Издательские системы
- | Печать |
Рейтинг: / 39
- Подробности
- Просмотров: 22253
Издательские системы
Для подготовки
буклетов, оформления журналов и книг предназначены специальные издательские
системы. Они позволяют готовить их и печатать на принтерах или выводить на
фотонаборные автоматы сложные документы высокого качества.
Настольные издательские
системы (НИС) — это программы, предназначенные для профессиональной
издательской деятельности, позволяющие осуществлять электронную верстку
широкого спектра основных типов документов.
Предусмотренные в
программных пакетах данного типа средства позволяют:
- компоновать (верстать)
текст; - использовать
всевозможные шрифты и полиграфические изображения; - осуществлять
редактирование на уровне лучших текстовых процессоров; - обрабатывать
графические изображения; - обеспечивать вывод
документов высокого качества;
и др.
Известными пакетами
среди издательских систем для компьютеров являются PageMaker, QuarkXPress,
Scribus, Adobe InDesign и др.
Имеются два основных
вида издательских систем. Издательские системы первого вида очень удобны для
подготовки небольших материалов с иллюстрациями, графиками, диаграммами,
различными шрифтами в тексте (например, газет, небольших журналов). Типичный
пример такой системы — Aldus PageMaker.
Издательские системы
второго вида больше подходят для подготовки объемных документов, например книг.
Одна из таких систем — Ventura Publisher (Corel Ventura) – управляет меню и
может считывать тексты, подготовленные с помощью других текстовых редакторов
(например, Microsoft Word), сохраняя при этом параметры форматирования,
заданные этим редакторами.
Adobe InDesign CS3
ориентирован на профессиональных дизайнеров, художников и специалистов в
области печати, работающих в средствах массовой информации, дизайнерских
компаниях, рекламных агентствах, издательствах и других организациях, которым
приходится заниматься версткой и выпуском печатной продукции.
Программа Adobe
InDesign CS3 расширяет возможности пользователей, занимающихся макетированием и
дизайном, предлагая уникальные инструменты, сочетающие надежность и
функциональность с абсолютной творческой свободой.
Именно это сочетание
является отличительной особенностью всех продуктов Adobe. С помощью Adobe
InDesign CS3, вы сможете создавать макеты страниц и осуществлять их печать
намного быстрее и эффективнее, чем когда-либо ранее.
В программе Adobe
InDesign CS3 используются стандартные команды, инструменты, палитры и
клавиатурные сочетания, знакомые пользователям продуктов Adobe Photoshop и
Adobe Illustrator, что гарантирует максимально продуктивную работу. Возможность
импорта файлов из приложений Photoshop и Illustrator также позволяет выпускать
высококачественную продукцию в кратчайшие сроки. Все предлагаемые инструменты
интуитивно понятны, благодаря чему пользователи продукта смогут быстро
воплотить свои самые смелые творческие замыслы.
Основная операция
издательских систем — верстка (размещение текста по страницам документа,
вставка рисунков, оформление текста различными шрифтами и т.д.). Редактирование
текста в издательских системах менее удобно, чем в текстовых редакторах.
Поэтому бывает, что документы готовят в два этапа: сначала набирают текст в
текстовом процессоре, а затем считывают его издательской системой и
осуществляют окончательную подготовку документа.
Основные функции
издательских систем: использование сотен видов шрифтов (начертаний и размеров
символов текста), которые отображаются на экране так же, как при печати;
изменение и корректировка рисунков и диаграмм; формирование таблиц;
выравнивания; работа с формулами и др.
Большинству
пользователей для выполнения издательских работ может быть вполне достаточно
возможностей текстового процессора, в котором есть элементы цветовыделения и
средства графических редакторов.
Издательские системы
Для подготовки буклетов, оформления журналов и книг предназначены специальные издательские системы. Они позволяют готовить их и печатать на принтерах или выводить на фотонаборные автоматы сложные документы высокого качества.
Настольные издательские системы (НИС) — это программы, предназначенные для профессиональной издательской деятельности, позволяющие осуществлять электронную верстку широкого спектра основных типов документов.
Предусмотренные в программных пакетах данного типа средства позволяют:
- компоновать (верстать) текст;
- использовать всевозможные шрифты и полиграфические изображения;
- осуществлять редактирование на уровне лучших текстовых процессоров;
- обрабатывать графические изображения;
- обеспечивать вывод документов высокого качества;
- и др.
Известными пакетами среди издательских систем для компьютеров являются PageMaker, QuarkXPress, Scribus и др.
Имеются два основных вида издательских систем. Издательские системы первого вида очень удобны для подготовки небольших материалов с иллюстрациями, графиками, диаграммами, различными шрифтами в тексте (например, газет, небольших журналов). Типичный пример такой системы — Aldus PageMaker.
Издательские системы второго вида больше подходят для подготовки объемных документов, например книг. Одна из таких систем — Ventura Publisher (Corel Ventura) – управляет меню и может считывать тексты, подготовленные с помощью других текстовых редакторов (например, Microsoft Word), сохраняя при этом параметры форматирования, заданные этим редакторами.
Основная операция издательских систем — верстка (размещение текста по страницам документа, вставка рисунков, оформление текста различными шрифтами и т.д.). Редактирование текста в издательских системах менее удобно, чем в текстовых редакторах. Поэтому бывает, что документы готовят в два этапа: сначала набирают текст в текстовом процессоре, а затем считывают его издательской системой и осуществляют окончательную подготовку документа.
Основные функции издательских систем: использование сотен видов шрифтов (начертаний и размеров символов текста), которые отображаются на экране так же, как при печати; изменение и корректировка рисунков и диаграмм; формирование таблиц; выравнивания; работа с формулами и др.
Большинству пользователей для выполнения издательских работ может быть вполне достаточно возможностей текстового процессора, в котором есть элементы цветовыделения и средства графических редакторов.
Издательские
системы.
Компьютерные
издательские системы – это комплекс
аппаратных и программных средств,
предназначенных для компьютерного
набора, верстки и издания текстовых и
иллюстративных материалов. Главным
отличием настольных издательских систем
от текстовых редакторов является то,
что они предназначены, в первую очередь,
для оформления документов, а не для
ввода и редактирования. Процесс верстки
состоит в оформлении текста и задании
условий взаимного расположения текста
и иллюстраций. Целью верстки является
создание оригинал-макета, пригодного
для размножения документа полиграфическим
способом.
Существуют различные
программные системы, среди которых
можно выделить следующие.
Adobe InDesign — недавно
появившийся пакет фирмы Adobe, оптимизированный
под верстку документов самого широкого
профиля, от одностраничных буклетов до
толстых книг, обогащенный набором
специфических визуальных инструментов.
Adobe PageMarker — еще один
пакет фирмы Adobe, с довольно сложным
интерфейсом и системой команд, но в то
же время с высокой производительностью
и богатыми возможностями, особенно при
работе с цветом.
Corel Ventura Publisher —
альтернативный пакет фирмы Corel, несколько
утративший в последнее время свои
позиции, но вследствие своей универсальности
(имеет широкие функции обычных текстовых
и графических редакторов, интеграция
с Web, поддержка различных платформ) не
потерявший актуальности.
QuarkXPress — достаточно
легкая в освоении и гибкая издательская
система, которая традиционно используется
многими издательствами газет, журналов,
рекламными агентствами.
Применяются для
профессиональной издательской
деятельности. Позволяют осуществлять
электронную верстку широкого спектра
основных типов документов типа
информационного бюллетеня, цветной
брошюры, каталога, справочника. Позволяют
решать следующие задачи:
-
компоновать
(верстать) текст; -
использовать
всевозможные шрифты и выполнять
полиграфические изображения; -
осуществлять
редактирование текста на уровне лучших
текстовых процессоров; -
обрабатывать
графические изображения; -
выводить документы
полиграфического качества; -
работать в сетях
на разных платформах.
Дизайн печатных
СМИ всегда определялся новыми
технологическими процессами. Печатники,
применявшие ручной набор, сопротивлялись
механизированному и тем более
автоматизированному набору, так как на
первых этапах использования техника
оказывалась несовершенной. Правда,
требования рынка получать наиболее
оперативные новости оставили приверженцев
ручного набора за бортом истории. То же
самое пережил фотонабор: сначала, на
этапе применения шрифтоносителя,
катастрофически не хватало гарнитур,
и, в частности, наша страна перешла к
данной технологии спустя полвека после
изобретения. Это тем более обидно, так
как фотонабор — открытие российское.
Появление в 1985
году компьютерной программы Aldus PageMaker
для Mac революционно перевернуло
издательский рынок. Спустя два года
версия PageMaker появилась и для РС. Таким
образом, работники издательств и
секретариатов газет и журналов имели
возможность объединять графику и текст
на экране монитора.
Сопротивление
специалистов старой школы, привыкших
работать исключительно с бумажным
графическим макетом, было отчаянным.
Причин тому было несколько: во-первых,
реальный рынок в России к тому времени
еще не наступил, во-вторых, переучиваться
было трудно, а в-третьих, у них на руках
были железные аргументы о несовершенстве
издательских систем: форматирование
параграфов назначалось индивидуально,
никто не имел понятия о стилях,
отсутствовали программы переносов для
русского языка и т. д. Все повторялось,
как некогда с линотипом. У «книжников»
аргументы были наиболее весомыми:
программа не давала возможности применять
перекрестные ссылки, при переверстке
одной страницы нарушался весь научный
аппарат книги. Эту проблему компания
Aldus стала решать другим программным
продуктом — FrameMaker. Спустя несколько
лет, в 1995 г., оба программных продукта:
и PageMaker, и FrameMaker — были приобретены
компанией Adobe System Ink., созданной в 1982 г.
и прославившейся к этому времени
созданием универсального языка описания
страниц PostScript. В настоящее время на
издательском рынке это самая влиятельная
компания, ни одно издательство или
редакция в мире не могут обойтись без
графического редактора Adobe Photoshop и
формата PDF1.
В России для верстки
газет и журналов наиболее распространенным
былAdobe PageMaker, тогда как для верстки книг
FrameMaker применялся чрезвычайно редко. В
еженедельных изданиях с ярко выраженной
модульной версткой он применяется тоже
нечасто из-за высокой цены и сложности
освоения программы. Хотя по возможности
автоматизировать верстку в изданиях с
повторяемой структурой (книги с большим
количеством таблиц, энциклопедическая
литература с динамическими перекрестными
ссылками, СМИ с заданными по размеру
рекламными объявлениями) — это самый
удобный пакет верстки. При дополнениях
или изменениях публикации структура
издания не будет нарушена. Еще FrameMaker
удобен тем, что при большом количестве
верстальщиков разработкой шаблонов
может заниматься самый квалифицированный,
остальные пойдут про проторенному пути,
таким образом, производительность труда
резко возрастет.
Вторым по популярности
в России, после легендарного PageMaker,
программным продуктом являлся QuarkXPress.
В мировой практике он был даже популярнее.
Компания Quark начала разработки в 1986 г.,
и у нее была возможность учесть слабые
места своего главного конкурента, хотя
Тим Джилл, разработчик программы,
утверждал, что у него не было намерений
создавать пакет верстки, он просто хотел
выпустить хороший текстовой редактор.
Первый QuarkXPress появился в 1987 г. и нанес
серьезный материальный ущерб фирме
Aldus Ink. Огромный американский издательский
рынок в основном базировался на Mac,
поэтому Quark сосредоточил свои усилия
именно на этом направлении. Работа с
цветом у Mac была реализована на аппаратном
уровне, и полноцветные издания предпочитали
именно этот издательский пакет.
Спустя 5 лет
интерфейс программы был представлен
на нескольких языках, включая довольно
редкие, что, несомненно, способствовало
распространению QuarkXPress по всему миру.
К концу XX в. компания пишет версию для
Windows, пытаясь забрать оставшуюся часть
рынка. Дело дошло до того, что, уверовав
в свою непревзойденность, Quark предлагает
руководству компании Adobe продать все
свои акции. Это был 1998 г. Руководители
компании Adobe Systems Inc. Д. Уорнок и Ч. Гешке
ответили отказом. Все это время фирма
не почивала на лаврах, а тщательно
готовила новый издательский пакет. У
нее в активах был лучший в мире графический
редактор, форматы PS и PDF, программа для
векторной графики Adobe Illustrator и т.д. И в
конце концов на рынок выходит издательский
продукт нового поколения Adobe InDesign.
В первых версиях
новая программа больше напоминала
QuarkXPress, но обладала существенными
преимуществами. Пользователи PageMaker
столкнулись с непривычным интерфейсом.
Компания старалась завоевать приверженцев
Quark, и это ей удалось. Следует добавить,
что InDesign позволяет преобразовывать в
собственный формат публикации в формате
QuarkXPress или PageMaker, что, несомненно,
значительно облегчает процесс перехода
на новую программу верстки. В третьей
версии на привычное место вернулись
палитра управления и встроенный текстовой
редактор. Изобразительный материал,
как векторный, так и растровый, можно
редактировать частично прямо в
издательской системе или двойным
нажатием кнопки мыши вызвать графический
редактор (Photoshop или Illustrator). Назначение
стилей абзаца при помощи горячих клавиш
существенно повысило оперативность
работы с масштабными публикациями. В
отличие от PageMaker, кроме стилей абзаца
появились шрифтовые стили. Верстальщики
помнят, какие проблемы были и у QuarkXPress,
и у Pagemaker при работе с таблицами. В
InDesign эти проблемы решены. Кроме того,
программа позволяет работать с таблицами,
созданными в самых популярных продуктах
Microsoft Word или Excel.
Недостатки PageMaker
в работе с цветом были устранены, новая
программа даже позволяет смешивать
спот-цвета и работать с различными
объектами цветовых оттенков. Сходство
горячих клавиш и процедур между всеми
продуктами Adobe облегчает освоение всего
издательского пакета.
Работа со слоями
сейчас возможна как в QuarkXPress, так и в
InDesign, но последний поддерживает
прозрачность слоев. Появилась возможность
монтажа изобразительного материала во
время верстки, а также в InDesign реализована
многократная отмена действий. К
недостаткам издательской системы нового
поколения можно отнести неудобство
работы с динамическими сносками.
Нельзя не сказать
еще об одном издательском пакете —
CorelVentura. Ventura появилась на рынке в 1986 г.
и сразу же стала одной из лучших программ
для многостраничной верстки. Разработчики
долго не переводили продукт под Windows,
Ventura преследовали неудачи. Сначала
исходные коды программы приобрела
компания Xerox, а к 1993 г. фирма Corel. Издательская
система стала называтьсяCorel Ventura
Publisher. В РОССИИ программа очень
распространена, она идеально работает
с перекрестными динамическими ссылками,
позволяет делать издания с огромным
количеством формул, правда, набирать
их надо на своеобразном языке
программирования. Несмотря на ее
предназначение — создавать книжные
публикации, ее успешно применяют в СМИ
для изданий с модульным типом верстки.
Благодаря внедрению
новых технологий дизайн современных
печатных СМИ претерпел большие изменения,
новые возможности компьютерных программ
расширили горизонты оформления газетных
и журнальных полос. Издательские системы
позволяют объединять текстовой и
изобразительный материал (векторный и
растровый) практически без каких-либо
ограничений творческих пожеланий
дизайнера-верстальщика.
Соседние файлы в папке Мультимедиа технологии МТ 2012
- #
- #
- #
15.03.201530.72 Кб34Виртуальная реальность.doc
- #
- #
15.03.2015423.42 Кб25Звуковые адаптеры.doc
- #
- #
- #
- #
- #
15.03.201537.38 Кб26Растровая графика.doc
- #
15.03.201541.47 Кб24Текст и гипертекст.doc
4 — 2002
Опыт сравнительного описания пакетов верстки
Из истории Ventura
Что ждет Ventura в Corel
FrameMaker
Оframeление по Головачу
Aldus, PageMaker и Adobe
Непревзойденный XPress. Пришла пора прощаться?
QuarkXPress 5 и InDesign 2
Взаимодействие
Слои
Таблицы
Прозрачность
Длинные документы
Выпуск в разные среды
Создание PDF
Конвертация для сети
И опять об XML
Другие возможности
Итог: Adobe — вне конкуренции
10 преимуществ и один баг Vеntura Publisheм
«FrameMaker — это LandRover… он работает
везде и всегда»
Не GUI единым…
Из интервью журналу Networker
InDesign 2.0 / QuarkXPress 5.0
Исследования Adobe показывают, что те, кто публикует только
печатные документы, составляют менее 25% профессионалов, и свыше 70% публикуют
документы в разных средах. Adobe также оценивает размер издательского рынка
в 500 млн. долл. ежегодно, и отмечает, что образован он почти полностью пользователями
Windows.
С конца 1970-х рискованные издатели и компьютерные ученые искали пути, чтобы
соединить мостом этот промежуток через целый ряд решений, которые должны позволять
авторам и дизайнерам работать на персональном компьютере и управлять выводом
набора. Donald Knuth разработал свой язык TeX. Американская Graphic Communications
Association в результате сотрудничества с IBM при содействии Американского Национального
Института Стандартов произвела SGML. Затем появился WYSIWYG.
Этот метод берет свое начало от исследованя в Palo Alto Research Center и получил
свое развитие с появлением Mac.
Начальные продажи Macintosh были медленны, но скоро возросли с появлением в 1985
году Aldus PageMaker, который сопровождали MacPublisher, ReadySetGo, RegTime
и QuarkXPress, и на PC-платформе — Ventura Publisher. В 1985 Aldus выпустил
PageMaker для Mac. Двумя годами позже — версию для PC. PageMaker позволил пользователям
объединять графику и текст достаточно легко, чтобы сделать практически возможным
настольное издание. Но представьте, были времена, когла PageMaker (1.1) требовал,
чтобы форматирование всех параграфов назначалось индивидуально. В PageMaker
отсутствовали стили до версии 2.0, и даже после этого многие люди не пользовались
ими. Одной из причин, возможно, была та, что палитра стилей в PageMaker 2.0
не отображалась на экране при запуске.
В последующих версиях Aldus устанавливает палитру стилей по умолчанию так, чтобы
она отображалась на экране сразу после загрузки программы. А первой DTP-программой,
установившей стили среди настольных систем, была Ventura Publisher (tags в терминологии
Ventura). Другая программа этого типа — FrameMaker. Такие программы сложнее
было изучить. Их интерфейс и структуры способствовали использованию автоматизации,
игнорируемой PageMaker и XPress, например боковые заголовки и балансировку колонок.
Они обеспечивали средства для автоматической нумерации параграфов, создавали
таблицы и т. д.
Они облегчали задачу сборки глав в книги с последовательной нумерацией страниц,
поддерживали динамические перекрестные ссылки. Конечно, они были не идеальны
для быстрого создания рекламы, газет и журналов, но вполне пригодны для производства
технических описаний, справочников, каталогов, книг и другой подобной продукции.
Отлично подходил для этого FrameMaker, который имел стили не только на уровне
параграфа, но и на уровне слов и символов.
Сегодня трудно представить себе мир без влияния Adobe, благодаря инструментам,
разработанным Джоном Уорноком — главным управляющим делами Adobe и его компанией.
В 1982 году Уорнок — в партнерстве с сотрудником по Xerox Чарльзом Гешке — основал
Adobe с целью разработки приложений для их языка описания страниц PostScript.
Они и не подозревали тогда, что произведут революцию на издательском рынке.
К 1995 году поступления Adobe составили больше 762 млн. долл., и сегодня — это,
без сомнения, первая компания на издательском рынке.
Из истории Ventura
Ventura начиналась с программиста-визионера Джона Майера (John Meyer) и группы
сотрудников Digital Research Inc. В группу входили Don Heiskill, Lee Lorenzen
и John Grant. Ими были написаны все ранние версии Ventura вплоть до 3.0 для
GEM и для Windows. В интервью The Venturian Эндрю Миллер (Xerox) вспоминает:
«Я начинал с текстовых процессоров Xerox, когда они стоили 26 тыс. долл., и вы
сохраняли одну страницу информации на магнитной ленте — в 1978-м. Я не могу
сообщить точно, что происходило в головах у Джона Майера и его людей, когда
они были в Digital Research. Это было время, когда появился PageMaker для Macintosh.
Группа GEM заявила, что они могли бы сделать так же хорошо, если не лучше. И…
не очень достоверны рассказы, что к тому времени они уже начали кодировать продукт
на кухне Майера». Далее, поскольку Digital Research не заинтересовало предложение
команды, группа покидает компанию и формирует Ventura Software, который и выпустил
GEM Ventura Publisher. Эндрю Миллер продолжает: «Они сделали довольно скромный
рабочий прототип за несколько месяцев и стали обходить крупные компании, подобные
IBM». Larry Spelhaug из Xerox увидел этот продукт в 1986-м. И позже Ларри в обход
нормальной процедуры контрактов, принятой в Xerox, протолкнул принятие этого
продукта». Джон Майер и его коллеги продолжали обладать правами на Ventura,
а Xerox имел лишь исключительные права на маркетинг.
C 1986-го по 1989 год было продано более 200 тыс. копий системы. По некоторым
оценкам общее число пользователей Ventura Publisher в скором времени превысило
число пользователей PageMaker — 37% против 36%». Было решено, что Ventura могла
стать тем приложением, которое должно было наконец сделать Xerox тем, чем PageMaker
сделал Macintosh. В то же самое время Ventura должна была выйти в версии для
Windows. И хотя «за три дня до выхода было известно 380 дефектов», руководство
решило выпустить продукт. VP 3.0 был заявлен летом 1990-го. И хотя клиенты попробовали
продукт для Windows (а затем продукт был портирован и для Macintosh — в октябре,
и для OS/2 — в ноябре), они продолжали работать в GEM-версии, поскольку та работала
надежнее. И это было началом «конца». Продажи стали стремительно падать, а на
проданные версии от клиентов поступала масса претензий.
Итак, Ventura Publisher был разработан Ventura Software, Inc. в 1986 году и первоначально
распространялся OEM-дистрибьюторами (Prometheus, Univation и несколькими другими).
В 1989 году Xerox приобрел исходный код. Версии 3.х выпускались Xerox Desktop
Software, Inc. Помимо основного продукта VSI разрабатывала Ventura Database
Publisher, Ventura Scan, Ventura ColorPro, Ventura AdPro и Ventura Separator.
Corel же стартовал как поставщик решений на основе Ventura, а затем переключился
на разработку Draw и в конце 1993 года приобрел Ventura и все связанные технологии.
Начальная версия от Corel вышла под именем Corel Ventura Publisher 4.2. За
исключением незначительных изменений, это был просто набор из VP 4.11, DBP,
и шрифтов и клипартов от Corel, чтобы как-то оправдать имя Corel на обложке.
Все версии Ventura через 4.x первоначально кодировались на языке Assembler.
Когда Corel купил Ventura, VSI был лишь в начале процесса преобразования кода
в C++. Corel принял задачу завершения этого процесса, но некоторые преобразования
шли не очень гладко. Результатом стала V5, которая была выпущена в ноябре 1994
года.
Затем Corel решил полностью обновить продукт, как приложение для Windows к шестой
версии (из-за задержки в разработке был выпущен как V7). Так что ныне действующая
Corel Ventura Publisher 8 — это лишь вторая генерация этого кода.
Что ждет Ventura в Corel
Когда новый президент Corel Дерек Барни (Derek Burney), описывая перспективы
Corel, даже не вспомнил о Ventura, компанию завалил поток недовольств по электронной
почте и комментариев. «Corel за все время не смогла найти правильное позиционирование
Ventura Publisher на рынке. Приверженцы же пакета всегда знали, что более совершенного
продукта на рынке DTP-программ нет, однако уровень его продаж оставался низким»,
— так пишет на своем сайте Фостер Д. Кобурн III, известный профессионал и популяризатор
программных продуктов Corel. А ведь многие современные компании, включая Corel,
начинали свой путь в софтвере с внедрения Ventura.
И группа преданных Ventura пользователей объединила свои усилия и инициировала
открытое письмо с предложениями путей воскрешения былой славы этого уникального
продукта. Сформировал и опубликовал письмо Рик Альтман, основатель и руководитель
конференции CorelWorld. Оно начинается так: «Если вы заглянете в словарь, то
обнаружите, что под выражением «ирония судьбы» не написано «см. Vеntura Publisher»,
а должно быть. В истории программного обеспечения мало найдется продуктов с такой
судьбой, как у Vеntura». Основная мысль, выраженная в послании, такова: по мнению
авторов, Corel имеет уникальную возможность стать компанией, обеспечивающей
полный пакет решений в области профессионального издательства, и взять треть
рынка стоимостью до полутора миллионов долларов ежегодно. Ознакомиться с этим
пламенным текстом вы можете по адресу: altman.com/articles/01apr1ext1.
Что имеет Vеntura сейчас? Несколько замороженный вид. Corel забросил пакет
и до последнего времени не обращал на него внимания. В начале года Барни в телеконференции
с аналитиками Wall Street сообщил, что Corel ожидает в 2002 году потерять деньги
(20×30 млн. долл.), так как инвестирует в построение XML-решений и технологии
технической графики, базирующиеся на приобретении SoftQuad и Micrografx.
Но более интригующей новостью стало заявление Corel о возвращении на рынок DTP,
сначала — c воскрешением почти забытой Ventura Publisher и затем в 2003-м —
с выпуском нового продукта. Итак, должна выйти новая версия Ventura Publisher,
которая, как надеется Corel, порадует около миллиона пользователей во всем мире.
Поживем — увидим.
FrameMaker
Значительная часть объемных документов в мире производится при помощи пакета
Adobe FrameMaker. Его используют в книжных издательствах, крупнейших промышленных
корпорациях и научных учреждениях. В России FrameMaker был до последнего времени
мало распространен ввиду кажущейся его сложности и отсутствия документации и учебной
литературы на русском языке.
Узнав, что выходит книга «FrameMaker: подготовка кириллических публикаций»
и ознакомившись с введением, я немедленно связался с автором, который любезно
предоставил мне для ознакомления отдельные главы и ответил на возникшие у меня
вопросы.
В мире FrameMaker более распространен, чем Ventura, которая также позиционируется
как средство подготовки масштабных публикаций. Хотя, например, в ноябре прошлого
года Corel и объявил, что отгрузил для Mac OS X больше продуктов, чем любой
другой поставщик ПО. Но, очевидно, что подавляющее большинство лицензий составили
бывшие продукты MetaСreations и KPT.
В области же издательского софта репутация у канадцев подмочена давно и, видимо,
надолго (несмотря на то, что некоторые и делают это в СorelDRAW). Отчасти и по
этой причине Ventura, несмотря на славное прошлое этого первого в мире пакета
верстки, менее широко распространена на Западе. В мире FM применяют активнее,
чем это кажется. См., например, обзор — http://www.digitext.co.uk/survey/toolssurvey/wpplt.htm.
И это несмотря на то, что FrameMaker стоит намного дороже, чем весь набор MS
Office. Стоило бы поточнее спросить в «Атри», но, по собственному опыту, в России
FrameMaker, действительно, редкость. За время своей работы и общения более
чем с тремя десятками издательств, всерьез эксплуатируемый FM я видел лишь в одном.
Издание почти целиком состояло из разнообразных многостраничных сложных таблиц
с различными сносками и колонтитулами. Этот 400-страничный еженедельник по недвижимости
продуктивно верстался посредством FrameMaker за один день.
Ознакомившись с материалами книги, я сравнил впечатления о пакете с первым знакомством
с FM. Тогда (в четвертой версии) он еще не принадлежал Adobe, но практически
все инструментальные средства современного FrameMaker были представлены.
Признаюсь честно — поиграв с инструментами создания формул и таблиц, рисования
кривых и посмотрев прилагавшиеся примеры, я в скором времени отставил пакет,
так и не разобравшись с ходу – как он работает. Слишком все было непохоже на
четвертые Aldus FreeHand и PageMaker, и третий XPress от Quark. Книга же позволяет
последовательно освоить весь спектр возможностей FrameMaker.
Выход книги В. Головача безо всякого сомнения можно назвать событием в области
подготовки технической документации и объемных публикаций на русском языке.
Опыт технического писателя, проявленный в книге, представляющей собой уникальный
практический курс, позволил доступно описать технологию подготовки сложных документов
в пакете, и наглядно продемонстрировать мощь и удобство программы — вся книга
сверстана во FrameMaker.
А шаблоны, настройки и полезные дополнения, которые автор также представляет
как часть книги, послужат читателям базой для начального освоения программы.
Оframeление по Головачу
Оформление как проявление структуры материала является важной составляющей частью
информационного дизайна. По мнению автора книги FrameMaker наиболее полно отвечает
задачам публикации структурированных объемных материалов. Подробнее он разъясняет
свою позицию в следующем блиц-интервью, произведенном средствами электронной
почты.
— Чем, кроме желания продемонстрировать возможности пакета, был вызван ваш выбор
FM в качестве пакета верстки? Удобством?
— Автоматизация верстки — наиболее привлекательная и необычная особенность
пакета Adobe FrameMaker. Именно это делает данный пакет незаменимым для повторяемых
публикаций — например, руководств, книжных серий, энциклопедий. FM редко используется
для верстки журналов и газет, так как он «тяжелее», чем PageMaker или QuarkXPress:
верстка в FM проходит более громоздкими способами. Однако, если книга, например,
будет выходить вторым изданием, то выигрыш от использования FM будет несомненным:
материал книги частично изменится, но верстка, как прежде, будет выполняться
автоматически, по тем правилам, которые заданы в шаблонах.
— Но верстка предполагает и процесс ручной доводки…
— Разумеется, ручное «дооформление» можно применять и при работе с FM, но в книге
я совершенно сознательно этими средствами не пользовался — ни разу. Все оформление
книги целиком выполнено на базе тщательно составленных шаблонов (для разных
частей книги используются различные шаблоны: для основного корпуса книги — один
шаблон, для оглавления и двух указателей, которые формируются, разумеется, автоматически,
— еще три).
— Может быть, пользователям было бы интересно сравнить итоговый вид книг и шаблоны,
на основании которых она «генерировалась»?
— Когда книга появится, эти шаблоны (как и некоторые другие инструменты) будут
выложены на сайте. Так как в книге объясняется, как она сверстана, эти шаблоны
могут оказаться для читателя полезными, даже если он непосредственно их применять
не собирается: эти шаблоны могут выступать просто как иллюстрации к тексту книги.
— На ваш взгляд, FM более подходящ для подготовки объемных публикаций, чем MS
Word?
— Отечественный писатель, как правило, знаком с шаблонами пакета MS Word. Однако
эти шаблоны очень слабы (по сравнению с шаблонами FM): в них можно задавать
ТОЛЬКО символьные и абзацные стили. Кроме того, в MS Word средства оформления
абзацев (абзацные стили) намного слабее, чем те, что есть в FM. Таким образом,
если требуется внести изменения в документ Word, то при оформлении ручной работы
не избежать.
— А FrameMaker позволяет полностью избежать форматирования вручную?
— Очень важная особенность автоматической верстки, присущей FM, заключается
в том, что можно разработать шаблоны, несущие корпоративный стиль. Это гарантирует,
что все документы будут оформлены в соответствии со стандартом данной компании.
Поэтому FM часто используют для оформления корпоративных документов (например,
инструкций, отчетов).
На Западе, например, получила распространение такая необычная для нас форма
работы с FM: компания заказывает набор корпоративных шаблонов у независимого
инструктора (или сторонней компании), а затем применяет эти шаблоны, не вдаваясь
в тонкости работы FM, благо применять шаблоны просто, а делают они большую работу.
Aldus, PageMaker и Adobe
Так же как и FrameMaker — разработка FrameTechnology, приобретенная Adobe в 1995
году, PageMaker не является изобретением Adobe. Он был создан компанией бывшего
газетчика из Миннесоты Пола Брейнарта (Paul Brainerd, 1947).
Если бы Христофор Колумб имел необходимость в книгах во время своих путешествий,
он мог бы остановить свой выбор на продукции венецианской печатни Aldine, где
типограф Aldus Manutius предлагал объемные фолианты Аристотеля и Платона, а также
небольшие книги на латинском и итальянском, для которых он разработал шрифт,
который назвал Italic. В 1985 году в другом портовом городе — Сиэттле, через
полтысячелетие от итальянского ренессанса небольшая компания Aldus Corp взяла
себе имя венецианского типографа и выпустила продукт, рождение которого принято
считать началом эры электронного издательства — Aldus PageMaker для Макинтош.
Также Aldus разрабатывал форматы OPI и TIFF, векторные пакеты FreeHand (4.0)
и Intellidraw, растровые — Photostyler (2.0) и Gallery Effects и другие вошедшие
в историю продукты. Но с появлением в 1987 году QuarkXPress, уже к третьей версии
бесспорно уложившего PageMaker на обе лопатки, последний выглядел для массового
рынка все более устаревающим. И в итоге в 1994 году вместе с другими разработками
Aldus перешел к Adobe.
Дальнейшая судьба PageMaker, в силу того что это самый популярный продукт на
постсоветских пространствах, всем известна. Так что пересказывать ее нет смысла.
В настоящее время продукт переведен Adobe в разряд «офисных приложений», а выпуск
версии 7.0 — не более чем незначительное обновление. Одним словом, звезда PageMaker
окончательно закатилась и продолжать работать в нем сейчас, когда есть QuarkXPress
и InDesign по меньшей мере не технологично (причем уже с 1995 года).
Непревзойденный XPress. Пришла пора прощаться?
В 1981 году Тим Джилл (Tim Gill) основал в Денвере компанию Quark. Вооруженный
позаимствованным компьютером Apple III и не имея никакой финансовой поддержки,
Джилл круглосуточно писал первый текстовый процессор для Mac. Плод его усилий
— Word Juggler — некоторое время пользовался успехом. Потом был XPress.
Из интервью Тима Джилла журналу Networker: «Первую строчку кода XPress я написал
21 марта 1986 года. Когда мы начинали проект, он планировался как текстовый
процессор для Apple IIGS. Но в отличие от всех предшествующих проектов Quark,
этот мы собирались писать на C. Но у Apple все еще не было компилятора C для
IIGS. Проект затягивался и… обрастал все более мощной функциональностью. Когда
мы взглянули на то, что у нас к тому времени получается, это было уже пакетом
верстки. И, кажется, у нас получилось не так уж плохо».
В 1986 году основатель компании Тим Джилл, сосредоточившись на технической работе,
продал половину бизнеса Фреду Эбрахими (Fred Ebrahimi), который стал президентом
и главным управляющим делами. В 1987-м родился QuarkXPress. Компания оценила
QuarkXPress на 100 долл. дороже, чем PageMaker, и в течение нескольких следующих
лет забрала у Aldus рынок настольного издания.
В 1992 году Quark выпустил версию QuarkXPress для Windows, затем QuarkXPress
Passport (для 13 языков), Quark Publishing System и восточно-азиатские версии
Quark. На XPress работают также в Израиле и арабском мире. К концу 1995 года
Quark поставил в безвыходное положение более чем 70% рынка издательского программного
обеспечения, но столкнулся с возрастающей конкуренцией от Adobe Systems, Inc.,
которая объединилась с Aldus Corp. В 1995 году, распространялись слухи, что
частная компания Quark собиралась продавать свои акции, чтобы собрать капитал
для эффективного противостояния Adobe. Но Джилл опроверг слухи, обратив внимание
на то, что компания имеет 50 милл. долл. в банке и нулевой долг. В конце 1995
финансового года рекордные продажи Quark составили 200 милл. долл.
18 августа 1998 года главный управляющий делами Quark послал письмо Джону Уорноку
и Чарльзу Гешке, в котором выразил интерес к приобретению Adobe «путем покупки
за наличные деньги акций Adobe по рыночной цене». Кроме того, в письме содержалось
предложение недвусмысленно решить судьбу K?2, PageMaker и FrameMaker. На третий
день Adobe ответил отказом и заявил: мы «не заинтересованы в продолжении дискуссий».
Quark среагировал на отказ в тот же день, публично заявив — «оставляя за собой
право предложить сделку непосредственно вашим акционерам, мы предпочли бы провести
переговоры с советом директоров Adobe». Эти лихорадочные шаги Quark были вызваны
новой стратегией Adobe и приближающимся выпуском InDesign (подробнее см. КомпьюАрт,
№ 6’1999). Adobe, естественно, отверг это нелепое предложение, и менее чем через
год выпустил программу нового поколения InDesign. Не будем повторяться, КомпьюАрт
немало писал о XPress, в том числе и о пятой версии, и о его расширениях, и,
надо отдать должное этому пакету, — еще довольно долгое время он будет надежной
рабочей лошадкой во многих издательствах (в том числе и версия 3.3). Но его
непревзойденная легкость и универсальность (во многом достигаемая благодаря
расширениям) через пару-другую лет скорее всего станут не более чем воспоминанием,
каким сейчас становится или уже стал PageMaker. И, после небольшого экскурса
в историю Adobe — сравнение InDesign 2.0 и XPress 5.0.
QuarkXPress 5 и InDesign 2
Quark имеет проблемы на рынке. Поскольку более ранние версии XPress есть у большинства
издательств, спрос на ответственную модернизацию существует, но многие характеристики,
которые добавил Quark, уже доступны в расширениях. Далее мы сравним программы
в соответствии с важными для полиграфистов и издателей категориями:
- способность к взаимодействию с другими приложениями и опытом потребителя;
- табличная обработка, включая импорт и форматирование табличных данных;
- слои, прозрачность, включая способность создавать мягкие края у импортированных
изображений; - поддержка объемных (длинных) документов;
- издание в разные среды (включая PDF, HTML и XML);
- общее исполнение, включая скорость, поддержку различных ОС и, конечно,
вопросы печати.
Взаимодействие
XPress и InDesign имеют много общих принципов работы, но InDesign лучше интегрирован
с другими приложениями и форматами — PSD, PDF, PS, Photoshop и Illustrator,
а Quark пока все же более удобен. Сходство команд и процедур между продуктами
Adobe также уменьшают время на освоение продуктов. Хотя тем, кто работал в Quark,
на мой взгляд, гораздо легче «переучиться» на InDesign, чем тем, кто работал
в PageMaker. И (!) не забудем о том, что InDesign открывает файлы PageMaker
и XPress (но не сохраняет в этих форматах).
Слои
Эта характеристика, которая была в InDesign с первой версии, есть теперь и в XPress
(ранее было доступно в расширениях). Одна из причин иметь слои в документе —
создание альтернативных версий документа, кажется, лучше продумана у Quark.
Обе программы могут прятать и блокировать индивидуальные слои, но только XPress
соответственно изменяет обтекание текстом, когда слой спрятан.
Таблицы
Оба приложения поддерживают создание сложных таблиц, но только InDesign к настоящему
времени осуществляет импорт таблиц из Word и Excel, сохраняя форматирование,
особенно из Excel. В QuarkXPress — только при помощи расширения от Gluon. Ни
одно из приложений не позволяет сохранять стили оформления таблиц. Эти возможности
реализуются расширениями: упомянутым Gluon TableMaker — для Quark, и Smart
Tables от WoodWing для InDesign. Установка таблиц в верстке — вот основной
аргумент RagTime с 1987 года. И будем надеяться, что лидеры уделят пристальное
внимание этому в ближайшее время.
Прозрачность
Представьте себе как сложно было в верстке поместить на фон изображение со сложными
краями, такими как, например, волосы, до тех пор, пока InDesign не реализовал
прозрачность. И теперь InDesign 2 импортирует (!) PSD-файлы со сложной прозрачностью,
сделанной, например, Procreate KnockOut 2. Наиболее популярными характеристиками
InDesign 2 станут, несомненно, поддержка прозрачности, и связанные эффекты,
такие как тени, поскольку Adobe усиленно продвигает возможность пакета прилагать
прозрачность к объектам и поддерживать прозрачность файлов Illustrator и Photoshop.
XPress 5 не поддержат прозрачность, поскольку не имеет доступа к технологии
Adobe. Простые коллажи теперь можно делать непосредственно в InDesign. Издатели
каталогов не раз выразят Adobe свою благодарность. Для ХPress есть лишь расширения,
например ImagePort и ShadowCaster от alap.com, которые реализуют некоторые
(но не все) типы теней и прозрачности. Как насчет вывода? Когда Adobe только
ввел прозрачность в Illustrator 9, «печатная общественность» возражала, опасаясь
(по опыту работы с файлами Corel), что такие файлы не будут печататься предсказуемо,
если вообще будут. В конце концов, PostScript ничего не «знает» о прозрачности,
даже и в версии 3. Тем не менее PDF 1.4 распознает прозрачность и различные
разработчики RIP поддержат эти характеристики. Вопрос только в том, а готов
ли к апгрейду препресс. Прозрачность может быть произведена в Acrobat 5, Illustrator
10 и InDesign 2. Руководство по выводу файлов с прозрачностью на печать доступно
по адресу adobe.com/products/extreme/pdf/TransHowToGuide.pdf.
Длинные документы
Ни XPress 4, ни InDesign версии 1 не имели полноценной поддержки длинных документов.
InDesign имел даже меньше. В XPress 5 расширены характеристики индекса и таблицы
содержания. Пользователь может вручную пометить слова или фразы, и распределить
их, затем автоматически ищутся вхождения и, наконец, формируется фактический
индекс. И критерии индексации не могут быть импортированы из внешнего файла.
В версии 2 InDesign наконец сравнялся с PageMaker в том, что касается длинных
документов. Оглавление может создаваться с использованием стилей параграфа.
Подобно XPress, у InDesign также есть опция индекса, которая может автоматически
найти и сделать ссылку на все случаи желаемого слова или фразы. InDesign не
позволяет видимо выделить индексные слова, но пользователи могут перейти на
пример индексного слова, и верстальщик может импортировать индексные критерии
от внешнего файла. InDesign также добавил подобные XPress функции book для синхронизации
группы документов.
InDesign не намного опередил XPress в этой области. Возможно, Adobe хотел избежать
каннибализма по отношению к FrameMaker, который уже имеет эти характеристики.
Выпуск в разные среды
Как Quark, так и Adobe громко провозгласили свои продукты как идеальные среды
для производства продукции перекрестного носителя. Не удивительно — оба изображены
как центр вселенной «перекрестного носителя», импортируя различные типы данных
и экспортируя в различные форматы: PDF, SVG, HTML и XML. Плюс InDesign может
автоматически считать и использовать поступающие данные о ссылках из импортируемых
файлов Word или Excel. И в этой области InDesign впереди XPress.
Создание PDF
PDF — это, вероятно, легчайший для издательств путь, чтобы произвести продукцию
для свободного распространения (включая сеть), с тех пор как формат PDF нашел
достаточно широкое применение в Web и печати. Поэтому ясно, что и Quark, и,
естественно, Adobe, приложили все тщание для создания жизнеспособных PDF. Хотя
XPress по-прежнему зависит от Distiller, при экспорте в PDF теперь можно управлять
ссылками и добавлять такие элементы, как, например, выпуск за обрез. InDesign
теперь включает те же ссылки и информацию о закладках при генерации PDF и обеспечивает
такое же управление — при печати.
Конвертация для сети
Как Quark XPress 5, так и InDesign 2 могут экспортировать HTML, и хотя эта функция
не нова, есть ряд изменений. Наибольшие изменения исходят от Quark, который
ввел большой комплект специальных инструментов для создания HTML.
Пользователи XPress 5 могут создавать ряд специфических Web-объектов, включая
формы, кнопки и многоое другое. Традиционные инструментальные средства XPress —
текстовые и графические боксы и, конечно, таблицы, могут быть использованы в качестве
форм.
Quark верит, что пользователи, особенно небольшие компании, приветствуют привычные
инструментальные средства как логичный способ расширения в сеть. Но, на наш
взгляд, подобные инструменты (таким же был и Adobe PageMill) могут вызвать лишь
сожаление — сеть будет еще больше засоряться некачественными продуктами. InDesign,
впрочем, тоже «нечист на руку» как средство создания Web-страниц.
Проблема XPress 5 в том, что он обеспечивает уровень HTML, подобный PageMill
или FrontPage, но без централизованного управления. Чрезвычайно неудобно, что
пользователи XPress должны поддержать два отдельных файла для каждого документа:
для печати и для Web (заявлялось компанией, что источником будет один файл).
Содержание может быть перенесено от одного документа к другому, но нет динамической
связи между ними, что крайне снижает потенциал решения.
Между тем первичная стратегия для динамического обмена данными для печати и Web —
XML, который также поддержан в InDesign. А роль прямого экспорта в HTML, несомненно,
нацелена на массовых пользователей, которые не готовы заниматься этим профессионально.
Относительно других форматов Web, только InDesign экспортирует документы в SVG.
Quark заявляет, что планирует в последующих обновлениях экспортировать SVG и SWF.
И опять об XML
Оба продукта предлагают средства для работы с XML. InDesign непосредственно
поддерживает импорт XML или элементы разметки в пределах документа для последующего
экспорта. Для XPress 5 требуется расширение Avenue.quark, которое обладает способностью
импорта XML.
Основное различие — в методах использования DTD. XPress 5 требует и использует
DTD, чтобы создать правильный XML. InDesign не использует DTD вовсе.
Другие возможности
QuarkXPress, увы, все еще не позволяет многократной отмены действия, доступна
только единственная. Многочисленные отмены InDesign требуют системных ресурсов,
но это роскошь, к издержкам которой легко привыкнуть. InDesign, в свою очередь,
все еще не делает некоторых вещей, которые пользователи XPress считают само-собой
разумеющимися. Например — то, что InDesign не может создавать автоматическое
обтекание текста вокруг встроенной (inline) графики.
Продукты скриптуемы: AppleScript на Mac и VB Script под Windows для InDesign,
и AppleScript — для XPress. Тем не менее, только XPress интегрировал AppleScript
в меню (что, впрочем, несложно). Ни та ни другая программа не имеет подобных
Photoshop средств записи действий. Другое разочарование — что InDesign (посматривая
на Quark?) не внедрил встроенный текстовый редактор, как в PageMaker.
Итог: Adobe — вне конкуренции
Надежды нынешнего лидера издательских технологий — компании Adobe возлагаются
на прототип системы InScope, которая расширит производительность рабочих групп
через использование WebDAV-серверов, и станет достойной альтернативой QPS. Это
действительно увлекательно. Но первые воплощения системы, о которых КомпьюАрт
уже писал (от Softcare.de и maned.com), пока еще недостаточно совершенны. Остается
ждать новых релизов.
Итак, для газетной, журнальной и прочей верстки — InDesign, XPress, для производства
технических и обновляемых публикаций — FrameMaker, для книжной верстки — Ventura.
A PageMaker, честно говоря, я даже не знаю для чего (если вы не мазохист, конечно).
Его почетное место — в музее софта. Есть еще масса редких средств верстки, но
об этом можно будет поговорить в следующий раз или на http://www.tiff.ru/.
Следите за обновлениями. as@ru.ru.
КомпьюАрт 4’2002
Графический редактор — программа (или пакет программ), позволяющая создавать, просматривать, обрабатывать и редактировать цифровые изображения (рисунки, картинки, фотографии) на компьютере.
Типы графических редакторов:
Растровые графические редакторы. Наиболее популярные: платный Adobe Photoshop и бесплатные GIMP, Krita, Photofiltre, Paint.NET и Canva.
Векторные графические редакторы. Наиболее популярные: платные Adobe Illustrator, Corel Draw, бесплатный Inkscape и условно-бесплатный Figma.
Гибридные графические редакторы. Наиболее популярны: RasterDesk (для AutoCAD) и Spotlight. Adobe Photoshop имеет ряд функций для работы с векторной графикой, а Adobe Illustrator и Corel Draw некоторые функции для работы с растровой графикой.
Компьютерные издательские системы – это комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для компьютерного набора, верстки и издания текстовых и иллюстративных материалов. Главным отличием настольных издательских систем от текстовых редакторов является то, что они предназначены, в первую очередь, для оформления документов, а не для ввода и редактирования. Процесс верстки состоит в оформлении текста и задании условий взаимного расположения текста и иллюстраций. Целью верстки является создание оригинал-макета, пригодного для размножения документа полиграфическим способом.
Существуют различные программные системы, среди которых можно выделить следующие.
Adobe InDesign — недавно появившийся пакет фирмы Adobe, оптимизированный под верстку документов самого широкого профиля, от одностраничных буклетов до толстых книг, обогащенный набором специфических визуальных инструментов.
Рисунок 1 Логотип InDesign
Adobe PageMarker — еще один пакет фирмы Adobe, с довольно сложным интерфейсом и системой команд, но в то же время с высокой производительностью и богатыми возможностями, особенно при работе с цветом.
Corel Ventura Publisher — альтернативный пакет фирмы Corel, несколько утративший в последнее время свои позиции, но вследствие своей универсальности (имеет широкие функции обычных текстовых и графических редакторов, интеграция с Web, поддержка различных платформ) не потерявший актуальности.
QuarkXPress — достаточно легкая в освоении и гибкая издательская система, которая традиционно используется многими издательствами газет, журналов, рекламными агентствами.
Применяются для профессиональной издательской деятельности. Позволяют осуществлять электронную верстку широкого спектра основных типов документов типа информационного бюллетеня, цветной брошюры, каталога, справочника. Позволяют решать следующие задачи:
компоновать (верстать) текст;
использовать всевозможные шрифты и выполнять полиграфические изображения;
осуществлять редактирование текста на уровне лучших текстовых процессоров;
обрабатывать графические изображения;
выводить документы полиграфического качества;
работать в сетях на разных платформах.
Дизайн печатных СМИ всегда определялся новыми технологическими процессами. Печатники, применявшие ручной набор, сопротивлялись механизированному и тем более автоматизированному набору, так как на первых этапах использования техника оказывалась несовершенной. Правда, требования рынка получать наиболее оперативные новости оставили приверженцев ручного набора за бортом истории. То же самое пережил фотонабор: сначала, на этапе применения шрифтоносителя, катастрофически не хватало гарнитур, и, в частности, наша страна перешла к данной технологии спустя полвека после изобретения. Это тем более обидно, так как фотонабор — открытие российское.
Появление в 1985 году компьютерной программы Aldus PageMaker для Mac революционно перевернуло издательский рынок. Спустя два года версия PageMaker появилась и для РС. Таким образом, работники издательств и секретариатов газет и журналов имели возможность объединять графику и текст на экране монитора.
Сопротивление специалистов старой школы, привыкших работать исключительно с бумажным графическим макетом, было отчаянным. Причин тому было несколько: во-первых, реальный рынок в России к тому времени еще не наступил, во-вторых, переучиваться было трудно, а в-третьих, у них на руках были железные аргументы о несовершенстве издательских систем: форматирование параграфов назначалось индивидуально, никто не имел понятия о стилях, отсутствовали программы переносов для русского языка и т. д. Все повторялось, как некогда с линотипом. У «книжников» аргументы были наиболее весомыми: программа не давала возможности применять перекрестные ссылки, при переверстке одной страницы нарушался весь научный аппарат книги. Эту проблему компания Aldus стала решать другим программным продуктом — FrameMaker. Спустя несколько лет, в 1995 г., оба программных продукта: и PageMaker, и FrameMaker — были приобретены компанией Adobe System Ink., созданной в 1982 г. и прославившейся к этому времени созданием универсального языка описания страниц PostScript. В настоящее время на издательском рынке это самая влиятельная компания, ни одно издательство или редакция в мире не могут обойтись без графического редактора Adobe Photoshop и формата PDF1.
Рисунок 2 Логотип Photoshop
В России для верстки газет и журналов наиболее распространенным былAdobe PageMaker, тогда как для верстки книг FrameMaker применялся чрезвычайно редко. В еженедельных изданиях с ярко выраженной модульной версткой он применяется тоже нечасто из-за высокой цены и сложности освоения программы. Хотя по возможности автоматизировать верстку в изданиях с повторяемой структурой (книги с большим количеством таблиц, энциклопедическая литература с динамическими перекрестными ссылками, СМИ с заданными по размеру рекламными объявлениями) — это самый удобный пакет верстки. При дополнениях или изменениях публикации структура издания не будет нарушена. Еще FrameMaker удобен тем, что при большом количестве верстальщиков разработкой шаблонов может заниматься самый квалифицированный, остальные пойдут про проторенному пути, таким образом, производительность труда резко возрастет.
Вторым по популярности в России, после легендарного PageMaker, программным продуктом являлся QuarkXPress. В мировой практике он был даже популярнее. Компания Quark начала разработки в 1986 г., и у нее была возможность учесть слабые места своего главного конкурента, хотя Тим Джилл, разработчик программы, утверждал, что у него не было намерений создавать пакет верстки, он просто хотел выпустить хороший текстовой редактор. Первый QuarkXPress появился в 1987 г. и нанес серьезный материальный ущерб фирме Aldus Ink. Огромный американский издательский рынок в основном базировался на Mac, поэтому Quark сосредоточил свои усилия именно на этом направлении. Работа с цветом у Mac была реализована на аппаратном уровне, и полноцветные издания предпочитали именно этот издательский пакет.
Спустя 5 лет интерфейс программы был представлен на нескольких языках, включая довольно редкие, что, несомненно, способствовало распространению QuarkXPress по всему миру. К концу XX в. компания пишет версию для Windows, пытаясь забрать оставшуюся часть рынка. Дело дошло до того, что, уверовав в свою непревзойденность, Quark предлагает руководству компании Adobe продать все свои акции. Это был 1998 г. Руководители компании Adobe Systems Inc. Д. Уорнок и Ч. Гешке ответили отказом. Все это время фирма не почивала на лаврах, а тщательно готовила новый издательский пакет. У нее в активах был лучший в мире графический редактор, форматы PS и PDF, программа для векторной графики Adobe Illustrator и т.д. И в конце концов на рынок выходит издательский продукт нового поколения Adobe InDesign.
В первых версиях новая программа больше напоминала QuarkXPress, но обладала существенными преимуществами. Пользователи PageMaker столкнулись с непривычным интерфейсом. Компания старалась завоевать приверженцев Quark, и это ей удалось. Следует добавить, что InDesign позволяет преобразовывать в собственный формат публикации в формате QuarkXPress или PageMaker, что, несомненно, значительно облегчает процесс перехода на новую программу верстки. В третьей версии на привычное место вернулись палитра управления и встроенный текстовой редактор. Изобразительный материал, как векторный, так и растровый, можно редактировать частично прямо в издательской системе или двойным нажатием кнопки мыши вызвать графический редактор (Photoshop или Illustrator). Назначение стилей абзаца при помощи горячих клавиш существенно повысило оперативность работы с масштабными публикациями. В отличие от PageMaker, кроме стилей абзаца появились шрифтовые стили. Верстальщики помнят, какие проблемы были и у QuarkXPress, и у Pagemaker при работе с таблицами. В InDesign эти проблемы решены. Кроме того, программа позволяет работать с таблицами, созданными в самых популярных продуктах Microsoft Word или Excel.
Недостатки PageMaker в работе с цветом были устранены, новая программа даже позволяет смешивать спот-цвета и работать с различными объектами цветовых оттенков. Сходство горячих клавиш и процедур между всеми продуктами Adobe облегчает освоение всего издательского пакета.
Работа со слоями сейчас возможна как в QuarkXPress, так и в InDesign, но последний поддерживает прозрачность слоев. Появилась возможность монтажа изобразительного материала во время верстки, а также в InDesign реализована многократная отмена действий. К недостаткам издательской системы нового поколения можно отнести неудобство работы с динамическими сносками.
Нельзя не сказать еще об одном издательском пакете — CorelVentura. Ventura появилась на рынке в 1986 г. и сразу же стала одной из лучших программ для многостраничной верстки. Разработчики долго не переводили продукт под Windows, Ventura преследовали неудачи. Сначала исходные коды программы приобрела компания Xerox, а к 1993 г. фирма Corel. Издательская система стала называтьсяCorel Ventura Publisher. В РОССИИ программа очень распространена, она идеально работает с перекрестными динамическими ссылками, позволяет делать издания с огромным количеством формул, правда, набирать их надо на своеобразном языке программирования. Несмотря на ее предназначение — создавать книжные публикации, ее успешно применяют в СМИ для изданий с модульным типом верстки.
Благодаря внедрению новых технологий дизайн современных печатных СМИ претерпел большие изменения, новые возможности компьютерных программ расширили горизонты оформления газетных и журнальных полос. Издательские системы позволяют объединять текстовой и изобразительный материал (векторный и растровый) практически без каких-либо ограничений творческих пожеланий дизайнера-верстальщика.
Расклад такой «ветераны» остаются верны программе PageMaker
«Новички» и «прогрессивные эксперементаторы» отдают предпочтение InDesign
«Обособленные интеллектуалы» работают в программе Corel Xara
ВСЕ вышеперечисленные группы в конечном итоге предпочитают окончательный сверстанный макет переводить в универсальный формат PDF.
Важное средство повышения эффективности издательской и полиграфической работы. Это комплект программных средств и оборудования, необходимый для выполнения всех операций редакционно-издательской обработки текстового и графич материала, предназначенного для тиражирования. Использование НИС предусматривает сокращение до мин количества правок и распечаток текста.
НИС автоматизируют подготовку оригинал-макета, позволяют издателю разместить текст, разделительные линии, номера станиц, иллюстрации. Программы верстки страниц могут также обрабатывать полутоновые изображения. Редактирование и форматирование текста, графич оформление и работа с отдельными элементами документов (выделенными прямоугольниками, содержащими текст и графику. Элементы можно перемещать и масштабировать. Еще до создания каких-либо элементов вручную программа автоматически формирует базовую страницу.
Важный момент связи между НИС с фотонаборной установкой — язык PostScript, который одинаково управляет выводом инф в фотонаборном аппарате и лазерном принтере. Это язык программирования для описания внеш вида и расположения текста и графич инф на странице.
Графический редактор — программа или пакет программ, позволяющая создавать и редактировать двумерные изображения.
— растровые (Фотошоп
— векторные (Адоб Иллюстратор, Corel Draw, Macromedia free Hand)
Основу векторной графики составляют кривые третьего порядка (кривые Безье), использование геометрич примитивов (точки, линии, многоугольники, кривые Безье), PDF, EPS, CDR (Corel), FH (free and). Меньший размер файла (размер не зависит от величины объекта), перемещение, масштабирование и т.д. не ухудшают качества рисунка. Но не каждый объект может быть изображен векторно.Растровая — прямоугольная матрица, состоящая из множества мелких неделимых точек (пикселей). Зависимость качества изображения от его размеров. Для изображений, где много цветовых переходов. Занимают много места.
Настольная издательская система — комплекс программ, предназначенных для подготовки гонки различных публикаций из текста и графических изображений. С ее помощью можно выполнить макетирование и верстку документов разной сложности: от одностраничной рекламной листовки, цветного буклета до газеты, журнала и книги. Публикация также может быть подготовлена для распространения в электронном виде в форматах .PDF и .HTML.
Пакеты прикладных программ данного типа позволяют:
1. редактировать и форматировать текст;
2. выполнять макетирование и верстку публикации;
3. применять разнообразные шрифты;
4. осуществлять обработку графических изображений;
5. использовать шаблоны и библиотеки рисунков;
6. выполнять печать публикаций полиграфического качества и т:д.
Часть этих функций присуща и текстовым процессорам, например ввод текста, проверка орфографии, вставка рисунков, размещение текста в несколько колонок и т.д. Однако следует помнить, что результатом верстки в настольной издательской системе является создание оригинал-макета — макета издания, полностью подготовленного к печати. При создании публикации для ввода текста применяются текстовые процессоры, а для подготовки графики — растровые и векторные графические редакторы.
Настольная издательская система работает с объектами: блоки текста, графические объекты и стандартные элементы оформления. Текстовые объекты, как правило, имеют форму прямоугольника и служат для размещения текста. Графические объекты предназначены дни размещения заранее подготовленных иллюстраций, они могут иметь произвольную форму. При размещении текстовых и графических объектов применяется их импортирование из файла или копирование из других приложений через буфер обмена Windows.
При создании публикаций широко применяются такие стандартные элементы оформления, как линии. Их характеризуют цвет, толщина, вид штриха и окончания. Элементы оформления не нужно импортировать из другой программы или файла. Они создаются в самой издательской системе.
Компоновка страниц документа из объектов заключается в организации взаимодействия между ними. Основными приемами работы в этом случае являются перемещение объектов, обтекание графики текстом, группировка объектов.
В настоящее время наиболее популярными настольными издательскими системами являются Microsoft Publisher, Adobe PageMaker, QuarkXPress, Adobe InDesign, Corel Ventum.
Программа Microsoft Publisher входит в состав расширенного варианта Microsoli Office и позволяет обычному пользователю, непрофессионалу в издательском деле, создавать различные публикации, в том числе и рекламного назначения. Для подготовки каждой из них — визитной карточки, рекламного буклета, бланка, прайс-листа, бюллетеня — разработаны макеты, шаблоны, которые можно заполнить информацией пользователя Разработать собственный макет можно в автоматическом режиме при помощи программы-мастера. Единый интерфейс с другими приложениями Windows позволяет быстро освоить программу.
Верстка и «золотое сечение»:
При разработке дизайна издания и исполнении верстки, полезно помнить о правиле «золотого сечения». Оно помогает выбрать правильные пропорции страницы.
В чем сущность правила «золотого сечения»? Известно, что глаз при созерцании предметов лучше воспринимает такое их соотношение, когда больший отрезок линии относится к меньшему, как вся линия к большему отрезку. Математически это выглядит как (А + В) : А = А : В. И если меньший отрезок В считать равным 1, то А будет равно примерно 1,61. Для человеческого глаза такие пропорции удобны скорее всего по той причине, что глазные мышцы при этом испытывают наименьшее напряжение. Кроме того человек лучше видит горизонтали, чем вертикали. Потому сжатое в ширину и вытянутое в высоту изображение – это касается и букв, и страниц – часто оказывается удобнее.
Давно установлено – с эстетической точки зрения лучше воспринимаются не хаотические композиции, а плоскости с четкими геометрическими пропорциями. Впрочем, научного обоснования этому пока нет.
Разработано много вариантов пропорций между шириной и высотой страницы. Чтобы сориентироваться при подготовке макета к верстке, можно исходить или из иррациональных пропорций, определяемых геометрически (золотое сечение – 1:1,618, отношение стороны квадрата к его диагонали – 1:1,41; 1:1,538; 1:1,732), или из простых рациональных пропорций (1:2, 2:3, 3:4, и близких к золотому сечению 5:8, 5:9).
Необходимо продумать правильное сочетание всех элементов оформления книги. Если все сделано грамотно, то размеры полосы набора хорошо сочетаются с шириной полей и отступов, шрифт не противоречит формату издания, графика смотрится органично. Но в случае небрежности страдает весь вид книги. Об этом нельзя забывать и при верстке сложного и объемного произведения, и при работе над небольшим изданием.
Верстка должна обеспечивать правильное восприятие книги, и прежде чем начать верстку, нужно продумать все детали. Верстка не может считаться удовлетворительной, если для чтения текста приходится прилагать лишние усилия. Главное для читателя – понять то, что хотел сказать автор. Оптимальным во многих случаях будет классическое решение, и творческие находки верстальщика не всегда уместны.
Что такое авторский лист?
Авторский лист – единица измерения объема текста вашей рукописи. исходя из объема текста в авторских листах, издатель будет расчитывать параметры книги и стоимость ее производства.
Авторский лист – 40000 знаков, включая пробелы. Если Ваш тест выполнен в MS Word, Вы можете посчитать его объем, войдя в меню Сервис (Tools) и далее Статистика (Word Count).
Объем также можно посчитать приблизительно, зная, что авторский лист равен 24 печатным страницам, выполненным 10-м размером шрифта с интервалом 1,5.
Дизайнерские работы:
При работе над дизайном полиграфической продукции необходимо учитывать многие факторы — вид продукции, особенности печати, необходимые послепечатные работы.
Вы можете прийти к нам как с готовыми дизайнерскими решениями, так и заказать дизайн полиграфической продукции у нас. Дизайнеры нашей типографии подберут шрифты, которые наилучшим образом подойдут для конкретной печатной продукции, предложат такие цветовые решения, варианты удачного расположения иллюстраций, фотографий и текстовых блоков, и подготовят макеты к печати в соответствие со всеми правилами и требованиями.
- Профессиональная адаптация (Приспосабливаться к новому нужно поскорее, поскольку, не приспособившись вовремя, вы рискуете не приспособиться вовсе)
- Инвестиции в формировании и позитивного имиджа организации на рынке труда
- Развитие имиджа организации
- Основные права и обязанности профессиональных союзов (юридические обязанности)
- Civilization Pluses n Wildlife
- Знания и навыки, необходимые мне для управления собственным бизнесом
- Компьютерное моделирование бионических форм в архитектуре
- Система электронного документооборота «Дело»
- Всё, о чем вы когда-либо мечтали, находится по другую сторону от страха (цели)
- Успех для лидера — это наблюдать рост других (физические и интеллектуальные способности)
- Геймификация бизнеса (игры)
- Выдающийся лидер ведёт людей туда, куда они не обязательно хотят идти, но где обязательно хотят оказаться