой (см. практическую работу №1).

Табличный
процессор
MSExcel в
профессиональной деятельности учителя и классного руководителя

Е.В.Апарина,
Л.И.Ковшова

МБОУ
«Основная общеобразовательная школа № 15 г.Юрги»

Сегодня
переход российского образования на федеральные государственные образовательные
стандарты второго поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня
информатизации всей системы образования.
 ИКТ-
технологии пронизывают буквально все сферы и структуры школы будущего. Поэтому
неслучайно в новых стандартах впервые в ряду основных метапредметных
результатов освоения учащимся основной образовательной программы отмечается
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий. Учитель, владеющий ИКТ —
грамотностью, имеет возможность разнообразить процесс обучения, сделать его
более наглядным и динамичным.

Определенный
интерес для педагога представляет работа с электронными таблицами
MSExcel. Современные
табличные редакторы позволяют применять многочисленные средства автоматизации, обладают
широкими графическими возможностями. Основное назначение программы
MSExcel
автоматизация расчетов в табличной форме.

Рассмотрим
возможности применения электронных таблиц для организации учебно-познавательного
процесса на уроках и ведения документации классного руководителя.

Первое знакомство с табличным процессором MSExcel начинается в  7 классе средней школы на уроках информатики.  На уроках
математики идет постепенное изучение свойств функций и функциональных
зависимостей: рассматриваются различные классы функций (начиная с простейших
линейных функций и их графиков), затем следуют квадратичные функции, функции
обратной пропорциональности и дробно-линейные функции. В старших классах
вводятся тригонометрические функции, и, наконец, показательные и
логарифмические функции.

При
прохождении учебных тем, связанных с изучением свойств функций, графическими
способами решения уравнений и систем уравнений, наблюдается формальное
отношение со стороны учащихся. На уроке учащиеся при изучении преобразований
графиков функций чаще всего успевают построить в тетради 2-3 графика, дети с
медленным темпом работы, слабыми вычислительными навыками отстают и часто
просто переписывают с доски текст, не вникая в суть действий.   Ещё достаточно часто педагоги выполняют построения
графиков на обычной доске, не используя компьютерные программы.

Для
моделирования графиков функций удобно использовать табличный процессор 
MSExsel. Данная
программа имеет важное преимущество:

 — можно
сделать привычный и удобный для учащихся  шаблон координатной плоскости
(тетрадный лист в клеточку),

 — в одной
системе координат можно построить сколько угодно графиков и каких угодно,
исследовать преобразования графиков на интерактивной модели.

MSExcel позволяет не только выполнять различные расчеты, но и наглядно
иллюстрировать числовую информацию в виде диаграмм. Практические задания на
построение (моделирование) графиков активизируют мыслительную деятельность
школьников, заставляют осмысленно выполнять каждый этап работы от цели до
получения результата.
Использование Excel обеспечивает организацию
комфортных условий погружения учащихся в предметную область, мотивацию к
учению. Основной акцент делается на организации самостоятельной, групповой,
исследовательской деятельности.

Методы
организации
и осуществления учебно-познавательной деятельностиучащихся:


 самостоятельная
работа исследовательского характера;

практическая
работа,  


творческая работа;

мозговой штурм.

Методы
стимулирования и мотивации:
создание необычных ситуаций (занимательности,
познавательной новизны, эмоционально-нравственных переживаний).

Методы
контроля и самоконтроля
за эффективностью учебно-познавательной
деятельности: практический самоконтроль, использование
памяток,
критериев оценивания.

Использование
программы
MSExsel  
открывает широкие возможности для реализации межпредметныхсвязей,  совместной
работы с коллегами. В создаваемые с этой целью творческие группы могут войти
преподаватели различных дисциплин, заинтересованные в использовании средств ИКТ
в образовательном процессе, в частности, использующие графики для визуализации
числовых данных. Варианты участия разные, как участие  в подготовительной
работе, так и в работе с учащимися.

 Приведем
пример возможной творческой группы (на примере исследовательской работы “Исследование
климата в городе Юрга” в 7 классе):


содержательное обеспечение (учитель географии, тема “Климат”);


методическое сопровождение (учитель математики, тема “Графики”);


технологическое сопровождение (учитель информатики, помощь в создании шаблона
координатной плоскости, построение средней линии графика температуры).

Программу
Excel, как инструмент, можно использовать для организации различных видов
деятельности:


демонстрация,

— работа в
группах (парах),

-частично-поисковая
работа,


исследовательская работа,


обсуждение (результатов), сравнение, обобщение.

Электронные
google-таблицы
используются для организации учебной деятельности учащихся в сетевом варианте. Электронные
таблицы дают учителю большие возможности в подготовке дидактических материалов,
организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Excel
позволяет осуществлять п
едагогический контроль, который необходим
для оценки результатов обучения, получения объективной  информации о ходе
обучения, а также совершенствования учебного процесса и  его коррекции.
Программа 
MS Excel дает учителю большие возможности  для
создания различных контрольно-измерительных материалов:

— тесты

— кроссворды

Умение
организовать свое личное компьютеризованное рабочее место – одна из основных
компетенций учителя в сфере ИКТ.  Фактически правильная организация рабочего
места – это удобная вас файловая система плюс прикладное программное
обеспечение, используемое в профессиональной деятельности.

 Документы,
формируемые пользователем, должны быть строго структурированы, а средством
структуризации в данном случае выступает папка. Если все документы хранить в
одной папке, тогда после достижения определенной критической массы пользователю
будет трудно ориентироваться в собственных документах. И фактическое время
работы будет тратится на нахождение нужного документа.
С помощью Excel можно создавать  разнообразные списки,
каталоги, составлять статистические отчеты.

Учитель
может использовать электронные таблицы Excel:

  — при
составлении списков оценок (ряд существующих «электронных классных журналов»,
функционирующих в сети Интернет, обеспечивает возможность экспорта данных об
успеваемости в файл формата Excel) и наглядном представлении успеваемости в
виде графиков и диаграмм;

— производить вычисления в Excel, необходимые для
составления отчетов и проведения мониторинга, подготовки к аттестации;

— создавать базы данных, пользоваться фильтрами для
быстрого отбора нужной информации.

Весь
материал можно систематизировать в Автоматизированном рабочем месте учителя,
созданном в Excel.
Основным документом данной программы является рабочая книга,
состоящая из листов, представленных в виде рабочих листов или же листов
диаграмм, которые могут копироваться, сортироваться, переноситься.

Рабочая
книга представляет собой электронный эквивалент папки скоросшивателя. На 
странице содержания расположены гиперссылки, которые позволяют открывать
страницы данной книги, папки с файлами, отдельные файлы, страницы Интернет.

АРМ
учителя содержит следующие разделы:


нормативная база;

 —
паспорт кабинета;


тематическое планирование;


поурочное планирование;


УМК;


подготовка к экзаменам;


мониторинг;

 —
портфолио учителя;


самообразование.

Наличие
гиперссылок позволяет осуществлять удобную навигацию в книге.

АРМ, созданный в Excel, эффективен в работе классного руководителя, так как ему
приходится заполнять много различных документов.
Классный
руководитель, максимально разгруженный от «бумажной» работы, может сосредоточить
внимание непосредственно над выполнением своих должностных обязанностей, то
есть на воспитании детей.

АРМ
классного руководителя состоит из следующих разделов:

  —
программа воспитания и социализации;

  —
нормативная база;


социальная карта класса;

  —
ОШ класса;

  —
работа с родителями;

  —
диагностика;

  —
листок здоровья;

  —
страница самоуправления класса;

  —
отчеты успеваемости;

  —
внеурочная деятельность;

  —
методическая копилка (классные часы, беседы и т.д.).

Программа
Microsoft Excel незаменима в работе учителя образовательного учреждения.
Программа обладает богатым арсеналом математических, статистических, логических
и других функций (всего несколько сотен), которые позволяют производить любые
расчеты с данными, проводить статистические исследования успеваемости,
формировать отчеты, проводить автоматическое тестирование.
Интегрирование
обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на
персональный компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным,
разнообразным, интенсивным.  Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя
вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания,
привлекая не только силу воображения, но и новейшие технологии.

Литература

1.     Гапеева Т.П. MS Excel в работе классного руководителя. [Электронный
ресурс]

http://www.it-n.ru/board.aspx?BoardId=1193&ThreadId=36765&cat_no=1191+&page=0&tmpl=Thread 

2.     Грязных
В.С. Использование
Excel для
аналитической деятельности завуча. [Электронный ресурс]

http://ppt4web.ru/informatika/ispolzovanie-ecel-dlja-analiticheskojj-dejatelnosti-zavucha.html 

3.    
Денищева Л.О., Корешкова Т.А., Михалёва Т.Г. Разработка
педагогических тестов по математике. – М.:ВАКО, 2014. – 192 с. – (Мастерская
учителя математики).

4.     Информационные
технологии в деятельности учителя-предметника. Часть
I:Пособие
для системы дополнительного профессионального  образования. / [Л.И. Ястребов,
И.А. Орлова и др.]; под редакцией А.А.Елизарова, А.К.Капитанской. – М. :
Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – 172 с.

5.     Литвинов
В.В. Методическое пособие  “Создание конструктора “Рисуем по координатам”.
Автор-составитель: Новосибирск, 2005.

6.     Муравин Г.
Графики движения.  О популярной ошибке.[Электронный ресурс]:
http://mat.1september.ru/2001/26/no26_01.htm

7.     Приемы педагогической
техники: Свобода выбора. Открытость. Обратная связь. Идеальность: Пособие для
учителя / А.А. Гин. – 10-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011 – 112 с.

8.     Тестовый
контроль знаний учащихся. [Электронный ресурс]:
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/c00083002.html

9.     Федеральный государственный образовательный стандарт  общего
образования. Основное мобщее образование.
[Электронный ресурс]: http://old.mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

Егорова Елена 5.0

Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям

Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии
«Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы
делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому
ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С
начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у
нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что
немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда
коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.

Наговицина Ольга Витальевна 5.0

учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ

Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология.
Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к
экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит
время
, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.

Чазова Александра 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ

Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования
занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз
разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.

Лосеева Татьяна Борисовна 5.0

учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса

Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво.
Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио.
Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!

Язенина Ольга Анатольевна 4.0

учитель начальных классов, ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы

Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной
информацией. Всё очень чётко, без «воды». Всё, что сказано, показано, очень
пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь
полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она
поделилась своим опытом!

Арапханова Ашат 5.0

ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД

Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень
аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и
приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же
составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!

Дамбаа Айсуу 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и
особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ
сочинения! Превосходно!

Возможности электронных таблиц для аналитической деятельности учителя

                                                                Учебно-методическое пособие

Андреева Людмила Владимировна,
учитель физики высшей категории
ГБОУ гимназии 295
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Цель: Знакомство с электронными таблицами Exsel  и GoogleSheetsкак удобным средством для автоматической проверкой тестов и выставлением оценки; анализ ответов теста,научить пользователей применять электронные таблицы в образовательном процессе, обрабатывать числовую информацию, познакомить с этапами построения диаграмм.

Актуальность данной темы

Актуальность темы данной работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области

Современные табличные процессоры позволяют  применять многочисленные средства автоматизации решения задач, так  что возможным стало даже написание  конкретных приложений на их основе. Кроме  того, они обладают широкими графическими возможностями. Табличные процессоры особенно широко используются в аналитической деятельности, а также для подготовки документов сложной формы.

Основное  назначение табличного процессора –  автоматизация расчетов в табличной форме.

Например, в табличном процессоре можно вести журнал успеваемости. Преподаватели смогут заносить в него оценки учащихся, а встроенные формулы позволят высчитывать средний балл для каждого ученика, общую успеваемость группы по предмету и др. Каждый раз, когда учитель вносит новую оценку, табличный процессор будет автоматически пересчитывать все результаты.

По  сравнению с бумажной предшественницей электронная таблица предоставляет  пользователю гораздо больше возможностей для работы. В ячейках таблицы  могут записываться различные числа,  даты, тексты, логические величины, функции, формулы. Формулы позволяют практически мгновенно производить пересчет и выводить в соответствующей ячейке новый результат при изменении исходных данных.

Эта возможность позволяет активно использовать электронные таблицы:

·        для автоматизации вычислений;

·        для представления результатов вычислений в виде диаграмм;

·        для моделирования, когда исследуется влияние различных значений параметров.

.        Табличный процессор позволяет автоматизировать процесс обработки экономической информации, осуществлять сложные вычисления, анализировать их и представлять в наглядном виде (графики, диаграммы). В настоящее время, когда все больше внимание обращено на оперативность, наглядность предоставляемой информации, а для учителя все важнее становится обработка и хранение больших объемов данных, играют большую роль такие функции как составление списков, сводных таблиц, возможность использования формул, копирование данных, форматирование и оформление, анализ и предоставление данных с помощью диаграмм и сводных таблиц, извлечение информации из внешних баз данных, обеспечение безопасности.

Программы Microsoft Excel и GoogleSheets— незаменимый помощник преподавателя при решении самых разнообразных задач, начиная с составления простейшего графика дежурств и заканчивая изготовлением предметных кроссвордов. Поэтому учитель должен в совершенстве овладеть навыками работы с электронными таблицами, научиться грамотно, применять полученные знания в повседневной практике.

Пособий, комплексно демонстрирующих примеры использования программы Microsoft Excel и GoogleSheetsдля  школьных работников, крайне мало. Поэтому возникло желание поделиться опытом по созданию электронных таблиц, решающих задачи прикладного образовательного характера, а именно: составление мониторинга успеваемости ученика, при подготовке к ЕГЭ.

Содержание

1.     Введение

2.     Пример теста

3.     Электронная таблица к этому тесту, содержащая

4.     Формулы для проверки каждого задания

5.     Формулу для автоматического выставления  оценки

6.     Формулу с количеством правильных ответов

7.     Процент правильных ответов

8.     Диаграмма результата

9.     Сравнение таблицы в GoogleSheetsи Microsoft Excel

За  урок, а учителю сделать надо многое: провести опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал, закрепить его, увидеть рост каждого, создать ситуацию успеха. Словом, урок должен проходить в напряженном виде. Как здесь можно обойтись без электронного помощника, который при умелом использовании может взять на себя значительную часть работы? Используя компьютер, мы в школе создаем свои наглядные пособия, диаграммы, таблицы, презентации, компьютерные тесты.

Различного рода расчеты приходится выполнять специалистам различного рода профессий, даже школьникам. Причем простейшие расчеты можно произвести на калькуляторе. А если расчеты достаточно сложные, которые нужно красиво оформить и представить графически, то в этом случае на помощь приходят электронные таблицы, в данном случае Microsoft Excel и  Google Sheets. Эти программы позволяет довольно просто производить различного рода расчеты, в том числе практически все финансовые и бухгалтерские. Электронные таблицы также позволяют организовать и представить данные в виде диаграммы различных типов. Программа позволяет решать довольно сложные задачи. Таблицу можно применить и для анализа любой контрольной работы.

Таким образом, в отчетах используются показатели, формулы, для расчета которых приведены выше.

С помощью электронной таблицы, введя правильные ответы, баллы за них, я могу быстро проанализировать с какими заданиями учащийся не справился, оценить долю этих заданий. Это можно сделать еще быстрее, если построить диаграмму.

Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения. Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного выявления уровня знаний учащихся на основе определенных критериев и действий.

Существует большое множество различных видов контроля, остановимся на таком виде как тестирование. Введение тестирования в школьную практику обусловлено тем, что все чаще нашим ученикам предлагают именно такие формы проверочных заданий при итоговой аттестации.

Тест (test (англ.)– испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт) – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс.

Основные отличия тестов:

1) формализованность;

2) более высокая степень объективности проводимого с их помощью оценивания;

3) использование математического статического инструментария для оценки полученных результатов.

Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.

Основными достоинствамитестовой формы контроля знаний является:

— возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса;

— осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учеником;

— обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;

— правильно оформленный тест повышает интерес к предмету;

— позволяет индивидуализировать работу с учениками;

— экономия учебного времени при контроле знаний и оценке результатов обученности;

— применение тестов позволяет решать проблему саморазвития.

Но, наряду с положительными, есть и отрицательные стороны в применении тестов:

— тестовый контроль не способствует развитию устной и письменной речи учащихся;

— выбор ответа может происходить наугад, учителю невозможно проследить логику рассуждений учащихся.

Одно из важных требований при тестировании — наличие заранее разработанных правил выставления баллов. В общем случае применения тестов за правильный ответ в каждом задании дается один балл, за неправильный — ноль. Сумм всех баллов, полученных учеником, дает число правильных ответов. Это число ассоциируется с уровнем его знаний и с понятием «тестовый балл испытуемого».

Тест который я использую находится  в приложении 1.

 Это тест авторов М.В. Бойденко, О.Н.Мирошкиной. «Физика. 7 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА»

Все ответы и рекомендуемые оценки я взяла из его книги.

●       оценка —  5 , если ученик набирает больше 17 баллов, т.е. 20-18

●       оценка — 4, если ученик набирает больше 13 баллов, т.е. 17-14

●       оценка -3,если ученик набирает больше 9 баллов, т.е. 13-10

●       оценка -2,если ученик набирает 9 баллови меньше

 Наша задача состоит в том, чтобы научиться ставить формулы для проверки тестов в электронном виде.

Итак, приступим.

Выберем какую-либо ячейку (в которую будем вводить формулу).

 Запись формулы в Excel начинается со знака «=» (равно).

Таким образом, у нас с левой стороны от знака равно находится как бы ячейка, а с правой стороны — выражение (или формула). Такой тип записи можно рассматривать как присваивание ячейке значения, получившегося в результате вычисления выражения.

Нам нужно узнать сколько баллов за одно задание набрал ученик 1 или 0 ?

Используем функцию ЕСЛИ

вот что я ввела в ячейку  N5

=ЕСЛИ(D5=3;1;0)+ЕСЛИ(E5=4;1;0)+ЕСЛИ(F5=1;1;0)+ЕСЛИ(G5=3;1;0)+ЕСЛИ(H5=1;1;0)+ЕСЛИ(I5=4;1;0)+ЕСЛИ(J5=3;1;0)+ЕСЛИ(K5=2;1;0)+ЕСЛИ(L5=2;1;0)+ЕСЛИ(M5=2;1;0)

Разберем первую формулу

=ЕСЛИ(D5=3;1;0) т.е. если ученик выбирает ответ  3, то он получает 1 балл, а если другое число, то 0 баллов , и та по аналогии. Тоже самое мы ставим за часть 2 и 3.Для подсчета итоговой суммы используется функция суммирования Сложить все эти числа за три части. Используем функцию   =СУММ(N4;U4;X4) И осталась  ячейка оценка. Для выставления итоговой оценки используется логическая функция ЕСЛИ

=ЕСЛИ(Y4>17;»отлично»;ЕСЛИ(Y4>13;»хорошо»; ЕСЛИ(Y4>9;»удовлетворительно»;»плохо»)))

с критериями выставления 5, 4, 3 и 2

Воспользуемся вариантами распределения баллов автора книги   и составим формулу, т.е.

=ЕСЛИ(Y4>17;5;ЕСЛИ(Y4>13;4;ЕСЛИ(Y4>9;3;2)))

●       оценка —  5 , если ученик набирает больше 17 баллов, т.е. 20-18

●       оценка — 4, если ученик набирает больше 13 баллов, т.е. 17-14

●       оценка -3,если ученик набирает больше 9 баллов, т.е. 13-10

●       оценка -2,если ученик набирает 9 баллови меньше

Я не обсуждаю варианты оценок, которые дал автор, их мы взяли для примера. У вас могут быть другие критерии оценки.

Мы учимся работать с самой формулой, т. е. функцией.

Для копирования формулы подведите указатель мыши к тому месту границы ячейки или блока, где изображение указателя изменяется с белого крестика на белую стрелку. Затем нажмите клавишу Ctrl и левую кнопку мыши и перемещайте ячейку в нужное место таблицы. Для завершения копирования отпустите кнопку мыши и клавишу Ctrl.

Помимо копирования и перемещения формулу можно распространить на часть строки или столбца. При этом происходит изменение относительных ссылок. Для распространения формулы необходимо выполнить следующие действия:

1. Установите курсор в ячейку с формулой.

2. Подведите указатель мыши к маркеру заполнения. Изображение указателя изменяется на черный крестик.

3. Нажмите левую кнопку мыши и, удерживая ее нажатой, перемещайте курсор до нужного места. Для завершения распространения формулы отпустите кнопку.

Необходимо отметить, что Excel выводит в ячейку значение ошибки, когда формула для этой ячейки не может быть правильно вычислена. Если формула содержит ссылку на ячейку, которая содержит значение ошибки, то эта формула также будет выводить значение ошибки.

Теперь нам надо проанализировать наш тест.

Какое количество человек выбрали ответ 1 или 2 или 3 или 4.

Для этого создаем  в ячейке после таблицы функцию =СУММЕСЛИ(D5:D32;4)/4

 соответственно суммируется только ячейки в диапазоне от D5до D32 , имеющие число         4.Соответственно, по аналогии вводим для значений 3, 2, и 1.

Эти формулы нам понадобятся в дальнейшем для анализа теста, для результатов учащихся.Далее сколько всего человек участвовало в тестировании.

В ячейки с названием Сумма всего  вводим =СУММ(D34:D37), т .о у нас во всех ячейках должно быть одно и тоже количество человек, т.е. 28. Это тоже важно, т к если число на совпадает с количеством писавших, следовательно, вы допустили где то ошибку.Теперь нам интересно узнать процент людей которые справились  с определенным заданием, т е  выполнили его правильно.

Далее расчета процентов  ставим    

●       знак   =

●       номер ячейки с правильным ответом

●       делим его на номер ячейки с общим числом выполнявших работу детей.

 В данном случае в ячейке =D35/D38 формат ячейки выбираю проценты, и т о получаю число 82%., по аналогии вбиваю в каждую ячейку таблицы.

Но легче всего выяснить число правильно выполнивших задание, по диаграмме, которая наглядно дает это представление.

Осталось построить диаграмму

Можно воспользоваться мастером построения диаграмм, выбрать диапазон ячеек, кот вас интересуют, для того чтобы проанализировать ответы  теста

В моем случае выбираем строку под № 4 и 39. Выбираем ячейки, с помощью клавиши CTRL и следуем указаниям мастера диаграмм.

Посмотреть можно в документе приложения 2.

Итак, какую информацию мы можем получить из всего этого.

1.      Сразу видно, что часть 3, т.е. решение задач выполнили не все ученики.

2.      в части 1 50% только справились с заданием №9.Это задание на среднюю скорость. Оказалось, что в тесте была допущена опечатка. И в задании 9 под номером правильного ответа была опечатка.

3.      В той же части 2  всего 60% учащихся правильно выполнили задания 6 и 7 . Следовательно, эти задания нужно разбирать более детально при объяснении темы на вес и равнодействующие силы .

4.      Средний балл  составил 3,4.(хотелось бы больше).

5.      Таким образом, с помощью электронных таблиц можно не только легко проверить работы, но и проанализировать их. Тем самым добиться хорошего результата.

●       Диагностические работы, проведенные по результатам изучения темы (тем), позволят Вам сразу же (а не в конце 11 класса) Определить текущий уровень подготовки учащихся. Вовремя обнаружить пробелы в знаниях и умениях учащихся и скорректировать их.

●       Внести коррекцию в учебный процесс для достижения требуемого результата, который будет в дальнейшем проверен итоговой аттестацией (ЕГЭ и ГИА)

 Для ученика также это будет полезно.

●       По структуре, форме и процедуре проведения тесты соответствуют ЕГЭ и ГИА, и это помогает учащимся освоить формат ЕГЭ и ГИА.

●       Участие в таких работах позволит учащимся снять психологическую нагрузку во время проведения итоговой аттестации, так как такая форма работы станет для них привычной.

 Теперь сравниваем Google Docs и Excel

Какие именно возможности предоставляются провайдерами «облачных» сервисов? Прежде всего, это:

·        возможность создавать и редактировать текстовые документы;

·        возможность создавать и работать с математическими таблицами;

·        создавать и демонстрировать электронные презентации;

·        создание простых (векторных) изображений;

·        редактирование графических файлов (фотографий);

·        использование дискового пространства провайдера для хранения резервных копий пользовательских данных;

·        и, конечно, знакомая многим возможность отправлять и принимать сообщения электронной почты.

Полагаю, теории вполне достаточно, время переходить к практике.

Создаем табличный документв Таблицах от Гугла.

Приступим к изучению основных возможностей веб-приложения «Таблицы Google».

Для создания новой таблицы следует на главной странице Google Sheets щелкнуть мышью по кнопке «Создать» и в появившемся дополнительном меню выбрать пункт «Таблица». Автоматически откроется новая вкладка браузера, содержащая пустую таблицу.

Приведем пояснения к рисунку выше:

1.      Печать таблицы.

2.      Отмена последнего действия.

3.      Повтор последнего действия.

4.      Копирование выделенного диапазона ячеек.

5.      Выделение цветом форматирования.

6.      Денежный формат.

7.      Процентный формат.

8.      Другие форматы.

9.      Размер шрифта (Выбрать другой шрифт можно при помощи команды меню «Формат» — «Шрифт»).

10.  Выделение полужирным начертанием.

11.  Выделение подчеркнутым начертанием (выбор прочих начертаний осуществляется командой меню «Формат»).

12.  Цветовое оформление текста.

13.  Цветовое оформление фона текста.

14.  Придание границ таблице.

15.  Выравнивание текста в ячейках.

16.  Объединение ячеек.

17.  Перенос по словам.

18.  Вставка функции в ячейку.

19.  Вставка диаграммы в ячейку (при помощи команды меню «Вставка» можно помещать в таблицу рисунки скрипты и т.д.).

20.  Фильтрование данных.

21.  Строка формул.

22.  Добавление нового листа в таблицу.

23.  Отражение скрытых листов.

24.  Выбор листов таблицы.

Итак, давайте создадим нашу первую таблицу средствами облачного приложения «Таблицы Google». Как и в случае с программой Microsoft Excel, ввод формулы начинается с ввода оператора присваивания, который более известен пользователю как знак равенства (=). Ссылки на содержимое других ячеек можно указывать при помощи мыши, просто щелкая мышью по нужной ячейке. При помощи других математических операторов, таких, например, как знак полюс (+), минус (-) и так далее, создайте нужную математическую формулу. Окончание ввода формулы следует обозначить нажатием клавиши «Enter».

Чтобы поместить в ячейку функцию, нажмите соответствующую кнопку в панели инструментов веб-приложения. Для получения справки по встроенным функциям следует снова нажать кнопку «Функции» и выбрать пункт «Дополнительные функции».

Чтобы придать таблице границы, следует выделить нужный диапазон ячеек и нажать кнопку «Границы» в панели инструментов. Для вставки новых столбцов и строк используйте команду меню «Вставка». При необходимости вы можете придать введенным данным нужное форматирование, для этого используйте соответствующие кнопки в панели инструментов.

Чтобы поместить в таблицу диаграмму, выделите диапазон ячеек, содержащий нужные данные, и нажмите кнопку «Вставить диаграмму». Выберите подходящий тип диаграммы, а также укажите другие данные.

Вывод таблицы на печать осуществляется посредствам команды меню «Файл» — «Печать». Заполните открывшееся диалоговое окно «Настройка печати» и распечатайте документ.

Ссылка для просмотра таблицы Гугл

Алгоритм загрузки табличного документа, а также предоставления совместного доступа и работа с историей изменений не отличается от таковых, описанных ранее, при рассмотрении приложения «Документы Google». Напоминаю, что при помощи справочного центра документов Googleвы можете получить исчерпывающую справку по всем особенностям программы.

Можно долго спорить о том, какие редакторы документов лучше. Конечно, в онлайновых редакторах нет и 10% функциональности майкрософтовских десктопных программ и скорость работы в MS Office (пока) намного выше. Но если речь идет о стоимости и возможностях совместной работы, то Google Sheets  рулит.

Изюминка Spreadsheets — в возможности совместной работы над документом, которая позволяет сразу нескольким людям вносить данные в таблицу, на лету получая информацию об изменениях и наблюдая работу коллег, не создавая лишних копий. Пользователи, привыкшие ежедневно обмениваться файлами через локальную сеть или по почте, должны по достоинству оценить эту возможность.

Омрачают лишь те досадные моменты, когда из-за перебоя соединения с интернетом Spreadsheets не может вовремя синхронизировать редактируемый документ с сервером, что приводит к потере одного-двух последних действий. Данные не теряются, и программу можно попросить не производить синхронизацию и переключиться в режим просмотра, чтобы, к примеру, сперва скопировать что-то важное. Будет ли реализовано автоматическое применение правок, совершённых в отсутствие стабильного соединения (хотя бы в том случае, если над таблицей работает лишь один пользователь) пока не ясно, но хотелось бы надеяться, что будет.

В остальном, тестовая версия вполне может похвастаться достаточно стабильной работой позволяющей уже сейчас использовать сервис по назначению. Конечно, доверять конфиденциальные документы пусть даже такой большой и известной компании как Google решатся не все, но простота и удобство должны потихоньку делать своё дело и привлекать даже самых недоверчивых.

Приложение 1

Приложение 2

Таблица Гугл

Список используемой литературы

  1.  Татьяна Обухова.  Специально  для Полезные советы- http://mirsovetov.ru12 декабря 2011  http://mirsovetov.ru/a/hi-tech/network/google-docs.html     13 апреля 2013 г 17:57
  2.    Live Business.  GOOGLE DOCS, http://www.livebusiness.ru/tags/GOOGLE_DOCS  .  14 апреля2013 15:55
  3.  Онлайн компьютерные видео уроки. Самоучитель Excel 2010    http://compteacher.ru/microsoft-office/page/3/,.14 апреля 2013  15:55
  4. TeachVideo .Работа с таблицами. http://www.teachvideo.ru/v/6993  ,  14 апреля 2013  15:55
  5.  Обучение в интернет. Бесплатное дистанционное обучение информатике, телекоммуникациям, основам электронного бизнеса.. Электронная таблица Mіcrosoft Excelhttp://www.lessons-tva.info/edu/e-inf2/m2t2_1.html,  13.02.2014 15:15:52
  6.  Использование Excel для рейтинговой оценки знаний учащихся по физике и по математике  Опубликовано 07.01.2013 — 16:29 — Бурганиев Р. Г. http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/ispolzovanie-excel-dlya-reytingovoy-ocenki-znaniy-uchashchihsya-po-fizike-i-po,13.02.2014 15:10:36
  7.  Соответствие формул Excel и таблиц Google http://maingmail.blogspot.ru/2013/03/excel-google.html,  13.02.2014 15:11:48
  8. Талмуд по формулам в Google SpreadSheet  ,http://habrahabr.ru/post/157933/  13.02.2014 15:12:29
  9.  «Физика. 7 класс.Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА»М.В. Бойденко, О.Н.Мирошкина. Ярославль:ООО”Акадмия развития”, 2011.
  10.  Справка Google, Использование документов, таблиц и презентаций https://support.google.com/drive/topic/2811739?hl=ru&ref_topic=2799627, 07.02.2014 15:36:24

Использование программы Microsoft Excel в работе учителя МКОУ «Лобановская СШ № 11» Фирсова О. П. – учитель математики Контактный телефон: 8(48741)90650 E-mail: firsovaop@mail.ru

Использование программы Microsoft Excel в работе учителя

МКОУ «Лобановская СШ № 11»

Фирсова О. П. – учитель математики

Контактный телефон: 8(48741)90650

E-mail: [email protected]

Запуск программы:  Пуск  Программы  Microsoft Office  Microsoft Office Excel.

Запуск программы: Пуск  Программы  Microsoft Office  Microsoft Office Excel.

Выделение столбцов, строк, блоков, таблиц.

Выделение столбцов, строк, блоков, таблиц.

Изменение ширины столбцов, строк

Изменение ширины столбцов, строк

Удаление, добавление столбцов, строк

Удаление, добавление столбцов, строк

Объединение ячеек

Объединение ячеек

Объединение ячеек

Объединение ячеек

Форматирование таблиц

Форматирование таблиц

Форматирование таблиц

Форматирование таблиц

Форматирование таблиц

Форматирование таблиц

Произведение расчетов с использованием формул Ввод формулы начинается с введения в ячейку знака равенства Заканчивается – нажатием клавиши Enter

Произведение расчетов с использованием формул

Ввод формулы начинается с введения в ячейку знака равенства

Заканчивается – нажатием клавиши Enter

Произведение расчетов с использованием формул Ввод формулы начинается с введения в ячейку знака равенства Заканчивается – нажатием клавиши Enter

Произведение расчетов с использованием формул

Ввод формулы начинается с введения в ячейку знака равенства

Заканчивается – нажатием клавиши Enter

Произведение расчетов с использованием формул Ввод формулы начинается с введения в ячейку знака равенства Заканчивается – нажатием клавиши Enter

Произведение расчетов с использованием формул

Ввод формулы начинается с введения в ячейку знака равенства

Заканчивается – нажатием клавиши Enter

Произведение расчетов с использованием формул

Произведение расчетов с использованием формул

Произведение расчетов с использованием формул

Произведение расчетов с использованием формул

Копирование формул

Копирование формул

Мастер функций

Мастер функций

Мастер функций

Мастер функций

Мастер функций

Мастер функций

Мастер функций

Мастер функций

Мастер функций

Мастер функций

Мастер функций

Мастер функций

Мастер функций

Мастер функций

Сортировка и фильтр данных

Сортировка и фильтр данных

Сортировка и фильтр данных

Сортировка и фильтр данных

Сортировка и фильтр данных

Сортировка и фильтр данных

Мастер диаграмм

Мастер диаграмм

Мастер диаграмм

Мастер диаграмм

Мастер диаграмм

Мастер диаграмм

Мастер диаграмм

Мастер диаграмм

Мастер диаграмм

Мастер диаграмм

Вывод таблицы на печать.

Вывод таблицы на печать.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!

Основным критерием современного общеобразовательного учреждения является создание условий для перехода к новому уровню образования на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) посредством формирования компетентностной информационной образовательной среды. Применение современных образовательных технологий в практике обучения является неотъемлемым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. [1]

В настоящее время ИКТ востребованы не только школьниками, но и учителями, педагогами-психологами, руководством образовательных учреждений любого типа. В ХХI веке компьютер стал незаменимым и уникальным инструментом, который в руках учителя-мастера, администратора-профессионала, ученика-интеллектуала служит средством творческой работы, успешной учебы и интересного общения. [2]

В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогами, а особенно перед администрацией образовательного учреждения встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации.[3]

Современное развитие средств вычислительной техники, средств связи и программных технологий, в совокупности с их постепенным удешевлением, способствуют массовому применению их не только в образовательном процессе, но и в управлении им.

Режим школьного администрирования можно представить как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса с целью перевода последнего на более высокий уровень. Он состоит из следующих этапов: сбора информации, её анализа и принятия решений. Школьные управленцы должны иметь необходимый минимум информации о состоянии и развитии процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управляющее воздействие. В связи с этим работу администрации школы можно и нужно организовать с помощью персонального компьютера.[4]

Управление школой включает в себя большой круг вопросов: педагогических, хозяйственных, социально-педагогических, экономических, правовых, финансовых. Важным фактором совершенствования управления являются информационные технологии, которые предоставляют массу новых возможностей. Они позволяют накапливать и обновлять большие объемы информации, являются инструментом оптимизации времени и средств, расходуемых на решение отдельных задач управления, способствуют повышению качества принимаемых управленческих решений за счет предоставления оперативной и достоверной информации о состоянии управляемого объекта. [1]

Сегодня компьютер стал универсальным инструментом школьного администратора в его работе по мониторингу и анализу данных учебно-воспитательного процесса.

Оснащение общеобразовательных учреждений компьютерной техникой, современные требования к ведению и оформлению документации, необходимость быстрого анализа собранных данных образовательного процесса для эффективного управления им приводят к тому, что овладение информационными компьютерными технологиями становится насущной проблемой школьного администратора.[2]

Для более эффективного управления школой в ней должна быть создана единая информатизационная среда, отвечающая следующим требованиям:

  • банк данных системы должен содержать максимально полную информацию обо всех элементах учебного процесса;
  • в системе должна быть предусмотрена возможность обмена сообщениями между всеми пользователями;
  • должна быть предусмотрена возможность взаимного обмена информацией с органами управления образованием;
  • в системе должна существовать возможность интегрирования электронных учебников.

Многие функции и задачи внутришкольного управления в современных условиях решаются более качественно, эффективно и экономично за счет использования программного обеспечения пакета Microsoft Office.

Программа Microsoft Office Excel позволяет вводить базовые данные об учебном заведении, создавать банки данных по кадровому составу и контингенту учащихся, обрабатывать информацию для получения выходных документов, вести электронные варианты книг приказов. Несомненно, на первых порах, требуется много времени для создания банков данных, но при работе в многопользовательском режиме временные затраты существенно уменьшаются. При наличии соответствующих модулей система может быть использована в работе директора, секретаря, завучей, учителей-предметников и классных руководителей, школьного бухгалтера, библиотекаря, медперсонала.[4]

В электронной таблице информация отражает общую картину по всей школе. Очевидно, что при каждом изменении внутри класса, достаточно только добавить или удалить строку в файле, содержащем список учеников, автоматически произойдут соответствующие изменения во всех сводных таблицах. На итоговой таблице мы получим точную информацию на сегодняшний день.

Очевидно, что, используя эти и другие операции стандартной программы (Excel), можно хранить и обрабатывать информацию по контингенту сотрудников (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 7, Приложение 8); по учебной и внеурочной деятельности учащихся (Приложение 6, Приложение 5), по данным социального паспорта школы (Приложение 4) и пр.

Данная программа позволит освободить заместителя директора от монотонной работы по механическому подсчитыванию, а так же предупредит возможность возникновения арифметических ошибок. Кроме того, большие объемы статистической информации станут для управленца действительно материалом для анализа и основой для принятия правильного управленческого решения. [5]

Технология работы с электронными таблицами, создаваемыми в среде табличного процессора MS Excel, сегодня столь же популярна, как и технология создания текстовых документов. Электронная таблица позволяет производить расчеты по формулам, представлять данные в виде диаграмм, структурировать данные, делать выборку из больших таблиц, создавать консолидированные таблицы и др. Использование возможностей современных информационных технологий позволяет автоматизировать процесс обработки результатов рубежных, тематических, итоговых проверочных работ (Приложение 9, Приложение 10, Приложение 11, Приложение 12). Отслеживать их динамику, представлять результаты в наглядном виде, используя возможности мастера диаграмм (Приложение 13). Это, в свою очередь, создает условия для своевременной корректировки содержания и методики обучения, целенаправленного достижения образовательного стандарта.[8]

Внедрение программы Excel в работу администрации школы повышает эффективность управления образовательным учреждением за счет автоматизированного сбора статистической информации и отчетных материалов, оперативного структурированного представления информации, использования электронного документооборота.

Есть объективная необходимость создания в школе следующего материала с использование программы Microsoft Excel:

  • банк данных по педагогическим кадрам
  • банк данных по отслеживанию результатов обучения
  • банк данных по всеобучу
  • банк данных о выпускниках школы
  • банк данных об учениках-участниках олимпиад
  • банк данных об учителях,
  • социальный паспорт школы

Использование перечисленных банков данных позволяет минимизировать сроки создания отчетности, проведения мониторинга обученности школьников, отслеживания повышения профессионального мастерства учителей. [1]

Электронные таблицы Microsoft Excel имеют широкие возможности для воплощения идей автоматизации управления образовательным учреждением.

Наглядно иллюстрирует достигнутые успехи электронная таблица «Анализ успеваемости за 8 лет» (Приложение 14). Она позволяет иметь объективную информацию по каждому классу. По ней можно проследить уровень успеваемости и усвоения учебного материала в течение последних 8 лет. Благодаря этим данным за короткий промежуток времени выдается результат по динамике учебного процесса в различных разрезах. Данные могут быть использованы руководителями для составления характеристик класса, изучения причин полученных результатов, ознакомления родителей, формулировки целей и задач на учебный год и т.д. Итоговые данные по школе используются администрацией для того, чтобы выявить тенденции сложившейся ситуации и сделать соответствующий прогноз на будущее.

Аналогичным образом, с помощью богатого инструментария приложений Microsoft Office, решаются и другие вопросы – написание программ по модификации расписания, учету пропущенных и замещенных уроков, обработке данных по оплате труда, а также создание тестовых комплексов для внутришкольного контроля.

Информационные технологии дают огромные преимущества и учащимся, и учителям. Все, что создается с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, можно охарактеризовать тремя словами: эстетично, быстро, качественно. И самое главное – это возможность оперативного доступа к информации, возможность редактирования, получения твердой копии и передачи ее по локальной сети или Интернет-каналам.

Наибольших успехов сотрудникам школы удаётся добиваться благодаря применению электронных таблиц Microsoft Excel, на базе которых создано немало интересных решений, автоматизирующих отдельные участки учебно-воспитательной работы и административно-хозяйственной деятельности.[9]

Таким образом, эффективное использование информационного пространства способствует повышению качества профессиональной и общеобразовательной подготовки за счет внедрения новых технологий в образовательный процесс; способствует повышению творческой активности педагогов и учащихся; формированию информационной культуры (приобщение к информативно-коммуникационным возможностям современных технологий) руководящих, педагогических работников, обучающихся и их родителей. [1]

Ресурсы:

  1. http://www.komobr-eao.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=272&Itemid=108
  2. https://urok.1sept.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211894
  3. www.it-n.ru/attachment.aspx?id=22552
  4. https://urok.1sept.ru/articles/100064/
  5. https://urok.1sept.ru/articles/102700/
  6. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6063/itemid,118/
  7. http://www.microsoft.com/Rus/CaseStudies/CaseStudy.aspx?id=326

Табличный процессор MSExcel в профессиональной деятельности
учителя и классного руководителя
Е.В.Апарина, Л.И.Ковшова
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15 г.Юрги»
Сегодня   переход   российского   образования   на   федеральные
государственные   образовательные   стандарты   второго   поколения   неразрывно
связан   с   радикальным   повышением   уровня   информатизации   всей   системы
образования.  ИКТ­ технологии пронизывают буквально все сферы и структуры
школы   будущего.   Поэтому   неслучайно   в   новых   стандартах   впервые   в   ряду
основных   метапредметных   результатов   освоения   учащимся   основной
образовательной   программы   отмечается   формирование   и   развитие
компетентности   в   области   использования   информационно­коммуникационных
технологий.   Учитель,   владеющий   ИКТ   ­   грамотностью,   имеет   возможность
разнообразить процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным.
Определенный интерес для педагога представляет работа с электронными
таблицами  MSExcel. Современные табличные редакторы позволяют применять
многочисленные   средства   автоматизации,   обладают   широкими   графическими
возможностями.   Основное   назначение   программы  MSExcel–   автоматизация
расчетов в табличной форме. 
Рассмотрим возможности применения электронных таблиц для организации
учебно­познавательного процесса на уроках и ведения документации классного
руководителя. 
Первое   знакомство   с   табличным   процессором  MSExcel  начинается   в     7
классе средней школы на уроках информатики.   На уроках математики идет
постепенное   изучение   свойств   функций   и   функциональных   зависимостей:
рассматриваются различные классы функций (начиная с простейших линейных
функций   и   их   графиков),   затем   следуют   квадратичные   функции,   функции
обратной пропорциональности и дробно­линейные функции. В старших классах
вводятся   тригонометрические   функции,   и,   наконец,   показательные   и
логарифмические функции.
При прохождении учебных тем, связанных с изучением свойств функций,
графическими способами решения уравнений и систем уравнений, наблюдается
формальное отношение со стороны учащихся. На уроке учащиеся при изучении
преобразований графиков функций чаще всего успевают построить в тетради 2­3
графика,   дети   с   медленным   темпом   работы,   слабыми   вычислительными
навыками отстают и часто просто переписывают с доски текст, не вникая в суть
действий.   Ещё достаточно часто педагоги выполняют построения графиков на
обычной доске, не используя компьютерные программы.
Для   моделирования   графиков   функций   удобно   использовать   табличный
процессор  MSExsel. Данная программа имеет важное преимущество: ­   можно   сделать   привычный   и   удобный   для   учащихся  
  шаблон
координатной плоскости (тетрадный лист в клеточку),
 ­ в одной системе координат можно построить сколько угодно графиков и
каких угодно, исследовать преобразования графиков на интерактивной модели.
MSExcel позволяет не только выполнять различные расчеты, но и наглядно
иллюстрировать числовую информацию в виде диаграмм. Практические задания
на   построение   (моделирование)   графиков   активизируют   мыслительную
деятельность   школьников,   заставляют   осмысленно   выполнять   каждый   этап
работы   от   цели   до   получения   результата.  Использование  Excel   обеспечивает
организацию комфортных условий погружения учащихся в предметную область,
мотивацию   к   учению.
  Основной   акцент   делается   на   организации
самостоятельной, групповой, исследовательской деятельности. 
Методы  организации  и   осуществления  учебно­познавательной
деятельностиучащихся:
­  самостоятельная работа исследовательского характера;
­практическая работа,   
­ творческая работа;
­мозговой штурм.
Методы  стимулирования   и   мотивации:  создание   необычных   ситуаций
  эмоционально­нравственных
  познавательной   новизны,
(занимательности,
переживаний).
Методы  контроля   и   самоконтроля  за   эффективностью   учебно­
познавательной   деятельности:   практический   самоконтроль,   использование
памяток, критериев оценивания.
Использование программы MSExsel   открывает широкие возможности для
реализации   межпредметныхсвязей,  
  совместной   работы   с   коллегами.   В
создаваемые   с   этой   целью   творческие   группы   могут   войти   преподаватели
различных   дисциплин,   заинтересованные   в   использовании   средств   ИКТ   в
образовательном   процессе,   в   частности,   использующие   графики   для
визуализации   числовых   данных.   Варианты   участия   разные,   как   участие     в
подготовительной работе, так и в работе с учащимися.
  Приведем   пример   возможной   творческой   группы   (на   примере
исследовательской работы “Исследование климата в городе Юрга” в 7 классе):
­ содержательное обеспечение (учитель географии, тема “Климат”);
­ методическое сопровождение (учитель математики, тема “Графики”);
­   технологическое   сопровождение   (учитель   информатики,   помощь   в
создании шаблона координатной плоскости, построение средней линии графика
температуры).
Программу Excel, как  инструмент,  можно использовать  для организации
различных видов деятельности:
­ демонстрация, 
­ работа в группах (парах), ­частично­поисковая работа,
­ исследовательская работа,
­ обсуждение (результатов), сравнение, обобщение.
Электронные  google­таблицы   используются   для   организации   учебной
деятельности учащихся в сетевом варианте. Электронные таблицы дают учителю
большие   возможности   в   подготовке   дидактических   материалов,   организации
учебно­познавательной деятельности учащихся.
Excel   позволяет   осуществлять   педагогический   контроль,   который
необходим   для   оценки   результатов   обучения,   получения   объективной
информации о ходе обучения, а также совершенствования учебного процесса и
его коррекции. Программа   MS Excel дает учителю большие возможности  для
создания различных контрольно­измерительных материалов: 
­ тесты
­ кроссворды
Умение   организовать   свое   личное   компьютеризованное   рабочее   место   –
одна из основных компетенций учителя в сфере ИКТ.  Фактически правильная
организация   рабочего   места   –   это   удобная   вас   файловая   система   плюс
прикладное   программное   обеспечение,   используемое   в   профессиональной
деятельности. 
  Документы,   формируемые   пользователем,   должны   быть   строго
структурированы,   а   средством   структуризации   в   данном   случае   выступает
папка.  Если  все  документы   хранить  в  одной  папке,  тогда   после   достижения
определенной критической массы пользователю будет трудно ориентироваться в
собственных   документах.   И   фактическое   время   работы   будет   тратится   на
нахождение   нужного   документа.
 С   помощью   Excel   можно   создавать
разнообразные списки, каталоги, составлять статистические отчеты.
Учитель может использовать электронные таблицы Excel:
  ­   при   составлении   списков   оценок   (ряд   существующих   «электронных
классных   журналов»,   функционирующих   в   сети   Интернет,   обеспечивает
возможность   экспорта   данных   об   успеваемости   в   файл   формата   Excel)   и
наглядном представлении успеваемости в виде графиков и диаграмм; 
­ производить вычисления в Excel, необходимые для составления отчетов и
проведения мониторинга, подготовки к аттестации;
­   создавать   базы   данных,   пользоваться   фильтрами   для   быстрого   отбора
нужной информации.
Весь материал можно систематизировать в Автоматизированном рабочем
месте учителя, созданном в  Excel.  Основным документом данной программы
является рабочая книга, состоящая из листов, представленных в виде рабочих
листов или же листов диаграмм, которые могут копироваться, сортироваться,
переноситься.
Рабочая   книга   представляет   собой   электронный   эквивалент   папки
скоросшивателя. На  странице содержания расположены гиперссылки, которые позволяют   открывать   страницы   данной   книги,   папки   с   файлами,   отдельные
файлы, страницы Интернет.
АРМ учителя содержит следующие разделы:
­ нормативная база;
 ­ паспорт кабинета;
­ тематическое планирование;
­ поурочное планирование;
­ УМК;
­ подготовка к экзаменам;
­ мониторинг;
 ­ портфолио учителя;
­ самообразование.
Наличие гиперссылок позволяет осуществлять удобную навигацию в книге.
АРМ, созданный в Excel, эффективен в работе классного руководителя, так
как   ему   приходится  заполнять   много   различных   документов.  Классный
руководитель,   максимально   разгруженный   от   «бумажной»   работы,   может
сосредоточить внимание непосредственно над выполнением своих должностных
обязанностей, то есть на воспитании детей.
АРМ классного руководителя состоит из следующих разделов:
­ программа воспитания и социализации;
­ нормативная база;
­ социальная карта класса;
­ ОШ класса;
­ работа с родителями;
­ диагностика;
­ листок здоровья;
­ страница самоуправления класса;
­ отчеты успеваемости;
­ внеурочная деятельность;
­ методическая копилка (классные часы, беседы и т.д.).
Программа Microsoft Excel незаменима в работе учителя образовательного
учреждения.   Программа   обладает   богатым   арсеналом   математических,
статистических, логических и других функций (всего несколько сотен), которые
позволяют производить любые расчеты с данными, проводить статистические
исследования   успеваемости,   формировать   отчеты,   проводить   автоматическое
тестирование.
 Интегрирование   обычного   урока   с   компьютером   позволяет
учителю переложить часть своей работы на персональный компьютер, делая при
этом   процесс   обучения   более   интересным,   разнообразным,   интенсивным.
Компьютер   дает   учителю   новые   возможности,   позволяя   вместе   с   учеником
получать   удовольствие   от   увлекательного   процесса   познания,   привлекая   не
только силу воображения, но и новейшие технологии. 
Литература 1. Гапеева Т.П. MS Excel в работе классного руководителя.  [Электронный
ресурс]
http://www.it­n.ru/board.aspx?
BoardId=1193&ThreadId=36765&cat_no=1191+&page=0&tmpl=Thread  
2. Грязных   В.С.   Использование  Excel  для   аналитической   деятельности
завуча. [Электронный ресурс]
http://ppt4web.ru/informatika/ispolzovanie­ecel­dlja­analiticheskojj­
dejatelnosti­zavucha.html  
3. Денищева   Л.О.,
  Михалёва   Т.Г.
  Разработка
педагогических   тестов   по   математике.   –   М.:ВАКО,   2014.   –   192   с.   –
(Мастерская учителя математики).
  Корешкова   Т.А.,
4. Информационные технологии в деятельности учителя­предметника. Часть
I:Пособие для системы дополнительного профессионального  образования.
/   [Л.И.   Ястребов,   И.А.   Орлова   и   др.];   под   редакцией   А.А.Елизарова,
А.К.Капитанской.   –   М.   :   Российская   политическая   энциклопедия
(РОССПЭН), 2007. – 172 с.
5. Литвинов В.В. Методическое пособие   “Создание конструктора “Рисуем
по координатам”. Автор­составитель: Новосибирск, 2005.
6. Муравин   Г.   Графики   движения.     О   популярной   ошибке.[Электронный
ресурс]: http://mat.1september.ru/2001/26/no26_01.htm
7. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Обратная
связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. Гин. – 10­е изд. – М.:
ВИТА­ПРЕСС, 2011 – 112 с.
8. Тестовый   контроль   знаний   учащихся.
  [Электронный   ресурс]:
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/c00083002.html
9. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт    общего
образования.   Основное   мобщее   образование.[Электронный   ресурс]:
http://old.mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

Свидетельство о регистрации
СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841
от 28.07.2014

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841

Зачем размещать разработки
у нас?

  • Свидетельство бесплатно
  • Нам доверяют
  • Нужно использовать при аттестации

Свидетельство о публикации
в СМИ

свидетельство о публикации в СМИ

Дождитесь публикации материала
и скачайте свидетельство
о публикации в СМИ бесплатно.

Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность

Диплом за инновационную профессиональную деятельность

Опубликует не менее 15
материалов в методической
библиотеке портала и скачайте
документ бесплатно.

28.03.2019

Электронные таблицы в деятельности учителя предметника

Столярова Нэля Анатольевна

Практически все задачи, требующие интенсивных математических расчетов, являются потенциальными кандидатами для обработки в EXCEL.
Если ваша работа связана с обработкой текстовой информацией, где не требуется интенсивных математических вычислений оптимальным выбором будет текстовый редактор.
Если ваша работа связана с графическими изображениями найдите полноценный графический редактор. Возможности EXCEL очень высоки.
Обработка текста, управление базами данных-программа настолько мощна, что во многих случаях превосходит специализированные программы-редакторы или программы баз данных. Такое многообразие функций может поначалу запутать, чем заставить применять на практике. Но по мере приобретения опыта начинаешь по достоинству ценить то, что границ возможностей EXCEL тяжело достичь.

Оценить




799

Также вас может заинтересовать

  • Факультативный курс Компьютерная графика
  • Рабочая тетрадь к учебнику «Информатика и ИКТ 11 класс Базовый уровень» Н.В. Макарова
  • Ребусы по информатике
  • Конспект урока «Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний»
  • Презентация по информатике по теме «Устройство компьютера»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Электронные таблицы excel для решения задач
  • Электронные таблицы excel для зарплаты
  • Электронные таблицы excel для андроида
  • Электронные таблицы excel графическое представление
  • Электронные таблицы excel возможности форматирования