Скачать материал
Выберите документ из архива для просмотра:
Практика _Подбор параметра_Обеды.doc
Презентация_Подбор параметра.ppt
практика_Подбор параметра_Обеды (с ответом для учителя).xlsx
практика_Подбор параметра_Обеды.xls
Выбранный для просмотра документ Практика _Подбор параметра_Обеды.doc
Скачать материал
- Сейчас обучается 264 человека из 64 регионов
Выбранный для просмотра документ Презентация_Подбор параметра.ppt
Скачать материал
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
-
2 слайд
Цели урока: выполнять вычисления по формулам в электронной таблице, применять алгоритм выполнения обратных расчетов в электронной таблице. После изучения материала Вы научитесь:
-
3 слайд
1. Основным элементом электронной таблицы является: А) ячейка Б) строка В) столбец Г) таблица Входной тест
-
4 слайд
2. Укажите правильный адрес ячейки в электронной таблице: А) А12С Б) В1256 В) 123С Г) В1А Входной тест
-
5 слайд
3. В электронных таблицах выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в этот диапазон? А) 6 Б) 5 В) 4 Г) 3 Входной тест
-
6 слайд
4. В электронной таблице нельзя удалить: А) столбец Б) строку В) имя ячейки Г) содержимое ячейки Входной тест
-
7 слайд
5. В ЭТ имя ячейки образуется: А) из имени столбца Б) из имени строки В) из имени столбца и строки Г) произвольно Входной тест
-
8 слайд
6. Среди приведенных формул отыщите формулу для электронной таблицы: А) A3B8+12 Б) А1=A3*B8+12 В) A3*B8+12 Г) =A3*B8+12 Входной тест
-
9 слайд
7. Укажите неправильную формулу: А) А2+В4 Б) =А1/С453 В) =С245*М67 Г) =О89-К89 Входной тест
-
10 слайд
8. Какой тип диаграммы, как правило, используется для построения обычных графиков функций: А) гистограмма Б) линейчатая диаграмма В) точечная диаграмма Г) круговая диаграмма Входной тест
-
11 слайд
9. Выражение 3(А1+В1) : 5 (2В1–3А2), записанное в соответствии с правилами, принятыми в математике, в электронной таблице имеет вид: А) 3(А1+В1)/5(2В1–3А2) Б) 3(А1+В1): 5(2В1–3А2) В) 3*(А1+В1)/(5*(2*В1–3*А2)) Г) 3(А1+В1)/( 5(2В1–3А2)) Входной тест
-
12 слайд
10. Какая формула будет получена при копировании в ячейку D3, формулы из ячейки D2: А) =А2*$С$2 Б) =$A$2*C2 В) =A3*$C$2 Г) = A2*C3 Входной тест
-
-
14 слайд
Критерий оценивания: 10 баллов – оценка «5» 8-9 баллов – оценка «4» 7 баллов – оценка «3» меньше 7 – оценка «2»
-
-
16 слайд
Технолог общественного питания — это специалист по разработке, производству и контролю за качеством кулинарной и кондитерской продукции на предприятиях общественного питания.
-
17 слайд
Технолог общественного питания содержание труда определение качества продуктов; расчет их количества для получения готовых блюд; составление меню профессиональные качества аналитическое мышление; требовательность; чистоплотность; творческие и организаторские способности; высокая чувствительность к оттенкам запахов и вкусов; правильное цветоразличение хороший объемный и линейный глазомер тактильная чувствительность честность, порядочность и т.д.
-
18 слайд
Специфика профессии технолога Работа технолога общественного питания заключается не только в работе с продуктами. Деятельность технолога гораздо шире и ответственнее. Технолог: организует производство (размещает оборудование, обучает правилам пользования) составляет меню распределяет обязанности между поварами и контролирует их работу проверяет нормы выхода блюд продукции внедряет прогрессивные технологии в производство продукции отвечает за исправность кухонного оборудования и качество готовой пищи разрабатывает новые рецептуры, оформляя соответствующие нормативные документы изучает новые тенденции на рынке общепита и координирует работу в соответствии с ними предлагает новый ассортимент блюд с целью повышения спроса контролирует соблюдение санитарных норм составляет технологические карты новых блюд (расчет количества продуктов, калорийности и т.д.) осуществляет своевременное снабжение производства сырьем, инструментами, инвентарем и т.д. принимает участие в переподготовке и повышении квалификации производственных кадров с учетом требований современности.
-
19 слайд
изображениесодержание труда Прием сырья и его переработка; приготовление различных блюд и их оформление профессиональные качества Образная память; эстетический вкус; хорошо развитые обоняние и вкусовые ощущения
-
20 слайд
изображениесодержание труда Приготовление холодных закусок, первых, вторых и сладких блюд; изготовление кондитерских изделий из теста профессиональные качества Образная память; хорошо развитые обоняние и вкусовые ощущения, аккуратность
-
21 слайд
Личные качества высокая чувствительность к оттенкам запахов и вкусов правильное цветоразличение хороший объемный и линейный глазомер тактильная чувствительность хорошая память (кратковременная, долговременная, зрительная) высокий уровень распределения и переключения внимания чистоплотность эмоциональная устойчивость творческие способности эстетический вкус аккуратность требовательность коммуникабельность организаторские способности ответственность физическая выносливость честность, порядочность
-
22 слайд
Место работы рестораны кафе, кафетерии столовые бары мясоперерабатывающие комбинаты рыбоперерабатывающие заводы (консервные) молочные комбинаты пекарни кондитерские заготовочные фабрики.
-
23 слайд
Выполнение обратных расчетов
-
24 слайд
Выполнение обратных расчетов Использование операции «Подбор параметров» в MS Excel позволяет производить обратный расчет, когда задается конкретное значение рассчитанного параметра, и по этому значению подбирается некоторое удовлетворяющее заданным условиям, значение исходного параметра расчета. Результатом вычислений являются ячейки, содержащие формулы, при этом изменение исходных данных приводит к изменению результатов расчетов.
-
25 слайд
Алгоритм выполнения обратного расчета подготовить таблицу и выполнить ВСЕ расчеты по формулам; в меню Сервис активизируем команду Подбор параметра; в поле Установить в ячейке указать параметр , т.е. ссылку на ячейку, содержащую конечную формулу расчета; в поле Значение вводим конкретное значение (искомый результат); в поле Изменяя значение ячейки вводим ссылку на изменяемую ячейку, от значений которой зависит конечная формула; щелкаем по кнопке ОК.
-
26 слайд
Практическая работа: Завтрак студента Выяснить сколько раз на свою стипендию студент сможет посетить столовую колледжа.
-
-
-
-
30 слайд
Рекомендации по выполнению практической работы: Откройте сетевой диск на вашем компьютере (2-ПК, 3-ПК, 4-ПК и т.д.). Скопируйте файл Практика_Подбор параметра_Обеды в свою личную папку. Переименуйте файл, добавив к его имени Вашу фамилию.
-
31 слайд
Практическая работа: Завтрак студента Выяснить сколько раз на свою стипендию студент сможет посетить столовую колледжа.
-
32 слайд
Задание. В школьной столовой на обеды школьникам скалькулированы карты на комплексный обед из четырех блюд (исходные данные приведены на рис.). Известно, что на оплату комплексных обедов администрация города выделяет 155 0000 p. Технологу необходимо определить, сколько комплексных обедов можно приготовить на эту сумму. Практическая работа: Завтрак школьника
-
33 слайд
Калькуляционные карты «Винегрет овощной» №100 «Солянка сборная мясная » № 227 «Поджарка с жареным картофелем» №562 №696 «Напиток апельсиновый»№ 1008
-
-
-
36 слайд
Задание. В школьной столовой на обеды школьникам скалькулированы карты на комплексный обед из четырех блюд (исходные данные приведены на рис.). Известно, что на оплату комплексных обедов администрация города выделяет 155 0000 p. Технологу необходимо определить, сколько комплексных обедов можно приготовить на эту сумму. Практическая работа: Завтрак школьника
-
Краткое описание документа:
Архив содержит презентацию, практическую работу, электронную таблицу для работы студентов, электронную таблицу с ответами для учителя).
На уроке решается проблемная ситуация. Задание. В школьной столовой на обеды школьникам скалькулированы карты на комплексный обед из четырех блюд (исходные данные приведены на рис.). Известно, что на оплату комплексных обедов администрация города выделяет 155 0000 p. Технологу необходимо определить, сколько комплексных обедов можно приготовить на эту сумму.
Данный урок проводится в группах «поварской направленности» — это повара, кондитеры, технологи.
На этом уроке студенты знакомятся историей появления профессии технолога, спецификой работы и с оформлением калькуляционных карт, научатся выполнять обратный расчет с помощью команды «Подбор параметра».
В сетевую папку рекомендую заранее сбросить файл Практика_Подбор параметра_Обеды в котором подготовлены калькуляционные карты для расчетов. Также студентам необходимо раздать практическую работу на бумажном носителе.
Работа технолога общественного питания является первичной в процессе приготовления пищи и определяет качество еды в общепите, ее безопасность и вкусовые качества. Технолог, зная технологию производства продуктов питания, рецептуру блюд, закладку продуктов, технику безопасности приготовления пищи содействует тому, что сырье превращается в высококлассный продукт. От его добросовестности в определении качества исходных продуктов, соблюдении полноценной нормы их закладки зависит качество приготовленной еды, и, соответственно, престиж ресторана или столовой.
Первыми технологами по контролю за качеством приготовленной пищи можно считать людей, которые дегустировали королевскую еду. Им короли доверяли безоговорочно. В настоящее время профессия технолога общественного питания востребована как никогда ранее в связи с развитием и расширением сети предприятий общественного питания.
В России так называемые предприятия общественного питания в виде трактиров, корчм возникли в конце XVIII века наряду с возникновением кулинарии как науки. Контролировать качество пищи, приготовленной нанятыми людьми, приходилось хозяевам заведений. Таким образом возникла профессия технолога общественного питания.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 212 771 материал в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 17.03.2015
- 1187
- 0
- 17.03.2015
- 1060
- 0
Рейтинг:
5 из 5
- 17.03.2015
- 1145
- 30
- 17.03.2015
- 1860
- 9
- 17.03.2015
- 1020
- 0
- 17.03.2015
- 1854
- 1
- 17.03.2015
- 1819
- 0
ОГБПОУ «НОВГОРОДСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Инструкционная карта на выполнение
Практического занятия № 18 по дисциплине
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Тема: Табличный редактор MS Excel.
Наименование работы: Подбор параметра. Организация обратного расчета.
Наименование объектов контроля и оценки |
Основные показатели оценки результата |
Умения: Использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального; подбирать параметры для обратных расчетов Знания: Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; ОК: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
Соответствие выполненных заданий предложенным образцам, |
Норма времени: 4часа;
Условия выполнения: учебный кабинет;
Оснащение рабочего места: ПК, инструкционная карта, табличный редактор;
Правила по технике безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены;
Литература: Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. М.: «Академия», 2013г;
Уровни усвоения: 1 – 3 задания – 2 уровень
контрольное задание – 3 уровень
Система оценивания: применяется накопительная система оценки:
1 задание – 3 балла;
2 – 3 задания – 2 балла;
контрольное задание – 3 балла.
«2 балла» — задание выполнено полностью, без ошибок, отредактировано и оформлено в соответствии с предложенным образцом;
«1 балл» — задание выполнено полностью с небольшими недочетами и замечаниями; в оформлении; либо в таблице допущены ошибки в вычислениях.
«0 баллов» — задание не выполнено, либо выполнено неправильно.
«3 балла за контрольное задание» — задание выполнено полностью, без ошибок, отредактировано и оформлено в соответствии с предложенным образцом; при выполнении задания проявлены творческие способности студента. В тетради сделан конспект. Студент правильно ответил на контрольные вопросы
Теоретическая часть.
Подбор параметра.
-
Выполните команды Данные – Анализ «что если» — Подбор параметра;
-
В поле Установить введите адрес той ячейки, в которой нужно получить заданное число;
-
В поле Значение введите искомый результат;
-
В поле Изменяя значение ячейки введите ссылку на ячейку, значение которой требуется найти.
Практическая часть.
Задание 1.
-
Переименуйте Лист 1 в Зарплата.
Ведомость начисления заработной платы За октябрь 2014 г. |
||||||
Табельный номер |
Фамилия И.О. |
Оклад (руб.) |
Премия (руб.) |
Всего начислено (руб.) |
Удержания (руб.) |
К выдаче (руб.) |
27% |
13% |
|||||
200 |
Петров И.Л. |
4500,00 |
? |
? |
? |
? |
201 |
Иванова И.Г. |
4850,00 |
? |
? |
? |
? |
202 |
Степанов А.Ш. |
5200,00 |
? |
? |
? |
? |
203 |
Шорохов С.М. |
5550,00 |
? |
? |
? |
? |
204 |
Галкин В.Ж. |
5900,00 |
? |
? |
? |
? |
205 |
Портнов М.Т. |
6250,00 |
? |
? |
? |
? |
206 |
Орлова Н.Н. |
6600,00 |
? |
? |
? |
? |
207 |
Степкина А.В. |
6950,00 |
? |
? |
? |
? |
208 |
Жарова Г.А. |
7300,00 |
? |
? |
? |
? |
209 |
Стольникова О.Д. |
7650,00 |
? |
? |
? |
? |
210 |
Дрынкина С.С. |
8000,00 |
? |
? |
? |
? |
211 |
Шпаро Н.Г. |
8350,00 |
? |
? |
? |
? |
212 |
Шашкин Р.Н. |
8700,00 |
? |
? |
? |
? |
213 |
Стелков Р.Х. |
9050,00 |
? |
? |
? |
? |
Всего: |
? |
? |
? |
? |
? |
|
Максимальный доход |
? |
|||||
Минимальный доход |
? |
|||||
Средний доход |
? |
-
Рассчитайте пустые столбцы;
-
Произведите сортировку фамилий по возрастании.
-
Постройте диаграмму по итоговому столбцу.
-
Рассчитайте, каков должен быть процент премии, чтобы фонд заработной платы был равен 300 000 рублей? Для этого:
— Выделите итоговую ячейку Всего;
— Выполните команды Данные – Анализ «что если» — Подбор параметра;
-
В поле Установить в ячейке появившегося окна введите ссылку на ячейку, содержащую формулу расчета фонда заработной платы;
-
В поле Значение наберите искомый результат 300 000;
В поле Изменяя значение ячейки введите ссылку на ячейку, в которой находится значение процента премии, и щелкните по кнопке ОК. Произойдет обратный расчет зарплаты сотрудников по заданному условию при фонде зарплаты, равном 300 000
-
Сохраните файл с именем Работа 18.
Задание 2.
-
Лист 1 переименуйте в Штатное расписание 1.
-
Создайте таблицу штатного расписания фирмы по приведенному образцу:
A |
B |
C |
D |
E |
F |
|
1 |
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ ФИРМЫ |
|||||
2 |
Зарплата курьера: |
? |
||||
3 |
Должность |
Коэф. А |
Коэф. В |
Зарплата сотрудника |
Кол-во сотрудн. |
Суммарная зарплата |
4 |
Курьер |
1 |
0 |
? |
6 |
? |
5 |
Младший менеджер |
1,5 |
0 |
? |
8 |
? |
6 |
Менеджер |
3 |
0 |
? |
10 |
? |
7 |
Зав. отделом |
3 |
1000 |
? |
3 |
? |
8 |
Главный бухгалтер |
5 |
0 |
? |
1 |
? |
9 |
Программист |
1,5 |
1500 |
? |
1 |
? |
10 |
Системный аналитик |
4 |
0 |
? |
1 |
? |
11 |
Ген. Директор |
5 |
2000 |
? |
1 |
? |
12 |
Фонд заработной платы: |
? |
-
В ячейку D2 для зарплаты курьера введите произвольное число.
-
Рассчитайте значения пустых столбцов.
-
Значения столбца Зарплата сотрудника рассчитайте по формуле: зарплата=Аi*Х + Bi, где Х – оклад курьера.
-
Произведите подбор зарплат сотрудников фирмы так, чтобы суммарная заработная плата была равной 100 000 р. Для этого:
-
Выполните команды Данные – Анализ «что если» — Подбор параметра.
-
В поле Установить в ячейке появившегося окна введите ссылку на ячейку, содержащую формулу расчета фонда заработной платы;
-
В поле Значение наберите искомый результат 100 000;
-
В поле Изменяя значение ячейки введите ссылку на ячейку, в которой находится значение зарплаты курьера, и щелкните по кнопке ОК. Произойдет обратный расчет зарплаты сотрудников по заданному условию при фонде зарплаты, равном 100 000 р.
-
5. Сохраните файл.
Задание 2.
-
Скопируйте содержимое листа «Штатное расписание 1» на Лист 2 и присвойте копии имя «Штатное расписание 2».
-
В скопированной таблице измените коэффициенты А и В в соответствии со следующей таблицей:
Должность |
Курьер |
Младший менеджер |
Менеджер |
Зав. отделом |
Главный бухгалтер |
Программист |
Системный аналитик |
Ген. Директор |
Коэф. А |
1 |
1,2 |
2,5 |
23 |
4 |
1,5 |
3,5 |
5 |
Коэф. В |
0 |
500 |
800 |
1500 |
1000 |
1200 |
0 |
2500 |
-
На Листе 3 (переименовать Сводная таблица) создайте следующую таблицу:
Фонд заработной платы |
100 000 |
150 000 |
200 000 |
250 000 |
300 000 |
350 000 |
400 000 |
Должность |
Зарплата сотрудника |
Зарплата сотрудника |
Зарплата сотрудника |
Зарплата сотрудника |
Зарплата сотрудника |
Зарплата сотрудника |
Зарплата сотрудника |
Курьер |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Младший менеджер |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Менеджер |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Зав. отделом |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Главный бухгалтер |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Программист |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Системный аналитик |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Ген. директор |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
-
В таблице Штатное расписание 2 методом подбора параметра последовательно определите зарплаты сотрудников для различных значений фонда заработной платы: 100 000, 150 000, 200 000, 250 000, 300 000, 350 000, 400 000 р.
-
Результаты подбора значений зарплат скопируйте в таблицу Сводная таблица.
Краткая справка: Для копирования результатов расчетов необходимо выделить копируемые данные, выполнить команды Копировать (правой клавишей), установить курсор в соответствующую ячейку таблицы ответов, выполнить команды Специальная вставка, отметив в качестве объекта вставки – Значения.
-
Сохраните таблицы в этом же файле.
Контрольное задание. На Листе 4 создайте таблицу по образцу. Лист 4 переименуйте Контрольное задание. Рассчитайте значения столбца Стоимость продукции и значения Итого. Используя режим подбор параметра, рассчитайте, каково должно быть количество продукции шифра 41001, чтобы итоговая сумма получилась равной 100 000 руб. Постройте диаграмму, отображающую соотношение стоимости продукции. Сохраните таблицу.
Шифр продукции |
Количество продукции |
цена 1 ц, руб |
Стоимость продукции, руб |
41001 |
36 |
560 |
|
41002 |
146 |
230 |
|
41003 |
367 |
500 |
|
41004 |
23 |
120 |
|
Итого |
Отчет по ПЗ.
-
Законспектируйте теоретическую часть в тетрадь.
-
Ответьте на контрольные вопросы.
-
Отчитайтесь преподавателю о проделанной работе.
Контрольные вопросы:
-
С помощью каких команд осуществляется подбор параметра?
-
Каким образом происходит копирование значений из одной таблицы в другую?
Excel для Microsoft 365 Excel для Microsoft 365 для Mac Excel для Интернета Excel 2021 Excel 2021 для Mac Excel 2019 Excel 2019 для Mac Excel 2016 Excel 2016 для Mac Excel 2013 Excel 2010 Excel 2007 Excel для Mac 2011 Excel Starter 2010 Еще…Меньше
Функция МОБР возвращает обратную матрицу для матрицы, храняной в массиве.
Примечание: Если у вас установлена текущая версия Microsoft 365, можно просто ввести формулу в верхней левой ячейке диапазона вывода и нажать клавишу ВВОД, чтобы подтвердить использование формулы динамического массива. Иначе формулу необходимо вводить с использованием прежней версии массива, выбрав диапазон вывода, введя формулу в левой верхней ячейке диапазона и нажав клавиши CTRL+SHIFT+ВВОД для подтверждения. Excel автоматически вставляет фигурные скобки в начале и конце формулы. Дополнительные сведения о формулах массива см. в статье Использование формул массива: рекомендации и примеры.
Синтаксис
МОБР(массив)
Аргументы функции МОБР описаны ниже.
-
Массива Обязательный. Числовой массив с равным количеством строк и столбцов.
Замечания
-
Массив может быть задан как диапазон ячеек, например A1:C3 как массив констант, например {1;2;3: 4;5;6: 7;8;9} или как имя диапазона или массива.
-
Если какие-либо ячейки в массиве пустые или содержат текст, функции МОБР возвращают #VALUE! ошибку «#ВЫЧИС!».
-
МоБР также возвращает #VALUE! если массив не имеет равного числа строк и столбцов.
-
Обратные матрицы, такие как определители, обычно используются для решения систем математических уравнений с несколькими переменными. Произведением матрицы и обратной является матрица удостоверений — квадратный массив, в котором диагональные значения равны 1, а все остальные — 0.
-
В качестве примера вычисления обратной матрицы, рассмотрим массив из двух строк и двух столбцов A1:B2, который содержит буквы a, b, c и d, представляющие любые четыре числа. В таблице приведена обратная матрица для массива A1:B2.
Столбец A |
Столбец B |
|
---|---|---|
Строка 1 |
d/(a*d-b*c) |
b/(b*c-a*d) |
Строка 2 |
c/(b*c-a*d) |
a/(a*d-b*c) |
-
Функция МОБР производит вычисления с точностью до 16 значащих цифр, что может привести к незначительным ошибкам округления.
-
Некоторые квадратные матрицы невозможно инвертировать и возвращают #NUM! в функции МОБР. Определител непревратимой матрицы 0.
Примеры
Чтобы указанные выше формулы вычислялись правильно, нужно вводить их в виде формул массивов. После ввода формулы нажмите ввод, если у вас есть текущая Microsoft 365 подписка. в противном случае нажмите CTRL+SHIFT+ВВОД. Если формула не будет введена как формула массива, возвращается единственный результат.
Дополнительные сведения
Вы всегда можете задать вопрос специалисту Excel Tech Community или попросить помощи в сообществе Answers community.
Нужна дополнительная помощь?
На чтение 4 мин Опубликовано 28.12.2020
Обратная матрица – это сложное математическое понятие, для нахождения которой необходимо выполнить множество непростых действий на бумаге. Однако программа Excel решает данную задачу в более короткие сроки и без особых усилий со стороны исполнителя. Давайте разберемся, каким образом можно найти обратную матрицу в несколько этапов на одном из примеров.
Замечание эксперта! Обязательным условием для нахождения обратной матрицы, является соответствие исходных данных квадратной матрице, а определителя нулю.
Содержание
- Находим значение определителя
- Определяем значение обратной матрицы
- Сферы использования расчетов с обратной матрицей
- Заключение
Находим значение определителя
Чтобы выполнить это действие, необходимо воспользоваться функцией МОПРЕД. Как именно это делается, рассмотрим на примере:
- Записываем квадратную матрицу в любом свободном месте.
- Выбираем свободную ячейку, после чего находим напротив строки формул кнопку «fx» («Вставить функцию») и кликаем по ней ЛКМ.
- Должно открыться окно, где в строке «Категория:» останавливаемся на «Математические», а ниже выбираем функцию МОПРЕД. Соглашаемся с выполненными действиями кликнув по кнопке «ОК».
- Далее в открывшемся окне заполняем координаты массива.
Совет! Заполнить адресацию можно одним из двух способов: вручную или кликнув кнопкой мыши в месте ввода информации о массиве и, определив выделением зоны место расположения квадратной матрицы, получить адрес массива автоматически.
- После проверки введенных ручным или автоматическим образом данных жмите «ОК».
- После всех проведенных манипуляций свободная ячейка должна отобразить определитель матрицы, значение которого понадобится для нахождения обратной матрицы. Как видно по скриншоту, после вычислений получилось число 338, а, следовательно, потому как определитель не равен 0, то обратная матрица существует.
Определяем значение обратной матрицы
Как только вычисление определителя закончено, можно переходить к определению обратной матрицы:
- Выбираем место расположения верхнего элемента обратной матрицы, открываем окно «Вставка функции».
- Выбираем категорию «Математические».
- В расположившихся снизу функциях пролистываем список и останавливаем выбор на МОБР. Кликаем по кнопке «ОК».
- Аналогично ранее выполняемым действиям при нахождении значений определителя вписываем координаты массива с квадратной матрицей.
- Убеждаемся в правильности выполненных действий и жмем «ОК».
- В выбранной верхней левой ячейке будущей обратной матрицы появится результат.
- Для копирования формулы для нахождения значений в других ячейках используем свободное выделение. Для этого, зажав ЛКМ, растягиваем на всю область будущей обратной матрицы.
- Жмем на клавиатуре кнопку F2 и переходим к набору комбинации «Ctrl+Shift+Enter». Готово!
Рекомендация эксперта! Для удобства выполнения действий по нахождению обратной матрицы в таблице Excel расположение массива с квадратной матрицей и выбранная область для ячеек с обратной матрицей должны располагаться на одном уровне по отношению к столбцам. Таким образом будет проще определить границы адресации второго массива. Пример указан на иллюстрации ниже.
Сферы использования расчетов с обратной матрицей
Экономика – это область, которая требует проведения постоянных и очень сложных расчетов. Для облегчения используется матричная система расчетов. Нахождение обратной матрицы – это быстрый способ обработки большого объема информации за максимально короткие сроки, конечный результат которого будет представлен в наиболее удобном для восприятия виде.
Другая область применения – это 3D моделирование изображений. Всевозможные программы имеют встроенные инструменты для проведения подобного рода расчетов, что в значительной степени облегчает работу конструкторам при производстве расчетов. Наиболее популярной программой среди 3D моделистов считается Компас-3D.
Существуют и другие сферы деятельности, где можно применить систему расчетов обратной матрицы, но все же основной программой для проведения матричных расчетов можно считать Excel.
Заключение
Нахождение обратной матрицы нельзя назвать такой же распространенной математической задачей, как вычитание, сложение или деление, но если появилась необходимость в ее решении, то все действия могут произведены в табличном процессоре Excel. Если человеческий фактор склонен допускать ошибки, то компьютерная программа выдаст 100% точный результат.
Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение: