Анализ урока таблицы excel

Урок с  аспектным анализом в 9 классе

Урок разработан
на основе УМК
Л.Л. Босова, А.Ю.
Босова . Предназначен для проведения
урока информатики в 9 классе. Урок освоения новых знаний и их комплексного
применения, урок содержит этапы знакомства и  использывания  основных
стандартных функций ЭТ Excel и практическое задание с применением мастера функций.

По теме:
«Встроенные функции в ЭТ
 Microsoft 
office Excel »

Цели урока:

Образовательные:
1.Обеспечить в ходе урока
повторение основных терминов и понятий темы «Электронная таблица», полученных в
7 классе.
2.Продолжить формирование навыков работы с электронной таблицей
Excel .
3.Дать понятие о расчетных операциях в электронной таблице, показать назначение
и возможности применения формул в ЭТ
Excel .

Развивающие:
1.Развитие логического
мышления.
2.Развитие у учащихся навыков самоконтроля.
3.Развитие у учащихся самостоятельности.

Воспитательные:
1.Воспитание внимательности.

2.Содействовать
эстетическому воспитанию школьников.

Знания, умения, навыки:

1.Знать основные
элементы и основные операции в ЭТ.

2.Ззаписывать формулу
в указанной ячейке.

3.Вызывать и
использовать мастер функций.

4.Автоматизировать
расчёты.

Основные понятия:

Строка, столбец,
ячейка, адрес ячейки, активная ячейка,  ссылка, относительная ссылка, абсолютная
ссылка, мастер функций

Тип урока: комбинированный.

Этапы урока:

1.     Подготовка
к учебно-познавательной деятельности (5 мин)

2.     Сообщение
темы и постановка целей (3 мин)

3.     Первичное
закрепление знаний и способов действий (10 мин)

4.     Физминутка
(2мин)

5.     Самостоятельная
работа (практическое задаие) (15мин)

6.     Подведение
итогов знаний на рефлексивной основе (3мин)

7.     Информация
о Д/з, инструктаж по его выполнению (2 мин)

Методы: эвристический, объяснительно –
иллюстративный, репродуктивный.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор

УМК: Л.Л Босова 9кл

Ход урока.

1.    
Этап
подготовки к активной учебно-познавательной деятельности (5 мин)

Задача:
обеспечение мотивации, актуализация знаний
Метод: репродуктивный
Форма работы: фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

         Вступительное
слово учителя: «Чтобы обрабатывать большое количество информации, необходимо
представить ее в удобной форме. Давайте вспомним из курса 7-го класса, с
помощью чего удобнее представить большой массив мнформации, имеющих
одинаковые признаки?

Учащиеся отвечают на вопросы:

Таблица – это наиболее удачный вид расположения
информации.

Предлагаю вопрос для размышления: «Чем похожи игра
«Морской бой»,  шахматы и ЭТ?» Ответ на этот вопрос прошу дать в конце
урока».

Работа с презентацией

В конце урока после повторения темы ученики должны
дать ответ на поставленный вопрос

Давайте посмотрим
на окно программы и вспомним его элементы

Фронтальный опрос

Ответы учеников:

документ, созданный в MS
Excel, называется рабочей книгой. Рабочая книга
состоит из набора
рабочих листов. Листов в книге Excel может быть до 255. Каждый рабочий лист имеет имя, по умолчанию Лист1,
Лист2, Лист3. Ученики выходят и показывают элементы ЭТ

Где используется
ЭТ? В каком окне Абсолютные ссылки, а в каком относительные? В чём различие?

image023

image031

Ответы

В математике при построении графиков функций. В
географии для построения диаграмм. В физике для выполнения расчетов в
лабораторных работах. В бухгалтерии для сложных расчётов. При абсолютной
адресации адреса ячеек при копировании формулы не изменяются, а при
относительной адресации при копировании формул из одной ячейки в другую
изменяются автоматически, то есть меняются относительно исходной формулы.

2.                
Сообщение
темы урока и Постановка целей (3 мин)

Посмотрите
на диалоговое окно и ответьте, знакомы ли вам оно?

image041

Тема
: «Встроенные
функции  в ЭТ
 Microsoft  office Excel »

Цель:  Дать понятие о расчетных операциях в
электронной таблице, показать назначение и возможности применения формул в ЭТ
Excel .

Задачи:

1. Познакомиться с
новыми понятиями:

Ø Встроенные функции в ЭТ

Ø Автоматизация вычислений в ЭТ

2. Научиться
применять формулы для расчётов

3. Развить навыки
работы в ЭТ

Форма работы:
фронтальная

Глядя на экран,
ребята понимают, что не знакомы с этим диалоговым окном, но что-то связано с
мастером функций. Происходит объявление темы урока.

Задача:
обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в
измененной ситуации
Метод: продуктивный
Форма работы: групповая

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Открываем
тетрадь  и записываем тему урока и новые понятия

Записывают тему
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

3.    
 Первичное
закрепление знаний и способов действий (10 мин)
Запишите основные функции ЭТ:.

Ø  Математические

Ø Статистичесие

Ø Логические

Записывают в
тетрадь

Давайте рассмотрим способ вызова и
использования функций

Знакомятся со способами  вызова фунций. Рассматривают примеры
использования

Давайте подведём
небольшой итог по пройденному материалу:

Что нужно сделать
чтобы вызвать Мастера функций?

Как вызвать вложенную
функцию
?

Для вызова
диалогового окна Аргументы функций надо щёлкнуть?

Давайте вспомним
вопрос, который прозвучал в начале урока : «Чем похожи игра «Морской бой», 
шахматы и ЭТ?»

Ответы

в игре «Морской бой», шахматах и в
ЭТ используется один и тот же способ обозначения местоположения корабля,
шахматной фигуры и ячейки в ЭТ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 мин)

Молодцы, хорошо
поработали,  теперь разомнёмся

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4
Самостоятельная работа  (15 мин)

Практическая
работа

 А теперь выполним практическую работу

Работа в группах по
3 человека

Цель: получить навыки работы с электронной
таблицей по использованию встроенных функций функций.

Ход работы:

·       
Создать таблицу по образцу

·       
Использовать  необходимые функции согласно
условию задачи

·       
Отформатировать таблицу

Перед началом практической работы учащиеся получают карточки с
описанием практической работы.

Каждой группе
выдаётся карточка с заданием

5.Подведение итогов знаний на рефлексивной основе.
(3 мин)

Давайте послушаем
ответы каждой группы и подведём итог этой  работы

Выполнив практическую
работу мы использовали…..

Сравнивают ответы
каждой группы и подводят итог практической работы

Рефлексия: положить в корзинку квадратик зеленого цвета, если урок
был интересен и всё получалось, жёлтый если получалось не всё и остались
вопросы по теме урока   и черный, если урок не понравился и был не интересен.

Ученики делают свой
выбор

1.     Информация о
Д/з, инструктаж по его выполнению. (2 мин)

Практическая
часть

Упражнение №1

В
таблицу собраны данные о крупнейших озерах мира. Найти глубину самого мелкого
озера, площадь самого обширного озера и среднюю высоту озер над уровнем моря.

1.   Создайте таблицу по
образцу:

А

В

С

D

1

Название
озера

Площадь

(ТЫС, КВ,М.)

Глубина (м)

Высота над
уровнем моря

2

Байкал

31,5

1520

456

3

Танганьика

34

1470

773

4

Виктория

68

80

1134

5

Гурон

59,6

288

177

6

Аральское море

51,1

61

53

7

Мичиган

58

281

177

1.   В ячейку А8 введите –
Минимальная глубина

2.   В ячейку А9 введите –
Максимальная площадь

3.   В ячейку А10 введите
– Средняя высота

4.   Выделите  ячейку В8 и
выполните команду Вставка-Функция…В  открывшемся окне выберите категорию
статистические, а в окне Функция – МИН →ОК. В окне число1 запишите
C1:C7 нажмите ОК.

5.   Выделите  ячейку В9 и
выполните команду Вставка-Функция…В  открывшемся окне выберите категорию
статистические, а в окне Функция –
MAX →ОК. В окне число1 запишите В1:В7
нажмите ОК.

6.   Выделите  ячейку В10
и выполните команду Вставка-Функция…В  открывшемся окне выберите категорию
статистические, а в окне Функция – СРЗНАЧ →ОК. В окне число1 запишите
D1:D7 нажмите ОК.

7.   Отформатируйте
таблицу.

Упражнение №2

На отрезке [0;2]
вычислить значения функции
f(x) = cosx+x с шагом 0,2.

1.  
Заполните таблицу по образцу:

А

В

1

шаг

0,2

2

Аргумент х

Значение функции f(х)

3

0

2.  
В ячейку А4 введите формулу А3+$В$1. Используя маркер заполнения,
заполните блок ячеек А4:А13.

3.  
В ячейку В3 введите формулу  = COS(А3)+A3. Используя маркер
заполнения, заполните блок ячеек В3:В13.

4.  
Отформатируйте таблицу.

Упражнение №3

Создайте таблицу по
образцу. Вычислите средние показатели территории и численности населения по
Москве, Примените функции для определения минимальных и максимальных значений
по каждому показателю.

Административный
округ

Территория
кв. км

Численность
населения
тыс. чел.

Центральный

64,1

698,3

Северный

87,3

925,8

Северо-Западный

106,9

601,3

Северо-Восточный

102,3

1127,3

Южный

130,6

1314,1

Юго-Западный

106,5

967,8

Юго-Восточный

112,5

831,7

Западный

132,8

993,4

Восточный

151

1150,7

г. Зеленоград

37

182,5

Ключ к заданию

§  Для
вычисления средних значений в столбце, примените функцию
«СРЗНАЧ» из категории Статистические.

§  Для
определения минимальных (максимальных) значений в столбце, примените функцию «МИН»
(«МАКС») из категории Статистические.

Упражнение №4

Составьте таблицу значений функции у
=(х-5)2 на отрезке [-3; 3].

Таблица значений функции у =(х-5)2

X

-3

-2

-1

0

1

2

3

У

64

49

36

25

16

9

4

Ключ к заданию

Для составления формулы воспользуйтесь
Мастером функций.

§  Выделите ячейку, в
которую нужно вставить первое значение функции.

§  Введите знак
равенства и выполните команду  [Вставка-Функция]
или выберите кнопку
fх

§  В окне
диалога <Мастер функций> в категории «Математические» выберите функцию
«Степень».

§  Введите значение
аргумента и значение показателя степени. Заполните ряд функций.

§    Для того чтобы в
заголовке ввести показатель степени, используйте
опцию верхний  индекс ([Формат — Ячейки], вкладка Шрифт).

На уроке были
получены следующие ЗУНы:

1. Закреплены знания 
о  основных элементах  и основных операциях в ЭТ.

2. Получили навыки
работы с аргументами функций.

3. Сформированы
навыки вызова  и использования мастера функций.

4. Научились автоматизировать
расчёты.

Самоанализ урока «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»

Материал жайлы қысқаша түсінік:

Цель самоанализа: проанализировать собственную деятельность и деятельность детей для достижения цели урока по теме: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах». Содержание урока предусматривает изучение нового материала по теме «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах», поэтому выбран тип урока – открытие новых знаний. В соответствие с типом урока была поставлена цель, к ней три задачи, определена структура учебного занятия.

user

Дошумова Гульжанат Кабийдуллаевна

calendar

6 Қараша 2020

#Информатика

#Басқа

#8 сынып

eye

552

rrow-download

0

docx

logo

ғылыми-әдістемелік
орталығы

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


Материал ұнаса әріптестеріңізбен бөлісіңіз

I.       Начало
урока.

Тема урока: «Excel .Создание, редактирование и форматирование
таблицы ».

Учитель информатики: Цаплина Юлия Петровна.

Класс: 9.

II.    Организационное
начало урока.

1.     
Готовность учителя к уроку.

·        
У
учителя готов  рабочий план;

·        
Проектор
включен, готов к использованию;

·        
Учитель
готов к проведению урока.

2.     
Готовность учащихся к уроку.

Тетради,
дневники, учебники находятся на рабочих столах учащихся.

3.     
Готовность помещения к уроку.

Кабинет готов к
проведению урока. Каждый компьютер находится в исправном состоянии, и готов к
использованию. Количество рабочих мест, оснащенных персональными компьютерами  8.

III. Организационная
структура урока.

1.      Мобилизующие начало урока.

Учитель приветствует учащихся. Настраивает их на рабочий лад. Мотивирует
учащихся на активную работу.

2.      Четкость всей
структуры урока и законченность его отдельных этапов.

Каждый этап продуман и реализован на 100%.  Цели, поставленные на отдельных этапах урока
выполнены.

3.      Насыщенность
урока, его темп.

Урок интересный,
каждый этап продуман. Темп соответствует, поставленным целям.

4.      Контакт учителя
с классом.

Речь  учителя уверенная, грамотная. Педагогический
такт учителем, соблюдается. Авторитет 
учителя бесспорный. Отношения между учителем и учащимися уважительные.

5.      Активность
учащихся на уроке в целом и на отдельных его этапах.

Урок интересный
и насыщенный, поэтому активность учащихся максимальная. На каждом этапе
учащиеся уверенно задают интересующие их вопросы, понимая, что получат четкий
ответ.

IV.  Деятельность
учителя на уроке.

1.      Организация
воспроизводящей и творческой деятельности учащихся на уроке.

Ученики свободно общаются и задают вопросы учителю. Также высказывают
свою точку зрения, свое мнение для выполнения заданий. Советуются друг с
другом. Учитель обратился с просьбой к ученику, который закончил раньше, чтоб
он проверил   других учеников и если есть
необходимость то, оказал им помощь.

2.      Организация
побуждения учащихся к деятельности.
Дети были заинтересованы в выполнении
заданий, поэтому учителю не особо приходилось принуждать их к работе. Учащимся
было самим интересно, что же у них в итоге получится.

3.      Приемы организации
внимания, памяти, мышления учащихся на уроке.
Как уже выше
было сказано, дети организованные сами по себе. 9 класс и они сами понимаю что
им нужно. Прекрасно понимают что от них необходимо учителю. Поэтому внимательно
выслушав учителя, спокойно выполняют поставленные перед ними цели.

V.     Деятельность
учащихся на уроке.

1.      В какой мере
учителю удалось вовлечь всех обучающихся в активную работу на уроке?
Учащиеся были
увлечены уроком, успешное выполнение задания было их основной целью. Поэтому я
считаю, что учителю полной мере удалось вовлечь учащихся.

2.      С помощью каких
приемов и форм работы добивался учитель активности и самостоятельности мышления
обучающихся?
   На этапе актуализации знаний использовалась
фронтальная форма работы. При выполнении практического задания, индивидуальная.

3.      В какой мере
учителю удалось сочетать фронтальную и индивидуальную формы работы учащихся на
отдельных этапах и уроке в целом? 
Осуществлялась ли попытка организации коллективной, групповой и
индивидуальной деятельности учащихся?
На 
этапе актуализации знаний, учитель использовал фронтальную форму работы
с учащимися. Затем, на этапе закрепления изученного материала, ученикам было
предложено выполнить практическое задание на персональном компьютере. Учитель в
полной мере реализовал, как фронтальную, так и индивидуальную форму работы.

4.      В какой мере
учителю удалось формирование знаний, умений, навыков на уроке?

В полной мере,
все задания данные учителем во время урока были выполнены и усвоены учащимися.

VI.  Общая оценка
урока.

1.      Выполнение плана
урока:

Я считаю, что на все 100%.

2.      Достижение цели
урока.
Цели
урока были полностью реализованы.

3.      Что было
интересного и поучительного на уроке?
 Доверительные отношения между учащимися и
учителем, свободная передача информации. Задавая вопрос учителю, учащиеся
получали исчерпывающий ответ. Самостоятельность учащихся на отдельных этапах,
не могла не вызвать восхищения.

4.      Владение
современными педагогическими технологиями.
    Юлия Петровна, профессионал своего дела и
современными педагогическими технологиями она владеет.  Работа за компьютерами (на данном уроке) .

5.      Какие
недостатки, по Вашему мнению, были на уроке?
Недостатков на уроке, я не
видела.  Урок подготовлен грамотно и
достоин восхищения.

6.     
Выводы, оценки, рекомендации.
Урок мне очень
понравился, продуманный и прекрасно организованный.  В большей мере я обратила внимание на
отношения между учащимися и учителем, я считаю это важным элементом в успешной
организации учебного процесса, они достойны уважения. 

Методическая разработка открытого урока

по информатике на тему:

«Обработка числовой информации в Excel»

Разработал

Учитель информатики:

Ерощенко Д.С.

г. Учкудук 2020г.

Содержание

  1. Аннотация

  2. Введение.

  3. Дидактический анализ темы учебного процесса

  4. Практическая часть

  5. Заключение.

  6. Используемая литература

  7. Самоанализ урока.

  8. Приложения.

Аннотация

Значение темы в курсе.

Изучение данной темы в курсе «Информатики и ИКТ», связано с тем, что Ехсеl является наиболее распространенным редактором таблиц. Он позволяет создавать таблицы, рассчитывать формулы, строить графики по данным, занесенным в таблицу на профессиональном уровне.

Место темы в курсе.

Данная тема изучается одной из первых в курсе освоения наиболее необходимых приложений для Windows. Она изучается либо параллельно с текстовым редактором Word, либо сразу после него.

Изучив основные функции редакторов Word и Ехсеl можно приступать к изучению остальных приложений Мicrosoft, так как они имеют схожие функции работы с текстом, графикой и т.п.

Введение

Microsoft Excel – мощный редактор таблиц, предназначенный для выполнения всех процессов обработки таблиц: от создания табличных документов, до расчета математических функций и построения к ним графиков, а также вывода их на печать.

Он работает со многими шрифтами, как с русским, так и с любым из двадцати одного языка мира. В одно из многих полезных свойств Excel входит автоматическая коррекция текста по ячейкам, автоматический перенос слов и правка правописания слов, сохранение текста в определенный устанавливаемый промежуток времени, наличие мастеров стандартных таблиц, заготовок и шаблонов, позволяющих в считанные минуты создать авансовый отчет, балансовый отчет, карточку табельного учета, счет фактуру, финансовые шаблоны и многое другое. Excel обеспечивает поиск заданного слова или фрагмента текста, замену его на указанный фрагмент, удаление, копирование во внутренний буфер или замену по шрифту, гарнитуре или размеру шрифта, а так же по надстрочным или по подстрочным символам.

В этом Excel во многом схож с текстовым редактором Microsoft Word, но у него есть и свои особенности: для каждой ячейки можно задать числовые форматы, выравнивание, объединение ячеек, направление текста под любым градусом и др. При помощи макрокоманд Excel позволяет включать в таблицы объекты графики, картинки, музыкальные модули в формате *. wav.

Для ограничения доступа к документу можно установить пароль на таблицы, который Excel будет спрашивать при загрузке таблиц для выполнения с ними каких-либо действий. Excel позволяет открывать много окон для одновременной работы с несколькими таблицами.

Поэтому данная тема имеет большое значение в курсе изучения приложений для Windows. Данная тема подготавливает учеников к изучению других приложений фирмы Microsoft, таких как Word и PowerPoint, так как они имеют похожий интерфейс и одинаковые функции для работы с текстом и графикой

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Время и сроки изучения темы.

Изучение темы «Редактор электронных таблиц Microsoft Excel» по времени занимает не менее 14 часов с учетом проведения практических работ по усвоению и закреплению лекционного материала. Кроме того, ученикам предлагается задание на дом, но небольшое, которое позволит самостоятельно изучить одну – две функции редактора Excel. Также ученикам дают задание повторить изученный материал, и на следующем занятии проводится тест.

Характер учебного материала.

Учебный материал, используемый преподавателем при изучении такой темы как «Текстовый редактор Microsoft Excel», носит комбинационный характер, так как включает в себя описательный, информационный, обобщающий и теоретический типы. Он преподает нам описание различных пунктов меню, снабжает нас информацией о функциональных возможностях редактора, обеспечивает учащихся самостоятельной работой после изучения нового материала и домашним заданием, подводит обобщающие и итоговые цели каждого проведенного урока.

Обучающие:

Воспитательные:

Развивающие:

  • познакомиться и частично освоить программу Excel 2003 для Windows

  • научиться подготавливать простейшие таблицы в редакторе Excel

  • научиться получать справку о системе команд редактора Excel

  • научиться работать с ячейками и ее данными

  • научиться осуществлять поиск в документе

  • научиться считывать с диска и записывать на диск документы

  • научиться форматировать строки, колонки и ячейки

  • научиться осуществлять в документе замену

  • научиться устанавливать режимы печати

  • научиться распечатывать документ на принтере

  • освоить возможности редактора по совмещению в документе текстовой и графической информации

  • воспитать внимательность, усидчивость, работоспособность

  • воспитание у учеников интереса к изучению информатики

  • воспитание ответственного отношения к учёбе

  • воспитание аккуратности и бережного отношения к технике

  • воспитание самостоятельности

  • воспитание дисциплинированности

  • развитие памяти

  • развитие навыков работы с клавиатурой и мышью

  • развитие умения самостоятельно добывать знания

  • развитие умения пользоваться полученными знаниями

Опорные знания.

Для успешного освоения данного курса необходимы определенные базовые знания и навыки работы с персональным компьютером. Эти знания помогут быстрее разобраться с данной темой и не останавливаться на элементарных вещах, которые должны быть усвоены заблаговременно при прохождении предыдущих тем.

Знать три основные операции работы с мышью (одиночный щелчок, двойной щелчок и перемещение);

Уметь запускать Windows и завершать работу с Windows;

Знать, что указатель мыши меняет свою форму в зависимости от выполняемых действий;

Уметь запускать и завершать программу;

Знать три варианта представления окна (пиктограмма, окно нормального размера, полноэкранное окно). Уметь пользоваться соответствующими кнопками;

Уметь перемещать окно;

Уметь выбирать пункты горизонтального меню и команды ниспадающего меню;

Знать основные элементы диалогового окна (командные кнопки, переключатели, поля выбора, списки, поля ввода и т.д.) и уметь с ними работать;

Знать, как выглядит текстовый курсор, и уметь устанавливать его вместо ввода текста при помощи мыши (подвести указатель мыши к нужному месту, убедится, что он принял форму текстового курсора и нажать левую клавишу мыши);

Уметь пользоваться клавишами {Delete} и {Backspace};

Уметь пользоваться полосами прокрутки;

Уметь выбирать инструменты панели инструментов (на примере Paintbrush) и применять их для рисования фигур, выбора типа линии и заливки.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИ

После изучения данной темы у учеников должен сформироваться определённый требуемый объём знаний по данному разделу курса.

Учащиеся должны научиться:

– работать с редактором Excel для Windows, освоить основные пункты меню и пиктографических панелей инструментов;

– подготавливать простейшую таблицу в редакторе Excel;

– редактировать текст и значения в ячейках, изменять шрифт и стили в готовом тексте;

– работать с выделенными фрагментами;

– осуществлять поиск и замену фрагментов данных в документе;

– открывать и сохранять файлы с документами;

– совмещать в документе значение таблицы и графическое их решение;

– уметь совмещать таблицы Excel с документами Word;

– использовать привязки к вставляемым документам из Excel в Word;

– научится использовать математические функции, встроенные в Microsoft Excel;

– устанавливать режимы печати и распечатывать документ на принтере.

Тема урока: Обработка числовой информации в Excel.

Цели урока:

  • образовательные:

    • закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel;

    • практическое применение изученного материала;

    • приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность;

  • развивающие:

    • развитие познавательного интереса, речи и внимания учеников;

    • развитие способности логически рассуждать;

    • развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;

  • воспитательные:

    • воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;

    • профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.

Оборудование урока: компьютеры с ОС MS Windows, программа Microsoft Excel, компьютерная презентация, раздаточный материал, принтер, мультимедийный проектор.

План урока

  • Орг.момент   – 1 мин.

  • Постановка темы и целей урока   – 5 мин.

  • Проверка знаний – 15 мин.

  • Закрепление темы практически  – 20 мин.

  • Заключение  – 3 мин.

  • Задание на дом  –1 мин.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Формулировка темы урока с помощью ребусов и определение целей урока.

— Начать сегодняшний урок мне бы хотелось со слов одного из самых знаменитых людей в истории человечества Блеза Паскаля (Слайд 1):

 «Человек, несомненно, сотворен,

чтобы мыслить: в этом главное его

достоинство и главное дело жизни…»

Действительно, только мыслящий и думающий человек может верно обработать данную ему информацию. Ведь информатика, как известно, — это не только «про компьютер», так же как арифметика – не «про калькулятор», а музыка – не «про пианино».

— А о чем сегодня пойдет речь определите именно вы, разгадав несложные ребусы.

(С помощью ребусов можно активизировать дея­тельность обучаемых, актуализировать знания учеников. Но, прежде всего, они могут быть использованы для мотивации учащихся при введении того или иного понятия.

Как и во многих учебных предметах, в информатике очень много разнообразных понятий, что дает возможность широкого использова­ния ребусов на этапе мотивации. Через занимательную подачу мате­риала ученики быстро мобилизуются и включаются в учебную дея­тельность.)

Учащимся раздаются карточки с ребусами и отводится определенное время на решение заданий. Правильные ответы (Слайд 2):

а) формула; г) строка;

б) диаграмма; д) столбец;

в) ячейка; е) выражение

— Итак, как вы видите, все зашифрованные понятия связаны с табличным процессором Excel. И речь на уроке пойдет об обработке числовой информации в Excel (Слайд 3).

Хотелось бы, чтобы в процессе нашей деятельности были достигнуты следующие цели (Слайд 4):

    • закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel;

    • практическое применение изученного материала;

    • приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность;

    • развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу, ее оформить и распечатать на принтере;

    •  формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике;

— А урок давайте начнем со следующих слов (Слайд 5):

Да будь я старушкой преклонных годов,

И то, без унынья и лени,

Программу Excel изучу я за то,

Что очень люблю вычисленья!

III. Проверка знаний работы табличного процессора, правил записи содержимого ячеек.

Актуализация опорных знаний.

— Области применения электронных таблиц весьма разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист. Это: наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, проектирование, моделирование.

Сегодня на уроке мы попробуем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения реальных задач. Но вначале проверим знания принципов работы табличного процессора, правил записи формул.

Повторение проводится с использованием презентации и мультимедийного проектора в игровой форме: из нескольких закрашенных ячеек электронной таблицы составлен вопросительный знак (Слайд 6):

Ученик выбирает любую ячейку и отвечает на скрытый в ней вопрос, появляющийся по гиперссылке. Если ученик не отвечает на выпавший ему вопрос или отвечает неполно, другие могут ответить или дополнить его ответ. (Каждый вопрос размещается на отдельном слайде). Причем за одной из ячеек скрыт «бонус», т.е. возможность получить 1 балл, не отвечая и имеется ячейка, выбрав которую ученик теряет право ответа на вопрос.

За правильный и полный ответ ученик получает 1 или 2 фишки, в зависимости от сложности вопроса.
Итак, начнем работать.

Вопросы для повторения:

  1. Каково главное назначение электронных таблиц? (Выполнение расчетов) – 1 балл

  2. Файл, с каким расширением является документом электронной таблицы? (xls) — 1 балл

  3. Что является основным элементом электронной таблицы? (Ячейка) – 1 балл

  4. Как называется группа ячеек, представленных на рисунке? (Диапазон, блок ячеек) – 1

  5. Укажите адрес данной группы ячеек. (A1:C3) – 1 балл

  6. В электронной таблице выделен блок ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в этот диапазон? (6 ячеек) – 2 балла

  7. Какие вы знаете правила записи формул в электронной таблице? (Всегда начинается со знака равенства, содержит знаки математических операций, имена функций, адреса ячеек, числа) -2 балла

  8. Что такое относительный адрес (ссылка)? (Используется для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки, в которой находится формула). -2 балла

  9. Что такое абсолютный адрес (ссылка)? (Используется для указания фиксированного адреса ячейки) – 2 балла

  10. Дан адрес ячейки — А$6. Какой параметр адреса будет меняться при копировании?  (Столбец А) -1 балл

  11. Что будет результатом вычислений в ячейке С1? (Число 15) -1 балл

  12. Надо ли набирать формулы в каждой из ячеек В3 и В4 или можно занести их в эти ячейки как-то быстрее? (Нет, нужно использовать копирование) -1 балл

  13. Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылки формула, записанная в ячейку С1, после ее копирования в ячейку С2? (=$A$1*B2) – 1 балл

  14. Какой результат будет вычислен в ячейке С2 после копирования в нее формулы из ячейки С1?  (75) – 2 балла

15. Укажите правильную запись формулы в ячейке С2 математического выражения  x + 3y  и предскажите результат. (=A2+3*B2,  25) -2 балла

  1. Какие значения будут получены в ячейках В3 и В4, если в эти ячейки скопировать содержимое ячеек А3 и А4 соответственно?   (8; 10) – 2 балла

IV. Закрепление. Работа на компьютере. Ролевая игра.

Каждый ученик будет представлять одну из фирм: «Богатый урожай», «Мой дом».

Учащимся раздаются таблички с названиями фирм, карточки с заданиями (запросами клиента).

Представители фирм оформляют таблицу, вводят в неё информацию и распечатывают результат (чек для оплаты в кассу; чек должен быть красиво и эффективно оформлен; в роли кассира выступает учитель).

Если работа над задачей вызывает затруднения, ученик может воспользоваться помощью преподавателя.

Ролевая игра проводится в течение 20 мин.

ФИРМА «МОЙ ДОМ»

Фирма «Мой дом» занимается поставкой стройматериалов и помогает клиенту рассчитать расход и стоимость материалов для ремонта помещения. В наличие фирмы имеется следующий набор стройматериалов:

Материал для пола:

Ламинат: 1 м2 — 120 руб.

Линолеум: 1 п. м (длина) — 420 руб.

Паркет дубовый: 1 м2 — 195 руб.

Материал для стен:

Обои: Ширина 1 м Длина рулона 12 м — 100 руб.

Стекло обои: Ширина 1,5 м Длина рулона 10 м — 180 руб.

Панели пластиковые: Ширина 0,25 м Длина 3 м — 150 руб.

Материал для потолка:

Натяжной потолок: 1 м2 — 220 руб.

Потолочные плитки: 0,5 х 0,5 м — 10 руб.

Водоэмульсионная краска: 250 г на 1 м2 — 150 руб. (Масса в упаковке – 3 кг)

Для формирования таблиц используются данные о стоимостимассе стройматериалов в упаковке и их расходе при использовании.
Клиент указал размеры помещения под офис — высота – 3 м,  периметр стен – 84 м, общая площадь помещения —  360 м2 , общая площадь окон и дверей – 72 м2. (Площадь стен =Периметр стен*Высота)
Для этого он хотел бы закупить следующие виды материалов:

ВАРИАНТ 1: ВАРИАНТ 2: ВАРИАНТ 3:

Ламинат; Линолеум; Паркет дубовый;

Стекло обои; Панели пластиковые; Обои;

Натяжной потолок. Потолочные плитки. Водоэмульсионная краска.

Организуйте расчет количества стройматериалов и их стоимости. Распечатайте клиенту чек с указанием названия, количества и стоимости основных стройматериалов.

Фирма «БОГАТЫЙ УРОЖАЙ»

Фирма «Богатый урожай» занимается поставкой семян и помогает клиенту рассчитать, сколько упаковок семян нужно для его садово-огородного участка, сколько они будут стоить. В наличие фирмы имеется следующий набор семян:

Томаты:

Сорт «Розовый великан» 2 г на 1 м2 — 8 руб. (Масса семян в упаковке – 5 г)

Сорт «Бычье сердце» 2 г на 1 м2 — 12 руб. (Масса семян в упаковке – 5 г)

Сорт «Рубин» 2 г на 1 м2 — 10 руб. (Масса семян в упаковке – 6 г)

Огурцы:

Сорт «Корнишон» 2 г на 1 м2 — 4 руб. (Масса семян в упаковке – 6 г)

Сорт «Конкурент» 2 г на 1 м2 — 3 руб. (Масса семян в упаковке – 6 г)

Сорт «Неженский» 2 г на 1 м2 — 5 руб. (Масса семян в упаковке – 8 г)

Картофель:

Сорт «Великан» 200 г на 1 м2 — 30 руб. (Масса семян в упаковке – 5 кг)

Сорт «Голландский» 200 г на 1 м2 — 50 руб. (Масса семян в упаковке – 5 кг)

Сорт «Динамит» 200 г на 1 м2 — 45 руб. (Масса семян в упаковке – 5 кг)

Для формирования таблиц используются данные о стоимостимассе семян в упаковке и их расходе при использовании.

Клиент указал, что для посева он будет использовать участок в 10 соток (1 сотка = 100 м2). Под картофель он планирует отвести – 6 соток, под томаты – 2,5 сотки, под огурцы – 1,5 сотки.
Для этого он хотел бы закупить следующие виды семян:

ВАРИАНТ 1:

  • Томаты. Сорт «Розовый великан»;

  • Огурцы. Сорт «Корнишон»

  • Картофель. Сорт «Великан»

ВАРИАНТ 2:

  • Томаты. Сорт «Бычье сердце»;

  • Огурцы. Сорт «Конкурент»

  • Картофель. Сорт «Голландский»

ВАРИАНТ 3:

  • Томаты. Сорт «Рубин»;

  • Огурцы. Сорт «Неженский»

  • Картофель. Сорт «Динамит»

Организуйте расчет количества материалов и их стоимости. Распечатайте клиенту чек с указанием названия, количества и стоимости всех материалов.

V. Заключение. Анализ и оценка работы каждого ученика.

– Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие навыки работы в среде электронной таблицы.

Выставляются оценки за практическую работу с учетом количества набранных фишек за устные ответы.
— Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!

VI . Задание на дом.

Заключение

В подведении итогов могу сказать, что написанная здесь методическая разработка, имеющая целью изучение такой важной темы как редактор таблиц Microsoft Excel, входящей в учебный план общеобразовательных дисциплин учреждения, создан в помощь преподавателя, которые предполагают обучать учащихся данному материалу.

Поскольку данная информация является базовой и понадобится при изучении всего прикладного пакета программ Microsoft Office, то необходимо добиваться от учеников очень качественного и осмысленного усвоения материала, основной уклон при этом делать на индивидуальные практические задания и тесты.

В результате грамотного и успешного изучения редактора таблиц Excel у учеников очень сильно развивается техническое мышление, абстрактно-логическое мышление, память, и вследствие этого повышается уровень интеллекта. Ко всему прочему опыт работы с редактором таблиц Microsoft Excel очень сильно и неоднократно пригодится им в дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Целью данной методической разработки являлся обмен опытом преподавания с использованием новых методик. Комбинированное использование различных компьютерных программ позволяет преподавателю повысить эффективность обучения, привить интерес к преподаваемой дисциплине, активизировать деятельность обучающихся на занятиях и добиться высоких результатов в образовательном процессе.

Электронные ресурсы:

  1. http://www.niro.nnov.ru/

  2. НИРО Кафедра теории и методики обучения информатики

  3. http://www.niro.nnov.ru/?id=608

  4. Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» http://www.openclass.ru/

  5. Методическая копилка учителя информатики http://infojournal.ru/journal/school/

  6. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

  7. Интернет-педсовет http://pedsovet.org/

  8. Сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su/

  9. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

 http://festival.1september.ru/articles/subjects/11

Журналы

  1. Образование и информатика (сайт журнала http://infojournal.ru/)

  2. Информатика в школе (http://infojournal.ru/journal/school/)

Самоанализ урока

Данный урок является закрепляющим в разделе программы «Технология обработки числовой информации».

Цели урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по обработке числовых данных; расширить представления учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц; развивать познавательный интерес к предмету, умение оценивать результаты выполненных действий, логическое мышление, внимание; воспитание эстетического чувства гармонии, самостоятельности, ответственности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков, целевого применения усвоенного.

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, наглядные, методы практических работ.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Уровень обученности в группе средний.

Урок построен на деятельностной основе с применением проблемно-исследовательской технологии, технологии ситуативного обучения, что обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся. Интерес к изучению предмета подкреплен нестандартными заданиями и реальными ситуациями из жизни.

Структуру урока составляют следующие этапы: орг.момент, актуализация знаний, подготовка к восприятию самостоятельного задания, выполнение практической работы, подведение итогов, домашнее задание. Каждый этап логически завершен, подведен итог и настроен на восприятие следующего этапа.

Во время урока ученики продемонстрировали:

— достаточный интерес к изучаемому материалу;

— активность и самостоятельность.

Урок достиг поставленных целей.

Тип урока: Изучения и первичное закрепление
новых знаний

Цель: формирование представления об
электронной таблице Excel; формирование умения
создавать электронные таблицы.

Задачи урока:

  • дать понятие электронной таблицы, ячейки,
    формулы;
  • познакомить со структурой окна Excel ;
  • закрепить навыки работы в MS Excel.

Формы организации работы учащихся:
фронтальная форма познавательной деятельности
учащихся, работа в парах, индивидуальная работа
по поставленной задаче

УУД:

  • Личностные действия: личная оценка урока,
    своей работы на нём.
  • Регулятивные действия: целеполагание,
    определение своих целей, составление плана
    работы на уроке, анализ хода и способа учебных
    действий, самоанализ и самоконтроль, контроль
    (проверка по шаблону), оценка (выделение и
    осознание учащимся того, что уже усвоено и что
    еще подлежит усвоению),
  • Познавательные действия: умение мыслить,
    давать четкие ответы на поставленные вопросы,
    поиск и извлечение информации, переработка её,
    активизация мыслительной деятельности,
    рефлексия способов и условий действия, контроль
    и оценка процесса и результатов деятельности,
    сравнение, подведение под понятие,
  • Коммуникативные действия: планирование
    учебного сотрудничества, постановка вопросов,
    умение с достаточной точностью и полнотой
    выражать свои мысли в соответствии с задачами и
    условиями коммуникации, умение вступать в
    диалог, сотрудничество

Планируемый результат: Предметные: знать
основные элементы окна Excel, компоненты
компьютера и их назначение при работе с
информацией, знать классификацию программного
обеспечения, уметь работать с формулами в ЭТ,
выполнять расчеты в ЭТ Excel..

Оборудование: Компьютер для учителя,
компьютеры для учащихся, мультимедийный
проектор, учебник, раздаточный материал (Дневник
исследователя)

Учебно-методическое обеспечение:
Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/Л. Л.
Босова. — 3-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
— 229 с.

Межпредметные связи: Информатика,
математика, экология

Ход урока

I. Приветствие орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Желаю Вам
успехов в работе сегодня на уроке! Сегодня на
уроке мы будем работать в Дневниках
исследователя. (Приложение 1.)

Давайте мы подпишем их.

На каждом этапе урока вы должны будете оценить
себя, согласно таблице оценивания внутри
дневника.

II. Постановка темы и целей урока.

А о чем сегодня пойдет речь определите именно
вы, разгадав несложные ребусы. (Приложение
2.)

Ответы: Ячейка, Строка, Столбец, Данные

Что объединяют все эти слова?

Посмотрите на экран, перед вами таблицы.

Сравните два изображения назовите:

  • В чем сходство, а в чем различия (сходство –это
    таблицы, различия – построены в разных
    программах)
  • Какая программа из представленных вам известна,
    а какая нет? ( Word – текстовые редактор, Excel –
    неизвестна)

Давайте сформулируем тему нашего урока.

Молодцы, но точнее тема звучит так “Знакомство
с электронной таблицей Excel”. Запишем ее в ДИ

А какова цель сегодняшнего урока?

Молодцы. Более четко цель звучит следующем
образом: “познакомиться с ЭТ, и научиться в ней
работать.”

III. Формулирование задач урока через прием
толстые и тонкие вопросы.

Определим задачи нашего урока, для этого
используя вопросительные слова в правой колонке,
создать вопрос требующий односложного ответа, в
левой –развернутого, ключевой фразой для
составления вопроса используйте тему урока

Толстые вопросы Тонкие вопросы
В чём различия? Что?
Объясните как? Как?
  Кто?

Исходя из поставленных вами вопросов следует,
что план исследования таков:

  • Введение понятия “электронные таблицы”.
  • Ознакомление с интерфейсом программы.
  • Введение понятия формулы.
  • Применение наших знаний на практике

Молодцы. Оцените себя на этом этапе урока ,
согласно таблице оценивания. Поставьте
соответствующий балл в окошко для самооценки.

IV. Изучение нового.

Давайте сформулируем понятие “ электронные
таблицы” для этого: из предложенных определений
выберите то, которое на ваш взгляд более точно
раскрывает смысл данного понятия :

А) Электронная таблица  — таблица, у которой
ячейки прографки заполнены текстовыми данными

Б) Электронная таблица  — это программа для
математической, статистической и графической
обработки текстовых и числовых данных

В) Электронная таблица  особая форма
передачи содержания, которую отличает от текста
организация слов и чисел в колонки (графы) и
горизонтальные строки.

Правильный ответ под буквой Б. Запишем
определение в ДИ.

Сейчас поработайте в паре с информационным
листком (Приложение 3)

В дневнике исследователя у вас дано диалоговое
окно, ваша задача подписать название частей окна
ЭТ, используя информационный лист.

Давайте проверку осуществим по шаблону:

Рисунок 1.

У нас осталось одно не подписанное окно.

  • Как вы думаете, что это?
  • Какой математический знак вы видите?

Это знак формулы, а строка называется строкой
формул. Подпишите

Давайте обратимся к видеофрагменту (Приложение
4
)

Внимательно слушая автора видео, пронумеруйте
команды алгоритма, который создан для работы с
формулами в ЭТ Excel.

Щелкнуть мышкой на второй адресе ячейки

Поставить математический знак “*”

Щелкнуть мышкой на первый адрес ячейки

Нажать клавишу [Enter]

Ввести знак “=”

Практическая проверка в программе Excel. Выходит
ученик и проработает алгоритм (Приложение
5
)

Молодцы. Оцените себя на этом этапе урока ,
согласно таблице оценивания. Поставьте
соответствующий балл в окошко для самооценки.

V. Практика: проведите исследование.

Внимание!

Сейчас мы проведем исследование на тему
“Таблицы Excel как средство быстрого подсчета
числовой информации”.

Выдвинем Гипотезу для нашего исследования,
исходя из темы.

Гипотеза звучит следующим образом – таблицы
Excel быстро подсчитывают числовую информацию

Цель нашего исследования будет
звучать следующем образом: доказать, что ЭТ
быстро подсчитывают информацию.

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть
нашу гипотезу и цель, будем использовать данные,
которые были взяты с официального сайта
федеральной службы государственной статистики.

Перед вами статистические данные Выбросы в
атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от
стационарных источников, по видам экономической
деятельности

В ваших дневниках исследователя есть образец
таблицы с данными выбросов за последние 10 лет в
РФ. Используя эти данные, вы сможете выполнить
вычисления в Excel. У всех разные сферы
экономической деятельности. Сейчас вы
поработаете самостоятельно за компьютерами.

Ваша задача: запустить программу Excel, Создать
таблицу по образцу, подсчитать сумму выбросов,
подойти ко мне и назвать полученную сумму,
которую занесем в проверочную таблицу (Приложение 6)

Перед исследованием не забудьте о ТБ, работая
за компьютером.

Кто сообщил сумму, садятся на место.

Кто справился с поставленной задачей,
подумайте над выводом по теме нашего
исследования.

Чтобы доказать или опровергнуть нашу гипотезу,
давайте найдем общую сумму отходов, просчитав ее
столбиком, при этом я засеку, сколько времени вы
на это потратите

Скажите сколько получилось???

А теперь посмотрим, за какое время мы сможем это
выполнить в Excele.

Справились с этим нелегким заданием. Давайте
сделаем вывод о нашем исследовании. Гипотеза
подтверждена? Наша цель исследования достигнута?

Молодцы. Оцените себя на этом этапе урока,
согласно таблице оценивания. Поставьте
соответствующий балл в окошко для самооценки.

VI. Подведение итогов.

Ответим на несколько вопросов:

— как вы думаете , какая проблема скрывается в
данной статистике?

— видите ли вы пути решения данной проблемы?

Выступают несколько учащихся.

В нашей стране вопросы экологии очень
актуальны, и поэтому 2017 год в РФ объявлен годом
экологии. Поэтому именно вы можете принять
участие в различных проектах по экологии,
которые будут проходить.

Сегодня на уроке мы убедились, что умение
работать с электронными таблицами помогает
людям в различных областях. А назовите еще
области или профессии, в которых необходимо
знание электронных таблиц?

В каких школьных предметах вы сможете
применить ЭТ?

VII. Домашняя работа

В качестве домашней работы, я предлагаю вам
ответить на вопрос: Есть ли более совершенные ЭТ
для быстрого подсчета числовой информации?

Готовую работу отправьте мне на эл. почту по
адресу proverka-dz@mail.ru

VIII. Рефлексия

Подсчитайте сумму ваших оценок за три этапа
урока и выведите общую оценку за урок.

Посмотрите на экран и поднимите руки у кого 5.
Пятерок у нас получилось -… . 4-…, 3-…

Вы оценили себя, давайте посмотрим насколько
объективны ваши оценки.

На ваших ДИ есть QR-код. У каждой стороны
написана буква. На экране у вас будут вопросы, вам
достаточно поднять карточку вверх с правильным
ответом (Вопросы созданы на сайте plickers.com)? при
помощи смартфона я просканирую ваши ответы.

1. Я знаю как запустить программу Excel (Да, Нет)

2. Я знаю для чего она предназначена (Да, Нет)

3 Я могу производить вычисления с помощью
формул в Excel (Да, Нет)

Вот такие же диаграммы можно строить и в excel, но
это уже другой урок и другая тема. А наш урок
подходит к концу, прощаться с вами не хочется.

ДИ вы оставляете себе, в них вы найдете основные
ошибки в программе Excel. Они вам пригодится для
дальнейшего изучения этой программы.

Может у вас остались еще вопросы, вы можете
задать их. Спасибо вам за урок.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Анализ тренда это в excel
  • Анализ темы ms excel
  • Анализ текста ячейки в excel
  • Анализ что если диспетчер сценариев в excel
  • Анализ что если в excel уравнения