Любому студенту, который учится на программиста или на другую ИТ-специальность, приходится рисовать блок-схемы алгоритмов. Для решения этой задачи есть специальные программы, которые позволяют создавать такие блок-схемы быстро и максимально правильно. Но, они далеко не всегда есть под рукой. Иногда программы нет, а блок-схему нужно нарисовать уже сейчас.
В таких ситуациях может выручить текстовый редактор Word, который обычно доступен на любом компьютере. В этой статье мы покажем, как сделать простую блок-схему алгоритма программы прямо в текстовом редакторе Word.
Как нарисовать блок схему в Word
Для рисования блок-схем в Word нужно использовать кнопку «Фигуры», которая находится на вкладке «Вставка». После нажатия на данную кнопку открывается больше меню со списком всех графических элементов, которые можно вставить в документ Word.
Для рисования блок-схем алгоритмов нужны определённые фигуры. В данном списке эти фигуры находятся в блоках «Линии», «Прямоугольники» и «Блок-схема».
Здесь вы найдете практически все фигуры, которые могут вам надобится для рисования блок-схемы алгоритма. А те фигуры, которые отсутствуют в списке, можно получить путем комбинации и изменения других элементов.
Как создать элемент блок-схемы
Для того создать элемент блок-схемы в Word нажмите на кнопку «Фигуры» и нарисуйте элемент на странице документа. При рисовании вы можете выровнять элемент по центру листа. В этом поможет зеленая линия, которая появится при приближении фигуры к центру.
Изначально, созданный элемент будет иметь заливку определенным цветом. Чтобы это исправить выделите элемент мышкой, перейдите на вкладку «Формат фигуры» и нажмите на кнопку «Заливка фигуры». В открывшемся меню можно убрать заливку выбрав пункт «Нет заливки».
Также рядом доступна кнопка «Контур фигуры» с помощью которой можно изменить цвет контура для созданного элемента.
После этих манипуляций вы получите один готовый элемент для блок-схемы алгоритма. Остальные элементы создаются аналогичным способом с помощью меню «Вставка – Фигуры» и настраиваются на вкладке «Формат фигуры».
Как добавить текст к элементу
Для большинства элементов блок-схемы нужно добавить текст, который будет пояснять выбранную часть алгоритма программа. Для этого кликните по фигуре правой кнопкой мыши и выберите пункт «Добавить текст».
После этого можно будет ввести поясняющий текст. Обратите внимание, если текст не отображается, то скорее всего вы пишите белым по белому, поменяйте цвет текста на вкладке «Главная».
Как добавить линии к блок-схеме
Для добавления линий и стрелок в Word также нужно использовать элементы из списка «Фигуры». Здесь есть как простые линии, так и сложные, с изменением направления. Для рисования прямых линий по горизонтали или вертикали нужно удерживать клавишу Shift.
Если линии нужной формы нет в списке, то ее можно создать самостоятельно, составив из нескольких простых прямых линий.
Используя линии и элементы из списка «Фигуры» можно составить вот такую блок-схему (скриншот выше).
Как сгруппировать блок-схему
После создания блок-схемы в Word ее желательно сгруппировать. Для этого нужно выделить все элементы схемы (удерживая клавишу Shift), кликнуть по ним правой кнопкой мышки и выбрать пункт «Группировать».
Сгруппировав блок-схему, вы сможете перемещать ее по документу Word как один элемент. Также вы сможете увеличивать или уменьшать ее размер, не нарушая связей между фигурами.
Основные фигуры для блок-схем
Ниже приведен список основных фигур, которые используются для построения блок-схем алгоритмов. Данные фигуры должны соединяться спрошной линией, которая может дополняться стрелкой. Входные линии должны располагаться сверху или слева от фигуры, а выходные снизу или справа.
Обозначение начала и конца программы или функции. Тип значения, которое возвращается функцией, обозначается в комментариях к фигуре. | |
Операции ввода или вывода данных. Подробное описание ввода/вывода можно указать в комментариях. | |
Блок для обозначения одной или нескольких операций над данными, которые не требуют вызова внешних функций. | |
Ветвление алгоритма программы. В фигуре записывается условие, а рядом с выводами возможные результаты. | |
Вызов внешней процедуры или функции. | |
Начало и конец цикла в алгоритме. Внутри фигуры указывается условие, которое должно выполняться во время работы цикла. | |
Подготовка данных, установка входных значений. Обычно используется для обозначения циклов со счетчиком. | |
Соединитель. Используется для отражения перехода блок-схемы на другую страницу. | |
Комментарий. Используется для добавления комментариев к блокам или группам блоков. Для соединения комметария и блока используется пунктирная линия. |
Посмотрите также:
- Как перевернуть страницу в Word
- Как построить график в Excel
- Как сделать альбомную страницу в Word
- Как сделать вертикальный текст в Word
- Как закрепить область в Экселе
Автор
Александр Степушин
Создатель сайта comp-security.net, автор более 2000 статей о ремонте компьютеров, работе с программами, настройке операционных систем.
Остались вопросы?
Задайте вопрос в комментариях под статьей или на странице
«Задать вопрос»
и вы обязательно получите ответ.
Лабораторная
работа № 1
Понятие алгоритма.
Схемы алгоритмов.
Цель: изучить
понятие алгоритма, его свойства, способы
представления, основные элементы
блок-схем; научиться применять программные
средства для построения схем данных
Теоретический
материал
Алгоритм
— точное предписание исполнителю
совеpшить определенную последовательность
действий для достижения поставленной
цели за конечное число шагов.
Одним
из фундаментальных понятий в информатике
является понятие алгоритма. Происхождение
самого термина «алгоритм» связано с
математикой. Это слово происходит от
Algorithmi – латинского написания имени
Мухаммеда аль-Хорезми (787 – 850) выдающегося
математика средневекового Востока. В
своей книге «Об индийском счете»
он сформулировал правила записи
натуральных чисел с помощью арабских
цифр и правила действий над ними
столбиком. В дальнейшем алгоритмом
стали называть точное предписание,
определяющее последовательность
действий, обеспечивающую получение
требуемого результата из исходных
данных.
В
XII в. был выполнен латинский перевод его
математического трактата, из которого
европейцы узнали о десятичной позиционной
системе счисления и правилах арифметики
многозначных чисел. Именно эти правила
в то время называли алгоритмами.
Данное
выше определение алгоритма нельзя
считать строгим – не вполне ясно, что
такое «точное предписание» или
«последовательность действий,
обеспечивающая получение требуемого
результата».
Поэтому
обычно формулируют несколько общих
свойств алгоритмов,
позволяющих отличать алгоритмы от
других инструкций.
Такими
свойствами являются:
• Дискретность
(прерывность, раздельность) – алгоритм
должен представлять процесс решения
задачи как последовательное выполнение
простых (или ранее определенных) шагов.
Каждое действие, предусмотренное
алгоритмом, исполняется только после
того, как закончилось исполнение
предыдущего.
• Определенность
– каждое правило алгоритма должно быть
четким, однозначным и не оставлять места
для произвола. Благодаря этому свойству
выполнение алгоритма носит механический
характер и не требует никаких дополнительных
указаний или сведений о решаемой задаче.
• Результативность
(конечность)
– алгоритм должен приводить к решению
задачи за конечное число шагов.
• Массовость
– алгоритм решения задачи разрабатывается
в общем виде, то есть, он должен быть
применим для некоторого класса задач,
различающихся только исходными данными.
При этом исходные данные могут выбираться
из некоторой области, которая называется
областью применимости алгоритма.
На
основании этих свойств иногда дается
определение алгоритма, например:
“Алгоритм
– это последовательность математических,
логических или вместе взятых операций,
отличающихся детерменированностью,
массовостью, направленностью и приводящая
к решению всех задач данного класса за
конечное число шагов”.
Такая
трактовка понятия “алгоритм” является
неполной и неточной.
Во-первых,
неверно связывать алгоритм с решением
какой-либо задачи. Алгоритм вообще может
не решать никакой задачи.
Во-вторых,
понятие “массовость” относится не к
алгоритмам как к таковым, а к математическим
методам в целом. Решение поставленных
практикой задач математическими методами
основано на абстрагировании – мы
выделяем ряд существенных признаков,
характерных для некоторого круга
явлений, и строим на основании этих
признаков математическую модель,
отбрасывая несущественные признаки
каждого конкретного явления. В этом
смысле любая математическая модель
обладает свойством массовости. Если в
рамках построенной модели мы решаем
задачу и решение представляем в виде
алгоритма, то решение будет “массовым”
благодаря природе математических
методов, а не благодаря “массовости”
алгоритма.
Требования,
предъявляемые к алгоритму
Первое
правило
– при построении алгоритма, прежде
всего, необходимо задать множество
объектов, с которыми будет работать
алгоритм. Формализованное (закодированное)
представление этих объектов носит
название данных.
Алгоритм приступает к работе с некоторым
набором данных, которые называются
входными,
и в результате своей работы выдает
данные, которые называются выходными.
Таким образом, алгоритм преобразует
входные данные в выходные.
Это правило позволяет сразу отделить
алгоритмы от “методов” и “способов”.
Пока мы не имеем формализованных входных
данных, мы не можем построить алгоритм.
Второе
правило
– для работы алгоритма требуется память.
В памяти размещаются входные данные, с
которыми алгоритм начинает работать,
промежуточные данные и выходные данные,
которые являются результатом работы
алгоритма. Память является дискретной,
т.е. состоящей из отдельных ячеек.
Поименованная ячейка памяти носит
название переменной. В теории алгоритмов
размеры памяти не ограничиваются, т.е.
считается, что мы можем предоставить
алгоритму любой необходимый для работы
объем памяти.
В
языках программирования распределение
памяти осуществляется декларативными
операторами (операторами описания
переменных). При запуске программы
транслятор
языка анализирует все идентификаторы
в тексте программы и отводит память под
соответствующие переменные.
Третье
правило
– дискретность. Алгоритм строится из
отдельных шагов (действий, операций,
команд). Множество шагов, из которых
составлен алгоритм, конечно.
Четвертое
правило
– детерменированность. После каждого
шага необходимо указывать, какой шаг
выполняется следующим, либо давать
команду остановки.
Пятое
правило
– сходимость (результативность). Алгоритм
должен завершать работу после конечного
числа шагов. При этом необходимо указать,
что считать результатом работы алгоритма.
Виды
алгоритмов
Виды
алгоритмов как логико-математических
средств отражают указанные компоненты
человеческой деятельности и тенденции,
а сами алгоритмы в зависимости от цели,
начальных условий задачи, путей ее
решения, определения действий исполнителя
подразделяются следующим образом:
• Механические
алгоритмы,
или иначе детерминированные, жесткие
(например, алгоритм работы машины,
двигателя и т.п.). Механический алгоритм
задает определенные действия, обозначая
их в единственной и достоверной
последовательности, обеспечивая тем
самым однозначный требуемый или искомый
результат, если выполняются те условия
процесса, задачи, для которых разработан
алгоритм.
• Гибкие
алгоритмы,
например стохастические, т.е. вероятностные
и эвристические:
• Вероятностный
(стохастический) алгоритм дает программу
решения задачи несколькими путями или
способами, приводящими к вероятному
достижению результата.
• Эвристический
алгоритм (от греческого слова “эврика”)
– это такой алгоритм, в котором достижение
конечного результата программы действий
однозначно не предопределено, так же
как не обозначена вся последовательность
действий, не выявлены все действия
исполнителя. К эвристическим алгоритмам
относят, например, инструкции и
предписания. В этих алгоритмах используются
универсальные логические процедуры и
способы принятия решений, основанные
на аналогиях, ассоциациях и прошлом
опыте решения схожих задач.
На
всех этапах подготовки к алгоритмизации
задачи широко используется структурное
представление алгоритма.
Схемы
данных
Структурная
(блок-, граф-) схема алгоритма – графическое
изображение алгоритма в виде схемы
связанных между собой с помощью стрелок
(линий перехода) блоков – графических
символов, каждый из которых соответствует
одному шагу алгоритма. Внутри блока
дается описание соответствующего
действия.
Графическое
изображение алгоритма широко используется
перед программированием задачи вследствие
его наглядности, т.к. зрительное восприятие
обычно облегчает процесс написания
программы, ее корректировки при возможных
ошибках, осмысливание процесса обработки
информации.
Можно
встретить даже такое утверждение:
“Внешне алгоритм представляет собой
схему – набор прямоугольников и других
символов, внутри которых записывается,
что вычисляется, что вводится в машину
и что выдается на печать и другие средства
отображения информации “. Здесь форма
представления алгоритма
смешивается с самим алгоритмом.
Конфигурацию,
перечень и размеры условных изображений,
а также правила построения схем алгоритмов
устанавливает ГОСТ 19.701–90 «Схемы
алгоритмов, программ, данных и систем».
Алгоритм
выражен последовательностью графических
символов, выполняющих определенные
функции, и наличием связей между ними
– линий, стрелок (потоками информации).
Основное направление – сверху вниз и
слева направо, при этом стрелки,
указывающие направления, можно не
ставить.
Перечень
основных элементов блок-схем
Элемент |
Наименование |
Содержание |
Блок вычислений |
Вычислительные |
|
Логический блок |
Выбор направления |
|
Блок ввода-вывода |
Общее обозначения |
|
Начало (конец) |
Начало или конец |
|
Процесс пользователя |
Вычисление по |
|
|
Блок модификации |
Функция выполняет |
Соединитель |
Указание связи |
|
Межстраничные |
Указание связи |
Базовые
алгоритмические конструкции
Базовые
структуры алгоритмов— это
определенный набор блоков и стандартных
способов их соединения для выполнения
типичных последовательностей действий.
К
основным структурам относятся следующие:
-
линейные
-
разветвляющиеся
-
циклические
Линейныминазываются алгоритмы, в которых действия
осуществляются последовательно друг
за другом. Стандартная блок-схема
линейного алгоритма приводится ниже:
Рис.
1 Фрагмент линейного алгоритма
Разветвляющимсяназывается алгоритм, в котором действие
выполняется по одной из возможных ветвей
решения задачи, в зависимости от
выполнения условий. В отличие от линейных
алгоритмов, в которых команды выполняются
последовательно одна за другой, в
разветвляющиеся алгоритмы входит
условие, в зависимости от выполнения
или невыполнения которого выполняется
та или иная последовательность команд
(действий).
В
качестве условия в разветвляющемся
алгоритме может быть использовано любое
понятное исполнителю утверждение,
которое может соблюдаться (быть истинно)
или не соблюдаться (быть ложно). Такое
утверждение может быть выражено как
словами, так и формулой. Таким образом,
алгоритм ветвления состоит из условия
и двух последовательностей команд.
В
зависимости от того, в обоих ветвях
решения задачи находится последовательность
команд или только в одной разветвляющиеся
алгоритмы делятся на полные и не полные
(сокращенные).
Стандартные
блок-схемы разветвляющегося алгоритма
приведены ниже:
Рис.
2 Фрагменты разветвляющихся алгоритмов
Циклическимназывается алгоритм, в котором некоторая
часть операций (тело цикла —
последовательность команд) выполняется
многократно. Однако слово «многократно»
не значит «до бесконечности». Организация
циклов, никогда не приводящая к остановке
в выполнении алгоритма, является
нарушением требования его результативности
— получения результата за конечное
число шагов.
Перед
операцией цикла осуществляются операции
присвоения начальных значений тем
объектам, которые используются в теле
цикла. В цикл входят в качестве базовых
следующие структуры:
-
блок проверки
условия -
блок, называемый
телом цикла
Существуют
три типа циклов:
-
Цикл с предусловием
-
Цикл с постусловием
-
Цикл с параметром
(разновидность цикла с предусловием)
Если
тело цикла расположено после проверки
условий , то может случиться, что при
определенных условиях тело цикла не
выполнится ни разу. Такой вариант
организации цикла, управляемый
предусловием, называется циклом
c предусловием.
Возможен
другой случай, когда тело цикла выполняется
по крайней мере один раз и будет
повторяться до тех пор, пока не станет
ложным условие. Такая организация цикла,
когда его тело расположено перед
проверкой условия, носит название цикла
с постусловием.
Цикл
с параметромявляется разновидностью
цикла с предусловием. Особенностью
данного типа цикла является то, что в
нем имеется параметр, начальное значение
которого задается в заголовке цикла,
там же задается условие продолжения
цикла и закон изменения параметра цикла.
Механизм работы полностью соответствует
циклу с предусловием, за исключением
того, что после выполнения тела цикла
происходит изменение параметра по
указанному закону и только потом переход
на проверку условия.
Стандартные
блок-схемы циклических алгоритмов
приведены ниже:
Рис.
3. Фрагменты циклических алгоритмических
конструкций
В
некоторых случаях при наличии одинаковых
последовательностей указаний (команд)
для различных данных с целью сокращения
записи также выделяют вспомогательный
алгоритм.
Вспомогательный
(подчиненный) алгоритм (процедура)
– алгоритм, ранее разработанный и
целиком используемый при алгоритмизации
конкретной задачи.
Применение
программных средств для построения
схем данных
При
составлении схемы алгоритма следует
придерживаться определенных стандартов
в изображении элементов схемы. Для
изображения схем алгоритмов могут
использоваться разнообразные программные
средства, в частности, графические
возможности текстового процессора MS
Office
Word
и
программа Microsoft
Visio.
В
MS
Office
Word
2003
средства, позволяющие строить схемы
алгоритмов, сосредоточены на панели
инструментов Рисование
(рис. 4, а), а в MS
Word
2010
– на вкладке Вставка
и открываются щелчком мыши на кнопке
Фигуры
(рис. 4, б).
Методика
изображения схемы алгоритма заключается
в следующем:
-
Запустите
текстовый процессор. -
Раскройте
на экране панель Рисование,
выполнив команды меню Вид
Панели инструментов
Рисование
или щелчком мышью на кнопке Панель
рисования.
-
Щелкните
на кнопке Автофигуры
этой панели, наведите указатель мыши
на команду Блок-схема
и выберите в раскрывшемся меню графических
примитивов нужный элемент щелчком
мыши. Назначение элемента высвечивается
в контекстной подсказке. -
Перейдите
в рабочее поле документа, нажмите левую
кнопку мыши и, не отпуская ее, нарисуйте
элемент схемы алгоритма. -
Щелкните
правой кнопкой по нарисованной фигуре
и выберите в контекстом меню команду
Добавить
текст,
чтобы можно было вписать текст внутри
элемента. -
Еще
раз щелкните правой кнопкой по фигуре
и выберите в контекстом меню команду
Формат
автофигуры. -
В
открывшемся одноименном диалоге
перейдите на вкладку Размер
и установите в полях высота
и ширина
необходимые размеры, например, высота
1,5 см, ширина 3 см.
Помните,
что значения высоты и ширины должны
быть кратны 5 мм, а ширина фигуры должна
быть больше высоты в 1,5-2 раза.
-
Перейдите
на вкладку Цвета
и линии
и в поле толщина
установите нужное значение, например,
1 пт. После этого нажмите кнопку ОК. -
Щелкните
указателем мыши внутри нарисованной
фигуры и введите необходимый текст.
Тип шрифта выбирается в раскрывающемся
списке кнопки Шрифт
(),
а размер – в раскрывающемся списке
кнопки Выбрать
размер шрифта
().
Выравнивание текста осуществляется
кнопками
,
расположенными на панели инструментов
Форматирование. -
Для
изображения связей между фигурами
щелкните на кнопкеАвтофигуры
панели Рисование,
наведите указатель мыши на команду
Соединительные
линии
и выберите нужный тип линии в раскрывшемся
меню. -
Соедините
две фигуры между собой выбранной линией
с помощью мыши при нажатой левой кнопке. -
Для
выравнивания фигур друг относительно
друга их необходимо выделить (для этого
надо щелкать левой кнопкой мыши по
фигурам при нажатой клавише SHIFT),
а затем щелкнуть на кнопке Рисование
панели Рисование,
навести указатель мыши на команду
Выровнять/распределить
и выбрать в раскрывшемся меню нужный
инструмент выравнивания/распределения
(рис. 5). -
Когда
все элементы схемы алгоритма будут
нарисованы, щелкните мышью по кнопке
Выбор
объектов
()
панели Рисование,
нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская
ее, обведите пунктирным прямоугольником
все нарисованные элементы. Они окажутся
выделенными. После этого щелкните
правой кнопкой мыши по любому выделенному
элементу и в контекстном меню выполните
команды Группировка
Группировать.
Все нарисованные элементы и связи между
ними будут сгруппированы в один
графический объект.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Содержание
- Создание блок-схемы
- Добавление и удаление фигур схемы
- Добавляем поле
- Удаляем поле
- Перемещаем фигуры блок-схемы
- Изменяем цвет блок-схемы
- Изменяем цвет линий или тип границы фигуры
- Изменяем цвет фона элементов блок-схемы
- Вопросы и ответы
Работа с документами в программе Microsoft Word довольно редко ограничивается одним только набором текста. Зачастую, помимо этого возникает необходимость создать таблицу, диаграмму или что-то еще. В этой статье мы расскажем о том, как нарисовать схему в Ворде.
Урок: Как в Word сделать диаграмму
Схема или, как это называется в среде офисного компонента от Microsoft, блок-схема представляет собой графическое отображение последовательных этапов выполнения той или иной задачи или процесса. В инструментарии Ворд имеется довольно много различных макетов, которые можно использовать для создания схем, некоторые из них могут содержать рисунки.
Возможности MS Word позволяют задействовать в процессе создания блок-схем уже готовые фигуры. К доступному ассортименту таковых относятся линии, стрелки, прямоугольники, квадраты, окружности и т.д.
Создание блок-схемы
1. Перейдите во вкладку “Вставка” и в группе “Иллюстрации” нажмите кнопку “SmartArt”.
2. В появившемся диалоговом окне вы можете увидеть все объекты, которые можно использовать для создания схем. Они удобно рассортированы по типовым группам, так что найти необходимые вам не составит труда.
Примечание: Обратите внимание на то, что при нажатие левой кнопкой мышки на любую группу, в окне, в котором отображаются входящие в нее элементы, появляется также и их описание. Это особенно удобно в случае, когда вы не знаете, какие объекты вам нужны для создания той или иной блок-схемы или, наоборот, для чего конкретные объекты предназначены.
3. Выберите тип схемы, которую хотите создать, а затем выберет элементы, которые для этого будете использовать, и нажмите “ОК”.
4. Блок-схема появится в рабочей области документа.
Вместе с добавившимися блоками схемы, на листе Ворд появится и окно для введения данных непосредственно в блок-схему, это также может быть заранее скопированный текст. Из этого же окна вы можете увеличить количество выбранных блоков, просто нажимая “Enter” после заполнения последнего.
При необходимости, вы всегда можете изменить размер схемы, просто потянув за один из кружков на ее рамке.
На панели управления в разделе “Работа с рисунками SmartArt”, во вкладке “Конструктор” вы всегда можете изменить внешний вид созданной вами блок-схемы, например, ее цвет. Более подробно обо всем этом мы расскажем ниже.
Совет 1: Если вы хотите добавить в документ MS Word блок-схему с рисунками, в диалоговом окне объектов SmartArt выберите “Рисунок” (“Процесс со смещенными рисунками” в более старых версиях программы).
Совет 2: При выборе составляющих объектов схемы и их добавление стрелки между блоками появляются автоматически (их вид зависит от типа блок-схемы). Однако, благодаря разделам того же диалогового окна “Выбор рисунков SmartArt” и представленным в них элементах, можно сделать схему со стрелками нестандартного вида в Ворде.
Добавление и удаление фигур схемы
Добавляем поле
1. Кликните по графическому элементу SmartArt (любой блок схемы), чтобы активировать раздел работы с рисунками.
2. В появившейся вкладке “Конструктор” в группе “Создание рисунка” нажмите на треугольник, расположенный возле пункта “Добавить фигуру”.
3. Выберите один из предложенных вариантов:
- “Добавить фигуру после” — поле будет добавлено на том же уровне, что и текущее, но после него.
- “Добавить фигуру перед” — поле будет добавлено на том же уровне, что и уже существующее, но перед ним.
Удаляем поле
Для удаления поля, как и для удаления большинства символов и элементов в MS Word, выделите необходимый объект, кликнув по нему левой кнопкой мышки, и нажмите клавишу “Delete”.
Перемещаем фигуры блок-схемы
1. Кликните левой кнопкой мышки по фигуре, которую хотите переместить.
2. Используйте для перемещения выделенного объекта стрелки на клавиатуре.
Совет: Чтобы перемещать фигуру малыми шагами, держите зажатой клавишу “Ctrl”.
Изменяем цвет блок-схемы
Отнюдь не обязательно, чтобы элементы созданной вами схемы выглядели шаблонно. Вы можете изменить не только их цвет, но и стиль SmartArt (представлены в одноименной группе на панели управления во вкладке “Конструктор”).
1. Кликните по элементу схемы, цвет которого вы хотите изменить.
2. На панели управления во вкладке “Конструктор” нажмите кнопку “Изменить цвета”.
3. Выберите понравившийся цвет и нажмите на него.
4. Цвет блок-схемы сразу же изменится.
Совет: По наведению курсора мышки на цвета в окне их выбора, вы можете сразу увидеть, как будет выглядеть ваша блок-схема.
Изменяем цвет линий или тип границы фигуры
1. Кликните правой кнопкой мышки на границе элемента SmartArt , цвет которого вы хотите изменить.
2. В появившемся контекстном меню выберите пункт “Формат фигуры”.
3. В окне, которое появится справа, выберите пункт “Линия”, выполните необходимые настройки в развернувшемся окне. Здесь вы можете изменить:
4. Выбрав желаемый цвет и/или тип линии, закройте окно “Формат фигуры”.
5. Внешний вид линии блок-схемы изменится.
Изменяем цвет фона элементов блок-схемы
1. Кликнув правой кнопкой мышки по элементу схемы, выберите в контекстном меню пункт “Формат фигуры”.
2. В открывшемся справа окне выберите элемент “Заливка”.
3. В развернувшемся меню выберите пункт “Сплошная заливка”.
4. Нажав на значок “Цвет”, выберите желаемый цвет фигуры.
5. Кроме цвета вы также можете отрегулировать и уровень прозрачности объекта.
6. После того, как вы внесете необходимые изменения, окно “Формат фигуры” можно закрыть.
7. Цвет элемента блок-схемы будет изменен.
На этом все, ведь теперь вы знаете, как сделать схему в Ворде 2010 — 2016, а также и в более ранних версиях этой многофункциональной программы. Инструкция, описанная в данной статье является универсальной, и подойдет к любой версии офисного продукта от Microsoft. Желаем вам высокой продуктивности в работе и достижения только положительных результатов.
Схема — это абстракция какого-либо процесса или системы, наглядно отображающая наиболее значимые части. Схемы широко применяются с древних времен до настоящего времени — чертежи древних пирамид, карты земель, принципиальные электрические схемы. Очевидно, древние мореплаватели хотели обмениваться картами и поэтому выработали единую систему обозначений и правил их выполнения. Аналогичные соглашения выработаны для изображения схем-алгоритмов и закреплены ГОСТ и международными стандартами.
На территории Российской Федерации действует единая система программной документации (ЕСПД), частью которой является Государственный стандарт — ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов программ, данных и систем» [1]. Не смотря на то, что описанные в стандарте обозначения могут использоваться для изображения схем ресурсов системы, схем взаимодействия программ и т.п., в настоящей статье описана лишь разработка схем алгоритмов программ.
Рассматриваемый ГОСТ практически полностью соответствует международному стандарту ISO 5807:1985.
Содержание:
- Элементы блок-схем алгоритмов
- Примеры блок-схем
- Нужны ли блок-схемы? Альтернативы
Элементы блок-схем алгоритмов
Блок-схема представляет собой совокупность символов, соответствующих этапам работы алгоритма и соединяющих их линий. Пунктирная линия используется для соединения символа с комментарием. Сплошная линия отражает зависимости по управлению между символами и может снабжаться стрелкой. Стрелку можно не указывать при направлении дуги слева направо и сверху вниз. Согласно п. 4.2.4, линии должны подходить к символу слева, либо сверху, а исходить снизу, либо справа.
Есть и другие типы линий, используемые, например, для изображения блок-схем параллельных алгоритмов, но в текущей статье они, как и ряд специфических символов, не рассматриваются. Рассмотрены лишь основные символы, которых всегда достаточно студентам.
Терминатором начинается и заканчивается любая функция. Тип возвращаемого значения и аргументов функции обычно указывается в комментариях к блоку терминатора. | |
В ГОСТ определено множество символов ввода/вывода, например вывод на магнитные ленты, дисплеи и т.п. Если источник данных не принципиален, обычно используется символ параллелограмма. Подробности ввода/вывода могут быть указаны в комментариях. | |
В блоке операций обычно размещают одно или несколько (ГОСТ не запрещает) операций присваивания, не требующих вызова внешних функций. | |
Блок в виде ромба имеет один вход и несколько подписанных выходов. В случае, если блок имеет 2 выхода (соответствует оператору ветвления), на них подписывается результат сравнения — «да/нет». Если из блока выходит большее число линий (оператор выбора), внутри него записывается имя переменной, а на выходящих дугах — значения этой переменной. | |
Вызов внешних процедур и функций помещается в прямоугольник с дополнительными вертикальными линиями. | |
Символы начала и конца цикла содержат имя и условие. Условие может отсутствовать в одном из символов пары. Расположение условия, определяет тип оператора, соответствующего символам на языке высокого уровня — оператор с предусловием (while) или постусловием (do … while). | |
Символ «подготовка данных» в произвольной форме (в ГОСТ нет ни пояснений, ни примеров), задает входные значения. Используется обычно для задания циклов со счетчиком. | |
В случае, если блок-схема не умещается на лист, используется символ соединителя, отражающий переход потока управления между листами. Символ может использоваться и на одном листе, если по каким-либо причинам тянуть линию не удобно. | |
Комментарий может быть соединен как с одним блоком, так и группой. Группа блоков выделяется на схеме пунктирной линией. |
Примеры блок-схем
В качестве примеров, построены блок-схемы очень простых алгоритмов сортировки, при этом акцент сделан на различные реализации циклов, т.к. у студенты делают наибольшее число ошибок именно в этой части.
Сортировка вставками
Массив в алгоритме сортировки вставками разделяется на отсортированную и еще не обработанную части. Изначально отсортированная часть состоит из одного элемента, и постепенно увеличивается.
На каждом шаге алгоритма выбирается первый элемент необработанной части массива и вставляется в отсортированную так, чтобы в ней сохранялся требуемый порядок следования элементов. Вставка может выполняться как в конец массива, так и в середину. При вставке в середину необходимо сдвинуть все элементы, расположенные «правее» позиции вставки на один элемент вправо. В алгоритме используется два цикла — в первом выбираются элементы необработанной части, а во втором осуществляется вставка.
В приведенной блок-схеме для организации цикла используется символ ветвления. В главном цикле (i < n) перебираются элементы необработанной части массива. Если все элементы обработаны — алгоритм завершает работу, в противном случае выполняется поиск позиции для вставки i-того элемента. Искомая позиция будет сохранена в переменной j в результате выполнения внутреннего цикла, осуществляющем сдвиг элементов до тех пор, пока не будет найден элемент, значение которого меньше i-того.
На блок-схеме показано каким образом может использоваться символ перехода — его можно использовать не только для соединения частей схем, размещенных на разных листах, но и для сокращения количества линий. В ряде случаев это позволяет избежать пересечения линий и упрощает восприятие алгоритма.
Сортировка пузырьком
Сортировка пузырьком, как и сортировка вставками, использует два цикла. Во вложенном цикле выполняется попарное сравнение элементов и, в случае нарушения порядка их следования, перестановка. В результате выполнения одной итерации внутреннего цикла, максимальный элемент гарантированно будет смещен в конец массива. Внешний цикл выполняется до тех пор, пока весь массив не будет отсортирован.
На блок-схеме показано использование символов начала и конца цикла. Условие внешнего цикла (А) проверяется в конце (с постусловием), он работает до тех пор, пока переменная hasSwapped имеет значение true. Внутренний цикл использует предусловие для перебора пар сравниваемых элементов. В случае, если элементы расположены в неправильном порядке, выполняется их перестановка посредством вызова внешней процедуры (swap). Для того, чтобы было понятно назначение внешней процедуры и порядок следования ее аргументов, необходимо писать комментарии. В случае, если функция возвращает значение, комментарий может быть написан к символу терминатору конца.
Сортировка выбором
В сортировке выбором массив разделяется на отсортированную и необработанную части. Изначально отсортированная часть пустая, но постепенно она увеличивается. Алгоритм производит поиск минимального элемента необработанной части и меняет его местами с первым элементом той же части, после чего считается, что первый элемент обработан (отсортированная часть увеличивается).
На блок-схеме приведен пример использования блока «подготовка», а также показано, что в ряде случаев можно описывать алгоритм более «укрупнённо» (не вдаваясь в детали). К сортировке выбором не имеют отношения детали реализации поиска индекса минимального элемента массива, поэтому они могут быть описаны символом вызова внешней процедуры. Если блок-схема алгоритма внешней процедуры отсутствует, не помешает написать к символу вызова комментарий, исключением могут быть функции с говорящими названиями типа swap, sort, … .
На блоге можно найти другие примеры блок-схем:
- блок-схема проверки правильности расстановки скобок арифметического выражения [2];
- блок-схемы алгоритмов быстрой сортировки и сортировки слиянием [3].
Часть студентов традиционно пытается рисовать блок-схемы в Microsoft Word, но это оказывается сложно и не удобно. Например, в MS Word нет стандартного блока для терминатора начала и конца алгоритма (прямоугольник со скругленными краями, а не овал). Наиболее удобными, на мой взгляд, являются утилиты MS Visio и yEd [5], обе они позволяют гораздо больше, чем строить блок-схемы (например рисовать диаграммы UML), но первая является платной и работает только под Windows, вторая бесплатная и кроссплатфомренная. Все блок-схемы в этой статье выполнены с использованием yEd.
Частные конторы никакие блок-схемы не используют, в книжках по алгоритмам [6] вместо них применяют словесное описание (псевдокод) как более краткую форму. Возможно блок-схемы применяют на государственных предприятиях, которые должны оформлять документацию согласно требованиям ЕСПД, но есть сомнения — даже для регистрации программы в Государственном реестре программ для ЭВМ никаких блок-схем не требуется.
Тем не менее, рисовать блок-схемы заставляют школьников (примеры из учебников ГОСТ не соответствуют) — выносят вопросы на государственные экзамены (ГИА и ЕГЭ), студентов — перед защитой диплом сдается на нормоконтроль, где проверяется соответствие схем стандартам.
Разработка блок-схем выполняется на этапах проектирования и документирования, согласно каскадной модели разработки ПО, которая сейчас почти не применяется, т.к. сопровождается большими рисками, связанными с ошибками на этапах проектирования.
Появляются подозрения, что система образования прогнила и отстала лет на 20, однако аналогичная проблема наблюдается и за рубежом. Международный стандарт ISO 5807:1985 мало чем отличается от ГОСТ 19.701-90, более нового стандарта за рубежом нет. Там же производится множество программ для выполнения этих самых схем — Dia, MS Visio, yEd, …, а значит списывать их не собираются. Вместо блок-схем иногда применяют диаграммы деятельности UML [6], однако удобнее они оказываются, разве что при изображении параллельных алгоритмов.
Периодически поднимается вопрос о том, что ни блок-схемы, ни UML не нужны, да и документация тоже не нужна. Об этом твердят программисты, придерживающиеся методологии экстремального программирования (XP) [7], ходя даже в их кругу нет единого мнения.
В ряде случаев, программирование невозможно без рисования блок-схем, т.к. это один процесс — существуют визуальные языки программирования, такие как ДРАКОН [8], кроме того, блок-схемы используются для верификации алгоритмов (формального доказательства их корректности) методом индуктивных утверждений Флойда [9].
В общем, единого мнения нет. Очевидно, есть области, в которых без чего-то типа блок-схем обойтись нельзя, но более гибкой альтернативы нет. Для формальной верификации необходимо рисовать подробные блок-схемы, но для проектирования и документирования такие схемы не нужны — я считаю разумным утверждение экстремальных программистов о том, что нужно рисовать лишь те схемы, которые помогают в работе и не требуют больших усилий для поддержания в актуальном состоянии [10].
Список использованных источников:
- ГОСТ 19.701–90 (ИСО 5807–85) «Единая система программной документации».
- Алгоритм. Свойства алгоритма https://pro-prof.com/archives/578
- Алгоритмы сортировки слиянием и быстрой сортировки https://pro-prof.com/archives/813
- yEd Graph Editor https://www.yworks.com/products/yed
- Книги: алгоритмы https://pro-prof.com/books-algorithms
- Рамбо Дж., Якобсон А., Буч Г. UML: специальный справочник. -СПб.: Питер, 2002. -656 с.
- Кент Бек Экстремальное программирование: разработка через тестирование – СПб.: Питер – 2003
- Визуальный язык ДРАКОН https://drakon.su/
- Шилов Н.В. Верификация шаблонов алгоритмов для метода отката и метода ветвей и границ. Моделирование и анализ информационных систем, ISSN 1818 – 1015, т.18, №4, 2011
- Брукс Ф., Мифический человеко — месяц или как создаются программные системы. СПб. Символ Плюс, 1999 — 304 с. ил.
Практическая
раборта № 1
Построение
блок-схем алгоритмов(теория)
Предпочтительнее
до записи на алгоритмическом языке представить алгоритм в виде блок-схемы. Для
построения алгоритма в виде блок-схемы необходимо знать назначении каждого из
блоков. В таблице 1. приводятся типы блоков и их назначение.
Таблица 1
№ |
Блок |
Назначение |
1 |
|
Начало блок-схемы |
2 |
|
Ввод |
3 |
|
Процесс |
4 |
|
условие |
6 |
|
Цикл |
Основные
типы алгоритмов
Алгоритмизация выступает как набор
определенных практических приёмов, особых специфических навыков рационального
мышления в рамках заданных языковых средств. Алгоритмизация вычислений
предполагает решение задачи в виде последовательности действий, т.е. решение,
представленное в виде блок-схемы. Можно выделить типичные алгоритмы. К ним
относятся: линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические
алгоритмы.
Линейные алгоритмы
Линейный алгоритм является наиболее
простым. В нём предполагается последовательное выполнение операций. В этом
алгоритме не предусмотрены проверки условий или повторений.
Пример: Вычислить функцию z=
(х-у)/x +y2.
Составить блок-схему вычисления функции по
линейному алгоритму. Значения переменных х, у могут быть
любые, кроме нуля, вводить их с клавиатуры.
Решение: Линейный алгоритм вычисления
функции задан в виде блок-схемы на рис.1. При выполнении линейного алгоритма
значения переменных вводятся с клавиатуры, подставляются в заданную функцию,
вычисляется результат, а затем выводится результат.
Рис.1. Линейный алгоритм
Назначение блоков в схеме на
рис.1:
·
Блок 1 в схеме служит в качестве
логического начала.
·
Блок 2 соответствует вводу данных.
·
Блок 3 представляет арифметическое
действие.
·
Блок 4 выводит результат.
·
Блок 5 в схеме служит в качестве
логического завершения схемы.
Алгоритмы ветвлений
Разветвляющийся алгоритм предполагает
проверку условий для выбора решения. Соответственно в алгоритме появятся две
ветви для каждого условия.
В
примере рассматривается разветвляющийся алгоритм, где в зависимости от условия
выбирается один из возможных вариантов решений. Алгоритм представляется в виде
блок-схемы.
Пример:
При выполнении условия x>0
вычисляется функция: z=
x+
y,
иначе, а именно, когда х=0 или x<0,
вычисляется функция: z=x2+y2.
Составить
блок-схему вычисления функции по алгоритму ветвления. Значения переменных х,
у могут быть любые, вводить их с клавиатуры.
Решение:
На рис.2 представлен разветвляющийся алгоритм, где в зависимости от условия
выполнится одна из веток. В блок-схеме появился новый блок 3, который проверяет
условие задачи. Остальные блоки знакомы из линейного алгоритма.
Рис.2. Алгоритм ветвления
Пример: Найти максимальное значение
из трёх различных целых чисел, введенных с клавиатуры. Составить блок-схему
решения задачи.
Решение: Данный алгоритм
предполагает проверку условия. Для этого выбирается любая из трёх переменных и
сравнивается с другими двумя. Если она больше, то поиск максимального числа
окончен. Если условие не выполняется, то сравниваются две оставшиеся
переменные. Одна из них будет максимальной. Блок-схема к этой задаче
представлена на рис 3.
Рис. 3. Блок-схема поиска максимума
Циклические алгоритмы
Циклический алгоритм предусматривает
повторение одной операции или нескольких операций в зависимости от условия
задачи.
Из
циклических алгоритмов выделяют два типа:
1)
с заданным количеством циклов или со
счётчиком циклов;
2)
количество циклов неизвестно.
Пример:
В цикле вычислить значение функции z=x*y при условии, что одна из
переменных x
меняется в каждом цикле на единицу, а другая переменная у не
меняется и может быть любым целым числом. В результате выполнения цикла при
начальном значении переменной х=1 можно получить таблицу умножения.
Количество циклов может быть любым. Составить блок-схему решения задачи.
Решение:
В примере количество циклов задаётся. Соответственно выбирается алгоритм
циклов первого типа. Алгоритм этой задачи приводится на рис. 4.
Во
втором блоке вводятся количество циклов n и любые целые числа х,
y.
В
блок-схеме появился новый блок 3, в котором переменная i считает
количество циклов, после каждого цикла увеличиваясь на единицу, пока счётчик не
будет равен i=n. При i=n будет выполнен последний
цикл.
В
третьем блоке указывается диапазон изменения счётчика цикла (от i =1 до i=n).
В
четвёртом блоке изменяются значения переменных: z, x.
В
пятом блоке выводится результат. Четвёртый и пятый блоки повторяются в каждом
цикле.
Рис.4 . Циклический алгоритм со счётчиком
циклов
Этот
тип циклических алгоритмов предпочтителен, если дано количеством циклов.
Если количество циклов неизвестно, то
блок-схемы циклических алгоритмов могут быть представлены в виде рисунков 5, 6.
Пример:
Вычислить у=у-x
пока y>x,
если y=30,
x=4.
Подсчитать количество выполненных циклов, конечное значение переменной у.
В цикле вывести значение переменной у, количество выполненных
циклов. Составить блок-схему решения задачи.
Решение:
В примере количество циклов неизвестно. Соответственно выбирается алгоритм
циклов второго типа. Алгоритм этой задачи приводится на рис. 5.
Условие
проверяется на входе в цикл. В теле цикла выполняется два блока:
1)
у=у-х; i=i+1;
2)
вывод значений переменных i,
y.
Цикл
выполняется до тех пор, пока выполняется условие y>x. При условии
равенства этих переменных у=х или y<x цикл заканчивается.
Алгоритм,
представленный на рис.5, называется циклический алгоритм с предусловием,
так как условие проверяется в начале цикла или на входе в цикл.
Рис.5. Блок-схема
циклического алгоритма с предусловием
Во втором блоке вводятся y=30,
x=4.
В
третьем блоке проверяется условие y>x
на входе в цикл. Если условие выполняется, то переход к блоку 4, иначе на блок
6.
В
четвёртом блоке вычисляется значение переменной у, подсчитывается
количество выполненных циклов i=i+1.
В
пятом блоке выводится результат:
·
значение переменной у,
·
количество выполненных циклов i.
Пример:
Составить блок-схему примера (рисунок 5), проверяя условие выхода из цикла.
В этом примере условие задачи не меняется, и результат выведется тот же, но
блок-схема будет другой.
Решение:
В этом случае проверяется условие на выход из цикла: y<=x. При
этом условии цикл не выполняется. Условие в блок-схеме следует перенести в
конец цикла, после вывода на печать. Цикл выполняется до тех пор, пока
выполняется условие y>x.
Алгоритм,
если условие перенести в конец цикла, называется алгоритмом цикла с
постусловием. Алгоритм этой задачи приводится на рис. 6.
Во
втором блоке вводятся y=30,
x=4.
В
третьем блоке вычисляется значение переменной у, подсчитывается
количество выполненных циклов i=i+1.
В
четвёртом блоке выводится результат:
·
значение переменной у,
·
количество выполненных циклов i.
В
пятом блоке проверяется условие y<=x
на выход из цикла. Если условие выполняется, то переход к блоку 6, иначе на
блок 3 и цикл повторяется.
Рис.6 . Алгоритм цикла с
постусловием
Индивидуальные задания к работе:
1.
Найти
результат работы алгоритма:
Входные данные по вариантам
№ |
A |
B |
C |
D |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
9 |
-3 |
7 |
6 |
5 |
10 |
-4 |
-3 |
7 |
6 |
11 |
-5 |
-4 |
-3 |
7 |
12 |
-6 |
-5 |
-4 |
-3 |
13 |
-7 |
-6 |
-5 |
-4 |
14 |
9 |
-7 |
-6 |
-5 |
15 |
8 |
7 |
-7 |
-6 |
16 |
5 |
5 |
8 |
-7 |
17 |
5 |
2 |
4 |
5 |
2. При
заданном Х условие выполнется? Написать результат вычисления и ответ попадаем в
условие или нет.
Входные данные по вариантам
№ |
X1 |
X1 |
1 |
55 |
12 |
2 |
85 |
13 |
3 |
24 |
17 |
4 |
65 |
15 |
5 |
17 |
54 |
6 |
15 |
67 |
7 |
26 |
3 |
8 |
27 |
21 |
9 |
92 |
34 |
10 |
12 |
23 |
11 |
45 |
22 |
12 |
66 |
45 |
13 |
71 |
46 |
14 |
13 |
76 |
15 |
45 |
67 |
16 |
53 |
35 |
17 |
52 |
23 |
3. Написать
результат выполнения алгоритма с указанными входными данными
Входные данные по вариантам
№ |
S |
1 |
1,5 |
2 |
1,8 |
3 |
2,4 |
4 |
1,6 |
5 |
1,7 |
6 |
1,3 |
7 |
2,6 |
8 |
2,37 |
9 |
1,92 |
10 |
1,12 |
11 |
1,45 |
12 |
2,66 |
13 |
2,71 |
14 |
2,13 |
15 |
1,45 |
16 |
2,53 |
17 |
1,52 |
4. Написать
результат выполнения алгоритма с указанными входными данными
Входные данные по вариантам
№ |
X |
1 |
-1 |
2 |
0 |
3 |
1 |
4 |
2 |
5 |
3 |
6 |
4 |
7 |
5 |
8 |
6 |
9 |
7 |
10 |
-3 |
11 |
-4 |
12 |
-5 |
13 |
-6 |
14 |
-7 |
15 |
7 |
16 |
5 |
17 |
2 |
5. Построить
блок схему к задаче(по вариантам). Указать тип алгоритма, что дано и что нужно
найти.
№ |
Задача |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
6. Построить
блок схему к задаче(по вариантам). Указать тип алгоритма, что дано и что нужно
найти.
№ |
Задача |
1 |
Дано двузначное число. |
2 |
Дано двузначное число. |
3 |
Дано двузначное число. |
4 |
Дано двузначное число. |
5 |
Дано двузначное число. |
6 |
Дано трехзначное число. |
7 |
Дано трехзначное число. |
8 |
Дано трехзначное число. |
9 |
Дано трехзначное число. |
10 |
Дано трехзначное число. |
11 |
Дано трехзначное число. |
12 |
Дано трехзначное число. |
13 |
Дано трехзначное число. |
14 |
Дано трехзначное число. |
15 |
Дано трехзначное число, |
16 |
Дано натуральное число |
17 |
Дано натуральное число |
7. Построить
блок схему к задаче(по вариантам). Указать тип алгоритма, что дано и что нужно
найти.
№ |
Задача |
1 |
Определить максимальное |
2 |
Известны два |
3 |
Известны две скорости: |
4 |
Даны радиус круга и |
5 |
Даны объемы и массы |
6 |
Известны сопротивления |
7 |
Даны вещественные числа |
8 |
Известны площади круга |
9 |
Известны площади круга |
10 |
Известны площади круга |
11 |
Известны площади круга |
12 |
Дано двузначное число. |
13 |
Дано двузначное число. |
14 |
Дано двузначное число. |
15 |
Дано двузначное число. Определить: |
16 |
Дано трехзначное число. |
17 |
Дано трехзначное число. |
8. Построить
блок схему к задаче(по вариантам). Указать тип алгоритма, что дано и что нужно
найти.
№ |
Задача |
1 |
Одна штука некоторого |
2 |
Напечатать таблицу |
3 |
Напечатать таблицу |
4 |
Напечатать таблицу |
5 |
Считая, что Земля — |
6 |
. Напечатать таблицу |
7 |
Напечатать таблицу |
8 |
Напечатать |
9 |
Напечатать таблицу |
10 |
Вывести |
11 |
. Вывести |
12 |
Вывести |
13 |
Вывести «столбиком» |
14 |
Напечатать таблицу |
15 |
Составить программу |
16 |
Напечатать таблицу |
17 |
Напечатать таблицу |
9. Построить
блок схему к задаче(по вариантам). Указать тип алгоритма, что дано и что нужно
найти.
№ |
Задача |
1 |
Даны числа а1, а2, |
2 |
Известна масса каждого |
3 |
. Известны оценки |
4 |
В ведомости указана |
5 |
Известна масса каждого |
6 |
Известно сопротивление |
7 |
Известно сопротивление |
8 |
Известны оценки по |
9 |
Известны оценки ученика |
10 |
Известны оценки по |
11 |
Известна масса каждого |
12 |
Известны оценки двух |
13 |
Известны результаты |
14 |
Известен возраст (в |
15 |
Известно количество |
16 |
Известен рост каждого |
17 |
Известны оценки по |
10. Построить
блок схему к задаче(по вариантам). Указать тип алгоритма, что дано и что нужно
найти.
№ |
Задача |
1 |
Дано натуральное число. |
2 |
Дано натуральное число. |
3 |
Дано натуральное число. |
4 |
Дано натуральное число. |
5 |
Дано натуральное число |
6 |
Дано натуральное число. |
7 |
Дано натуральное число. |
8 |
Дано натуральное число. |
9 |
Дано натуральное число. |
10 |
Дано натуральное число. |
11 |
Дано натуральное число. |
12 |
Дано натуральное число. |
13 |
Дано натуральное число. |
14 |
Дано натуральное число. |
15 |
Дано натуральное |
16 |
Дано натуральное число. |
17 |
Дано натуральное число. |