В 2021 году впервые выпускники сдавали ЕГЭ по информатике на компьютерах. Скорее всего, данный формат проведения экзамена останется на несколько лет. В прошлом году я сама искала кучу информации по поводу ЕГЭ, но статей по этому поводу было крайне мало. Мне захотелось поделиться своим опытом, чтобы таким, как я, можно было хоть что-то почитать и успокоиться.
Содержание
- Почему выбор пал на информатику?
- Организация экзамена на пункте проведения.
- Какие были IDE на ЕГЭ по информатике? Были ли Excel и Word или их аналоги?
- Можно ли использовать код для заданий, не связанных с языками программирования?
- Можно ли пользоваться Экселем и Вордом для других заданий?
- Калькулятор был?
- Был ли Paint?
- Можно ли возвращаться к заданиям и делать их не подряд?
- Какие были компьютеры?
- Дадут ли дополнительное время, если возникнут проблемы с компьютером/программой?
- Что там по одинаковым заданиям 24 и 25 числа?
- Можно ли пользоваться компьютером до начала экзамена?
- Совпали ли задания по информатике у Центра с Дальним Востоком?
Почему выбор пал на информатику?
Вопрос хороший, ответ тоже: череда случайностей привела неподготовленного человека к изучению данного предмета. Буквально с лета после окончания 10 класса было решено сдавать физику. В октябре меня записали и на курсы по физике и информатике. Причем тут информатика? Для общего развития. В итоге физика не пошла, а вот инфа — еще как. Ушла с курсов по физике, начала изучать C++. Пробников у меня не было, на курсы ходила только одну пару в неделю. В общем, ленилась до последнего. Прошу заметить, что преподаватель у меня был довольно сильный. В основном решали задания с сайта Полякова.
За две недели до экзамена поняла, что пора быстро повторять уже изученное. Ради простоты написания кода начала учить Питон (самое время), в итоге сдала на 83 балла. Информатики в школе как таковой не было и вовсе. Единственное, что она мне давала — понимание того, как строить таблицы в Экселе и менять шрифт Ворде. Ну и html три урока изучали. Так что за чуть больше полугода вполне можно подготовиться.
Организация экзамена на пункте проведения.
Сдающих разделили на две группы: одна сдавала ЕГЭ 24 числа, другая — 25. Так как сейчас (лето 2021) все еще присутствуют некоторые меры предосторожности из-за ковида, нас пропускали в школу по очереди. В кабинете стояло четыре компьютера, рядом — скрепленные листы с правилами работы. Особо ничего особенного в работе не было. Заполнили бланк, начали экзамен одновременно. Сверху был таймер, так что за временем было легко следить. В конце просто расписались и ушли. Если вы все еще не видели то, как будет выглядеть форма с заданиями, то вот вам ссылка на тренажер. Сам экзамен длился 3 часа 55 минут.
Какие были IDE на ЕГЭ по информатике? Были ли Excel и Word или их аналоги?
Это было самым главным вопросом для меня на протяжении всей подготовки к экзамену. Многим ученикам выдавали документ, в котором они выбирали программы, которые им нужны во время ЕГЭ. Мне такой бумажки не дали. В итоге у нас был Эксель, Ворд, Visual Studio, PyCharm, Python 3.9, PascalABC. Были заявлены и программы для Java, но времени на изучение всех приложений у меня не было. В принципе, если вы пишите на двух или более ЯП, то у вас есть шанс воспользоваться всеми ними.
Можно ли использовать код для заданий, не связанных с языками программирования?
Можно и нужно, если это не занимает большое количество времени, ведь его у вас мало. Кстати, советую удалять всевозможные файлы, которые вы успели сохранить. У нас уже были ситуации, когда ребятам, что сдавали 25 числа, оставались какие-то доработки сдающих 24. В некоторых школах просто не подчищали компьютер после выпускников.
Можно ли пользоваться Экселем и Вордом для других заданий?
Ответ все тот же: можно. У некоторых ребят Word и Excel были в виде отдельных программ, у кого-то — в виде пустого файла из этих программ. В принципе, весь компьютер в вашем распоряжении. У кого-то вместо программ от Office стоял LibleOffice. Перед экзаменом я попробовала в нем поработать, особо ничем не отличается.
Калькулятор был?
Был. В нем есть смысл, если вам нужно что-то быстро перевести в двоичную систему счисления. На Windows 10 есть программистский калькулятор. Все то же самое вы сможете сделать с помощью кода.
Был ли Paint?
Самого Паинта на компьютере не было, но вы вполне можете его открыть иным образом.
Можно ли возвращаться к заданиям и делать их не подряд?
Можно.
Кстати, настоятельно рекомендую переносить все свои ответы в черновик. Да, там будет черновик. Если у вас возникнут проблемы с компьютером, то будет очень обидно, если ответы пропадут.
Какие были компьютеры?
В нашей аудитории были обычные компьютеры с нормальным большим экраном и не очень удобной клавиатурой, если вы привыкли пользоваться ноутбуком. Стоял Windows 10.
Дадут ли дополнительное время, если возникнут проблемы с компьютером/программой?
Нет. Так получилось, что рядом со мной сидел выпускник, у которого не открывалась программа для Питона. Она была, но требовала вход в интернет. Что именно было не так, я не до конца поняла. К нему много раз подходили организаторы экзамена, звали других людей, долго пытались понять проблему. Теоретически они должны были сделать замену, тем более в нашей аудитории стоял лишний пк (одна сдающая не пришла на экзамен). В итоге потратили много времени ни на что, а ученик завершил экзамен вместе с нами. Спасибо тому, кто определял места в аудитории, у меня проблем не было.
Что там по одинаковым заданиям 24 и 25 числа?
У сдающих 24 числа были новые прототипы заданий в 26 и 27 номере, сдающие 25 числа их прорешали после экзамена у 24-ых, пришли на экзамен и увидели практически то же самое. Не думаю, что это помогло тем, кто вообще не решал 26 и 27 ни разу, но преимущество это дало.
Можно ли пользоваться компьютером до начала экзамена?
Нет, хотя было бы неплохо.
Совпали ли задания по информатике у Центра с Дальним Востоком?
Да.
Никогда не программировал, но хочешь сдать ЕГЭ по информатике? Тогда знай: к экзамену можно подготовиться за год, если грамотно организовать учебный процесс. Из этой статьи ты узнаешь все о структуре ЕГЭ по информатике в 2023 году, изменениях и типах заданий.
В этой статье:
Изменения в ЕГЭ по информатике 2023О структуре экзаменаШкала оцениванияКакие типы заданий встретятся на ЕГЭ по информатике 2023?Как подготовиться к ЕГЭ по информатике 2023?
До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!
Изменения в ЕГЭ по информатике 2023
Последние 2 года ЕГЭ по информатике проводился в компьютерной форме, что предоставляло сдающим большое право выбора, как решать то или иное задание, благодаря чему появлялись лазейки, упрощающие решения некоторых номеров из экзамена.
В связи с этим, ФИПИ ежегодно вносят изменения в КИМ по информатике, чтобы внести больше разнообразия и избавиться от шаблонных решений. В 2023 году полностью претерпят структуру 2 задания, но это не все изменения, что ФИПИ представили в новой демоверсии ЕГЭ.
Долой переборное решение!
В блоке «Программирование» даже после перехода на компьютерную форму было два задания, в которых программа уже представлена в условии, а задача сдающего — проанализировать ее — задания №6 и 22. Но многие справедливо подумали – зачем анализировать код, если я могу его переписать и запустить переборное решение. Благодаря этому, почти все, кто знал о таком варианте решения заданий, законно получали 2 балла за них. ФИПИ такой способ решения вряд ли понравился.
Официальный список изменений выглядит следующим образом:
Задание №6 теперь мы будем относить к блоку «Алгоритмизация», так как теперь оно предоставляет нам работу с исполнителем и анализом алгоритма. В демоверсии вам предлагают проанализировать «Черепашку», которая многим знакома из ОГЭ по информатике:
Задание №22 пополняет ряды блока «Информационные модели», а также заданий, к которым прилагаются дополнительные файлы, если быть точнее — электронная таблица. В условии затрагивается новая для экзамена тема – многопоточность (довольно важная тема для многих IT-специалистов и затрагивается на определенных предметах в университете), а решение требует анализа таблицы и зависимостей процессов:
Кроме двух новых заданий, некоторые номера также претерпели изменения:
Задание №14 все еще направлено на работу с системами счисления, но теперь нужно искать неизвестную цифру числа. Такого прототипа ранее на ЕГЭ мы не видели:
Задание №12, судя по демоверсии, станет сложнее — это уже знакомый для экзамена исполнитель «Редактор», но с необычным вопросом (раньше, в основном, требовалось назвать получившуюся после обработки программой строку/сумму цифр строки):
Задание №16 на рекурсию из демоверсии намекает нам на то, что не стоит забывать про аналитическое решение. Это происходит из-за больших аргументов у функции, гораздо проще поразмыслить, что же считает функция:
О структуре экзамена
В ЕГЭ по-прежнему осталось 27 заданий с кратким ответом. За задания 1-25 можно получить по 1 первичному баллу, а за задания 26 и 27 — по 2 балла. Максимальный возможный результат — 29 первичных баллов.
Все задания школьникам нужно решить за 3 часа 55 минут.
На экзамене встретятся задания по программированию, логике, алгоритмизации, на работу с информационными моделями, а также на кодирование информации.
В каждом блоке есть определенные темы, которые нужно знать. Давайте посмотрим, что именно надо учить.
Программирование
Программирование встречается в шести заданиях — а именно в 16, 17, 24, 25, 26 и 27. Чтобы справиться с ними достаточно хорошо знать только один язык программирования. Нужно уметь работать с массивом, строками, файлами, знать алгоритмы сортировки и другие не менее важные алгоритмы работы с числами.
Логика
Логика встречается в заданиях 2 и 15. Чтобы успешно справиться с этими заданиями, нужно знать основные логические операции и их таблицы истинности, уметь преобразовывать и анализировать выражения.
Алгоритмизация
В данный блок входят семь заданий (5, 6, 12, 19, 20, 21 и 23). Для решения этих заданий нужно уметь работать с различными алгоритмами и исполнителями. Важно понимать теорию игр — определять выигрывающего игрока, выигрышную позицию, различать понятия заведомо проигрышной и выигрышной позиций.
Благодаря возможности использовать инструменты компьютера, многие из этих заданий также можно решать с помощью написания программы или построения электронной таблицы.
Информационные модели
С заданиями 1 и 13 ученики обычно справляются хорошо. Чтобы их решить, нужно уметь работать с графами и таблицами и знать пару простых методов. С заданием 10 проблемы возникают редко, так как от вас требуется найти количество определенных слов в текстовом документе. Задания 3, 9 и 18 требуют работы с электронными таблицами, при решении вам помогут знания про ссылки, функции и фильтры. К этому же блоку добавляется новое задание 22.
Информация и ее кодирование
Задания этого блока достаточно разнообразны. Вы встретите алгоритмы перевода чисел в различные системы счисления, условие Фано, формулы, единицы измерения информации и комбинаторику. Все это разнообразие встречается в заданиях 4, 7, 8, 11, 14, а также может пригодится в заданиях на программирование. А новый прототип задания 14 на работу с системами счисления и вовсе можно решить с помощью программы.
Шкала оценивания
На самом деле шкала перевода баллов составляется после проведения экзаменов, так как в формуле есть параметр «среднее значение». То есть то, что мы называем шкалой — это результат перевода баллов прошлого года. ФИПИ переводит баллы по формуле, а не по шкале. Поэтому шкала меняется, если меняется экзамен или массово меняются результаты его прохождения. Мы полагаем, что в 2023 году проходной балл будет 40 вторичных баллов, но это может измениться.
Какие типы заданий встретятся на ЕГЭ по информатике 2023?
На ЕГЭ 2023, как и в 2021 году, все задания будут с кратким ответом, больше не нужно писать подробные объяснения по теории игр и сдавать программный код на проверку на бумаге. Но это не значит, что все задания идентичны. Посмотрим, какие именно типы заданий встретятся на экзамене.
Задания, которые можно решить «вручную»
Хотя ЕГЭ по информатике и проходит в компьютерной форме, в КИМах по-прежнему остаются задания, которые можно решать, как на бумаге, так и на компьютере. Это задания 1, 2, 4-8, 11-15, 19-23, в них необходимо получить число или последовательность букв в ответе. Ты можешь написать программу на компьютере или использовать электронные таблицы, а затем записать в ответ получившееся значение. За каждое задание можно получить 1 балл.
Задания, которые решаются с помощью компьютера
Все такие задания бывают трех типов:
- Работа с предложенным файлом
- Создание программы
- Написание программы и получение ответа, используя предложенный файл
Разберемся с каждым типом отдельно.
Работать только с предложенным файлом нужно в заданиях 3, 9, 10, 18 и 22. Чтобы решить эти задания, нужно знать, какие функции есть у текстовых редакторов и редакторов электронных таблиц, а также теория по реляционным базам данных. За каждое задание можно получить по 1 баллу.
Создать программу понадобится в задании 25. Задача в том, чтобы написать код и получить на выходе какой-то ответ. Начальные данные, при которых нужно получить ответ, уже указаны в самом задании. За оба задания можно получить по 1 баллу.
Задания, где нужно написать программу и считать информацию из файла — это 17, 24, 26 и 27. Эффективность и способ решения, который вы использовали, не проверяется. Главное — получить верный численный ответ. За задания 17 и 24 вы можете получить по 1 баллу, а за задания 26 и 27 — по 2 первичных балла.
Обрати внимание, что в некоторых прототипах заданий 17, 24, 25, 26 и 27 программу можно не писать, если ты знаешь, как решить эти задания другим способом — это не запрещено.
Как подготовиться к ЕГЭ по информатике 2023?
Лучший способ — разобраться в каждой теме и выучить все необходимое. Как это сделать?
- Для начала оцените текущий уровень знаний. Можно пройти диагностическое тестирование или попробовать решить последнюю демоверсию экзамена. Таким образом вы поймете, что вы уже знаете, а над чем нужно еще поработать.
- Если вы не умеете программировать, советуем заняться этим с самого начала учебного года. Задания на программирование приносят минимум 8 первичных баллов из 29, это достаточно много.
- Подумайте, смогут ли вас хорошо подготовить в школе. Оцените, что из школьной программы вы уже знаете, а что предстоит изучить в течение года.
- Решите, как вам комфортнее заниматься: лично с преподавателем, в группе или онлайн.
- Регулярно занимайтесь, уделяя время и теории, и практике!
Программы, которые должны быть установлены на компьютерах для сдачи ОГЭ и ЕГЭ по информатике, ими можно пользоваться на экзамене.
Список программ для ОГЭ (версии на момент ОГЭ 2022 года)
В 2023 году возможны версии программ выше (новее) указанных.
Офисный пакет
LibreOffice
• Офисный пакет LibreOffice, версия 5.2.Х – 7.3.Х (обязателен: русскоязычный интерфейс)
http://ru.libreoffice.org/download/
Microsoft Office Офисные приложения MS Office 2010 – 2019 (в приоритете версия 2010):
• Microsoft Word
• Microsoft Excel
• Microsoft PowerPoint
Среды программирования
Pascal
• Система программирования PascalABC.NET, версия не ниже 3.7.2 (3.7.2 – 3.8.3.)
http://pascalabc.net/ssyilki-dlya-skachivaniya
Python
— Система программирования Python, консоль IDLE, версия не ниже 3.7. (3.7 — 3.10)
https://www.python.org/downloads/
С++
• Система программирования DevC++, версия не ниже 5.8. (5.8 — 5.11.)
https://dev-c1.software.informer.com/download/
Среда исполнителя
Кумир
• Система программирования КуМир версия 2.1.0
https://www.niisi.ru/kumir/dl.htm
Редакторы
PDF-XChange
• PDF-XChange Viewer, версия 2.5.322.10 (Многофункциональная программа для просмотра PDF документов)
https://www.tracker-software.com/product/pdf-xchange-viewer
Архиватор 7-Zip
https://www.7-zip.org/download.html
Список программ для ЕГЭ
Программное обеспечение «Блокнот»
• стандартный Блокнот (Notepad Windows)
Текстовые процессоры
• LibreOffice Writer
Электронные таблицы
• LibreOffice Calc
Калькуляторы
• Стандартный калькулятор Windows
Среды программирования
Алгоязык
• КуМир
Python (Пайтон)
• Python >2.7
• Python >3.5
• PyCharm-community-2019.2.3
Pascal (Паскаль)
• PascalABC.Net
• Turbo Pascal
Basic (Бейсик)
• Microsoft Small Basic
• QBasic
Java (Ява)
• Java
• IntelliJ IDEA Community Edition
C, C++, C# (Си / Си++ / СиШарп)
• Code::Blocks + mingw
• Microsoft Visual Studio Community
• C++, C#
• Dev C++
Дополнительное программное обеспечение
• Архиватор 7zip
• Microsoft .NET Framework v4.7.1
• Unreal Commander
• Abobe Acrobat Reader DC
gdzotvet.ru
-
Обновлено: 02 марта 2023
Содержание
- Будет ли excel на егэ по информатике 2023
- Список программ для ОГЭ (версии на момент ОГЭ 2022 года)
- Список программ для ЕГЭ
- Как проходит ЕГЭ по информатике?
- Почему выбор пал на информатику?
- Организация экзамена на пункте проведения.
- Какие были IDE на ЕГЭ по информатике? Были ли Excel и Word или их аналоги?
- Можно ли использовать код для заданий, не связанных с языками программирования?
- Можно ли пользоваться Экселем и Вордом для других заданий?
- Калькулятор был?
- Был ли Paint?
- Можно ли возвращаться к заданиям и делать их не подряд?
- Какие были компьютеры?
- Дадут ли дополнительное время, если возникнут проблемы с компьютером/программой?
- Что там по одинаковым заданиям 24 и 25 числа?
- ЕГЭ по информатике в 2023 году: что изменится и какие задания будут самыми трудными
- Информатика сдаётся на компьютере
- Что изменилось в КИМ в 2023 году
- Тематика заданий КИМ ЕГЭ по информатике
- Задания по программированию
- Задания на использование электронных таблиц
- Что может помочь в подготовке к экзамену ЕГЭ по информатике в 2023 году
Будет ли excel на егэ по информатике 2023
Программы, которые должны быть установлены на компьютерах для сдачи ОГЭ и ЕГЭ по информатике, ими можно пользоваться на экзамене.
Список программ для ОГЭ (версии на момент ОГЭ 2022 года)
В 2023 году возможны версии программ выше (новее) указанных.
Офисный пакет
LibreOffice
• Офисный пакет LibreOffice, версия 5.2.Х – 7.3.Х (обязателен: русскоязычный интерфейс)
http://ru.libreoffice.org/download/
Microsoft Office Офисные приложения MS Office 2010 – 2019 (в приоритете версия 2010):
• Microsoft Word
• Microsoft Excel
• Microsoft PowerPoint
Среды программирования
Pascal
• Система программирования PascalABC.NET, версия не ниже 3.7.2 (3.7.2 – 3.8.3.)
http://pascalabc.net/ssyilki-dlya-skachivaniya
Python
— Система программирования Python, консоль IDLE, версия не ниже 3.7. (3.7 — 3.10)
https://www.python.org/downloads/
С++
• Система программирования DevC++, версия не ниже 5.8. (5.8 — 5.11.)
https://dev-c1.software.informer.com/download/
Среда исполнителя
Кумир
• Система программирования КуМир версия 2.1.0
https://www.niisi.ru/kumir/dl.htm
Редакторы
PDF-XChange
• PDF-XChange Viewer, версия 2.5.322.10 (Многофункциональная программа для просмотра PDF документов)
https://www.tracker-software.com/product/pdf-xchange-viewer
Архиватор 7-Zip
https://www.7-zip.org/download.html
Список программ для ЕГЭ
Программное обеспечение «Блокнот»
• стандартный Блокнот (Notepad Windows)
Текстовые процессоры
• LibreOffice Writer
Электронные таблицы
• LibreOffice Calc
Калькуляторы
• Стандартный калькулятор Windows
Среды программирования
Алгоязык
• КуМир
Python (Пайтон)
• Python >2.7
• Python >3.5
• PyCharm-community-2019.2.3
Pascal (Паскаль)
• PascalABC.Net
• Turbo Pascal
Basic (Бейсик)
• Microsoft Small Basic
• QBasic
Java (Ява)
• Java
• IntelliJ IDEA Community Edition
C, C++, C# (Си / Си++ / СиШарп)
• Code::Blocks + mingw
• Microsoft Visual Studio Community
• C++, C#
• Dev C++
Дополнительное программное обеспечение
• Архиватор 7zip
• Microsoft .NET Framework v4.7.1
• Unreal Commander
• Abobe Acrobat Reader DC
Источник
Как проходит ЕГЭ по информатике?
В 2021 году впервые выпускники сдавали ЕГЭ по информатике на компьютерах. Скорее всего, данный формат проведения экзамена останется на несколько лет. В прошлом году я сама искала кучу информации по поводу ЕГЭ, но статей по этому поводу было крайне мало. Мне захотелось поделиться своим опытом, чтобы таким, как я, можно было хоть что-то почитать и успокоиться.
Почему выбор пал на информатику?
Вопрос хороший, ответ тоже: череда случайностей привела неподготовленного человека к изучению данного предмета. Буквально с лета после окончания 10 класса было решено сдавать физику. В октябре меня записали и на курсы по физике и информатике. Причем тут информатика? Для общего развития. В итоге физика не пошла, а вот инфа — еще как. Ушла с курсов по физике, начала изучать C++. Пробников у меня не было, на курсы ходила только одну пару в неделю. В общем, ленилась до последнего. Прошу заметить, что преподаватель у меня был довольно сильный. В основном решали задания с сайта Полякова.
За две недели до экзамена поняла, что пора быстро повторять уже изученное. Ради простоты написания кода начала учить Питон (самое время), в итоге сдала на 83 балла. Информатики в школе как таковой не было и вовсе. Единственное, что она мне давала — понимание того, как строить таблицы в Экселе и менять шрифт Ворде. Ну и html три урока изучали. Так что за чуть больше полугода вполне можно подготовиться.
Организация экзамена на пункте проведения.
Сдающих разделили на две группы: одна сдавала ЕГЭ 24 числа, другая — 25. Так как сейчас (лето 2021) все еще присутствуют некоторые меры предосторожности из-за ковида, нас пропускали в школу по очереди. В кабинете стояло четыре компьютера, рядом — скрепленные листы с правилами работы. Особо ничего особенного в работе не было. Заполнили бланк, начали экзамен одновременно. Сверху был таймер, так что за временем было легко следить. В конце просто расписались и ушли. Если вы все еще не видели то, как будет выглядеть форма с заданиями, то вот вам ссылка на тренажер. Сам экзамен длился 3 часа 55 минут.
Какие были IDE на ЕГЭ по информатике? Были ли Excel и Word или их аналоги?
Это было самым главным вопросом для меня на протяжении всей подготовки к экзамену. Многим ученикам выдавали документ, в котором они выбирали программы, которые им нужны во время ЕГЭ. Мне такой бумажки не дали. В итоге у нас был Эксель, Ворд, Visual Studio, PyCharm, Python 3.9, PascalABC. Были заявлены и программы для Java, но времени на изучение всех приложений у меня не было. В принципе, если вы пишите на двух или более ЯП, то у вас есть шанс воспользоваться всеми ними.
Можно ли использовать код для заданий, не связанных с языками программирования?
Можно и нужно, если это не занимает большое количество времени, ведь его у вас мало. Кстати, советую удалять всевозможные файлы, которые вы успели сохранить. У нас уже были ситуации, когда ребятам, что сдавали 25 числа, оставались какие-то доработки сдающих 24. В некоторых школах просто не подчищали компьютер после выпускников.
Можно ли пользоваться Экселем и Вордом для других заданий?
Ответ все тот же: можно. У некоторых ребят Word и Excel были в виде отдельных программ, у кого-то — в виде пустого файла из этих программ. В принципе, весь компьютер в вашем распоряжении. У кого-то вместо программ от Office стоял LibleOffice. Перед экзаменом я попробовала в нем поработать, особо ничем не отличается.
Калькулятор был?
Был. В нем есть смысл, если вам нужно что-то быстро перевести в двоичную систему счисления. На Windows 10 есть программистский калькулятор. Все то же самое вы сможете сделать с помощью кода.
Был ли Paint?
Самого Паинта на компьютере не было, но вы вполне можете его открыть иным образом.
Можно ли возвращаться к заданиям и делать их не подряд?
Кстати, настоятельно рекомендую переносить все свои ответы в черновик. Да, там будет черновик. Если у вас возникнут проблемы с компьютером, то будет очень обидно, если ответы пропадут.
Какие были компьютеры?
В нашей аудитории были обычные компьютеры с нормальным большим экраном и не очень удобной клавиатурой, если вы привыкли пользоваться ноутбуком. Стоял Windows 10.
Дадут ли дополнительное время, если возникнут проблемы с компьютером/программой?
Нет. Так получилось, что рядом со мной сидел выпускник, у которого не открывалась программа для Питона. Она была, но требовала вход в интернет. Что именно было не так, я не до конца поняла. К нему много раз подходили организаторы экзамена, звали других людей, долго пытались понять проблему. Теоретически они должны были сделать замену, тем более в нашей аудитории стоял лишний пк (одна сдающая не пришла на экзамен). В итоге потратили много времени ни на что, а ученик завершил экзамен вместе с нами. Спасибо тому, кто определял места в аудитории, у меня проблем не было.
Что там по одинаковым заданиям 24 и 25 числа?
У сдающих 24 числа были новые прототипы заданий в 26 и 27 номере, сдающие 25 числа их прорешали после экзамена у 24-ых, пришли на экзамен и увидели практически то же самое. Не думаю, что это помогло тем, кто вообще не решал 26 и 27 ни разу, но преимущество это дало.
Источник
ЕГЭ по информатике в 2023 году: что изменится и какие задания будут самыми трудными
Как изменились контрольные измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ по информатике? На что обратить внимание при подготовке к экзамену? Рассказывает председатель региональной предметной комиссии по информатике ГИА-11 в Москве, кандидат педагогических наук, преподаватель Корпоративного университета московского образования столичного Департамента образования и науки Вячеслав Лещинер.
ЕГЭ по информатике — традиционно один из самых востребованных у выпускников школ. Его сдают в качестве экзамена по выбору учащиеся, которые планируют продолжить образование по инженерным специальностям, вычислительной математике и кибернетике, в сфере информационных технологий, экономики и статистики.
Информатика сдаётся на компьютере
Особенность ЕГЭ по информатике в том, что он проводится в компьютерной форме. Участник экзамена работает за компьютером, на котором установлено нужное программное обеспечение. Это редакторы электронных таблиц, текстовые редакторы, среды программирования на языках: школьный алгоритмический язык, С#, C++, Pascal, Java, Python. Полный список версий программного обеспечения можно посмотреть на сайте Регионального центра обработки информации города Москвы (РЦОИ).
Всего в экзаменационной работе 27 заданий, из них 16 можно выполнить вручную, а 11 заданий требуют использования специализированного программного обеспечения. При этом участник может использовать компьютер для вычислений при выполнении любого задания экзамена.
Правильность выполнения заданий проверяется автоматически, без участия экспертов предметной комиссии. Каждое задание предполагает ответ в виде числа, строки символов или таблицы чисел.
Компьютер сравнивает ответ с эталонным и добавляет баллы в случае совпадения. Набранные школьником первичные баллы пересчитываются в тестовые по стобалльной шкале в соответствии с таблицей перевода первичных баллов в тестовые.
Для выполнения 9 заданий из 27 требуется загрузка файла данных, ответ вычисляется для конкретных исходных данных и зависит от них.
Что изменилось в КИМ в 2023 году
В 2023 году принципиально изменятся 2 задания из 27.
Задание 6 в этом году будет посвящено анализу алгоритма для конкретного исполнителя, определению возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Его можно выполнять как с использованием программирования, так и вручную.
Задание 22 посвящено параллельному программированию, технологиям организации многопроцессорных/многопоточных вычислений. Его нужно выполнять с использованием файла с информацией, необходимой для решения. В этом задании оптимально использовать электронные таблицы.
Остальные задачи остались без изменений, но могут сильно отличаться от заданий демоверсии и заданий прошлых лет по формулировкам.
Тематика заданий КИМ ЕГЭ по информатике
Задания по информатике проверяют знания и умения выпускников по девяти содержательным разделам. Это кодирование информации, моделирование, системы счисления, математическая логика, теория алгоритмов, программирование, архитектура компьютеров и компьютерных сетей, обработка числовой информации с помощью электронных таблиц, а также технологии поиска и хранения информации.
Задания проверяют знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска (задание 10) и сортировки (задание 26); владение универсальным языком программирования высокого уровня (задания 17, 24–27), сформированность представлений о базовых типах данных и структурах данных (задания 3, 24, 26, 27); умение использовать основные управляющие конструкции; владение навыками и опыт разработки программ в среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи.
Также в заданиях 1–4, 7, 11–15 проверяется сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы; владение основными понятиями и сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними.
Обратите внимание, что в КИМ ЕГЭ по информатике не включены задания, требующие простого воспроизведения терминов, понятий, величин, правил. При выполнении любого задания требуется решить тематическую задачу. Необходимо либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной или новой ситуации.
Задания по программированию
У многих выпускников создается ощущение, что раз все задания КИМ ЕГЭ выполняются за компьютером, то их следует решать с помощью программирования. Это, конечно, не так. Некоторые задания совершенно не рассчитаны на решение методом разработки программы, они гораздо проще и быстрее выполняются вручную. В том числе это задания 6, 12 и 23, посвященные анализу алгоритмов для исполнителей.
Некоторые задания проверяют умение работать с электронными таблицами и текстовым редактором
Но для выполнения заданий 17, 24, 25, 26 и 27 потребуется создание программы на языке программирования (например, Python, C++), ее отладка и, в случае заданий 17, 24, 26 и 27, запуск на выполнение программы с приложенным к заданию файлом данных. Файл данных обычно достаточно большой, а файл «В» для задания 27 настолько большой, что в случае создания неоптимального по времени выполнения алгоритма программа будет работать слишком долго для времени, отведенного на экзамен. Поэтому при решении рекомендуется отладить программу на небольшом, специально созданном проверочном файле данных (для такого файла правильный ответ должен быть очевиден и заранее предусмотрен при создании файла), а уже потом вычислять значение для приложенного к заданию набора данных. В ином случае, при отсутствии проверки на отладочном тесте, нельзя быть уверенным, что программа не содержит ошибки и выдает правильный ответ.
У каждого из заданий, требующих разработки и отладки программы, своя специфика
Задание 17 требует обычно двукратного прохода по массиву исходных данных. Первый проход позволяет определить значение, по которому осуществляется отбор элементов массива (для задания 17 демоверсии 2023 года это максимальный элемент последовательности, оканчивающийся на 3). А на втором проходе происходит проверка элементов на соответствие этому критерию и накопление счетчиков. Ответ в задании 17 — два числа, накопление значений переменных для этих ответов происходит параллельно по мере второго прохода по массиву. Правильное решение в этом задании приносит только один балл, который выставляется при верно определенных обоих числах.
В отличие от задания 17, задания 26 и 27 могут принести участнику экзамена по два первичных балла, поскольку правильность каждого из полученных двух значений оценивается отдельно. В задании 27 второй балл ставится за эффективное по времени решение, так как неэффективное решение не позволит получить результат для файла «B» в отведенное на экзамен время. Рекомендуем следующий порядок решения задания 27: сначала составляется программа, реализующая переборный алгоритм. Она проверяется на маленьком отладочном файле исходных данных, для которого искомое значение может быть вычислено вручную. Затем получается значение для файла «A». Оно уже принесет один балл. Далее нужно создать эффективный алгоритм и проверить его на файле «A». Полученные результаты должны совпасть. Только после этого можно запускать эффективный алгоритм, чтобы вычислить результат для файла «B». Это потребует некоторого времени. Полученный результат (обычно это довольно длинное десятичное целое число) следует аккуратно перенести в поле для ответа.
Обратите внимание на задание 24. Оно проверяет в первую очередь умение организовать посимвольное чтение текстового файла. Конечно, современные системы программирования позволяют загрузить в память компьютера текст практически любой длины и работать с ним как с массивом символов, но для этих задач такое решение не требуется. Алгоритм должен позволить обрабатывать тексты произвольной длины, читая их последовательно и производя вычисления по ходу чтения.
При выполнении заданий на вычисления с помощью программирования очень важно обращать внимание на отдельные элементы решения, позволяющие не допустить ошибок:
- инициализация переменных для подсчета количества, суммы, произведения, максимальных и минимальных значений элементов массивов
- это правильно организованный перебор всех элементов, без пропусков и без выхода за границы массивов
- четность и делимость нужно определять, сравнивая остаток от целочисленного деления с нулем
- цифры записи числа следует определять с помощью комбинации определения остатка от деления числа на основание системы счисления и целочисленного деления числа на основание
- не забывать о возможности отрицательных исходных данных
Задания на использование электронных таблиц
В варианте КИМ есть три задания по работе с электронными таблицами. Задание 3 представляет собой базу данных из трех связанных ключами таблиц, реализованных как вкладки одной книги в электронных таблицах. Для его решения надо отфильтровать базу данных по совокупности условий, а после этого произвести арифметические операции с данными из отобранных записей.
Задание 9 проверяет умение использовать функции для вычисления в электронных таблицах. Задание 18 построено на применении механизма относительных ссылок. Существенно облегчит выполнение этого задания умение производить контекстный поиск и замену в формулах электронных таблиц. И в задании 9, и в задании 18 широко используются механизмы копирования формул по строкам и столбцам таблицы. В задании 9 обязательно проверьте правильность проводимых вычислений внутри одной строки на нескольких строках исходной таблицы данных и только затем копируйте созданную строку формул на всю таблицу. Для вычисления итоговых значений лучше пользоваться формулой, применяемой ко всему столбцу, без указания конкретного диапазона ячеек, так меньше вероятность допустить ошибку.
Помимо указанных трех заданий, электронные таблицы можно использовать для выполнения заданий 16, 22 и 26, а также для арифметических вычислений в других задачах. Задание 16 проверяет умение вычислять рекуррентные выражения. Иногда оно имеет простое аналитическое решение, не требующее программирования вообще, как в демонстрационном варианте КИМ 2023 года.
Ознакомьтесь на сайте ФИПИ с кодификатором, спецификацией и демоверсией КИМ ЕГЭ по информатике. Обратите внимание на формулировки заданий в демоверсии, сравните формулировки 2023 года с формулировками 2022 и 2021 года. Обратите внимание, что к некоторым заданиям прилагаются образцы файлов данных, внимательно ознакомьтесь с параметрами этих файлов. Задания прошлых лет вы можете найти в открытом банке заданий ЕГЭ. Полезно будет поработать с навигатором самостоятельной подготовки к ЕГЭ.
Помогут выпускникам дополнительные материалы: вебинары, видеоразборы заданий КИМ и памятки по подготовке к их выполнению. Их также можно найти Московского центра качества образования, Регионального центра обработки информации, в группе Московского центра качества образования (МЦКО) во «ВКонтакте» и на Rutube.
При подготовке к экзамену важна практика. Поэтому выпускники могут принять участие в независимых диагностиках в формате ЕГЭ на базе Центра независимой диагностики МЦКО. Они не только проходят в соответствии с реальной процедурой ЕГЭ, но и по актуальным версиям КИМ 2023 года. Участие в таких диагностиках позволит выпускникам почувствовать себя в условиях реального экзамена и оценить уровень своей подготовки. Записаться на независимые диагностики в формате ЕГЭ можно на сайте МЦКО.
В этом учебном году для выпускников проводилась единая городская контрольная работа по информатике в формате ЕГЭ в пунктах проведения экзамена. Вебинар с анализом результатов и подробным разбором выполнения каждого задания, а также разбором типичных ошибок можно посмотреть на сайте РЦОИ, в группе МЦКО во «ВКонтакте» и на Rutube.
Не пропустите марафон Рособрнадзора «ЕГЭ — это проСТО», который пройдет в апреле 2023 года.
С 1 февраля столичные одиннадцатиклассники начали интенсивнее готовиться к ЕГЭ в школах — на профильных практикумах, в группах вместе с учениками со схожим уровнем знаний. На занятиях они разбирают экзаменационные задания и без оценок и контрольных работ отрабатывают темы, которые вызывают вопросы. При этом количество уроков осталось прежним, поскольку освоение школьной программы по части непрофильных предметов закончилось до 1 февраля и практикумы заняли их место в расписании.
Помимо практикумов по предметам, выбранным учениками для сдачи ЕГЭ, остались дисциплины, необходимые для развития личности и поддержания здоровья. Это математика, история, обществознание, литература и физкультура. Ученики профильных и предпрофессиональных классов продолжат изучать профильные предметы до конца учебного года. Также обязателен для всех практикум по русскому языку.
Подробнее о новом формате подготовки к ЕГЭ можно узнать на сайте «Школа.Москва».
Источник
Хотите готовиться со мной к ЕГЭ?
Пишите: ydkras@mail.ru
Немного обо мне.
Задача 9 в демонстрационном варианте ЕГЭ по информатике на сайте ФИПИ — неожиданно сложная и мало похожая на задачи прошлых лет.
Вот её текст:
В файле электронной таблицы в каждой строке содержатся шесть натуральных чисел. Определите количество строк таблицы, для которых выполнены оба условия:
– в строке только одно число повторяется дважды (ровно 2 раза), остальные числа не повторяются;
– среднее арифметическое неповторяющихся чисел строки не больше суммы повторяющихся чисел.
Рассмотрим два способа решения этой задачи: непостредственно в Excel и с помощью программы на Питоне.
Решение в Excel
Ключевая идея решения — разделить числа в строке таблицы не две группы: повторяющиеся значения и значения, которые встречаются в строке лишь один раз.
Вот несколько строк из таблицы, предлагаемой в качестве исходных данных.
A | B | C | D | E | F | |
1 | 37 | 83 | 24 | 19 | 37 | 41 |
2 | 59 | 77 | 43 | 43 | 118 | 38 |
3 | 6 | 65 | 40 | 22 | 6 | 130 |
4 | 63 | 77 | 76 | 8 | 63 | 51 |
5 | 74 | 47 | 97 | 26 | 222 | 23 |
6 | 48 | 24 | 17 | 7 | 24 | 36 |
7 | 27 | 39 | 77 | 35 | 27 | 13 |
8 | 77 | 67 | 74 | 3 | 115 | 134 |
9 | 19 | 41 | 45 | 45 | 19 | 41 |
10 | 74 | 66 | 64 | 33 | 74 | 33 |
Разумеется, это лишь незначительная часть исходной таблицы (в ней 6400 строк), но для объяснения решения этих данных достаточно.
Сначала запишем в ячейку H1 следующую формулу:
=ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ($A1:$F1;A1)>1;A1;»»)
Функция СЧЁТЕСЛИ подсчитывает, сколько раз в ячейках A1:F1 встречается число из ячейки A1. Если более одного раза — то в ячейку H1 будет записано число из A1, в противном случае ячейка H1 будет пустой.
Теперь скопируем эту формулу в ячейки I1:M1, а потом группу ячеек H1:M1 скопируем в строки ниже первой до конца таблицы. Получим следующую таблицу:
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | |
1 | 37 | 83 | 24 | 19 | 37 | 41 | 37 | 37 | |||||
2 | 59 | 77 | 43 | 43 | 118 | 38 | 43 | 43 | |||||
3 | 6 | 65 | 40 | 22 | 6 | 130 | 6 | 6 | |||||
4 | 63 | 77 | 76 | 8 | 63 | 51 | 63 | 63 | |||||
5 | 74 | 47 | 97 | 26 | 222 | 23 | |||||||
6 | 48 | 24 | 17 | 7 | 24 | 36 | 24 | 24 | |||||
7 | 27 | 39 | 77 | 35 | 27 | 13 | 27 | 27 | |||||
8 | 77 | 67 | 74 | 3 | 115 | 134 | |||||||
9 | 19 | 41 | 45 | 45 | 19 | 41 | 19 | 41 | 45 | 45 | 19 | 41 | |
10 | 74 | 66 | 64 | 33 | 74 | 33 | 74 | 33 | 74 | 33 |
Как видим, числа, которые повторяются, скопировались, а ячейки, соответствующие уникальным значениям, остались пустыми, что и требовалось.
Теперь запишем в ячейку O1 такую формулу:
=ЕСЛИ(H1=»»;A1;»»)
Если ячейка H1 пустая, то в ячейку O1 будет скопировано число из ячейки A1, в противном случай ячейка O1 будет пустой.
Копируем эту формулу в ячейки P1:T1, а потом группу ячеек O1:T1 копируем в строки ниже.
Теперь наша таблица выглядит так:
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | |
1 | 37 | 83 | 24 | 19 | 37 | 41 | 37 | 37 | 83 | 24 | 19 | 41 | ||||||||
2 | 59 | 77 | 43 | 43 | 118 | 38 | 43 | 43 | 59 | 77 | 118 | 38 | ||||||||
3 | 6 | 65 | 40 | 22 | 6 | 130 | 6 | 6 | 65 | 40 | 22 | 130 | ||||||||
4 | 63 | 77 | 76 | 8 | 63 | 51 | 63 | 63 | 77 | 76 | 8 | 51 | ||||||||
5 | 74 | 47 | 97 | 26 | 222 | 23 | 74 | 47 | 97 | 26 | 222 | 23 | ||||||||
6 | 48 | 24 | 17 | 7 | 24 | 36 | 24 | 24 | 48 | 17 | 7 | 36 | ||||||||
7 | 27 | 39 | 77 | 35 | 27 | 13 | 27 | 27 | 39 | 77 | 35 | 13 | ||||||||
8 | 77 | 67 | 74 | 3 | 115 | 134 | 77 | 67 | 74 | 3 | 115 | 134 | ||||||||
9 | 19 | 41 | 45 | 45 | 19 | 41 | 19 | 41 | 45 | 45 | 19 | 41 | ||||||||
10 | 74 | 66 | 64 | 33 | 74 | 33 | 74 | 33 | 74 | 33 | 66 | 64 |
Строка удовлетворяет условию задачи, если 1) пустых клеток в ячейках H1:M1 ровно 4 и 2) среднее значение в ячейках O1:T1 меньше или равно сумме ячеек H1:M1.
Поместим в ячейку V1 следующую формулу:
=ЕСЛИ(И(СЧЁТЕСЛИ(H1:M1;»»)=4;СРЗНАЧ(O1:T1)<=СУММ(H1:M1));1;»»)
Эта формула должна записывать в ячейку V1 единицу, если строка отвечает условию, а в противном случае оставлять её пустой.
Затем скопируем её в нижние ячейки в столбце V, чтобы после этого подсчитать сумму единиц в столбце V и получить ответ нашей задачи.
Вот что у нас получилось:
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | |
1 | 37 | 83 | 24 | 19 | 37 | 41 | 37 | 37 | 83 | 24 | 19 | 41 | 1 | |||||||||
2 | 59 | 77 | 43 | 43 | 118 | 38 | 43 | 43 | 59 | 77 | 118 | 38 | 1 | |||||||||
3 | 6 | 65 | 40 | 22 | 6 | 130 | 6 | 6 | 65 | 40 | 22 | 130 | ||||||||||
4 | 63 | 77 | 76 | 8 | 63 | 51 | 63 | 63 | 77 | 76 | 8 | 51 | 1 | |||||||||
5 | 74 | 47 | 97 | 26 | 222 | 23 | 74 | 47 | 97 | 26 | 222 | 23 | ||||||||||
6 | 48 | 24 | 17 | 7 | 24 | 36 | 24 | 24 | 48 | 17 | 7 | 36 | 1 | |||||||||
7 | 27 | 39 | 77 | 35 | 27 | 13 | 27 | 27 | 39 | 77 | 35 | 13 | 1 | |||||||||
8 | 77 | 67 | 74 | 3 | 115 | 134 | 77 | 67 | 74 | 3 | 115 | 134 | ||||||||||
9 | 19 | 41 | 45 | 45 | 19 | 41 | 19 | 41 | 45 | 45 | 19 | 41 | #ДЕЛ/0! | |||||||||
10 | 74 | 66 | 64 | 33 | 74 | 33 | 74 | 33 | 74 | 33 | 66 | 64 |
К сожалению, в строке 9 мы видим сообщение «#ДЕЛ/0!». Это случилось потому, что в данной строке нет уникальных значений, из-за чего все ячейки от O до T в данной строке пустые и при попытке вычислить среднее значение этих ячеек действительно происходит деление на 0.
Из-за этого просуммировать столбец V нам не удастся, поэтому нашу формулу для этого столбца придется изменить так, что среднее значение будет вычисляться только тогда, когда это не приведет к неприятностям.
Вот новая формула, которую надо записать в ячейку V1, а потом скопировать во все строки ниже:
=ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ(H2:M2;»»)=4;ЕСЛИ(СРЗНАЧ(O2:T2)<=СУММ(H2:M2);1;»»);»»)
В этой формуле среднее значение вычисляется только тогда, когда не все ячейки от O до T пустые, поэтому деления на ноль не возникает.
Возможен и другой вариант избавления от деления на ноль — использование функции ЕСЛИОШИБКА. Первым параметром в ней указываем наше выражение, а вторым — значение, которое надо выводить, если в первом возникают ошибки при вычислении:
=ЕСЛИОШИБКА(ЕСЛИ(И(СЧЁТЕСЛИ(H2:M2;»»)=4;СРЗНАЧ(O2:T2)<=СУММ(H2:M2));1;»»);»»)
Заменяем формулу в ячейках столбца V, записываем в ячейку X1 формулу, суммирующую числа в столбце V, и в ней появляется ответ:
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | |
1 | 37 | 83 | 24 | 19 | 37 | 41 | 37 | 37 | 83 | 24 | 19 | 41 | 1 | 5 | ||||||||||
2 | 59 | 77 | 43 | 43 | 118 | 38 | 43 | 43 | 59 | 77 | 118 | 38 | 1 | |||||||||||
3 | 6 | 65 | 40 | 22 | 6 | 130 | 6 | 6 | 65 | 40 | 22 | 130 | ||||||||||||
4 | 63 | 77 | 76 | 8 | 63 | 51 | 63 | 63 | 77 | 76 | 8 | 51 | 1 | |||||||||||
5 | 74 | 47 | 97 | 26 | 222 | 23 | 74 | 47 | 97 | 26 | 222 | 23 | ||||||||||||
6 | 48 | 24 | 17 | 7 | 24 | 36 | 24 | 24 | 48 | 17 | 7 | 36 | 1 | |||||||||||
7 | 27 | 39 | 77 | 35 | 27 | 13 | 27 | 27 | 39 | 77 | 35 | 13 | 1 | |||||||||||
8 | 77 | 67 | 74 | 3 | 115 | 134 | 77 | 67 | 74 | 3 | 115 | 134 | ||||||||||||
9 | 19 | 41 | 45 | 45 | 19 | 41 | 19 | 41 | 45 | 45 | 19 | 41 | ||||||||||||
10 | 74 | 66 | 64 | 33 | 74 | 33 | 74 | 33 | 74 | 33 | 66 | 64 |
Впрочем, можно было получить ответ и с первой формулой, в которой возникало деление на ноль. Для этого нужно было не суммировать числа в столбце V, а подсчитать в нем количество единиц с помощью примерно такой формулы:
=СЧЁТЕСЛИ(V:V;1)
Решаем задачу на Питоне
Если Питон для вас проще, чем функции Excel, то могу обрадовать вас — данную задачу вполне можно решить с помощью коротенькой программы.
(Замечу, что подобный подход вполне годится и для многих других задач обработки числовой информации в Excel, предлагавшихся на ЕГЭ.)
Прежде всего необходимо сохранить nаблицу Excel в текстовом файле (формат csv). В этом формате данные из ячеек таблицы разделяются символом-разделителем. По умолчанию это точка с запятой, но при сохранении можно указать и другой символ (например, пробел). Для наших целей вполне подойдёт и точка с запятой.
Сохраненный в формате csv файл выглядит так:
37;83;24;19;37;41
59;77;43;43;118;38
6;65;40;22;6;130
63;77;76;8;63;51
74;47;97;26;222;23
48;24;17;7;24;36
27;39;77;35;27;13
77;67;74;3;115;134
19;41;45;45;19;41
74;66;64;33;74;33
Когда файл сохранен на диске, можно писать программу для его обработки.
Алгоритм достаточно прост. Открываем сохраненный файл. Переменной k присваиваем значение 0: это счетчик строк, удовлетворяющих условию. Затем в цикле читаем строки из файла и каждую строку преобразуем в массив a из шести целых чисел. Создаем дла пустых массива povt и unik, затем в цикле просматриваем массив a и те элементы, которые встречаются в нём один раз, добавляем в массив unik, а те, которые встречаются более одного — в массив povt. Если массив povt содержит ровно два элемента и среднее арифметическое чисел в массиве unik (т.е. сумма чисел, деленная на их количество) не больше суммы чисел в массиве povt, увеличиваем счетчик k на единицу. Когда цикл закончится, печатаем переменную k.
Вот полный текст программы:
f=open(‘9.csv’)
k=0
for s in f:
a=list(map(int,s.split(‘;’)))
povt=[]
unik=[]
for n in a:
(unik if a.count(n)==1 else povt).append(n)
if len(povt)==2 and sum(unik)/len(unik) <= sum(povt):
k += 1
print(k)
В строке
(unik if a.count(n)==1 else povt).append(n)
использовано условное выражение. Эта строка эквивалентна следующему фрагменту:
if a.count(n)==1:
unik.append(n)
else:
povt.append(n)
Внимательный читатель может спросить: а почему в этой программе не возникает деления на ноль, если в массиве a нет уникальных чисел, т.е. если массив unik пустой и len(unik)=0? Дело в том, что в Питоне (как и в C) логические выражения вычисляются слева направо и если на каком-то этапе значение логического выражения уже определено, то дальнейшие вычисления не производятся. В данном случае если len(povt) не равно двум, то выражение заведомо ложно и второе условие, т.е. sum(unik)/len(unik) <= sum(povt), не проверяется.
Немного о сортировке и медиане
После публикации новой задачи 9 на сайте ФИПИ в интернете появилось множество задач подобного типа. Вот, например, одна из задач с сайта Полякова:
(№ 5525) (А. Рогов) В файле электронной таблицы 9-170.xls в каждой строке содержатся шесть натуральных чисел. Определите количество строк таблицы, для которых выполнены оба условия:
– в строке нет чисел, которые повторяются;
– среднее арифметическое чисел строки не меньше медианы чисел строки.
Примечание. Медиана — это число, которое находится в середине отсортированного набора чисел. Для четного количества чисел за медиану принимают полусумму двух стоящих в центре чисел. Так, для набора 1, 4, 6, 9 медиана равна 5.
Вычисление медианы предполагает, что мы отсортировали наши шесть чисел и взяли полусумму третьего и четвертого (после сортировки) чисел. Естественно, возникает вопрос: а как отсортировать числа по возрастанию — независимо в каждой строке?
Оказывается, это достаточно просто сделать с помощью функции НАИМЕНЬШИЙ. У этой функции два параметра. Первый — это диапазон ячеек, из которого берутся числовые значения. Второй — натуральное число, если это 1 — функция возвращает наименьшее значение, 2 — второе по малости и т.д.
Имеется также функция НАИБОЛЬШИЙ, которая аналогична функции НАИМЕНЬШИЙ, но возвращает значения не по возрастанию, а по убыванию.
С помощью этих функция задача сортировки чисел в строке решается очень просто.
Допустим, у нас есть следующая таблица:
A | B | C | D | E | F | |
1 | 37 | 83 | 24 | 19 | 37 | 41 |
2 | 59 | 77 | 43 | 43 | 118 | 38 |
3 | 6 | 65 | 40 | 22 | 6 | 130 |
4 | 63 | 77 | 76 | 8 | 63 | 51 |
5 | 74 | 47 | 97 | 26 | 222 | 23 |
6 | 48 | 24 | 17 | 7 | 24 | 36 |
7 | 27 | 39 | 77 | 35 | 27 | 13 |
8 | 77 | 67 | 74 | 3 | 115 | 134 |
9 | 19 | 41 | 45 | 45 | 19 | 41 |
10 | 74 | 66 | 64 | 33 | 74 | 33 |
Вписываем в ячейку H1 формулу =НАИМЕНЬШИЙ(A1:F1;1), в ячейку I1 — формулу =НАИМЕНЬШИЙ(A1:F1;2), …, в ячейку M1 — формулу =НАИМЕНЬШИЙ(A1:F1;6). Теперь в ячейках H1:M1 находятся числа из ячеек A1:F1, отсортированные по возрастанию.
Копируем формулы из ячеек H1:M1 в расположенные ниже строки и получаем желаемый результат:
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | |
1 | 37 | 83 | 24 | 19 | 37 | 41 | 19 | 24 | 37 | 37 | 41 | 83 | |
2 | 59 | 77 | 43 | 43 | 118 | 38 | 38 | 43 | 43 | 59 | 77 | 118 | |
3 | 6 | 65 | 40 | 22 | 6 | 130 | 6 | 6 | 22 | 40 | 65 | 130 | |
4 | 63 | 77 | 76 | 8 | 63 | 51 | 8 | 51 | 63 | 63 | 76 | 77 | |
5 | 74 | 47 | 97 | 26 | 222 | 23 | 23 | 26 | 47 | 74 | 97 | 222 | |
6 | 48 | 24 | 17 | 7 | 24 | 36 | 7 | 17 | 24 | 24 | 36 | 48 | |
7 | 27 | 39 | 77 | 35 | 27 | 13 | 13 | 27 | 27 | 35 | 39 | 77 | |
8 | 77 | 67 | 74 | 3 | 115 | 134 | 3 | 67 | 74 | 77 | 115 | 134 | |
9 | 19 | 41 | 45 | 45 | 19 | 41 | 19 | 19 | 41 | 41 | 45 | 45 | |
10 | 74 | 66 | 64 | 33 | 74 | 33 | 33 | 33 | 64 | 66 | 74 | 74 |
Если чисел в строке много, то выписывать формулу с функцией НАИМЕНЬШИЙ много раз затруднительно. Можно избежать этого следующим образом. Вставим сверху таблицы пустую строку (поместим курсор на заголовок строки 1, нажмем правую кнопку и выберем «Вставить строки выше»). В ячейки H1:M1 впишем последовательные числа 1, 2, …, 6. Теперь впишем в ячейку H2 формулу =НАИМЕНЬШИЙ($A2:$F2;H$1) и скопируем её сначала в ячейки I2:M2, а потом в строки ниже.
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
2 | 37 | 83 | 24 | 19 | 37 | 41 | 19 | 24 | 37 | 37 | 41 | 83 | |
3 | 59 | 77 | 43 | 43 | 118 | 38 | 38 | 43 | 43 | 59 | 77 | 118 | |
4 | 6 | 65 | 40 | 22 | 6 | 130 | 6 | 6 | 22 | 40 | 65 | 130 | |
5 | 63 | 77 | 76 | 8 | 63 | 51 | 8 | 51 | 63 | 63 | 76 | 77 | |
6 | 74 | 47 | 97 | 26 | 222 | 23 | 23 | 26 | 47 | 74 | 97 | 222 | |
7 | 48 | 24 | 17 | 7 | 24 | 36 | 7 | 17 | 24 | 24 | 36 | 48 | |
8 | 27 | 39 | 77 | 35 | 27 | 13 | 13 | 27 | 27 | 35 | 39 | 77 | |
9 | 77 | 67 | 74 | 3 | 115 | 134 | 3 | 67 | 74 | 77 | 115 | 134 | |
10 | 19 | 41 | 45 | 45 | 19 | 41 | 19 | 19 | 41 | 41 | 45 | 45 | |
11 | 74 | 66 | 64 | 33 | 74 | 33 | 33 | 33 | 64 | 66 | 74 | 74 |
Как видим, сортировка чисел в строке excel — вполне решаемая задача.
Вернемся к задаче, упомянутой выше. Для её решения нам требуется 1) убедиться, что среди шести чисел в строке таблицы нет повторяющихся и 2) что их среднее арифметическое не меньше их медианы.
Чтобы убедиться, что все числа в строке различны, выведем в ячейках H1:M1 числа, показывающие, сколько раз встречается в строке соответствующее число. Впишем в ячейку H1 формулу =СЧЁТЕСЛИ($A1:$F1;A1) и скопируем её в ячейки I1:M1, а затем — в строки ниже.
Теперь можно легко проверять, что все числа в строке различны: при этом максимум в ячейках H1:M1 будет равен 1 или же сумма чисел в ячейках H1:M1 будет равна 6.
Для вычисления медианы чисел из ячеек A1:F1 воспользуемся выражением (НАИМЕНЬШИЙ(A1:F1;3)+НАИМЕНЬШИЙ(A1:F1;3))/2. (Очевидно, для вычисления медианы нам нет необходимости сортировать массив целиком, достаточно взять лишь два числа из середины отсортированного массива.)
Впишем в ячейку O1 формулу
=ЕСЛИ(И(МАКС(H1:M1)=1;СУММ(A1:F1)/6>=(НАИМЕНЬШИЙ(A1:F1;3)+НАИМЕНЬШИЙ(A1:F1;4))/2);1;»»)
и размножим её в ячейки ниже. В строках, удовлетворяющих условию, будут единицы, в остальных — пустые ячейки.
В ячейку Q1 запишем формулу, суммирующую числа в столбце O (=СУММ(O:O)) либо подсчитывающую количество единиц в этом столбце (=СЧЁТЕСЛИ(O:O;1)) и получаем ответ.
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | |
1 | 37 | 83 | 24 | 19 | 37 | 41 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
2 | 59 | 77 | 43 | 43 | 118 | 38 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||||
3 | 6 | 65 | 40 | 22 | 6 | 130 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | |||||
4 | 63 | 77 | 76 | 8 | 63 | 51 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | |||||
5 | 74 | 47 | 97 | 26 | 222 | 23 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
6 | 48 | 24 | 17 | 7 | 24 | 36 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | |||||
7 | 27 | 39 | 77 | 35 | 27 | 13 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | |||||
8 | 77 | 67 | 74 | 3 | 115 | 134 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
9 | 19 | 41 | 45 | 45 | 19 | 41 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||
10 | 74 | 66 | 64 | 33 | 74 | 33 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Приведем также решение на Питоне. Как уже говорилось, предварительно необходимо сохранить таблицу excel в текстовом файле (формат CSV).
f=open(‘9.csv’)
k=0
for s in f:
a=list(map(int,s.split(‘;’)))
a.sort()
if len(a)==len(set(a)) and sum(a)/6 >= (a[2]+a[3])/2:
k += 1
print(k)
Функция set создает из массива a множество: тип данных, представляющих неупорядоченную совокупность значений, в которую каждое значение не может входить более одного раза. Если количество элементов множества равно количеству элементов в исходном массиве, то это означает, что среди элементов массива нет повторяющихся. (Разумеется, проверку всех чисел в массиве на уникальность можно выполнить многими способами, но данный представляется мне наиболее простым.)
(c) Ю.Д.Красильников, 2022 г.
Интерес старшеклассников к сфере IT растет, и в 2023 году еще больше выпускников примут решение сдавать ЕГЭ по информатике с целью поступления на самые популярные направления программной и компьютерной инженерии, кибербезопасности или веб-дизайна.
Изменения 2023 года
В 2023 году КИМы по многим предметам будут усовершенствованы, коснутся изменения и ЕГЭ по информатике. ФИПИ анонсировал такие нововведения:
Задание | Изменение |
№ 6 (1 часть) | вопрос будет посвящен анализу простейших алгоритмов |
№ 22 (2 часть) | задача программирования, для решения которой будет предложено использовать информацию, содержащуюся в файле |
Каких-либо иных нововведений в экзамене не предвидится, а значит, в 2023 году неизменными для ЕГЭ по информатике будут такие факты:
- испытание проходит полностью в компьютерной форме;
- длительность экзамена – 235 мин (3 ч. 55 мин.);
- доступ к интернету запрещен;
- в КИМах нет деления на части;
- общее количество вопросов – 27 шт.;
- максимальный балл – 29 ПБ.
Даты проведения
Календарь ГИА-2023 устанавливает такой официальный список дат, зарезервированных для проведения ЕГЭ 2023 года по информатике:
Период | Основные даты | Резерв |
Досрочный | 6 апреля | 12 апреля |
Основной | 19 и 20 июня | 27 июня, 1 июля |
Осенний | – | – |
Важно! Пересдать информатику в сентябре уже не получится, так как осенняя сессия предназначена только для пересдач обязательных предметов – русского языка и математики.
Структура КИМов
В КИМе по информатике будет предложено в общей сложности 27 заданий, среди которых будет 11 базовых, 11 повышенной сложности и 5 – высокой.
Важно! Информатика – первый Единый Государственный Экзамен, полностью переведенный в компьютерный формат. Бумажной версии КИМов на этом испытании предоставлять не будут. Все ответы предстоит вводить в окно специальной программы, которую организаторы инсталлируют на школьные ПК.
В КИМах будет две группы заданий:
Группа | Специальное ПО | Кол-во |
I | используется | 11 шт. |
II | не используется | 16 шт. |
Как видите, почти половина заданий предполагает демонстрацию умения работать в различных программных средах: текстовых и графических редакторах, табличном процессоре, редакторе презентаций, среде программирования.
Количество вопросов по темам, изученным выпускниками в рамках курса «Информатика», будет следующим:
Тема | Кол-во вопросов |
Логика (алгоритмизация) | 7 |
Теория алгоритмов | 6 |
Информация, кодирование информации | 3 |
Компьютерное моделирование | 2 |
Программирование | 2 |
Архитектура компьютеров и сетей | 2 |
Обработка числовых данных | 2 |
Поиск и хранение информации | 2 |
Системы счисления | 1 |
Как видите, наибольшее количество вопросов будет посвящено логике построения алгоритмов, в частности, вычислительных. В кодификаторе детально описано, какой материал должны освоить ученики по данной теме. Так, в заданиях ЕГЭ вполне могут встретить такие виды вычислительных алгоритмов:
- исследования элементарных функций;
- преобразование чисел в разных системах счисления;
- делимости чисел;
- линейной обработки последовательностей;
- обработки одномерных и многомерных массивов;
- рекурсии;
- приближенного вычисления длин и площадей;
- анализа символьных строк.
На программирование отведено только 2 задания, но именно их больше всего боятся 11-классники.
Репетиторы заверяют, что сильно переживать не стоит, ведь:
- задачи по программированию дают всего 10% суммарного первичного балла;
- экзаменуемый может сам решать, на каком языке он будет давать ответ.
В спецификациях четко указано, что выпускник может представить решение на любом из языков, независимо от того, какой именно он изучал в школьной программе, а именно:
- ШАЯ (школьный алгоритмический);
- Python;
- Pascal;
- C++;
- С#;
- Java.
Результат решения этих задач должен быть представлен в файле соответствующего формата.
Оценивание
Максимальный балл, который можно заработать на экзамене по информатике в 2023 году, выполнив все 27 заданий – 29 ПБ.
При этом распределение максимального первичного балла за каждое из вопросов КИМа будет следующим:
Макс. балл | Вопросы |
1 ПБ | № 1 – 25 |
2 ПБ | № 26 и 27 |
Завершив проверку работы, первичные баллы суммируют и переводят в тестовые по таблице, утвержденной ФИПИ. В 2023 году таблица соответствия для информатики не изменится.
Таким образом, экзамен считается сдан на «положительный» результат, если выпускник набрал минимальные 6 ПБ (из 29 возможных) или 40 ТБ (из 100 возможных).
Обратите внимание, что в прошлом году, как и в 2023, проходной балл по информатике от Рособрнадзора был зафиксирован на позиции 44 ТБ, но реально выпускникам, которые планируют подавать документы в ТОПовые ВУЗы России, стоит стремиться к результату 85 ТБ и выше.
Подготовка
Не стоит думать, что в 2023 году подготовка к ЕГЭ по информатике сводится исключительно к решению задач алгоритмизации и программирования. В КИМах встретится много других вопросов теоретического и практического характера, не дав на которые правильного ответа, экзаменуемый не сможет получить высокий балл.
В число наиболее сложных тем, по мнению выпускников и преподавателей, попали:
- системы счисления;
- арифметические операции в двоичной системе;
- алгебра логики;
- решение графов;
- программирование.
Именно поэтому подготовка должна начинаться с повторения основной теории, прорабатывать которую лучше всего блоками, параллельно решая типовые задания из открытого банка ФИПИ (официальный сайт fipi.ru).
Как понять, хорошо ли вы владеете материалом? Все очень просто – скачиваете с официального сайта тренировочный вариант КИМа и пробуете выполнить предложенные задания. Как правило, демоверсия позволят определить, какие темы нуждаются в более тщательной проработке, что необходимо просто повторить, а что выпускнику предстоит учить «с пристрастием». Проверить, как вы справились с поставленной задачей, поможет детальный разбор решения пробного КИМа:
Найти теоретические материалы по отдельным темам из курса «Информатика и ИКТ» легко можно в интернете, а вот искать ответы на вопросы ЕГЭ в режиме онлайн не стоит, так как на многих площадках можно скачать не самые правильные (а иногда и откровенно нелепые) варианты решения задач. Лучше смотрите разборы решения типовых заданий от опытных репетиторов.
Читайте также:
- ЕГЭ по литературе в 2023 году
- План сочинения по русскому языку ЕГЭ в 2023 году
- ЕГЭ по русскому языку в 2023 году